Антон Козлов,
27-08-2015 19:16
(ссылка)
Сегодня 27 августа - Михеев День. Михей-тиховей
Михеев день славится своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде осени.
На Михея дуют ветры-тиховеи – к ведреной осени; на Михея буря – к ненастному сентябрю.
Тихий ветер в сад – сухая осень в лес.
Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается.
Средний срок начала листопада.
По книге: А. Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома»
Уральский живописец-пезайжист Казанцев Владимир Гаврилович (1849-1903). Конец лета.

Источник: Русский Народный Календарь
"ПЕЛЕДЫШ ПАЙРЕМ" (Праздник цветка)
Здраствуйте, уважаемые дамы и господа! Уважаемые посетители блога! Пишу Вам из города Йошкар-Олы, республики Марий Эл. Наверняка, мало, кто из россиян знает традиции нашего края, обычаи народа мари. И поэтому я хочу поделиться с Вами нашей культурой. Надеюсь мой правдивый, невымышленный рассказ вызовет у Вас только положительные отзывы и эмоции, а возможно Вы захотите задать мне вопросы. Заранее благодарен Вам! Спасибо!
Праздник "Пеледыш пайрем" (Праздник цветка) по традиции всегда отмечался 12 июня, но в этот раз его перенесли на 20 июня. Этот праздник знаменует собой окончание весенних полевых работ.
20 июня праздничная программа началась в 10 часов в сосновой роще (г. Йошкар-Ола), где проходили марийские моления в честь праздника окончания посевных работ "Агавайрем", на котором присутствовали жрецы-карты из районов Республики Марий Эл и пришедшие на моления люди. Утро 20 июня выдалось пасмурным и облачным, трава в cосновке была сырой, а грунтовые тропинки размытые. Марийские моления - это удивительное зрелище! Я был на этом празднике впервые, до этого только слышал о нём. А в этот раз решил поучаствовать, тем более, что я считаю традиционную религию мари своей. Я дошёл до места моления вместе с делегацией из посёлка Куженер. В составе этой делегации были в основном женщины в национальных марийских костюмах, затем к ней примкнули несколько мужчин – представителей марийской интеллигенции и политики. Проходя к месту молений вместе с куженерцами, мне случилось невольно подслушать разговор двух женщин между собой на марийском. Одна другой говорила, проходя мимо небольшого луга заросшего высокой травой о том, что эта трава очень хорошая и высокая, вот бы её скосить. А другая, одобрительно покачивая головой, ответила её о том, что мол приезжай и коси. Этот ответ вызвал повсеместный хохот и комментарии. Вообщем мы добрались к назначенному месту как-то незаметно и весело.
Сам процесс моления очень интересен по своей сути. Он схож с церковным тем, что несколько каноничен, но надо сказать, что таких строгих канонов как в церкви здесь нет. Это довольно демократичный процесс. На нём могут поприсутствовать все желающие. Я видел среди молящихся несколько человек русских по национальности, удмуртов, которые активно принимали участие в процессе. Было немного молодёжи и журналистов.
Само место моления и преподношения даров духам природы и предков находилось между трёх высоких сосен. Жрецы-карты поочерёдно один за другим бегло читали молитвы. Большинство из них наизусть. Мы же при этом периодически кланялись, выражая уважение таинству, Богам и своим далёким предкам. Меня поразила их память – помнить столько много и говорить при этом так бегло для меня показалось почти невозможным. Всё это происходило под мелодичные звуки марийской арфы, на которой играла молодая девушка в национальном костюме. Надо сказать, что этот живой звук арфы вместе с молитвами картов навивал мне удивительные чувства сопричастности к какой-то великой тайне, тайне природы, временами мне казалось, что где-то здесь витают незримые духи предков и они рассказывают мне о великой истории народа мари. Периодически вокруг полукруга молящихся ходил один из жрецов-картов и постукивал чем-то железным по топору. Не знаю, что уж это означает, но думаю, что топор символизировал некий проделанный труд марийцев к этому празднику. Немного позади от нас догорал костёр, над которым стоял котёл, в котором, по всей видимости, заранее готовили блюда в честь праздника.
Затем, после прочтения молитв всем молящимся предложили подойти к принесённым подношениям и съесть что-нибудь из них. Люди подходили, брали блины (куман-мелна), творожные сырники, куриные яйца, пили квас. И никакого алкоголя, ни праздношатаний не было. Все пришедшие сюда были преисполнены неким древним таинством – верой в тонкий нематериальный мир. Люди во время еды не должны были оставлять следы своей трапезы на земле, траве и загрязнять окружающую среду, они уносили остатки пищи с собой или складывали всё в платки и также уносили с собой. Для меня увидеть такое было сверхнаслаждением. Это подчёркивало уважение "Белых" марийцев ("Ош марий") к своей природе и к среде своего обитания – лесу, к своим предкам и Богам.
В перерыве между молением, во время трапезы были организованы импровизированные развлекательные мероприятия с перебрасыванием куриных яиц через высокое дерево, стрельбой из лука и со спуском всё тех же куриных яиц с деревынной горки. Большой удачей было при этом сталкивание их друг об друга. Все участвующие в этом случае получали большое удовольствие и удостаивали такого счастливца морей аплодисментов и комментариев.
После поедания всех преподношений и импровизированных игр, молящиеся вернулись к месту моления. Жрецы-карты продолжили также как и начали бегло и практически наизусть зачитывать молитвы. И в этот момент я заметил, что как-то незаметно над нами расступились тучи и выглянуло солнце. Скептики, конечно скажут, что всё это выдумки для того, чтобы приукрасить свой рассказ. Пускай думают, что хотят. Но я в этот момент заметил как именно над нами расступились плотные до того облака и лучи солнца согрели нас своей теплотой. В эту часть обряда молений также вокруг нас периодически ходил один из жрецов-картов и слегка постукивал по топору. Под конец всех молитв следовал обряд коленопреклонения.
Завершился же процесс моления добрыми и тёплыми словами картов и тем, что все мы лично пожали каждому из них руку и обменялись с ним своими добрами пожеланиями.
Возвращаясь по дороге через сосновую рощу я осознал весь контраст между тем, что я мог видеть каждый раз гуляя здесь и тем откровением, которое я ощутил на молении. Я шёл по дороге, на обочинах которых стояли переполненные мусорные урны, кругом валялся мусор, местами сидели отдыхающие и, несмотря на время около полудня, пили пиво, водку и другую дрянь, одаривая очередными подарками наш лес. Я не хочу комментировать чувства, которые вызывают у меня подобные люди, а точнее "свиньи", независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания.
Сразу же после молений в честь "Агавайрем" около 12 часов я поехал к ДК им. Ленина для того, чтобы пройти в марийской колонне до площади им. Ленина. Это зрелище меня впечатлило! Я пристроился взад колонны, к делегации марийцев из Волжского района.
Вся колонна гудела от марийских национальных танцев и музыки, она блистала разноцветием самых разнообразных марийских нарядов и флагов. Это, наверное, сравнимо с карнавалом в Рио-де-Жанейро, только с местным калоритом и не столь мастштабным. Во главе колонны ехали одни из марийских былинных героев и князей на колесницах, а за ним несли огромный флаг Республики Марий Эл. Конечно, стоящие в образовавшихся вследствие перекрытия на время движения колонны, пробках люди и водители скорее всего не прочувствовали на себе всю прелесть "Пеледыш пайрема". Но ничего, можно раз в году и потерпеть. К тому же новости надо было читать.
Нужно сказать, что местные власти и тут весьма "преуспели" в своей организаторской способности: флагов "Единой России", по моему, было больше всего, их было просто с избытком, ну это уже комплексы и желание местных властей облизать известное место федеральному центру: "Скажи дураку Богу молиться он себе весь лоб расшибёт". Я конечно понимаю, что мы за всё "должны быть благодарны Единой России и правительству республики Марий Эл как единственной силе руководящей и направляющей всей жизнью общества ". Да ну ладно. Это не столь важно. В конце концов глупость и сверхполитизированность некоторых дураков ещё не повод для того, чтобы испортить этот яркий праздник цветка "Пеледыш пайрем". Я шёл в этой марийской колонне, словно плыл на большом и весёлом корабле, полным народом. Передо мной шли музыканты и танцоры из Волжского района в национальных костюмах, стучали в барабаны, играли на гармошках живую марийскую музыку и отплясывали как только могли. Всё происходило очень весело и гордо. Я плыл в этом большом марийском корабле в марийской национальной рубахе и был по-настоящему счастлив, он разбивал о свои борта все посторонние негативные мысли и этнический нигилизм – заряжал огромной позитивной энергией и гордостью... Я горд, что я – мариец!!! Горд тому, что я живу в Марий Эл!!! Гожусь своей Родиной – Россией!!!
На пути следования нашего огромного корабля люди с неподдельным интересом и радостью смотрели на нас, фотографировали на телефоны и фотокамеры, махали нам руками и посылали добрые приветствия в наш адрес. По мере его движения к площади им. Ленина к нам пристраивались другие люди. В пылу переполняющих меня эмоций, я не заметил как наша колонна добралась до площади, хотя плыла медленно и плавно. На трибуне площади состоялось локаничное приветствие местных властей и поздравления с праздником, а затем большой праздничный марийский концерт с участием практически всех крупных танцевальных и музыкальных коллективов республики. Это, как и все предыдущие, было великолепное зрелище: яркое, динамичное, позитивное – можно подбирать сколько угодно эпитетов! Я, как и все присутствующие, думаю, получили огромное удовольствие от его созерцания. Продолжились праздничные мероприятия в Парке Культуры, а в 20 часов завершались большой марийской дискотекой на площади им. Ленина, итогом которой был небольшой праздничный салют.
Я также присутствовал на этой дискотеке, где народ пил, гулял и веселился. Большинство из них приехало из районов республики, ходили даже бабушки в национальных нарядах, всё было здорово! Пела душа марийской молодёжи! Пеш кугу тау чыла марий калык-влак!!! "Пеледыш пайрем" - дене!!!
Вот таким вот я увидел наш марийский национальный праздник "Пеледыш пайрем". А что скажете Вы?
Праздник "Пеледыш пайрем" (Праздник цветка) по традиции всегда отмечался 12 июня, но в этот раз его перенесли на 20 июня. Этот праздник знаменует собой окончание весенних полевых работ.
20 июня праздничная программа началась в 10 часов в сосновой роще (г. Йошкар-Ола), где проходили марийские моления в честь праздника окончания посевных работ "Агавайрем", на котором присутствовали жрецы-карты из районов Республики Марий Эл и пришедшие на моления люди. Утро 20 июня выдалось пасмурным и облачным, трава в cосновке была сырой, а грунтовые тропинки размытые. Марийские моления - это удивительное зрелище! Я был на этом празднике впервые, до этого только слышал о нём. А в этот раз решил поучаствовать, тем более, что я считаю традиционную религию мари своей. Я дошёл до места моления вместе с делегацией из посёлка Куженер. В составе этой делегации были в основном женщины в национальных марийских костюмах, затем к ней примкнули несколько мужчин – представителей марийской интеллигенции и политики. Проходя к месту молений вместе с куженерцами, мне случилось невольно подслушать разговор двух женщин между собой на марийском. Одна другой говорила, проходя мимо небольшого луга заросшего высокой травой о том, что эта трава очень хорошая и высокая, вот бы её скосить. А другая, одобрительно покачивая головой, ответила её о том, что мол приезжай и коси. Этот ответ вызвал повсеместный хохот и комментарии. Вообщем мы добрались к назначенному месту как-то незаметно и весело.
Сам процесс моления очень интересен по своей сути. Он схож с церковным тем, что несколько каноничен, но надо сказать, что таких строгих канонов как в церкви здесь нет. Это довольно демократичный процесс. На нём могут поприсутствовать все желающие. Я видел среди молящихся несколько человек русских по национальности, удмуртов, которые активно принимали участие в процессе. Было немного молодёжи и журналистов.
Само место моления и преподношения даров духам природы и предков находилось между трёх высоких сосен. Жрецы-карты поочерёдно один за другим бегло читали молитвы. Большинство из них наизусть. Мы же при этом периодически кланялись, выражая уважение таинству, Богам и своим далёким предкам. Меня поразила их память – помнить столько много и говорить при этом так бегло для меня показалось почти невозможным. Всё это происходило под мелодичные звуки марийской арфы, на которой играла молодая девушка в национальном костюме. Надо сказать, что этот живой звук арфы вместе с молитвами картов навивал мне удивительные чувства сопричастности к какой-то великой тайне, тайне природы, временами мне казалось, что где-то здесь витают незримые духи предков и они рассказывают мне о великой истории народа мари. Периодически вокруг полукруга молящихся ходил один из жрецов-картов и постукивал чем-то железным по топору. Не знаю, что уж это означает, но думаю, что топор символизировал некий проделанный труд марийцев к этому празднику. Немного позади от нас догорал костёр, над которым стоял котёл, в котором, по всей видимости, заранее готовили блюда в честь праздника.
Затем, после прочтения молитв всем молящимся предложили подойти к принесённым подношениям и съесть что-нибудь из них. Люди подходили, брали блины (куман-мелна), творожные сырники, куриные яйца, пили квас. И никакого алкоголя, ни праздношатаний не было. Все пришедшие сюда были преисполнены неким древним таинством – верой в тонкий нематериальный мир. Люди во время еды не должны были оставлять следы своей трапезы на земле, траве и загрязнять окружающую среду, они уносили остатки пищи с собой или складывали всё в платки и также уносили с собой. Для меня увидеть такое было сверхнаслаждением. Это подчёркивало уважение "Белых" марийцев ("Ош марий") к своей природе и к среде своего обитания – лесу, к своим предкам и Богам.
В перерыве между молением, во время трапезы были организованы импровизированные развлекательные мероприятия с перебрасыванием куриных яиц через высокое дерево, стрельбой из лука и со спуском всё тех же куриных яиц с деревынной горки. Большой удачей было при этом сталкивание их друг об друга. Все участвующие в этом случае получали большое удовольствие и удостаивали такого счастливца морей аплодисментов и комментариев.
После поедания всех преподношений и импровизированных игр, молящиеся вернулись к месту моления. Жрецы-карты продолжили также как и начали бегло и практически наизусть зачитывать молитвы. И в этот момент я заметил, что как-то незаметно над нами расступились тучи и выглянуло солнце. Скептики, конечно скажут, что всё это выдумки для того, чтобы приукрасить свой рассказ. Пускай думают, что хотят. Но я в этот момент заметил как именно над нами расступились плотные до того облака и лучи солнца согрели нас своей теплотой. В эту часть обряда молений также вокруг нас периодически ходил один из жрецов-картов и слегка постукивал по топору. Под конец всех молитв следовал обряд коленопреклонения.
Завершился же процесс моления добрыми и тёплыми словами картов и тем, что все мы лично пожали каждому из них руку и обменялись с ним своими добрами пожеланиями.
Возвращаясь по дороге через сосновую рощу я осознал весь контраст между тем, что я мог видеть каждый раз гуляя здесь и тем откровением, которое я ощутил на молении. Я шёл по дороге, на обочинах которых стояли переполненные мусорные урны, кругом валялся мусор, местами сидели отдыхающие и, несмотря на время около полудня, пили пиво, водку и другую дрянь, одаривая очередными подарками наш лес. Я не хочу комментировать чувства, которые вызывают у меня подобные люди, а точнее "свиньи", независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания.
Сразу же после молений в честь "Агавайрем" около 12 часов я поехал к ДК им. Ленина для того, чтобы пройти в марийской колонне до площади им. Ленина. Это зрелище меня впечатлило! Я пристроился взад колонны, к делегации марийцев из Волжского района.
Вся колонна гудела от марийских национальных танцев и музыки, она блистала разноцветием самых разнообразных марийских нарядов и флагов. Это, наверное, сравнимо с карнавалом в Рио-де-Жанейро, только с местным калоритом и не столь мастштабным. Во главе колонны ехали одни из марийских былинных героев и князей на колесницах, а за ним несли огромный флаг Республики Марий Эл. Конечно, стоящие в образовавшихся вследствие перекрытия на время движения колонны, пробках люди и водители скорее всего не прочувствовали на себе всю прелесть "Пеледыш пайрема". Но ничего, можно раз в году и потерпеть. К тому же новости надо было читать.
Нужно сказать, что местные власти и тут весьма "преуспели" в своей организаторской способности: флагов "Единой России", по моему, было больше всего, их было просто с избытком, ну это уже комплексы и желание местных властей облизать известное место федеральному центру: "Скажи дураку Богу молиться он себе весь лоб расшибёт". Я конечно понимаю, что мы за всё "должны быть благодарны Единой России и правительству республики Марий Эл как единственной силе руководящей и направляющей всей жизнью общества ". Да ну ладно. Это не столь важно. В конце концов глупость и сверхполитизированность некоторых дураков ещё не повод для того, чтобы испортить этот яркий праздник цветка "Пеледыш пайрем". Я шёл в этой марийской колонне, словно плыл на большом и весёлом корабле, полным народом. Передо мной шли музыканты и танцоры из Волжского района в национальных костюмах, стучали в барабаны, играли на гармошках живую марийскую музыку и отплясывали как только могли. Всё происходило очень весело и гордо. Я плыл в этом большом марийском корабле в марийской национальной рубахе и был по-настоящему счастлив, он разбивал о свои борта все посторонние негативные мысли и этнический нигилизм – заряжал огромной позитивной энергией и гордостью... Я горд, что я – мариец!!! Горд тому, что я живу в Марий Эл!!! Гожусь своей Родиной – Россией!!!
На пути следования нашего огромного корабля люди с неподдельным интересом и радостью смотрели на нас, фотографировали на телефоны и фотокамеры, махали нам руками и посылали добрые приветствия в наш адрес. По мере его движения к площади им. Ленина к нам пристраивались другие люди. В пылу переполняющих меня эмоций, я не заметил как наша колонна добралась до площади, хотя плыла медленно и плавно. На трибуне площади состоялось локаничное приветствие местных властей и поздравления с праздником, а затем большой праздничный марийский концерт с участием практически всех крупных танцевальных и музыкальных коллективов республики. Это, как и все предыдущие, было великолепное зрелище: яркое, динамичное, позитивное – можно подбирать сколько угодно эпитетов! Я, как и все присутствующие, думаю, получили огромное удовольствие от его созерцания. Продолжились праздничные мероприятия в Парке Культуры, а в 20 часов завершались большой марийской дискотекой на площади им. Ленина, итогом которой был небольшой праздничный салют.
Я также присутствовал на этой дискотеке, где народ пил, гулял и веселился. Большинство из них приехало из районов республики, ходили даже бабушки в национальных нарядах, всё было здорово! Пела душа марийской молодёжи! Пеш кугу тау чыла марий калык-влак!!! "Пеледыш пайрем" - дене!!!
Вот таким вот я увидел наш марийский национальный праздник "Пеледыш пайрем". А что скажете Вы?
Метки: марийская культура
Живая Энергия Народной Музыки.
Народная музыка обладает огромным энергетическим потенциалом, являясь своего рода мощным аккумулятором позитивной энергетики, накопленным многими поколениями людей, принадлежащих к определенной Нации, и сохраненным в произведениях Национальной Культуры. Звучание природных стихий, присущих определенным местам проживания общностей людей, шум ветра, журчание ручьев, плеск речных волн или грохот морского прибоя, пение птиц, шелест листвы вековых дубрав, шорох камыша или шелест ковыля бескрайних степей, многозвучное эхо в альпийских долинах - все это находит свое воспроизведение при помощи народных музыкальных инструментов, а тексты песен определяют смысловую нагрузку былинам, балладам, лирическим или плясовым песням. Различные приемы пения, голосовые особенности исполнения также определяют своеобразие исполняемых произведений. Слушая музыкальные произведения Народного Искусства, чувствуешь местную природу, местный ландшафт, ощущаешь как бы Дух Народа, Дух Страны.
Вот поэтому необходимо бережно относиться к Национальному Культурному Наследию, Сохранять и Приумножать Культурное Богатство Нации, дабы не лишиться Духовных Корней со Славным Прошлым, не оборвать связь Прошлого с Настоящим и с Будущим, а насытить Настоящее Живительной Энергией Национальной Культуры ради её Выживания в современном Мире и ради Процветания и Благоденствия наших потомков в Будущем.
Вот поэтому необходимо бережно относиться к Национальному Культурному Наследию, Сохранять и Приумножать Культурное Богатство Нации, дабы не лишиться Духовных Корней со Славным Прошлым, не оборвать связь Прошлого с Настоящим и с Будущим, а насытить Настоящее Живительной Энергией Национальной Культуры ради её Выживания в современном Мире и ради Процветания и Благоденствия наших потомков в Будущем.
Ищем любителей этнической культуры
В этом блоге мы будем обсуждать этническую культуру. Хочется верить, что ее ценителей очень много.
Если будет желание, то можно будет обсудить и товары в магазине этнических сувениров и подарков - ЭТНИКА.
Наш магазин (www.etnoworld.ru) был создан для того, чтобы донести сувениры разных народов мира до всех, интересующихся этим направлением. . Мы долго и тщательно собирали весь свой ассортимент со всего мира, но, конечно же, не все тематики остались охваченными. Поэтому и созрел вопрос: а чтобы вы хотели видеть в нашем магазине?
Среди ближайших новинок хотелось бы отметить открытие новых разделов (это произойдет до конца года): руны, толтекские амулеты, тибетские храмовые благовония, каменные шахматы из Африки, кальяны.
Что еще вам хотелось бы видеть?
Ваши пожелания позволят сделать ваш выбор подарка наиболее простым.
Ну и конечно же .. давайте просто общаться об этнической культуре.
Если будет желание, то можно будет обсудить и товары в магазине этнических сувениров и подарков - ЭТНИКА.
Наш магазин (www.etnoworld.ru) был создан для того, чтобы донести сувениры разных народов мира до всех, интересующихся этим направлением. . Мы долго и тщательно собирали весь свой ассортимент со всего мира, но, конечно же, не все тематики остались охваченными. Поэтому и созрел вопрос: а чтобы вы хотели видеть в нашем магазине?
Среди ближайших новинок хотелось бы отметить открытие новых разделов (это произойдет до конца года): руны, толтекские амулеты, тибетские храмовые благовония, каменные шахматы из Африки, кальяны.
Что еще вам хотелось бы видеть?
Ваши пожелания позволят сделать ваш выбор подарка наиболее простым.
Ну и конечно же .. давайте просто общаться об этнической культуре.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу