Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

10 причин не позволяющие установить Варнашраму-дхарму в ИСККОН

10 причин, не позволяющие установить варнашрама-дхарму в ИСККОН

(или серьезные проблемы, которые ДОЛЖНЫ быть решены, прежде чем появится возможность установить варнашрама-дхарму в ИСККОН)

Дханешвара дас

Варнашрама-дхарма находится в поле моего зрения много лет – с тех пор, как я жил на ферме Гита-нагари в Пенсильвании в 1977 году, когда Шрила Прабхупада собирался прибыть туда, чтобы научить нас всему, что связано с варнашрамой. В последние годы мой интерес к этой теме возрос, и я часто говорю о ней и прилагаю все усилия к тому, чтобы помочь реализовать ее на практике в Восточной Европе. Годами обдумывая связанные с этим вопросы, я заметил ряд противоречий между культурой варнашрамы и культурой ИСККОН. По иронии судьбы, эти нестыковки, судя по всему, мешают внедрению варнашрамы в ИСККОН. Я посчитал, что должен назвать эти противоречия и поделиться ими с теми, кто так же, как и я, хочет установить культуру варнашрамы, особенно учитывая усилия, прилагаемые Командой стратегического планирования ИСККОН (КСП), и те изменения в высших кругах организации, которые они, вероятно, вызовут. Чем дальше руководство Общества будет отдаляться от варнашрамы, тем более масштабными и непреодолимыми станут культурные различия.

Конечно, эти противоречия существуют в пределах моего понимания культуры варнашрамы, которое здесь не оговаривается и которое, скорее всего, в чём-то отличается от концепций других. В этом смысле статья не закончена сама по себе, ведь как можно говорить о том, есть противоречие или нет, если прежде всего отсутствует понимание тезиса? Но это еще одна причина, по которой я привожу аргументы для энтузиастов варнашрамы – чтобы указанные в статье противоречия могли спровоцировать дискуссию, которая поможет тщательнее уяснить, что это за зверь такой, называемый варнашрамой. Хочу оговориться, что статья предлагаемся вашему вниманию в позитивном духе с надеждой на решение перечисленных в ней проблем. Ведь если я прав в своих оценках и если противоречия не будут сведены к минимуму как можно скорее, я боюсь, что введение варнашрама-дхармы в ИСККОН станет невозможным. Это действительно трагично, учитывая, что основатель-ачарья, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, считал введение варнашрама-дхармы не менее чем половиной своей миссии.

В ответ на обсуждаемые здесь проблемы наверняка будет выдвинуто столько же концепций варнашрамы, сколько и концепций того, чем является ИСККОН, и я, в действительности, ожидаю такую реакцию. Помимо этого, проблемы, возможно, не будут актуальными для всего Общества. ИСККОН – это международное движение, и то, что невозможно в одном месте, вполне осуществимо в другом. Мы, конечно, надеемся на это.

Я ни в коем случае не думаю, что написанное в этой статье является абсолютной истиной. Это просто мое видение ситуации в данный момент. Буду рад любым доводам, опровержениям, комментариям и возражениям, которые появятся в ответ на приведенные мной аргументы.

Итак, вот десять причин, которые не позволяют установить культуру варнашрамы в ИСККОН.

1. Необходимый культурный сдвиг уже слишком велик

Культура варнашрамы организована таким образом, чтобы давать живущим в ней людям максимум свободы – и политической, и идеологической. Это всеобъемлющая культура, которая дает платформу, позволяющую всем членам общества развиваться духовно в соответствии с избранным ими путем и при этом не диктуя, каким должен быть этот путь, во что они должны верить и т.д. Это открытая система, возлагающая ответственность на индивида, что поощряется действиями брахманов и кшатриев, которые наблюдают за гражданами и руководят ими.

В настоящий момент ИСККОН действует как организация, созданная по корпоративной модели с централизованными командами и контролем, – т.е. совсем иная культурная структура с совершенно другой целью. Хотя можно сказать, что Шрила Прабхупада намеревался внедрить более децентрализованную модель, мы видим, что модель централизованной команды и контроля все активнее используется в ИСККОН. Нынешняя структура подразумевает обязательное следование определенной идеологии и выполнение централизованных команд.

Метод организации ИСККОН настолько отличается от модели варнашрамы, что подлинная культура варнашрамы не может быть установлена в ИСККОН в том виде, в каком он существует сейчас. Необходим большой культурный сдвиг, и понятно, что он должен быть инициирован высшими кругами Общества, причем в унисон. Это чрезвычайно острая проблема, и, по моему скромному мнению, ее вряд ли удастся решить, если не будут предприняты совместные усилия, включая GBC и всех гуру ИСККОН, у которых недостаточно времени на то, чтобы сформировать ясное понимание варнашрамы, которое могло бы быть принято всеми.

2. Высшее руководство ИСККОН почти не обеспечивает лидерства в установлении культуры варнашрамы

Лидеры Общества не имели и не имеют времени на то, чтобы сосредоточиться на культуре варнашрамы и изучить ее. Соответственно, они не понимают ее и потому не осознают необходимость и ценность ее введения. До тех пор пока высшее руководство Общества не поймет культуру варнашрамы и не примет меры по ее внедрению в пределах сферы их влияния, маловероятно, что рядовые преданные примут ее и будут следовать ей на практике. Как они могут сделать это? Последователи не могут вести вопреки тому, что говорится на бамперных стикерах ("Если народ поведет за собой, лидеры пойдут за ним"). Действие должно начинаться сверху.

Культура варнашрамы может породить озабоченность потерей контроля со стороны высших уровней руководства организации. В противоположность нынешней ситуации в ИСККОН, в культуре варнашрамы такой контроль почти отсутствует и заменяется поддержкой праджей в их деятельности в пределах данной культуры.

ИСККОН действует на основе корпоративной модели, в которой высший эшелон (GBC) осуществляет полный контроль над конфессиональными и административными функциями. Они приняли на себя не только роль высшей управляющей инстанции, но и управляющего авторитета и высшего авторитета. Культура варнашрамы подразумевает обязательную отмену такого контроля и дает полномочия конфессиональной инстанции брахманам, ограниченный руководящий авторитет – кшатриям, и свободу – всем остальным. Глобальная модель управления варнашрамой согласно принципам дхармы не позволяет исполнительной инстанции получать больше власти, чем указано выше. Иначе говоря, в варнашраме нет концепции всемирной организации, глобального управления или командной системы, определяющей деятельность других. Этот факт входит в противоречие с нынешней организацией и центрально-командной системой в ИСККОН. Если GBC не откажется от идеи централизованных команд, культуру варнашрамы установить не получится.

Отметим, что здесь есть исключения, в особенности Шиварама Свами, который, будучи санньяси, членом GBC и инициирующим гуру для всей Венгрии, приложил большие усилия для создания Нью-Враджа Дхамы. Кроме того, есть Бхакти Рагхава Махараджа, который, хотя больше и не входит в состав GBC, остается движущей силой внедрения сознания варнашрамы в ИСККОН. Будучи санньяси и инициирующим духовным учителем, он является одним из признанных лидеров Общества, обладает большим влиянием и реализует проекты варнашрамы в Индонезии, Камбодже и Индии.* Это вопрос лидерства и идеологии. Хотя эти проекты ориентированы на самодостаточность и проповедь Сознания Кришны, полностью ли они установили культуру варнашрамы? Если да, возникает требующий ответа вопрос: как эти проекты связаны с руководством ИСККОН (GBC)?
* Вполне возможно, есть и другие исключения, которые мне неизвестны.

3. Основная масса преданных не понимает, что такое варна

Большинство преданных не понимают общественную систему варн и не обсуждают ее, их не учат этому, и поэтому у них смутные представления о том, что это такое на самом деле или как применить эту систему на практике. Вполне закономерно, что преданные не спешат становиться энтузиастами того, что не понимают. Как функционирует эта культура? Как человек находит в ней свое место? Каковы отношения между ним и другими, и как они определяются? Как люди обеспечивают себя в культуре варнашрамы? Что приемлемо, а что нет?

На все эти и многие другие вопросы должны даваться ответы, их следует доводить до сведения основной массы преданных, и тогда им нужно будет добровольно соглашаться на участие в варнашраме. Конечно, от высших уровней Общества потребуется лидерство как наставлениями, так и примером. То, что делает великий человек, обыкновенные люди считают важным и следуют этому. Если гуру ИСККОН и члены GBC не примут на себя эту задачу, ожидать, что их ученики обратятся к варнашраме, не приходится. Нынешняя попытка приблизиться к установлению варнашрамы и обучению ее принципам должна ответить как на все приведенные выше вопросы, так и на другие. На данный момент мы очень далеки от какого-либо согласованного мнения о том, чем в действительности является культура варнашрамы.

4. Мы все равны

В современном обществе пропагандируется идея, что все равны, и хотя это делается якобы для достижения политических целей, данная идея переносится на все аспекты жизни. В действительности, на этой планете не существует и двух человек, которые были бы равны. Мы видим, что концепция равенства естественным образом привносится в общество преданных теми, кто к нему примыкает, особенно в интернет-дискуссиях. Хотя мы декларируем согласие с тем, что существует четыре класса людей, у нас до сих пор нет какого-либо метода проведения различий между ними или применения этих различий на практике. Более того, мы даже наблюдаем упорное сопротивление введению этого аспекта ведической культуры. У нас есть различия и этикет, основанные на ашраме и старшинстве в Обществе, но, как можно заметить, это не отличия той или иной варны. Если полностью игнорировать эту важную половину культуры варнашрамы, то очевидно, что установить ее мы не сможем.

Поскольку мы думаем, что все равны, те, кто на самом деле имеет брахманическую природу и прилагает усилия к тому, чтобы в соответствии с этой природой вести за собой, очень часто игнорируются. Это хорошо видно по комментариям на сайтах, которые следуют за статьями, или на форумах. Это попросту противопоставление мнения одного человека мнению других, и при этом не выказывают какого-либо уважения даже старшим преданным, не говоря уже о предполагаемых брахманах.

5. Страх перед неизвестным

Практически все боятся, что их будут эксплуатировать в социальной системе, которую они не понимают. Мы знаем окружающую нас культуру, наше место в ней и как вести себя в ней, но мы не знаем, как будем защищены в культуре варнашрамы, и поэтому не решаемся участвовать в ней. Культура варнашрамы полностью неведома, и, возможно, таит в себе проблемы, которые мы не ожидаем или не знаем, как их решать, и поэтому ее избегают.

6. Не хватает кшатриев, занимающих должное положение в Обществе

Люди с выдающимися способностями не могут найти себе место в Обществе, не привлекаются к нам и не участвуют на уровне самостоятельного лидерства, что является истинной ролью кшатрия. Почти все люди с незаурядными способностями, которые у нас есть, занимают положение лидеров в ИСККОН, однако существует большая потребность в дополнительных лидерах. Поскольку кшатрии создают место/пространство, без кшатриев нет кшетры (поля деятельности) для основной массы преданных. Способные люди нуждаются в пространстве, чтобы быть независимыми, и здесь можно отметить, что современная структура ИСККОН не поощряет самостоятельные продуманные действия, и это противоречит подлинной культуре варнашрамы, как уже обсуждалось выше.

7. Институционализм

В ИСККОН утвердилась авторитарная структура, в которой авторитетом наделяется руководящая должность, или пост, а не люди, обладающие квалификацией. Мы можем говорить, что те, кто назначен, – самые квалифицированные личности, однако многолетний опыт показывает, что это не факт. Современная система противоположна культуре варнашрамы, в которой авторитетом наделяется квалифицированный человек, а не условный чин (должностное лицо условной корпорации), и она создает новые уровни бюрократии, не существующие в культуре варнашрамы. Нужно заметить принцип устройства: форма определяется функцией. Две культуры устроены так, чтобы достигать разных целей. Целью культуры варнашрамы является поступательное духовное просвещение всей культуры. Цель современной доминантной культуры – увеличение чувственных наслаждений небольшой части общества за счет подавляющего большинства.

Кроме того, в нашей организации распространена идея (по крайней мере, среди некоторых), что продвижение по корпоративной лестнице – это показатель духовного прогресса, или что контроль над людьми и деньгами заменяет его. Корпоративная структура и культура варнашрамы – взаимоисключающие парадигмы. Поскольку в современном мире мы вынуждены действовать в рамках доминантной культуры, перед нами стоит задача – установить имеющую законную силу инстанцию, которая будет наделять должными полномочиями квалифицированных людей в структуре варнашрамы.

Здесь могут возразить, что Шрила Прабхупада собственноручно создал корпоративную структуру ИСККОН, и поэтому ее едва ли можно считать несовместимой с целями Общества. Это справедливо, но мы также должны иметь в виду, что Шрила Прабхупада регулярно и систематически просил своих лидеров основывать колледжи варнашрамы в каждом храме и вводить культуру варнашрамы – просьбы, которые в то время были почти полностью проигнорированы. Если бы соответствующие меры были приняты в то время, когда Шрила Прабхупада был с нами, противоречия между двумя этими системами, вероятно, проявились бы, и их можно было бы устранить под его надзором.

8. Вайшьи пренебрегают своим долгом

В Обществе укоренилась идея, что обязанность вайшьи – заниматься бизнесом, а не сельским хозяйством и заботой о коровах. Однако это не то, что говорит Шрила Прабхупада или Шри Кришна. Например:

Приезжайте сюда и выращивайте пищу. Выращивайте фрукты. Это… Таково желание Кришны. Аннад бхаванти бхутани [Бг. 3.14]. Производите продукты питания и ешьте достаточно, будьте сильными и повторяйте Харе Кришна. Такова наша философия. Почему вы производите болты и гайки, шины и трубы? Ешьте. Негодяй. Они не знают, что прежде всего вы должны питаться. Но нет, все работают в промышленности [занимаются бизнесом]. Почему? Кришна не говорит: "Развивай промышленность". Кришна говорит: "Производи еду". Аннад бхаванти бхутани. 3апр75 Майяпура

Вайшья… Обычно мы понимаем, что вайшья – это класс торговцев. Нет. Сейчас так называемые вайшьи – это шудры, ниже чем шудры. Почему? Занятия вайшьи такие: крши-го-ракшйам-ваниджйам ваишйа-карма свабхава-джам [Бг. 18.44]. Вайшьи должны заниматься производством зерна, но они не заинтересованы. Их интересует открытие заводов, чтобы делать болты, гайки и автопокрышки, шины Goodwheel, Goodyear. Ну тогда ешьте болты с гайками и шинами. Нет, вы не можете их есть. Вы должны есть рис, а рис продается по 10 рупий за килограмм, потому что вайшьи не выращивают зерно. Вот в чем ошибка. 2фев74 Бомбей

В ИСККОН "вайшьи" почти на сто процентов заняты бизнесом всех мастей, и хотя, как указывает Шрила Прабхупада, это не является правильным долгом вайшьи, у нас это считается нормальным и даже хорошим, ведь они оказывают финансовую поддержку храмам. И поскольку все равны, если брахманы указывают на это несоответствие, никто не воспринимает это всерьез, особенно если гуру не придают этому серьезного значения. Привыкшие быть независимыми и имея средства на то, чтобы быть независимыми, такие преданные не желают слушать брахманов, которые могут давать им наставления о должном исполнении их обязанностей.

9. Недостаток личной квалификации

Мы все в некоторой степени осознаём недостаток квалификации в нас самих и видим, что другие тоже неквалифицированы, и поэтому не решаемся полагаться на других напрямую. Культура варнашрамы требует, чтобы ее участники были квалифицированными – это одна из ее очень желательных характеристик. Однако в современном обществе мы привыкли быть "независимыми" и свободными жить по любому стандарту, который предпочтем, вместо того чтобы быть подотчетными группе людей, требующих определенного образа действий.

10. Благодушный настрой

В умах некоторых последователей ИСККОН глубоко укоренилась идея о том, что благодаря распространению книг (и, возможно, харинамам) появится всё остальное, поскольку так говорил Шрила Прабхупада. Поэтому всё, что от нас требуется, – продолжать миссию таким же образом, как и в то время, когда Шрила Прабхупада был с нами. В варнашрама-дхарме нет необходимости. Всё, что нужно, – это харинам и распространение книг.

Это напоминает мне историю о том, как во время наводнения в ненастную погоду христианин молился Господу, прося помощи, и Бог ответил, что спасет его. Когда вода стала прибывать, человек поднялся на крышу своего дома и увидел, что мимо проплывает лодка. Он не стал в нее садиться, сказав: "Бог пообещал, что спасет меня". Затем приплыла еще одна лодка, и он снова отказался садиться, заявив: "Бог сказал, что Он спасет меня". Наконец, когда волны начали накатывать на крышу, к нему подлетел вертолет, чтобы перенести его в безопасное место, человек и в этот раз ответил, что его спасет Бог. Короче, он утонул. Попав к вратам рая, он спросил у Бога, почему Он не спас его. Бог ответил, что посылал ему две лодки и вертолет, но этот невежественный глупец отказался принять помощь.

В результате распространения книг мы можем ожидать (и ожидаем), что придут способные люди, которые возьмут на себя задачу сделать то, что необходимо для установления всей культуры Кришна-варнашрамы, но их надо признавать как исполнителей, которые будут воплощать в жизнь то самое "всё остальное". Мы должны признавать и принимать их усилия, понимая, что они были посланы Господом, чтобы способствовать развитию Его миссии. К сожалению, тех, кто пытается развивать миссию, расширяя то, что было начато Шрилой Прабхупадой (т.е. сторонников варнашрамы) направляют на поддержку Общества устоявшимися способами.

Напоследок отмечу, что как минимум часть этих проблем характерна *не только* для ИСККОН, и поэтому они должны решаться при любых обстоятельствах и любых попытках установить варнашраму. Однако существующая в ИСККОН культура, судя по всему, значительно усложняет эту задачу. Приведенные выше противоречия и проблемы, на мой взгляд, уже слишком велики для того, чтобы в настоящее время можно бы было установить Варнашрама-Дхарму повсюду в ИСККОН. Результатом станет то, что либо варнашрама вовсе не будет установлена, либо в итоге ИСККОН создаст неполноценную версию варнашрамы с элементами современной материалистической, атеистической культуры.

сылки на сайты с лекциями

Группа, где обсуждается "Духовная экономика" и другие работы Дханешвары Прабху (АЧБСП), а также вопросы осознания и установления общества Дайва-варнашрамы, согласно указаниям Бхактисиддханты Сарасвати и Свами Бхактиведанты. Хранилище воскресных скайп-лекций Дханешвары Прабху http://www.mediafire.com/fo... Хранилище лекций за прежние годы с переводом на русский https://www.mediafire.com/r... Видео материалы http://www.youtube.com/user...

Ответ Дханешвары Прабху на упреки Исполнительного Комитета Нацио

Дорогой .....
Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

Я не поленился прослушать ту лекцию, которую прочитал два года назад, и вокруг которой разгорелись споры. Она представляет собой прямое и откровенное обсуждение сексуального желания наряду с наставлениями о том, как его преодолеть. Если, как Вы говорите, я вдохновляю преданных на материальную жизнь под именем религии, то следует признать, что каждый слышит то, что хочет. В этой лекции я говорил о преодолении полового желания. Почему на эту часть не обратили внимания? Возможно, кто-то просто не захотел этого слышать.

Не подлежит сомнению, что каждый в этом материальном мире подвергается влиянию полового желания. Такова природа материального сознания. Не подлежит сомнению и то, что преодолеть его можно при помощи сильной садханы. Очевидно также, что многие и многие преданные борются с этим всю свою жизнь. То обстоятельство, что некоторые из моих духовных братьев снова женились и завели детей после пятидесяти лет, доказывает, что у некоторых это желание не слабеет даже в преклонные годы.

Почему я, носящий шафран, читаю такие лекции?

Потому что большинство моих духовных братьев приняли санньясу в молодости и не имели опыта грихастха-ашрама, следовательно, не могут говорить на эту тему со знанием дела.

Потому что у меня создалось впечатление, что многие преданные стесняются обратиться к своим гуру за разъяснениями по этой теме, да и ко мне нечасто
подходят с такими вопросами.

Потому что я заинтересован в стабильном развитии общества преданных, а стабильное общество основывается на грихастха-ашраме.

Потому, что этот ашрам подвергается постоянному нападению со стороны современной эпохи, и, по крайней мере, отчасти из-за того, как принято о сексе говорить и думать и как преданных обучают в этом отношении.

Вам повезло: Вы образцовый преданный. Не все преданные до такой степени самообузданы, как Вы, ведь на них влияет их прошлое. Я один из таких падших людей, которые пришли в сознание Кришны, будучи уже женатыми. Половое желание было для меня большой проблемой, пока мне не исполнилось 50 лет. И я не единственный такой падший. Из своего опыта я знаю, что людей с такими проблемами очень много, их едва ли не большинство. Но мне в конце концов удалось полностью подчинить себе половое желание, и я знаю, чего стоит его преодоление, и что для этого нужно.

Нередко можно слышать лекции фанатиков, которые просто порицают половую жизнь как таковую, и может создаться впечатление что это гиганты, стоящие выше подобных вещей. Видели мы таких людей в прошлом, и были свидетелями того, как позже они превращались в вантаси – тех, кто ест собственную блевотину. Эта штука случалась не только с ними, но и теми, на кого они влияли своим фанатизмом, и кому потом приходилось преодолевать последствия искусственного подавления желаний, которое осуждает Сам Шри Кришна. Искусственное отречение не только не приносит никакого плода, но на самом деле является препятствием на духовном пути, задерживает наше развитие, поэтому наши ачарьи порицают его.

Легко быть фанатиком, и некоторое время это неплохо выглядит, но так не может продолжаться до бесконечности, и, как я говорил в своей лекции, эти подавленные желания могут вырваться на свободу в весьма непривлекательных формах. У меня есть, по крайней мере, трое духовных братьев – все в прошлом женатые люди – которые начали насиловать детей. Это были прекрасные преданные, и я сам, и другие их глубоко уважали, и когда мы узнали о том, что они творят, мы были буквально раздавлены. Похоже на то, что в своей попытке строжайшим образом соблюдать целибат, они подавляли свои желания и не имели нормальных отношений со своими женами, но впоследствии желание побудило их нападать на невинных и беззащитных детей.

Во что это обошлось Обществу? Если я правильно помню, около 100 МИЛЛИОНОВ долларов. А во что это обошлось тем невинным существам? Их жизнь разрушена, и они все еще пытаются оправиться от нанесенного им вреда. И во что это обошлось тем, кто раньше были прекрасными преданными? Их жизнь тоже была разрушена, так же, как их способность продолжать трудиться в Движении Шрилы Прабхупады. Зачем? Они пытались поддерживать определенное внешнее впечатление, они притворялись теми, кем на самом деле не были. А почему это случилось? Потому что они не имели правильного понимания метода садхана-бхакти и не умели применять его для достижения успеха.

И если нам нужны примеры тех, кто годами подавлял свои желания лишь для того, чтобы потом пасть, мы можем взглянуть на наших собственных гуру и санньяси, двое из которых произвели своим падением хаос в России, что уж говорить о множестве других падений, которые нанесли огромный ущерб Движению в Америке и Европе. Сколько еще нужно падений, чтобы мы повернулись лицом к реалиям жизни?

Вот почему я читаю такие лекции.

Знаете ли Вы, что, по крайней мере, четверо из моих духовных братьев гуру в приватных наставлениях советуют своим ученикам удовлетворять потребности своих супругов – практически повторяя то, что я говорю в своей лекции? Если они дают такие наставления приватно, то почему их нельзя повторять публично? Что мы пытаемся скрыть? И что тогда происходит с теми, кто слишком застенчив или не решается задавать гуру такие вопросы, или делиться с ним своими опасениями?

Вы прекрасно знаете, что количество разводов в ИСККОН превышает 50%. Думаете ли Вы, что сексуальные отношения не имеют к этому никакого отношения? Если Вы так думаете, то мой Вам совет: не будьте таким наивным. А какую цену приходится платить за каждый развод самим преданным и их детям? А какую цену платит общество преданных? Разведясь, преданные начинают искать себе нового партнера, а женившись или выйдя замуж, продолжают придерживаться прежней линии поведения – количество повторных разводов это доказывает. Цена, которую приходится платить за искусственный целибат, огромна – и для отдельной личности, и для общества.

К духовному прогрессу нельзя принуждать. Никого нельзя заставлять следовать чему-либо. У нас самих должно быть побуждение, мы должны делать осознанный выбор, принимать решение и следовать ему, а источником всего этого является разум, усиленный слушанием, и духовная сила, почерпаемая из сильной садханы. Но много ли преданных имеют сегодня возможность опереться на такую основу? Большинство работает. А Вы? Ходите ли Вы на работу и общаетесь ли целый день с непреданными? Живете ли Вы в культуре, которая изо всех сил старается самым пагубным образом повлиять на вас, в которой Вас убеждают или принуждают думать, делать и покупать все то, из чего можно извлечь прибыль? И потом, погрузившись в такую культуру, пробовали ли Вы соблюдать целибат? У большинства преданных есть телевизор, и они находятся под влиянием социального программирования, которое они пассивно принимают, и которое все сильнее и сильнее программирует их на сексуальное желание. И Вы думаете, что, живя такой жизнью, преданные будут соблюдать целибат? Не обманывайте себя. Поэтому их нужно вдохновлять работать с сексуальной энергией так, чтобы она больше не являлась препятствием на пути их духовного развития.

В своей лекции я подчеркивал, что мы должны начинать свое продвижение с того места, на котором в дейтсвительности находимся. Притворством ничего не достигнешь. И этим преданным нужно место, пространство, определенная свобода, место, чтобы они могли постепенно очиститься настолько, чтобы в один прекрасный день добиться полного контроля над чувствами. И не надо заставлять их в продолжение этого пути чувствовать себя падшими и низкими.
Они просто обычные люди.

В обсуждаемой лекции я цитирую наставления Шрилы Прабхупады о сексе. Я слышал от Бхакти-Викаши Свами, что в наше время в ИСККОН стало политически некорректным цитировать Шрилу Прабхупаду, потому что теперь у нас какие-то новые представления о том, что и как нужно делать, и наше понимание каким-то образом лучше, чем его. С ума сойти...

Вы говорите, что знаете сотни преданных, которые строго соблюдают целибат. Вы это серьезно? И как же Вы об этом узнали? Вы приходите по ночам в их спальни? Конечно, говорить они могут именно так. Каждый человек нуждается в том, чтобы поддерживать свой имидж. Прабхавишну Свами тоже поддерживал этот имидж целых 30 лет. И даже если найдутся сотни таких счастливцев, которым удается соблюдать целибат, то что сказать о тысячах тех, которые борются с собой? Это и есть те люди, для которых я говорю.

А теперь у меня тоже есть вопрос, на который я хотел бы, чтобы вы ответили мне по электронной почте. То есть, я хочу, чтобы каждый из вас троих – ..., ... и ... – сообщил мне, слышал ли он лично эту лекцию, которую мы тут обсуждаем.
Скажите мне также, слушали ли вы ВСЕ мои лекции с того фестиваля?

Если уж вы решили пригвоздить меня к позорному столбу (или проклясть), имейте мужество делать это, основываясь на собственном мнении, а не на том, что вам наговорили другие.

Я требую, чтобы вы прослушали все мои лекции с того фестиваля, и тогда решили, не изменить ли вам свое мнение.

Слава Шриле Прабхупаде!
Дханешвара дас

В архивах нашли.

Вот, отыскалось на просторах Сети. Не знаю, кто, когда и при каких обстоятельствах написал этот отчет.

Миром управляют мужчины,
а мужчинами управляют женщины

Дханешвара прабху, ученик Шрилы Прабхупады, собирается открыть в Киеве школу «Абхидея», в которой будут обучать брахманов, кшатриев и женщин. Он говорит, что труднее всего найти людей, способных стать кшатриями, потому что эти люди должны обладать особыми качествами, редко встречающимися в Кали-югу. Именно кшатрии призваны восстановить на земле ведическую культуру. «Миром управляют сильные мужчины, – утверждает он. – А мужчинами управляют женщины». Поэтому очень важно, чтобы женщины получили соответствующее обучение и воспитали в себе необходимые качества.

Дханешвара прабху заметил, что мужчина внешне сильный, а внутри слабый, поэтому он нуждается в эмоциональной поддержке. И если у него нет вдохновляющего фактора в лице женщины, он может расслабиться, потерять цель. Женщина же внешне выглядит слабой, но внутри очень сильная и способна выдерживать самые суровые аскезы: воспитывать одна троих детей и при этом «пахать» на работе, выполнять массу хозяйственных дел, одновременно заботясь обо всех членах семьи и умудряясь еще хорошо выглядеть.

Женщина в ведической культуре сравнивается с крепостью, которая защищает мужчину от майи. Женщина является олицетворением матери Дурги, и когда говорят, что мужчина на всех женщин должен смотреть как на мать, подразумевается, что он видит в них прежде всего мать Дургу. По большому счету он и на свою жену должен смотреть как на мать Дургу.

До 25 лет мужчина, как правило, «ребячится», веселится, живет в свое удовольствие, в ведической культуре в этот период жизни он находится в брахмачари-ашраме, где освобожден от всех материальных проблем, потому что его главной задачей является обучение под руководством гуру.

После 30 лет мужчина начинает понимать, как действует материальный мир, и ему уже хочется проявить себя в этом мире, как-то выразить свою индивидуальность. Поэтому именно в этот период жизни у мужчины появляется потребность создать семью.

Также Дханешвара прабху сказал, что мужчина очень много теряет, если у него нет детей. Именно с рождением ребенка мужчина получает импульс, чтобы что-то сделать, начинает к чему-то стремиться, и вместе с новыми жизненными планами у него появляются соответствующие возможности, чтобы их реализовать.

Однако есть мужчины, не вписывающиеся в выше приведенную схему. Это люди, имеющие подопечных, о которых они заботятся – президенты храмов, региональные секретари и т.д. Им необязательно жениться, потому что их потребность заботиться и проявлять свою мужскую суть реализовывается другим образом.

А вообще грихастха-ашрам – основа варнашрамы, потому что он один поддерживает все остальные ашрамы.

В любом ашраме мы должны продолжать борьбу с майей и двигать свою гору, выполняя наставления духовного учителя и Кришны. Даже если мы теряем опору под ногами, и нам кажется, что вокруг все рушится, мы должны продолжать выполнять преданное служение. Многие ученики Прабхупады после его ухода ушли из ашрама санньяси и женились, например, Хари Шаури прабху, Мадхудвиша Свами. Это считается падением, но эти преданные нашли в себе силы не оставить духовную практику, осознали свои ошибки и сделали нужные выводы. Шрила Прабхупада всегда повторял, что независимо от того, в какой ситуации мы оказались, самое главное – не отказываться от борьбы и не покидать поле боя. Очень важно занять правильное место в варнашраме, потому что, когда мы находимся на своем месте, нам легче будет бороться с майей. И если преданный считает, что для развития сознания Кришны он должен жениться, лучше ему сделать это, чем потом страдать от яростных нападок майи и не суметь противостоять им.

Служение Гуруджи

Утром Гуруджи прочитал обычную лекцию для преданных в скайпе и ответил на их вопросы. Затем он провел поклонение своим Божествам: Шри Ананта-деве, Шри Гири-радже, Шри Партха-саратхи и Лакшми-Нрисимхе. На алтаре у него присутствует также Бхагавад-гита. Потом за нами заехал преданный по имени Тагир, который работает в Питере таксистом, и на своем красивом новом такси повез нас к месту проведения Ратха-ятры. По дороге мы видеили несколько красивейших и известнейших зданий Петербурга, и Гуруджи имел случай убедиться в том, что Петербург - без преувеличения красивейший город. Глядя на его широкие проспекты, на его идеально соразмерные красивейшие здания, я думала, что искусство архитектуры, так же, как и прочие искусства, уходит в область предания. Красота пейзжа, аромата, вкуса, звука, или здания - больше не приоритет искусства. Важнее степень оригинальности или способность "пощекотать нервы", а в прежние времена искусство было призвано нервы успокаивать, а нравы возвышать...

Ну, ладно. Вернемся к Гуруджи. Итак, Ратха-ятра в Питере проходит в одном и том же месте из года в год. Это в Центральном Парке Культуры и отдыха. Мы подъехали ко входу в Центральный Парк, вышли из машины, и Гуруджи сразу направился к столику, где продавались игрушки. Там он купил пистолет, который стреляет мыльными пузырями. Вместе с Лабангой они быстро разобрались в его устройстве, а тем временем Сарва Лока купил билеты, и мы вошли в парк. В это время Колесница проезжала мимо входа, и как только Гуруджи услышал звуки киртана и увидел Колесницу, он устремился к ней с такой скоростью, почти побежал, что мы едва его догнали. Киртан вел блистательный и неповторимый Адити-Духкха-ха. ВЫ толпе мы встретили Бхакти-Вишрамбха-Мадхаву Свами. Гуруджи поздоровался с ним, и мы все погрузились в блаженство киртана. Джаганнатха, Баладева и Субхадра сияли, разливая вокруг радость и благоволение. Петербуржцы с интересом наблюдали за происходящим.

В середине парка есть открытая эстрада, и колесница подъехала к ней. Ведущий церемонию попросил подойти четырех брахманов в вайшнавском платье, чтобы перенести Божеств на алтарь, который был сооружен для Них на этой эстраде. Бхакти-Вишрамбха-Мадхава Свами, Дханешвара Прабху и еще двое подошли к Колеснице и пуджари передал им Божеств. Гуруджи нес Субхадру-деви.

Незачем описывать здесь ход Ратха-ятры: скорее всего, в Сети будут размещены подробные видео-отчеты. Мы же пишем эти заметки лишь затем, чтобы дать представление о Гуруджи - что он за человек. Гуруджи в одном письме ученику недвусмысленно дал понять, что он не хочет превращаться в некий хрестоматийный образ, а стремится к личным взаимоотношениям. Вот мы и пытаемся, рассказывая о нем, сделать его живым для тех, кому интересно то, что он говорит и делает.

Когда началась концертная программа с неизбежными танцами и йогой, а к палаткам с прасадом выстроилась длиннейшая очередь, Гуруджи вышел с площадки, где находится эстрада, в парк. Здесь к нему подошел один человек, который выглядел сеьезным и смиренным. Кроткое выражение лица, скромная повадка, внимательные голубые глаза... Один из бывших с нами "стариков" рассказал, что этот человек прежде был первым президентом одной из ятр. Этот человек отошел от общества преданных, но спустя годы вернулся к нему. Он спросил Гуруджи, как ему жить духовной жизнью. Гуруджи спросил его, повторяет ли он джапу. Тот ответил, что да, повторяет, но не много, потому что он работает, и времени ему не хватает. Зато, сказал он, он старается повторять очень внимательно, потому что невнимательное повторение вызывает у него чувство неудобства. Так он и живет, смиренно повторяя Святые имена и по временам общаясь с преданными. Гуруджи сказал ему так: "Продолжай это и делать. Расширяй эти два вида деятельности. И, главное, следуй за своим сердцем. Кришна находится в твоем сердце, и поведет тебя Сам, не волнуйся". Затем, чтобы не оставить никаких соммнений, он добавил: "Слушать сердце — это значит различать, когда ты в глубине души счастлив, а когда нет. Если ты ощущаешь счастье, значит, Кришна доволен, и ты должен сохранять свое положение. Если ты внутренне несчастлив, значит, Кришна не доволен, тогда положение надо изменить". Вот так просто.

Другого человека подвели к Гуруджи друзья. Они рассказали, что он уже двадцать лет живет в деревне и занимается там духовной практикой. Этот человек стеснялся, что "отвлекает такого важного человека", но все же хотел, чтобы Гуруджи коротко рассказал об основых принципах строительства общины. Гуруджи минуту подумал и сказал: "Основые принципы - это идеология и руководство". Он сказал, что нужна стартовая группа, члены которой готовы посвятить свою жизнь развитию проекта, и они должны полностью разделять взгляды друг друга на цели и способы строительтва общины. Лучше всего эти основные положения записать, чтобы новые члены могли их прочитать и понять, по нраву ли им это. Если по нраву, они остаются, если нет - просто уходят искать лучшей доли. Это сведет на нет конфлиикты. По крайней мере, на начальной стадии, когда идет строительство отношений.

Третим был молодой человек, желавший, чтобы Гуруджи дал ему парочку советов по распространению книг. Он не знал Гуруджи, просто увидел, что другие что-то спрашивают, подошел, услышал английскую речь, и решил познакомиться. Гуруджи посоветовал ему следующее: "Во-первых, никогда не задавай людям вопросов, на которые можно ответить "да или "нет". Они обязательно скажут "нет". Скажи им лучше: "Хороший денек. Хорошие дни дает Господь. Вот книга о Боге". Дай человеку книгу в руки, открой картинки и покажи. Скажи ему, что это окна в духовный мир. Если ему интересно, предложи ему взять эту книгу себе. И вежливо попроси любое пожертвование на покрытие расходов на печать этой книги". Говоря все это, Гуруджи взял у парня из рук книгу и стал ему показывать. Очень доброжелательно, совершенно ненавязчиво, с большим желанием ДАТЬ человеку живзненно важное знание, а не получить пожертвование. Это было настолько потрясающе, что мы забыли фотографировать процесс :) Когда Гуруджи дошел до слов о пожертвовании, его слушатель снял с себя сумку и фотоаппарат и протянул ему :) Все рассмеялись. Молодой человек поблагодарил и ушел.

Мы погуляли еще немного. Когда Гуруджи пришел в место, где была современнная музыка, он заметил: "Тамогуна. Уходим", — и быстро ушел. Вот что значит практическое применение учения о гунах. Обычно мы просто терпим, или даже стараемся не придавать значения. Но на самом деле, обладая знанием о гунах и о том, через какие врата они проникают в наше сознание, мы должны использовать это знание, иначе какой же в нем прок?

На сегодня все. Ваш корреспондент - Кишори-Мурти-даси (Евгения Чернявская)Фотографии см в альбомах группы

Дханешвара Прабху и варнашрама


Первый сорняк, который прорастает в сердце человека, когда противоположные тенденции начинают преобладать в нем и он утрачивает вкус к Святому имени, называется нишидачар - поведение, не соответствующее принципам святой жизни. Мы можем видеть, как это происходит. Человек приходит, и у него есть очень искреннее желание вернуться к Кришне, он обрёл смысл жизни. На волне этого энтузиазма он даёт всевозможные обеты. А потом вдруг старые желания снова прорастают в сердце и ему хочется грубо или тонко нарушать регулирующие принципы.

Нисидачар - это когда у человека нет достаточной внутренней энергии для того, чтобы заниматься искренней духовной жизнью и он потихоньку начинает идти на компромиссы. Он утратил вкус из-за оскорблений, из-за неосторожности или невнимательности, а из невнимательности вырастают все остальные оскорбления. Человек начинает совершать оскорбления, и вкус уходит все больше и больше. Утратить вкус очень легко, восстановить его гораздо сложнее.
С первым сорняком, который прорастает в сердце, нисидачар, бороться очень трудно. Вслед за этим начинается цепная реакция сорняков, прорастает второй сорняк – кутинати, лицемерие. Мы же святые вайшнавы. А живем мы как? Мы давно уже гнилые вайшнавы, а не святые. Внутри мы уже согласились на компромиссы. И что нам нужно сделать?

Нам нужно как-то примирить эти несоответствия и мы становимся лицемерами. Кутинати значит лицемерие, кутинати значит, что человек становится обманщиком, становится хитрым внутри. Он провозглашает одни принципы, а живёт по другим. У такого человека внутри в сердце будет накапливаться раздражение, злость, недовольство самим собой.

Лицемерный человек не может быть счастлив. Лучше откровенно наслаждаться, чем быть лицемером. Нельзя быть постоянно недовольным собой – человек начинает выливать свое недовольство на других, начинает искать ошибки в других. Проблема в нём самом, но он не решается себе в этом признаться. Поэтому следующий сорняк, который вырастает за кутинати, джива химса - желание причинять боль другим живым существам. Все остальные виноваты.
Это происходит непроизвольно, это простой компенсационный механизм. Мне нужно куда-то вылить свое недовольство и появляется джива химса. Такой человек всегда недоволен, он начинает ругаться, злиться, раздражаться и упрекать всех остальных.

Три последних сорняка вырастают сами собой, если человек не пропалывает цветник своего сердца. Четвёртый сорняк - это пратиштха, желание как-то выделиться, показать всем, какой я особенный. Пратиштха - это желание утвердить своё особое положение в обществе вайшнавов.
Совершенно парадоксальная вещь: человек падший, он не может соблюдать элементарные принципы, элементарные обеты, которые он дал во время посвящения и которые вначале ему легко давались. При этом ему очень важно доказать всем, что он не просто не падший, а наоборот, он особенный, выдающийся, замечательный. И многие верят ему. Потому что у пратиштхи есть свои механизмы, это способ манипулировать мнением других и если человек достаточно разумен, он может составить мнение о себе, получить особое положение.

Два оставшихся сорняка – это пуджа и лобха. Пуджа – это почёт, который нужен такому человеку, так как сознание Кришны не приносит ему радость, не приносит ему счастья, он не удовлетворён. Иногда он делает что-то, потому что иначе нельзя, иногда не делает. От пива он тоже счастливым не становится. Какой способ получить счастье?

Пуджа - почёт, почитание. Человек наслаждается этим почётом. Это желание наслаждения почетом есть в сердце каждого из нас. Это всё сорняки и их семена у нас есть. И последний сорняк это лобха – выгода. Такому человеку нужна выгода, нужны деньги.

Есть одно единственное лекарство, с помощью которого можно от всего этого избавиться. Служение вайшнавам! Общение с вайшнавами! И искренность! У нас есть способность к самоанализу.

Если человек будет достаточно искренен и будет анализировать, что происходит с его сознанием, в каком направлении он движется, развивается он, или, наоборот, деградирует, такой человек сможет понять реальную ситуацию и с корнем вырвать эти сорняки. Это не так просто, но он сможет. Если у него есть искренность, есть разум, он поймёт, что всё это путь в никуда, что это тупик, в который мы сами себя завели. Завели из-за того, что были невнимательны.

Бхакти Вигьяна Госвами махарадж

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу