Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки
][ \\, 08-06-2013 14:18 (ссылка)

Керимова, Флора Алекпер кызы


][ \\, 31-10-2012 12:04 (ссылка)

Cingiz Sadixov


Keçid et: naviqasiya, axtar

Çingiz Hacı oğlu Sadıqov-(1929), Azərbaycanlı xalq artisti, pianoçu. Haqqında 2006-da çəkilmiş sənədli film mövcuddur.








][ \\, 20-09-2012 21:29 (ссылка)

Без заголовка















][ \\, 17-07-2012 19:57 (ссылка)

Elza Seyidcahan

I dərəcəli vokalist – Qasımova Elza (Seyidcahan) Nuru qızı 7 iyul 1968-ci ildə Şabran rayonu(keçmiş Dəvəçi rayon) Siyəzən şəhərində anadan olmuşdur. 1975-ci ildə Siyəzən şəhəri 1 saylı orta məktəbə daxil olub, 1977- 1982- ci illərdə Sumqayıt şəhər 17 saylı orta məktəbdə təhsilini davam etdrib. 1982-1987-ci illərdə S.Hacıbəyov adına Orta İxtisas Musiqi məktəbinin nəzəriyyə şöbəsində, 1994-2000-ci illərdə Ü.Hacıbəyov adına Azərbaycan Dövlət Konservatoriyasının bəstəkarlıq fakültəsində professor, xalq artisti Arif Məlikovun sinfində təhsil almışdır. 2001-ci ildən R.Behbudov adına Azərbaycan Dövlət Mahnı Teatrında vokalist vəzifəsində çalışır. H.Orucovun «Durnalar qayıdanda», İ.Əfəndiyev «Sən mənim dayımsan», Ə.Əylislinin «Bağdada putyovka var», Q.Moxtarın «Üçuş», Yuğ Teatrında «Boğazca Fatma», «Nənənin nağılları» kimi teatr bir sıra televiziya tamaşalarına eləcə də H.Əliyevə həsr olunmuş «Mənim şəhərim» bədii filminə musiqilər bəstələmişdir. 2002-ci ildə Qırğızıstanda keçirilən «Issık-kul-2002» Ümumdünya Müsabiqə Festivalında I yeri tutmuş həmin ildə Türksoyun xüsusi mükafatını almışdır. 2002-ci ildə Moskvada keçirilən MDB dövlətlərarası musiqi festivalının iştirakçısı olmuşdur. 2002-ci ildə Dövlət MahnıTeatrında caz solo konserti keçirilmişdir.

Əməkdar artist Elza Seyidcahanın da adı boşanmış müğənnilər sırasındadır. Bir dəfə rəsmi ailə qurmuş bəstəkar-müğənninin həmin evlilikdən bir oğlu, bir qızı var.

][ \\, 23-05-2012 20:32 (ссылка)

Evrovizion-2012 Natiq ritm qrupu

][ \\, 15-05-2012 18:25 (ссылка)

Gulxar Hesenova

Оперная певица (сопрано), народная артистка Азербайджанской Республики (1982). Г.Гасанова начала свою сценическую деятельность в Азербайджанском Театре Юных зрителей (1936-1942). Дальнейшая судьба талантливой актрисы, обладающей мелодическим голосом, была связана со сценой Азербайджанского Государственного Театра Оперы и Балета, где она создала яркие колоритные образы женщин.

Партии Эсли, девушки-ханенде ("Эсли и Керем", "Короглу" У.Гаджибекова), Шахсенем ("Ашиг Гариб З.Гаджибекова), Теравет ханум ("Бахадур и Сона" С.Алескерова), Анны ("Гелин гаясы" Ш.Ахундовой) и др. отличаются высоким профессионализмом и своеобразием. Вершиной ее творчества являются партии сильной, бесстрашной Арабзенги в опере "Шах Исмаил" Муслима Магомаева, партии Лейли и матери Лейли в опере У.Гаджибекова "Лейли и Меджнун". После завершения сценической деятельности Г.Гасанова обучала молодых ханенде тайнам исполнительского искусства национальной мугамской опере. Г.Гасанова награждена орденом Славы Азербайджанской Республики.

][ \\, 15-05-2012 18:24 (ссылка)

Адиля Гусейнзаде (28.04.1916)

Композитор. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской Республики (1982). А.Гусейнзаде является первой женщиной-азербайджанкой, получившей композиторское образование.

А.Гусейнзаде озвучила роль Аси в художественном фильме, снятом на основе оперетты У.Гаджибекова "Аршин мал алан" (1945). Хотя основу ее творчества составляла камерная музыка, преимущественно вокальные произведения, тем не менее, Адиля ханум создала ряд крупных произведений.

А.Гусейнзаде в течение долгих лет, не отрываясь от творческой деятельности, преподавала основу композиции талантливым ребятам, обучающимся в среднем специальном училище им. Бюльбюля.

][ \\, 15-05-2012 18:22 (ссылка)

Ковкьяб Сафаралиева

Пианистка, педагог, народная артистка Азербайджана. В 1932-ом году окончила Азербайджанскую Государственную консерваторию, позже (1952) стала профессором этого учебного заведения. Велики заслуги Ковькяб ханум в развитии музыкального образования.

В 1937-ом году она учредила среднее специальное музыкальное училище при консерватории (ныне - школа им. Бюльбюля и стала его директором) (1937-1952). Ковкьяб Сафаралиева - автор целого ряда научно-методических пособий, учебников, составитель сочинений для фортепиано, статей по музыке.

][ \\, 15-05-2012 18:20 (ссылка)

Yaver Kelenterli

Явер Калантарли (26.03.1902 - 05.02.1979)

Ханенде. Заслуженная артистка Азербайджана (1959).

Мастерски исполняла мугамы, теснифы и народные песни. Была солисткой Азербайджанского радио и азербайджанского Государственного Театра Оперы и Балета.

Исполняла партии Лейли, матери Лейли ("Лейли и Меджнун" У.Гаджибекова), Эсли ("Эсли и Керем" У.Гаджибекова), Арабзенги ("Шах Исмаил" М.Магомаева) и др.

][ \\, 15-05-2012 17:33 (ссылка)

Xurshid Qacar

Хуршид Гаджар (1894 - 1963)

Певица. Заслуженный деятель искусств Азербайджана. Х.Гаджар - одна из первых женщин-азербайджанок, получивших вокальное образование за пределами Азербайджана: в 1915-ом году она училась в Московской консерватории. В 1919-1924-ом гг. работала в Азербайджанском Театре Оперы и Балета. На сцене Театре Оперы и Балета Х.Гаджар создала образы Гюльназ в музыкальной комедии "Не та, так эта" У.Гаджибекова и Гюльзар в опере "Шах Исмаил" М.Магомаева. Принимала активное участие в развитии музыкальной культуры.

В 1935-ом году при Оперном театре были открыты первые годичные курсы, и Х.Гаджар была назначена заведующей этими курсами.

][ \\, 15-05-2012 17:32 (ссылка)

Xadice Qaibova

Хадиджа Гаибова (24.05.1893 - 27.10.1938)

Одна из первых пианисток Азербайджана. Окончила специальный курс фортепиано в Тифлисской девичьей школе "Святая Нина".

С 1919-го г. Х.Гаибова проживала в Баку. В 1920-ом году она, с целью подготовки преподавательских кадров по восточной музыке, организовала "Краткосрочные курсы Восточной музыки" при Азербайджанском Народном Комиссариате просвещения, стала возглавлять эти курсы и вела уроки фортепиано. Она также организовала "Дополнительные курсы для женщин-азербайджанок", прославилась как первая исполнительница мугамов на фортепиано.

В годы сталинских репрессий в 1933-ем году она впервые была арестована на три месяца как подозреваемая, а в 1938-ом году, при повторном суде, была обвинена как "шпион турецкой разведки" и "контрреволюционной деятельности", повторно была арестована и расстреляна. В обвинительном заключении подчеркивается, что Хадиджа Гаибова, проявив твердую волю, не признала себя виновной в шпионаже. В 1954-ом году она получила оправдание (посмертно).

][ \\, 01-05-2012 13:57 (ссылка)

Teymur Emrah


][ \\, 09-04-2012 11:51 (ссылка)

Без заголовка







][ \\, 07-03-2012 18:04 (ссылка)

Ruhangiz Qasimova

1940 il 12 iyunda anadan olub.ƏSƏRLƏRİ: "Quyu" teatr tamaşasına musiqi /libretto müəllifindir/ (1995); "Qızıl oğlan" - musiqili nağıl (1999). F.Qoca, M.Oruc, B.Vahabzadə və öz söz. mahnılar (1990-2001)Filmoqrafiya

Abşeronun istirahət ocaqları (film, 1975)(qısametrajlı sənədli film)(Aztv)
Alman klinikasına şəxsi səfər (film, 1988)
Arif Məlikov. "Məhəbbət əfsanəsi" (film, 1987)
Asif, Vasif, Ağasif (film, 1983)
Astara (film, 1975)
Astara (film, 1980)
Aşkarsızlıq şəraitində... (film, 1986)
Badamlı (film, 1974)
Bir az da Bahar bayramı (film, 1979)
Bir dəfə görmək... (film, 1984)
Bizi dağlarda axtarın (film, 1976)
Bizim müasir qadınlar (film, 1976)
Bu, Səttar Bəhlulzadədir (film, 1969)
Bulaq başında (film, 1980)
Buta (film, 1980)
Çətin yol (film, 2006)
Daha iki nəfər (film, 1965)
Danışan işıqlar (film, 1965)
Dəmir ağac (film, 1971)
Dvorjakın melodiyası (film, 1979)
Fəhlə vüqarı (film, 1975)
Göyçək Fatma (film, 1973)
Günəşlə dolu dünya (film, 1973)
Habil Kaman (film, 1984)
Həsir (film, 1985)
Xalq nəğməkarı (film, 1979)
İki Xəzər (film, 1975)
İlham (film, 1972)
Kirov Azərbaycanda (film, 1976)
Kirovabad (film, 1977)
Qəribə əjdaha (film, 1984)
Qızıl gül olmayaydı... (film, 1965)
Qızılağac (film, 1979)
Qobustan (film, 1997)
Qonşu qonşu olsa... (film, 1989)
Möcüzələr adası (film, 1978)
Oxuyur Şövkət Ələkbərova (film, 1970)
Ömrün yolları (film, 1982)
Pəncə... Qulaq... Palaz... Tikan... (film, 1976)
Poladın mahnıları (film, 1982)
Reportaj haqqında reportaj (film, 1964)
Rəşid Behbudov (film, 1975)
Səhhət (film, 1976)
Sənə sevinc bağışlayım (film, 1978)
Startlar (film, 1977)
Tələ (film, 1990)
Uğurlu yol! (film, 1975)
Yayın bir günündə (film, 1979)
Yollar görüşəndə... (film, 1979)

][ \\, 06-03-2012 22:19 (ссылка)

Aqshin Alizade

Акшин Аликули оглы Ализаде (азерб. Aqşin Əliqulu oğlu Əlizadə; 22 мая 1937 года, Баку) — советский и азербайджанский композитор, Народный артист Азербайджанской ССР (1987).
Акшин Ализаде родился 22 мая 1937 года в Баку. Мать — Бикя-ханум была сестрой героя Советского Союза Мехти Гусейн-заде, а отец Алигулу Ализаде — знатоком классической поэзии Востока, исполнял народные песни, был близок со многими известными деятелями азербайджанского искусства, такими как поэт Алиага Вахид, композитор Тофик Кулиев.

Ализаде внёс значительный вклад в развитие азербайджанского балета. Он явился создателем первого в Азербайджане героико-эпического балета «Бабек», созданного в 1979 году по поэме Ильи Сельвинского (премьера в 1986 г.). Следующий балет «Путешествие на Кавказ», в котором нашли отражение события азербайджанской истории и образ поэтессы Хуршидбану Натаван, воплотил животрепещущие проблемы современной истории, как бы выражая принцип «прошлое в настоящем». Эта же тенденция проекции событий прошлого в современную жизнь проявилась в последнем одноактном балете «Вальс надежды».

Акшин Ализаде возглавлял Союз Композиторов Азербайджана, являлся Секретарем Правления Союза Композиторов СССР. Народный артист Азербайджанской ССР, лауреат Государственной Премии.Балеты

«Бабек» (1979 год)
«Путешествие на Кавказ» (2002 год)
«Вальс надежды» (2008 год)

Оркестровые сочинения

Пять симфоний
Концерт для скрипки с оркестром
Поэма для виолончели с оркестром

Камерно-инструментальные сочинения

Камерная симфония
«Сельская сюита»
«Детская сюита»
«Пастораль»
«Ашугская»
«Джанги»
«Портрет» для скрипки и фортепиано
«Дастан» для фортепиано
«Старинные игры» для фортепиано
«Диалог» для скрипки и органа.

Вокально-симфонические сочинения

Кантаты «Азерилер» и «Празднество»
Ода «Ана торпаг» («Родная земля»)
«Баятылар» (хоровой цикл a capella)
"Старинная Колыбельная " (для хора a capella)
«Юмореска» (для детского хора)

][ \\, 05-03-2012 10:59 (ссылка)

Егяна Ахундова

Значительный вклад в национальную музыку внесла Егяна Ахундова - заслуженная артистка Азербайджана, известная пианистка, композитор, лауреат национальной премии "Хумай", проректор по международным связям Бакинской музыкальной академии. Она один из тех людей благодаря которым европейский слушатель познал и продолжает познавать красоту азербайджанского музыкального искусства
Егяна Ахундова сделала немаловажный вклад в развитие азербайджанской музыки. Достаточно послушать композицию «Mi party» Егяны Ахундовой, чтобы узнать, насколько глубоки ее чувства и насколько бесценен ее талант. Она музыкант мирового уровня, и не раз делила сцену со звездами мировой классики. Она не просто талантливый человек, она хранительница очага, мать, жена, и в двойне ей повезло в том, что ее муж всегда поддерживал ее и был ее слушателем и зрителем №1. Речь идет о Заслуженном деятеле искусства Надире Ахундове. А ведь это очень важно, чтобы супруги поддерживали свои интересы и понимали друг друга. Наверное, это было ее судьбой, она родилась под счастливой звездой. Может и Егяне ханум, когда-то было грустно в жизни, но она всю жизнь радовала окружающих ее людей и передавала всем позитив.

][ \\, 20-02-2012 16:38 (ссылка)

Azerbaycan reqsleri

][ \\, 25-01-2012 20:11 (ссылка)

Musa MIrzeyev

Муса Мирзоев – один из наследников первооткрывателей, определивших пути развития профессиональной музыки в Азербайджане. Он из тех, на кого Узеирбек Гаджибеков, Кара Караев, Джовдет Гаджиев и другие корифеи сделали ставку в те годы, когда определяли круг наиболее талантливых последователей, способных принять от них эстафету развития азербайджанского музыкального искусства. музыкального искусства.
Природа щедро наделила Мусу Мирзоева музыкальным даром, который стал делом жизни и получил признание в обществе.
Еще в обычной музыкальной семилетке он начал писать музыку. Закончив полный курс композиторского отделения, Муса был принят в Азгосконсерваторию, в класс Кара Караева.
Муса Мирзоев живет в мире звуков, с помощью которых может выразить и гамму личных чувств, и вселенские проблемы. Востребованность его произведений всегда была безоговорочной – на просторах бывшего Союза они исполнялись на различных концертных площадках во многих городах Южного Кавказа, далекой Сибири, Урала и столичных – Ленинграда и Москвы в исполнении прославленных оркестров. Они записывались в лучших студиях страны, в том числе и в «Золотом фонде» Всесоюзного радио...
Публика и профессионалы высоко ценили мелодичные, проникнутые национальными мотивами и философскими раздумьями произведения композитора.
Творчество Мусы Мирзоева высоко ценили не только его учителя и простые слушатели, но и композиторы старшего поколения – такие как Андрей Петров, Андрей Эшпай, Фикрет Амиров, Афрасияб Бадалбейли, Георгий Свиридов. Последнему он посвятил замечательный вокальный цикл «Персидские мотивы» на стихи Сергея Есенина, весьма высоко оценившему такой подарок.
В арсенале композитора множество произведений для симфонического и струнного оркестров, инструментальные концерты, камерные произведения, оратории, кантаты. Тонко чувствуя природу каждого инструмента, Муса Мирзоев мастерски воссоздает многообразную палитру описываемых впечатлений во всей ее наполненности национальным колоритом. Он много и увлеченно пишет для своего любимого фортепиано, подчас сам исполняя собственные виртуозные миниатюры, среди которых особенно дорога для него популярнейшая «Соната-каприччио».
Его «Юношеский альбом» из 12 разнохарактерных, достаточно трудных для исполнения пьес на азербайджанские темы, в который вошли миниатюры разных жанров, оказался настолько удачным и пользовался колоссальным успехом, что и пять раз (!) переиздавался в Москве. Сочинениям Мусы Мирзоева везло несказанно: они щедро тиражировались московским «Музгизом» и, буквально разлетаясь по миру, исполнялись многими музыкантами и оркестрами. Это послужило тому, что композитор стал одним из популярных авторов, чья музыка – мелодичная, красивая, ясная, по-восточному необычная и современная – звучала и звучит на широких просторах мира.

][ \\, 25-01-2012 19:41 (ссылка)

Ализаде Фирангиз Али Ага гызы

Ализаде Фирангиз Али Ага гызы: (азерб. Firəngiz Əliağa qızı Əlizadə; род. 28 мая 1947, Баку) — азербайджанский композитор, пианистка, музыковед и педагог, Народная артистка Азербайджана (2000).Закончила Бакинскую консерваторию по классам фортепиано Урфана Халилова (1970) и композиции Кара Караева (1972). Была первой исполнительницей в Азербайджане, а в ряде случаев и в СССР, фортепианных произведений классиков музыкального авангарда XX века: Арнольда Шёнберга, Антона Веберна, Альбана Берга, Оливье Мессиана, Джона Кейджа, Джорджа Крама[1].

С 1976 года преподавала в Бакинской консерватории, с 1990 — профессор. В 1993—1996 — преподаватель в консерватории города Мерсин (Турция), руководитель оперного хора. С 1999 года жила в ФРГ. Затем вернулась на родину и в 2007 году была избрана руководителем Союза композиторов Азербайджана.

Как композитор Али-заде сотрудничала с целым рядом ведущих мировых исполнителей — особенно с виолончелистами: её концерт для виолончели с оркестром был посвящён Ивану Монигетти и исполнен им, пьеса «Дервиш» написана для Йо-Йо-Ма и включена им в программу мирового турне, пьеса «Оян!» написана по заказу Мстислава Ростроповича как обязательное сочинение Международного конкурса виолончелистов Мстислава Ростроповича. Диск, полностью состоящий из произведений Али-заде, записал Кронос-квартет[2]. Кроме того, произведения Али-заде исполняют Давид Герингас, Александр Ивашкин, другие известные музыканты и ансамбли.

Помимо музыкальных сочинений Франгиз Ализаде принадлежит также сборник статей «Симфоническая музыка Азербайджана» (азерб. Azərbaycanın simfonik musiqisi; 1998) и очерк о её учителе Кара Караеве, опубликованный в составе фотоальбома к 80-летию Караева (1997).

Народная артистка Республики Азербайджан (2000). ЮНЕСКО в 2008 году удостоила Франгиз Али-заде почётного звания «Артист ЮНЕСКО во имя мира»[3].

Сочинения :

Рок-опера «Легенда о Белом всаднике» (1985),
Балет «Пустая колыбель» (1992) (по заказу в Турции, г. Мерсин),
Концерт для фортепиано (1972),
Симфония (1976),
Концерт для камерного оркестра (1986),
«Песни о родине» (1978),
«Три акварели» (1987) на слова Н, Рафибейли,
«Из японской поэзии» (1990),
Соната (посвященная А. Бергу) (1970),
Струнный квартет (1974),
«Габиль-саягы» (1979),
«Фантазия» для органа (1982),
«Партита» для органа (1985),
«Дилогия I» (для струнного квартета) (1988),
«Дилогия II» (для струнного квартета и духового квинтета) (1990),
«Кроссинг I» (1991),
«Кроссинг II» (1992/3),
«Мугам-саягы» (1993),
«Фантазия» для гитары-соло (1994),
и др.

][ \\, 15-01-2012 22:48 (ссылка)

Суджаддинов Фаик Мири-оглы

Суджаддинов Фаик Мири-оглыРодился 14 июня 1947 в
г. Кировабаде АзССР. Композитор. В 1981 окончил Азербайджанскую конс. по
кл. композиции X. X. Мирза-заде. Соч.: для солиста, хора и симф. оpк. —
Ода о партии; для ф-п. и симф. оpк. — Концерт; для кам. оpк. — Скерцо;
песни на cл. Б. Вазир-оглы, Ф. Годжа, В. Джабраил-заде, Н. Хазри; музыка
к драм. спектаклям, в т. ч. "Деловые люди" В. Шукшина (Сумгаитский
драм. т-р), "Праздничный день" Н. Хикмета (там же, 1987).

][ \\, 15-01-2012 16:54 (ссылка)

Зейнаб Яхья кызы Ханларова (азерб. Zeynəb Yəhya q&#

Зейнаб Ханларова родилась 28 декабря 1936 года в Баку и была самой младшей из пятерых детей в семье[1]. В 1956 году Ханларова закончила Бакинскую педагогическую школу им. М. А. Сабира

В 1961 году окончила Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы (кл. С. И. Шушинского), с того же года солистка Азербайджанского театра оперы и балета[1].

Зейнаб Ханларова была депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР (XI-XII созыв), а также Милли Меджлиса Азербайджана (I-III созыв).
Среди партий: Лейли и Асли в опере Гаджибекова
«Лейли и Меджнун» и «Асли и Керем», Арабзанги в опере Магомаева «Шах
Исмаил» и др. Помимо этого, З. Ханларова успешно исполняла и
азербайджаский музыкальный стиль — мугам.
Голос Зейнаб Ханларовой можно услышать в таких мугамных композициях как
«Шахназ», «Гатар», «Баяты Шираз» и во многих других. Наибольшего успеха
Зейнаб Ханларова добилась в музыкальном жанре эстрады. В репертуар
Ханларовой входят песни Тофика Кулиева, Арифа Меликова, Алекпера Тагиева, Эмина Сабитоглу, Кара Караева, Фикрета Амирова и многих других известных композиторов. Ханларова успешно исполняла песни на русском, армянском, украинском, молдавском, грузинском, на фарси, арабском, китайском, индийском, турецком и на многих других языках.

За свою, более чем 50-летнюю музыкальную карьеру Зейнаб Ханларова посетила с концертами Россию, Украину, Латвию, Молдавию, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Индию, Китай, Иран, Ирак, Египет, Израиль, Турцию, Грузию, Армению, Болгарию, Германию, Польшу, Венгрию, Австрию, Финляндию, Швецию, Чехию.

В Азербайджане Зейнаб Ханларова помимо Баку, выступала с концертами в Гяндже, Ханкенди, Шеки, Шуше, Нахичевани, Ленкоране и в других городах и поселках. После долгого перерыва, Зейнаб Ханларова вновь выступила в Баку в ноябре 2008 года.

][ \\, 07-01-2012 00:10 (ссылка)

Музыкальный фильм "Ритмы Апшерона "(Баку-1970)


][ \\, 06-01-2012 23:09 (ссылка)

Ислам Рзаев






Рзаев Ислам Тапдыг оглу



 


Азербайджанскую
культуру постигла тяжелая утрата. 26 января 2008 года, на 74-м году жизни
скончался видный представитель национального музыкального искусства, народный
артист, персональный стипендиат Президента Азербайджанской Республики Ислам Тапдыг оглу Рзаев.



Ислам Рзаев родился 11 ноября 1934 года в селе Сардарлы Физулинского района.
Завершив первоначальное образование, он поступил в Музыкальный техникум имени Асафа Зейналлы в Баку. Здесь
Ислам Рзаев постигал секреты искусства ханенде в классе известного мастера Сеида Шушинского. В этот период на его становление как певца
большое влияние оказали выдающиеся исполнители Зульфи
Адыгезалов и Хагигат Рзаева. Впоследствии Ислам Рзаев
окончил Азербайджанский государственный университет культуры и искусства. С
юного возраста приобщившись к исполнительскому
искусству, он на протяжении многих лет являлся солистом Азербайджанской
государственной филармонии имени Муслима Магомаева. Один из создателей «Театра мугама»,
Ислам Рзаев работал здесь с 1988 года до конца своей
жизни в качестве художественного руководителя.


Ислам Рзаев, являвшийся известным представителем и достойным
продолжателем карабахской школы ханенде, благодаря
уникальному таланту и большому трудолюбию за короткое время получил признание
как виртуозный исполнитель и снискал любовь слушателей. Он достойно продолжал
традиции своих предшественников в искусстве, на протяжении всего своего
творчества стремился к сохранению классического стиля исполнения мугама и имел большие заслуги в этом деле. Ислам Рзаев, глубоко чувствовавший все нюансы народной музыки,
является одним из выдающихся мастеров, обогативших сокровищницу национальной
музыки. Заняв достойное место в азербайджанской школе ханенде,
имеющей древние исторические корни, он внес важный вклад в ее развитие.


Ислам Рзаев, отличавшийся разносторонним и многогранным
творчеством, был мастером, обладавшим волшебным тембром голоса с широким
диапазоном, приятными и богатыми оттенками. Мастерски исполненные
им мугамы вошли в золотой фонд национального мугамного искусства. Звучавшие в исполнении певца народные
и авторские песни, теснифы занимают особое место в
музыкальной истории Азербайджана.


Умение вникнуть во
внутренний мир слушателя и производить на него сильное эмоциональное
впечатление, знание внутренних закономерностей мира мугама
и тонкое музыкальное чутье являлись важными особенностями, отличавшими
искусство Ислама Рзаева. Любители искусства высоко
оценивали концертные программы певца с богатым репертуаром, всегда
пользовавшегося источниками мугама, отличавшегося
своим почерком и запомнившегося неповторимой манерой исполнения. Главная идея
его творчества, охватывающего длительный период, заключалась в служении
азербайджанской культуре.


Ислам Рзаев успешно представлял азербайджанскую музыкальную
культуру почти в 80 странах мира, своими выступлениями на различных сценах
далеко за пределами республики снискал нашей национальной музыке большую славу.



Жизненный путь
Ислама Рзаева, характеризующийся безграничной
преданностью искусству, служит примером для молодого поколения ханенде. Ему принадлежат особые заслуги в воспитании
молодых мастеров мугама во имя сохранения древних
традиций. Многочисленные воспитанники старейшего ханенде,
на протяжении многих лет занимавшегося педагогической деятельностью, которых он
учил тонкостям мугамного искусства, стали
победителями международных фестивалей, конкурсов, они и сегодня добиваются
больших успехов на творческом пути.


За заслуги в
области азербайджанского музыкального искусства Ислам Рзаев
был удостоен ряда наград, в том числе высокой награды независимой
Азербайджанской Республики — ордена «Шохрат».


Светлая память об
Исламе Тапдыг оглу Рзаеве, известном мастере, прекрасном педагоге и скромном
человеке, всегда будет жить в сердцах тех, кто его знал. Аллах рехмет элясин!

][ \\, 06-01-2012 22:35 (ссылка)

Anatollu Qeniyev












][ \\, 06-01-2012 22:15 (ссылка)

Мамедова, Шовкет Гасан кызы





Шовкет Мамедова

азерб. Şövkət Həsən qızı Məmmədova


фото


Основная информация


Полное имя

Шовкет Гасан кызы Мамедова




Дата рождения

18 апреля 1897




Место рождения

Тифлис,

Тифлисская губерния Российская империя




Дата смерти

8 июня 1981 (84 года)




Место смерти

Баку,

Азербайджанская ССР




Страна

Российская империя Российская империя

Союз Советских Социалистических Республик СССР




Профессии

певица,оперная певица,педагог




Певческий голос

Сопрано




Жанры

Опера




Награды

Народный артист СССР— 1938 Орден Ленина




Шовке́т Гаса́н кызы́ Маме́дова (азерб. Şövkət Həsən qızı Məmmədova; 18 апреля 1897, Тифлис8 июня 1981, Баку) — первая азербайджанская оперная певица (лирическое колоратурное сопрано) и педагог. Народная артистка СССР (1938)
Мамедова родилась в 1897 году в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в бедной азербайджанской семье. Её отец-сапожник заметил её замечательный музыкальный талант, когда ей было 6 лет. В 1910 году он разыскал спонсора, который помог организовать её первое выступление на светском банкете, устроенном вице-губернатором Кавказского края, графом Илларионом Воронцовым-Дашковым.

В 1911 году она отправилась в Милан (Италия) для получения музыкального образования в Миланской консерватории на средства, выделенные азербайджанским миллионером и меценатом Гаджи Зейналабдином Тагиевым и его женой Соной.[1] Однако в 1912
году финансовая помощь с их стороны по неизвестным причинам была
прервана и Мамедова была вынуждена вернуться обратно. В том же году она
поступила в музыкальную школу в Тифлисе.

В 15 лет она впервые выступила на сцене Тагиевского театра в Баку, исполнив партию из музыкальной комедии Узеира Гаджибекова «Муж и Жена». В 1915 году она поступила в Киевскую консерваторию (совр. Национальная музыкальная академия Украины) и познакомилась с композитором Рейнгольдом Глиэром. Благодаря знакомству с Мамедовой, Глиэр заинтересовался азербайджанской народной музыкой и вскоре отправился в Карабах, где он встретился с рядом профессиональных исполнителей мугама. Позже, в 1934
году, он напишет свою известную оперу «Шахсенем» на основе впечатлений
от этой поездки, и посвятит ее Мамедовой. К тому времени она уже будет
широко известна как талантливая оперная певица Азербайджана.

С 1921 года Мамедова гастролировала в Москве, Ленинграде, Париже, Милане, Тебризе и Тбилиси, исполняя арии из «Травиаты», «Севильского цирюльника», «Риголетто», «Гугенотов» и др. Ей удалось-таки завершить свое обучение в Милане в 19271930 годах, после чего она вернулась в Азербайджан, дабы продолжить работу в Азербайджанском государственном театре оперы и балета в Баку.

Похоронена на Аллее почётного захоронения в Баку1923 году, Шовкет Мамедова основала в Баку дом печати музыкальных нот, а также Бакинский театральный коллеж (ныне Азербайджанский Государственный Университет культуры и искусств).С 1946-го по 1950-й год Ш. Мамедова заведующая вокальной кафедры. Азербайджанской государственной консевартории, где она преподавала до самой своей смерти в 1981 году. Среди её учениц Н. Рагулена, Л. Платонова, Т. Захарова, а также народная артистка СССР Фидан Касимова и народная артистка Азербайджана Хураман Касимова.
.

][ \\, 06-01-2012 21:45 (ссылка)

Алекперова, Шовкет Фейзулла кызы












Шовкет Фейзулла кызы Алекперова (азерб. Şövkət Ələkbərova; 10 октября 1922, Баку7 февраля 1993, там же) — азербайджанская певица, Народная артистка Азербайджанской ССР.
Шовкет Алекперова была третьим ребёнком в рабочей семье из шести
детей. Её отец был большим поклонником музыки, а мать — профессиональной
таристкой. Дети впоследствии также получили музыкальное образование.[1] В раннем возрасте Алекперова играла на кяманче. В 1937 году она победила на певческом конкурсе, где её талант оценивали композитор Узеир Гаджибеков и певец Бюльбюль.
После блестящего исполнения ею композиции «Карабах шикестеси»
Гаджибеков принял Алекперову в новосозданный Азербайджанский
Государственный хор, в котором она и начала профессиональную карьеру
певицы. Её наставниками были фольклорист и педагог Агалар Аливердибеков и оперный певец Гусейнкули Сарабский.

В годы Великой Отечественной войны, Алекперова выезжала с гастролями на фронт, исполняя патриотические песни и нередко выступая до пятидесяти раз в день. С 1945
года она работала в Азербайджанский Государственной филармонии. К
1950-м годам Алекперова была признана самой популярной исполнительницей
азербайджанских народных и эстрадных песен. В её репертуаре, наряду с
песнями на азербайджанском, имелись песни на персидском, арабском и
турецком языках. За свою творческую карьеру Алекперова посетила с
гастролями более 20 стран в Европе, Азии и Африке.

Шовкет Алекперова была замужем два раза. От первого брака у нее
родилась дочь Нателла (1944-1992). После того как муж Алекперовой как
военный врач ушел на фронт и создал новую семью, они развелись. В 1955 года 33-х летняя Алекперова вышла замужем за 35-летнего режиссёра Лятифа Сафарова.
От брака у Алекперовой родился сын. После самоубийства второго мужа в
1963 году, певица больше не выходила замуж и всю свою жизнь посвятила
детям и музыкальной карьере. Внезапная смерть дочери Нателлы в 1992 году отрицательно сказалось на слабеющем здоровье Алекперовой, пережившей дочь всего на год.

][ \\, 06-01-2012 20:07 (ссылка)

Без заголовка


][ \\, 06-01-2012 19:46 (ссылка)

Кулиев, Тофик Алекпер оглы

Тофик Алекпер оглы Кулиев (азерб. Tofiq Ələkbər oğlu Quliyev; 7 ноября 1917, Баку — 4 октября 2000, Баку) — азербайджанский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист Азербайджанской ССР.Тофик Кулиев родился 7 ноября 1917 года в Баку, в семье служащего. Удивительные музыкальные способности привели его уже в 12-ти летнем возрасте на студенческую скамью Азербайджанской государственной консерватории, а в 1934 году он поступает в бакинскую консерваторию,
где учится на двух факультетах — фортепианном (в классе профессора
И. С. Айсберга) и дирижерском (в классе профессора С. Г. Штрассера). В
консерватории происходит первое знакомство молодого Кулиева с творениями
великих классиков прошлого — Баха, Бетховена, Чайковского, Шуберта, и других композиторов. Яркое дарование Кулиева обращает на себя внимание музыкальной общественности и вскоре, по совету и инициативе У.Гаджибекова, в 1936 году Наркомпрос Азербайджана направляет Тофика Кулиева для дальнейшего обучения в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского.
Здесь он учится дирижированию, некоторое время занимается в классе
фортепиано профессора Нейгауза. Вскоре он начинает работать пианистом в
известном в те годы эстрадном оркестре под руководством А. Цфасмана, в
котором он успешно проработал до 1939 года.
Раннее творчество
Первые опыты Тофика Кулиева в сочинении относятся к началу 30-х годов. Еще будучи студентом рабфака, в 1931 году, Кулиев, по совету одного из первых своих первых учителей, уже завоевавшего к тому моменту народное признание — Асефа Зейналлы, пишет песню на слова Мирза Алекпера Сабира — «Про школьника». Начиная с 1935 года
Тофик Кулиев приступает к дирижерской работе в Азербайджанском
государственном драматическом театре имени Мешади Азизбекова.
Деятельность Кулиева, как фольклориста, начавшаяся в 30-е годы, имела
огромное значение в творческой биографии не только самого композитора,
но и в музыкально-общественной жизни Азербайджана. Тофик Кулиев был
одной из тех творческих личностей, что сыграло заметную роль в развитии и
популяризации азербайджанского фольклора. Он один из первых
композиторов Азербайджана, осуществивших нотную запись мугамов. В 1936 году им были изданы (совместно с композитором 3. Багировым) записи мугамов «Раст», «Сегях», «Забул», «Дюгях».

В 1939 году,
вернувшись в Баку, Тофик Кулиев занимается организационной работой по
созданию национального оркестра, активная работа которого совпала с
началом в 1941 году Великой Отечественной войны.
В годы войны эстрадный оркестр, созданный композитором и названный
Красноармейским ансамблем, входит в состав 402-й стрелковой дивизии и
дает концерты на передовой линии фронта. Для оркестра Тофик Кулиев пишет
ряд песен патриотического содержания: «Ни шагу назад» (слова Суркова),
«Нежная рука» (слова Н. Доризо), «О русской девушке», «Песня бойцов». С 1943 года
ансамбль разделился на две группы. Одной из них, названной
Краснофлотской, продолжал руководить Тофик Кулиев. Ансамбль часто
выступает на переднем крае, на Кавказском фронте, в Крыму, выезжает с концертами для частей Армии в Иране.

После окончания войны, Кулиев начинает композиторскую деятельность в Азербайджанском государственном русском драматическом театре им. Самеда Вургуна, Азербайджанском театре Юного зрителя им. М. Горького. За несколько лет работы с театрами им написана музыка к спектаклям «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Айдын» Д. Джаббарлы, «На дальних берегах» Г. Сеидбейли и И. Касумова, «Братья» Р. Рзы, «Гариба адам» («Чудак») Н. Хикмета, «Ширванская красавица» Э. Мамедханлы.

][ \\, 06-01-2012 19:30 (ссылка)

Rauf Hacıyev

Рауф Солтан оглы Гаджиев (азерб. Rauf Soltan oğlu Hacıyev; 15 мая 1922, Баку — 19 сентября 1995, Баку) — советский и азербайджанский композитор и политический деятель.Народный артист СССР (1978).

Председатель Союза композиторов Азербайджанской ССР, министр культуры Азербайджанской ССР (19651971).





Рауф Гаджиев родился 15 мая 1922 года в Баку.

В 18 лет он пишет свою первую оперетту «Проделки студентов». В период с 1948 по 1949 годы Гаджиев учился в Московский консерватории у Н.П. Ракова, а в 1953 году окончил Азербайджанскую консерваторию по классу композиции у Кара Караева[1].

В 1955 году он стал организатором эстрадного оркестра Азербайджанской ССР и до 1964 года являлся его художественным руководителем[2]. Член КПСС с 1958 года[1]. В 1964 году он стал директором Бакинской филармонии, год спустя в 1965 году он занял пост министра культуры Азербайджанской ССР, в этой должности он проработал до 1971 года.

По инициативе советского руководства Рауф Гаджиев был направлен в Алжир
в качестве генерального советника по вопросам искусства на всём
африканском континенте. Прожив 8 лет в Африке, Гаджиев за этот период
поставил три балета, которые были продемонстрированы в Париже, а также создал в Алжире три академии — академия танца, академия музыки и академия театра[3].

По возвращении на родину он стал председателем Союза композиторов Азербайджанской ССР и до своей кончины занимал эту должность.

Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.
Рауф Гаджиев — автор многих музыкальных произведений, в том числе музыкальные комедии «Ромео мой сосед» (1960), «Не прячь улыбку» (1969), «Мама, я женюсь» (1976), «Куба любовь моя!» (1963), двух балетов, трёх симфонических поэм «Шейх Санан» (1982), «Сабухи» (1983), «Ази Асланов» (1984). В 1976 году
композитор создаёт кантату, посвященную Самеду Вургуну. Это
произведение считается одним из лучших азербайджанских произведений в
этом жанре.

На протяжении своей творческой жизни Р. Гаджиев сочинил музыку для
некоторых спектаклей, музыкальных комедий и фильмов, один из них — фильм Цыганка.
Рауф Гаджиев является автором 150 песен, из них самые популярные — «Мой
Азербайджан», «Бахар гялир» (идет весна), «Севгилим» (любимая), «Баку»,
«Лейла».


][ \\, 06-01-2012 19:13 (ссылка)

Мустафа-заде, Вагиф Азиз оглы

Вагиф Азиз оглы Мустафа-заде (азерб. Vaqif Mustafazadə; 16.3.1940; Баку — 16.12.1979, Ташкент) — азербайджанский джазовый композитор и пианист.
Вагиф Мустафа-заде родился 16 марта 1940 года в Баку
в семье майора медицинской службы. После смерти отца воспитанием
будущего композитора занялась его мать, преподававшая азербайджанскую
народную музыку. В 1957 году Вагиф поступил в Бакинский музыкальный колледж им. А.Зейналлы.

Вагиф Мустафа-заде — наиболее известный и успешный джазовый
исполнитель в истории Азербайджана, создатель нового направления в
джазе — азербайджанского джаз-мугама[1][2][3] [4]
Он также был основателем различных ансамблей, первым из которых стало
джаз-трио «Кавказ» при Госфилармонии Грузии. В Баку им были созданы
вокально-инструментальные ансамбли «Лейли» (1970 г.), «Севиль» (1971 г.,
на базе Гостелерадио Азербайджана), «Мугам» (1977).

Вагиф Мустафа-заде — лауреат фестивалей «Таллин-66», "Таллин-67,
бакинского фестиваля"Джаз-69", Всесоюзного джазового фестиваля в Донецке
в 1977 году, джазового фестиваля «Тбилиси-78», принесшего ему звание
лучшего пианиста (здесь же состоялся дебютный выход на сцену
восьмилетней Азизы Мустафа-заде, сразу ставшей лауреатом фестиваля). В
1979 году на Международном конкурсе джазовой композиции в Монако
Вагиф Мустафа-заде завоевал I премию и приз — белый рояль. Однако Вагиф
не успел узнать об этой победе — он скончался от сердечного приступа в Ташкенте, 16 декабря 1979 года, на сцене, во время исполнения композиции «В ожидании Азизы». Ему было 39 лет. После его смерти Уиллис Коновер (Willis Conover) - ведущий передачи "Время джаза" (Jazz Time) на радио "Голос Америки" - полностью посвятил свою часовую передачу Вагифу Мустафа-заде[5].

На творчество Вагифа Мустафа-заде огромное влияние оказало общение с
такими музыкантами, как Т.Курашвили, Д.Джапаридзе (Грузия), Г.Лукьянов
(Россия), Р.Бабаев (Азербайджан), Йохансон (Швеция), Х.Янковский
(Германия). Би Би Кинг сказал, что хотел бы играть блюз так, как играет
Мустафа-заде [6].

Благодаря своим оригинальным композициям, богатым восточным колоритом, импровизациям и смешениям ритмов мугама и джаза[7], Вагиф стал живой легендой. Его творчество высоко ценилось как на Родине, так и за рубежом.

В 1967 году в на состоявшемся в Таллине джазовом фестивале выступили и Вагиф Мустафазаде, и Рафик Бабаев. Ведущий джазовой программы «Голоса Америки» Уиллис Коновер
также был среди гостей фестиваля. Выступил и легендарный саксофонист
Чарльз Ллойд со своим квартетом, в состав которого входили ещё молодые
Кит Джарретт и Джек ДеДжоннетт. Познакомившийся с творчеством
Мустафа-заде знаменитый американский джаз-музыкант Диззи Гиллеспи
поблагодарил Мустафа-заде за создание музыки будущего[8].

В 1968 году состоялись первые гастроли Вагифа по городам СССР. В 1970 году
Мустафазаде и целый ряд известных азербайджанских музыкантов (Р.
Бейбутов, М. Тагиев и др.) дали несколько концертов по странам Латинской
Америки.

Вагиф Мустафа-заде покорял слушателей своей самобытностью, виртуозной
техникой, своеобразным гармоническим языком. Он первым использовал в
джазе азербайджанский колорит, мугамы и стал основоположником
азербайджанского джаза. Автор множества собственных джазовых композиций и
обработок, Мустафа-заде писал также симфоническую и камерную музыку. В
Союзе композиторов Азербайджанской ССР
с большим успехом был принят написанный им концерт для фортепиано и
симфонического оркестра, где Мустафа-заде продемонстрировал свои
огромные возможности и в этом направлении. Ему принадлежит также
множество камерных фортепианных пьес.

][ \\, 19-12-2011 11:11 (ссылка)

Salmanov Mais Qurban oğlu — xanəndə

Salmanov Mais Qurban oğlu — xanəndə, Azərbaycan Opera və Balet Teatrının solisti, Azərbaycan Respublikasının əməkdar artisti, prezident təqaüdçüsü.
Həyatı
12 fevral 1933-cü ildə Şəmkir rayonunun Morul kəndində anadan olmuşdur. Azərbaycan Dövlət UniversitetiniAzərbaycan Dövlət Mədəniyyət və İncəsənət Universitetini bitirib. Azərbaycan opera sənətinin və musiqisinin inkişafına töhfələr verib, uzun müddət Üzeyir Hacıbəyovun "Leyli və Məcnun" operasında Məcnun rolunun ifaçısı olub.

Tanınmış neftçi-alim Fərman Salmanovun qardaşıdır.

2008-ci ildə Bakıda vəfat etmişdir.

][ \\, 18-12-2011 11:46 (ссылка)

Suleyman Abdullayev

SÜLEYMAN ABDULLAYEV
Müasir dövrde Qarabağ xanendelik mektebinin
görkemli nümayendelerinden biri Süleyman Abdullayevdir. Süleyman
Abdullayev geniş tembrli, yüksek tessituralı sese malik xanendedir. O,
ifa etdiyi muğamlarda sözün düzgün teleffüzüne, qezelin menasının
dinleyiciye çatdırılmasına çalışır. Buna göre de onun ifa etdiyi muğam
destgahları yeni cezb kesb edir. S. Abdullayevin ifasında “Segah”,
“Deşti”, “Çahargah”, “Şur” muğam destgahlarının lent yazıları radionun
qızıl fonduna daxil olmuşdur.
Xanende oxuduğu muğamlarda klassik
şairlerin – Füzulinin, Seyid Ezim Şirvaninin, Vahidin qezellerine
müraciıet edir ki, bütün bunlar da onun klassikanı ne derecede derinden
bildiyini gösterir.
Qarabağın Füzuli rayonunun Qoçehmedli kendinde
dünyaya göz açan Süleyman Abdullayev hele kiçik yaşlarında öz musiqi
istedadı ve gözel, üreyeyatımlı sesi ile meşhurlaşmış, xalqın
sevimlisine çevrilmişdir. 1959 – cu ilde istedadlı musiqiçiler sorağıyla
Füzuliye gelen böyük xanende Seyid Şuşinski Süleyman Abdullayevin
sesini yüksek qiymetlendirir ve onu professional tehsil almaq üçün
Bakıya devet edir. 1960 – 1964 – cü iller erzinde S. Abdullayev A.
Zeynallı adına orta ixtisas musiqi mektebinde Seyid Şuşinskinin sinfinde
bütün muğam destgahlarını öyrenir, muğam ifaçılığının sirlerine
yiyelenir. 1964 – cü ilden S. Abdullayev Müslüm Maqomayev adına
Azerbaycan Dövlet Filarmoniyasına solist devet olunur ve hemin dövrden
geniş konsert fealiyyetine başlayır, xalq çalğı aletleri ansamblları ile
çalışır. Xüsusile Ehsen Dadaşovun rehberlik etdiyi xalq çalğı aletleri
ansamblı ile televiziyada canlı çıxışları diqqetelayiqdir.

][ \\, 18-12-2011 11:42 (ссылка)

Ebulfet Eliyev

img
ELİYEV EBÜLFET ESED OĞLU
O,
Azerbaycan Opera ve Balet Teatrının en meşhur Mecnunlarından olub. Xan
Şuşinski onun Mecnununu gördükden sonra “senin bu işin zor işdir”
demekden özünü saxlaya bilmeyib. Dahi Bülbülse “o vaxta kimi sehneye
alış, qorxuram tez baxsam, senin haqqında teessüratlarım alt-üst ola”
deye 25-ci tamaşaya qeder onun ifasına baxmaqdan imtina edib. Ve sözünün
de üstünde durub. 25-ci tamaşada ön cergede oturaraq üreyinde sevinc
qarışıq qorxu-heyecanla Opera Teatrının yeni Mecnununun ifasını izleyib.
Sonra da perde arxasına keçerek, üz-gözünde tebessüm xanendenin elini
sıxaraq “sehnemizde Mecnunumuz da var” deyib.
Otuz yaşında Mecnunu
oynamışdı, 40 yaşında ise “Mehebbet cavana yaraşır. Şükür ki, men de
Mecnunu cavan yaşımda oynadım. Mecnunun atasını ise oynamağa hevesim
yoxdur” deyerek, canından artıq sevdiyi rola elvida etdi.
Bu gün
radionun qızıl fondunda ustad xanendenin müxtelif illerde lente
aldırdığı 400-den artıq xalq ve bestekar mahnıları, elece de muğam ve
tesnifler qorunub saxlanılır. Keçmiş Sovet İttifaqının, elece de
dünyanın bir çox ölkelerinde Azerbaycan incesenetini layiqince tebliğ ve
temsil eden xalq artsti Ebülfet Eliyev 64 il yaşadı. Lakin sehnede
yaratdıqları, melahetli sesi xalqın qelbinde daim yaşayacaqdır.

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу