Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

13 октября в Казани День Памяти народов Поволжья и Урала!



В столице Татарстана Казани 13 октября (суббота) 2012 года пройдет 22-ой
День памяти защитников Казани, павших при взятии города – 460-ая
годовщина завоевания Казани войсками Ивана Грозного. 15 октября 1552
года после героической 41-дневной обороны, в ходе ожесточенного штурма
пала столица Казанского ханства, Казань.180-тысячной русской армии
противостояла 30-тысячная армия хана Едигера, в которую входили татары,
ногайцы, удмурты, мордва, чуваши и марийцы. В осаде было задействовано
огромное количество войск и орудий. Русские войска имели огромный
численный перевес над осаждёнными, кроме того, русские имели
многочисленную артиллерию (150 орудий). «Наряд» (артиллерия) располагала
различными типами орудий. Русская армия была представлена всеми родами
войск: конницей, стрельцами. По рассказам историков в 180 тысячной армии
Грозного было 30 тысяч татар-мусульман. Что опять-таки ставит под
сомнение правдивость российских историков. Ведь не могло столько
мусульман равнодушно смотреть, как из пушек расстреливали минареты и
принимать в участие массовой резни мусульман, включая детей и женщин
Казани.

Каждый народ вправе гордиться своей историей. История каждого народа -
неповторимая, особенная, самобытная. Мы должны помнить о делах дней
минувших, должны изучать и знать историю своего края. Необходимо, чтобы
представители нашего поколения умели принимать исторические знания,
которые тесно связаны с культурой и традициями народов Поволжья и Урала.
Коренные народы Поволжья и Урала относящиеся к двум крупным
этнолингвистическим группам, финно-угорской: коми, удмурты, мордва,
марийцы, и тюркоязычной: чуваши, татары, башкиры. Все эти народы прошли
сложный путь. В процессе совместного проживания происходило
взаимовлияние и взаимопроникновение культур, имеющих свои особенности.
Это - наша общая история, но каждый народ помнит и чувствует эту историю
по-своему. Национальная память по-своему перерабатывает и осмысляет
общий опыт. И поэтому каждый народ должен гордиться свей историей, и мы
обязаны попытаться сделать так, чтобы наши общие трагические
воспоминания сближали, а не разъединяли нас. И у нас есть шанс
добиться того, чего мы хотим.

С завоеванием Казанского ханства Москвой в 1552 году власть хана в
Казани ликвидировалась. В крупнейшие города в Казань и в Свияжск
направляются большие воеводы, являвшиеся наместниками Ивана Грозного на
местах. Намереваясь усилить колонизацию Поволжья и Сибири, московское
правительство учредило в Казани самостоятельную епархию под
покровительством военных. Епархия сразу же занялась постройкой
монастырей и церквей, а также насильственной политикой христианизации
местного населения. Во всех татарских селах жестоко разрушались мечети и
медресе, уничтожались ценные и священные арабские книги и древние
рукописи. На местах разгонялись исламские просветители и учителя,
религиозное руководство в лице мулл и имамов. Над татарами,
противившимися крещению, совершалось дикое насилие: их сажали в тюрьмы, у
них отбирали земли, их выселяли из деревень, заставляли жениться на
русских женщинах, держали в цепях, жестоко пытали. Детей татар и башкир,
заново обратившихся в Ислам, отбирали у родителей и раздавали
новокрещенным. При этом церковники не скрывали, что их цель - отучить
татар от исламской веры. В свою очередь татары-мусульмане, борясь с
насильственной христианизацией, разрушали монастыри и церкви, избивали
наиболее ненавистных им священников, некоторых даже убивали, поднимали
массовые восстания. Кроме татар, являвшихся в своем большинстве
мусульманами, на территории бывшего Казанского ханства из-за религиозной
политики оккупантов пострадали и другие народы чуваши, удмурты,
марийцы, у которых вырубались священные рощи. Позже Архиепископом в
Казань был направлен фанатик-миссионер и беспощадный палач Лука
Конашевич. За короткий срок в Свияжском уезде со своими палачами он
сумел крестить 13822 чувашей, черемис и мордвы.

Вот уже несколько лет реставрация храмов Свияжска ведется за счет
федерального и республиканского бюджета, конечно же, больше из кармана
жителей Татарстана. Взнос каждой стороны, по данным фонда «Возрождение»,
по 400 миллионов рублей ежегодно. Город Свияжск был основан в мае 1551
года. Первыми прихожанами были враги наших предков Иван Грозный и
русские воины, стрельцы, которые молились перед походом на Казань. Слова
Ивана IV после взятия г. Казани: "Мечети поганые раскопать и святые
церкви на их месте возвести", позже в оккупированных регионах к июню
1744 года из 536 мечетей было разрушено 418; москвичи от полного
уничтожения воздержались потому, что слух об этом мог дойти до
мусульманских стран и вызвать там разрушение церквей.

Мы помним вынужденную иммиграцию поволжских татар в Среднюю
Азию, Турцию и в другие страны случившееся из-за насильственного
крещения и национального гнета. Однако татар всегда тянуло к
историческим землям своих предков. Они едут, чтобы увидеть земли
татарских ханов - Сибирь, Волгу, Урал, Татарстан, Астраханские,
Оренбургские, Пермские, Самарские, Симбирские, Омские края. Живущие за
рубежом наши соотечественники, помнят и знают нашу историю, они проводят
многочисленные мероприятия по консолидации татарских общин,
сохранению этнокультурного пространства, укреплению связей с
исторической Родиной, вносят весомый вклад в мировую цивилизацию, это
ли не доказательство того, что татарский народ не побежден и продолжает
развиваться?

Взглянем, как относятся татары, русские и их правительства к своей истории.

В этом году жители России с размахом провели 200-летие Бородинской
битвы. К юбилею приурочены торжественные мероприятия в разных городах и
регионах: открытия музеев, организация военных реконструкций, выставок,
фестивалей и т.д. Президент России принял участие в праздновании
200-летия битвы под Бородино. По случаю 200-летия победы над французами в
России прошли общецерковные торжества. Во всех храмах РПЦ прошли
молебны. Юбилейные торжества возглавил лично Патриарх. Более 2,7 млрд.
рублей ушло на подготовку мероприятий по празднованию 200-летия.

Каждый год патриоты Татарстана и соседних республик собираются почтить
память предков, однако мы не видим президента республики Татарстан,
министров, депутатов, писатели, деятелей культуры, (депутаты, писатели,
деятелей культуры участвуют только 25-30 человек) директоров
предприятий, ректоров институтов, директоров школ и имамов мечетей
республики. Неужели правительство Татарстана не может выделить около 100
миллионов рублей нам татарам, которых больше 12 миллионов по всему
миру, для проведения Дня памяти, в частности для издания брошюр, книг,
календарей, проведения конференций, построек монументов павшим героям,
музеев?

С таким же успехом могут совместно проводиться мероприятия братских народов Поволжья и Урала:

Башкиры – день приуроченный Салавату Юлаеву - башкирскому национальному
герою, одному из руководителей Крестьянской войны в 1773-1775 годах,
сподвижник Емельяна Пугачева.

Чуваши - «Акатуй» - один из самых важных национальных праздников
чувашского народа и связан с древними традициями празднования окончания
весенних. полевых работ.

Удмурты - «Гербер» - традиционный удмуртский национальный праздник.

Марийцы - «Семык» - национальный праздник марийского народа посвящённый национальным героям.

Мордовы - «Тексень каштаз» - национальный мордовский праздник.

Мы призываем 13 октября к флагам Татарстана привязать зеленые ленты,
напоминая о героических погибших предков, главу Русской Православной
Церкви (РПЦ) Патриарха Кирилла принести публичное покаяние за проступки,
совершенные в период инквизиции перед народами Поволжья и Урала, широко
освещать данное мероприятие в средствах массовой информации.



Председатель Шуры Аксакалов - Габдельбарый Зиннуров.

Председатель Набережночелнинского отделения ТОЦ - Рафис Кашапов.

Председатель камского отделения СТМ "Азатлык" - Ильмир Салих.

http://tatar-centr.blogspot.com/2012/09/13.html



Как идет подготовка ко Дню Памяти?

http://www.tatar-gazeta.ru/...



Бесплатное получение книг SMI-ASIA: 5 дней - 1 вопрос-1 книга


«Мараканда» объявляет о регулярном розыгрыше среди подписчиков портала на Facebook купона на бесплатное получение книги издательства «SMI-ASIA».
С условиям розыгрыша можно ознакомиться по следующему адресу
http://www.facebook.com/Mar...

Метки: SMI-ASIA, Мараканда

АНИКОВСКОЕ БЛЮДО



Блюдо с изображением крепости, Семиречье. IX-X вв. Эрмитаж. Серебро, позолота. Диаметр – 23,6 см. Выполнено в IX-X вв. с отливкой в форму, являющуюся слепком с блюда VIII в.
Сюжет – ИЛЛЮСТРАЦИИ К БИБЛЕЙСКОЙ КНИГЕ ИИСУСА НАВИНА: внизу — осада Иерихона и блудница Раав в окне городской стены; в центральной части - вынос Ковчега Завета в сопровождении семи жрецов с «семью рогами юбилейными», выше — взятие ханаанского города и Иисус Навин, остановивший одновременно солнце и луну.
Предположительно изготовлено согдийцами-христианами.
Ряд ученых видят в оформлении блюда влияние буддийской иконографии, в частности, многочисленных изображений «осады Кушинары» из Восточного Туркестана.
Изображение крепости на блюде – редкий образ реальной архитектуры раннесредневекового Согда.

Метки: Аниковское блюдо, христиане, согдийцы, Иисус Навин

Истории Ходжи Насреддина

«Заезжий мудрец громогласно на базаре предложил Насреддину крупное пари: на сорок его вопросов Ходжа должен был дать всего один ответ. На все вопросы – единственный ответ. Народ столпился вокруг них и Насреддин принял вызов. Он смиренно выслушал сорок неразрешимых вопросов, кротко улыбнулся и сказал!
– Ничего не знаю.
Базар охнул… и присудил победу Ходже».


Литературная версия – Мансуров А.
Иллюстрация – Апухтин В.

Лого сообщества "Мараканда"

Знак-лого сообщества не придуман. Эта «КОСМОГРАММА ЖИЗНИ» создана около тысячи лет назад.
Местонахождение – портал мавзолея Ак-Астана-баба (Сурхандарьинская область). Возможная датировка – X-XI вв. Описание: в центре знака находится спиралевидное растение, обрамленное солнечно-огненным кругом. «Солнце» вписано в сложную семизначную фигуру со звездой в центре. 14 ниш этой матрицы занимают изображения растительных элементов. Вершины внутренней «звезды» соединены во внешней области ломаной, так что вся фигура образует замкнутую сплетенную кривую. Вне «звезды» имеются два круга «карманов»: 7 средних и 7 малых. В первых семи “карманах”, прилегающих к внутренней звезде сложившиеся многослойные “листки”. В семи внешних узких “карманах” – только наметившиеся «ростки». Интерпретация – модель Жизни во Вселенной, «микрокосм» Человека, конкретной Души.
1) ЖИЗНЕТВОРНЫЙ ОГОНЬ («Солнце») ОДУШЕВЛЕН (имеет жизнь внутри).
2) ЖИЗНЬ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ОТ ЦЕНТРА. 3) РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ ИМЕЕТ ВНУТРЕННЮЮ ЭНЕРГИЮ (центральный круг Огня).
4) ЖИЗНЬ РАЗВИВАЕТСЯ ВО ВРЕМЕНИ (внешний круг жизни проще внутреннего).
5) ЖИЗНЬ ГАРМОНИЧНА (каждый элемент занимает свое место в «матрице жизни»).
6) РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ БЕЗГРАНИЧНО (знак разомкнут).
7) ЖИЗНЬ ИРРАЦИОНАЛЬНА (7 и круг) .
Подробнее о знаке - http://memoryoffuture.blogs...

Метки: древние знаки, Ак-Астана-баба, семантика, звезда, Мараканда

Мир меняется - Ислам, спорт и политика!


На ФОТО: Флаг Организация Исламская Конференция (ОИК)
Мир меняется, в современном мире мусульманские государства выступают важным фактором геополитики. Достаточно отметить, что исламский мир обладает колоссальными запасами нефти и газа, у них происходит интенсивное движение мировых капиталов, во многом благодаря тому, что через эти регионы проходят основные воздушные и сухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией и Америкой.
В мире интерес вызывает феномен «исламского возрождения» в странах Ближнего и Среднего Востока и Восточной и Западной Европы. Решающий толчок, выведший исламский фактор в ранг первостепенных проблем мировой политики, экономики, культуры и спорта, является увеличение числа мусульман. Быстрому росту исламского мира способствует демографический фактор: если в 1980 г. численность мусульман в мире составляла 18% от всего населения Земного шара, то в 2000 г. - уже 23%, а, по прогнозам, к 2025 г. составит уже 31%, т.е. впервые превзойдет по численности христианское население планеты.
Мы знаем среди спортсменов мирового уровня немало мусульман: тех, кто принял Ислам, и тех, кто родился в мусульманской семье. Большое число мировых звёзд спорта пришли к Исламу уже в зрелом возрасте, добившись успехов в спортивной карьере. Вот несколько имён самых знаменитых мусульман спортсменов: Мохамед Али, Зинедин Зидан, Карим Абдул-Джаббар, Майк Тайсон, Златан Ибрагимович, Билал (Франк) Рибери, Хаким Абдул Оладжьювон, Абдул-Салам Билал Анелька…
Отметим недавние успехи зарубежных мусульман в области спорта: учитывая мнение  многомиллионный мусульманской уммы мира, испанский футбольный клуб «Реал-Мадрид» избавился от креста. В качестве жеста признательности президент «Реала» Флорентино Перес убрал с короны на официальном гербе клуба крест, чтобы избежать непонимания или неправильного толкования в регионах, где большинство населения составляют мусульмане. Крест на гербе испанского клуба появился в 1920 году, когда опеку над ним взял король Альфонс XIII. Тогда же в названии клуба появилось слово "Королевский" – Real. Ранее по просьбе мусульман из Катара от креста на гербе также избавилась известный испанский футбольный клуб «Барселона».
Уже многие годы мусульмане России требуют убрать с герба России крест, доказывая, что в многоконфессиональной стране это несправедливо. По словам протестующих мусульман, Россия, как и СССР,  светское государство и наличие христианских символов в гербе, конечно же, не может не задевать чувства  граждан российского общества, в частности около 25 миллион мусульман. Последователи Ислама надеются быть услышанными властью. 
Совсем скоро стартуют Олимпийские игры, торжественное открытие которых пройдет 27 июля в Лондоне, и поэтому праздничному событию недавно был опубликован маршрут движения олимпийского огня. Рима Абдулла спортивный комментатор и любительница футбола станет первой женщиной в истории Саудовской Аравии, которая примет участие в эстафете Олимпийского огня. Наряду с этим также на Олимпиаде в Лондоне может впервые в истории участвовать женская футбольная команда королевства Саудовской Аравии. Как ожидается, в Олимпиаде-2012 примут участие более трех тысяч спортсменов из мусульманских стран. 
Одновременно с традиционными видами спорта начали развиваться единоборства, такие как: кикбокс, тайский бокс, миксфайт и тд. Все больше людей становятся не только зрителями поединков, но и их участниками. Среди них немало мусульман. 
На сегодняшний день довольно таки часто проводятся турниры и чемпионаты по данным видам спорта. И на этих соревнованиях немало моментов, которые неприемлемы для морально-этических устоев мусульман.  Спиртные напитки, вызывающие музыкальные группы, полуголые девушки с табличками раундов всё это оскорбительно не только для мусульман, но и для спортсменов и зрителей других конфессий. Нужно действовать над решением данных проблем. 
Одновременно с развитием боевых искусств, все больше и больше начинаются участвовать в них российские мусульмане, например: Адлан Амагов, Муса Мусалаев, Адам Халиев, Багаутдин Абасов, Магомед Маликов,  Али Багаутинов, Джабар Аскеров, Бувайсар Сайтиев, Магомед Шихшабеков, Марат Гафуров, Маирбек Тайсумов, Мухаммад Бибулатов, Муса Хаманаев, Хабиб Аллахвердиев и многие другие. Их достижения видны на европейском и мировом уровне. Очень приятно, когда бойцы посвящают свои победы Всевышнему Аллаху! Зрелищные поединки настоящий подарок всем любителям этого вида спорта. И это видят миллионы активных любителей спорта по всему миру. 
Спортсмены из национальных республик выходят на ринг с национальными флагами. Если взглянуть на нынешнюю политическую ситуацию, вслед за Чечней «президентские» посты были упразднены в республиках Бурятия, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. На очереди Татарстан и Башкортостан. Сегодня идут упразднения постов президентов, а завтра могут ликвидировать республику, флаг, герб и гимн.  Мы, активисты Татарского общественного центра, категорически против политического давления Москвы. Однако, ни смотря, ни на что давление продолжается в отношении национальных республик. В связи с чем, мы предлагаем объединиться спортсменам мусульманам России под исламским флагом. Флаг Организация Исламская Конференция (ОИК) - полностью зелёный фон, символ Ислама, Исламских земель. В центре на белом диске, красный полумесяц обращённый к вверху - это символ, который должен буквально отобразить в символической форме Ислам и что Аллах стоит выше, чем все люди. Белый диск представляет Мир среди мусульман и всех людей, живущих в мире. На диске слова «Аллах Акбар» написаны арабской вязью. Появление спортсменов на спортивную арену с флагами ОИК, которая сотрудничает с Россией, привлек бы внимание руководителей мусульманских государств и богатых шейхов, которые могут спонсировать чемпионаты. 
Также мы замечаем сплочённость народов на подобных чемпионатах, да это вполне нормальное явление, и у славян заметно подобное отношение друг к другу. К примеру, дзюдоист Владимир Путин регулярно поддерживает чемпиона мира по смешанным единоборствам Федора Емельяненко украинца по национальности.  
Напоминаем, в Татарстане в 2013 году состоится XXVII Всемирная Летняя Универсиада - всемирные студенческо-молодёжные спортивные соревнования. Организаторам  летней Универсиады надо создать комфортные условия для всех, особенно для мусульманской молодёжи. Во время Универсиады мусульмане спортсмены не должны быть обречены на скучную, однообразную, будничную жизнь. Им необходимо предложить соответствующие шариату формы проведения досуга. Для казанских татар-мусульман сейчас актуально выработать проблемы досуга для гостей.  

Настоящее письмо принято на общегородском собрании Набережночелнинского отделения (НЧО) ТОЦ. 
Председатель собрания председатель ТОЦ Рафис Кашапов.
Секретарь собрания Марзия Шакирова.
Татарстан, Набережные Челны. 
http://tatar-centr.blogspot.com/2012/06/blog-post_23.html

Фалунь Дафа на Красной площади в Москве

Последователи Фалунь Дафа приняли участие в VIII военно-спортивном форуме «Готов к труду и обороне», который проходил в Москве, на Красной площади столицы, 24 – 29 мая.
Фалунь Дафа на Красной площади в Москве


«На сцену приглашаются ученики самого великого и могучего Фалунь Дафа!», — объявил ведущий концертной программы, приглашая участников практики духовного и физического самосовершенствования на сцену. Последователи Фалуньгун исполнили танцы «Фалунь Дафа — Хао!», «Чистый лотос» и песню «Послание Человечеству».
Фалунь Дафа на Красной площади в Москве


Над Красной площадью парил Небесный дракон из мира Фалунь и Небесные львы, по площади маршировали барабанщики, а лотосы — символ чистоты и просветления, которые делали из бумаги вместе с последователями Фалуньгун все желающие, казалось, заполнили всю площадь столицы.
Фалунь Дафа на Красной площади в Москве


Источник: Великая Эпоха

Просмотреть полные альбомы:
Посмотреть полные альбомы (1)

Посмотреть полные альбомы (2)

Метки: Фалуньгун, Фалунь Дафа, москва

Каменноугольный период (путешествие в прошлое Земли)

Существует любопытный труд Бланшара о происхождении угля. При сближении Земли с Солнцем разнообразная и богатая растительная жизнь сгорает в огне мирового пожара, а «моря иссякают». После прохождения перигелия Земля двигается от Солнца и остывает. Начинается потоп и «весь земной шар разрушается и размывается».

Бурные потоки воды смывают с поверхности Земли золу и остатки растительности и вместе с камнями, песком и глиной несут их в «низины». Из-за тектонических движений все низины заполняются морями, озёрами. В них происходит осадконакопление принесённого водой обломочного материала: сначала оседает песок, затем мелкие глинистые частицы.

Зола, растительные остатки, вулканическая пемза и прочие лёгкие фракции осядут ещё не скоро: они остаются «на плаву» до следующего сближения Земли с Солнцем, когда водоёмы вновь высохнут. Последними высохнут впадины озёр и морей и поэтому основная масса золы откладывается именно здесь. При удалении Земли от «раскаленного камня» в поднебесном мире снова всемирный потоп, и весь геологический процесс повторяется в том же порядке.


Метки: Фалуньгун, Фалунь Дафа, Донецк, карбон, Уголь, образование угля, шахта, Окаменелости, пророчества, предсказания

Клебан-Бык (путешествие в прошлое Земли)

Метки: Фалуньгун, Фалунь Дафа, Клебан-Бык, карбон, Пермь, Пермская катастрофа, историческая геология, палеонтология, окаменевшие деревья, пророчества

Присоединяйтесь к сообществу "Marakanda" на Facebook

Приглашаю членов сообщества присоединиться к "Marakanda" на Facebook - http://www.facebook.com/#!/....
Назначение «Мараканды» – виртуальный контакт, обмен идеями, информацией, наблюдениями, суждениями тех, кому представляется значимым и интересным феномен цивилизации Центральной Азии, определение её места в диалоге культур Востока и Запада...

Метки: Мараканда, Facebook

Ангелы (флэш-ролик к Рождеству)

Искренне поздравляю дорогих друзей со светлым праздником - Рождеством! Разрешите подарить Вам новый флэш-ролик "Ангелы":

С Рождеством!

Тема: Праздники
Автор плэйкаста: iiw
Создан: 6 января 2012 23:19


Метки: Фалунь Дафа, Бог, ангелы, Рождество, flash, ролик

С Новым 2012 Годом!

Дорогих друзей искренне поздравляю с наступающим 2012 Годом! Искренне желаю Вам счастья, крепкого здоровья, творческих успехов! Надеюсь, что во всех своих делах и мыслях Вы будете следовать принципу Вселенной Истине, Доброте, Терпению!

Приглашаю посмотреть мой новый флэш-ролик


С Новым 2012 Годом!

Тема: Праздники
Автор плэйкаста: iiw
Создан: 28 декабря 2011 19:33

Метки: Новый Год, 2012, flash, Дракон, ролик

ПОБЕДА СПИТАМЕНА (версия события 328 г. до н.э.)

...Неожиданное известие поразило Александра. Ему доложили, что в лагерь прибыла женщина благородных кровей. Она просит срочно принять её, намереваясь передать послание от Спитамена - согдийского вождя, ставшего личным врагом Великого Македонца, человека, само имя которого бросало тень на непобедимость Александра, чья мятежная непокорность уже на два года отсрочила все великие планы ...
В шатер вошла статная женщина в высоком головном уборе. Её слуга приблизил к губам флейту и заиграл мягкую и одновременно пронзительную мелодию. В руках у женщины было блюдо, покрытое черной тканью. Не говоря ни слова, она смело подошла к Македонцу и, преклонив колена, поставил блюдо к его ногам. Затем, посмотрев снизу вверх в глаза Александру, сдернула ткань.
На сверкающем золотом блюде лежала голова мужчины.
Царь вздрогнул. Это была голова Спитамена.
Женщина заговорила и персидский толмач, приблизившись к царскому уху, стал торопливо переводить её слова.
- Великий Царь, я здесь, чтобы исполнить последнюю волю моего супруга. Желая остановить кровопролитие, он по праву вождя совершил древний ритуал самопожертвования. В присутствии близких Спитамен пронзил мечом своё сердце. Оно погребено в родной земле, а голову свою он завещал передать тебе. Она у твоих ног.
Спитамен защищал Землю, которая сегодня лежит в руинах. Тысячи тысяч убиты, бежали с родных мест или укрылись в горах и далеких степях. О, Царь, ты обладаешь большей силой, но обладаешь ли ты большим духом?
Не ты победил Спитамена – он сам сложил перед тобою голову. Его гордый дух не сломлен и не покорен. Душа Спитамена ушла в иной мир, над которым нет твоей власти и силы. Передаю тебе его последние слова:
Царственный Македонец, глава моя – носитель моих помыслов и земных чаяний – отныне в твоем распоряжении. Поступай с ней как велит тебе твой разум и твоя совесть. Я ухожу в горний мир, чтобы, слившись с силами небесными, оттуда защитить свой народ и землю, которая доверена мне свыше. Прими, Царь, мою жертву и пусть успокоится гнев в твоей душе...
Флейта умолкла. Скрестив руки на груди и, отвесив прощальный поклон, женщина покинула шатер. Ни сам царь, ни его окружение не решались нарушить звенящую тишину.
Александр в оцепенении смотрел на то, чем теперь был Спитамен.
Голова согдийского вождя беззвучно улыбалась...

Метки: Спитамен, Александр Македонский, Согдиана, Мараканда

Скачать книгу "Исторические памятники Узбекистана"

В Интернете теперь свободно можно скачать каталог "Исторические памятники Узбекистана"
http://1knigi.ru/?p=9614
http://books-shara.ru/?p=10997

Иллюстрированный каталог представляет обзор архитектурных памятников исторических центров Узбекистана: Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента, Шахрисябза. Содержит цветные и старые черно-белые фотографии, карты городов, схемы архитектурных ансамблей.

Метки: Самарканд, бухара, Хива, ташкент, шахрисябз, исторические памятники

Ртвеладзе Э.В. Зороастризм

Ртвеладзе Э.В., академик АН РУз, д.и.н.

ЗОРОАСТРИЗМ


Роль Средней Азии в распространении мировых религий
в Восточном Туркестане и на Дальнем Востоке

(из книги Ртвеладзе Э.В. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. - Ташкент: Ун-т мировой экономики и дипломатии, 2005, с.155=159)


Зороастризм - древняя религия. Название свое она получила от имени основателя - Заратуштры, что со староиранского переводится, как обладающий золотым (или старым) верблюдом. Большинство ученых считает, что Заратуштра – лицо вполне реальное, а не мифическое.

Время жизни Заратуштры зороастрийская традиция определяет в «258 лет до Александра» (имеется ввиду Александр Македонский). Принимая во внимание эту дату и привлекая другие косвенные данные, многие исследователи считают, что Заратуштра

(в греческом произношении Зороастр) жил в конце VII - начале VI века до н.э. Согласно той же традиции проповедь новой религии Заратуштра начал при дворе Кави Виштаспы - правителя Бактр (нынешний Балх в Северном Афганистане), куда прибыл со своей

родины Арьянам Вайчах. В чем суть религии Заратуштры, или если быть более точным, религиозной реформы, поскольку в нее очень много вошло и из старого многобожья ираноязычных народов?

Время, когда Заратуштра начал проповедь своих идей, было чрезвычайно важным в истории Средней Азии и Ирана. Происходила ломка старых первобытнообщинных отношений, складывались новые классовые. Новая религия отражала эти перемены и служила новому зарождающемуся классовому обществу. Она призывала к политическому объединению и созданию сильной централизованной власти, к решительной борьбе против кочевых народов, ставших в этот период настоящим «бичом божьим» для населения земледельческих оазисов.

В религиозном аспекте, так же как и в социальном, реформа Заратуштры сводилась к проповеди единого божества Ахура - Мазды (буквально господин «мудрый»), к борьбе с бывшими племенными божествами асурами и дайвами, которые отныне объявлялись

врагами Ахура - Мазды. Отныне провозглашается постоянная и непримиримая война между добром и злом, правдой и ложью, светлым и темным. Борьба эта приобретает космические масштабы и становится основой зороастрийского дуализма, причем светлые

силы возглавляет Ахура - Мазда, а во главе темных становится Ангро - Манью - Ахриман.

Все многообразные функции языческого пантеона отныне передаются своеобразной коллегии так называемых Амэша - Спэнта, которых шесть и которые не являются божествами, наделен ными плотью и кровью в языческом понимании, а представляют собой отвлеченные сущности, наделенные плотью условно и по существу являющиеся лишь функциями единого божества. Решительно отвергаются древние языческие обряды, в частности употребление хаомы - ритуального наркотика.

Правда, с течением времени религия Заратуштры, постепенно распространяясь среди ираноязычных народов и сохраняя свою основу, претерпевала некоторые изменения. Постепенно складывается зороастризм - одна из важнейших религий древности, впитавшая в себя религиозно-философский дуализм Заратуштры, старые иранские культы и исторические предания.

Окончательно оформился зороастризм при Сасанидах (III-VII века н.э.). В это же время широко распространяется зороастрийская литература. Надо сказать, что на первых порах священные тексты зороастрийской религии передавались из поколения в поколение устно и только по прошествии нескольких веков после смерти Заратуштры были сведены в единый текст и записаны.

Была создана Авеста - священная книга зороастрийцев. Считается, что первая кодификация Авесты произошла, по-видимому, в I веке до н.э., хотя ряд ученых, опираясь на зороастрийскую традицию, возводит это событие ко времени первых Сасанидов (III-IV века н.э.). Тогда же появился и термин «Авеста» – по-среднеперсидски - апастак, что означает «основа», то есть основной текст. Авеста - сборник религиозных текстов зороастрийской религии, наподобие Корана у мусульман или священного писания у христиан, сложившийся в разное время и на разной территории. Большая часть Авесты после принятия ислама погибла, и до нас дошли лишь те ее тексты, которые были необходимы для повседневной религиозной практики.

Зороастризм выработал сложную и весьма своеобразную погребальную обрядность. В основе ее - строгое предписание Авесты о том, что ни землю, ни огонь, ни воду нельзя осквернить соприкосновением с трупом. Тот, кто закопает труп человека или собаки в землю, совершит тяжкий грех и за это должен быть подвергнут 500 ударам «лошадиной плетью». А участок земли, где погребен человек или собака, в течение года нельзя орошать или засевать. Но как же тогда быть? Как похоронить умершего? Зороастрийские жрецы выработали строгую последовательность сложного погребального обряда, изложенного в Видевдате. В нем предписывалось, что труп умершего человека сперва необходимо поместить в ката - небольшую постройку, а затем отнести на дахму (естественную возвышенность или специальную постройку) где птицы, хищники или специально обученные собаки обглодают труп. И только после этого очищенные кости разрешается помещать в определенные костехранилища, выстроенные из камня, глины или извести. В Видевдате эти костехранилища именуются Уздана, а в более поздних пехлевийских текстах - астодан, перевод названий до сих пор остается неясным и понимается двояко. Одни ученые полагают, что термином астодан обозначались глиняные ящики - оссуарии - их находки очень часты в Средней Азии. Другие ученые, в частности выдающийся немецкий иранист В.Хенинг, переводили термин как земляной склеп - гробница. Погребением занимались специальные люди, так называемые ристокаша, считавшиеся нечистыми. Им запрещалось находиться ближе 30 шагов от огня, воды, барсмана (культовый предмет, представляющий собой пучок ветвей), подходить к людям ближе, чем на три шага.

Кроме авестийских терминов широко был распространен и термин “наус”, восходящий к греческому слову “наос”- храм, обозначающий у зороастрийцев сасанидского периода и первых веков ислама надгробное сооружение для хранения очищенных костей умерших.

Погребальные сооружения зороастрийцев - уздана, оссуарии, дахма ката и храмы обнаружены и исследованы во многих местах Средней Азии - в Бактрии, Маргиане, Парфии, Хорезме.

Особую роль в становлении зороастризма играли Хорезм и Бактрия. Открытие в последнее время разнообразных буддийских памятников в Бактрии с их выдающимися произведениями искусства как бы заслонило тот несомненный факт, что основной религией этой страны был зороастризм. Буддизм в Бактрии базировался в городах, его опорой прежде всего было пришлое население, в пору существования Кушанской империи широко расселившееся по всей ее территории, тогда как зороастризм являлся религией исконного населения Бактрии, следы которого фиксируются в археологических памятниках.

Бытование и продолжение существования данной религии здесь подтверждаются целым комплексом источников, письменными свидетельствами, эпической традицией, археологическими, эпиграфическими и нумизматическими данными.

В «Видевдате», систематизированном в I в. до н.э. Бактрия (Бахди) фигурирует в числе таких праведных зороастрийских стран, как “страна с высокого поднятыми знаменами”. Светская историческая традиция, опирающая на сасанидский “Худайнаме”, сохранила более древнее представление о бактрийском царе – кави Виштаспе - покровителе Заратуштры, при дворе которого пророк начал проповедь новой религии. О царе Балха (Бактр) Гуштаспе, покровителе Зардушта, писали Табари, Макдиси, Фирдоуси, Дакики, Беруни и другие средневековые авторы.

Несомненная связь Заратуштры и зороастризма с Бактрией подтверждается и сведениями греко-римских авторов, начиная с Ктесия Книдского (V в. до н.э.), в ряде фрагментов труда которого он назван “Маг Зороастр, бактриец” или “Зороастр маг, царь бактрийцев”. Традиция, связывающая Заратуштру с Бактрией, нашла отражение в более поздних греко-римских источниках, как например, в трудах Аммиана Марцеллина (IV в. до н.э.), писавшего о “бактрийце Зороастре” (XIII в., 6, 32), а также в сочинениях ранних христианских авторов о Зороастре как основателе Бактр, откуда “новый закон” пошел “по всей земле”. (цит. по И.В.Пьянкову с.11).

Вопреки скептицизму прежних ученых (В.Хеннинг) ярким свидетельством существования погребального обряда зороастрийского характера является сообщение спутника Александра Македонского Онесекрита о том, что “людей, изнуренных болезнями, они бросали живыми собакам, нарочно содержимым для этого, которых на своем родном языке называли “могильщиками”.Территория вне стен столицы имела чистый вид, тогда как большая часть пространства внутри стен была полна человеческих костей (Страбон. XI,II, 3). Подтвержденим этому сообщению являются обнаруженные мною и А.С. Сагдулаевым разрозненные человеческие кости на поселениях ахеменидского времени в северной Бактрии и Южном Согде. Б.А.Литвинским ныне доказана зороастрийская принадлежность храма Окса, возведенного, повидимому, в конце IV в. до н.э. на городище Тахти-Сангин.

Значительное число бесспорных свидетельств существования зороастризма в Бактрии имеется для кушанского времени. Это прежде всего Рабатакская надпись, опубликованная Н. Симс-Вильямсом и Дж. Криббом. В 8-11-й строках этой надписи говорится о том, что царь Канишка отдал приказ Шафару каралрангу о постройке святилища и возведении в нем изображения богов, “которых ... великолепный Умма возглавлял, госпожа Нана и Госпожа Умма, Ахурамазд, Маздован, Срошард, Нараса, Михр», а над именами этих зороастрийских божеств вписаны имена индуистских божеств Maaseno(Mahasena) и Bizaro (Visaka).

Таким образом, Рабатакская надпись устанавливает главенствующую роль зороастрийских божеств в религиозных взглядах царя Канишки I, а, следовательно, и Бактрии, поскольку вышеупомянутое святилище было построено в Баглане, на территории этой страны. Имя божества Сраошо зафиксировано в одной из пещер Каратепа. Имена других зороастрийских божеств Фарро и Мао обнаружены в надписях из буддийских храмов Фаязтепа и Дальверзинтепа. Это возможно, свидетельствует о каком-то слиянии зороастризма и буддизма или включении зороастрийских божеств в состав бодхисатв (включение чужих божеств в состав бодхисатв характерная черта одного из двух направлений буддизма - махаяны).

Не менее важное свидетельство почитания зороастризма в Бактрии и в целом в Кушанской империи - изображение божеств на монетах Канишки и Хувишки, многие из которых, как доказал еще А.Стейн, зороастрийского характера. Бактрийская ономастика, выявленная в эпиграфических памятниках на территории Бактрии, также подтверждает устойчивый характер зороастризма в этой стране. Особенно часто отмечены сложносоставные имена, в одном из компонентов которых обязательно присутствует имя великого зороастрийского йазата - Митры (Михра) Михрзад, Борзомихр.

Слово “йазадо» в словосочетании «и божества» присутствуют в надписи из Айртама. Это, кстати сказать, самое раннее и единственное свидетельство (если не считать, более позднего (VII в.) имени Йазатпир на монете Чача), документально подтверждающее существование культа йазатов в Средней Азии, что прежде устанавливалось лишь, в предположительной форме.

Наконец, ярчайшим свидетельством существования зороастризма в Бактрии являются погребальные сооружения, зороастрийский характер которых был доказан Б.Л. Литвинским и автором этих строк. Сейчас в Северной Бактрии открыты, раскопаны все виды погребальных сооружений, отмеченные в «Видевдате” (ката, дахма, уздана, наусы). Они исследованы на городищах Дальверзинтепа, Старый Термез, Ялангтуштепа, Шахтепа и в особенности, на Кампыртепа. Здесь же отмечены (с определительными отклонениями от изложенного в соответствующих фрагментах «Видевдата») и другие зороастрийские обряды очищения и оберега от нечистого, в частности такой обряд, как «баршум”.

Из Средней Азии зороастризм возможно вместе с буддизмом проникает в Китай и Сериндию. В распространении несторианства и манихейства в Восточном Туркестане и Китае значительную роль сыграли согдийцы. О распространении зороастризма в этих странах сведений меньше. Подавляющее большинство согдийцев исповедовали зороастризм в его местной среднеазиатской интерпретации. Некоторые исследователи именуют его маздеизмом.

Первое знакомство китайцев с зороастризмом произошло, вероятно, еще до новой эры. Во всяком случае, уже путешествия Чжан Цзяня (вторая пол. II в. до н.э.), регулярные китайские посольства в Бактрию, Согд, Парфию в I в. до н.э., где зороастризм являлся господствующей религией, несомненно, свидетельствуют о том, что китайцы были хорошо осведомлены об этом вероучении.

Зороастрийцами были жители согдийских колоний, основанных в первые века н.э. вдоль восточного участка Великого шелкового пути, а также бактрийцы городов Восточного Туркестана. Согласно китайским письменным источникам, первый иранский храм огня был построен в Чаньане в 627 г. Храмы огня - «Сяньцы » (религия Небес), существовали в других китайских городах - Лояне, Кайфане и, бесспорно, в городах Восточного Туркестана, подчиненных Китаю. Причем, здесь согдийские храмы огня возникли гораздо раньше, чем собственно в Китае, да и сами согдийские зороастрийцы принесли эту религию в это государство раньше, чем персы. Одним из наиболее ранних зороастрийских памятников в Китае является погребальная, или поминальная каменная стела, найденная в Северной Хэнани близ Чжандэфу с изображением согдийских алтарей огня. Собственно зороастрийских сочинений здесь пока не обнаружено, но считается, что найденные в окрестностях Дуньхуана фрагменты «Сказания о Рустаме», были созданы зороастрийцами.

В одном из фрагментов, хранящихся в Британском музее, упоминается «Совершенный, праведный Заратуштра”, а первые две строки содержат согдийский вариант авестийского гимна Аше воху. Таким образом, можно совершенно определенно говорить о том, что согдийцы сыграли выдающуюся роль в распространении в Средней Азии великих религии Востока: буддизма, христианства, зороастризма и манихейства.

Метки: зороастризм, Ртвеладзе

"ПРОЕКТ "ЗООПАРК". НАЧАЛО.(3 часть)

"...Тарантул и Крэкс сидели на холме, с которого еще утром их хозяин наблюдал за тем, что творилось на поляне
- Что им вообще от нас нужно? Чего докопались?
- Кто их знает, этих людей. Ты ведь знаешь, сколько в них злобы.
- Антон – тоже человек,- возразил Крэкс.
- Антон, думаю, все же ближе к нам, чем к этим тупым двуногим.... Он даже птиц понимает. Я, к примеру, могу им приказывать. Могу просто заставить птицу упасть на землю, когда придет время сварить обед и не будет мяса. Но понять ее никогда не смогу. Сколько раз было, помнишь? – Антон ложился в лесу отдохнуть, а птицы собирались вокруг него на деревьях и чирикали с ним о чем-то. А меня они боятся. И поэтому, похоже, совсем не любят...
Тарантул повернул голову и глянул на Крэкса. То спал, тихонько посапывая и лишь время от времени приподнимая и поворачивая в стороны чуткое ухо, проверяя, все ли вокруг в порядке.
- Эх, ты... Дворняга беспородная. Нет в тебе романтики, - подумал кот и, оставив собаку дремать на посту, привычно отправился на обход территории..."[ Читать далее...  ]

Метки: turbinsky

Самарканд. Песня. Музыка и вокал - Насиба Абдуллаева, 2007 г.

Метки: Самарканд, Насиба Абдуллаева

Самарканд. Вокруг Света с Ириной Пудовой.

настроение: Любознательное

Метки: навруз, Самарканд, купкари, Амир Темур, Гур-Эмир, Биби-Ханым

Документальный фильм "Голубые купола Самарканда" (2003 г.)

Метки: Амир Темур, Самарканд, Гур-Эмир, Биби-Ханым, Шахи-Зинда, Тамерлан

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу