Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

3-е Вдохновение Кораном.

СУРА 68 ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(34) Истинно, набожным у Господа блаженные сады.

(35) Поступим ли Мы с Подчиненными как с теми, что грешны?
(36) Что с вами и каково суждение?
(37) Или у вас писание, а в нём учение
(38) Что вам, поистине, любое предпочтение?
(39) Или у вас Наши клятвы вплоть до Дня Предстояния о том, что вам – плод вашего суждения?
(40) Спроси их, кем будут клятвы подтверждены?
(41) Или у них – святые? Пускай же приведут своих святых, если правдивы они.
(42) В тот день, когда откроются все тайны, и призовут земной поклон вершить, они не смогут сделать преклонение –
(43) Опущены их взоры и их постиг позор, а ведь могли они пасть ниц, (когда спустилось повеление).
(44) Оставь Меня с теми, кто ложью считает этот рассказ – когда они не будут знать, их жизнь постигнет завершение –
(45) Я дам отсрочку им, ведь замыслы Мои прочны.
(46) Или ты просишь награды и у них от платы отягощение?
(47) Или, быть может, пишут они тайное откровение?
(48) Ты дотерпи! Господь решит! Не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, когда его постигло заточение.
(49) И если б не Господня милость, то был бы выброшен он на пустырь, его постигло б унижение.
(50) Избрал его Господь и сделал человеком правоты.
(51) А те, кто отвергает, своими взорами тебя готовы опрокинуть, и, слушая Упоминание, говорят: «Его коснулось бесов проникновение»
(52) Но это - не что иное, как Упоминание для народов, (ниспосланное с Божьей высоты).


Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.


Источник: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/62F437EA42AA03A5.html

Наталья @S, 26-02-2010 20:42 (ссылка)

Без заголовка

нам  голубые купола порою  снятся иногда .... и что за чудо. что за диво.красивый купол  гур эмира.   сливаясь с небом голубым      запомнился он мне таким .     чарует нас шахи зинда с аллей роз как никогда.   величен мозят наш самаркандщью  регистан . за символ  взят  наш ..
  гур эмира.   сливаясьс небом голубым запомнился он мне таким.    чарует нас шахи зинда.  с аллей роз. как никогда.  величен мощью регистан.  за символ взят наш самарканд.......
 
 с аллеей роз как никогда. величен мощью регистан . за символ взят наш самарканд. 

Проклятие Тамерлана

Великая тайна Самарканда

Часть первая

Част вторая

Люблю Самарканд... Скучаю



. ­., 03-01-2010 00:00 (ссылка)

ПОСВЯЩЕНИЕ САМАРКАНДУ


Посвящение Самарканду.                      Зинур Миналиев

 

Звездой востока быть ты перестал,
Массивами безликими беременный.
Особая примета – Регистан,
А остальное всё – приметы времени.
 

О, видели б тебя твои строители!
Им были б хуже раны ножевой
Плоды деяния твоих правителей.
Хвала Аллаху – ты ещё живой.
 

Да и живой ли? Вот вопрос жестокий.
Твоим рубцам вовек не зарасти.
Святыня мусульманского востока,
Прими от нас последнее «прости».
 

За то, что мы пропили и пропели,
Что память потеряли невзначай.
За то, что натворить мы не успели,
Прости за всё, а лучше не прощай.

НОСТАЛЬГИЯ




С Новым годом Вас, с новыми успехами во всем!

ТЮЛЬПАНА



Ты знаешь боль того огня:
Мне горьким кажется щербет,
Когда со мною рядом нет
Той, чьи слова меня пьянят.



Улица моей фамилии

Всем здравствуйте! Я из Ташкента, гостила в Самарканде неделю. Город понравился, просто супер! Улицы - ЧИСТЫЕ, не то, что у нас, даже босиком прогулялись =)
Особенно мне запомнилось (а запомнилось куча всего!!!), то, что в Самарканде есть улица имени Исаева (даже целых две, если еще и тупик им. Исаева) и институт паразитологии имени Исаева! =) Класс!!! Может это был какой-нибудь дальний родственник!
П.С. только вот всю улицу мне не дал посмотреть Макс =(

La vie en rose, 18-06-2008 20:24 (ссылка)

Ресторан Самарканд в Москве(видео)

Империя-призрак



Кушанское царство, процветавшее на рубеже нашей эры в Центральной Азии, малоизвестно: его обитатели, грубо потеснив местных правителей, пришли на территории современных Афганистана, Пакистана и Средней Азии
неизвестно откуда, а спустя три с половиной века бесследно растворились в истории, будто их и не было никогда. Впрочем, бесследно — слово неточное. Загадочное царство оставило о себе дипломатическую память на
просторах от Рима до Китая и создало удивительную эклектическую культуру, где эллинизм соединился с буддизмом.
Историки впервые узнали об этом царстве, сопоставимом по могуществу с Римом, Парфией и Китаем, лишь в середине XIX века. Как раз тогда несколько владельцев европейских нумизматических коллекций обратили внимание на эллинистические монеты с выбитыми на них именами царей какого-то Кушана. По географии находок археологи вскоре
установили, что вынырнувшая из пучины прошлого страна образовалась к югу от Амударьи на развалинах Греко-Бактрийского царства — восточного осколка империи Александра Македонского. А раскрутив цепочку дальше,
они с изумлением обнаружили огромное государство с территорией в тысячи квадратных километров. Населяли его десятки народов — носителей десятков культур. 

La vie en rose, 10-06-2008 02:15 (ссылка)

Брейк данс по Самаркандски! (видео)

Вот так проводят своё время самаркандская молодёжь!

АМИР ТЕМИР


Тамерлан (Тимур)
Тамерлан (Тимур)

    Тимур (Тимур-Ленг - Железный Хромец), известный завоеватель восточных земель,
чье имя звучало на устах европейцев как Тамерлан (1336 - 1405), родился
в Кеше (современный Шахрисабз, " Зеленый город"), в пятидесяти милях к
югу от Самарканда в Трансоксиане (область современного Узбекистана
между Амударьей и Сырдарьей). По некоторым предположениям, отец Тимура
Тарагай был вождем монголо-тюркского племени барласов (многочисленный
род в племени монголов-чагатаев) и потомком некоего Карачара нойона
(крупный феодал-землевладелец в Монголии в средние века),
могущественного помощника Чагатая, сына Чингисхана и дальнего
родственника последнего. Достоверные "Мемуары" Тимура говорят о том,
что он возглавлял множество экспедиций во время волнений, последовавших
после смерти эмира Казгана, правителя Междуречья. В 1357 году, после
вторжения Туглака Тимура, хана Кашгара (1361), и назначения наместником
Междуречья его сына Ильяс-Ходжи Тимур стал его помощником и правителем
Кеша. Но очень скоро бежал и присоединился к эмиру Хуссейну, внуку
Казгана, став его зятем. После многих набегов и приключений они разбили
силы Ильяс-Ходжи (1364) и отправились на завоевание Междуречья. Около
1370 года Тимур поднял восстание против своего союзника Хуссейна,
пленил его в Балхе и объявил, что является наследником Чагатая и
собирается возродить монгольскую империю.
     Следующие десять лет Тамерлан посвятил борьбе с ханами Джента
(Восточный Туркестан) и Хорезма и в 1380 году захватил Кашгар. Затем он
вмешался в конфликт между ханами Золотой Орды на Руси и помог Тохтамышу
занять престол. Тот с помощью Тимура разбил правящего хана Мамая, занял
его место и, чтобы отомстить московскому князю за поражение, нанесенное
им Мамаю в 1380 году, в 1382 году захватил Москву.
    Завоевание
Тимуром Персии в 1381 году началось с захвата Герата. Нестабильная
политическая и экономическая ситуация в то время в Персии
способствовала завоевателю. Возрождение страны, начавшееся в период
правления Ильханов, снова замедлилось со смертью последнего
представителя роду Абу Саида (1335). В отсутствие наследника трон по
очереди занимали соперничающие династии. Положение усугублялось
столкновением между династиями монгольских Джалаиров, правящих в
Багдаде и Тебризе; персо-арабским родом Музафаридов, правящих в Фарсе и
Исфахане; Харид-Куртов в Герате; местных религиозных и племенных
союзов, таких, как сербедары (восставшие против монгольского гнета) в
Хорасане и афганы в Кермане, и мелких князей в приграничных районах.
Все эти воюющие княжества не могли совместно и эффективно противостоять
Тимуру. Хорасан и вся Восточная Персия пали под его натиском в 1382 -
1385 годах; Фарс, Ирак, Азербайджан и Армения были завоеваны в
1386-1387 и 1393- 1394 годах; Месопотамия и Грузия перешли под его
власть в 1394 году. В перерывах между завоеваниями Тимур сражался с
Тохтамышем, теперь уже ханом Золотой Орды, чьи войска вторглись в
Азербайджан в 1385 году и в Междуречье в 1388 году, разбив войска
Тимура. В 1391 году Тимур, преследуя Тохтамыша, дошел до южных степей
Руси, разбил неприятеля и сверг его с трона. В 1395 году ордынский хан
снова вторгся на Кавказ, но был окончательно разбит на реке Куре. В
довершение Тимур разорил Астрахань и Сарай, но не дошел до Москвы.
Восстания, вспыхивавшие по всей Персии во время этой кампании,
требовали его немедленного возвращения. Тимур подавил их с необычайной
жестокостью. Целые города были разрушены, Жители истреблены, А их
головы замурованы в стены башен.
     В 1399 году, когда Тимуру уже
было за шестьдесят, он вторгся в Индию, возмущаясь тем, что султаны
Дели проявляют слишком много терпимости по отношению к своим подданным.
24 сентября войска Тамерлана перешли Инд и, оставляя за собой кровавый
след, вошли в Дели. 

Тамерлан (Тимур)
Тамерлан (индийский рисунок)

Армия Махмуда Туглака была разбита при Панипате (17 декабря), от Дели
остались руины, из которых город возрождался более века. К апрелю 1399
года Тимур вернулся в столицу, обремененный огромной добычей. Один из
современников, Руи Гонсалес де Клавихо, писал, что девяносто
захваченных слонов несли из карьеров камни на строительство мечети в
Самарканде.
    Заложив каменный фундамент мечети, в конце этого же года Тимур
предпринял свою последнюю великую экспедицию, целью которой было
наказать египетского султана Мамелюка за то, что он оказал поддержку
Ахмаду Джалаиру и турецкому султану Баязету II, захватившему Восточную
Анатолию. После восстановления своей власти в Азербайджане Тамерлан
двинулся в Сирию. Алеппо был взят штурмом и разграблен, армия Мамелюка
разбита, а Дамаск захвачен (1400). Сокрушительным ударом по
благосостоянию Египта было то, что Тимур выслал в Самарканд всех
мастеров на строительство мечетей и дворцов. В 1401 году штурмом был
взят Багдад, двадцать тысяч его жителей было убит, а все памятники
разрушены. Тамерлан перезимовал в Грузии, а весной пересек границу
Анатолии, разбил Баязета около Анкары (20 июля 1402 года) и захватил
Смирну, которой владели родосские рыцари. Баязет умер в плену, а
история его заточения в железной клетке навечно вошла в легенду. 

Держава Тимура (1370-1450)

Как только прекратили сопротивление египетский султан
и Иоанн VII (впоследствии соправитель Мануэля II Палеолога). Тимур
вернулся в Самарканд и тут же стал готовиться к экспедиции в Китай. Он
выступил в конце декабря, но в Отраре на реке Сырдарья заболел и 19
января 1405 года умер. Тело Тамерлана было забальзамировано и в
эбонитовом гробу послано в Самарканд, где его похоронили в великолепном
мавзолее, названном Гур-Эмир. Перед смертью Тимур разделил свои
территории между двумя оставшимися в живых сыновьями и внуками. После
многолетней войны и вражды по поводу оставленного завещания потомки
Тамерлана были объединены младшим сыном хана Шахруком.
    
При жизни Тимура современники вели тщательную летопись происходящего.
Она должна была послужить для написания официальной биографии хана. В
1937 году в Праге Низам ад-Дин Шами опубликовал эти труды. Обработанная
версия летописи была подготовлена Шарафом ад-Дином Язди еще раньше и в
1723 году напечатана в переводе Пети де ла Круа. 

Реконструкция головы Тамерлана
Реконструкция головы Тамерлана

Противоположная точка зрения была отражена другим современником Тимура,
Ибн-Арабшахом, настроенным крайне враждебно по отношению к хану. Его
книга была напечатана в 1936 году в переводе Сандерса под названием
"Тамерлан, или Тимур, Великий Эмир". Так называемые "Мемуары" Тимура,
увидевшие свет в 1830 году в переводе Стюарта, считаются подделкой, а
обстоятельства их обнаружения и представления шаху Джахану в 1637 году
до сих пор ставятся под сомнение.
    До наших дней дошли портреты Тимура работы персидских мастеров. Однако
в них нашло отражение идеализированное представление о нем. Они ни в
коей мере не соответствуют описанию хана одним из современников как
очень высокого человека с большой головой, румянцем на щеках и светлыми
от рождения волосами.
 
 
 

НАСТАЛЬГИЯ

УЛИЦЫ САМАРКАНДА


БУЛЬВАР


БУЛЬВАР


ДОРОГА НА ПИВЗАВОД


УЛИЦА ГАГАРИНА


КИНАП


ЛЕНИНСКАЯ


СОВЕТСКАЯ


ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави

Архитектурный комплекс Ходжи
Ахмеда Ясави


g_v_w_p10.jpg (46589 bytes)Архитектурный комплекс Ходжи
Ахмеда Ясави (кон. XIV
в.) - яркий образец архитектуры
тимуридского времени, объединивший в
своих стенах различные по функции
помещения: джамаатхану, гурхану (усыпальницу),
большой и малый аксараи, китапхану,
асхану, кудукхану и многочисленные
худжры. Из-за такого разнообразия
функций здания ученые никак не могут
прийти к единому мнению по поводу его
названия, а потому называют его по-разному:
мавзолей, мечеть, мемориальный
комплекс, ханака. Каждое из названий
характеризует лишь одну из функций
этого грандиозного комплекса и не
отражает всех служб и ритуалов,
предусмотренных в нем. В последнее
время в кругу специалистов его чаще
всего называют "ханакой" -
термином, которым принято называть
странноприимные дома (монастыри)
дервишей.



n_facade_p10.jpg (32433 bytes)Ханака сооружена по указанию
эмира Тимура в 1399 г. на месте
захоронения Ходжи Ахмеда Ясави,
умершего в XII в. Официальная история Тимура
"Книга побед" ("Зафар-наме")
связывает повествование о закладке
здания с событиями конца 1397 г., когда
Тимур торжественно совершил зиарат (поклонение)
на могиле Ахмеда Ясави. Согласно "Книге
побед", именно во время пребывания в
городе Ясы Тимур дал указание о
создании здесь, на окраине его владений,
грандиозного сооружения, достойного
памяти Ходжи Ахмеда Ясави. Оно должно
было возвеличить ислам, способствовать
его дальнейшему распространению,
облегчить правление обширным краем.



c_roomp_10.jpg (57515 bytes)Тимур сам
определил основные размеры здания, в
частности, диаметр большого купола
должен был равняться 30 гязам (гяз - мера
длины, равная 60,6 см). В указе Тимура
содержались также рекомендации
относительно некоторых декоративных
деталей здания и его внутреннего
убранства. Осуществление указа о
сооружении возлагалось на Мауляну
Убайдуллу Садра, ведавшего при эмире
делами благотворительности. В
специальной грамоте (вакуф-наме)
перечислялись арыки и земли,
отчужденные в пользу памятника. Доходы
от этих владений и пожертвования
верующих должны были использоваться на
ремонт здания и содержание штата
служителей. В их число входили
проповедник, два чтеца Корана,
управляющий имуществом, водонос,
садовник и уборщик. Хорошо
сохранившаяся надпись над входом в
здание гласит: "Это святое место
сооружено по велению властелина,
любимого аллахом эмира Тимура Гургана...
- да продлит аллах его повеления на века!".



Указания
Тимура о строительстве исполнялись
неукоснительно. По преданию, когда
воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного
завода), находившегося в Сауране, были
расставлены рабочие, которые из рук в
руки передавали portal_main_p10.jpg (36200 bytes) кирпич для
строительства. В 1405 году Тимур умер, и
работы на мавзолее Ахмеда Ясави
прекратились. Незаконченными остались
портальная часть (пештак) и отделка
интерьеров некоторых помещений здания.



Как было
сказано в начале, ханака Ахмеда Ясави -
многофункциональное сооружение,
включающее целый ряд помещений:
джамаатхану - зал для собраний,
усыпальницу - место захоронения Ахмеда
Ясави, мечеть, большой и малый аксараи -
помещения для совещаний, диспутов;
китабхану - комнату для переписи бумаг,
хранения книг и документов; асхану -
помещение, где приготовлялось
ритуальное кушанье; кудукхану - комнату
с колодцем; худжры - комнаты для
служителей ханаки и паломников.
Композиционно все помещения ханаки
сгруппированы в прямоугольник
размером около 50 ( 60 м и высотой 15 м.
Купола и арки портала возвышаются до 38
м.



tomb2_p10.jpg (16276 bytes)Главным
помещением в архитектурной композиции
постройки является усыпальница Ахмеда
Ясави, расположенная в глубине здания.
Над входом в усыпальницу сказано: "Повелел
построить эту священную усыпальницу -
"раудат" (дословно - сад шерифов)...
амир Тимур Гурган...". Термин "раудат"
принят в переводах как "усыпальница",
хотя дословно с арабского языка он
означает "сад", что применительно
к усыпальнице должно означать "райский
сад". Таким образом, усыпальница,
предназначавшаяся для обитания духа
похороненного здесь Ахмеда Ясави,
названа райским садом. Соответственно
и убранство этого помещения решено
самым изысканным образом. Посреди
крестообразного в плане зала
установлено надгробие шейха,
представляющее трехступенчатый подиум,
облицованный плитами серпентинита (змеевика).
Угловые гульдасты и карниз надгробия
декорированы резьбой в виде жгутов и
сталактитов. Надписей на надгробии нет.
Помещение перекрыто двойным куполом,
внутренним высотой 17 м и наружным около
28 м. В основании стен на каменный резной
цоколь поставлена панель из
шестигранных зеленых плиток,
расписанных золотом.



r_dome_p10.jpg (51374 bytes)В северо-западном
углу здания расположена мечеть.
Помещение перекрыто куполом, высоко
поставленным на барабан, прорезанный
световыми проемами. Мечеть -
единственное помещение памятника, где
сохранились фрагменты настенных
росписей, выполненных голубыми
красками и представляющих собой
геометрические и растительные
орнаменты, заключенные в пояски, рамы,
картуши. Уникальным памятником
мозаичного искусства является михраб
мечети, выполненный в технике наборной
глазурованной мозаики.



Связывающее
звено всех помещений - джамаатхана - это
парадное помещение комплекса,
квадратное в плане со сторонами,
равными 18,2 метра, покрыто самым крупным
из сохранившихся в Средней Азии
сфероконическим куполом с одинарной
оболочкой. Здесь проходили собрания и
групповые радения (зикры) дервишей. kazan_p10.jpg (29966 bytes) В
центре зала находится ритуальный казан
(отсюда другое, более употребляемое
название зала - казанлык), отлитый, по
преданию, из сплава семи металлов.
Казан - символ единения и
гостеприимства. Диаметр его 2.2 метра,
вес две тонны. Преувеличенные размеры
казана продиктованы древними
верованиями тюркских племен: край
казана должен находиться на высоте рта
человека, который к нему направляется.
Поверхность казана украшена тремя
поясами рельефных надписей на фоне
растительного орнамента. Верхняя
гласит, что этот казан для воды - дар
Тимура сооружению, воздвигнутому в
память о Ходже Ахмеде Ясави. В средней
слова: "Будь благословен", год
изготовления казана - 1399 и имя мастера -
Абдульгазиз ибн Шарафутдин из Тебриза.
В нижней сказано: "Царство аллаху".
Ручки котла имеют вид цветков лотоса и
чередуются с круглыми выступами.



script_p10.jpg (43810 bytes)Благодаря полихромным
глазурованным облицовкам, бирюзовой
гамме, сплошь покрывающим фасады,
здание выглядит нарядно. В основе
декора лежит преимущественно
эпиграфический орнамент. Все стены
памятника заполнены текстами
религиозного содержания, часто
закомпанованными в геометрические
сетки-гирихи. Тексты из Корана занимают
места на подкупольных фризах, в
обрамлении михраба и выполнены
канонизированным почерком сульс; особо
выделены на памятнике хадисы,
использованные в оформлении оконных и
дверных проемов. Ковровые заполнения
стен со стилизацией букв содержат
часто повторяемые богословские
сентенции. Единственный фасад ханаки,
оставшийся необлицованным, - это южный
или главный фасад здания, решенный в
виде гигантского портала.



door_e27_p10.jpg (67598 bytes)Туркестанская ханака - сложное
инженерное сооружение. Большой массив
здания с двухсветными залами, 2-х и даже
3-ярусным расположением помещений
предопределили весьма ответственные
конструктивные решения. Основаниями
памятника служат многослойные
глиняные заливы глубиной до 1,5 м,
одновременно служащие гидроизоляцией
стен. Наиболее загруженные части
памятника - пилоны портала, устои
джамаатханы опираются на глинобитные
фундаменты. Стены сложены из
квадратного обожженного кирпича на
ганчевом растворе (разновидность гипса).



pray_nich_p10.jpg (49106 bytes)Ханака Ахмеда Ясави сыграла
значительную роль в формировании
туркестанского некрополя,
сложившегося на месте
раннесредневекового кладбища,
представленного несколькими
надмогильными постройками и
мавзолеями с традиционной ориентацией
их входов на юго-запад - в направлении
на Мекку. Появление ханаки
предопределило формирование здесь
ханских захоронений. Так, в конце XV в. в Туркестане сооружается
мавзолей Раби'и Султан Бегим - дочери
знаменитого тимурида Улугбека, жены
хана Абулхаира. Позже возле ханаки
Ахмеда Ясави сооружались мавзолеи Есим-хана,
Аблай-хана, Джангир-хана и др.
Незначительная часть захоронений
сделана в самой ханаке, однако уже в
более позднее время. По мусульманским
поверьям погребение около могилы
святого сулило покровительство (заступничество)
последнего в загробном мире, и желающих
быть похороненными поближе к мавзолею
было очень много.



Ханака Ахмеда Ясави - одно из
уникальных архитектурных сооружений bactrian.jpg (21200 bytes)
на территории Казахстана. Научное
обследование ханаки началось в конце XIX
в., хотя описания постройки встречаются
в разных источниках начиная с XV
в. Первой научной экспедицией в город
Туркестан (в 1905 г.) для изготовления
чертежей памятника стала экспедиция
Русского Комитета для изучения Средней
и Восточной Азии, возглавляемая
профессором Н. И. Веселовским. Начиная с
1922 г., несколько комиссий участвовало в
техническом осмотре постройки.
Наиболее глубокие исследования
памятника выполнены в 1952-1958 гг. (Б. Н.
Засыпкин, Т. Ш. Карумидзе, Л. Ю.
Маньковская, К. А. Шахурин), а также в
1970-80 гг. (Б. Т. Туякбаева, А. Н. Проскурин).













for_tab_12.jpg (33419 bytes)
for_tab_4.jpg (49956 bytes)
for_tab_17.jpg (32494 bytes)
for_tab_5.jpg (58047 bytes)
candl32p10.jpg (24368 bytes)


for_tab_20.jpg (6370 bytes)
for_tab_14.jpg (46016 bytes)

for_tab_3.jpg (47061 bytes)


for_tab_9.jpg (45822 bytes)
for_tab_8.jpg (34454 bytes)


for_tab_13.jpg (34516 bytes)
for_tab_10.jpg (33120 bytes)
for_tab_16.jpg (31331 bytes)
portal2_p10.jpg (36644 bytes)
for_tab_19.jpg (7579 bytes)


for_tab_1.jpg (40934 bytes)
for_tabl_15.jpg (70525 bytes)
br_lamp_p10.jpg (32773 bytes)
for_tab_11.jpg (49261 bytes)
for_tab_6.jpg (39362 bytes)

Без заголовка

Зачитываюсь!Родилась в САМАРКАНДЕ очень люблю этот город!Прожила в нём 23года!Скучаю очень...Хочу прочитать Дину Рубину, С.Афлатуни,Бибиш все хвалят а где взять.?Может есть какая ссылочка?

УВАЙСИ


УВАЙСИ

Джахан-Атын Увайси - поэтесса, принадлежащая к числу классиков узбекской литературы, автор дивана лирических стихов и нескольких дастанов. Увайси - уроженка Маргилана, жила затем в Коканде, была близка к известной поэтессе Надире.
Джахан-Атын Увайси прожила более шестидесяти лет.
Многочисленные мухаммасы Увайси на газели Навои и Физули, ее литературные подражания, комментарии к стихам Бедиля и другие сочинения являются свидетельством большого таланта поэтессы. В творчестве Увайси прославляется человек, красота природы, дружба, любовь, верность и преданность. В ее стихах звучат печаль и скорбь о тяжкой доле, безрадостной жизни современных ей женщин. Для творчества Увайси характерны газели, наполненные социальным содержанием.
Для поэтессы великая радость - добрая беседа с любимым, общение с другом. Однако лирический герой Увайси, живущий в возвышенном мире мечты, сталкивается и с недостойными людьми, и с низменными явлениями. "Гнет времен" тяжко ранит ее сердце, "неразумные люди" вызывают боль в ее душе. Горький стон вырывается из груди поэтессы: "Я в мире верности не знала". Временами в стихах звучат отчаяние и безнадежность, она помышляет о том, чтобы уйти от "людских распрей". Но и в самые трудные мгновения, когда поэтесса томится "пленницей бед и напастей", она мечтает найти таких же "страждущих" и "мечтающих о сокровенном", чтобы излить перед ними свои страдания.
Основу творчества поэтессы составляет вера в торжество человечности.

Как и вселенной быть велел круговорот времен на время,
Так человеку дан удел быть гостем сих сторон на время.
Приходит время пышных роз, и пышно розы расцветают.
Но ярок цвет у красных роз - увы, таков закон - на время.
О Увайси, ты зря не трать мгновений, пой неутомимо.
Ведь милосердья благодать дана тебе, как сон, на время.

Из литературы известно, что Увайси долгое время учительствовала. Поэтесса создала для своих учеников много загадок и прибауток, способствовавших воспитанию в детях сообразительности и любви к словосочетаниям.
Увайси своим неповторимым творчеством завоевала признание современников. Поэтесса Дильшод в одной из своих газелей выказала величайшее уважение к Увайси, приравняв ее к Надире.

Я лишь скажу о Надире - все вспоминают Увайси,
Обеим рядом им стоять - во все так будет времена!
Они достоинством равны величью тысяч поэтесс,
И каждая из них двоих величием другой равна.

Творческое наследие Увайси, отличающееся глубоким содержанием и большим художественным мастерством, будет жить долгие годы, доставляя немалую радость читателям.

Газели

Доброй речью порадуй, попугай сладкогласный,
Будь всем людям усладой, как и мне, разнесчастной.

Кинь же мне взор нестрогий, чаровник беззаботный,
Жду тебя на дороге в смертной муке я страстной.

Не гони же, не надо, меня прочь, о садовник,-
Цвет предвечного сада от моей крови - красный.

Я пройду оба мира, горемыкой скитаясь,
Глянь, как мучусь я сиро, - ни к чему гнет напрасный.

В поле рдеют тюльпаны моей кровью багряной,
Жгут они мои раны страшной болью всечасной.

О, внемли гласу зова той, что гибнет от жажды, -
Дай испить мне хмельного, виночерпий всевластный.

Тебе чуждо недаром красоте поклоняться,-
Удавись же зуннаром ты, святоша бесстрастный!

Хоть любимый и ранит, Увайси, будь же верной,
Пусть другой не приманит - даже самый прекрасный.

***

Кумир, увенчанный чалмой, я жизнь тебе отдать готова,
Паду я жертвою немой, едва твое услышу слово.

Твоей красе свет солнца дан, все очи солнцу в дар отдам я,
И мой согбенный горем стан - не жертва ль твоего,прямого?

Отсечь готова руки я ради твоих - добро творящих,
И дар тебе - душа моя: твоих очей она ждет зова.

Невольникам любви твоей, увы, вовек не будет воли,-
Тенета мускусных кудрей - силок, раскинутый для лова.

Всех лекарей я обошла, ища от мук моих лекарство,-
Все мне сказали: «Путы зла ты скинешь, с милым свидясь снова».

Поверь мне: кто не чтит твой лик, тот навсегда далек от веры,-
Пусть нечестивцев-горемык постигнет кара всеблагого.

Увы, сложить ты не смогла стих о моей душе влюбленной,
Но, Увайси, тебе хвала и за поведанное слово!

Перевод С. Иванова

МАХМУР

Махмур Махмуд (?-1844) — узбекский поэт-сатирик. Родился и умер в городе Коканде. Сын поэта и ученого Муллы Шер-Мухаммада Акмаля. Настоящее имя поэта - Махмуд. Имя "Махмур" - упоённый - он взял себе как литературный псевдоним. Он учился в том же медресе, где преподавал его отец.
Отец Махмура, Мулла-Шер, уроженец кишлака Байтуман, под Кокандом, в молодости перебрался в Коканд. Мулла-Шер интересовался литературой и сам писал стихи под псевдонимом "Акмаль". Он преподавал в медресе и служил в должности "агляма" - юридического консультанта по вопросам шариата. Как поэт и деятель науки, Мулла-Шер добился уважаемого положения.
Махмур в раннем детстве пристрастился к чтению, очень рано начал писать стихи. После смерти отца материальное положение Махмура ухудшилось. В своих стихах Махмур обличал знать, духовенство, хана за разорение страны и бедствия народа (стихотворения «Сатира на Хаджи Нияза», «Сатира на Махдума Курама»).

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу