Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Дорогие друзья!







Сообщество создано.
Его название, графический логотип, его описание (цели и задачи), а так же собственно ПРАВИЛА сообщества - ВСЁ обсуждаемо.

Уважаемые земляки! Пожалуйста, активнее подключайтесь к общению, предлагайте изменения, свои варианты.

Очень хочется, чтобы все мы приняли некоторую долю участия в создании нашего общего сообщества и общение здесь приносило нам только радость.

Ваш Игорь Буслаев.




Метки: RA3TW

несколько слов о личных МЕТКАХ


Дорогие друзья!

Когда вы будете создавать новую запись в блоге сообщества,
пожалуйста, не забывайте указывать личную МЕТКУ в специальном поле (под окном редактора).


МЕТКА всегда должна быть ОДНА И ТА ЖЕ и принадлежать только Вам.


Это будет необходимо для сортировки и быстрого поиска конкретных записей в дальнейшем.




Метки: RA3TW

Энциклопедический словарь кинешемского языка и выражений


Земляки и
остальное человечество!



Вашему вниманию предлагается второе, переработанное издание
«Энциклопедического словаря кинешемского языка». В него вошли слова и
выражения. наиболее характерные для нашего города. Ибо задача «Словаря» -
передать именно НАШ говор, наш, кинешемский характер и темперамент. В словарь
не вошли слова и выражения из первого издания, не являющиеся признаком наших
мест и употребляющиеся в России повсеместно.

Спасибо всем, кто активно работал над первым изданием! Надеюсь,
что интересная, забавная и трогательная работа по сохранению ПАМЯТИ о нашей
малой Родине будет продолжена!




В этом издании сохранено форматирование,
предложенное ранее авторами. Просьба, размещая наши родные необычные слова и
выражения. обозначать  ударение  с помощью заглавных букв.





1. УдЕлать -  отремонтировать

2. Обделать -  отделать (например, квартиру, стены)

3. КалЯть -  пинать мяч

4. ЧикАться -  играть в кругу в волейбол

5. БарЕтки -  лёгкая обувь, (туфли, полуботинки)

6. гамАши -  ботинки

7. ожопок (-пыш) -  остаточек

8. гулькин хрен -  маленький остаток


 Сноравливать - сделать что так, чтобы не обидеть другого человека.


ШПАГАЦЦА
--- фехтовать на самодельных деревянных шпагах


Калужина -  лужа.


Примываться -  мыть пол.


 


в
Кинешме принято говорить не ТЕЛЕВИЗОР, а ТЕЛЕВИЗЕР.

(например,
выражение:

<СДЕЛАТЬ
ТЕЛЕВИЗЕР ПОШИПЧЕ>  буквально означает ПРИБАВИТЬ ГРОМКОСТЬ)


 


БИТЬ
ТЕМУ - настаивать на своём, отстаивать сомнительную истину.






Услышал, кстати,
когда был в Кинешме осенью прошлого года, от престарелой женщины - соседки.

Она жаловалась мне
на сильно пьющего сына:

"Я его
ругаю-ругаю, а он фсё одно, свою тему бьёт..."



 


ТИТЬКА
- полутора (или двух) литровая пластиковая бутылка. (большего объёма
- это уже БАЛЛОН).

Однажды в Озерках
меня узнали местные аборигены, привольно отдыхающие на бережку у озера, и когда
я проходил мимо, окликнули:

- Угостил бы
пивком, с приездом то, Игорёк!


- Легко! - ответил я - Магазин напротив, сейчас куплю вам по
бутылочке.


- Возьми нам,
лучше, ТИТЬКУ
. - попросили аборигены.


 


"пОлно"
- Вы не правы! (не может быть!), пример: "...да пОлно, дурак (дура)!"




"НеУшто?"
- неужели!, не может быть!




"БензИнка"
- обобщенное название одного апельсина или мандарина, пример: "...Съешь,
дурак, бензинку...!"




Дюдя (дюдька) –
дедушка




"Киряга"
- кирпичный завод №2 на Томне




"Свистеть"
- врать, выдумывать, пример: "...Не свисти!" - не ври, не выдумывай!


Балаган
- это сарай.  (Когда я приехала в Иваново
и спросила у свекрови, есть ли у них балаган, они всей семьей надо мной
смеялись, а свекор подумал, что я спрашиваю про цирк!)


уЯ
!!– вскрик, когда ударишься


 


Корониться
- прятаться

КоронЯчки - играть
в прятки

Чай - наверное или
что то подобное " Чай, устали с дороги?"


Картошка
катышами - круглая вареная картошка


И
ещё только в Кинешме называют - ОльК,НадьК,ЮрК.....,а самое родное- на
"О"


 


Встретив
старого знакомого после нескольких лет разлуки, у нас в Кинешме могут
всплеснуть руками и радостно воскликнуть: "Петьк, дурак: как барин!..."
(то есть, хорошо выглядишь) Про женщину скажут: "Маринк, дура: как
барыня!".







Свинцовый кругляш
для игры в "битУ" назывался у пацанов "лямАк".



Девчонки катаются
на коньках.. Одна, опытная, шутя подталкивает вторую, неумелую, Та кричит:
"Ирка, дура!!!  Вообще, што ли?!"






Выйдешь на улицу с
куском хлеба. Со всех сторон тут же: "Сорок восемь! Половину просим!"..    Поэтому, зачастую из подъезда показывалась
сначала только голова обладателя еды и вопила с упреждением: "Сорок
один!  Ем один!"
..




Раньше много
приезжих девчонок училось в ФЗО. Идёт такая, симпатичная , по улице, а пацаны
толкают друг друга локтями: "Зырь! "Фаза!" пошла»...






"ЗакОнно"
- очень хорошо (Законное кино в Нардоме, законные кеды мать купила)


 



как насчёт вот этого: "Вам картошки положить или насрать?"
(в смысле: надо или не надо?)




-Опололвник-поварёшка.


Приехали
в Оренбург к друзьям родственники из наших мест. Пока взрослые отмечали это
дело за столом под яблоней, маленький сын гостей деловито ковырялся палкой в
навозной куче. Найдя здоровенную гусеницу, басовито спрашивает хозяйку: "Тёть
Аль! Човой-то у вас тут вылазаЁт?"..
 (все так и покатились!)


Хохот
иногородних друзей всегда вызывало привычное кинешемцу прошлых лет слово "мутОвка" (ручной
"миксер", вращаемый ладонями стряпухи, кто забыл). Я даже предлагал
им самим догадаться, что оно обозначает. Большинство вариантов было "
баба. сорящая деньгами" , а то и "потаскуха".


Бельевая
корзина - мера добычи грибника


Много
лет назад сижу в Нардоме, смотрю фильм "Искатели приключений"...
Полный зал. В один из напряженных моментов, когда на яхту героев пробирается
бандюган и начинает жадно, давясь, есть арбуз, затем – второй арбуз, третий, в
тишине зала раздаётся серьёзный мужской голос: "Мужик!..ОбоссЫшса!.."
(в зале началась истерика)


 


"бУхать"
-  тяжело, с хрипом кашлять

"Прощай
молодость" -  демисезонная обувь,
боты

"кОка" -  крёстный отец, крёстная мать

"Мемеша
Панинский" -  дурачок, простофиля


 


Ззыка,
ззыканско- ооочень хорошо.


Карета
- плетеные сани

ЧЁсанки - валенки с
галошами


стражАцца
- (синоним глагола "шпагацца") 



ОбкарнАть - слишком
много и криво обрезать



ЛомыхАться -
подвижно, без удержу играть, прыгать, бороться



ВолОхать, мантУрить
- много и тяжело работать



Большенький -
маленький, но чуть больше других маленьких



ХабАлка - девочка
или женщина "без тормозов" в поведении



"Сопля до
нижней губы" - сильный насморк или юный возраст



вЫтараска - нечто
женскго пола, подвижное, с озабоченной одержимостью в глазах



голяндА - слишком
легко одетая, не по погоде



дАвесь – на днях,
недавно



хЕркать (кЕркать) -
сухой постоянный кашель



"тюремщик"
- отсидевший в тюрьме ( -Нинка-то за "тюремщика" вышла!..)



клИпы - распущенные
руки к(-Убери свои клипы!..)



ужарЕть - страдать
от жары ( -Фу-у!.. Ужарел!...)



-Шар ! -
уважительный отзыв о незаурядном знакомом, ловкаче ( -Ну и "шар" !)



жИра-пУпа - полный
человек



пИстик - игрушечный
пистолет



- Што ты там
лЯпасса?!  Чай, люди ждут!
- (про того, кто долго копошится и задерживает
других)



пононО - нелепо
одетый человек



бИтлас - пацан с
длинными волосам (60-е годы)



шакАлить - воровать
фрукты и овощи с чужих огородов. Халява вообще.



-УймИса!.. Уймис,
говорю!
- призыв что-то
прекратить, успокоиться



наворОчать - много
поймать рыбы


кУпарки-на-Якорки
- пойти купаться



-Не протЫкано-не
промАзано!
 - про окна, из которых сильно дует зимой



пальтУшка - старое
детское пальто, в котором не жалко гулять и кататься на санках



-Ну-у-у!,
 пря-ямо!...
- (недоверие к
сказанному кем-то)



-В
бочИну-то так и садИт!..
- жалуется бабка на сквозняк в комнате



камбОйка - кофта с
"молнией" на груди



рЕзики - резиновые
сапоги



"ПарАня с
ГарАней" - неразучная парочка



калЯ-малЯ - про
неазборчивую речь



навалЯть -
отколотить кого-то



хавОз - беспорядок
в доме (-Была вчера у одних в гостях: ну и хавоз у них!..)



изхавОзился -
испачкался



-Щи-то  удЕлались? - то есть: щи готовы? Можно есть?



харЭ - хватит,
достаточно


надрызгался--------------------------напился




-Ты пОшто
туда пошла?----------
зачем






получишь
по мусалам-----------------в морду дам


чайкю
попить - у бабки в деревне на чай так приглашали


срамИться
– ругаться  (-Ты што срамишса-то? Чай, дети
рядом!..)




мехАнка -
фуражка,кепка


покорячиться-подвигаться

потряслась-пошла


Шитики
............. тапки


ПосолозОбиться
- с аппетитом поесть солёного (-Купила вчера селёдочки в "двадцать
пятом":  уж так посолозобилась!..)




Голова не шурУпит -
голова плохо думает



шибалА, калгАн -
голова



карчЁтка -
самодельная щётка из чесальной ленты



яма - погреб в
"балагане"



бОтать - стукать ( -Што
ты боташ?!, Чай, люди спят!...)



у
тебя кофта нанику одета--------на изнанку


писяк--------------------под
глазом чирий


шереэмщица---------та,которая
училась в школе рабочей молодежи


НапрудОнить, надУть в штаны - малыш описался




сарбАниться - чесаться 




моклОк - обглоданная кость




жарёха - нажареное за один раз




-Без
слёз не взглянешь!
- про что-то, не поражающее красотой




-Тебе
к Двойникову пора!
- так говорили в 60-х годах, намекая на кинешемского
врача-психиатра Двойникова.


 


-Кобыла
БазлОвская!
- нелестный отзыв о крупной женщине




мусорненький
мужичишко - мужичок невеликого ростика без осоых достоинств


Ровно
и дело! - подумаешь, ничего особенного


однЁрка
- автобус первого маршрута


натетЕрились
- напились



надуть бУлы -
обидться



хлеб с
"Трикатажки" - чудесный хлеб из-за Волги




-чЁрта ли ему
будет, бугаю!
- с этим мужиком
ничего не случится



казарменские -
жители (выходцы) "казарм" 1-й, 2-й, ...7-й и т.д.



"...где
дурачки-то лежат!"
- ссылка
на больницу с псих. Отделением


протыкать
окна----------------утеплить


кулема,----------------------------------девушка
в платке


всякое
"говно"покупаешь-------ненужные вещи покупают


копуша------------------делает
все медленно


шибелок
- шустрый ребёнок

чувырло - нелепо
одетый


порЫснуть
- треснуть по физиономии (или, как вариант: выпить. -Вчера порыснули после
работы!...)



…Показываю тестю
видео-запись, как мы в гостях выпиваем. На экране, хозяйка разливает по стопкам
домашнее вино. Тесть, профессионал в этих вопросах, внимательно смотрит в телевизор
и себе под нос бормочет:   "
- Своё лопают! "...




свОйское -
собственного производства



"-Денег
нет, а выпить хочется!"
-
популярная в те годы присказк


А
моя бабушка говорила про женщин: "Полная, хорошая...")))))


-чО.ты
одну жижу цедишь?!..
  --------------------------это
когда в супе не ели гущу


торчОк
- про подвижного малыша



-Женщина!
Передайте ПЯТАЧОК!..
- просьба в
автобусе






-Што
ты дверь-то расхлебянил?!  Чай, не лето
красное!...




уссЫха - нечто
очень смешное



-Ни кожи, ни рожи!
- о сопернице



-Первый -
"руку",  первый - пендаль!
- кричали пацаны, начиная играть в футбол.



-Природа
любит урода!
- кричали ребятишки,
допустив в игре ошибку.



поджОпник  - увисистый шлепок по заднице в воспитательных
целях



"деннЫе"
- работающие дневную смену



-Вчера меня
так полоскало!, так полоскало!
-
тошнило с последствияи



-Они ходят!.. - про парня с девушкой


-Зассыт
и заморозит!
- то есть, его не переспорить.



-Идём?

-Куда?


"Союзпечать"!

-Зачем?

-Говно качать: ты
носом, я - насосом!.






-Меня всю окИдало!
- простуда выступила на
лице

Кинешма. историческая справка.

КИНЕШМА
Кинешма второй по значению и величине город в Ивановской области. Это один из древнейших волжских торговых городов. Расположен на высоких пологих холмах правого берега Волги при впадении в нее небольших речек - Кинешемки, Казохи и Томны. Население в 1985 г. превысело 109 тыс. чел.
В начале II тыс. н. э. эту территорию населяли финские-угорские племена. Первые славянские поселения на территории археологи относят к домонгольскому периоду. В XII в. эти земли принадлежали сначала Ростово-Суздальскому, а затем Владимиро-Суздальскому княжеству. Предположительно во время похода Батыя в 1238-1239 гг. поселение на месте Кинешмы было уничтожено.
В XIII в. кинешемские земли входили в Костромское, затем Владимирское княжество, а в XIV в. стало частью Московского государства. Название "Кинешма" появляется во второй половине XIV в. в духовных завещаниях московских князей. Летописные источники впервые упоминают Кинешму в 1429 г. в связи с нападением на многие приволжские города татарских войск. В первой половине XV в. поселение являлось сторожевым пунктом Московского государства. Крепость располагалась на холме у слияния Кинешемки с Волгой. Территория крепости имела размеры примерно 40?40 м., была укреплена земляным валом, деревянными стенами с воротами на восток. На современной карте города границы крепости проходят по Волжскому бульвару, улицам: Рылеевская (со стороны пл. Революции), Комсомольская и Фрунзе.
В конце XV в. Кинешма - уже большой город и центр волости. В 1482 г. Иван III пожаловал ее вместе с Лухом и Вичугой в удел князю Ф. И. Бельскому, во владении этой семьи Кинешма находилась почти 100 лет. В 1581 г. Иван Грозный пожаловал Кинешму и земли вокруг нее князю И. П. Шуйскому за успешную оборону Пскова от войск польского короля Стефана Батория. В 1587 г. при Федоре Иоанновиче, Кинешма упоминается как "большой город на Волге". Тогда же, после ссылки И. П. Шуйского в Кирилло-Белозерский монастырь, Кинешма вновь становится царским владением.
В период Смутного времени город неоднократно подвергался нападениям поляков. В районе города состоялось три битвы. Город был захвачен и разграблен. После его освобождения на местах сражений были построены деревянные часовни, позднее замененные каменными (одна находится на территории завода им. М. И. Калинина, другая - Крестовоздвиженская - на центральной площади города, третья не сохранилась).
Город довольно быстро восстановился и уже в 1614-1618 гг. вошел в число восьми городов, посылавших в государственную казну хлеб на прокорм стрельцов. В 1616 г. Кинешма становится центром уезда, в который кроме Кинешемской вошли Вичужская, Владычинская и Мариновская волости. Здесь уже были таможенный и питейный дворы. Население города составляло около 1500 чел. На 16 десятинах (ок. 5 га) разместились 285 дворов, образующих 11 улиц и 1 переулок. Население большей частью составляли ремесленники и торговцы (130 дворов).
Как и большинство приречных городов, планировочная структура Кинешмы развивалась в прямой зависимости от такого местоположения. Главные улицы вытянуты вдоль Волги и пересечены более короткими улочками и переулками, ведущими к ней и впадающим в нее речкам. Дугообразный поворот Кинешемки определил веерно-кольцевую структуру уличной сети в юго-западной части центрального посада (наиболее древнее образование). Вдоль Волги вытянулась часть города с линейной планировкой, развитие застройки в глубь от берега относится к более позднему времени. Центром планировочной схемы служила крепость. У ее восточной границы размещалась торговая площадь с выходом к пристани на Волге.
Восточнее, за речкой Кинешемкой в это время уже существовала Спасская слобода, соединенная с центральной частью города мостом. К западу от крепости, отделенная от нее оврагом, размещалась слобода Загородь, протянувшаяся до речки Казоха. Далее у Суздальского тракта образовалась ямская слобода, получившая название Турунтаевка.
Ко второй половине XVII в. относится возведение первых каменных построек. В 1694 г. в слободе за Кинешемкой возводится церковь Спаса Преображения - единственный сохранившийся памятник архитектуры XVII в. Храм, поставленный на возвышении у поворота Юрьевецкой ул., завершенный пятиглавием с характерными нарядными наличниками и пучками из трех полуколонок на углах.
В 1708 г. Кинешма вошла в Архангелогородскую губернию. Рост торгово-экономических связей позволяет в это время начать проводить ярмарки. Старая деревянная Никольская церковь второй половины XVII в., заменяется каменной Воскресенской в 1729 г. Архитектура сооружения характерна для Костромского зодчества этого периода. Трехъярусная, с лопатками на углах двух верхних восьмериков, с небольшой главкой над пологой фигурной кровлей, церковь была соединена трапезной со стороны восьмигранной столпообразной колокольней, завершенной высоким шатром со слухами.
В 1727 г. Кинешма входит в состав Московской губернии. Как город Ярославской провинции. Именно в этот период в городе начинает развиваться новый промысел - льноткачество. К 1778 г. здесь существует три ткацкие фабрики. Развитие промышленности вызывает прилив в город населения. Это в свою очередь ведет к увеличению объемов строительства.
В 1744 г. на Торговой площади строится вместо прежней деревянной часовни новая каменная, а старая шатровая Казанская церковь также заменяется каменной Крестовоздвиженской, выполненной в стиле барокко с элементами более ранней архитектуры. Ее широкий восьмерик, поставленный на двусветном четверике, был завершен маленькой луковичной главкой и органично соседствовал с аскетичным, почти лишенным декора высоким столпом колокольни.
В 1745 г. на территории бывшей крепости был возведен крупный объем Успенского собора, до настоящего времени определяющий композиционное ядро исторической части города. В 1760 г. в Заградье на повышенном рельефе, на месте существовавшего здесь ранее Вознесенского монастыря, была поставлена каменная церковь Иоанна Златоуста, положившая начало созданию храмового комплекса.
Сложившаяся планировочная структура и ее композиционные узлы зафиксированы на "геометрическом специальном плане" 1773 г., снятом землемером Сверчковым. На нем видны все структурные образования города, центральное положение крепости, близкой по форме к квадрату, и торга у ее подножия с восточной стороны. Веерно-кольцевая планировка посадской территории у юго-восточных стен крепости не менялась, видимо, на протяжении многих столетий. В целом холмистый ландшафт местности не позволял воспринимать регулярный характер отдельных частей, и застройка Кинешмы всегда производила впечатление большой живописности.
В 1779 г. в Заградье, рядом с зимней церковью Иоанна Златоуста возводится летняя Вознесенскя, определившая красную линию Вознесенской ул. Благодаря чему усиливается один из важных планировочных узлов города.
В 1778 г. Кинешма была выведена из состава Московской губернии. И стала уездным городом Костромского наместничества, а в 1779 г. ей пожалован герб, отметивший заслуги в развитии полотняной промышленности, - "два свертка полотна, изъявляющие, что сей город отныне проводит знатный торг".
В 1836 г. на территории крепости возводится здания Присутственных мест и Уездного училища. В 1838 г. рядом с Успенским собором и колокольней архитектор И. Е. Ефимов строит собор Троицы в стиле классицизма, завершив процесс формирования основных городских вертикалей.
В 1857 г. в Кинешме насчитывалось 12 больших улиц и 2 площади; значительное количество каменных зданий, из которых общественных - 41, а частных - 35; 8 церквей и 2 часовни; 9 магазинов и 40 лавок. Деревянных домов было 464. В городе действовали полотняные фабрики, два кожевенных завода и один химический. Два раза в год, в июне и октябре, проводились двухнедельные ярмарки, где особенно процветала торговля хлебом и "новиной" (льняное полотно). В 1860 г. число жителей насчитывало 2461 человек, из них 352 - ремесленники. В 1871 г. строится железная дорога, связавшая Кинешму с Москвой. Развитие транспортной системы обуславливало и развитие промышленности. В 1870 г. строится второй химический завод на Казохе, а в 1872 г. Савва Морозов возводит на Кинешемке третий, самый крупный завод. В 1881 г. на Волге, близ д. Антрониха (в 4 км ниже Кинешемки) при бумагопрядильной фабрике Н. Разоренова и М. Кормильцина возник поселок Томна, состоявший из нескольких каменных казарм для рабочих и ряда небольших деревянных домов для служащих. Поселок интенсивно растет и в 1897 г. на нем проживает уже 1299 человек. В 1913 г. здесь уже 8 текстильных фабрик, а в районе Кинешмы уже в 1914 г. фабрично-заводских предприятий было уже около 70.
В каждом из поселков главное место занимали производственные здания самих фабрик. Их крупные красно-кирпичные объемы, зачастую с башнями, играли значительную роль в панораме Кинешмы, определяя наравне с вертикалями соборов и храмов силуэт города. Рабочие поселки возникают при всех фабриках, особенно крупными были поселки Пестовский, Затенки и Поповка.
В 1890 г. городским обществом впервые поднимается вопрос об устройстве гавани: на всем протяжении Волги от Нижнего Новгорода до Рыбинска не существовало ни одного удобного места для зимовки судов, и образование ее в Кинешме сулило немалые выгоды для торговли и экономического развития города. После многолетних неудачных ходатайств в Министерство путей сообщения о финансировании этого предприятия в начале 1910-х гг. гавань строится собственными силами, на деньги местного купечества. Сооружение гавани изменило масштаб застройки торговой площади: кварталы, веером расходящиеся в сторону Кинешемки, были со стороны центра обстроены крупными каменными двух- и трехэтажными домами, здесь же появились более монументальные каменные корпуса складов и комплекс Заезжего двора. С Заречьем центр города связал железнодорожный мост, проект которого в 1907 г. выполнил инженер Лавандовский.
Продолжалось формирование и исторических районов города. В последней трети XIX и начале XX в. новая застройка активно включала старую, часто с заменой деревянных строений на каменные. Особенно это коснулось центральной части, где ранее стояли единичные каменные дома, построенные по заказам крупных купцов и промышленников.
Застройка города конца XIX - начала XX в. не превышала трех этажей, большинство зданий были одно- или двухэтажными. До недавнего времени улицы центрального района были разделены на две части широким оврагом Голява, проходившая вдоль западной границы бывшей крепости (ныне ул. Фрунзе). Главные городские улицы вторили направлению Волги. Эта система улиц, пересеченных короткими поперечными улочками, является самой ценной в градостроительном отношении частью древней планировочной структуры, почти не подвергавшейся регулярной перестройке.
То же относится и к Зареченской слободе с ее наиболее древними архитектурными памятниками - эта часть города по возрасту близка к центральному ядру города. Часть слободы, расположенная на мысу между Волгой и Кинешемкой сохранила старую свободную планировку уличной сети, зависимую только от рельефа местности.
На кладбище, видимо еще за тогдашней городской чертой, в 1895 г. была сооружена церковь Александра Невского (малая копия Софийского собора), однако вскоре и тут застройка перешагнула границу города, образовав целую группу кварталов. Именно в этой части находятся сегодня наиболее интересные памятники эклектики и модерна. В конце XIX - начале XX в. Заречье стало местом строительства городских усадеб небогатой интеллигенции. К этому времени относится украшенный нарядной резьбой дом М. И. Куприяновой, сестры адмирала Г. И. Невельского (ул. Юрьевецкая, 36). В Заречье много деревянных зданий на кирпичном полуподвальном или невысоком первом этаже. Они и сегодня создают удивительно живописный облик этой части города.
В центральной части города господствует ансамбль Успенского и Троицкого соборов. Мощные пятиглавые храмы и высокая четырехъярусная колокольня создают сложный и выразительный силуэт. До недавнего времени большое значение имела также группа храмов, расположенных на Торговой пл. Однако в 1973 г. была разрушена Воздвиженская церковь, еще раньше - Воскресенская, а сохранившаяся в южной части площади церковь Благовещения (1805) сейчас отгорожена от нее жилым домом начала 1930-х гг.
Группа торговых зданий XIX-XX вв. (электротеатр, гостиница, банк) - краснокирпичных и оштукатуренных, с башенками на углах, с фигурными аттиками над центральной частью - сформировали торговую Благовещенскую улицу, причем многие здания вдоль ее западной стороны, обращенные противоположным фасадом на площадь, за счет падения рельефа увеличены со стороны площади на целый этаж. Из окружавших бывшую территорию крепости улиц наиболее престижными были Малая Покровская и продолжавшая ее Московская. Здесь находились все важнейшие финансовые учреждения (отделение Государственного банка, Соединенный банк, Верхне-Волжский купеческий банк), а также духовная семинария, реальное училище, городской театр, лучшие гостиницы, купеческие особняки и дома мещан. В застройке достаточно органично соседствуют разные стили от классицизма до модерна. Преобладающее число построек может быть отнесено к периоду эклектики. Дома в основном каменные, но есть и деревянные на кирпичном нижнем этаже или высоком цоколе. Здания редко возводили в три этажа, чаще в два, но встречаются и одноэтажные.
В 1918 г. Кинешма вошла в состав Иваново-Вознесенской губернии До 1920 г. она практически оставалась в границах середины XIX в. В 1920-30-е гг. свободные участки между городом и фабричными поселками стали стихийно застраиваться одноэтажными деревянными жилыми домами усадебного типа, продолжавшими традиции XIX в. В 1929 г. город становится центром большого района Ивановской Промышленной области и к 1932 г. здесь уже почти 56,5 тыс. жителей, а в 1937 г. - больше 72 тыс. В советский период строительство в исторической части города продолжается. Недалеко от церкви Александра Невского выстроен крупный объем пожарного депо с высокой башней-каланчой. В центральной части города - здание почтампта (1931-34), текстильного, химико-технологического и планово-экономического техникумов. На пл. Революции в 1933 г. поставлен памятник В.И.Ленину. Выполнены работы по благоустройству, проведен водопровод, построена электростанция.
Новый этап в формировании облика города связан со строительством Горьковского гидроузла и образованием водохранилища. В 1954-57 гг. была сооружена дамба, предохраняющая прибрежные части города от затопления. Строительство велось по проектам, разработанным в 1952 и 1967 гг. в "Ивановогражданпроекте". В 1954 г. левобережная часть Кинешмы выделилась в самостоятельный город Заволжск. Новый металлический арочный мост, переброшенный в 1959 г. через устье Кинешемки, соединил центральную часть города с Заречьем; для грузового транспорта возведен еще один - Кузнецкий мост. В створе центральной городской площади на волжском берегу построен новый речной вокзал. Широкий зеленый бульвар набережной отгорожен от реки чугунной решеткой.
За последние годы в Кинешме возникли целые кварталы панельных домов. Особенно их много в фабричных районах; в структуре исторического центра встречаются отдельные новостройки. На волжском бульваре между домами Миндовского (конец XIX) и Шемякина (начало XX) в 1978 г. было построено довольно невыразительное по архитектуре, но крупномасштабное для этой части города здание драматического театра, совершенно изменившее панораму бывшего Заградья. На месте засыпанного оврага, отделявшего крепость от слободы Загородь, ныне проходит ул. Фрунзе, в створе которой у Волги сформирована новая площадь и в 1958 г. установлен памятник В.И.Ленину. Основным направлением развития городской территории избрано северо-западное; в центре и в восточной части города новое строительство проектируется лишь за счет сноса ветхого жилого фонда, без планировочных нарушений.
Современный план Кинешмы характеризуется большой протяженностью вдоль Волги (до 15 км, с направлением развития в сторону г. Наволоки) и отсутствием компактности застройки, расчлененные на отдельные районы с расположенными между ними незастроенными участками. На этом фоне особенно выразительна старая часть города (центр и Заречье), сохранившая до сегодняшнего дня исторически сложившуюся планировочную структуру - с периметрально застроенными кварталами, с четко выделенными центральной площадью и главной улицей (пл. Революции и ул. Ленина). Именно здесь сосредоточено большинство зданий, формирующих облик старой Кинешмы.

ГЛОБУС-1 ПОСЛЕДСТВИЯ

дополнение к теме от 28-03-2011 /Игорь Буслаев/

Авария при атомном взрыве близ Кинешмы в 1971 году

http://my.mail.ru/community...










Метки: RA3TW

КИНЕШМА. Последний звонок-2013.






Видео из Сети. Автор ролика - LENA.

Метки: RA3TW

ДЕНЬ ПОБЕДЫ





КЛИКНИ МЫШКОЙ 9 МАЯ НА СВЕЧУ––-ЗАЖГИ ЕЁ––И ПОМОЛЧИ!

http://www.22.taranenko.biz




С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, ДОРОГИЕ ЗЕМЛЯКИ !!!













На полях сражений майский тёплый ветер
Шелестит листвою молодых берёз.
Птицы день встречают пеньем на рассвете,
День Победы русской, счастья день и слёз.

Подвиг ваш бессмертен, как бессмертна Память
Правнуки и внуки ваш продолжат путь.
Било пулей молодость и сжигало пламя,
Орденами славными заполнялась грудь.

Соль земли российской - воин и защитник,
Кланяется низко вам и стар и млад.
Пусть исчезнет эхо той кровавой битвы -
Самой лучшей станет это из наград.

Ветераны наши, - Боль души и Совесть,
Честь страны огромной, Гордость на века.
Вы писали кровью страшных лет тех повесть,
Чтоб тянулась к солнышку детская рука.

© 2011г.






Метки: RA3TW

о кинешемской жизни

«  Предыдущие 35


Сергей Клубов, Сегодня в 12:52 (ссылка  Это спам


о кинешемской жизни
[b]Здравствуйте, сегодня мы продолжаем проект компании «1000 экземпляров» и канала «РТВ Иваново», под названием «Политическая кухня». Вы сейчас смотрите нас или на сайте «Слухи и факты» или в сетях компаний «Интеркомтел». Мой гость сегодня Андрей Владимирович Назаров, член политического совета партии нашего прославленного олигарха Михаила Прохорова «Гражданская платформа». И, наверно, на ...

http://1000inf.ru/news.aspx?id=15795




река Мера ОТ ИСТОКА ДО УСТЬЯ





Метки: RA3TW

8 Марта

ПРЕКРАСНЫХ ЖЕНЩИН С ПРАЗДНИКОМ!

Павел Тувин, 27-01-2013 02:04 (ссылка)

СЕНОКОС




Мне часто грезятся ночами
Места, знакомые до слез,
Где липы - в утренней печали,
Где родники – среди берез…

Где Волги тихие разливы,
Где васильковые поля,
Где яблони цветут и сливы,
Где ночью – трели соловья!

Где в деревнЯх, проснувшись рано
Мужья уходят на луга,
А жены, в светлых сарафанах,
Им носят завтрак в узелках.

Стучат бруски по звонким косам,
Размерены и взмах, и вздох,
И в травах, от росы белёсых,
Крикливых птиц переполох…

А ближе к полудню - мальчишек
Отцы пошлют разбить валки…
А на столах – картошка дышит,
И зреют в печках пироги

Ах, славное какое время!
В нём – детство, лето, сенокос…
И дед, и бабушка в деревне…
И старый дом среди берез…

Ушёл из жизни БУСЛАЕВ В.И.







Вчера, после тяжёлой болезни, ушёл из жизни
БУСЛАЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ,
образованнейший человек, замечательный радиоинженер-электронщик, талантливый программист, основоположник компьютеризации промышленного производства на кинешемской "Томне",
бессменный руководитель отдела АСУ на комбинате.
Человек известный и уважаемый на Томне.

Прощание состоится в понедельник, с 10:30 - до 11:00,
в Траурном Зале городского ритуального бюро по адресу
ул. Горького, дом 129.







Метки: RA3TW

Не стало Мичкаевой Г.А.



Умерла
МИЧКАЕВА ГАЛИНА АНДРЕЕВНА
учитель математики средней школы №1,
затем директор восьмилетней школы №4.
Прекрасный педагог и просто замечательный Человек.
Поклон до земли от всех учеников и Вечная Память...






Метки: RA3TW

С Новым Годом Вас земляки!

С Новым Годом Вас земляки!  Благополучия, здоровья, успехов Вам и вашим семьям в 2013 и последующих годах1 Долгих лет Вам!

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ 2013 ГОДОМ, ДОРОГИЕ ЗЕМЛЯКИ !!!



Счастья, здоровья, любви, удачи, исполнения желаний!!!




Метки: RA3TW

С ПРАЗДНИКОМ !!!








Всех рождённых в СССР,
всех - для кого этот День — Праздник,
С ПРАЗДНИКОМ !!!















Метки: RA3TW

Nikola Belov, 21-10-2012 15:27 (ссылка)

Кинешма — город охранников.

Проклятая профессия
17.10.2012 12:37 Михаил ЖАРОВ, журналист Газета "168 часов" 
Кинешма — город охранников. И Заволжск такой, и Наволоки, и Юрьевец... Провинция стала поставщиком рабсилы для охранных структур Москвы и Питера.

Среди оседлых граждан, которые живут и работают в родном городе, распространено мнение, что вахтовики-охранники ездят в Москву не столько от плохой жизни, сколько от нежелания работать в сложных профессиях. Дескать, быть охранником — это сидеть на одном месте, решать кроссворды и помногу спать. Однако в действительности дела обстоят несколько иначе.
Массовый исход мужского населения из провинции в Москву стартовал в начале 1990-х, когда промышленность периферийных городов подверглась просто-таки военному разгрому. Капиталы и все жизненные силы страны потекли тогда по склонам гигантской воронки в златоглавую преисподнюю, где избранные господа строили себе «Новый русский Иерусалим». Наш кинешемский брат тоже собрался-подпоясался и поехал класть кирпич, штукатурить, красить, возводить кровли — словом, работать работу, которая вопреки народной мудрости по-волчьи убежала в лес.
А затем в Москву хлынула вторая волна бедноты — уже из стран бывшего СССР. Согласные работать едва ли не за хлеб и воду, они сбили все расценки и тотально заполонили собой строительные объекты. Но нам «повезло»: к тому времени столица накопила столь много богатств, что для них потребовался особый догляд. Потребовались армады охранников.
Посему у нашего брата нынче нет другого выбора, кроме как облачаться в черную «эсэсовскую» форму и охранять магазины, коттеджи, элитные высотки, склады и, в конце концов, те же стройки, на которых трудятся украинцы, таджики, киргизы и прочие, прочие «независимые» народы. Казалось бы, работа презентабельная, и человек, исполняющий ее, особо приближен к знати, которой служит, но все далеко не так.
Начать хотя бы с бытовых условий, в которых вынужден пребывать на время вахты охранник. Как правило, это вагончики, подвальные и полуподвальные помещения, без туалета и умывальника. А то еще хуже — никаких бытовых условий не предоставляется вовсе!
- Я застудил почки и заработал радикулит после того, как поработал с месяц на одной станции метро, - рассказывает кинешемец Николай. - Спали мы в коморке, где убиралась только метровая скамейка. Сквозняки, холод, сырость, и так сутки напролет. Потом ездил в подмосковные Клинцы на цветочную базу. Там для охранников вообще не предусматривалось помещений. «Хорошо» было то, что на сон там отводилось по три часа в день. Пока умоешься, простирнешься, перекусишь, времени оставалось и того меньше. Поэтому засыпали мы мертвым сном абы где.
Кстати, да. Миф о том, что охранники спят по двадцать пять часов в сутки, это миф. В большинстве случаев время на отдых ограничивается 4 часами. Впрочем, жены охранников могут рассказать, что, приезжая с вахты, их мужья отсыпаются по трое суток кряду.
Другой распространенный миф о «лафе» в охране заключается во мнении, что работа сия требует мозолистых ягодиц, ибо необходимо подолгу сидеть на месте. Здесь надо учесть, что ЧОПы возглавляют бывшие военные и сотрудники правоохранительных структур, а вернее, самые деспотичные из них, кто лучше всего в жизни умеет «ломать» людей и наводить драконовские порядки. Поэтому сидение в большинстве ЧОПов признается смертным грехом. Будь любезен, топчи ноги почти круглые сутки, а присел, будь готов лишиться кровно заработанного. Плюс к тому, в твои обязанности вменяется много армейского идиотизма, как то полный запрет на использование мобильного телефона, возможность сходить в туалет один раз в несколько часов, обязательное знание наизусть уставов и т. д. Порой доходит до крайностей.
- В городе Железнодорожном, который находится в Подмосковье, я работал в центральной больнице, - делится Антон, тридцатилетний парень. - В мои обязанности входила регистрация всех без исключения посещений, обращений, жалоб граждан на здоровье, а также круговорот пациентов внутри больницы. В специальном журнале фиксировались передвижения больных из кабинета в кабинет, и описание медицинских процедур, где-кому-чего производилось. На эту бессмыслицу изо дня в день уходили толстые товарные книги.
- В охране я уже четыре года, - невесело улыбается Александр. - Чего только ни приходилось делать помимо своих прямых обязанностей. Парковал автомобили, по несколько десятков в день. Таскал вещи, грузил мебель, одевал-раздевал посетителей охраняемых объектов. Мы же там бесправное быдло, по статусу ниже лакеев. Хочешь работать — забудь про гордость.
- Есть в Москве ЧОПы, где людей обращают в настоящее рабство, - ярко живописует Сергей, охранник с многолетним стажем. - Попал как-то в такой ЧОП и я. Там всеми правдами и неправдами в первый день устройства выманивают у человека документы, а возвращают их спустя несколько беспрерывных вахт. Скажут в отделе кадров: сейчас, мол, только копии сделаем, подождите. В результате люди ждут по полгода. Денег, конечно, им потом не платят, самое большее дают на обратную дорогу. Я как только понял, куда попал, сразу стал действовать ва-банк. С матом, с кулаками, но выбил свои документы. Правда, едва не сел в тюрьму. Ведь у руководителей ЧОПов зачастую очень хорошие отношения с действующими полицейскими чинами. Редко-редко можно добиться в Москве правды будучи бесправным. Впрочем, одного удачливого бунтаря я знал, работал вместе с ним. Он по крови крымский татарин, сам с Белгорода, а в прошлом военный разведчик. Однажды он получил зарплату, приставив к глазу генерального директора отвертку, а двум другим нечестным директорам спалил лимузины. Опасно, конечно, так вести себя. Помню, одного «правдоискателя» я помогал вызволять с объекта, чтобы его просто-напросто не убили. Сколько их сейчас, объявлений, вроде того: уехал работать охранником в Москву, пропал без вести. А сколько наших горемык слоняется по Москве живых, но без копейки в кармане! В последнее время стало распространено мошенничество, при котором с человека взимают 2-3 тысячи рублей, якобы, на расходы по трудоустройству, направляют его на объект, где он должен приступить к работе, но адрес дают несуществующий. Немало народу из тех, кто впервые едет в Москву, попадается на эту глупую удочку.
В качестве заключения можно сказать, что кинешемцам не на роду написано тянуть лямку в столице. Кабы то повелось со времен царя Гороха, так можно бы было махнуть рукой: не жили хорошо, нечего и начинать. Пока же остается уповать на нонешних Горохов, авось перестанем нести на себе скотское клеймо «быдло».

Без заголовка

у ково есть видео волжан поделитесь. 

Миниавтомобиль "КИНЕШМА".







Серийное производство
этого замечательного народного миниавтомобиля,
столь необходимого в малых городах и на селе,
так и не было начато...









































ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СОБИРАЛИ МИНИАВТОМОБИЛЬ "КИНЕШМА"







Метки: RA3TW

Nikola Belov, 19-08-2012 19:59 (ссылка)

Мистическая Кинешма. Часть 1. Там, где растаяла снегурочка

 Михаил ЖАРОВ, журналист Газета "168 часов"  
В Кинешме и ее окрестностях издавна имеют место загадочные явления. Поговорим о
них со всей серьезностью.

Тема чудес в Кинешме только на первый взгляд может показаться надуманной. От нее нас отгораживают непроницаемой стеной быт и заботы о хлебе насущном. Газета «168 часов» намерена порушить эту серую, каменную стену и начать обстоятельный рассказ обо всем, что чудесно и необъяснимо. Кому-то из читателей данные материалы покажутся смешными, а кому-то страшными. Так или иначе, милости просим в Кинешму
мистическую! Сегодня речь пойдет о Дьявольском источнике. 
Одно из красивейших в наших краях мест — это Щелыково, которое прежде относилось к
Кинешемскому уезду и в котором находится имение великого русского драматурга
Александра Островского. Там Александр Николаевич создал свою знаменитую пьесу
«Снегурочка». Там же проходили съемки одноименного фильма по сюжету пьесы.
Важно знать, что драматург при сочинении «Снегурочки» воспользовался здешними
языческими легендами, а в качестве места действия избрал опять же щелыковские
земли, где как раз и разворачивались когда-то сказочные события. Так, многие,
кто бывал в Щелыково, знакомы с Ярилиной долиной (или Берендеевой поляной, кому
как) и незамерзающим ни в какие морозы Голубым ключиком, на месте которого
якобы растаяла Снегурочка. Однако не всем известно, что ключик носит второе, не
очень благозвучное имя — Дьявольский источник. Он обнесен мощным бревенчатым срубом, который имеет форму шестиугольника. Сама вода в источнике отливает нереальным бирюзовым цветом, но главное, что солнечные лучи преломляются в ней по каким-то сверхъестественным законам. Дело в том, что при визуальном наблюдении глубина источника кажется полутора-двухметровой, нона самом деле она составляет 13 метров! Из илистого дна, усеянного мертвыми лягушками, бьют ключи желтой чистопородной серы. Вспомним, что по приметам русского и многих других народов появление сатаны сопровождается серным запахом. Более того! Современный российский писатель Николай Непомнящий подметил очень странную закономерность. В книге «Проклятие вещей и проклятые места» (ХХ век: Хроника необъяснимого)» он указывает на то, что обычно число серных ключей в Дьявольском источнике равняется 13-ти. Однако иногда количество их может увеличиваться в разы. «Если вы насчитаете 40 ключиков, не верьте: их 39 – число, всегда кратное 13», - пишет Николай Николаевич. Также он указывает на существование вблизи источника аномального геоэнергетического поля. В часы его активизации некоторые радиолюбители имели опыт связываться с любительскими станциями, находящимися в самых разных точках планеты, тогда как в остальное время сигнал охватывал не более 15-20 км. По мнению писателя, эти невидимые силы будят лесную нечисть, что в древности привлекало сюда языческих волхвов и ведьм, а ныне привлекает со всей России черных магов и экстрасенсов. Дескать, два раза в год они наведываются в Щелыково, чтобы устраивать шабаши и творить мистические ритуалы. 
- Шабаши? Конечно, устраиваются, - говорит по этому поводу дьякон местной Никольской
церкви Андрей Ратников. - Не знаю, участвуют ли в них люди, причисляющие себя
непосредственно к колдунам и ведьмам, но Берендееву поляну и Голубой ключик они
загадили донельзя мусором. 
Николаю Непомнящему вторит другой известный писатель Александр Варакин. В книге «НЛО - «Люди в черном» он рассказывает о том, что множество людей сгинуло в
Дьявольском источнике, причем никого из них затем не удалось найти. Дно безвозвратно засасывает человеческие тела, увлекая их в саму преисподнюю. Кроме того, рядом с Берендеевой поляной, по словам Александра Сергеевича, нередко можно встретить НЛО. 
Одно наблюдение, сделанное писателем, и вовсе потрясает. Он доказывает, что над
Кинешмой существует так называемая «кислородная яма». Наш воздух перенасыщен
кислородом, и потому у нас велик процент астматиков. В подтверждение своего
мнения писатель приводит пример того, что от астмы умер никто иной, как сам
автор «Снегурочки» драматург Островский. «Кинешма - это аномальная зона, -
пишет Александр Варакин. - Энергетика ее выше Московской примерно в двадцать
раз». Сильные слова.
Впрочем, не будем нагнетать лишку негатива. О Голубом ключике люди часто говорят и хорошие вещи. Например, то, что вода в нем целебная. Что она помогает сохранению
молодости и красоты. Некоторые туристы безбоязненно пьют ее и хвалят за приятный вкус. Щелыковские жители из уст в уста передают красивую версию о происхождении пульсирующих на его дне родничков — мол, это продолжает биться сердце растаявшей от любви Снегурочки. В любом случае, наш ключик является удивительнейшим и сказочным местом. 
(в следующем номере читайте истории о появлении в Кинешме призраков)


 

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу