Ас Саламу Ва Алейкума ВСЕМ!!!

Всем Ас Саламу Ва Алейкума Стхаяр Ва Бахаяр.
Рад Видеть Вас У Нас, У Лезгинов )))
ЧIан Лезгияр, ЧIан Жуванбур Кеф ЧIугиз!!!
-------------------------------------------------

настроение: Бодрое
хочется: Танцевать )))
слушаю: Trans Lezginku
Метки: Тама На Фотке Выдающейся Лез
ЛЕЗГИНЫ ЭТО СИЛА !!!
Лезгины (лезги,лезгияр)- один из народов Кавказа, компактно проживающий на территории Южного Дагестана и сопредельной части Севера Азербайджана. Нередко практически всех горских народоностей Дагестана называют лезгинами. Лезгины - прямые потомки населения Кавказской Албании Предками современных лезгин были многочисленные лекские (леки, леги,) племена, в состав которых входили нынешние лезгинские народности табасаранцы, агульцы, рутульцы, цахуры, крызы, будухи, удины, арчинцы и хиналуги, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. Все эти племена были известны под общим названием ’леки’, ’албаны (алпаны)’ относящиеся к современным горским народностям - лезгинам и лезгинским ответвлениям. В основе всех языков лекских племен лежал единый пралезгинский язык.
Нашествие римлян, персов, арабов вызвало политический и этнический распад Кавказской Албании. Часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени (V-X в.) в языке, быту и культуре складывались свои особенности. Так сложились лезгинский, табасаранский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности.
Лезгинский язык входит в состав лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Имеет много говоров и диалектов. Диалекты делятся на 3 группы: кюринская (диалекты гюнейский, яркинский, курахский, говоры гилиярский и гелхенский); самурская (докузпаринский и ахтынский диалекты, финский и курушский говоры); кубинская (кубинское наречие - условное название речи лезгин, проживающих в Азербайджане, - полностью не исследовано). Литературный язык на основе гюнейского диалекта.
Предки лезгин поклонялись языческим богам, свидетельство об этом сохранила лезгинская мифология. Определенное распространение получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам.
По официальным данным общая численность лезгин вместе с лезгиноязычными народностями составляет порядка 600-650 тысяч человек (перепись 2002 г). Реальная численность лезгин больше официальной. По разным оценкам она составляет от 700-800 тыс. до 1 и даже 1,5 миллиона и более. В России проживает 411,6 тыс. (перепись 2002 г.), в Азербайджане - 178 тыс. (перепись1999 г.). Лезгины также живут в странах СНГ и Балтии (св. 37 тыс. по переписи 1989 г.). Компактные поселения имеются в Турции (провинция Балыкесир св. 2 тыс.). Небольшое количество лезгин проживает в странах Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и других регионов. На своей этнической территории лезгины живут и в горной зоне, и на равнинных, в том числе приморских участках. Живут также в Казахстане (14 тысяч человек), Туркмении (10 тысяч человек) и др.
В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, частично Рутульский и Хивский районы. Лезгины - горожане сосредоточены главным образом в Дербенте (60 %.), Дагестанских Огнях (50%), Каспийске (30 %), Махачкале (15 %.) и Избербаше (8 %). Они составляют основное население поселка городского типа Белиджи и около 10 проц. поселка Мамедкала.
В Азербайджане лезгины сосредоточены главным образом в Кусарском и Кубинсом районах, также Варташенском, Исмаиллинском, Куткашенском и Нухинском районах Азербайджана. официально являются вторым по численности народом Азербайджана. По последней переписи лезгин в Азербайджане насчитано около 180 тыс. человек, а по неофициальным данным их вдвое- трое больше. Городское население лезгин находятся в основном в Баку.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые) и скотоводство, на равнинах, выгонно-стойловое, а в горах - отгонное (главным образом овцы, а также козы, крупно рогатый скот и др.); зимние пастбища находились в основном в Северном Азербайджане. Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин является ковроделие. Лезгинские ковры известны и за пределами Лезгистана. Также распространено прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное (с. Ахты), оружейное и ювелирное дело (с. Икра) и др.
Традиционные поселения в горах - кучевой, нередко террасной планировки, в равнинной части - разбросанной или уличной планировки. Традиционное жилище каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах - двух и многоэтажное, на равнине - одно или двухэтажное. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний - жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры.
Традиционная одежда у мужчин общедагестанского типа - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.
Основа традиционной пищи - растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Основное национальное повседневное блюдо - хинкал, хинкIар (галушки), праздничные -пловы, слоёные и др. Основная информация пищи лезгин имеется в книге Гаджиевой Г. Р. ’Кухня лезгин’.
Лезгины создали богатый фольклор: эпос ’шарвили’, богато народно-поэтическое творчество лезгин - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, сказания, песни, танцы
Известно творчество поэтов-ашугов 19 в. Национальные музыкальные инструменты: чунгур, далдам,саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен.
Лезгины известны своей музыкальной и танцевальной культурой - Лезгинка, народный танец лезгин, распространенный по всему Кавказу. У аварцев, чеченцев, кабардинцев, осетин, грузин, ингушей и др.
Южный Дагестан населяют в основном лезгины и народы лезгинской группы: табасаранцы, цахуры, рутульцы, агульцы, удины. Т.к. автохтонные земли лезгиноязычных народов находятся и на территории нынешнего Азербайджана, некоторые народы лезгинской группы живут и там. В частности около половины лезгин, цахуров, большая часть удин, незначительное число рутульцев, а так же так называемые народы Шахдага, будухцы, хиналуги и крызы, которые так же говорят на близких к лезгинскому языках.
Лезгины и лезгино-язычные народы являются коренным населением Северного Азербайджана и Южного Дагестана. Многие исследователи (Ихилов, Абдурагимов, Агаев и др.) датируют возникновение лезгинской государственности — древнего государства кавказкой Албании IV веком до н.э., об этом свидетельствуют найденные монеты с албанскими надписями IV-III веков до н.э.
Античные источники первых веков н.э. называет население кавказкой Албании гелами и леками (последнее до сих пор сохраняется у грузин, как название лезгин). Судя по всему, в V-VI вв. многие албанцы принимают христианство. Многие армянские источники свидетельствуют об этом, в частности Моисей Каганкатватцви упоминает имя «Манасе, епископа Капалы» (Кабала — древняя столица лезгин). Интересно и то, что после арабского нашествия многие жители Албании — Лезгистана, продолжали исповедовать христианство. Большинство удин до наших дней остались христианами. Арабское нашествие нанесло тяжёлый удар по лезгинской государственности, но не по культуре. Многие жители средневекового Лезгистана становятся известными мусульманскими учёными, поэтами и писателями. В феодальный период народы лезгинской группы образуют вольные общества и полузависимые ханства (Цахурское, Кубинское и др.).
Тяжело определить, когда жители всех лезгинских вольных обществ и ханства самоидентифицируются как один народ — лезгинский.
По мнению многих исследователей, до начала правления Фет-Али-Хана, сплотившего под своей властью все лезгинские земли (вторая половина XVIII века), лезгины, как многие другие народы Дагестана, называли друг друга по названию общества или селения, например: ахтынец, джарец, кубинец. Но, несмотря на это, следует отметить, что за всю свою долгую историю лезгины никогда не забывали о том, что они единый народ. Их объединял не только язык, но и литература — эпос о Шарвили, сказ об Абреке Кири Бубе и т.д., при чем лезгинский эпос Шарвили был создан задолго до рождения грузинского поэта Шота Руставели, этот эпос можно считать одним из первых стихотворных сложений Кавказа.
Помимо культурных аспектов лезгин объединял и схожий вид занятий: это отгонное скотоводство, ювелирное дело и, конечно, изготовление ковров, которым занимались как в нынешнем Азербайджане (по одну сторону реки Самур), так и в Южном Дагестане (по другую ее сторону).
Ковры лезгинской работы ценились по всему мусульманскому миру от Магриба до Индии. Эти ковры выставлены не только в дагестанских музеях, но и в Санкт-Петербурге в музее этнографии и в Стамбуле в музее «Тюрк вэ Ислам».
После Гюлистанского договора 1813 г. Лезгистан отходит к России и ситуация на восточном Кавказе обостряется. Несмотря на то, что лезгины оказывают сопротивление многочисленным кампаниям царских войск и местных владетелей, полностью в войну против России они не ввязываются. Лишь небольшая часть лезгинских аулов поддерживает имама Шамиля, хотя при всех трех имамах серым кардиналом был именно лезгин — Мухаммад ал-Яраги (ум. 1837 г.).
Во время революции многие лезгины поддержали Красную Армию, в этом они видели предоставление свободы своему народу. Некоторые лезгины занимали высокие посты в Дагестане в послереволюционный период (Самурский и др.)
Советский период оказал благотворное влияние на лезгин: сбылась мечта известного лезгинского поэта Гасана ал-Кадари, и горские дети научились грамоте, стали получать образование, однако светская культура вытесняла исламскую культуру, тесно связанную с национальной самоидентификацией.
И после развала Советского Союза, существование древней лезгинской культуры встало под вопрос. Националистическая политика властей в Азербайджане вообще не желает рассматривать интересы лезгин и лезгино-язычных народов. Древняя родина лезгин — район реки Самур — разделен между РФ и Азербайджаном, самурский лес находится на грани экологической катастрофы. На самое страшное, что под давление перемен в мире лезгинский народ теряет свою самобытность. Однако есть надежда, что благодаря возникновению обществ, занимающихся сохранением культуры и языка этого древнего народа, и заинтересованности многих лезгин в изучении своей истории. Этот тяжелый для них период будет последними мгновениями тьмы, после которых обязательно взойдет солнце.
Нашествие римлян, персов, арабов вызвало политический и этнический распад Кавказской Албании. Часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени (V-X в.) в языке, быту и культуре складывались свои особенности. Так сложились лезгинский, табасаранский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности.
Лезгинский язык входит в состав лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Имеет много говоров и диалектов. Диалекты делятся на 3 группы: кюринская (диалекты гюнейский, яркинский, курахский, говоры гилиярский и гелхенский); самурская (докузпаринский и ахтынский диалекты, финский и курушский говоры); кубинская (кубинское наречие - условное название речи лезгин, проживающих в Азербайджане, - полностью не исследовано). Литературный язык на основе гюнейского диалекта.
Предки лезгин поклонялись языческим богам, свидетельство об этом сохранила лезгинская мифология. Определенное распространение получили христианство и зороастризм, которых сменил ислам.
По официальным данным общая численность лезгин вместе с лезгиноязычными народностями составляет порядка 600-650 тысяч человек (перепись 2002 г). Реальная численность лезгин больше официальной. По разным оценкам она составляет от 700-800 тыс. до 1 и даже 1,5 миллиона и более. В России проживает 411,6 тыс. (перепись 2002 г.), в Азербайджане - 178 тыс. (перепись1999 г.). Лезгины также живут в странах СНГ и Балтии (св. 37 тыс. по переписи 1989 г.). Компактные поселения имеются в Турции (провинция Балыкесир св. 2 тыс.). Небольшое количество лезгин проживает в странах Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и других регионов. На своей этнической территории лезгины живут и в горной зоне, и на равнинных, в том числе приморских участках. Живут также в Казахстане (14 тысяч человек), Туркмении (10 тысяч человек) и др.
В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, частично Рутульский и Хивский районы. Лезгины - горожане сосредоточены главным образом в Дербенте (60 %.), Дагестанских Огнях (50%), Каспийске (30 %), Махачкале (15 %.) и Избербаше (8 %). Они составляют основное население поселка городского типа Белиджи и около 10 проц. поселка Мамедкала.
В Азербайджане лезгины сосредоточены главным образом в Кусарском и Кубинсом районах, также Варташенском, Исмаиллинском, Куткашенском и Нухинском районах Азербайджана. официально являются вторым по численности народом Азербайджана. По последней переписи лезгин в Азербайджане насчитано около 180 тыс. человек, а по неофициальным данным их вдвое- трое больше. Городское население лезгин находятся в основном в Баку.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, рожь, кукуруза, рис, бобовые) и скотоводство, на равнинах, выгонно-стойловое, а в горах - отгонное (главным образом овцы, а также козы, крупно рогатый скот и др.); зимние пастбища находились в основном в Северном Азербайджане. Одним из самых распространенных видов ремесла у лезгин является ковроделие. Лезгинские ковры известны и за пределами Лезгистана. Также распространено прядение, ткачество, производство ковров, сукна, войлока, кожевенное, кузнечное (с. Ахты), оружейное и ювелирное дело (с. Икра) и др.
Традиционные поселения в горах - кучевой, нередко террасной планировки, в равнинной части - разбросанной или уличной планировки. Традиционное жилище каменное (на равнине также саманное), наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах - двух и многоэтажное, на равнине - одно или двухэтажное. Нижний этаж занимают хлев или крытый двор, верхний - жилые помещения, выходящие на галерею, на которую ведёт наружная лестница со двора. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, ковры.
Традиционная одежда у мужчин общедагестанского типа - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха, шаровары, платье, бешмет, головной платок, чухту, серебряный пояс, много украшений. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.
Основа традиционной пищи - растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Основное национальное повседневное блюдо - хинкал, хинкIар (галушки), праздничные -пловы, слоёные и др. Основная информация пищи лезгин имеется в книге Гаджиевой Г. Р. ’Кухня лезгин’.
Лезгины создали богатый фольклор: эпос ’шарвили’, богато народно-поэтическое творчество лезгин - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки, сказания, песни, танцы
Известно творчество поэтов-ашугов 19 в. Национальные музыкальные инструменты: чунгур, далдам,саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен.
Лезгины известны своей музыкальной и танцевальной культурой - Лезгинка, народный танец лезгин, распространенный по всему Кавказу. У аварцев, чеченцев, кабардинцев, осетин, грузин, ингушей и др.
Южный Дагестан населяют в основном лезгины и народы лезгинской группы: табасаранцы, цахуры, рутульцы, агульцы, удины. Т.к. автохтонные земли лезгиноязычных народов находятся и на территории нынешнего Азербайджана, некоторые народы лезгинской группы живут и там. В частности около половины лезгин, цахуров, большая часть удин, незначительное число рутульцев, а так же так называемые народы Шахдага, будухцы, хиналуги и крызы, которые так же говорят на близких к лезгинскому языках.
Лезгины и лезгино-язычные народы являются коренным населением Северного Азербайджана и Южного Дагестана. Многие исследователи (Ихилов, Абдурагимов, Агаев и др.) датируют возникновение лезгинской государственности — древнего государства кавказкой Албании IV веком до н.э., об этом свидетельствуют найденные монеты с албанскими надписями IV-III веков до н.э.
Античные источники первых веков н.э. называет население кавказкой Албании гелами и леками (последнее до сих пор сохраняется у грузин, как название лезгин). Судя по всему, в V-VI вв. многие албанцы принимают христианство. Многие армянские источники свидетельствуют об этом, в частности Моисей Каганкатватцви упоминает имя «Манасе, епископа Капалы» (Кабала — древняя столица лезгин). Интересно и то, что после арабского нашествия многие жители Албании — Лезгистана, продолжали исповедовать христианство. Большинство удин до наших дней остались христианами. Арабское нашествие нанесло тяжёлый удар по лезгинской государственности, но не по культуре. Многие жители средневекового Лезгистана становятся известными мусульманскими учёными, поэтами и писателями. В феодальный период народы лезгинской группы образуют вольные общества и полузависимые ханства (Цахурское, Кубинское и др.).
Тяжело определить, когда жители всех лезгинских вольных обществ и ханства самоидентифицируются как один народ — лезгинский.
По мнению многих исследователей, до начала правления Фет-Али-Хана, сплотившего под своей властью все лезгинские земли (вторая половина XVIII века), лезгины, как многие другие народы Дагестана, называли друг друга по названию общества или селения, например: ахтынец, джарец, кубинец. Но, несмотря на это, следует отметить, что за всю свою долгую историю лезгины никогда не забывали о том, что они единый народ. Их объединял не только язык, но и литература — эпос о Шарвили, сказ об Абреке Кири Бубе и т.д., при чем лезгинский эпос Шарвили был создан задолго до рождения грузинского поэта Шота Руставели, этот эпос можно считать одним из первых стихотворных сложений Кавказа.
Помимо культурных аспектов лезгин объединял и схожий вид занятий: это отгонное скотоводство, ювелирное дело и, конечно, изготовление ковров, которым занимались как в нынешнем Азербайджане (по одну сторону реки Самур), так и в Южном Дагестане (по другую ее сторону).
Ковры лезгинской работы ценились по всему мусульманскому миру от Магриба до Индии. Эти ковры выставлены не только в дагестанских музеях, но и в Санкт-Петербурге в музее этнографии и в Стамбуле в музее «Тюрк вэ Ислам».
После Гюлистанского договора 1813 г. Лезгистан отходит к России и ситуация на восточном Кавказе обостряется. Несмотря на то, что лезгины оказывают сопротивление многочисленным кампаниям царских войск и местных владетелей, полностью в войну против России они не ввязываются. Лишь небольшая часть лезгинских аулов поддерживает имама Шамиля, хотя при всех трех имамах серым кардиналом был именно лезгин — Мухаммад ал-Яраги (ум. 1837 г.).
Во время революции многие лезгины поддержали Красную Армию, в этом они видели предоставление свободы своему народу. Некоторые лезгины занимали высокие посты в Дагестане в послереволюционный период (Самурский и др.)
Советский период оказал благотворное влияние на лезгин: сбылась мечта известного лезгинского поэта Гасана ал-Кадари, и горские дети научились грамоте, стали получать образование, однако светская культура вытесняла исламскую культуру, тесно связанную с национальной самоидентификацией.
И после развала Советского Союза, существование древней лезгинской культуры встало под вопрос. Националистическая политика властей в Азербайджане вообще не желает рассматривать интересы лезгин и лезгино-язычных народов. Древняя родина лезгин — район реки Самур — разделен между РФ и Азербайджаном, самурский лес находится на грани экологической катастрофы. На самое страшное, что под давление перемен в мире лезгинский народ теряет свою самобытность. Однако есть надежда, что благодаря возникновению обществ, занимающихся сохранением культуры и языка этого древнего народа, и заинтересованности многих лезгин в изучении своей истории. Этот тяжелый для них период будет последними мгновениями тьмы, после которых обязательно взойдет солнце.
(((
ты всегда так делаешь с людьми????просто кидаешь и все???ну если у тя есть хоть капля самоуважения то потрудись объяснить свои последние слова!!!!!!!!!
настроение: Взбешенное
хочется: ОБЪЯСНЕНИЙ
Биография Лезгинов!!!™
Лезгины (Самоназвание: лезги (мн. ч. лезгияр)) — один из крупнейших коренных народов Дагестана. Значительное число лезгин проживает также на севере современного Азербайджана, в Киргизии, Казахстане (после политических репрессий в эпоху СССР многие лезгины и представители других наций были насильно высланы в эти республики). Лезгинский язык принадлежит северо-кавказской языковая семье, нахско-дагестанская группа языков. По вероисповеданию современные лезгины — мусульмане суннитского толка.
В прошлом Лезгинами называли все горское население Дагестана. Сейчас Лезгинами принято называть все виды языковых групп Лезгин - Лезгин, Табасаран, Рутул, Агул, Цахур, Удин, Хиналугцев, Будухцев, Крызов. В некоторых источниках указано, что в эту группу входят и Лакцы. Так же указано, что и Лезгины и Лакцы произошли от Леков, и единственные оставшиеся представители Албанов-Леков. Но сейчас Лезгины и Лакцы пишутся разными нациями.
Первичная информация о древних предках лезгин прослеживается в IV-III веках до нашей эры, в упоминаниях о древнем кавказском государстве Албания, возникшего на територии южного Дагестана и современного Азербайджана. Албанцы рано приняли христианство грегорианского толка, но на сегодняшний день из народов лезгинской группы, потомков древних албанцев, только удины не исповедуют ислам. Армянский историк М. Хоренский отождествляет леков и древних албанцев. После распада Кавказской Албании и прихода арабских, иранских и тюркских завоевателей на Кавказ, лезгины были оттеснены глубоко в горы. На большей части исторической территории Албании расселилось тюркоязычное и ираноязычное население.
В прошлом Лезгинами называли все горское население Дагестана. Сейчас Лезгинами принято называть все виды языковых групп Лезгин - Лезгин, Табасаран, Рутул, Агул, Цахур, Удин, Хиналугцев, Будухцев, Крызов. В некоторых источниках указано, что в эту группу входят и Лакцы. Так же указано, что и Лезгины и Лакцы произошли от Леков, и единственные оставшиеся представители Албанов-Леков. Но сейчас Лезгины и Лакцы пишутся разными нациями.
Первичная информация о древних предках лезгин прослеживается в IV-III веках до нашей эры, в упоминаниях о древнем кавказском государстве Албания, возникшего на територии южного Дагестана и современного Азербайджана. Албанцы рано приняли христианство грегорианского толка, но на сегодняшний день из народов лезгинской группы, потомков древних албанцев, только удины не исповедуют ислам. Армянский историк М. Хоренский отождествляет леков и древних албанцев. После распада Кавказской Албании и прихода арабских, иранских и тюркских завоевателей на Кавказ, лезгины были оттеснены глубоко в горы. На большей части исторической территории Албании расселилось тюркоязычное и ираноязычное население.

настроение: Бодрое
Без заголовка
ЛЕзгины тот : 1-й кто знает свой язык 2-й кто имеет гордость 3-й не боиться врага
настроение: Хорошее
Без заголовка
Приветик Эльман))))ты где пропал???Зараза ты этакая)))со всем про меня забыл,а за прглошение спасибчики)),хоть я не лезгинка,но тебя я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ))))
настроение: Кокетливое
хочется: ТЕБЯ
Метрология Лезгинов!!!™
Метрология лезгин
МЕРА ВЕСА И ПЛОЩАДИ.
В фольклоре лезгин известны несколько мер, обозначавшие одновременно вес и площадь.
Муьшкуьр — одна из древнейших мер. Один муьшкуьр равнялся семи чувалам, т. е. около 500 кг. Название этой меры происходит, вероятнее всего, от топонима Муьшкуьр (Мюшкюр). Так называется плодородная равнина, примыкающая к западному берегу Каспийского моря около устья р. Самур и южнее.
1. Са муьшкуьр къуьлуьк — са кал.
За один муьшкуьр пшеницы — одну корову.
2. Са муьшкуьр къуьлелай вад хеб хъсан я.
Лучше иметь пять овец, чем один муьшкуьр пшеницы.
3. Сува са муьшкуьр ник цунилай, Муьшкуьрда са рипеднн ник цун
хъсан я.
Лучше в Мюшкюре засеять один рипе пшеницы, нежели в горах засе-
ять один муьшкуьр.
4. Канабдикай храна за
Из пеньки соткала я.
Муьшкуьр кь1адай ирид чувал.
Семь чувалов вмещающих один муьшкуьр.
Мехъерарда за ви хъиляй.
Назло тебе устрою я свадьбу.
Хуьруьн кьилихъ къацу сувал.
За селом на зеленой горе.
Муьшкуьр также мера площади, равная двум гектарам.
Рипе вмещает 4 киле, следовательно, весит около 40 кг. Рипе мера нестабильная. Например, П. Г. Бутков отмечал до конца XVIII века, что «сверх того, хлебом с Кубинской провинции со всякого двора по одной рубе (рипе), полагая коих, за исключением чиновничьих, муллинских и попов армянских, домов, с которых податей не берется, до 7000, по весу в каждой рубе (рипе) попять пуд. Если принять пуд за 16,38 кг, то 1 рипе = 81,90 кг.
1. Са рипе гьуьруькай са ахсанддин фу жеда.
Один рипе муки хватит на выпечку хлеба для поминок.
2. Ви балкIандин мас са рипе цуькI йа.
Цена твоему коню один рипе проса (о плохом коне).
3. НикIе авай цуькерикай
Вад рипе мух хкатдатIа?
Заз бегаьмиш хьайи рушан
Бубадик гаф акатдатIа?
Рипе также и мера площади. Са рипе къуьлуьн чка, са рипе къуьлуьн
ник — площадь засеваемая одним рипе пшеницы.
МЕРЫ ВЕСА И ДЛИНЫ.
В лезгинском фольклоре отражены также специфические меры, бозначавшие вес и длину.
Черек (от персидского чахар йек — четверть). В лезгинском языке есть два значения этого слова: мера веса — четвертая .часть большого мана, т. е. 750 граммов, и мера длины — четвертая часть аршуна (70—75 см), т. е. около 18 см.
1. Са черекдал вун девлстлу жедач.
Имея один черек, богатым не станешь.
2. Са черекдал руфун тух жедач.
Одним череком не насытишься.
4. Вуна закай черек атIана, за вакай йукI атIуда.
Ты утаил от меня черек, я утаю от тебя йукI (метр).
МЕРЫ ПЛОЩАДИ.
В фольклоре лезгин отразились также меры площади: гьав, къаблама, табагь. Гьав равняется 1/4 га (250 кв. м.).
1. Са гьав гьална галатдай йацI.
Вол, устающий, распахав один гьав.
2. Гьаварилай гьаваралди,
Ви гьаварин цIарариз кьIий.
АхцIегьвидин иер баха,
Зун ви бурма чIарариз кьIий.
С гьава на гьав,
Да буду я жертвой для борозд твоих гьавов.
Красивая ахтынка,
Да буду я жертвой для твоих кудрей.
Къаблама — мера площади, равная 0,5 га или 500 кв. м.
1. Фу кIандатIа къабламайра цуз,
Если хочешь иметь хлеб засевай в къабламах.
2. Са къаблама никни авачир кесиб.
Бедняк, не имеющий даже одной къабламы пашни.
Табагь — мера площади, равная 0,75 кв. м..
1. Са табагьдикай са шаламар алукIдайди.
Человек, надевающий чарыки из одного табагъа хожи.
2. Кал кьIена зун са табагъдин неси хьана.
Корова пала и я стал хозяином одного табагьа кожи.
МЕРЫ ДЛИНЫ.
В фольклорных материалах лезгин известны также несколько мер длины: аршун, кам, тIуб, чIиб, йукI.
Аршун — мера длины в 70—75 см. Эта мера также встречается з фольклорных материалах.
1. Вуна жуван аршундал алцуммир.
Не измеряй все своим аршуном.
2. Аршундин йаргъIивал гьилелай аслу йа.
Длина аршуна зависит от длины руки.
3. Гьар базардихъ вичин аршун ава.
Каждый базар имеет свой аршун.
Кам в лезгинском языке означает «шаг» (1 метр), обычно используется
при измерении расстояний во время строительных работ.
МЕРА ВЕСА И ПЛОЩАДИ.
В фольклоре лезгин известны несколько мер, обозначавшие одновременно вес и площадь.
Муьшкуьр — одна из древнейших мер. Один муьшкуьр равнялся семи чувалам, т. е. около 500 кг. Название этой меры происходит, вероятнее всего, от топонима Муьшкуьр (Мюшкюр). Так называется плодородная равнина, примыкающая к западному берегу Каспийского моря около устья р. Самур и южнее.
1. Са муьшкуьр къуьлуьк — са кал.
За один муьшкуьр пшеницы — одну корову.
2. Са муьшкуьр къуьлелай вад хеб хъсан я.
Лучше иметь пять овец, чем один муьшкуьр пшеницы.
3. Сува са муьшкуьр ник цунилай, Муьшкуьрда са рипеднн ник цун
хъсан я.
Лучше в Мюшкюре засеять один рипе пшеницы, нежели в горах засе-
ять один муьшкуьр.
4. Канабдикай храна за
Из пеньки соткала я.
Муьшкуьр кь1адай ирид чувал.
Семь чувалов вмещающих один муьшкуьр.
Мехъерарда за ви хъиляй.
Назло тебе устрою я свадьбу.
Хуьруьн кьилихъ къацу сувал.
За селом на зеленой горе.
Муьшкуьр также мера площади, равная двум гектарам.
Рипе вмещает 4 киле, следовательно, весит около 40 кг. Рипе мера нестабильная. Например, П. Г. Бутков отмечал до конца XVIII века, что «сверх того, хлебом с Кубинской провинции со всякого двора по одной рубе (рипе), полагая коих, за исключением чиновничьих, муллинских и попов армянских, домов, с которых податей не берется, до 7000, по весу в каждой рубе (рипе) попять пуд. Если принять пуд за 16,38 кг, то 1 рипе = 81,90 кг.
1. Са рипе гьуьруькай са ахсанддин фу жеда.
Один рипе муки хватит на выпечку хлеба для поминок.
2. Ви балкIандин мас са рипе цуькI йа.
Цена твоему коню один рипе проса (о плохом коне).
3. НикIе авай цуькерикай
Вад рипе мух хкатдатIа?
Заз бегаьмиш хьайи рушан
Бубадик гаф акатдатIа?
Рипе также и мера площади. Са рипе къуьлуьн чка, са рипе къуьлуьн
ник — площадь засеваемая одним рипе пшеницы.
МЕРЫ ВЕСА И ДЛИНЫ.
В лезгинском фольклоре отражены также специфические меры, бозначавшие вес и длину.
Черек (от персидского чахар йек — четверть). В лезгинском языке есть два значения этого слова: мера веса — четвертая .часть большого мана, т. е. 750 граммов, и мера длины — четвертая часть аршуна (70—75 см), т. е. около 18 см.
1. Са черекдал вун девлстлу жедач.
Имея один черек, богатым не станешь.
2. Са черекдал руфун тух жедач.
Одним череком не насытишься.
4. Вуна закай черек атIана, за вакай йукI атIуда.
Ты утаил от меня черек, я утаю от тебя йукI (метр).
МЕРЫ ПЛОЩАДИ.
В фольклоре лезгин отразились также меры площади: гьав, къаблама, табагь. Гьав равняется 1/4 га (250 кв. м.).
1. Са гьав гьална галатдай йацI.
Вол, устающий, распахав один гьав.
2. Гьаварилай гьаваралди,
Ви гьаварин цIарариз кьIий.
АхцIегьвидин иер баха,
Зун ви бурма чIарариз кьIий.
С гьава на гьав,
Да буду я жертвой для борозд твоих гьавов.
Красивая ахтынка,
Да буду я жертвой для твоих кудрей.
Къаблама — мера площади, равная 0,5 га или 500 кв. м.
1. Фу кIандатIа къабламайра цуз,
Если хочешь иметь хлеб засевай в къабламах.
2. Са къаблама никни авачир кесиб.
Бедняк, не имеющий даже одной къабламы пашни.
Табагь — мера площади, равная 0,75 кв. м..
1. Са табагьдикай са шаламар алукIдайди.
Человек, надевающий чарыки из одного табагъа хожи.
2. Кал кьIена зун са табагъдин неси хьана.
Корова пала и я стал хозяином одного табагьа кожи.
МЕРЫ ДЛИНЫ.
В фольклорных материалах лезгин известны также несколько мер длины: аршун, кам, тIуб, чIиб, йукI.
Аршун — мера длины в 70—75 см. Эта мера также встречается з фольклорных материалах.
1. Вуна жуван аршундал алцуммир.
Не измеряй все своим аршуном.
2. Аршундин йаргъIивал гьилелай аслу йа.
Длина аршуна зависит от длины руки.
3. Гьар базардихъ вичин аршун ава.
Каждый базар имеет свой аршун.
Кам в лезгинском языке означает «шаг» (1 метр), обычно используется
при измерении расстояний во время строительных работ.
настроение: Бодрое
хочется: Ничаво!!!
слушаю: Лезгинку как всегда =)
Рафик Тарикулиев,
31-12-2008 12:38
(ссылка)
Без заголовка
Салам Алейкум Стхаяр и вахар. Мир вам, вашим родным и вашиму дому.
Сагърай ЛЕЗГИЯР , Сагърай чин ЛЕЗГИСТАН.
Сагърай ЛЕЗГИЯР , Сагърай чин ЛЕЗГИСТАН.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу