Программа обучения школе Катори
С 6 по 2 кю включительно ученик носит белое кэйкоги (тренировочный костюм, "кимоно") и белый пояс. После сдачи экзамена на 1 кю ученик надевает синие хакама (традиционные японские штаны). Начиная с 1 дана носит синюю куртку кимоно и черный пояс.
КАТА
Методика обучения в Катори Синто-рю основывается на парных ката, выполняемых учителем, или нападающим (укэ-тачи), и учеником, или защищающимся (кири-коми, учи-коми). Учитель всегда использует деревянный меч-боккэн, ученик учится применять все виды оружия школы.
Обучение начинается с изучения маки-учи (вид крученого удара мечом) и боевых позиций камаэ. Далее изучается первая обучающая ката кэн-но ката, позволяющая овладеть базовыми ударами. И лишь затем начинается действительное постижение Катори Синто-рю, которое может заполнить всю жизнь.
Тачи-дзюцу (Кэн-дзюцу) разделяеться на:
Омотэ-но тачи (Внешний раздел фехтования длинным мечом)
Гогё-но тачи (Меч пяти первоэлементов)
Гокуи-хитидзё-но тачи (Закрытый раздел фехтования длинным мечом)
Рёто (Раздел фехтования двумя мечами)
Гокуи-но кодачи (Закрытый раздел фехтования коротким мечом)
1)Омотэ-но тачи:
Ицуцу-но тачи ("Пятое ката приемов с мечом тачи")
Нанацу-но тачи ("Седьмое ката приемов с мечом тачи")
Касуми-но тачи ("Меч собрания богов")
Хакка-но тачи ("Меч восьми синтоистских богов")
Иай-дзюцу разделяется на:
Омотэ-но иай (иай-гоши сувари-ай) (Внешний раздел Иай , с колен)
Тачи-ай батто-дзюцу (Тачи-ай иай) (Иай на ходу)
Гокуи-но иай-дзюцу (Закрытый раздел Иай)
1)Омотэ-но иай (иай-госи, сувари-иай):
Кусанаги-но кен ("Меч Кусанаги")
Нукицукэ-но кэн ("Выхватить и колоть")
Нукиучи-но кен ("Выхватывание и удар мечом")
У-кэн ("Движение мечом справа")
Са-кэн ("Движение мечом слева")
Хаппо-кэн ("Движения мечом на 8 сторон")
2)Тачи-ай , батто-дзюцу (Тачи-ай иай)
Юкиай-гяку-нуки-но тати ("Выхватывание меча рукой, разноименной впереди стоящей ноге, при встрече на ходу")
Зэнго-чидори-но тачи ("Зигзаг до и после")
Юкиай-миги-чидори-но тати ("Зигзаг вправо при встрече на ходу")
Гяку-нуки-но тати ("Выхватывание меча рукой, разноименной впереди стоящей ноге")
Нукиучи-но тати ("Выхватывание и удар мечом тачи")
Бо-дзюцу разделяется на:
Омотэ-но бо (Внешний раздел фехтования с бо)
Гокуи-но бо (Закрытый раздел фехтования бо)
1)Омотэ-но бо
Сэриай-но бо ("Шест соперничества")
Сунэ-кудзики-но бо ("Шест, разбивающий голень")
Саю-но бо ("Движения шестом слева и справа")
Каса-хазуси-но бо ("Шест, сбивающий соломенную шляпу")
Ханэ-цурубэ-но бо ("Шест, срубающий колодезное ведро")
Татэ-нами-но бо ("Шест поднимающейся волны")
Нагината-дзюцу разделяется на:
Омотэ-но нагината (Внешний раздел с нагинатой)
Гокуи-хитидзё-но нагината
1)Омотэ-но нагината
Ицуцу-но нагината ("Пятое ката приемов с алебардой")
Нанацу-но нагината ("Седьмое ката приемов с алебардой")
Касуми-но чагината ("Алебарда собрания богов")
Хацука-но нагината ("Алебарда восьми синтоистских богов")
И т.д. и т.п.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДО 1 ДАНА
6-ой кю
Камаэ-то - выведение меча из ножен и принятие позиции
Ното - вкладывание меча в ножны
Сэйган-но Камаэ - "боевая позиция правильного глаза"
Миги-гэдан-но Камаэ - "правосторонняя боевая позиция с мечом, опущенным в нижний уровень"
Хидари-гэдан-но Камаэ - "левосторонняя боевая позиция с мечом, опущенным в нижний уровень"
Сувари-гэдан-но Камаэ - "боевая позиция с мечом на нижнем уровне, сидя на левом колене"
Миги-дзёдан-но Камаэ - "правосторонняя боевая позиция с мечом на верхнем уровне"
Хидари-дзёдан-но Камаэ- "левосторонняя боевая позиция с мечом на верхнем уровне"
Ваки-тори-но Камаэ - "боевая позиция с мечом у бока туловища"
Син-но Камаэ - "боевая позиция Истины"
Ся-но Камаэ - "решительная позиция", "позиция самоотверженности"
Ин-но Камаэ - "боевая позиция Инь (темного начала Вселенной)"
Тэура-гасуми-но Камаэ - "боевая позиция-защита с отходом по диагонали влево"
Ко-гасуми-но Камаэ - "боевая позиция-защита с отходом по диагонали вправо"
О-гасуми - "удар мечом снизу по кисти противника"
Маки-учи-мэн - "кручёный удар в голову"
Ёкомэн-учи - "удар в голову сбоку"
До-учи - "удар по туловищу"
До-укэ - "защита от удара по туловищу"
Сунэ-учи - "удар по голени"
5-ый кю
Омотэ-но тачи: Кэн-но ката (кирикоми / укэ-дачи)
Бо-дзюцу: Мэн-учи, Ёкомэн-учи, До-учи, Сунэ-учи Бо-но ката (учи-коми / укэ-дачи)
Омотэ-но иай: Кусанаги-но кен
4-ый кю
Омотэ-но тачи: Ицуцу-но тачи (кири-коми)
Омотэ-но иай: Нукицукэ-но кэн
3-ий кю
Омотэ-но тачи: Нанацу-но тачи (кири-коми)
Омотэ-но иай: Нукиучи-но кен
Бо-дзюцу: Сэриай-но бо (учи-коми)
2-ой кю
Омотэ-но тачи: Касуми-но тачи (кири-коми)
Бо-дзюцу: Сунэ-кудзики-но бо (учи-коми)
Нагината-дзюцу:Ицуцу-но нагината (кири-коми)
Омотэ-но иай: У-кэн
1-ый кю
Омотэ-но тачи: Хакка-но тачи (кири-коми) Омотэ-но иай: Са-кен, Хаппо-кэн
1-ый дан
Отличное владение всей вышеуказанной программой , что подразумевает отличное положение тела (сисэй), чёткое проявление "кимэ", "зансин" и "киай", знание терминов Кобу-дзюцу и названий частей Катаны.
Метки: меч, Самураи, катори, боевые искусства
Катана-сувенир
Метки: боевые искусства, катори, Самураи, меч
Правильный тактический план поединка
Подробнее на форуме Новости каратэ-до в Мире единоборств:
http://www.karatedo-news.com/
Правильный тактический план поединка, залог успешно проведённого боя. Быть в атаке или работать на контратаке, каждый выбирает сам...
Подробнее на форуме Новости каратэ-до в Мире единоборств:
http://www.karatedo-news.com/
Метки: karate
Основа системы японского фехтования
Школа Касима-но Синдэн, по легенде, была создана Кунинацу-но Мабито, потомком одного из важнейших божеств синтоизма Амэ-но коянэ-но микото. По традиционной хронологии, произошло это при императоре Нинтоку (правил в 313 - 399 гг.). В то время Кунинацу-но Мабито воздвиг синтоистский алтарь на холме Такама-га хара в Касима и предавался молениям божеству Такэми-кадзути-но микото, которое, якобы, поделилось с ним своими знаниями в области фехтования. В результате появилась система боя мечом, которую сам Кунинацу-но Мабито назвал "Симмё-кэн" - "Чудесный меч".
Позже эта система разделилась на древнейшую школу Касима (Касима Дзёко-рю) и школу Касима средней древности (Касима Тюко-рю). Практиковали их четыре жреческих рода из Касима-дзингу: Мацумото, Ёсикава, Огано и Нукага.
Столь тесные связи этой традиции воинского искусства с синтоистскими храмами предопределили многие особенности Катори-Синто-рю, которая содержит в себе два пласта: пласт реального боевого применения и пласт эзотерических ритуалов синтоизма. Так, практически во всех ката Катори-Синто-рю зашифрованы определённые ритуальные действия, направленные на установление связи с божеством-основателем Фуцунуси-но-микото. Например, в разделе кэн-дзюцу Госё-но тати присутствует ката под названием "Хоцу-но тати", что можно перевести как "Изначальный меч". В начале этого ката оба партнёра стоят в естественных стойках, ноги на ширине плеч, руки при этом сжимают рукоять меча на уровне глаз, клинок поднят над головой. Подобное действие, которое в ката названо "Тэнти-но камаэ" - "Позиция неба и земли" - весьма символично для синтоизма. Такое положение исполнителя символизирует священный столб, на который нисходят с небес боги. Таким образом, воин, держащий в руках меч, выкованный синтоистскими священниками в храме и таким образом являющийся "телом бога", призывает бога-покровителя Фуцунуси-но-микото снизойти на него и даровать ему победу.
Подобные жесты в традиционной школе боевого искусства играют двоякую роль. С одной стороны, это особый ритуал установления контакта с божеством, выполняющий религиозные функции, с другой - мощное средство психологической подготовки воина к смертельной схватке.
То, что Катори-Синто-рю опирается на синтоистскую эзотерику сильно отличает её от других позднейших школ боевого искусства, которые в основном опирались на Дзен-буддизм, и свидетельствует о её древности. Фактически, Катори-Синто-рю выросла на ниве самой древней знаменитой традиции военного искусства Японии и сама стала отправной точкой почти всех крупнейших школ кэн-дзюцу.
Метки: боевые искусства, катори, Самураи, меч, история, философия
Школа Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю
Даже сегодня школа продолжает следовать строгому обычаю, согласно которому кандидат на обучение в рю должен совершить кэппан - написать и подписать собственной кровью клятву неукоснительно следовать политике школы. Благодаря этому, Тэнсин Седэн Катори Синто-рю сумела сохранить изначальное учение школы, ее дух и технику, на протяжении своего почти шестисотлетнего существования точно в таком же виде, как оно было передано основателем рю Иидзасой Тёисаем Иэнао.
История храма Катори
Школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю тесно связана с храмом Катори. Прежде всего, несколько слов о происхождении храма. Катори-дзингу (святилище Катори), посвященное богу Фуцунуси-но Микото, и расположенное в местечке Катори города Савара, что в префектуре Тиба, является важным центром религии Синто. По легенде, Фуцунуси-но Микото сыграл большую роль в установлении мира в древней Японии, установив в ней власть Ниниги-но Микото, внука богини солнца Аматэрасу Оомиками и предка императорского рода Японии. Святилище Катори было воздвигнуто в честь Фуцунуси-но Микото, который стал почитаться как божество-хранитель государственной безопасности, промышленного развития и воинской доблести. По традиционной версии Катори-дзингу было построено в 18 год правления первого императора Японии Дзимму (т. е. в 642 г. до н. э.).
Каждые 20 лет святилище перестраивалось в соответствии с синтоистским обрядом. Кроме того в него регулярно направлялись императорские посланцы. Все это прекрасно демонстрирует высокое значение храма Катори для Японского государства. В действительности, древние считали, что Катори-дзингу уступает по значению только знаменитому святилищу в Исэ: Исэ-дзингу, главному храму богини солнца Аматэрасу. В стародавние времена только трем синтоистским храмам в Японии - Исэ, Катори и Касима - было разрешено использовать в своих названиях слово "дзингу", что означает "святилище". Таким образом, японцы традиционно высоко чтили храм Катори, и по всей стране распространились более мелкие святилища, посвященные божеству Фуцунуси-но микото. Таких храмов ныне насчитывается около 2300, и они включают великие храмы Касуга в Наре и Сиогама в префектуре Мияги. Среди бугэйся существовал обычай совершать паломничество в храм Катори в поисках божественного вдохновления и помощи со стороны Фуцунуси-но микото для того, чтобы достичь большего мастерства в занятиях воинскими искусствами.
Индзаса Тёисай Иэнао, основатель Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, был сыном госи из деревни Иидзаса (ныне - город Тако-мати в префектуре Тиба). В молодости он выделялся своими способностями и прилежанием в овладении искусством боя с мечом и копьем. Благодаря своему блестящему воинскому умению Иэнао добился признания даже со стороны своих сюзеренов, членов семьи Тиба.
Молодой Иэнао не один раз сражался в поединках на поле боя и ни разу не потерпел поражения. Так что его воинская слава быстро распространилась по всей округе. Позже, после гибели семьи Тиба, он расстался со своей семьей и последователями, преподнес в дар святилищу Катори 1000 коку риса и выстроил буддийский храм Симпуку-дзи в деревне Миямото в Оцуки, что на горе Синтокусан, которому он также пожертвовал 1000 коку риса. После этого он стал отшельником и поселился в Умэкияма неподалежу от храма Катори.
Однажды, в период отшельничества Иэнао, один из его наиболее преданных учеников вымыл своего коня в ручье, протекавшем поблизости от святилища Катори. Через некоторое время этот конь стал испытывать сильные боли и вскоре издох. Иэнао же подивился такой невероятной силе божества Фуцунуси-но микото, которой он приписал смерть коня. Согласно преданию, в результате этого события Иэнао обрел духовную интуицию.
В возрасте шестидесяти лет Иэнао принял решение отслужить непрерывную тысячедневную службу в храме Катори. В это время и после выполнения аскетических обрядов очищения он посвящал себя суровым воинским тренировкам, проходившим в необычайно суровом режиме. Как утверждают легенды, именно в этот период духовной дисциплины Иэнао посетило видение бога Фуцунуси-но микото. Это могущественное божество, переодетое мальчиком, появилось перед мастером, восседающим на ветви старой сливы, около которой тренировался Иэнао. Это видение вручило Иэнао книгу "Хэйхо-синсё" ("Божественное писание о хэйхо") и предсказало ему: "Ты будешь великим учителем всех фехтовальщиков поднебесной". После этого Иэнао основал собственную воинскую традицию, которую назвал Катори Синто-рю. Перед этим официальным названием школы мастер поставил выражение "тэнсин сёдэн" - "правильная передача небесной (божественной) истины" - в знак того, что эта традиция была санкционирована свыше и пользуется божественным покровительством Фуцунуси-но микото.
Изучение огромного количества тайных свитков, посвященных военной стратегии-хэйхо, многие из которых по сей день хранятся у главы семьи Иидзаса, показывают, что Иэнао прошел невероятный по сложности путь воинской и духовной тренировки. Мастер Индзаса Тёисай Иэнао умер в необычайно позднем возрасте 102 лет. Его посмертное буддийское имя - Тайганиндэн Тайра-но Асон Ига-но Ками Райодо Хондайкодзи, а посмертное имя его жены - Когакуин-дэн Мёсицу Сэйкё Тайси.
Без заголовка
настроение: Веселое
Без заголовка
?
Ниндзюцу: прошлое и настоящее
... Говорят, что они могут становиться невидимками, что они ходят по потолку какмухи, а по морю - аки по суху; говорят, что они умеют летать, дышать под водой, что они могут обернуться любым зверем или птицей, что над ними не властны цепи и веревки, что они могут обмануть болезни и смерть; говорят, что им покровительствуют злые духи, что они волшебники и маги. Они - ниндзя.
Жизнь и деятельность этих людей во все века была окружена мистической завесой. Их уважали и боялись. Обыватель всегда боится того, что не понятно его ограниченному уму. Ниндзя же эта боязнь давала огромное психологическое превосходство, ибо уверенность противника в твоих сверхъестественных способностях полностью парализует его волю. Легенд из жизни ниндзя существует множество. Правдива в них лишь основа. Все же волшебные подробности рождены суеверными умами, плохо представляющими себе, на что способен тренированный, хитрый, умный, но тем не менее такой же смертный человек. Надо заметить, что и сами ниндзя приложили немало сил к тому, чтобы легенды об их невероятных качествах получили как можно более широкое распространение.
Кто в феодальной Японии не слышал о мастерах маскировки, которые изменяли облик настолько быстро, что когда кто-то из них двигался в толпе, то запоминался разным людям в разных обличьях; или о мастерах прыжков, которые прыгали так высоко и далеко, что казались летящими по воздуху, или о мастерах закапываться в землю, за которыми не могли угнаться кроты?..
Легендарный Сарутоби прославился выдающимся, почти обезьяньим, акробатическим мастерством (собственно, его имя и означает «обезьяний прыжок») и волшебством рукопашного боя. Он так упорно и усердно тренировался в беге, прыжках и лазаньи, что вскоре мог совершать то, что по плечу далеко не всякому ниндзя, не говоря уже о людях обычных. Говорят, он даже жил на деревьях, качаясь и вися на них, как это делают мартышки.
В результате Сарутоби стал столь проворным и неуловимым, что мало кто мог надеяться победить его в рукопашном бою. Для этого потребовалась бы хорошо подготовленная группа, а не один человек, пусть даже очень сильный и ловкий. Сарутоби мог увернуться от вражеского клинка, подпрыгнув выше него или наклонившись ниже, чем приводил своих врагов в сильнейшее замешательство.
И еще одно качество Сарутоби подчеркивается в легендах о нем. Речь идет о верности ниндзя, о преданности его своему учителю. Этот героический мотив звучит и в последней легенде о Сарутоби, в которой рассказывается о его гибели. Учитель Сарутоби послал его шпионить за сегуном, жившим в огромном дворце. Дело в том, что в стране уже давно назревал мятеж против этого сегуна, а во главе мятежа стоял учитель прославленного ниндзя. Сегун же, прослышав о заговоре, собирал свои военные силы, о чем, собственно, Сарутоби и должен был добыть информацию. Он успешно проник во дворец и разузнал военные планы противника, но когда он выбирался оттуда, часовые заметили его и попытались схватить. Сарутоби не раз бывал в переделках подобного рода и воспользовался всем своим опытом. Он уверенно уходил от преследователей, постоянно ускользая от них в самый последний момент, и в конце концов запрыгнул на высокую стену, окружавшую резиденцию сегуна, используя небольшой переносной трамплин, спрятанный у стены заранее. Сарутоби неслышно побежал вдоль стены, спрыгнул с нее в самом подходящем по его мнению месте... и угодил в медвежий капкан. Когда воины сегуна стали приближаться, он отрезал себе ногу и попытался убежать от преследователей, прыгая на другой. Когда же тяжелое ранение, потеря крови и усталость дали о себе знать, ниндзя выполнил свой последний долг - обезобразил свое лицо до неузнаваемости и, выкрикивая проклятия противнику, заколол себя собственным мечом.
В Японии ниндзя появились приблизительно в VIвеке н. э. А их последние профессиональные объединения просуществовали до XVIIвека. В позднейшие времена только время от времени проходил слух о подвигах какого-нибудь одинокого воина-ниндзя, но потеряло актуальность, а потому и ушло в тень само искусство ниндзюцу. Однако тысяча лет его существования оставила весьма заметный след в истории японского государства, в японской культуре.
Ниндзя были людьми, чьих имен никто не знал и чьих лиц никто не видел. Воины-наемники занимались шпионажем (это понятно из их названия), доставкой секретных донесений и, наконец, физическим устранением нежелательных лиц, проще говоря - убийством.
Сходство самураев и ниндзя поверхностно: воспитание с детства, клановость, суровые тренировки, воинская дисциплина, подчинение строгому кодексу поведения. Но они выполняли совершенно различные миссии. Самураи, обычно с детства воспитанные в доме своего даймена (господина), всю жизнь служили ему, защищали его, следовательно, и свою жизнь и честь, жили сообразно своему моральному кодексу. Ниндзя же, будучи наемниками, вовсе не соотносили свою деятельность с понятиями чести или бесчестья: они служили тому, кто больше платил. Если для самурая потерять лицо, унизиться перед врагом было абсолютно невозможно (в этом случае согласно бусидо - кодексу чести - он должен был сделать себе харакири), то для ниндзя главным было выполнить поставленную перед ним задачу, независимо от того, какие средства он при этом применял: побеждал в честном бою, крал, лгал, убивал, унижался, выпрашивал или покупал. Самурай гордился принадлежностью к своей касте, самурайство давало определенные привилегии в средневековой Японии. Ниндзя же были париями общества, они не могли открыться никому, ибо в противном случае их ждала смерть от руки человека из их собственного клана.
Впервые нечто похожее на искусство ниндзя было описано индийскими браминами в качестве способа поддержания крепкого здоровья и средства самообороны путем аскетизма, ведения суровой религиозной жизни, тренировок и познания природы. Этот способ, включавший в себя укрепление тела, постановку дыхания, приобретение навыков предсказания погоды, знание медицины, ядов, растений, определенный философско-религиозный взгляд на жизнь и смерть, сначала вместе с буддизмом пришел из Индии в Китай (еще до нашей эры), а затем лишь в VIвеке н. э. - в Японию. Здесь, в молодом агрессивном государстве, это бесценное знание было воспринято, переосмыслено и использовано в военных целях: шпионаж, убийства, доставка донесений - вот чем стал аскетизм индусов.
Но в данном случае односторонний взгляд на эту проблему, видимо, неприемлем. Можно возмущаться хладнокровными убийствами, совершенными ниндзя, можно восхищаться их почти безукоризненным искусством - это зависит от вкуса. Но в царство хаоса, каким была Япония долгие века, ниндзя вносили некий элемент дисциплины. В стране без морали они неукоснительно соблюдали внутриклановый моральный кодекс, который фактически был священным. В обществе, где разбой, грабеж, убийства случались ежедневно, а может быть, и ежечасно, ниндзя убивали не ради денег, не из собственной жадности, не из жажды крови, не из личной ненависти, а исключительно повинуясь приказу. Да, ниндзя были наемными убийцами, машинами убийств, но они были порождением своей эпохи и вполне соответствовали хаосу эры Синзоку.
Таким образом, история ниндзюцу как оформленного кланового искусства шпионажа и диверсий, насчитывает уже около полугора тысяч лет.
«Ниндзюцу» в дословном переводе означает «искусство терпеливых». Это система подготовки универсальных лазутчиков-диверсантов, профессионалов, обученных выживанию во вражеском окружении. Ставка делалась на многолетнюю психофизическую подготовку и использование нетрадиционных приспособлений и оружия, а единственным критерием истинности применяемых методов являлась их эффективность.
В соответствии с фундаментальными установками Школы иероглиф «нин» постепенно получал несколько иную трактовку (в восточных школах боевых и эзотерических знаний все символы имеют многослойное толкование; с ростом квалификации изучающего ему становится яснее смысл все более глубоких слоев).
Наряду с общепринятым понятием ~ «невидимость» - он расшифровывается как «видящий невидимое», «проникающий в невидимое», «использующий невидимое». «Синоби» (крадущийся) - как «сливающийся» с окружающим миром.
При раздельном рассмотрении этого иероглифа, состоящего из двух: кэн (меч, оружие) и кокоро (дух, сердце) - вместо обычного «Дух контролирует оружие» или «Несмотря на то, что враг держит меч у моего сердца, я выстою и одержу победу», отдается предпочтение трактовке «Тренируй дух, чтобы он был сильнее меча», что на высшей стадии значило обретение такого состояния сознания, при котором в применении оружия уже нет необходимости.
Ниндзюцу - это родовое искусство. Целые кланы, состоящие из десятков семей, посвящали себя профессии лазутчиков. Фактически каждая семья ниндзя имела свою особую традиционную манеру боя, шпионажа, убийств. На сегодняшний день известно о существовании более 100 семей ниндзя. Большинство из них пришли с острова Хонсю из кланов Кога и Ига. Группы ниндзя были рассыпаны по всей стране, но все они были строго организованы и подчинялись своим старейшинам. В каждом клане было три ранга: высший - дзенин, средний - тюнин и низший -генин. Ниндзя-дзенины были мастерами высшего класса. Лица, которые занимали высокие официальные посты в правительстве, старались поддерживать с ними близкие отношения, так как от дзенинов часто зависело положение этих лиц, а иногда и жизнь. Дзенин брал заказ от богатого человека на убийство, шпионаж, доставку сведений и т. д., разрабатывал план выполнения задания, продумывал стратегию и тактику. Этот план с необходимой информацией передавался тюнину. Ниндзя-тюнин следил за тренировками и дисциплиной в группах ниндзя. У каждого тюнина была под началом такая группа, и тюнин отвечал за все, что в ней происходило. В случае атаки именно тюнин возглавлял ее. Все ниндзя, имена которых зафиксированы в истории, были тюнинами. А ниндзя-генины и были теми воинами, которых называли «темными духами ночи», чьих имен никто не знал, на чьих плечах лежала вся практическая часть выполняемого задания. Именно о них сочинялись легенды, именно их боялся простой народ, именно о них сегодня Голливуд снимает самые кассовые боевики. Генины, делавшие всю грязную работу ниндзя, ползавшие по крышам, прыгавшие на стены, появлявшиеся из темноты, убивавшие, калечившие, были безликими и неизвестными; они были готовы скорее умереть, чем выдать своего начальника или группу.
Когда ниндзя не выполняли задания, они жили на тренировочной базе в местах, расположение которых строго засекречивалось. Это была необходимая мера предосторожности, поскольку ни одна организация ниндзя не выдерживала атаки объединенных сил правительства сегуна. Секрет прост: при всей серьезности подготовки ниндзя, при всех их знаниях и умениях они были все же зависимыми людьми. Они поддерживались самыми различными политиками и политическими партиями, а потому была вполне распространенной ситуация, когда отец шел против сына, а брат против брата, поскольку каждый из них был нанят влиятельным дайменом, нуждавшимся в услугах шпионов и убийц.
У любого богатого даймена, конечно же, было свое войско, постоянно тренируемое мастером, однако никакое войско не могло сравниться с ниндзя в их умении вести бой, становиться невидимыми, искусстве шпионажа и убийства, знании ядов и противоядий. Поэтому даймены нуждались в помощи ниндзя, если вели какие-либо военные действия. С другой стороны, просто нанимать любого ниндзя было опасно: ведь ниндзя - не самурай, он вовсе не обязан быть преданным своему сегуну, мстить за него после смерти господина и жертвовать своей жизнью ради спасения его чести. Ниндзя - наемный воин, его может подкупить противник, если заплатит больше или если ниндзя будет неудовлетворен тем, как с ним обращается даймен. Со своей стороны ниндзя, зная о недоверии к нему господина, не очень-то доверял ему сам. А потому обычно между нанимателем и наемником складывалась атмосфера взаимонепонимания и недружелюбия. В результате даймен был вынужден для выполнения поручения нанимать по крайней мере двух человек - того, кто будет непосредственно шпионить, убивать или делать что-либо еще, и того, кто будет следить за первым, чтобы тот не предал даймена, не был подкуплен противником. Ниндзя же подсылали к даймену еще одного человека, который следил за господином, чтобы тот не предал наемника, не убил его, не подставил врагу. В конце концов такая ситуация приводила к напряженным отношениям внутри группы и клана ниндзя, так как никто не знал, кто за кем и с какой стороны следит.
Область в Южной Японии, известная как префектура Миэ, была тем местом, где впервые были использованы пришедшие из Китая методы тренировки и ведения войны. Это новшество было введено людьми клана Ига.
В 593 г. н. э. великий японский принц Сётоку приказал использовать ниндзя для доставки сообщений и шпионажа. Когда в 794 г. столица Японии была перенесена из Нара в Киото, группы этих людей были посланы в новую столицу собирать информацию и подавлять протесты.
С этого момента и до окончания периода Муромати в конце XVIв. эти секретные группы использовались династиями правителей и сегунов, но не были известны широкой публике. Они оставались неизвестными до начала эпохи Сингоку, когда слово «ниндзя» узнали многие, когда использование в своих целях «людей тьмы» стало широко применяться.
После падения дома Муромати Япония была ввергнута в пучину бунтов и войн. Страна была разделена на маленькие районы, каждый из которых управлялся господином, пытавшимся раздвинуть границы своих владений. Эта война повлекла за собой всеобщий упадок законности и порядка. Грабеж, смерть, насилие, отсутствие морали и благонадежности привели к ситуации, когда побеждает сильнейший.
В течение сотен лет ниндзя можно было нанять, но только теперь они стали так необходимы различным сегунам, которым надо было знать силу врага и время его нападения. Такая информация должна была быть, во-первых, точной, а во-вторых, полученной вовремя. И лучше ниндзя этих задач никто решить не мог.
Несколько веков подряд клан Ига был главной силой организации ниндзя. В других частях Японии существовали меньшие группы, поскольку в эпоху Сингоку они возникали по всей Японии. Внутри этих групп шпионов, диверсантов и убийц развивались два суперклана: Ига - в префектуре Миэ и беспощадные Кога - в префектуре Сига. Интересно, что Сига расположена по соседству с Миэ. Ига и Кога населяли один и тот же горный хребет, жили в двух долинах, разделенных горой. Полностью изолированные от внешнего мира, они жили как крестьяне, знали лекарственные растения, растущие в этой местности, умели предсказывать погоду и занимались сельским хозяйством.
Со временем среди сегунов выделились великие военачальники, которые постепенно объединили Японию: Такеда Синген, Ода Нобунага и, возможно, величайший военачальник в Японской истории, Токугава. Все они использовали ниндзя для того, чтобы сохранить контроль над страной посредством создания всеобщей шпионской сети. В 1578 г. Нобунага воспылал пламенной ненавистью к Ига-ниндзя и послал армию, чтобы наказать их. Когда армия достигла долины Ига, ниндзя исчезли. Солдаты уничтожили урожай, сожгли дома и подожгли лес на горе. На следующий год Нобунага послал в долину Ига восьмитысячную армию. Ниндзя, которые прятались в горах, напали на солдат и выбили их из долины. В 1581 г. Нобунага решил полностью уничтожить Ига, убив всех мужчин, женщин и детей. На этот раз он послал 50 тысяч солдат, в том числе ниндзя из других кланов. Ига сражались с 4 тысячами ниндзя в течение месяца. Когда стало ясно, что одержать победу не удастся, Ига рассеялись по всей Японии. Спустя несколько лет Ига воссоединились, и небольшие группы были организованы во многих районах страны.
Кога-ниндзя насчитывали 50 семей. Они специализировались в медицине и в области взрывчатых веществ, изобрели много приспособлений и видов оружия, используемых ниндзя. Хотя Кога-ниндзя были весьма малочисленны, они являлись элитной силой и были вторым известнейшим кланом после Ига в анналах ниндзя.
В основе обучения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.
Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» - Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла. Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название тон-дзюцу- исчезновение путем подражания. В реальном тренинге термин «подражание» трактовался широко и определял умение использовать особенности окружения, а класс объектов «подражания» был значительно шире исходных 5 «стихий» и включал в себя, в частности, людей и животных. Воин, прошедший обучение в тон-дзюцу, умел незаметно проникнуть во вражеский лагерь, собрать сведения и так же незаметно скрыться, успешно преодолев все препятствия на своем пути. Однако если в ходе выполнения операции дело доходило до открытого столкновения с противником, то результат этого столкновения зависел от овладения ниндзя вторым блоком навыков - искусством борьбы с вооруженным и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела: тай-дзюцу- искусство владения телом и бу-дзюцу- работа с оружием. Эти разделы, в свою очередь, делятся на множество подразделов, состав и сочетание которых меняется в зависимости от школы и предпочитаемого в ней оружия.
Третий блок умений посвящен мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «измененных состояний сознания», достигаемых за счет специального психотренинга.
Именно этот раздел отделяет технические навыки и тренированность от истинного, «тайного» ниндзюцу. За счет специальных приемов медитации, сосредоточения сознания на определенных символах и применения воинской магии в виде заклинаний и символического сплетения пальцев ниндзя удалось значительно расширить человеческие возможности и выполнять то, что постороннему наблюдателю казалось чудесным. Большая часть знаний этого раздела до сих пор скрыта от посторонних, и трудно сказать, как далеко продвинулись «воины-тени» в своих достижениях. Известные сейчас методы психотренинга в отдельных случаях приводят к сверхъестественным (в представлении обычного человека) результатам, однако косвенные данные говорят о том, что и это не предел. Перечисленные три блока не исчерпывают всего многообразия знаний и умений средневековых шпионов, однако составляют его основу. Исторически сложилось более 30 разделов ниндзюцу, соответствующих перечисленным блокам, причем каждая школа имела, в зависимости от направления, свои особенности в рамках общей структуры.
Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию и тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чем нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.
Опытный лазутчик умеет вовремя распознать опасность, и это первое условие безопасности. Не существует опасности, наступающей совершенно неожиданно, каждое явление имеет «предследы», по которым его можно обнаружить вовремя, успеть распознать и подготовиться к встрече.
Второе условие безопасности - гармоничное взаимодействие с окружающим миром и умелое использование его особенностей. Нет опасностей абсолютных, есть опасности относительные. От дождя можно укрыться под крышей, от солнца -в тени, от холода - у огня. Человек - лишь малая частичка окружающего мира, он не может своими силами противостоять враждебным факторам, но всегда может найти точку опоры, положительную силу— союзника, который облегчит ему оборону, поможет скрыть важное за неважным и сделает его менее уязвимым или, иначе говоря, «неразличимым» для опасности. Поясним сказанное на примере охоты хищника за жертвой. Охота - действие очевидное и для хищника, и для жертвы, и для обоих одинаково опасное. Если хищник не поймает добычу, он рискует умереть от голода, жертва же рискует быть убитой в ходе самой охоты.
У жертвы есть все возможности заранее обнаружить присутствие хищника -по запаху, звуку шагов и другому шуму, по оставляемым на земле следам. С другой стороны, хищник стремится подойти из-под ветра, крадется мягко и бесшумно, имеет защитную окраску. Развитие событий целиком зависит от того, кто искуснее использует природное окружение, гармоничнее взаимодействует с ним.
Целью ниндзюцу является сделать человека «знающим», обладающим информацией. Для достижения этого ниндзя разработали искусство кудзи-кири, что в переводе означает «девять сечений». Обучение ему подразделяется на девять обширных областей, каждая из которых имеет дело с одним из аспектов человеческой природы и призвана понять человека в целом. Этими областями являются: достижение скрытности, разгадывание целей других людей, разведывательная деятельность, введение в заблуждение, оценка слабых и сильных сторон, контршпионаж, самоанализ, умелое обращение со всем и понимание «временного разума». Каждый из этих аспектов включает в себя отдельные элементы других аспектов, и поэтому практически невозможно исследовать один аспект без хотя бы приблизительных знаний о других. Пройдя такое обучение, ниндзя часто приобретают большую проницательность и очень ценны как советники и агенты.
В идеале тренировки агентов ниндзя должны быть как можно более индивидуальны. В старые времена техника и традиции каждой рю передавались от отца к сыну в различных семьях и кланах феодальной Японии. Это обеспечивало высокую степень секретности, а также гарантировало преданность обучаемых. Тогда никто не сомневался в авторитете патриарха, не задавался вопросами о том, какое искусство изучать, где и у кого.
В период так называемой «охоты за мечами» и в другие времена, когда преподавание искусства было запрещено, кланы часто вступали в конфликты с силами закона и порядка. Многие школы поэтому были уничтожены полностью, представители семейств распылены по стране. Отдельные системы часто исчезали с гибелью носителей их секретов, но некоторые выживали благодаря усилиям воров, якудза или убийц. Другие мастера обратили свои таланты на сохранение мира и гармонии в империи, и стали агентами государства. Некоторые практиковали искусство только для себя. Распад семейной системы обучения вел к формированию ученического метода преподавания. Потенциальные агенты отбирались специалистами для обучения специфическому искусству или для выполнения какой-то отдельной миссии. Набор и обучение студентов зависели от их способностей и оценки сэнсэя.
В период военных действий или когда требовалось подготовить армию к сражению, согласно философии ниндзя, можно было обучить человека принципам Пути в относительно короткое время. Когда требовались агенты высокого класса или возникала нужда в специализированных командах, проводились тренировки в спецклассах.
Затем задачей стала разработка методики подготовки шпионов, диверсантов и партизан. Контршпионаж, пропаганда, внутренняя безопасность интересовали в той мере, в какой они касались жизни агентов и способствовали успешному осуществлению миссии. Агенты-инструкторы должны были уметь подготовить широкую сеть воинов, которые обеспечили бы деятельность ниндзя на поле боя.
Существовали агенты двух видов: те, которые действовали на нейтральной территории со шпионской миссией, и те, которые проводили активные диверсии и организовывали из местного населения партизанские отряды. Фактически они были идентичны, ведь «тайная» техника шпиона мало чем отличалась от той, которую применял диверсант. С той лишь разницей, что на нейтральных территориях нахождение его было легальным и подтверждалось подлинными документами, а среди врагов и на захваченных врагом территориях «верительные грамоты» часто подделывались, а проникали туда лазутчики нелегально. Поэтому все агенты обеспечивались похожей основной информацией для работы в разных областях.
На поле боя «скрыться» значило «спрятаться от глаз противника, но не обязательно от его огня». Это означает примерно то же, что и «безопасность», и может быть отнесено к первой категории обучения - достижению скрытности, анонимности, У ниндзя было несколько способов скрыться. Агент мог быть «полуоткрыт», например, в нейтральной зоне допускалось открыть окружающим, что он владеет боевыми искусствами. Это позволяло ему привлекать к себе любителей боевых искусств. Истинные же цели и методы выполнения миссии сохранялись в нерушимом секрете.
Другой техникой являлось просачивание. В этом случае для обеспечения скрытности прибегали ко лжи, полностью фабрикуя или переделывая документы. Данная техника обычно использовалась короткое время, поскольку поддельные документы не выдерживали тщательной проверки. Характерным примером этой техники может служить «образ нищего». Агент гримировался и маскировался под раненного или искалеченного солдата вражеской армии и проходил в одиночку любые сторожевые посты, вызывая сочувствие. Каждый агент знал, как легко могут погубить фальшивые документы во время путешествия или при доставлении в штаб врага.
Вариантом этой техники являлось частично ложное сокрытие, когда человек, прибывший для исполнения миссии, через некоторое время заменялся агентом, доводившим ее до конца. Такая перестановка обычно требовала временного отсутствия замещаемого или переброску его в другое место.
Скрытность - основа всей деятельности ниндзя, поэтому на тренировках обращалось особое внимание на развитие и поддержание на достаточном уровне искусства в этой области. В ходе подготовки ученикам запрещалось открывать свои настоящие имена, они жили под вымышленными фамилиями. Одновременно они старались разгадать анонимность своих товарищей по обучению. Это поощрялось, поскольку создавало атмосферу напряженности, характерную для тайных действий на войне. Учеников вкратце знакомили с методами допросов и способами раскрытия человека по мельчайшим деталям. Целью такого интенсивного обучения было психологически подготовить агента к постоянной опасности разоблачения при выполнении секретной миссии.
Но чтобы добиться успеха, агенту все равно приходилось предпринимать активные действия, даже если от этого он становился уязвимым. Одним из методов ниндзя было использование промежуточных агентов, которые получали информацию от своих осведомителей и передавали приказы от резидента. Если на них падало подозрение, промежуточный агент мог выйти из игры, а резидент продолжал собирать сведения от оставшихся осведомителей и нового промежуточного агента. Другим примером может служить система триады, распространенная в Китае. Каждый агент в цепи знал только одного агента, стоящего над ним, и одного агента, стоящего под ним. Если агента ловили и вынуждали назвать имена других заговорщиков, система лишалась не более трех агентов.
Альтернативным методом являлся «Великий Немой», В этой системе один из членов команды назначался руководителем. Он получал все сообщения и отдавал все распоряжения, но при этом встречался с каждым членом команды строго индивидуально, скрывая его имя от других. Поэтому каждый знал своего лидера, но не знал других членов команды. Данный метод требовал создания сети надежных конспиративных домов и системы сигналов оповещения агентов об опасности. Такая система также служила для эвакуации агентов.
Изучение способов скрытности, секретности и системы организации агентурной сети являлось основой деятельности ниндзя. На занятиях отрабатывались лишь примерные варианты могущих возникнуть ситуаций и поведения в них. При этом избегали заучивания их наизусть. Напротив, тренировки ниндзя были направлены на то, чтобы обострить ум учеников, приучить их использовать освоенные принципы в любых ситуациях творчески и остроумно.
Когда же базовые упражнения по укреплению силы и выносливости были пройдены, ученики начинали изучать элементы разведывательной деятельности: наблюдение и донесение, ускользание и исчезновение, рукопашный бой, диверсионную работу, скрытное проникновение, способы убийства. Каждая рю (школа) имела собственные методы обучения этим видам деятельности, но некоторая техника была общей для ряда школ и стилей.
Обычно генин обучался приемам скрытности, способам допросов и сбора разведывательной информации; тюнин совершенствовался в приемах обмана, анализа и контрразведки, дзенин отвечал за организацию работы на высшем уровне, отдавал команды, приказы, распоряжения.
Очевидно, что лучшая разведывательная информация поступала от агента, который работал на месте. Это означало, что если требовалось узнать количество вражеских воинов, то человека посылали в место дислокации считать их. Когда требовалось выведать планы вражеского генерального штаба, агент направлялся туда, наблюдал и докладывал. К сожалению, даже при очень высоком мастерстве в искусстве невидимости провести операцию успешно удавалось не всегда. Для простого агента насущной проблемой являлась передача собранной информации.
За исключением прямого наблюдения, обычно прибегали к источникам информации. Одним из лучших источников являлся захваченный в плен вражеский солдат, которого запугивали на допросах. От него получали текущие данные о силах его части и соседних полевых соединениях. Умело допрошенный, он мог раскрыть моральное состояние солдат и даже причуды и склонности офицеров. Военнопленный же был менее годен для этого, поскольку знал и мог назвать только свое имя, звание и служебный номер. Такая информация представляла ценность лишь короткое время по причине длительной утраты связей со своим подразделением, которое могло существенно измениться. Если же пленника удавалось завербовать, его деятельность часто служила ключом к успеху.
Похожим источником были перебежчики (ренегаты), которые по своим личным причинам доставляли информацию изнутри вражеских сил. Такие осведомители руководствовались завистью, жадностью или чувством ложного патриотизма. Ренегат мог помочь агенту внедриться в организацию, за которой осуществлялось наблюдение, но при этом неизменно ставил собственные интересы выше интересов дела.
Другим видом внутреннего источника был агент, получавший вознаграждение за свою службу. Такая плата позволяла включить его в сеть конспиративных домов и гарантировала его молчание; или его просто вербовали в агенты. В зависимости от своих задач, они обычно поставляли хорошую и проверенную информацию.
Иногда какая-то первичная информация подтверждалась отдельным и независимым источником.
Это означало не сомнение в благонадежности агента, а служило средством предохранения от вражеской дезинформации, на которую мог попасться доверчивый человек. Анализировали добытою информацию агенты среднего звена, которые руководствовались принципом: «Не верить до тех пор, пока не увижу дважды и не услышу трижды».
Принимая донесения агента, тюнин, опираясь на свое знание человеческой природы, умело зондировал полученную информацию, стараясь разглядеть глубинные замыслы врага. Полевой агент - генин - также должен был расспросить человека, доставившего информацию, чтобы быть уверенным в ее достоверности, понять ее значение и смысл.
Ниндзя всегда держался с осведомителем уважительно, но с достоинством. Он всегда помнил, что тот работает в страхе за свою жизнь и в любое время может прекратить поставлять разведанные. Принимая донесения, ниндзя ни словом, ни жестом не должен был показать, что информация имеет для него ценность. Обычно в целях проверки он задавал такие вопросы, на которые уже знал достоверные ответы. В заключение донесения он выражал благодарность за. полученные сведения и старания агента. Проверяемый агент никогда не должен был давать обещания, которые не в состоянии выполнить, но, пообещав что-то, должен был сделать это, чтобы не подорвать веру в свои способности. Любую положенную плату следовало выдавать незамедлительно. Ниндзя всегда действует в рамках этикета, даже если другие его не соблюдают, иначе он стал бы не лучше врага для источника.
Характер поставленной задачи определял и средства по ее выполнению. Иногда пользовались очень простыми. Например, собирали газетные сообщения после какого-нибудь ограбления или взрыва бомбы. В них часто описывались способы совершения преступления, помещались схемы и диаграммы действий злоумышленников. Такая информация обычно бывала полной сначала, затем она ужималась, какие-то детали начинали скрывать или искажать. Собранную информацию ниндзя мог вкладывать в донесение или использовать в своих целях. В любом случае он стремился поручить лучшие сведения, точные и свежие.
Разведывательная деятельность не замыкалась только тайными операциями агентов на поле боя, но также сосредотачивала информацию, которую можно отнести к разряду «философии». Она была одним из способов обучения, совершенствования и превращения ниндзя в носителя знаний.
Однако наиболее важной и частой работой ниндзя все же оставалась разведка. Тайно проникая во вражескую ставку, ниндзя собирал информацию относительно физического состояния и морального духа солдат, достоинств и недостатков обороны, количества воинов, качества и количества имеющегося в наличии оружия, планов противника о будущих атаках и битвах. Иногда ниндзя появлялись среди врагов открыто под видом купцов, нищих, священников. Могли они завязать и дружеские отношения с врагом, и все это для того, чтобы собрать необходимую информацию для своего сегуна. Особенно больших успехов тут добивались женщины-ниндзя, они на этом поприще были особенно эффективны. Женщина могла работать во дворце и подслушивать кухонные сплетни, могла вступать в интимные отношения с вражескими солдатами, могла даже выйти за кого-нибудь из них замуж, добывая таким образом нужную информацию.
Иногда разведка была связана с еще более опасными обстоятельствами. Перед решающей битвой ниндзя проникали во вражеский лагерь, изучая армию противника. Таким образом они добывали нужные сведения даже во время боя, зачастую погибая от удара в спину,
Еще одной важной функцией ниндзя была доставка секретных сообщений. С ранних лет воины-лазутчики тренировались в беге на длинные дистанции. Умение бежать быстро и долго делало их незаменимыми секретными почтальонами, так как они приносили тайные сведения в наиболее короткий срок. Часто посланный нес ложную информацию, предназначенную для прочтения ее противником. Посылавший намеренно отправлял ниндзя в ловушку, расставленную врагом, и почтальон, не знавший, что письмо содержит в себе никому не нужные сведения, платил жизнью за победу своего даймена.
Использовались ниндзя и для диверсий. Во время боя небольшие группы диверсантов атаковали врага и поджигали его лагерь, а затем разбегались в разных направлениях, чтобы отвлечь внимание противника от основных сил своего господина. Иногда, нанявшись новобранцами во вражескую армию, ниндзя заводили эту армию в западню, разлагали боевой дух воинов, выводя из строя оружие или распространяя слухи об измене, подстрекали солдат к нарушению долга и к дезертирству.
Часто ниндзя нанимали для убийства. Суровая тренировка, обширные и глубокие знания различных ядов, умение пользоваться многими видами оружия, способность незаметно проникнуть в дом, быстро и хладнокровно лишить человека жизни делали их непревзойденными убийцами.
Традиционно ниндзя классифицируются по пяти категориям.
1.«Природный» агент— это свой человек во вражеском стане. Он знает все о традициях, географии, населении этой местности, в совершенстве говорит на ее языках и наречиях. Такому агенту работать сложнее всего - он всегда на виду и у местных жителей, и у вражеских воинов.
2.«Внутренний» агент — это ниндзя, завербованный в лагере врагов. Такие изменники появлялись у противника в том случае, если были неудовлетворенны полученным чином или если жадность и жажда наживы побеждала здравый смысл и клятву преданности своему господину.
3.«Пожизненный» агент - ниндзя самой высокой квалификации; обычно никто не имел понятия, что он - ниндзя; он имел доступ практически всюду, по всей территории противника. Таких людей использовали не для единичных поручений, они посвящали всю жизнь служению одному даймену: проникали к врагу, выполняли данное им поручение и возвращались назад.
4.«Двойной» агент - завербованный ниндзя из клана противника. При этом внешне он оставался преданным своему первому господину, а на деле продавался тому, кто платил больше денег.
5.«Невозвращающийся» агент - ниндзя, посылаемый с ложными сведениями. Точное выполнение поручения подразумевало плен и попадание этих сведений к противнику, то есть по назначению. Естественно, посыльные умирали в мучениях.
Как видно из вышеописанного, вся работа ниндзя основывалась на лжи и обмане, к тому же их часто перекупали более богатые или менее скупые даймены, что, естественно, способствовало лжи, обману, жадности и прочим качествам, никак не совместимым с понятиями чести и достоинства. Но, конечно же, среди ниндзя
были люди умные, честные, преданные и неподкупные. Такие ниндзя были мужественными воинами, и хотя именно о них сложены легенды и героические истории, не лишенные волшебства, особенно поднимает их в наших глазах отсутствие какого бы то ни было тщеславия. Они получали деньги за свою работу, но не имели никакого социального статуса, никаких привилегий, которые были у воинов-аристократов (самураев), хотя последние испытывали заслуженное уважение к ниндзя, поскольку шпионы, лазутчики и убийцы зачастую превосходили их в храбрости, верности и искусстве ведения боя.
Современные представления о ниндзюцу сформировались благодаря деятельности ныне живущего 34-го патриарха клана Ига (Тогакурэ-рю) Масааки Хацуми (род. в 1931 г.), который потратил большую часть жизни на пропаганду и популяризацию идей ниндзюцу. Длительное время он успешно занимался каратэ, дзюдо и другими военно-прикладными искусствами, пока в 1958 году не познакомился с Тосицугу Такамацу, тридцать третьим хранителем секретов школы Тогакурэ, который в дальнейшем сделал Хацуми своим преемником.
Эта встреча стала основным моментом в жизни Хацуми: ощущение сильнейшего потрясения от мощи духа Учителя, не поддающееся выражению словами. У него создалось впечатление, что прежний человек исчез безвозвратно. Осталась лишь телесная оболочка, а вместо души (вернее, вместо чужих, заимствованных «знаний», накопленных в результате предыдущего «учения» - пустота. Поэтому в нем смогла пробудиться генетическая память о боевом опыте предков-самураев, а его дальнейшее обучение технике ниндзюцу стало очень эффективным.
После смерти Учителя (1973 г.), когда Хацуми стал 34-м патриархом, он рассекретил искусство ниндзя и открыл школу Тогакурэ для всех.
В 1982 году Масааки Хацуми предпринял гастрольную поездку по Соединенным Штатам Америки с целью пропаганды искусства ниндзя. Результатом этой поездки стал «бум ниндзя» в американской массовой культуре. А с 1985 года славу ниндзя в Америке закрепил Голливуд, занявшийся производством боевиков с японской военно-исторической тематикой.
Опрос
настроение: Занятое
слушаю: Артерия
Метки: боевые искусства
Кодекс Буси до. История, кодекс. Впечатляет))
настроение: Задумчивое
хочется: спать
слушаю: Ария
Без заголовка
Метки: боевые искусства
FUAI и другие боевые искусства
ФУАЙ - (японская абривиатура одного из боевых искусств) искусство ведения боя. ФУАЙ является одним из самых новейших видов додзё (школы боевых искусств) Японии. Её основатель Кото Катама. В этом виде боевых искусств борьба и рукопашный бой смешиваются воедино. Я достаточно долго занимаюсь этим видом боевых искусств, достиг достаточно хороших результатов. Мне очень нравится заниматься в этом додзё. Первый этап тренировки - общее улучшение тела (гибкость, мышцы). Второй этап - изучение ударов, уходов от удара и элементарных боевых комбинаций. Второй этап является так сказать подготовкой к третьему. Третий этап - изучение новых приёмов более сложного типа, построенных на простых комбо движениях. Четвёртый этап - планирование стратегий ведения боя. Пятый этап - изучение более сложных приёмов, капоэро, трэйсинг, акробатика. Шестой этап изучение ещё более сложных приёмов, сильное увеличение скорости, изучение болевых точек, отключение мышц, отключение сознания (ввести в отключку с одного-двух ударов). Седьмой этап - увеличение потенциальной мощи, силы удара, скорости, изучение самых сложных приёмов и создание новых приёмов, умения ввести врага в заблуждение, самые ловкие обманные трюки, создание новых стратегий. Всего в ФУАЙ существует семь уровней самоулучшения. 7-самый левый, 1-самый крутой. 7 уровень - белый пояс и кимоно. 6 уровень - жёлтый пояс и кимоно. 5 уровень - оранжевый пояс и кимоно. 4 уровень - коричневый пояс и кимоно. 3 уровень - синий пояс и кимоно. 2 уровень - красный пояс и кимоно. 1 уровень чёрный пояс и чёрное кимоно с красными кандзи пяти элементов природы и каной - ФУАЙ сенсей. Достич превосходства в этом виде искусств не легко. Необхоимо много упорства терпения и желания. Многочисленные тренировки. Лично я занимаюсь боевыми искуствами не меньше 5-ти часов в день. обычно с 6 вечера до 10-11 часов вечера. А по выходным с 6 утра до 12 обеда. Жалко что ФУАЙ является не официальным видом боевых искусств. Всем советую ПРОЙТИ ПУТЬ ИЗУЧЕНИЯ ФУАЙ!!!
О Основателе!
Теперь Расскажу побольше о основателе - YAMA KOTO KATAMA. Родился Кото Котама в деревене Ичигоме. Он был самым обычным крестьянином. Родился Кото Катама в 1920году в семье кузнеца. Его отец Яма был отличным кузнецом. Свои навыки он успешно передал сыну.
Кото Катама не учился в школе. Он учился самостоятельно. Большую часть времени он работал и тренировался. Ему очень нравились боевые искусства и он
мечтал открыть свою школу. И это у него прекрасно получилось. В 1940 году он принял участие во второй мировой войне
на стороне антифашистов. Если вы помните то Япония была на стороне Фашистов. Но он не хотел принимать участие на их стороне и ушёл в Русский фронт. В 16 лет Кото Катама познокомился с одним человеком по имени СУНЕКУ. Он
Стал сооснователем ФУАЙ. В ФУАЙ существует два направления КОТО и СУНЕКУ. В 1980г Кото Катама посорился с СУНЕКУ,
дело в том что Кото был очень добрым человеком, а Сунеку всегда стремился к Власти и богатству. Однажды Сунеку, стремясь к силе, власти и богатству предал своего друга Кото. В 1985 году они встретились снова. За предательство Кото вызвал Сунеку на дуэль. После ожесточённой и длительной битвы Кото Катама победил. Сунеку погиб в бою. Затем погиб и Кото, получив очень серъёзные ранения от Сунеку, он не успел дойти до медпункта. Он умер от остановки сердца и разрыва лёгких.
Традиции ФУАЙ и термины!ТЕРМИНЫ
Начать бой - Hajime Kakuto
Приготовиться - Karei
Начать Жестокий Бой - Hajime Kanto
Продолжить - Yoshi
Стоп - Mate
Завершить бой - Sorro Mate
Ошибка - Isshitsu
Строгое предупреждение - Genkun
Раз - Ichi
Два - Ni
Три - San
Четыре - Yon
Четыре (в четверо) - Rendan
Пять - Go
Шесть - Ro
Семь - Shichi
Восемь - Eito
Девять - Ku
Десять - Ji
Сдаюсь (лучше не говорить) - Oteage
Спасибо - Arigato
Пожалуйста - Nanitozo
Перерыв - Kandan
Спаринг - Kaisen
Учитель - Sensei
Привет - Aroha
До свидания - Sayonara
Хорошо - Hai
Искусство Маскировки - Ninjutsu
Искусство Боя - Taijutsu
Победа - Shori
Поражение - Ippai
Сила - Isei
Традиции:
Перед Боем показать скрещиванием рук и поклоном в сторону противника в знак уважения, готовность к бою.
Затем проводится поединок, без особых правил. Главные правила: не бить в половые органы и в висок. Лежащего оппонента бить нельзя. Но можно делать болевые приёмы (перелом рук, ног).
Победа присваивается тогда, когда твой противник упал, и ближайшие 15 секунд не смог встать. Либо если он сдался.
После того как бой окончен следует скрестить руки и поклониться противнику взнак благодарности того, что он согласился с тобой провести поединок. После соревнований обычно команда противника (если она приезжая, тоесть из другого города) приглашается к столу. Обычно стоит себя вести вежливо. Так же ты имеешь право вызвать кого либо на дуэль, если тот тебя оскорбил и не захотел извиняться. Если противник проиграл бой, то он вынужден извинится (на коленях).
Тренеровки:
Первый этап: Разминка, мышц костей и тд.
Второй этап: Тонизирование мышц, пресс, отжимание, подтягивание. приседания, прыжки на скакалке и тд...
Третий этап: Отработка ударов, блоков, бросков и уклонов.
Четвёртый этап: Отработка и изучение приёмов и техник (несколько приёмов скомбинированных, обычно сильно травмируют), бросков.
Пятый этап: Сгрупировка по парам, один бьёт другой защищается и наоборот.
Шестой этап: Спаринг (бой).
Седьмой этап: качаем мышци.
Восьмой этап: акробатика.
Девятый этап: бег.
Десятый этап: в душ и домой.
Ещё один важный элемент ФУАЙ!
В ФУАЙ помимо бросков, техник и ударов немало важна стратегия, тактика ведения боя. Глупо нападать на врага, необдумав свои действия. Для начала стоит вести пассивный бой, для того чтобы понять как двигается противник, найти его изъяны.
Например: если твой враг высокий и худой то лучше делать ему броски с колен, за пояс, подсечки, ударять чаще по ногам чтобы вывести из состояния равновесия, затем уже дело ваще...
Если вы научитесь комбинировать силу и ум то станете сильным бойцом!!!
настроение: Хорошее
Метки: боевые искусства
Боевые искусства: созидание или разрушение?
настроение: спящее
хочется: спать
слушаю: Алиса
Метки: боевые искусства
Вопрос
Каким видом боевых искусств вы занимаетесь и почему выбрали именно это?
слушаю: Sebastian Bach
Японский самурайский меч
[ читать дальше → ]К.В.Асмолов. История холодного оружия: Восток и Запад
Метки: меч, Самураи, катори, боевые искусства
Самурайские мечи
[ читать дальше → ]
Метки: меч, катори, боевые искусства
История и Традиции школы Теснин Катори Синто Рю
Тенсин Седен Катори Синто Рю - одна из древнейших школ Боевых Искусств, сохранившихся до наших дней. Она признана Национальным достоянием японской культуры. Школа основана в 15 веке Учителем Иизаса Шойсай Иенао. Он был известным мастером меча и, как известно, в молодости успешно воевал против соседей, присоединяя их земли к своим. В возрасте около 60 лет, устав от бурной жизни и закончив недолгую службу у Сёгуна, он решил заняться своим духовным развитием и провести тысячу дней и тысячу ночей в медитации на горе недалеко от храма в деревне Катори, посвященного божеству Фуцу Нуси но Микото. По легендам, Божество явилось к нему (в одной версии - в женском образе, в другой - в образе мальчика) и подарило свиток-руководство по боевой технике и стратегии. В возрасте около 70 лет Учитель Иизаса открыл в Катори свою школу, чтобы передать новые знания ученикам. Затем Школу унаследовал его сын, потом внук, и т.д. Сейчас в Катори живет 20-ый по счету наследник, Иизаса Сури но Соке Язусада.
[ читать дальше → ]
настроение: отличное
хочется: есть
слушаю: Ария
Метки: катори, боевые искусства
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу