Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Без заголовка

История, поиск в Бессарабии

Нужна помощь в поиске старожилов в Саратском районе. Семьи, которые живут там с 1940 года. Село Благодатное. Или местный историк, краевед, работник музея в Сарате.
Буду благодарен за координаты.

Метки: сарата, история, благодатное, гнаденфельд, поиск

Без заголовка

Басараб



Имя человека - Басараб. Что можно сказать о человеке по фамилии Басараб? Альтруист, но вместе с тем авантюристичная личность.

Астрология и магия фамилии Басараб.

Небесный покровитель фамилии Басараб - Уран.

Камень - лазурит.

Цвет фамилии - электрик, неоновый и все оттенки муарового.


Домашние растения,

благоприятные для фамилии Басараб:

Рео пестрое

Паунсеттия прекраснейшая

Ятрофа подагрическая

Абутилон полосатый

Каллистемон лимонно-желтый

Алоказия Сандера

Драцена Годсефа

Маранта трехцветная

Кокколоба ягодоносная

Пуансеттия прекраснейшая





Духи для фамилии Басараб.

Запахи - лимон, пачули, амбра, земляника, сандал, лотос, роза.




Уязвимость здоровья человека по фамилии Басараб - система кровообращения, горло и ноги.



Удача и неудача для человека по фамилии Басараб:

Удачный день пятница, неудачный день воскресенье.



Магический орнамент фамилии Басараб.

Первый родственный дом - Ливан.

Второй родственный дом - Барбадос.

Фундамент - Босния.

Стены - Тувалу.

Крыша - Швейцария.



Магическая гармония фамилии Басараб.



Наиболее подходящая загородная недвижимость для человека по фамилии Басараб.

Земельный участок квадратной формы площатью двадцать соток.

Слева лес, позади озеро. Грунтовая дорога.

Двухэтажный с цоколем таунхаус, расположенный в западной части земельного участка.

Бетонный гараж.



Городская квартира для фамилии Басараб.

Старинный дом в северо-восточной части города.

Количество комнат - три.

Окна выходят на юг.

Этаж пятый.



Инвестиции в недвижимость неблагоприятны фамилии Басараб.



Автомобиль, гармоничный с фамилией Басараб, фирмы ROVER.

Цвет - голубой, серый, мокрый асфальт.

Тип автомобиля - хэтчбэк.







ИИИ Зз, 15-11-2009 13:17 (ссылка)

Болгарский Молодежный Клуб

Болгарский Молодежный Клуб - Актив приглашает всех посетить наш сайт, посвященный Болгарам Украины (Бессарабии). На сайте очень много информации, уверенна, что никто из любителей национального не останется равнодушным!

http://www.bg-ua.org/

это интересно...

.БЛИЗКАЯ THULE И ДИНАСТИЯ DEALU-BASARABA

Болгарский исследователь И. Митев обратил внимание на то, что род правителей гуннов, к которому принадлежал и воинственный Аттила (Этцель германских саг, Авитохол булгарских надписей), именовался Дуло. Также известна разветвленная династия арабских эмиров в Иране, Ираке и Средней Азии Ад-Даула, которая правила в Х-ХІ вв. Ёё представители преимущественно принадлежали к партии шиитов, а их халифы описывались современниками как люди со светлыми волосами, белым лицом и голубыми глазами.

В языках народов Памира, родственных булгарам, слово «туле» означает «богом обустроенный порядок» (аналог санскр. rta, иран. arta/ashi). Булгарская летопись «Джагфар Тариха» называет жителей Памира «камирцы», что явно намекает на индоарийских киммерийцев, общих предков булгар, саков, алан и армян. Самоназванием тюркоязычного этноса Северного Кавказа балкарцев, осколка тех же булгар, есть слово «таулу» — «горцы».

Также словом Туле была названа столица кельтского государственного образования во фракии в ІІІ в. н.э. (ныне г. Тулово, возле Старой Загоры), а её основатель, считается, имел священное имя «Болг» (а другой — «Брем»). Болгарская летописная традиция в лице иеромонаха Спиридона, автора «Истории во кратце о болгарском народе словенском», называет отцом Болга легендарного царя Коледа, в честь которого и происходит зимний праздник Коляда (аналог северного Юла-Йеля). И. Митев считает, что в этом предании о Коледе и Болге зафиксчировался рассказ о кельтском происхождении господствующей касты Фракии, идентичной кельтской кимврской (cymraeg) касте воинов, известной как «Каледвулх», реинтерпретированной в эпической традиции на название меча короля Артура (латинская форма — «Эскалибур»). В сербских легендах фракийский «Болг» («Волк») известен как мифический герой Вук («Волк») Огненный Змей, вступающий в единоборство с отцом Огенным Змеем (символ ирано-аланских племен), изнасиловавшего ранее его мать. В древнерусских былинах ему идинтичны князь Вольга (правда, былина о Вольге и Микулу известна исключительно в Прионежье).

В древней столице Валахии Тарговиште (до 1714 г.), на р. Яломице и в географическом районе Домбовица, находиться сакральный топос Dealu-Kloster (Дялу-монастырь). Он был господарями Нягу и Матеем Басарабом в своё время перестроен и расширен церковью святого Николая. В начале XVIII в. значительная часть жителей Валахии (Банат и Срем), главным образом этнические сербы, бежавшие сюда после турецкого порабощения родины в 1459 г., эмигрировала в галицкое Покутье, где основала поселение с «валашским правом» и пересла топонимику со своей родины (среди них — Торговиця, Делева, Тулова и др.).

Именно в валашском монастыре Дялу короновался в 1456 г. валашский господарь Влад ІІІ Басараб, известный под именами «Цепеш» («Сажающий на кол») и «Дракула» (сын рыцаря европейского Ордена Дракона, в который инициировал император Священной Римской империи Сигизмунд Люксембургский). Легенды о якобы ужасных преступлениях Влада распускали сброшенный им братоубийца и бывший господарь Молдовы Петр IV Арон и его венгерский союзник король Матьяш Корвин, а также турки, поскольку именно Влад ІІІ объявил в 1461 г. православный «крестовый поход» на Цареград. Вероятно, приложили руку к формированию образа Влада Цепеша и предатели этого похода — молдавский господарь Стефан Великий, который ударил валахам в спину и захватил их форпост — Килию (Стефан также построил аналогичный к сакральному валашскому топосу Дялу монастырь Путна, где и был похоронен в 1504 г.), и венгерский воевода Матьяш Хуньяди, который прикарманил финансы, предоставленные папой римским для крестового похода, а затем в 1462 г. бросил в темницу самого Влада III на десять лет. Освободился валашский господарь только тогда, когда перешел в католичество, женился на родственнице венгерского короля и только тогда вторгся в Валахию с новыми войсками. Однако православное население не признало во Владе правителя, в связи с принятием им католичества он был объявлен «двоедушным». что и укрепило предание о нем ка о «вампире».

Государство влахов (Россовлахию) в 1324 г. основал великий воевода (эрцгерцог) Басараб І (род. 1289, правил ок.1310-1352 гг.) с престолом в Куртя-де-Арджеш (Curtea de Arges). Имя происходит от Bazarab, от турец. bassara "давить, гнобить" ~ латин. oppressore "давитель, гнобитель." ~ рос. "опричник"/укр. "опришок". Басараб І, как и его отец, вначале называется в венгерских документах как «наш верный трансальпийский воевода», но затем — как «неверный святой короне». Именно Басараб І разбил в 1330 г. возле Посады войско венгерского короля Карла І Анжуйского, и не без помощи рыцарей-тамплиеров, перешедших на сторону влахов.

Как князь Олтении Басараб І якобы имел славянское имя Тудомир, его отец — Тихомир (или Тухомир) (годы жизни 1273-1310, правил ок. 1280-1310 гг., по другим данным ок. 1290-1310 гг.), а дед — Сенислав (правил ок. 1240-1280 гг.).

Но согласно с венгерскими документами, Басараб I является сыном половецкого («куманского») князя Thocomerius’a, Ток-Томира/Тимура (1290-1310 гг.). Русские летописи знают его под 1295 г. как Токтомира, монгольского представителя в Крыму. Возможно отождествление его с представителем ветви Джучидов Тука-Тимуром, сын которого Уранг-Тимур имел, по Абульгази, владения в Крыму. Но к ветви Орду-Ичена из наследников Чингиз-хана также принадлежал Тока/Тукай-Тимур, вассал и брат Орду-Ичена, сына Чингиз-хана, а его внук Савур, сын Урук-Тимура, разбил ставленника Узбек-хана в Азербайджпне. Современником Тока-Тимура был его родственник Саси-Бука/буга, хан Синей орды (1310-1321 гг.), основатель валашско-польской родовой шляхты Сас, который по приказу Узбек-хана умиротворял Венгрию и Галицию и, возможно, именно он убил галицко-волынских королей Андрея и Льва Юрьевичей.

Правда, валашские хроники XVII в. называют первым валашским воеводой некоего мифического Раду Негру («Раду Черного»).

В генеалогических же справочниках (Аlmanach de Gotha 1895, с. 339-340; Аlmanach de Gotha 1913, с. 306) указывается, что впервые Дом Бассараба упоминается 1300 г., а первая известная персона — Югомир (Jugomir Bassaraba), князь Валахии. Династия приобрела во владение Бранковени (район Каракулу, Румыния), а около 1600 г. приняла достоинство венгерских графов де Бранкован, 19 мая 1688 г. графов де Лаксенбург, а 30 января 1695 г. достоинсто графов де Бранкован переведено в князей Священной Римской империи. Последний князь де Бассараба де Бранкован умер в 1833 г. Его приемной дочерью была Зоэ Маврокордато де Бессараба де Бранкован, жена Георга Деметра Бибеско (1804, Крайова – 1 июня 1872, Париж), который был избран Господарем Валахии с декабря 1842 г., утвержден Портой 2 июня 1843 г., правил до 23 июня 1848 г. Он принял в 1828 г. княжеское имя де Бранкован для сына, который произошел от этого брака. Титул был утвержден в 25 февраля 1860 г. в Австрии de ce servire титул валашского принца.

Их единственный сын Гергуар Бибеско (24 декабря 1827 - 15 октября 1886), принц де Бассараба де Бранкован, князь (фюрст) Бассараба фон Бранокван. Его жена — принцесса Рашель (? - 28 мая 1874, Лондон), дочь Музурус-паши, бывшего посла Блистательной Порты в Лондоне.
Их сын Мишель Константин, принц де Бассараба де Бранкован (1 октября 1875, Amphion, Haute Savoie - ?), су-лейтенант резерва армии Румынии, греко-католик, был женат на Эжени Антониадис (18 октября 1874, Александрия, Египет — ?).

Его сестры — принцесса Катрин Элен де Бранкован (30 июня 1878, Париж — ?), вышла замуж за Александра де Рике, принца де Караман-Шимэ, и принцесса Анна Элизабет де Бранкован (15 ноября 1876, Париж — 30 апреля 1933, Париж), вышла замуж 18 августа 1897 г. за графа Матьё де Ноай (de Noailles), французская поэтесса (Анна де Ноай), философ и мистик [Masson A. La comtesse de Noailles, son ?uvre. — P., 1924; Jammes F. L’?volution spirituelle de m-me de Noailles. - 1926; Larnac J. Comtesse de Noailles, sa vie, son ?uvre. — P., 1931; Brodlova V. La po?sie d’Anna de Noailles. — Dijon, 1931].

про Бесарабяску (Молдавия)

Бессарабка
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с Басарабяска)Город
Бессарабка
BasarabeascaСтрана Молдавия
Район Бессарабский район
Координаты Координаты: 46°20′00″ с. ш. 28°58′00″ в. д. (G)46°20′00″ с. ш. 28°58′00″ в. д. (G) (Я)
Примар Василий Филипов
Основан 1949
Население 11,2 тыс. человек (2005)
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Телефонный код +373 297
Почтовый индекс MD-6701
Автомобильный код BS
Официальный сайт http://www.basarabeasca.com/ (молд.)



У этого термина существуют и другие значения, см. Бессарабка (значения).

Бессара́бка (молд. Basarabeasca, Басарабяска) — город в Молдавии, центр Бессарабского района.Содержание [убрать]
1 География
2 История
3 Образование и культура
4 Эфирный приём ТВ- и радио- каналов
5 Известные уроженцы
6 Источники
7 Ссылки


[править]
География

Город (в прошлом п.г.т.) расположен на границе с Украиной, в 94 км к югу от Кишинёва, в 25 от Чимишлии и 25 от Комрата. Через город c северо-запада на юго-восток протекает река Когыльник (молд. Cogîlnic), которая впадает в Чёрное море. Основные строения поселения расположены в низине, и оно условно подразделяется на несколько микрорайонов: Романовка, Флэмында и другие.

[править]
История

Посёлок на месте Бессарабки возник в 1846 году как еврейская колония и был назван Романовкой в честь царской семьи Романовых. В 1859 году здесь насчитывалось 86 еврейских семей, которые обрабатывали землю, 263 мужчин и 249 женщин. В их распоряжении имелось 1750 десятин пашни. Ко времени упразднения правовладения евреями землёй (1866), в еврейской колонии Романовка земледелием занимались 57 семейств — 209 мужчин и 183 женщины, которые переключились главным образом на виноделие; часть занялась ремеслом и коммерцией. Чтобы облегчить участь колонистов, Бендерское Земство по просьбе капитана Федора Олейникова 29 октября 1876 года установило базарные дни — раз в неделю по средам.

В 1897 году в Романовке проживало 597 колонистов (293 мужчин и 304 женщины), имелась синагога и молельная школа (хедер). Всего по Всероссийской переписи населения 1897 года в Романовке проживало 1625 человек, из них 1150, или 71 %, евреев[1]. Первая светская школа, где был единственный класс, открылась в 1899 году благодаря Георгию Гимишли, который помог с помещением. Учительствовала Анна Шидловская, проработавшая здесь много лет. За покровительство школе, её поддержку Георгий Гимишли 6 декабря 1904 года был награжден серебряной медалью «За усердие». В 1905—1906 учебном году в этой школе занимались 12 мальчиков и 2 девочки.

Начало XX-го века связано с бурным развитием села — по соседству началось строительство железнодорожной станции Бессарабка. В 1910 году в домах некоторых жителей появляются телефоны: у Меримши, Окулиша, Андельмана, Цукера, Имаша… 5 декабря 1912 года открылась новая синагога, раввином был назначен доктор Борис Свердлов. Григорий и Василий Гемюшлиевы поехали к русскому царю просить деньги на церковь, но вернулись всего с 500 рублями; деньги собирались с верующих. В октябре 1913 года население Романовки насчитывало 1741 человек, имущество которых оценивалось в 346 826 рублей. Две паровые мельницы — Лемке Адама и Семке Христиана — были оценены в 9 420 рублей. В селе существовала касса взаимопомощи. В 1923 году это уже большое село: насчитывалось 690 домов, проживало 1520 мужчин и 1597 женщин, имелись мельница, бойня, аптека, начальная школа, 15 торговых точек.

11 сентября 1957 года село Романовка было объединено с бывшей немецкой колонией Гейнрихсдорф (в которой по данным 1943 года проживало 273 немца) и стало называться Бессарабка (Басарабяска). В 1968 году население Бессарабки составляло 13,3 тыс. жителей. Работали машиноремонтные мастерские, предприятия железнодорожного транспорта.

По данным переписи населения за 12 октября 2004 года в Бессарабке проживает 11 095 человек, из которых 5258 мужчин, а 5837 — женщин.[1]

герб Молдавии

Герб на Молдова
от Уикипедия, свободната енциклопедия (можете да редактирате и подобрите тази статия веднага)

Гербът на Молдова

Гербът на Молдова е хоризонтално пресечен щит, съставен от две полета — червено и синьо. В центъра на щита има глава на тур, между рогата на която са изобразени осемлъчна звезда, петлистна роза от дясна хералдическа страна и полумесец, обърнат и леко наклонен, от лява хералдическа страна. Всички елементи на щита са в златно (жълто). Щитът е поставен върху гърдите на орел, държащ в клюна си златен кръст (орел-кръстоносец), а в ноктите си: от дясно зелена маслинова клонка, а от ляво — златен скиптър.

Гербът е разположен в центъра на националното знаме на Молдова.

История [редактиране]

Герб с подобна форма и символика е известен още от 15 век — гербът на Княжество Молдова. Той обаче е имал слънце вместо роза. Слънцето и луната са символи, които често се срещат по монетите на античните даки. Осемлъчната звезда се смята за стар символ на мъдростта при даките. Главата на тур е хералдически символ на влашкия княз Басараб. Заедно с розата той е в герба на Бесарабската губерния, но с друго оцветяване и петолъчна звезда.

През пролетта на 1990 година Върховният съвет на Молдавската ССР обявява конкурс за създаване на проект за нов държавен герб. На 12 май 1990 е назначена комисия, в която влизат 13 депутати. Предложени са 130 проекта, от които шест са изпратени в Букурещ в националната хералдическа комисия.

Утвърден е проектът, представен от художника Георге Врабие. Заместник-председателят на комисията Мария Догару става съавтор на герба по, описвайки блазона. Тя предлага да се добави маслиновата клонка, като символ на стремежите на молдовския народ към мир. Първоначално орелът е бил поставен върху щит, подобно на герба на Румъния. В последствие щитът е премахнат.

На 2 ноември 1990 новият герб на Молдова е утвърден от Президиума на Върховния съвет на Молдовската ССР, а на 3 ноември на пленарно заседание на Върховния съвет за проекта на Врабие-Догару гласуват 243 депутата, двама „против“ и единадесет „въздържали се“.

Гербът е разположен в центъра на националното знаме на Молдова, което го отличава от румънското, андорското и това на Чад.

вклад рода нашего в символику Румынии

Румыния


Флаг Румынии представляет собой красный, желтый и синий “Tricolor” (возле знаменосца) – 3 вертикальных равных линии (Как и флаг Республики Молдова но только без герба). Был принят в 1848 во время революции в Цара Ромынеаскэ.

Рисунок флага создавался под явным влиянием французского флага в 1840-гг. Однако цвета флага имеют, видимо, более древнеее происхождение. Впервые они встречаются во времена правления короля Валахии Михаила Храброго (1592-1601). Есть также версия, что эти цвета использовались еще во времена короля Стефана Великого (1457-1504). Красно-желто-синий штандарт стал символом революции 1821 г., возглавленной Тудором Владимиреску.

С 1866 по 1948 г. флаг Румынии представлял собой гладкий триколор. После 1948 г. на румынском триколоре был изображен герб СРР. В 1989 г. в связи с изменением государственного строя герб с флага был убран.

После 1859 (образование Румынского государства) встала проблема создания символики нового государства. В 1863 была найдено решение объединения традиционных символов Валахии (Цара Ромыняскэ – золотой орел с крестом) и Молдовы (тур со звездой между рогами). Позднее в 1872, национальная геральдическая комиссия предложила герб, соединивший традиционные символы всех румынских провинций. Цара Ромыняскэ, Молдовы, Буковины, Трансильвании, Марамуреша, Кришаны, Баната и Олтении.

Герб был принят Румынским Правительством и начал использоваться в 1921 когда в результате великого объединения 1 декабря 1918, был создан новый герб Великой Румынии путем добавления символов, выработанным в 1872 г.

Герб Румынии был изменен в 1947 – когда под давлением советских оккупационных войск была провозглашена Румынская Народная Республика – на декоративное изображение, изображающее богатство страны, окаймленное колосьями пшеницы на воне восхода солнца.

После 1989 г. Вновь встала проблема выработки новой символики. 10 сентября 1992 г. В качестве официального герба Румынии был выбран настоящий герб.

Герб представляет собой изображение золотого орла с крестом. Орел объединяет гербы жудеца Арджеш, г.Питешть и г. Куртя-де-Арджеш. Он символизирует династию Басарабов, под руководством которой создавалась Црара Ромыняскэ. Орел, символ латинизма. Щит лазурного цвета символизирует небо. Орел держит в лапах симоволы суверенитета: скипетр и меч. На груди птицы – герб, разделенный на 4 части: Цара Ромыняскэ, Молдова, Трансильвания, Банат и Олтения; дельфины символизируют Черное Море.

Валахия: орел с православным крестом в клюве, освещенный солнцем справа и луной слева.
Стихи национального гимна принадлежит Андрею Мурешану (1816-1863), поэту романтического направления, журналисту, переводчику, истинному трибуну эпохи Революции 1848 г. Музыка была написана Антоном Панн (1796-1854), поэтом и этнографом, человеком большой культуры, певцом и автором учебников музыки.

Стихотворение «Эхо» ("Un răsunet") А. Мурешану, опубликованное во время Революции 1848 г., было положено на музыку в несколько дней. Впервые было исполнено 29 июня 1848 в Рымнику-Вылчя.

Стихотворение стало гимном под заголовком «Пробудись, румын!» ("Deşteapta-te, române!"). Начиная с 1849 г. "Deşteapta-te, române!" стала дорогой песней для румын, прибавляющей храбрости в решительные моменты, во время Войны за Независимость (1877-1878), а также во времена 1-й и 2-й мировых войн. В период кризиса 23 августа 1944, когда под напором государства Румыния повернула армию против гитлеровской Германии, приняв участие в войне на стороне союзников, этот гимн спонтанно был на устах у каждого и был передан по национальному радио, сплотив всю страну. Тоже самое произошло 22 декабря 1989 во время антикоммунистической революции.

Государственный гимн Румынии состоит из нескольких строф, четыре из них должны исполняться в торжественных случаях (Выделены жирным шрифтом).

Помимо этого гимна, у румын была «Hora Unirii», написанная поэтом Василе Александрии (1821-1890), которую исполняли во времена Объединения Княжеств (1859), во всех случаях, когда румыны стремились к единению и гармонии.

дизайн, программирование и наполнение © "2005 "РИА НОВОСТ

История из летописи Молдовы

Василе ЛУПУ, господарь Молдовы

(годы жизни 1597-1661)
...XVII век был отмечен в Молдове бурным расцветом средневековой культуры. Позднее историки справедливо назовут этот период «эпохой Василия Лупу».
Рассказывает Наталья ЛЕОНТЯК, библиотекарь читального зала муниципальной библиотеки имени Е. Кошериу:



- С ПРИХОДОМ Василе Лупу на престол (годы правления 1634-1653) в Молдове установились сравнительно благоприятные политические и экономические условия. Современники характеризовали эту историческую личность как фигуру необычайно прогрессивную, человека образованного и разностороннего. Господарь Василе Лупу был приверженцем идеалов европейского гуманизма, он поддерживал развитие науки, искусства и просвещения в своей стране. Летописец Мирон Костин отмечал: вся Молдова ценила В. Лупу за возвышенность души и величие дел.

За два десятилетия правления Василе Лупу было возведено 15 и реконструировано 14 православных храмов. Среди них - церковь Святого Николая в городе Килия, Измаильская церковь, церковь Святого Димитрия в Оргееве. Самая известная монументальная церковь того периода - «Три Иерарха», возведённая в честь трёх великих поборников христианства - Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Храм известен ныне как церковь Трёх Святителей в Яссах; это уникальный архитектурный памятник молдавского средневековья. Почти все названные (и не названные) духовные обители и храмы, возведённые по инициативе и под патронатом В. Лупу, стали к рубежу двадцатого и двадцать первого веков достоянием национальных культур трёх соседних государств - Республики Молдова, Румынии и Украины. У этих сооружений изначально было немало общих архитектурных черт и едва ли не каждое из них отличалось особой роскошью, размахом и величием.

При церкви Трёх Святителей, благодаря поддержке господаря, удалось основать ещё в далёком 1640 году (!) самую первую на территории Молдовы высшую школу - Славяно-греко-латинскую академию. Её появление на карте страны оказалось возможным при исключительно важной поддержке и помощи со стороны земляка-молдаванина Петра Могилы (Петру Мовилэ), митрополита Киевского той поры. Он направил в Молдову группу украинских специалистов-теологов во главе с Софронием Почацким, занимавшим до этого должность ректора в знаменитой Киево-Могилянской академии. В Славяно-греко-латинской академии Ясс преподавали риторику, диалектику, теологию, философию - и всё это на основе глубоких познаний в области церковнославянского, греческого языков и латыни. Учебное заведение готовило профессиональных служителей церкви, а также просто грамотных и высокообразованных людей для работы в государственных учреждениях. В тот период уже нарождалась хорошая традиция - направлять одарённую молодёжь на учёбу в лучшие высшие школы зарубежья: во Львов и Константинополь, в Киев, Рим, Вену... Благодаря такой возможности и формировались выдающиеся, элитные и энциклопедически образованные фигуры молдавской истории - Мирон Костин, Дмитрий Кантемир и другие деятели культуры и науки семнадцатого и последующих веков.

Судя по сохранившимся источникам, попытки основать в Молдове типографию предпринимались как местными, так и приезжими печатниками уже в ХVI и начале XVII веков. Однако все они по тем или иным причинам (в частности, из-за усиления османского ига, политических неурядиц в стране) заканчивались неудачей. Введение книгопечатания в Молдове вынужденно было отложено на много десятилетий. И вот в 1642 году по указу господаря Василе Лупу при монастыре Трёх Святителей начинает действовать первая типография. К её созданию множество стараний приложил один из самых просвещенных людей тогдашней Молдовы - писатель и переводчик, знаток нескольких языков митрополит Варлаам (его имя тоже присвоено одной из бельцких улиц). В этой типографии год спустя, в 1643-м, была издана первая печатная книга на молдавском языке, известная под названием «Казания Варлаама». Через три года вышел в свет первый молдавский официальный свод гражданских законов - «Уложение Василия Лупу». Открытие господарской типографии в столице Молдавского княжества стало событием исключительной важности в жизни страны. Книги на молдавском языке становились доступными для тех, кто получал образование разного уровня - в монастырских, городских и высшей школах (Ясской коллегии).

Долгое правление господаря Василия Лупу оказалось значительным этапом в государственном и культурном развитии Молдовы. Как и большинство его предшественников, В. Лупу думал об освобождении страны от турецкого влияния. Пытаясь присоединить Валахию к Молдове, он вёл войны с её господарем Матеем Басарабом. Главные битвы завершились неудачей молдавских войск. Василе Лупу пришлось отказаться от намерения посадить своего сына на трон Валахии. Понимая, что братоубийственные войны приносят выгоду только Турции, он заключает в 1642 году мир с Матеем Басарабом.

Династические браки были распространены во все времена. Несмотря на поражение, Василий Лупу оставался предусмотрительным и дипломатичным. В 1645 году он выдаёт старшую дочь Марию за литовского князя, великого гетмана Яноша Радзивилла, одного из самых влиятельных польских аристократов. О печальной судьбе Руксанды, младшей дочери Василе Лупу, интересно рассказывает польский историк Здзислав Сперальский в книге «Молдавские авантюры» (несколько лет назад она была впервые издана в переводе на русский язык именно в Бельцах, по инициативе доцента БГУ Нелли Малютиной и её супруга Богдана Конколя). По словам очевидцев, девушка обладала «несказанной красотой». Юные годы провела заложницей в Стамбуле - как живой гарант верности молдавского господаря по отношению к Турции. Взять Руксанду в жёны стремились многие знатные люди того времени, однако господарь, заботясь о безопасности границ Молдавского княжества, вынужден был выдать дочь за Тимуша - сына Богдана Хмельницкого, гетмана Украины; Тимуш был человеком энергичным и храбрым; впрочем, характеризовали его ещё и как «страшного лицом и душой». Этой свадьбой Василе Лупу не только отвёл угрозу вторжения украинского казачества в Молдову, но и обеспечил себе их помощь в борьбе с другими врагами. Насколько незавидной оказалась дальнейшая судьба Руксанды, свидетельствует заметка из «Gazette de Franсe», принесшей 15 ноября 1652 года следующую новость из Варшавы: «...сын генерала Хмельницкого Тимошка уже дважды бил свою жену новобрачную, дочь молдавского князя, упрекая её за проступок...».

Несмотря на осторожность, с которой правил Василе Лупу, предпочитая военным конфликтам сохранение мира и спокойствия, - в конечном итоге он лишился трона и покинул страну. Валашский господарь, усмотрев в союзе молдаван с украинскими казаками немалую опасность для своего княжества, объединил силы с князем Трансильвании Георге Ракоци II - ради смещения Василе Лупу с престола. Решающая битва состоялась в 1653 году под стенами крепости Сучава, осажденной войсками Валахии, Трансильвании и Польши. Подоспевший на помощь вместе с отрядом казаков зять Тимуш Хмельницкий погибает, сраженный осколком пушечного ядра. Василе Лупу вынужден скрыться за Днестром, а затем перебирается в Крым. Позднее он был пленён и стал узником темницы «Семь византийских башен» в Константинополе. Одни источники говорят, что он, в конце концов, вышел из заточения и умер в 1661 году, так и не увидев больше ни своей семьи, ни страны, которой он, албанский грек по происхождению, столь успешно правил. Другие утверждают, что земные дни Василе Лупу окончились в тюрьме. Дочь же его Руксанда после смерти Богдана Хмельницкого возвратилась в Молдову. В 1660 году Руксанда погибла от рук разбойников, которых привлекли слухи о её «несметных сокровищах»...

На этих трагических нотах и завершилось правление Василе Лупу, господаря Молдовы.

Без заголовка

Привет Всем ! Ищу всех на о. Сахалин кто носит фамилию Басараб или причастен к ней.

Это интересно..

.Список правителей Валахии
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия (не проверялась)
Перейти к: навигация, поиск

Здесь представлен список правителей Валахии до объединения с Молдавским княжеством в единое государство — Румынию 24 января (по старому стилю) 1862 года.

Из валашских воевод второй половины XIII века приведены только правившие в Арджеше — будущей столицы Валахии.Годы правления Имя Оригинал имени Династия Примечание
Воеводы Арджеша и Валахии
около 1241 года Миселав (Мислау) Mişelav (Mislav, Micislav, Mihai) воевода в Арджеше
ок. 1247 — ок. 1272/1275 Сенеслау (Сенеслав) Seneslau (Seneslav) воевода в Арджеше
ок. 1272/1275 — 1279 Литовой Litovoi (Lytuoy) воевода в Арджеше, также воевода Олтении (ок. 1247—1279)
1279 — ок. 1290 Бербат (Бэрбат) Bărbat воевода в Олтении и Арджеше, брат Литовоя
около 1290/1300 гг. Раду Негру (Раду Черный), или Негру Вода (Черный Воевода) Radu Negru (Radu Vodă, Negru Vodă) легендарный воевода, по преданию основавший валашское государство (отождествлялся с Токомерием, Басарабом I, Раду I), возможно — собирательный образ
ок. 1290 — ок. 1310 Токомерий (Тихомир) Thocomerius (Tihomir, Togomer, Totomer, Tugomir, Toq-Timur) валашский воевода, отец Басарба I
Господари Валахии
ок. 1310—1351/1352 Басараб I Basarab I Întemeietorul Басарабы валашский воевода, первый господарь Валахии; в 1330-х гг. завоевал ее независимость
1351/1352 — 16 ноября 1364 Николае Александру Nicolae Alexandru Басарабы сын Басараба I
16 ноября 1364 — ок. 1377 Владислав I Влайку Vladislav I (Vlaicu Vodă) Басарабы сын Николае Александру
ок. 1377—1383 Раду I Radu I Басарабы сын Николае Александру
1383 — 23 сентября 1386 Дан I Dan I Басарабы, родоначальник ветви Данешти сын Раду I
23 сентября 1386—1394/1395 Мирча I Старый Mircea cel Bătrân Басарабы сын Раду I, 1-й раз
1394/1395 — декабрь 1396 Влад I Узурпатор Vlad I Uzurpatorul ставленник бояр
январь 1397 — 31 января 1418 Мирча I Старый Mircea cel Bătrân (Mircea cel Mare) Басарабы 2-й раз
31 января 1418 — август 1420 Михаил I Mihail I Басарабы сын Мирчи Старого
август 1420 — весна 1422 Раду II Праснаглава Radu II Prasnaglava Басарабы сын Мирчи Старого, 1-й раз
весна 1422 — лето 1423 Дан II Dan II Басарабы-Данешти сын Дана I, 1-й раз
лето 1423 Раду II Праснаглава Radu II Prasnaglava Басарабы 2-й раз
осень 1423 — осень 1424 Дан II Dan II Басарабы-Данешти 2-й раз
осень 1424 Раду II Праснаглава Radu II Prasnaglava Басарабы 3-й раз
осень 1424 — январь 1427 Дан II Dan II Басарабы-Данешти 3-й раз
январь 1427 — весна 1427 Раду II Праснаглава Radu II Prasnaglava Басарабы 4-й раз
весна 1427 — февраль/март 1431 Дан II Dan II Басарабы-Данешти 4-й раз
февраль/март 1431 — декабрь 1436 Александр I Алдя Alexandru I Aldea Басарабы сын Мирчи Старого
декабрь 1436—1442 Влад II Дракул Vlad II Dracul Басарабы, основатель ветви Дракулешти сын Мирчи Старого, 1-й раз
1442 Мирча II Mircea II Басарабы-Дракулешти сын Влада II Дракула, 1-й раз
июнь 1442 — март 1443 Басараб II Basarab II Басарабы-Данешти сын Дана II
март 1443 — ноябрь/декабрь 1447 Влад II Дракул Vlad II Dracul Басарабы-Дракулешти 2-й раз
ноябрь/декабрь 1447 — октябрь 1448 Владислав II Vladislav II Басарабы-Данешти сын Дана II, 1-й раз
октябрь — декабрь 1448 Влад III Цепеш (Влад Дракула) Vlad III Ţepeş (Vlad Drăculea) Басарабы-Дракулешти сын Влада II Дракула
декабрь 1448 — 20 августа 1456 Владислав II Vladislav II Басарабы-Данешти 2-й раз
22 августа 1456 — декабрь 1462 Влад III Цепеш (Влад Дракула) Vlad III Ţepeş (Vlad Drăculea) Басарабы-Дракулешти 2-й раз
декабрь 1462 — ноябрь 1473 Раду III Красивый Radu III Frumos Басарабы-Дракулешти сын Влада II Дракула, 1-й раз
ноябрь — декабрь 1473 Басараб III Старый (Лайота Басараб) Basarab III Bătrân (Laiotă Basarab) Басарабы-Данешти сын Дана II, 1-й раз
декабрь 1473 — весна 1474 Раду III Красивый Radu III Frumos Басарабы-Дракулешти 2-й раз
весна 1474 Басараб III Старый Basarab III Bătrân (Laiotă Basarab) Басарабы-Данешти 2-й раз
весна — сентябрь 1474 Раду III Красивый Radu III Frumos Басарабы-Дракулешти 3-й раз
сентябрь — октябрь 1474 Басараб III Старый Basarab III Bătrân (Laiotă Basarab) Басарабы-Данешти 3-й раз
октябрь 1474 — январь 1475 Раду III Красивый Radu III Frumos Басарабы-Дракулешти 4-й раз
январь 1475 — ноябрь 1476 Басараб III Старый Basarab III Bătrân (Laiotă Basarab) Басарабы-Данешти 4-й раз
ноябрь — декабрь 1476 Влад III Цепеш (Влад Дракула) Vlad III Ţepeş (Vlad Drăculea) Басарабы-Дракулешти 3-й раз
декабрь 1476 — ноябрь 1477 Басараб III Старый Basarab III cel Bătrân (Laiotă Basarab) Басарабы-Данешти 5-й раз
ноябрь 1477 — сентябрь 1481 Басараб IV Цепелюш Тинар (Молодой) Basarab IV Ţepeluş cel Tânăr Басарабы-Данешти сын Басараба II, 1-й раз
август — сентябрь 1481 Мирча II Mircea II Басарабы-Дракулешти 2-й раз
сентябрь — ноябрь 1481 Влад IV Монах (Калугарул) Vlad IV Călugărul Басарабы-Дракулешти сын Влада II Дракула, 1-й раз
ноябрь 1481 — апрель 1482 Басараб IV Цепелюш Тинар (Молодой) Basarab IV Ţepeluş cel Tânăr Басарабы-Данешти 2-й раз
апрель 1482 — ноябрь 1495 Влад IV Монах Vlad IV Călugărul Басарабы-Дракулешти 2-й раз
ноябрь 1495 — апрель 1508 Раду IV Великий Radu IV cel Mare Басарабы-Дракулешти сын Влада IV
апрель 1508 — 29 октября 1509 Михня I Рэу (Злой) Mihnea I cel Rău Басарабы-Дракулешти сын Влада III Цепеша
29 октября 1509 — февраль 1510 Мирча III Mircea III Miloş Басарабы-Дракулешти сын Михни Рэу
февраль 1510 — 23 января 1512 Влад V Тинар (Молодой) Vlad V cel Tânăr Басарабы-Дракулешти сын Влада IV Монаха
23 января 1512 — 15 сентября 1521 Нягое Басараб Neagoe Basarab Крайовеску ставленник боярства
15 сентября — октябрь 1521 Тедош (Феодосий) Teodosie Крайовеску сын Нягое Басараба, 1-й раз
октябрь — ноябрь 1521 Влад Драгомир Калугарул (Монах) Vlad (Dragomir Călugărul) Басарабы-Дракулешти (?) возможно, внебрачный сын Влада Монаха
ноябрь 1521 — декабрь 1522 Тедош (Феодосий) Teodosie Крайовеску 2-й раз
декабрь 1522 — апрель 1523 Раду V Афумати Radu V de la Afumaţi Басарабы-Дракулешти сын Раду Великого, 1-й раз
апрель — ноябрь 1523 Владислав III Vladislav III Басарабы-Данешти внук Владислава II, 1-й раз
ноябрь 1523 — январь 1524 Раду VI Бадика Radu VI Bădica Басарабы-Дракулешти сын Раду Великого
январь — июнь 1524 Раду V Афумати Radu V de la Afumaţi Басарабы-Дракулешти 2-й раз
июнь — сентябрь 1524 Владислав III Vladislav III Басарабы-Данешти 2-й раз
сентябрь 1524 — апрель 1525 Раду V Афумати Radu V de la Afumaţi Басарабы-Дракулешти 3-й раз
апрель — август 1525 Владислав III Vladislav III Басарабы-Данешти 3-й раз
август 1525 — 2 января 1529 Раду V Афумати Radu V de la Afumaţi Басарабы-Дракулешти 4-й раз
январь — февраль/март 1529 Басараб V Basarab V Басарабы или Крайовеску правнук Михаила I, по другой версии — потомок Нягое Басараба
февраль/март 1529 — июнь 1530 Мойзе Moise Басарабы-Данешти сын Владислава III
июнь 1530 — сентябрь 1532 Влад VI Инекатул (Утопленник) Vlad VI Înecatul Басарабы-Дракулешти сын Влада V Молодого
сентябрь 1532 — сентябрь 1534 Влад VII Винтила Vlad VII Vintilă Басарабы-Дракулешти сын Раду IV Великого, 1-й раз
сентябрь 1534 — ноябрь 1534 Раду VII Паисий (Петр из Арджеша) Radu VII Paisie (Petru de la Argeş) Басарабы-Дракулешти сын Раду IV Великого, 1-й раз
ноябрь 1532 — июнь 1535 Влад VII Винтила Vlad VII Vintilă Басарабы-Дракулешти 2-й раз
июнь 1535 — март 1545 Раду VII Паисий (Петр из Арджеша) Radu VII Paisie (Petru de la Argeş) Басарабы-Дракулешти 2-й раз
март 1545 — 16 ноября 1552 Мирча V Чобанул (Пастух) Mircea V Ciobanul Басарабы-Дракулешти сын Раду IV Великого, 1-й раз
ноябрь 1552 — май 1553 Раду VIII Илие Хайдеул (Скотник) Radu Ilie Haidăul Басарабы-Дракулешти сын Раду V Афумати
май 1553 — 28 февраля 1554 Мирча V Чобанул (Пастух) Mircea V Ciobanul Басарабы-Дракулешти 2-й раз
март 1554 — 26 декабря 1557 Петрешку Добрый Pătraşcu cel Bun Басарабы-Дракулешти сын Раду VI Паисия
январь 1558 — 21 сентября 1559 Мирча V Чобанул (Пастух) Mircea V Ciobanul Басарабы-Дракулешти 3-й раз
21 сентября 1559 — июнь 1568 Петру I Молодой Petru cel Tânăr Басарабы-Дракулешти сын Мирчи V Пастуха
июнь 1568 — апрель 1574 Александру II Мирча Alexandru II Mircea Басарабы-Дракулешти сын Мирчи III, 1-й раз
май 1574 Винтила Vintilă Басарабы-Дракулешти сын Петрешку Доброго
май 1574 — сентябрь 1577 Александру II Мирча Alexandru II Mircea Басарабы-Дракулешти 2-й раз
сентябрь 1577 — июль 1583 Михня II Турок Mihnea II Turcitul Басарабы-Дракулешти сын Александру II Мирча, 1-й раз
29 августа 1583 — 16 апреля 1585 Петру II Серьга Petru II Cercel Басарабы-Дракулешти сын Петрешку Доброго
апрель 1585 — май 1591 Михня II Турок Mihnea II Turcitul Басарабы-Дракулешти 2-й раз
май 1591 — август 1592 Стефан I Глухой Ştefan Surdul сын господаря Молдавии Иоана III Лютого
август 1592 — сентябрь 1593 Александру III Злой Alexandru III cel Rău Мушаты в 1592 — господарь Молдавии под именем Александру V
сентябрь 1593 — октябрь 1600 Михай Храбрый Mihai Viteazul Басарабы-Дракулешти сын Петрешку Доброго, правил также Трансильванией (1599—1600) и Молдавией (1600)
1599 — октябрь 1600 Николай Петрешку Mihai Viteazul Басарабы-Дракулешти сын и соправитель Михая Храброго
октябрь 1600 — 3 июля 1601 Симион Могила Simion Movilă Могилы из бояр, 1-й раз
сентябрь 1601 — март 1602 Раду IX Михня Radu Mihnea Басарабы-Дракулешти сын Михни Турка, господарь Молдавии в 1616—1619, 1623—1626, 1-й раз
март — август 1602 Симион Могила Simion Movilă Могилы 2-й раз
август 1602 — декабрь 1610 Раду X Щербан Radu Şerban Крайовеску из бояр, 1-й раз
январь — март 1611 Габриэль Баторий Radu Şerban Батории правитель Трансильвании
март — май 1611 Раду IX Михня Radu Mihnea Басарабы-Дракулешти 2-й раз
июнь — сентябрь 1611 Раду X Щербан Radu Şerban Крайовеску 2-й раз
12 сентября 1611 — август 1616 Раду IX Михня Radu Mihnea Басарабы-Дракулешти 3-й раз
август 1616 Гаврил Могила Gavril Movilă Могилы сын Симиона Могилы, 1-й раз
сентябрь 1616 — май 1618 Александру IV Ильяш Alexandru Iliaş сын господаря Молдавии Александра III, господарь Молдавии в 1620—1621, 1631—1633, 1-й раз
июнь 1618 — июль 1620 Гаврил Могила Gavril Movilă Могилы 2-й раз
август 1620 — август 1623 Раду IX Михня Radu Mihnea Басарабы-Дракулешти 4-й раз
14 августа 1623 — 3 ноября 1627 Александру V Князек Alexandru Coconul Басарабы-Дракулешти сын Раду Михни, господарь Молдавии в 1629—1630
ноябрь 1627 — октябрь 1629 Александру VI Ильяш Alexandru Iliaş 2-й раз
октябрь 1629 — июль 1632 Леон Томша Leon Tomşa сын господаря Молдавии Стефана Томши
июль — сентябрь 1632 Раду XI Ильяш Radu Iliaş сын Александру VI Ильяша
июль 1632 — 19 апреля 1654 Матей Басараб Matei Basarab Брынковяну (Крайовеску)?
19 апреля 1654 — 26 января 1658 Константин Щербан Басараб Constantin Şerban Basarab Крайовеску внебрачный сын Раду Щербана
март 1658 — ноябрь 1659 Михня III Mihnea III Басарабы-Дракулешти сын Раду IX Михня
20 ноября 1659 — 1 сентября 1660 Георгий Гика Gheorghe Ghica Гика в 1658 — 1659 господарь Молдавии, основатель династии Гика
1 сентября 1660 — ноябрь 1664 Григорий I Гика Grigore I Ghica Гика сын Георгия Гика, 1-й раз
ноябрь 1664 — март 1669 Раду Леон Radu Leon сын Леона Томши
март 1669 — февраль 1672 Антоний Полести Antonie din Popeşti
февраль 1672 — ноябрь 1673 Григорий I Гика Grigore I Ghica Гика 2-й раз
ноябрь 1678 — октябрь 1688 Щербан Кантакузин Şerban Cantacuzino Кантакузины
октябрь 1688 — март 1714 Константин Брынковяну Constantin Brâncoveanu Брынковяну
март 1714 — декабрь 1715 Стефан Кантакузин Ştefan Cantacuzino Кантакузины
Правление фанариотов (1715 — 1821)
декабрь 1715 — ноябрь 1716 Николай Маврокордат Nicolae Mavrocordat Маврокордато 1-й раз
2 декабря 1716 — 6 марта 1719 Иоанн Маврокордат Ioan Mavrocordat Маврокордато брат Николая Маврокордата
март 1719 — 3 сентября 1730 Николай Маврокордат Nicolae Mavrocordat Маврокордато 2-й раз
сентябрь 1730 — октябрь 1730 Константин Маврокордат Constantin Mavrocordat Маврокордато сын Николая Маврокрдата, 1-й раз
октябрь 1730 — 2 октября 1731 Михай (Михаил) Раковица Mihai Racoviţă Раковица 1-й раз
24 октября 1731 — 16 апреля 1733 Константин Маврокордат Constantin Mavrocordat Маврокордато 2-й раз
5 апреля 1733 — 16 ноября 1735 Григорий II Гика Grigore II Ghica Гика Внук Григория I Гика, 1-й раз
27 ноября 1735 — сентябрь 1741 Константин Маврокордат Constantin Mavrocordat Маврокордато 3-й раз
сентябрь 1741 — июль 1744 Михай (Михаил) Раковица Mihai Racoviţă Раковица 2-й раз
июль 1744 — апрель 1748 Константин Маврокордат Constantin Mavrocordat Маврокордато 4-й раз
апрель 1748 — 23 августа 1752 Григорий II Гика Grigore II Ghica Гика 2-й раз
11 сентября 1752 — 22 июня 1753 Матей Гика Matei Ghica Гика сын Григория II Гика
июнь 1753 — 28 февраля 1756 Константин Раковица Mihai Racoviţă Раковица сын Михая Раковицы, 1-й раз
20 февраля 1756 — 7 сентября 1758 Константин Маврокордат Constantin Mavrocordat Маврокордато 5-й раз
август 1758 — 5 июня 1761 Скарлат Гика Scarlat Ghica Гика сын Григория II Гика, 1-й раз
11 июня 1761 — март 1763 Константин Маврокордат Constantin Mavrocordat Маврокордато 6-й раз
9 марта 1763 — 28 января / 8 февраля 1764 Константин Раковица Mihai Racoviţă Раковица 2-й раз
8 февраля 1764 — 29 августа 1765 Стефан Раковица Ştefan Racoviţă Раковица сын Михая Раковицы
18 августа 1765 — 2 декабря 1766 Скарлат Гика Scarlat Ghica Гика 2-й раз
12 декабря 1766 — 28 октября 1768 Александру Гика Alexandru Ghica Гика сын Скарлата Гика
28 октября 1768 — 5 ноября 1769 Григорий III Гика Grigore III Ghica Гика сын Александру Гика
ноябрь 1769 — июль 1774 Русская военная администрация.
май 1770 — октябрь 1771 Эммануил Джани-Русет Emanuel Giani Ruset
ноябрь 1769 — июль 1774 Русская военная администрация.
15 сентября 1774 — февраль 1782 Александр Ипсиланти Alexandru Ipsilanti Ипсиланти 1-й раз
15 января 1782 — 17 июля 1783 Николай Караджа Nicolae Caradja Караджа
июль 1783 — 26 марта 1786 Михай Суту Mihai Suţu Суту 1-й раз
март 1786 — июнь 1790 Николай Маврогени Nicolae Mavrogheni Маврогени
июнь 1790 — март 1791 Австрийская военная администрация.
март 1791 — январь 1793 Михай Суту Mihai Suţu Суту 2-й раз
январь 1793 — август 1796 Александр Морузи Alexandru Moruzi Морузи 1-й раз
август 1796 — ноябрь 1797 Александр Ипсиланти Alexandru Ipsilanti Ипсиланти 2-й раз
ноябрь 1797 — январь 1799 Константин Хангрели Constantin Hangerli Хангрели
март 1799 — октябрь 1801 Александр Морузи Alexandru Moruzi Морузи 2-й раз
8 октября 1801 — 10 мая 1802 Михай Суту Mihai Suţu Суту 3-й раз
2 июля — 30 августа 1802 Александр Суту Alexandru Suţu Суту 1-й раз
1 сентября 1802 — август 1806 Константин Ипсиланти Constantin Ipsilanti Ипсиланти 1-й раз
24 августа 1806 — 15 октября 1806 Александр Суту Alexandru Suţu Суту 2-й раз

это интересно...

.







Дракула

Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего государства от Венгрии.

Дед Дракулы - воевода Мирча Старый (1386-1418) - благодаря своей государственной мудрости и военным удачам заслужил славу румынского Шарлеманя, хотя в итоге признал себя вассалом Османской Турции. Но тут уж у него просто не было выхода. В XV веке православная Валахия оказалась яблоком раздора для двух супердержав - Венгрии и Оттоманской Порты. За Венгрией стояло тогда все католичество, предпринявшее очередное наступление на православие, Порта же, борясь за лидерство в исламском мире, претендовала и на лидерство глобальное. Сохранить независимость, воюя на два фронта, не представлялось возможным, однако уступка Венгрии повлекла бы католизацию страны, а Порта в религиозной политике отличалась большей терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее зло, на его, конечно, взгляд. Борьба двух супердержав реализовывалась в смене хозяев валашского трона. Как правило, принц из династии Басараба, претендовавший на трон, уже занятый ставленником одной из держав, получал поддержку (финансовую, военную и т.п.) от ее соперницы. После чего претендент, опираясь на группу недовольных бояр, затевал смуту и, если удача ему сопутствовала, становился господарем.


Отец Влада III - Влад II - захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая турецкому давлению, Влад II вынужден возобновить вассальные обязательства валашских господарей и отправить заложниками ко двору султана двух сыновей - Влада и Раду. Венгрия, конечно, тоже усилила давление, и Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая компромиссы. Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу регента венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял новый венгерский ставленник. В 1448 году семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку захватить престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада III. Но - ненадолго: венгерский протеже, собравшись с силами, вернул престол. Он, однако, проявил излишнюю самостоятельность, и в 1456 году Влад III - теперь уже при поддержке Яноша Хуньяди - вновь вступил во владение отцовским наследством. На этот раз Влад III правил, сохраняя верность роду Хуньяди, и даже помог утвердиться на венгерском троне сыну Яноша - Матьяшу.

Провенгерская политика пришлась не по нраву Турции, что и обусловило войну, начавшуюся в 1461 году. Влад III сам вторгся на территорию противника, и разгневанный султан Мехмед Завоеватель лично повел войска против взбунтовавшегося вассала. Влад III рассчитывал на помощь двоюродного брата молдавского господаря Стефана Великого и короля Матьяша, однако надежды не оправдались. Родственник не только не пришел на помощь, но еще и попытался захватить валашскую пограничную крепость Килию, а Матьяш Венгерский не счел нужным ввязываться в войну, хоть и получил от папы Римского деньги на новый крестовый поход против турок. Оставшись без союзников, Влад III, тем не менее, продолжал войну, причем даже турки удивлялись его храбрости, жестокости и таланту полководца. Но силы были не равны: валашский господарь потерпел поражение и бежал во владения венгерского короля, бросив разгромленную армию.

Новым господарем в 1462 году стал его брат Раду по прозвищу Красивый, а Влада III Матьяш Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав бывшему союзнику сговор с турками. Историки спорят о том, насколько обоснованно был о обвинение, но, в любом случае, Матьяш сумел оставить у себя папские деньги, избежав под благовидным предлогом нежелательной тогда войны с Турцией. В тюрьме Влад III оставался более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя в католичество. Затем он женился на родственнице короля и, заручившись помощью Хуньяди, в 1476 году третий раз вторгся в Валахию. Владу III удалось захватить столицу, но вскоре он погиб в бою, причем обстоятельства его смерти до сих пор толком не выяснены.

"Мировую известность" Влад III обрел еще при жизни. Главным образом - благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась патологической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула особенно преуспел.
Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных. Многие из них были посажены на кол - так он заработал еще одно прозвище - "тепес", или "колосажатель". Во время самого дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек.


Дракула был не просто садистом. Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости. В зависимости от социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад III вошел под прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол").


Даже в венгерской тюрьме Влад III, согласно древнерусскому "Сказанию о Дракуле воеводе", оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал. Неистовость Влада III (в немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"), похоже, изрядно надоела не только врагам, но и подданным и в 1974 году они убили Цепеша в возрасте 45 лет. Его отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве трофея султану.

Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели. Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, о трубив голову мертвому господарю, послали ее султану? Кровожадную изощренность валашского воеводы европейцы обычно воспринимали в качестве некоей восточной экзотики, абсолютно неуместной в "цивилизованной" державе. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных "дракулических" методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году, его самого казнили за поступки - как гласил приговор - "противные законам данной страны".


Историки различным образом оценивали роль Влада III. Одни видели в нем национального героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других государей -"макиавеллистов" Позднего Ренессанса, называли его правителем -"террористом", предтечей Сталина и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску).
Однако, по общему мнению, репутацию вампира-чернокнижника Дракула приобрел лишь в конце XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула"(1897). Действительно, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря. Но если принять во внимание специфику этих источников, то выясняется, что фантазии английского романиста были отнюдь не беспочвенными. В XV веке, как, впрочем, и ранее, в Валахии не велись хроники - ни официальные (княжеские), ни монастырские. Сохранились лишь десятки писем самого Дракулы (на латыни и церковнославянском языке), да поздние записи фольклорных преданий о жестоком , ироничном, коварном, но мудром и отважном Цепеше. Что касается иностранных источников, то здесь наиболее значительны немецкие, венгерские, поздневизантийские и русские.

Среди немецких следует выделить десятки печатных памфлетов XV века, повествующих о "садистических" деяниях господаря-изверга, а также аналогичной тематики стихи венского миннезингера М.Бехайма. Точка зрения венгров представлена итальянским гуманистом А.Бонфинио, автором латинской хроники, подвизавшимся при дворе Матьяша Хуньяди. Она мало чем отличалась от немецких текстов - о православном государе, сжигавшем католические монастыри, писали католики. С большей симпатией относятся к Дракуле византийские историки XV века Дука, Критовул, Халкондил, но и они, главным образом, пересказывают истории о свирепых шутках Цепеша. На Руси же было популярно "Сказание о Дракуле воеводе", где основным преступлением Влада III объявлялась измена православию.

Все истории о Дракуле напоминают анекдоты. Вот Дракула, встретив крестьянина в ветхой рубахе и узнав, что жена у него ленива, приказывает отрубить ей руки и посадить на кол: лентяйке руки не нужны - она и так безрукая, а потому и жить ей незачем. Или, например, Влад, взойдя на престол, спросил у бояр, сколько господарей знал каждый из них, и даже самый молодой боярин перечислил семерых; тогда Дракула сказал, что век господарский короток из-за постыдных боярских интриг, а коль так, то и бояре не должны жить дольше, чем их повелители - справедливость господарь восстановил на свой лад, повелев казнить собравшихся. "Анекдотичность" сближает письменные источники с народными преданиями о Цепеше, что неудивительно. Нерумынские авторы, как правило, тоже основывались на рассказах очевидцев (или выдававших себя за таковых), т.е. на сюжетах, имевших фольклорное бытование, ведь тогда повести о "чужой земле" и воспринимались как легенды. Следовательно, весь корпус "дракулических" текстов - по сути фольклорен, а у фольклора свои законы.
Авторитетный исследователь С.Н.Азбелев в связи с этим указывал, что фольклор "очень редко сохраняет точность фактических деталей, но у него есть другое преимущество: эпос может хранить веками без радикальных изменений ту обобщенную оценку сущности события, какая отложилась в сознании широкой общественной среды". Потому сведения о Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом. Это касается самого имени, точнее прозвища Влада III Дракула. Федор Курицын, предполагаемый автор "Сказания о Дракуле воеводе", характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени его, тако и житие его". Тут русский книжник XV века допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол" - это "дракул", а "Дракула" - "сын дьявола". Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако историки традиционно объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем.

Отец Дракулы, еще не заняв престол, вступил при дворе Сигизмунда Люксембурга в элитарный Орден Дракона, основанный венгерским королем ("по совместительству" - главой Священной Римской империи) для борьбы с неверными, главным образом - турками. Орден этот, его элитарный характер и герб описаны Э. Виндеке, современником и биографом Сигизмунда Люксембурга. Став господарем, Влад II по-прежнему относился к рыцарским обязанностям настолько серьезно, что повелел изобразить дракона - элемент орденской символики - даже на монетах, хотя изображение на монетах считалось сакральным, почему, кстати, фальшивомонетчиков и карали так жестоко. Соответственно, неуемный рыцарь и заработал мрачноватое прозвище: "Дракул" означает по-румынски не только "дьявол", но и "дракон". И все-таки, излагая "эмблематическую" версию, даже её сторонники Р.Флореску и Р.Макнелли оговариваются: возможно, современники понимали прозвище господарей буквально. Смысл орденской символики государь не разъяснял всем и каждому, зато изображение дракона вызывало у многих вполне определенные ассоциации. Опять же, Орден Дракона в качестве орудия борьбы с неверными выглядит довольно странно, а если учесть, что создавался он в эпоху небывалого распространения всякого рода ересей и чернокнижничества, то возникает закономерный вопрос: не поклонялись ли рыцари дракону-дьяволу?
Прямых свидетельств того, что Влад II считался колдуном, нет, однако, если прозвище "Дьявол", немыслимое для христианского государя, все же закрепилось (вне зависимости от причин его появления), значит, в народном сознании сложилось соответствующее представление. То же самое можно сказать и о Владе III. Чем бы ни было обусловлено прозвище господаря, оно сохранилось в фольклоре, т.е. информация, в нем заложенная, оставалась актуальной. Имя "Дракула" можно понимать и как "сын человека по прозвищу Дьявол" (Халкокондил именует "Дракулой" и Цепеша, и Раду Красивого - другого сына Влада II), и как "приверженец Дьявола, следующий путями тьмы". Такого рода указания вовсе не обязательно относятся к области морали, чаще всего имеется в виду связь с не чистой силой. Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым.


Примечательно и то, что многие "дракулические" предания повествуют о кладах, спрятанных валашским господарем, который непременно убивал ни в чем не повинных свидетелей, а подобные эпизоды характерны для легенд о колдунах и разбойниках. Клад не эквивалент банка, а ценность золотых монет и украшений определяется не только их реальной стоимостью. Это, как указывает В.Я.Пропп, "утратившие свою магическую функцию предметы из потустороннего мира, дающие долголетие и бессмертие". В русском "Сказании о Дракуле воеводе" все прямо названо своими именами: жестокий властитель приказал мастерам изготовить специальные бочки, сложить туда золото и опустить на дно реки, после чего Дракула "мастеровъ тех посеща повеле, да никто ж увесть съделанного имъ окаанства, токмо тезоимениты ему диаволъ". Автор как бы расшифровывает миф, подчеркивая, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный.

В контексте "колдовства" Дракулы стоит вспомнить об уже упоминавшемся нападении молдавского господаря Стефана Великого на крепость своего кузена Влада III. При осаде Стефан был ранен стрелой, тяжело заболел и отступил. Рана не заживала сорок лет, а врачи, выписанные из Италии и Германии, по таинственным причинам ко двору господаря добраться не могли, и в результате причиной смерти Стефана стала именно валашская стрела. История, по меткому замечанию исследователей, "дракулескная", т .е. анекдотически-загадочная, колдовская. Прямых свидетельств вампиризма Дракулы тоже нет, но зато есть немало косвенных. Так, в поэме Й.Будай-Деляну "Цыганиада" (опубликованной после смерти автора в 1875-1876 гг.) Дракула, возглавив армию цыган, борется с турками , злокозненными боярами и - вампирами. Известно, что Будай-Деляну использовал в поэме фольклорные сюжеты, потому указания на связь Дракулы с цыганами и вампирами особенно важны. Цыгане издревле считались народом мистическим, народом гадалок и колдунов, а в том, что будай-деляновский Дракула не вампир, но противник вампиров, ничего удивительного нет: обычный для мифологического сознания сюжет -"перевертыш" - герой сражается с собственной ипостасью. Соответствующие намеки нетрудно найти и в описании гибели Дракулы. Разумеется, есть основания предполагать, что воины Влада III обратили копья против господаря по соображениям страха и мести или ради турецкой награды, а голову отрубили, дабы послать султану и тем самым выслужиться или наглядно подтвердить выполнение "заказа" - голова Цепеша была выставлена в Стамбуле на всеобщее обозрение. Но при всем том воины Дракулы действовали именно так, как обычай предписывал поступать с вампирами : тело кровопийцы надлежало пробить острым оружием, а голову - непременно отделить от туловища. С этой точки зрения характерна также история могилы Дракулы. Влад III был похоронен недалеко от места гибели - в православном Снаговом монастыре, которому его род покровительствовал.
Кстати, согласно местному преданию, на территории монастыря располагалась пыточная тюрьма Цепеша. В 1930-е гг. археологи провели официальное вскрытие могилы, но нашли там только следы осквернения - мусор и ослиные кости. Зато неподалеку обнаружилась идентичная по размерам безымянная могила, где лежали скелет без черепа и остатки одеяния, подобающего валашскому господарю.

Интересно, что первый раз Дракулу похоронили напротив алтаря, а второй - под каменными плитами пола, похоже, с той целью, чтобы входящие попирали прах Цепеша. По мнению исследователей, осквернили могилу и "перезахоронили" Дракулу монахи Снагова монастыря, причем сделали это на рубеже XVIII-XIX веков - как раз тогда, когда Й.Будай-Деляну и писал "Цыганиаду". Не исключено, что, почитая Цепеша - национального героя, соотечественники не забывали о другом его лике - Дракуле, кровопийце и чернокнижнике. Впрочем, если б не было мифологически-фольклорных указаний на вампиризм Цепеша, все равно было бы правомерно соотнести имя Дракулы с легендами об упырях. У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще всего принявший католичество), непременно становится вампиром, переход же в католичество Влада III, некогда грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма впечатляющим событием для его подданных-единоверцев. Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной "компенсации": переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие - привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать "ущерб", а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ "компенсации" выбирается по дьявольской подсказке.

Кстати, логика "компенсации" провоцирует и ныне появление "хоррорных" сюжетов о вегетарианцах-убийцах, палачах-активистах "Общества защиты животных" и т.п. В XV веке тема вероотступничества особенно актуальна: это эпоха наиболее интенсивной католической экспансии, что уже отмечалось выше. Именно тогда гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая "право Чаши" (т.е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали "чашниками". Борьбу с "чашниками" возглавил император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал "рыцарем Дракона", главным противником Ордена были не турки, а мятежники-гуситы.

Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе "ужасов" и кинематографу и восходящего к романтической и неоромантической литературе, а также к преданиям XVII-XVIII веков. В XV веке упыря считали не разносчиком вампирической "эпидемии" (который, в свою очередь, был ранее заражен другим вампиром), но колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна еще и для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший в историю изуверскими казнями и пытками, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и "кровавые гекатомбы" Влада III воспринимались аналогично - колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью.

история

Басарабы, династия господарей в княжестве Валахия в 14-17 век. Наиболее крупный представитель Басараб-1, основатель династии.
Валахия, историческая область на юге Румынии, между Карпатами и Дунаем; делится р.Олт на Мунтению и Олтению. С 14 в. Валахия-феодальноне княжество, с 16в.-под турецким господством. По Андрианопольскому мирному договору 1829 фактически автономна (под протекторатом России до 1856). В 1859-61 объединилась с Молдавии в единое государство (с января 1862- Румынское княжество)

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу