Kathe .Q Kochevnik,
05-03-2011 15:20
(ссылка)
Кулинарные традиции
Кулинарные традиции Курдской кухни складывались не одно столетие. Оригинальная Курдская кухня складывалась в процессе многовековой истории существования народа и его взаимодействия и соприкосновения в повседневной жизнедеятельности с соседями - турками, арабами, иранцами, грузинами , армянами
Сохраняя свою самобытность, многое в кухне менялось: она совершенствовалась, обогащалась новыми знаниями и продуктами, о которых Курды узнавали от народов среди которых жили.
Несомненно, что на состав продуктов в первую очередь влияли природные условия и не в последнюю образ жизни. Благодаря этому у Курдского народа кулинария, богатая вкусовыми оттенками, использующий самый широкий ассортимент продуктов.
Издавна Курды занимались земледелием и животноводством, что способствовало преобладанию в пище мучных и мясомолочных блюд. Любимым мясом у Курдов всегда считалась баранина, хотя она и не занимала исключительного положения. Наравне с ней готовили блюда из говядины, мяса домашних птиц (кур, уток и гусей). Практически не изменившись, дошёл до наших дней рецепт “Каурмы”.
Готовят “Каурму” из говядины или баранины. Мясо нарезают на кусочки и обжаривают на жире. Так как каурму обычно заготавливают на зиму, то мясо хорошо просаливается и готовая каурма кладётся в глиняные кувшины, сверху всё заливается бараньим жиром. Масса застывает и кувшины заносятся на хранение в специально выделенные помещения или зарываются в землю для долгого хранения. “Каурму” можно есть в холодном виде, приготовлять на них овощные блюда и другую еду.
В Курдской кухне много молочных блюд. Предпочтение отдаётся кисломолочным продуктам. Из заквашенного тёпленого молока готовят “Katix” (катык). Разбавляя его холодной водой, получают “çakilmast” - напиток, который хорошо утоляет жажду.
Из цельного молока готовят множество сортов вкусного сыра и творога. Для приготовления творога из катык - его наливают в мешочки, которые затем подвешивают, чтобы стекала сыворотка. Другой вид творога - готовят из молока, в которое при кипении добавляют закваску, после чего продолжают кипятить до получения творожной массы. Из снятого с молока сливкок, готовят сметану, масло и разные лакомства.
Для традиционной Курдской кухни характерен большой выбор мясных, молочных, супов и бульонов “şorbe”, “avşir”), названия которых определялись по названию заправленных в них продуктов - круп, овощей, мучных изделий - риса, лапши,чечевицы и т.д..
Также Курдская кухня очень богата изделиями из сладкого теста, которые подаются к чаю, кофе: (“kade”, “totik”) и т. д. В особых случаях, например рождение ребёнка или помолвка готовят и подают к столу халву “hewle”, “murtoxe”.
У Курдов-Езидов существуют определённые запреты, на блюда, приготовленные не из кошерной еды.
Не кошерны некоторые овощи - капуста, листья салата (хасс), потому что его имя похоже на имя нашего пророка Хасса и фасоль; также пользоваться синей краской.
Не кошерной едой считается рыба, из-за уважения к пророку Ионе; также мясо косулей, потому что из них состоял народ одного из наших пророков. Более того, Шейх и его ученики не едят мясо петуха из-за уважения к павлину, потому что он один из вышеупомянутых семи богов.
ezid.ru
Сохраняя свою самобытность, многое в кухне менялось: она совершенствовалась, обогащалась новыми знаниями и продуктами, о которых Курды узнавали от народов среди которых жили.
Несомненно, что на состав продуктов в первую очередь влияли природные условия и не в последнюю образ жизни. Благодаря этому у Курдского народа кулинария, богатая вкусовыми оттенками, использующий самый широкий ассортимент продуктов.
Издавна Курды занимались земледелием и животноводством, что способствовало преобладанию в пище мучных и мясомолочных блюд. Любимым мясом у Курдов всегда считалась баранина, хотя она и не занимала исключительного положения. Наравне с ней готовили блюда из говядины, мяса домашних птиц (кур, уток и гусей). Практически не изменившись, дошёл до наших дней рецепт “Каурмы”.
Готовят “Каурму” из говядины или баранины. Мясо нарезают на кусочки и обжаривают на жире. Так как каурму обычно заготавливают на зиму, то мясо хорошо просаливается и готовая каурма кладётся в глиняные кувшины, сверху всё заливается бараньим жиром. Масса застывает и кувшины заносятся на хранение в специально выделенные помещения или зарываются в землю для долгого хранения. “Каурму” можно есть в холодном виде, приготовлять на них овощные блюда и другую еду.
В Курдской кухне много молочных блюд. Предпочтение отдаётся кисломолочным продуктам. Из заквашенного тёпленого молока готовят “Katix” (катык). Разбавляя его холодной водой, получают “çakilmast” - напиток, который хорошо утоляет жажду.
Из цельного молока готовят множество сортов вкусного сыра и творога. Для приготовления творога из катык - его наливают в мешочки, которые затем подвешивают, чтобы стекала сыворотка. Другой вид творога - готовят из молока, в которое при кипении добавляют закваску, после чего продолжают кипятить до получения творожной массы. Из снятого с молока сливкок, готовят сметану, масло и разные лакомства.
Для традиционной Курдской кухни характерен большой выбор мясных, молочных, супов и бульонов “şorbe”, “avşir”), названия которых определялись по названию заправленных в них продуктов - круп, овощей, мучных изделий - риса, лапши,чечевицы и т.д..
Также Курдская кухня очень богата изделиями из сладкого теста, которые подаются к чаю, кофе: (“kade”, “totik”) и т. д. В особых случаях, например рождение ребёнка или помолвка готовят и подают к столу халву “hewle”, “murtoxe”.
У Курдов-Езидов существуют определённые запреты, на блюда, приготовленные не из кошерной еды.
Не кошерны некоторые овощи - капуста, листья салата (хасс), потому что его имя похоже на имя нашего пророка Хасса и фасоль; также пользоваться синей краской.
Не кошерной едой считается рыба, из-за уважения к пророку Ионе; также мясо косулей, потому что из них состоял народ одного из наших пророков. Более того, Шейх и его ученики не едят мясо петуха из-за уважения к павлину, потому что он один из вышеупомянутых семи богов.
ezid.ru
Kathe .Q Kochevnik,
05-03-2011 15:16
(ссылка)
Езиды и Езидизм
ПРЕДИСЛОВИЕ
Всем хорошо известно, что Езидизм и Зороастризм являются одними из самых древних религий Ближнего Востока, они оказали большое влияние на историю человечества.
Анализируя элементы Зороастризма, которые могли быть охарактеризованы как классификация, относящаяся к эпохе Ренессанса, мы пришли к выводу, что оно представляет глубокую взаимосвязь между человечеством и природой. Духовное и физическое состояние Заратуштры, так же как и его роль лидера в религиозном движении доказывает, что он больше был философом чем пророком.
Несомненно, Ренессанс Зороастризма, как и часто, в случаях с другими движениями культур, большей частью был основан на социальной структуре и на очевидных недостатках, характеризующих реальность данного региона. Он может предоставить ответы на многие вопросы касающиеся взаимосвязи между Человечеством и Вечностью, не только для Курдского народа, который когда-то был влиятельным фактором на Ближнем Востоке, но также и для других народов, кто принял Зороастризм как основную религиозную систему.С тех пор как он развился в Курдистане и стал главной религией для всей Курдской нации, логично, что вся религиозная литература, молитвы и учения проводились на Курдском языке. Особые и важные доказательства, этому, являются две Священные Книги - Язык Авесты и Meshef Roj – написаны на Курдском языке. Впоследствии, начиная с 636-641 гг. нашей эры, Исламское движение и их Арабские распространители добрались до Курдистанских земель. В результате Арабских нашествий (вторжений), Курды лишились свободы; их религия, язык и культура были подвергнуты беспрецедентному грабежу и уничтожению. Правильней сказать, это политическое истребление Курдов, и вообще Курдов – Езидов, продолжается уже на протяжении веков, оно берет начало с Исламских центральных властей с Арабами, Персами и Турками. Так как Езиды всегда были носителями своей Курдской самобытности, они постоянно становились главной жертвой угнетений. Печально и драматично, что человечество, несмотря на провозглашенные идеалы по отношению прав и свобод в религиозном лице, остается не высказанным в слух и в культовом плане нападении против Езидов, организованных Турками, Арабами и Персидскими чиновниками. Эта религия проявляет ведущую силу позади целого процесса цивилизации, рискуя быть полностью уничтоженной.
Что такое Езидизм?
Согласно Курдскому языку, так же как и многим Месопотамским культурам, слова
Ezd, Ezda и Ezata в переводеозначает "Бог". Насколько Езидская вера рассматривает, Езид это одно из 1001 Божественных имен. Эта интерпретация упомянута в Езидских стихах например:
"Султан Езид – великий Король
Он наделил себя 1001 именем,
И до сих пор самое значительное его имя это Хода (Бог) "
Мы хотели бы указать на то, что там нет, никакой связи между Езидизмом и историческим лицом под именем Езид, который был сыном халифа Муавияха Омайяда. Султан Езид, в выше упомянутом стихе – Бог, и не подразумевает больше нечего. Слово Султан – Арабское слово, произошло от слова Sult (правительство, господство). Поскольку было проведено научное наблюдение, Султан Езид олицетворяет того, кто держит в руках божественную власть, в качестве правителя мира. Другая версия говорит:
"Султан Езид знает сколько Воды в морях,
Земля для него это всего лишь шаг и расстояние часа,
Он сделал Еву невестой и Адама женихом". Езидизм – древняя религия, произошла и развивалась в Месопотамии. С точки зрения истории и культуры она выражает синтез Митраизма, Маздаизма и Зороастризма. В высшей степени, верующие и приверженцы Езидизма исключительно являются Курдами. Этому должны придать особое значение, что все Езиды это Курды и не существует Езида с какой-либо другой национальностью. Это говорит о существование одного Бога. Также Езиды верят в то, что Бог создал семь ангелов, которые являются воплощением мирных дел. Ими являются: Ezrail, Cibrail, Mikail, Dirdail, Simkail, Ezazil и Esrafil. Эзазиль – почитают как Мелек Тауза, является главным из всех Ангелов.
Кто такие Езиды?
Это те люди, которые верят в единого Бога, которым были созданы семь Ангелов, которые придерживались правилам и уставу Езидизма, их называют - Езидами. После резни и массового убийства, от многочисленного населения осталось всего лишь небольшое количество Езидов. Согласно неофициальному подсчёту, во всем Мире количество Езидов составляет где-то между 1,5 и 2 млн. человек.
Кроме того уменьшенное население Езидов еще и рассеялось по всему Миру. В настоящее время Езиды живут в Южном (Ираке) Курдистане, Северной (Турции) Курдистане, на Юго-западе (Сирийский Курдистан), так же как и бывших Советских государствах, по большей части они жили на Кавказе (Армении, Грузии), на Украине и в Российской Федерации. Большая часть Езидов эмигрировала в европейские страны, прежде всего в Германию.
Происхождение Езидизма
Ранняя история езидской религии не совсем ясна. Историки и ученные изучившие старые месопотамские верования, попытались установить связь между ними и Езидизмом. Несмотря на это они не достигли удовлетворительного заключения. Главный элемент, который является ясным и определенным, это, взаимоотношение между Езидизмом Митраизмом и Зоороастризмом. Некоторые исследователи берут неправильное направление, представляя Шейх Ади как начального источника Езидизма, в то время, забывая, что Езидизм уже существовал до прихода Шейх Ади. Хотя некоторые официальные новшества были введены им или скорее в период Шейха Ади, эти новшества не касаются основных религиозных принципов. Удивительно, что некоторые исследователи утверждают, что Езидизм фактически Зороастрийское учение, которое включает в себя определенные верования и культы из других систем, как например Митраизм.
Основные принципы Езидизма
Езиды верят в одного и единственного Бога. Божья власть не может быть пониженной, а так же, не может быть разбитой на куски. И Добро и Зло произошли от Бога. Не существует силы превышающей силы Бога. Эзезиль никогда не был изгнан Богом. И никогда не отображался как источник Зла. Эзезиль – глава Ангелов, он существовал в продолжении создания Адама и Евы. Он всегда поддерживал единственность Бога и никогда не преклонялся не перед какой - либо другой силой.
Священные элементы Езидизма
Согласно Езидизму солнце, огонь, вода, воздух и луна являются священными элементами. К тому же, храбрость и щедрость, так же считалется священным. Езиды также утверждают, что каждый мужчина и женщина из их сообщества должны обладать тремя следующими качествами:
1. Rasti; (правда). Каждый Езид должен быть честным, должны ограждать себя ото лжи. Он/она должен поддержать его/ее слово и решение и всегда видеть правду, говорить правду и отстаивать правду.
2. Nasin (знание). Это подразумевает то, чтобы быть сознательным. Другими словами, каждый Езид должен знать себя, свою окружающую среду и должен обладать сильной и положительно мотивированной верой.
3. sermi (стыд). Это подразумевает – избегать проступка. Человек, имеющий чувство стыда и застенчивости, некогда не совершит таких поступков, которые опорочат его. Держать голову поднятой и сохранять чистыми чувства, что является очень важным для Езидов.
Основные религиозные обязанности
У каждого Езида должен быть свои Шейх, Пир (духовные проводник) hosta, руководитель и брат/сестра в загробной жизни.
Каждый Езид должен одеваться должным образом.
Каждый Езид должен молиться три раза в день, стоя лицом к солнцу. Утренняя, дневная и вечерняя молитва различаются друг от друга. После завершения молитвы, они целуют землю.
Священный треугольник в Езидизме: Эзид, Мелек Таус и Шейх Ади
Эзид – одно из имен Бога. Что касается Мелек Тауса, он глава ангелов и отождествляется с Эзазилем. Согласно вероисповеданию Езидов, Шейх Ади был праведным человеком, который прокладывал себе дорогу чудесами. Он несет тайны Мелека Тауса и Бога. Шейх Ади со своим племянником прибыли из Beyt-Far в Ливане и поселились в Лалыше. Некоторые историки утверждают, что его отец и дед по происхождению из Hakkari (Хаккари) и были последователями учения Заратуштры Хакари, а позже мигрировали в Ливан.
Отношения к другим религиям.
Езидизм поддерживает тот факт, что каждая религия отражает правду. Поэтому каждый должен угождать их собственной религии и должен добровольно проводить учения по отношению своего вероисповедания. Согласно Езидам, личность, которая не отражает свою собственную религию, некогда не угодит другим религиям. И по этой причине в езидизм не принимают некого с других религий. Езиды уважают все религии и того же рассчитывают от других.
Здесь мы можем наблюдать за тем, что философия Езидизма основалась на принципах человеческой природы, а также выражается в стихах как :
"Мой Бог, дайте [Ваше Благословение] 72 народам,
Дайте Свое благословение восемнадцати тысячам существ
И [потом] Езидам тоже. "
Структура Езидской общине
В Езидской общине существует два главных слоя общества, известные в указанном порядке как "нечетные имена (Иекнав)" и " чётные имена (Дунав)". Нечетные имена, миряне (Мриды), составляют большую часть населения.
Четные имена подразделены на две категории: на Пиров и Шейхов. До прихода Шейха Ади, существовали лишь Пиры и Мриды (миряне). Орден Шейхов вошел в Езидскую общественную жизнь во время периода Шейх Ади.
В общем, общество основано на различных (кастовых) группах и брак между этими кастовыми группами запрешен. Эти (кастовые) группы:
-Адани
-Катани
-Шемсани
-Пирани
-Мрид
Езидские посты и религиозные праздники
1. Charshema Sor (Charshema Sere Nisane) – Красная среда или Первая Среда Апреля. Она празднуется как Новый Год и Праздник Мелек Тауса.
2. Chile Havine – Сокорок дней лета. Он продолжается сорок дней.
3. Cimayi (Cejna Heciyan) – Скопление (праздник в честь паломничества). Согласно
Восточному календарю, оно длится семь дней, между 23 Сентября и 1 Октября.
4. Cejna Ezid – Божественный праздник (Эзида). Согласно Восточному календарю он проводился в первую пятницу Декабря. Вначале Езиды постятся три дня и только после этого празднуют Божественный праздник. За две недели до праздника Cejna Ezid, три дня каждой недели (вторник, среда и четверг) Езиды также постятся. Эти посты сопровождаются празднованиями Cejna Xwedana (праздник в честь Покровителя) и Cejna Sheshims (праздник Sheshims).
5. Pir Ali. Этот праздник длиться семь дней. Он начинается в воскресенье и заканчивается в следующее воскресенье. На основе Восточного Календаря, хотя бы один день должен быть с первого месяца, т.е. Январь. Это значит, что этот праздник должен войти в новый год.
6. Xidir Elyas and Xidir Nebi. Каждый год этот праздник отмечают в 1-й вторник февраля.
7. Кроме того, есть местные (региональные) праздники.
Что касается Езидских религиозных властей (представителей), они заселяли следующие деревни: Баадра, Башик и Семил. Их религиозный лидер, Шейх Насир жил к востоку от города Дохук. Таким образом, в 1830 г., религиозная власть была сконцентрирована вокруг Шейха Насира, тогда как полной политической властью обладал Хусэйн Бег
Центр Езидской Культуры
Всем хорошо известно, что Езидизм и Зороастризм являются одними из самых древних религий Ближнего Востока, они оказали большое влияние на историю человечества.
Анализируя элементы Зороастризма, которые могли быть охарактеризованы как классификация, относящаяся к эпохе Ренессанса, мы пришли к выводу, что оно представляет глубокую взаимосвязь между человечеством и природой. Духовное и физическое состояние Заратуштры, так же как и его роль лидера в религиозном движении доказывает, что он больше был философом чем пророком.
Несомненно, Ренессанс Зороастризма, как и часто, в случаях с другими движениями культур, большей частью был основан на социальной структуре и на очевидных недостатках, характеризующих реальность данного региона. Он может предоставить ответы на многие вопросы касающиеся взаимосвязи между Человечеством и Вечностью, не только для Курдского народа, который когда-то был влиятельным фактором на Ближнем Востоке, но также и для других народов, кто принял Зороастризм как основную религиозную систему.С тех пор как он развился в Курдистане и стал главной религией для всей Курдской нации, логично, что вся религиозная литература, молитвы и учения проводились на Курдском языке. Особые и важные доказательства, этому, являются две Священные Книги - Язык Авесты и Meshef Roj – написаны на Курдском языке. Впоследствии, начиная с 636-641 гг. нашей эры, Исламское движение и их Арабские распространители добрались до Курдистанских земель. В результате Арабских нашествий (вторжений), Курды лишились свободы; их религия, язык и культура были подвергнуты беспрецедентному грабежу и уничтожению. Правильней сказать, это политическое истребление Курдов, и вообще Курдов – Езидов, продолжается уже на протяжении веков, оно берет начало с Исламских центральных властей с Арабами, Персами и Турками. Так как Езиды всегда были носителями своей Курдской самобытности, они постоянно становились главной жертвой угнетений. Печально и драматично, что человечество, несмотря на провозглашенные идеалы по отношению прав и свобод в религиозном лице, остается не высказанным в слух и в культовом плане нападении против Езидов, организованных Турками, Арабами и Персидскими чиновниками. Эта религия проявляет ведущую силу позади целого процесса цивилизации, рискуя быть полностью уничтоженной.
Что такое Езидизм?
Согласно Курдскому языку, так же как и многим Месопотамским культурам, слова
Ezd, Ezda и Ezata в переводеозначает "Бог". Насколько Езидская вера рассматривает, Езид это одно из 1001 Божественных имен. Эта интерпретация упомянута в Езидских стихах например:
"Султан Езид – великий Король
Он наделил себя 1001 именем,
И до сих пор самое значительное его имя это Хода (Бог) "
Мы хотели бы указать на то, что там нет, никакой связи между Езидизмом и историческим лицом под именем Езид, который был сыном халифа Муавияха Омайяда. Султан Езид, в выше упомянутом стихе – Бог, и не подразумевает больше нечего. Слово Султан – Арабское слово, произошло от слова Sult (правительство, господство). Поскольку было проведено научное наблюдение, Султан Езид олицетворяет того, кто держит в руках божественную власть, в качестве правителя мира. Другая версия говорит:
"Султан Езид знает сколько Воды в морях,
Земля для него это всего лишь шаг и расстояние часа,
Он сделал Еву невестой и Адама женихом". Езидизм – древняя религия, произошла и развивалась в Месопотамии. С точки зрения истории и культуры она выражает синтез Митраизма, Маздаизма и Зороастризма. В высшей степени, верующие и приверженцы Езидизма исключительно являются Курдами. Этому должны придать особое значение, что все Езиды это Курды и не существует Езида с какой-либо другой национальностью. Это говорит о существование одного Бога. Также Езиды верят в то, что Бог создал семь ангелов, которые являются воплощением мирных дел. Ими являются: Ezrail, Cibrail, Mikail, Dirdail, Simkail, Ezazil и Esrafil. Эзазиль – почитают как Мелек Тауза, является главным из всех Ангелов.
Кто такие Езиды?
Это те люди, которые верят в единого Бога, которым были созданы семь Ангелов, которые придерживались правилам и уставу Езидизма, их называют - Езидами. После резни и массового убийства, от многочисленного населения осталось всего лишь небольшое количество Езидов. Согласно неофициальному подсчёту, во всем Мире количество Езидов составляет где-то между 1,5 и 2 млн. человек.
Кроме того уменьшенное население Езидов еще и рассеялось по всему Миру. В настоящее время Езиды живут в Южном (Ираке) Курдистане, Северной (Турции) Курдистане, на Юго-западе (Сирийский Курдистан), так же как и бывших Советских государствах, по большей части они жили на Кавказе (Армении, Грузии), на Украине и в Российской Федерации. Большая часть Езидов эмигрировала в европейские страны, прежде всего в Германию.
Происхождение Езидизма
Ранняя история езидской религии не совсем ясна. Историки и ученные изучившие старые месопотамские верования, попытались установить связь между ними и Езидизмом. Несмотря на это они не достигли удовлетворительного заключения. Главный элемент, который является ясным и определенным, это, взаимоотношение между Езидизмом Митраизмом и Зоороастризмом. Некоторые исследователи берут неправильное направление, представляя Шейх Ади как начального источника Езидизма, в то время, забывая, что Езидизм уже существовал до прихода Шейх Ади. Хотя некоторые официальные новшества были введены им или скорее в период Шейха Ади, эти новшества не касаются основных религиозных принципов. Удивительно, что некоторые исследователи утверждают, что Езидизм фактически Зороастрийское учение, которое включает в себя определенные верования и культы из других систем, как например Митраизм.
Основные принципы Езидизма
Езиды верят в одного и единственного Бога. Божья власть не может быть пониженной, а так же, не может быть разбитой на куски. И Добро и Зло произошли от Бога. Не существует силы превышающей силы Бога. Эзезиль никогда не был изгнан Богом. И никогда не отображался как источник Зла. Эзезиль – глава Ангелов, он существовал в продолжении создания Адама и Евы. Он всегда поддерживал единственность Бога и никогда не преклонялся не перед какой - либо другой силой.
Священные элементы Езидизма
Согласно Езидизму солнце, огонь, вода, воздух и луна являются священными элементами. К тому же, храбрость и щедрость, так же считалется священным. Езиды также утверждают, что каждый мужчина и женщина из их сообщества должны обладать тремя следующими качествами:
1. Rasti; (правда). Каждый Езид должен быть честным, должны ограждать себя ото лжи. Он/она должен поддержать его/ее слово и решение и всегда видеть правду, говорить правду и отстаивать правду.
2. Nasin (знание). Это подразумевает то, чтобы быть сознательным. Другими словами, каждый Езид должен знать себя, свою окружающую среду и должен обладать сильной и положительно мотивированной верой.
3. sermi (стыд). Это подразумевает – избегать проступка. Человек, имеющий чувство стыда и застенчивости, некогда не совершит таких поступков, которые опорочат его. Держать голову поднятой и сохранять чистыми чувства, что является очень важным для Езидов.
Основные религиозные обязанности
У каждого Езида должен быть свои Шейх, Пир (духовные проводник) hosta, руководитель и брат/сестра в загробной жизни.
Каждый Езид должен одеваться должным образом.
Каждый Езид должен молиться три раза в день, стоя лицом к солнцу. Утренняя, дневная и вечерняя молитва различаются друг от друга. После завершения молитвы, они целуют землю.
Священный треугольник в Езидизме: Эзид, Мелек Таус и Шейх Ади
Эзид – одно из имен Бога. Что касается Мелек Тауса, он глава ангелов и отождествляется с Эзазилем. Согласно вероисповеданию Езидов, Шейх Ади был праведным человеком, который прокладывал себе дорогу чудесами. Он несет тайны Мелека Тауса и Бога. Шейх Ади со своим племянником прибыли из Beyt-Far в Ливане и поселились в Лалыше. Некоторые историки утверждают, что его отец и дед по происхождению из Hakkari (Хаккари) и были последователями учения Заратуштры Хакари, а позже мигрировали в Ливан.
Отношения к другим религиям.
Езидизм поддерживает тот факт, что каждая религия отражает правду. Поэтому каждый должен угождать их собственной религии и должен добровольно проводить учения по отношению своего вероисповедания. Согласно Езидам, личность, которая не отражает свою собственную религию, некогда не угодит другим религиям. И по этой причине в езидизм не принимают некого с других религий. Езиды уважают все религии и того же рассчитывают от других.
Здесь мы можем наблюдать за тем, что философия Езидизма основалась на принципах человеческой природы, а также выражается в стихах как :
"Мой Бог, дайте [Ваше Благословение] 72 народам,
Дайте Свое благословение восемнадцати тысячам существ
И [потом] Езидам тоже. "
Структура Езидской общине
В Езидской общине существует два главных слоя общества, известные в указанном порядке как "нечетные имена (Иекнав)" и " чётные имена (Дунав)". Нечетные имена, миряне (Мриды), составляют большую часть населения.
Четные имена подразделены на две категории: на Пиров и Шейхов. До прихода Шейха Ади, существовали лишь Пиры и Мриды (миряне). Орден Шейхов вошел в Езидскую общественную жизнь во время периода Шейх Ади.
В общем, общество основано на различных (кастовых) группах и брак между этими кастовыми группами запрешен. Эти (кастовые) группы:
-Адани
-Катани
-Шемсани
-Пирани
-Мрид
Езидские посты и религиозные праздники
1. Charshema Sor (Charshema Sere Nisane) – Красная среда или Первая Среда Апреля. Она празднуется как Новый Год и Праздник Мелек Тауса.
2. Chile Havine – Сокорок дней лета. Он продолжается сорок дней.
3. Cimayi (Cejna Heciyan) – Скопление (праздник в честь паломничества). Согласно
Восточному календарю, оно длится семь дней, между 23 Сентября и 1 Октября.
4. Cejna Ezid – Божественный праздник (Эзида). Согласно Восточному календарю он проводился в первую пятницу Декабря. Вначале Езиды постятся три дня и только после этого празднуют Божественный праздник. За две недели до праздника Cejna Ezid, три дня каждой недели (вторник, среда и четверг) Езиды также постятся. Эти посты сопровождаются празднованиями Cejna Xwedana (праздник в честь Покровителя) и Cejna Sheshims (праздник Sheshims).
5. Pir Ali. Этот праздник длиться семь дней. Он начинается в воскресенье и заканчивается в следующее воскресенье. На основе Восточного Календаря, хотя бы один день должен быть с первого месяца, т.е. Январь. Это значит, что этот праздник должен войти в новый год.
6. Xidir Elyas and Xidir Nebi. Каждый год этот праздник отмечают в 1-й вторник февраля.
7. Кроме того, есть местные (региональные) праздники.
Что касается Езидских религиозных властей (представителей), они заселяли следующие деревни: Баадра, Башик и Семил. Их религиозный лидер, Шейх Насир жил к востоку от города Дохук. Таким образом, в 1830 г., религиозная власть была сконцентрирована вокруг Шейха Насира, тогда как полной политической властью обладал Хусэйн Бег
Центр Езидской Культуры
Здравствуйте братья и сестра курды!!!
Четырех летниму мальчику курду нужна операция срочно!!! у него диагноз рабдамесаркомы пишите пожалйсто на этот emai: lubov_s74@mail.rul (ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩ!!!)
Salgadin Kassymov,
22-10-2008 14:32
(ссылка)
Курдский язык
Курдский язык (كوردی, Kurdî) — язык курдов,
один из представителей западноиранской подгруппы иранских языков в составе индоевропейской языковой семьи. Распространён
в регионе, неофициально называемом Курдистан.
Фактически распался на несколько языков (традиционно именуемых диалектами): курманджи (севернокурдский), сорани (центральнокурдский), леки,
зазаки, горани (два последних, будучи похожими друг на друга,
существенно отличаются от предыдущих). Различия в фонетике и корневом составе
между ними незначительны, однако имеются значительные различия в морфологии,
поэтому взаимопонимание между носителями указанных диалектов почти полностью
утрачено. Это связано с морфологической перестройкой, которой подверглись в
средние века большинство иранских языков. В настоящее время под «курдским
языком» чаще всего подразумеваются три диалекта (языка):
- курманджи, или севернокурдский (бывший СССР, Ирак, Турция, Сирия);
- сорани, или центральнокурдский (восточный Ирак, Иран);
- келхури, или южнокурдский (юго-восточный Ирак, западный Иран).
Прочие диалекты — (зазаки или кырманчки (не путать с курманджи!), горани и др.), несмотря на то, что их носители также
причисляют себя к курдам,
лингвисты почти единодушно считают самостоятельными языками. С другой стороны,
хотя езиды по религиозным причинам не всегда идентифицируют себя с
курдами, однако езидский язык — не что иное, как диалект
курманджи.
Содержание
[убрать]
- 1 История
- 2 Лингвистическая характеристика
- 3 Письменность
- 3.1 Фонологические сведения
- 3.2 Морфология
- 3.2.1 Морфологический тип языка
- 3.2.2 Состав и характер морфологических категорий
- 3.2.3 Основные способы словообразования
- 3.3 Синтаксис
- 3.4 Генетическая и ареальная
характеристика лексики - 4 Библиография
- 5 Ссылки
//
[править] История
Курдский язык происходит от мидийского языка. В средние века подвергся
значительному влиянию персидского и арабского языков, имеются также
заимствования из турецкого языка. Родство с персидским языком стало причиной
многочисленных калек из фарси (процесс их создания продолжается).
[править] Лингвистическая характеристика
[править] Письменность
Основная статья — Курдская письменность
Исторически курды использовали арабский алфавит. В 1920—1930-е годы в Турции и СССР
были созданы латинизированные курдские алфавиты. В 1946 году алфавит
советских курдов был переведён на кириллическую основу. В Ираке
и Иране
до сих пор используется арабская письменность.
В современной Турции использование курдского языка не поощряется, курдская
латиница запрещена, курдам отказывают в регистрации имён в записи курдской
латиницей.
В последнее время бывшие советские курды почти полностью перешли на
латиницу. Вопрос о переходе на латиницу также постоянно поднимается в Иракском Курдистане, в том числе и на
правительственном уровне; однако реально шаги в этом направлении делаются очень
медленно. Напротив, курды Сирии пользуются латинским алфавитом без ограничений.
[править] Фонологические сведения
Вокализм представлен следующими фонемами:
short
long
short
long
i
iː
ʉ
u
uː
e
eː
ə
o
a
[править] Слог
[править] Морфология
[править] Морфологический тип языка
[править]
Состав и характер морфологических категорий
[править] Основные способы словообразования
[править] Синтаксис
Курдский относится к числу языков с эргативным строем.
[править] Структура предложения
[править]
Генетическая и ареальная характеристика лексики
[править] Библиография
- Руденко М. Б. Функция глагола («geîyan») в текстах средневековой курдской литературы на северном диалекте (курманджи) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. VIII. М.,1972. С. 200—203.
- Руденко М. Б. О некоторых особенностях языка средневековой курдской литературы (по материалам поэмы Селима Слемана «Юсуф и Зелиха») // Иранская филология. Краткое изложение докладов научной конференции, посвященной 60-летию проф. А. Н. Болдырева. М., 1969. С. 104—107.
- Цукерман И. И. Хорасанский курманджи: Исследования и тексты / АН СССР. Институт востоковедения. М.: ГРВЛ, 1986. 271 с.
- Цукерман И. И. Очерки курдской грамматики: Глагольные формы курманджи / АН СССР. Институт народов Азии. М.: ИВЛ, 1962. 239 с.
- Цукерман И. И. Очерки курдской грамматики // Иранские языки. Вып. II. М.-Л., 1950. С. 78-144.
- Цукерман И. И. Склонение имен существительных в говоре курдов ССР Армении / Тезисы диссертации на степень кандидата филологических наук. Институт языка и мышления им. Н. Я. Марра. Л., 1939. 4 с.
[править] Ссылки
- Грамматика курдского языка
- Езидский портал. Портал Курдов-Езидов
- Kurdish language
- История курдоведения в СПбФ ИВ РАН
- The Kurdish Institute of Paris — Language and Literature
- Kurdish Institute of Istanbul
- KAL: The Kurdish Academy of Language
- Kurdish Kurdish links and language information, dictionary etc.
- Open Directory Project: Kurdish Language
- Kurd_lal: Kurdish Language and Linguistics
- Online Kurdish-English Dictionary
- On-line Kurdish-English Dictionary
- Online English to Kurdish to English Dictionary (By Erdal Ronahî)
- Online Kurdish-German-Kurdish Dictionary
- Online Kurdish-English Ferheng Dictionary
- Online Turkish-Kurdish-Turkish Dictionary
- Online Kurdish School for Sorani,Kurmanji and Dimili
- Academic research about Zazaki
- MIT OpenCourseWare online course in Zazaki
- Comparison between alphabets used in Kurdish
Salgadin Kassymov,
22-10-2008 14:20
(ссылка)
Иракский КУрдистан
Иракский Курдистан
[править]
Материал из Википедии — свободной
энциклопедии
Перейти к: навигация,
поиск
Курдистанский регион
حكومه تى هه رێمى كوردستان
حكومه تى هه رێمى كوردستان
Страна
Ирак
Статус
автономия
Включает
3
провинции
Административный центр
Эрбиль (курдск. Хавлер)
Крупнейшие города
Эрбиль, Сулеймания
Президент
Масуд Барзани
Премьер-министр
Нечирван Барзани
Официальные языки
курдский арабский ассирийский
Население
3500 тыс./6 млн.
Плотность
40
чел./км²
Площадь
38 тыс./80 тыс.
км²
Примечания: Данные
по территории и населению приведены как для областей, безусловно
подконтрольных KRG, так и для общей территории Иракского Курдистана, включая
области с неопределённым до 2007 г. юридическим статусом.

Область расселения курдов
(отмечена синим цветом) на этнографической карте Ирака.
Ира́кский Курдиста́н — под этим именем известны:
а) область этнического расселения курдов
в Ираке
(у курдов обычно именуется «Южный Курдистан»);
б) «Курдистанский регион» (курд. حكومه تى هه ريمى كوردستان, Herêmî Kurdistan,
араб. اقلیم کردستان) —
курдское государственное образование в составе Ирака.
По новой конституции Ирака
имеет статус широкой автономии (отчасти напоминающий положение члена конфедерации); де-факто полунезависим.
Содержание
[убрать]
- 1 Территория
- 2 Природные условия
- 3 Экономика
- 4 Население
- 5 История
- 5.1 Южный Курдистан до вхождения в состав Ирака
- 5.2 Курдистан при иракской монархии
- 5.3 Сентябрьское восстание (1961—1975)
- 5.4 Эпоха Саддама Хусейна
- 5.5 «Свободный Курдистан»
- 6 «Курдистанский регион» в
настоящее время - 7 Ссылки
- 8 Литература
//
[править] Территория
Если этнический Иракский Курдистан
включает в себя провинции Эрбиль, Дахук,
Сулеймания и Киркук, а также области Ханекин (провинция Дияла),
Синджар и Махмур (провинция Мосул),
с территорией 80 000 км² и общим населением около 6 миллионов человек
(что составляет 1/6 по территории и 1/4 по населению от всего Ирака), то «Курдистанский
регион» — только три первые провинции с территорией 38 000 км² и
населением 3,5 миллиона; судьба остальных территорий находится в «подвешенном»
состоянии, хотя предполагается, что в конце 2007
года будет проведён референдум, который окончательно определит их
принадлежность. Фактическое положение этих областей также двусмысленно, так что
их нельзя однозначно назвать ни включёнными в состав «Курдистанского региона»,
ни исключёнными из него, а скорее зависимыми от него территориями. На особом
положении находится Киркук, где позиции курдских партий также достаточно сильны,
но среди местного некурдского населения (арабов
и туркоманов) в свою очередь сильны антикурдские настроения.
[править] Природные условия
Иракский Курдистан отличает горный рельеф и обилие рек
и озёр. Самая высокая гора — Чик Дар (3611 м). Леса (напр.,
в провинциях Эрбиль и Дахук —
770 га); курдским правительством проводятся интенсивные лесопосадки.
[править] Климат
Иракский Курдистан делится на три природные зоны:
1.
равнинный юг с субтропическими климатом,
мягкими дождливыми зимами
и жарким сухим летом с температурой до 40 °C;
2.
нагорья, где лето
жаркое, но зимы холоднее, со снегом;
однако температура почти не опускается ниже 0 °C;
3.
высокогорья с холодными зимами,
температурами ниже 0 °C и снегом,
который окончательно сходит лишь в июне—июле.
[править] Экономика
[править] Природные ресурсы
Считается, что нефтяные запасы Иракского
Курдистана — шестые в мире по величине и насчитывают 45 млрд. баррелей.
Курдистанская нефть
составляет 60 % добываемой в Ираке.
Центром всей иракской нефтедобычи является Киркук. Однако на территории «Курдистанского региона» нефть
до сих пор не разрабатывалась, хотя он также располагает богатыми
месторождениями — в районе Сулеймании (где нефть
добывают кустарным способом), к северо-востоку от Эрбиля, а также в районе Дахука
и Захо. С конца 2005 г. начата
разработка последнего месторождения, а за ним также месторождения под Сулейманией.
Добывается битум,
добывается и обрабатывается мрамор; есть залежи железа и никеля.
Важным природным богатством региона в
условиях Ближнего Востока являются запасы пресной воды.
[править] Сельское хозяйство
Иракский Курдистан — один из основных сельскохозяйственных районов Ближнего Востока. В нём выращивалось до 75 %
всей иракской пшеницы. Только три провинции «Курдистанского региона» дают 50 % иракской пшеницы, 40 % ячменя, 98 % табака,
30 % хлопка и 50 % фруктов. Традиционно развито также животноводство, в основном овцы
и козы.
[править] Промышленность
Две ГЭС —
в Докане и Дербенди-Хане — работают
далеко не в полную мощность; при условии реконструкции они способны полностью
удовлетворить потребности региона в электроэнергии. В районе Сулеймании расположены два крупных цементных завода, ныне
процветающие в связи со строительным бумом; намечено также строительство нового
завода в Харире. Вообще индустрия, связаная со
строительством, бурно развивается. Имеются также крупные предприятия текстильной и пищевой промышленности, впрочем, после 1991 года пришедшие в
упадок; в Салахаддине (под Эрбилем) построен трубопрокатный завод.
Намечается постройка нефтереперабатывающих
заводов в четырёх главных городах «Регионального Курдистана» (Эрбиль, Сулеймания, Дахук,
Захо).
[править] Население

Ассирийская церковь в
Иракском Курдистане
Населяющие Иракский Курдистан курды
говорят на двух различных диалектах курдского языка: курманджи и сорани, причём сорани живут на юге и востоке (их
«столица» — Сулеймания), тогда как курманджи — на севере и западе региона.
Также есть христиане — ассирийцы и халдеи (халдо-католики), главным образом в районе Дахука
(30 000; в настоящее время их число увеличивается за счёт миграции из арабских областей), сильно ассимилировавшиеся с курдами,
туркоманы (в районах Эрбиля, Киркука и Мосула),
и арабы, число которых за пределами «Курдистанского региона»
резко возросло во времена правления Саддама Хусейна. Курды —
по вероисповеданию — в основном мусульмане-сунниты (большинство шиитов,
из племени файли, были изгнаны в Иран
в 1971—1972 годах; шиитским
поныне является часть населения Ханекина); курды-езиды
(самооценка 500 000, явно завышена) живут в основном в Синджаре и районе Дахука;
под Дахуком находится главная святыня езидов —
Лалеш. Есть армянские общины в Захо и Дахуке
(всего в «Региональном Курдистане» 10 000 армян). До начала 1950-х годов
жили и евреи, также сильно ассимилировавшиеся с курдами;
затем они в большинстве эмигрировали в Израиль.
[править] Праздники
Главный национальный праздник Иракского, как
и всего, Курдистана — древнейший, не только доисламский, но и
дозороастрийский иранский праздник Нового года — Ноуруз (21 марта). Вообще же официальный календарь насчитывает 60
праздников и памятных дат (включая траурные — как например день смерти Мустафы Барзани 1 марта); кроме мусульманских праздников официально
отмечаются ассирийские (ассирийский Новый Год — 1 апреля и Рождество); езидские («езидские дни» 6—13 октября) и
международные (1 января, 8 марта, 1 мая).
Подробнее см.
здесь
[править] История
[править] Южный Курдистан до вхождения
в состав Ирака
Согласно предположениям учёных (в частности
О. Л. Вильчевского), территория Иракского Курдистана (треугольник
Эрбиль—Киркук—Сулеймания в горах Загроса) стали местом формирования
современного курдского этноса из ряда живших здесь иранских (мидийских) племён.
Под Сулейманией найден первый известный текст на курдском языке — так
называемый «сулейманийский пергамент» VII века, с небольшим стихотворением,
оплакивающим нашествие арабов и разрушение ими святынь зороастризма. В 1514
году нынешний Иракский Курдистан вошёл в состав Османской империи. В
Позднем Средневековье на его территории существовало несколько полунезавивсимых
эмиратов: Синджар (езидский эмират с центром в Лалеше),
Бахдинан (столица — г. Амадия), Соран (столица Ревандуз) и Бабан
(столица Сулеймания). Эти эмираты были ликвидированы турками в 1830-х годах.
Административно территория Иракского Курдистана составляла Мосульский вилайет. Впрочем, из-за слабости османской власти многим
племенам, особенно жившим в труднодоступных горных районах, удавалось сохранять
полу- или почти полную независимость.
В ходе Первой Мировой войны в 1917 году англичане
заняли Киркук, а русские войска — Сулейманию. Русский фронт после этого
развалился из-за революции, но англичане в начале ноября 1918
году взяли под свой контроль весь Мосульский вилайет. Вскоре английские
оккупанты начали сталкиваться с сопротивлением курдов, в дела которых они
активно вмешивались. Это сопротивление, принявшее массовый характер, возглавил Махмуд Барзанджи, провозгласивший себя королём
Курдистана. Первоначальной идеей англичан было создание Мосульском вилайете
федерации племенных курдских княжеств, но после создания англичанами Иракского
королевства было решено присоединить вилайет к Ираку. Видимо, решающую роль
сыграло здесь открытие в 1922
году нефти под Киркуком: для её эксплуатации англичане нуждались в стабильности
и прочной государственной власти, которую племенные княжества обеспечить не
могли.
Турция некоторое время выдвигала претензии на
Мосульский вилайет, утверждая, что англичане оккупировали его незаконно, так
как условия Мудросского перемирия 1918
года его не затрагивали. Вопрос был передан на рассмотрение Лиги наций. 16 декабря 1925
года Совет Лиги Наций постановил оставить Мосульский вилайет за
Ираком, приняв в качестве основы демаркационную линию (так наз. «Брюссельская
линия»), установленную годом раньше.
[править] Курдистан при иракской
монархии
При передаче Мосульского вилайета Ираку был
продекларирован ряд национальных прав курдов: так, предполагалось, что
чиновники в Курдистане будут из местных жителей, курдский язык станет языком
делопроизводства, суда и образования. Ничего этого на деле исполнено не было.
Фактически 90 % чиновников были арабы, образование на курдском языке
допускалось только в начальных школах, в область инвестировалось явно несоразмерное
с её значением количество бюджетных средств, промышленность не развивалась.
Кроме того, курды ощущали дискриминацию при приёме на работу, в ВУЗы и военные
училища. Всё это вызывало недовольство, помноженное на обострившиеся
национальные чувства.
До 1931 года главным очагом национального движения иракских курдов
была Сулеймания — столица Махмуда Барзанджи; после подавления последнего
восстания Барзанджи первостепенную роль в курдском движении начинает играть
племя барзан и его вожди — шейх Ахмед Барзани и особенно Мустафа Барзани. Под их руководством барзанцы
поднимают целый ряд восстаний против центральной власти (1931—1932 — шейх
Ахмед; 1934—1936 — под руководством Халила Хошави; и наконец,
наиболее крупное восстание Мустафы Барзани в 1943—1945 гг.). Одновременно
(1939) возникает националистическая организация иракских курдов «Хива» («Надежда»),
в которую входил целый ряд политических деятелей самой различной ориентации (от
правых либералов до крайне левых), включая, например, личного
адъютанта регента Ирака майора Иззата Абдель-Азиза (повешен в 1947
году). Противоречия между правым и левым крылом «Хивы» привели к её расколу
в 1944 году и выделению из неё левой партии «Рызгари курд»
(«Освобождение курдов»), члены которой наряду с членами партии «Шорш»
(«Революция») в 1946 году создали Демократическую партию Курдистана
под председательством Мустафы Барзани.
[править] Сентябрьское восстание
(1961—1975)
Свержение иракской монархии в 1958
году на короткое время дало равноправие курдам и посеяло надежды на
улучшение ситуации как в социально-экономической (аграрная реформа), так и в
политической (автономия) сфере. Разочарование курдов, как и поворот
правительства Касема в сторону арабского шовинизма, стали причиной Сентябрьского восстания
1961—1975 гг., под
предводительством Барзани и ДПК. Официальный лозунг восставших был: «Демократия
Ираку — автономия Курдистану!» Уже в первый год восстания Барзани берёт
под контроль всю горную часть Иракского Курдистана с населением 1 млн.
200 тыс. человек, которая получила название «Свободного Курдистана»; роль
власти в нём первоначально играли органы ДПК, в 1964
году были созданы «Совет Революционного
Командования Курдистана» (парламент) и «Исполнительный совет»
(правительство). 11 марта 1970
года между Барзани и Саддамом Хусейном был подписан договор,
принципиально признававший за курдами право на автономию. Предполагалось, что
конкретно закон об автономии будет разработан в течение четырёх лет по
обоюдному соглашению. Однако 11 марта 1974
года Багдад в одностороннем порядке провозгласил закон, не устраивавший
курдов (Барзани назвал предлагавшуюся автономию «бумажной»). Предполагалось
создание автономии на территории Эрбильской, Дахукской и Сулейманийской
провинций со столицей в Эрбиле; на этой территории курдский язык объявлялся
официальным, создавались законодательный (парламент) и исполнительный
(правительство) советы. Ряд положений закона предусматривал самый плотный
контроль над деятельностью автономных властей правительства. Но курдов более
всего возмутило установление границ, в результате чего в состав автономии не
вошла половина Иракского Курдистана, включая нефтеносный Киркук. В Киркуке,
отчасти в Синджаре правительство уже несколько лет проводило энергичную
арабизацию, изгоняя курдов и поселяя на их месте арабов. В этом же русле
восприняли курды изгнание в Иран
в начале 1972 года 40 тыс. курдов-файли (шиитов). В результате
Барзани начал новое восстание, продолжавшееся год и потерпевшее поражение после
заключения Алжирского договора между Ираком и Ираном
(6 марта 1975
года), предусматривавшего в обмен на пограничные уступки прекращение Ираном
поддержки восстания и совместное с Ираком выступление против повстанцев в
случае его продолжения.
[править] Эпоха Саддама Хусейна
Поражение Сентябрьского восстания
сопровождалось массовой эмиграцией курдов в Иран. В мае 1976
года ДПК и новосозданный Патриотический союз Курдистана во
главе с Джалялом Талабани возобновили вооружённую борьбу,
но она далеко не достигала прежней силы. На территории трёх провинций была
установлена автономия, носившая в значительной степени марионеточный характер.
За их пределами, проводилась довольно жёсткая политика арабизации. Так, до 1980
года было разрушено около 600 курдских селений и депортировано в особые посёлки
до 200 000 человек.
С началом ирано-иракской войны (1980
год) Иракский Курдистан становится полем боя между иракцами, с одной
стороны, иранцами и поддерживаемыми ими иракскими курдами — с другой. 22
июля 1983 года иранцы вторглись на его территорию, а уже к
октябрю, при активной поддержке ДПК и ПСК, контролировали 400 кв. км
в районе Пенджвина. Новое иранское наступление в Курдистане началось в марте 1987
года; иранцы и курды дошли до Сулеймании, но были остановлены на подступах
к городу. Однако в мае 1988
года иракские войска вытеснили иранцев из Курдистана. В ходе этих боёв
иракцы активно применяли химическое оружие как против курдских военизированных
отрядов (пешмерга), так и против населённых пунктов. Особенно
известна газовая бомбардировка Халабджи 16 марта 1988
года.
На заключительном этапе войны
(1987—1988 гг.) Саддам Хусейн предпринял «чистку» Курдистана, известную
как операция «Анфаль». 182 тыс. курдов было «анфалировано» (вывезено на
армейских грузовиках и уничтожено), ещё 700 тыс. депортировано из
Курдистана в особые лагеря; по подсчётам Масуда Барзани к 1991
году из 5000 населённых пунктов в Курдистане было уничтожено 4500. Деревни
и небольшие городки сносились бульдозерами; для того чтобы сделать среду
непригодной для обитания, вырубались леса и бетонировались колодцы, Так
например был полностью уничтожен в июне 1989
года 70-тысячный город Кала-Диза (район Ханекин): население было изгнано,
все строения взорваны динамитом и сровнены бульдозерами, так что на месте
города осталось только три старых дерева.
Сразу же после окончания войны Саддам Хусейн
начал массированное наступление на пешмерга (25—30 августа 1988
года), в ходе которого полностью вытеснил их из Ирака в Иран. Всего было
убито 5 тысяч человек, 100 тыс. жителей бежало в Турцию.
[править] «Свободный Курдистан»

Парламент Иракского
Курдистана. Внутренний вид.
Курдские партии, объединившиеся в 1987
году в «Национальный фронт Иракского Курдистана», вновь активизировались с
началом кувейтского кризиса 1990—1991 гг.
Поражение Саддама в Войне в Заливе вылилось в общеиракское
восстание. Массовое восстание в Курдистане началось 5 марта; уже 7 марта была освобождена Сулеймания, 11 марта — Эрбиль и 13 марта — Дахук. С освобождением Киркука (20 марта) пешмерга контролировали уже весь этнический Курдистан.
Однако Саддам Хусейн, к тому времени
заключивший мир с коалицией, сумел перегруппировать свои силы, перебросил на
север элитные дивизии Республиканской гвардии и неожиданно для курдов начал
наступление. Особо дезорганизующее действие оказали слухи, что иракцы вновь
применят химическое оружие. 3 апреля иракцы взяли Сулейманию, после чего Саддам Хусейн
официально объявил о «подавлении мятежа». В страхе перед новым «анфалем», курды
кинулись к границам с Ираном и Турцией. По оценке Генсека ООН в конце апреля в
Иране находилось около 1 млн. беженцев из Ирака, в Турции — 416 тыс.;
от 200 тыс. до 400 тыс. чел. искали укрытия в высокогорной местности
Ирака. Из районов Киркука и Эрбиля бежало до 70 % населения.
Перед лицом гуманитарной катастрофы, ООН
принимает 5 апреля 1991
года резолюцию № 688, объявляющую территорию к северу от 36 параллели
«зоной безопасности». Десантники стран НАТО (США, Великобритании и Франции)
начинают высаживаться в Иракском Курдистане (операция «Восстановление
комфорта»), после чего от Саддама Хусейна ультимативно требуют оставить три
курдские провинции. К октябрю иракцы полностью оставили эти провинции, при этом
подвергнув Сулейманию артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам с воздуха. В
результате на территории автономии возникло фактически независимое курдское
государственное образование под мандатом ООН — так называемый «Свободный
Курдистан».
19 мая
1992
года в «Свободном Курдистане» были проведены выборы в «Национальную
Ассамблею» (парламент). Обе основные партии намеренно установили высокий
проходной барьер (7 %), который отсёк мелкие партии и практически
прекратил их существование. В результате за ДПК было подано 45,3 %
голосов, за ПСК — 43,8 %, и парламент был поделён между ДПК (51
мандат) и ПСК (49 мандатов, из 105; 5 мандатов было зарезервировано за
представителями христиан).
На первой сессии парламента было утверждено
правительство (4 июня), получившее официальное название «Региональное
правительство Курдистана» (Hikumêta hêrema Kurdistanê; обыкновенно
используется, в том числе официально, англ. аббревиатура KRG). Его
возглавил Косрат Расул (ПСК), прославившийся в боях 1991
года; представитель ДПК доктор Рош Шавес был избран председателем парламента.
На второй сессии, 4 октября 1992
года, парламент принял декларацию об образовании федерального курдского
государства со столицей в Киркуке (фактически курдам неподконтрольном) в рамках
«демократического, свободного и объединённого Ирака». Решение о будущей
федерализации Ирака было подтверждено в том же месяце на общеиракском съезде
оппозиции, состоявшемся также в Эрбиле.
Экономическое положение «Свободного
Курдистана» было крайне тяжёлым. Как часть Ирака он был подвержен общим
санкциям, введённым ООН против этой страны; со своей стороны и Саддам Хусейн
объявил ему блокаду, огородив границу линией укреплений и минных полей длинной
550 км. В результате безработица составляла 90 % в 1992 и 70 % в 1998
году, а цены на нефтепродукты на чёрном рынке в 70 раз превышали
багдадские. Положение усугублялась огромным количеством беженцев и полным
разрушением страны в годы «анфаля». «На месте [городка] Хаджи Омрана —
несколько палаток; вместо Барзана — две-три палатки над рекой» — вспоминает
очевидец ситуации осени 1991 года (Хошави Бабакр., стр. 24).
В то же время, в подконтрольных Багдаду
областях продолжался процесс арабизации. Всего с 1991 по 1998
годы из Киркука было изгнано 200 тыс. курдов и 5 тыс. туркоманов;
на их место было поселено 300 тыс. арабов. Такими действиями Саддам Хусейн
достигал сразу двух целей: собственно арабизации и подрыва «Свободного
Курдистана» с помощью масс беженцев.
Процесс формирования курдской государственности
застопорила гражданская война между ДПК и ПСК, начавшаяся летом 1994
года. ПСК предъявлял претензии экономического характера, обвиняя ДПК в
дискриминации контролируемого им Сулейманийского региона (в частности
утверждалось, что ДПК обращает в свою пользу сборы с таможенного пункта в Захо
на турецкой границе — в то время главный источник финансовых поступлений в
бюджет образования). По мнению же противников ПСК, эти претензии стали
выдвигаться лишь «задним числом», реальной же подоплёкой войны была надежда Талабани неожиданным переворотом овладеть властью
во всём Курдистане. Опираясь на поддержку Ирана, Талабани сумел добиться
крупных успехов, вытеснив Барзани с большей части территории «Свободного
Курдистана». В такой сиутации, Барзани обратился за помощью к Саддаму Хусейну. 9 сентября 1996
года иракские войска взяли Эрбиль. В тот же день, пешмерга ДПК без особого
кровопролития овладели «столицей» ПСК — Сулейманией. Пешмерга Талабани
бежали в Иран. В начале октября 1996
года под давлением США обе партии заключили перемирие, а иракские войска
были выведены из Курдистана. В 1997
году бои возобновились и прекратились только в мае следующего года, когда
при активном посредничестве Госдепартамента США между двумя лидерами начались
мирные переговоры. Окончательно мир был заключён 17 сентября 1998
года в Вашингтоне. Всего в войну с обеих сторон погибло 3 тыс.
человек.
Миру между Барзани и Талабани сильно
способствовало вступление в действие программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие»,
потребовавшее от курдских лидеров кооперации для получения средств программы;
именно реализация этой программы была главной темой переговоров в Вашингтоне.
Хотя Вашингтонские соглашения предусматривали новое объединение «Свободного
Курдистана», фактически области Эрбиль—Дахук (зона ДПК) и Сулеймания (зона ПСК)
оставались отдельными государственными образованиями с собственными
парламентами и «региональными правительствами». Тем не менее, дальнейшее
развитие событий требовало от курдских лидеров тесной кооперации в своих же
собственных интересах. В 2002
году возобновил работу единый парламент.
Согласно программе «Нефть в обмен на
продовольствие», на помощь Курдистану выделялось 13 % нефтяных доходов
Ирака, так что к 2003 году. курды получили по программе 8,35 млрд. долл.
(ещё более 4 млрд., выделенные на нужды Курдистана, не были потрачены
из-за саботажа багдадских чиновников и «зависли» на счетах ООН). Результатом
был относительный подъём экономики Курдистана, резко контрастировавший с
нищетой, в которой находилась основная часть Ирака. Так, если в 1996
году в зоне ДПК было 26 птицеферм, то в 2006
году — 396. К 2004
году уровень жизни в Курдистане (в отличие от остального Ирака) был выше,
чем до 1991 года, а доход на душу населения превышал общеиракский
на 25 %.
Новой проблемой «Свободного Курдистана» стали
исламисты, а именно организация «Ансар аль-Ислам», поддерживаемая Тегераном,
связанная с Багдадом и Аль-Каидой и превратившая в свой ополот г.
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу

