Написать комментарий | |
Любовь Комарова
11-07-2006 20:47 (ссылка)
Любовь Комарова
11-07-2006 20:47 (ссылка)
Re: Типичные причины речевых трудностей:
Что делать? Организовать предметное взаимодействие с малышом, только в совместной деятельности ребёнка и взрослого возникает потребность в первых активных словах.
- избыточная ориентация на предметный мир. В этом случае ребёнок много и с удовольствием играет с предметами, у него высокая двигательная активность, он радостно вокализирует. Но эти занятия поглощают его настолько, что он оказывается вне общения со взрослым. Во время своих занятий ребёнок не реагирует на обращения к нему, не стремится к контакту глаз, не испытывает потребности делиться своими впечатлениями от игры. Внешне такая ситуация может выглядеть вполне благополучной и удобной - ребёнок подолгу занимает себя сам, не доставляет родителям хлопот, не стремится к взаимодействию с ними. Но в действительности это неблагоприятное явление становится причиной отставания не только речевого, но и психического развития.
- избыточная ориентация на предметный мир. В этом случае ребёнок много и с удовольствием играет с предметами, у него высокая двигательная активность, он радостно вокализирует. Но эти занятия поглощают его настолько, что он оказывается вне общения со взрослым. Во время своих занятий ребёнок не реагирует на обращения к нему, не стремится к контакту глаз, не испытывает потребности делиться своими впечатлениями от игры. Внешне такая ситуация может выглядеть вполне благополучной и удобной - ребёнок подолгу занимает себя сам, не доставляет родителям хлопот, не стремится к взаимодействию с ними. Но в действительности это неблагоприятное явление становится причиной отставания не только речевого, но и психического развития.
Любовь Комарова
11-07-2006 20:47 (ссылка)
Re: Типичные причины речевых трудностей:
Что делать? Необходимо эмоциональное общение с ребёнком - ласки, контакт глаз, доброе и внимательное отношение, положительные оценки. Хорошо использовать для такого взаимодействия детские забавки - "сорока-ворона", "ладушки", "ку-ку" - прятаться за ладошками и эмоционально, радостно восстанавливать контакт глаз. Всем предметным играм постараться придавать "человеческий" характер: мишку кормим и укладываем спать, из кубиков строим домик для куклы, на машинке возим пассажиров и.т.д.
Любовь Комарова
11-07-2006 20:48 (ссылка)
Re: Типичные причины речевых трудностей:
Стоит сократить количество игрушек, предпочесть те, в которые нужно играть вместе. Заинтересовать взаимодействием - например, если ребёнок не проявляет интереса к игре в мячик, то катать его друг другу начинают двое взрослых, при этом искренне радуясь и забавляясь. Как правило, ребёнок тут же выявляет желание включиться в игру. Очень хороши игры с имитацией - взрослый говорит от имени разных зверюшек, которые обращаются к ребёнку и друг к другу. Непосредственная атмосфера такой игры увлекает ребёнка, и он стремится активно участвовать в ней, в том числе и речью. Также очень полезно совместное чтение и обсуждение красивых и интересных книжек.
Любовь Комарова
11-07-2006 20:48 (ссылка)
Re: Типичные причины речевых трудностей:
задержка на этапе "детских слов". Сами по себе "детские слова" - нормальный этап речевого развития. Причинами употребления "ам-ам", "ава", "бибика", "топ-топ" и прочих специфических детских слов являются несовершенная пока ещё артикуляция и особенности речевого слуха ребёнка. Огрехи в произношении допустимы до 5 лет. Но бывает так, что ребёнок как бы "застревает" на детских словах, не стремится переходить к нормальным словам и улучшать своё произношение. Это чревато нарушениями чтения и письма в будущем. Чаще всего это бывает, если родители и другие родственники много сюсюкают и лепечут с ребёнком, сознательно используют примитивные слова в общении с ним.
Любовь Комарова
11-07-2006 20:49 (ссылка)
Re: Типичные причины речевых трудностей:
Что делать? Обращаясь к ребёнку, четко и внятно произносить слова. Не нужно упрощать свою речь - этим можно оказать малышу лишь медвежью услугу. Заинтересовывать ребёнка правильным произношением - предлагать ему в виде игры повторять слово всё чётче и чётче. Здесь пригодятся имитации: взрослый повторяет одно и то же слово от имени разных зверей с разными интонациями, но неизменно чётко; ребёнок повторяет за ним. Также нужно возвращать ребёнку правильное произношение сказанного им слова. Например, несёт зайца: "Зяка!" - отвечаем: "Да, это зайка". Или увидел собаку: "Ав-ав!" - отвечаем: "Собачка". Ответ может быть как коротким, так и распространённым, главное, чтобы в нём звучало сказанное ребёнком слово.
Любовь Комарова
11-07-2006 20:49 (ссылка)
Re: Типичные причины речевых трудностей:
стремительное речевое развитие. Имеет место в случаях, когда сразу после года ребёнок начинает говорить развёрнутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные "взрослые" слова. Это, как ни странно, тоже может стать проблемой. Каким образом? Когда речевое развитие ребёнка сильно опережает все возрастные нормы и сроки, неокрепшая ещё нервная система не справляется с потоком информации, возникающим в связи с активным использованием речи. Ребёнок становится капризным, плохо спит, возникает тревожность и вялость - всё это симптомы перегрузки нервной системы. Такая ситуация часто усугубляется тем, что рано и хорошо говорящий ребенок становится предметом особой гордости родителей. Они постоянно с удовольствием разговаривают с ним, стимулируя тем самым речевое развитие больше и больше, демонстрируют успехи ребёнка всем друзьям и знакомым, что дополнительно нагружает нервную систему малыша. Постоянная перегрузка - прямая дорога к неврозу.
Любовь Комарова
11-07-2006 20:49 (ссылка)
Re: Типичные причины речевых трудностей:
Что делать? Ребёнку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, в первую очередь речевых. Важно много гулять с ребёнком, играть в простые игры. Хорошо, если он будет часто проводить время в обществе сверстников. Стоит уделить внимание организации полноценного и достаточного сна. И ни в коем случае не перегружайте малыша новой информацией.
Любовь Комарова
11-07-2006 20:50 (ссылка)
Re: Типичные причины речевых трудностей:
Таким образом, сложности на пути речевого развития могут возникать совершено разные. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, родителям важно быть чуткими и внимательными к своему малышу, понимать его интересы, знать его характер. Не стоит расстраиваться, столкнувшись с трудностями. Важно отнестись к ним конструктивно и своевременно воспользоваться несложными рекомендациями, чтобы помочь ребёнку преодолеть препятствия на пути к членораздельной речи.
Написать комментарий | ||
- задержка на этапе эмоционального общения со взрослым. В этом случае общение сводится к выражению взаимной любви, улыбкам и ласкам, а слово как бы лишнее - всё и так понятно.