Телевизионное обращение Э. Рахмона. С Днем Независимости!
Телевизионное обращение Э. Рахмона по случаю 21-годовщины Государственной независимости Таджикистана

Дорогие соотечественники!
Двадцать один год тому назад на нашем историческом крае произошло историческое событие, создавшее кардинальное и фундаментальное изменение в судьбе народа нашего древнего края.
То есть, 9 сентября 1991 года на политической карте мира появилось еще одно молодое государство – независимый и суверенный Таджикистан, и это историческое событие стало началом нового этапа в жизни таджикского народа.
И сегодня мы с вами находимся в преддверии этого священного, значимого и в то же время редкого явления новейшей истории нашей государственности - 21-годовщины провозглашения государственной независимости Таджикистана.
По случаю этого великого национального праздника с особой радостью и гордостью искренне поздравляю весь славный народ Таджикистана, а также наших соотечественников, проживающих за рубежом.
Независимость считается самым ценным достижением цивилизованого и миролюбивого народа Таджикистана и государства таджиков конца прошлого века.
Сегодня мы все являемся свидетелями того, что благодаря этому бесценному дару, наша независимая страна на протяжении двух последних десятилетий достигла уровня современной государственности, и сейчас она уверенными, устойчивыми шагами идет в сторону нового этапа своего прогресса, укрепления основ своей независимой государственности и еще большего улучшения благосостояния населения страны.
Государственная независимость является логическим завершением самоотверженной борьбы и стремления свободолюбивого, культурообразующего, гордого и славного таджикского народа на извилистом историческом пути.
Всем нам из славной истории нашего народа известно, что на протяжении столетий в уме нашего народа, желавшего независимость, его добрых и мудрых сынов жила идея о независимости, суверенитете и желание добиться независимой национальной государственности и чувство свободолюбия.
Невзирая на тяжелые трудности первых годов независимости и трагические события того периода, мы смогли, опираясь на древнюю историю, традиции государственности и богатые национальные обычаи, создать основы современного государства.
Сегодня мировое сообщество признает Таджикистан в качестве демократического, правового и светского государства, отдает дань уважения его статусу и поддерживает его созидательные инициативы, направленные на решение различных проблем планеты.
Когда мы говорим о судьбоносной роли независимости в жизни общества и государства, следует всегда помнить о вопросе сплоченности нации, национального единства, значении и необходимости защиты этого бесценного дара нашего народа.
Поэтому наряду с проявлением уважения к независимости и гордости за суверенный Таджикистан, гражданским долгом каждого из нас является то, чтобы направить все наши усилия в целях укрепления национального единства, сплочённости нации, сегодняшнего и будущего процветания страны.
Одновременно с этим, нам следует не допускать того, чтобы чуждые, экстремистские идеи, вредительство нашли своё пристанище в сознании нашего народа, особенно подростков и молодёжи.
Ибо сплочённость нации, мир, единство, социально-политическая стабильность являются основными опорами великого дворца независимости, источником счастья, успеха таджикского народа и гарантией устойчивого развития таджикского государства.
Существование нации и мощь государства зависят от прочности и устойчивости мира, стабильности, взаимопонимания и национального единства, и осознание этих жизненных ценностей защитило нашу древнюю нацию от раздробленности и раскола в процессе трагических событий начала периода независимости.
В текущем году мы будем отмечать 20-ю годовщину проведения XVI- ой исторической Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, которая наряду с праздником независимости, имеет особую значимость для нас.
Именно судьбоносные постановления данной сессии создали атмосферу достижения национального согласия, мира и стабильности для нашего многострадального народа.
Сегодня Таджикистан, несмотря на наличие проблем эпохи глобализации, вступил на качественно новый этап своего социально-экономического процесса, и основными задачами этой эпохи развития являются последовательное расширение реформ, обеспечение эффективности их реализации, устойчивое экономическое развитие и этим путём поэтапное повышение уровня и качества жизни населения, а также создание условий для достойной жизни и благосостояния граждан страны.
Правительство Таджикистана ещё с начала приобретения независимости считает одним из основных и приоритетных направлений своей политики всестороннее развитие важных сфер жизни общества – науки, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты, и осуществляет все необходимые меры для достижения этой цели.
Ибо для достижения достойного места на международной арене, каждому из нас необходимо наладить свою деятельность с учетом современных требований, направить все свои возможности для воспитания созидательного, культурного и духовно богатого, патриотичного поколения, то есть будущих хозяев родного отчества, а также на подготовку образованных и высококвалифицированных кадров.
Сегодня, взглянув на двадцатиоднолетнюю историю своей новейшей государственности, мы с гордостью можем сказать, что за этот период благодаря реализации наших созидательных планов и программ добились весьма заметных достижений на пути создания нового Таджикистана – государства мечты, национальных чаяний и идущего в ногу с мировым сообществом.
Всё больше развиваются отношения Таджикистана с различными странами и регионами мира. Однако, следует сказать что наша страна в качестве полноправного члена мирового сообщества не может остаться в стороне от процесса современного мира.
В таких условиях первостепенной задачей каждого из нас является глубокое осознание целей прогресса наше страны, укрепления исторических достижений и защиты интересов нашего государства на международной арене.
Наряду с этим мы являемся сторонниками того, чтобы наша страна и регион, в котором мы живём, были развитыми и процветающими, всё больше улучшался уровень жизни их народов, а также природные ресурсы региона эффективно и рационально использовались в интересах и для развития всего его населения.
Ибо предпосылки расширения социально-экономических и культурных отношений между странами, а также укрепление региональных отношений могут быть созданы на основе общих интересов.
Наряду с этим быстроменяющаяся и нестабильная ситуация современного мира, глобальные и финансово-экономические кризисы и другие глобальные проблемы, в том числе глобальное потепление климата и связанные с ним проблемы требуют от нас в целях развития и благоустройства нашей дорогой Родины, прилагать ещё больше усилий, рационально и эффективно использовать ресурсы и возможности, имеющиеся в нашем распоряжении, бережливости, а также воспитания подрастающего и молодого поколения в духе любви к науке, знаниям, к чувству самопознания и патриотизма.
Уверен, что каждый самопознающий, гордый представитель нации будет знать цену независимости, суверенитета, мира, стабильности и спокойствия общества, а также будет оберегать независимость и свободу края своих предков как бесценный и священный дар.
В сегодняшних условиях каждому гражданину следует не упускать политическую бдительность, не оказаться в сетях обмана недоброжелателей таджикской нации, независимого таджикского государства и всегда быть готовыми для защиты устойчивости высших интересов нации и государства.
Уверен, что, отдавая дань благодарности за независимость и суверенитет, чувства любви, верности патриотичного и трудолюбивого таджикского народа к Таджикистану будет укрепляться и приумножаться день ото дня, и гордый народ страны в дальнейшем также не будет жалеть своих усилий и стремлений во имя дорогой и любимой Родины, а также священного края наших предков.
Пусть высшие чаяния независимости, благородные, созидательные цели будут вдохновителем доброго будущего и достойной жизни нашего народа!
Пусть луч независимости станет для нас – таджиков светилом на пути будущих триумфов и побед!
Ещё раз искренне поздравляю всех дорогих граждан страны, всех соотечественников, проживающих за рубежом по случаю двадцать первой годовщины величайшего национального праздника – государственной независимости Таджикистана, и желаю каждой таджикской семье мира, спокойствия, благополучия, счастья и успехов.
Будьте горды и счастливы, дорогие соотечественники.
Кушодашавии толори варзишӣ бо иштироки Мавзуна Чориева

Коллеҷи тиббии шаҳри Хуҷанд яке аз муассисаҳои таълимии соҳибмақом ва хазинаи тарбияи кадрҳои соҳибихтисосу соҳибунвони кишварамон ба шумор меравад. Ин даргоҳи муқаддаси таълимиро нафарони зиёде хатм намуда, ба гирифтани дараҷаҳои олии илмӣ мушарраф гардидаанд.
Ин макони илму маърифат ва сарчашмаи эътимодбахши ҳимояи саломатии ҷомеа соли равон, 21 май ҷашни таърихии 80 солагии таъсисёбиашро таҷлил намуда буд. Ва инак соҳиби як толори варзишии ба талаботҳои ҳозиразамон мувофиқ гардид, ки бевосита бо дастгирии Раиси вилоят Қоҳир Расулзода сохта ба истифода дода шуд.
Ба шарофати Истиқлолияти давлатӣ варзишгарони тоҷик имкон пайдо карданд, ки дар мусобиқаҳои байналхалқӣ, бозиҳои олимпӣ иштирок намуда шаъну шарафи мамлакати азизамонро боло бардоранд.
Яке аз онҳо духтари тоҷик, ҷавонтарин узви дастаи олимпии кишвар, ҷоизадори медали биринҷии бозиҳои 30-юми тобистонаи олимпии Лондон Мавзуна Чориева мебошад.Чунин дастовардро ҳануз 36 сол муқаддам, дар бозиҳои олимпии Монреал -1976 Зебунисо Рустамова бароямон армуғон оварда буд, ки Мавзуна Чориева онро такрор кард.
Дар толори коллеҷи тиббии шаҳр вохӯрии Мавзуна Чориева бо варзишгарон, мураббиёни варзиш ва ҷавонони шаҳр баргузор гардид. Мавзуна Чориеваро барои ғолибиятро ба даст оварданаш Раиси шаҳр Каримов Р.А. аз номи кули хуҷандиён табрик намуда ба ӯ тӯҳфаи хотиравии мақомоти иҷроияи ҳокимияти давлатии шаҳрро супорид. Баъдан саволу ҷавоби иштирокчиён бо Мавзуна Чориева баргузор гардид.
Инчунин худи ҳамин рӯз бо мақсади сазовор пешвоз гирифтани 21-солагии Истиқлолияти давлатии Ҷумҳурии Тоҷикистон ва 20-солагии Иҷлосияи XVI Шӯрои Олии Ҷумҳурии Тоҷикистон иншооти навбатӣ барои истифода омода гашт.
Дар микроноҳияи 8-уми шаҳр дар назди бинои №102 майдончаи варзишӣ барои истиқоматкунандагони ин маҳал баистифода дода шуд. Ин майдончаи варзишӣ аз майдончаҳои баскетбол, волейбол, лавозимотҳои варзишӣ(транҷёр) ва майдонча барои бозии кӯдакон иборат мебошад. Дар расмикушоди майдончаи варзишӣ Раиси шаҳри Хуҷанд Каримов Раҷаббой Аҳмадҷонович иштирок намуда аҳли маҳалларо ба муносибати ҷашнҳои бузурги миллат табрик намуданд.
Ин иншооти муҳими варзишӣ аз ҷониби мақомоти иҷроияи ҳокимияти давлатии шаҳри Хуҷанд бо дастгирии роҳбари ташкилоти амонатии қарзии хурди «Имон интернешнл» Санавбар Шарипова сохта баистифода дода шуд.
Рустам Хаджибаев,
10-09-2011 14:15
(ссылка)
www.surudtj.wordpress.com
О нас
Мы очень рады что вы выбрали именно наш блог. Музыка объединяет людей и сближает их. Основной целю создание этого блога является предоставить любителям музыки самые последние музыкальные хиты Таджикской эстрады. Почти каждый день заходя в наш блог вы можете скачать понравившийся песни в исполнении Звёзд отечественной а так же зарубежной эстрады. Так же мы ждём ваших комментарии предложение и отклики на рейтинг звёзд нашего блога. Мы открылись 22.07.2011 года и до сих пор нас посетили более 1400 меломанов и любители музыки. В будущем мы намерены открыт ещё один видео блог в котором будут размешены ново испечённые клипы и концерты. Заходите будет ещё интереснее.
Мы очень рады что вы выбрали именно наш блог. Музыка объединяет людей и сближает их. Основной целю создание этого блога является предоставить любителям музыки самые последние музыкальные хиты Таджикской эстрады. Почти каждый день заходя в наш блог вы можете скачать понравившийся песни в исполнении Звёзд отечественной а так же зарубежной эстрады. Так же мы ждём ваших комментарии предложение и отклики на рейтинг звёзд нашего блога. Мы открылись 22.07.2011 года и до сих пор нас посетили более 1400 меломанов и любители музыки. В будущем мы намерены открыт ещё один видео блог в котором будут размешены ново испечённые клипы и концерты. Заходите будет ещё интереснее.
Особая благодарность радио «Чахоноро» 107.5 FM за информационную и всяческую поддержку.Админ блога: Благодарю вас за то что вы зашли на наш блог и я надеюсь что вам было не скучно. Посещайте нас по чаше.
БУДЕТ ЖАРКО И ВЕСЕЛО!
E-mail: surudtj@mail.ru
История
...Ходжент расположен на берегу отличной многоводной Сырдарьи и со всех сторон окружен горами, по скатам которых зеленеют роскошные сады, а все это вместе – вода, горы и растительность летом, при здешней жаре и засухах, дает воздуху благоприятную свежесть и чистоту, зимой же умеренность. ...Ходжент весь окружен великолепными садами, которых здесь больше, чем в других местностях области. Все эти сады фруктовые, плоды растут здесь в удивительном изобилии и ими снабжаются окрестные города..."
Санкт-Петербургские ведомости, 1868 (№ 215, 219)
Вид на Сыр-Дарью, Старый мост и правый берег
Худжанд, наравне с такими городами как Бухара и Самарканд - один из известнейших центров цивилизации, науки и культуры Центральной Азии: город, который с древнейших времен привлекал внимание гостеприимством своих жителей, талантливых ремесленников и умельцев.
Город основан во времена Каянидского царя Кайкубода, а расцвел и стал еще краше при правлении царя Дария. После завоевания Варазруда (Центральной Азии) Александром Македонским город стал называться Александрией Эсхата (Крайней).
Средневековые историки, географы и путешественники упоминают о Худжанде, как о городе великодушных, щедрых людей, с развитыми наукой и ремеслами, плодородными нивами и садами, и относят его к пятому, наилучшему климату. По свидетельствам ученых и историков, с древних времен в горах вокруг Худжанда добывали золото, серебро, медь, ртуть, олово и другие ценные металлы.
Городские нивы и сады орошались водами двух рек – Сайхуна (Сыр-Дарьи) и Бахоргона. Авторы “Худуд-ул-олам”, “Сурат-ул-арз”, “Муджам-ул-булдон”, “Форснома”, “Таърихи Систон”, “Таърихи джахонкушо”, “Нузхат-ул-кулуб” и других книг, отдавая должное красотам города и качествам его жителей, упоминают отменные гранаты, абрикосы, рис и шелк.
Базар "Панчшанбе" в центре Худжанда
Худжанд знаменит своими великими сынами - известнейшим астрономом и математиком Абдумахмудом Худжанди (Х в.), поэтами и литераторами Собитом и Садриддином Худжанди (ХI в.), Махасти Худжанди (ХII в.), Зиеуддином Худжанди (ХIII в.), Камолом Худжанди (ХIV в.), религиозным деятелем шейхом Бадеуддином Нури, известным как шейх Муслихиддин (ХII в.) и десятками других представителей науки, культуры и искусства. Город по праву гордится своим национальным героем Темурмаликом - символом твердого духа и несгибаемой воли худжандцев.
Мечеть Шейха Муслихиддина
Особым уважением и почитанием на Востоке пользовались представители династии Оли Худжамд - выходцы из Худжанда, которые неизменно занимали высокие государственные посты, деятели этой династии своим умом и знаниями, благородством и дальновидностью вызывали глубокий отклик в сердцах людей. Именно поэтому великий поэт ХII века Хокони Ширвани с искренней любовью говорит:
Хоть я в поэзии царем считаюсь,-
Пред Худжанди я ниц склоняюсь.
Город Худжанд находился в центре Великого Шелкового Пути и поэтому имел постоянную связь с мировой цивилизацией, развивался экономически и духовно. Купцы Худжанда вывозили в другие государства лучшие изделия местных ремесленников, а возвращались оттуда обогащенные достижениями науки и цивилизации почти со всего мира. После возникновения книгопечатания, одним из первых Ходжи Сиддикходжа Худжанди начал издавать книги, распространять
Так уж определилось, что Худжанд играл видную роль в развитии целого края и немалых успехов добился в индустриальные десятилетия ХIХ и ХХ веков. Памятуя об этом, худжандцы в движении вперед используют и этот опыт, черпают все полезное для себя, что накоплено опытом человеческим.
Хукумат Худжанда (мэрия)
Нынешний Худжанд раскинулся на территории 24 квадратных километров, насчитывает более 200 тысяч жителей. Крупнейшие промышленные предприятия Худжанда - комбинат редких металлов, “Абрешим”, обувная и швейная фабрики, ковровое производство и предприятия народных промыслов, совместные с американцами, южнокорейцами, итальянцами, китайцами предприятия. Его достопримечательности неизменно привлекают туристов, он с присущим ему гостеприимством встречает деловых людей всего мира, налаживая связи на путях к рациональному рынку.
От исторических памятников, библиотек, четырех высших учебных заведений, научного центра Академии наук Таджикистана, театра имени Камоли Худжанди, древних соборных мечетей шейха Муслихиддина и Нури Ислом, дворца “Арбоб” и до новостроек совместных предприятий - всем этим гордятся жители Худжанда - древнего, мирного города, устремленного в цивилизованное будущее.
Дворец "Арбоб"
Санкт-Петербургские ведомости, 1868 (№ 215, 219)
Вид на Сыр-Дарью, Старый мост и правый берег
Худжанд, наравне с такими городами как Бухара и Самарканд - один из известнейших центров цивилизации, науки и культуры Центральной Азии: город, который с древнейших времен привлекал внимание гостеприимством своих жителей, талантливых ремесленников и умельцев.
Город основан во времена Каянидского царя Кайкубода, а расцвел и стал еще краше при правлении царя Дария. После завоевания Варазруда (Центральной Азии) Александром Македонским город стал называться Александрией Эсхата (Крайней).
Средневековые историки, географы и путешественники упоминают о Худжанде, как о городе великодушных, щедрых людей, с развитыми наукой и ремеслами, плодородными нивами и садами, и относят его к пятому, наилучшему климату. По свидетельствам ученых и историков, с древних времен в горах вокруг Худжанда добывали золото, серебро, медь, ртуть, олово и другие ценные металлы.
Городские нивы и сады орошались водами двух рек – Сайхуна (Сыр-Дарьи) и Бахоргона. Авторы “Худуд-ул-олам”, “Сурат-ул-арз”, “Муджам-ул-булдон”, “Форснома”, “Таърихи Систон”, “Таърихи джахонкушо”, “Нузхат-ул-кулуб” и других книг, отдавая должное красотам города и качествам его жителей, упоминают отменные гранаты, абрикосы, рис и шелк.
Базар "Панчшанбе" в центре Худжанда
Худжанд знаменит своими великими сынами - известнейшим астрономом и математиком Абдумахмудом Худжанди (Х в.), поэтами и литераторами Собитом и Садриддином Худжанди (ХI в.), Махасти Худжанди (ХII в.), Зиеуддином Худжанди (ХIII в.), Камолом Худжанди (ХIV в.), религиозным деятелем шейхом Бадеуддином Нури, известным как шейх Муслихиддин (ХII в.) и десятками других представителей науки, культуры и искусства. Город по праву гордится своим национальным героем Темурмаликом - символом твердого духа и несгибаемой воли худжандцев.
Мечеть Шейха Муслихиддина
Особым уважением и почитанием на Востоке пользовались представители династии Оли Худжамд - выходцы из Худжанда, которые неизменно занимали высокие государственные посты, деятели этой династии своим умом и знаниями, благородством и дальновидностью вызывали глубокий отклик в сердцах людей. Именно поэтому великий поэт ХII века Хокони Ширвани с искренней любовью говорит:
Хоть я в поэзии царем считаюсь,-
Пред Худжанди я ниц склоняюсь.
Город Худжанд находился в центре Великого Шелкового Пути и поэтому имел постоянную связь с мировой цивилизацией, развивался экономически и духовно. Купцы Худжанда вывозили в другие государства лучшие изделия местных ремесленников, а возвращались оттуда обогащенные достижениями науки и цивилизации почти со всего мира. После возникновения книгопечатания, одним из первых Ходжи Сиддикходжа Худжанди начал издавать книги, распространять
Так уж определилось, что Худжанд играл видную роль в развитии целого края и немалых успехов добился в индустриальные десятилетия ХIХ и ХХ веков. Памятуя об этом, худжандцы в движении вперед используют и этот опыт, черпают все полезное для себя, что накоплено опытом человеческим.
Хукумат Худжанда (мэрия)
Нынешний Худжанд раскинулся на территории 24 квадратных километров, насчитывает более 200 тысяч жителей. Крупнейшие промышленные предприятия Худжанда - комбинат редких металлов, “Абрешим”, обувная и швейная фабрики, ковровое производство и предприятия народных промыслов, совместные с американцами, южнокорейцами, итальянцами, китайцами предприятия. Его достопримечательности неизменно привлекают туристов, он с присущим ему гостеприимством встречает деловых людей всего мира, налаживая связи на путях к рациональному рынку.
От исторических памятников, библиотек, четырех высших учебных заведений, научного центра Академии наук Таджикистана, театра имени Камоли Худжанди, древних соборных мечетей шейха Муслихиддина и Нури Ислом, дворца “Арбоб” и до новостроек совместных предприятий - всем этим гордятся жители Худжанда - древнего, мирного города, устремленного в цивилизованное будущее.
Дворец "Арбоб"
Худжанд
Худжанд (Ходжент) — город на севере Таджикистана, административный центр Согдийской области.
Расположен в 200 км к северо-востоку от Душанбе (по дороге — 341 км), на берегах Сырдарьи, ниже Кайраккумского водохранилища, в 35 выше узбекистанского Бекабада. Вход в Ферганскую долину, между отрогами Туркестанского хребта на юге и горами Моголтау на севере.
Население — 149 тыс. жителей (2007).
Имеется Аэропорт Худжанд, железнодорожная станция Худжанд (11 км от центра Худжанда, в посёлке Гафуров).
Один из древнейших городов Центральной Азии. Второй по размеру город Таджикистана, важный транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны.
Современное русское название города — Худжанд, иногда транслитерируется как Ходжент, Худжант.
С 10 января 1936 года по 26 февраля 1991 года город носил имя Ленинабад в честь В. И. Ленина (Ульянова).
Постановлением Верховного Совета Таджикской ССР № 246 от 26 февраля 1991 года городу возвращено историческое название.
История города уходит в глубокую древность. Город существовал еще при династии Ахеменидов. Войска Александра Македонского, захватив город, укрепили его, назвав Александрия Эсхата (Крайняя).
В VIII в. город захватили арабы. В 1219—1220 годах город оказывал ожесточённое сопротивление войскам Чингисхана, но был разрушен.
С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, на Великом шёлковом пути, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Мавераннахра.
Худжанд был родиной известных астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди — основатель местной астрономической школы. «Соловьем Худжанда» называли в XIV веке Камоли Худжанди — автора знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти. В XIX веке в Худжанде вели активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа Асири, Содирхон Хафиз, Ходжи Юсуф.
24 мая 1866 года город был занят русской армией и вошел в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской долиной, Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной, крупного торгового пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда.
Город являлся административным центром Ходжентского уезда Самаркандской области. В июле 1916 году в городе началось антиимперское восстание. В начале 1918 года в городе была установлена Советская власть, 2 октября 1929 года он был включен в состав Таджикской ССР.
В 1932 был открыт Педагогический институт, где училось всего 26 человек. Сегодня на 13 факультетах этого вуза, преобразованного в 1991 в Худжандский Госуниверситет, учатся более 10 тыс. студентов.
В послевоенный период Ленинабад превратился в крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной техникой, в городе действовал шёлкокомбинат — одно из крупнейших предприятий республики. В 1991 году десятки предприятий Худжанда производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всем дореволюционном Таджикистане за год. Ткани шелкокомбината отправлялись в 450 городов СССР и в зарубежные страны. Начиная с 60-х годов Худжанд активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через нее два моста. За годы Советской власти коренные преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 году в Худжанде насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и средним мед. образованием. Крупные изменения произошли в области народного образования. В 1991 в Худжанде действовали 30 школ, в которых обучались около 30 тысяч учащихся.
В 1986 году город отметил юбилей — 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР город был награжден орденом Дружбы народов.
Состоявшая в Худжанде в ноябре 1992 года XVI сессия Верховного Совета, восстановила конституционный строй в республике и избрала председателем Верховного Совета Э. Ш. Рахмонова.
Достопримечательности города
Средневековая цитадель, мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина (XVII-XIX вв.). Памятник уроженцу города поэту Камолу Худжанди.
В городе имеется театр, Историко-краеведческий музей, археологии и фортификации.
Расположен в 200 км к северо-востоку от Душанбе (по дороге — 341 км), на берегах Сырдарьи, ниже Кайраккумского водохранилища, в 35 выше узбекистанского Бекабада. Вход в Ферганскую долину, между отрогами Туркестанского хребта на юге и горами Моголтау на севере.
Население — 149 тыс. жителей (2007).
Имеется Аэропорт Худжанд, железнодорожная станция Худжанд (11 км от центра Худжанда, в посёлке Гафуров).
Один из древнейших городов Центральной Азии. Второй по размеру город Таджикистана, важный транспортный узел, политический, экономический, культурный и научный центр страны.
Современное русское название города — Худжанд, иногда транслитерируется как Ходжент, Худжант.
С 10 января 1936 года по 26 февраля 1991 года город носил имя Ленинабад в честь В. И. Ленина (Ульянова).
Постановлением Верховного Совета Таджикской ССР № 246 от 26 февраля 1991 года городу возвращено историческое название.
История города уходит в глубокую древность. Город существовал еще при династии Ахеменидов. Войска Александра Македонского, захватив город, укрепили его, назвав Александрия Эсхата (Крайняя).
В VIII в. город захватили арабы. В 1219—1220 годах город оказывал ожесточённое сопротивление войскам Чингисхана, но был разрушен.
С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, на Великом шёлковом пути, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Мавераннахра.
Худжанд был родиной известных астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди — основатель местной астрономической школы. «Соловьем Худжанда» называли в XIV веке Камоли Худжанди — автора знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти. В XIX веке в Худжанде вели активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа Асири, Содирхон Хафиз, Ходжи Юсуф.
24 мая 1866 года город был занят русской армией и вошел в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской долиной, Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной, крупного торгового пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда.
Город являлся административным центром Ходжентского уезда Самаркандской области. В июле 1916 году в городе началось антиимперское восстание. В начале 1918 года в городе была установлена Советская власть, 2 октября 1929 года он был включен в состав Таджикской ССР.
В 1932 был открыт Педагогический институт, где училось всего 26 человек. Сегодня на 13 факультетах этого вуза, преобразованного в 1991 в Худжандский Госуниверситет, учатся более 10 тыс. студентов.
В послевоенный период Ленинабад превратился в крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной техникой, в городе действовал шёлкокомбинат — одно из крупнейших предприятий республики. В 1991 году десятки предприятий Худжанда производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всем дореволюционном Таджикистане за год. Ткани шелкокомбината отправлялись в 450 городов СССР и в зарубежные страны. Начиная с 60-х годов Худжанд активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через нее два моста. За годы Советской власти коренные преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 году в Худжанде насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и средним мед. образованием. Крупные изменения произошли в области народного образования. В 1991 в Худжанде действовали 30 школ, в которых обучались около 30 тысяч учащихся.
В 1986 году город отметил юбилей — 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР город был награжден орденом Дружбы народов.
Состоявшая в Худжанде в ноябре 1992 года XVI сессия Верховного Совета, восстановила конституционный строй в республике и избрала председателем Верховного Совета Э. Ш. Рахмонова.
Достопримечательности города
Средневековая цитадель, мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина (XVII-XIX вв.). Памятник уроженцу города поэту Камолу Худжанди.
В городе имеется театр, Историко-краеведческий музей, археологии и фортификации.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу