Оксана Алисултанова,
29-02-2008 16:18
(ссылка)
Без заголовка
И чIаван хеирар! (грамотность не гарантирую) по какому принципу отправляете приглашения о вступлении в соообщество?
настроение: Как выжатый лимон
Без заголовка
НАЗВАНИЯ ЛЕЗГИНСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ
Лезгинка, Апай, Тала, Алабан, Йару ич, Гилийар, Ахцегьар, Ашукь1 Абдуллагь, Мулейли, Беневша, Шагьсенем, Ала вилер, ЦукутIар, Шамума, Къанфетар, Къайтагь1ар, Акъуша, Хунчайар, КIек муькъвелай, Рекь1ин гьава, Сусан гьава, Къавумар, Мирзебала, Надибала, Кавха, Назлу, Аман бала, Сунайар, Кару, Женг, Жейран, Силибир, Перизада, Кумари, Билдир беневша, Ша багъ1диз, Йар, Лачин, Магьи-дилбер, Къарид руш, Керем, Эслид мани, Келегьа, Дарман, Лагь шараг, Сувалай йар, Пейкер баха, Лайлай, СтIалар, Мегьерамдхуьр, Тайгъун, Мискискар, Хинар, Лакарар, Йалахъар, Кь1асумахуьр, ЭчIехуьр, Самур къанал, Авар кавха, КIири буба, Йаралийар, Гьасанар, Нуран мани, Абасар, Мегьамедар, Гьажийар, Загъадур, Шуьше ханум, Айишатар, Зуьгьре ханум, Къизилцуьк, Гьуьруь, Сегьерар, Чарар атана, Даллай, Са рипе къул, Яру гъед, Гар алай югь, Чимирагъ, Казаматар, Экуьн ярар, Варз алай йиф, Къари, КинтIу, Дуьгмейар, 20 нумра, Магьузар, Хъуьруьнарин гьава, Чамарин гьава, Дурнаяр, Загъамар, Гудуяр, Квасаяр, Арачидин гьава, Шагьвар, Цуьквср, Вацран эквер, Мучугар, Муьшкуьр, Тавли, Гьупани, Гереяр, Игелар, Базарда, Чан кь1ак1ьан сувайар, Йаргь1и векь1ер, Уьруьгьар, Алипулатар, Вили вилер, К1анибурун макь1ам, Лекь1рен кь1уьл.
Лезгинка, Апай, Тала, Алабан, Йару ич, Гилийар, Ахцегьар, Ашукь1 Абдуллагь, Мулейли, Беневша, Шагьсенем, Ала вилер, ЦукутIар, Шамума, Къанфетар, Къайтагь1ар, Акъуша, Хунчайар, КIек муькъвелай, Рекь1ин гьава, Сусан гьава, Къавумар, Мирзебала, Надибала, Кавха, Назлу, Аман бала, Сунайар, Кару, Женг, Жейран, Силибир, Перизада, Кумари, Билдир беневша, Ша багъ1диз, Йар, Лачин, Магьи-дилбер, Къарид руш, Керем, Эслид мани, Келегьа, Дарман, Лагь шараг, Сувалай йар, Пейкер баха, Лайлай, СтIалар, Мегьерамдхуьр, Тайгъун, Мискискар, Хинар, Лакарар, Йалахъар, Кь1асумахуьр, ЭчIехуьр, Самур къанал, Авар кавха, КIири буба, Йаралийар, Гьасанар, Нуран мани, Абасар, Мегьамедар, Гьажийар, Загъадур, Шуьше ханум, Айишатар, Зуьгьре ханум, Къизилцуьк, Гьуьруь, Сегьерар, Чарар атана, Даллай, Са рипе къул, Яру гъед, Гар алай югь, Чимирагъ, Казаматар, Экуьн ярар, Варз алай йиф, Къари, КинтIу, Дуьгмейар, 20 нумра, Магьузар, Хъуьруьнарин гьава, Чамарин гьава, Дурнаяр, Загъамар, Гудуяр, Квасаяр, Арачидин гьава, Шагьвар, Цуьквср, Вацран эквер, Мучугар, Муьшкуьр, Тавли, Гьупани, Гереяр, Игелар, Базарда, Чан кь1ак1ьан сувайар, Йаргь1и векь1ер, Уьруьгьар, Алипулатар, Вили вилер, К1анибурун макь1ам, Лекь1рен кь1уьл.
Без заголовка
Метрология лезгин
МЕРА ВЕСА И ПЛОЩАДИ.
В фольклоре лезгин известны несколько мер, обозначавшие одновременно вес и площадь.
Муьшкуьр — одна из древнейших мер. Один муьшкуьр равнялся семи чувалам, т. е. около 500 кг. Название этой меры происходит, вероятнее всего, от топонима Муьшкуьр (Мюшкюр). Так называется плодородная равнина, примыкающая к западному берегу Каспийского моря около устья р. Самур и южнее.
1. Са муьшкуьр къуьлуьк — са кал.
За один муьшкуьр пшеницы — одну корову.
2. Са муьшкуьр къуьлелай вад хеб хъсан я.
Лучше иметь пять овец, чем один муьшкуьр пшеницы.
3. Сува са муьшкуьр ник цунилай, Муьшкуьрда са рипеднн ник цун
хъсан я.
Лучше в Мюшкюре засеять один рипе пшеницы, нежели в горах засе-
ять один муьшкуьр.
4. Канабдикай храна за
Из пеньки соткала я.
Муьшкуьр кь1адай ирид чувал.
Семь чувалов вмещающих один муьшкуьр.
Мехъерарда за ви хъиляй.
Назло тебе устрою я свадьбу.
Хуьруьн кьилихъ къацу сувал.
За селом на зеленой горе.
Муьшкуьр также мера площади, равная двум гектарам.
Рипе вмещает 4 киле, следовательно, весит около 40 кг. Рипе мера нестабильная. Например, П. Г. Бутков отмечал до конца XVIII века, что «сверх того, хлебом с Кубинской провинции со всякого двора по одной рубе (рипе), полагая коих, за исключением чиновничьих, муллинских и попов армянских, домов, с которых податей не берется, до 7000, по весу в каждой рубе (рипе) попять пуд. Если принять пуд за 16,38 кг, то 1 рипе = 81,90 кг.
1. Са рипе гьуьруькай са ахсанддин фу жеда.
Один рипе муки хватит на выпечку хлеба для поминок.
2. Ви балкIандин мас са рипе цуькI йа.
Цена твоему коню один рипе проса (о плохом коне).
3. НикIе авай цуькерикай
Вад рипе мух хкатдатIа?
Заз бегаьмиш хьайи рушан
Бубадик гаф акатдатIа?
Рипе также и мера площади. Са рипе къуьлуьн чка, са рипе къуьлуьн
ник — площадь засеваемая одним рипе пшеницы.
МЕРЫ ВЕСА И ДЛИНЫ.
В лезгинском фольклоре отражены также специфические меры, бозначавшие вес и длину.
Черек (от персидского чахар йек — четверть). В лезгинском языке есть два значения этого слова: мера веса — четвертая .часть большого мана, т. е. 750 граммов, и мера длины — четвертая часть аршуна (70—75 см), т. е. около 18 см.
1. Са черекдал вун девлстлу жедач.
Имея один черек, богатым не станешь.
2. Са черекдал руфун тух жедач.
Одним череком не насытишься.
4. Вуна закай черек атIана, за вакай йукI атIуда.
Ты утаил от меня черек, я утаю от тебя йукI (метр).
МЕРЫ ПЛОЩАДИ.
В фольклоре лезгин отразились также меры площади: гьав, къаблама, табагь. Гьав равняется 1/4 га (250 кв. м.).
1. Са гьав гьална галатдай йацI.
Вол, устающий, распахав один гьав.
2. Гьаварилай гьаваралди,
Ви гьаварин цIарариз кьIий.
АхцIегьвидин иер баха,
Зун ви бурма чIарариз кьIий.
С гьава на гьав,
Да буду я жертвой для борозд твоих гьавов.
Красивая ахтынка,
Да буду я жертвой для твоих кудрей.
Къаблама — мера площади, равная 0,5 га или 500 кв. м.
1. Фу кIандатIа къабламайра цуз,
Если хочешь иметь хлеб засевай в къабламах.
2. Са къаблама никни авачир кесиб.
Бедняк, не имеющий даже одной къабламы пашни.
Табагь — мера площади, равная 0,75 кв. м..
1. Са табагьдикай са шаламар алукIдайди.
Человек, надевающий чарыки из одного табагъа хожи.
2. Кал кьIена зун са табагъдин неси хьана.
Корова пала и я стал хозяином одного табагьа кожи.
МЕРЫ ДЛИНЫ.
В фольклорных материалах лезгин известны также несколько мер длины: аршун, кам, тIуб, чIиб, йукI.
Аршун — мера длины в 70—75 см. Эта мера также встречается з фольклорных материалах.
1. Вуна жуван аршундал алцуммир.
Не измеряй все своим аршуном.
2. Аршундин йаргъIивал гьилелай аслу йа.
Длина аршуна зависит от длины руки.
3. Гьар базардихъ вичин аршун ава.
Каждый базар имеет свой аршун.
Кам в лезгинском языке означает «шаг» (1 метр), обычно используется
при измерении расстояний во время строительных работ.
1. Вад камун мензилдиз рехъ лугьумир.
Не называй дорогой расстояние в пять камов,
2. ШейтIандивай са кам йаргьаз хьухь.
Сторонись на один кам от сплетника.
ТIуб употребляется лезгинами как минимальная мера длины, равная 2,5 см. В лезгинском языке есть фразеологизм «са тIуб кьIван» в значении мало.
1. Къарибдавай масан къелем,
Кефер-гьалар хъсан яни?
КагьIазарни ракъун тейиз
Са тIуб кагъаз масан йани?
Любимый мой, ушедший на чужбину,
Как ты чувствуешь себя там?
Даже писем не присылаешь.
Видно, тебе тIуба бумаги жаль?
ЧIиб равен восьми тIубам, т. е. 20 см. Это довольно распространенная мера длины, получаемая с помощью разведенных до отказа большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, а также большого имизинца. Поэтому в разных местах и в разное время наблюдалось колебание длины чIиба.
1. ЧIиб ава — чIиб ава.
ЧIибы бывают разными.
2. ЧIиб чипIинив дуьз къведач.
ЧIиб не равен чIибу.
3. ЙукI йагъIа — чIиб каьмир.
Измеряй или юкIом или чIибом.
ЙукI — мера длины равная 1 м. Длину ЙукIа определяли от кончика среднего пальца, вытянутой в сторону руки до кончика носа, повернутого в противоположную сторону.
1. ФекьIидин йукI куьруь жеда.
У муллы юкI всегда короткий.
2. Ви йукI хандин йукI я.
Твой йукI подобен ханскому йукIу (непомерно длинный).
3. ЙукIун яргъивал гъилелай аслу я.
Длина ЙукIа зависит от длины руки.
МЕРЫ ОБЪЕМА: кура, къулач, шеле, эмбиз также часто встречаются в лезгинском фольклоре.
Кура — мера объема сыпучих материалов, равных по весу 1 тонне. Куча яблок, снятых с деревьев и накрытая соломой или сеном называлась «кура».
Скупщики покупали яблоки в курах прямо в садах. У лезгин бытует выражение: кура-кура маса гун — продавать оптом. Слово, видимо, восходит к шумерскому кур — «гора».
1. Курада ичер хьурай, муьштери фад жегъIида.
Лишь бы были куры яблок, а скупщик найдется.
2. Са кура ичер — са муьшкуьр къуьл йа.
Одна кура яблок — один муьшкуьр пшеницы.
Къулач — мера объема, употребляемая при измерении дров, сена. Арбзапряженная парой буйволов, обычно вмещала один къулач.
1. Са къулач тухуналди рук куьтягь жедач.
Лес не поредеет, если унести один къулач дров.
2. Са къулач са арабадин пар йа.
Один къулач — груз для одной арбы.
3. Са къулач кIарасрин цIал са йацI чраз жеда.
На огне из одного къулача дров можно зажарить целого быка.
4. КIарасар къулачда, гьуьр кандуда.
Дрова къулачами, муку амбарами (готовь на зиму).
Шелс — мера объема дров и хвороста, которую сможет поднять и унести один человек.
1. Къуватдиз килигна шеле йахъ.
Вяжи шеле, рассчитав свою силу.
2. Йа буба шеле жеда, йани шеле кIула.
Отец превратится в шеле, а шеле всегда на спине.
Эмбиз — мера объема сыпучих материалов ,в основном пшеницы. Один эмбиз равняется 5 тоннам и более.
1. НикIе гьикьIван къуьл аватIа эмбизда гьатайла чир жеда.
Об урожайности поля судят по эмбизу.
2. Са эмбиз къуьл кьIве эмбиз мух йа.
Один эмбиз пшеницы равен двум эмбизам ячменя.
Са эмбиз са раж я.
Один эмбиз — это целый запас на зиму.
4. Са змбиз ичерив са базар ахъайиз жеда.
Один эмбиз яблок удовлетворит нужды целего базара.
Такие меры длины, как бугъум, гъуд, кIвач не нашли отражения в фольклорных материалах.
Итак, как показали рассмотренные материалы, в фольклоре лезгин широко отразились их традиционные меры веса, объема, длины, площади. Некоторые из них употребляются и в настоящее время. Приведенные данные вновь подтверждают большое значение фольклорных материалов как этнографического источника
МЕРА ВЕСА И ПЛОЩАДИ.
В фольклоре лезгин известны несколько мер, обозначавшие одновременно вес и площадь.
Муьшкуьр — одна из древнейших мер. Один муьшкуьр равнялся семи чувалам, т. е. около 500 кг. Название этой меры происходит, вероятнее всего, от топонима Муьшкуьр (Мюшкюр). Так называется плодородная равнина, примыкающая к западному берегу Каспийского моря около устья р. Самур и южнее.
1. Са муьшкуьр къуьлуьк — са кал.
За один муьшкуьр пшеницы — одну корову.
2. Са муьшкуьр къуьлелай вад хеб хъсан я.
Лучше иметь пять овец, чем один муьшкуьр пшеницы.
3. Сува са муьшкуьр ник цунилай, Муьшкуьрда са рипеднн ник цун
хъсан я.
Лучше в Мюшкюре засеять один рипе пшеницы, нежели в горах засе-
ять один муьшкуьр.
4. Канабдикай храна за
Из пеньки соткала я.
Муьшкуьр кь1адай ирид чувал.
Семь чувалов вмещающих один муьшкуьр.
Мехъерарда за ви хъиляй.
Назло тебе устрою я свадьбу.
Хуьруьн кьилихъ къацу сувал.
За селом на зеленой горе.
Муьшкуьр также мера площади, равная двум гектарам.
Рипе вмещает 4 киле, следовательно, весит около 40 кг. Рипе мера нестабильная. Например, П. Г. Бутков отмечал до конца XVIII века, что «сверх того, хлебом с Кубинской провинции со всякого двора по одной рубе (рипе), полагая коих, за исключением чиновничьих, муллинских и попов армянских, домов, с которых податей не берется, до 7000, по весу в каждой рубе (рипе) попять пуд. Если принять пуд за 16,38 кг, то 1 рипе = 81,90 кг.
1. Са рипе гьуьруькай са ахсанддин фу жеда.
Один рипе муки хватит на выпечку хлеба для поминок.
2. Ви балкIандин мас са рипе цуькI йа.
Цена твоему коню один рипе проса (о плохом коне).
3. НикIе авай цуькерикай
Вад рипе мух хкатдатIа?
Заз бегаьмиш хьайи рушан
Бубадик гаф акатдатIа?
Рипе также и мера площади. Са рипе къуьлуьн чка, са рипе къуьлуьн
ник — площадь засеваемая одним рипе пшеницы.
МЕРЫ ВЕСА И ДЛИНЫ.
В лезгинском фольклоре отражены также специфические меры, бозначавшие вес и длину.
Черек (от персидского чахар йек — четверть). В лезгинском языке есть два значения этого слова: мера веса — четвертая .часть большого мана, т. е. 750 граммов, и мера длины — четвертая часть аршуна (70—75 см), т. е. около 18 см.
1. Са черекдал вун девлстлу жедач.
Имея один черек, богатым не станешь.
2. Са черекдал руфун тух жедач.
Одним череком не насытишься.
4. Вуна закай черек атIана, за вакай йукI атIуда.
Ты утаил от меня черек, я утаю от тебя йукI (метр).
МЕРЫ ПЛОЩАДИ.
В фольклоре лезгин отразились также меры площади: гьав, къаблама, табагь. Гьав равняется 1/4 га (250 кв. м.).
1. Са гьав гьална галатдай йацI.
Вол, устающий, распахав один гьав.
2. Гьаварилай гьаваралди,
Ви гьаварин цIарариз кьIий.
АхцIегьвидин иер баха,
Зун ви бурма чIарариз кьIий.
С гьава на гьав,
Да буду я жертвой для борозд твоих гьавов.
Красивая ахтынка,
Да буду я жертвой для твоих кудрей.
Къаблама — мера площади, равная 0,5 га или 500 кв. м.
1. Фу кIандатIа къабламайра цуз,
Если хочешь иметь хлеб засевай в къабламах.
2. Са къаблама никни авачир кесиб.
Бедняк, не имеющий даже одной къабламы пашни.
Табагь — мера площади, равная 0,75 кв. м..
1. Са табагьдикай са шаламар алукIдайди.
Человек, надевающий чарыки из одного табагъа хожи.
2. Кал кьIена зун са табагъдин неси хьана.
Корова пала и я стал хозяином одного табагьа кожи.
МЕРЫ ДЛИНЫ.
В фольклорных материалах лезгин известны также несколько мер длины: аршун, кам, тIуб, чIиб, йукI.
Аршун — мера длины в 70—75 см. Эта мера также встречается з фольклорных материалах.
1. Вуна жуван аршундал алцуммир.
Не измеряй все своим аршуном.
2. Аршундин йаргъIивал гьилелай аслу йа.
Длина аршуна зависит от длины руки.
3. Гьар базардихъ вичин аршун ава.
Каждый базар имеет свой аршун.
Кам в лезгинском языке означает «шаг» (1 метр), обычно используется
при измерении расстояний во время строительных работ.
1. Вад камун мензилдиз рехъ лугьумир.
Не называй дорогой расстояние в пять камов,
2. ШейтIандивай са кам йаргьаз хьухь.
Сторонись на один кам от сплетника.
ТIуб употребляется лезгинами как минимальная мера длины, равная 2,5 см. В лезгинском языке есть фразеологизм «са тIуб кьIван» в значении мало.
1. Къарибдавай масан къелем,
Кефер-гьалар хъсан яни?
КагьIазарни ракъун тейиз
Са тIуб кагъаз масан йани?
Любимый мой, ушедший на чужбину,
Как ты чувствуешь себя там?
Даже писем не присылаешь.
Видно, тебе тIуба бумаги жаль?
ЧIиб равен восьми тIубам, т. е. 20 см. Это довольно распространенная мера длины, получаемая с помощью разведенных до отказа большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, а также большого имизинца. Поэтому в разных местах и в разное время наблюдалось колебание длины чIиба.
1. ЧIиб ава — чIиб ава.
ЧIибы бывают разными.
2. ЧIиб чипIинив дуьз къведач.
ЧIиб не равен чIибу.
3. ЙукI йагъIа — чIиб каьмир.
Измеряй или юкIом или чIибом.
ЙукI — мера длины равная 1 м. Длину ЙукIа определяли от кончика среднего пальца, вытянутой в сторону руки до кончика носа, повернутого в противоположную сторону.
1. ФекьIидин йукI куьруь жеда.
У муллы юкI всегда короткий.
2. Ви йукI хандин йукI я.
Твой йукI подобен ханскому йукIу (непомерно длинный).
3. ЙукIун яргъивал гъилелай аслу я.
Длина ЙукIа зависит от длины руки.
МЕРЫ ОБЪЕМА: кура, къулач, шеле, эмбиз также часто встречаются в лезгинском фольклоре.
Кура — мера объема сыпучих материалов, равных по весу 1 тонне. Куча яблок, снятых с деревьев и накрытая соломой или сеном называлась «кура».
Скупщики покупали яблоки в курах прямо в садах. У лезгин бытует выражение: кура-кура маса гун — продавать оптом. Слово, видимо, восходит к шумерскому кур — «гора».
1. Курада ичер хьурай, муьштери фад жегъIида.
Лишь бы были куры яблок, а скупщик найдется.
2. Са кура ичер — са муьшкуьр къуьл йа.
Одна кура яблок — один муьшкуьр пшеницы.
Къулач — мера объема, употребляемая при измерении дров, сена. Арбзапряженная парой буйволов, обычно вмещала один къулач.
1. Са къулач тухуналди рук куьтягь жедач.
Лес не поредеет, если унести один къулач дров.
2. Са къулач са арабадин пар йа.
Один къулач — груз для одной арбы.
3. Са къулач кIарасрин цIал са йацI чраз жеда.
На огне из одного къулача дров можно зажарить целого быка.
4. КIарасар къулачда, гьуьр кандуда.
Дрова къулачами, муку амбарами (готовь на зиму).
Шелс — мера объема дров и хвороста, которую сможет поднять и унести один человек.
1. Къуватдиз килигна шеле йахъ.
Вяжи шеле, рассчитав свою силу.
2. Йа буба шеле жеда, йани шеле кIула.
Отец превратится в шеле, а шеле всегда на спине.
Эмбиз — мера объема сыпучих материалов ,в основном пшеницы. Один эмбиз равняется 5 тоннам и более.
1. НикIе гьикьIван къуьл аватIа эмбизда гьатайла чир жеда.
Об урожайности поля судят по эмбизу.
2. Са эмбиз къуьл кьIве эмбиз мух йа.
Один эмбиз пшеницы равен двум эмбизам ячменя.
Са эмбиз са раж я.
Один эмбиз — это целый запас на зиму.
4. Са змбиз ичерив са базар ахъайиз жеда.
Один эмбиз яблок удовлетворит нужды целего базара.
Такие меры длины, как бугъум, гъуд, кIвач не нашли отражения в фольклорных материалах.
Итак, как показали рассмотренные материалы, в фольклоре лезгин широко отразились их традиционные меры веса, объема, длины, площади. Некоторые из них употребляются и в настоящее время. Приведенные данные вновь подтверждают большое значение фольклорных материалов как этнографического источника
Без заголовка
Лезгины - автохтоны Восточного Кавказа, их история уходит в седую древность. Они являются потомками населения, проживавшего на территории Кавказа, по крайней мере, с 4 тысячелетия до н.э. В настоящее время этническая территория лезгинских народов расположена на юге Дагестана (Российская Федерация) и севере Азербайджана.
Лезгинские языки составляют отдельную лезгинскую подгруппу в составе нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Народы, говорящие на языках лезгинской подгруппы, образуют единый массив и очень близки друг к другу по культуре.
Нередко практически всех горских народностей Дагестана называли лезгинами. Лезгины - потомки населения Кавказской Албании. Предками современных лезгин были многочисленные лекские (леки, леги, гелы, гаргары) племена, в состав которых входили нынешние родственные лезгинские народности табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры, крызы, будухи, удины, арчинцы и хиналуги, жившие на востоке Кавказа, в государстве Алпан (Кавказская Албания), близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. Все эти племена были известны под общим названием "леки" или "албаны (алпаны)" относящиеся к современным горским народностям - лезгинам и лезгинским ответвлениям. В основе всех языков лекских племен лежал единый пралезгинский язык.
Нашествие римлян, персов, арабов вызвало политический и этнический распад Кавказской Албании. Часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени (V-X в.) в языке, быту и культуре складывались свои особенности. Так сложились лезгинский, табасаранский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности.
Лезгинский язык входит в состав лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Имеет много говоров и диалектов. Диалекты делятся на 3 группы: кюринская (диалекты гюнейский, яркинский, курахский, говоры гилиярский и гелхенский); самурская (докузпаринский и ахтынский диалекты, финский и курушский говоры); кубинская (кубинское наречие - условное название речи лезгин, проживающих в Азербайджане, - полностью не исследовано). Литературный язык на основе гюнейского диалекта.
Предки лезгин поклонялись языческим богам, свидетельство об этом сохранила лезгинская мифология. Определенное распространение получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам.
По официальным данным общая численность лезгин составляет порядка 600-650 тысяч человек. Реальная численность лезгин больше официальной. По последним официальным данным общая численность лезгинских народов составляет порядка 850 тысяч человек. Реальная численность по разным оценкам колеблется от 1 до 2 млн. Всего в России проживает 615,7 тыс. (по переписи 2002 г.), в Азербайджане - 198,2 тыс. (по переписи 1999 г.). Лезгины также живут в странах СНГ и Балтии (св. 37 тыс. по переписи 1989 г.). Компактные поселения имеются в Турции (провинция Балыкесир св. 2 тыс.). Небольшое количество лезгин проживает в странах Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и других регионов. На своей этнической территории лезгины живут и в горной зоне, и на равнинных, в том числе приморских участках. Живут также в Казахстане (14 тысяч человек), Туркмении (10 тысяч человек) и др.
В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, частично Рутульский и Хивский районы. Лезгины - горожане сосредоточены главным образом в Дербенте (60 %.), Дагестанских Огнях (50%), Каспийске (30 %), Махачкале (15 %.) и Избербаше (8 %). Они составляют основное население поселка городского типа Белиджи и около 10 проц. поселка Мамедкала.
В Азербайджане лезгины сосредоточены главным образом в Кусарском и Кубинсом районах, также Варташенском, Исмаиллинском, Куткашенском и Нухинском районах Азербайджана. официально являются вторым по численности народом Азербайджана. По последней переписи лезгин в Азербайджане насчитано около 198 тыс. человек, а по неофициальным данным их вдвое- трое больше. Городское население лезгин находятся в основном в Баку.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые) и скотоводство, на равнинах, выгонно-стойловое, а в горах - отгонное (главным образом овцы, а также козы, крупно рогатый скот и др.); зимние пастбища находились в основном в Северном Азербайджане. Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин является ковроделие. Лезгинские ковры известны и за пределами Лезгистана. Также распространено прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное (с. Ахты), оружейное и ювелирное дело (с. Икра) и др.
Традиционные поселения в горах - кучевой, нередко террасной планировки, в равнинной части - разбросанной или уличной планировки. Традиционное жилище каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах - двух и многоэтажное, на равнине - одно или двухэтажное. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний - жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры.
Традиционная одежда у мужчин общедагестанского типа - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.
Основа традиционной пищи - растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Основное повседневное блюдо - хинкал, хинкIар (галушки), праздничные -пловы, слоёные и др. Основная информация пищи лезгин имеется в книге Гаджиевой Г. Р. 'Кухня лезгин'.
Лезгины создали богатый фольклор: эпос 'шарвили', богато народно-поэтическое творчество лезгин - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, сказания, песни, танцы
Известно творчество поэтов-ашугов 19 в. Национальные музыкальные инструменты: чунгур, далдам,саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен.
Лезгинские языки составляют отдельную лезгинскую подгруппу в составе нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Народы, говорящие на языках лезгинской подгруппы, образуют единый массив и очень близки друг к другу по культуре.
Нередко практически всех горских народностей Дагестана называли лезгинами. Лезгины - потомки населения Кавказской Албании. Предками современных лезгин были многочисленные лекские (леки, леги, гелы, гаргары) племена, в состав которых входили нынешние родственные лезгинские народности табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры, крызы, будухи, удины, арчинцы и хиналуги, жившие на востоке Кавказа, в государстве Алпан (Кавказская Албания), близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. Все эти племена были известны под общим названием "леки" или "албаны (алпаны)" относящиеся к современным горским народностям - лезгинам и лезгинским ответвлениям. В основе всех языков лекских племен лежал единый пралезгинский язык.
Нашествие римлян, персов, арабов вызвало политический и этнический распад Кавказской Албании. Часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени (V-X в.) в языке, быту и культуре складывались свои особенности. Так сложились лезгинский, табасаранский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности.
Лезгинский язык входит в состав лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Имеет много говоров и диалектов. Диалекты делятся на 3 группы: кюринская (диалекты гюнейский, яркинский, курахский, говоры гилиярский и гелхенский); самурская (докузпаринский и ахтынский диалекты, финский и курушский говоры); кубинская (кубинское наречие - условное название речи лезгин, проживающих в Азербайджане, - полностью не исследовано). Литературный язык на основе гюнейского диалекта.
Предки лезгин поклонялись языческим богам, свидетельство об этом сохранила лезгинская мифология. Определенное распространение получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам.
По официальным данным общая численность лезгин составляет порядка 600-650 тысяч человек. Реальная численность лезгин больше официальной. По последним официальным данным общая численность лезгинских народов составляет порядка 850 тысяч человек. Реальная численность по разным оценкам колеблется от 1 до 2 млн. Всего в России проживает 615,7 тыс. (по переписи 2002 г.), в Азербайджане - 198,2 тыс. (по переписи 1999 г.). Лезгины также живут в странах СНГ и Балтии (св. 37 тыс. по переписи 1989 г.). Компактные поселения имеются в Турции (провинция Балыкесир св. 2 тыс.). Небольшое количество лезгин проживает в странах Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и других регионов. На своей этнической территории лезгины живут и в горной зоне, и на равнинных, в том числе приморских участках. Живут также в Казахстане (14 тысяч человек), Туркмении (10 тысяч человек) и др.
В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, частично Рутульский и Хивский районы. Лезгины - горожане сосредоточены главным образом в Дербенте (60 %.), Дагестанских Огнях (50%), Каспийске (30 %), Махачкале (15 %.) и Избербаше (8 %). Они составляют основное население поселка городского типа Белиджи и около 10 проц. поселка Мамедкала.
В Азербайджане лезгины сосредоточены главным образом в Кусарском и Кубинсом районах, также Варташенском, Исмаиллинском, Куткашенском и Нухинском районах Азербайджана. официально являются вторым по численности народом Азербайджана. По последней переписи лезгин в Азербайджане насчитано около 198 тыс. человек, а по неофициальным данным их вдвое- трое больше. Городское население лезгин находятся в основном в Баку.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые) и скотоводство, на равнинах, выгонно-стойловое, а в горах - отгонное (главным образом овцы, а также козы, крупно рогатый скот и др.); зимние пастбища находились в основном в Северном Азербайджане. Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин является ковроделие. Лезгинские ковры известны и за пределами Лезгистана. Также распространено прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное (с. Ахты), оружейное и ювелирное дело (с. Икра) и др.
Традиционные поселения в горах - кучевой, нередко террасной планировки, в равнинной части - разбросанной или уличной планировки. Традиционное жилище каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах - двух и многоэтажное, на равнине - одно или двухэтажное. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний - жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры.
Традиционная одежда у мужчин общедагестанского типа - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.
Основа традиционной пищи - растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Основное повседневное блюдо - хинкал, хинкIар (галушки), праздничные -пловы, слоёные и др. Основная информация пищи лезгин имеется в книге Гаджиевой Г. Р. 'Кухня лезгин'.
Лезгины создали богатый фольклор: эпос 'шарвили', богато народно-поэтическое творчество лезгин - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, сказания, песни, танцы
Известно творчество поэтов-ашугов 19 в. Национальные музыкальные инструменты: чунгур, далдам,саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен.
Привет всем Лезгинам и лезгинкам!!!!
Молодец ,Братишка ! так держать Патриотизм прежде всего
Я горжусь тобой))))
Я горжусь тобой))))
настроение: Бодрое
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу