Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки
Agatha Nelson, 16-07-2017 23:29 (ссылка)

Биография

Происхождение рода Айвазовских:
Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Гайвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении) в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.

Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой — по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант — солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского.

Детство и учёба
После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Гайвазовский (1771—1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве — Габриэл). Первоначально торговые дела Гайвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшем талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.

Крым и Европа (1838—1844)
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.
В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.

В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.

Дальнейшая карьера
В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

Семья
В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было три дочери: Елена, Мария и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в в 1877 году.

Вторая жена Анна Никитична Саркизова.
Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским. Сам дом, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник открыл собственный выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нем свои картины, которые должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом создания галереи.

По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество великого мастера. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина.

Творчество
Айвазовский и Турция


Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчества Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкыртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.

Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).

Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

Работы Айвазовского в современном мире
В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах 19 века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.

Аукцион Christie's в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.)

Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин»

Последние дни жизни
Великий художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского:

Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.

Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.

Искусство И. К. Айвазовского никого не оставляет равнодушным. Высокую оценку его творчеству давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..."

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). На мраморном надгробии в форме саркофага на грабаре написаны слова древнего армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»

настроение: Задумчивое

Магдесян Эммануил Яковлевич.

Эммануил Яковлевич (Манук Акопджанович) Магдесян (1857 —1908) — российский художник-маринист, армянского происхождения.


Читать далее...  ]

Метки: ученики, открыики

И.К. Айвазовский из музеев Украины и частных коллекций.

Так называется набор открыток, выпущенный Киевским музеем русского искусства.



Набор состоит из 16 открыток, отличного качества. И часть сюжетов для меня новые, думаю и для вас тоже, так как Айвазовский без моря весьма редок (и интересен).
Читать далее...  ]

Метки: открытки

Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского. Феодосия.



Говоря об Айвазовском, нельзя не сказать о его доме. В 1845 окончив Петербургскую художественную академию и заграничную практику, молодой художник неожиданно для всех вернулся в Феодосию. Иван Константинович посчитал что самые лучшие условия для творчества он сумеет создать у себя на родине.
Читать далее...  ]

Метки: Музеи

Иван Айвазовский в Османской империи


Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии.

Граф Фёдор Петро́вич Ли́тке (17 сентября (28 сентября) 1797, Санкт-Петербург — 8 августа (20 августа) 1882, Санкт-Петербург) — русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, генерал-адъютант, адмирал, президент Академии Наук.

Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I.

Абдул-Меджид I

К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени. Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчество Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу.

Абдул-Азиз

Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени. Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).

Дворец Долмабахче

Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией. Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

Абдул-Хамид II

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех. В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый вы-пуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина. В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

Орден Меджидие I степени

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).


Известного английского мариниста Уильяма Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:
Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твоё высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.

(дословный перевод)

В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Появление на торгах Christie’s работы Ивана Айвазовского «Великая пирамида в Гизе», созданной в 1878 году, - настоящее событие для всего арт-рынка (эстимейт £300,000–500,000). Айвазовский снискал себе славу как художник, умеющий как никто другой передавать игру света. На своих маринах его талант выражался в том, чтобы вдыхать жизнь в изображения водных пространств, в то время как пустыня предоставила ему новые возможности для дальнейших экспериментов. Композиционным центром данной картины является вершина пирамиды, купающаяся в облаках света, в то время как на заднем фоне загадочно поблескивают воды Нила.

Великая пирамида в Гизе


Пирамиды. 1895


Караван в оазисе. Египет. 1871


Сцены из каирской жизни. 1881

Иван Константинович Айвазовский очень любил совершать поездки в Турцию и делал это достаточно часто. Впечатления от таких поездок были необыкновенно яркими и запоминающимися. Ведь они всегда сопровождались лишь приятными моментами, которыми была наполнена восточная культура. Айвазовский считал город Константинополь самым восхитительным и загадочным во всем мире. Поэтому на протяжении всей жизни он неоднократно писал город на своих холстах. Таинственные состояния природы всегда привлекали много внимания романтиков. Поэтому картина «Константинополь при луне» получила очень широкую популярность. Вряд ли какое-нибудь полотно может сравниться с ней в таком таинственном изображении лунной ночи.

Вид Константинополя при лунном освещении. 1846


Ночной Константинополь. 1886


Вид Константинополя. 1849


Вид Константинополя. 1851


Вид Константинополя при вечернем освещении. 1846


Вид Константинополя с Чамлича. 1870-е


Вид Леандровой башни в Константинополе. 1848


Лунная ночь в Константинополе. 1862


Лунная ночь в Константинополе. 1884


Восточная сцена (кофейня у мечети Ортакой в Константинополе). 1846


Восточная сцена (в лодке). 1846

Айвазовский впервые посетил Константинополь в 1845 году как официальный художник Российского Адмиралтейства. Художник не раз обращался к теме этого города, у него есть картины с видами Айи-Софии и бухты Золотого рога, но большинство из них не очень большого размера. Монументальный «Вид Константинополя и Босфорского залива», где изображена оживленная жизнь порта с мечетью Топхане Нусретие в последний раз была продана на Sotheby’s в 1995 году, и все эти годы находилась в одних руках.

Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог. 1856


Башни на скале у Босфора. 1859


Бухта Золотой Рог. Турция. 1845


Вид Босфора. 1864


Вид Босфора. 1874


Золотой Рог. 1872


Золотой Рог. 1895


Золотой Рог. Босфор. 1872


Лунная ночь на Босфоре. 1894

Метки: Айвазовский

Беггров Александр Карлович (1841-1914).

Хочу познакомить вас с творчеством русского художника-мариниста, акварелиста Беггрова Александра Карловича - одного из крупнейших мастеров морского пейзажа второй половины XIX - начала XIX века, но как и многие незаслуженно забытого.

Читать далее...  ]

Айвазовский в музеях мира. Часть 2.

Санкт-Петербург. Центральный военно-морской музей.

Решил продолжить показ полотен художника начатый в рассказе о Национальной галерее Армении. Тем более есть повод: Центральный военно-морской музей переезжает с привычного места на стрелке Васильевского острова и скоро откроется в Крюковских казармах на площади Труда, где в конце XIX века были расквартированы морские офицеры.

Продолжение следует...  ]

Новые марки к 195-летию художника.



Марки к этой дате вышли… от имени 2 африканских стран: Бурунди и Центральноафриканской Республики. Пишу от имени, потому что сами эти страны давно ни чего не выпускают. Они, как и многие другие страны Африки, Азии, Океании заказывают разработку тем и выпуск марок фирме «STAMPERIJA» расположенной в Литве. http://www.stamperija.eu/ Издатели же их и реализуют, так что не знаю, ох не знаю, видели ли эти марки в тех странах, чьи названия на них красуются. Но место в каталоге Михель они получили, и по количеству перекрыли все выпуски, посвящённые творчеству художника, вышедшие до них.

Читать далее...  ]

Метки: филателия

Нико Пиросмани - баталист?!

На днях я приобрёл комплект открыток "Пиросманашвили" ("Советский художник", 1968 г.). Кто не знает Нико Пиросмани (настоящее имя -Николай Асланович Пиросманашвили,1862 — 5.5.1918) — известного грузинского художника, представителя примитивизма? Открытки с репродукциями его картин издавались, но из-за малых тиражей встречаются довольно редко. Картины Нико сочные, яркие, особенно "вкусными" получались натюрморты, которые он писал на клеёнках для духанов. Но вот одна открытка в наборе меня удивила!

"РУССКО - ЯПОНСКАЯ ВОЙНА. МОРСКОЙ БОЙ". 1906 г.
Русско-японская война продолжалась с 27.1 [9.2] 1904 по 23.8 [5.9] 1905 года. Скорее всего эту баталию заказал бродячему художнику кто-то из богатых духанщиков, чтобы завлекать посетителей.

Метки: Николай Сенченко

Ласкарина Бубулина - Леди-адмирал.

Гречанка верная, не плачь, - он пал героем,
Свинец врага в его вонзился грудь.
Не плачь - не ты ль ему сама пред первым боем
Назначила кровавый чести путь?
А.С. Пушкин.


В Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия) в Якутске хранится картина Айвазовского с очень длинным названием: «Героиня Боболина с охотниками прорывается под градом выстрелов на катере сквозь турецкий флот, блокировавший Навина в 1827 году».

Художник в своём творчестве часто обращался к освободительной борьбе греков, болгар и других народов против турецкого владычества. Так кто же она такая – героиня Боболина?
Читать далее...  ]

Набор из Киева.

Этот набор выпущен в Киеве в 2002. Он включает в себя только картины собранные в Феодосийской галерее. И ценен тем что в него вошли несколько репродукций, ранее не издававшихся на открытках.

На обложке: 1898. «Автопортрет».

Читать далее...  ]

Метки: открытки

Потерянный и обретённый Бомарзунд.

Тема Крымской войны на полотнах Айвазовского нашла широкое отражение. Это и не удивительно, художник фактически жил в зоне боевых действий.

«Синопский бой». 1853. Центральный военно-морской музей. Санкт-Петербург.

Читать далее...  ]

Agatha Nelson, 20-11-2011 17:32 (ссылка)

Призываю модераторов сообщества!!! "И.К.Айвазовский"

Господа-администраторы, давайте с вами обсудим стратегию дальнейшего развития нашего сообщества. У кого какие идеи, кто сколько времени может уделять?

Хочу выразить особую благодарность Дмитрию Малееву за прекрасные статьи, наполнение сообщества и его "ведение". Нам очень повезло. Так же, благодарю всех остальных, кто внес свою лепту в развитие нашего сообщества.

Жду ваших идей!

с уважением.

настроение: Продуктивное
хочется: Развития
слушаю: Морской прибой. )

Метки: модерация, сообщества, Административные вопросы

14 ноября 1854.

Вряд ли кто из нас на вскидку вспомнит событие, произошедшее в этот день. А англичане помнят – Балаклава!

Читать далее...  ]

"Руфим Судковский" - ответ на пост Дм.Малеева

Дмитрий Малеев сделал исторический пост о судьбе забытого художника. Я в комментарии написал: "Пост замечательный! Иллюстрации очень яркие, впечатляющие. В моей коллекции хранятся несколько открыток с работами художника. Самая старая - "Штиль" - издана Акционерным обществом Гранберг до революции 1917 года. Картину "Дарьяльское ущелье" можно увидеть на "Почтовой карточке" издательства "Искусство" (Ленинград, 1949 г.). И последний выпуск - комплект Р.Г.Судковський" из 11 открыток выпущен киевским издательством "Мыстэцтво" в 1985 г. И Музей маринистической живописи им. Судковского в городе Очакове тоже можно увидеть на открытке из набора "Очаков". Жаль, что мало было издано открыток с работами художника!". Но, прочитав комментарий Дмитрия, я решил показать открытки из свой коллекции: Теперь представлю набор: "БЕРЕГ МОРЯ. ЭТЮД" "Шалаш" (на укр. "Курiнь") "ПЕЙЗАЖ. ЭТЮД." "ПЕЙЗАЖ" "МОРСКОЙ ЗАЛИВ. ШТИЛЬ."> "НАД МОРЕМ". 1873 г. "ЗАКАТ СОЛНЦА НА МОРЕ". 1874 г. "ОДЕССА". 1876 г. "ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА". 1881 г. "ПЕЙЗАЖ. МОРСКОЙ ПРИБОЙ". 1881 г. "ЛУННАЯ НОЧЬ НА ЧЁРНОМ МОРЕ". 1882 г. И, в заключение поста, покажу открытку с музеем, в котором хранятся все работы из этого набора: Город Очаков Николаевской области в Украине.

Метки: Николай Сенченко, репродукции, открытки

Руфим Судковский.

Судковский Руфим Гаврилович - одно из незаслуженно забытых имен в русской и украинской живописи. А между тем по красоте и изяществу с которым он передавал морскую стихию его картины стоят в одном ряду с такими признанными мастерами-маринистами как Айвазовский, Боголюбов, Щедрин…

Читать далее...  ]

Биография мастера в его картинах.

Сегодня 194 годовщина со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского. Хочу в этот день начать цикл очерков «Биография мастера в его картинах»


Читать далее...  ]

Метки: Биография мастера в его картинах

Новый комплект работ Айвазовского

В феврале этого года Ирина Р. из г.Луги прислала мне набор "Айвазовский. Морские пейзажи и баталии" (изд. "Галерея", С.-П., 2010г.). Ныне она прислала не менее изумительный комплект "Айвазовский. Марина" (издательство то же, но год нынешний - 2011-й): "Большой рейд в Кронштадте". 1836г. "Ветряная мельница на берегу моря". 1837г. "Вид на Большой Петергофский дворец". 1837г. "Морской вид при заходящем солнце. Неаполитанский залив". 1841г. "Морской вид при лунном свете". 1841г. "Петербургская биржа". 1847г. "Морской пейзаж при луне. Феодосия". 1849г. "Девятый вал". 1850г. "Тонущий корабль". 1854г. "Парусник". 1859г. "Буря на Ледовитом океане". 1864г. "Среди волн". 1898г. Вот и всё! Из 12 работ художника из набора 8 были новыми для моей коллекции открыток. Но хотелось бы, конечно, чтобы в наборах было побольше не изданных ранее работ Айвазовского. Надеюсь, что издатели услышат просьбы филокартистов!

Метки: открытки, Николай Сенченко

«Буря у скалистых берегов» (1875) в Ереване!

В начале июня по многим каналам показали сюжет о возвращении этой картины.
После 21-летнего отсутствия в Армению вернулась похищенная некогда картина кисти всемирно известного мариниста Ивана Айвазовского – «Буря у скалистых берегов». 3 июня специальным авиарейсом шедевр был доставлен из Москвы в Ереван. В тот же день полотно было передано Национальной картинной галерее Армении, где теперь оно и будет храниться.

Читать далее...  ]

Метки: открытки

Айвазовский в Филателии и Нумизматике.

Хоть творческое наследие известного мастера морского пейзажа и насчитывает более 6000 полотен, количество марок ему посвященных сравнительно не велико. Большая часть из них приходится, конечно на СССР, Россию и СНГ.


Читать далее...  ]

Метки: филателия

ДАНЬ УВАЖЕНИЯ ОТ РУМЫН

Сейчас много говорят и пишут о Молдавии и Румынии, общности и различиях в культурах двух стран. И вот что вспомнилось. Когда в 1977 году в Румынии вышла марка, посвященная И.К.Айвазовскому, это событие широко комментировалось у нас в коллекционерских кругах и в прессе и считалось немаловажным международным событием. Это действительно дань уважения великому художнику.

настроение: Бодрое
хочется: Пусть Брэд подобрее к Энджи

Метки: страны-члены СЭВ, почта

На смерть Александра III.

В Феодосии, в «Особой кладовой» картинной галереи под белой вуалью хранится уникальная мистическая картина Айвазовского «На смерть Александра III». Это полотно не выставлялось более ста лет со дня написания. Впервые работники музея решились показать её публике 13 октября 2003 года. В зале, где экспонируется картина, воссоздана обстановка гостиной XIX века. Сотрудники галереи расскажут об императоре Александре III, о связях Айвазовского с императорской семьей. Одновременно проводится дегустация красного вина «Ливадия» - любимого вина императора Александра III. В музее одной картины не включают электрический свет. Вся эта атмосфера таинственности только усиливает впечатление от картины. Реакция публики на эту картину бывает очень необычной. Иногда на первый взгляд неадекватно яркой и всегда эмоциальной.


17 октября 1888 года царский поезд, потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми, были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь. Однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Государь все чаще чувствовал себя нездоровым. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой 1894 года он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем скверно. Берлинский профессор Эрнст Лейден, срочно приехавший по вызову в Россию, нашёл у императора нефрит — острое воспаление почек; по его настоянию Александра отправили в Крым, в Ливадию. 20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут пополудни, Император Александр III Миротворец скончался.

Узнав о смерти государя, Айвазовский безо всякого заказа решает написать картину. Это должно быть необычное полотно, на нем по замыслу автора должно отобразиться извечное торжество жизни над смертью. Но получается совсем другое, пугающее самого художника. Большой холст (249×164) как будто искусственно разбит на фрагменты, мистические образы вписаны в реальные пейзажи: Петропавловская крепость, ночная набережная. Многое в восприятии этой картины зависит от угла зрения. Виртуоз света смог так нарисовать фигуру скорбящей вдовы царя Марии Федоровны, что при определенном ракурсе она вдруг превращается... в смеющегося мужчину! В нем знатоки разглядели сходство с наследником престола Николаем II…

Художник решил не показывать картину. Чуть позже он пишет картину «У берегов Ялты». На ней крейсер 1-го ранга «Память Меркурия» прибывший чтобы перевезти гроб с телом Александра III в Севастополь.

Айвазовского принимали при дворе Александра III. Художник использовал благожелательное отношение со стороны царя в интересах Феодосии. При Александре III в городе были построены морской торговый порт, железная дорога, собор Александра-Невского. В 1896 году благодарными феодосийцами по инициативе И.К. Айвазовского в Феодосии поставлен грандиозный и величественный памятник из гранита, ламбрадора и бронзы Императору Александру III. Лицом он обращен к Феодосии, столь облагодетельственной царем –миротворцем. В левой спущенной руке – военная фуражка, а правая заложена за борт сюртука. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Императору Александру III, благодарная Феодосия», а на задней стороне «Сооружен в благополучное царствование Императора Николая II 1896 года».Автором памятника был скульптор – профессор Бах.

Простоял монумент чуть более двух десятков лет. За это время его изображение было растиражированы на видовых открытках. Памятник стал одной из ярких достопримечательностей города. Увы, революционные события он не пережил, в июне 1917 годе его снесли.

МАЛЕВИЧ И АЙВАЗОВСКИЙ -- ДВЕ ГРАНИ ЖИВОПИСИ...

15 мая исполнилось 75 лет со дня смерти Казимира Малевича. Так уж повелось, что в дискуссиях его всегда сравнивают с И.К.Айвазовским. И вопросы тут ставятся, например, такие.
1) Если Малевич не затратил столько труда, сколько Айвазовский и Шишкин, за что же его так превозносят?
2) Если на картинах авангардистов нет иллюзорного жизнеподобия, какие же они художники?
3) Если ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ стоит миллион долларов, то сколько же стоит 1 кв. метр жизнеподобного и мореподобного пространства Айвазовского?
Не могу не спросить у участников сообщества -- есть ли будущее у сравнительно-сопоставительного анализа К.С.Малевича с И.К.Айвазовским?

настроение: Бодрое

Метки: сравнения и сопоставления

Художник поэту.

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге в 1836 встретились два художника - художник пера Александр Сергеевич Пушкин и начинающий, молодой художник кисти Иван Константинович Айвазовский. Вот как сам Айвазовский описывает эту встречу: "Узнав, что Пушкин на выставке, в Античной галерее, мы, ученики Академии и молодые художники, побежали туда и окружили его. Он под руку с женою стоял под картиной Лебедева, даровитого пейзажиста. Поэт восхищался ею. Наш инспектор Академии Крутов, который его сопровождал, искал между всеми Лебедева, чтобы представить Пушкину, но Лебедева не было, а, увидев меня, взял за руку и представил Пушкину как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину. Как сейчас помню, их было две. Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. На красавице супруге поэта было платье черного бархата, корсаж с переплетенными черными тесемками и настоящими кружевами, а на голове — большая палевая шляпа с большим страусовым пером, на руках — длинные белые перчатки. Мы все, ученики, проводили дорогих гостей до подъезда".

Полный текст  ]

Метки: Пушкин

Потомству в пример!

Вчера был день черноморского флота, поэтому решил рассказать о событии к которому Айвазовский возвращался в своём творчестве неоднократно.

Речь пойдет о подвиге экипажа брига «Меркурий».

Это было во время русско-турецкой войны 1828-29 годов. Отряд кораблей черноморского флота (фрегат и 2 брига) крейсировал в районе Босфора.
14 мая 1829 года турецкая эскадра в составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов и 4 малых судов вышла в Чёрное море и тут же столкнулась с нашим отрядом. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир фрегата «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», имевшему низкие мачты, не удалось уйти от погони. Несмотря на то, что были поставлены все допольнительные паруса и в ход были пущены вёсла, он был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре, на одном из которых, 110- пушечном «Селимие» находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота, а другой, 74-пушечный «Бурудж-у Зафер» шёл под вымпелом контр-адмирала. На «Меркурии» же было всего 20 орудий и он остался один, «Штандарту» и «Орфею» удалось оторваться и уйти от преследования.

Понимая, что неравного боя не избежать, командир брига капитан- лейтенант Александр Иванович Казарский собрал офицеров на военный совет, на котором, как и было заведено в русском флоте, младший из присутствующих штурман Прокофьев высказал свое мнение: «будем сражаться, пока хватит сил, ну, а там сцепимся с турками да и взорвемся». Все присутствовавшие одобрили это мнение. Тогда Казарский, положив на шпиль свой заряженный пистолет, произнес: «Господа! Последний оставшийся из нас в живых приведет в исполнение это решение и вот из этого пистолета выстрелит в крюйт- камеру (пороховой погреб)».

Турки двумя днями ранее пленили без боя русский фрегат «Рафаил». Капитан его сдался, встретивши с превосходящими силами противника. Ещё один приз был бы хорошим подарком султану. По этому турки старались не потопить а захватить корабль. С младшего флагмана прокричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса». В ответ под громогласное «Ура!» с брига за гремели выстрелы.

В ходе этого беспрецедентного в морской истории боя, продолжавшегося более 3 часов, бриг получил 22 пробоины в корпусе и массу повреждений в рангоуте, такелаже и парусах, все шлюпки были разбиты в щепки. Четыре человека были убиты, а восемь получили ранения. Сам командир получил контузию головы, но, несмотря на это, продолжал руководить боем.

Повреждения корабля на ремонтном чертеже тех лет.

Победа «Меркурия» казалась настолько фантастичной, что некоторые знатоки военно-морского искусства отказывались в неё верить. Английский историк Ф. Джейн, например, говорил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как «Меркурий», вывело из строя два линейных корабля». Споры не утихают до сих пор!

Не имея возможности повредить корпуса турецких кораблей наши канониры били по рангоуту и такелажу, а бриг искусно маневрировал подставляя под турецкие выстрелы корму а не борт. Турки в результате так и не смогли догнать «Меркурий». Оба отвернули прочь с перебитыми мачтами и упавшими парусами…

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892
Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия, Украина.

На картине Айвазовского бриг зажат между двумя турецкими кораблями, такой расклад вряд ли оставляет «Меркурию» какие-либо шансы на выживание. Это положение было выбрано автором для придания излишнего трагизма ситуации, для акцента именно на безнадёжности положения брига.

На следующий день бриг встретился с русской эскадрой, вызванной из Севастополя пришедшими туда «Штандартом» и «Орфеем».

Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой, 1848
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.


За беспредельную доблесть, проявленную экипажем, бриг «Меркурий» был удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага и вымпела. Высочайшим указом предписывалось впредь всегда иметь в составе Российского флота корабль с наименованием «Меркурий» или «Память Меркурия».
Капитан Казарский и поручик Прокофьев получили орден Святого Георгия IV класса, остальные офицеры — ордена Святого Владимира IV степени с бантом, нижние чины — знаки отличия военного ордена. Все офицеры были произведены в следующие чины и получили право добавить на свои фамильные гербы изображение тульского пистолета, который Казарский положил на шпиле возле крюйт-камеры, и вспомнил о нем лишь в Севастополе.

Обращались к этой теме и другие художники: Д. Прокофьев Бой брига Меркурий.


В 1834 в Севастополе на Мичманском (Матросском) бульваре по инициативе командующего эскадрой адмирала М. П. Лазарева на средства, собранные моряками, установлен памятник с надписью: «Казарскому. Потомству в пример».

А "Рафаил", позже отбили у турок, и как не достойный носить андреевский флаг он был предан огню...

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу