Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Без заголовка

в исполнительной службе был утерян исполнительнй лист о взыскании алиментов на содержание ребенка, служба отказывается дать справку об утере исполнительного листа, мотивируя тем. что у меня нет документа подтверждающего что я подавала на алименты, помогите найти закон о том что в 1997 году по решению суда исполнительный лист передавался в исполнительную службу автоматически, и не выдавался на руки

Размер алиментов



При определении размеров
алиментов, суд должен руководствоваться ст.ст.182-184 Cімейного кодексу України.
Согласно, выше указанных норм, суд, если 
плательщик алиментов работает, устанавливает размер алиментов в
процентном соотношении исходя  из его
фактических доходов (заработной платы). Если же должник не работает, или имеет
не постоянный доход, суд может установить размер алиментов в твердом денежном
выражении. В этом случае, он учитывает состояние здоровья и материальное
положение, как ребенка так и плательщика алиментов.



Олег Турцын, 10-10-2011 19:15 (ссылка)

Без заголовка

здравствуйте. у нас имеется решение по гражданскому делу вынесенному судом Р.Молдова о взыскании с дебитора денежных средств. В процессе исполнения судебного решения было установлено, что транспортные средства, которые подлежат изъятию находятся на территории Украины, как согласно законодательства Украины исполняется такое решение

°• •°, 08-05-2011 16:38 (ссылка)

Судебное решение суда Украины

Выношу на обсуждение реальную историю каторая так и не завершилась каким либо решением суда Украины в отношении педофила!
Статьтя

что делать?

Подскажите ,что мне делать? 

В 2007-ом году было вынесено решение о взыскании алиментов с моего мужа на содержание

 нашей дочери.

Государственный исполнитель как я считаю не выполняет свои обьязаности,так как я не получаю

 алименты по 5 месяцев. Писала жалобу на её бездействие. После чего было уплачено 140 грн.

 хотя его задолженность составляет уже 3000 тыс.грн.

Очень хочется добится ежемесячной выплаты алиментов и современем погошения долга.

За раннее, спасибо.

 

ПОМОГИТЕ МНЕ КТО МОЖЕТ? ОЧЕНЬ ВСЕХ ПРОШУ!

У меня такая ситуация:
в 2005 году мой отец скоропостижно умер. завещания ясно, что не оставил.
на второй день, когда у отца как говорится еще не остыли ноги мой старший брат начал
делить иущество, делить есть что! машина, дом, земельный участокразмером 6 га., трактор МТЗ 80,
техника для обработки земли, и автоприцеп.
я и моя мать на момент смерти были прописаны в доме умершего, и естественно что вдоём имеем право на 1/2 половину каждому
а от старшего брата взята отказаная в принятии наследства.
после слов старшего брата, у матери случился испуг, поэтому и побоялась писать какие либо документы
на оформления наследства, не посушала даже меня, ( я юрист с высшим образованием
 на просьби вовремя оформить наследство - я получал отказ.
после прошествия  3-х лет имущество было переоформлено у нотаруса,но свидетельства на право собственности
трактора МТЗ 80 выписано небыло, поскольку трактор был купелн через комисионный магазин
и на основании накладной, постановления гос. исполнителя, и чека  об оплате стоимости трактора на руках есть
но вовремя на учет трактор не поставлен был.
когда оформили наследство - дом, автоприцеп, зем. участок

на момент покупки трактора мой страший брат проживал в Крыму и участия в покупке трактора, ни деньгами, ни чем более иным на взял
я и моя мать, также и покойный отец работали на земел чтоб приобрести трактор,
после этого приобретения,   прошло еще два года и брат вернулся домой жить

сейчас данный трактор т.е. наше с матерью имущество мы неможем забрать у старшего брата, потому он обманным путем ФАКТИЧЕСКИ УКРАЛ ЕГО"
и трактор находится  у него во дворе уже полгода
представьте наше состояние когда этот трактор проезжает мимо нашего дома, когда трактор обрабатывает чужую землю
а мы вроде как бы не собственники, этого имущества и типа прав на него не имеем!?

скандалы и распри по поводу возврата этого трактора и навесного культиватора  происходят почти изо-дня в день
и последний раз буквально на днях произшло следуещее:

я попытался вернуть трактор домой, это выразилось в просьбе  к моему старшему брату
мать тоже его просила

но снова произошол скандал
в процесе скандала, мать подошла к трактору в кабине которого за рулем находился мой старший брат
и при помощи педали газа и тормоза, рвал с места с целью чтоб мать  отошла от трактора
наблюдая эту картину я увидел что культиватор под дествиями рывка трактора буквально нависал на ней, 
при чем вес трактора окола 2,5 тонн примерно, точно не помню
а вес навесного оборудывания примерно 950 кг.


сложно представить себе что было бы, когда моя мать оказалась бы под трактором,
или же навесное оборудивание сорвалось на нее всем весом
причем в конструкции навесного оборудывания есть острые ножы
 т.е причинение тяжких телесных повреждений, которые могли бы повлечь за собой смерть потерпевшего

эти действия я рассцениваю как попытка нанести тяжкие телесные повреждения
чтоб таким спсобом избавится от лица т.е. матери чтоб завладеть имуществом

в процесе скандала была драка между  мной и старшим братом,
я вызвал милицию, написал заявление о возбуждении уголовного дела - угроза физической расправы
 и угроза личной жизни

но самое удивительное что этотучастоковый является "КУМОМ" моего страшего брата
и в процесе разговора мне стало ясно, что этот мент, его консультирует по вопросам 
как надо забрать имущество и прочее

 я ищу способы как сломать МОРАЛЬНО ХРЕБЕТ старшему брату и чтоб ему больше ничего 
незахотелось в этой жизни

но больше всего меня волнует вопрос как вернуть украдено имущество

один совет я уже получил - обратится в суд за  признанием права собственности на уркаденое 
имущество


ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ ДЕЛЬШЕ? ПОДСКАЖИТЕ?

Полезная инофрмация

В Хмельницком начал работу Комитет по защите прав человека www.gopravo.web-box.ru

ПРИВЕТ ВСЕМ, ОБРАЩЯЙТЕСЬ ПОДСКАЖУ ЧТО СМОГУ!

привет всем , я Алексей работал государственным исполнителем 3,5 года, а сейчас работаю в социальном обеспечении более 2 лет. стаж госслужбы составляет более 5 лет. можете присылать свои вопросы по поводу исполнения решений судов на територии украины. рад буду помочь, может и сам что новое узнаю 

НАДАННЯ ПЕРЕВАГ ПРИ СКОРОЧЕНІ ШТАТУ





При скороченні
чисельності чи штату працівників у зв'язку із змінами в організації виробництва
і праці переважне право на залишення на роботі надається працівникам з більш
високою кваліфікацією і продуктивністю праці.



При рівних умовах
продуктивності праці і кваліфікації перевага в залишенні на роботі надається:



1) сімейним - при
наявності двох і більше утриманців;



2) особам, в сім'ї яких
немає інших працівників з самостійним заробітком;



3) працівникам з тривалим
безперервним стажем роботи на даному підприємстві, в установі, організації;



4) працівникам, які
навчаються у вищих і середніх спеціальних учбових закладах без відриву від
виробництва;



5) учасникам бойових дій,
інвалідам війни та особам, на яких поширюється чинність Закону України
"Про статус ветеранів війни, гарантії їх соціального захисту";



6) авторам винаходів,
корисних моделей, промислових зразків і раціоналізаторських пропозицій; 



7) працівникам, які
дістали на цьому підприємстві, в установі, організації трудове каліцтво або
професійне захворювання;



8) особам з числа
депортованих з України, протягом п'яти років, з часу повернення на постійне
місце проживання до України;



9) працівникам з числа
колишніх військовослужбовців строкової служби та осіб, які проходили
альтернативну (невійськову) службу, - протягом двох років з дня звільнення їх
зі служби.



Перевага в залишенні на
роботі може надаватися й іншим категоріям працівників, якщо це передбачено
законодавством України.




Права і обов"язки громадян у сфері надання послуг ЖЕК





Права і обов"язки громадян у сфері надання житлово-комунальних послуг передбачені Правилами користування
приміщеннями житлових будинків і прибудинковими територіями, затвердженими
постановою Кабінету Міністрів України від 8 жовтня 1992 року N 572 ( 572-92-п
), Типовим договором найму житла в будинках державного і комунального житлового
фонду, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 22 червня 1998
року N 939 ( 939-98-п ), Правилами надання населенню послуг з водо-,
теплопостачання та водовідведення, затвердженими постановою Кабінету Міністрів
України від 30 грудня 1997 року N 1497 ( 1497-97-п )



Згідно даних правил Власники, наймачі та орендарі жилих приміщень мають право:



(витяг)



  • одержання послуг з водо-, теплопостачання та водовідведення, що повинні відповідати вимогам актів законодавства, нормативних документів і договору про надання зазначених послуг;
  • на відмову від користування послугами з водо-, теплопостачання та водовідведення та розірвання договору про надання цих послуг та вимагати відключення відповідних мереж. При цьому заборгованість за отримані послуги та витрати, пов"язані з відключенням, повинні бути відшкодовані споживачем у добровільному або судовому порядку;
  • відшкодування в повному обсязі збитків, завданих його майну, житловому приміщенню, та шкоди, заподіяної його життю чи здоров"ю внаслідок неналежного надання послуг відповідно до законодавства;
  • несплату вартості послуг, не наданих понад термін, установлений договором, та одержання неустойки (пені), врахування її під час чергової оплати за послуги. При цьому припинення оплати не звільняє виконавця послуг від обов"язку усунення недоліків (або вжиття заходів до їх усунення), які спричинили перерви у наданні послуг, та відшкодування завданих збитків і заподіяної шкоди;
  • усунення виконавцем послуг виявлених недоліків у наданні послуг протягом терміну, встановленому договором про надання цих послуг;
  • зменшення розміру плати за надані послуги у разі зниження їх якості в порядку, визначеному договором;
  • несплату вартості ненаданих послуг з холодного і гарячого водопостачання та водовідведення за період тимчасової відсутності споживача та членів його сім"ї (за умов відключення виконавцем послуг холодної та гарячої води і опломбування запірних вентилів на вводі у квартиру (будинок) та зняття пломб і відновлення надання послуг виконавцем згідно з письмовою заявою споживача та за рахунок споживача);
  • несплату вартості ненаданих послуг з центрального опалення або сплату за опалення для підтримання достатньої температури у приміщенні квартири (приватного будинку) за період тимчасової відсутності споживача та членів його сім"ї у разі наявності технічної можливості відключення або обмеження опалення у квартирі (приватному будинку) за рахунок споживача;
  • перевірку якості послуг, що надаються (якість питної води, температура гарячої води, температура у приміщеннях тощо), кількості наданих послуг та їх вартості. Витрати, пов"язані з перевіркою, відшкодовуються в установленому законодавством порядку.


Висновок: нанесені Вам збитки в наслідок неналежного виконання послуг покладених
на ЖЕК повністю мають бути відшкодовані ЖЕК.




Сроки исполнения

Очень хочется узнать: почему не устанавливаются сроки исполнения судебных решений /материальная компенсация/. Ведь так можно выплачивать и 100 лет по 1 гривне? Что же делать простому обывателю. Судебные исполнители не сильно торопятся помочь простому человеку. Приходится все время напоминать и ждать, когда же выплатят. Можно ли подать заявление в суд с просьбой определить сроки?

АВТОМОБИЛИСТУ НА ЗАМЕТКУ

 
 
 

 С 16 ноября 2008 года вступил в законную силу Закон Украины от 24.09.2008г. № 586-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения". В соответствии с выше упомянутым Законом, значительно увеличены размеры штрафов. Некоторые из них выросли в несколько десятков раз (смотрите сравнительную таблицу).

 
Но указанные размеры не граничные.  В соответствии с абзацем 1 пункта 1 раздела II Закона Украины от 24.09.2008г. № 586-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения"  в случаи принудительного исполнения постановлений об административных правонарушениях с 1 января 2009 года они будут увеличины в два раза.

 
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что правонарушителю нецелесообразно затягивать с уплатой штрафа. Кроме того, при прохождении технического осмотра автомобиля, работники ГАИ имеют право проверять документы, подтверждающие его уплату. По этому, финансовый документ об уплате штрафа нужно хранить до прохождения планового ТО. В противном случаи, при прохождении техосмотра транспортного средства, у его владельца могут возникнуть определенные проблемы.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

 
Процесс исполнительного производства, до боли многим знакомый, интересует разнообразием затронутых тем и поднятых вопросов. Вот некоторые из них, на наш взгляд, представляющие особый интерес и часто возникающие в практической деятельности.

На кого возложена обязанность принудительного исполнения судебных решений?

Принудительное исполнение решений в Украине возлагаются на Государственную исполнительную службу, которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины

Кто является участником исполнительного производства?
Сторонами исполнительного производства есть взыскатель и должник. Взыскателем в исполнительном производстве является управомоченное лицо, которому решением предоставлено право требования. Должником в исполнительном производстве выступает лицо, обязанное совершить определенные действия по отношению к взыскателю (передать имущество, погасить задолженность, компенсировать причиненный вред). Помимо перечисленных лиц, могут участвовать соответчики, соистцы и правопреемники.

Что служит основанием обязательности исполнения судебных решений?

Исполнение судебных решений производится на основании выданного исполнительного листа или приказа, являющегося исполнительным документом. Исполнительный документ выдается взыскателю или направляется ему после вступления судебного решения в законную силу.

Какие сроки существуют для предъявления судебного решения  к исполнению?
Выданный взыскателю исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению не позднее трех лет со дня принятия решения, определения, постановления или истечения срока, установленного при отсрочке исполнения судебного решения или после вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению. В этот срок не засчитывается время, на которое исполнение судебного решения было приостановлено.

По каким основаниям может быть отказано в открытии исполнительного производства?

Государственный исполнитель отказывает в открытии исполнительного производства в следующих случаях:

• пропуска установленного срока предъявления документов к исполнению;

• непредставления исполнительного документа об исполнении решения;

• если решение, на основании которого выдан исполнительный документ, не вступило в законную силу, кроме случаев, когда оно в установленном порядке допущено к немедленному исполнению;

• предъявления исполнительного документа в отдел государственной исполнительной службы не по месту или подведомственности исполнения решения;

• если не закончилась отсрочка исполнения решения, предоставленная судом, постановившим решение;

• в случае несоответствия исполнительного документа установленным Законом требованиям;

• наличия других обстоятельств, предусмотренных законом, которые исключают осуществление исполнительного производства.

Каков порядок обращения взыскания на денежные средства должника?

Наличные средства должника, выявленные государственным исполнителем, немедленно изымаются. При изъятии этих наличных средств государственный исполнитель составляет акт, копия которого вручается должнику. Изъятые наличные в национальной валюте сдаются в учреждение банка для перечисления на счет взыскателя для покрытия долга по исполнительным документам. Также из этой суммы вычитываются расходы на исполнительный сбор и на покрытие расходов по совершению исполнительных действий. Наличные в иностранной валюте сдаются государственным исполнителем банку или иному кредитному учреждению, которые имеют право продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Украины, для реализации ее в размере, необходимом для покрытия долга, уплаты исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Каков порядок ареста счетов?
Взыскание на средства должника, находящиеся в финансовых учреждениях, государственный исполнитель обращает по имеющимся у него данным. Если таких данных у него нет, государственный исполнитель направляет запросы налоговым органам, которые обязаны предоставить ему необходимую информацию. Государственный исполнитель имеет право совершать исполнительные действия по обнаружению и обращению взыскания на средства, находящиеся на счетах и вкладах должника в учреждениях банков либо других финансовых учреждениях, на счетах в ценных бумагах в депозитариях на всей территории, на которую распространяется юрисдикция Украины.

Что делать, когда после открытия исполнительного производства, происходит реорганизация или ликвидация должника- юридического лица?

Независимо от способа реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) у юридического лица- должника появляется правопреемник, который и отвечает по долгам должника. В случае - же ликвидации должника - юридического лица, вследствие признания его банкротом, претензии к должнику заявляются в ликвидационную комиссию или арбитражному управляющему для решения вопроса о дальнейшем порядке исполнения решения. С этой целью им направляются исполнительные документы.

Если должник умер?

Исполнительное производство будет продолжено, если установленные судом правоотношения допускают замену стороны исполнительного производства.

Имеет ли право государственный исполнитель проникать в служебные помещения?
При осуществлении исполнительного производства, государственный исполнитель обязан принимать меры принудительного исполнения решений, своевременно и в полном объеме совершать исполнительные действия. С этой целью, он имеет право беспрепятственно входить в помещения и хранилища, которые принадлежат должникам или заняты ими, проводить осмотр указанных помещений и хранилищ, при необходимости принудительно открывать их в установленном порядке, опечатывать вышеперечисленные объекты собственности. Также, государственный исполнитель имеет право налагать арест на имущество должника, опечатывать, изымать, передавать такое имущество на хранение и реализовывать его в установленном законом порядке.

Какие правовые последствия наступают за невыполнение требований государственного исполнителя?

Действующим законодательством за неисполнение законных требований государственного исполнителя, граждане и должностные лица, несут административную и уголовную ответственность. Административная ответственность существует в виде штрафа и применяется к гражданам или должностным лицам за нарушения Закона Украины «Об исполнительном производстве», а также за утрату или несвоевременное отправление исполнительного документа, непредставление или представление неправдивых сведений о доходах и имущественном положении должника, а также несообщение должником о перемене места работы (пребывания). Уголовная ответственность  наступает в случаи злостного уклонения от уплаты алиментов; умышленного неисполнения должностным лицом судебного решения, которое вступило в законную силу, или препятствия его исполнению; растраты, отчуждение, сокрытия, подмены, повреждения или уничтожения имущества или другие незаконные действия с имуществом, на которое наложен арест,  нарушение ограничения права пользоваться таким имуществом, совершенное лицом, которому это имущество вверено, а также совершение представителем банка или другого финансового учреждения, банковских операций с денежными средствами (вкладами) на которые наложен арест; оказание сопротивления государственному исполнителю при исполнении им своих служебных обязанностей  и предусматривает наказание в виде штрафа или лишения свободы, а в некоторых случаях и права занимать определенную должность или заниматься определенным родом деятельности.

Как можно обжаловать неправомерные действия государственного исполнителя?

Действия или бездействие государственного исполнителя и других должностных лиц государственной исполнительной службы, можно обжаловать, подав жалобу, начальнику соответствующего отдела государственной исполнительной службы, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, или в суд. В соответствии с действующим законодательством, действия или бездействие государственного исполнителя обжалуются в суде, выдавшим решение, либо же в административном суде.

Это краткий обзор наиболее встречающихся вопросов, связанных с исполнительным производством. Естественно, это далеко не исчерпывающий список, возникающих проблем. Но мы будем рады, если эта выборочная консультация, хоть немного поможет тем, кто вступил в исполнительное производство с какой либо стороны, и хоть немного будет знать о своих правах и обязанностях в этом производстве.
 



ЗАЩИТА ПРАВ СТОРОН ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Вопрос реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти предложения об улучшении их деятельности, вскрывать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц регулирует Закон «Об обращении граждан» от 2 октября 1996 г. Данный закон обеспечивает гражданам Украины возможность участия в управлении государственными и гражданскими делами, влиять на улучшение работы органов государственной власти, отстаивать свои права и законные интересы.
В соответствии с требованиями статьи 7 Закона Украины «О государственной исполнительной службе» работник органа государственной исполнительной службы обязан исполнять свои должностные обязанности, не допуская в своей деятельности нарушения прав граждан и юридических лиц, гарантированных Конституцией и законами Украины. Анализируя положения данного закона необходимо отметить, что гарантии прав взыскателя и должника заключаются в праве обжалования действий государственного исполнителя на любой стадии исполнительного производства. Необходимо отметить, что указанные статьи закона дают возможность взыскателю и должнику обжаловать не только постановления, обжалование которых прямо предусмотрено законом, но и другие действия (бездействия), даже тогда, когда возможность их обжалования прямо не предусмотрена законом.
Таким образом, в исполнительном производстве на действия (бездеятельность) государственного исполнителя и других должностных лиц государственной исполнительной службы по исполнению решения или отказ в осуществлении предусмотренных этим Законом действий взыскателем или должником может быть подана жалоба начальнику соответствующего органа государственной исполнительной службы, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель или в суд.
Соответственно, из основных функций начальника государственной исполнительной службы является контроль за своевременностью, правильностью, полнотой исполнения решений государственным исполнителем. Руководитель органа государственной исполнительной службы при осуществлении контроля за действиями государственного исполнителя во время исполнения решений, если они противоречат требованиям Закона Украины «Об исполнительном производстве» , вправе своим постановлением упразднить постановление, акт, другой процессуальный документ, вынесенный в рамках исполнительного производства государственным исполнителем, который ему подчинен, обязать государственного исполнителя провести исполнительные действия в порядке, предусмотренном данным законом.
Жалоба на действия (бездействия) государственного исполнителя в соответствии с требованиями ст. 85 Закона Украины «Об исполнительном производстве» подается в письменной форме и должна отвечать следующим требованиям:
1. название органа государственной исполнительной службы, к которому подается жалоба;
2. точное название взыскателя и должника, их место проживания (для физических лиц) или нахождение (для юридических лиц), а также название представителя стороны исполнительного осуществления в случае, если жалоба подается представителем исполнительного производства;
3. реквизиты исполнительного документа (название исполнительного документа, орган, который его выдал, дата выдачи исполнительного документа и его номер, резолютивная часть исполнительного документа);
4. содержание подлежащих обжалованию действий (бездеятельности) и норму Закона, которая нарушена;
5.изложение обстоятельств, которыми жалобщик обосновывает свои требования;
6. подпись жалобщика или его представителя с указанием даты подачи жалобы.
Жалоба, поданная в исполнительном производстве на имя начальника органа государственной исполнительной службы, рассматривается в 10-дневной срок. По результатам рассмотрения жалобы начальник отдела государственной исполнительной службы выносит постановление об удовлетворении или отказе в удовлетворении жалобы, которая в 10-дневной срок может быть обжалована в вышестоящий орган государственной исполнительной службы или в суд.
Жалобы, поданные с нарушением указанных требований, рассматриваются начальником органа государственной исполнительной службы в порядке, установленном Законом Украины "Об обращении граждан". Причем к указанным обращениям также предъявляется ряд требований, необходимых для принятия обращения к рассмотрению: обязательное указание фамилии, имени отчества заявителя, место проживания гражданина и изложена суть вопроса. Письменное обращение должно быть напечатано или написано от руки разборчиво, четко и подписано заявителем с указанием даты. Обращение, оформленное с нарушением этих требований, возвращается заявителю с соответствующим разъяснением в срок не позднее чем через десять дней со дня его поступления. Закон Украины "Об обращении граждан" предусматривает месячный срок рассмотрения обращений со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения и проведения проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их поступления. Если в месячный срок решить поставленный вопрос невозможно, то руководитель соответствующего органа или его заместитель устанавливает срок, необходимый для его рассмотрения, о чем уведомляется лицо, подавшее обращение. Общий срок решения вопроса, поставленного в обращении, не может превышать 45 дней.
Рассмотрение жалобы начальником органа государственной исполнительной службы не лишает заявителя возможности обжаловать действия (бездействия) государственного исполнителя и других лиц государственной исполнительной службы в судебном порядке.
Жалоба в исполнительном производстве по исполнению судебных решений на действия (бездеятельность) государственного исполнителя или начальника государственной исполнительной службы подается в суд, который выдал исполнительный документ.
Таким образом, законодатель надежно защитил права и законные интересы сторон исполнительного производства, а также полно и всесторонне изложил методы обеспечения контроля за законностью действий должностного лица на любой стадии исполнительного производства.


ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА



Целью исполнительного производства является исполнение решения суда для восстановления нарушенных прав взыскателя. Мерой принудительного исполнения решения суда, согласно ст. 4 Закона Украины «Об исполнительном производстве», является, среди других, обращение взыскания на имущество должника.



В соответствии с гражданским законодательством, имуществом являются предметы и вещи материального мира, имущественные права и обязанности. Таким образом, имуществом признаются недвижимость, денежные средства в национальной либо иностранной валюте, ценные бумаги, иные материальные вещи, имеющие ценность.



Процессуальный порядок принудительного обращения взыскания на имущество должника регламентирован ст.ст.50-64 Закона Украины «Об исполнительном производстве».



После открытия исполнительного производства законодатель устанавливает 7-дневный срок для добровольного исполнения решения суда. Если в указанный срок решение не будет исполнено, то государственный исполнитель применяет меры принудительного исполнения решения суда, одной из которых является обращение взыскания на имущество должника.



Обращение взыскания на имущество должника предусматривает проведение исполнительных действий по выявлению имущества, его аресту, изъятию, проведение оценки и принудительной реализации.

 

Выявление имущества должника проводит государственный исполнитель путем направления запросов в регистрирующие органы (ГАИ, БТИ и ГРОНИ, др.) о наличии имущества у должника. При этом розыск имущества должника проводится при условии авансирования взыскателем расходов на проведение розыска. Впоследствии данные расходы взыскиваются с должника и возмещаются взыскателю.

 

Обращение взыскания законом допускается исключительно на имущество, которое принадлежит должнику на праве собственности. Если должник имеет имущество совместно с другими собственниками, то взыскание обращается на долю имущества должника, которую выделяют в судебном порядке.



После выявления имущества должника проводится арест данного имущества путем составления следующих процессуальных документов: постановление об аресте имущества и наложении запрета на его отчуждение (для недвижимости, автотранспорта, земельных участков), постановления об аресте денежных средств должника в финансовых учреждениях, акт описи (для движимого и недвижимого имущества). Отметим, что арест налагается в пределах суммы взыскания по исполнительным документам с учетом расходов исполнительного производства.



В первую очередь взыскание обращается на денежные средства должника. Это проводится путем изъятия наличных денежных средств; выставления платежного требования в банк на расчетный счет должника; вынесения постановления об аресте денежных средств на счетах должника в банках.



Если денежной массы недостаточно для погашения требований взыскателя, государственный исполнитель обращает взыскание на иное выявленное имущество должника. Исключение составляет Перечень видов имущества граждан, на которое невозможно обратить взыскание, утвержденный Законом Украины «Об исполнительном производстве». Это холодильник, стол, шкаф - по одному на семью, стул, кровать на каждого члена семьи, другие предметы быта как предметы первой необходимости на каждого члена семьи, сезонная одежда, детские вещи и др.



Отметим, что во время проведения описи и ареста имущества должник имеет право указать те виды имущества или предметы на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Государственный исполнитель обязан удовлетворить требование должника, если оно не нарушает интересы взыскателя и не усложняет исполнение решения суда. При проведении описи и ареста государственный исполнитель решает вопрос о хранении арестованного имущества. Хранителем может быть и должник, и взыскатель или иное лицо, определенное государственным исполнителем. Проведение ареста имущества путем составления акта описи и ареста проводится государственным исполнителем с обязательным участием понятых. Обязательное присутствие должника при этом законом не предусмотрено, однако, если должник не присутствовал при проведении описи имущества, то копия акта описи направляется ему почтовой корреспонденцией.



Действия государственного исполнителя, стороны исполнительного производства имеют право обжаловать начальнику соответствующего отдела государственной исполнительной службы или непосредственно в суд по подведомственности в течение 10 дней с момента проведения действий.



Следующим этапом обращения взыскания на имущество должника является проведение оценки описанного имущества. Государственный исполнитель имеет право оценивать имущество при проведении описи, если стоимость данного имущества не превышает 1 700 грн. Экспертная оценка имущества проводится в следующих случаях: если определить стоимость имущества невозможно, если должник или взыскатель возражают против передачи имущества на реализацию по оценке государственного исполнителя, а также для определения стоимости недвижимого имущества, автотранспорта.



После проведения оценки имущества в необходимых случаях проводится согласованная процедура передачи имущества на реализацию, и данное имущество передается торгующей организации. Торгующая организация определяется на заседании конкурсной комиссии, которое проводится вышестоящим органом государственной исполнительной службы.



Если в результате первых торгов имущество не реализуется, то через два месяца проводится его переоценка. Если после переоценки имущество вновь не реализовано, то оно предлагается взыскателю в счет погашения долга. Если взыскатель отказывается от получения данного имущества в счет погашения долга, то с имущества снимается арест, и оно возвращается должнику.

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, РОДИТЕЛИ КОТОРЫХ УКЛОНЯЮТСЯ ОТ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ

 

 
Семейный Кодекс Украины предусматривает обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Одной из форм такого содержания является уплата алиментов. Алименты, средства на содержания ребенка, присуждаются по решению суда в доле от дохода его матери / отца или в твердой денежной суммы.
Однако, возникают случаи, при которых лицо, обязанное платить алименты, либо уклоняется от их уплаты, либо не имеет возможности содержать ребенка, либо место проживания такого лица неизвестно. В этом случае ребенку может быть назначена временная помощь от государства. Нормативно это урегулировано постановлением Кабинета Министров Украины от 22.02.2006 года №189, которым утвержден Порядок назначения и выплаты временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место проживания их неизвестно (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка, временная помощь назначается в случае, когда:
- решение суда о взыскании алиментов с одного из родителей не выполняется в связи с уклонением от уплаты алиментов или отсутствием у должника средств и другого имущества, на которые может быть обращение взыскание;
- один из родителей находится под арестом, следствием, на принудительном лечении, в местах лишения свободы, который признан в установленном порядке недееспособным, а также состоит на срочной военной службе;
- место проживания (пребывание) одного из родителей не установлено.
В Порядке четко установлено, до какого возраста ребенку будет предоставляться такая помощь. Она назначается ребенку в возрасте до 18 лет. Временная помощь не назначается на детей, которые находятся на попечении или на полном государственном обеспечении.
Если ребенок, который находится в соответствующем учреждении на полном государственном обеспечении, во время летних каникул находится дома, отмеченная помощь назначается за полные месяцы такого пребывания на основании справки учреждения (заведения) о том, что ребенок в это время не находился на полном государственном обеспечении.
Временная помощь назначается и выплачивается по месту жительства одного из родителей, который содержит ребенка (он является получателем), управлением труда и социальной защиты населения районной в г. Севастополе госадминистрации.
Решение о назначении или отказе в назначении временной помощи принимается органом труда и социальной защиты населения на протяжении 10 календарных дней после поступления всех необходимых документов.
Временная помощь назначается каждые шесть месяцев, начиная с месяца, в котором поданы все документы. Для назначения помощи на следующий шестимесячный срок получатель подает лишь заявление, в которой сообщает об обстоятельствах, которые могут быть основанием для продолжения выплаты помощи.
Временная помощь назначается в размере 30 процентов прожиточного минимума, установленного законом для ребенка соответствующего возраста.
Размер прожиточного минимума на ребенка, в соответствии со статьей 58 Закона Украины «О государственном бюджете на 2008 год и внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», составляет:
- на детей в возрасте до 6 лет: с 1 января – 526 грн., с 1 апреля – 538 грн., с 1 июля – 540 грн., с 1 октября – 557 грн.
- на детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января – 663 грн., с 1 апреля – 678 грн., с 1 июля – 680 грн., с 1 октября – 701 грн.
Если размер алиментов, определенный судом в твердой денежной сумме, меньше минимального размера алиментов на одного ребенка, предусмотренного частью второй статьи 182 Семейного кодекса Украины, временная помощь назначается в размере разницы между определенным размером алиментов и суммой, что составляет 30 процентов прожиточного минимума, установленного законом для ребенка соответствующего возраста.
В случае установления нового размера прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста размер временной помощи пересчитывается без обращения получателя с месяца, в котором вступил в силу закон, устанавливающий новый размер прожиточного минимума.
Существуют условия, при которых выплата временной помощи прекращается (пункт 10 Порядка). К таким условиям относятся:
1) установление места проживания (пребывание) лица, которое обязано платить алименты по решению суда;
2) выявление обстоятельств, свидетельствующих о возможности одного из родителей содерживать своего ребенка;
3) достижение ребенком 18-летнего возраста;
4) выполнение в полном объеме обязательств одного из родителей относительно уплаты алиментов в случае выезда на постоянное место проживания за границу;
5) помещение ребенка в соответствующее учреждение (заведения) на полное государственное содержание и др.
О возникновении отмеченных в этом пункте обстоятельств получатель обязан сообщить в десятидневный срок в орган труда и социальной защиты населения.
В случае установления места проживания (пребывание) одного из родителей и прекращения его розыска орган внутренних дел в трехдневный срок сообщает об этом получателю временной помощи, органу труда и социальной защиты населения, должностному лицу, которое вынесло решение (постановление) о розыске, а также в суд по месту нахождения исполнительного листа.
Что же касается неплательщика алиментов, то, как только возникнет возможность взыскания алиментов с одного из родителей, либо будет установлено, что один из родителей может содержать ребенка, либо место проживания (пребывание) одного из родителей будет установлено, орган труда и социальной защиты населения обращается в суд с заявлением о взыскании суммы оплаченной ранее временной помощи на ребенка. Взысканные средства зачисляются в государственный бюджет.


 

Исполнение приказа

А в какие сроки проводится исполнение приказа, если должник физическое лицо?

Исполнение судебного приказа,или что необходимо знать взыскателю

По окончанию утомительных мытарств по залам судебных заседаний хозяйственного суда, и после оглашения решения по Вашему иску, Вы, чувствуя себя окрыленным и одержавшим победу, спешите завершить эту утомительную процедуру, получить причитающуюся Вам задолженность с насчитанной пеней и неустойкой, и забыть обо всем, как о кошмарном сне. Но не спешите, дорогой взыскатель и не тешьте себя надеждой, что все уже позади и Вам вот так запросто отвалят всю причитающуюся Вам сумму. Сконцентрируйтесь, запаситесь терпением и соберите всю свою волю в кулак - после завершения процесса хозяйственного судопроизводства, наступает стадия исполнения решения хозяйственного суда. И от того, как поведет себя в этой ситуации Ваш должник, не в малой степени зависит и Ваше дальнейшее благополучие. Хорошо, когда Вы являетесь единственным взыскателем или в судебном заседании определен один ответчик. А как поступать, если ответчиков или взыскателей несколько, да еще находятся они в разных территориальных округах? Кому будет принадлежать «пальма первенства» в исполнительном производстве? Так что с выводами о то, что все позади, Вам придется немного повременить - до достижения желаемого результата, потребуется стальное мужество и крепкие нервы, так как начинается самая интригующая часть хозяйственного судопроизводства - исполнение решения хозяйственного суда. А пока что, примите «успокоительное» и приступайте к новому штурму бастионов, прикрываясь словно щитом, исполнительными документами.

Статьей 115 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее - ХПК) определено, что решения, определения, постановления хозяйственного суда, вступившего в законную силу, являются обязательными на всей территории Украины и исполняются в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве» (далее - Закон). Исполнение решения хозяйственного суда производится на основании выданного им приказа, являющегося, как упоминалось, исполнительным документом. Приказ выдается взыскателю или направляется ему после вступления судебного решения в законную силу. Приказ должен отвечать требованиям к исполнительному документу, установленному Законом Украины «Об исполнительном производстве». Если судебное решение принято в пользу нескольких истцов, или против нескольких ответчиков, или если исполнение должно быть проведено в разных местах, выдаются приказы с указанием той части судебного решения, которая подлежит исполнению по данному приказу.

Выданный взыскателю приказ может быть предъявлен к исполнению не позднее трех лет со дня принятия решения, определения, постановления. Также приказ может быть предъявлен к исполнению и при истечении срока, установленного при отсрочке исполнения судебного решения или после вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению. В этот срок не засчитывается время, на которое исполнение судебного решения было приостановлено.

А как же поступать, если взыскателей или должников несколько? В практической деятельности такие случаи не редкость. Количество как должников, так и ответчиков, действующим законодательством не регламентируется, а как правило, в основном определяется очередность.

Статья 49 Закона предусматривает особенности исполнения решений в случае открытия нескольких исполнительных производств в отношении одного должника. В том случае, если несколько исполнительных производств в отношении одного должника открыты в одном отделе государственной исполнительной службы, то постановлением государственного исполнителя, все исполнительные документы собираются в одно сводное исполнительное производство.

Данное действие должно совершаться государственным исполнителем не позднее трех дней после окончания срока, предоставленного должнику для добровольного исполнения. На имущество должника налагается арест в пределах общей суммы взыскания, исполнительского сбора и возможных расходов на исполнительные действия.

Следует пояснить, что авансирование расходов на исполнительное производство предусмотрено действующим Законом и регламентируется статьей 48. Данная статья предоставляет возможность взыскателю по согласованию с государственным исполнителем авансировать расходы по исполнению решения с целью обеспечить своевременное исполнение решения. Размер авансового взноса, должен определяться государственным исполнителем в каждом конкретном случае путем произведения расчета будущих затрат на организацию и совершение исполнительных действий. Авансовый взнос вносится взыскателем на депозитный счет отдела государственной исполнительной службы и по окончании исполнительного производства полностью должен быть ему возвращен.

Возвращаясь к особенностям исполнения решений в случае открытия нескольких исполнительных производств, причем если они открыты в разных отделах государственной исполнительной службы одной области, то сводное исполнительное производство должно формироваться по приказу начальника отдела Государственной исполнительной службы. Указанное объединение в сводное производство происходит на основании приказа или по представлению начальников нижестоящих отделов.

Если Вы, выступая в качестве взыскателя, по каким либо причинам утратил судебный приказ, то повода для отчаяния у Вас нет. В соответствии с требованиями ст. 120 ХПК Украины, суд может выдать Вам дубликат, если Вы своевременно напишите заявление об этом. В данном случае своевременно означает обращение взыскателя до истечения срока, установленного для предъявления приказа к исполнению. К заявлению о выдаче дубликата приказа прилагаются следующие документы:

• справка учреждения банка, государственного исполнителя или органа связи об утрате приказа;

• при утрате приказа взыскателем - справка взыскателя, подписанная руководителем или заместителем руководителя и главным бухгалтером предприятия, что приказ утрачен и к исполнению не предъявлен.

Предприятие А. обратилось за разъяснениями по интересующему их вопросу. Суть вопроса состояла в том, что являясь предприятием - должником, у них произошел пожар на складе готовой продукции. Причиненный ущерб оказался колоссальным, и исполнить судебный приказ предприятие А. в настоящий момент не могло. Законодателем такие вопросы урегулированы в том же ХПК Украины. Суть их сводится к следующему - при наличии обстоятельств, которые усложняют исполнение решения или делают его невозможным, по заявлению стороны, государственного исполнителя, прокурора, хозяйственный суд в десятидневный срок рассматривает данный вопрос в судебном заседании. В зависимости от обстоятельств дела, суд может отсрочить или рассрочить исполнение решения, определения, постановления, изменив способ и порядок их исполнения. Хозяйственным судом могут быть применены меры по обеспечению иска. Предусмотрено Законом и мировое соглашение, заключенное сторонами в процессе исполнения судебного решения. Такое мировое соглашение подается на утверждение хозяйственного суда, принявшего соответствующее судебное решение, которое утверждается определением. Так что беспокойство предприятия А. оказалось не обоснованным и между ним и взыскателем, было заключено мировое соглашение и утверждено хозяйственным судом.

Так что, как видите, что при осуществлении взыскания могут возникать разного рода ситуации, которые, в самом деле, потребуют от Вас и терпения, и выдержки. Самое главное быть хоть частично ознакомленным с действующим законодательством и не пропустить без уважительных причин установленные сроки, иначе тогда все приложенные Вами усилия, пойдут насмарку.

ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ В НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ СПОРАХ

В главе 8 Закона Украины «Об исполнительном производстве» определены условия исполнения решений в неимущественных спорах. Должник обязан лично совершить определенные действия или воздержаться от них, например: решения о восстановлении на работе, об отобрании ребенка, о вселении, выселении, о принудительном обмене, о запрете деятельности объединений граждан.

После открытия исполнительного производства государственный исполнитель устанавливает должнику срок добровольного исполнения решения — до 7 дней в соответствии с ст. 24 указанного закона. Если ничего для выполнения решения суда предпринято не было, то после окончания назначенного срока к действиям приступает государственный исполнитель. Вначале он убеждается, что должником получена копия постановления об открытии исполнительного производства в соответствии с ч. 1. ст. 30 Закона Украины «Об исполнительном производстве». А затем приступает к реализации решения суда. Здесь могут создаться две ситуации.

Первая: действия могут быть произведены без участия должника. Например, припереносе забора, сносе строения. Тогда, руководствуясь ч. 2 ст. 76 Закона Украины «Об исполнительном производстве», государственный исполнитель применяет к должнику штрафные санкции или иные меры, предусмотренные законодательством. В частности, согласно ст. 87 указанного закона налагаются штрафы в следующих размерах: на физическое лицо — от двух до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц — от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан и на юридическое лицо — от двадцати до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан. И назначается должнику новый срок для исполнения решения. Ему направляется соответствующее требование государственного исполнителя. Если и после этого решение не будет выполнено, то государственный исполнитель сделает все без участия должника. Такие полномочия ему предоставлены законом. А на должника вновь налагается штраф в сумме двукратного размера расходов на проведение исполнительных действий.

После полного исполнения решенияс должника постановлением государственного исполнителя, которое утверждается начальником соответствующего отдела, взыскивается исполнительный сбор в следующих размерах: с физического лица — в размере двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан, с юридического лица — в размере пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (ч. 1. ст. 46 указанного закона).

Может возникнуть ситуация, когда действия должны быть произведены только лично должником и исполнить решение суда без его участия невозможно. При бездействии должникагосударственный исполнитель, руководствуясь ч. 3 ст. 76 Закона Украины «Об исполнительном производстве», применяет штрафные санкции или иные меры, предусмотренные законодательством, и назначает новый срок для исполнения решения. Должнику направляется требование государственного исполнителя.

В случае повторного невыполнения решения суда без уважительных причин государственный исполнитель в том же порядке налагает штраф на должника, но уже в двойном размере.

При последующем бездействии должника государственный исполнитель ходатайствует перед судом о его уголовной ответственности в соответствии с законом. На практике государственные исполнители также направляют представления в органы прокуратуры, МВД, после чего исполнительный документ, утвержденный начальником соответствующего органа государственной исполнительной службы, возвращается в суд или иной орган, который выдал этот документ. А государственный исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 11 ч. 1 ст. 37 Закона Украины «Об исполнительном производстве».

Еще немного об исполнении

Вынесение судом или иными органами решения, постановления, определения, приказа либо иного документа, направленного на исполнение Ваших законных требований (взыскание суммы долга, возврат имущества, выселение и др.), вовсе не является гарантом того, что данный судебный документ будет исполнен должником, а Вы получите все причитающееся. Решение суда является только первым этапом, за которым следует основной - исполнение и взыскание.

Законом Украины "Об исполнительном производстве" от 21 апреля 1999 года № 606-Х1У предусмотрено, что принудительное исполнение решений в нашем государстве возлагается на Государственную исполнительную службу, входящую в систему Министерства юстиции Украины. В соответствии с Законом Украины "О государственной исполнительной службе", принудительное исполнение решений производят государственные исполнители районных, городских (городов областного значения), районных в городах отделов государственной исполнительной службы.

Закон определяет перечень решений, подлежащих исполнению Государственной исполнительной службой. Среди них решения, определения, постановления, приговоры судов (приказы хозяйственных судов), решения Конституционного Суда, исполнительные надписи нотариусов, не оплаченные в срок платежные требования, акцептованные плательщиком, решения третейских судов, комиссий по трудовым спорам, Антимонопольного комитета и его территориальных отделений, а также постановления государственных исполнителей о наложении штрафа и решения других государственных и негосударственных органов.

Способами принудительного исполнения решений являются: обращение взыскания на имущество, заработную плату, доходы, пенсию, стипендию должника, изъятие у должника и передача взыскателю определённых указанных в решении предметов и другие меры, предусмотренные законом.

Закон устанавливает права и обязанности государственных исполнителей, гарантии прав граждан и юридических лиц в исполнительном производстве, основные требования к участникам исполнительного производства, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, порядок и условия открытия и осуществления исполнительного производства, обращения взыскания на имущество должника (как физического, так и юридического лица), порядок исполнения решений в неимущественных спорах, проведения исполнительных действий в отношении иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, исполнение решений иностранных и хозяйственных судов.

Участниками исполнительного производства выступают государственный исполнитель, стороны (взыскатель и должник), представители сторон, эксперты, специалисты, переводчики. Что касается исполнительных действий, то они проводятся по месту проживания, работы должника или по местонахождению его имущества.

Государственный исполнитель обязан произвести все исполнительные действия и исполнить решение, не связанное с реализацией имущества должника, не позднее, чем в двухмесячный срок со дня поступления исполнительного документа (кроме решений, подлежащих немедленному исполнению: о взыскании алиментов, заработной платы в пределах платежей за один месяц, о восстановлении на работе и т.д.). В случае отсутствия сведений о месте проживания должника по исполнительным документам о взыскании алиментов, возмещении ущерба, причинённого увечьем, иным повреждением здоровья или в связи с потерей кормильца, государственный исполнитель обращается в суд с представлением о вынесении определения о розыске должника.

Исполнение судебных решений.

<<Выиграть суд - полдела, главное - исполнить>>. Исполнение судебных решений может оказаться сложнее тяжбы.

Много ошибок мы совершаем по той причине, что не знаем своих прав и обязанностей. Исполнение судебных решений в этом отношении - не исключение. Недостаток знаний о том, кто может принимать участие в исполнительном производстве, какие права и обязанности имеют участники исполнительного производства, по какому способу и на каких основаниях эти лица совершают те или другие действия, часто оборачивается горьким финалом. После утомительного судебного процесса счастливый победитель оступается именно там, где меньше всего ожидал. Чтоб избежать таких ошибок, следует точно знать что такое исполнительное производство и как достигается исполнение судебных решений.

Практика показывает, что большинство людей исполнение судебных решений берут на себя, самостоятельно обращаются в Государственную исполнительную службу, полагая, что это дело простое.

Однако, как свидетельствует все та же практика, исполнение судебных решений, затягивается на месяцы, а то и годы, а судебное решение не исполняется, да и Государственная исполнительная служба чего-то вечно требует, и все ей не так.

И тогда человек, измученный бесконечными хождениями по инстанциям, истратив деньги на непонятные пошлины, приходит, наконец, к специалисту и выясняется, что все, что было им сделано, только загнало проблему внутрь и упущено самое ценное - время!

Итак, что же не учёл взыскатель?

Первое и самое главное то, что еще древние мыслители подчеркивали "самолечение враг здоровью". Оказывается, недостаточно просто заполнить бланк и подать его в Государственную исполнительную службу, а иногда просто не нужно делать этого.

Понятно, что человеку, далекому от юриспруденции, понять эти сложности непросто, поэтому предоставьте это занятие специалисту. То есть, если вам необходимо реальное исполнение судебных решений – обращайтесь к нам.

 

AЛІМЕНТИ НА УТРИМАННЯ ДІТЕЙ

В силу ст. 181 СК України способи виконання батьками обов'язку по утриманню дитини (дітей) визначаються за домовленістю між ними. У більшості випадків аліменти виплачуються у добровільному порядку особисто особою, яка зобов'язана їх сплачувати, або через власника чи уповноважений ним орган за місцем роботи особи, місцем одержання нею пенсії, стипендії. Однак це не позбавляє права одного з батьків, з ким проживає дитина, у разі необхідності звернутися до суду з позовом про стягнення аліментів.

Грошові виплати, які здійснює батько, мати, з метою утримання своєї дитини, не єдина форма участі в її утриманні. Закон надає більш широкі можливості в урегулюванні цих відносин. Так, за домовленістю між батьками дитини той із них, хто проживає окремо від дитини, може брати участь у її утриманні в грошовій і(або) натуральній формі. Тому, наприклад, батько, виконуючи свій обов'язок по утриманню дитини, може сплачувати лише аліменти або сплачувати аліменти і, не обмежуючись цим, надавати допомогу в придбанні різноманітних речей для дитини, чи надавати утримання лише в натуральній формі.
При бажанні особи сплачувати аліменти за місцем роботи (одержання пенсії, стипендії) один із батьків (платник аліментів) може подати заяву про відрахування аліментів на дитину з його заробітної плати, пенсії, стипендії. Розмір аліментів та строк їх виплати зазначаються у цій заяві. Така заява може бути відкликана заявником у будь-який час за його бажанням.
Заява є підставою для відрахування аліментів на дитину, В такому випадку аліменти відраховуються не пізніше триденного строку від дня, встановленого для виплати заробітної плати, пенсії, стипендії.

Відповідно до ст. 70 Закону України "Про виконавче провадження" розмір відрахувань із заробітної плати та інших доходів у разі стягнення аліментів становить 50% заробітної плати боржника. Загальний розмір усіх відрахувань при кожній виплаті заробітної плати не може перевищувати 50% заробітної плати, яка належить до виплати працівникові, в тому числі при відрахуванні за кількома виконавчими документами. Заява одного з батьків про відрахування аліментів на дитину може змінити цю ситуацію. На підставі заяви одного з батьків аліменти можуть бути відраховані і тоді, коли загальна сума, яка підлягає відрахуванню на підставі заяви та виконавчих документів, перевищує половину заробітної плати, пенсії, стипендії, а також якщо з нього вже стягуються аліменти на іншу дитину (п. З ст. 187 СК України).

У виконанні обов'язку батьків по утриманню дитини (дітей) можуть мати місце і договірні відносини, оскільки відповідно до ст. 189 СК України батьки мають право укласти договір про сплату аліментів на дитину, в якому визначити розмір та строки виплати. Умови такого договору не можуть порушувати права дитини, які встановлені СК України. Першочергово це - умови щодо розміру аліментів, строку їх виплати та призначення тощо. Договір між батьками має бути укладений у письмовій формі і потребує нотаріального посвідчення. У разі невиконання одним із батьків свого обов'язку за договором аліменти з нього можуть стягуватися на підставі виконавчого напису нотаріуса.
За відсутності згоди між батьками щодо утримання їх дитини (дітей) один із батьків, з яким проживає дитина, має право на звернення до суду. За рішенням суду кошти на утримання дитини (аліменти) присуджуються у частці від доходу її матері, батька і(або) у твердій грошовій сумі (п. З ст. 181 СК України).
У кожному випадку частка заробітку (доходу) матері, батька, яка буде стягуватися як аліменти на дитину, визначається судом. У випадку, коли аліменти стягуються на двох і більше дітей, суд визначає єдину частку від заробітку (доходу) матері, батька на її утримання. Вона буде стягуватися з платника аліментів до досягнення повноліття найстаршою дитиною.

Якщо після досягнення повноліття найстаршою дитиною ніхто з батьків не звернувся до суду з позовом про визначення розміру аліментів на інших дітей, аліменти стягуються за вирахуванням тієї рівної частки, що припадає на дитину, яка досягла повноліття (п. З ст. 183 СК України).
За заявою платника аліментів або їх одержувача, суд може визначити розмір аліментів у твердій грошовій сумі. Це має місце тоді, коли платник аліментів одержує нерегулярний, мінливий дохід, частину доходу одержує в натурі, а також за наявності інших обставин, що мають істотне значення. Розмір аліментів, визначений судом у твердій грошовій сумі, підлягає індексації відповідно до закону.
 
У будь-якому випадку суд, визначаючи розмір аліментів, враховує:
1) стан здоров'я та матеріальне становище дитини;
2) стан здоров'я та матеріальне становище платника аліментів;
3) наявність у платника аліментів інших дітей, непрацездатних чоловіка, дружини, батьків, дочки, сина;
4) інші обставини, що мають істотне значення (п. 1 ст. 182 СК України).

Отже, розмір аліментів у кожному випадку визначає суд, беручи до уваги різні обставини, у тому числі й матеріальне становище дитини. Закон не встановлює верхньої межі розміру аліментів на дитину, а називає лише мінімальний їх розмір (нижню межу). Так, у п. 2 ст. 182 СК України зазначено, що розмір аліментів на одну дитину за жодних обставин не може бути меншим за 30 відсотків прожиткового мінімуму для дитини відповідного віку, за винятком випадків, коли розмір аліментів визначений судом в твердій грошовій сумі.
 

Станом на грудень 2008 р.  мінімальний розмір аліментів становить:
на дітей віком до 6 років – 167 грн.;
на дітей віком від 6 до 18 років - 210 грн.
 

Якщо розмір аліментів, визначений судом у твердій грошовій сумі, менше мінімального розміру, передбаченого частиною другою статті 182 цього Кодексу, то дитині призначається відповідно до закону державна допомога в розмірі різниці між визначеним розміром аліментів і 30 відсотками прожиткового мінімуму для дитини відповідного віку.
За рішенням суду аліменти на одну дитину присуджуються від дня пред'явлення позову.
Наприклад, громадянин В. не сплачував аліменти з березня 2004 р. Позов про стягнення аліментів пред'явлений до нього громадянкою Ю. у квітні 2008 року. Розглянувши справу і задовольнивши позов, суд присудив аліменти дитині з квітня 2008 року.

За минулий час аліменти можуть бути присуджені, якщо позивач надасть суду докази того, що він вживав заходів щодо одержання аліментів у відповідача, але не міг їх одержати у зв'язку з ухиленням останнього від їх сплати. У цьому разі відповідно до правила ст. 191 СК України суд вправі присудити аліменти за минулий час, але не більш як за три роки.

Визначений за рішенням суду або за домовленістю між батьками розмір аліментів з часом можна змінити (зменшити або збільшити). Це можливо лише за рішенням суду. З позовом про зменшення або збільшення розміру аліментів до суду має право звернутися як платник аліментів, так і їх одержувач у разі зміни матеріального становища або сімейного стану когось із них, погіршення або поліпшення їх здоров'я. Розмір аліментів може бути зменшено, якщо дитина перебуває на утриманні держави, територіальної громади або юридичної особи (п. 2 ст. 192 СК України).

Відповідно до ст. 74 Закону України "Про виконавче провадження" з осіб, зобов'язаних сплачувати аліменти, у разі їх виїзду для постійного проживання у країни, з якими Україна не має договорів про надання правової допомоги, стягнення аліментів провадиться на час виїзду за рішенням суду за весь період до досягнення дитиною повноліття.

З осіб, які працюють за контрактом в іноземних державах і одержують заробітну плату тільки за кордоном, аліменти стягуються в порядку та розмірах, передбачених законом.

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу