Log in
Discussions
Sort: by updates | by date | by rating Show posts: Full text | Headings
Зенитчик Здесь, 30-12-2011 22:19 (link)

Знамения - Аллах - Альфа и Омега.


Прошу вас, комментируйте на странице ролика!!!Перейти


Алексей Зубарев, 08-08-2011 16:10 (link)

Интервью с Александром Игудиным

Растить думающих режиссеров
На базе нашего Университета известный российский режиссер, клипмейкер и продюсер Александр Игудин начинает реализацию уникального образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива», мастерами в котором выступят такие маститые профессионалы кино, музыкального телевидения и шоу-бизнеса, как Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Иосиф Пригожин и другие. О замысле и особенностях проекта, о его актуальности и эксклюзивности Александр Игудин рассказал для посетителей сайта gukit.ru.

Сегодня без шоу-бизнеса уже невозможно представить нашу жизнь, но профессия режиссера, тем не менее, остается эксклюзивной, так сказать, «штучной». В общем-то, она всегда считалась элитарной, особенно в такой специфической сфере, как создание музыкальных клипов. По большому счету, режиссеров музыкального видео до сих пор можно сравнить с отрядом космонавтов. Как в плане редкости, так в плане высочайшего профессионализма. Талантливых, стоящих режиссеров музыкального видео, телепрограмм или телешоу, настоящих мастеров нынче пересчитаешь по пальцам.
Прогресс – великая вещь, но иногда он может сыграть злую шутку с качеством конечного продукта той или иной профессиональной деятельности: с развитием высоких технологий, различных аудио- и видео- гаджетов, которые в значительной степени упростили сам процесс съемки, делать клипы и фильмы стали практически все, кому не лень. Российский музыкальный телеэфир и, конечно, Интернет захлестнула волна «самодеятельного» музыкального видео. Вследствие этого пул собственно режиссуры стал размываться, терять свою идентичность. Соответственно, начала падать значимость профессии и, что самое неприятное, снижаться качество художественной продукции. 
Еще одна беда, которая, как вирус, поразила наше музыкальное телевидение, состоит в абсолютном отсутствии новых идей. Что это? Банальные лень и бездарность, когда людей тянет по пути наименьшего сопротивления, и они считают, что достаточно наснимать сомнительных картинок, смонтировать их в один видеоряд и выдать этот винегрет за клип. 
Когда смотришь западное музыкальное телевидение или даже российский альтернативный канал, понимаешь, что оригинальных идей у них несравнимо больше, нежели у казалось бы популярных и востребованных артистов, чьи треки находятся в активной ротации. 
Основная задача нового образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива», который будет осуществляться мной совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом кино и телевидения, состоит в том, чтобы как раз научить думать и придумывать. Речь идет об инициировании и управлении процессом генерации авторской [удожественной идеи и ее воплощения в соответствующем изобразительном материале. И все это – в особых условиях, ведь в отличие от большого кино, которое укомплектовано сценаристами, операторами, режиссерами, жанр музыкального клипа характеризуется тесным сплетением ролей и функций, которые исполняют одни и те же люди. Так, например, режиссер часто выступает и сценаристом. Сценарную основу клипа, разумеется, не корректно будет сравнивать с полноценным сценарием художественного или документального фильма. Чаще говорят именно о креативе в создании музыкального видео, то есть о замысле, сверхидее, которая сможет сделать клип интересным и запоминающимся. Поэтому на практике получается, что профессия режиссера музыкального клипа или музыкального телевидения рассчитана на полный цикл производства продукта, от стадии «придумал» до стадии «реализовал». 
Режиссеры музыкального видео – это своего рода волшебники, которые создают целый мир всего за 3 – 4 минуты. В большом кино сюжетной и эстетической архитектуре отводится как минимум полтора – два часа. Получается, что клип – это концентрат настроения, сгусток эмоций и своеобразный срез времени. Поэтому, в отличие от полнометражного кинофильма, клип – продукт скоропортящийся. Если даже средний по качеству фильм может прожить пару лет, а потом быть издан на диске, то музыкальный клип живет в среднем полгода. Совсем как бабочка, красочная, яркая, легкая, радующая глаз всего один сезон. Так что в известном смысле можно сказать о том, что сделать хороший клип сложнее, чем снять хорошее кино. Проблема здесь в максимальном временном ограничении, когда нужно высказать что-то очень важное всего за несколько минут. Чтобы удалось быть принятой зрителем, идея клипа должна быть максимально сжатой и вместе с тем выразительной и понятной ему. Роль актера в клипе вообще существенно иная: если в кино он является проводником творческого замысла, говорящим на его языке, то в клипе он может говорить в лучшем случае на иносказательном языке символа. Фактически видеоклип – это немое кино, где действием является сама музыка, с помощью которой смысл передать сложнее, нежели с помощью слов. Именно поэтому жанр музыкального клипа является более сложным.
Жизнеспособность и долголетие музыкального клипа напрямую зависит от того, насколько его хочется пересматривать, насколько он способен нести идею, а не только быть набором меняющих друг друга на экране картинок. Одним словом, это должна быть такая идея, к которой захочется возвращаться. А тому, как придумывать и воплощать такие идеи, мы и постараемся научить в рамках образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива». 
Как режиссер и сценарист, я четко разделяю российские и зарубежные музыкальные видеоклипы, поскольку считаю, что они преследуют разные цели. Среди отечественных я наиболее высоко оцениваю такие клипы, которые сделаны как миниатюрные кинофильмы. Хотя, как я уже говорил, в массе своей доморощенные клипмейкеры снимают видео, которое представляет собой набор ярких движущихся изображений, бьющих с экрана по глазам зрителю. Какой-либо смысл в них практически отсутствует. Этот тренд, впрочем, не является исключительно российским: клипы таких топовых западных поп-звезд, как Beyonce, Ledi GaGa, J Lo, тоже рассчитаны на то, чтобы ослепить зрителя феерией шоу. Другое дело, сюжетные видео таких исполнителей, как Robbie Williams, Madonna, «Queen». А вершиной искусства музыкального клипа я считаю работы французской дивы Mylene Farmer. В свое время стоило мне впервые увидеть видео этой исполнительницы, как я раз и навсегда определился с тем, чем хочу заниматься в жизни. 
Среди российских режиссеров в свое время очень интересные работы снимал Тигран Кеосаян на песни Михаила Шуфутинского и Игоря Саруханова. Непревзойденными, по моему мнению, остаются клипы Бориса Деденева, у которого я когда-то учился. Кстати, в этом году его видео на песню группы ДДТ «Что такое осень» исполняется уже 20 лет, и я считаю, он до сих пор не потерял своей актуальности. Его кажущаяся бессюжетность на самом деле предстает идеальным срезом настроения, перенесенного на пленку. Иными словами, режиссер нашел такой удачный ход, который способен захватить зрителя как в 90-е года, так и сейчас. К сожалению, в отношении большинства современных произведений в области искусства музыкального клипа сложно говорить о долговечности…  
Пестрая динамика под музыку – это такой формат клипа, который сегодня весьма востребован на телевидении, не стоит с этим спорить, но, на мой взгляд, режиссерского начала здесь мало, куда больше – дизайнерского. «Анатомия» современного клипа такова, что 50% он состоит из дизайнерских идей и на 50% из драматургических. Этому важному аспекту клипмейкинга мы собираемся уделить особое внимание в курсе post-production, который запланирован в учебном плане «Академии режиссуры и креатива».  
По сути дела, музыкальный видеоклип представляет собой пазл, который нужно собирать. Клипы с драматургической основой снимать сложнее, потому что это – кинофильм в миниатюре, но тем интереснее работа над ним, и тем ценнее выходит продукт.  
На Западе сюжетные клипы могут позволить себе только артисты мирового уровня, музыканты рангом помельче практически не ставят перед собой таких задач. Кроме того, в искусстве все настойчивее проявляется и коммерческий, рыночно ориентированный подход и если раньше в создании клипов было больше творчества, то теперь преобладает меркантильно-прагматические соображения. А в этой ситуации важно научить будущих режиссеров отличать подлинные ценности жанра от мнимых.
Основной эффект проекта, его максимальную отдачу можно будет ожидать в результате того, что люди с еще недеформированным сознанием научатся направлять свою энергетику в нужное русло для создания оригинального музыкального видеоматериала. Очень важно уметь гибко мыслить, адекватно реагируя на современные тренды, отбирая и используя самое ценное, что можно заимствовать. В «Академии режиссуры и креатива» мы хотим растить думающих режиссеров, способных порождать и художественно оформлять свежие идеи. Очень хотелось бы вернуть былые представления о высоком качестве производства музыкальных клипов и профессии в целом. Обществу пора понять: чтобы человек считался режиссером, ему недостаточно взять в руки камеру и научиться кричать «Мотор!» и «Стоп!», но необходимо получить определенные знания и практику. А для этого в проекте будут задействованы известные режиссеры, клипмейкеры, продюсеры, одним словом, признанные мастера жанра. В формате мастер-классов они смогут дать слушателям «Академии» по-настоящему ценные, практически ориентированные знания и профессиональные навыки, делясь своим опытом. 
Мы планируем представить нашим слушателям не только возможность посещения лекций и мастер-классов, но и насыщенные практические занятия, например, работа на профессиональной съемочной площадке и постановка авторского музыкального видео. Основное внимание при этом будет уделяться не столько режиссуре как таковой, сколько ключевым аспектам жанра музыкального клипа в разрезе креатива.
Выпускники «Академии» будут постигать основы режиссуры, операторского мастерства и монтажа в области производства музыкальных клипов. Можно сказать, что это – три кита, на которых держится креатив современного клипмейкинга. Также будут преподаваться основы применения спецэффектов, поскольку современный клип в значительной степени построен именно на спецэффектах. 
Инновационным методом обучения будет «рынок идей», который мы будем устраивать в рамках образовательной программы «Академии». Суть его состоит в следующем: предлагается композиция известного исполнителя, на которую еще не создан клип и для которой необходимо будет придумать оригинальный сценарий. Я даже готов финансово поощрять участников за интересные предложения, которые можно будет реализовать. А по итогам всего курса обучения в «Академии режиссуры и креатива» будут выбраны несколько лучших студентов, которым будет предоставлена стажировка в качестве режиссеров и креативщиков на музыкальных каналах, продакшн-студиях, связанных с производством клипов. Это даст им возможность профессиональной реализации и апробации новых знаний.
Прием в «Академию» будет производиться до 25 сентября в форме собеседования, как со мной, так и другими мастерами, задействованными в этом проекте. Беседа будет направлена, главным образом, на выявление творческого потенциала и умение нестандартно мыслить. Возможно, беседа будет посвящена обсуждению творческих проектов, профессии и т.д. – тем для собеседования много, меня больше будет интересовать сам человек. Если собеседник интересен, у него есть творческая жилка и стремление совершенствоваться, то это не останется не замеченным.
Учебная нагрузка в «Академии режиссуры и креатива» распределиться на теоретические и практические занятия, которые будут проводиться как в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения, так и на съемочных площадках киностудии «RWS» и рабочих площадках приглашенных мастеров. Практика режиссуры должна проходить в павильонах и монтажках. При этом основной упор мы будем делать именно на практические занятия, ведь хочется дать гораздо больше полезных знаний и умений за отведенные три месяца курса обучения. К тому же любая съемка предполагает как минимум 7 - 8 часов, невозможно за один час придумать что-то стоящее и реализовать это.
Еще одно ключевое направление практических занятий - участие в съемочном процессе традиционной новогодней музыкальной сказки для телеканала «Россия», который будет проходить в павильонах студии «RWS». Там слушатели «Академии режиссуры и креатива» смогут реализовать свои самые удачные сценарно-креативные идеи и поучиться одному из важнейших аспектов режиссуры – работе с актерами, среди которых планируются только звезды первой величины.  
Скорей всего это будет вторая половина дня, два раза в неделю, так как мы учитываем, что большинство слушателей, которые придут к нам, еще где-то учатся или работают. К тому же замечено, что люди, которые занимаются такими творческими профессиями, как оператор, режиссер или сценарист, обычно бывают «совами» и им необходимо время для того чтобы «раскачаться».
Курсы продлятся три месяца и первую очередь будут ориентированы на выпускников профильных вузов или студентов-старшекурсников, которые обучаются в этом направлении, а также на тех, кто уже успел поработать в индустрии кино, телевидения и клипмейкинга, но хочет максимально дополнить свои знания. Даже если в прошлом у вас остался негативный опыт, пусть это не отпугивает, не лишает желания двигаться дальше. Мы, свою очередь, постараемся сделать так, чтобы человек, впервые столкнувшийся с процессом съемок музыкального видео и работы на музыкальном развлекательном телевидении, обязательно поверил в себя, раскрыл свои творческие способности.
По окончании обучения всем студентам будет выдан сертификат государственного образца. Но куда гораздо более ценно будет то, что слушатели «Академии режиссуры и креатива» поработают с такими заслуженными мастерами этого жанра как Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Влад Опельянц и другими. Сейчас это известные личности в сфере большого кино, но начинали они как раз в жанре музыкального клипа. Их успешный опыт служит ярким примером того, как, начав работать в такой малой форме, как музыкальный видеоклип, можно прийти в мир большого кино. Шанс есть у каждого, важно уметь им правильно воспользоваться.

Денис Шишов, 01-08-2011 07:45 (link)

Очно?

Я правильно понимаю, что обучение очное?Просто я живу в Перми.

This group may contain posts available to members only.
Join the group to read them