2-ое Вдохновение Кораном
(1) Нун-буква. И записью и тем, что пишут клятва!
(2) Не ты охвачен бесом по милости Господней (необъятной)!
(3) И не иссякнет для тебя награда (и как она приятна)!
(4) Великим нравом обладаешь ты.
(5) Ты увидишь и они, (и станет понятно),
(6) В ком из вас безумие (было вероятно).
(7) Истинно Господь твой знает сбившихся, и знает идущих по Его пути.
(8) И тем, кто не поверил, не поддавайся ты.
(9) Они бы хотели, чтоб ты не противился, и они бы отнеслись халатно.
(10) И не поддавайся ничтожному, чьи клятвы пусты,
(11) Клеветнику, разносящему сплетни (для вражды),
(12) Препятствующему Добру, беззаконнику, тому, чьи поступки дурны,
(13) Тому, чьи действия грубы, а после этого низки,
(14) Хоть у него сторонники, а карманы деньгами полны.
(15) Когда ему читают знаки Наши, он говорит: «Благодаря сказаниям древних они сочинены»
(16)Мы поставим ему клеймо на рыло его (за слова, адекватно).
(17)Мы испытали их, подобно испытанию владельцев сада, когда те поклялись, что утром соберут плоды,
(18) Не захотев воздать хвалу, (что было б благодатно).
(19) Когда же спали - налетел на сад от Господа тайфун (внезапно).
(20) Наутро сад стал землею пустоты.
(21) И утром звали, (не зная постигшей беды):
(22) «Ступайте на участок, если хотите собрать плоды»
(23) Они отправились, шепча между собой (отвратно):
(24) «Пускай сегодня не входит к вам туда достигший бедноты».
(25) И стали сердиться они.
(26) Когда ж увидели свой сад, сказали: «Ведь, что мы сбились - (нам понятно).
(27) Напротив! Мы лишены плодов - (невероятно)!»
(28) Лучший средь них промолвил: "Что Бога восхвалить должны - не я ли говорил вам внятно?"
(29) Они сказали: "Господу хвала! Деяния наши злом омрачены".
(30) И стали упрек бросать друг другу (безрезультатно).
(31) Они сказали: "Горе нам! Произвол вершили мы.
(32) Возможно, Господь наш заменит сад лучшим, чем он. Ведь с просьбой к Господу мы возвращаемся обратно".
(33) Таково страдание. Страдание ж Последнего мира больше, если б знали они (знатно)!
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
Обсуждение здесь:
http://blogs.mail.ru/mail/timjum/369691C599B070A7.html
Транссексулизм и половая ориентация.
Метки: психология, психотерапия, гештальт, транссексулизм, половая ориентация
Интроецирование и еда
Если это не физическая пища, а понятия, факты или стандарты поведения, ситуация аналогична. Если вы за ночь "проглотили" учебник целиком, без понимания, просто доверяя мнению авторитетов, и применяете теперь "как будто" это ваше, вы не можете реально использовать это знание, потому что оно не стало в-действительности вашим; в той мере, в какой вы загрузили свою личность проглоченными кусками того и другого, вы ослабили способность думать и дейстововать "от себя", по-своему.
То, что ассимилируется, не берется целиком, а полностью разрушается, трансформируется и принимается избирательно по мере потребностей организма. "Я", состоящее и интроектов, не функционирует спонтанно, оно состоит из понятий о себе - обязанностей, стандартов, стереотипов, навязанных извне.
При удалении интроектов из личности задача состоит в том, чтобы осозновать, что не является подлинно своим, чобы обрести избирательное и критическое отношение к тому, что предлагается. Кроме того, нужно научиться "откусывать" и "жевать" опыт, чтобы извлекать из него то, что питательно для организма.
Сосредоточьтесь на своей еде без чтения или думания. Просто обратитесь к вашей пище. Отмечайте свои сопротивления при обращении к пище. Чувствуете ли вкус только первых кусков, а потом впадаете в транс "думания", грез, желания поговорить - и при этом теряете ощущение вкуса? Откусываете ли вы куски того, что едите, определенным и эффективным движением передних зубов или только сжимаете челюсти, а потом движением руки отрываете кусок? Используете ли вы зубы до полного разжижения пищи? Пока посто замечайте, чо вы делаете без произвольных изменений. Многие изменения будут поисходить сами собой, спонтанно, если вы будете поддерживать контакт с пищей.
Когда вы осознаете свой процесс еды, чувствуете ли вы жадность? Нетерпение? Отвращение? Избегаете ли вы пресной, безвкусной пищи или проглатываете ее без возражения? Чувствуете ли вы "симфонию" запахов и текстуры, фактуры пищи или вы настолько десенситизировали свой вкус, что для него все более или менее одинаково?
Как обстоит дело с "ментальной" пищей? Проскальзываете ли вы трудные абзацы или прорабатываете их при чтении? Или вы любите только легкое чтение, т, что можно проглотить без активной реакции? Или вы принуждаете себя читать только "трудную" литературу, но это доставляет вам мало радости?
гештальт-привет
настроение: Любознательное
Метки: гештальт, психология, психотерапия
Практика сознавания
Существует много подходов к изменению. Вы можете заниматься аутогенной тренировкой и что-то внушать себе, или убеждать себя в чем-то. Вы можете пойти к психоаналитику и искать причину вашего поведения в детстве. Может быть Вы посещали какие-то тренинги, типа "уверенности в себе". Или, возможно, Вы искали какие-то рациональные и интеллектуальные основания тому, что Вы делаете. Но поскольку это поведение, которым Вы сами управляете, - знаете Вы об этом или нет - нет возможности отнять у Вас это силой, даже если бы это было желательно. С другой стороны, если Вы захотите обнаружить как Вы "вычеркиваете" свою актуальность в поведении и постепенно изменить это, все время оставаясь в границах, которые ами для себя допускаете, - это другое дело. И в этом нам может помочь осознование - наблюдение, замечание, чувствование того, что актуально наличествует.
Представьте себе, что вы заперты в темной комнате, полной интересных объектов. Вам дали фонарик-вспышку и ваша задача - внимательно рассмотреть каждый объект в комнате и дать его описание. Вы не сможете рассмотреть все объекты в комнате, потому что фонарик тоже объект, а его вы не можете увидеть. Сознавание - это такой фонарик, с помощью которого мы изучаем мир и себя: как мы можем изучить сознавание?
Если мы наивным взглядом рассмотрим сознательней опыт, что мы увидим? Поток фантазий, образов и внутренней речи (мышление), иногда связанный с чем-то, что происходит во внешнем мире, но чаще являющийся несвязными мечтаниями. Внешний мир представлен в сознавании временами, особенно, если мы в нем что-то делаем (например, ведем машину). Иногда мы не обращаем на него внимания довольнс длительные промежутки времени, хотя он, кажется, всегда присутствует, когда мы опять выглядываем или прислушиваемся. Часто возникают сигналы ощущений тела, внутренних или в связи с контактом с внешним миром. Они обычно временны, иногда более или менее устойчивы.
Содержанием мечтаний может быть либо воспроизведение, либо предвосхищение чего-то, будь то с тревожностью или с ожиданием удовольствия. Это может быть пересмотр чего-то, чго уже произошло. Часто в таких случаях добавляется:
"Нужно было... ", "Если бы я сказал... " - сожаление часто является основным тоном чувствования.
В этом потоке может происходить множество вещей: внезапный сдвиг в том, что мы замечаем, сдвиг в чувствах относительно этих вещей (или наоборот, сдвиг чувствования и вслед за этим сдвиг замечания). Мы можем "делать" одно, например, говорить по телефону, но при этом сознавать, что мы машинально чертим что-то на бумажке, или еще что-то.
Как погода, сознавание постоянно . Однако, как в случае с погодой, может быть несколько лежащих за видимыми переменами тем и принципов, на которых основывается все разнообразие.
Что же такое "сознавание"? Если это не синоним "сознания", то что в него входит? Многое происходит, многое регистрируется. Может быть, сознавание - это регистрирование? Акт регистрирования? Или это то, что мы делаем?
Действие делания? У нас могут быть длинные промежутки, которые кажутся свободными от регистрирования ("пустые мечтания"), и все же, если внезапно спросят, мы можем оглянуться назад и вспомнить впечатления и действия, которые,
как кажется, мы не регистрировали в то время. "Делание" - это, очевидно, не сознавание, потому что многое из того, что мы делаем, даже сложные двигательные акты, даже - приходится сказать - значительная часть разговоров -вполне
автоматичны, выполняются на уровне органической деятельности, высокоинтегрированно, но без сознавания. Лунатизм - редкий драматический пример того, что происходит с каждым каждодневно в менее драматичной форме.
Сознавание не находится ни в каком содержании или действии. Его суть - связанность любого содержания с любым другим и с актуальной ситуацией, в которой это происходит.
Джон Энрайт "Гештальт, ведущий к просветлению".
Превращение тревожности в возбуждение
Время от времени мы испытываем тревожность, которая проявляется в виде учащенного пульса, поверхностного дыхания, одышки, беспокойства.
Тревожность - это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения (волнения). Попытка набрать больше воздуха в легкие, скованные мышечным сжатием грудной клетки.
Термин "возбуждение" (волнение) здесь используется для обозначения повышенной энергетической мобилизации, когда имеет место сильная заинтересованность и глубокий контакт, будь то эротический, агрессивный, творческий и т.д.
При возбуждении усиливается метаболический процесс окисления пищевых субстанций, и поэтому возникает насущная потребность в большом количестве воздуха. Здоровый организм реагирует на это учащением и увеличением амплитуды дыхания. "Невротик" обязательно пытается контролировать дыхание, осуществляя "вмешательство" в дыхание, оставаясь "холодным и спокойным", не теряя власти над собой. Вместо спонтанного углубления дыхания, он сжимает грудную клетку.
В отличие от страха, тревожность - внутриорганическое переживание, не имеющее прямого отношения к внешним объектам. Однако, если возбуждение страха подавляется, оно вызывает тревожность. Тревожность возникает всякий раз, когда мы хотим ввести возбуждение в рамки принятого.
Всякая эмоция является ориентиром в отношениях между потребностями и актуальной ситуацией. Образно говоря, каждая эмоция несет в себе послание организма сознанию. В случае тревоги это послание звучит примерно так: "Не торопись! Будь осмотрителен!" Таким образом осуществляется регулятивная роль тревоги. Тревога сигнализирует человеку о том, что мир устроен неодномерно, и вслед за осуществлением какого-либо желания можно нечто потерять или встретиться с какой-либо опасностью.
Испытывающий тревогу не в состоянии последовать совету дышать свободно - вдыхать и выдыхать. Он мешает своему дыханию системой двигательных напряжений, таких, как напряжение диафрагмы, направленное против стремления рыдать или выражать отвращение, напряжение горла - против стремления кричать, выпячивание груди, чтобы казаться внушительнее, сдерживание агрессивного движения плеч и т.д. Он совершенно не способен к полному выдоху. Его выдох осуществляется порциями, как бы "лесенкой", и может закончиться, как будто накнувшись на стену, задолго до освобождения легких.
Следует выяснить какое возбуждение человек не может принять как свое собственное. Нужно выявить так же, каким образом различными мышечными напряжениями человек останавливает полный выдох.
В ситуации терапевтической, мы можем задаться следующими вопросами: к чему побуждает клиент терапевта, испытывая и выражая тревогу? Совпадает ли это с его актуальными потребностями? Как терапевт реагирует на тревогу клиента и к чему терапевт побуждает клиента своими реакциями? Поддерживает ли терапевт тревогу клиента? Реагирует стереотипно жестко, чтобы избежать собственной тревоги или жалости?
Осознаете ли вы в данный момент тревожность или нет, обратите внимание на ваше дыхание. Представьте и почувствуете себя дышащим. Можете ли вы наблюдая за своим собственным дыханием, ощутить: частоту дыхания, глубину, нерегулярности, остановки; зевания, тяжелые вздохи, покашливание, сопение, хмыкание, чихание, пыхтение... Можете ли вы почувствовать, как воздух входит в ваш нос, проходит через горло и шею в бронхи? Можете ли вы почувствовать, как ваши ребра расходятся, когда вывдыхаете, как растягивается спина, как увеличивается пространство, которое вы занимаете, когда вы расширяете грудь? Можете ли вы прочувствовать выдох как эластичное, без всякого усилия, возвращение ребер и мускулов в состояние покоя, предшествующее следующему вдоху?
"Практикум по гештальттерапии" Перлз, Гудмен, Хефферлин
"Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике" О.В. Немиринский
ОПЫТЫ - превращение слияния в контакт. Вина и обида.
Вспомните, по отношению к кому вы чувствуете вину или обиду. Вызвали ли бы подобные действия то же чувство, если бы они принадлежали кому-нибудь другому? Теперь вспомните свои отношения с этим человеком в целом. В какой степени вы принимаете как само собой разумеещееся то, что, может быть, этим человеком не принимается как само собой разумеещеся? Хотите ли вы изменить статус-кво?
Если слияние (зависимость) между двумя людьми нарушается, то А будет думать, что либо он в этом виноват, либо Б. Если А полагает, что он сам сделал это, он должен исправить положение и принести свои извинения Б, чтобы воостановить слияние с Б; если же он считатет виноватым Б, то чувствует обиду, полагая, что Б должен заплатить ему чем-то, от извинения до готовности понести наказание.
Цель всех этих безосновательных претензий к себе или партнеру - вина или обида - в том, чтобы восстановить нарушенный баланс и исправить невыносимую ситуацию нарушенного слияния. Но в таком случае избегается актуальный контакт с другим человеком как личностью, в какой бы форме он не проявился: во взрыве гнева, понимании или прощении, возможности радоваться чужой радостью, честности с собой или любого другого возможного действия.
Вместо того, чтобы мучить себя чувствами вины или обиды, поищите пути расширения области контакта.
Виноватый и обижающийся чаще всего переплетены друг с другом. Они зависят друг от друга. Эти люди боятся, что если определенное лияние будет разорвано, то - какой бы "непитательной" ни была эта эмоциональная связь, - они останутся полностью и непоправимо лишенными "питания".
Ф. Перлз "Практикум по гештальт-терапии"
ОПЫТЫ - превращение слияния в контакт
Проснувшись утром, человек довольно скоро входит в привычную последовательность действий, которые неукоснительно нейтрализуют значительную часть доступной ему энергии и внимания.
Проснувшись, прежде чем встать, подумайте о возможности чувствовать и действовать иначе, не так как обычно. Не принимайте решений, которые непременно должны быть выполнены, прсто живо визуализируйте (представляйте) возможные простые и легко выполнимые изменения в вашем обычном распорядке.
Люди, которые живут в нездоровом слиянии (нет права на различия) друг с другом, не втупают в контакт. Партнеры в таком слиянии могу перенести не более чем мимолетное различие взглядов или вкусов. Нет согласия на разногласия. Они должны либо восстановить потревоженное слияние любыми возможными средствами, либо разойтись до полной изоляции; при этом они будут дуться, отворачиваться друг от друга, обижаться и любыми другими способами перекладывать на другого задачу примирения. Если же не удается восстановить слияние, отношения становятся враждебными, или пренебрежительными, или в иной форме лишающими другого права на внимание.
Если люди находятся в контакте, а не слиянии, они не только уважают мнение свое и партнера, свой и чужой вкус, но также приветствуют возбуждение и оживление из-за возникающих разногласий. Слияние ведет к рутине и застою, контакт - к волнениям и росту.
Вся общественная солидарность опирается на отождествление со своими близкими, с нашими профессиональными ролями, партиями, языком и пр. Как все ассимилированное (усвоенное), отождествления становятся неосозноваемыми; но они здоровы только в том случае, если могут быть вновь замечены, а затем подтверждены, изменены или отвергнуты.
Рассмотрите как можно больше своих "черт" - речь, одежду, поведение - и задайте себе вопрос, подражая кому вы их обрели. Друзьям? Врагам? если вы одобряете в себе эту черту, чувствуете ли вы благодарность к ее источнику?
Межличностное (с другими людьми) слияние - разновидность транса или гипноза. Мы все подвержены этому, однако, защитой является осознование и способность оценить эмоциональную привязанность к другому.
Понаблюдайте за своими реакциями на кинофильм или спектакль. Отьметьте, насколоко, обычно не замечая этого, вы отождествляетесь с действующими лицами. С какими именно? Не с теми ли, с кем вам кажется, что трудно было бы отождествить себя?
Близость - Любовь
Еще одна грань понимания близости - различные "аккорды" любви.
В работах ранних религиозных философов, в частности, у Бердяева описаны два рода любви: любовь - восхищение и любовь - жалость, жаление. Существует третий род любви, любовь - нежность.
Приятно, когда тобой восхищаются, но постоянно встречаться с этим тяжело, - возникает переживание изоляции, полного одиночества, даже отчаяния. Постоянное восхищение не приводит к близости. Такая любовь приводит к близости к желаемому образу. Это "нарциссическая" любовь. Восхищение - это влюбленность в образ, а образ счастливым быть не может.
Человек нуждается в жалении. Есть ли на свете кто-то, кто может спросить: "Как тебе живется?". И пожалеть, и погладить, и поинтересоваться, что на душе, и просто побыть рядом? Эта не та жалость - унижающая и отбрасывающая. Но похоже мы не можем обойтись без жаления. Если потребность в жалости выглядит слишком нарочито, это вызывает раздражение. А жаление, сбалансированное с другими аккордами любви, образует мелодию, необходимую, для переживания близости.
Любовь - нежность означает бережное отношение к человеку, признание его хрупкости и уникальности. Я как бы немного на расстоянии, замедляюсь, становлюсь чувствительной, но не нарушаю границ, присутствую рядом, но не съедаю. Нежность всегда трогательное переживание и немного печальное. Я никогда не пойму до конца кого люблю и при этом понимаю, что мы оба смертны... "Ты" недостижимо и непозноваемо.
Что означают слова: Я люблю тебя?
Калитеевская Е.Р. Феноменология близости. http://www.psyforum.
ссылки
Московский гештальт-институт: http://gestalt.ru
Добрый друг: http://blogs.mail.ru/community/gestaltpsy
Гештальт-форум: http://gestaltist.ru
ОПЫТЫ - превращение слияния в контакт
Отметьте некоторые свои привычки - как вы одеваетесь, как чистите зубы, как открываете или закрываете дверь. Если ваши привычки не вполне эффективны, а изменения кажутся столь же хорошими, а, кроме того, привносят разнообразие - попробуйте изменить их. Что произойдет? Получите ли вы удовольствие, учась делать что-то по-новому? Или встретитесь с сильным сопротивлением? Не опрокинет ли изменение какой-нибудь одной частности всю схему вашего заведенного порядка? Что происходит, когда вы наблюдаете, как кто-то выполняет работу, похожую на вашу? Не раздражают ли вас отличия, хотя бы небольшие, от того, как делаете это вы сами?
Восприятие и воспринимаемый объект, один человек и другой находятся в слиянии тогда, когда нет осознования границы между ними, нет различия между ними, "инаковости", отличающей их друг от друга. Без этого чувствования границы, чувствования чего-то иного, что должно быть замечено, что требует своего подхода, манипулирования радости - невозможно возникновение фигуры/фона, а, следовательно, не может быть осознования-замечания и волнения-возбуждения, не может быть контакта. Это "связывает" энергию. Патологическое слияние - это такая ситуация, при которой части ранее, отделенные друг от друга удерживаются вместе, что не дает возможности разрешить конфликт.
Предположим, человек сдерживает свои рыдания, произвольно сокращая диафрагму, и это становится привычным и неосозноваемым. При этом человек не может ни рыдать, ни свободно дышать. Не будучи способным выплакаться, он не освобождается от своей печали, не может покончить с ней; он даже не может толком вспомнить, какая потеря вызвала его печаль. Желание заплакать и препятствующее этому сжатие диафрагмы образуют линию борьбы действия и противодействия, которая изолирована от остальной части личности.
Задача, в этом случае - вернуть осознование частей как частей - плача и сжатия диафрагмы. Плач - это естественная потребность организма, пережившего потерю. Агрессия против плача стало необходимым из установившегося слияния с "авторитетами", которые говорят: "большие мальчики не плачут". Разрешение конфликта требует включить не одну сторону конфликта, а обе. Энергия противоположных частей, связанная в конфликте, должна быть вновь разделена на плач и агрессию-против-плача, чтобы конфликт был оживлен в настоящем, и разрешен. Печаль будет разрешена выплакиванием ее раз и навсегда.
Многие наши привычки поддерживаются не свободно, но в слиянии с кем-то кто нас научил этим привычкам, или в связи с усвоенными понятиями долга, правильности или полезности.
Ф. Перлз "Практикум по гештальт-терапии"
Близость - Одиночество
Близость переживается как слияние (нет различий между мной и другим: в таком случае говорят "Мы", "моя вторая половинка", "одно целое" - в отличие от отношений Я - Ты), как полнота и целостность жизни в присутствии другого человека. С другой стороны невозможно пережить близость, не имея опыта одиночества. Существуют различные одиночества:
уединение - "здоровое одиночество" - "пауза для себя", свободное одиночество, дающее возможность прислушаться к своему внутреннему миру, поддерживающее переживание своей уникальности, без боли.
брошенность - болезненное переживание, возникающее при нарушении свободы в отношениях, сигнал о зависимости;
изоляция - "нарциссическое одиночество" - отчаяние от бессилия, невозможности контролировать процесс близости. В изоляции - человек совсем один. Отношения как материал для "построения" самой природы существования человека оказываются замкнутыми внутри него. И невозможно самому себе в этом признаться, вроде и без отношений можно обойтись.
И когда нам говорят об одиночестве, стоит уточнить: Ты нуждаешься в уединении? Чувствуешь себя в изоляции? Переживаешь, что тебя бросили?
Калитеевская Е.Р. Феноменология близости. http://www.psyforum.
Близость
Близость - это всегда опыт построения отношений Я - Ты, в отличие от Я - Оно. Опыт безнадежности и печали, поскольку Ты непостижимо и бесконечно. Опыт отношений - это не только опыт близости, разной степени близости, но и опыт отделения и ухода. Если нет дистанции, то нет и желания встречи.
Люди часто принимают зависимость за близость и наталкиваются на то, что для другого человека такая привязанность слишком интенсивна и тягостна. Это два разных переживания и различный опыт. И когда другой стремится восстановить свои границы (личного пространства), у другого возникает боль. Близость предполагает, что два человека могут обойтись друг без друга, но вместе им хорошо. Зависимость же означает массу причин невозможнойсти отойти друг от друга.
Зависимость тормозит переживания, без которых теряется "вкус жизни". Это переживание своей индивидуальности, уникальности, свободы оставаться и уходить, любить то, что нравится и не любить то, что не нравится, и даже не любить то, что любишь. Близость - это переживание опыта установления отношений на дистанции, удобной для обоих партнеров, и она же есть опыт исследования этой дистанции. Регулятором установления отношений близости является стыд.
Если очень много энергии потрачено на борьбу за власть в отношениях, на близость уже не остается рессурсов, это стремление получить близость через зависимость. В зависимости тонет все. Это готовность сохранять слияние (состояние, в котором нет различий - границы, отделяющий тебя от меня) любой ценой: жертвовать нежностью, присутствием, уникальностью, самоуважением.
Существуют знания про отношения. Я знаю кого люблю и с кем хочу быть вместе. Однако опыт "ид" (внутренние побуждения, импульсы, желания) нередко говорит обратное: хочется побыть с кем-то другим или в одиночестве. Я знаю, что люблю, но правила не позволяют любить: не возжелай жены ближнего своего; а он (она) не свободен; а мы связаны другими обязательствами и контекстом отношений; не имею права; другие осудят, превратно поймут; а он генеральный директор, а я уборщица. Ценности и принципы становятся выше отношений, а это ни к чему хорошему не приводит.
Часто путают близость-любовь и физическое влечение-приближение. Отсутствие близости многие пытаются заменить сексуальностью. Сексуальность, являясь выражением любви, по факту может оказаться разрядкой напряжения при голодной потребности в близости. "Любовь - это не желание совокупления (это подразумевает бесчетное количество женщин), любовь - это желание совместного сна (это подразумевает одну единственную женщину)." Милан Кундера.
Калитеевская Е.Р. Феноменология близости. http://www.psyforum.ru/pssite/show_article.php?auth_id=87&id=195
Стыд - Близость
Стыд существует в трех формах:
родительский стыд, социальный стыд, стыд как регулятор аутентичности.
Некоторые чувства наши родители не смогли прожить и пережить и передали нам их как бы в наследство. Это может быть стыд нехватки образования, социального происхождени, бедности, национальности. Это не наши чувства (они интроецированы нами), но могут сопровождать нас всю жизнь, побуждая испытывать токсический стыд.
Приблизительно в три года формируется социальный стыд как страх содеянного, несовместимого с требованиями общества и морали.
В подростковом возрасте начинает формироваться стыд как регулятор аутентичности (никак не могу подобрать синоним, но вероятно это сродни естественности, подлинности, самоценности, собственной уникальности и самоуважения). Такой стыд ориентирует нас на нашу собственную чувствительность в противовес давлению среды и ситуации. Переживание стыда возникает, когда Я оказывается поврежденным и восстанавливается через работу стыда, через признание себя и обстоятельств своей жизни в присутствии значимого Другого. Переживание близости и переживание реальности своего существования очень сильно связаны. Близость невозможна в отсутствии Я.
Калитеевская Е.Р. Феноменология близости. http://www.psyforum.ru/pssite/show_article.php?auth_id=87&id=195
Телесность и Переживание
Универсальным способом преодоления критической, конфликтной ситуации является переживание. Чувство, эмоция служат сигналом об отношениях человека с окружающей действительность - средой и самим собой. Это позволяет ориентироваться в том, что происходит, обозначать, называть и включать воспринимаемое в "картину" своего мира.
Но чувства как известно бывают неприятными, и человек способен отвергать их, и ущемлять активность своего организма. Это может приводить к боли и появлению симптома. Допустим я люблю человека, но он меня огорчает, и я бессознательно решаю: лучше бы мне его не любить. Я ущемляю свое сердце и оно начинает болеть. Боль - это сигнал тревоги о немедленной реакции. Если я дальше начинаю блокировать сознавание боли, отчуждаюсь, я создаю хроническое напряжение низкой интенсивности. Мышечное напряжение призвано увести человека от сознавания боли, но чтобы быть переносимым, должно оставаться напряжением низкой интенсивности. Что может вести уже к физиологическим нарушениям, и тогда мы начинаем бегать по врачам. И тут возникает второй процесс - контрсимптом, который позволяет удерживать симптом в застывшем виде.
Мало того, происходит расщепление образа себя (функция Personality, Личности) - на "Я", "ТЕЛО" и "СИМПТОМ". Человек говорит: "у меня астма", он не осознает и не говорит, что я произношу слова на вдохе и не осознаю своего выдоха. Или "у меня болит голова" , а не "я хочу заплакать, но удерживаю себя, и напрягаю мышцы головы, глаз, диафрагму". Симптом - способ перенести контакт с миром в своеобразную форму контакта со своим телом - подменить внешний объект самим собой (ретрофлексия) и отделить чувство и переживание от себя спроецировав (направив) его на какой-либо орган. Утрачен контакт с основами своей личности и только симптом и осознается.
Проблемы и силы, которые участвуют в конфликте, могут постепенно приводиться в осознавание и прорабатываться. Тогда то, что было утрачено - способность манипулировать собой и окружающим, радоваться чувствам и получать удовлетворение - может быть восстановлено.
Первым шагом к этому может быть "наблюдение за очевидным" - как вы сидите? как расположены ваши руки, ноги, голова? ссутулитесь вы или сидите прямо? когда вы говорите откуда идет ваш голос: ваше горло зажато и голос высокий и скрипучий или он идет от живота? как вы дышите? вы жестикулируете: ударяете себя кулаком по колену или гладите?
Вторым шагом может быть концетрация и обострение ощущений тела. Сосредоточьтесь
И основная стратегия: перевести симптом в полноту контакта с миром, отождествляясь со своими чувствами и переживаниями.
Следующие шаги, если существует надобность желательно предпринимать вместе с терапевтом.
Более подробно: Перлз "Практикум по гештальт-терапии"
О.В. Немеринский Гештальт-терапия психосоматических расстройств: от симптома к контакту. http://www.gest
Человек и его опыт
То, что мы переживаем сейчас - актуальность - это только наша актуальность. Мы не можем пережить то, что актуально для кого-то другого, поскольку не можем настроиться на все его личные рецепторы. Если бы это было возможно - мы были бы этими другими. Мы можем переживать одну и ту же ситуацию, однако мой опыт - это мой опыт, а его опыт - это его опыт. Когда Вы говорите кому-то: "я Вам сочувствую", Вы не имеете ввиду это буквально, поскольку он чувствует то, что он чувствует, и Вы не можете чувствовать за него. Просто Вы можете представить себя на его месте, его живую картину ситуации, а потом свою реакцию на нее.
Настоящее время неразрывно связано с значением опыта. Произнося слова "здесь", "сейчас", выражающие то, что Вы наблюдаете, замечаете, Вы помогаете "сделать реальным" настоящее время вашего опыта и выразить словами, то что Вы делаете или собираетесь делать, обостряя осознавание-замечание того, что это именно вы испытываете и переживаете нечто.
Стремление осозновать смысл переживания, может перекрыть чувства как таковые. Настоящие переживания сами по себе имеют ценность. Качество происходящего проецируется в будущее и обретает новый смысл для человека, находя свое место в контексте его жизни. Это используется в гештальт-терапии, чтобы перенести новый опыт в будущее поведение за стенами терапевтического кабинета.
Когда вы слушаете музыку или смотрите на картину, или сидите в театре и смотрите пьесу, поиск значения слышимого, видимого или происходящего может блокировать доступ к чувственному восприятию.
Смысл возникает сам - из череды событий, из естественного ритма переживаний и их осмысления. В терапии переживания существуют прежде всего как таковые, и лишь потом проявляется их естественный и очевидный смысл. Каждому новому переживанию человек находит место в новом контексте и наполняет его собственным смыслом. С этой точки зрения он является равноправным партнером терапевта, который не может заведомо больше знать о жизни своего пациента. Терапевт лишь может вмешаться вербально или физически (например, освободиться от тисков терапевта) и усилить текущий процесс и: любой опыт регистрируется и записывается в виде "энграммы" в глубоких слоях мозга, прокладывая новые нейронные пути. Объяснения и интерпретации терапевтом слов или действий пациента превращают терапию в интеллектуальную игру. Вместо этого, предпочтительнее, чтобы человек вошел в контакт со своими переживаниями, получил представление о происходящем внутри него и продвинулся от ограничивающих представлений к более ценному опыту.
Нелегко бывает обозначить свои чувства и переживания, особенно если ими никто не интересовался в детстве. Особенно потому, что в нашей культуре существует запрет на выражение чувств: например: большие мальчики не плачут и т.д. Но если люди могут вступать в контакт со своими переживаниями и описывать их, общение с другими людьми становится более увлекательным и интересным.
Здесь и Сейчас
Некоторые люди готовятся к чему-либо так долго, что с ними либо ничего непроисходит, либо достигнутое уже не радует. Вот выучусь в институте, вот устроюсь на хорошую работу, вот будет много денег, заведу семью и т.д., вот тогда заживу, прочитаю хорошую книжку и научусь жить. Настоящая жизнь ожидается где-то в будущем, уничтожая или отвергая то, что происходит сейчас. Необходимо то связующее звено, которым могла бы стать теория, придающая смысл и перспективу тому, что делают и чувствуют люди. Но теория и знания остаются отстраненными от реальной жизни.
Ни одна теория не может претендовать на конечную истину. Они определяются одним конкретным мнением. представляя факты, отбранные свободным творческим выбором. Однако человеку нужно ориентироваться в своей реальности, чувствах, желаниях, мыслях. Такую ориентацию может дать гештальт-подход.
Некоторые живут в своих воспоминаниях, заменяя "сейчас" на "давным-давно" или мечтают о будущем, создавая разрыв между "сейчас" и "потом". Одним из представлений, лежащих в основе гештальт-терапии является: источник силы - в настоящем.
Только настоящее существует в данный момент. Прошлое и будущее содержат то, что однажды произошло, и то, что когда-то может случиться. Они определяют актуальный опыт и контекст жизненной ситуации. Этот контекст служит источником для выделения новых фигур из фона. в котором они существуют сейчас. Если человек застревает на воспоминаниях о прошлом, например, на отцовской порке, он погружен в свои воспоминания, и тогда затронута лишь маленькая часть происходящего в данный момент. Напряжение, которое возникает имеет свою направленную силу. Усиливая качество переживания и преобразовывая телесный зажим в реальное чувство с помощью слез, криков, брани и т.д., напряжение переносится в настоящее. То, что было вытеснено раньше (незавершенный гештальт),возрождается сейчас и продолжается благодаря усилению и концетрации, пока напряжение не иссякнет. Лишь тогда, будучи значимым в настоящем, событие осознается человеком. Это дает возможность двигаться в ином направлении, придавая новый смысл, освобождая новые чувства, побуждая к новым действиям.
Мы говорим о том, что нас волнует и интересует. Однако, даже такие темы могут быть попыткой уйти от того, что затрагивает - эбаутизм. Порой они являются способом поддержать разговор, выставить себя напоказ, или избежать столкновения с растерянностью, стыдом, смущением. Это делает жизнь безопасной, но не интересной. Живой и теплый контакт с другими людьми превращается в средство передачи информации, теряя при этом подлинность, глубину и яркость переживаний.
Как выявить тепло в подлинных встречах, дать право на различия, неповторимость и уникальность? Как избежать того, чтобы люди в поисках исцеления не заблуждались и не попадали в закрытые секты? Вот некоторые темы, которые затрагивает гештальт-подход.
гештальттерапия - это упражнение в свободном пребывании сейчас, когда даже не обязательно обсуждать важные темы. копаться в прошлых поступках или говорить о будущем. Возможность развития приходят с учетом реальности, а внутренние изменения при общении людей в настоящем.
Контакт не подразумевает постоянной настороженности с глазами навыкате, иначе это была бы хроническая тревожность, основанная на непонимании окружающего. Оказывается. можно отпустить себя, допустить некоторую неопределенность. отдаться "животному " комфорту, подобно домашней кошке. Но часто. чтобы избежать болезненных или непереносимых ситуаций, человек принимает "обезболиватели" на уровне поведения. Они не принимаются в порошках и таблетках, и человек, пользующийся ими, будет отрицать, что его действия имеют такую функцию. И было бы жестоко внезапно лишить его этого. Другое дело, если он захочет обнаружить, что обманывает сам себя и постепенно изменить это.
В качестве эксперимента можно проделать следующее: составлять фразы, выражающие то, что Вы в данный момент осознаете-замечаете. Начинайте каждое предложение со слов "здесь", "сейчас", "в этот момент", обращая внимания на ощущения тела, возникающие чувства, переживание или на внешний мир. Можно заметить, как целые куски опыта выпадают из поля осознавания, когда мы находимся в повседневном мире. Главное, чтобы это не было пустой формальностью, привязанной к грамматике языка, а действительной жизнью в-настоящем.
Гештальт за пять минут
В восприятии гештальта человеком можно выделить два различных феномена: фигуру и фон. Фигура - то, что занимает наше внимание, является центром нашего субъективного опыта, стремиться нам навстречу - она живая и яркая. Фон менее оформлен, менее структурирован, более размыт, находится "позади" фигуры. Сотношение фигуры и фона определяет восприятие целостного образа - гештальта.
Фон также можно назвать контекстом. Одна и та же фигура в разных контекстах несет разный смысл. Фон является источником возникновения новых фигур. Понимание речи, смысла, например, книги - это соотношение текста и контекста. На мой взгляд мыслим мы тоже гештальтами.
Что меня занимает сейчас больше всего? Что делает терапевт с клиентом? Проблема для человека, его отношение к ситуации - это и есть его собственный смысл, его значение. Соотношение фигуры и фона. И терапевт помогает изменить это соотношение, выделить новые фигуры, новые смыслы (полисемия гештальта) за счет расширения контекста и изменения фона - всей или части жизненной ситуации. Посредством организации диалога и присутствия особым образом, расширяя осознование - то, что я сейчас чувствую, ощущаю, вижу, воспринимаю, переживаю "здесь и сейчас".
Но человек не существует автономно, а в поле организм/среда. Мы вдыхаем воздух их окружающей среды и выдыхаем в нее. Если мы перестанем брать и отдавать воздух, мы умрем через несколько минут. Потребляем пищу, которая находится также в окружающей среде. Вся наша жизнь основана на контактах с миром, с собой и людьми. Но иногда, на границе контакта возникают срывы, сопровождающиеся неприятными переживаниями: страхом, стыдом, виной... Пытаясь избежать боли и переживаний, мы неосознанно можем подменить контакт со средой на взаимодействие с самим собой (ретрофлексия), и становимся объектом своих действий и чувств, обращая их против себя. Это ведет к возникновению различного рода нарушений на физиологическом и психическом уровне - симптомов: боль в сердце, головная боль, астма и т.д.
Гештальттерапия - это терапия по восстановлению контакта, это совместное исследование опыта клиента, где терапевт заведомо не может больше знать клиента. Это умение обращаться со своими переживаниями. Это поиск уникального для каждого способа организации контакта (творческое приспособление), это терапия по поиску и созданию хороших форм.
???
Отчего не существует единой теории поля для психологии и человеческой природы - интегративной картины, показывающей кем мы являемся и в чем нуждаемся, которая объединила бы Я с целым миром других людей, поведение с опытом, а контекст и цель - с наделенными смыслами, эффективными действиями в сфере реальной жизни? Кто мы - как существа чувствующие и переживающие, живущие в мире нам подобных? Какова природа Я, которым мы обладаем или являемся и которое представляется творцом или, по-крайней мере, субъектом нашего поведения и опыта? Что означает существовать в отношениях с другими Я - существами, подобными нам? Где кончаемся мы и начинаются они? Каким образом в контакте мы вступаем с ними в отношения? Кто мы и куда мы движемся в соответствии с нашей природой? Что значит быть человеческим Я? Какова природа Я? Что означает быть человеком? Кем мы являемся, когда беседуем об этих вопросах, каковы наши взаимоотношения с миром, который подвергается обсуждению, и людьми, о которых и с которыми мы говорим? Каким образом мы вступаем во взаимосвязи и отношения в мире людей? Откуда мы узнаем, что следует делать? Что означает слово Я? Это вещь, процесс или просто чувство? Нечто, чем мы обладаем, или действие, которое совершаем, - а может это то, чем мы являемся? Возможно это маленький человечек внутри, который всем управляет, - но тогда кто руководит им или ею (обладает ли Я определенным полом?)? Что оно такое? Имя существительное, глагол, или прилагательное - слово, используемое, чтобы расставить акценты: "Я САМ это сделал" , тогда кого описывает или что подчеркивает это прилагателбное? А что если Я представить как некоторое МЕСТО, область пространства? Но тогда где это место следует искать - внутри, снаружи или одновременно и здесь и там? Тогда было только Я (self), а теперь еще и Я ("те") - предполагающее себе полярность, - а возможно еще и человек, наблюдающий за взаимоотношениями этих понятий с некоторого расстояния, который может являться или нет тем же самым лицом, говорящим с Вами о наблюдении со стороны, и так далее, и тому подобное, чему конца и края не видно. Я ощущаю, что я - это Я, а ты - это Ты, почему сложно разговаривать об этом? Почему мы попадаем в трудную ситуацию, когда хотим поговорить о том, кем именно мы являемся и что что означает быть конкретно этим человеком или, вообще - быть человеком по отношению к себе и другим Я в мире. разве мы не знаем себя? А может и вправду не знаем? Почему так трудно выразить, кем или чем является то Я, которое, как мы полагаем, хорошо нам известно?
В чем состоит наша парадигма самости? Откуда она берется, и каким образом живет сегодня, окрашивая не только наше мышление и способность к теоретическому анализу, но и то, как мы чувствуем, получаем опыт и относимся к себе и другим людям?
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу