Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Персидская свадьба, Иранская свадьба...

Персидская свадьба
Иранская свадебная церемония, несмотря на некоторые региональные отличия, возвращается к древней зороастрийской традиции. Хотя общее представление о браке значительно изменилось благодаря исламским обычаям, фактически подготовка к свадьбе и сама церемония остаются более или менее такими же, как в авестийскую эпоху.
Для иранцев свадьба – событие, которое надлежит праздновать торжественно в присутствии большого количества людей.
В прошлом все браки устраивали родители или старшие члены семьи. Сегодня такое все ещё встречается, обычно в сельских районах. Но, несмотря на то, что современные пары в делах любви обходятся без помощников, когда молодые решают для себя пожениться, позволение родителей с обеих сторон очень важно.
Родители жениха или близкие родственники берут на себя инициативу необходимых формальностей; спросить семью невесты о согласии на союз. Они направляются в дом невесты с цветами, конфетами, золотыми монетами, драгоценностями и просят её руки. Как только разрешение получено, объявляют о браке. В старые времена музыканты били в барабаны, тем самым оповещали жителей города или деревни о предстоящей свадьбе. Процессию, которая собиралась во время свадебной церемонии называли собранием для царственной невесты, невесту нарекали арус (белая). Белый – символ невинности, чистоты, верности.
Мужчины, разодетые в праздничные костюмы, несли подарки на головах в больших декорированных плоских вместилищах в дом невесты. Зеркало и канделябры, свечи, сладости, семена кардамона, розовую воду, хну, ткани, молитвенную циновку (джаманаз). Обряд все ещё можно наблюдать в деревнях.
Во время щедрого ужина, молодых объявляют помолвленными. Они обмениваются кольцами, золотыми, но без драгоценных камней. Дорогое обручальное кольцо, украшенное роскошными камнями, родители жениха посылают в дом невесты с женщинами, родственницами жениха.
С финансовой стороной дела разбираются, прежде чем отцы семейств заключат контракт. Понятно, что состоятельные семьи решают вопрос быстро, а вот семьи с небольшими средствами могут тянуть переговоры, о том, что должно быть заплачено по соглашению.
Семья жениха оплачивает все расходы на свадьбу, и чем выше социальное положение невесты, тем богаче должны быть банкеты и подарки, в особенности драгоценности. Хорошая иранская свадьба обходится приблизительно в сто тысяч долларов. Не каждый может позволить себе такую роскошь и последнее время правительство спонсирует массовые свадьбы. Можно вспомнить, что массовое бракосочетание имело место в далеком прошлом страны, Александр Македонский заставил своих высших военачальников жениться на персидских аристократках в Сузах.
«Свадьба праздновалась в соответствии с персидским обычаем. Для женихов расставили стулья, и после возлияний входили и садились невесты, каждая со своим женихом. Женихи привлекали их к себе и целовали; пример такой церемонии подал царь, дабы все бракосочетания происходили одновременно». Так писал римский историк Арриан во втором столетии н.э. Приданое за невест было заплачено из казны Македонского.
В 19 веке предсвадебные приготовления занимали много времени. Парам не разрешалось видеть друг друга до самой брачной ночи. Жених приходил в дом невесты неофициально часто, в надежде, что может хотя бы краешком из-за дверей или занавески он сможет взглянуть на свою будущую супругу. Переговоры с семьей жениха длись долго. Неспешно беседовали, пили чай или секэнджебин (сладкий напиток из сахара и уксуса), курили кальян.
Как только приходили к обоюдному согласию, наступало время для обряда «шеерне кхорэн» (поедание сладостей), который соблюдается и поныне. Через несколько дней невеста получала обручальное кольцо и платок, в ценной сумке (богхчех), вместе с набат (кристаллизованный сахар). Родственницы с обеих сторон шли к невесте и одна из них, со стороны жениха передавала невесте кольцо и покрывала её платком. Всё происходило под музыку и пение, но музыканты были исключительно женского пола.
Приглашенным на свадьбу мужчинам могли обратиться на словах, женщин приглашали персонально; родственницы или служанки будущей невесты отправлялись к ним в дом, приносили сладкие угощения, ногл (маленькие миндальные конфеты), семена кардамона, завернутые в шелковый платок и перевязанные атласным шнурком на небольшой стеклянной тарелке. Дамы ели сладости и выражали радость по поводу предстоящего события.
За три дня до свадьбы невесте удаляли волосы во всех возможных местах, на лице, на теле. Ритуал знаменовал переход от девичества к женственности. Процедуру выполняли с помощью специальных ниток, помещая их так, что волос был вырван вместе с корнем. Незамужние женщины не могли позволить себе даже выщипывать брови. Сегодня источник конфликта в том, что многие родители с традиционным укладом против того, чтобы девушки-подростки брили ноги, для которых - это вполне обычное дело и, прямо сказать, часть современной культуры. В то время как для родителей означает, что их дочь стала женщиной без мужа.
День перед свадьбой – банный. Невесту массажировали, тщательно удаляли омертвевшую кожу, втирали ароматические масла. Утром перед свадьбой ей делали макияж.
Свадьба проходит в два этапа, между которыми в прошлом, когда невеста была слишком молода, могли миновать годы. В современное время обычно всё происходит в один день.
Первая часть церемонии, правовая, называется агхд – узел. Согласовываются все денежные вопросы, установленный ранее выкуп за невесту (мэхр), гарантирующий ей безбедную жизнь, пункты, касающиеся многобрачия, прав женщины во время возможного развода и т.п. Все детали, конечно, оговорены раньше.
Вторая часть – празднования и банкеты, которые могут длиться от трех до семи дней.
У невесты и жениха, по крайней мере, хотя бы один свидетель. Обычно взрослые и женатые мужчины из родственников. Священник (мула) или другой мужчина, наделенный властью, исполняет юридическую часть церемонии. В религиозных семьях, мужчины остаются в смежной с невестой комнате, и будут говорить с ней, не видя её, или же лицо невесты закрыто.
Сначала спрашивают жениха о желании заключить брак. Когда спрашивают невесту, девушка должна выдержать паузу. К ней обращаются три раза, прежде чем она ответит. Заставлять жениха ждать означает показать то, что это он ищет жену, а не наоборот.
В богатых семьях, мать или сестра жениха передают невесте золотую монету или драгоценность, поощряя молодую сказать да. Как только она промолвит долгожданное «да», прочитаны стихи из священной книги, подписаны документы – начинается символическая торговля за невесту. Молодые обмениваются обручальными кольцами. Вслед за тем невесту буквально закидывают подарками, на которые муж в будущем не имеет никаких прав.
Обряд совершается в украшенной цветами комнате. Невеста и жених сидят перед накрытой и заставленной определенными предметами (софрех агхд) на полу «скатертью», под декоративным шелковым покрывалом, обращенные лицом к восходу солнца. «Скатерть» представляет кусок роскошной ткани, которую передают от матери к дочери. Всё происходит в течение дневного времени, в зороастрийской религии ночь отдана во власть враждебных сил зла, тьмы, смерти, их главы Ангро - Майнью. Жених входит первый в комнату, возле невесты он справа. Правая сторона – почтение, уважение со стороны будущей жены.
Перед ними две конусообразные горки кристаллизованного сахара, символизирующие сладкую совместную жизнь, в другом случае может быть покрывало над головой, сшитое из двух половинок. Когда-то церемониальные пояса (кошти) жениха и невесты привязывали или сшивали вместе. Сегодня над головой жениха держат поднос, на котором два кусочка ткани, сшитые вместе, игла, семь цветных нитей, ножницы, сырое яйцо, гранат, яблоко, высушенный майоран, белые конфеты и всё прикрыто зеленым платком. Игла и нити намекают на то, что если свекровь будет говорить неприятные вещи невестке, то ей следует зашить рот.
Вещи, которые находятся перед новобрачными, означают важные ценности и пожелания.
• Зеркало олицетворяет чистоту брака. Как только невеста снимает вуаль, первое, что видит жених в зеркале – отражение своей будущей жены.
• Свечи с двух сторон зеркала – свет и огонь, значимые элементы в персидских ритуалах, символизируют ясность будущего брака.
• Живая рыба в аквариуме - жизнь.
• Испеченный по особому рецепту плоский хлеб с корицей – процветание после торжества.
• Поднос с семью разными специями – оберег против злых сил и сглаза, колдовства и пр.
• Корзины с миндалем, грецкими орехами, фундуком, яйцами – изобилие.
• Корзина с гранатами и яблоками – радостное будущее. Гранаты – небесный фрукт, а яблоки посвящены божественному человеческому созданию.
• Красные розы с шипами – прекрасный, но временами причиняющий боль союз.
• Чашка меда подсластит будущую жизнь. После того, как пару поженят, каждый из них должен опустить мизинец в мед и накормить другого.
• Чашка с водой из экстракта роз, специальных персидских роз, наполнят благоуханием воздух.
Чашки с монетами – процветание и богатство.
• Хлеб, сыр фета, свежие травы – счастье и дружба. После церемонии их делят между собой гости.
• Жаровня с горящими углями, опрыснутыми душистой рутой, которую используют во многих зороастрийских ритуалах, обрядах очистки.
• И, конечно, Святая Книга «Авеста», как божье благословение. Некоторые пары предпочитают поэзию Омара Хайяма или сборник стихов Хафиза.
Веселье, песни, хлопанье руками сопровождает церемонию. Молодых осыпают монетами, рисом, цветами, сладкими леденцами, когда они выходят из комнаты.

Serdse_2006.85 serdse, 29-11-2011 06:26 (ссылка)

Re: Mim mesle modar(м_как слово мама) с прошедшим праздником!!!

Ba hama modarone jahon,roze(gozashtah) modara tabrik migam!!!
C прошедшим праздником вас,дорогие,милые мамы!!! B честь прошедшего праздника хочу отправить видео_песню из замечательного Иранского фильма Мим_месле модар.Kраткий сюжет фильма;этот фильм про одну мать которая в результате химической радиации получила облучение.Родила умного красивого мальчика,но в результате облучения у ребенка развилась потология (хромота,проблема с дыханием) ,муж сразу отказался от сына,но мать всю себя посветила чаду.Но она тоже не железной оказалась,от сильного переутомления попала в больницу.Но насколько любовь сильна! даже находясь в больнице она смогла слышать и чувствовать своего храмого ребенка. мальчик играющий на скрипке это ее сын.ее муж и несколько других отцов которые иза уродства бросили своих детей наконец таки после вправки тупых мозгов решаются прийти на концерт,который был в честь родителей.эта песня начинается со слов с буквы м начинается месяц,на м наченаетса Марьям(светая Мария) на м начинается слово мама!!! Ох еслиб я мог сказать как люблю твой голос!!! как ранше,в детстве,нравилось и нравится слышать родную мне колыбельную!Твою открытость люблю,чистоту и настырность,усердность,старанья люблю,тот голос родной издающие нежные губы,цвета_мерцания,ей богу люблю!.Ох если б я мог,на подоконике твоего сердца стать зеркальцем и свечей.в огромных просторах  глаз твоих тучеподовных ,смог б стать хоть капелькою слез.Ох если б мне дали возможность спеть как раньше ты для меня,я б своей калыбельной сорвал бы целое поле цветов для тебя,! Ввеличиной с неба_нарцицов и жасминов,в саду твоих прелесных рук на сажал б,! Баю бай,баю бай. Так в твоих глазах хочу посчитат звезды!Oстанься со мной навсегда ,веть эту жизнь я люблю когда в ней есть ты. мама! Если эта жизнь хороша или плоха,видеть ее только могу вместе с тобой,Смогу cорвать в садах атласные цветочки,если будешь собирать их вместе ты со мной!!! мама мамочка моя!!!http://www.youtube.com/watch?v=5E3FD9UE64Y

настроение: Благодарное

Метки: mim mesle modar(m_kak слово мама

Свадебные традиции Ирана. Иранская свадьба

Свадебные традиции Ирана. Иранская свадьба

Иран – исламская страна, по этой причине, все обычаи, в частности и свадебные, полностью взаимосвязаны с религией. Нынешний Иран кардинально поменял взгляды на выбор невесты, свадебную церемонии и брак, хотя из прошлого тоже кое-что осталось.
• В былые времена родители жениха подыскивали невесту, но сейчас иранцы сами находят себе вторую половинку, не получая разрешения родителей.
Современные свадебные традиции Ирана.
• В Иране мужчина может официально иметь до четырех жен. Но, при этом он должен материально обеспечить их всех, не выделяя ни одну из них, ни в сексуальном, ни в психологическом плане. Хотя, сейчас лишь только богатые иранцы могут себе этого позволить.

• Для того чтобы жениться на второй жене, супруг должен получить разрешения первой жены. Если она не даст разрешения, то муж может жениться во второй раз, лишь только в том случае, если он докажет что супруга не может исполнять свои супружеские обязанности по состоянию здоровья.
Иранская свадьба
• Добрачная связь и наличие любовниц по иранским традициям строго запрещены. Они уголовно преследуются.

• В стране широко распространен «временный брак», который составляется на некоторый срок, официально оформляется, и впоследствии может быть расторгнут или продлен. Такой брак может заключаться с девушкой- мусульманкой, которая ранее не состояла в браке, и только с позволения её отца.

• Муж, у которого жена не может рожать детей, получает право на такой временный брак, а дети от этого брака получают алименты от отца и являются наследниками его имущества по закону.

• Кроме того, временный брак можно заключить в том случае, если муж вынужден уехать в командировку, а жена не желает с ним ехать. В данном случае мужчина может выбрать себе супругу на время командировки, которая, естественно, не возражает против этого.

• В Иране оба вида ( постоянный и временный) брака равны перед законом.

• Жених должен быть независимым от родителей, иметь свой дом и работу.

• По традиции, до свадьбы жених делает невесте «магрие» (дорогой подарок): квартиру или золото или дом.

• Со своей стороны невеста и её родители покупают самое необходимое для будущих молодоженов: текстиль, мебель и холодильник. При этом состав и размер приданого оговаривается сторонами до свадьбы.

• До свадьбы молодожены должны сдать анализы крови, для того чтобы полностью исключить риск появления ребенка с врожденными пороками. В противном случае брак не буден заключен.

• Обычно браки заключается в раннем возрасте -20-21 годах, так как Ислам приветствует ранние браки.

• Обязательным условием вступления в брак для девушки считается её девственность. Так как в противном случае брак может быть признан недействительным.

• До свадьбы жених может видеть только лицо и руки своей будущей жены.


Свадьба
в Иране осуществляется как в религиозном, так и в административном порядке., т.е. проходит и государственную регистрацию

• При этом обычно в дом или ресторан приглашаются нотариус и священник.

• Иранские свадьбы отличаются многочисленностью гостей. На свадьбе могут присутствовать приблизительно 200-300 гостей.

• В последнее время иранские свадьбы устраиваются скромно, так как новобрачные желают тратить деньги на интересные вояжи и свадебные путешествия.

• В Иране процент разводов очень низкий.



История Ирана

Первыми людьми, которые основали поселения на Иранском плато были, по
всей видимости, Эламиты. Они основали город Шуш на юго-западе. Арьи
пришли сюда во втором тысячелетии до н.э., и принесли с собой свою
культуру и ремесла. Персидская история ведет свое начало с 6 века до
н.э., когда в регионом стал управлять царь Кир Великий из династии
Ахаменитов. Династия Ахаменитов основала первую Персидскую Империю,
которая была прообразом современного Ирана. В 4 веке до н.э. Александр
Македонский захватил Персию, после своих побед над Грецией, Египтом,
Турцией и Ираком. Несмотря на три мирных предложения Дария III,
Александр захватил Шуш. Отсюда он направил свои армии через горы на
восток и захватил Персеполис. После смерти Александра в 323 году до
н.э., его империя была разделена на три части, которыми управляли три
династии. Правителями Персии стали Селеусиды. Но им было трудно
контролировать многочисленные этнические группы, в частности племя
кочевников Парфян, которые заняли большую часть Персии и продержались
здесь до 3 столетия н.э. Сасаниты пришли из центральных регионов
Персии, которые не находились под контролем парфян. Они принесли с
собой зороастризм и начали развивать города и торговлю, но в итоге их
вытеснили арабы, которые пришли сюда в 637 году н.э. Арабы продержались
здесь до 1050 года. Они обратили местное население в Ислам, ввели новый
персидский алфавит и внедрили исламскую культуру. Арабов вытеснили
турки, которые в 1051 году взяли Исфахан. Несмотря на многочисленные
восстания, турки сохранили свое господство в регионе до 13 века, когда
сюда пришли орды Чингисхана. В конце 14 века власть монголов ослабла, и
в Иране воцарилась династия Тимуридов, но на нее оказывали давление
племена туркменов, турков-османнов и европейских
колонистов-португальцев. При правлении династии Сафавидов (1502-1722)
Иран был частью огромной Персидской Империи. Великий Шах Аббас I и его
преемники сохранили шиизм и восстановили Исфаган, но эта династия пала
в начале 18 века, после вторжения афганцев. Афганцы не смогли долго
удерживать власть, и некоторое время Иран управлялся, сменяющими друг
друга, слабыми царьками. В 1779 году Ага Мухаммед Хан объединил
турецких гайаров вошел в Иран и перенес столицу в Тегеран.
Правители-гайары мирно правили в Иране до 1921 года, и им удалось
придерживаться нейтралитета во время Первой мировой войны, но не
удалось избежать частичной оккупации Ирана британскими войсками,
стремившимися установить контроль над нефтью.
Один из последних правителей-гайаров выдвинул идею выборов и
законодательной ассамблеи (Маджлиса), но идею удалось воплотить только
персидскому хану Реза, который и стал первым премьер-министром в 1923
году. Перед ним стояла задача вытащить страну из пропасти
средневековья. Иран (это название было официально принято в 1934 году)
соблюдал нейтралитет во время Второй мировой войны, но британцы и
русские установили здесь сферы влияния, чтобы не пустить сюда Германию.
В 1941 году Реза был сослан в Южную Африку и его сын Мухаммед Реза
последовал за ним. После войны американцы настояли на уходе русских из
региона, и молодой Мухаммед Реза, получивший абсолютную власть, стал
налаживать контакты с Западом. В течение следующих 30 лет стали
противостоянием власти Резы, который получил титул шаха, и его режиму
репрессий и модернизации. Экономическая ситуация в стране изменилась от
плохого к худшему из-за неумелого управления нефтью, и оппозиция
встретила эти изменения саботажем и массовыми демонстрациями. Ответом
шаха были отчаянные вооруженные попытки подавления мятежа при поддержке
американцев, но в итоге шах все же покинул страну 16 января 1979 года.
А несколько недель спустя признанный лидер аятолла Хомейни, глава
оппозиции, вернулся из изгнания, и его приветствовали миллионы.
Национализм и исламский фундаментализм аятоллы привел к созданию
Исламской Республики и США утратили здесь свое влияние. Через некоторое
время аятолла был провозглашен Имамом (лидером), а иракский президент
Саддам Хусейн сделал авантюрную попытку захватить Хузестан - область
Ирана. Это был непродуманный шаг, который втянул обе страны в войну, в
которой были убиты сотни тысяч людей с обеих сторон. Мирные переговоры
начались только в 1988 году. Западные страны и СССР поддержали Ирак,
выбрав из двух зол меньшее, но в то же время снабжали Иран оружием,
правда по завышенным ценам. 4 июня 1989 года умер аятолла Хомейни,
оставив открытым вопрос о преемнике. Через два месяца Хойджат-ол-Эслам
Рафсанджани стал избранным президентом, а Верховным духовным лидером
страны стал бывший президент аятолла Али Хомейни. США наложили торговое
эмбарго на Иран, объясняя это тем, что Иран поддерживает исламские
террористические группировки, дестабилизируя ситуацию на Ближнем
Востоке. После выборов в 1997 году умеренного иранского президента
Ходжат-ол-Эслам Сейеда Мухаммеда Хатами многие надеялись, что отношения
с большинством стран мира улучшатся. Но отношения Ирана с Германией (и
большинством стран Европы) резко ухудшились в 1997 году после того, как
было доказано, что иранское правительство причастно к убийству иранских
курдских эмигрантов в Германии несколькими годами ранее. Выборы Хатами
позволили женщинам и молодым людям надеяться, что самые строгие правила
Ислама будут несколько смягчены. Сейчас в стране ведется национальных
диалог о смягчении правительственных ограничений между либералистами
Хатами и фундаменталистами Хомейни, но пока он привел только к усилению
цензуры и большей дискриминации.

Мухаммад - последний из пророков

Без заголовка

настроение: Влюбленное
хочется: Счастья
слушаю: По настроению

Без заголовка

Без заголовка

Метки: Иран сила

Иран и Казахстан

Мир стоит на пороге важных событий, и Иран и Казахстан могут сыграть активную роль в организации международных отношений.Махмуд Ахмадинежад. Фото: Rex Features/Fotobank.ruОб этом заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в ходе встречи с президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в Турции, передает агентство со ссылкой на иранское информационное агентство ISNA.

В ходе встречи главы двух государств подчеркнули свою заинтересованность в укреплении двусторонних связей.

Н. Назарбаев в свою очередь заявил, что Казахстан стремится к укреплению отношений с государствами региона, включая Иран, и активно сотрудничает в интернациональных структурах, обеспечивающих международную безопасность. По словам главы государства, саммит СВМДА может являться достаточным тому подтверждением, сообщает иранское информагентство.

История Ирана

Древнейшие государственные образования на территории Ирана появились в нач. 3 тыс. до н.э. В 6 в. до н.э. возникла империя Ахеменидов, павшая в результате завоевания Александра Македонского. В 7 в.
Иран был завоёван арабами, зороастризм был сменён исламом. При
Сефевидах государственной религией стал шиизм. Современные границы
Ирана сложились в период династии Каджаров (
1796—1925). Согласно Гулистанскому (1813) и Туркманчайскому (1928) договорам
к России отошли Дагестан, Грузия, Абхазия, Карабах, ханства Северного
Азербайджана и Восточная Армения, а граница устанавливалась по реке
Аракс. В кон.
19—нач. 20 вв.
Иран стал ареной ожесточённого соперничества между Великобританией и
Россией, разделивших Иран на сферы влияния. Великобритания и Россия
добились ряда концессий, из которых наиболее важной стала нефтяная
англо-иранская концессия, на основе которой были созданы
Англо-персидская нефтяная компания (с
1935 Англо-иранская) и концессия на создание Великобританией Шахиншахского банка, выполнявшего в Иране (до 1930) роль центрального банка.

   В 1906—11 в Иране развернулось конституционное движение, в результате которого был принят Основной закон страны. В период 1-й
мировой войны Иран заявил о нейтралитете, но был оккупирован русскими,
английскими и турецкими войсками. После Октябрьской революции Россия
заявила об аннулировании всех неравноправных договоров, отказе от
концессий и долгов.
26 февраля 1921 заключён договор, действующий до настоящего времени.

   В результате военного переворота 21 февраля 1921 власть в своих руках сосредоточил Реза-хан, который в 1925 был провозглашён новым шахом страны, став основателем династии Пехлеви. В период его правления (1925—41) в
политическом отношении Иран представлял личную диктатуру шаха, в
экономическом — государственный капитализм с почти всеобъемлющим
государственным регулированием и сильным государственным сектором.


   В 1941 в
Иране были введены английские и советские войска, Реза-шах отрёкся от
престола в пользу своего сына — Мохаммада Реза Пехлеви. В кон.
1945 были провозглашены автономные республики в Азербайджане и Курдистане, но после вывода советских войск к кон. 1946 автономии были ликвидированы. В нач. 1950-х
гг. развернулось движение за национализацию нефтяной промышленности,
которая находилась в руках Англо-иранской нефтяной компании. Лидером
движения был М.Мосаддек, возглавивший правительство в
1951, когда меджлис принял закон о национализации нефтяной промышленности. В 1953 в
результате военного переворота правительство Мосаддека было отстранено
от власти. Был создан международный нефтяной консорциум (МНК), членами
которого стали
8 крупнейших нефтяных компаний мира. Военное положение после переворота было отменено только в 1957, когда начали разрабатываться планы реформ, получивших название «белая революция». В
результате инициированных шахом реформ были ликвидированы издольная
аренда, крупное помещичье землевладение, создана широкая сеть
кооперативов. Индустриализация проводилась на основе западных новейших
технологий и использования иностранного капитала. Темпы прироста ВВП
Ирана в
1960—70-х гг. достигали 10—11%. Создание
новых производств осуществлялось преимущественно в рамках госсектора,
укрепились экономические позиции высшей бюрократии, прежде всего
шахской семьи. В политическом отношении усиливалась личная диктатура
шаха. К кон.
1970-х гг. режим стал терять экономическую динамику и социальную привлекательность, 11 февраля 1979 в результате вооружённого восстания власть в стране перешла в руки Исламского Революционного совета. По результатам референдума 1 апреля 1979 Иран был объявлен исламской республикой, что было закреплено Конституцией, принятой в декабре 1979. К власти в Иране пришло духовенство во главе с аятоллой Хомейни. Революция 1979 изменила
государственный строй, внесла значительные коррективы в быт, культуру,
экономику. Были резко ограничены связи с развитыми странами, введён
запрет на использование иностранного капитала, иностранных
специалистов. В ноябре
1979 было захвачено посольство США в Тегеране, и американские дипломаты в качестве заложников удерживались 444 дня. На формирование политики, особенно экономической, огромное влияние оказала восьмилетняя война с Ираком (1980—88). Фактически
была установлена исламская диктатура, особенно после отстранения от
власти первого светского президента Ирана — Аболхасана Банисадра,
ранения и гибели летом
1981 в
результате террористических актов ряда видных исламских и
государственных лидеров, в т.ч. Раджаи, ставшего президентом после
Банисадра, премьер-министра Бахонара. Были закрыты все партии, кроме
созданной в
1979 партии
духовенства — Партии исламской республики. Военной опорой духовенства
стал созданный после революции Корпус стражей исламской революции
(КСИР). Началось проведение культурной революции, были закрыты
университеты (
1980—83). Экономическая
система, созданная режимом, проведшим национализацию шахской,
иностранной, крупной собственности, банков и страховых компаний,
получила название
«тоухидной экономики» и
представляла собой жёстко централизованную модель, имевшую
распределительный характер. По окончании войны и после смерти Хомейни (
4 июня 1989) в
стране началась либерализация экономической и политической жизни.
Экономическая либерализация связана с деятельностью правительства Али
Акбара Рафсанджани, бывшего президентом в
1989— 97, а политическая либерализация — с деятельностью Мохаммада Хатами, являющегося президентом Ирана с 1997. Иран стал эволюционировать в сторону создания «гражданского общества», обеспечения
свободы деятельности партий и прессы, проводя политику установления
связей с мировым сообществом. Президент страны Хатами выдвинул
концепцию
«диалога цивилизаций». Однако
реформистскому крылу политического руководства противостоят
консерваторы, сосредоточенные главным образом в исламских структурах
государственной власти, сохраняющие сильное политическое и
экономическое влияние. Это противостояние замедляет эволюцию режима,
сопровождаясь всплесками социального протестного движения, особенно
летом
1999 и осенью 2002. Несмотря на победу Хатами на президентских выборах 2001 и победу реформаторов на выборах в меджлис в 2000, радикальных изменений в характере исламского режима, в его демократизации и в повышении эффективности экономики не произошло.


В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу