Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Александр Розенбаум о Леониде ФИЛАТОВЕ

АЛЕКСАНДР РОЗЕНБАУМ

о Леониде ФИЛАТОВЕ





О Леониде Филатове я могу говорить бесконечно, потому что для меня Леня – это, прежде всего, символ времени, это один из прогрессивнейших умов страны того времени, абсолютно бескомпромисснейшая личность, замечательный друг и во всех отношениях потрясающий человек, мыслящий индивидуум. Естественно, это подразумевает в себе и великий талант – и поэтический, и театральный, и какой хотите. Для меня Леня Филатов – один из лучших людей, которых я знал. Мне нравилось все, что он делает, от начала до конца, я даже не могу что-то выделить особо. Будь то «Экипаж», «Сказка про Федота», «Грачи» или театральные его работы, все было сыграно и сделано на высочайшем уровне. Но, пожалуй, одно-единственное, что для Лени было очень органично и абсолютно соответствовало его ощущению, это его режиссерская работа «Сукины дети» и картина «Успех», где он сыграл роль режиссера. Это работы, в том числе, и о его жизни, о театральном мире, о страстях, которые бушуют вне театра. Это очень важная точка прикосновения его мысли, потому что он пережил все это, в частности, и в Театре на Таганке, и в истории с Эфросом, и так далее.
Мы с Леней дружили, и однажды я обратился нему, чтобы он «нарисовал», что он думает про меня, для моей пластинки «Нарисуйте мне дом». О подобном я просил только тех людей, с которыми я был дружен и близок мыслями – Мишу Жванецкого, Юлю Семенова, Леню Филатова, это мои друзья, мнению которых я всегда доверял и следовал. Леня написал для моей пластинки добрые слова, за что я ему очень признателен.
Я посвятил Леониду Филатову стихотворение «Камикадзе», впоследствии ставшее песней, потому что Леня в жизни был действительно абсолютный камикадзе, он за идею мог положить жизнь, что, в общем-то, и сделал – за идею, за лучшее, за качественное и так далее.
В любой из наших многочисленных бесед он был абсолютно яростный, увлеченный, неподкупный, непрогибающийся человек. Вся его жизнь, даже любой его разговор, это поступок. И самое главное, что его отличало, это бескомпромиссность и талантливость
.

Биография Леонида Филатова

Леонид Филатов советский и российский актёр, режиссёр, поэт, публицист, Народный артист России

24 декабря 1946 — 26 октября 2003
Leonid Filatov
День рождения: 24.12.1946
Место рождения: Казань, Россия
Дата смерти: 26.10.2003
Место смерти: Москва, Россия
Гражданство: Россия




Леонид Алексеевич Филатов

Родился 24 декабря 1946 года в Казани. Отец – Филатов Алексей Еремеевич (1910 г. рожд.). Мать – Филатова Клавдия Николаевна (1924 г. рожд.). После развода родителей с семи лет Леонид Филатов проживал с матерью в Ашхабаде. Учась в школе, начал печататься в ашхабадских газетах и журналах. Супруга – Филатова (Шацкая) Нина Сергеевна (1940 г. рожд.), актриса театра и кино, окончила ГИТИС имени А.В. Луначарского. Есть сын.


Еще будучи учеником 10-го класса средней школы в городе Ашхабаде, Леня Филатов сообщил всем знакомым, что поступает на режиссерский факультет ВГИКа. Сомнений в том, что он поступит, у юного Филатова не было. Сразу после выпускного бала он приехал в Москву с группой одноклассников. «Все это было от провинциальной наглости, а не от уверенности в собственных силах, – вспоминал он потом. – Я понял, как огромна Москва и как в ней много таких “гавриков”, как я. Выяснилось, что во ВГИКЕ меня никто не ждет». Потерпев неудачу в попытке стать режиссером, он по совету своего одноклассника начал сдавать экзамены на актерский факультет Щукинского училища и был туда принят.

Окончил Театральное училище имени Б. Щукина (1965–1969), курс В.К. Львовой и Л.Н. Шихматова. Когда в 1969 году 22-летний выпускник этого знаменитого вуза при Вахтанговском театре был приглашен в любимовскую «Таганку», многие его отговаривали: «Тебе тишина нужна, а там все грохочет, гремит, все орут». Но он ни о чем не пожалел и никогда не раскаивался в своем выборе.

Он был актером так называемого «второго призыва». Пополнение «Таганки» на рубеже 1960–1970-х годов ни по количеству, ни по качеству имен не уступало любимовской команде «первой пятилетки». Леонид Филатов, Виталий Шаповалов, Иван Дыховичный, Наталия Сайко, Борис Галкин, Александр Пороховщиков – такого талантливого набора, как тот, который влился тогда в труппу, в театре больше не было.

В «Таганке» Филатов был принят и признан безоговорочно с первой же работы – роли Ведущего в спектакле по роману Н.Чернышевского «Что делать?». А «повинны» в этом были его обаяние, которого не отнимешь, и прирожденный артистизм, которому не научишь. Но о своих первых шагах по «таганковской» сцене сам Филатов вспоминал впоследствии с большой теплотой и неподдельной самоиронией: «Я мечтал стать мировой знаменитостью, осчастливить собой все человечество и навсегда остаться в памяти благодарных современников. Этого не получилось. И все-таки я счастлив... “Таганка” была для меня самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране. Здесь я видел и знал людей, даже о мимолетном знакомстве с которыми можно было только мечтать. Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов, Белла Ахмадулина, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Альфред Шнитке, Булат Окуджава... “Таганка” – это университет. Здесь вблизи видел замечательные образцы человеческой отваги, хотя не менее близко сталкивался и с человеческой трусостью. Именно в этом доме я научился жалеть и прощать... Другое дело, что в пору юности я наивно думал, что и весь окружающий меня мир так же нормален и прекрасен, как “Таганка”».

Талант Филатова-актера, по признанию многих его коллег, – это талант вулканического происхождения, хотя по этому счету «природный вексель» не оплачен и наполовину. Хотя Ю. Любимов быстро проникся уважением к новобранцу, и нельзя сказать, что обижал его ролями, недоглядел или был нечуток к молодому дарованию, но все-таки сыграл Л. Филатов на «таганской» сцене не так уж и много. Ведущий в «Что делать?», Горацио в «Гамлете», Кульчицкий в «Павших и живых», Федерциони в «Жизни Галилея», эпизодические роли в «Десяти днях», «Часе пик», центральные – в «Доме на набережной», «Пристегните
ремни», «Пугачеве», «Антимирах», «Мастере и Маргарите», «Товарищ, верь» – все добротно и успешно для нормального актера. Но «полигона» для вулканической природы все-таки маловато.

Был бы Филатов только актером – может, возроптал бы, нашел бы другой театр, где мог утолить свои «премьерские» амбиции, вполне законные для такого мастера. Но помешали ему в этом (и помогли «Таганке») нетривиальные черты характера: умение дорожить честью братства, способность к самоиронии, любовь к таганскому «дому» и к каждому из «домочадцев». Отсюда и горячее сострадание Ю. Любимову за его мытарства, за мучительную цену, которую платили театр и его создатель временщикам-чиновникам. Здесь ярко проявилась способность Л. Филатова к самоограничению во имя важного вклада всего репертуара театра в судьбу Отечества. Составные его портрета можно назвать коротко и просто: интеллигентность, добропорядочность, патриотизм. Из года в год оттачивался творческий почерк актера, четче становился внутренний и внешний рисунок его ролей.
Л. Филатов становится полноправным членом «таганского соавторства». Не только актив творческих предложений по ходу репетиций, не только внерабочее сочинительство, но и сам характер владения материалом пьесы, поэтическое мышление соучастника спектакля в целом сразу поставили его в ряд с ведущей группой актеров-авторов, где каждый по-своему помогал Любимову: В. Высоцкий, В. Золотухин, А. Демидова, Б. Хмельницкий, И. Дыховичный. Неудивительно, что в перечне имен создателей одного из спектаклей «Таганки» – «Под кожей статуи Свободы» значилась и фамилия Л. Филатова.

В тот период, когда «Таганку» возглавил А. Эфрос, Леонид Филатов в течение двух лет работал в театре «Современник» (1985–1987). В 1987 году он вновь вернулся в «Таганку».

Еще в 1970 году Филатов начал сниматься в кино, а к 1973 году сознательно или интуитивно обрел вторую актерскую профессию. Киноактер Филатов начал теснить театрального близнеца. Нерастраченное на сцене должно было быть востребовано на экране. За годы работы в кинематографе он сыграл главные роли в фильмах: «Избранные» (Б.К., режиссер С. Соловьев, 1983), «Грачи» (режиссер С. Ершов), «Забытая мелодия для флейты» (режиссер Э. Рязанов), «Экипаж» (Скворцов, режиссер А. Митта, 1980), «Город Зеро» (режиссер К. Шахназаров), «Чичерин» (Чичерин, режиссер А. Зархи), «Успех» (режиссер, режиссер К. Худяков, 1985), а также роли в картинах «Капитанская дочка» (Швабрин, 1976), «Иванцов, Петров, Сидоров» (Петров, 1979), «Ярослав Мудрый» (воевода Твердислав, 1982), «Из жизни начальника уголовного розыска» (режиссер С .Пугинян), «Шаг» (режиссер А. Митта), «Претендент» (СССР–Словакия, режиссер К. Худяков), «Загон» (режиссер И. Гостев), «Европейская история» (режиссер И. Гостев), «Исповедь его жены» (режиссер Грикявичюс), «Женщины шутят всерьез» (режиссер К.Ершов), «Соучастники» (режиссер И. Туманян), “Вам и не снилось” (режиссер И. Фрэз) и др.

В начале 1990-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению – режиссуре. «Я люблю самое разное кино — Бунюэля, Бергмана, Бессона, Тарковского, Малля, Фассбиндера, Херцога, Германа, Михалкова, Соловьева, Формана, Паркера, да мало ли кого еще! Но больше всех люблю Феллини», – признался он однажды. В 1991 году снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме «Сукины дети», который получил первую премию на фестивале «Кинотавр».

К исходу 1989 года Л. Филатов уже приобрел всесоюзную славу актерского лидера последнего пятилетия, устойчивый авторитет среди кинодеятелей, почетное звание, титул секретаря Союза кинематографистов, международные премии, фестивальные призы... И наряду с этим – издерганность, подорванное здоровье, неспособность бросить курить в день по нескольку пачек сигарет, разочарованность и обиды.

Серьезные проблемы со здоровьем заставили его в середине 1990-х годов отойти от активной актерской и режиссерской работы. Но многогранность яркого таланта проявилась на другой стезе – литературной. Его всегда, еще в юности, отличала редкостная начитанность. Поэтические опыты молодости, еще в Ашхабаде, дали возможность его землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений – стихов и переводов. Этим он занимался постоянно, но особенно плодотворно трудился в литературе все последнее десятилетие. Л. Филатов писал стихи, песни, пьесы, пародии. В предисловии к сборнику его стихов «Уважайте удачу» А. Володин пишет: «Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь его стихи... и кажется, что он уже все сказал и о себе, и о нас, читателях... Но оказывается – нет: вот еще о себе и еще о нас. Это Поэт, которого знали тысячи и тысячи людей, любящих кино и театр. Артист Леонид Филатов. Какими разнородными талантами он одарен! Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист. Сказочник. И все, что он делает – и печальное и мудрое, – на радость нам. И все же – он не разный в своих дарованиях. Он – единое явление. Его поэзия создает образы душевной жизни людей, не похожих друг на друга, даже противостоящих друг другу. Это свойство истинного искусства”. “Мир – это театр”, – по слухам, говорил Шекспир. Читая стихи Леонида Филатова, каждый может сказать: мир – это и поэзия».



Одна из последних книг Л. Филатова – «Театр Леонида Филатова», вышедшая в 1999 году, в которую включены пьесы «Про Федота-стрельца удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Часы с кукушкой», «Любовь к трем апельсинам», «Лизистрата», «Возмутитель спокойствия», «Опасный, опасный и очень опасный», песни к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни», а также пародии «Таганка-75».





В наше неблагодарное время память о людях стремительно улетучивается. Те, кого еще вчера страна носила на руках, старятся и умирают в безвестности, одиночестве и зачастую в забвении. Многие из любимцев публики прошлых лет уже умерли 10 и более лет назад, а зритель зачастую об этом даже не подозревает. В основном талантливые люди, да еще и не совпавшие с официальным временем, живут мало. Ушли из жизни О.Даль, В.Дворжецкий, И.Извицкая и многие, многие... Кто же о них вспомнит, если не свой брат актер! Поэтому с 1994 года Л.Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу «Чтобы помнили», посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым творческим достижением, но поистине гражданским подвигом.

В 1996 году выпустил диск «Оранжевый кот» с песнями в соавторстве с Качаном. За цикл авторских программ «Чтобы помнили» Филатову присуждены премия «ТЭФИ» и Государственная премия РФ в области кино и телевидения.
В 1989 году Л. Филатов был избран секретарем Союза кинематографистов СССР. Он – народный артист России (1996), лауреат премии «Триумф», лауреат премии МКФ в Карловых Варах за фильм «Чичерин», где играл главную роль.
Скончался в Москве 26 октября 2003 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


ЧЕЛОВЕК ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА. О Леониде Филатове вспоминают...

"ЧЕЛОВЕК ИЗ ЧИСТОГО ЗОЛОТА. О Леониде Филатове вспоминают..."



Уважаемые гости, почитатели замечательного артиста, режиссера, писателя, драматурга и просто потрясающего человека - Леонида Филатова!
Я готовлю к выпуску книгу памяти Леонида Алексеевича,
в которой друзья и коллеги артиста вспоминают о нем.

Издательства не откликаются на то, чтобы выпустить данную книгу.
Таким образом, чтобы она увидела свет,
нужны - правильно! - собственные денежные знаки...
Все, кто хочет поучаствовать и ускорить выход
этой книги о Леониде Филатове, могут перечислить
средства (абсолютно любую посильную сумму!)
по реквизитам
:


Украина, Кировоградский филиал "Приватбанк"

МФО 323583 КОД 24144778

Счет 2924 0825 5402 53

на карточку № 6762 4620 5001 4866


Пребывающие в Украине при желании могут просто
внести средства через терминалы на карту "Приватбанка"
№ 6762 4620 5001 4866


Как говорится, скинемся всем миром в память
об этом прекрасном человеке - Леониде ФИЛАТОВЕ.
ВСЕМ ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!




Своими рассказами уже поделились:

Александр АДАБАШЬЯН,
Аркадий АРКАНОВ,
Белла АХМАДУЛИНА,
Жанна БОЛОТОВА,
Александр ГАЛИБИН,
Валентин ГАФТ,
Николай ГУБЕНКО,
Татьяна ДОГИЛЕВА,
Лев ДУРОВ,
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ,
Михаил ЖВАНЕЦКИЙ,
Михаил ЗАДОРНОВ,
Владимир ИЛЬИН,
Владимир КАЧАН,
Андрей КРАВЧЕНКО,
Ирина КУПЧЕНКО,
Владимир МЕНЬШОВ,
Александр МИТТА,
Александр ПАНКРАТОВ-ЧЕРНЫЙ,
Александр ПАШУТИН,
Алексей ПЕТРЕНКО,
Галина ПЕТРОВА,
Марина ПОЛИЦЕЙМАКО,
Александр ПОРОХОВЩИКОВ,
Александр РОЗЕНБАУМ,
Нина РУСЛАНОВА,
Александр ФИЛИППЕНКО,
Луиза ХМЕЛЬНИЦКАЯ,
Константин ХУДЯКОВ,
Леонид ЯРМОЛЬНИК,
Александр ЯЦКО...


Заходите на эту страницу - здесь будут появляться новости о продвижении книги,
а также некоторые выдержки из нее!
Если кто-то хочет сказать свои слова об этом замечательнейшем артисте и человеке, или если у кого-то есть личные воспоминания о встречах с ним, пишите их здесь или направляйте свои сообщения по адресу
ak2009@rambler.ru с пометкой КНИГА О ФИЛАТОВЕ.
Самые интересные письма я постараюсь поместить в книгу.
Не забывайте указывать Имя и Фамилию
(также желательно возраст, род вашей деятельности, а также откуда вы)
.
Спасибо!

Метки: книга о Леониде Филатове

Три посвящения Л.Филатову

Андрей Кравченко

ТРИ ПОСВЯЩЕНИЯ ЛЕОНИДУ ФИЛАТОВУ

Первое посвящение я написал в 1993 году и подарил Леониду Алексеевичу.
Казалось, еще всё хорошо... и так много впереди...


* * *

Леониду ФИЛАТОВУ

От черных туч так долго ждали грома,
но солнца луч пробил их толстый слой.
А может, растворяясь в полудреме,
они спокойны, им не нужен бой?
Да, очень важно быть самим собой
и подтверждать свое предназначенье,
но лик, образовавшийся молвой,
как трудно изменить! О, отреченье!
Как хочется уютной тишины,
а в тишине – жемчужную прохладу,
но свыклись – предназначен для войны.
Его вина ли в том? Гадать не надо...
Трещали стены, падал потолок,
деревья так неистово кричали.
Да, он такой, – дубы ворочать мог!
А сердце в этот миг полно печали.
От злости ли, от праздной суеты,
от недопонимания, от нервов
пошел завод, завал, жара, кресты.
Вот круг седьмой. А как далек тот первый!
Не вырваться, не выйти, не спастись,
спиралью вверх стремительно вертеться.
Взывало Солнце вверх, Земля тянула вниз.
Не выдержало, разорвалось сердце.
Со снежных гор, с небесной вышины
огромный дом – лишь жалкая избенка.
Так грому не давали тишины,
как в тихом омуте не видели чертенка.

20 марта 1993 года

Второе посвящение появилось 27 сентября 1996 года,
когда Леонид Алексеевич был уже нездоров...
Это стихотворение я подарил ему 24 декабря 1996 года,
в день его 50-летия, на праздновании этого юбилея в Театре
"Содружество актёров Таганки".


* * *

Нине ШАЦКОЙ и Леониду ФИЛАТОВУ

"...пусть будет всё: болезнь,
тюрьма, несчастный случай –
я все перенесу,
но не лети так, жизнь!”

Леонид ФИЛАТОВ

Непредсказуем бег времен,
нежданны радость, боль, разлука,
и милости судьбы, и мука,
но мир надеждой окрылен.

Надеждою на каждый день,
стремленьем в даль времен проникнуть,
не впасть в унынье, не поникнуть
и уловить удачи тень.

Давай, судьба, поговорим, –
ты жизни жребий подарила,
и жизнь тебя благодарила,
укрывшись под крылом твоим.

Но радости не вечен час,
затмивший солнце серой тучей:
болезнь, тюрьма, несчастный случай
не отрекаются от нас.

Им тоже, видно, скучен мир
из одиночества, бездейства,
но участь их – творить злодейство:
оно – жестокий их кумир.

Из часа в час, из года в год
меж ними и людьми сраженье –
победа, выход, пораженье...
...Какой всему придет исход?

А впрочем, ведь любой недуг
себе найдет долину смерти –
когда надежды свет не меркнет
и рядом женщина и друг.

Всё это даришь ты, судьба,
и все же – прояви участье –
тюрьмой, болезнью и несчастьем
ни нас не мучай, ни себя.

Мы в эту жизнь не навсегда
явились.
Дай же наслаждаться
ее дыханьем.
Пусть простятся
неверный шаг, грехов года.

А за итоговой чертой,
за новой точкою отсчета –
там будет время для расчета
меж нами, жизнью и судьбой.

26 сентября 1996 года

Третье посвящение легло на бумагу в печальном 2003 году...
Я послал его по почте жене Леонида Филатова - Нине Шацкой...


ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ФИЛАТОВА

Листвой по снегу лик печали вышит,
и плачет осень в скорби расставанья.
Ушел артист – тихонько, словно вышел
перекурить, – на вечное скитанье.

А на столе застыл недорифмован
стих сиротливым росчерком кометы,
и в пепле мук душевной болью скован
взнервленный след измятой сигареты.

И заглянул в окно недоумённо
знакомый голубь важный и жеманный –
там чай остывший с золотом лимона.
А где артист? Он вышел слишком рано…

Он вышел в ночь, на стыке тьмы и света
перемахнув за роковые грани,
и озаряет мир вокруг – с портрета
тепло улыбки с грустными глазами.

Артисты живы в кадрах киноленты,
даря навек добро, любовь, надежды.
Их провожают под аплодисменты:
сперва – со сцены, а потом – из жизни.

12 ноября 2003 года



26 октября 1993 года, Москва, бар "У Таганки"

Ангел стоял возле кровати...


В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу