Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Нужен совет

Всем привет! Я недавно решила заняться мозаикой. Пока новичок, пытаюсь выполнить свои первые незамысловатые работы - оформила стеклянную вазу разноцветной мозаикой. Но вот возникла проблемка - после того, как подержишь в руках эту самую вазочку, остаются следы от белой затирки. Как будто мелом писала - все руки перепачканы. Мастера! Посоветуйте, пожалуйста, что с этим делать? Спасибо заранее.

Без заголовка

Рады Вам сообщить, что художественная мастерская мозаики "Вера" с сентября 2010 года начинает новый проект "Театр мозаики"
Мозаика вернет Вас в мир детства, позволит пробудить творческие способности и фантазию, своими руками изготовить подарок для Ваших друзей и близких.
Этот вид искусства доступен для каждого, поэтому не имея художественного образования, совместно с нашими мастерами мозаичистами. Вы сможете сделать маленький шедевр, который украсит Ваш дом.
Предлагаем Вашему вниманию мастер-класс мозаичного искусства:
-дата проведения 14 и 16 сентября или 18 сентября.
-обучение проводится в художественной мастерской мозаики "Вера"(ст. м Шаболовская д. 31, 3-5 мин. пешком от метро)
-продолжительность 1 выходной день (11.00-17.00) или два вечером по буднем(19.00-22.00)
-все необходимые материалы и инструменты будут предоставляться мастерской.
-в программу мастер-класса включена стоимость кофе брейка
-стоимость мастер класса 4900руб.

За время проведения мастер класса Вы создадите авторскую мозаичную работу для Вашего дома.

l v, 17-12-2009 19:45 (ссылка)

народ зацените мозайку.Площадь потолка составляет 40м


Hijo de Puta, 02-12-2009 22:45 (ссылка)

Мастер-класс))

Вчера состоялся таки пробный мастер-класс)



полюбопытствовать  ]
Рамочки получившихся работ мы покрасим, покроем лаком и вручим участницам)
И, конечно же, окончательный вариант покажем вам))

Метки: Стешак, мозаика

Sergey @Vosser, 03-10-2009 02:54 (ссылка)

Мозаики храма Воскресения Христова (Спас на Крови)

Первое, что бросается в глаза при входе в храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге – удивительный мозаичный ковер его икон и орнаментов, покрывающий все внутреннее пространство, от цоколя до главного купола. Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7 065 квадратных метров, – одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе.
Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.
Мозаичные орнаменты храма гармонично переходят в мозаичные иконы, и в обрамлении цветного поделочного камня стен, иконостаса и киотов, а также мозаичного мраморного пола представляют собой редкое по красоте, незабываемое зрелище.
00065-20090430-spas-na-kroviВ 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик для этого храма. В нем участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма Пуль и Вагнер, итальянские фирмы Сальвиати и Societa Musiva и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем. Представленные ее мастерами образцы устроили членов комиссии, как по техническим , так и по художественным достоинствам, и особенно по срокам изготовления мозаик.
В мастерской Фролова мозаики набирали обратным, или венецианским способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении.
Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция добиралась уже прямым способом набора.
00066-20090430-spas-na-kroviОснову художественного метода составляли упрощение живописного рисунка, лаконизм цветового решения и четкость светотеневых ограничений. Декоративность такой мозаики в большей степени, чем мозаики, выполненной “прямым способом”, зависела от оригинала, предоставленного художником. Прототипом подобного письма служила фресковая живопись новгородских и ярославских храмов XVII века.

Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, отчасти А.П.Рябушкин и В.М.Васнецов.00068-20090430-spas-na-kroviДиапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.
Наиболее удачно проявилась взаимосвязь мозаики с архитектурными формами в наружном оформлении. Большинство этих мозаик набрано упрощенным способом, подчас кубики смальты повторяют кладку стены.
На южном фасаде храма привлекает внимание мозаика большого кокошника по эскизу Н.А.Кошелева Христос во славе. Центральное место в композиции занимает четко вписавшийся в академический треугольник образ Христа. Все пространство мозаики пронизывает золотой поток лучей, исходящий от мандорлы. Обычный для этого сюжета сонм предстоящих ограничен двумя фигурами. Справа – св. Николай Мирликийский, соименный императору Николаю II, при котором храм был освящен. Слева – св. Александр Невский, покровитель города и императора Александра II. Модель Спаса в его руке указывает на причину возведения храма.
00067-20090430-spas-na-krovi
Композиция этой мозаики достаточно трафаретна, отличается пестротой колорита, однако она органично вписалась в тимпан кокошника, что позволило А.Фролову назвать Христа во славе в числе лучших работ.
Главная утверждающая тема – надежда и спасение – нашла отражение в мозаике М.В.Нестерова Воскресение Христа на северном фасаде храма.
На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он – воплощение торжества жизни над смертью.
Справа – бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа.
Наиболее насыщена мозаичным декором колокольня, возведенная над местом смертельного ранения царя. Ее отличительная особенность – собрание 134 мозаичных гербов областей, губерний, уездов, городов Российской империи, внесших пожертвования на возведение храма Воскресения Христова.
На фасаде колокольни с трех сторон большого окна помещена трехчастная композиция по эскизам М.В.Нестерова. В центре изображен плат со Спасом Нерукотворным, несомый ангелами. К нему обращены взоры предстоящих, молящихся об искуплении греха за содеянное убийство. Справа – исполненный благоговения Иоанн Богослов. Слева – Богоматерь с молитвенно поднятыми руками, на фоне холмистого умбрийского пейзажа. Колористическое решение композиции – насыщенные локальные цветовые пятна – подходит для монументального характера произведения. Однако умиротворенная покорность образов нарушает это впечатление.
00069-20090430-spas-na-kroviС запада основание колокольни отмечено открытой часовней. На стене, под золоченым навесом, находится рельефный мраморный крест с распятым Христом, набранным по рисунку А.А.Парланда. По обеим сторонам Распятия – иконы святого преподобного Зосимы Соловецкого (небесного покровителя дня рождения Александра II – 17 апреля 1818 года) и святой преподобной мученицы Евдокии, поминаемой в день кончины императора 1 марта 1881 года.
В отличие от наружного убранства, где мозаики оформляют только отдельные архитектурные плоскости, в интерьере этому виду изобразительного искусства отданы все плоскости стен, пилонов и подкупольное пространство. Многочисленные иконографические сюжеты разделены мозаичными орнаментами, исполняющими роль красочного багета. Их рисунок разнообразен, но ведущее место занимает растительный орнамент, дополненный легкой византийской плетенкой. Авторы декора – А.А.Парланд и А.П.Рябушкин.
00070-20090430-spas-na-kroviРасположение мозаик соответствует теологической концепции храма и представляет несколько циклов. На западе – сцены из Ветхого Завета и Двунадесятые праздники. В центральной части храма – земная жизнь Иисуса Христа. На востоке – явления Господа после Воскресения. В плафоне центральной главы – традиционный Пантократор. На пилонах и пилястрах стен изображены опоры Церкви – апостолы, мученики, святые, пророки и святители.
00080-20090430-spas-na-krovi

Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, включающей в себя музеефицированную зону – место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: Положение во гроб, Распятие, Сошествие во ад и других, исполненных по оригиналам В.В.Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя.
Скорбное место – сень – освещено окном на западной стене. Венчает его композиция Яко царствие Твое, или Новозаветная Троица, с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем – символом Святого Духа.
Окно фланкируют изображения Ангела Хранителя погибшего императора и св. князя Александра Невского. Два воина – небесный и земной – застыли на карауле у места смертельного ранения царя. Образы мужественны, исполнены достоинства, выполнены в академических традициях. Профессионализм художника ощущается не только в постановке фигур в пределах ограниченной плоскости стены, но и в колористическом решении. Великолепно переданы холодный блеск доспехов князя и шитье золотом00081-20090430-spas-na-krovi на его красном плаще.

Академические приемы использовал и В.В.Беляев в мозаике Ветхозаветная Троица, расположенной в арочном проходе на юго-западе. Сюжет – гостеприимство прародителя израильского народа старца Авраама и его жены Сарры. Под сенью Мамврийского дуба они угощают трех странников – ангелов, предрекающих им рождение сына. Художник следует варианту, где ангелы представлены равновеликими и окружены нимбами, символизирующими единство внутренней сущности вестников. Мозаика раскрывает талант Беляева, как великолепного рисовальщика. Такая декоративность живописного строя органично соотносится с характером рисунка, а его точность блестяще воплощена в мозаике мастерами Фролова.
00082-20090430-spas-na-kroviРазмеренный, спокойный ритм произведений Беляева отличается от самобытной и свободной живописной манеры А.П.Рябушкина. В его произведениях – особый дух русскости, но, вместе с тем, чувствуется и академическая школа. Это особенно заметно на примере Насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек. Во время одной из своих проповедей Иисус Христос явил людям чудо. Благословив и преломив пять ячменных хлебов и две рыбы, Он насытил около пяти тысяч человек, и осталось еще 12 полных корзин с едой. На первом плане мозаики – Спаситель, окруженный народом. Выделяются седобородый мужчина, помогающий мальчику держать поднос с хлебом. Группы справа и слева от Христа уравновешивают композицию, придавая ей известную симметричность. Интересна трактовка лика Господа, исполненного рябушкинской доброты. Основные колористические пятна не выходят за рамки академической трехцветки. Вполне трафаретная работа Рябушкина удачно вписана в архитектуру подкупольного пространства. Сферический полукупол воспринимается как небесный свод, это впечатление усиливает голубая и темно-синяя смальта, которой выложена большая часть мозаики.
Важную роль в организации композиционного строя храмового пространства играют мозаики малых куполов. Эскизы к ним исполнил Н.Н.Харламов, возродивший такие приемы византийского письма, как обобщенность композиции, цвета, лаконизм форм. Это проявилось в плафоне Пантократор. Композиция образа схематична, решена широко и декоративно. Силуэта Спасителя выделяется на темно-синем фоне, подчеркивающем плоскостность изображения. Лик Господа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необыкновенно притягателен. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Это позволило художнику создать яркий монументальный образ.
По канонам византийской иконописи созданы мозаики для малых плафонов Спас Благое Молчание, Спас Эммануил, Иоанн Креститель и Богоматерь. Эти сравнительно небольшие по размеру работы отличаются ясным и точным рисунком мозаичного набора.
00072-20090430-spas-na-kroviТак же выразительна и лаконична работа Н.Н.Харламова в алтаре Евхаристия. Художник гармонично соединил византийские традиции с особенностями академической школы. В центре образа ангелы склонили над Спасителем рипиды, а серафимы – орудия страстей. К Христу направлено движение двух групп апостолов. Совершается таинство Евхаристии, символизирующее жертву Спасителя. Оно связано с основным литургическим обрядом – причастием, когда хлеб и вино чудесным образом превращаются в плоть и кровь Господа. Мозаика построена на четком ритме следующих одна за другой фигур и повторяющейся ритмичности цветовых пятен. Линейный ритм и ритм движения персонажей нарастают к середине образа, и, переходя в молитвенное напряжение фигур апостолов Петра и Павла, замирает в центральной части. Напряжение разрешается цветовым взрывом в центре, который сосредоточен в фигуре Спасителя. Это всплеск цвета бледно-голубого хитона и желтого плаща. Психологическое состояние сцены передано посредством жестов апостолов и выразительного цветового решения. Основное впечатление, создаваемое образом, – тишина и покой. Их нарушает шум крыльев серафимов, ярким фризом завершающих мозаику.
Четыре мозаики для иконостаса и киотов были выполнены мозаичистами Академии художеств репродуктивным, или “прямым” способом. Эскизы переводились в мозаику точно подобранными по цвету и форме мелкими кусочками смальты, с тщательным соблюдением цветовых переходов.
Автор эскизов для мозаик иконостаса Богоматерь с младенцем и Христос на троне – Виктор Михайлович Васнецов. В решении образов художник придерживался византийских приемов, но при этом, в отличие от Н.Н.Харламова, передал внутреннее состояние персонажей.
Особая одухотворенность свойственна Богоматери Васнецова. В Ее глазах – материнская тревога, предчувствие грядущей утраты и скорби. Небольшая по размеру композиция уравновешена. За счет строгих контуров, спокойных локальных тонов и продуманного рисунка станковая мозаика приобретает монументальность.
00073-20090430-spas-na-kroviЭти же приемы художник повторил при создании образа Иисуса Христа. Значимость Спасителя подчеркнута фронтальностью изображения и строгой симметрией. Господь торжественно восседает на троне. В Его левой руке – раскрытое Евангелие со словами любви к ближнему, правая застыла в благословляющем жесте. Через устремленный на зрителя взгляд Христа передается внутренняя сосредоточенность и напряженность образа. Колорит приглушен, усиливает декоративность голубой фон, создающий иллюзию глубины пространства.
Теплота, лирическая тональность и удивительная гармония отличает мозаики киотов Св. князь Александр Невский и Воскресение Христа, выполненные по оригиналам М.В.Нестерова. Тема Воскресения Спасителя как отражение ассоциативной связи с судьбой Александра II в убранстве храма повторяется дважды, и дважды исполняется Нестеровым.
00074-20090430-spas-na-kroviКомпозиция мозаик киотов построена на сопоставлении вертикальных линий. На фоне мерцающего золотом проема гробницы фронтально предстает воскресший Господь с высоко поднятым крестом как знамением победы над смертью. По своей стилистике это переходная работа. Некоторая театральность позы Христа – наследие академической школы. Колорит образа излишне светел, однако великолепный рисунок смягчает шероховатости колористического решения, созвучного стилистике модерна.
Более удачна в плане цветового решения мозаика Св. князь Александр Невский. Благоверный князь представлен молящимся в домовой церкви, во власти своих дум, отрешенным от всего земного. Слева в окне виден северный пейзаж: золотой закат, главка церкви. Колорит придает образу национально-лирический настрой и этим заметно отличает его от других работ.
Безукоризненна цветовая гамма мозаики, великолепно передан блеск доспехов и оружия князя, тепло горящей в его руках свечи.
00075-20090430-spas-na-kroviОдаренность Нестерова несомненна. Однако творческая манера художника не всегда учитывала специфику исполнения оригинала в технике мозаики, и это лишает некоторые работы мастера выразительности.
То, что в оформлении храма Воскресения Христова участвовали более 30 художников, предопределило разные стили художественного решения его убранства. Не все живописцы сумели учесть специфику воплощения своих эскизов в технике мозаики. Однако выразительность материала и высокий профессионализм мозаичистов Фролова сумели объединить разнохарактерные произведения в единый ансамбль.
источник

Немного истории…1 марта 1881 года И. Н. Гриневицкий, террорист из “Народной воли”, взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра II, возвращавшегося с парада в Михайловском манеже. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена передвижная временная часовня, автором которой был Л. Н. Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.
Победителем конкурса стала во втором туре совместная работа А. А. Парланда и архим. Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, окончившего Академию художеств. В процессе доработки и упрощения архитектор, положив в основу “исконно русские начала”, по желанию заказчика еще больше приблизил проект к памятникам московского зодчества, прежде всего к храму Василия Блаженного.
00076-20090430-spas-na-kroviДевятиглавый однопресгольный храм на 1600 человек был заложен 6.Х.1883 в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6.VII.1897 на главном шатре высотой 81 м. был водружен крест.
Еще раньше, в 1895, известная мастерская Фроловых приступила – сперва снаружи, а затем внутри – к мозаичному убранству, которое обошлось в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев – для Христа во славе на южном, Парланд – для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов – для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома работы костромского мастера Савельева.
Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается “Распятие с предстоящими” с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идеюхрама.
00077-20090430-spas-na-kroviМозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19.VIII.1907 митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.
Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части – Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной – сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.
Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа – В. М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых.
Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу – уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, – с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
00078-20090430-spas-na-kroviПосле алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно – литию.
Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной оградой, сработанной на заводе К. Винклера.
27.IV.1908 митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе “Распятие”, приписывавшееся В. Л. Боровиковскому. В 1888 храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.
С самого освящения настоятелем в соборе, имевшем приход, служил прот. Петр Иоаннович Лепорский, профессор догматики в Духовной академии.
00079-20090430-spas-na-kroviВ 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а через четыре года стал оплотом “иосифлян”. Постановлением Президиума ВЦИК храм был закрыт 17.ХI.1930 и передан “под культурно-просветительные нужды”. В 1934 Общество политкаторжан устроило в соборе выставку, посвященную “Народной воле”. Однако через год ее закрыли, храм сняли с государственной охраны; стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.
Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хота надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970 храм передан как филиал музею “Исаакиевский собор”.

Sergey @Vosser, 16-09-2009 20:28 (ссылка)

Авторские работы. Акулы - подставка под горячее.


Основа сидение от табуретки IKEA.
Битая посуда,витражное стекло,зеркало,
Рисуник моей подруги Насти 





Автор: Sashkale

Sergey @Vosser, 16-09-2009 20:06 (ссылка)

Божьи коровки, мозаика


 
В детстве мы все любили смотреть как божья коровка, забравшись на палец, расправляет крылья и улетает в небо. Этот жучок с черными точками на красной спинке не может не вызывать симпатий.
Вот мне и захотелось сделать семейство божьих коровок, чтобы поднять настроение себе и вам тоже!
 
Основа-полусфера сделана так: я разрезала пополам старый футбольный мяч, вытащила ниппель, проложила дно полиэтиленовым мешком и залила раствором бетона: 1 часть сухого цемента / 3 части песка, развести водой до контистенции густой каши.
Для наилучшего сцепления положила внутрь формы куски металлической сетки. Форма с раствором вложена в круглую миску , что бы не было "пролежня" на дне болванке.
 
Божья коровка, мозаика
 
 Через несколько дней бетон застыл. Но мешок образовал множество складок, а местами всох  в раствор. Я постаралась, как можно тщательнее оборвать остатки полиэтилена. Но как быть со складками? На такую основу мозаика не ляжет ровно.
 
Божья коровка, мозаика
 
Тогда я сделала густой раствор из плиточного клея, песка и цемента, и полученной массой обмазала полусферы, руками придавая им гладкую форму. Через пару дней болванки высохли.
 
Божья коровка, мозаика
 
Нарисовала углем мордочку, крылышки и пятнышки.
 
Божья коровка, мозаика
 
Дальше, все как обычно: наклеила мозаику на плиточный клей, затерла темно серой затиркой и замыла. Глаза сделанны из стекляшек (марблс).
Идея с мячом мне самой очень понравилась. Половинки формы остались в прекрасном состоянии и пригодятся для последующих работ.  На такой полукруглой основе можно сделать целое стадо различных насекомых или черепах.
 
Божья коровка, мозаика     Божья коровка, мозаика
Готовые изделия покрыты жидким силером - средством, предохраняющим от влаги.
 
Пришла весна, солнышко светит ярче, дни становятся длиннее и в нашем дворе появилось целое семейство мозаичных божьих коровок.
 
Божья коровка, мозаика
 
 
Фото и материалы Дины Фрид: http://www.art-and-science.net/DFridFiles/MK_11.htm 
 

Sergey @Vosser, 16-09-2009 13:19 (ссылка)

Мозаика: история, техники, материалы

«Либо здесь родился свет, либо, плененный, он царит здесь свободно» 
(«Aut lux hic nata est, aut capta hic libera regnat») 
Одна из строк надписи в вестибюле Архиепископской капеллы в Равенне, 
конец V - начало VI вв. 

Мозаика – одно из древнейших и самых красивых видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. 

Его истоки восходят ко временам древних шумерских династий, живших на Ближнем Востоке в IIIтысячелетии до н.э. Шумеры инкрустировали деревянные и глиняные изделия ракушками, слоновой костью, ляпис-лазурью и другими материалами, приклеивая их смолой. 

Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое предназначение, делая поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также ее огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась: ею стали украшать музыкальные инструменты, мебель, посуду и даже стены храмов. 

Тематика мозаичных работ древних шумеров была разнообразной – от военных сюжетов до мифологических и фантастических сцен. Среди сохранившихся произведений мозаичного искусства того времени (2,5 тыс. лет до н.э.): шкатулка «Штандарт Ура» (Лондон, Британский музей) и арфа царицы Шубад из погребения в Уре (Багдад, Иракский музей), украшенные перламутром, ляпис-лазурью и золотом. Среди не сохранившихся: мозаики дворцов фараонов Сети и Рамсесов, знаменитый «Мозаичный дворец», стены которого были покрыты ромбовидной мозаикой. Даже в те далекие времена мозаика расценивалась не только как прекрасная защита поверхностей, но и имела огромное эстетическое значение. 
  


Фото 1.  

Чуть позднее, во времена Нового царства (1540 – 1000 г. до н.э.), когда Египет вел завоевательные походы в Азии, Нубии и Ливии, в стране началось беспрецедентное в истории человечества каменное строительство: огромные, взмывающие к небу храмы, гробницы, красивейшие дворцы представителей высшей касты, стены и полы которых украшались драгоценной мозаикой. 

Но наибольшего расцвета мозаика достигла в Древней Греции в эпоху эллинизма (323 – 27 г. до н.э.). Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук, развитию новых отраслей знаний, религиозный уклон философии. Все это способствовало расцвету мозаичного искусства: в столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки, в которых широко используются мозаичные покрытия интерьеров и полов внутренних двориков. 
Византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок, они же были первооткрывателями особого сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, которое получило название «смальта». 

Использование мозаики быстро распространилось по всей Римской империи. Наиболее популярными материалами были смальта и мрамор, иногда в ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов, передавая «Божественное сияние». 

В I - IY вв. н.э. в Древнем Риме искусство мозаики поднялось на новую высоту. Римская мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Наиболее известные образцы этой эпохи: мозаики «Битва Александра с Дарием» и «Уличные музыканты» (Неаполь), колоссальная работа «Пол из Пренесты» Палестрины с изображением долины реки Нил и «Голуби на чаше» (Рим). Сегодня крупнейшая в мире коллекция римских мозаик I - III вв. н.э. находится в Тунисе (музей Бардо, музей Сусса), где господство римлян длилось более 4-х с половиной веков.   
  


Фото 2.  

Большими специалистами в мозаичном искусстве были и исламские художники. На их работах отсутствовали изображения людей, т.к. это было запрещено мусульманской религией, а основной темой картин были растительные и геометрические элементы, складывавшиеся в яркие декоративнее орнаменты. 
Со времен правления императора Юстиниана (482 – 565 г.), когда искусство Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающий памятник архитектуры – усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом – мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В середине Y в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение, расцениваясь как символ богатства, и являясь самым ярким из всех цветов. 
Не менее значимым историческим и архитектурным памятником мозаичного искусства V–VII веков, сохранившимся до наших дней, является мозаичный ансамбль Равенны, которая с 402 по 476 гг. была столицей Западной империи, а сегодня вполне заслуженно считается одной из мозаичных столиц мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему прославленные памятники Константинополя, Палестины, Сирии. Поэтому только в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, о той мозаике, которая сделалась излюбленным видом украшения христианских храмов, наиболее полно воплотив в себе эстетические идеалы нового мировоззрения. Именно равенским мозаикам посвящены слова писателя VI в. Венанция Фортуната: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность пребывает в волнении подобно водам морским».    
  


Фото 3.     
  


Фото 4. 

По оценке искусствоведов, самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи – недавно раскрытые мозаики храма Софии в Константинополе и фреска «Никейские ангелы» в Никее. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненные нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.  
  


Фото 5. 

К YII в. относятся мозаики церкви св. Дмитрия в Солуни (соврем. Салоники). По сравнению с вышеописанными, они представляют уже другоёй художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные черты, вся композиция выглядит застывшей: неподвижны, не связаны друг с другом и строго симметричны все фигуры, похожие на каменные столбы и являющиеся предметами суеверного поклонения. Таким образом, к YII в. византийское искусство как бы вернулось к самой начальной стадии.  
  


Фото 6.  

Запрещение в Византии YIII – IX вв. иконописи повлекло за собой и изменение сюжетов живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы, в светских зданиях мозаичные росписи прославляют победы императоров или придворные церемонии. 
В эпоху «Македонского возрождения» (Византия, IX – XI вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры, в которой значительно увеличивается художественная выразительность здания благодаря внешнему декору. Впервые новый тип храма был воплощен в базилике «Новая церковь» («Неа», 881 г.), который, по свидетельствам современников, был украшен, как невеста. Храм имел пять куполов и белую колоннаду снаружи, был украшен мозаиками, которые располагались по строго определенному церковному плану, отражая тему иерархии феодального общества. Эта базилика не сохранилась, но ее повторения получили распространение по всему византийскому миру, в т.ч. и в России. 
Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии (мозаики Гелатского монастыря, XII в.) 
  


Фото 7. 

На Руси мозаика появилась после принятия христианства (X в.), но не получила большого распространения из-за дороговизны материала: смальту делать не умели и ее приходилось привозить из-за моря. Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в церкви Святой Софии (XI в.) и в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве. После монголо-татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена вплоть до XYIII в.  
  


Фото 8. 

XII век в истории мозаики был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики – самой сложной из всех мозаичных техник. Свое название данная техника получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать природный, естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания готовых картин. К концу XYI в. эта уникальная техника была выработана окончательно и больше уже не претерпела изменений до наших дней. Главная особенность флорентийской мозаики – тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, которая позволяет достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора оттенков камешков с использованием их природного рисунка. 
  


Фото 9. 

С XIII-XIY вв. в странах ислама, а также в средневековой Испании и Португалии развивается майоликовая мозаика в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчиненные архитектурному началу. Среди лучших образцов среднеазиатской мозаики — созданная в XIY-XY вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча. 
  


Фото 10. 

Грандиозные мозаичные «полотна» были созданы в главном венецианском соборе – базилике Сан-Марко (XI – XIII вв. с более поздними добавлениями). На фасаде собора выделяются композиция "Страшный суд" и сцены, иллюстрирующие историю похищения и доставки в Венецию тела ее покровителя – Св. Марка. 
Внутреннее пространство интерьера собора составляет по разным источникам от 5 тыс. до 8 тыс. кв. м , а все стены и своды украшены мозаичными картинами на золотом фоне. 
  


Фото 11. 

Много позднее, уже в XIX в., мастера «модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике мозаики, как наиболее эффектному декоративному стилю. 

Мозаика России Нового времени 

Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750-х гг. великий русский ученый М.В. Ломоносов заново разработал методы отливки и шлифовки смальты. К началу 1760-х гг. на специально построенной фабрике под Санкт-Петербургом Ломоносов создал более 100 основных тонов цветных смальт и свыше тысячи их оттенков. В XYIII в. это было единственное в России художественно-промышленное предприятие. Параллельно с химическими экспериментами ученый разработал собственную технику мозаичного набора в стиле академической живописи. За первые 15 лет работы мозаичной мастерской Ломоносова были созданы портреты Петра I, Елизаветы Петровны, Александра Невского и др. выдающихся людей России. Особый художественный интерес представляет набранный самим ученым образ Христа. Ломоносовым был разработан грандиозный проект: памятник-надгробие великому преобразователю России Петру I, для которого была создана картина «Полтавская баталия». Это последняя работа Ломоносова и единственная монументальная мозаика XYIII в. в России. Сегодня она украшает парадную лестницу в здании Академии наук в Санкт-Петербурге. Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие. 
  


Фото 12. 

В середине XIX в. для перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику была основана мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Первые художники мастерской учились мозаичному искусству в Италии. Для организации работы в Россию были приглашены химики ватиканских мастерских братья Бонафеде. Ими было налажено производство до 17 тысяч различных по окраске смальт. Разные страны, например Англия, приобретали коллекции смальт Академии художеств, выполнявшей не только государственные, но и частные заказы в России и за границей. 

С перспективными поисками в области монументального искусства и архитектуры, развитием стиля модерн было связано открытие в 1890г. частной мастерской Фроловых. Художественный уровень мастерской курировала Академия художеств. За сравнительно короткий (дореволюционный) период в мастерской было создано почти все внутреннее и наружное (впервые!) мозаичное убранство храма Спаса на Крови, мозаики многих других церквей Санкт-Петербурга, России и стран Европы. Мастерская сотрудничала с крупнейшими художниками и архитекторами России: В.М. Васнецовым, Н. Рерихом, Л.Н.Бенуа, В.А. Косяковым, А.В. Щусевым и многими другими. 
  


Фото 13. 

В первые послереволюционные годы главной темой мозаичных полотен является революция. В 1930-е гг. возобновленная мастерская Фроловых, теперь уже курируемая непосредственно президентом Академии художеств СССР И.И. Бродским, выполняет мозаики для театра им. В.Э. Мейерхольда, осуществляет консервацию мозаик Михайловского Златоверхого монастыря (Киев), создает герб для павильона СССР на всемирной выставке в Париже, начинает работать над созданием мозаик для метрополитена Москвы (станции «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая»). 
После войны к созданию эскизов для мозаики были привлечены художники А.А. Дейнека, И.Э. Грабарь и др. В 1950-60-х гг. создаются первые мозаики для Ленинградского метрополитена. 
  


Фото 14. 

Большую роль в развитии монументальной живописи в СССР (в т.ч. мозаики) сыграл руководитель мастерской монументальной живописи Института им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, профессор А.А. Мыльников.В 1990-е гг. после долгого перерыва начинают создаваться мозаики для церквей и часовен. Авторами ряда иконописных образов становятся выпускники Института им. И.Е. Репина. 
Начало XXI в. свидетельствует о растущем интересе к искусству мозаики в России. Спрос, как известно, рождает предложение, и сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерских, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне:  
   


Фото 15. 
  


Фото 16. 

Из чего и как делают мозаику, или разговор о материалах и техниках 
Стекло и смальта 
Стеклянная мозаика имеет широчайшую цветовую гамму, богатое разнообразие поверхностей и обладает уникальными водоотталкивающими и жаропрочными характеристиками. Благодаря этим качествам, стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: стены и полы в любых закрытых помещениях, поверхности мебели, камины, фасады зданий. 

Другой вид мозаики – смальта – и есть тот самый великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. В результате обработки этот материал приобретает отличные практические свойства: прочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но благодаря наполняющим ее толщу крошечным пузырькам, как будто светится изнутри. Смальта одинаково подходит для стен и пола, для ванной комнаты, бассейна и гостиной и является более дорогим материалом по сравнению со стеклом. 
  
Фото 17. 
  Автор: Kumiko, альбом: Блоги 

Особую красоту и богатство придают мозаичным орнаментам и картинам вставки из стеклянной мозаики с добавлением 24-каратного золота или серебра, а также очень популярная сейчас мозаика с вкраплениями природного камня авантюрина. 

Другое уникальное, и при этом очень простое, решение по декорированию, применяемое в стеклянной мозаике, - мозаичные растяжки. В классическом варианте - это плавный, постепенный переход от светлого тона к темному, выполненный в любой цветовой гамме. Подобный эффект достигается точным сочетанием отдельных модулей, каждый из которых представляет собой смесь из одних и тех же цветов, собранных в разной пропорции светлого к темному. 

Мрамор 
Натуральный мрамор – один из самых «глубоких» и интересных материалов, используемых в мозаике. Со времен античности мрамор применяется как облицовочный материал благодаря его пластическим и декоративным достоинствам (твёрдость, мелкозернистость, способность принимать полировку, посредством которой выявляются тональное богатство мрамора и красота его однородной, пятнистой или слоистой структуры). Рисунок мрамора определяется не только его строением, но и направлением, по которому производится распиливание камня. Цвет мрамора окончательно проявляется после его полировки, а относительная прозрачность камня порождает на его поверхности тончайшую игру света и тени. 

На пике популярности сейчас находится мозаика из искусственно состаренного мрамора: после специальной обработки камешки имеют неровную, шероховатую поверхность и менее насыщенный цвет, что способствует созданию эффекта старой кладки. 



Фото 18. 

Техника художественной мозаики 
Художественная мозаика - один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. 
Декоративные возможности художественной мозаики, в которой искусно подколотые кусочки укладываются в разных техниках и стилях, поистине безграничны и позволяют передавать любой рисунок, создавать богатые цветовые сочетания, покрывать мозаикой криволинейные поверхности, комбинировать мрамор, стекло и смальту, делать вставки любого размера и обеспечивать плавные переходы из горизонтальной поверхности в вертикальную. 

Список иллюстраций 
1. Шумерская мозаика, III тыс. до. н.э. 
2. «Триумфальная процессия Диониса», музей Сусса, Тунис, III в. н.э. 
3. Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, Италия, V в. 
4. Мозаики Базилики Сан Витале в Равенне, Италия, VI в. 
5. Ангел «Дюнамис», фрагмент мозаики с изображением небесных сил с алтарного свода церкви Успения Богородицы в Никее, YII в. 
6. «Сошествие во ад», мозаика церкви монастыря Дафнии недалеко от Афин, Греция, XI в. 
7. «Архангел Михаил», фрагмент мозаики в алтарной абсиде собора Гелатского монастыря, Грузия, XII в. 
8. «Евхаристия», мозаика Софийского собора в Киеве, Украина, 1040-е гг. 
9. Флорентийская мозаика. Фрагмент панно-вставки в деревянный шкаф, работа Петергофской гранильной фабрики, выполненная для императрицы Марии Федоровны, Россия, XIX в. 
10. Майоликовая мозаика купола мавзолея Тюрабек-ханым, Куня-Ургенч, Туркменистан, XIY в. 
11. Базилика Сан-Марко, фасад, Венеция, Италия, XI - XIII вв. 
12. «Полтавская баталия», фрагмент мозаики, Ломоносовская мастерская, Россия, XYIII в. 
13. Внутреннее убранство из мозаики, храм Спас на Крови, Санкт-Петербург, Россия, нач. XX в. 
14. «Бег», фрагмент мозаики, ст. метро «Спортивная», Санкт-Петербург, Россия, 1985 г., автор оригинала – А.К.Быстров. 
15, 16. Работы мозаичной мастерской «Артель», выполненные для частных и общественных интерьеров, Россия, 2007-2008 гг. 
17. Смальта. 
18.Фрагмент мозаичного ковра из мрамора, выполенного в технике "Грильяж", мозаичная мастерская "Артель", Москва, Россия, 2007 г. 


Текст: Юлия Вахрушева, художник-дизайнер мозаичной мастерской «Артель». 
Эскизы для мозаики: http://www.kumikosan.narod.ru/design_mosaic.html
Мозаичные работыhttp://www.artkubiki.ru/ 

Sergey @Vosser, 16-09-2009 12:17 (ссылка)

Из чего делают мозаику


Керамическая мозаика. 
Керамические чипсы внешне похожи на обычную плитку, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки мозаики очень разнообразны.Мозаика может быть глазурованной, а может быть с мелкими трещинками по поверхности, иметь разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Обычно керамические чипсы квадратные или прямоугольные. Подходят для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь, спален и прихожих. Единственный недостаток неглазурованной керамики пористая структура, со всеми вытекающими последствиями. 
Существует и малопористая керамика. Материал
отличается низким водопоглощением и высокой морозоустойчивостью, что незаменимо, например, для бассейнов. Специальная глазурь препятствует
образованию на поверхности плитки водного камня и сохраняет цвет под воздействием воды и агрессивной среды. 

Природный камень. 


В производстве мозаики используют самый разный камень, начиная с природного туфа и кончая редчайшими породами мрамора и яшмы. Цвет природного материала неповторим, что делает мозаичное изображение особенным. Камень можно полировать, а можно состарить тогда цвет будет приглушенным, а края более гладкими. Выпускают чипсы разной формы от круглой до неправильной. Максимальный размер — 50 на 50 мм. Широко применяется для отделки полов, дорожек, двориков. Для ванн и бассейнов используют камни, которые не впитывают влагу. 

Искусственный гранит. 


Искусственный гранит сочетает в себе первородную природную основу и современные технологии
(смешивают с битым зеркалом). Получается сверхпрочная облицовочная плитка с эффектом внутреннего свечения. По желанию заказчика при оформлении интерьера материалы можно комбинировать: гранит, мрамор, зеркало. Благодаря своим высоким эксплуатационным и декоративным свойствам может быть использован для покрытия
стен и полов разнообразных помещений, ступеней лестниц, в ванных комнатах и бассейнах. 

Смальтовая мозаика. 


Венецианская смальта это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. Секрет ее изготовления передавали от отца к сыну и скрывали от чужаков. Сегодня технология производства смальты изобретена заново: стекло обрабатывают различными оксидами металлов и нагревают до высоких температур. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным средам.
Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком из-за этого большая
поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Смальта одинаково хороша для стен и пола, для ванной комнаты, бассейна и
гостиной. 

Венецианское стекло. 


Сегодня это самый распространенный материал для производства мозаики. Оно долговечно, жаростойко,
водостойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Известно, что стекло имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий. Палитра венецианского стекла настолько разнообразна, что трудно поддается описанию.
Самая распространенная форма наборных элементов — квадратная. Существуют чипсы трех размеров: 10 на 10, 20 на 20, 50 на 50 мм, толщина колеблется от 3 до 12 мм. Чем мельче чипсы, тем детальнее будет изображение и точнее прорисовка изделия. 
Стеклянная мозаика имеет широкую область
применения: это стены и пол в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов
и ванных комнат, а также поверхности мебели, каминов, фасады зданий. 


Стеклянная мозаика.

Стеклянная мозаика является сплавом кремнистого песка и специальных компонентов, также в этой смеси присутствуют окрашивающие оксиды, порошкообразное золото и авантюрин, в общем, по своему составу стеклянная мозаика намного ближе к хрусталю, нежели к обычному стеклу. У стеклянной мозаики есть много достоинств, которых нет у керамики и камня, и самое первое из них ее прочность. И это не случайно, ведь после того, как расплавленную стекломассу разливают в формы, ее обжигают в специальных печах при высокой температуре, такая термообработка и обуславливает повышенную прочность стеклянной мозаики. Помимо прочности, стеклянная мозаика не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот,
содержащихся в большинстве моющих средств, а значит, стеклянную мозаику можно
не боясь класть на столешницу или стены на кухне. Стеклянная мозаика водонепроницаема, что позволяет облицовывать такой мозаикой ванные комнаты, бани, бассейны, аквапарки, фонтаны и другие влажные помещения. Помимо водонепроницаемости, можно отметить и жаропрочность стеклянной мозаики, поэтому

ее используют для облицовки каминов и печей, правда, только снаружи. Обладает стеклянная мозаика еще и таким полезным свойством, как морозостойкость. А значит, этот материал пригоден для облицовки открытых замерзающих бассейнов,
даже тех, в которых на зиму оставляют воду. Пригодна мозаика и для облицовки фасадов зданий. Чаще всего для укладки в бассейне используется стеклянная мозаика, и это не случайно, ведь стеклянная мозаика обладает повышенной водонепроницаемостью. Помимо этого она
обладает небольшими габаритными размерами, что позволяет укладывать ее в бассейнах любой конфигурации. Стеклянная мозаика для бассейнов обладает очень высокой твердостью. Для клейки мозаики используются специальные клеи, для того,
чтобы достичь необходимой прочности соединения. Стеклянная мозаика способна сохранить бассейн гидроизолированным и  обеспечить  его долговечность. Помимо этого необходимо отметить, что стеклянная мозаика обладает разнообразной цветовой гаммой, существует несколько типов размеров, позволяющих выполнять самые разнообразные художественные панно. Для того чтобы провести укладку бассейна с помощью стеклянной мозаики необходимо провести достаточно трудоемкие подготовительные работы: во-первых, поверхность, на которую укладывается мозаика для бассейнов, должна иметь очень высокое качество, ведь после укладки мозаики любое отклонение в форме обязательно проявится.

 

Метки: мозаика, искуство, керамика, панно

Sergey @Vosser, 16-09-2009 11:59 (ссылка)

История мозаики


Слово мозаика происходит от итальянского «mazaico» и французского «mozaique», а древние римляне называли эту технику «opus musivum»- «сложенный из кусочков». Эта техника была распространена уже в эпоху эллинизма и Древнего Рима, где мозаикой выкладывались стены и полы вилл, дворцов и терм. Сюжеты были самые разнообразные – от орнамента до сложных сцен, изображающих борющихся атлетов, охоту, танцы, театральные маски и многое другое.
Римская мозаика в Тунисе
Римская мозаика в Тунисе.
В целом, в римской мозаике кладка, как правило, достаточно крупная, черты лиц не отличаются тонкостью, хотя очень выразительны. И, несмотря на сложность мозаики, общим впечатлением от римских образцов всегда остается ощущение приземленности этого искусства; в нем нет той изысканности и утонченности, которое встречается позже в византийских мозаиках. Это легко объяснимо, ведь римские мозаики создавались, прежде всего, как предмет роскоши, их задачей было создание настроения неги, удовольствия и веселья.
Адам в Раю. Византийская мозаика.
Адам в Раю. Византийская мозаика.
Величайшего расцвета мозаичная техника достигла в Византийской империи, где в период с IV по XIV века мозаикой украшались огромные соборы, усыпальницы и др. Основные отличия византийской мозаики от римской - это более мелкий модуль камней , более деликатная кладка. Совершенно другие приемы в кладке ликов, одежды. Обилие золотого фона, который имеет вполне конкретное богословское осмысление. Величественный, прекрасный дух этих мозаик передается даже на маленьком фрагменте, атмосфера благоговения и тишины храма.

"Евхаристия". Мозаика Собора Св. Софии, Киев.
Все мозаики выполнялись в технике прямого набора, в качестве материала использовались как натуральные камни, часто полудрагоценные, так и специально изготовленная смальта (непрозрачное и очень плотное стекло). Раствор, как правило, делался на извести. Существуют общие приемы при наборе мозаики, которым следуют всегда. Например, фигура или орнамент всегда сначала обводятся в один или два ряда камнями для фона, а уже затем выкладывается сам фон. Таким образом, нет ощущения резкости при стыке кладки.
Мозаика храма Спас на крови
Мозаика храма Спас на крови.
На Руси мозаика появилась после принятия христианства, с X века. Но не стала распространенной техникой из-за дороговизны материала - смальту приходилось привозить из-за моря, так как у нас ее делать не умели. Сохранились мозаики в церкви Св. Софии и мозаики из Михайло-Златоверхого монастыря в Киеве. После татарского нашествия мозаики не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена.
Полтавская баталия
Полтавская баталия.
Возрождением мозаики занялся в XVIII в. М.В. Ломоносов. Он организовал целую мастерскую с фабрикой для изготовления смальты, опытным путем создал рецепты для ее варки. Известна его мозаика "Полтавская Битва". Позже, в XIX веке были созданы такие памятники мозаичного искусства, как Исаакиевский собор и храм Спаса на Крови в Петербурге и другие. Все эти работы, начиная от Ломоносова, создавались в стиле академической живописи и напоминают мозаику лишь по материалу, а не особым, отличным от живописного, языком.

В советское время эта техника активно использовалась при украшении станций московского метрополитена (например, Комсомольская, Маяковская, Новокузнецкая).

Метки: мозаика, искуство

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу