Все игры
Discussions
Sort: by updates | by date | by rating Show posts: Full text | Headings
Сергей Егоров, 20-03-2011 11:47 (link)

Из истории гомеопатии.

Самуил Ганеман и психиатрия.

С.П. Егоров, Симферополь.

К сожалению, о Ганемане не пишут ни в одной книге по психиатрии, включая учебники. Во всем мире Пинеля считают первым врачом, предложившим в 1792 году гуманное отношение к психическим больным.
Вопрос о приоритете в данной области сейчас не столь уж важен, однако, не стоит забывать, что Ганеман первым начал лечить без цепей и веревок больных с психическими болезнями.
Мучительной и страшной была жизнь психически больных во времена Ганемана. Вместо лечения эти несчастные и обездоленные подвергались избиениям, наказаниям а, зачастую, и пыткам.
«Приемы и способы, как прежде пользовали душевнобольных, известны всякому врачу. К возбужденным и строптивым больным врачи относились, как к диким зверям: в них хотели возбудить боязнь, страх, ужас. Телесные наказания, лечение рвотой были обыденным явлением. Беснующихся прикрепляли ремнями к горизонтальной доске, которая вращалась с большой скоростью… Вследствие этого дом умалишенных, пользовавшийся репутацией хорошо устроенного дома, был до известной степени похож на застенок», - говорит Вестфаль. –цит. по книге Амике «Возникновение гомеопатии и борьба против ее распространения», изд. Ф.К.Флемминга в 1889 г. Издано в изд. Гомеопатическая медицина, 2002 год, стр.60-61.
«Такое же обращение ввел Эрнст Горн в переданном ему в 1806 году отделении Берлинской Шаритэ для умалишенных, бывшем в то время самым большим учреждением для умалишенных в Пруссии. Он, кроме того, изобрел «закрытый мешок», в который завязывали помешанных и в котором они должны были оставаться лежать там, где их положили… Воскресным посетителям этих больниц показывали умалишенных в виде забавы и дразнили их для увеселения публики» – там же.
Основная точка зрения Ганемана в душевных болезнях была следующая: «Я никогда не позволю наказывать сумасшедшего ударами или другими болезненными телесными наказаниями, так как за неумышленность наказания не существует, и потому что эти больные заслуживают только сожаления, и от такого сурового обращения постоянно становятся хуже и вряд ли когда-нибудь исправляются».
Именно так он пользовал и вылечил в 1792 г. помешавшегося тайного канцелярского секретаря Клоккенбринга из Ганновера, известного писателя. После полного выздоровления от умопомешательства этот несчастный показывал своему спасителю «часто со слезами на глазах остатки мозолей от веревок, которые прежние его сидельцы употребляли для того, чтобы сдерживать его в границах» – там же.
Позже Ганеман писал в «Органоне врачебного искусства»: «Надобно изумляться жестокосердию и легкомыслию врачей в заведениях этого рода не только Англии, но и Германии, употребляющих против этих несчастных, наиболее заслуживающих сострадания, вместо действительно целебного антипсорического гомеопатического лечения грубые побои и другие истязания.

Этими бессовестными и возмутительными действиями врач становится ниже тюремного экзекутора, ибо последний применяет подобные наказания только по обязанности службы и против преступников, тогда как первый вымещает на жалком и невинном больном злобу свою на неизлечимость душевной болезни и горькое сознание бессилия своего искусства» (примечание к «Органону» №104 в параграфе 228).
В «Органоне врачебного искусства» (параграфы 210-230) Самуил Ганеман блестяще формулирует главные выводы из своего богатейшего опыта лечения психически больных. Он совершенно четко отличает невротические расстройства от психозов, а реактивные и симптоматические психозы от эндогенных.
По мнению Ганемана, психические болезни не образуют собой особого класса болезней; «ибо состояние ума и нрава необходимо изменяется во всех болезнях, поражающих наше тело» (пар.210) и вполне излечимы: «лечение достижимо и возможно не иначе как на основании того же закона подобия» (пар.214).
Ганеман предписывает при любых болезнях рассматривать состояние психики больного как один из важнейших симптомов, позволяющих определить истинную картину болезни и успешно проводить гомеопатическую терапию даже острых заболеваний (пар.211,212,213)
Почти за столетие до Фрейда Ганеман положил в основу терапии психосоматический подход и показал взаимосвязь здоровья и сексуальности. Вероятность развития болезни вследствие психических нарушений являлась для него неоспоримым фактом. Понятие «психосоматическое заболевание», как оно сформулировано в наше время, охватывает круг болезней, которые манифестируют соматическими симптомами, а этиология заключена в душевных переживаниях. Ганеман точно описал взаимосвязь предрасположения (назвав его незначительной болезненностью) с провоцирующими психическими нагрузками. «Существуют, правда, некоторые психические заболевания, которые рождаются не только из соматических болезней, но и, наоборот, при незначительной болезненности из психики возникают и продолжаются под влиянием печали, гнева, обиды, оскорблений и в тех случаях, когда часто есть повод к тревоге и страху. Этот вид психических заболеваний потом со временем часто приводит к значительному нарушению физического состояния здоровья» –пар.225 «Органона».
Практически в то же время Ганеман высказал свое мнение о взаимосвязи состояния здоровья человека и гармоничности его интимных отношений:
«Одним из дополнительных препятствий в лечении хронических заболеваний, встречающимся не так уж редко и всё же игнорируемым врачом, является подавление сексуального влечения у достигших брачного возраста лиц обоих полов либо из-за отсутствия супружеской жизни по тем или иным причинам, не могущим быть устраненными врачом, либо там, где супружеские пары образованы слабой здоровьем женой и физически крепким мужем или, наоборот, физически слабым мужем и физически здоровой женой, и там, где половые отношения были абсолютно запрещены нездравомыслящим врачом, как это нередко случается. В подобных случаях более благоразумный врач, видя сложившуюся ситуацию и признавая естественное влечение, заложенное Творцом, снимает подобный запрет и этим самым сумеет сделать излечимым множество истерических и ипохондрических состояний и даже депрессию и психоз». - С. Ганеман «Хронические заболевания». Смоленск. Гомеопатическая медицина. 2000, стр.155.

Достаточно четко и ясно Ганеман сформулировал понятие об экзогенных (симптоматических) психозах. Стоит привести его полностью (пар.216).
«Нередки случаи, где в болезнях, называемых телесными и угрожающих близкой смертью (как, например, при нагноении легких или страдании другой важной внутренности), или в скоротечной болезни (после родов и проч.) душевный припадок, внезапно усилившийся, переменяет их в безумие, меланхолию или бешенство и тем устраняет гибельный исход самой болезни.
…болезнь делается частною и, так сказать, местною; она сосредоточивается
в припадках ума и нрава, которые занимают место других симптомов и укрощают на некоторое время жестокость последних.
Болезнь органов тела, которые гораздо грубее, переносится на невещественные органы души…; эти тонкие органы служат здесь к отвлечению болезни, как это случается при появлении так называемых местных болезней на наружных частях тела».
Эндогенные психозы (шизофрения, циклотимические психозы) Ганеман рассматривает как болезни тела, происходящие из конституциональной предрасположенности (пар.215).
Психические симптомы (по которым психиатры ставят диагноз), рассматриваются им как патогномоничные, и, по его убеждению, для выбора лекарств имеют второстепенное значение.
Соматические симптомы, которые предшествуют психическим нарушениям или сопутствуют им, характеризуют конституцию больных и является, таким образом, корнем болезни (пар.218,219).
По обоснованному убеждению Ганемана при выборе препарата для хронического психического больного на первом месте должна стоять конституциональная соматическая симптоматика (пар.220).
И, напротив, при внезапно наступающем эпизоде возбуждения, психическая симптоматика выдвигается на передний план. Ганеман рекомендует применять при этом средства для острых состояний: Аконит, Белладонна, Страмониум, Хиосциамус (пар.221, Органон).
Эти средства он рекомендует назначать до, или в процессе конституционального лечения, но не одновременно, а чередуя между собой.
Если при сборе анамнеза удается отчетливо выявить этиологию (причину) психического нарушения – испуг, стресс, интоксикацию (отравление), то при выборе препарата следует ориентироваться на нее. После устранения психотравмирующей ситуации этиологическим средством необходимо переключиться на конституциональное лечение (пар.221,222).
Хочется особо отметить, что, по мнению Ганемана, при лечении психозов для выбора лекарства именно соматические симптомы и признаки (конституция, отягощенность, тип реакции) имеют высший ранг по сравнению с патогномоничными симптомами психического заболевания.
И напротив, психические симптомы могут иметь более высокий ранг при соматических заболеваниях или органных неврозах.
Кроме того, независимо от ценности соматических и психических симптомов при различных формах неврозов особую ценность приобретают яркие, особенные, особенно парадоксальные симптомы («Органон», пар.153), независимо от того, соматические они или психические.

В параграфах 228 и 229 «Органона», Ганеман, за много лет до того, как были сформулированы такие понятия, как медицинская этика и деонтология изложил основные правила поведения медицинского персонала в общении с нервно-психическими больными: «необходима также некоторая гигиена и для души, состоящая в том, чтобы врач и родственники больного старались обходиться с ним приличным образом; противоречия, неуместные и настойчивые наставления и грубые выговоры здесь так же неприличны, как и слабая, робкая снисходительность; то и другое обхождение равно вредны для ума и нрава больного…».
Звучит более чем современно.
И, наконец, в 230 параграфе «Органона» Ганеман подводит итог своим исследованиям в области лечения психически больных: «Если избранное лекарство для известной душевной болезни совершенно прилично и гомеопатически соответственно начертанному виду болезни, то часто достаточно малейшего приёма для произведения в короткое время весьма заметного поправления, чего невозможно достичь самыми большими и частыми приёмами всех аллопатических лекарств.
Выбор здесь даже из многих лекарств не особенно труден, потому что главный припадок – ненормальное состояние ума и нрава столь ясно обнаруживается, что его нельзя не распознать. Обширная и многолетняя опытность позволяет мне утверждать, что преимущество гомеопатического искусства перед всеми прочими врачебными способами нигде так ясно не проявляется, как в застарелых болезнях ума и нрава, началом или спутниками которых служат физические недуги».
Ганеман, его сподвижники и ученики много занимались лечением психически больных, о чем свидетельствует «Органон» и отличная книга его учеников «Общая и специальная терапия психических заболеваний и расстройств по гомеопатическому принципу», вышедшая в 1855 году.
«Чезаре Ломброзо, будучи знаменитым психиатром и профессором нервных болезней, изучил гомеопатию и исцелил с ее помощью множество психически больных». Цит. по - «Гомеопатический лечебник» д-ра К. Миллера, издание д-ра Флемминга. С.- Петербургъ, 1897 год.
Словом, психиатры, психотерапевты, неврологи могли бы гораздо эффективнее лечить своих больных, если бы использовали возможности гомеопатии.

ЛИТЕРАТУРА
1. Гуревич М. О. Психиатрия. –М.; Медгиз, 1949.
2. Каннабих Ю. В. История психиатрии. Репринтное издание. – М.: ЦРТ МГП ВОС, 1994.
3. Амике «Возникновение гомеопатии и борьба против ее распространения», изд. Ф.К.Флемминга в 1889 г. Издано в изд. Гомеопатическая медицина, 2002 год, стр.60-61.
4. С. Ганеман «Органон врачебного искусства», изд. д-ра Флемминга. С.- Петербургъ,1894 г.
5. С. Ганеман «Хронические заболевания». Смоленск. Гомеопатическая медицина. 2000.
6. «Гомеопатический лечебник» д-ра К. Миллера, издание д-ра Флемминга. С.- Петербургъ, 1897 год.
7. З. Фрейд «Три очерка по теории сексуальности», 1905, М.; Просвещение, 1989.

Панах Гaмидов, 29-11-2010 15:43 (link)

Траумель


    В лечении заболеваний ОДА (опорно-двигательного аппарата) основную роль играют НПВС (нестероидные противовоспалительные средства), при дегенеративных и дистрофических процессах в хрящевой ткани суставов широкое применение нашли хондропротекторы. В последнее время обретают популярность гомеопатические препараты, которые являются прекрасным дополнением к аллопатическим (традиционным) средствам.
    Траумель С является гомеопатическим лекарством. Препарат выпускается в форме мази, таблеток, капель для перорального применения и раствора для инъекций. Круг показаний для Траумель С необычайно широк, поскольку препарат оказывает не только противовоспалительное, но и обезболивающе, противоотечное, рассасывающее, ранозаживляющее и иммуностимулирующее действие. Также Траумель С повышает тонус сосудов, опосредованно улучшает периферическое кровообращение.
    Механизм действия гомеопатических препаратов вообще и Трумель С, в частности, основан на введении в организм микроскопических доз компонентов растительного, минерального, либо животного, происхождения, которые в больших дозах вызывают симптомы, аналогичные тем, что сопровождают болезнь. Таким образом, в гомеопатии действует принцип "лечим подобное подобным".Траумель С включает 12 растительных ингредиентов и 2 минерала, которые в комплексе оказывают выраженный терапевтический эффект.
    Траумель С успешно применяется для лечения остеохондроза, том числе в стадии обострения. Препарат уменьшает воспаление в очаге поражения, кроме того обладает обезболивающим действием. Траумель С может сочетаться с другими лекарственными (НЕ гомеопатическими) средствами, применяющимися для лечения остеохондроза и прочих заболеваний ОДА, а также травм.
    Мазь Траумель С применяется 2-3 раза в день - ее наносят легкими втирающими движениями. Таблетки и раствор применяют согласно инструкции. Инъекции можно производить внутримышечно или вводить в околосуставное пространство. На первых этапах лечения возможно обострение симптомов заболевания.
    Траумель С не оказывает побочных действий на органы кроветворения, не вызывает раздражения слизистой ЖКТ и не вступает во взаимодействия с другими лекарственными препаратами, может применяться при беременности и лактации а также в детском возрасте, в дозировках предписанных лечащим врачом.

Джебран Халиль Джебран

В  папке- музыка сообщества выкладывается аудиокнига "Пророк". Побробнее об авторе-  http://omkara.ru/gibran/

Афоризмы Гуфеланда

Медицинское искусство одно, потому что оно основано на вечных законах природы; но систем медицинских много. Иначе и быть не может. Системы зависят от преобладающих понятий и от состояния познаний, на которых понятия те утверждаются.
***

Мы имели уже достаточное число систем для полнейшего убеждения в том, что не в них заключается врачебное искусство. История последнего тридцатилетия в особенности доказывает это с преизбытком. Каждую систему изобретатель ея считает единою приемлимою, верною, полезною, доколе новая система не опрокинет ее, на основании таких же будто бы свойств, и не воцарится на более или менее продолжительное владычество. Так будет до конца жизни человечества.
***

Нас преисполняет радости и утешения то, что несмотря на превратность систем и грубые заблуждения школ, все-таки известное число людей постоянно питают и хранят в своем сердце горячую любовь к искусству истинному.
***

Помышляйте непрестанно о том, что вы и в чем заключается обязанность Ваша? Бог сподобил вас драгоценного таланта и служения великого, в охранение священного огня жизни, в раздавание Его даров неоцененного здравия и в знание и употребление таинственных сил, влитых Им в природу веществ для пользы человека. Обязанности священные и возвышенно важные! Исполняйте их в состоянии безукоризненно чистой совести, не для собственной выгоды, не для собственной славы, - но во славу Господа и во спасение братии. Знайте, что некогда вы непреложно должны будете дать отчет о поведении вашем, об употреблении ввереного вам делания.

Афоризм Дж. Т. Кент

"Основа жизненного процесса - наличие воли и способность мыслить. Совокупность этих двух начал - воли и разума - и является внутренней жизненной силой, которая контролирует и регулирует все процессы в физическом теле. Гармонию между волей и разумом мы называем здоровьем, нарушение гармонии - болезнью. Мы не будем здесь выяснять, что предшествует внутренней жизненной силе. Скажем лишь, что она была сотворена Господом, и этого нам вполне достаточно".
Дж. Т. Кент

Очерк биографии Василия Васильевича Дерикера (к выходу книги)

Становление гомеопатии в России определялось, кроме неизбежности, участием целого ряда личностей масштаба, соответствующего новой идее. Один из ряда - В.В. Дерикер.
Он родился в 1816 г. в семье государственного служащего, который умер, когда мальчику было 6 лет. Мать отдала ребенка в английскую школу, однако, несмотря на способности, продолжить его образование не было возможности из-за бедности.
В 16 лет мальчик поступает учеником в типографию и работает там наборщиком. В 1833 г. типография начинает набирать журнал "Библиотека для чтения" - всеобъемлющее издание, содержащее разделы по всем областям знаний - науки, художества и пр. Набирая статьи этого сборника, молодой человек получает и импульс, и материал для своего образования. Увлекшись датской поэзией, он самостоятельно изучает немецкий, затем французский языки и сам начинает писать стихи. Перевод вдохновившей его драмы Эленшлегера "Габард и Сичка" опубликован в той же "Библиотеке для чтения". Редактор назначает Дерикера своим помощником, а вскоре тот получает место преподавателя русской словесности в Дворянском полку - старейшем учебном заведении России.
В 40-е годы Дерикер, будучи уже профессиональным переводчиком и преподавателем словесности, знакомится и увлекается новой медициной под влиянием своего родственника И. Ведринского, известного врача-гомеопата. Знание языков позволяет ему изучить гомеопатическую литературу Европы. Он посещает публичные лекции в Медико-Художественной академии и, получив звание доктора медицины, начинает врачебную практику под руководством того же Ведринского.
В 1854 г., во время Крымской кампании Дерикер по поручению начальства Дворянского полка пишет лечебное руководство для военнослужащих, в котором пропагандирует гомеопатию, но его лечебник не пропущен цензурой - может быть слишком радикально гомеопатичен?
Конец 50-х годов в России - предреформенное время, т.е. обострение и выявление всех противоречий и проблем, из которых Дерикера увлекает и волнует проблема здоровья и болезней народа. В 1850 г. он избран действительным членом Императорского географического общества. Изучая географию болезней России и способы народного самоисцеления, он приходит к выводу: чтобы поправить общее народное здоровье, нужно, во-первых, просвещение, а во-вторых - развивать народную медицину. Для этой цели что может быть лучше гомеопатии. Дерикер переводит с французского "Гомеопатический лечебник острых и хронических состояний" доктора А. Теста и "Домашний гомеопатический лечебник или наставление к пользованию обыкновенных болезней гомеопатическими средствами за отсутствием и до прибытия врача" доктора К. Миллера, который переиздавался 6 раз.
Желая упрочить положение гомеопатии и дать ей базу и возможность развития, Дерикер в 1858 г. пытается создать общество врачей-гомеопатов со своим журналом и клиникой. В создании официального общества ему отказано, однако держатель санкт-петербургской гомеопатической аптеки доктор Ф.К. Флемминг предлагает врачам собираться у него дома и вести приемы на базе его аптеки. С его же помощью в 1861 г. начинает издаваться "Журнал гомеопатического лечения", который практически ведется Дерикером. В журнале излагаются принципы и основы гомеопатии, публикуются теоретические статьи, переводимые Дерикером, случаи из практики, домашние лечебники (в т.ч. военно-походный лечебник Дерикера). В это время Дерикер работает над тем, чтобы найти в народных лечебных методах неосознанную гомеопатичность и систематизировать эти сведения. Этот труд не окончен. Журнал существовал 3 года и знакомил с гомеопатией самый широкий круг людей. Он закрылся из-за недостатка средств, а не энергии или востребованности.
Но это не единственный прорыв. Дерикер публикует многочисленные статьи в журнале "Народная беседа" и в отдельных брошюрах, которые должны изменить подход к проблемам здоровья, связав его с нравственным аспектом, повышая грамотность народа в вопросах гигиены, лечения и техники жизни: "Опрятность", "Воздержанность", "Вино и болезни от пьянства", "Побои и вред от них для здоровья телесного и душевного", "Священникам и грамотным людям о домашнем лечении в народе", "Предохранительные и лечебные средства против чумы рогатого скота" и пр. Дерикер издает "Народные лечебник. Общедоступное руководство к пользованию простыми домашними и гомеопатическими средствами. Для сельских священников, домохозяек и грамотных людей", где излагает теорию гомеопатии, здоровья и болезней и излечения для всех слоев населения.
В 1869 г. Дерикер издает первую в России "Гомеопатическую фармакологию: Толковый свод до сих пор исследованных лекарств с присоединением данных патологической анатомии и терапевтическими указаниями" - 4 тома исследований лекарственных средств, собранных из немецких, французских, английских изданий.
В 1868 г., наконец, удовлетворено ходатайство об образовании Гомеопатического общества. Секретарем его становится Дерикер. Цель его утверждения - научное и практическое развитие гомеопатии в России. В 1870 г. открывается первая лечебница в Санкт-Петербурге, где врачи-гомеопаты безвозмездно лечат приходящих. Ф. Флемминг помогает возобновить издание журнала. Редактором его избран Дерикер. Задача журнала - "…упрочение положения гомеопатии и привлечение к ней новых рабочих сил… Только этим путем гомеопатия обратится из домашнего пособия в настоящую врачебную науку". Для осуществления этого употреблял Дерикер все силы своего таланта, все вдохновение.
На страницах журнала печатаются статьи практикующих врачей-гомеопатов, информация о работе общества и лечебницы, освещаются теоретические и философские аспекты новой науки.
Но несмотря на все усилия, энергию и таланты участников не хватает материальных средств на поддержание существования - больница закрывается и журнал перестает существовать с января 1877 г.
2 октября 1878 г. Василий Васильевич Дерикер умер. Санкт-Петербургское общество врачей-гомеопатов распалось через полгода после его смерти. "Общество лишилось деятельнейшего члена своего, опоры гомеопатии в России, человека, около 30 лет подвигом добрым подвизавшегося в борьбе за ее достоинство и самостоятельность", - писал его соратник К. Боянус.
Значение этого яркого, талантливого, вдохновенного человека для гомеопатии, медицины, роста образованности и нравственности России, для каждого человека, с которым он пересекался в своей жизни, в трудах или в воспоминаниях о нем - велико и несомненно.

Перечень трудов и переводов В.В. Дерикерa

1839г.- скандинавская драма Эленшлегера в пяти действиях, в стихах Тагбард и Сигна". Перевел В.Дерикер, наборщик "Б.д.ч." в тип. Э.Праца.
1841г. - Повести Эленшлегера. Волунд (скандинавская сага). В.Дерикер. - "Сын отечества".
1842г. - Аладдин, или волшебная лампа. Драматическая сказка, в 2 частях, Эленшлегера. Перевод в стихах В.Дерикера. - "Сын отечества".
1842г. - Оберон. Из Виландовой героической поэмы. Первая песнь. Пер. В.Дерикер. - "Библиотека для чтения".
1847г. - Богатый человек. Повесть из романа А.Делаверня. Пер. В.Дерикер. - "Библиотека для чтения".
1850г. - Годви-Кестль. Роман г-жи Пальцевой. Пер. В.Дерикер. - "Северное обозрение".
1850г. - редактор учено-литературного журнала С.-Петербурга "Северное обозрение".
1854г. - военно-походный лечебник "Лечение ран и механических повреждений", не пропущенный медицинской цензурой и напечатанный в 1862 г.
1854г. - Гомеопатический лечебник острых и хронических детских болезней. Соч. Д-ра А.Теста. Перевел с франц. с приложениями В.Дерикер. Спб., 1854.
1854г. - Физиологическая история женщины (Устройство женского организма. Его свойства, особенности и потребности. Развитие, возрасты и физиологические состояния. Сохранение здоровья и красоты. Воспитание. Книга для матерей и воспитательниц) Соч. В.Дерикера. Спб., 1854, 432 с. (2-е изд.-1873 г.)
1855г. - О составлении русского сборника народно-врачебных средств и материалов для географии болезней в России. Предложение действ, чл. Имп. Рус. Геогр. О-ва В.Дерикера, читанное в заседании Этногр.отд. 27 декабря 1855 г. Спб., 1856, 12с.
1857г. - Домашний гомеопатический лечебник, или наставление к пользованию обыкновенных болезней гомеопатическими средствами за отсутствием и до прибытия врача. Соч. Д-ра К.Миллера. Пер. В.Дерикера. Спб. 1857 Переиздание: 1860, 1865, 1870, 1876, 1882 г.
1860г. - О вырождении человеческого рода и средствах препятствовать этому вырождению физическим и нрав ственным усовершенствованием человека. Сост. Д. по новейшим физиологическим и медицинским открытиям. (Автор установлен по изд.: "Словарь псевдонимов").
1860г. - Гомеопатическое лечение сибирской язвы. Соч.
В.Дерикера. Спб., 1860. 1861-1863 г.г. - Журнал гомеопатического лечения. Спб. Изд.Ф.Флемминг. Ред. Б.Б.Геринг.
1862г. - О знахарях и врачебной помощи в деревнях.
В.Василича. Священникам и грамотным людям о домашнем лечении в народе. В. Дерикера. Спб., 1862, 30 с. (3-е изд. -1865 г.; 4-е изд. -1872).
1862г. - Предохранительные и врачебные средства против чумы рогатого скота и сибирской язвы. Соч. В.Василича (Дерикера).
1862г. - Stramonium, рекомендуемый от укушения бешеными животными и прижигание. Соч. В. Дерикера. Спб., 1862
1862г. - Гомеопатический закон подобия. Открытое послание к Г. профессору Д-ру барону Юстасу фон-Либиху, Д-ра фон-Грауфогля. Пер. с примечаниями переводчика В.Дерикера. Спб., 1862.
1862г. - Гомеопатическое пособие беременным и роженицам. Соч. Д-ра Крозерио. Пер. В.Дерикера. Спб., 1862, 72 с.
1862г. - Что производит хина и может ли она отравлять? Справка гомеопата о мнениях и наблюдениях аллопатов. В.Дерикер.
1863г. - Секретные и несекретные средства от водобоязни и покусов бешеными собаками. Соч. В.Дерикера. Спб., 1863, 16 с.
1863г. - Народный лечебник. Общедоступное руководство к пользованию простыми,домашними и гомеопатическими средствами. Для сельских священников,домохозяек и грамотных знахарей. Сост. В.Дерикер. Спб., 1863 (Переиздание: 1872, 1881, 1908, 1915г.)
1864 -1867г.г. - Народная беседа. Вестник полезных сведений. Издатель-редактор В.Дерикер.
1866г. - Гомеопатическое лечение холеры. Краткое руководство для врачей и не врачей. Соч. В.Дерикера. Спб. 1866, 48 с. (Переиздание: 1871, 1876, 1892г.).
1867 - 1869 г.г. - Гомеопатическая фармакология. Полный свод до сих пор исследованных лекарств с присоединением данных патологической анатомии и с терапевтическими указаниями. Сост. В.Дерикер, член Центрального Германского Общества врачей-гомеопатов. Спб., ч. I-IY (1867 г.- ч. I, 358 с.; 1868 г. - ч. II, 434 с. и ч. Ill, 427 с.; 1869 г. - ч. IY, 594 с.).
1868г. - учреждение Санкт-Петербургского общества врачей-гомеопатов. Секретарем О-ва единогласно избран В.Дерикер.
1870г. - открытие гомеопатической лечебницы для приходящих (26 июня).
1870г. - "Гомеопатические предохранительные средства от холеры". Соч. В.Дерикера. Спб., 1870. 1872-1876 г.г. - Журнал Санкт-Петербургского общества врачей - гомеопатов.Издатель Ф.Флемминг.Редактор В.Дерикер.
1873г. - открытие гомеопатической больницы на 20 коек (14 сентября).
1874г. - "К приверженцам гомеопатии". В.Дерикер. Спб., 1874 8 с.

 

 

Афоризмы

"Есть два сокровища в жизни человека: отменное здоровье и безупречная совесть. Первое ему дарит гомеопатия, второе - любовь к Богу и ближнему."
С. Ганеман

This group may contain posts available to members only.
Join the group to read them