Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

На боевом тралении.

  • История участия советских моряков в разминировании Красного моря в 1984 году (операция международных сил Intense Look


   "В перечне локальных конфликтов не значится"       "Морская прогулка по минам" с изм. и доп.)
Август 1984 г. Танкер 31-й бригады судов обеспечения флота ТОФ "Владимир Колечицкий", поблескивая свежей краской после капитального ремонта в Югославии, швартовался левым бортом к пирсу арсенала севастопольской военно-морской базы в Сухарной Балке. Экипаж уже знал, что скоро предстоит выход в составе отряда кораблей Черноморского флота на разминирование Красного моря, и был настроен серьезно. Предстоял поход на реальную боевую операцию, и все - от капитана до матроса - прекрасно понимали, что это значит. Это была далеко не первая боевая служба экипажа танкера. И Красное море уже давно было обжито Тихоокеанским флотом, боевые корабли и суда обеспечения  которого постоянно базировались в Адене, на острове Сокотра и архипелаге Дахлак.
А обстановка в тех местах всегда была сложной. В начале июля в Суэцком заливе и в Красном море начали взрываться суда. Первым в пяти милях к югу от Суэца 9 июля подорвался советский черноморский контейнеровоз "Кнуд Есперсен". 27 июля подорвались японское судно "Мейо Мару", либерийское "Медеа Си" и панамский контейнеровоз "Эсте", 28 июля взрывами были повреждены еще три судна, в том числе испанский танкер "Валенсия", 31 июля - еще два судна. В этот же день правомусульманская организация "Аль-Джихад", заявила, что ею установлены 190 мин в Суэцком заливе и у южного входа в Красное море, чтобы "наказать империалистов за одобрение ирано-иракской войны". Весь мир был встревожен - в портах простаивали загруженные суда, опасаясь выходить в море. 
Уже 1 августа в Каир была направлена команда экспертов минно-трального командования США, создан штаб по руководству тральными операциями и координации действий с ВМС Египта, Италии, Великобритании и Нидерландов. Американское гидрографическое судно "Харкнесс" начало гидролокационное обследование акватории Суэцкого залива. Но 3 августа подорвалось еще 4 судна, получив различные повреждения. 
Разумеется, Советский Союз не мог оставаться в стороне. 27 июля во время визита в Москву командующего ВМС Народно-Демократической Республики Йемен капитана 3 ранга А.А. Мухаммеда обсуждалось положение в Красном море и меры, которые нужно предпринять.
По приказу Главкома ВМФ С.Г. Горшкова, на Черноморском флоте началась подготовка группировки для направления в район Красного моря и участия в минно-поисковой операции. 
Отряд кораблей состоял из флагманского крейсера-вертолетоносца "Ленинград", большого противолодочного корабля "Красный Крым", большого десантного корабля "Илья Азаров" и морќских тральщиков "Зенитчик" и "Дизелист". На крейсере, кроме штатных Ка-25, должны были базироваться вертолеты-амфибии Ми-14БТ с электромагнитными тралами, позволявшими обнаруживать и уничтожать все типы морских мин, на БДК было размещено запасное тральное оборудование, шнуровые заряды. 
Из судов обеспечения в состав отряда входили гидрографическое судно (ГИСу) "Океан", водолазное судно "ВМ-413", средний морской танкер (СМТ) "Иман" и танкер Грузинского морского пароходства "Гори".
БМТ "Владимир Колечицкий" должен был обеспечивать корабли топливом, пресной водой и продовольствием, и сейчас закачивал в танки горючее и пять тысяч тонн дефицитной в Севастополе пресной воды, оставив на несколько суток без водоснабжения целый поселок Инкерман. Одновременно пополнялся до полного штата сокращенный ремонтный экипаж; моряки прибывали самолетами из Владивостока.
Капитан В. Колесников до предела сократил увольнения в город, и весь экипаж аврально трудился на погрузке продовольствия, подвозимого грузовиками и судами-рефрижераторами. Предстояло заправлять горючим, поить и кормить моряков отряда минимум месяца три, плюс загрузить свои запасы на полную автономность и дальнейшую боевую службу.
Танкеры Черноморского флота "Иван Бубнов" и "Борис Чиликин" (систер-шипы "Колечицкого") находились в ремонте, и быстро выйти в море не могли. Вся нагрузка по обеспечению отряда на время экспедиции ложилась на СМТ "Иман" и наш танкер. 
Правда, некоторый опыт у нас уже был - осенью 1983 года два месяца мы обеспечивали поиск и подъем останков сбитого корейского "Боинга" в проливе Лаперуза у Сахалина, где были задействованы все морские и базовые тральщики Тихоокеанского флота и даже рыболовные и научные суда с батискафами - целый флот.
"Пахали" сутками, донкерманы иногда даже ели у насосов. Я помню здоровенного донкермана Андрея Нагорного, который от усталости буквально засыпал на шлангах вместе с товарищами во время перекачки. Доставалось и штурманам и механикам. Капитан Колесников, бывало, не спал сутками. Ушли оттуда только тогда, когда были найдены "черные ящики", а машина танкера потребовала ремонта.
9 августа 1984 г. корабли отряда траления получили боевой приказ, согласно которому следовало провести работы по разминированию южной части Красного моря - у архипелага Дахлак, в Баб-эль-Мандебском проливе, на подступах к портам Ходейда и Аден. Выход на боевую службу - 18 августа. Срок подготовки -9дней вместо 45 нормативных суток. Подготовку отряда жестко курировал лично заместитель командующего ЧФ контр-адмирал Хронопуло.
Время поджимало, на кораблях все время шли учения и совещания, суетилось флотское и высокое московское начальство. Наконец, все приготовления были закончены и отряд под командой капитана 1 ранга К. Бурковского, оставив за кормой воспетые в песнях огни Инкерманского створа, группами вышел из Севастополя курсом на Босфор.
К тому времени число подорвавшихся судов достигло уже 15. В Красном море уже находились 4 египетских тральщика, американское судно "Харкнесс" и 3 вертолета-тральщика. Кроме того, из испанской базы Рота вышел американский десантный транспорт-док "Шривпорт" с 4 вертолетами-тральщиками RH-53D "Си Стэллион", срочно доставленными военно-транспортным самолетом С-5А "Гэлакси"из Норфолка. Корабль даже попал в книгу рекордов Гиннесса, пройдя Суэцкий канал за 7,5 часов, вместо обычных 16.
При подходе к Босфору отряд рассредоточился (по правилам пролив Босфор тогда должно было проходить не более 3-х военных кораблей СССР в сутки), и в пролив первым вошел танкер "Колечицкий", затем БДК "Илья Азаров" и ГИСу "Океан". 
Первым танкер вошел и в Суэцкий канал. На период ремонта с него были сняты артиллерийские установки, по судовым документам на это время он числился за Дальневосточным морским пароходством и нес обычный для торговых судов СССР красный флаг. Маскировка эта, разумеется, была весьма условной, поскольку во всех корабельных справочниках флотов мира БМТ "Владимир Колечицкий" числился универсальным судном снабжения ВМФ СССР, а мачты траверзных передач, увешанные шлангами, и 
,хорошо видные, барбеты от снятых артиллерийских башен это лишний раз подтверждали. 
"Колечицкий" шел шестым в утреннем караване из Горьких озер. По выходу из канала танкер отдал якорь на внешнем рейде Суэца, ожидая корабли отряда - дальше всем предстояло идти в походном ордере, пустив вперед тральщики. 
Обычно оживленные морские пути были непривычно пустынны, торговля на побережье замерла, мировая общественность со страхом ждала новых взрывов. Террористов активно искали все разведки мира. Подозревали Ливию, производили даже досмотр подозрительных судов из некоторых арабских стран. 
В Красное море к тому времени уже находились 3 американќских корабля, в том числе штабной корабль 6-го флота "Ла Салль", и 7 вертолетов-тральщиков, 5 английских кораблей, 3 французских (еще 3 были на подходе) и 3 итальянских. Кроме того, в обеспечении операции были задействованы французские корабли, базировавшиеся в порту Джибути на постоянной основе. В Красном море в то время находились корабли 8-й оперативной эскадры советского ВМФ, соединение британских кораблей, несколько кораблей ВМС США, но они не участвовали в разминировании, выполняя другие задачи. В сентябре в Красном море была даже авианосная ударная группа кораблей США во главе с авианосцем "Америка", проследовавшая к берегам Ливана, где разгоралась война, и английский вертолетоносец "Инвинсибл"
 и фрегат УРО "Бродсуорд", совсем недавно участвовавшие в сражениях с аргентинцами у Фолклендских островов. 
23 августа ПКР "Ленинград" и БПК "Красный Крым", пройдя Суэцкий канал, вошли в Суэцкий залив. Отряд соединился и двинулся в южную часть Красного моря, к архипелагу Дахлак. По пути к отряду присоединился МТЩ "Контр-адмирал Хорошкин" ТОФ и пристроился для наблюдения новейший американский фрегат УРО DLG-32"Джон Л. Холл". Уже через восемь часов была обнаружена первая мина, от которой предпочли уклониться, обозначив место буем. Дальнейший путь до Дахлака контролировался вертолетами и тральщиками "Дизелист" и "Контр-адмирал Хорошкин" и прошел без происшествий.
На Дахлаке к отряду присоединился МТЩ "Зенитчик". Несколько дней отряд ремонтировался, пополнял запасы от танкера "Колечицкий", а вертолеты "Ка-25БТ" с "Ленинграда" вели разведку акватории. Напряжение среди моряков нарастало: боевое траление - это очень опасная операция, а для многих матросов и офицеров она была еще и первой. 
А на танкере, "под жвак" залитом флотским мазутом, соляром и авиационным керосином ТС-1, это и вовсе страшно. В случае подрыва шансы на спасение минимальны. И мы это хорошо знали.
6 сентября отряд снялся с якоря и направился к Адену. 7 сентября корабли подошли к территориальным водам НДРЙ. Ир
аление и вертолетный поиск не обнаружили мин на подходах к порту. Два вертолета "Ми-14 БТ" перелетели на аэродром Эль-Анад возле Адена и работали оттуда. Координация работы проводилась с помощью космических навигационных систем и теодолитных постов, развернутых на ПКР "Ленинград" и ГИСу "Океан".
Разведка установила, что подрывы судов проводились не на минных полях, а на взрывных плавающих ловушках, разбрасываемых диверсантами на судоходных путях. Поэтому сменили тактику - ограничились тем, что все подозрительные плавающие предметы, которые обнаруживали вертолеты, просто расстреливали артиллеристы тральщиков или БПК "Красный Крым". Всего уничтожили 10 взрывных устройств. Моряков очень удивило обнаружение начиненного взрывчаткой плавающего авиационного буя производства СССР. Впрочем, советское вооружение в Африке никогда не было редкостью.
Фарватеры от Адена до острова Перим (где была маневренная база йеменского флота) были очищены, мирное судоходство возобновилось. 
2 сентября в 15 милях от входа в Суэцкий канал английский тральщик обнаружил мину. Ее отбуксировали на мель и осмотрели водолазы. Установили, что это была экспортная версия советской мины с 30% зарядом взрывчатки. Видимо, целью минирования была, скорее, психологическая, чем реальная угроза. Слабым зарядом современное судно с водонепроницаемыми переборками можно только повредить. 
15 сентября операция по тралению в нашей зоне ответственности была практически завершена. На ПКР "Ленинград" прибыла военная делегация НДРЙ во главе с министром обороны бригадным генералом А. Касемом и командующим ВМС капитаном 3 ранга А. Мухаммедом. Они ознакомились с кораблем и поблагодарили советских моряков за хорошую работу. Две недели на отдых, пять дней учебных сборов, заправок, и отряд черноморских кораблей взял курс на Средиземное море и далее на Севастополь. 
Несколько месяцев наши, американцы, французы и англичане в ходе операции" ходили по Красному морю, интенсивно использовали свои тяжелые вертолеты, взлетавшие с берега, с новейшими электромагнитными тралами. На дне было обнаружено множество подозрительных предметов, которые обследовались боевыми пловцами. 
Наши тяжелые вертолеты, в связи с отказом Северного Йемена предоставить свои береговые аэродромы, летали редко - взлет Ми-14 БТ с полным тральным комплектом "по-вертолетному" с палубы "Ленинграда" был затруднен. Тем не менее, вертолеты, в том числе и корабельные Ка-25, активно работали. Но основная тяжесть опасной работы легла на морские тральщики "Дизелист", "Зенитчик" и "Контр-адмирал Хорошкин", которые галсами постоянно ходили по квадратам и фарватерам у побеќрежья Южного и Северного Йемена и Эфиопии.
Мы же обычно стояли на якорях или дрейфовали недалеко от работавших кораблей. Заправка водой и топливом на "Колечицком" велась в любое время суток, и люди просто выматывались. 
Конечно, мы не ходили по минам, как тральщики - на морской войне у каждого своя задача. Да и сложно представить 160-метровый танкер, водоизмещением в 24 тысячи тонн, везущий 13 тысяч тонн горючего на борту, идущим по морю, нашпигованному минами впереди отряда тральщиков. Мы просто делали свое дело.
И делали неплохо. Заправки боевых кораблей проводились на ходу, по 3 корабля одновременно. Это требовало ювелирной точности от рулевых и необычайной собранности от капитана танкера и командиров кораблей.
За время от начала минирования и до конца операции в ноябре 1984г. на минах подорвалось 18 судов из разных стран. Торговое судоходство в Красном море было на тот период практически парализовано. На целых три месяца. В ходе операции "Intense Look" более чем 30 кораблями было протралено 1165 кв. миль, обнаружено 10 мин. Из них 9, обнаруженных французскими тральщиками, были донными неконтактными минами, оставшимися с египетско-израильской войны 1973 г. 
После окончания операции боевые корабли Черноморского флота направились в Севастополь, где были с почетом встречены как герои, вернувшиеся с войны (да собственно, так и было), и вполне заслуженно получили почести и награды. Всем морякам и летчикам вручили знаки "За боевое траление".
Тихоокеанский танкер "Владимир Колечицкий", официально не входивший в корабельный состав Черноморского флота, нигде как участник операции отмечен не был.
По приказу он был оставлен для продолжения боевой службы в составе восьмой оперативной эскадры в Красном море, где принял самое активное участие в обеспечении горючим "воздушного моста" для военно-транспортной авиации стран Варшавского договора, спасавшей в то время от голода социалистическую Эфиопию. 
Мы еще дважды в том году заходили в Севастополь за авиационным горючим, однако о нашем участии в той операции там уже никто и не вспоминал.
БМТ "Владимир Колечицкий" вернулся во Владивосток в марте 1985г., пробыв в плавании рекордных 16 месяцев, попутно приняв участие еще в одной операции Тихоокеанского флота - командно-штабных учениях у берегов Японии.
Операция по разминированию Красного моря вначале была внесена в перечень военных конфликтов СССР, однако потом из этого перечня была тихо исключена. 
Никто же не погиб. Так, прогулялись себе морячки, воздухом африканским подышали, размялись, возле мин походили, - в общем, ничего особенного. С точки зрения тех, кто там не был. Кто не жил "на нервах", находясь на бочке с горючим.
Об этой операции в советское время в средствах массовой информации практически не сообщалось, а об участии в ней танкера "Владимир Колечицкий" в газетах того времени тем более нет ни строчки. Да и особо распространяться на эту тему нам в свое время настоятельно не рекомендовали - время было такое, интересное. Лишь в вездесущем Интернете года два назад нашлось скромное упоминание об участии танкера в той операции... И на том спасибо.
Кстати, операция по разминированию Суэцкого залива Красного моря, прошедшая в 1973-1974 гг. с участием того же ПКР "Ленинград" и тоже закончившаяся уничтожением 10 мин, находится в перечне военных конфликтов СССР. Все ее участники, включая и экипажи судов обеспечения, являются участниками боеќвых действий.

Итоги операции
Список судов, получивших повреждения от мин в июле-сентябре 1984 г.
1. "Кнуд Есперсен", 8815 брт, СССР.
2. "Медеа Си",14136 брт, Либерия.
3. "Мейо Мару", 17380 брт, Япония.
4. "Эсте", 4627 брт, Панама.
5. "Бигориндж 12", 846 брт, Панама.
6. "Валенсия", 77604 брт, Испания.
7. "Линера", 9485 брт, Кипр.
8. "Перувиэн Раффер", 6010 брт, Багамские острова .
9. "Хиу Янг", 9913 брт, КНР.
10. "Крит Коралл", 11849 брт, Греция.
11. "Марджул", 5918 брт, Турция.
12. "Георг Шуман", 7723 брт, ГДР.
13. "Дай Хонг Дан", 6608 брт, КНДР.
14. "Танг Хе", 16108 брт, КНР.
15. "Бастион", 633 брт, СССР.
16. "Юзеф Любицкий", 8644 брт, Польша.
17. "Тиополис", 11765 брт, Кипр.
18. "Белкис 1", 3114 брт, Саудовская Аравия.
Советские боевые корабли и суда обеспечения, участвовавшие в операции
1. ПКР "Ленинград",ЧФ.
2. БПК "Красный Крым", ЧФ.
3. БДК "Илья Азаров", ЧФ.
4. МТЩ "Дизелист", ЧФ.
5. МТЩ "Зенитчик", ЧФ.
6. МТЩ "Контр-адмирал Хорошкин", ТОФ.
7. ГИСу "Океан", ЧФ.
8. "ВМ-413", ЧФ.
9. БМТ "Владимир Колечицкий", ТОФ.
10. СМТ "Иман", ЧФ.
11. Танкер "Гори", Грузинское морское пароходство.
Иностранные корабли, участвовавшие в операции "Intense Look"
1. Десантный вертолетный корабль-док "Шривпорт", LPD-12, США.
2. ГС "Харкнесс", T-AGS 32, США.
3. Штабной корабль "Ла Салль", AGF-3, США.
4. Вертолетоносец "Инвинсибл", R-05, Великобритания.
5. ТЩ "Кирклтон", М 1157, Великобритания.
6. ТЩ "Гейвингтон", М1140, Великобритания.
7. ТЩ "Боссингтон", М 1133, Великобритания.
8. ТЩ "Уилтон", М 1116, Великобритания.
9. Танкер "Эндевор".
10. ТЩ "Канто", М 615, Франция.
11. ТЩ "Домпер", М 616, Франция.
12. ТЩ "Эридан", М 641, Франция.
13. ТЩ "Кассиопе", М 642, Франция.
14. Транспорт "Изер", Франция.
15. ТЩ "Лото", М 5538, Италия.
16. БТЩ "Кастаньо", М 5504, Италия.
17. Вспомогательное судно "Фрессино", Италия.
18. ТЩ "Хаарлем", М 853, Нидерланды.
19. ТЩ "Харлинген", М 854, Нидерланды.
Кроме того, в операции от ВМС Египта участвовали еще 10 морских и 2 рейдовых тральщика, работавших в зоне Суэцкого канала.
В ходе операции американские вертолеты первой группы использовали буксируемую гидроакустическую станцию миноискания AN/AQS-14, провели в воздухе 500 часов, обследовали 200 кв. миль акватории, обнаружили 44 миноподобных объекта. Вторая группа вертолетов, действовавшая сначала из Джидды, затем со штабного корабля AGF3 "Ла Салль", провела траление фарватеров у портов Джидда, Янбу и в Баб-эль-Мандебском проливе, после чего была доставлена самолетом С-5А обратно в Норфолк. 
Корабли ВМС Великобритании проводили поиск и траление мин в северной части Суэцкого залива с помощью гидроакустической аппаратуры. Обнаруживалось до 22 предметов в сутки, затем они обследовались водолазами. Работе мешали большой слой ила и значительные глубины. Тральщики ВМС Франции работали в районе Джидда, Янбу и в южной части Суэцкого залива гидроакустической аппаратурой. Обнаруженные объекты обследовались дистанционно управляемыми подводными аппаратами РАР-104 и водолазами-минерами. Уничтожено 10 мин. 
ВМС Италии работали аналогичной техникой, ими было обнаружено и обследовано 480 миноподобных предметов. Мин среди них не было.
В целом в районе Красного моря было сосредоточено 26 противоминных кораблей шести стран. В боевой обстановке были проверены возможности современных тральных кораблей и вертолетов-тральщиков, получен бесценный боевой опыт.

День ВМФ в Севастополе в 2014!!

Ни разу не был на празднике со времени службы на "Ленинграде" Подскажите кто-нибудь как это сделать,что нужно и т.д.и т.п.Вроде раньше был закрытый город.теперь РФ всё должно быть проще.

Памяти "Ленинграда"

Я помню крейсер "Ленинград",матросом там служил.И около тресот декад котельной дорожил.Бывали в разных мы местах,и Аден и Гавана,узнал,что крейсер предали,на сердце стала рана.Что произошло с тобой? Попал ты под раздачу?Иль "перестроичный" "Колчак"наверно строил дачу!!Твой грозный вид боялись все,и Натовцы и Янки!Мог послужить еще стране,не будь той знатной пьянки!!И в боевых походах ты проплавал сотни миль,чтобы какой-то идиот продал тебя в утиль!!Таких грамад сейчас и нет,и что там говорить,как надо ненавидеть флот?,стране так навредить!Приказ был разобрать на хлам,чтобы затарить свой карман!И вот последний твой причал-Троицкая балка,лучше места не нашлось как на этой свалке.Ждал последний свой поход к "родственным" индусам,грозный крейсер "Ленинград"-проданный на бусы!И твой металл наверно мирным стал?Не для того блистал в Гаване,чтоб быть дубиной на Майдане!Остался в памяти моей твой грозный, сильный лик.Прощай любимый "Ленинград"Пусть память сохранит. Гл.старшина БЧ-5 (1982-1985гг)Коваленко Александр.

45 годовщина пкр"ЛЕНИНГРАД".

  ВНИМАНИЕ!!! По многочисленным просьбам, срок подачи заявок на празднование 45-летия Нашего Крейсера, продлен до 11.12.2013. Реквизиты прежние. Желающие -- поторопитесь!!!

Без заголовка

На самом деле очень грущу о службе,молодость,хорошие друзья,чистая анкета....а сейчас пятый год на пенсии,капитан запаса,три ордена,куча медалек,семь ранений,и непонятное будующее....все не плохо,но как то устал от всего,от нашей гребаной страны,в 89 готов был жизнь отдать,в 93 и 98 тоже,а сейчас что???за что служили???за бензин за 40 рублей,за олигархов чиновников,за пезпредел власти,в 90 было понятно,бантики...а сейчас...будующего нет,детей жалко....

андрей м, 25-11-2012 20:43 (ссылка)

В перечне локальных конфликтов не значится..

   "В перечне локальных конфликтов не значится"

  

  

   "Морская прогулка по минам" с изм. и доп.)
Август
1984 г. Танкер 31-й бригады судов обеспечения флота ТОФ "Владимир
Колечицкий", поблескивая свежей краской после капитального ремонта в
Югославии, швартовался левым бортом к пирсу арсенала севастопольской
военно-морской базы в Сухарной Балке. Экипаж уже знал, что скоро
предстоит выход в составе отряда кораблей Черноморского флота на
разминирование Красного моря, и был настроен серьезно. Предстоял поход
на реальную боевую операцию, и все - от капитана до матроса - прекрасно
понимали, что это значит. Это была далеко не первая боевая служба
экипажа танкера. И Красное море уже давно было обжито Тихоокеанским
флотом, боевые корабли и суда обеспечения  которого постоянно
базировались в Адене, на острове Сокотра и архипелаге Дахлак.
А
обстановка в тех местах всегда была сложной. В начале июля в Суэцком
заливе и в Красном море начали взрываться суда. Первым в пяти милях к
югу от Суэца 9 июля подорвался советский черноморский контейнеровоз
"Кнуд Есперсен". 27 июля подорвались японское судно "Мейо Мару",
либерийское "Медеа Си" и панамский контейнеровоз "Эсте", 28 июля
взрывами были повреждены еще три судна, в том числе испанский танкер
"Валенсия", 31 июля - еще два судна. В этот же день правомусульманская
организация "Аль-Джихад", заявила, что ею установлены 190 мин в Суэцком
заливе и у южного входа в Красное море, чтобы "наказать империалистов за
одобрение ирано-иракской войны". Весь мир был встревожен - в портах
простаивали загруженные суда, опасаясь выходить в море.
Уже 1
августа в Каир была направлена команда экспертов минно-трального
командования США, создан штаб по руководству тральными операциями и
координации действий с ВМС Египта, Италии, Великобритании и Нидерландов.
Американское гидрографическое судно "Харкнесс" начало гидролокационное
обследование акватории Суэцкого залива. Но 3 августа подорвалось еще 4
судна, получив различные повреждения.
Разумеется, Советский Союз не
мог оставаться в стороне. 27 июля во время визита в Москву командующего
ВМС Народно-Демократической Республики Йемен капитана 3 ранга А.А.
Мухаммеда обсуждалось положение в Красном море и меры, которые нужно
предпринять.
По приказу Главкома ВМФ С.Г. Горшкова, на Черноморском
флоте началась подготовка группировки для направления в район Красного
моря и участия в минно-поисковой операции.
Отряд кораблей состоял из
флагманского крейсера-вертолетоносца "Ленинград", большого
противолодочного корабля "Красный Крым", большого десантного корабля
"Илья Азаров" и морќских тральщиков "Зенитчик" и "Дизелист". На
крейсере, кроме штатных Ка-25, должны были базироваться
вертолеты-амфибии Ми-14БТ с электромагнитными тралами, позволявшими
обнаруживать и уничтожать все типы морских мин, на БДК было размещено
запасное тральное оборудование, шнуровые заряды.
Из судов
обеспечения в состав отряда входили гидрографическое судно (ГИСу)
"Океан", водолазное судно "ВМ-413", средний морской танкер (СМТ) "Иман" и
танкер Грузинского морского пароходства "Гори".
БМТ "Владимир
Колечицкий" должен был обеспечивать корабли топливом, пресной водой и
продовольствием, и сейчас закачивал в танки горючее и пять тысяч тонн
дефицитной в Севастополе пресной воды, оставив на несколько суток без
водоснабжения целый поселок Инкерман. Одновременно пополнялся до полного
штата сокращенный ремонтный экипаж; моряки прибывали самолетами из
Владивостока.
Капитан В. Колесников до предела сократил увольнения в
город, и весь экипаж аврально трудился на погрузке продовольствия,
подвозимого грузовиками и судами-рефрижераторами. Предстояло заправлять
горючим, поить и кормить моряков отряда минимум месяца три, плюс
загрузить свои запасы на полную автономность и дальнейшую боевую службу.
Танкеры
Черноморского флота "Иван Бубнов" и "Борис Чиликин" (систер-шипы
"Колечицкого") находились в ремонте, и быстро выйти в море не могли. Вся
нагрузка по обеспечению отряда на время экспедиции ложилась на СМТ
"Иман" и наш танкер.
Правда, некоторый опыт у нас уже был - осенью
1983 года два месяца мы обеспечивали поиск и подъем останков сбитого
корейского "Боинга" в проливе Лаперуза у Сахалина, где были
задействованы все морские и базовые тральщики Тихоокеанского флота и
даже рыболовные и научные суда с батискафами - целый флот.
"Пахали"
сутками, донкерманы иногда даже ели у насосов. Я помню здоровенного
донкермана Андрея Нагорного, который от усталости буквально засыпал на
шлангах вместе с товарищами во время перекачки. Доставалось и штурманам и
механикам. Капитан Колесников, бывало, не спал сутками. Ушли оттуда
только тогда, когда были найдены "черные ящики", а машина танкера
потребовала ремонта.
9 августа 1984 г. корабли отряда траления
получили боевой приказ, согласно которому следовало провести работы по
разминированию южной части Красного моря - у архипелага Дахлак, в
Баб-эль-Мандебском проливе, на подступах к портам Ходейда и Аден. Выход
на боевую службу - 18 августа. Срок подготовки -9дней вместо 45
нормативных суток. Подготовку отряда жестко курировал лично заместитель
командующего ЧФ контр-адмирал Хронопуло.
Время поджимало, на кораблях
все время шли учения и совещания, суетилось флотское и высокое
московское начальство. Наконец, все приготовления были закончены и отряд
под командой капитана 1 ранга К. Бурковского, оставив за кормой
воспетые в песнях огни Инкерманского створа, группами вышел из
Севастополя курсом на Босфор.
К тому времени число подорвавшихся
судов достигло уже 15. В Красном море уже находились 4 египетских
тральщика, американское судно "Харкнесс" и 3 вертолета-тральщика. Кроме
того, из испанской базы Рота вышел американский десантный транспорт-док
"Шривпорт" с 4 вертолетами-тральщиками RH-53D "Си Стэллион", срочно
доставленными военно-транспортным самолетом С-5А "Гэлакси"из Норфолка.
Корабль даже попал в книгу рекордов Гиннесса, пройдя Суэцкий канал за
7,5 часов, вместо обычных 16.
При подходе к Босфору отряд
рассредоточился (по правилам пролив Босфор тогда должно было проходить
не более 3-х военных кораблей СССР в сутки), и в пролив первым вошел
танкер "Колечицкий", затем БДК "Илья Азаров" и ГИСу "Океан".
Первым
танкер вошел и в Суэцкий канал. На период ремонта с него были сняты
артиллерийские установки, по судовым документам на это время он числился
за Дальневосточным морским пароходством и нес обычный для торговых
судов СССР красный флаг. Маскировка эта, разумеется, была весьма
условной, поскольку во всех корабельных справочниках флотов мира БМТ
"Владимир Колечицкий" числился универсальным судном снабжения ВМФ СССР, а
мачты траверзных передач, увешанные шлангами, и
,хорошо видные, барбеты от снятых артиллерийских башен это лишний раз подтверждали.
"Колечицкий"
шел шестым в утреннем караване из Горьких озер. По выходу из канала
танкер отдал якорь на внешнем рейде Суэца, ожидая корабли отряда -
дальше всем предстояло идти в походном ордере, пустив вперед тральщики.
Обычно
оживленные морские пути были непривычно пустынны, торговля на побережье
замерла, мировая общественность со страхом ждала новых взрывов.
Террористов активно искали все разведки мира. Подозревали Ливию,
производили даже досмотр подозрительных судов из некоторых арабских
стран.
В Красное море к тому времени уже находились 3 американќских
корабля, в том числе штабной корабль 6-го флота "Ла Салль", и 7
вертолетов-тральщиков, 5 английских кораблей, 3 французских (еще 3 были
на подходе) и 3 итальянских. Кроме того, в обеспечении операции были
задействованы французские корабли, базировавшиеся в порту Джибути на
постоянной основе. В Красном море в то время находились корабли 8-й
оперативной эскадры советского ВМФ, соединение британских кораблей,
несколько кораблей ВМС США, но они не участвовали в разминировании,
выполняя другие задачи. В сентябре в Красном море была даже авианосная
ударная группа кораблей США во главе с авианосцем "Америка",
проследовавшая к берегам Ливана, где разгоралась война, и английский
вертолетоносец "Инвинсибл"
и фрегат УРО "Бродсуорд", совсем недавно участвовавшие в сражениях с аргентинцами у Фолклендских островов.
23
августа ПКР "Ленинград" и БПК "Красный Крым", пройдя Суэцкий канал,
вошли в Суэцкий залив. Отряд соединился и двинулся в южную часть
Красного моря, к архипелагу Дахлак. По пути к отряду присоединился МТЩ
"Контр-адмирал Хорошкин" ТОФ и пристроился для наблюдения новейший
американский фрегат УРО DLG-32"Джон Л. Холл". Уже через восемь часов
была обнаружена первая мина, от которой предпочли уклониться, обозначив
место буем. Дальнейший путь до Дахлака контролировался вертолетами и
тральщиками "Дизелист" и "Контр-адмирал Хорошкин" и прошел без
происшествий.
На Дахлаке к отряду присоединился МТЩ "Зенитчик".
Несколько дней отряд ремонтировался, пополнял запасы от танкера
"Колечицкий", а вертолеты "Ка-25БТ" с "Ленинграда" вели разведку
акватории. Напряжение среди моряков нарастало: боевое траление - это
очень опасная операция, а для многих матросов и офицеров она была еще и
первой.
А на танкере, "под жвак" залитом флотским мазутом, соляром и
авиационным керосином ТС-1, это и вовсе страшно. В случае подрыва шансы
на спасение минимальны. И мы это хорошо знали.
6 сентября отряд снялся с якоря и направился к Адену. 7 сентября корабли подошли к территориальным водам НДРЙ. Ир
аление
и вертолетный поиск не обнаружили мин на подходах к порту. Два
вертолета "Ми-14 БТ" перелетели на аэродром Эль-Анад возле Адена и
работали оттуда. Координация работы проводилась с помощью космических
навигационных систем и теодолитных постов, развернутых на ПКР
"Ленинград" и ГИСу "Океан".
Разведка установила, что подрывы судов
проводились не на минных полях, а на взрывных плавающих ловушках,
разбрасываемых диверсантами на судоходных путях. Поэтому сменили тактику
- ограничились тем, что все подозрительные плавающие предметы, которые
обнаруживали вертолеты, просто расстреливали артиллеристы тральщиков или
БПК "Красный Крым". Всего уничтожили 10 взрывных устройств. Моряков
очень удивило обнаружение начиненного взрывчаткой плавающего
авиационного буя производства СССР. Впрочем, советское вооружение в
Африке никогда не было редкостью.
Фарватеры от Адена до острова Перим
(где была маневренная база йеменского флота) были очищены, мирное
судоходство возобновилось.
2 сентября в 15 милях от входа в Суэцкий
канал английский тральщик обнаружил мину. Ее отбуксировали на мель и
осмотрели водолазы. Установили, что это была экспортная версия советской
мины с 30% зарядом взрывчатки. Видимо, целью минирования была, скорее,
психологическая, чем реальная угроза. Слабым зарядом современное судно с
водонепроницаемыми переборками можно только повредить.
15 сентября
операция по тралению в нашей зоне ответственности была практически
завершена. На ПКР "Ленинград" прибыла военная делегация НДРЙ во главе с
министром обороны бригадным генералом А. Касемом и командующим ВМС
капитаном 3 ранга А. Мухаммедом. Они ознакомились с кораблем и
поблагодарили советских моряков за хорошую работу. Две недели на отдых,
пять дней учебных сборов, заправок, и отряд черноморских кораблей взял
курс на Средиземное море и далее на Севастополь.
Несколько месяцев
наши, американцы, французы и англичане в ходе операции" ходили по
Красному морю, интенсивно использовали свои тяжелые вертолеты,
взлетавшие с берега, с новейшими электромагнитными тралами. На дне было
обнаружено множество подозрительных предметов, которые обследовались
боевыми пловцами.
Наши тяжелые вертолеты, в связи с отказом
Северного Йемена предоставить свои береговые аэродромы, летали редко -
взлет Ми-14 БТ с полным тральным комплектом "по-вертолетному" с палубы
"Ленинграда" был затруднен. Тем не менее, вертолеты, в том числе и
корабельные Ка-25, активно работали. Но основная тяжесть опасной работы
легла на морские тральщики "Дизелист", "Зенитчик" и "Контр-адмирал
Хорошкин", которые галсами постоянно ходили по квадратам и фарватерам у
побеќрежья Южного и Северного Йемена и Эфиопии.
Мы же обычно стояли
на якорях или дрейфовали недалеко от работавших кораблей. Заправка водой
и топливом на "Колечицком" велась в любое время суток, и люди просто
выматывались.
Конечно, мы не ходили по минам, как тральщики - на
морской войне у каждого своя задача. Да и сложно представить
160-метровый танкер, водоизмещением в 24 тысячи тонн, везущий 13 тысяч
тонн горючего на борту, идущим по морю, нашпигованному минами впереди
отряда тральщиков. Мы просто делали свое дело.
И делали неплохо.
Заправки боевых кораблей проводились на ходу, по 3 корабля одновременно.
Это требовало ювелирной точности от рулевых и необычайной собранности
от капитана танкера и командиров кораблей.
За время от начала
минирования и до конца операции в ноябре 1984г. на минах подорвалось 18
судов из разных стран. Торговое судоходство в Красном море было на тот
период практически парализовано. На целых три месяца. В ходе операции
"Intense Look" более чем 30 кораблями было протралено 1165 кв. миль,
обнаружено 10 мин. Из них 9, обнаруженных французскими тральщиками, были
донными неконтактными минами, оставшимися с египетско-израильской войны
1973 г.
После окончания операции боевые корабли Черноморского флота
направились в Севастополь, где были с почетом встречены как герои,
вернувшиеся с войны (да собственно, так и было), и вполне заслуженно
получили почести и награды. Всем морякам и летчикам вручили знаки "За
боевое траление".
Тихоокеанский танкер "Владимир Колечицкий",
официально не входивший в корабельный состав Черноморского флота, нигде
как участник операции отмечен не был.
По приказу он был оставлен для
продолжения боевой службы в составе восьмой оперативной эскадры в
Красном море, где принял самое активное участие в обеспечении горючим
"воздушного моста" для военно-транспортной авиации стран Варшавского
договора, спасавшей в то время от голода социалистическую Эфиопию.
Мы
еще дважды в том году заходили в Севастополь за авиационным горючим,
однако о нашем участии в той операции там уже никто и не вспоминал.
БМТ
"Владимир Колечицкий" вернулся во Владивосток в марте 1985г., пробыв в
плавании рекордных 16 месяцев, попутно приняв участие еще в одной
операции Тихоокеанского флота - командно-штабных учениях у берегов
Японии.
Операция по разминированию Красного моря вначале была внесена
в перечень военных конфликтов СССР, однако потом из этого перечня была
тихо исключена.
Никто же не погиб. Так, прогулялись себе морячки,
воздухом африканским подышали, размялись, возле мин походили, - в общем,
ничего особенного. С точки зрения тех, кто там не был. Кто не жил "на
нервах", находясь на бочке с горючим.
Об этой операции в советское
время в средствах массовой информации практически не сообщалось, а об
участии в ней танкера "Владимир Колечицкий" в газетах того времени тем
более нет ни строчки. Да и особо распространяться на эту тему нам в свое
время настоятельно не рекомендовали - время было такое, интересное.
Лишь в вездесущем Интернете года два назад нашлось скромное упоминание
об участии танкера в той операции... И на том спасибо.
Кстати,
операция по разминированию Суэцкого залива Красного моря, прошедшая в
1973-1974 гг. с участием того же ПКР "Ленинград" и тоже закончившаяся
уничтожением 10 мин, находится в перечне военных конфликтов СССР. Все ее
участники, включая и экипажи судов обеспечения, являются участниками
боеќвых действий.


Участие ПКР "Ленинград" в спасении К-19

Уважаемые Ленинградцы! Помогите с информацией по участию экипажа ПКР "Ленинград" в спасении ПЛ К-19 в 1972 году. По крупицам собираю информацию о деятельности аварийных партии с крейсера. Буду очень благодарен за любую информацию, проливающую свет на подвиг ленинградцев.

Метки: ПКР Ленинград

пкр"ЛЕНИНГРАД" 45.

Уважаемые сослуживцы пкр"ЛЕНИНГРАД".
Вы конечно, помните, что 15 декабря 2013 года будет 45 лет со дня подъёма Военно-морского флага на пкр «Ленинград». Наша ветеранская организация «Ветераны авианесущих крейсеров» приняла решение написать книгу об экипаже нашего корабля за период его боевой деятельности с момента формирования первого экипажа и до последнего спуска флага. Книгу будем писать все мы ,т.е. члены экипажей корабля за все годы его службы. Основной редакционной группой будут трое наших ветеранов: Кондаков Г.И. ,Доскато О.Г. Черемисов А.Г, имеющие опыт написания и издания собственных книг. Основное содержание книги будет состоять из воспоминаний ,написанных, рассказанных, сообщённых членами экипажа всех лет о своих эпизодах из жизни каждого ,которые остались в памяти каждого на всю оставшуюся жизнь. Смысл написания книги в том ,чтобы не просто перечислить ТТД, даты деятельности корабля, а именно рассказать о людях, глазами самих матросов, старшин, мичманов и офицеров корабля как мы это делаем встречаясь за столом по всяким торжественным датам, связанным с кораблём.
Просьба к Вам по всем имеемым у Вас каналам связи оповестить всех ребят, особенно матросов и старшин, и попросить, чтобы присылали на Ваш адрес или на мой (электронный или почтовый, что был указан в обращении к вам на День флота
31.07.2011 г) или на адрес Глинки Н.М. свои воспоминания ,фотографии ,указывая время описанного события и информацию об участниках или лицах на фото.
Издание книги мы планируем осуществить за счёт организации подписки на эту книгу всех кто хочет иметь её , т.е. заведём подписные ведомости, в которые будем вносить всех кто перечислит или пришлёт или внесёт деньги (взнос 200 грн. примегно 25$).В зависимости от того сколько будет стоить издание одного экземпляра на этот взнос каждый получит соответствующее количество экземпляров .Расчётный счёт на имя казначея нашей ветеранской организации есть в том же обращении , а если деньги присылать почтовым переводом , то можно на мой адрес ,он есть в этом же обращении. Просим Вас лично принять участие в написании книги и организовать ребят на это дело. Планируем написать книгу за этот год, чтобы издать её к юбилею, т.е. к 15.12.2013г. Совет ветеранов.

Как уводили Ленинград

Думаю, что не все Ленинградцы, которые находятся в данном уважаемом сообществе, знают о существовании аналогичного сообщества, но уже на Севастопольском форуме. Так вот, параллельно "Ленинградской" ветки есть ветка и "Московская", морячков с однотипного проекта.
Так вот, на этой ветке есть рассказ одного моряка с ником Борт 108, очень пронзительного содержания. Думаю, тем, кто не читал, будет интересно прочтать как провожали в последний путь родой корабль:
 
"Чёрт побери, а я был на вахте в ту ночь когда "Ленинград" вытаскивали из бухты.
Кстати, о том, что ночью и подло - совершенно согласен.

Не так должен уходить крейсер, хотя я так понимаю, что днем много городских судов и не до проводки такой громадины...
На корабле, кто из офицеров и мичманов остался на вахте, знали о буксировки из бухты. Наверно и другие тоже...

Всем, кому был дорог "Ленинград" ну и я, вышли около двух часов ночи на нос.
Москва, стоявшая крайней правой у причала (кстати, на этом причале маршировали в фильме "75 метров") и значит "Ленинград", сначала прошел с помощью буксиров мимо всех остальных кораблей и своими размерами и чернотой казался айсбергом. Да, его тащили ближе к южному берегу бухты, но даже на этом расстоянии он казался громадиной, черной, безжизненной громадиной…
Лишь кормовой и носовой огонь, зажженный, наверное, в последний раз как лампады при отпевании в церкви, определяли его размеры. Да, мы служили точно на таком же корабле, но размер и величии своего корабля невозможно определить, находясь на нем, а тут точная копия шла мимо нас.
Но рычал и пыхтел не «Ленинград».
Он был тих, тих и спокоен!!! Брюзжали, пыхтели и надрывались, упершись в его вздымающиеся к небу серо-зелёные борта маленькие буксиры. И ревели с надрывом, передавая всю свою мощь, на что они были способны. Как трудяги муравьи в отношении к огромной добычи.
А он был величав и как любой великан, лишенный возможности самостоятельно двигаться, обездвиженный ядом времени и не нужности, был беспомощен и в такой ситуации несчастен.
Ещё немного, и наш крейсер, должен был закрыть обзор другим кораблям следить за выходом «Ленинграда» из бухты. На каждом из них, не смотря ни на какие уставы на носу находились офицеры и матросы… А буксиры, не оставляя шансов хоть на мгновение задержаться, продолжали толкать «Ленинград» всё дальше и дальше, но его последний выход из бухты не был одинок.
Офицеры и мичмана, особенно те, кто до «Москвы» служили на «Ленинграде» молча, поднеся руки к правому виску, отдавали честь уходящему в небытиё железному товарищу и с их напряженных лиц стекали слёзы. Слёзы, слёзы... К горлу подкатывал ком даже у меня, совершенно постороннему человеку к данному крейсеру.
А что творилось у них в душе никому и ни какими словами не рассказать. Их сердца, наверно вырывались в данную минуту и тянулись туда, туда, в ночную мглу к чёрному остову любимого корабля. Крейсер «Ленинград» выходил из Севастопольской бухты.И тут "Москва" загудела,прощальным стоном,хрипом,из всех сил что у неё были!!!
"Ленинград",его очертания становились всё менее отчетливыми за боновыми воротами. Начинало светать. С востока, с зарей поднималось солнце нового дня, а он таял, превращаясь в точку на западном горизонте. Он уходил, уходил туда, куда до него и после него проследовали десятки, сотни кораблей Черноморского флота, что бы проложить путь, по которому через два года пойдет в свой последний поход и крейсер «Москва»…

Занавес."...


 
 

45 годовщина пкр"ЛЕНИНГРАД".

Дорогие и уважаемые сослуживцы пкр"Ленинград". В предверии празднования 45 годовщины нашего крейсера, планируется создать электронную книгу "противолодочный крейсер "ЛЕНИНГРАД"". Посвященную славному боевому пути нашего крейсера и его личного состава. Объявляется КОНКУРС на лучшую обложку для DVD диска с фильмом о крейсере. Также убедительная просьба ко всем участникам: подписать фотографии (фамилия,место, год и т.д.). У кого есть воспоминания, интересные случаи, просто мысли которые могут войти в книгу, поделиться. Все присылать на адрес: gerold682008@yandex.ru

Метки: пкрЛенинград в/ч60009 проект11

Без заголовка

Всем привет .Видео-праздника ПКР "Ленинград"находится в You Tubhttp://www.youtube.com/user/yriiization?feature=mhee

Без заголовка

С Днем Морской Авиации !!!


17 июля 1916 года над Балтийским морем русские летчики одержали победу в воздушном бою. Четыре гидросамолета М-9 авианосного судна «Орлица» Балтийского флота поднялись в воздух и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами. Победа в этом воздушном бою положила начало истории российской морской авиации.

В дни Великой Отечественной войны авиация флота стала первой, кто нанес удар в самое сердце врага, и главной угрозой для фашистских захватчиков в боях на море. За годы Великой Отечественной войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника. 

С тех далеких пор роль авиации военно-морского флота России только возросла. К задачам морской авиации относятся обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, уничтожение надводных кораблей (в первую очередь — авианосцев и авианосных соединений), а также авиации морского базирования противника. Несомненно, что управляют и обслуживают технику профессионалы высочайшего класса.

Собственной авиацией располагают все четыре флота России — Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский.

Ищу сослуживцев.

ПКР"Ленинград" : Овсянников Вася БЧ-6 , Немированный Иван БЧ-6, Тынаев Тунарбек, Гричанок Валера БЧ-3 , Белоусов Кап. Лейт.

23 февраля.

 Братишки!!! С Праздником!!! С Днем Защитника Отечества!!! С Днем Советской Армии и                 ВОЕННО - МОРСКОГО ФЛОТА !!!                                                                           О ГРУСТНОМ: 20 лет назад - 23 февраля 1991 года мы праздновали последний раз единым СССР этот праздник и незнали,что через полгода произойдёт развал СССР. 
О ТРАДИЦИЯХ: в ВМФ СССР 23 февраля считался сапоговским праздником , и мы писали домой письма,чтобы родители на 23 февраля не давали телеграмму.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ ИМЕНИ "ЭКИПАЖА МАТРОСОВ И СТАРШИН-ВЕТЕРАНОВ КРАСНОЗНАМЁННЫХ ФЛОТОВ И ФЛОТИЛИЙ СССР" ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ФОРУМЧАН (кроме тех кто закосил) С 93-ей ГОДОВЩИНОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ И РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОГО КРАСНОГО ФЛОТА 

Юбилейная встреча ветеранов ПКР Ленинград. Севастополь


Годовщина.

Поздравляем с годовщиной подъема флага ВМФ на Нашем КРЕЙСЕРЕ!!!

Наши фотографии.

Николай Глинка.
Рад всех приветствовать в нашей дружной семье!!!!! Еще раз убедительно прошу всех,кто выставляет свои фото,подписывайте кто есть кто,БЧ и год службы.Вы ведь своих сослуживцев помните,будет интереснее в фильме ,когда будут имена ,в какой БЧ служил и в каком году.Спасибо. Большая просьба ко всем участникам. Просмотрите фото и добавьте названия. Еще раз большое спасибо.

день ВМФ

Автора не знаю. Извините. НАШИ.

Метки: противолодочный крейсер ЛЕНИНГРА

пкр"ЛЕНИНГРАД" автор гвардии старший мичман Глинка Н.М.

Слайдшоу. Автор старший мичман ГлинкаН.М. Фильм посвящен 40 летию подъема Военно-Морского Флага на пкр"ЛЕНИНГРАД"

Метки: крейсер ЛЕНИНГРАД

"ЛЕНИНГРАД" никогда не сдавался.



Корабли - они как люди. Одни после славных дел становятся известны во всем мире и с почетом уходят на покой на Родине, а есть те, которые честно отслужив Родине (или прибывая в призывном возрасте) были выкинуты на чужеземные помойки.
Предлагаю не дать забыть о боевых надводных кораблях и подводных лодках СССР, о былой военно-морской мощи нашей страны. НК, как правило, продавались на металл за рубеж, а ПЛ - на гниение в "отстое".
Очень много НК 1 и 2 ранга из состава КЧФ, СФ и ТОФ были проданы на слом, некоторые не дошли до разделки и затонули на переходе.
Вечная им память!

 

День Моряков.

20 октября - День моряков
20 октября 1696 года решение Боярской думы законодательно определило создание Российского флота и положило начало его строительству. "Морским судам быть..." - такова была воля не только молодого русского царя Петра I, но и его сподвижников, хорошо понимавших, что без флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. Этот день считается днем рождения Российского военно-морского флота и отмечается как День моряков-надводников. С Праздником ВСЕХ!

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу