Мамбетов Алишер,
22-09-2012 22:21
(ссылка)
ВЕЛИЙКАЯ БИТВА НА ВОРСКЛЕ.
Великая битва на Ворскле. Победа Едиге над Витоватам. 12-августа .
С уважением Мамбетов Алишер.
С уважением Мамбетов Алишер.
Мамбетов Алишер,
13-08-2011 10:37
(ссылка)
Досмамбет жырау.
Досмамбет АзаулыДосмамбет Азаулы (Азовский) (1490 - 1530) – один из
основоположников ногайской поэзии, общий для казахов и ногайцев йыравшы
(жырау), полководец и батыр.
Вместе со староногайскими поэтами Сыбрай
жырау (XV в.), Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шал-Кийиз Тиленши улы
(1465 - 1560), Казы Туган Суьйиниш улы (XV в.) вошел в историю, как
основоположник народного эпоса, фольклора и поэзии казахского,
ногайского и киргизского народов. Именно ими были сложены прекрасные
дастаны «Идегей», «Коблайды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр»,
«Кырк кыз» и многие другие, ставшие классикой ногайской литературы.
Точными датами, местом рождения и смерти Досмамбета жырау историки не
располагают. По мнению одних он родился и умер в древнем Азаке. По
мнению других он родился в 1493 году и погиб в 1523 году под Астраханью.
Великий
поэт и воин жил в эпоху формирования казахского народа как нации,
принадлежал к военной знати Малой Ногайской Орды. Родившись в богатой
семье, он получил отличное для своего времени образование, знал
несколько языков и с юных лет входил в различные дипломатические миссии.
Благодаря этому Досмамбет объездил весь Дешт-и-Кипшак - огромный
регион, простиравшийся от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера
Балхаш, населенный ногайцами, татарами, башкирами, казахами и кумыками.
<…> Объединив вокруг себя храбрых воинов, он возглавил большой
отряд конников и получил статус паши. Позже, уже в новом ранге, ему
довелось неоднократно посещать Стамбул и Бахчисарай, участвовать в
военных походах и битвах на стороне Крымского, Ногайского, Казахского и
Казанских ханств. Достоверных сведений, подтверждающих проживание
Досмамбета в Азаке конца XV - начала XVI веков, не имеется, но
большинство историков считают его азовчанином, судя по многим стихам
самого поэта. Например:
Начинаются все реки с одинаковых ручьев,
В чем Стамбулу уступает стольный город мой Азов?
Чем я хуже ханских деток? Тем, что мой отец — не хан?
Разве я плохой наездник? В чем, скажите, мой изъян?
(Перевод А. Ануфриева)
Почему именно стольный? Азовская крепость, самая северная точка Османской
империи, была столицей Азакского санджака (военно-административной
единицы), резиденцией двухбунчужного паши, центром взаимоотношений турок
и ногаев. По описаниям путешественников XVII века город был похож на
старый султанский дворец в Стамбуле. За бесчисленные военные подвиги и
удачные дипломатические миссии, прекрасные песни и поэмы Досмамбета в
народе стали называть Досмамбет Азаулы, т.е. Досмамбет Азовский. О нем
складывали легенды, его песни передавались из уст в уста людьми разных
национальностей. Естественно, в каждом переводе были свои изъяны и свои
сильные стороны. <…>
Впервые собрать, записать и издать поэмы и
песни Досмамбета удалось только в 1883 году известным исследователем и
историком Магомедом Апенди Османовым. Творчество ногайского поэта, в
числе других его современников, было представлено в сборнике «Ногайские и
кумыкские стихи», вышедшем в Петербурге в 1883 году. «Поэзия погибшего
воина» - так принято в народе говорить о творчестве Досмамбета Азаулы. В
начале 1930-х годов ногайский просветитель Абдул-хамид Джанибеков
впервые в советское время издал стихи староногайских поэтов в сборнике
«Поэзия аула». В 1970-е годы ногайский ученый Ашим Сикалиев начал
публиковать произведения этих поэтов. В те же годы вышла антология
ногайской поэзии, куда частично вошли стихи всех дореволюционных поэтов.
Ашим Сикалиев, работавший над исследованием творчества староногайских
поэтов, в своих трудах впервые приводит легенду о поэте, которая была
записана еще в прошлом веке. Досмамбет, возвращаясь ночью в Азов, на
подступах к городу сталкивается с неприятельскими войсками. Тут же
разворачивается битва. Досмамбет убивает неприятельского воина, в
котором впоследствии узнает собственного сына. Этой трагедии посвящены
многие стихи Досмамбета Азаулы. Сам же Досмамбет в одной из битв с
турецкими аскерами, вырвавшись из окружения, вдруг обнаруживает, что в
горячке потерял свою камчу (бич, нагайку) - символ власти, мужского
достоинства. Он возвращается за ней в стан врага, где погибает. Многие
историки предполагают, что именно эта легенда легла в основу знаменитого
Гоголевского «Тараса Бульбы». Доподлинно известно, что Н.В. Гоголь
широко использовал в своем творчестве народный фольклор и поэмы
основоположников ногайской
основоположников ногайской поэзии, общий для казахов и ногайцев йыравшы
(жырау), полководец и батыр.
Вместе со староногайскими поэтами Сыбрай
жырау (XV в.), Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шал-Кийиз Тиленши улы
(1465 - 1560), Казы Туган Суьйиниш улы (XV в.) вошел в историю, как
основоположник народного эпоса, фольклора и поэзии казахского,
ногайского и киргизского народов. Именно ими были сложены прекрасные
дастаны «Идегей», «Коблайды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр»,
«Кырк кыз» и многие другие, ставшие классикой ногайской литературы.
Точными датами, местом рождения и смерти Досмамбета жырау историки не
располагают. По мнению одних он родился и умер в древнем Азаке. По
мнению других он родился в 1493 году и погиб в 1523 году под Астраханью.
Великий
поэт и воин жил в эпоху формирования казахского народа как нации,
принадлежал к военной знати Малой Ногайской Орды. Родившись в богатой
семье, он получил отличное для своего времени образование, знал
несколько языков и с юных лет входил в различные дипломатические миссии.
Благодаря этому Досмамбет объездил весь Дешт-и-Кипшак - огромный
регион, простиравшийся от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера
Балхаш, населенный ногайцами, татарами, башкирами, казахами и кумыками.
<…> Объединив вокруг себя храбрых воинов, он возглавил большой
отряд конников и получил статус паши. Позже, уже в новом ранге, ему
довелось неоднократно посещать Стамбул и Бахчисарай, участвовать в
военных походах и битвах на стороне Крымского, Ногайского, Казахского и
Казанских ханств. Достоверных сведений, подтверждающих проживание
Досмамбета в Азаке конца XV - начала XVI веков, не имеется, но
большинство историков считают его азовчанином, судя по многим стихам
самого поэта. Например:
Начинаются все реки с одинаковых ручьев,
В чем Стамбулу уступает стольный город мой Азов?
Чем я хуже ханских деток? Тем, что мой отец — не хан?
Разве я плохой наездник? В чем, скажите, мой изъян?
(Перевод А. Ануфриева)
Почему именно стольный? Азовская крепость, самая северная точка Османской
империи, была столицей Азакского санджака (военно-административной
единицы), резиденцией двухбунчужного паши, центром взаимоотношений турок
и ногаев. По описаниям путешественников XVII века город был похож на
старый султанский дворец в Стамбуле. За бесчисленные военные подвиги и
удачные дипломатические миссии, прекрасные песни и поэмы Досмамбета в
народе стали называть Досмамбет Азаулы, т.е. Досмамбет Азовский. О нем
складывали легенды, его песни передавались из уст в уста людьми разных
национальностей. Естественно, в каждом переводе были свои изъяны и свои
сильные стороны. <…>
Впервые собрать, записать и издать поэмы и
песни Досмамбета удалось только в 1883 году известным исследователем и
историком Магомедом Апенди Османовым. Творчество ногайского поэта, в
числе других его современников, было представлено в сборнике «Ногайские и
кумыкские стихи», вышедшем в Петербурге в 1883 году. «Поэзия погибшего
воина» - так принято в народе говорить о творчестве Досмамбета Азаулы. В
начале 1930-х годов ногайский просветитель Абдул-хамид Джанибеков
впервые в советское время издал стихи староногайских поэтов в сборнике
«Поэзия аула». В 1970-е годы ногайский ученый Ашим Сикалиев начал
публиковать произведения этих поэтов. В те же годы вышла антология
ногайской поэзии, куда частично вошли стихи всех дореволюционных поэтов.
Ашим Сикалиев, работавший над исследованием творчества староногайских
поэтов, в своих трудах впервые приводит легенду о поэте, которая была
записана еще в прошлом веке. Досмамбет, возвращаясь ночью в Азов, на
подступах к городу сталкивается с неприятельскими войсками. Тут же
разворачивается битва. Досмамбет убивает неприятельского воина, в
котором впоследствии узнает собственного сына. Этой трагедии посвящены
многие стихи Досмамбета Азаулы. Сам же Досмамбет в одной из битв с
турецкими аскерами, вырвавшись из окружения, вдруг обнаруживает, что в
горячке потерял свою камчу (бич, нагайку) - символ власти, мужского
достоинства. Он возвращается за ней в стан врага, где погибает. Многие
историки предполагают, что именно эта легенда легла в основу знаменитого
Гоголевского «Тараса Бульбы». Доподлинно известно, что Н.В. Гоголь
широко использовал в своем творчестве народный фольклор и поэмы
основоположников ногайской
Мамбетов Алишер,
06-09-2010 18:11
(ссылка)
Ногай, казах, озбек.
Озбек . Термины "озбек", "Озбекское ханство" - возникли во второй
половине XIV в. и связаны с именем хана Улуг Улуса Озбека (1312-1342),
известного своей приверженностью исламу. После его смерти весь Улуг Улус
стали называть "владением озбека" или "озбекским ханством". "Озбекскими" в восточных источниках стали называть и кочевников, населявших Улуг Улус. Сами тюрки никогда не называли себя так. Об этом свидетельствовал и Мухаммед Шайбани,заявивший, что никакого озбекского ханства на самом деле не было, и что его дед Абулхаир владел частью Улуг Улуса, Ибн Рузбихан писал что "озбеки" состоят из трех частей - "шибанцев", т.е. сторонников Мухаммеда Шайбани, "казахов", т.е -
подданных Казахского ханства, и "мангытов", т.е. населения Ногайского
Улуса. Мангыти это Каракалпаки (Шокан Уалиханов). Как видим, восточные писатели и историки под термином "озбек" подразумевали не какой-либо отдельный этнос или группу племен, а все кочевое население Улуг Улуса. Лишь позже, с уходом части кочевников с Мухаммедом Шайбани в Мавераннахр и образованием там централизованного государства, термин "озбек" превращается в этноним и обозначает все тюркоязычное (карлыкское и кыпчакское) население оседлых областей. Ногаи.
Термин "ногай" появляется позже в связи с событиями, происходившими в Улуг Улусе после смерти Бердибека в 1359 г. В 1360 г. на берегах Сырдарьи образуется новое ханство, во главе которого стал Ногай и по его имени все государство
получило название "Ногайского Йурта" (Ногайлы журт). После смерти Ногая ханом
стал его племянник Тура-Темир, затем Орыс хан. Последнему удалось
объединить большую часть Улуг Улуса и термин "ногайлы" на время отошел на второй план. После смерти Орыс хана и прихода к власти Токтамыса термин "ногайлы"
возрождается и начинает обозначать ту группу кочевой знати, которая поддерживала Едиге и внуков Орыс хана - последнего хана "ногайского йурта". После победы Едиге и признанием его фактическим правителем Улуг Улуса термин "ногай" постепенно становится этническим самоназванием тюркских племен от Черного моря до Едила. Население Мангытского Йурта, Казахского и Сибирского ханств продолжали называть
себя "ногайлы". Отражением той эпохи являются многочисленные казахские героические эпосы XV-XVII вв., посвященные истории народа "ногайлы", "ногайлинским" батырам - Едиге, Камбару, Таргыну и др. Лишь в начале XVII в., с распадом Мангытского государства и изоляцией группы ногайцев от основной части этноса на Северном Кавказе, только за ними сохранился этноним "ногай". Ногайцы,
вошедшие в состав Казахского ханства, стали называться "казахами". В русскоязычной литературе "ногайцами" именуют только подданных Мангытского Йурта.
Казах. Термин "казах" или правильнее "казак" вызывает очень много споров в среде исследователей. Мы считаем необходимым дать ниже сводку сведений о термине "казах", сделанную Мухаммеджаном Тынышпаевым в работе "Материалы к истории кыргыз-казахского народа", вышедшей в Ташкенте в 1925г. В 1356
г. "казахи" напали на Мавераннахр. В 1397-1410 гг. часть крымских кыпчаков переселилась в Литву и несла службу при королях, называясь "казаками" (русских казаков еще не было). В 1474 г. крымский хан Менгли Керей писал Ивану III: "Мне твоей земли не воевать, моим уланам, ни князьям, ни казакам". В 1523 г. русский посол в Стамбуле И. Морозов говорит султану: "Твои казаки азовские наших имают в поле, а водят в Азов и продают". В 1471 г. в походе на Новгород участвовал Касимовский царевич Данияр "со своими казаками". В 1481 г. на хана Ахмета напали
Ибак хан с "1000 казаками" и ногайские мурзы Муса и Жамбырши с "15000 казаками". В 1499 г. "ордынские казаки и азовские под Козельск пришли, взяли село Олешию". В 1508 г. казанский хан Абдуллатиф обещает князю Василию "не пускать воевать своих казаков".Из этой краткой подборки видно, что термин "казак" вначале имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников, занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих
центральной власти. Именно поэтому группа кочевников, откочевавших с Жанибеком и Кереем в Могулистан, получила название "казак". Ханство, основанное ими, получило название "казахского". С этого момента значение слова "казак" начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, обозначая подданных Казахского ханства. Выходя из-под власти ханов, кочевники переставали называть себя "ногайлы" и становились "казаками", а принимая подданство ханов, вновь назывались "ногайлы". Лишь с объединением всех ногайских племен в рамках Казахского ханства термин "казак" превращается из политического в этнический, став
самоназванием всех кыпчак-ногайских племен и родов. Однако в официальных кругах предпочитали вплоть до XX в. пользоваться для обозначения казахского этноса термином "Алты алаш", общим для ногаев и казахов.А Каракалпаков называли ногайлынын алты улы, это-мангыт,кунград,кыпчак,кытай,муйтен,кенегес.
половине XIV в. и связаны с именем хана Улуг Улуса Озбека (1312-1342),
известного своей приверженностью исламу. После его смерти весь Улуг Улус
стали называть "владением озбека" или "озбекским ханством". "Озбекскими" в восточных источниках стали называть и кочевников, населявших Улуг Улус. Сами тюрки никогда не называли себя так. Об этом свидетельствовал и Мухаммед Шайбани,заявивший, что никакого озбекского ханства на самом деле не было, и что его дед Абулхаир владел частью Улуг Улуса, Ибн Рузбихан писал что "озбеки" состоят из трех частей - "шибанцев", т.е. сторонников Мухаммеда Шайбани, "казахов", т.е -
подданных Казахского ханства, и "мангытов", т.е. населения Ногайского
Улуса. Мангыти это Каракалпаки (Шокан Уалиханов). Как видим, восточные писатели и историки под термином "озбек" подразумевали не какой-либо отдельный этнос или группу племен, а все кочевое население Улуг Улуса. Лишь позже, с уходом части кочевников с Мухаммедом Шайбани в Мавераннахр и образованием там централизованного государства, термин "озбек" превращается в этноним и обозначает все тюркоязычное (карлыкское и кыпчакское) население оседлых областей. Ногаи.
Термин "ногай" появляется позже в связи с событиями, происходившими в Улуг Улусе после смерти Бердибека в 1359 г. В 1360 г. на берегах Сырдарьи образуется новое ханство, во главе которого стал Ногай и по его имени все государство
получило название "Ногайского Йурта" (Ногайлы журт). После смерти Ногая ханом
стал его племянник Тура-Темир, затем Орыс хан. Последнему удалось
объединить большую часть Улуг Улуса и термин "ногайлы" на время отошел на второй план. После смерти Орыс хана и прихода к власти Токтамыса термин "ногайлы"
возрождается и начинает обозначать ту группу кочевой знати, которая поддерживала Едиге и внуков Орыс хана - последнего хана "ногайского йурта". После победы Едиге и признанием его фактическим правителем Улуг Улуса термин "ногай" постепенно становится этническим самоназванием тюркских племен от Черного моря до Едила. Население Мангытского Йурта, Казахского и Сибирского ханств продолжали называть
себя "ногайлы". Отражением той эпохи являются многочисленные казахские героические эпосы XV-XVII вв., посвященные истории народа "ногайлы", "ногайлинским" батырам - Едиге, Камбару, Таргыну и др. Лишь в начале XVII в., с распадом Мангытского государства и изоляцией группы ногайцев от основной части этноса на Северном Кавказе, только за ними сохранился этноним "ногай". Ногайцы,
вошедшие в состав Казахского ханства, стали называться "казахами". В русскоязычной литературе "ногайцами" именуют только подданных Мангытского Йурта.
Казах. Термин "казах" или правильнее "казак" вызывает очень много споров в среде исследователей. Мы считаем необходимым дать ниже сводку сведений о термине "казах", сделанную Мухаммеджаном Тынышпаевым в работе "Материалы к истории кыргыз-казахского народа", вышедшей в Ташкенте в 1925г. В 1356
г. "казахи" напали на Мавераннахр. В 1397-1410 гг. часть крымских кыпчаков переселилась в Литву и несла службу при королях, называясь "казаками" (русских казаков еще не было). В 1474 г. крымский хан Менгли Керей писал Ивану III: "Мне твоей земли не воевать, моим уланам, ни князьям, ни казакам". В 1523 г. русский посол в Стамбуле И. Морозов говорит султану: "Твои казаки азовские наших имают в поле, а водят в Азов и продают". В 1471 г. в походе на Новгород участвовал Касимовский царевич Данияр "со своими казаками". В 1481 г. на хана Ахмета напали
Ибак хан с "1000 казаками" и ногайские мурзы Муса и Жамбырши с "15000 казаками". В 1499 г. "ордынские казаки и азовские под Козельск пришли, взяли село Олешию". В 1508 г. казанский хан Абдуллатиф обещает князю Василию "не пускать воевать своих казаков".Из этой краткой подборки видно, что термин "казак" вначале имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников, занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих
центральной власти. Именно поэтому группа кочевников, откочевавших с Жанибеком и Кереем в Могулистан, получила название "казак". Ханство, основанное ими, получило название "казахского". С этого момента значение слова "казак" начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, обозначая подданных Казахского ханства. Выходя из-под власти ханов, кочевники переставали называть себя "ногайлы" и становились "казаками", а принимая подданство ханов, вновь назывались "ногайлы". Лишь с объединением всех ногайских племен в рамках Казахского ханства термин "казак" превращается из политического в этнический, став
самоназванием всех кыпчак-ногайских племен и родов. Однако в официальных кругах предпочитали вплоть до XX в. пользоваться для обозначения казахского этноса термином "Алты алаш", общим для ногаев и казахов.А Каракалпаков называли ногайлынын алты улы, это-мангыт,кунград,кыпчак,кытай,муйтен,кенегес.
Мамбетов Алишер,
04-08-2010 23:38
(ссылка)
Ногай хан Кипчакский.
Батый назначил мангытского полководца Ногая ханом Кипчаков.
Человек умный и решительный, как его описывают историки.
В 1242 г. умер болгарский царь Иван Асень II, при котором Болгария сделалась было довольно сильной страной. После смерти Асеня II Болгарией стало править регентство, при котором она была раздираема междоусобной борьбой за первенство,
протекционизмом, недовольством и расколом. Такова была Болгария, когда она с 1242 г. подчинилась князю Ногаю как наместнику ханов Золотой Орды, которые, в свою очередь, управлял улусом Джучиевым, или Кипчакским царством.О болгаро-монгольских отношениях, по сведениям доцента Никова, ничего не имеется в болгарских исторических памятниках, очевидно, за
отсутствием тогда у них грамотности; про эти отношения можно узнать, и то вскользь, у византийского историка Пахимера, откуда и черпает свои скудные сведения об этом Ников.
Как было сказано, в 1265 г. болгарский царь Константин во главе болгарских войск и князь Ногай, командовавший
многочисленными войсками, при сильной поддержке золото-ордынского хана Берке предприняли совместный поход против Византии. Многочисленная монгольская конница в устье Дуная соединилась с болгарской и пошла на Византию. Поводом для
войны между князем Ногаем совместно с болгарами против Византии послужило следующее обстоятельство. К византийскому императору Михаилу VIII Палеологу прибыл сельджукский экс-султан Изз ад-Дин, прося помощи против монгольского
хана в Иране Хулагу. Византийский император, не чувствуя за собой силу, чтобы идти против могущественного монгольского хана, отказал экс-султану в поддержке, а самого его задержал как пленника, не выдавая в течение нескольких лет, несмотря на
просьбу Руки ад-Дина, занявшего после бегства его престол, вернуть брата. Тогда сельджукский султан Руки ад-Дин, как вассал монгольского императора,обратился с просьбой об освобождении своего брата из византийского плена в
Царьграде к всесильному кипчакскому, т.е. золотоордынскому, хану Берке. Такие же просьбы Берке-хан получил и от египетского султана Бей-барса, на что Берке-хан согласился и послал свои войска под командой темника князя Ногая
против Византии для освобождения экс-султана Изз ад-Дина, бывшего вассала монгольского императора. Монголо-болгарские войска под общей командой темника князя Ногая внезапно
напали на войска византийского императора Михаила VIII Палеолога, который был принужден без свиты, бросив деморализованные свои войска, спасаться бегством в
село Ганос на берегу Мраморного моря, а оттуда на лодке в Царьград. Сельджукский экс-султан Изз ад-Дин, находившийся при императоре с частью свиты и императорской казной, заперся в крепости Енос в устье реки Марицы. Монголо-болгарские
войска осадили крепость и потребовали выдачи экс-султана Изз ад-Дина со свитой, что и было исполнено, после чего осада крепости была снята Монголо-болгары тогда опустошили Фракию и отступили.Темник князь Ногай, победитель Византии,
зимой 1264-1265 года послал освобожденного экс-султана с 10000 турецких пленных из Добруджи под командой Саря-Салтыка к Берке-хану в Сарай на Волге.Очевидно, после этой победы князь Ногай взял себе в жены дочь византийского императора Михаила Палеолога Ефросинью, вероятно, на правах победителя. По данным арабских историков Руки ад-Дина, Бейбарса и ал-Муффади, Берке-хан перед своей смертью послал войска под командой князя Ногая для взятия Царьграда и освобождения экс-султана Изз ад-Дина. Другие мусульманские историки - ал-Нувайри, ал-Макризи, Мустафа ал-Дженаби, Абулфеда - освобождение Изз ад-Дина приписывают не Берке-хану, а его наследнику Мункэ-Тимуру.Эти совместные действия против Византии монголов и болгар доцент Ников объясняет тем, что в то время Болгария была под суверенитетом монгольского императора, тем более что болгарский царь Константин был настолько слаб, а кипчакский хан настолько силен, что последний без борьбы не отказался бы от своей власти над Болгарией, в то время как царь Константин, как помощник князя Ногая, не имел заметных своих целей.
После смерти сильного Берке-хана, в особенности его наследника Мункэ-Тимура, появились в Золотой Орде несогласия и раздоры вследствие ослабления центральной власти в Монголии. В это время особенно поднялся авторитет полководца князя Ногая .
Своим талантом, как военным, так и дипломатическим, как полководец и победитель Византии, Ногай добился громадного
влияния в кипчакском Золотоордынском ханстве. Князь Ногай был полузависимым наместником Причерноморья от устья Дуная до реки Днепр в Южной Руси, а также Болгарии и Молдавии.
Внутренние несогласия в Монгольской империи вообще способствовали сепаратистским и честолюбивым стремлениям умного
и властолюбивого Ногая. Его власть особенно усилилась после Мункэ-Тимура. Он ставил и свергал ханов в Сарае на устье Волги, следовательно, он в Кипчакском ханстве был сильнее самого золотоордынского хана, потому и его влияние на
Балканы было особенно сильным. Князь Ногай, женатый на дочери
византийского императора Михаила VIII Палеолога, был сильным фактором в международных отношениях Монголии, Византии и Балканских государств.Он со своими войсками помог впоследствии своему тестю Михаилу Палеологу против болгарского царя Константина в 1271, 1277 и 1278 гг. По Византии тогда
свободно ходили монгольские отряды, повествует Пахимер.
С увеличением в Кипчакском царстве влияния Ногая увеличилось и его влияние на Балканы, в особенности на Болгарию, хотя он не был ханом. В девяностых годах XIII века Ногай становится особенноагрессивным, под его власть подпадали одно за другим следующие царства Балканского государства: Тырновское (Болгарское) царство, независимые княжества Видинское и Браничевское, а затем Сербское королевство. Всесильный Ногай давал свое "благословение" на восшествие на тырновский престол болгарским царям. В особенности сильно было его влияние при царе Тертерии I, когда последний отдал свою дочь за сына Ногая, Чоку, а своего сына Светислава был принужден послать в ставку князя Ногая как заложника в знак верности, как это было принято монгольскими ханами по отношению к вассалам - русским великим князьям, болгарским царям и, как увидим далее, сербскому королю Милютину. Подчинение более сильного Тырновского (Болгарского) царства оказало действие на подчинение уже без всякого сопротивления более слабых соседних ему малых княжеств Видинского и Браничевского, которые с 1280 г. подпали под могучее покровительства Ногая. Несмотря на принесенные Тертерием Ногаю жертвы (сына и дочь послал в его ставку), он не пользовался благоволением всесильного князя и даже принужден был бросить трон и спасаться бегством в Византию, где все же не был принят императором Андроником. Экс-царю болгарскому пришлось жить как беженцу в окрестностях Адрианополя, пока он не был заключен византийцами В 1285 г. конница Ногая вновь нахлынула на Венгрию и Болгарию и опустошила Фракию и Македонию, тогда пришлось бежать царю Тертерию в Византию, а на болгарский трон был поставлен Ногаем царь Смилец как его данник, за что тот все время своего царствования был его верным слугой. Эта немилость Ногая к Тертерию объясняется тем, что борьба двух боярских партий во главе с Тертерием и Смилецом закончилась победой последнего при поддержке Ногая, который, как искусный дипломат, не хотел особенного усиления одного из них. После овладения Болгарией Ногай захотел распространить свое могущество и на Сербию. Не помогла этому и дипломатическая женитьба в 1287 г. сербского короля Милютина на дочери болгарского царя Тертерия, другая дочь которого была за сыном Ногая, Чокой. В 1292 г. Сербия признала суверенитет над собой князя Ногая. Поводом подчинения Сербии послужили следующие события. Видинский князь Шишман, вассал Ногая, во главе болгарских и монгольских войск напал внезапно на Сербию, опустошил страну до Хвостна, где думал ограбить богатый архиепископский монастырь в Печи (Ипек). Тогда король сербский в ответ на это занял Видин, а князь Шишман спасся бегством на лодке через Дунай в венгерско-северинском Банате. Король Милютин не ограничился занятием шишманского княжества, он также посягнул на независимость соседнего ему Браничевского княжества, также вассального Ногаю.
По свидетельству летописца, сербского епископа Данила, князья Браничевский и Шишманский пожаловались своему суверену Ногаю, что сербский король посягает на их княжества. Ногай ответил на это приготовлением в поход отряда конницы из монголов, половцев, алан, осетин и русских для разгрома Сербии. Король Милютин, не будучи в состоянии оказать сопротивление могущественному князю Ногаю, предупредил Ногая посылкой к нему
депутации с богатыми дарами и с изъявлением покорности, однако тот потребовал в знак верности старшего сына Милютина, его наследника 17-летнего Стефана (потом Стефана Дечанского), с видными "боярами", что было исполнено. Ногай умилостивился, и поход был отменен. Так с 1292 г. и Сербия вместе с северной и средней частью Балканского полуострова подпала под власть Монгольской империи, которая теперь на востоке упиралась в Желтое, а на западе в Адриатическое море, так как Сербия того времени владела частью Адриатического побережья и озером Скадарским. Князь Ногай, победитель Византии,
может быть, не так легко простил бы в 1292 г. сербскому королю Милютину его смелость, выразившуюся в захвате вассальных ему княжеств Видинского и Браничевского, если бы как раз в это время не начались у него сильные раздоры со своим сувереном,
золото-ордынским ханом Тохтой. Усиление власти Ногая, его сепаратизм, желание отделаться от зависимости золотоордынских ханов заставляли последних рано или поздно предпринять поход против Ногая, что пришлось исполнить хану Тохте . Хан Тохта дал решительную битву Ногаю при Каганлыке (около теперешней
Одессы), где наголову разбил его войска, составленные, главным образом, из колониальных войск, между тем как хан Тохта имел войска главным образом из увенчанных старыми лаврами монголов и татар. В этом бою был ранен старый полководец Ногай и во время бегства был настигнут и убит воином хана Тохты 28 сентября 1299 г. После этого на его землю распространилась полнота власти Золотоордынских ханов. Владения князя Ногая Тохта разделил между двумя своими сыновьями: Саикджи (Исакча) на Дунае и "Железные ворота" Надир-Дербент, или, вернее, Демиркапу, в Болгарии получил Бегиль-бек, старший сын, а другой сын, Арбасси, утвердился на берегах реки Буга. Пользуясь наступившей суматохой в ставке Ногая после его смерти, бывший там сербский наследник Стефан с видными своими "боярами" убегает и прибывает благополучно на родину. По свидетельству сербского епископа Данила, никто не ожидал, что Стефан жив и что когда-либо вернется домой. Впоследствии Стефан взошел на сербский престол под именем Стефана
Дечанского. Этим закончилась вассальная зависимость Сербии от Монгольской империи, продолжавшаяся с 1292 до 1299 г., т.е. 7 лет.Сын Ногая, Чока, с оставшимися верными ему войсками числом в 1000 человек после поражения от хана Тохты, напал на Болгарию в конце 1299 г., взял Тырново и сел на престол. Основанием этому послужило то, что он был женат на дочери
болгарского царя Тертерия, находившегося тогда в изгнании в Византии. Вместе с Чокой прибыл и сын Тертерия Светислав, бывший заложником при дворе Ногая. Чока скоро был задушен (6 сентября 1301 г.), по некоторым данным, Светиславом, а по другим - палачом-евреем, по требованию хана Тохтая,
которому была послана в Крым голова Чоки в доказательство его смерти. Таким образом, является бесспорным историческим фактом, пишет доцент Ников, что на болгарском престоле, хотя и очень короткое время (2 года), был Чока. Сын Ногая
Человек умный и решительный, как его описывают историки.
В 1242 г. умер болгарский царь Иван Асень II, при котором Болгария сделалась было довольно сильной страной. После смерти Асеня II Болгарией стало править регентство, при котором она была раздираема междоусобной борьбой за первенство,
протекционизмом, недовольством и расколом. Такова была Болгария, когда она с 1242 г. подчинилась князю Ногаю как наместнику ханов Золотой Орды, которые, в свою очередь, управлял улусом Джучиевым, или Кипчакским царством.О болгаро-монгольских отношениях, по сведениям доцента Никова, ничего не имеется в болгарских исторических памятниках, очевидно, за
отсутствием тогда у них грамотности; про эти отношения можно узнать, и то вскользь, у византийского историка Пахимера, откуда и черпает свои скудные сведения об этом Ников.
Как было сказано, в 1265 г. болгарский царь Константин во главе болгарских войск и князь Ногай, командовавший
многочисленными войсками, при сильной поддержке золото-ордынского хана Берке предприняли совместный поход против Византии. Многочисленная монгольская конница в устье Дуная соединилась с болгарской и пошла на Византию. Поводом для
войны между князем Ногаем совместно с болгарами против Византии послужило следующее обстоятельство. К византийскому императору Михаилу VIII Палеологу прибыл сельджукский экс-султан Изз ад-Дин, прося помощи против монгольского
хана в Иране Хулагу. Византийский император, не чувствуя за собой силу, чтобы идти против могущественного монгольского хана, отказал экс-султану в поддержке, а самого его задержал как пленника, не выдавая в течение нескольких лет, несмотря на
просьбу Руки ад-Дина, занявшего после бегства его престол, вернуть брата. Тогда сельджукский султан Руки ад-Дин, как вассал монгольского императора,обратился с просьбой об освобождении своего брата из византийского плена в
Царьграде к всесильному кипчакскому, т.е. золотоордынскому, хану Берке. Такие же просьбы Берке-хан получил и от египетского султана Бей-барса, на что Берке-хан согласился и послал свои войска под командой темника князя Ногая
против Византии для освобождения экс-султана Изз ад-Дина, бывшего вассала монгольского императора. Монголо-болгарские войска под общей командой темника князя Ногая внезапно
напали на войска византийского императора Михаила VIII Палеолога, который был принужден без свиты, бросив деморализованные свои войска, спасаться бегством в
село Ганос на берегу Мраморного моря, а оттуда на лодке в Царьград. Сельджукский экс-султан Изз ад-Дин, находившийся при императоре с частью свиты и императорской казной, заперся в крепости Енос в устье реки Марицы. Монголо-болгарские
войска осадили крепость и потребовали выдачи экс-султана Изз ад-Дина со свитой, что и было исполнено, после чего осада крепости была снята Монголо-болгары тогда опустошили Фракию и отступили.Темник князь Ногай, победитель Византии,
зимой 1264-1265 года послал освобожденного экс-султана с 10000 турецких пленных из Добруджи под командой Саря-Салтыка к Берке-хану в Сарай на Волге.Очевидно, после этой победы князь Ногай взял себе в жены дочь византийского императора Михаила Палеолога Ефросинью, вероятно, на правах победителя. По данным арабских историков Руки ад-Дина, Бейбарса и ал-Муффади, Берке-хан перед своей смертью послал войска под командой князя Ногая для взятия Царьграда и освобождения экс-султана Изз ад-Дина. Другие мусульманские историки - ал-Нувайри, ал-Макризи, Мустафа ал-Дженаби, Абулфеда - освобождение Изз ад-Дина приписывают не Берке-хану, а его наследнику Мункэ-Тимуру.Эти совместные действия против Византии монголов и болгар доцент Ников объясняет тем, что в то время Болгария была под суверенитетом монгольского императора, тем более что болгарский царь Константин был настолько слаб, а кипчакский хан настолько силен, что последний без борьбы не отказался бы от своей власти над Болгарией, в то время как царь Константин, как помощник князя Ногая, не имел заметных своих целей.
После смерти сильного Берке-хана, в особенности его наследника Мункэ-Тимура, появились в Золотой Орде несогласия и раздоры вследствие ослабления центральной власти в Монголии. В это время особенно поднялся авторитет полководца князя Ногая .
Своим талантом, как военным, так и дипломатическим, как полководец и победитель Византии, Ногай добился громадного
влияния в кипчакском Золотоордынском ханстве. Князь Ногай был полузависимым наместником Причерноморья от устья Дуная до реки Днепр в Южной Руси, а также Болгарии и Молдавии.
Внутренние несогласия в Монгольской империи вообще способствовали сепаратистским и честолюбивым стремлениям умного
и властолюбивого Ногая. Его власть особенно усилилась после Мункэ-Тимура. Он ставил и свергал ханов в Сарае на устье Волги, следовательно, он в Кипчакском ханстве был сильнее самого золотоордынского хана, потому и его влияние на
Балканы было особенно сильным. Князь Ногай, женатый на дочери
византийского императора Михаила VIII Палеолога, был сильным фактором в международных отношениях Монголии, Византии и Балканских государств.Он со своими войсками помог впоследствии своему тестю Михаилу Палеологу против болгарского царя Константина в 1271, 1277 и 1278 гг. По Византии тогда
свободно ходили монгольские отряды, повествует Пахимер.
С увеличением в Кипчакском царстве влияния Ногая увеличилось и его влияние на Балканы, в особенности на Болгарию, хотя он не был ханом. В девяностых годах XIII века Ногай становится особенноагрессивным, под его власть подпадали одно за другим следующие царства Балканского государства: Тырновское (Болгарское) царство, независимые княжества Видинское и Браничевское, а затем Сербское королевство. Всесильный Ногай давал свое "благословение" на восшествие на тырновский престол болгарским царям. В особенности сильно было его влияние при царе Тертерии I, когда последний отдал свою дочь за сына Ногая, Чоку, а своего сына Светислава был принужден послать в ставку князя Ногая как заложника в знак верности, как это было принято монгольскими ханами по отношению к вассалам - русским великим князьям, болгарским царям и, как увидим далее, сербскому королю Милютину. Подчинение более сильного Тырновского (Болгарского) царства оказало действие на подчинение уже без всякого сопротивления более слабых соседних ему малых княжеств Видинского и Браничевского, которые с 1280 г. подпали под могучее покровительства Ногая. Несмотря на принесенные Тертерием Ногаю жертвы (сына и дочь послал в его ставку), он не пользовался благоволением всесильного князя и даже принужден был бросить трон и спасаться бегством в Византию, где все же не был принят императором Андроником. Экс-царю болгарскому пришлось жить как беженцу в окрестностях Адрианополя, пока он не был заключен византийцами В 1285 г. конница Ногая вновь нахлынула на Венгрию и Болгарию и опустошила Фракию и Македонию, тогда пришлось бежать царю Тертерию в Византию, а на болгарский трон был поставлен Ногаем царь Смилец как его данник, за что тот все время своего царствования был его верным слугой. Эта немилость Ногая к Тертерию объясняется тем, что борьба двух боярских партий во главе с Тертерием и Смилецом закончилась победой последнего при поддержке Ногая, который, как искусный дипломат, не хотел особенного усиления одного из них. После овладения Болгарией Ногай захотел распространить свое могущество и на Сербию. Не помогла этому и дипломатическая женитьба в 1287 г. сербского короля Милютина на дочери болгарского царя Тертерия, другая дочь которого была за сыном Ногая, Чокой. В 1292 г. Сербия признала суверенитет над собой князя Ногая. Поводом подчинения Сербии послужили следующие события. Видинский князь Шишман, вассал Ногая, во главе болгарских и монгольских войск напал внезапно на Сербию, опустошил страну до Хвостна, где думал ограбить богатый архиепископский монастырь в Печи (Ипек). Тогда король сербский в ответ на это занял Видин, а князь Шишман спасся бегством на лодке через Дунай в венгерско-северинском Банате. Король Милютин не ограничился занятием шишманского княжества, он также посягнул на независимость соседнего ему Браничевского княжества, также вассального Ногаю.
По свидетельству летописца, сербского епископа Данила, князья Браничевский и Шишманский пожаловались своему суверену Ногаю, что сербский король посягает на их княжества. Ногай ответил на это приготовлением в поход отряда конницы из монголов, половцев, алан, осетин и русских для разгрома Сербии. Король Милютин, не будучи в состоянии оказать сопротивление могущественному князю Ногаю, предупредил Ногая посылкой к нему
депутации с богатыми дарами и с изъявлением покорности, однако тот потребовал в знак верности старшего сына Милютина, его наследника 17-летнего Стефана (потом Стефана Дечанского), с видными "боярами", что было исполнено. Ногай умилостивился, и поход был отменен. Так с 1292 г. и Сербия вместе с северной и средней частью Балканского полуострова подпала под власть Монгольской империи, которая теперь на востоке упиралась в Желтое, а на западе в Адриатическое море, так как Сербия того времени владела частью Адриатического побережья и озером Скадарским. Князь Ногай, победитель Византии,
может быть, не так легко простил бы в 1292 г. сербскому королю Милютину его смелость, выразившуюся в захвате вассальных ему княжеств Видинского и Браничевского, если бы как раз в это время не начались у него сильные раздоры со своим сувереном,
золото-ордынским ханом Тохтой. Усиление власти Ногая, его сепаратизм, желание отделаться от зависимости золотоордынских ханов заставляли последних рано или поздно предпринять поход против Ногая, что пришлось исполнить хану Тохте . Хан Тохта дал решительную битву Ногаю при Каганлыке (около теперешней
Одессы), где наголову разбил его войска, составленные, главным образом, из колониальных войск, между тем как хан Тохта имел войска главным образом из увенчанных старыми лаврами монголов и татар. В этом бою был ранен старый полководец Ногай и во время бегства был настигнут и убит воином хана Тохты 28 сентября 1299 г. После этого на его землю распространилась полнота власти Золотоордынских ханов. Владения князя Ногая Тохта разделил между двумя своими сыновьями: Саикджи (Исакча) на Дунае и "Железные ворота" Надир-Дербент, или, вернее, Демиркапу, в Болгарии получил Бегиль-бек, старший сын, а другой сын, Арбасси, утвердился на берегах реки Буга. Пользуясь наступившей суматохой в ставке Ногая после его смерти, бывший там сербский наследник Стефан с видными своими "боярами" убегает и прибывает благополучно на родину. По свидетельству сербского епископа Данила, никто не ожидал, что Стефан жив и что когда-либо вернется домой. Впоследствии Стефан взошел на сербский престол под именем Стефана
Дечанского. Этим закончилась вассальная зависимость Сербии от Монгольской империи, продолжавшаяся с 1292 до 1299 г., т.е. 7 лет.Сын Ногая, Чока, с оставшимися верными ему войсками числом в 1000 человек после поражения от хана Тохты, напал на Болгарию в конце 1299 г., взял Тырново и сел на престол. Основанием этому послужило то, что он был женат на дочери
болгарского царя Тертерия, находившегося тогда в изгнании в Византии. Вместе с Чокой прибыл и сын Тертерия Светислав, бывший заложником при дворе Ногая. Чока скоро был задушен (6 сентября 1301 г.), по некоторым данным, Светиславом, а по другим - палачом-евреем, по требованию хана Тохтая,
которому была послана в Крым голова Чоки в доказательство его смерти. Таким образом, является бесспорным историческим фактом, пишет доцент Ников, что на болгарском престоле, хотя и очень короткое время (2 года), был Чока. Сын Ногая
Мамбетов Алишер,
01-08-2010 23:43
(ссылка)
Едиге.
1391 год Мангытский юрт, 1450-1558 Ногайская Орда, 1598 год Каракалпаки.
Осноположник Едиге.
Осноположник Едиге.
Мамбетов Алишер,
31-07-2010 09:22
(ссылка)
Распад Ногайской Орды
Государство кочевников (ногайцев) к северу от Каспийского и
Аральского морей до рек Тура и Кама и от Волги до верхнего Иртыша.
Выделилась из Золотой
Орды в конце XIV — начале XV века при темнике Едиге, ставшего в
1396 г. ханом улуса, который позднее стал называться Ногайской Ордой.
Ногайская Орда окончательно оформилась при его сыне Нураддине (правил в
1426-1440).
Ногайскую Орду населяли мангыты, кунграты (со 2-й пол. XV в. -
ногаи), кыпчаки, башкиры и другие тюркоязычные племена, однако население
не успело оформиться как нация. Основным занятием населения было
кочевое скотоводство, сохранялось также домашнее рабство.
Центром Ногайской Орды номинально считался г.Сарайчик
(Сарайджук), который во времена расцвета Золотой Орды был крупным
пунктом транзитной торговли из Причерноморья в Среднюю Азию, но
постепенно превратился в захудалый, небольшой и не оказывавший никакого
влияния на экономическую жизнь Орды пункт. Ставки ханов Ногайской Орды в
силу кочевого образа жизни меняли свое местонахождение, большей частью
располагаясь в окрестностях Уфы (см. История г.Уфы;) и недалеко
от современного положения г.Оренбурга. Само государственное образование
было аморфным, с крайне слабой степенью централизации, лишенным
государственной администрации. Вместо самодержавной ханской власти
существовала слабоавторитетная власть князей, которые зависели от Совета
мурз, собиравшегося на свои съезды, бывшие пережитком древнемонгольских
курултаев. Все это говорит о замедленных темпах развития этого
полугосударственного образования, сохранявшего в течение двух веков
после распада Золотой Орды прежний кочевой характер, в то время как все
другие татарские государства переходили к оседлой жизни.
В то же время Ногайская Орда была наиболее населенным и поэтому
более сильным по своим людским ресурсам государством по сравнению с Астраханским или Сибирским ханствами. Ногаи могли выставить войско в 120-140 тыс. чел. А это означало, что население Ногайской Орды доходило до 300 тыс. человек.
Здесь были также несметные табуны лошадей и стада овец в сотни тысяч
голов, которые составляли основу ногайской торговли Активные контакты Ногайкой Орды с Московским государством начинаются лишь с середины XVI в., после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. К тому времени Ногайская Орда оставалась в дружественных и даже одно время в союзных отношениях с Московским государством, а последнее, со своей стороны, поддерживало Орду и политически, и
экономически. Однако внутренняя борьба разных кланов за изменение внешней
политики Ногайской Орды в связи с агрессией Московского государства в
середине XVI в. все же возникла, и она обострила кризис всего Ногайского
государства.
В ходе борьбы в 1556 году Ногайская Орда
раскололась на 3 части:
1. Большие Ногаи (занимали территорию в Прикаспии, от Волги до р.
Урал), где восторжествовала ориентация на Москву и где победил Исмаил и
его потомки, сохранившие за собой основной массив территории Ногайской
Орды.
2. Малые Ногаи (или Казиев улус) во главе с мурзой Казимом
(1577+), который увел часть ногаев в степи бассейна Кумы и Маныча, т.е.
на новые территории в предгорья Северного Кавказа, и стал
ориентироваться на Крымское ханство и Турцию (до середины XVIII в.).
3. Алтыульская Орда (во главе с князем Ших-Мамаем) - крайний
южный участок владений Ногайской Орды, граничивший со Средней Азией,
давший начало КАРАКАЛПАКСИЙ наций.
Правящие князья Ногайской Орды
(1549-1600
годы)
Годы правления
Князья
Примечания
1549 - 1554
Юсуф
Противник ориентации на Москву.
В октябре 1553 г. Юсуфом был предпринят неудачный поход на Москву -
120-тысячное войско дошло от Волги до Дона, а затем по Крымской дороге
до Оки, но было отражено в районе Серпухова-Каширы.
1554 - 1555
Исмаил
Сторонник московского княжества.
1555 - 1556
Юнус
Сын Юсуфа
Разделение Ногайской Орды на Большие и Малые Ногаи и Алтыульскую Орду
1556 - декабрь 1563
Исмаил
2-й раз
князь Большой Орды, в 1557 г. признал вассальную зависимость от России.
В том же году западные и центральные башкирские племена (бассейна рек
Белой и Уфы) перешли в подданство русскому царю.
январь 1564 - 1578
Тин-Ахмед
Сын Исмаила
В 1574 г. в устье р.Уфы основан русский город Уфа
1578 - 1600
Урус
Сын Тин-Ахмеда.
Прекращение династии Исмаила
1600 - 1606
Иштеряк
Таким образом, своей ориентацией на Москву,
признанием вассальной зависимости от Московского государства ногайская
династия князя Исмаила формально обеспечила до начала XVII в.
независимость Ногайского государственного образования и свой кочевой
образ жизни, а фактически с 1557 г. добровольно вошла в сферу влияния
(политического и экономического) Русского централизованного государства.
Это положение сохранялось до 1606 г., когда прекращение династи Исмаила
(1600) и обострение национальных противоречий в Прикаспийском регионе
привели к уходу ногайцев (1634) в Пркубанье и в район Северной Таврии,
т.е. в сферу влияния и на территорию Крымского ханства
и Турецкой империи. Ногайская государственность с 1606 г. в какой-либо форме была ликвидирована.
Аральского морей до рек Тура и Кама и от Волги до верхнего Иртыша.
Выделилась из Золотой
Орды в конце XIV — начале XV века при темнике Едиге, ставшего в
1396 г. ханом улуса, который позднее стал называться Ногайской Ордой.
Ногайская Орда окончательно оформилась при его сыне Нураддине (правил в
1426-1440).
Ногайскую Орду населяли мангыты, кунграты (со 2-й пол. XV в. -
ногаи), кыпчаки, башкиры и другие тюркоязычные племена, однако население
не успело оформиться как нация. Основным занятием населения было
кочевое скотоводство, сохранялось также домашнее рабство.
Центром Ногайской Орды номинально считался г.Сарайчик
(Сарайджук), который во времена расцвета Золотой Орды был крупным
пунктом транзитной торговли из Причерноморья в Среднюю Азию, но
постепенно превратился в захудалый, небольшой и не оказывавший никакого
влияния на экономическую жизнь Орды пункт. Ставки ханов Ногайской Орды в
силу кочевого образа жизни меняли свое местонахождение, большей частью
располагаясь в окрестностях Уфы (см. История г.Уфы;) и недалеко
от современного положения г.Оренбурга. Само государственное образование
было аморфным, с крайне слабой степенью централизации, лишенным
государственной администрации. Вместо самодержавной ханской власти
существовала слабоавторитетная власть князей, которые зависели от Совета
мурз, собиравшегося на свои съезды, бывшие пережитком древнемонгольских
курултаев. Все это говорит о замедленных темпах развития этого
полугосударственного образования, сохранявшего в течение двух веков
после распада Золотой Орды прежний кочевой характер, в то время как все
другие татарские государства переходили к оседлой жизни.
В то же время Ногайская Орда была наиболее населенным и поэтому
более сильным по своим людским ресурсам государством по сравнению с Астраханским или Сибирским ханствами. Ногаи могли выставить войско в 120-140 тыс. чел. А это означало, что население Ногайской Орды доходило до 300 тыс. человек.
Здесь были также несметные табуны лошадей и стада овец в сотни тысяч
голов, которые составляли основу ногайской торговли Активные контакты Ногайкой Орды с Московским государством начинаются лишь с середины XVI в., после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. К тому времени Ногайская Орда оставалась в дружественных и даже одно время в союзных отношениях с Московским государством, а последнее, со своей стороны, поддерживало Орду и политически, и
экономически. Однако внутренняя борьба разных кланов за изменение внешней
политики Ногайской Орды в связи с агрессией Московского государства в
середине XVI в. все же возникла, и она обострила кризис всего Ногайского
государства.
В ходе борьбы в 1556 году Ногайская Орда
раскололась на 3 части:
1. Большие Ногаи (занимали территорию в Прикаспии, от Волги до р.
Урал), где восторжествовала ориентация на Москву и где победил Исмаил и
его потомки, сохранившие за собой основной массив территории Ногайской
Орды.
2. Малые Ногаи (или Казиев улус) во главе с мурзой Казимом
(1577+), который увел часть ногаев в степи бассейна Кумы и Маныча, т.е.
на новые территории в предгорья Северного Кавказа, и стал
ориентироваться на Крымское ханство и Турцию (до середины XVIII в.).
3. Алтыульская Орда (во главе с князем Ших-Мамаем) - крайний
южный участок владений Ногайской Орды, граничивший со Средней Азией,
давший начало КАРАКАЛПАКСИЙ наций.
Правящие князья Ногайской Орды
(1549-1600
годы)
Годы правления
Князья
Примечания
1549 - 1554
Юсуф
Противник ориентации на Москву.
В октябре 1553 г. Юсуфом был предпринят неудачный поход на Москву -
120-тысячное войско дошло от Волги до Дона, а затем по Крымской дороге
до Оки, но было отражено в районе Серпухова-Каширы.
1554 - 1555
Исмаил
Сторонник московского княжества.
1555 - 1556
Юнус
Сын Юсуфа
Разделение Ногайской Орды на Большие и Малые Ногаи и Алтыульскую Орду
1556 - декабрь 1563
Исмаил
2-й раз
князь Большой Орды, в 1557 г. признал вассальную зависимость от России.
В том же году западные и центральные башкирские племена (бассейна рек
Белой и Уфы) перешли в подданство русскому царю.
январь 1564 - 1578
Тин-Ахмед
Сын Исмаила
В 1574 г. в устье р.Уфы основан русский город Уфа
1578 - 1600
Урус
Сын Тин-Ахмеда.
Прекращение династии Исмаила
1600 - 1606
Иштеряк
Таким образом, своей ориентацией на Москву,
признанием вассальной зависимости от Московского государства ногайская
династия князя Исмаила формально обеспечила до начала XVII в.
независимость Ногайского государственного образования и свой кочевой
образ жизни, а фактически с 1557 г. добровольно вошла в сферу влияния
(политического и экономического) Русского централизованного государства.
Это положение сохранялось до 1606 г., когда прекращение династи Исмаила
(1600) и обострение национальных противоречий в Прикаспийском регионе
привели к уходу ногайцев (1634) в Пркубанье и в район Северной Таврии,
т.е. в сферу влияния и на территорию Крымского ханства
и Турецкой империи. Ногайская государственность с 1606 г. в какой-либо форме была ликвидирована.
Мамбетов Алишер,
16-12-2008 21:57
(ссылка)
Полководец Ногай !!!
В 1258 году
Брат Батый, Берке принял власть в
Золотой Орде. Берке посылает Ногая поход на Константинополь для поддержки
болгарского правителя Константина Тиха.
В 1267
году в Золотой Орде изменился власть новым ханом стал Менгу-Тимур.И новый поход
Ногая в Византию. Ногай жениться на дочери Михаила VIII Ефросиньи.
В1277году
умер Константин Тиха новый поход Ногая в Болгарию.
В1280 усиление роли Ногая в Золотой Орде. Он
не был Чингизидом, поэтому всегда
остовалься темником (эмиром). В XVI веке мангыти
в историческую арену вышли под именем Ногайская Орда. Скорей всего он был из
рода мангыт. Профессор Камал Мамбетов тоже придерживался на это мнение. Хотя некоторые
ученные считает его Чингизидом.
В 1291
году Тула-Буга пытается захватит Тохту. Он бежит к Ногайю. Ногай убил Тула-Бугу, новым правителем
Золотой Орды стал Тохта.
В 1292
года Король Сербии признал себе вассалом Ногая. В том же году, он требовал от
Тохты, убить ряд военноначальников, знак преддонности Тохта убил 23 своих
военноначальников.
В 1295
году Золотая Орда принял ислам. Хотя православная епархия существовало с1261 года.
В 1298
году разразился война между Ногайом и Тохтои. Ногай разбил Тохту он убежал за
Дон. Поход Ногая в Крым. Правителем Болгарии стал сын Ногая
В 1300
году Ногай был убить в бою, через некоторое время убили его сына.
В 15-веке Орда Едиге Мангытский юрт выходит на историческую арену под именем Ногайская Орда.
настроение: Бодрое
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу