Все игры
Запись

Знаменитые художники Казахстана


Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Комментарий скрыт
Юлиана Жихорь      21-04-2011 20:42 (ссылка)
Знаменитые художники Казахстана
Евгений Матвеевич Сидоркин

(7 мая 1930, село Лебяжье Кировской области — 3 сентября 1982, Алма-Ата) — советский художник-графист, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1965).

Окончил художественное училище в Казани, затем Академию художеств в Риге, Ленинградский художественный институт имени И. Репина (1957).

С 1957 года работал в Алма-Ате. Среди работ Сидоркина в книжной графике наиболее известны иллюстрации к казахским народным сказкам «Весёлые обманщики» (1958), «Казахский эпос» (1959), иллюстрации к роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (1974—1978). Получил бронзовую медаль на международной выставке книги в Лейпциге в 1959 году. В 1963 году Сидоркин создал большую серию станковых автолитографий «Казахские национальные игры», в 1964 году — серию «Читая Сакена Сейфуллина», в 1971-1979 годах — серию автолитографий «Аксакалы» и иллюстраций к роману М. О. Ауэзова «Путь Абая», за которые получил Государственную премию Казахской ССР имени Ч. Ч. Валиханова.
Сидоркин работал также в области монументально-декоративного искусства, где особенно выразились его склонности к монументально-обобщённой форме. Им была выполнена большая композиция многослойного цветного сграффито для фойе кинотеатра «Целинный» в Алма-Ате.


Произведение Е. Сидоркина «Яблоки Алма-Аты» изображено на реверсе памятной монеты номиналом 500 тенге.
Юлиана Жихорь      21-04-2011 20:55 (ссылка)
Знаменитые художники Казахстана
Зальцман, Павел Яковлевич

Павел Яковлевич Зальцман (2 января 1912, Кишинёв Бессарабской губернии — 20 декабря 1985, Алма-Ата, Казахская ССР) — советский художник, график, писатель. Представитель аналитического искусства, ученик П. Н. Филонова, иногда именуемый «последним филоновцем». Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1962).
Павел Зальцман родился в Кишинёве, младшим (третьим) ребёнком в семье кадрового офицера царской армии, к 1917 году — полковника 59-го Люблинского пехотного полка Якова Яковлевича Зальцмана (немецкого происхождения, 1868—1941) и Марии Николаевны Орнштейн (еврейского происхождения, 1873—1941). Вскоре семья перебралась в Одессу, а с 1917 года — скиталась по южной Украине, дольше всего задержавшись в Рыбнице и Одессе; и наконец, в конце августа 1925 года прибыла в Ленинград.
Ленинградский период
Окончил три последних класса ленинградской 1-й советской средней школы. В 1927—1932 годах работал иллюстратором в ленинградских журналах «Резец», «Перелом», «Стройка», «Юный пролетарий» (1927—1931). С 1928 года — стажёр, затем помощник художника на киностудии «Белгоскино».
В 1929 году познакомился с П. Н. Филоновым, стал его последователем и членом группы мастеров аналитического искусства (МАИ — школы Филонова), одновременно стал членом ЛОССХа (Ленинградское отделение Союза художников СССР).
В 1930-е годы Зальцман вместе с другими учениками Филонова участвовал в подготовке иллюстраций к традиционному финскому эпосу «Калевала» (1932), проявил особенную склонность к портретистике.
С 1931 года работал на Ленфильме под руководством А. А. Арапова, был художником—постановщиком на съёмках кинофильмов братьев Васильевых («Личное дело», 1932), Николая Береснёва («Анненковщина», 1933), Ильи Трауберга («Частный случай», 1934), Адольфа Минкина («Лунный камень», 1935), Эдуарда Иогансона («На отдыхе», 1936), Рафаила и Юрия Музыкантов («За советскую родину», 1937) и Александра Иванова («На границе», 1938). В 1932—1939 годах участвовал в киноэкспедициях на Урал, Памир, в Карелию, Забайкалье, Среднюю Азию.
В 1935 году женился на бывшей однокласснице Розе Зальмановне Магид. Родители погибли от голода в блокадном Ленинграде в 1941 году. В 1941—1942 годах работал проектировщиком маскировочных работ на обороне Ленинграда, 27 июля 1942 года был эвакуирован из города с «Ленфильмом» и 20 августа прибыл в Алма-Ату.

Алматинский период
В Казахстане Павел Зальцман был распределён на работу в ЦОКС (Центральную объединённую киностудию страны), располагавшуюся там в годы войны.
После окончания Великой Отечественной войны остался в Алма-Ате художником-постановщиком киностудии Казахфильм, с перерывом на время кампании по борьбе с космополитизмом (в 1955—1985 годах — главный художник киностудии). Был художником-постановщиком на картинах Шакена Айманова «Белая роза» (1943), «Дочь степей» (1954), «Поэма о любви» (1954) и «Перекрёсток» (1963), Ефима Арона «Золотой рог» (1948) и «Ботагоз» (1958), Павла Боголюбова «Девушка-джигит» (1955) и других. С 1948 года преподавал историю искусства в художественном училище, Архитектурной академии, педагогическом институте, на филологическом факультете Казахского университета и на сценарных курсах при киностудии Казахфильм в Алма-Ате.
Послевоенное творчество Зальцмана связано прежде всего с двумя основными темами: серией графических реминисценций о еврейских местечках левобережья Днестра и портретистикой на основе современных ему казахских мотивов.

Изобразительные произведения
Графика и живопись Зальцмана находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, гравюрного кабинета Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музея искусств народов Востока, Государственного музея искусств Казахстана и в частных коллекциях.

Литературное наследие
Писать стихи и прозу начал в 1930-х годах в Ленинграде под влиянием обэриутов. Публикации его литературного наследия, однако, появились лишь посмертно, в Израиле (где поселилась семья Зальцмана) и в России, под редакцией дочери художника Елены (Лотты) Зальцман (род. 1940), его зятя Алексея Зусмановича и внучки — искусствоведа Марии Зусманович. Книга избранных повестей, рассказов и стихотворений алма-атинского периода «Мадам Ф.» вышла в московском издательстве «Лира» в 2003 году.

Сайт, посвященный Павелу Зальцману
http://pavelzaltsman.org/in...
Юлиана Жихорь      21-04-2011 20:58 (ссылка)
Абдрашит Сыдыханов
Творчество Абдрашита Сыдыханова принято считать классикой казахской живописи. В строгом соцреализме уже тогда прослеживалась его авторская нотка. Он работал для театра и кино. И картины Сыдыханова похожи на эскизы к спектаклям и фильмам. Яичная скорлупа как дополнение сюжета, подчеркнуто плотная фактура - имитация народного творчества - это современный стиль мастера. Четкие контуры, формальные силуэты и яркая гамма, солнечная палитра - через картины можно передать и мирное дыхание ребенка, и пряный аромат Казахстана.
Юлиана Жихорь      21-04-2011 21:06 (ссылка)
Мухамедханафия Тимирболатович Тельжанов
Мухамедханафия Тимирболатович Тельжанов (р. 1927) — художник, Народный художник ССР и Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахской ССР, профессор.

Родился 1 мая 1927 года в ауле Байтюек в Омской области.
Учился в Ленинграде, в художественной школе, затем в 1946 году окончил Алма-Атинское художественное училище. В 1953 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в мастерской известного художника Михаила Авилова.
С 1965 по 1968 год был председателем правления Союза художников Казахской ССР.
Живёт и работает в городе Алма-Ате, Казахстан.
Известные работы
* «Жамал» (1955) — в Третьяковской галерее
* «Мирные огни» (1961) — в Третьяковской галерее
* «Звуки домбры» (1958) — в Казахской художественной галерее
* «На земле дедов» (1958) — в Казахской художественной галерее
* «Кокпар» (1960) — в Казахской художественной галерее
* «Тишина» (1964) — в Казахской художественной галерее

Награды
* Орден «Отан» (12 декабря 2005)
* Орден «Парасат» (11 декабря 1998)
Юлиана Жихорь      21-04-2011 21:13 (ссылка)
Хакимжан Наурызбаев
Хакимжа́н Исмаха́нович (Есимха́нович) Наурызба́ев (Наурзба́ев) (27 августа 1925, аул № 1, Ленинский район, Кустанайская область — 4 сентября 2009, Алма-Ата) — советский и казахстанский скульптор.
Народный художник Казахской ССР (1969), заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1960). Первый профессиональный скульптор-казах, один из первых создателей национального монументального искусства в Казахстане



В родном районе Хакимжан Наурызбаев лепил бюсты руководителей страны, которые стояли на столе председателя колхоза и продавались в поселковом магазине. Он разглядывал фотографии, а затем набирал глину и по памяти лепил. Его работы отправлялись на районные конкурсы, где имели успех.[2] Бюсты вождей Наурызбаева увидел глава Совнаркома Казахской ССР Нуртас Ундасынов. По воспоминаниям Хакимжана Наурызбаева:
«В 1942 году нашим районом было собрано много средств в фонд обороны и Ундасынов привёз правительственную поздравительную телеграмму. Случайно увидев мои работы, он сказал: этот мальчик должен учиться».
В мае 1943 года за Наурызбаевым приехал «чёрный воронок», который отвёз его на вокзал к поезду, который шёл в Алма-Ату. Ундасынов настоял, чтобы юного скульптора приняли в Алма-Атинское художественное училище. В приёмную комиссию училища, которую возглавляла харьковский скульптор Ольга Кудрявцева, Наурызбаев пришёл с вокзала босиком. В одной руке он держал мешок со скарбом и своими работами, в другой — ботинки.
Познакомившись с его работами Ольга Кудрявцева написала в записке к Ундасынову: «Этот мальчик уже знает всё, чему на данный момент могут научить в Алма-Ате. Он должен ехать в Москву в архитектурный институт».
Тем же летом его отправили в Москву с другой талантливой молодёжью, однако его не допустили к вступительным экзаменам из-за отсутствия среднего образования. Вахтёр общежития устроил его кочегаром в институте.
«Так год я кочегарил, в три часа ночи вставал, до восьми утра работал, потом шёл мыться в Сандуновские бани, а к девяти приходил на занятия подготовительных курсов».
На помощь Наурызбаеву пришла Ольга Кудрявцева, которая стала ректором Харьковского государственного художественного института и пригласила Хакимжана на учёбу. В 1951 году он окончил институт.
Советский период
В 1951 году вступил в КПСС. В 1952-1966 годах работал преподавателем Алма-Атинского художественного училища. Среди его учеников: скульпторы Т. С. Досмагамбетов, Б. А. Тулеков.
С 1952 года являлся членом Союза художников СССР, в 1952-1954 годах — председатель правления Союза художников Казахской ССР, в 1959-1965 годах — член правления Союза художников СССР, в 1961-1965 годах — член комитета по Ленинским премиям.
Памятник Абаю
В начале 1950-х годов был объявлен конкурс на памятник Абаю в Алма-Ате. Наурызбаев рассказывал: «Памятник планировали открыть к 1954 году, когда отмечалось пятидесятилетие со дня смерти Абая. Тогда же был объявлен конкурс на лучший образ Абая. Я принял в нём участие и мои работы понравились. Одну из них поставили в оперном театре. Сейчас она куда-то исчезла. Даже не могу сказать, где она».
Однако памятник было решено поставить только в 1960 году — к 115-летию со дня рождения Абая. Претендентов было много, но создавать монумент поручили Наурызбаеву. Так как памятник Абаю должен был стать первым монументом города, встал вопрос, где найти мастерские, в которых можно было сделать памятник общей высотой 13,7 м.
«Я присмотрел механические мастерские при сельскохозяйственном институте. Там мне выделили что-то наподобие тамбура. Тамбур был узенький, но с высоким потолком. Рабочие мастерских называли это пространство «бочкой». Когда памятник был готов, они мне сказали, что гордятся тем фактом, что Абай был создан в их «бочке»».
Перед началом работы скульптор ездил на родину Абая, общался с местными аксакалами, по возвращения в Алма-Ату обратился в Академию наук с просьбой по рекомендовать ему консультанта. Ему рекомендовали родственника Абая, писателя Мухтара Ауэзова, который согласился консультировать Наурызбаева. Каждое утро по пути на работу скульптор заходил к Ауэзову в дом, где сейчас расположен дом-музей Ауэзова.
Писатель почти каждый день приходил в механические мастерские вместе с другими писателями, художниками, гостями из других республик. Из-за тесноты помещения всего Абая разглядеть было невозможно, Ауэзов одобрительно кивал и говорил, что всё хорошо. Когда работа над памятником была закончена, его транспортировали во двор мастерских. Приехали специалисты с ленинградского завода «Монумент-скульптура», где должны были отливать памятник из бронзы, и готовились его забрать. Скульптор позвонил Ауэзову, и тот пришёл, как обычно, со своими гостями. На этот раз писатель резко раскритиковал всю работу, увидев её целиком. Наурызбаев сильно расстроился, примерно через десять дней он доделал работу и вновь пригласил Ауэзова. «Вот это — Абай» — сказал писатель.
Последние годы
Хакимжан Наурызбаев скончался в сентябре 2009 года. Помимо родственников на его похороны пришло человек двадцать — скульпторы, художники, несколько журналистов. Как отмечали его коллеги, министерских чиновников не было. Художник Владимир Псарёв в интервью журналистам рассказал, что даже похоронить мастера было не на что, — помог ректор Казахской национальной академии искусств Арыстанбек Мухамедиулы.
Творчество
Наурызбаевым созданы памятники Абаю (1960), Чокану Валиханову (1969, Государственная премия Казахской ССР 1970 года), М. И. Калинину (1971, совместно с В. Ю. Рахмановым) в Алма-Ате, Джамбулу Джабаеву (1963) в Таразе, В. И. Ленину в посёлке Жансугуров Алматинской области, отмеченные органичной целостностью образного решения и пластичностью скульптуры.

Юлиана Жихорь      22-06-2011 18:45 (ссылка)
Re: Знаменитые художники Казахстана
Мамбеев Сабур Абдурасулович (1928), живописец, народный художник КазССР (1980), окончил Алма-Атинское художественное училище (1947), Ленинградский художественный институт им.И.Репина (1947-1953), мастерская М.И.Авилова и В.Анисовича, учился у Б.Фогеля и А.Ефимова, член Союза художников РК, председатель Союза художников Казахской ССР (1952-62, 1968-83). Живет и работает в Алматы.
Родился в Шымкенте, рано остался сиротой, воспитывался в детском доме. Его однокурсниками в художественном училище были М.Кенбаев, К.Тельжанов, Б.Тулеков, Ж.Шарденов, К.Шаяхметов, Г.Исмаилова, их учителями были не менее известные личности – Абрам Черкасский, Леонид Леонтьев, Алексей Беседин, Георгий Брылов и Алексей Бортников. На творческий рост Мамбеева благотворное влияние оказало богатое творческое наследие казахского народа: яркие красочные орнаменты войлочных кошм, резьба по камню, дереву, кости, чеканка по металлу, тиснение узоров по коже. Своеобразным импульсом в его творчестве послужил отзыв о картинах «В горах» и «У юрты» замечательного художника-лирика Сергея Герасимова в 1958 году в Москве на Декаде казахского искусства: «Радостным ощущением бытия родного народа проникнуты полотна С.Мамбеева. Своеобразно декоративные по манере исполнения, они напоены светом, солнцем, яркостью красок… очень национальны и современны по своему эмоциональному строю».
«Уникальная манера мамбеевского письма – это органичное выражение его напряженной творческой мысли и своеобразного не только в национальном контексте мироощущения. Его полотна производят впечатление особой внутренней значимости». С «вибрирующей подвижностью импрессионизма и конструктивной сделанностью цвето-декоративных пленерных работ Борисова-Мусатова» сравнивали искусствоведы республики его полотна, отмечая при этом как основную творческую опору на тысячелетнюю традицию пластических искусств кочевников Евразии и, в частности Казахстана» - Райхан Ергалиева, доктор искусствоведения.
«В картинах Мамбеева царят естественность мира, поэзия восприятия и аристократизм живописной формы, которые суть дар не природы, а культуры. Культуры чувств и мыслей, обращенных к «уходящей натуре» – традиционному образу жизни казахов, отголоски которого все еще слышны в отдаленных аулах и жайлау» - «Антология искусства Казахстана», 2004

Муллашев Камиль Валиахмедович (1944), живописец, заслуженный деятель РК (1996), народный художник Республики Татарстан (2003), лауреат премии ВЛКСМ (1981), СССР. В 1984 году награждён серебряной медалью Академии художеств Франции. Окончил Алма-Атинское художественное училище (1967), Московский государственный художественный институт им.В.И.Сурикова (1972-1978), мастерская Т.Т.Салахова, член Союза художников СССР (1980), РК, профессор Национального университета искусств РК, академик Академии естественных наук РК. С 2007 года живет и работает в Астане.
Мулашев К.В. родился 27 октября 1944 года в г.Урумчи КНР. С детства проявил незаурядные способности к рисованию, там он окончил школу и два курса института искусств. В 1963 году семья Муллашевых приехала в Казахстан. В Алматы он поступил в художественное училище, обратив на себя внимание высоким уровнем подготовки, работал, поступил в Суриковский институт в Москве, который много дал художнику и в плане профессионального мастерства, и для обогащения жизненного опыта.
С 1974 года участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Дипломная работа «Земля и время. Казахстан» (1978г.с.) стала визитной карточкой не только художника, но и романтическим символом республики, живописной поэмой о преображении казахской степи. «Бесконечная, хранящая память кочевничества многих поколений, живущая в едином ритме, в глубокой взаимосвязи с Космосом и мирозданием… такой предстает казахская степь в картинах художника Камиля Муллашева». После учебы, в 1978 году он возвращается в Алматы.
Его имя известно далеко за пределами нашей страны. Его многоплановое творчество направлено на осмысление истории каждого этапа в жизни нашей страны, он чуток к своему времени. На протяжении всего своего творческого пути художник остается верен высоким принципам искусства. Творчество Муллашева К.В. - это часть духовной культуры республики, воплощение определенного эмоционального, духовного состояния жизни общества. Каждое его произведение полно размышлений и раздумий автора.
«Удивительный синтез монументального мышления и романтического пафоса – так можно определить основу творчества Камиля Муллашева. Круг интересов художника необычайно широк – от осмысления художественных традиций прошлого до новейших течений в искусстве. В творчестве К.Муллашева органично сочетаются произведения реалистические и авангардные, обобщенно-символические и метафорически-ироничные иносказания» - К.Мукажанова, искусствовед.
В его творчестве особое место занимает портретный жанр. И как говорит сам Камиль Валиахмедович: «Настоящий портрет передает не просто изображение человека, он несет свою ауру, которую внимательный зритель всегда почувствует. Внутреннее состояние личности, переживания, мысли и чувства – вот, что делает портрет живым, что заставляет воспринимать его не просто как достоверное изображение человека, но как изображение самой жизни в ее бесконечном и прекрасном разнообразии».
Произведения К. Муллашева находятся в Третьяковской галерее в Москве, в Государственном музее искусств им.А.Кастеева в Алматы, Музее современного искусства г.Астаны, во многих зарубежных государственных и частных собраниях – в США, Франции, Германии, Лихтенштейне, Турции, Китае и других стран мира.

Рахманов Вагиф Юсуфович - скульптор, заслуженный деятель искусств РК (1981), член Союза художников Казахстана (1967), член Скульптурного общества Канады (1998). Живет и работает в Алматы.
Родился 12 марта 1940 года в Баку (Азербайджан), окончил Бакинское художественное училище, Московский государственный художественный институт им.В.И.Сурикова (1965).
«В творчестве Вагифа Рахманова мы видим многоликое пост-модернистское тело, для которого главным является отношение внешнего и внутреннего, части и целого, оболочки и содержимого, конверта и письма. Само тело представляется открытым и часто полым, тогда как внешняя оболочка карнавальной и часто отсылающей зрителя к персонажам комедии дель-арте... Особая роль в работах Вагифа отводится взаимодействию двух материалов. Это может быть дерево и краска, металл и стекло или же металл, обработанный до сияющего золотого блеска «снаружи» и раскрывающий все богатства фактуры и патины «внутри». Поэтому при восприятии его работ нужен свет» (Борис Чухович, университет UQAM).
С 1964 года он участвовал в более 100 всесоюзных, международных и республиканских выставках. С 1972 года – международных симпозиумах парковой скульптуры в Польше, Латвии, Венгрии, Азербайджане, Киргизии, Латвии, Болгарии, Казахстане, Украине, Мавритании, Германии, Китае, Турции и т.д. Является лауреатом международных скульптурных симпозиумов. В разные годы его персональные выставки прошли в известных художественных центрах мира – Баку, Алматы, Душанбе, Ташкенте, Москве, Париже, Торонто, Оронске, Будапеште, Вашингтоне и т.д.
Скульптуры Рахманова всегда вызывают повышенный интерес со стороны профессионалов и знатоков искусства. Его скульптуры находятся в собраниях ГМИИ им.А.Кастеева, музеях изобразительных искусств Караганды, Павлодара, Петропавловска, Дирекции выставок и аукционов г.Алматы, галереях современного искусства Алматы, Пакистана, Министерстве культуры Турции и России, корпоративных коллекциях Канады, Кореи, США, международных парках скульптуры в Польше, Венгрии, Болгарии, Украины, Киргизии, Азербайджана, Казахстана, Мавритании, Германии, Китая, частных коллекциях Австрии, Азербайджана, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Израиля, Италии, Ирландии, Казахстана, Канады, Китая, Кореи, Литвы, Лихтенштейна, Пакистана, России, США.
     27-02-2012 15:26 (ссылка)
Re: Знаменитые художники Казахстана
<
Борис Трубин      30-05-2016 18:59 (ссылка)
Re: Знаменитые художники Казахстана
Сергей Петренко      20-02-2017 12:45 (ссылка)
Re: Знаменитые художники Казахстана
Подскажите фамилию этого казахстанского художника.