![]() |
|
06-08-2009 20:29 (ссылка)
Re: "100 великих деятелей", "100 великих событий" Крымских та
1434 г.Сражение за верховенство на территории Крымского полуострова. Меж воисками Крымского ханства под предвадительством Хаджи Герай хана и армии генуэзкого полководца Ломелино. Бой происходил при Солхате, в результате срожения армия Генуи была разгромлена. По моему мнению эта дата является отправной точкой в истории Крымского ханства как государства.
Комментарии запрещены
04-10-2009 22:06 (ссылка)
Re: "100 великих деятелей", "100 великих событий" Крымских та
Крымскотатарская символика
(Предисловие к книге “Крымскотатарская символика”) [ЮНУСОВА Л.
Крымскотатарское искусство — наша национальная гордость. Самобытное и неповторимое, оно свидетельствует о высоте крымскотатарской культуры, внесшей бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Этнограф и искусствовед М. Гинзбург отмечал, что совершеннейшие образцы крымскотатарского искусства: резное плетение, вышивка, ткачество, ювелирные украшения архитектура и др. — “непревзойденные памятники, где красота и богатство мотивов гармонируют с цветам и качеством употребляемого материала”. Далее он с сожалением пишет: “Очаровательная сказка Шехерезады, певучие напевы крымских татар, красочная история цельной культуры, оказавшей влияние и на русскую художественную жизнь, — все это стремительно исчезает, становится прекрасным и почти недосягаемым прошлым, которое может воскреснуть лишь при усиленном собирании исчезающего материала, защите национапьной культуры от вредных влияний и наслоений и создании нормальных условий художественной жизни, которых до сих пор татарский Крым был совершенно лишен “. Эти строчки, написанные в 1921 году, в наши дни, увы, приобрел и еще большую актуальность. Теперь многие крымские татары смотрят на искусство своего народа, в том числе и литературу, глазами русскоязычного европейца — “внешним” взором. При таком взгляде можно сколь угодно долго говорить о таланте мастера, даже о “простой ” линии написать, что она “текуча, мягка, дробна и неуверенно-нежна , но Ум и Сердце для восприятия этого произведения остаются закрытыми. Например, каждый элемент крымскотатарского орнамента нес определенную смысловую нагрузку и имел свое название, в результате чего вещи “говорили” на понятном всем языке. Однако постепенно язык символов забывался, как и названия элементов орнамента, и к началу XVI века мастерица давала уже название узору по его сходству со знакомыми ей предметами. Так стали теряться удивительные зернышки значимости мыслей, вложенных художниками в их произведения. Они замолчали. Как замолчали произведения крымскотатарских поэтов и писателей, в которых на виду описание окружающего мира, а мысли, истинные чувства и идеалы скрыты, точнее, просто непонятны современному читателю. Поэтому дети недоумевают, когда читают в сказках о том, что змея оказалась благороднее хана, а воинов полководца Тогаи бея сравнивают с волками; они считают, что Ахмет-акай — просто недотепа и глупый человек, а роман И. Гаспринского “Страна Благоденствия” — утопия. В результате социалистических экспериментов, приведших к разрыву поколений, традиций, культуры, а также депортации из Крыма в 1944 году истинно крымскотатарскому мироощущению и мировосприятию невероятно трудно пробиться сквозь наслоения других культур. А это необходимо сделать, чтобы не прервалась ставшая зыбкой нить между далеким и близким, между прошлым, настоящим и будущим. Значит, нам, не уставая, надо вновь и вновь возвращаться к истокам, чтобы, сверяясь по ним, не уйти в ложном направлении: “Пойдешь за чужим — свое потеряешь “. В этом смысле одна из забытых областей крымскотатарской культуры — символика. От правильного понимания такой “мелочи”, как символ, “знак”, зависит смысл, интерпретация произведения искусства, а также его историческое и даже политическое значение. Каждый символ — средство раскрытия своеобразия духовного склада, мировоззрения, эстетического вкуса крымских татар.
Если перефразировать мысль Д С. Мережковского о символизме в поэзии, записанную им в 1892 г., можно сказать: “То, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символы делают самый стиль, самое художественное вещество произведения одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя. Давно назрела необходимость создания и публикации алфавита национальных символов с тем, чтобы подрастающие поколения крымских татар не только получали определенное количество знаний о национальном искусстве своего народа, но и могли понимать его. У крымских татар насчитывается свыше 1000 условных знаков, изображающих какое-нибудь понятие.. А научной систематизацией словесных символов (впрочем, как и изобразительных), к сожалению, пока никто не занимается. Данная работа — опыт словаря крымскотатарской символики. Он включает лишь несколько десятков символов и имеет целью привлечь к этой отрасли знаний внимание историков, филологов и этнографов. Следует подчеркнуть, что при отборе терминов авторы словарных статей не стали замыкаться на сугубо крымскотатарских. Некоторые из приведенных национальных символов являются общечеловеческим достоянием, есть и общие для всех тюркских народов, ибо культура крымских татар, возникшая на национальной почве и питавшаяся национальными источниками, никогда не развивалась изолированно от других культур мира. Более того, знание национальной символики дает нам представление о роли нашей Родины в культурно-историческом всемирном процессе.
Так, доктор исторических наук, член Королевской Датской академии наук, директор научно-исследовательского центра “Меншиковский институт “в Санкт-Петербурге В.Е. Возгрин отмечает: “Культурная эстафета разыгрывалась на средиземноморской цивилизационной платформе по следующей схеме: Древняя культура Ближней Азии и Магриба - Древняя Греция и Рим - Исламский мир - Европейское Возрождение. В этом осевом процессе трех последних тысячелетий уникальное значение приобрела мусульманская цивилизация… Мост, наведенный мусульманами между античностью и поздним средневековьем, сделал возможным Возрождение. Особенно благоприятные условия для фиксации творческих достижений, дальнейшего развития культуры и посредничества в ее распространении сложились в Крыму и на Сицилии….Сицилии удалось до конца отыграть роль мощного проводника антично-исламской цивилизации вглубь духовной жизни Европы — прежде всего Италии. Крым оказывал схожее воздействие в своем, также северном /восточнославянском/, секторе культурного горизонта “. У каждого, кто считает Крым своей родиной, это должно вызывать не только чувство гордости, но и желание изучать и знать его культуру.
[ Оставить комментарий | RSS | Вверх ⇑ ]
(Предисловие к книге “Крымскотатарская символика”) [ЮНУСОВА Л.
Крымскотатарское искусство — наша национальная гордость. Самобытное и неповторимое, оно свидетельствует о высоте крымскотатарской культуры, внесшей бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Этнограф и искусствовед М. Гинзбург отмечал, что совершеннейшие образцы крымскотатарского искусства: резное плетение, вышивка, ткачество, ювелирные украшения архитектура и др. — “непревзойденные памятники, где красота и богатство мотивов гармонируют с цветам и качеством употребляемого материала”. Далее он с сожалением пишет: “Очаровательная сказка Шехерезады, певучие напевы крымских татар, красочная история цельной культуры, оказавшей влияние и на русскую художественную жизнь, — все это стремительно исчезает, становится прекрасным и почти недосягаемым прошлым, которое может воскреснуть лишь при усиленном собирании исчезающего материала, защите национапьной культуры от вредных влияний и наслоений и создании нормальных условий художественной жизни, которых до сих пор татарский Крым был совершенно лишен “. Эти строчки, написанные в 1921 году, в наши дни, увы, приобрел и еще большую актуальность. Теперь многие крымские татары смотрят на искусство своего народа, в том числе и литературу, глазами русскоязычного европейца — “внешним” взором. При таком взгляде можно сколь угодно долго говорить о таланте мастера, даже о “простой ” линии написать, что она “текуча, мягка, дробна и неуверенно-нежна , но Ум и Сердце для восприятия этого произведения остаются закрытыми. Например, каждый элемент крымскотатарского орнамента нес определенную смысловую нагрузку и имел свое название, в результате чего вещи “говорили” на понятном всем языке. Однако постепенно язык символов забывался, как и названия элементов орнамента, и к началу XVI века мастерица давала уже название узору по его сходству со знакомыми ей предметами. Так стали теряться удивительные зернышки значимости мыслей, вложенных художниками в их произведения. Они замолчали. Как замолчали произведения крымскотатарских поэтов и писателей, в которых на виду описание окружающего мира, а мысли, истинные чувства и идеалы скрыты, точнее, просто непонятны современному читателю. Поэтому дети недоумевают, когда читают в сказках о том, что змея оказалась благороднее хана, а воинов полководца Тогаи бея сравнивают с волками; они считают, что Ахмет-акай — просто недотепа и глупый человек, а роман И. Гаспринского “Страна Благоденствия” — утопия. В результате социалистических экспериментов, приведших к разрыву поколений, традиций, культуры, а также депортации из Крыма в 1944 году истинно крымскотатарскому мироощущению и мировосприятию невероятно трудно пробиться сквозь наслоения других культур. А это необходимо сделать, чтобы не прервалась ставшая зыбкой нить между далеким и близким, между прошлым, настоящим и будущим. Значит, нам, не уставая, надо вновь и вновь возвращаться к истокам, чтобы, сверяясь по ним, не уйти в ложном направлении: “Пойдешь за чужим — свое потеряешь “. В этом смысле одна из забытых областей крымскотатарской культуры — символика. От правильного понимания такой “мелочи”, как символ, “знак”, зависит смысл, интерпретация произведения искусства, а также его историческое и даже политическое значение. Каждый символ — средство раскрытия своеобразия духовного склада, мировоззрения, эстетического вкуса крымских татар.
Если перефразировать мысль Д С. Мережковского о символизме в поэзии, записанную им в 1892 г., можно сказать: “То, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символы делают самый стиль, самое художественное вещество произведения одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя. Давно назрела необходимость создания и публикации алфавита национальных символов с тем, чтобы подрастающие поколения крымских татар не только получали определенное количество знаний о национальном искусстве своего народа, но и могли понимать его. У крымских татар насчитывается свыше 1000 условных знаков, изображающих какое-нибудь понятие.. А научной систематизацией словесных символов (впрочем, как и изобразительных), к сожалению, пока никто не занимается. Данная работа — опыт словаря крымскотатарской символики. Он включает лишь несколько десятков символов и имеет целью привлечь к этой отрасли знаний внимание историков, филологов и этнографов. Следует подчеркнуть, что при отборе терминов авторы словарных статей не стали замыкаться на сугубо крымскотатарских. Некоторые из приведенных национальных символов являются общечеловеческим достоянием, есть и общие для всех тюркских народов, ибо культура крымских татар, возникшая на национальной почве и питавшаяся национальными источниками, никогда не развивалась изолированно от других культур мира. Более того, знание национальной символики дает нам представление о роли нашей Родины в культурно-историческом всемирном процессе.
Так, доктор исторических наук, член Королевской Датской академии наук, директор научно-исследовательского центра “Меншиковский институт “в Санкт-Петербурге В.Е. Возгрин отмечает: “Культурная эстафета разыгрывалась на средиземноморской цивилизационной платформе по следующей схеме: Древняя культура Ближней Азии и Магриба - Древняя Греция и Рим - Исламский мир - Европейское Возрождение. В этом осевом процессе трех последних тысячелетий уникальное значение приобрела мусульманская цивилизация… Мост, наведенный мусульманами между античностью и поздним средневековьем, сделал возможным Возрождение. Особенно благоприятные условия для фиксации творческих достижений, дальнейшего развития культуры и посредничества в ее распространении сложились в Крыму и на Сицилии….Сицилии удалось до конца отыграть роль мощного проводника антично-исламской цивилизации вглубь духовной жизни Европы — прежде всего Италии. Крым оказывал схожее воздействие в своем, также северном /восточнославянском/, секторе культурного горизонта “. У каждого, кто считает Крым своей родиной, это должно вызывать не только чувство гордости, но и желание изучать и знать его культуру.
[ Оставить комментарий | RSS | Вверх ⇑ ]
Комментарии запрещены