Sandra Rovan,
24-10-2009 10:19
(ссылка)
Этимология слова ВЕДЬМА
О ВЕДЬМАХ
Часто люди не очень хорошо представляют себе, что такое ведьма. О
ведьмах не боги, не духи, не сверхъестественные существа. В них не
нужно верить. О них просто нужно знать. Слово "ведьма" вероятно
произошло от слова "веда" - знание, это позволяет предположить, что
изначально ведьмами называли знахарок (ведуний). К их помощи прибегали
в сложных ситуациях и взависимости от результата ворожбы награждали или
казнили. Ведьма не является представителем абсолютного зла: она может и
помогать, предупреждать, давать ценные советы. Им приписывают умение
привораживать и отвораживать, лечить и прорицать. Ведьма занимает
промежуточное положение между миром людей и нечистой силой, с которой
непосредственно связана. Не случайно к ведьмам относились настороженно,
особенно после принятия христианства на Руси. Ведьмой надо либо
родиться (способности ведьмы передаются по наследству), либо стать ею,
заключив договор с нечистой силой. В последнем случае говорили, что в
женщину вселился злой дух. Внешне ведьма выглядит как обычная женщина,
хотя иногда ей приписывается наличие хвоста и рожек. К тому же ведьма
обдадает тяжелым взглядом и никогда не смотрит в глаза другим людям,
поскосльку в ее глазах можно увидеть перевернутое изображение человека.
Часто ведьму описывают безобразной старухой, отмеченной каким нибудь
физическим уродством (хромотой, горбом). Но нередко свойства ведьмы
приписывают молодой, красивой женщине или девушке, полагая, что так ей
легче завлекать в свои сети людей. По ночам душа ведьмы может покидать
тело, чтобы вредить: она может навести порчу на людей, дом, животных,
растения. Ведьма способна вызывать дождь, ураган, град, пожары, бури,
засухи. Может окалдовать человека, превратив его в коня и заездив до
смерти, или же оставив в облике животного. Чтобы распознать ведьму,
следует осуществить специальные обряды. Так, считалось, что, увидев
купальские костры, ведьма начинает мучиться - корчиться и страдать
головной болью. Чтобы ее обезвредить, следовало выманить ведьму к
костру, вылив в огонь молоко коровы, на которую она навела порчу. У
костра ее нужно облить вскипяченной на купальском огне водой с
брошенными туда иглами. Считается, что ведьма не тонет. Защищались от
ведьм, заговаривая трубы, чтобы она не влетела в дом, укрепляли на
ворота свечу, освященную в церкви на сретение. Оберегом могли стать
воткнутая вверх прутьями метла на длинной палке; зубья бороны или вил,
нож, топор, или другие режущие предметы под порогом или укрепленные над
входом. Также осыпали дома и дворы маком, очерчивали мелом круги,
наносили кресты на ворота, окна и двери. Помогали и травы: полынь,
чеснок. Ведьмы проявляют себя прежде всего по праздникам, в периоды
полнолуния и в грозовые ночи. В эти дни ведьмы слетаются на шабаш, при
этом "транспортным средством" были метла, лопата, кочерга, коса, вилы,
ступа, палка, лошадинный череп, конь, кабан или обращенный в них
человек. Местами сбора были перекрестки и "лысые" горы. Считалось, что
ведьмы остаются опасными и после смерти, поэтому их хоронят вниз лицом
или забивают в гроб осиновый кол.
Часто люди не очень хорошо представляют себе, что такое ведьма. О
ведьмах не боги, не духи, не сверхъестественные существа. В них не
нужно верить. О них просто нужно знать. Слово "ведьма" вероятно
произошло от слова "веда" - знание, это позволяет предположить, что
изначально ведьмами называли знахарок (ведуний). К их помощи прибегали
в сложных ситуациях и взависимости от результата ворожбы награждали или
казнили. Ведьма не является представителем абсолютного зла: она может и
помогать, предупреждать, давать ценные советы. Им приписывают умение
привораживать и отвораживать, лечить и прорицать. Ведьма занимает
промежуточное положение между миром людей и нечистой силой, с которой
непосредственно связана. Не случайно к ведьмам относились настороженно,
особенно после принятия христианства на Руси. Ведьмой надо либо
родиться (способности ведьмы передаются по наследству), либо стать ею,
заключив договор с нечистой силой. В последнем случае говорили, что в
женщину вселился злой дух. Внешне ведьма выглядит как обычная женщина,
хотя иногда ей приписывается наличие хвоста и рожек. К тому же ведьма
обдадает тяжелым взглядом и никогда не смотрит в глаза другим людям,
поскосльку в ее глазах можно увидеть перевернутое изображение человека.
Часто ведьму описывают безобразной старухой, отмеченной каким нибудь
физическим уродством (хромотой, горбом). Но нередко свойства ведьмы
приписывают молодой, красивой женщине или девушке, полагая, что так ей
легче завлекать в свои сети людей. По ночам душа ведьмы может покидать
тело, чтобы вредить: она может навести порчу на людей, дом, животных,
растения. Ведьма способна вызывать дождь, ураган, град, пожары, бури,
засухи. Может окалдовать человека, превратив его в коня и заездив до
смерти, или же оставив в облике животного. Чтобы распознать ведьму,
следует осуществить специальные обряды. Так, считалось, что, увидев
купальские костры, ведьма начинает мучиться - корчиться и страдать
головной болью. Чтобы ее обезвредить, следовало выманить ведьму к
костру, вылив в огонь молоко коровы, на которую она навела порчу. У
костра ее нужно облить вскипяченной на купальском огне водой с
брошенными туда иглами. Считается, что ведьма не тонет. Защищались от
ведьм, заговаривая трубы, чтобы она не влетела в дом, укрепляли на
ворота свечу, освященную в церкви на сретение. Оберегом могли стать
воткнутая вверх прутьями метла на длинной палке; зубья бороны или вил,
нож, топор, или другие режущие предметы под порогом или укрепленные над
входом. Также осыпали дома и дворы маком, очерчивали мелом круги,
наносили кресты на ворота, окна и двери. Помогали и травы: полынь,
чеснок. Ведьмы проявляют себя прежде всего по праздникам, в периоды
полнолуния и в грозовые ночи. В эти дни ведьмы слетаются на шабаш, при
этом "транспортным средством" были метла, лопата, кочерга, коса, вилы,
ступа, палка, лошадинный череп, конь, кабан или обращенный в них
человек. Местами сбора были перекрестки и "лысые" горы. Считалось, что
ведьмы остаются опасными и после смерти, поэтому их хоронят вниз лицом
или забивают в гроб осиновый кол.
Sandra Rovan,
24-10-2009 10:15
(ссылка)
Небесное путешествие
Жил-был один мужик по имени Степан. И
вот как-то раз жена пожаловалась ему, что у коров стало пропадать
молоко. Не иначе, завелась в селе ведьма и отдаивает молочко, как это
они, злодейки, частенько делают. И решил мужик ведьму подкараулить.
Спрятался в коровнике под старой бороной и начал ждать.
А
дело было как раз в канун Юрьева дня. Сидел, сидел наш Степаха,
ждал-ждал и начал уже клевать носом, как вдруг двери скрипнули и в
коровник тихонько, бочком-бочком втерлась большая черная свинья.
Коровушки проснулись, затревожились, а свинья ударилась об пол и
обратилась женщиной. Мужик чуть в голос не заорал, узнав молодайку,
жившую на окраине села. Давненько ходила о ней дурная слава. Выходит,
не зря!
Молодайка между тем схватила доенку, уселась на малую
скамеечку поближе к бурен-ке и ну тягать ее за соски! Так увлеклась,
что даже не заметила, как Степаха выбрался из-под бороны, подкрался к
воровке и со всего маха огрел ее поперек спины тележной осью. Она
рухнула наземь, а мужик, войдя в раж, вдарил вдругорядь.
Эх,
беда, не знал он, что бить ведьму можно лишь единожды! От второго удара
она мигом ожила, обрела прежние силы и так люто набросилась на своего
обидчика, что наш Степаха и ахнуть не успел, как ведьма вскочила ему на
плечи и щипками да пинками выгнала во двор. Здесь она сунула ему под
рубашку ворох какой-то пахучей травы. И чуть только трава прикоснулась
к его телу, как земля ушла из-под ног мркика. Конечно, ведь за пазухой
у него лежала чародейная трава тирлич, сок которой делает человека
летучим!
Словно легкая пташка, взмыл Степаха в поднебесье, не
чуя тяжести ведьмы, которая сидела на его плечах, крепко вцепившись в
волосы, да при этом еще и подгоняла, и пришпоривала пятками, превесело
выкликая:
- А ну, наддай! А ну, шибче!
Вниз мужик
смотреть боялся - высота страшнейшая, голова кругом идет! В небесах то
и дело вспыхивали сухие зарницы. Была грозовая ночь, называемая в
народе воробьиная: в такую ночь, говорят, черт воробьев мерами меряет.
Ветер свистел, вышибал из глаз слезы, но постепенно Степан пригляделся
и увидел, что он не один в небесах. Длинной вереницею, перегоняя друг
друга, неслись куда-то молодые и старые бабы - иные из них были
красавицы, причем летели по небу в одних исподних рубахах или вовсе
нагишом. Сидели они верхом на метлах или в ступах, но большинство
оседлало таких же несчастных мужиков, как Степаха, и немилосердно гнало
их вперед.
А впереди вдруг забелела в лунном сиянии высоченная
гора, такая пустынная и округлая, что весьма напоминала лысую
человеческую голову. И тут наш Степа понял, что это знаменитая Лысая
гора, куда ведьмы и колдуны со всей Руси слетаются на свой шабаш.
Ведьма
щипками и колотушками принудила его опуститься на землю, и тут Степаха
уяснил, что угодил на бесовскую свадьбу. Молодой козлоногий черт брал
за себя хорошенькую ведьмочку. На троне, сложенном из костей
грешников-самоубийц, сидел сам Сатана и с удовольствием поглядывал на невесту.
Свадьба
была веселая и буйная - до того буйная, что Степаха в конце концов
накрепко зажмурился, чтоб не видеть чинимого вокруг непотребства. Он не
раз хотел осенить себя крестным знамением, чтоб разогнать злые чары, да
вот беда - руки его не слушались.
Миновала полночь, где-то далеко-далеко прокричали первые петухи, и веселье сразу пошло на убыль.
К
Степахе подбежала его знакомая ведьма, быстренько вскочила ему на плечи
и со страшной скоростью погнала обратно, тем же воздушным путем, каким
они летели, и ведьма сердито кричала:
- Поскорее, ты, кляча!
«Ладно,
ладно! - думал измученный Степаха, едва дыша от ведьминых тычков под
ребра. - Мне бы только до дому добраться, а там соберу народ да потянем
тебя на божий суд! Попомнишь клячу!»
Тут злодейка приказала ему
опускаться. И лишь только Степахины ноги коснулись земли, как ведьма
выкрикнула ему в ухо чародейное заклинание - и несчастный мужик рухнул
замертво.
Нашел его поутру пастух у околицы. Насилу привел в
чувство! И ни тогда, ни потом Степаха никак не мог объяснить, почему он
валяется на сырой земле весь избитый. И драка с ведьмой, и ночной
полет, и бесовская свадьба на Лысой горе начисто исчезли из его памяти!
вот как-то раз жена пожаловалась ему, что у коров стало пропадать
молоко. Не иначе, завелась в селе ведьма и отдаивает молочко, как это
они, злодейки, частенько делают. И решил мужик ведьму подкараулить.
Спрятался в коровнике под старой бороной и начал ждать.
А
дело было как раз в канун Юрьева дня. Сидел, сидел наш Степаха,
ждал-ждал и начал уже клевать носом, как вдруг двери скрипнули и в
коровник тихонько, бочком-бочком втерлась большая черная свинья.
Коровушки проснулись, затревожились, а свинья ударилась об пол и
обратилась женщиной. Мужик чуть в голос не заорал, узнав молодайку,
жившую на окраине села. Давненько ходила о ней дурная слава. Выходит,
не зря!
Молодайка между тем схватила доенку, уселась на малую
скамеечку поближе к бурен-ке и ну тягать ее за соски! Так увлеклась,
что даже не заметила, как Степаха выбрался из-под бороны, подкрался к
воровке и со всего маха огрел ее поперек спины тележной осью. Она
рухнула наземь, а мужик, войдя в раж, вдарил вдругорядь.
Эх,
беда, не знал он, что бить ведьму можно лишь единожды! От второго удара
она мигом ожила, обрела прежние силы и так люто набросилась на своего
обидчика, что наш Степаха и ахнуть не успел, как ведьма вскочила ему на
плечи и щипками да пинками выгнала во двор. Здесь она сунула ему под
рубашку ворох какой-то пахучей травы. И чуть только трава прикоснулась
к его телу, как земля ушла из-под ног мркика. Конечно, ведь за пазухой
у него лежала чародейная трава тирлич, сок которой делает человека
летучим!
Словно легкая пташка, взмыл Степаха в поднебесье, не
чуя тяжести ведьмы, которая сидела на его плечах, крепко вцепившись в
волосы, да при этом еще и подгоняла, и пришпоривала пятками, превесело
выкликая:
- А ну, наддай! А ну, шибче!
Вниз мужик
смотреть боялся - высота страшнейшая, голова кругом идет! В небесах то
и дело вспыхивали сухие зарницы. Была грозовая ночь, называемая в
народе воробьиная: в такую ночь, говорят, черт воробьев мерами меряет.
Ветер свистел, вышибал из глаз слезы, но постепенно Степан пригляделся
и увидел, что он не один в небесах. Длинной вереницею, перегоняя друг
друга, неслись куда-то молодые и старые бабы - иные из них были
красавицы, причем летели по небу в одних исподних рубахах или вовсе
нагишом. Сидели они верхом на метлах или в ступах, но большинство
оседлало таких же несчастных мужиков, как Степаха, и немилосердно гнало
их вперед.
А впереди вдруг забелела в лунном сиянии высоченная
гора, такая пустынная и округлая, что весьма напоминала лысую
человеческую голову. И тут наш Степа понял, что это знаменитая Лысая
гора, куда ведьмы и колдуны со всей Руси слетаются на свой шабаш.
Ведьма
щипками и колотушками принудила его опуститься на землю, и тут Степаха
уяснил, что угодил на бесовскую свадьбу. Молодой козлоногий черт брал
за себя хорошенькую ведьмочку. На троне, сложенном из костей
грешников-самоубийц, сидел сам Сатана и с удовольствием поглядывал на невесту.
Свадьба
была веселая и буйная - до того буйная, что Степаха в конце концов
накрепко зажмурился, чтоб не видеть чинимого вокруг непотребства. Он не
раз хотел осенить себя крестным знамением, чтоб разогнать злые чары, да
вот беда - руки его не слушались.
Миновала полночь, где-то далеко-далеко прокричали первые петухи, и веселье сразу пошло на убыль.
К
Степахе подбежала его знакомая ведьма, быстренько вскочила ему на плечи
и со страшной скоростью погнала обратно, тем же воздушным путем, каким
они летели, и ведьма сердито кричала:
- Поскорее, ты, кляча!
«Ладно,
ладно! - думал измученный Степаха, едва дыша от ведьминых тычков под
ребра. - Мне бы только до дому добраться, а там соберу народ да потянем
тебя на божий суд! Попомнишь клячу!»
Тут злодейка приказала ему
опускаться. И лишь только Степахины ноги коснулись земли, как ведьма
выкрикнула ему в ухо чародейное заклинание - и несчастный мужик рухнул
замертво.
Нашел его поутру пастух у околицы. Насилу привел в
чувство! И ни тогда, ни потом Степаха никак не мог объяснить, почему он
валяется на сырой земле весь избитый. И драка с ведьмой, и ночной
полет, и бесовская свадьба на Лысой горе начисто исчезли из его памяти!
Sandra Rovan,
24-10-2009 09:29
(ссылка)
Девочка-сорока
В деревне Теребенево (Жиздринского уезда, Калужской губернии)
семилетняя девочка Саша говорила матери, что она с теткой Марьей,
у которой жила в няньках, каждую ночь летала на лысую гору. — Когда все
заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет.
Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее — и полетим.
На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поит.
Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело — свищет
да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому что все большие,
а я одна маленькая.
То же самое Саша рассказала отцу, а этот бросился прямо к Марье: —
Безбожница, зачем ты мне дочь испортила? Заступился Марьин муж:
вытолкал дурака за порог и дверь за ним затворил. Но тот не унялся —
и к старосте.
Подумал, подумал староста и говорит:
— Нет, я тут действовать не могу,
— иди к попу и в волость.
Думал, думал отец и надумал сводить свою дочку в церковь, исповедать
ее, причастить и попытаться, не возьмется ли священник ее отчитать.
От исповеди, однако, девочка сама отказалась.
— Ведьмы не молятся и не исповедуются! И в церкви повернулась
к иконостасу спиной. Священник отчитывать отказался посоветовал
девчонку хорошенько выпороть.
— Какой сорокой она скидывалась, куда летала? И ты, дурак, веришь болтовне ребенка?
Между тем, у избы встревоженного отца толпа мужиков и баб
не расходится, и девчонка продолжает болтать свой вздор. В волости
жалобщику поверили и Марью признали за колдунью. Порылся писарь
в законах и оповестил:
— Нет, брат, против черта ничего не поделаешь: никакой статьи противу ею я не подыскал.
Пало на Марью подозрение, и слава ведьмы стала расти. Стали соседки
следить за каждым ее шагом, припоминать и подмечать всякие мелочи. Одна
рассказывала, что видела, как Марья умывалась, перегнувшись через порог
на улицу; другая — что Марья черпала воду на сутоках, третья-что Марья
в ночь на Ивана Купалу собирала травы и т. п. Каждый шаг несчастной
женщины стали перетолковывать в дурную сторону. Мальчишки из-за угла
начали в нее камнями бросать. Ни ей, ни мужу нельзя стало на улице
показываться — чуть в глаза не плюют.
— Хоть бы ты, батюшка, вступился за нас!
— умолял Марьин муж священника. Священник пробовал убеждать толпу
и успокаивать Марью, но ничто не помогало, и, в конце концов, невинная
и кроткая Марья умерла в чахотке.
С того времени прошло лет 15. Саша уже давно выросла, давно уверяет;
что рассказ ее — чистая выдумка, но теперь ей уже никто не верит: вошла
девка в полный смысл и поняла, что этого рассказывать не следует. Девка
она хорошая, но ни один жених за нее не сватается: никому нет охоты
жениться на ведьме.
Придется, вероятно, и ей, сидя в старых девках, обратиться
к промыслу ворожеи, тем более, что такие занятия почти не опасны
и очень выгодны. Мимо ворожеи не пройдут ни удалые молодцы, ни красные
девицы, ни обманутые мужья, ни ревнивые жены, потому что и нынче, как
и в старину, живет в людях вера в «присуху». Не надо ни лысых гор,
ни придорожных восстаний, достаточно и деревенских заваленок, чтобы,
узнавая сокровенные тайны, усердно заниматься приворотами и отворотами
любящих и охладевших сердец: и себе на руку, и посторонним в помощь.
В таких делах для ловких людей еще много простора, как бы ни назывались
эта ловкачи: ведьмами или ворожеями, гадалками или знахарками, бабками
или шептуньями.
семилетняя девочка Саша говорила матери, что она с теткой Марьей,
у которой жила в няньках, каждую ночь летала на лысую гору. — Когда все
заснут, погасят огни, тетка Марья прилетит сорокой и застрекочет.
Я выскочу, а она бросит мне сорочью шкуру, надену я ее — и полетим.
На горе скинем шкуру, разложим костры, варим зелье, чтобы людей поит.
Слетается баб много: и старых, и молодых. Марье весело — свищет
да пляшет со всеми, а мне скучно в сторонке, потому что все большие,
а я одна маленькая.
То же самое Саша рассказала отцу, а этот бросился прямо к Марье: —
Безбожница, зачем ты мне дочь испортила? Заступился Марьин муж:
вытолкал дурака за порог и дверь за ним затворил. Но тот не унялся —
и к старосте.
Подумал, подумал староста и говорит:
— Нет, я тут действовать не могу,
— иди к попу и в волость.
Думал, думал отец и надумал сводить свою дочку в церковь, исповедать
ее, причастить и попытаться, не возьмется ли священник ее отчитать.
От исповеди, однако, девочка сама отказалась.
— Ведьмы не молятся и не исповедуются! И в церкви повернулась
к иконостасу спиной. Священник отчитывать отказался посоветовал
девчонку хорошенько выпороть.
— Какой сорокой она скидывалась, куда летала? И ты, дурак, веришь болтовне ребенка?
Между тем, у избы встревоженного отца толпа мужиков и баб
не расходится, и девчонка продолжает болтать свой вздор. В волости
жалобщику поверили и Марью признали за колдунью. Порылся писарь
в законах и оповестил:
— Нет, брат, против черта ничего не поделаешь: никакой статьи противу ею я не подыскал.
Пало на Марью подозрение, и слава ведьмы стала расти. Стали соседки
следить за каждым ее шагом, припоминать и подмечать всякие мелочи. Одна
рассказывала, что видела, как Марья умывалась, перегнувшись через порог
на улицу; другая — что Марья черпала воду на сутоках, третья-что Марья
в ночь на Ивана Купалу собирала травы и т. п. Каждый шаг несчастной
женщины стали перетолковывать в дурную сторону. Мальчишки из-за угла
начали в нее камнями бросать. Ни ей, ни мужу нельзя стало на улице
показываться — чуть в глаза не плюют.
— Хоть бы ты, батюшка, вступился за нас!
— умолял Марьин муж священника. Священник пробовал убеждать толпу
и успокаивать Марью, но ничто не помогало, и, в конце концов, невинная
и кроткая Марья умерла в чахотке.
С того времени прошло лет 15. Саша уже давно выросла, давно уверяет;
что рассказ ее — чистая выдумка, но теперь ей уже никто не верит: вошла
девка в полный смысл и поняла, что этого рассказывать не следует. Девка
она хорошая, но ни один жених за нее не сватается: никому нет охоты
жениться на ведьме.
Придется, вероятно, и ей, сидя в старых девках, обратиться
к промыслу ворожеи, тем более, что такие занятия почти не опасны
и очень выгодны. Мимо ворожеи не пройдут ни удалые молодцы, ни красные
девицы, ни обманутые мужья, ни ревнивые жены, потому что и нынче, как
и в старину, живет в людях вера в «присуху». Не надо ни лысых гор,
ни придорожных восстаний, достаточно и деревенских заваленок, чтобы,
узнавая сокровенные тайны, усердно заниматься приворотами и отворотами
любящих и охладевших сердец: и себе на руку, и посторонним в помощь.
В таких делах для ловких людей еще много простора, как бы ни назывались
эта ловкачи: ведьмами или ворожеями, гадалками или знахарками, бабками
или шептуньями.
настроение: Любознательное
Sandra Rovan,
23-10-2009 14:47
(ссылка)
Набор администрации в данное сообщество!!!!
Я создала данное сообщество для общения,обсуждения интересных тем,но,к сожалению,постоянно находиться в интернете не имею возможности!Обьявляю набор желающих на пост смотрителей сообщества!!!
Sandra Rovan,
23-10-2009 14:32
(ссылка)
Золушка или Крёстная-фея?
Все помнят старую добрую добрую сказку про Золушку?!
Золушка---нуждается в помощи!
Крёстная-фея---оказывает помощь!
А Вы по жизни кем являетесь? Вы больше нуждаетесь в помощи или вечно оказываете её?
Золушка---нуждается в помощи!
Крёстная-фея---оказывает помощь!
А Вы по жизни кем являетесь? Вы больше нуждаетесь в помощи или вечно оказываете её?
настроение: Внимательное
хочется: Общения
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу