Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Алексей Ладыгин - "Северные Цветы"

Эта книга была написана в причудливом священном крае – северной Карелии, маленькой стране, наполненной красивыми легендами, на страницах которой сплелись природные эскизы, эпический фольклор, стихотворения философского и любовного жанра!

"Северные Цветы" (2022)

На Север!
Северные Цветы
В чужой стране скитальцем я беспечным!..
Дитя жемчужных волн морских!
Скользит стремительный ручей!
Напрасно ты плывешь скиталец в сиянье сумрачной волны!..
Жизнь без любви
Пустынный месяц в облаках
Карелия
Священная страна Юмаллы


Петрозаводск, 2022 г

Книгу в формате pdf можно скачать здесь https://vk.com/alekseyladyg...


Метки: Северные Цветы, стихи, книга, поэзия, Карелия, лирика, эпос, мифология, любовь, природа

о геноциде русских, и о геноциде карелов

В настоящее время,
еврейское правительство, возглавляемое евреем США Берлом Лазаром, через президента путина,
проводит в России геноцид как русской нации, так и финских народов России.
В первую очередь экономическими методами - не давая возможности полноценно обеспечивать
свои семьи денежной зарплатой и, в материально-продовольственном отношении.

А также, прививая как русским, так и финских народов России "ценности" гомосексуализма
В частности, смотрите на YouTubе выступление путина,
нажав на ниже-указанную ссылку:

https://my.mail.ru/video/ma...

письмо Атармана



Здравствуйте! карелы.
я- Атарман (моё религиозное имя),
по современной!... полит-идеологической классификации - я русский;
по паспорту я - Якунин Владимир.
НО,
в моём Учении, мною доказывается: что Богом богов Вселенной, у арийских народов - считался
Бог Юмас (по другим языковым произношениям: Юмис, Имма, Яма...).
И, я !НАУЧНО! доказываю:
что, предки +коренного+ населения России, в том числе и финских народов - являются арийцы!
абашевской и поздняковской археологических культур Центральной России.

А славяне (как православные, так и бандеровцы), и фашисты-немцы,-
прославляемые также масоном-тамплиером Левашовым, -
НЕ являются арийцами, а во ВСЕ века были марионетками ЕВРЕЕВ!!!

В частности, в данное время, еврейско-"русская" мафия проводит политику
деградации и геноцида также и финских народов России.

Очень коротко об этом, - мною говорится и вверху на моей интернет-странице mail.ru.

В полном объёме моё Учение - Вы, карелы, можете скачать с ссылки,
НАЖАВ! на ссылку:

https://cloud.mail.ru/publi...

И в частности я, очень советую! Вам- карелы, прочесть у меня Главу:
«О ЕВРЕЙСКОЙ «СЕМЬЕ», И О ЛОЖНЫХ И О ИСТИННЫХ АРИЙЦАХ»
(4 файла в формате Worda, с историческими картами и с ФОТО-материалом,
в начале тома-папки М-3).
И, очень советую! Вам- карелы прочесть у меня Главу -
Арийская Национальная Хунта (АНХ), - тоже в томе-папки М-3).

И прошу Вас: коротко ответить мне письмом на мою интернет-страницу mail.ru.

Почта России губит национальную карельскую прессу?

В Карелии с увеличением тарифов "Почты России" резко сократилось количество подписчиков на печатные издания республики на национальных языках. 
Подробности по ссылке: http://nazaccent.ru/content...



Метки: Родной язык, Карелия, СМИ, языки коренных народов

Damir Nabi, 28-09-2012 18:15 (ссылка)

13 октября в Казани День Памяти народов Поволжья и Урала!



В столице Татарстана Казани 13 октября (суббота) 2012 года пройдет 22-ой День памяти защитников Казани, павших при взятии города – 460-ая годовщина завоевания Казани войсками Ивана Грозного. 15 октября 1552 года после героической 41-дневной обороны, в ходе ожесточенного штурма пала столица Казанского ханства, Казань.180-тысячной русской армии противостояла 30-тысячная армия хана Едигера, в которую входили татары, ногайцы, удмурты, мордва, чуваши и марийцы. В осаде было задействовано огромное количество войск и орудий. Русские войска имели огромный численный перевес над осаждёнными, кроме того, русские имели многочисленную артиллерию (150 орудий). «Наряд» (артиллерия) располагала различными типами орудий. Русская армия была представлена всеми родами войск: конницей, стрельцами. По рассказам историков в 180 тысячной армии Грозного было 30 тысяч татар-мусульман. Что опять-таки ставит под сомнение правдивость российских историков. Ведь не могло столько мусульман равнодушно смотреть, как из пушек расстреливали минареты и принимать в участие массовой резни мусульман, включая детей и женщин Казани.
Каждый народ вправе гордиться своей историей. История каждого народа - неповторимая, особенная, самобытная. Мы должны помнить о делах дней минувших, должны изучать и знать историю своего края. Необходимо, чтобы представители нашего поколения умели принимать исторические знания, которые тесно связаны с культурой и традициями народов Поволжья и Урала. Коренные народы Поволжья и Урала относящиеся к двум крупным этнолингвистическим группам, финно-угорской: коми, удмурты, мордва, марийцы, и тюркоязычной: чуваши, татары, башкиры. Все эти народы прошли сложный путь. В процессе совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур, имеющих свои особенности. Это - наша общая история, но каждый народ помнит и чувствует эту историю по-своему. Национальная память по-своему перерабатывает и осмысляет общий опыт. И поэтому каждый народ должен гордиться свей историей, и мы обязаны попытаться сделать так, чтобы наши общие трагические воспоминания сближали, а не разъединяли нас. И у нас есть шанс добиться того, чего мы хотим.
С завоеванием Казанского ханства Москвой в 1552 году власть хана в Казани ликвидировалась. В крупнейшие города в Казань и в Свияжск направляются большие воеводы, являвшиеся наместниками Ивана Грозного на местах. Намереваясь усилить колонизацию Поволжья и Сибири, московское правительство учредило в Казани самостоятельную епархию под покровительством военных. Епархия сразу же занялась постройкой монастырей и церквей, а также насильственной политикой христианизации местного населения. Во всех татарских селах жестоко разрушались мечети и медресе, уничтожались ценные и священные арабские книги и древние рукописи. На местах разгонялись исламские просветители и учителя, религиозное руководство в лице мулл и имамов. Над татарами, противившимися крещению, совершалось дикое насилие: их сажали в тюрьмы, у них отбирали земли, их выселяли из деревень, заставляли жениться на русских женщинах, держали в цепях, жестоко пытали. Детей татар и башкир, заново обратившихся в Ислам, отбирали у родителей и раздавали новокрещенным. При этом церковники не скрывали, что их цель - отучить татар от исламской веры. В свою очередь татары-мусульмане, борясь с насильственной христианизацией, разрушали монастыри и церкви, избивали наиболее ненавистных им священников, некоторых даже убивали, поднимали массовые восстания. Кроме татар, являвшихся в своем большинстве мусульманами, на территории бывшего Казанского ханства из-за религиозной политики оккупантов пострадали и другие народы чуваши, удмурты, марийцы, у которых вырубались священные рощи. Позже Архиепископом в Казань был направлен фанатик-миссионер и беспощадный палач Лука Конашевич. За короткий срок в Свияжском уезде со своими палачами он сумел крестить 13822 чувашей, черемис и мордвы.
Вот уже несколько лет реставрация храмов Свияжска ведется за счет федерального и республиканского бюджета, конечно же, больше из кармана жителей Татарстана. Взнос каждой стороны, по данным фонда «Возрождение», по 400 миллионов рублей ежегодно. Город Свияжск был основан в мае 1551 года. Первыми прихожанами были враги наших предков Иван Грозный и русские воины, стрельцы, которые молились перед походом на Казань. Слова Ивана IV после взятия г. Казани: "Мечети поганые раскопать и святые церкви на их месте возвести", позже в оккупированных регионах к июню 1744 года из 536 мечетей было разрушено 418; москвичи от полного уничтожения воздержались потому, что слух об этом мог дойти до мусульманских стран и вызвать там разрушение церквей.
Мы помним вынужденную иммиграцию поволжских татар в Среднюю Азию, Турцию и в другие страны случившееся из-за насильственного крещения и национального гнета. Однако татар всегда тянуло к историческим землям своих предков. Они едут, чтобы увидеть земли татарских ханов - Сибирь, Волгу, Урал, Татарстан, Астраханские, Оренбургские, Пермские, Самарские, Симбирские, Омские края. Живущие за рубежом наши соотечественники, помнят и знают нашу историю, они проводят многочисленные мероприятия по консолидации татарских общин, сохранению этнокультурного пространства, укреплению связей с исторической Родиной, вносят весомый вклад в мировую цивилизацию, это ли не доказательство того, что татарский народ не побежден и продолжает развиваться?
Взглянем, как относятся татары, русские и их правительства к своей истории.
В этом году жители России с размахом провели 200-летие Бородинской битвы. К юбилею приурочены торжественные мероприятия в разных городах и регионах: открытия музеев, организация военных реконструкций, выставок, фестивалей и т.д. Президент России принял участие в праздновании 200-летия битвы под Бородино. По случаю 200-летия победы над французами в России прошли общецерковные торжества. Во всех храмах РПЦ прошли молебны. Юбилейные торжества возглавил лично Патриарх. Более 2,7 млрд. рублей ушло на подготовку мероприятий по празднованию 200-летия.
Каждый год патриоты Татарстана и соседних республик собираются почтить память предков, однако мы не видим президента республики Татарстан, министров, депутатов, писатели, деятелей культуры, (депутаты, писатели, деятелей культуры участвуют только 25-30 человек) директоров предприятий, ректоров институтов, директоров школ и имамов мечетей республики. Неужели правительство Татарстана не может выделить около 100 миллионов рублей нам татарам, которых больше 12 миллионов по всему миру, для проведения Дня памяти, в частности для издания брошюр, книг, календарей, проведения конференций, построек монументов павшим героям, музеев?
С таким же успехом могут совместно проводиться мероприятия братских народов Поволжья и Урала:
Башкиры – день приуроченный Салавату Юлаеву - башкирскому национальному герою, одному из руководителей Крестьянской войны в 1773-1775 годах, сподвижник Емельяна Пугачева.
Чуваши - «Акатуй» - один из самых важных национальных праздников чувашского народа и связан с древними традициями празднования окончания весенних полевых работ.
Удмурты - «Гербер» - традиционный удмуртский национальный праздник.
Марийцы - «Семык» - национальный праздник марийского народа посвящённый национальным героям.
Мордовы - «Тексень каштаз» - национальный мордовский праздник.
Мы призываем 13 октября к флагам Татарстана привязать зеленые ленты, напоминая о героических погибших предков, главу Русской Православной Церкви (РПЦ) Патриарха Кирилла принести публичное покаяние за проступки, совершенные в период инквизиции перед народами Поволжья и Урала, широко освещать данное мероприятие в средствах массовой информации.

Председатель Шуры Аксакалов - Габдельбарый Зиннуров.
Председатель Набережночелнинского отделения ТОЦ - Рафис Кашапов.
Председатель камского отделения СТМ "Азатлык" - Ильмир Салих.
http://tatar-centr.blogspot...


Мы еще долго будем, только виртуально что "делать" ? Не пора ли вместе со всеми и реально ?
....До дня памяти остаеться совсем ничего...!
ЕСТЬ ЛИ КТО ИЗ ВАС ЧТО ЖЕЛАЕТ ПОЕХАТЬ В КАЗАН, В УКАЗАННЫЙ ДЕНЬ ?

Метки: День Памяти народов

Выяснить, какое влияние оказали традиции карел как национального

žВыяснить,
какое влияние оказали традиции карел как национального сообщества на развитие г. Лихославля.

Вступление Карелии в состав Р.С.Ф.С.Р. и России ?

Карелы земляки кто знает хоть один документ доказывающий что карелы
самостоятельно ,по собственной воле вступили в состав Р,С,Ф,С.Р,
Кто знает хоть один документ по которому карелы сами вступили в состав России после развала СССР ?
Законна ли власть в Карелии для нашего народа?
Мы её выбирали?

Геноцид карел в Росии это надуманные или реальные события ?

Что такое Геноцид?
  1. действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно:
  2. убийство членов такой группы,
  3. причинение им серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства;
  4. предумышленное создание условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение таких групп,
  5. принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в их среде,
  6. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Должен ли Карелией управлять карел?

Считаете ли вы Анатолия  Григорьева возможным кандидатом на пост главы республики Карелия?

Кому это нужно ?

Почему с форума пропадают обсуждения и целые темы.
а также обсуждения закрываются не успев начаться ?
Кому не хочется что-бы карелы объединились ?

Отличие национальных районов

Национальные районы кроме названия и состава населения отличаются чем то от других? Например 3 карельских национальных района в Карелии. И другие национальные районы в РФ. Например льготы, особое образование, привилегии итд

Вы согласны, что этим людям нужно воздвигнуть памятник?

Список активистов тверских карел расстрелянных, только потому, что они хотели оставаться карелами 1937-1939--годы
Аболихин Василий Кузьмич 1876г. р.д. Олино Лихославльского р-на
Абрамов Иван Ефимович д. Дубищи Максатихинского р-на
Андреев Василий Андреевич 1905г.р.д. Зубцово Рамешковского р-на
Абрамов Иван Михайлович 1893 года д. Денисово Рамешковского р-на
Беляков Павел Иванович 1894г.р.д. Бор Новокарельского р-на
Белянчиков Михаил Васильевич 1886г.р.д. Койвушка Максатихинского р-на
Бороздинский Алексей Алексеевич 1870г.р.д. Ривица Максатихинского р-на
Бороздинский Николай Алексеевич 1905г.р.С. Селище Максатихинского р-на
Борченков Михаил Егорович 1876г.р. д. Алёшино Рамешковского р-на
Бурков Сергей Иванович 1869г.р. д. Плосково Рамешковского р-на
Бурмистров Василий Кирсанович 1880г.р. д. Вески Лихославльского р-на
Бурцев Иван Иванович 1889г.р.д. Бобрище Новокарельского р-на
     
Друзья это огромный список , около 250-т расстрелянных.
В докладной записке, об итогах оперативной работы следственной группы НКВД от 28 августа 1938г. Ежову было написано следующее. На 1-ом месте стоит дело"Карельской буржуазно- националистичекой, шпионско-повстанческой организации, созданной по заданию финской разведки, с целью создание "Великой Финляндии"(отторжение от СССР Карелии, Ленинградской и Калининской обл., присоединении к Финляндии) Карельская эсеровская группа вскрыта и ликвидируется
 Всего в Карельском Национальном Округе Калининской обл. прож. до 150-тыс. карел

У кого есть информация о школах в Карелии до революции

и о школах в Ухтинской республике.Какие предметы преподавались и на каком языке?
Поделитесь .

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

    Статья 1
1. Республика Карелия есть республика (государство) в составе Российской Федерации с республиканской формой правления. 
5. Исторические и национальные особенности Республики Карелия определяются проживанием на ее территории карелов
Статья 8
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Карелия как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.
Статья 21
В Республике Карелия осуществляются меры по возрождению, сохранению и свободному развитию карелов, вепсов и финнов, проживающих на ее территории.

Метки: А те карелы которые проживают в

ПОСЛЕ СТОЛЕТИЙ РАССЕЯНИЯ КАРЕЛЫ ПЕРЕЖИВАЮТ ПЕРИОД КУЛЬТУРНОГО ПО

Намерение властей Карелии сделать язык эпонимической нации официальным (наряду с русским) заставляет внимательнее присмотреться к истории карельского народа. Сразу встает вопрос: о каком языке речь? Их несколько. Да и современная карельская письменность создана всего лишь 10 лет назад. Немаловажно и то обстоятельство, что карелы составляют всего лишь 10% населения республики и только половина из них говорит на одном из карельских диалектов.

В результате многовековых исторических катаклизмов народ, проживавший на огромной территории от Ботнического залива до Белого моря, был ассимилирован по большей части финнами, отчасти русскими, так что собственно карелов уцелела лишь малая часть. Но именно эти оставшиеся 80 тысяч переживают сейчас период культурного подъема, сопровождающийся осознанием собственной самоидентификации.

Пять Карелий

"Я тоскую об этой стране, которой нет - обо всем остальном я устала уже тосковать"... Поэты обладают двумя особенностями: говорить, не желая того, правду и предсказывать будущее. Когда карельская поэтесса Эдит Ссдергран (1892-1923), жившая в Райвола (Рощино) и писавшая по-шведски, создавала эти вполне символистские строки, она вряд ли предполагала, насколько реальной будет расплата за произнесенное слово: история распорядилась стереть с лица земли и название ее родного городка и даже кладбище, на котором она была похоронена. Действительно, есть ли еще в Европе такая страна, произнося название которой, разные люди имеют в виду совершенно разные территории, диалекты населения которой лингвисты относят к разным языкам, образ которой был бы так неуловим?

Карелий всего пять, и у каждой есть шанс на первенство в историческом соревновании за право считаться таковой.

Южная Карелия - это Выборгский район Ленинградской области и примыкающие к нему с финляндской стороны районы губернии Кюми, с городами Лаппеенранта и Иматра. До Зимней войны 1939-1940 годов это была в экономическом и культурном отношении самая развитая Карелия, а ес столица, стотысячный Виипури (Выборг) - вторым по величине городом Финляндской республики.

Однако как раз эта экономическая развитость Южной Карелии и ее раннее (1293-1323 гг.) включение в орбиту Западного мира с принятием католичества, а затем - лютеранства, привели к становлению здесь не карельского, а общефинского идентитета. Диалектом финского, а не карельского принято считать теперь и язык южных карелов. Сегодняшнее население оставшихся в составе Финляндии районов - 150 тыс. человек; 200 тыс. было эвакуировано с отошедшей к СССР территории (сейчас их осталось менее 100 тыс. человек).

Обособившейся в XIII-XIV веках частью Южной Карелии является Инкеримаа (Ингерманландия) - Санкт-Петербург и большая часть Ленинградской области. До XVII века она оставалась в сфере влияния Новгорода и православной церкви. В 1617 году, после перехода края по Столбовскому миру под управление Швеции, часть ижоры, а также води, переселилась вглубь Московского государства, где следы их затерялись. Другая часть смешалась с мигрировавшими сюда карелами-лютеранами (эуремейсет) и савосцами, этнической группой из Центральной Финляндии (савакот).

К началу 30-х годов ХХ века собственно ижорцев насчитывалось 14 тыс., води - 5 тыс., ингерманландцев-лютеран - 145 тыс. В настоящее время, после двух депортаций (фашистской и советской), а также в результате "ленинской национальной политики", ингерманландцев в Петербурге и области осталось 18 тыс., ижорцев 800, води - менее 100 человек. По недавним сведениям, родной язык помнят 7 тыс. ингерманландцев, 400 ижорцев и несколько лиц преклонного возраста (точные данные нигде не приводились) из числа води.

Северная Карелия некогда была самой большой по территории и включала в себя большую часть теперешней территории Финляндии с губерниями Оулу и Куопио (Похьйонмаа, Северный край), а также Йоэнсуу (Похйойс-Карьяла, собственно Северная Карелия). Здесь сложилась Калевала. Сюда после Второй Мировой войны переместился культурный центр: в 1971 году открыт Институт изучения Карелии, в 1983 году - университет.

С другой стороны, прежде почти безлюдные Оулу и Куопио, перейдя по Тявзинскому договору 1595 года под управление Швеции, были заселены выходцами с Ботнического побережья и Саво, да и оказавшаяся у шведов по Столбовскому миру 1617 года Йоэнсуу сохранила не более половины населения, став одним из основных источников карельского рассеяния. На опустевшие территории начали переселяться савосцы, перенявшие карельское самоназвание, но одержавшие верх в соперничестве диалектов. Современное население края - 150 тыс. человек.

Приладожская Карелия, составляющая теперь Приозерский район Ленинградской области и юго-запад республики Карелия - это прародина карельского народа. Здесь локализуется большое количество древнекарельских археологических памятников. Ес столица Кякисалми-Кексгольм-Приозерск в древнерусских источниках так и называлась - Корела. Впрочем, именно Приладожская Карелия стала сердцевиной карельского исхода вглубь России после Столбовского мира 1617 года. После войны от Приладожской Карелии останется лишь название: после передачи территории Советскому Союзу всс ее 200-тысячное население эвакуируют (в настоящее время осталось менее 100 тысяч человек).

Тверская Карелия. Парадоксально, но к началу ХХ века большая часть карел проживала не в Финляндии и не в теперешней республике Карелия, а в глубине России, в Тверской губернии. Столбовский мирный договор, отдавший Северную и Приладожскую Карелию под власть Швеции, спровоцировал этническую катастрофу: уже не полуязыческое племя, а глубоко православный народ столкнулся с методичным давлением протестантизма. Изменение геополитического расклада разрушало саму основу карельской идентичности. Считается, что тогда свою родину покинуло несколько более половины населения. Переселенцы унесли с собой и сохранили собственно карельский диалект.

Тверская Карелия занимала междуречье Верхней Волги и Мологи, то есть восток Тверской области. Общее ее население к началу ХХ века составляло более полумиллиона человек, из которых около трети были карелы. Небольшими группами карелы поселились и в других местах: на Валдае, между Тихвином и Боровичами, под Калугой, даже в районе Тамбова.

В 1931 году именно в Тверской Карелии (а не в Карельской АССР, где у власти находились "красные финны") впервые было введено преподавание в школах на собственно карельском языке, стала выходить и первая карельская газета "Kolhozoin puoleh" ("За колхозы"). А в 1935 году теперешние Максатихинский, Рамешковский и Лихославльский районы, где процент карелов составлял более половины всего населения, были объединены в Карельский национальный округ Калининской области с центром в г. Лихославле. К 1939 году число карелов в Калининской области достигло 170 тыс., но тут началась Зимняя война и у государственного руководства появились иные виды на карелов: национальный округ был ликвидирован, его руководство расстреляно, карельский язык запрещен, а литература на нем изъята и уничтожена.

С тех пор численность карельского населения в Тверской области сократилась до 23 тыс. человек, то есть почти в восемь (!) раз. На месте Тверской Карелии осталось пепелище: бомба, заложенная в XVII веке Михаилом Романовым и Густавом II Адольфом, рванула в XX столетии.

Наконец, Восточная Карелия. Эта территория, ограниченная на юге Свирью, а на востоке Онежским озером (исключая Заонежский полуостров), Выгозером и Белым морем, в настоящее время составляет центральную часть республики Карелия. Исторически она делится на Беломорскую (север и центр), которая заселена выходцами из Северной и Приладожской Карелий, говорящими, как и тверские карелы, на диалекте, который называется собственно карельским, Олонецкую (Олонецкий и западная часть Пряжинского районов), где распространен испытавший большое влияние вепсского языка ливвиковский диалект и Онежскую (Кондопожский и восточная часть Пряжинского района), где распространен людиковский диалект, промежуточный между карельским и вепсским языками. Ливвиков более половины из числа восточных карелов, беломорцев - около трети, людиков - чуть больше одной десятой.

Естественным продолжением Восточной Карелии на юго-восток является Вепсландия, занимающая Прионежский район Карельской республики, восток Подпорожского района Ленинградской и север Бабаевского района Вологодской областей. Вепсы - неассимилированные остатки древнего народа, упоминаемого еще готским хронистом Иорданом в VI веке, носители чрезвычайно архаичного языка, наиболее близкого к прафинскому. Из 32 тыс. вепсов, насчитывавшихся в начале ХХ века, сейчас осталось 12 тыс., из которых половина живет в Карельской республике. В 1993 году в южной части Прионежского района была образована Вепсская национальная волость.

Эпоха "красных финнов"

В начале ХХ века у Восточной Карелии, пожалуй, был лишь единственный аргумент, с которым она могла претендовать на первенство среди Карелий. На ее крайнем севере в 1834 году Элиас Лснрот записал из уст сказителя Архиппы Перттунена варианты рун, составивших основу 1-го издания "Калевалы" (1835). Но события русской революции и гражданской войны в Финляндии (1918) выдвинули этот прежде забытый богом край на авансцену карельской, да во многом и общефинской истории. Именно здесь, в бывшей Олонецкой губернии, где проживало всего 80 тыс. карелов, нашли приют выбитые армией Маннергейма "красные финны". Здесь они провозгласят в 1920 году Карельскую трудовую коммуну и начнут создавать плацдарм для распространения Мировой революции по ту сторону государственной границы.

Вожди "красных финнов" Эдвард Гюллинг, Отто Куусинен и их друзья были типичными левыми европейскими интеллектуалами, выпускниками университетов, а порой и потомками шведских баронов, меломанами, эстетами. Для них, точно так же как и для финнов "белых", существовала одна великая Финляндия, Suomi suureksi, от Ботнического залива до Белого моря, а еще лучше - до Северной Двины, где топонимика недвусмысленно говорила о совсем еще недавнем карельском прошлом. Для "красных финнов" создание письменности на карельских диалектах виделось таким же абсурдным, как нам создание, скажем, псковского или вологодского литературных языков.

Находясь в апогее успеха, Гюллинг и его соратники (Куусинен в это время заведовал в Москве финским отделом Коминтерна) добились в 1923 году расширения территории Карельской АССР (так она стала теперь называться) почти в два раза за счет районов, еще в XVI-XVII веках заселенных русскими. Это были и знаменитое Заонежье с Кижами, и твердыня старообрядчества Выгозеро, и Пудожский край, столь же знаменитый былинами, как Беломорье рунами. Общая численность населения поднялась со 150 до 250 тыс. при оставшейся прежней численности карелов. Их удельный вес упал с 60 до 40%. Возможно, это стало второй бомбой, поправимость или непоправимость последствий взрыва которой покажет будущее. А тем временем "красные финны", не встречая особого понимания со стороны карельских землепашцев, продолжали вербовать армию своих сторонников, где только могли: в 1930 году в республику въехало 10 тыс. американских безработных (великая депрессия!) финского происхождения.

Правление "красных финнов" закончилась трагически: они вместе с американскими компатриотами были уничтожены в годы Большого Террора, а финский язык на территории КАССР запрещен к употреблению и уже в чисто декоративных целях заменен карельским. Сама республика превратилась в предбанник ГУЛАГа, удельный вес карелов упал до 23%.

"Освобождение"

Новый вираж карельской истории - Зимняя война 1939-1940. Недобитые (как Куусинен), недоумершие в лагерях были завербованы в "освободительную" армию, введены в опереточное "териокское" правительство, объявившее Финляндию "демократической республикой".

13 марта 1940 года Финляндия была вынуждена подписать мирный договор. А 31 марта захваченная территория была воссоединена с КАССР в новую союзную Карело-Финскую ССР, само название которой будет нависать угрозой над финляндской независимостью. В новой союзной республике за ненадобностью был отменен делавший первые шаги карельский литературный язык: подписи к политическим декорациям стали дублировать по-фински.

А через полтора года состоялось еще одно "освобождение": 1 октября 1941 года в Петроской (Петрозаводск) вошла финская армия и городу было дано романтическое название Ээнислинна (Онежская крепость). Вскоре вся Восточная Карелия оказалась под властью западных родственников.

В 1944 году всс вернулось в довоенное состояние, только место "красных финнов" заняли депортированные из Ленинградской области ингерманландцы, да во вновь присоединенные юго-западные районы переселили 100 тыс. русских и 100 тыс. белорусов из разоренных войной областей. Удельный вес карел упал в новых границах до 13% (перепись 1959 г).

После войны

Потом наступила Оттепель, и пришло время улучшать отношения с Финляндией. Взятое, конечно, не вернули (кроме базы Порккала-Удд), но Карело-Финскую республику снова преобразовали в просто Карельскую, компенсировав потерю ес главе, Куусинену, местом в Президиуме (Политбюро) и Секретариате ЦК КПСС.

В тридцатилетие Великой Стабильности национальный характер республики был уже даже не декорацией, а скорее задником, оставшимся от декорации: национальные школы (и вправду по просьбе родителей) с финского перевели, по-простому, на русский, и разве что с представительскими целями выходила финские газетка и журнальчик, где печатались авторы с каждым годом всс более преклонного возраста, в основном беломорские карелы, диалект которых позволял овладеть литературным финским с наименьшими потерями. Общая численность населения чуть-чуть росла (800 тыс. в 1989 году), численность карелов и их удельный вес чуть-чуть сокращались (80 тыс., или 10% в 1989 году). Катастрофически падало лишь число говорящих на карельских диалектах, сократившись до 40 тысяч.

Перестройка и вызванное ею этническое пробуждение дошло к концу 1980-х и до Карелии. В 1989 году была создана, наконец, письменность на самом распространенном из карельских диалектов, ливвиковском: на нем стала выходить газета, он был введен в школьное обучение как предмет в школах с карельским контингентом учащихся. Возникли и общественные организации: Съезд карельского народа, Союз карельского народа, Nuori Karjala (Молодая Карелия), в университете наряду с существовавшей по традиции финской кафедрой, была открыта кафедра карельского языка. Начинает появляться художественная литература.

Карельская идентичность

Каковы же перспективы развития карельской идентичности в Восточной Карелии? Попробуем привести несколько обнадеживающих фактов. Общение с карельской молодежью производит хорошее впечатление: она не стесняется говорить по-карельски,

если умеет, и ходить на курсы карельского, если не умеет, она открыта различным достойным вариантам будущего, она без комплексов преодолевает диалектный барьер ("Сначала похохочем друг над другом, а потом вырабатывается общий язык"), наконец, она не делает "карельскость" профессией, получая образование в области экономики или программирования. В целом новая карельская интеллигенция оптимистичней и конструктивней старой русской. В этих умных девочках и мальчиках, умеющих говорить на экзотическом языке, заложен потенциал резкого подъема престижности всего карельского. При том, что половина карелов состоит в межэтнических браках, где дети в советские годы всегда считались русскими, это может привести к изменению их этнической ориентации и, соответственно, к увеличению численности карелов едва ли не в два раза.

Ободряющий пример подают и в буквальном смысле слова восставшие со смертного одра вепсы. Вепсский язык, на котором говорит всего 6 тысяч человек, в основном в деревенской бездорожной глуши, письменности на котором нет и десятилетия, уже преподается как обязательный предмет во всех школах национальной волости (в том числе и русским учащимся, которых около половины), на нем выходит газета, открыт национальный класс в одной из гимназий Петрозаводска, при карельской кафедре в университете открыто вепсское отделение.

И всс-таки демографический эквивалент бомб Гюллинга (русский восток, давно уже перебравшийся из деревень в Петрозаводск) и Куусинена (русско-белорусский юго-запад, делающий это сейчас) еще не измерен. В столице всего 5% карелов; даже если это число увеличится в два, в три (!) раза, это не даст этнически стабильной среды. Эрос всегда будет побеждать этнос (и это нормально), а такая картина даст в самом близком будущем особую этническую группу русских в лучшем случае с одной восьмой карельской крови.

Русские любят поговорить о русской идее. Карелы постарше, у которых спрашивают о карельской идее, отвечают лаконично: "выжить". Карелы помоложе улыбаются с некоторой растерянностью, в которой чувствуются большие надежды. /"Эксперт, Северо-Запад #4 (33), 5 марта /

Vlad Sad, 08-03-2011 01:57 (ссылка)

Ребята, как сохранить язык?

я по карельски НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ
хоть я и Саволайнен (Пеккоев по маме)

нужно озвучиват словарь
(котрый редактировала моя тетя Пеккоева Лидия Николаевна,
а не та женщина которая у неё у неё своровала и выпустила под своей редакцией)

Лидия Николаевна Пеккоева
согласна - быть редактором звукового словаря Карельского языка (ливвиковский диалект)

ищу людей
готовых начитать словарь

Спасибо

Сайт Нуори Карьяла http://nuorikarjala.onego.ru/forum/index.php

Предлагаю кому интересно поучавствовать в дискуссиях о Карелии на сайте организации Нуори Карьяла

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу