саси
саси (差) — Одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби-хасами, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами. Позже, в период развитого искусства нэцке, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.

настроение: Веселое
Метки: слоновая кость, резьба, Нецкэ
Виды нецке
катабори (形彫) — самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцкэ (конец XVIII — начало XIX века).

настроение: Мечтательное
Метки: слоновая кость, нецки, нецке, Нецкэ, резьба
окимано
Нэцкэ не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно — «поставленная вещь») является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцкэ, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и — редко — из дерева. Такие окимоно возникли позже — не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцкэ.[3]
настроение: Взбешенное
нецке
Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ ). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси (紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.
настроение: Внимательное
Нецкэ

Артикул: 5-1377
Слоновая кость, резьба, тонировка, инкрустация рогом.
Автор: Рансен.
Школа Киото, вторая четверть XIX века.
Экспертное заключение
Данное произведение является нэцкэ - элементом традиционного японского
костюма и относится к подклассу катабори, под которым понимают
миниатюрные фигурки, изготовленные из разных материалов.
Нэцкэ изображает реалистически изготовленную композицию, состоящую из
улитки и двух маленьких лягушек, сидящих на ее ракушке. Глаза
земноводных акцентированы черным рогом. Отверстия для шнурка -
химотоси - расположены на нижней части произведения.
Обращает на себя внимание элегантность исполнения, тем более
очевидная, если присмотреться к нэцкэ внимательнее. Светлая патина, на
нижней части предмета нежно-желтого цвета подчеркивает трогательность
и беззащитность изображаемых персонажей. Работа резчика не может не
вызывать восхищения - гладкая кожа лягушек, минималистическая работа
резцом, достаточная, однако, для создания полноценного образа. Всего
на доли миллиметров направленный под углом резец и у земноводных
появляется свой характер - улыбающаяся, первая и, злобно-расстроенная
вторая. Словно севшие в общественный транспорт - точнее на него,
лягушки, решили передохнуть, дав возможность улитке отвезти их
куда-то. В соответствии с традициями резьбы нэцкэ, доминировавшими в
XIX веке, рожки улитки не могли торчать, мешая компактности фигурки,
на которой не должно быть выступающих углов, поэтому мастер изобразил
левую рожку прижатой к туловищу моллюска. В целом, работа производит
необыкновенно позитивное ощущение - мягкая, реалистичная пластика,
минимальные выразительные средства, благородная патина, изысканная
каллиграфия подписи.
Подпись мастера Рансен, состоящая из двух иероглифов, находится в
резерве на нижней части нэцкэ. Каллиграфия подписи изысканна и
соответствует другим сохранившимся примерам подписи данного мастера.
Как отмечает крупнейший классификатор и знаток нэцкэ Уэда Рейкичи
(Ueda Reikichi) в своей монографии The Netsuke Handbook, Japan, 1961,
page 273, Рансен работал, преимущественно, со слоновой костью, любил
изготавливать фигурки животных и в этом деле достиг значительных
высот. Являлся учеником Рантея - одного из великих Киотских резчиков
нэцкэ. Активный период работы Рансена пришелся на середину XIX века.
На странице 83, под индексом 114 в каталоге собрания известного
коллекционера Teddy Hahn ( Barry Davies Oriental Art, Netsukes from
the Teddy Hahn collection, 1996 ) опубликована аналогичная нэцкэ
мастера Рансена, с той лишь разницей, что тело улитки направлено не
слева направо, а справа налево. Судя по всему, мастеру не хотелось
делать простой повтор найденной композиции и, оттачивая свое
мастерство, он сделал зеркальную копию своего произведения.
Произведение выполнено на высочайшем художественном уровне, имеет
коллекционное и антикварное значение, и может стать украшением
коллекции любого уровня, в том числе музейной.
Метки: Нецкэ, нецке, нецки, слоновая кость, резьба, тонировка, инкрустация рогом, патина
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу