Хельга Боброва,
22-11-2015 10:50
(ссылка)
МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА СУББОТНЕЙ ШКОЛЫ

Детство, в котором мы выросли, часто было царством взрослых. Мама с папой для ребёнка - едва ли не супер герои. Взрослый дядя, просто идущий навстречу, обязательно должен похитить непослушное чадо, если оно не перестанет капризы на улице - так говорила мама. Мир, полный взрослых людей, для ребёнка - это мир подчинения, послушания, это страх быть наказанным или отвергнутым.
В школе, например… Обучение построено на иерархии власти. Учитель - всегда носитель доминантной роли. Целью обучения является обретение знаний. Соответственно, тот, кто их приобрёл (успешный ученик) находится в более выигрышном положении, чем тот, кто ещё на пути к этому. Это создаёт конкуренцию среди учеников и часто используется как средство мотивации.
В институте нам всегда не нравятся правила. По сути, это начитает происходить уже в высшей школе. Мы чувствуем себя взрослыми и хотим к себе другого отношения. Хочется свободы…
И в школе и ВУЗе учителя занимают всё ту же позицию: они точно знают, какую информацию должны усвоить учащиеся; они распределяют учебный материал на удобные "порции" и передают адресату. Задача последних - пассивна: скушать, переварить и усвоить.
Но чем взрослее человек, тем всё более напряжённым становится для него такой тип обучения. Психологи утверждают, что ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДЕТСКИХ - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ. Есть даже слово такое АНДРАГОГИКА - аналог педагогики для взрослых. Там и цели обучения другие и распределение ролей иное. Меняются характер взаимодействия, обучение в большей мере зависит от группы, и в меньшей - от учителя. Знание не "спускается сверху", а обретается в ходе личностных открытий и экспериментов. Компетентность учителя больше не играет ведущей роли - участники учат сами себя. Это не сказка! На таких принципах построено обучение на воркшопах и тренингах в бизнесе. Довольно успешное обучение.
В определённый момент времени мы начинает понимать, что обучение в субботней школе для взрослых построено на школьной парадигме. И методы, которые использует учитель, чтобы сообщить взрослым людям какое-либо знание, подходят в лучшем случае для учеников высшей школы.
Молодёжь, которая приходит с родителями в церковь, в какой-то момент времени оказывается выросшей из "старых штанишек". Субботняя школа для них становится полигоном для тех переживаний, с которыми давно хочется попрощаться. Это и особая позиция учителя, который выступает в роли эксперта, обличён доминантной ролью. И отжившая себя мотивация на обучение, которая больше не работает, отсутствие поддержки сверстников и много, много ещё что.
И эту парадигму надо менять! С этой целью организованы молодёжные классы субботней школы. Выполняют ли они своё предназначение? Возможно, да, возможно, нет; однако, в целом, взрослая субботняя школа держится старых принципов. И пока это так, молодёжь будет испытывать сильнейшее препятствие к тому, чтобы остаться на субботнюю школу и остаться в церкви. Собратья! Мы теряем этот возраст - да, по многим причинам, но и в том числе по вине старой парадигмы субботней школы.
Хельга Боброва,
15-11-2015 10:39
(ссылка)
ВИДЫ ОБУЧАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ СУББОТНЕЙ ШКОЛЫ
В настоящий момент для обучения и повышения квалификации учителей субботней школы применяются разные виды обучающих мероприятий: семинары, выездные и местные, конгрессы учителей СШ, мастер-классы, книги и периодические издания, духовные проповеди, корпоративные университеты.
Упомянутые способы в большей мере используют лекционную реже лекционно-практическую форму обучения. Они более ориентированы на сообщение знаний, чем передачу умений, формирование навыков и изменение малоэффективных установок. Если мы собираемся следовать правилу: «Человек лучше усваивает то, в чем участвует лично», нам следует пересмотреть форму обучающих мероприятий для учителей.
Дидактика ставит перед собой цель не просто передать знания, информацию, но сформировать умения и навыки, а также изменить малоэффективные установки и стереотипы, сложившиеся в субботней школе. На сегодняшний момент тренинг – это наиболее эффективный способ, удовлетворяющий поставленным целям.
Упомянутые способы в большей мере используют лекционную реже лекционно-практическую форму обучения. Они более ориентированы на сообщение знаний, чем передачу умений, формирование навыков и изменение малоэффективных установок. Если мы собираемся следовать правилу: «Человек лучше усваивает то, в чем участвует лично», нам следует пересмотреть форму обучающих мероприятий для учителей.
Дидактика ставит перед собой цель не просто передать знания, информацию, но сформировать умения и навыки, а также изменить малоэффективные установки и стереотипы, сложившиеся в субботней школе. На сегодняшний момент тренинг – это наиболее эффективный способ, удовлетворяющий поставленным целям.
Метки: ЗУН
Хельга Боброва,
08-11-2015 09:59
(ссылка)
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ - протестантский служитель, подаривший миру...
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ - протестантский служитель, подаривший миру непревзойдённую теорию обучения
Чешский педагог Я. А. Коменский родился 28 марта 1592 г. в небольшом городке Нивнице в Моравии (Чехословакия), в семье протестантов. Он получил воспитание в христианской общине «моравских братьев», которая является в религиозном отношении прямым потомком гуситов, и навсегда сохранил христианские принципы, поставив их во главу обучения. В течение жизни Коменский был учителем, директором христианской школы, пастором и епископом своей общины.
Самый известный теоретический труд Коменского - «Великая Дидактика», в которой излагается общая теория обучения. Надпись на титульном листе, составленная в стиле того времени, гласит:
Книга адресована не только родителям, учителям и ректорам школ, но всем, стоящим во главе человеческих учреждений, правителям государств и пасторам церквей. В первых главах автор указывает на человека как на превосходнейшее творение Создателя и напоминает о том, что наивысшая цель находится за пределами этой жизни - в вечности.
Сегодня Дидактику Коменского, как теорию обучения, изучают в педагогических учреждениях. Школа, какой мы её помним, стала такой благодаря основоположениям Дидактики. Самая передовая теория обучения, возведённая на христианских основаниях - это подарок всему миру протестантского епископа!
Учение Коменского нашло своё продолжение не только в светском образовании. На его принципах основана Дидактика субботней школы - область знаний о том, как эффективно проводить библейские занятия в церкви. В нашей церкви, церкви Адвентистов седьмого дня, есть специальное время на субботнем богослужении, когда можно поучаствовать в изучении Библии. Однако не все учителя знакомы с дидактическими принципами, которые несколько столетий назад провозгласил Ян Амос Коменский. Это делает библейские занятия малоэффективными и неинтересными для участников.
Сайт "Дидактика субботней школы. Практикум" www.holy-day.ru был задуман с той целью, чтобы познакомить читателей с творческим наследием и лучшими традициями теории обучения. 6 ноября он отметил своё девятилетие: творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах; свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня.
В годы своей активности ресурс собирал до 3 тысяч уникальных посетителей в месяц. Благодаря сайту и еженедельнику-рассылке в лексиконе учителей субботей школы появились новые слова:
Следующий шаг "Дидактики субботней школы" - проведение обучающих мероприятий для учителей, которые ведут библейские занятия. Это возможность передать хороший образец проведения субботних уроков новым учителям и повысить квалификацию тех, кто уже служит Господу.
Поставлены достойные цели:
Обучение проходит в форме тренинга. На сегодняшний момент это наиболее эффективная форма обучения. В отличие от семинара или лекции, где основная задача ведущего сводится к передаче информации, на тренинге есть возможность "попробовать" знания на практике. Стоит более высокая задача: передать умения, сформировать навыки. В форме тренинга Дидактика проводилась в ряде церковных общин. Есть отзывы служителей и рекомендательные письма.
Преодолев время, "Великая Дидактика" Яна Амоса Коменского, директора христианской школы и епископа протестантской общины, снова вернулась в церковь. Принципы обучения, сознанные на христианских основаниях должны прижиться в церкви, которой есть что сказать миру. И я искренне желаю, чтобы наши учителя субботней школы смогли донести библейскую истину людям, используя самые надёжные и эффективные способы преподавания.

Чешский педагог Я. А. Коменский родился 28 марта 1592 г. в небольшом городке Нивнице в Моравии (Чехословакия), в семье протестантов. Он получил воспитание в христианской общине «моравских братьев», которая является в религиозном отношении прямым потомком гуситов, и навсегда сохранил христианские принципы, поставив их во главу обучения. В течение жизни Коменский был учителем, директором христианской школы, пастором и епископом своей общины.
Самый известный теоретический труд Коменского - «Великая Дидактика», в которой излагается общая теория обучения. Надпись на титульном листе, составленная в стиле того времени, гласит:
"ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА,
СОДЕРЖАЩАЯ
УНИВЕРСАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ УЧИТЬ ВСЕХ ВСЕМУ, ИЛИ
верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни
КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,
ГДЕ для ВСЕГО, ЧТО ПРЕПОДАЁТСЯ,
ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей;
ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами;
ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается
ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике".
СОДЕРЖАЩАЯ
УНИВЕРСАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ УЧИТЬ ВСЕХ ВСЕМУ, ИЛИ
верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни
КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,
ГДЕ для ВСЕГО, ЧТО ПРЕПОДАЁТСЯ,
ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей;
ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами;
ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается
ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике".

Книга адресована не только родителям, учителям и ректорам школ, но всем, стоящим во главе человеческих учреждений, правителям государств и пасторам церквей. В первых главах автор указывает на человека как на превосходнейшее творение Создателя и напоминает о том, что наивысшая цель находится за пределами этой жизни - в вечности.
Сегодня Дидактику Коменского, как теорию обучения, изучают в педагогических учреждениях. Школа, какой мы её помним, стала такой благодаря основоположениям Дидактики. Самая передовая теория обучения, возведённая на христианских основаниях - это подарок всему миру протестантского епископа!

Учение Коменского нашло своё продолжение не только в светском образовании. На его принципах основана Дидактика субботней школы - область знаний о том, как эффективно проводить библейские занятия в церкви. В нашей церкви, церкви Адвентистов седьмого дня, есть специальное время на субботнем богослужении, когда можно поучаствовать в изучении Библии. Однако не все учителя знакомы с дидактическими принципами, которые несколько столетий назад провозгласил Ян Амос Коменский. Это делает библейские занятия малоэффективными и неинтересными для участников.
Сайт "Дидактика субботней школы. Практикум" www.holy-day.ru был задуман с той целью, чтобы познакомить читателей с творческим наследием и лучшими традициями теории обучения. 6 ноября он отметил своё девятилетие: творческие задания, тесты, презентации, наглядности в доступных форматах; свежие методические рекомендации для учителей субботней школы церкви христиан-адвентистов седьмого дня.
В годы своей активности ресурс собирал до 3 тысяч уникальных посетителей в месяц. Благодаря сайту и еженедельнику-рассылке в лексиконе учителей субботей школы появились новые слова:
- Прогрессивные цели, как положительные изменения, которые могут произойти в моих учениках после изучения этой темы?
- Квартальный проект - идея мероприятия, которое можно провести по итогам одного Пособия.
- Практические упражнения - без которых не обходится сегодня ни один учительский комментарий.
- Читательский клуб «дай списать». обмен конспектами урока среди учителей.
- а также Фишки - необычные творческие задания, которые можно провести у себя в классе.

Следующий шаг "Дидактики субботней школы" - проведение обучающих мероприятий для учителей, которые ведут библейские занятия. Это возможность передать хороший образец проведения субботних уроков новым учителям и повысить квалификацию тех, кто уже служит Господу.
Поставлены достойные цели:
- Возвысить духовные ценности учителя субботней школы как необходимое условие для успешного проведения занятий в малых группах.
- Изменить систему обучения в СШ в сторону большей вовлечённости членов класса на уроке.
- Передать знания и умения, и сформировать навыки воздействовать на учебный процесс самыми передовыми и эффективными техниками.

Обучение проходит в форме тренинга. На сегодняшний момент это наиболее эффективная форма обучения. В отличие от семинара или лекции, где основная задача ведущего сводится к передаче информации, на тренинге есть возможность "попробовать" знания на практике. Стоит более высокая задача: передать умения, сформировать навыки. В форме тренинга Дидактика проводилась в ряде церковных общин. Есть отзывы служителей и рекомендательные письма.
Преодолев время, "Великая Дидактика" Яна Амоса Коменского, директора христианской школы и епископа протестантской общины, снова вернулась в церковь. Принципы обучения, сознанные на христианских основаниях должны прижиться в церкви, которой есть что сказать миру. И я искренне желаю, чтобы наши учителя субботней школы смогли донести библейскую истину людям, используя самые надёжные и эффективные способы преподавания.
Хельга Боброва,
01-11-2015 09:37
(ссылка)
ЧТО ТАКОЕ ДИДАКТИКА?
Это наука об обучении. Со времен своего основателя, Яна Амоса Коменского, Дидактика ставит перед собой 3 основных вопроса:
1. Кто будет учить? Личность учителя формирует Иисус, этому нельзя научиться на тренинге. Нельзя позаимствовать «масло в светильнике» - это духовный опыт, который нужно получить самостоятельно в общении с Богом.
2. Чему учить? Содержание обучение обусловлено Священным Писанием и содержанием квартального Пособия для изучения Библии.
3. И, наконец, третье. Как учить? Это единственное звено, необходимое посвящённому христианину, хорошо знающему Священное Писание, для ведения бесед СШ. Многие учителя нуждаются в методике преподавания, его методах и принципах.
Приглашаю вас к обсуждению, уважаемые читатели! Согласно дидактическим ориентирам, учитель субботней школы должен сочетать в себе 3 качества\ навыка:
- личность, сформированную на библейских принципах,
- знание темы урока, хорошее знание Библии
- и, наконец, умение хорошо учить (преподносить тему).
Какого учителя мы получим, если одного (или нескольких) качеств будет недоставать?
1. Кто будет учить? Личность учителя формирует Иисус, этому нельзя научиться на тренинге. Нельзя позаимствовать «масло в светильнике» - это духовный опыт, который нужно получить самостоятельно в общении с Богом.
2. Чему учить? Содержание обучение обусловлено Священным Писанием и содержанием квартального Пособия для изучения Библии.
3. И, наконец, третье. Как учить? Это единственное звено, необходимое посвящённому христианину, хорошо знающему Священное Писание, для ведения бесед СШ. Многие учителя нуждаются в методике преподавания, его методах и принципах.
Приглашаю вас к обсуждению, уважаемые читатели! Согласно дидактическим ориентирам, учитель субботней школы должен сочетать в себе 3 качества\ навыка:
- личность, сформированную на библейских принципах,
- знание темы урока, хорошее знание Библии
- и, наконец, умение хорошо учить (преподносить тему).
Какого учителя мы получим, если одного (или нескольких) качеств будет недоставать?
Хельга Боброва,
28-04-2015 09:33
(ссылка)
КАК, ДРУЗЬЯ, ВЫ НИ САДИТЕСЬ, В МУЗЫКАНТЫ НЕ ГОДИТЕСЬ

На прошлой неделе была на встрече учителей СШ в другом городе. Никто меня не знал, я тихонько зашла, присела и стала свидетелем всего, что произошло дальше. Руководитель доходчиво объяснял коллективу учителей, каким должен быть «план урока» субботней школы.
По его мнению, в начале надо познакомиться с гостями, спросить о миссионерских опытах прошедшей недели. Далее, как он считает, следует разобрать памятный тест из Библии, обсудить ключевую мысль, найти ключевое слово. При изучении темы урока, по его мнению, следует уделить внимание каждому дню из Пособия: название, ключевая мысль, библейский текст и пару вопросов. В завершение объяснений рекомендуется сделать обобщение и связать его с главной мыслью. Во время изложения учителем темы, он рекомендует «не позволять себя перебивать», «не позволять отвлекать себя во время объяснения». После изучения урока рекомендовано провести фронтальный опрос, и, если осталось еще время, совершить молитву о нуждах присутствующих.
Рекомендуемый план урока был представлен как наиболее эффективный для решения задач субботней школы.
Моя душа кричала: ПЛАН УРОКА ДОЛЖЕН БЫТЬ ГИБКИМ.
Я в церкви 20 с лишним лет. Была свидетелем разных подходов к плану урока субботней школы. И каждый раз что-то новое: то памятный текст надо спрашивать наизусть, то не надо, или вообще разобрать его в середине беседы; то надо спрашивать о том, как прошла неделя, то не надо; сначала говорили, что урок надо проводить по микро-темам из пособия, потом говорили: нет, это для домашнего изучения, а в церкви нужен урок-обобщение; потом появилась мода на ключевую мысль; и так далее и далее. И всё это чуть ли не в обязательном порядке.
За всю свою жизнь я была свидетелем множества успешных уроков субботней школы. И поверьте, НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ СЛЕДОВАЛ ЖЕСТКОЙ СХЕМЕ. И памятный библейский текст, и главная мысль, и опыты - всё это непреложно важные вещи. Но взрослые люди - это не дети. Они ведут себя не так, как ученики в общеобразовательной школе. У них совершенно другие мотивы к обучению. И если вы поступите с ними, как детский педагог - они перестанут приходить на субботнюю школу.
Чтобы вы станете делать, если по ходу рассуждений на уроке субботней школы группа перепрыгнет с одной микро-темы на другую? «Не позволите отвлекать себя во время объяснения»?
А что если на ваше предложение двигаться дальше группа субботней школы поддержит решение послушать опыты по теме урока? «Не позволите себя перебивать»?
Хватит ли у вас тактичности, чтобы культурно обойтись с «выскочкой» в классе, и при этом не испортить дружелюбную атмосферу в группе?
Как построить обсуждение в группе так, чтобы это больше походило на дискуссию и каждый участник почувствовал, что его мнение здесь важно?
Будем искать ответы вместе. Следите за публикациями!
Хельга Боброва,
22-04-2015 09:24
(ссылка)
СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СУББОТНЕЙ ШКОЛЕ: как расшифров
СОЦИАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СУББОТНЕЙ ШКОЛЕ: как расшифровать ответы членов класса
В современной христианской среде сложились свои социокультурные нормы поведения. В субботней школе урбанистических общин (общин в больших городах) есть свои правила взаимодействия с учителем и друг с другом.
Так, например, не принято проявлять повышенную инициативность на уроке субботней школы, на принято отвечать на простые вопросы. Процветает, так называемая, социальная леность, которая суть человеческая инертность. Лучше промолчать, чем отвечать на вопрос учителя. Лучше отвечать вторым, чем первым. Лучше пассивно слушать, чем активно действовать.
Кроме этого, принято избегать отвечать на личностные вопросы.
Обычно люди склонны искажать ответы, делая их более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете в своей группе. Будучи вынужденны отвечать на личностный вопрос, люди иногда скрываются за социально желательной формулировкой.
"Мы все должны..."
Это перенос ответственности. За фразой «мы все» следует читать «не я». Это попытка скрыться за чье-то спиной, затеряться в толпе, избежать ответственности. В таком ответе транслируются принятые в группе нормы поведения, при этом сделанный вывод может оказаться совсем чуждым для ответившего человека. Это пример того, как надо правильно отвечать, но это не то, что человек думает на самом деле.
Если ваши ученики отвечают подобным образом, необходимо побудить их дать ответ в другой плоскости - в личностной. Укажите им на то, что они прибегли к уловке под названием «мы все», и попросите ответить за себя лично.
Личностные "я"-высказывания
Когда человек вынужден переформулировать социально желательный "мы"-ответ в личностное "я"-высказывание, он иногда прибегает к изворотливости, чтобы-таки не произнести о себе что-либо неподобающее. Будучи свидетелями этих попыток, мы иногда можем заметить странные изменения в поведении. Человек внезапно начинает запинаться, использует междометия «э-э» «хм», делает более длинные паузы в речи. Все эти проявления связаны с необходимостью больше думать. Ложь требует умственного напряжения, она требует больших усилий, чем правда.
Если вы стали свидетелем того, как человек рискнул переформулировать социально желательный ответ в личностный, не стоит изобличать его неправду. Произнесите следующую фразу, после чего проводите урок СШ далее: «Обратите внимание, как тяжело даются людям "я"-высказывания. Человек устроен так, что ему чрезвычайно трудно ответить за себя лично. Может быть есть в группе ещё желающие сказать...». Для надёжности выучите это или подобное этому предложение наизусть, и оно выручит вас не раз.
"Всё, все и всегда... "
«Что вам более всего запомнилось на уроке СШ?». Если ваши ученики отвечают: «Всё», всё - значит ничего. Невозможность припомнить что-либо из списка свидетельствует о том, что список пуст!
При таком ответе мы видим попытку укрыться за квантором общности. Обобщения -- это противоположность конкретизации. Когда ваши ученики СШ отвечают обобщённо: «Всё, все, всегда», переспросите их: «Кто и что конкретно? Когда конкретно?». В случае, если после вашего уточнения таки не последовало конкретного ответа, список действительно пуст!
Если ученики на вопрос "Что вам более всего запомнилось на уроке СШ?" ответили: «Всё», -- это значит, что они ничего для себя не вынесли из библейской беседы.
"Я"-ответы
В отличие от «мы»-ответов, «я»-ответы учеников субботней школы представляют на уроке наивысшую ценность. Они выражают личностный отклик отвечающего, его собственное мнение. «Я»-формулировки свидетельствуют о том, что человек не прячется за большинством группы. «Я понял...», «Я узнал...», «Я решил...», - именно такие отзывы сигнализируют о том, что урок не прошёл зря.
Коротко благодарите после каждого такого ответа. В конце урока в общей молитве выразите благодарность Богу за искренность и открытость, которые Он послал вашей группе субботней школы.
Аминь.
В современной христианской среде сложились свои социокультурные нормы поведения. В субботней школе урбанистических общин (общин в больших городах) есть свои правила взаимодействия с учителем и друг с другом.
Так, например, не принято проявлять повышенную инициативность на уроке субботней школы, на принято отвечать на простые вопросы. Процветает, так называемая, социальная леность, которая суть человеческая инертность. Лучше промолчать, чем отвечать на вопрос учителя. Лучше отвечать вторым, чем первым. Лучше пассивно слушать, чем активно действовать.
Кроме этого, принято избегать отвечать на личностные вопросы.
Обычно люди склонны искажать ответы, делая их более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете в своей группе. Будучи вынужденны отвечать на личностный вопрос, люди иногда скрываются за социально желательной формулировкой.
"Мы все должны..."
Это перенос ответственности. За фразой «мы все» следует читать «не я». Это попытка скрыться за чье-то спиной, затеряться в толпе, избежать ответственности. В таком ответе транслируются принятые в группе нормы поведения, при этом сделанный вывод может оказаться совсем чуждым для ответившего человека. Это пример того, как надо правильно отвечать, но это не то, что человек думает на самом деле.
Если ваши ученики отвечают подобным образом, необходимо побудить их дать ответ в другой плоскости - в личностной. Укажите им на то, что они прибегли к уловке под названием «мы все», и попросите ответить за себя лично.
Личностные "я"-высказывания
Когда человек вынужден переформулировать социально желательный "мы"-ответ в личностное "я"-высказывание, он иногда прибегает к изворотливости, чтобы-таки не произнести о себе что-либо неподобающее. Будучи свидетелями этих попыток, мы иногда можем заметить странные изменения в поведении. Человек внезапно начинает запинаться, использует междометия «э-э» «хм», делает более длинные паузы в речи. Все эти проявления связаны с необходимостью больше думать. Ложь требует умственного напряжения, она требует больших усилий, чем правда.
Если вы стали свидетелем того, как человек рискнул переформулировать социально желательный ответ в личностный, не стоит изобличать его неправду. Произнесите следующую фразу, после чего проводите урок СШ далее: «Обратите внимание, как тяжело даются людям "я"-высказывания. Человек устроен так, что ему чрезвычайно трудно ответить за себя лично. Может быть есть в группе ещё желающие сказать...». Для надёжности выучите это или подобное этому предложение наизусть, и оно выручит вас не раз.
"Всё, все и всегда... "
«Что вам более всего запомнилось на уроке СШ?». Если ваши ученики отвечают: «Всё», всё - значит ничего. Невозможность припомнить что-либо из списка свидетельствует о том, что список пуст!
При таком ответе мы видим попытку укрыться за квантором общности. Обобщения -- это противоположность конкретизации. Когда ваши ученики СШ отвечают обобщённо: «Всё, все, всегда», переспросите их: «Кто и что конкретно? Когда конкретно?». В случае, если после вашего уточнения таки не последовало конкретного ответа, список действительно пуст!
Если ученики на вопрос "Что вам более всего запомнилось на уроке СШ?" ответили: «Всё», -- это значит, что они ничего для себя не вынесли из библейской беседы.
"Я"-ответы
В отличие от «мы»-ответов, «я»-ответы учеников субботней школы представляют на уроке наивысшую ценность. Они выражают личностный отклик отвечающего, его собственное мнение. «Я»-формулировки свидетельствуют о том, что человек не прячется за большинством группы. «Я понял...», «Я узнал...», «Я решил...», - именно такие отзывы сигнализируют о том, что урок не прошёл зря.
Коротко благодарите после каждого такого ответа. В конце урока в общей молитве выразите благодарность Богу за искренность и открытость, которые Он послал вашей группе субботней школы.
Аминь.
Метки: урок СШ
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу