Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

100 шедевров. Вступление



Одна вера. Одна держава. Один
царь. Вот основные идеи русской культуры XVI века.


И одна книга – Лицевой летописный
свод.


По замыслу создателей, Свод
должен был вобрать в себя все основные идеи «Третьего Рима» - Московского государства,
стать сакральной книги этой новой могущественной державы. Десять томов Лицевого
летописного свода (ЛЛС) – 19 490 страниц, 17 764 миниатюры. Большинство из
них – произведения мирового уровня. Без всякой натяжки ЛЛС можно назвать
памятником мировой культуры, высочайшим достижением русского искусства.


Сам замысел Свода не имел
прецедентов. Над его созданием трудились сотни писцов и художников. Они
приступали к этой работе, уже имея свой сложившийся художественный язык,
традиции. Поэтому внимательное изучение миниатюр Свода позволяет нам увидеть,
что они выполнены в различных манерах. Несмотря на то, что таких манер в
миниатюрах более двух десятков, их можно разделить на две группы –
провинциальные (т.е. исполненные мастерами родом из провинциальных городов) и столичные
(выполненные московскими мастерами). Характерно, что столичными манерами
отрисованы сюжеты, связанные с всемирной историей (библейские книги, Новый
завет и т.д.). А все миниатюры на темы русской истории, выполнены художниками
из Новгорода, Твери и других областей России.


Предельно обобщая, можно сказать,
что столичные манеры – более изысканные и утонченные, многие элементов
заимствованы из иконописной традиции. Встречаются и заимствования из европейской
средневековой готики. В целом, всемирная история исполнена в более возвышенном,
строгом стиле. Рисунок этих миниатюр более точный и строгий, но палитра не
очень сложна, колористические решения часто повторяются.


Русская история, напротив, отрисована
в более свободной живописной манере. Здесь встречается больше разнообразных
композиционных и колористических новшеств. Складывается ощущение, что мастера Свода
в изображении всемирной истории были «связаны» традицией и каноном. Работая же
над русскими сюжетами, художники ощущали большую степень свободы, так как
устоявшихся канонов изображения Куликовской битвы или Ледового побоища просто
не существовало. Поэтому и появлялись новые, необычные решения, напрямую
связанные с  православным искусством, но
бесконечно расширяющие православную эстетику.


Вместе с тем, все это
разнообразие манер складывается в единую картину. Стиль ЛЛС – его главное
достоинство. Я назвал его сакральным, поскольку основной его сущностью считаю проявление Божественного начала.


Сакральный стиль своими корнями
уходит в великое искусство Византии, но в руках русских художников приобретает
особую окраску, становится чувственным и лиричным. Строгий, торжественный
немного суховатый стиль Византии преображается в живой и подвижный язык русских
мастеров. Они меняют канон, свободно работают с цветом, линией, формой. Колорит
миниатюр невероятно тонкий, чувственный, насыщен оттенками, передающими
тончайшие переживания. Количество композиционных решений невообразимо велико,
причем многие из них составят конкуренцию лучшим современным художникам. Можно
сказать, что русские взяли у Византии всё лучшее и вдохнули жизнь в ее уже
закостеневшие формы.


Лицевой свод – это явление
русского Ренессанса. В то самое время, когда ведущие европейские мастера
реанимировали великое искусство Греции и Рима, русские художники развивали
сакральные тенденции, заложенные в Константинополе. Главная особенность
сакрального стиля, созданного в Византии и получившего новую жизнь на Руси –
поддержание единого, целостного образа мира. Сакральный стиль выражает полную
гармонию с жизнью и Богом. Искусство этого стиля не выходит на передний план,
не довлеет само себе и не заменяет собой жизнь и Бога. Этим оно отличается от
западноевропейского искусства, где само слово «искусство» превратилось в
синоним слова «искушение». Западные художники не устояли перед соблазном
превратить искусство в арт-объект. Этот арт-объект, завораживает мастерством,
имитирует жизнь неожиданностью решений и… кощунством. Все западное искусство,
начиная с эпохи Ренессанса и заканчивая нашим временем, - это разговор о смерти
и со смертью.


Совершенно по-другому «выстраивает»
отношения между искусством и жизнью сакральный стиль Лицевого свода. В первую
очередь – это разговор с жизнью и о жизни, с Богом и о Боге. Все элементы
связаны в единое целое, в образ мироздания. Все в этом стиле приподымает
человека, возвышает его чувства, здесь нет и толики кощунства и сарказма.


Именно в этом кроется
актуальность ЛЛС. Казалось бы, какое значение для современного человека могут
иметь древнерусские миниатюры? Зачем нам копаться в этом древнем «сундуке»,
ведь 400 лет всё так изменилось! Но мастера европейского Ренессанса почему-то
начали выкапывать из-под земли античные статуи, создавая на их основе новую
эстетику. Вполне возможно, что и мы сегодня так же «выкапываем» ЛЛС из толщи
забвения… Кто-то увидит в этих томах интересный исторический документ, для
кого-то откроется эстетика древнерусского искусства, а кому-то ЛЛС поможет
найти ключевые духовные решения.


Современным художникам тоже есть
чему поучиться у мастеров Свода. Художественный язык Лицевого свода настолько
уникален и необычен, что зритель испытывает поразительно благодатные чувства от
простого созерцания этих миниатюр. Свод значительно расширяет наше
представление о границах православного искусства, бесконечно расширяя их.
Создавая миниатюры, мастера столкнулись с необходимостью передать на
«православном» языке тысячи новых сюжетов – и религиозных, и светских, не
имеющих прямого отношения к русскому православию. В результате у нас есть
уникальная возможность увидеть историю Троянской войны или Александра
Македонского, выполненную в православном стиле. Мастера Свода рисовали и
многочисленные мирские эпизоды из жизни русских князей, исторические события,
природные явления. Они свободно творили, изобретали новые композиции, искали
новые формы художественного языка – и при этом оставались в рамках православной
эстетики и единого художественного стиля. Для нас, жителей XXI века, их
творчество – прекрасный урок того, как можно созидать, не разрушая


Лицевой летописный свод,
грандиозный памятник русской культуры, только сегодня по-настоящему
возвращается в русскую культуру. На протяжении четырех столетий он был
«рассыпан» по книжным хранилищам разных российских городов, изучать его могли
только избранные специалисты. Лишь современные техники печати и энтузиазм
руководителей издательства «Актеон» позволили нам увидеть ЛЛС во всей его
полноте и грандиозности.


Масштабы Свода огромны. Охватить
их одним взглядом невозможно. Но с чего-то ведь надо начинать… Именно поэтому мы
и сделали этот альбома. Мы выбрали для него сто самых интересных миниатюр,
наиболее полно выражающих художественные особенности Лицевого свода. Конечно,
наш выбор субъективен. Но мы надеемся, что знакомство с этими миниатюрами -
лишь первый  шаг на пути открытия Свода
каждым читателем


В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу