Коротко о главном
Джон Лорд:
Ричи с первых же дней поразил меня своими выкрутасами. Он выглядел
сказочно, почти как танцор балета. Это была школа середины 60-х: гитара
за голову… все как у Джо Брауна!..
Участники группы оделись в бутике Mr Fish Тони Эдвардса, за его же
деньги. «Одежда эта выглядела очень красиво, но минут через сорок
начинала расползаться по швам… Некоторое время мы себе страшно
нравились, но со стороны выглядели ужаснейшими пижонами», — говорил
Лорд.

1968—1969. Mark I
Первый состав Deep Purple (Эванс, Лорд, Блэкмор, Симпер, Пэйс)
Первая возможность выступить перед большой аудиторией представилась для
группы в апреле 1968 года в Дании. Это была знакомая для Лорда
территория (за год до этого он играл здесь с St Valentine’s Day
Massacre), кроме того, Дания находилась в стороне от большой рок-сцены,
что устраивало музыкантов. «Мы решили начать, как Roundabout, —
вспоминал Лорд, — а в случае неудачи превратиться в Deep Purple».
Согласно другой версии (Ника Симпера) название поменялось на борту
парома: «Тони Эдвардс, естественно, называл нас Roundabout. Но тут вдруг
подошёл к нам репортёр, спросил, как мы называемся, и Ричи ответил:
Deep Purple».
Датская публика оставалась в неведении относительно этих маневров.
Первый концерт группа провела как Roundabout, но при этом на постерах
были упомянуты Flowerpot Men и Artwoods. Deep Purple постарались
произвести на публику сильнейшее впечатление и, как вспоминает Симпер,
имели «ошеломляющий успех». Пэйс оказался единственным, у кого об этом
турне остались мрачные воспоминания. «Из Харвича в Эсберг мы направились
морем. Требовалось разрешение на работу в стране, а бумаги у нас были
далеко не в полном порядке. Из порта меня в полицейской машине с
решётками отвезли прямиком в участок. Я подумал: хорошенькое начало! По
возвращении от меня воняло псиной».

Успех в США
Весь материал дебютного альбома Shades of Deep Purple был создан за два
дня, в течение почти непрерывной 48-часовой студийной сессии в древнем
особняке Хайли (Балькомб, Англия) под руководством продюсера Дерека
Лоуренса, которого Блэкмор знал ещё по совместной работе с Джоном Миком.
В июне 1968 года на Parlophone Records вышел первый сингл группы Hush,
композиция американского кантри-певца Джо Саута. Однако, за основу
группа взяла версию Билли Джо Ройала, с которой группа только и была в
тот момент знакома. Идея использовать Hush в качестве стартового релиза
принадлежала Джону Лорду и Нику Симперу (вещь была очень популярна в
лондонских клубах), аранжировал же ее Блэкмор. В США сингл поднялся до 4
места, причём огромную популярность имел в Калифорнии. Лорд считает,
что причиной тому отчасти было удачное совпадение: в этом штате в те дни
широкое распространение получила разновидность «кислоты» под названием
«Deep Purple». В Британии сингл успеха не имел, но здесь группа
дебютировала на радио в программе Top Gear Джона Пила: их выступление
произвело на публику и специалистов сильное впечатление. Второй альбом
The Book of Taliesyn группа сконструировала по изначальной формуле,
основные надежды связав с кавер-версиями. Kentucky Woman и River Deep —
Mountain High имели умеренный успех, но его оказалось достаточно, чтобы
протолкнуть пластинку в американскую «двадцатку». Уже сам по себе тот
факт, что альбом, вышедший в США в октябре 1968 года, появился в Англии
лишь 9 месяцев спустя (причем без всякой поддержки со стороны
рекорд-компании), свидетельствовал о том, что EMI утратила интерес к
группе. «В США мы сразу же заинтересовали большой бизнес, — вспоминал
Симпер. — В Британии EMI, эти глупые старички, не сделали для нас
ничего».
Почти всю вторую половину 1968 года Deep Purple провели в Америке: здесь
— при посредстве продюсера Дерека Лоуренса — они подписали контракт с
лейблом Tetragrammaton Records, финансировавшимся комедийным актёром
Биллом Косби. Уже на второй день пребывания группы в США один из
приятелей Косби, Хью Хефнер, пригласил Deep Purple к себе в Playboy
Club. Выступление группы в программе Playboy After Dark остаётся одним
из самых курьезных моментов в её истории, особенно эпизод, где Ричи
Блэкмор «учит» хозяина шоу играть на гитаре. Ещё более странным было
появление участников группы в программе The Dating Game («Игра в
свидание»), где Лорд оказался в числе проигравших и был очень расстроен
(потому что девушка, которая его отвергла «… была такая красивая»).

Новое направление
Deep Purple вернулись домой к Новому Году и (после таких залов, как
лос-анджелесский Inglewood Forum) неприятно удивились, узнав, что им
предлагается выступить, например, в помещении Студенческого союза
Голдмит-колледжа на юге Лондона. Изменились — как самооценка участников
группы, так их взаимоотношения. Ник Симпер:
Ричи был особенно раздражён тем фактом, что Эванс и Лорд на би-сайд
поместили свою вещь и кое-что заработали на продаже сингла. Ричи
жаловался мне: Род Эванс всего лишь написал слова песни! На что я
отвечал ему: Любой идиот может сочинить гитарный рифф, а ты попробуй
напиши осмысленный текст!.. Ему это совсем не понравилось.
Март, апрель и май 1969 года группа провела в США, но до возвращения в
Америку успела записать третий альбом Deep Purple, ознаменовавший
переход группы к более тяжёлой и сложной музыке. Между тем, к тому
времени, как он (несколько месяцев спустя) вышел в Британии, группа уже
изменила состав. В мае Блэкмор, Лорд и Пэйс втроем тайно встретились в
Нью-Йорке, где приняли решение о смене вокалиста, о чем проинформировали
второго менеджера Джона Колетту, сопровождавшего группу в поездке. «Род
и Ник достигли предела своих возможностей в группе, — вспоминал Пэйс. —
Род обладал прекрасным вокалом для баллад, но его ограниченность
становилась все более очевидной. Ник был прекрасным басистом, но его
взгляды были устремлены в прошлое, а не в будущее». Кроме того, Эванс
влюбился в американку и вдруг захотел стать актером. По словам Симпера,
«… рок-н-ролл для него потерял всякую значимость. Его сценические
выступления становились все слабее и слабее». Между тем, остальные
участники развивались стремительно, и звучание ужесточалось день ото
дня. Свой последний концерт американского турне Deep Purple дали в
первом отделении Cream. После них хэдлайнеров зрители свистом согнали со
сцены.

Гиллан и Гловер
В июне, по возвращении из Америки, Deep Purple приступили к записи
нового сингла Hallelujah. К этому времени Блэкмор (благодаря барабанщику
Мику Андервуду, знакомому по участию в The Outlaws) открыл для себя
(практически неизвестную в Британии, но интересовавшую специалистов)
группу Episode Six, исполнявшую поп-рок в духе The Beach Boys, но
имевшую необычно сильного вокалиста. Блэкмор привёл на их концерт Лорда,
и тот также поразился мощи и выразительности голоса Иэна Гиллана.
Последний согласился перейти в Deep Purple, но — чтобы
продемонстрировать свои собственные композиции, — привёл с собой в
студию и басиста Episode Six Роджера Гловера, c которым уже сформировал
прочный авторский дуэт. Гиллан вспоминал, что при встрече с Deep Purple
его поразила прежде всего интеллигентность Джона Лорда, от которого он
ждал много худшего. Гловер (который всегда одевался и вёл себя очень
просто), напротив, был напуган мрачностью участников Deep Purple,
которые «… носили чёрное и выглядели очень загадочно». Гловер принял
участие в записи Hallelujah, к своему изумлению, тут же получил
приглашение войти в состав, и на следующий день его после долгих
колебаний принял.
Примечательно, что пока записывался сингл, Эванс и Симпер не знали, что
их судьба решена. Остальные трое днём втайне репетировали с новыми
вокалистом и басистом в лондонском центре Hanwell Community, а по
вечерам давали концерты с Эвансом и Симпером. «Для Purple это был
нормальный modus operandi, — позже вспоминал Гловер. — Тут было принято
так: если возникает проблема, главное — всем о ней молчать, полагаясь на
менеджмент. Предполагалось, что если ты профессионал, то с элементарной
человеческой порядочностью должен расстаться заранее. Мне было очень
стыдно за то, как поступили с Ники и Родом». Свой последний концерт
старый состав Deep Purple дал в Кардиффе 4 июля 1969 года. Эвансу и
Симперу выдали трёхмесячное жалование, а кроме того позволили взять с
собой усилители и аппаратуру. Симпер через суд отсудил ещё 10 тысяч
фунтов, но утратил право на дальнейшие отчисления. Эванс удовлетворился
малым и в результате в течение последующих восьми лет получал ежегодно
по 15 тысяч фунтов от продажи старых пластинок. Между менеджерами
Episode Six и Deep Purple возник конфликт, улаженный без суда, через
компенсацию в размере 3 тысяч фунтов.

1969—1972. Mark II
Оставаясь практически неизвестными в Британии, Deep Purple постепенно и в
Америке теряли коммерческий потенциал. Неожиданно для всех Лорд
предложил менеджменту группы новую, в высшей степени привлекательную
идею.
Мысль о том, чтобы создать произведение, которое могло было бы
исполняться рок-группой с симфоническим оркестром, появилась у меня ещё в
The Artwoods. Натолкнул меня на неё альбом Дэйва Брубека «Brubeck Plays
Bernstein Plays Brubeck». Ричи был обеими руками за. Вскоре после
прихода Иэна и Роджера Тони Эдвардс вдруг спросил меня: «Помнишь, ты мне
рассказывал о своей идее? Надеюсь, это было всерьез? Ну так вот: я
арендовал Алберт-Холл и Лондонский филармонический оркестр — на 24
сентября». Я пришел — сначала в ужас, потом в дикий восторг. На работу
оставалось около трех месяцев, и я тут же к ней приступил.— Джон Лорд
Издатели Deep Purple привлекли к сотрудничеству композитора Малкольма
Арнольда, оскаровского лауреата: он должен был осуществлять общее
наблюдение над ходом работы, после чего встать за дирижёрский пульт.
Безоговорочная поддержка Арнольдом проекта, который многие считали
сомнительным, в конечном итоге и обеспечила успех.
Менеджмент группы нашёл спонсоров в лице The Daily Express и
кинокомпании British Lion Films, снявшей это событие на плёнку. Гиллан и
Гловер нервничали: через три месяца после прихода в группу их выводили
на самую престижную концертную площадку страны. "Джон был очень терпелив
с нами, — вспоминал Гловер. — Никто из нас не понимал нотной грамоты,
так что наши бумажки пестрели замечаниями, вроде: «дожидаешься той
дурацкой мелодии, потом смотришь на Малкольма и считаешь до четырёх».
Альбом Concerto for Group and Orchestra (в исполнении Deep Purple and
the Royal Philharmonic Orchestra), записанный на концерте в Ройал
Алберт-холле 24 сентября 1969 года, был выпущен (в США) три месяца
спустя. Он обеспечил группе ажиотаж в прессе (что и требовалось) и попал
в британские чарты. Но среди музыкантов воцарилось уныние. Внезапная
слава, обрушившаяся на Лорда-автора, бесила Ричи. Гиллан в этом смысле
был солидарен с последним. «Промоутеры замучали нас вопросами, вроде: А
где оркестр? — вспоминал он. — Один вообще заявил: симфонического вам не
гарантирую, но духовой оркестр пригласить могу». Более того, и сам Лорд
понял, что появление Гиллана и Гловера открывает перед группой
возможности в совсем иной области. К этому времени центральной фигурой в
ансамбле стал Блэкмор, разработавший своеобразный метод игры со
«случайным шумом» (путем манипуляций с усилителем) и призывавший коллег
последовать путем Led Zeppelin и Black Sabbath. Стало ясно, что сочный,
насыщенный звук Гловера становится «якорем» нового звука, и что
драматичный, экстравагантный вокал Гиллана идеально соответствует новому
радикальному пути развития, который был предложен Блэкмором. Новый
стиль группа отрабатывала в ходе непрерывной концертной деятельности:
компания Tetragrammaton (финансировавшая кинокартины и переживавшая один
провал за другим) к этому времени оказалась на грани банкротства (ее
долги к февралю 1970 составили более двух миллионов долларов). При
полном отсутствии финансовой поддержи из-за океана Deep Purple вынуждены
были полагаться лишь на заработки от концертов.

Всемирный успех
В полной мере потенциал нового состава реализовался в конце 1969 года,
когда Deep Purple приступили к записи нового альбома. Едва группа
собралась в студии, как Блэкмор категорически заявил: в новый альбом
войдёт только всё самое волнующее и драматичное. Требование, с которым
согласились все, стало лейтмотивом работы. Работа над Deep Purple In
Rock продолжалась с сентября 1969 года по апрель 1970-го. Выпуск альбома
задержался на несколько месяцев, пока обанкротившийся Tetragrammaton не
перекупила компания Warner Brothers, автоматически унаследовавшая и
контракт Deep Purple.
Тем временем Warner Bros. выпустили в США Live In Concert — запись с
Лондонским Филармоническим Оркестром, — и вызвали группу в Америку
выступить в Hollywood Bowl. После ещё нескольких концертов в Калифорнии,
Аризоне и Техасе 9 августа Deep Purple оказались вовлечены в очередной
конфликт: на этот раз на сцене Национального джазового Фестиваля в
Пламптоне. Ричи Блэкмор, не желая уступать своё время в программе
опоздавшим Yes, устроил мини-поджог сцены и вызвал пожар, из-за чего
группа была оштрафована и практически ничего за своё выступление не
получила. Остаток августа и начало сентября группа провела в гастролях
по Скандинавии.
In Rock вышел в сентябре 1970 года, имел огромный успех по обе стороны
океана, был сразу же объявлен «классическим» и в первой альбомной
«тридцатке» Британии продержался более года. Правда, менеджмент не нашёл
в представленном материале ни намека на сингл, и группу отправили в
студию срочно что-нибудь придумывать. Созданный почти спонтанно Black
Night обеспечил группе первый большой успех в чартах, поднявшись до 2-го
места в Британии, и стал её визитной карточкой на многие годы вперёд.
В декабре 1970 года вышла рок-опера, написанная Энрю Ллойд Веббером по
либретто Тима Райса — «Иисус Христос — суперзвезда» которая стала
мировой классикой. Заглавную партию в этом произведении исполнял Иэн
Гиллан. В 1973 году на экраны вышел фильм «Иисус Христос — суперзвезда»,
который от оригинала отличали аранжировки и вокал Теда Нилли (Ted
Neeley) в роли Иисуса. Гиллан в то время вовсю работал в Deep Purple, и
так и не стал киношным Христом.
В начале 1971 года группа приступила к работе над следующим альбомом,
при этом не прекращая концертов, из-за чего запись растянулась на
полгода и была закончена в июне. В ходе гастролей ухудшилось здоровье
Роджера Гловера. Впоследствии выяснилось, что его проблемы с желудком
имеют психологическую подоплеку: это был первый симптом сильнейшего
гастрольного стресса, который вскоре поразил всех участников коллектива.
Fireball вышел в июле в Британии (поднявшись здесь на вершину хит-пара) и
в октябре — в США. Группа провела американские гастроли, а британскую
часть тура завершила грандиозным шоу в лондонском Альберт-холле, где в
королевской ложе были размещены приглашённые родители музыкантов. К
этому времени Блэкмор, давший волю собственной эксцентричности, стал в
Deep Purple «государством в государстве». «Если Ричи захочет сыграть
соло на 150 тактов, он сыграет его и никто не сможет остановить его», —
говорил Гиллан в интервью Melody Maker в сентябре 1971 года.
Американские гастроли, начавшиеся в октябре 1971 года были отменены
из-за болезни Гиллана (он заразился гепатитом). Два месяца спустя
вокалист воссоединился с остальными участниками в Монтрё, Швейцария для
работы над новым альбомом. Deep Purple договорились с Rolling Stones об
использовании их передвижной студии Mobile, которую предполагалось
расположить около концертного зала «Казино». В день приезда группы, во
время выступления Фрэнка Заппы и The Mothers Of Invention (куда
отправились и участники Deep Purple), произошел пожар, вызванный
ракетой, посланной кем-то из зрителей в потолок. Здание сгорело, и
группа арендовала пустовавшую гостиницу Grand Hotel, где и завершила
работу над пластинкой. По свежим следам была создана одна из самых
знаменитых песен группы, Smoke On The Water.
Если верить легенде, текст Гиллан набросал на салфетке, глядя из окна
на поверхность озера, окутанного дымом, а заголовок предложил Роджер
Гловер, которому эти 4 слова, будто бы, явились во сне. (Альбом Machine
Head вышел в марте 1972 года, поднялся до 1-го места в Британии и
разошёлся 3-миллионным тиражом в США, где сингл Smoke On The Water вошёл
в первую пятёрку «Биллборда».
В июле 1972 года Deep Purple вылетели в Рим для записи следующего
студийного альбома (вышедшего впоследствии под заголовком Who Do We
Think We Are?). Все участники группы были морально и психологически
истощены, работа проходила в нервной обстановке — ещё и из-за
обострившихся противоречий между Блэкмором и Гилланом. 9 августа
студийная работа была прервана, и Deep Purple отправились в Японию.
Записи проведенных здесь концертов вошли в Made in Japan: выпущенный в
декабре 1972 года, в ретроспетиве он считается одним из лучших
концертных альбомов всех времен, наряду с «Live At Leeds» The Who и «Get
Yer Ya-Ya’s Out» (The Rolling Stones). «Идея живого альбома — добиться
как можно более естественного звучания всех инструментов при
энергетической подпитке от публики, которая способна вытянуть из группы
такое, что она никогда не смогла бы создать в студии», — говорил
Блэкмор. " В 1972 году Deep Purple пять раз вылетали на гастроли в
Америке, а шестой тур прервали уже из-за болезни Блэкмора. К исходу года
по общим тиражам пластинок Deep Purple были объявлены популярнейшей
группой мира, обойдя Led Zeppelin и Rolling Stones.

Уход Гиллана и Гловера
В ходе осенних американских гастролей уставший и разочарованный
положением дел в группе Гиллан принял решение уйти, о чём сообщил
письмом в лондонский менеджмент. Эдвардс и Колетта уговорили вокалиста
повременить, и тот (теперь уже в Германии, на той же студии Rolling
Stones Mobile) вместе с группой завершил работу над альбомом. К этому
времени он уже не разговаривал с Блэкмором и разъезжал отдельно от
остальных участников, избегая авиаперелётов. Альбом Who Do We Think We
Are (названный так, потому что итальянцы, возмущенные уровнем шума на
ферме, где записывался альбом, задавали повторявшийся вопрос: «За кого
они вообще сами себя принимают?») разочаровал музыкантов и критиков,
хоть и содержал сильные вещи — «стадионный» гимн Woman From Tokyo и
сатирико-публицистическую Mary Long, высмеивавшую Мэри Уайтхаус и лорда
Лонгфорда, двух тогдашних блюстителей нравственности.
В декабре, когда Made in Japan вошел в хит-парады, менеджеры встретились
с Джоном Лордом и Роджером Гловером и попросили их приложить все усилия
к тому, чтобы сохранить группу. Те убедили остаться Иэна Пэйса и Ричи
Блэкмора, уже задумавших собственный проект, но Блэкмор поставил перед
менеджментом условие: непременное увольнение Гловера. Последний,
заметив, что коллеги начали его сторониться, потребовал у Тони Эдвардса
объяснений, и тот (в июне 1973 года) признался: его ухода требует
Блэкмор. Разгневанный Гловер тут же подал заявление об увольнении. После
последнего совместного концерта Deep Purple в Осаке, Япония, 29 июня
1973 года, Блэкмор, проходя мимо Гловера на лестнице, лишь бросил через
плечо: «Ничего личного: бизнес есть бизнес». Гловер тяжело перенёс эту
неприятность и в течение трёх последующих месяцев не выходил из дому,
отчасти — из-за обострившихся проблем с желудком.
Иэн Гиллан покинул Deep Purple одновременно с Роджером Гловером и на
некоторое время отошёл от музыки, занявшись мотоциклетным бизнесом. На
сцену он вернулся три года спустя с Ian Gillan Band. Гловер после
выздоровления сконцентрировался на продюсерской деятельности.

1973—1974. Mark III
В июне 1973 года трое оставшихся участников Deep Purple пригласили
вокалиста Дэвида Ковердэйла (который к тому времени работал в
фэшшн-бутике) и поющего басиста Гленна Хьюза (экс-Trapeze). В феврале
1974 года был выпущен Burn: альбом ознаменовал триумфальное возвращение
группы, но вместе с тем и перемену стиля: глубокий, богатый нюансами
вокал Ковердейла и высокий бэкинг-вокал Хьюза придали новый,
ритм-энд-блюзовый оттенок музыке Deep Purple, лишь в заглавном треке
продемонстрировавших верность традициям классического хард-рока.
В начале 1974 года третий состав Deep Purple обкатывал свою новую
программу в относительно скромных гастролях по Европе. Американские
гастроли, намеченные на начало года, пришлось отложить из-за того, что
Джону Лорду вырезали аппендицит. Наконец, 3 марта 1974 года выступлением
в Детройте Deep Purple начали американское турне. На этот раз, учитывая
напряженность поездки, решили передвигаться с комфортом: был нанят
частный реактивный самолет «Боинг 720», под названием Starship 1 —
«Звездный Корабль I» — самый большой, самый комфортабельный и самый
дорогой частный аэроплан в мире (за прокат его на срок чуть более месяца
заплатили 127 тысяч долларов). Гастроли окончились выступлением в
Калифорнии, на огромном рок-фестивале, где были также Emerson, Lake and
Palmer, The Eagles, Black Sabbath и другие.
Зрителей было более четверти миллиона, телевидение АВС снимало фестиваль
целиком. Концертная ставка Deep Purple в тот день была —$45 000, кроме
того, они получили еще 90 тысяч за право показа их выступления по
телевидению. На крупных мероприятиях такого типа основная трудность —
это чередование групп на сцене. Поскольку каждый коллектив выступает со
своим многотонным оборудованием, которое требует установки, подключения,
настройки и проверки, то процедура эта занимает, в лучшем случае, около
часа. Публика, естественно, столько ждать не может, поэтому на разных
фестивалях придумывают различные выходы из положения: например, строятся
две большие сцены — на одной выступают, на другой в это время
готовится. На калифорнийском фестивале на земле были уложены
железнодорожные рельсы, по которым перемещались три огромные сценические
площадки. На одной шло выступление, на другой — ставили аппаратуру, на
третьей ее разбирали. Deep Purple имели право выбора и они запланировали
свое выступление на закате солнца. У дип-перпловцев был уже большой
опыт подобной работы, поэтому они принимали в расчет неизбежные задержки
и запаздывания.
Однако придуманная бойкими американцами железнодорожная система
действовала на редкость безотказно и за целый день ни минуты
фестивального времени не было потеряно. Короче, когда для Deep Purple
настало время идти на сцену, солнце еще светило во всю и задуманный
драматический эффект оборачивался полным пшиком. Ричи Блекмор спокойно
заявил, что на сцену не пойдет. Начался скандал, распорядитель с
телевидения АВС начал требовать, чтобы группа немедленно начинала
выступление, дал две минуты на размышление, отсчитывая секунды сочным
баритоном, и сказал, что в противном случае он позаботится о том, чтобы
ноги дип-перпловцев не было на американском континенте. Прибежали
ответственные товарищи из Warner Brothers, принялись увещевать, но Ричи
Блекмор невозмутимо настраивал гитару. Различными маневрами
(исчезновение в туалете и т. д.), удалось оттянуть 45 минут. Терпение
организаторов фестиваля кончалось, они уже приняли решение снять Deep
Purple с программы. Вдруг на фестивальную сцену выбежал их рабочий, Оззи
Хоп, и завопил, обращаясь к двухсотпятидесятитысячной толпе: «ВЫ ХОТИТЕ
УВИДЕТЬ DEEP PURPLE?» В ответ пророкотало громоподобное «YES!!!».
Организатором ничего не оставалось делать, как мириться и Deep Purple
вышли на сцену как раз тогда, когда калифорнийское солнце живописно
закатывалось за горизонт. Концерт снимался доброй дюжиной телекамер и
менеджеры Deep Purple предупредили операторов, что ни в коем случае не
следует подходит близко к Ричи Блекмору и загораживать его от публики.
Иначе, он может выкинуть номер. Но — началось выступление и один из
телеоператоров, в поисках ракурса, постепенно стал приближаться к
Блекмору, тот отодвигался от него по сцене, оператор подходил ближе и
тут Ричи, в слепой вспышке гнева, что есть силы врезал гитарным грифом
по телекамере. Дорогая линза раскололась на куски, растроенного
оператора пришлось увести под руки. Несмотря на строжайшие правила
пожарной безопасности, Ричи Блекмор попросил рабочего сцены облить его
колонки бензином и во время последнего номера сам поджег их. Раздались
два мощных взрыва, одним из которых Ричи сбило с ног, волосы его
загорелись.
Набежала полиция, пожарные, все начали кричать, требовать у менеджеров
Джона Колетты и Тони Эдвардса призвать своих музыкантов к порядку... В
это время Ричи Блекмор кидал горелые куски аппаратуры в бушующее людское
море. Пользуясь неразберихой, Джон Колетта схватил Ричи, запихал его в
машину и на полной скорости помчался к поджидавшему их вертолету. За
ними следом мчалась полицейская машина со включенной сиреной и
разноцветными вспышками огней. Пилот, видя такое, взлетать отказывался,
тогда Колетта пригрозил, что не заплатит ему ни копейки за предыдущую
работу и пилот нехотя поднял машину в воздух как раз тогда, когда
полицейские выскочили, чтобы арестовать нашего героя. Перелетев в
соседний штат, Ричи Блекмор был в безопасности.
В ноябре 1974 года вышел Stormbringer. Эпический заглавный трек, а также
«Lady Double Dealer», «The Gypsy» и «Soldier Of Fortune» стали
популярны на радио, но в целом материал оказался слабее — во многом
потому, что Блэкмор (как сам он признавал позже), не одобряя увлечение
остальных музыкантов «белым соул», лучшие идеи приберегал для Rainbow,
куда и ушёл в 1975 году.

Mark IV (1975—1976)
Для остальных участников группы это явилось потрясением, но сдаваться
они не собирались и к удивлению многих нашли замену гитаристу,
считавшемуся незаменимым — в лице Томми Болина, американского гитариста
которого — согласно одной версии (изложенной в приложении к 4-томному
бокс-сету) рекомендовал Ковердейл. Сам Болин в интервью Melody Maker в
июне 1975 года (опубликованному на сайте Deep Purple Appreciation
Society), утверждал, что он пришёл на прослушивание по рекомендации Ричи
Блэкмора. Болин, игравший до этого в Denny & The Triumphs, American
Standard, Zephyr, известность получил благодаря участию в альбоме Билли
Кобхэма Spectrum (1973), а также в альбомах Bang (1973) и Miami (1974)
группы The James Gang. В альбоме Come Taste the Band (вышедшем в США в
ноябре 1975 года) влияние Болина оказалось решающим: при поддержке Хьюза
и Ковердейла он написал большую часть материала. Его композиция
«Gettin` Tighter» (на слова Хьюза) стала популярным концертным
стандартом, символизировавшим новое музыкальное направление,
предпринятое группой. Однако гитарист к этому времени уже серьёзно
подсел на наркотики: концерт в марте 1976 года в Ливерпуле был
практически сорван. После концерта Ковердейл заявил руководству, что
покидает группу, оказалось, что Лорд и Пэйс к этому моменту тоже решили
прекратить существование Deep Purple. Официально о распаде было
объявлено лишь в июле.
Пауза (1976—1984)
4 декабря 1976 года, вскоре после окончания работы над своим вторым
сольным альбомом («Private Eyes») в Майами, Томми Болин скончался от
передозировки. Ему было 25 лет. Группа распалась: Блэкмор продолжал
выступать с Rainbow, Гиллан выпустил альбом Born Again (1983) и провел
турне с Black Sabbath, заменив по иронии судьбы бывшего вокалиста
Rainbow Ронни Джеймса Дио. (Ещё более странным может показаться тот
факт, что Тони Айомми первоначально предложил эту работу Дэвиду
Ковердейлу, но тот отказался). С остальными музыкантами тоже происходили
забавные совпадения: первые сольные альбомы David Coverdale’s
Whitesnake продюсировал… Роджер Гловер (позже, с 1979 по 1984 игравший в
Rainbow), а после — уже в полноценный Whitesnake пришли Джон Лорд
(пробывший в составе группы до 1984 года), и Йэн Пэйс (пробывший там,
правда, совсем недолго), там же оказывался барабанщик Rainbow Кози
Пауэлл, бывший в то же время другом Тони Айомми.

Воссоединение
В начале 80-х годов Deep Purple уже начали забывать, как вдруг (после
встречи участников, состоявшейся в Коннектикуте) группа собралась в
классическом составе (Блэкмор, Гиллан, Лорд, Пэйс, Гловер) и выпустила
Perfect Strangers, за которым последовало начавшееся в Австралии
успешное мировое турне. В Британии группа дала лишь один концерт — на
фестивале в Небуорте. Но после выхода The House of Blue Light (1987)
стало ясно, что союз продлится недолго. К моменту выхода концертного
альбома Nobody’s Perfect летом 1988 года Гиллан объявил об уходе.

Slaves and Masters
Гиллан, который ещё летом 1988 года вместе с Берни Марсденом выпустил
сингл «South Africa», продолжал работать на стороне. Из музыкантов групп
The Quest, Rage и Export он набрал коллектив и, назвав его Garth
Rockett and the Moonshiners, в начале февраля дал дебютный концерт в
«Southport Floral Hall». В начале апреля, закончив турне с Moonshiners
Иэн Гиллан возвратился в США. Конфликт между Гилланом и остальными
участками группы продолжал нарастать. Джон Лорд: «Думаю, что Иэну не
нравилось то, что мы делаем. В то время он ничего не писал, часто не
приходил на репетиции». Зато его всё чаще видели пьяным. Однажы он почти
голым ввалился в номер Блэкмора и там уснул. В другой раз он прилюдно
нецензурно высказался в адрес Брюса Пэйна. Вдобавок он затягивал начало
записи нового альбома, выпуск которого намечен на начало 1990 года.
Наконец 14 мая 1989 года Гиллан опять отправился в поездку по клубам
Англии с группой Garth Rockett and the Moonshiners. А во время его
отсутствия остальные участники группы принимают решение уволить
«большого Иэна». Даже Гловер, который обычно поддерживал Гилана выступил
за изгнание: «Гиллан очень сильная личность и не выносит, когда дела
идут не так, как он того хочет. Он мог работать со мной, ибо был готов
идти на компромисс, но с остальными членами Deep Purple, а в основном с
Ричи, ему всегда работалось тяжело. Это был конфликт сильных личностей, и
его нужно было прекратить. Мы решили, что Иэн должен уйти. И неправда,
что это Ричи выгнал Гиллана, потому что сие болезненное решение было
принято всеми, руководствуясь только одним — интересами группы».
На место Гиллана Блэкмор предложил Джо Линн Тёрнера, ранее певшего в
Rainbow. Тёрнер незадолго до этого покинул группу Ингви Мальмстина и был
свободен от контрактов. Первые пробы Тёрнера в Deep Purple прошли
хорошо, но Гловера, Пэйса и Лорда эта кандидатура не устраивала.
Объявление в газете тоже результата не принесло. В прессе появлялись
известия, что в Deep Purple приняты: Терри Брок из Strangeways, Брайан
Хоу из Bad Company, Джимми Джеймсон из Survivor. Менеджеры эти слухи
опровергали. Роджер Гловер: «Тем временем мы всё ещё не могли решить,
кто был бы вокалистом группы. Мы просто тонули в океанах плёнок с
записями кандидатов, только всё это нам не подходило. Почти 100 %
претендентов неудачно пытались скопировать манеру и голос Роберта
Планта, а нам нужно было совсем другое». Тогда Блэкмор предложил
вернуться к кандидатуре Тёрнера. Заменив Гиллана он, по собственному
выражению, «реализовал мечту всей своей жизни».
Запись нового альбома началась в январе 1990 года в студии «Greg Rike
Productions» (город Орландо). Окончание записи и микширование проходило в
нью-йоркских студиях «Sountec Studios» и «Power Station». О приходе
Тёрнера официально не объявляли. Впервые перед публикой Джо появился в
составе футбольной команды рядом с Пэйсом, Гловером и Блэкмором в матче
против коллектива радиостанции WDIZ из Орландо. 27 марта европейское
отделение фирмы «BMG» организовало в Монте-Карло пресс-конференцию, на
которой представили Тёрнера. Для прессы прокрутили четыре новые песни
группы, среди которых была «Hey Joe».
Запись была в основном окончена к августу. 8 октября вышел сингл с
песнями «King Of Dreams/Fire In The Basement», а 16-го октября в
Гамбурге состоялась презентация альбома, названного «Slaves and
Masters». Название, как пояснял Роджер Гловер, диск получил от двух
24-дорожечных магнитофонов, использовавшихся при записи. Один из них
называли «Master» (главный или ведущий), а другой — «Slave» (ведомый). В
продажу альбом поступил 5 ноября 1990 года и вызвал противоречивые
отклики. Блэкмор был очень доволен пластинкой, но музыкальная критика
сочла, что она больше похожа на альбом Rainbow.
Практически одновременно с выходом этого альбома немецкое отделение
«BMG» выпустило пластинку со звуковой дорожкой к фильму Вилли Бонера
«Fire, Ice And Dynamite», где Deep Purple исполняли песню с одноименным
названием. Примечательно, что в этой песне не играет Джон Лорд. Вместо
него клавишные партии исполнил Гловер.
Первый концерт тура «Slaves And Masters» в Тель-Авиве был сорван из-за
Саддама Хусейна, отдавшего приказ о нанесении ракетного удара по столице
Израиля. Начался же тур 4 февраля 1991 года в городе Острава в
Чехословакии. Устанавливать осветительную технику и Динамики во дворце
спорта помогали местные альпинисты. В марте вышел сингл «Love Conquers
All/Slow Down Sister». Турне завершилось двумя концертами в Тель-Авиве
28 и 29 сентября.

The Battle Rages On
7 ноября 1991 года группа собралась в Орландо для работы над следующей
пластинкой. Поначалу музыканты, воодушевленные теплым приёмом во время
гастролей, были полны энтузиазма. Но вскоре энтузиазм сошёл на нет. На
Рождественские праздники музыканты разъехались по домам, собравшись
вновь уже в январе.
Между тем в группе нарастало напряжение между Тёрнэром и остальными
участниками. По словам Гловера, Тёрнер пытался превратить Deep Purple в
обыкновенную американскую хэви-метал группу:
Джо приходил в студию и говорил: а может мы сделаем что-либо в стиле
Mötley Crüe? Или критиковал то, что мы записывали, говоря: «ну-у-у, вы
даёте! В Америке так уже давно не играют», — как будто бы он не имел
понятия, в каком стиле работают Deep Purple.
Запись альбома затягивалась. Аванс, выплаченный звукозаписывающей
компанией подошёл к концу, а запись альбома доведена лишь до середины.
Звукозаписывающая копания потребовала увольнения Тёрнэра и возвращения в
группу Гиллана, грозясь не выпустить альбом. Ричи Блэкмор, прежде
относившийся к Тёрнеру уважительно, понимал, что Тёрнер не может петь в
Deep Purple. Он подошёл к Джону Лорду и сказал: «У нас есть проблема.
Будь искренен, ты же недоволен?» Лорд ответил, что он вполне
удовлетворён инструментальной частью записанных композиций, но «что-то
всё-таки не так». Тогда Блэкмор спросил: «И как называется эта
проблема?».
И что я должен был сказать? Я ответил: «Имя у этой проблемы Джо, не так
ли?» Я знал, что Ричи имеет в виду именно его. Тем более что это
действительно было проблемой. Блэкмор сказал, что он не хотел бы опять
стать тем, кто выгоняет из группы очередного музыканта, что он не хочет
быть «плохим парнем», Джо имеет роскошный голос, он великий певец, но он
— не певец для Deep Purple — он поп-рок вокалист. Он хотел быть
поп-звездой, одним своим появлением на сцене вызывая обморок у девочек.
15 августа 1992 года Тёрнеру позвонил Брюс Пэйн и сказал, что он уволен
из группы.
С начала 1992 года шли переговоры между звукозаписывающей компанией и
Гилланом, итогом которых должно было стать возвращение последнего в
группу. Однако Блэкмор был против возвращения Гиллана и предложил
кандидатуру некого американца. Однако других участников группы и в
первую очередь Роджера Гловера такой вариант не устраивал. Гловер
вылетел в Англию, где жил Гиллан, рассчитывая, что если Гиллан споёт
хорошо, то Блэкмор изменит своё решение. Гловер и Гиллан три дня провели
в студии. Были записаны три песни — «Solitaire», «Time To Kill» и ещё
одна, позже забракованная. Лорд и Пэйс остались весьма довольны этими
записями. Блэкмору пришлось согласиться с возвращением Гиллана. Ричи
Блэкмор был вынужден согласиться на возвращение в группу Гиллана
поскольку звукозаписывающая компания в случае невыхода альбома
потребовала возвращения аванса, и музыкантам, чтобы его выплатить
пришлось бы продавать своё имущество. Ричи Блэкмор:
Иэн своими выходками и дурным поведением мне глубоко неприятен. Поэтому
на личностном уровне мы с ним не общаемся. Я знаю, со мной тоже не очень
просто, но Иэн настоящий псих. С другой стороны, он самый великий
вокалист в хард-роке. На сцене он такой, каким и должен быть. Он несет
свежую струю в современный рок. На сцене мы идеально дополняем, друг
друга, я могу быть самим собой, а не копировать, например, Стиви Вая. Но
когда мы вне сцены, мы далеки друг от друга. Так было всегда. Джо
всегда был мне другом. Он хороший певец, но нам нужен Иэн. Он — человек
совсем другого типа, — «Мистер Рок-н-ролл». Когда Джо появлялся на
сцене, я сразу ловил себя на мысли, что Deep Purple превращается в
Foreigner. Зачем? Он стал копировать Дэвида Ли Рота и полностью
потерялся как индивидуальность. Я попытался его переубедить, но это
дохлый номер.
Работа продолжилась в нью-йоркской Bearsville Studios и Red Rooster
Studios (Беркли, Калифорния). 17 июля 1993 года пластинка The Battle
Rages On («Битва Разгорается») наконец появилась в магазинах. В
Великобритании диск поднялся до 21-го места, однако в США провалился, не
поднявшись выше 192 места.
Начало мирового турне в поддержку альбома было намечено на сентябрь. Но
первые три концерта тура «The Battle Rages On» (в Стамбуле, Афинах и
Салониках) были отменены. После своего прилета в Европу, 21 сентября
группа провела репетицию в Австрии, а 23-го под Римом отыграли
тренировочный концерт (без зрителей). Гастроли открылись выступлением в
римском зале «Palaghiaccio». Далее следовали Германия, Франция,
Швейцария, Австрия. Концерты проходили с успехом. В Нюрнберге, правда,
во время исполнения «Lazy» загорелся усилитель Блэкмора, и концерт
пришлось заканчивать без гитарных соло. Два концерта в Испании пришлось
отменять: 23 октября в Барселоне по причине крайней усталости членов
группы и 24-го в Сан-Себастьяне, из-за болезни Гловера.
30 октября в Праге состоялся довольно неудачный концерт. По словам
очевидцев, Блэкмор проводил больше времени за усилителями с Кэндис Найт,
чем на сцене. Блэкмор был в ярости и в итоге вырвал из паспорта
японскую визу и бросил её в лицо менеджеру, заявив, что уходит из группы
по завершении европейских гастролей. Все были в шоке Группа после этого
выступила 5 ноября в Манчестере, и 7 в Брикстоне.
12 ноября 1993 года в Копенгагене впервые было официально сообщено об
уходе Ричи Блэкмора. На шоу в Стокгольме и Осло был аншлаг. Последнее
выступление звёздного состава состоялось 17 ноября 1993 года в
Хельсинки. Запланированное выступление на стадионе Олимпийский в Москве
было отменено. Джон Лорд:
Много лет мы верили, что «Deep Purple» не может существовать без Ричи
Блэкмора. Он же убедил нас в обратном. Он ушёл из группы во время
мирового турне 1993 года, когда мы должны были отыграть 8 концертов в
Японии, билеты на которые уже были проданы. И он сделал Яна Гиллана
ответственным за это. Он сказал, что Иэн не может петь. Ричи хотел
сделать из нас что-то наподобие «Rainbow» — он отвергал наши идеи и
хотел играть только то, что нравилось ему.

Джо Сатриани и Стив Морс
Концерты в Японии должны были начаться 2 декабря. На шесть концертов
которого было продано 85 тысяч билетов. Отмена концертов грозила
выплатой огромных неустоек. Японский промоутер представил список
гитаристов, которые могли бы заменить Блэкмора, не вызвав при этом
массового недовольства обладателей билетов. Единственной реальной
кандидатурой в этом списке оказался Джо Сатриани.
Джо Сатриани:
Когда мне позвонили и предложили присоединиться к Deep Purple, я
попросил два дня на размышление. Но уже через час перезвонил Брюсу Пэйну
и дал своё согласие. Честно сказать, я боялся, что они за эти два дня
найдут кого-нибудь другого.
Когда было объявлено об уходе Блэкмора, около 1200 человек вернули
билеты. Тем не менее концерты прошли с аншлагами. Первоначально
планировалось, что Джо пробудет в группе только во время турне по
Японии, однако летом 1994 года группа провела гастроли по Европе, а
Сатриани было предложено место в постоянном составе группы, но он
вынужден был отказаться из-за контрактных обязательств.
По словам Роджера Гловера, 4 оставшихся участника Deep Purple независимо
друг от друга составили списки гитаристов, которых они бы хотели видеть
в составе группы. Только одно имя оказалось во всех четырех списках:
Стив Морс. Стив ответил согласием, и в конце 1994 года были проведены 3
пробных концерта в Мексике и Техасе, после чего Стив официально стал
постоянным участником Deep Purple. С ним записали стилистически
разнообразный Purpendicular и более хард-роковый Abandon (1998).
В 1999 году Джон Лорд восстановил утерянные нотные записи Concerto for
Group and Orchestra; произведение было вновь исполнено в Ройал
Алберт-Холле в сентябре 1999 года, на этот раз с Лондонским
симфоническим оркестром и дирижёром Полом Манном. В 2000 году вышел
альбом In Concert with the London Symphony Orchestra. Весной 2001 года
два аналогичных концерта были проведены в Токио
В 2002 году Джон Лорд объявил о намерении заняться сольными проектами, и
его место занял Дон Эйри (Rainbow/Ozzy Osbourne). Год спустя новый
состав выпустил первый за пять лет студийный альбом Bananas (получивший
перевосходные отзывы прессы и раскритикованный лишь за название) и тут
же вышли на гастроли. В июле 2005 года они выступили в Парк-плейс
(Барри, Онтарио) в рамках фестиваля Live 8, а в октябре того же года
выпустили Rapture of the Deep, за которым последовал Rapture of the Deep
tour.
В феврале 2007 года Иэн Гиллан обратился к фэнам с призывом не покупать
концертный альбом, выпущенный Sony BMG. Запись, сделанная в
бирмингемском National Exhibition Center (NEC), уже выходила бутлегами.
Гиллан назвал этот концерт одним из худших в его жизни.
2008
В начале 2008 года «Газпром» пригласил Deep Purple выступить на
специальном концерте, посвящённом 15-летию компании — в качестве
благодарности Дмитрию Медведеву, давнему поклоннику коллектива (имеющему
в своей личной коллекции все его альбомы), который после президентских
выборов покинул пост председателя совета директоров. Концерт состоялся
11 февраля 2008 года в Государственном Кремлёвском Дворце. Группа
исполнила 7 песен и была тепло принята 6 тысячами зрителей, что явилось
свидетельством (по выражению лондонской «Таймс») «демонстрации редкой в
наши дни гармонии в англо-российских отношениях».
Март 2009 года. Концерт в Бразилии
8 сентября 2008 года концертом в Roman Amphitheatre (Израиль, Кейсария)
Deep Purple начали очередной тур, в ходе которого дали 4 концерта на
Украине и 7 в России (один, в Дворце спорта Нижнего Новгорода не
состоялся). Группа завершила тур концертами 27 октября 2008 года в
Олимпийском (Москва) и 28 октября — в Ледовом дворце Санкт-Петербурга.
За более чем 40 лет истории существования группы её состав неоднократно
менялся. Ударник Иэн Пэйс является единственным музыкантом,
участвовавшим во всех составах Deep Purple.
Состав Mark 2 (Гиллан, Блэкмор, Гловер, Лорд, Пэйс) считается
«классическим» составом Deep Purple, поскольку именно в этом составе
группа приобрела всемирную известность и записала ставшие классикой
хард-рока альбомы In Rock, Fireball и Machine Head. Впоследствии этот
состав собирался ещё дважды и записал в общей сложности 7 студийных
альбомов из 18, выпущенных группой к настоящему моменту.
![]() |
|
Татьяна Котова
25-07-2012 21:37 (ссылка)
Re: Коротко о главном
По сравнению с ДП все бабы. Вот почему так трудно сложилась их судьба. Никто не хотел быть вторым и уступать.
Комментарии запрещены
jeka hardrock
12-11-2012 14:58 (ссылка)
Re: Коротко о главном
ждем новый альбом
Комментарии запрещены