3-е Вдохновение Кораном.
СУРА 68 ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(34) Истинно, набожным у Господа блаженные сады.
(35) Поступим ли Мы с Подчиненными как с теми, что грешны?
(36) Что с вами и каково суждение?
(37) Или у вас писание, а в нём учение
(38) Что вам, поистине, любое предпочтение?
(39) Или у вас Наши клятвы вплоть до Дня Предстояния о том, что вам – плод вашего суждения?
(40) Спроси их, кем будут клятвы подтверждены?
(41) Или у них – святые? Пускай же приведут своих святых, если правдивы они.
(42) В тот день, когда откроются все тайны, и призовут земной поклон вершить, они не смогут сделать преклонение –
(43) Опущены их взоры и их постиг позор, а ведь могли они пасть ниц, (когда спустилось повеление).
(44) Оставь Меня с теми, кто ложью считает этот рассказ – когда они не будут знать, их жизнь постигнет завершение –
(45) Я дам отсрочку им, ведь замыслы Мои прочны.
(46) Или ты просишь награды и у них от платы отягощение?
(47) Или, быть может, пишут они тайное откровение?
(48) Ты дотерпи! Господь решит! Не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, когда его постигло заточение.
(49) И если б не Господня милость, то был бы выброшен он на пустырь, его постигло б унижение.
(50) Избрал его Господь и сделал человеком правоты.
(51) А те, кто отвергает, своими взорами тебя готовы опрокинуть, и, слушая Упоминание, говорят: «Его коснулось бесов проникновение»
(52) Но это - не что иное, как Упоминание для народов, (ниспосланное с Божьей высоты).
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
Источник: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/62F437EA42AA03A5.html
(34) Истинно, набожным у Господа блаженные сады.
(35) Поступим ли Мы с Подчиненными как с теми, что грешны?
(36) Что с вами и каково суждение?
(37) Или у вас писание, а в нём учение
(38) Что вам, поистине, любое предпочтение?
(39) Или у вас Наши клятвы вплоть до Дня Предстояния о том, что вам – плод вашего суждения?
(40) Спроси их, кем будут клятвы подтверждены?
(41) Или у них – святые? Пускай же приведут своих святых, если правдивы они.
(42) В тот день, когда откроются все тайны, и призовут земной поклон вершить, они не смогут сделать преклонение –
(43) Опущены их взоры и их постиг позор, а ведь могли они пасть ниц, (когда спустилось повеление).
(44) Оставь Меня с теми, кто ложью считает этот рассказ – когда они не будут знать, их жизнь постигнет завершение –
(45) Я дам отсрочку им, ведь замыслы Мои прочны.
(46) Или ты просишь награды и у них от платы отягощение?
(47) Или, быть может, пишут они тайное откровение?
(48) Ты дотерпи! Господь решит! Не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, когда его постигло заточение.
(49) И если б не Господня милость, то был бы выброшен он на пустырь, его постигло б унижение.
(50) Избрал его Господь и сделал человеком правоты.
(51) А те, кто отвергает, своими взорами тебя готовы опрокинуть, и, слушая Упоминание, говорят: «Его коснулось бесов проникновение»
(52) Но это - не что иное, как Упоминание для народов, (ниспосланное с Божьей высоты).
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
Источник: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/62F437EA42AA03A5.html
Имя АЛЛАХ облаками - Альфа и Омега - Знамения!!!
Кто-то взломал почту и удалил предыдущий ролик "Альфа и Омега - знамения Аллаха", поэтому видео было загружено заново. Это видео дополнено сведениями из древнейшей Библии, названной "Синайским кодексом".
Смотрите, удивляйтесь, делитесь с другими!
Для тех, у кого медленный интернет лучше выключить высокое разрешение внизу плеера для более быстрой загрузки видео, еще можно нажать на паузу, чтобы ролик загрузился полностью.
Смотрите, удивляйтесь, делитесь с другими!
Для тех, у кого медленный интернет лучше выключить высокое разрешение внизу плеера для более быстрой загрузки видео, еще можно нажать на паузу, чтобы ролик загрузился полностью.
2-ое Вдохновение Кораном
СУРА 68 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
(1) Нун-буква. И записью и тем, что пишут клятва!
(2) Не ты охвачен бесом по милости Господней (необъятной)!
(3) И не иссякнет для тебя награда (и как она приятна)!
(4) Великим нравом обладаешь ты.
(5) Ты увидишь и они, (и станет понятно),
(6) В ком из вас безумие (было вероятно).
(7) Истинно Господь твой знает сбившихся, и знает идущих по Его пути.
(8) И тем, кто не поверил, не поддавайся ты.
(9) Они бы хотели, чтоб ты не противился, и они бы отнеслись халатно.
(10) И не поддавайся ничтожному, чьи клятвы пусты,
(11) Клеветнику, разносящему сплетни (для вражды),
(12) Препятствующему Добру, беззаконнику, тому, чьи поступки дурны,
(13) Тому, чьи действия грубы, а после этого низки,
(14) Хоть у него сторонники, а карманы деньгами полны.
(15) Когда ему читают знаки Наши, он говорит: «Благодаря сказаниям древних они сочинены»
(16)Мы поставим ему клеймо на рыло его (за слова, адекватно).
(17)Мы испытали их, подобно испытанию владельцев сада, когда те поклялись, что утром соберут плоды,
(18) Не захотев воздать хвалу, (что было б благодатно).
(19) Когда же спали - налетел на сад от Господа тайфун (внезапно).
(20) Наутро сад стал землею пустоты.
(21) И утром звали, (не зная постигшей беды):
(22) «Ступайте на участок, если хотите собрать плоды»
(23) Они отправились, шепча между собой (отвратно):
(24) «Пускай сегодня не входит к вам туда достигший бедноты».
(25) И стали сердиться они.
(26) Когда ж увидели свой сад, сказали: «Ведь, что мы сбились - (нам понятно).
(27) Напротив! Мы лишены плодов - (невероятно)!»
(28) Лучший средь них промолвил: "Что Бога восхвалить должны - не я ли говорил вам внятно?"
(29) Они сказали: "Господу хвала! Деяния наши злом омрачены".
(30) И стали упрек бросать друг другу (безрезультатно).
(31) Они сказали: "Горе нам! Произвол вершили мы.
(32) Возможно, Господь наш заменит сад лучшим, чем он. Ведь с просьбой к Господу мы возвращаемся обратно".
(33) Таково страдание. Страдание ж Последнего мира больше, если б знали они (знатно)!
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
Обсуждение здесь:
http://blogs.mail.ru/mail/timjum/369691C599B070A7.html
(1) Нун-буква. И записью и тем, что пишут клятва!
(2) Не ты охвачен бесом по милости Господней (необъятной)!
(3) И не иссякнет для тебя награда (и как она приятна)!
(4) Великим нравом обладаешь ты.
(5) Ты увидишь и они, (и станет понятно),
(6) В ком из вас безумие (было вероятно).
(7) Истинно Господь твой знает сбившихся, и знает идущих по Его пути.
(8) И тем, кто не поверил, не поддавайся ты.
(9) Они бы хотели, чтоб ты не противился, и они бы отнеслись халатно.
(10) И не поддавайся ничтожному, чьи клятвы пусты,
(11) Клеветнику, разносящему сплетни (для вражды),
(12) Препятствующему Добру, беззаконнику, тому, чьи поступки дурны,
(13) Тому, чьи действия грубы, а после этого низки,
(14) Хоть у него сторонники, а карманы деньгами полны.
(15) Когда ему читают знаки Наши, он говорит: «Благодаря сказаниям древних они сочинены»
(16)Мы поставим ему клеймо на рыло его (за слова, адекватно).
(17)Мы испытали их, подобно испытанию владельцев сада, когда те поклялись, что утром соберут плоды,
(18) Не захотев воздать хвалу, (что было б благодатно).
(19) Когда же спали - налетел на сад от Господа тайфун (внезапно).
(20) Наутро сад стал землею пустоты.
(21) И утром звали, (не зная постигшей беды):
(22) «Ступайте на участок, если хотите собрать плоды»
(23) Они отправились, шепча между собой (отвратно):
(24) «Пускай сегодня не входит к вам туда достигший бедноты».
(25) И стали сердиться они.
(26) Когда ж увидели свой сад, сказали: «Ведь, что мы сбились - (нам понятно).
(27) Напротив! Мы лишены плодов - (невероятно)!»
(28) Лучший средь них промолвил: "Что Бога восхвалить должны - не я ли говорил вам внятно?"
(29) Они сказали: "Господу хвала! Деяния наши злом омрачены".
(30) И стали упрек бросать друг другу (безрезультатно).
(31) Они сказали: "Горе нам! Произвол вершили мы.
(32) Возможно, Господь наш заменит сад лучшим, чем он. Ведь с просьбой к Господу мы возвращаемся обратно".
(33) Таково страдание. Страдание ж Последнего мира больше, если б знали они (знатно)!
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
Обсуждение здесь:
http://blogs.mail.ru/mail/timjum/369691C599B070A7.html
Зенитчик Здесь,
24-12-2011 11:57
(ссылка)
1-ое Вдохновение Кораном
СУРА 96
Читай! Во имя Господа, который сотворил!*
Он человека сотворил из сгустка ДНК-чернил**.
Читай! Господь - Дающий уважение,
Который Записью дал обучение.
Он человека научил, где не было учения.
Нет! Истинно, человек произволу рад,
Видя, что он богат -
Истинно, к Господу твоему возврат.
Видал ли ты того, кто строит множество преград
Служителю, вершащему молитвенный обряд?
Видал ли ты, быть может, он на Пути (получения Божьих наград)?
Или приказывал он набожность (боясь ужасный ад)?
Видал ли ты, быть может, не поверил он и совершил от истины откат?
Неужто он не знал, что Божьи очи это зрят?;
Нет! Если он не прекратит, Мы схватим его за чуб волос -
Чуб*** лжи, вины - (и будет спрос).
К тому, к кому взывал, пусть сделает он помощи запрос,
Мы ж созовем охранников огня, (и будет в ад ужасный перенос).
Нет! Не поддавайся ты ему, а соверши земной поклон и ближе к Богу стань.
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
*Именно слово "читай" явилось первым словом, ниспосланным людям через Мухаммада (мир ему). Процесс чтения запускает работу Разума, поэтому так важно читать. С этой суры и началось ниспослание Корана.
**По поводу 'аляк - я думаю, это нечто большее чем принятое толкователями значение "сгусток крови" Если посмотреть корневые значения слова 'аляк, то выходят такие значения: "сцеплять, связывать", а слово 'алляка имеет значение "писать комментарии на полях". Молекула ДНК как раз и представляет определенную цепочку, связь, также представляет собой запись генетической информации человека.
*** Как сообщает профессор Кейт Мур, только в наше время было открыто, что передняя часть головного мозга отвечает за ложь и правду, хорошее или греховное поведение. Именно оттуда растет "насия", что было переведено как "чуб".
P.S. Прошу вас, пишите комментарии в моем блоге: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/4103363D4E7D4EB1.html
Читай! Во имя Господа, который сотворил!*
Он человека сотворил из сгустка ДНК-чернил**.
Читай! Господь - Дающий уважение,
Который Записью дал обучение.
Он человека научил, где не было учения.
Нет! Истинно, человек произволу рад,
Видя, что он богат -
Истинно, к Господу твоему возврат.
Видал ли ты того, кто строит множество преград
Служителю, вершащему молитвенный обряд?
Видал ли ты, быть может, он на Пути (получения Божьих наград)?
Или приказывал он набожность (боясь ужасный ад)?
Видал ли ты, быть может, не поверил он и совершил от истины откат?
Неужто он не знал, что Божьи очи это зрят?;
Нет! Если он не прекратит, Мы схватим его за чуб волос -
Чуб*** лжи, вины - (и будет спрос).
К тому, к кому взывал, пусть сделает он помощи запрос,
Мы ж созовем охранников огня, (и будет в ад ужасный перенос).
Нет! Не поддавайся ты ему, а соверши земной поклон и ближе к Богу стань.
Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.
*Именно слово "читай" явилось первым словом, ниспосланным людям через Мухаммада (мир ему). Процесс чтения запускает работу Разума, поэтому так важно читать. С этой суры и началось ниспослание Корана.
**По поводу 'аляк - я думаю, это нечто большее чем принятое толкователями значение "сгусток крови" Если посмотреть корневые значения слова 'аляк, то выходят такие значения: "сцеплять, связывать", а слово 'алляка имеет значение "писать комментарии на полях". Молекула ДНК как раз и представляет определенную цепочку, связь, также представляет собой запись генетической информации человека.
*** Как сообщает профессор Кейт Мур, только в наше время было открыто, что передняя часть головного мозга отвечает за ложь и правду, хорошее или греховное поведение. Именно оттуда растет "насия", что было переведено как "чуб".
P.S. Прошу вас, пишите комментарии в моем блоге: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/4103363D4E7D4EB1.html
Метки: Вдохновение Кораном
кое что ещё
Гагаузы
- тюркский народ христианского вероисповедания, который
сформировался как самостоятельный этнос на Балканском полуострове.
Первоначально предки гагаузов жили отдельными группами на территории современной Болгарии, Греции, Румынии, Македонии, европейской части Турции. В
средние века это были исторические области: Добруджа, Македония, Фракия,
которые входили тогда в состав Византийской империи. История
гагаузского народа до настоящего времени мало изучена.Ранняя этническая история
гагаузов изучена слабо. До настоящего времени вопрос и о их
происхождении спорен. В начале XX века болгарский историк Г.Димитров, обобщая
литературные сведения о гагаузах, указал на существование 19 различных мнений о происхождении этого народа. Позднее известный исследователь гагаузской этнографии М.Губогло указал на существование 21 версии о происхождении гагаузов. Гипотезы о происхождении
гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык и другие. В Турции популярна сельджукская
теория, согласно которой гагаузы - потомки малоазийских турок, переселившихся в
XIII в. под руководством султана Кейкавуса в Добруджу и вместе с
тюркоязычными куманами (половцами) южнорусских степей основавшими здесь
"Огузскую державу" ("Узиеялет"). Современные русские, молдавские,
гагаузские исследователи считают, что гагаузы - самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северотюркских племен - печенегов, узов половцев, оседавших на Балканах, начиная с X в. Тюрки-узы - это огузы или тюрк-огузы, которых в русских летописях называли черными клобуками. Большинство
специалистов, изучающих раннюю историю гагаузов сходятся в том, что предки гагаузов осели на Балканском полуострове еще задолго до появления на этой
территории турок-сельджуков и завоевания ее турками-османами. Ранняя этническая история гагаузов связана с переселениями, когда их предки через южнорусские
степи перешли из Средней Азии на Балканы. Гагаузы, уже сформировавшись на
Балканах как этнос, с середины XVIII в. стали переселяться в южную
Бессарабию - в Буджак. На раннем этапе своей этнической истории предки
гагаузов приняли христианство в форме православия. Гагаузы, будучи
православными христианами, отличаются от основной массы тюркских народов
своим вероисповеданием. Время принятия предками гагаузов христианства пока не
установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв, а другие к ХШ в.
Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание
гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому
этносу, как это пытались доказать некоторые историки. Гагаузы считают себя
самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую
территорию Буджак. Изучение процессов этнодемографического развития
гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также
разрозненности их в архивах разных стран. В письменных и других
источниках(болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких) сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение порой противоположных гипотез об их этнической истории. Занимаясь
попутно, а не специально проблемой гагаузов, исследователи видели в них
или болгар, принявших турецкий язык, или потомков турок, греков,
македонцев и.т.д. Так, в русской и болгарской литературе XIX века сложилась
традиция рассматривать гагаузов как болгар, говорящих на турецком языке. Этих позицийпридерживались
в Болгарии Г.Занетов, Л.Милетич, В.Маринов, И.Райков,
И.Титоров. Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Многие исследователи XIX века не выделяли гагаузов из общей массы переселенцев из Болгарии. Не идентифицировали их при проведении переписей 1817-1818, 1835,1851 и 1859гг. Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира.Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена - узы, а правильнееогузы. Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и
Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и являлись
васcалами короля Казара. После 975
года, когда царство Казара было разрушено русским князем Святославом, печенеги, узы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию ксеверу от Черного моря (территория нынешней Молдовы и Румынии) до великого нашествия татар. В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай (по некоторым источникам в 1065
г.) и поселились на Балканах в Македонии, Паристрионе, Греции,
Болгарии. Именно в этих регионах огузы переходят к оседлому образу
жизни, принимают православное христианство. Этническое смешивание огузов с
другими племенами - печенегами, половцами, куманами дало прямых предков
сегодняшних гагаузов. Профессор Педагогического Института имени И. Крянгэ в г.
Кишиневе Д. Тодорогло вывел новую теорию в области этногенезии гагаузов.
Согласно данной теории гагаузы происходят только от огузов (узов), а
именно от их ветви хагогузов. Путем фонетических трансформаций: хагогуз ?
гагагуз ? гагоуз и появилось нынешнее название гагауз. Хагогуз
означает "настоящие огузы", то есть те из них, которые во время принятия ислама
остались под старой языческой верой, перейдя впоследствии к христианству. Хагогузы покинули Центральную Азию и поселились к северу от Черного и
Каспийского морей, между Волгой и Дунае, основав впоследствии
государственное формирование в зоне Каварны. В XIII веке автономные формирования на территории Добруджи было государство известное как "Добружанское княжество" или "Узи эйялет"
- первое государство гагаузского народа. Государство с центром
в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом
османских завоевателей в XV веке. Своего апогея государство гагаузов
достигло во времена правления деспота Добротича (годы правления 1354-1380
гг.). После 1417 г.государство гагаузов теряет свой суверенитет, войдя в состав
Османской Империи. Народность же не пропала, они остались жить на
прежней территории, говоря по-гагаузски и, исповедуя христианство. Даже будучи
частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во
многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного
народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей
вплоть до XII-XIII веков. Часть гагаузов мигрировало в Россию через Дунай в 1750-1846
годах и поселилось в Южной Бессарабии. В XVI-XVIII веках Южная
Бессарабия была населена тюрко-язычными племенами из Ногайской орды. До 1807
года часть из них покидают Буджак под давлением царской Россиии переселяются
в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились
задунайские переселенцы - гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и
правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла
им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители
из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний
России, немецкий колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы
обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие,
располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Пререселение гагаузов
продолжалось почти 100 лет(с 1769
по 1854 гг.). Переселенческие волны были связаны в основном с русско-турецкими
войнами конца XVIII - начало XIXв. Тяжелым трудом переселенцам удалось
превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный
район. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии. Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространения в конце 80-хгодов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены и появилась
возможность заявить о культурных и экономических проблемах
гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с
другими этническими меньшинствами создали движение "Гагауз Халкы" в
1988 году. В 1989году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, где было
принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в
г. Комрат. В августе 1990 года
в Комрате было декларировано создание гагаузской республики,
но правительство
Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение
получило всенародный
характер, когда румынский язык был принят как государственный
язык в
Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к
этому решению
неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и
экономические проблемы
подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским
властям и
поддержать стремление гагаузского народа к независимости.
Только в 1994
году 23
декабря Парламент
Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе
Гагаузии
(Гагауз Ери), решив конфликт мирным путем. Этот день - день
образования
Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские
правозащитные
организации признали Гагаузию как удачный пример разрешения
локальных
национальных конфликтов для других стран. В результате
референдума определились
границы Гагаузии. По желанию населения в нее вошли 3
города и 27
сел. В
1995 году в
результате
демократических выборов был избран первый Глава (Башкан)
Гагаузии -
Георгий Табунщик, депутаты Народного Собрания и его
Председатель Петр
Пашалы. В 2002
г.
в результате выборов Башканом Гагаузии стал Георгий Табунщик, а
Народное
Собрание возглавил Кристиогло Иван.
Валентин Мошков - известный этнограф-фольклорист,
родоначальник
гагаузского языкознания, в в особенности народной литературы. В
1902
году вышла в свет книга Мошкова "Гагаузы бендерского уезда" о
гагаузах,
как народе, о его обычаях и занятиях.
Михаил Чакир - проторей, исследователь, писатель,
переводчик.
Неоценимый вклад в гагаузскую науку внес Михаил Чакир своей
работой
"История бессарабских гагаузов", в которой он попытался
ответить на
вопрос: Кто такие гагаузы? Кто их предки? Какой жизненный путь
они прошли?
Каковы их нравы, обычаи и традиции?
Весомый вклад в изучение истории гагаузского народа внес
профессор
Бухаресткого университета Михаил Губогло. Как сын
своего народа,
Михаил Петрович с начала своей научной деятельности задался
целью изучить
историю и культуру гагаузов. В конце 30-х
годов М.П. Губогло по совету священника Михаила Чакира написал
дипломную
работу объемом более 500
страниц "Происхождение гагаузов", а в 40-ые
годы им была написана диссертация "Гагаузы в свете истории".
В 1985
году вышел
в свет первый и единственный роман на гагаузском языке
"Долгий караван"
Диониса Танасоглу, в котором автор стремится доходчивыми,
выразительными
средствами отобразить историю гагаузского народа. Об истории
гагаузов
Д. Танасоглу пишет в большой статье "История гагаузов",
которая была
напечатана в газете "Ана сozu" 10
августа 1991г.
В
наши дни исследуют историю и культуру гагаузов такие
ученные, как
С. С. Курогло, С. Булгар и М.В. Маруневич.
Творчесто, деятельность, порождающая нечто качественно новое
и отличающееся неповторимостью, оригинальностью,
уникальностью. творчество
специфично для человека, так как всегда предпологает творца -
субъекта
творческой деятельности"
Творческая деятельность трудящихся масс проявляется в
создании произведений
словесного, изобразительного искусства, отражающих жизнь в
художественных
образах и служащих народу в борьбе за его идеалы.
Фольклор представляет собой необычно сложную и весьма
своеобразную
область народной культуры. Максим Горький писал "Историю
трудящихся
масс, подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного
народного
творчества"
Среди произведений устного народного творчества одно из
ведущих мест
занимают сказки.
Сказка - один из основных видов устно-поэтического
творчества трудового
народа. Она отражает мировозрение народа и его мечты о
будущем, его
борьбу за свою независимость, его веру в себя и в свои силы.
Идейное
богатство гагаузской сказки и его высокая художественная
ценность способствовали
ее сохранности в устном репертуаре народа, так гагаузская
письменность
появилась лишь 45 лет назад.
Изобразительное искусство гагаузского народа также
древне, как и его
происхождение. С введением гагаузской письменности(1957г.)
началось
активное развитие гагаузского изобразительного искусства. Его
развитие
совпадает с развитием гагаузской художественной литературы и
культуры.
Первым видным гагаузским живописцем и скульптором в истории
народа был
Дмитрий Кара Чобан(также гагаузский поэт и писатель).
В области графики первым успешно работал гагаузский
художник Дмитрий
Савостин. несколько позже в гагаузской графике высокую оценку
получили
работы Дмитрия Новака(псевдоним Айоглу). Несколько позже
появились на
выставках живописные произведения и других талантливых
художников: Михаила
Арабаджи, Федора Дудоглу, Георгия Дечева, Анатолия Сиркели
и.т.д. Перед
гагаузским изобразительным искусством открываются хорошие
перспективы
его развития.
В разделе "Творчество и новые имена" мы предлагаем Вам
познакомиться
с творчеством гагаузских художников, с устным народным
творчеством -
сказками и новые имена.
Комрат - город на юге республики,
расположенный
в долине реки Ялпуг, в 105
км от Кишинева. В прошлом название этого населенного пункта
объяснялось
через нем. Kamrad "товарищ", через тат. комюр ат "вороная
лощадь".
Немецкое происхождение топонима исключается, так как
немецкие колонии
в Бессарабии появились не ранее XIX в., а поселение Комрат
впервые
отмечено на карте второй половины XVIII в. По нашему мнению,
топоним
восходит к названию татарского племени конырат, осевшего
здесь в прошлом.
Данное этническое название татары заимствовали у монгол, еще
когда
жили в степях на северо-востоке Каспийского моря (до XIV
в.). Более
древняя форма этнического термина была конырат или конграт.
Объяснение
комюр ат "вороной конь", "черный конь" представляет собой
народную
этимологию, появившуюся на основе сближения этнонима с
соответствующими
словосочетаниями в тюркских языках. В Бессарабии имелись и
другие
поселения с названием Комрат. На карте XVIII в. помимо
сегодняшнего
Комрата упомянуты еще два села с таким же наименованием;
одно расположено
по среднему течению реки Когылник и отмечено на карте как
Комурат,
а другое - севернее озера Сасык (Одесская область) и
зафиксировано
как Коморат. В XIX в. в Крыму были села с названием Конрат,
где в
течение продолжительного времени жили ногайские татары. В
конце ХVIII
века на реке Ялпуг появилось село. У каждого населенного
пункта существует
несколько легенд, объясняющих его название. Есть такие
легенды и у
Комрата. Одна из них рассказывает, что в названии этом
соединились
два слова турецкого происхождения "комур ат", что означает
"черная
лошадь". По легенде однажды на скачках, которые устраивались
в этих
местах во время больших торгов лошадьми, победила черная
лошадь местного
турецкого богатея. В честь этой победы богач и назвал
зарождающееся
село Комур ат. Позднее название села трансформировалось в
Комрат.
XVIII -
начале XIX
вв. Здесь проживало абсолютное большинство гагаузского
населения.
На 1818
год селении
Комрат проживало 528
человек,
из них 286
мужин и 242
женщины. Более 90
% населения имели гагаузские фамилии. В январе 1906 года
вспыхнуло
знаменитое Комратское восстание. Последней каплей,
переполнившей долгое
терпение крестьян, стал арест пользовавшегося огромным
авторитетом
среди крестьян студента Харьковского технологического
института А.
П. Галацана, который на митингах вместе с П. Н. Николаевым
призывал
земляков к свержению самодержавия. Собравшиеся на митинг
крестьяне
приняли решение арестовать представителей местных властей, а
для управлении
селом избрать комитет. Газета ,,Русское слово" тогда писала:
"Десятитысячное
селение Комрат... в руках восставших. Объявлена автономия,
власти
низложены. Драгуны бессильны".И все же в конце концов
драгуны оказались
сильнее. Восстание было подавлено. Революция в России была
встречена
жителями Комрата с радостью и надеждой. Но утверждение
нового революционного
порядка на буджакской земле было прервано в начале 1918
года агрессией королевской Румынии, которую поддержали
империалисты
Антанты. До 1940
года продолжалась оккупация, и все это .время жители Комрата
вели
борьбу против оккупантов. Так, в 1918
году из выпускников реального училища была создана
подпольная группа.
В том же году организовалась и комратская подпольная
организация,
руководитель которой С.Ф. Гаврилюк. Обе подпольные
организации были
раскрыты, участники их понесли суровые наказания. Обратимся к
гагаузскому
писателю Н. Бабоглу; "... румынско-боярская оккупация
продолжалась
в течение 22
лет,
когда гагаузов обрекли на вымирание... А в ЗО-х годах у
королевского
правительства возникло желание выселить гагаузов и болгар на
непригодные,
овражные и каменистые земли Добруджи, чтобы распродать
буджакские
земли боярам-аграриям Румынии..." ,,Во время войны и
фашистской оккупации
румынский фюрер Антонеску также замышлял переселить
гагаузов, теперь
уже на реку Буг, а все освободившиеся земли выдать в награду
своим
"героям войны после победы над СССР". Ясско-Кишиневская
операция советских
войск в августе 44-го
разрушила и эти чудовищные планы".
Ныне г.Комрат - столица
Гагаузского автономного
административно-территориального образования "Гагауз Ери"в
составе
Республики Молдова.
На карте Молдовы Комрат - лишь небольшая точка на
пересечении дорог
Кишинев-Вулканешты, Чадыр-Лунга - Леова. А в
действительности - это
широко раскинувшийся тенистыми улицами город. Жилые
кварталы, хорошо
спланированные на местности, разместились на трех больших
холмах,
обращенных своими пологими склонами к утреннему солнцу.
Город разделен
на две равные части широкой долиной степной мелководной
речушки Ялпуг.
Комрат - культурный центр Гагаузии. Его прошлое и настоящее
собрано
в виде уникальных экспонатов в историко-краеведческом музее.
Здесь
собраны интересные экспонаты, экспозиции рассказывают об
истории края,
о жизни людей, его населяющих.
Действует
старинный памятник архитектуры - христианский собор
Св.Иоанна, построенный
в начале 19
века.
Культуру, искусство и фольклор пропагандируют широко
известные в
стране коллективы "Кадынжа", "Дюз-Ава".
С 1991
года открыт
Комратский государственный Университет. Студенты получают
образование
на четырех факультетах: Экономическом, Юридическом, Аграрном
и на
факультете Национальной Культуры
- тюркский народ христианского вероисповедания, который
сформировался как самостоятельный этнос на Балканском полуострове.
Первоначально предки гагаузов жили отдельными группами на территории современной Болгарии, Греции, Румынии, Македонии, европейской части Турции. В
средние века это были исторические области: Добруджа, Македония, Фракия,
которые входили тогда в состав Византийской империи. История
гагаузского народа до настоящего времени мало изучена.Ранняя этническая история
гагаузов изучена слабо. До настоящего времени вопрос и о их
происхождении спорен. В начале XX века болгарский историк Г.Димитров, обобщая
литературные сведения о гагаузах, указал на существование 19 различных мнений о происхождении этого народа. Позднее известный исследователь гагаузской этнографии М.Губогло указал на существование 21 версии о происхождении гагаузов. Гипотезы о происхождении
гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык и другие. В Турции популярна сельджукская
теория, согласно которой гагаузы - потомки малоазийских турок, переселившихся в
XIII в. под руководством султана Кейкавуса в Добруджу и вместе с
тюркоязычными куманами (половцами) южнорусских степей основавшими здесь
"Огузскую державу" ("Узиеялет"). Современные русские, молдавские,
гагаузские исследователи считают, что гагаузы - самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северотюркских племен - печенегов, узов половцев, оседавших на Балканах, начиная с X в. Тюрки-узы - это огузы или тюрк-огузы, которых в русских летописях называли черными клобуками. Большинство
специалистов, изучающих раннюю историю гагаузов сходятся в том, что предки гагаузов осели на Балканском полуострове еще задолго до появления на этой
территории турок-сельджуков и завоевания ее турками-османами. Ранняя этническая история гагаузов связана с переселениями, когда их предки через южнорусские
степи перешли из Средней Азии на Балканы. Гагаузы, уже сформировавшись на
Балканах как этнос, с середины XVIII в. стали переселяться в южную
Бессарабию - в Буджак. На раннем этапе своей этнической истории предки
гагаузов приняли христианство в форме православия. Гагаузы, будучи
православными христианами, отличаются от основной массы тюркских народов
своим вероисповеданием. Время принятия предками гагаузов христианства пока не
установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв, а другие к ХШ в.
Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание
гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому
этносу, как это пытались доказать некоторые историки. Гагаузы считают себя
самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую
территорию Буджак. Изучение процессов этнодемографического развития
гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также
разрозненности их в архивах разных стран. В письменных и других
источниках(болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких) сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение порой противоположных гипотез об их этнической истории. Занимаясь
попутно, а не специально проблемой гагаузов, исследователи видели в них
или болгар, принявших турецкий язык, или потомков турок, греков,
македонцев и.т.д. Так, в русской и болгарской литературе XIX века сложилась
традиция рассматривать гагаузов как болгар, говорящих на турецком языке. Этих позицийпридерживались
в Болгарии Г.Занетов, Л.Милетич, В.Маринов, И.Райков,
И.Титоров. Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Многие исследователи XIX века не выделяли гагаузов из общей массы переселенцев из Болгарии. Не идентифицировали их при проведении переписей 1817-1818, 1835,1851 и 1859гг. Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира.Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена - узы, а правильнееогузы. Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и
Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и являлись
васcалами короля Казара. После 975
года, когда царство Казара было разрушено русским князем Святославом, печенеги, узы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию ксеверу от Черного моря (территория нынешней Молдовы и Румынии) до великого нашествия татар. В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай (по некоторым источникам в 1065
г.) и поселились на Балканах в Македонии, Паристрионе, Греции,
Болгарии. Именно в этих регионах огузы переходят к оседлому образу
жизни, принимают православное христианство. Этническое смешивание огузов с
другими племенами - печенегами, половцами, куманами дало прямых предков
сегодняшних гагаузов. Профессор Педагогического Института имени И. Крянгэ в г.
Кишиневе Д. Тодорогло вывел новую теорию в области этногенезии гагаузов.
Согласно данной теории гагаузы происходят только от огузов (узов), а
именно от их ветви хагогузов. Путем фонетических трансформаций: хагогуз ?
гагагуз ? гагоуз и появилось нынешнее название гагауз. Хагогуз
означает "настоящие огузы", то есть те из них, которые во время принятия ислама
остались под старой языческой верой, перейдя впоследствии к христианству. Хагогузы покинули Центральную Азию и поселились к северу от Черного и
Каспийского морей, между Волгой и Дунае, основав впоследствии
государственное формирование в зоне Каварны. В XIII веке автономные формирования на территории Добруджи было государство известное как "Добружанское княжество" или "Узи эйялет"
- первое государство гагаузского народа. Государство с центром
в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом
османских завоевателей в XV веке. Своего апогея государство гагаузов
достигло во времена правления деспота Добротича (годы правления 1354-1380
гг.). После 1417 г.государство гагаузов теряет свой суверенитет, войдя в состав
Османской Империи. Народность же не пропала, они остались жить на
прежней территории, говоря по-гагаузски и, исповедуя христианство. Даже будучи
частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во
многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного
народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей
вплоть до XII-XIII веков. Часть гагаузов мигрировало в Россию через Дунай в 1750-1846
годах и поселилось в Южной Бессарабии. В XVI-XVIII веках Южная
Бессарабия была населена тюрко-язычными племенами из Ногайской орды. До 1807
года часть из них покидают Буджак под давлением царской Россиии переселяются
в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились
задунайские переселенцы - гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и
правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла
им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители
из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний
России, немецкий колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы
обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие,
располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Пререселение гагаузов
продолжалось почти 100 лет(с 1769
по 1854 гг.). Переселенческие волны были связаны в основном с русско-турецкими
войнами конца XVIII - начало XIXв. Тяжелым трудом переселенцам удалось
превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный
район. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии. Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространения в конце 80-хгодов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены и появилась
возможность заявить о культурных и экономических проблемах
гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с
другими этническими меньшинствами создали движение "Гагауз Халкы" в
1988 году. В 1989году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, где было
принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в
г. Комрат. В августе 1990 года
в Комрате было декларировано создание гагаузской республики,
но правительство
Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение
получило всенародный
характер, когда румынский язык был принят как государственный
язык в
Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к
этому решению
неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и
экономические проблемы
подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским
властям и
поддержать стремление гагаузского народа к независимости.
Только в 1994
году 23
декабря Парламент
Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе
Гагаузии
(Гагауз Ери), решив конфликт мирным путем. Этот день - день
образования
Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские
правозащитные
организации признали Гагаузию как удачный пример разрешения
локальных
национальных конфликтов для других стран. В результате
референдума определились
границы Гагаузии. По желанию населения в нее вошли 3
города и 27
сел. В
1995 году в
результате
демократических выборов был избран первый Глава (Башкан)
Гагаузии -
Георгий Табунщик, депутаты Народного Собрания и его
Председатель Петр
Пашалы. В 2002
г.
в результате выборов Башканом Гагаузии стал Георгий Табунщик, а
Народное
Собрание возглавил Кристиогло Иван.
Валентин Мошков - известный этнограф-фольклорист,
родоначальник
гагаузского языкознания, в в особенности народной литературы. В
1902
году вышла в свет книга Мошкова "Гагаузы бендерского уезда" о
гагаузах,
как народе, о его обычаях и занятиях.
Михаил Чакир - проторей, исследователь, писатель,
переводчик.
Неоценимый вклад в гагаузскую науку внес Михаил Чакир своей
работой
"История бессарабских гагаузов", в которой он попытался
ответить на
вопрос: Кто такие гагаузы? Кто их предки? Какой жизненный путь
они прошли?
Каковы их нравы, обычаи и традиции?
Весомый вклад в изучение истории гагаузского народа внес
профессор
Бухаресткого университета Михаил Губогло. Как сын
своего народа,
Михаил Петрович с начала своей научной деятельности задался
целью изучить
историю и культуру гагаузов. В конце 30-х
годов М.П. Губогло по совету священника Михаила Чакира написал
дипломную
работу объемом более 500
страниц "Происхождение гагаузов", а в 40-ые
годы им была написана диссертация "Гагаузы в свете истории".
В 1985
году вышел
в свет первый и единственный роман на гагаузском языке
"Долгий караван"
Диониса Танасоглу, в котором автор стремится доходчивыми,
выразительными
средствами отобразить историю гагаузского народа. Об истории
гагаузов
Д. Танасоглу пишет в большой статье "История гагаузов",
которая была
напечатана в газете "Ана сozu" 10
августа 1991г.
В
наши дни исследуют историю и культуру гагаузов такие
ученные, как
С. С. Курогло, С. Булгар и М.В. Маруневич.
Творчесто, деятельность, порождающая нечто качественно новое
и отличающееся неповторимостью, оригинальностью,
уникальностью. творчество
специфично для человека, так как всегда предпологает творца -
субъекта
творческой деятельности"
Творческая деятельность трудящихся масс проявляется в
создании произведений
словесного, изобразительного искусства, отражающих жизнь в
художественных
образах и служащих народу в борьбе за его идеалы.
Фольклор представляет собой необычно сложную и весьма
своеобразную
область народной культуры. Максим Горький писал "Историю
трудящихся
масс, подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного
народного
творчества"
Среди произведений устного народного творчества одно из
ведущих мест
занимают сказки.
Сказка - один из основных видов устно-поэтического
творчества трудового
народа. Она отражает мировозрение народа и его мечты о
будущем, его
борьбу за свою независимость, его веру в себя и в свои силы.
Идейное
богатство гагаузской сказки и его высокая художественная
ценность способствовали
ее сохранности в устном репертуаре народа, так гагаузская
письменность
появилась лишь 45 лет назад.
Изобразительное искусство гагаузского народа также
древне, как и его
происхождение. С введением гагаузской письменности(1957г.)
началось
активное развитие гагаузского изобразительного искусства. Его
развитие
совпадает с развитием гагаузской художественной литературы и
культуры.
Первым видным гагаузским живописцем и скульптором в истории
народа был
Дмитрий Кара Чобан(также гагаузский поэт и писатель).
В области графики первым успешно работал гагаузский
художник Дмитрий
Савостин. несколько позже в гагаузской графике высокую оценку
получили
работы Дмитрия Новака(псевдоним Айоглу). Несколько позже
появились на
выставках живописные произведения и других талантливых
художников: Михаила
Арабаджи, Федора Дудоглу, Георгия Дечева, Анатолия Сиркели
и.т.д. Перед
гагаузским изобразительным искусством открываются хорошие
перспективы
его развития.
В разделе "Творчество и новые имена" мы предлагаем Вам
познакомиться
с творчеством гагаузских художников, с устным народным
творчеством -
сказками и новые имена.
Комрат - город на юге республики,
расположенный
в долине реки Ялпуг, в 105
км от Кишинева. В прошлом название этого населенного пункта
объяснялось
через нем. Kamrad "товарищ", через тат. комюр ат "вороная
лощадь".
Немецкое происхождение топонима исключается, так как
немецкие колонии
в Бессарабии появились не ранее XIX в., а поселение Комрат
впервые
отмечено на карте второй половины XVIII в. По нашему мнению,
топоним
восходит к названию татарского племени конырат, осевшего
здесь в прошлом.
Данное этническое название татары заимствовали у монгол, еще
когда
жили в степях на северо-востоке Каспийского моря (до XIV
в.). Более
древняя форма этнического термина была конырат или конграт.
Объяснение
комюр ат "вороной конь", "черный конь" представляет собой
народную
этимологию, появившуюся на основе сближения этнонима с
соответствующими
словосочетаниями в тюркских языках. В Бессарабии имелись и
другие
поселения с названием Комрат. На карте XVIII в. помимо
сегодняшнего
Комрата упомянуты еще два села с таким же наименованием;
одно расположено
по среднему течению реки Когылник и отмечено на карте как
Комурат,
а другое - севернее озера Сасык (Одесская область) и
зафиксировано
как Коморат. В XIX в. в Крыму были села с названием Конрат,
где в
течение продолжительного времени жили ногайские татары. В
конце ХVIII
века на реке Ялпуг появилось село. У каждого населенного
пункта существует
несколько легенд, объясняющих его название. Есть такие
легенды и у
Комрата. Одна из них рассказывает, что в названии этом
соединились
два слова турецкого происхождения "комур ат", что означает
"черная
лошадь". По легенде однажды на скачках, которые устраивались
в этих
местах во время больших торгов лошадьми, победила черная
лошадь местного
турецкого богатея. В честь этой победы богач и назвал
зарождающееся
село Комур ат. Позднее название села трансформировалось в
Комрат.
XVIII -
начале XIX
вв. Здесь проживало абсолютное большинство гагаузского
населения.
На 1818
год селении
Комрат проживало 528
человек,
из них 286
мужин и 242
женщины. Более 90
% населения имели гагаузские фамилии. В январе 1906 года
вспыхнуло
знаменитое Комратское восстание. Последней каплей,
переполнившей долгое
терпение крестьян, стал арест пользовавшегося огромным
авторитетом
среди крестьян студента Харьковского технологического
института А.
П. Галацана, который на митингах вместе с П. Н. Николаевым
призывал
земляков к свержению самодержавия. Собравшиеся на митинг
крестьяне
приняли решение арестовать представителей местных властей, а
для управлении
селом избрать комитет. Газета ,,Русское слово" тогда писала:
"Десятитысячное
селение Комрат... в руках восставших. Объявлена автономия,
власти
низложены. Драгуны бессильны".И все же в конце концов
драгуны оказались
сильнее. Восстание было подавлено. Революция в России была
встречена
жителями Комрата с радостью и надеждой. Но утверждение
нового революционного
порядка на буджакской земле было прервано в начале 1918
года агрессией королевской Румынии, которую поддержали
империалисты
Антанты. До 1940
года продолжалась оккупация, и все это .время жители Комрата
вели
борьбу против оккупантов. Так, в 1918
году из выпускников реального училища была создана
подпольная группа.
В том же году организовалась и комратская подпольная
организация,
руководитель которой С.Ф. Гаврилюк. Обе подпольные
организации были
раскрыты, участники их понесли суровые наказания. Обратимся к
гагаузскому
писателю Н. Бабоглу; "... румынско-боярская оккупация
продолжалась
в течение 22
лет,
когда гагаузов обрекли на вымирание... А в ЗО-х годах у
королевского
правительства возникло желание выселить гагаузов и болгар на
непригодные,
овражные и каменистые земли Добруджи, чтобы распродать
буджакские
земли боярам-аграриям Румынии..." ,,Во время войны и
фашистской оккупации
румынский фюрер Антонеску также замышлял переселить
гагаузов, теперь
уже на реку Буг, а все освободившиеся земли выдать в награду
своим
"героям войны после победы над СССР". Ясско-Кишиневская
операция советских
войск в августе 44-го
разрушила и эти чудовищные планы".
Ныне г.Комрат - столица
Гагаузского автономного
административно-территориального образования "Гагауз Ери"в
составе
Республики Молдова.
На карте Молдовы Комрат - лишь небольшая точка на
пересечении дорог
Кишинев-Вулканешты, Чадыр-Лунга - Леова. А в
действительности - это
широко раскинувшийся тенистыми улицами город. Жилые
кварталы, хорошо
спланированные на местности, разместились на трех больших
холмах,
обращенных своими пологими склонами к утреннему солнцу.
Город разделен
на две равные части широкой долиной степной мелководной
речушки Ялпуг.
Комрат - культурный центр Гагаузии. Его прошлое и настоящее
собрано
в виде уникальных экспонатов в историко-краеведческом музее.
Здесь
собраны интересные экспонаты, экспозиции рассказывают об
истории края,
о жизни людей, его населяющих.

старинный памятник архитектуры - христианский собор
Св.Иоанна, построенный
в начале 19
века.
Культуру, искусство и фольклор пропагандируют широко
известные в
стране коллективы "Кадынжа", "Дюз-Ава".
С 1991
года открыт
Комратский государственный Университет. Студенты получают
образование
на четырех факультетах: Экономическом, Юридическом, Аграрном
и на
факультете Национальной Культуры
настроение: Удивленное
Метки: Светлый
гагаузы
Гагаузский народ
Историческая
справка
Гагаузы –
потомки средневековых
тюркских кочевых племен (печенегов, тюрок-огузов,
половцев) и других
исчезнувших народов, волнами накатывающихся на
юго-восточную Европу
из южно-сибирских, среднеазиатских и прикаспийских
степей.
В процессе миграции, особенно после
татарско-монгольского
нашествия на Восточную Европу, предки гагаузов
откочевали через
северно-причерноморские степи в равнинные районы
Северо-восточной
Болгарии и нижнего Подунавья. Гагаузы относятся к
индоевропейской
семье народов. По языку гагаузы причисляются к
огузо-булгарской
группе юго-западного ареала распространения тюркских
языков.
Гагаузы – тюркский народ
христианского
вероисповедания, основная часть которого проживает в
северной части
центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные
пределы
Республики Молдова. По переписи 1989 года в республике Молдова
насчитывалось
152 тысячи гагаузов. Около 40 тыс. буджакских гагаузов
проживает в
сопредельных районах Одесской области Украины. Отдельные
селения
гагаузов есть в Запорожской области Украины, в
Кабардино-Балкарии,
Казахстане и в странах Европы (Болгарии,
Румынии, Греции, Турции).
История
гагаузского
народа до настоящего времени мало изучена.
Историческому гагаузоведению
достоверно известны следующие факты по
истории народа.
Гагаузы, как
самостоятельный
этнос, окончательно сложились к XIII в. в регионе
северо-восточной
Болгарии, преимущественно на территории Добруджи и
Делиормана. Это
оказалось в свое время возможным, так как в этом регионе
присутствие
тюркского элемента было вековой традицией (гунны – IV-V в.,
печенеги - IХ в., узы – Х-ХI в., половцы (куманы) – ХI-ХII в).
На территории Добруджи в
ХIII в. известно
государственное образование Узиэйлет, которое
большинство ученых
квалифицирует, как первое государство гагаузского
народа. После
того, как это государство пало под ударами османских
завоевателей,
история гагаузского этноса во весь период Средневековья
остается по
сей день неизвестной. Только в ХVIII в. в области Варны
упоминается о
существовавшей якобы гагаузской республике Вистер. Но это,
как и
другие исторические факты, связанные с историей гагаузов, требуют
дополнительных исследований.
В
конце ХVIII в. история
фиксирует гагаузов, как самобытный этнос,
упоминая о них в составе
переселенцев Буджака из Северо-Восточной
Болгарии.
В результате этих
миграционных
процессов, усилившихся очередной русско-турецкой войной
1806-1812
гг., генофонд гагаузского народа оказался разделенным на две
части:
одна часть (меньшая) осталась в Болгарии, большая же часть
обосновалась
в Бессарабии, в рамках Российской державы. Борьба гагаузов
за свою
свободу от притязаний молдавских бояр сразу же после переселения
завершилась в декабре 1819 года Указом правительствующего сената России
о предоставлении центральному Буджаку статуса иностранных колоний. Это
фактически
означало автономию для живущего здесь населения, значительную
часть
которого составили компактно расселенные гагаузы.
В середине XIX в.
гагаузы Буджака претерпели
очередное деление их окончательно сложившейся
в Южной Бессарабии
этнической территории. В результате войны 1856 года
(называемой
Крымской) Юго-Западная оконечность Буджака (южное Попрутье и
селения
нынешнего Вулканештского района, а также Болград, считавшийся
центром
бессарабских колоний) отошла к княжеству Молдова. Это повлекло
за
собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние
пределы
Запорожской области Украины. В результате последней
русско-турецкой
войны 1878 года эти территории вернулись к России в
обмен на земли
нынешней румынской Добруджи.
Гагаузы
Буджака в XIX-XX
в. разделили судьбу населения Российской империи и
не оставались
пассивными в вихре политических и социальных
потрясений, имевших место в
этой державе. В ходе революции 1905-1907
гг. население главного
населенного пункта гагаузов – Комрата,
восстав за свое национальное и
социальное избавление, провозгласило
свою Комратскую республику. Но
восстание было жестоко подавлено
властями.
События 1917-1918
гг.
отразились на жизни гагаузов Буджака стремлением к реализации
своей
автономии, но начатая в этом направлении работа в январе 1918
года была
сорвана румынской оккупацией Бесарабии. По этой же
причине, кстати, была
сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года
в Бессарабии
государственность молдавского народа.
В условиях жесточайшей
националистической
дискриминации местного населения, и, прежде всего,
гагаузов,
румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло
быть и
речи о восстановлении гагаузами своего права называться
самобытным
народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право
на
самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной
культуры.
Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда
2
августа была образована Молдавская ССР. Одним росчерком пера
сталинские
власти, без выявления на то воли гагаузов и болгар, разделили
на
две неравновеликие части их этнические территории. В результате
около
80 процентов гагаузов оказалось в составе Молдавской ССР, 20 % -
на
территории сопредельной по Буджаку Украины.
Трагические последствия
этого выразились в
том, что на многие десятилетия компактно расселенный
гагаузский
народ оказался на своей же этнической территории
рассредоточенным по
различным административным районам и фактически
затерянным в
многонациональной массе населения Буджака. Разведенный
границей двух
национальных республик, распятый по
административно-территориальным
весям, народ на своей этнической
территории оказался лишенным
возможности консолидироваться для решения
проблем своего выживания и
национального возрождения. И это в условиях
усиливающихся процессов
денационализации.
После 1985
года, как и
все народы СССР, гагаузы воспряли к очередному этапу
борьбы за свое
национальное возрождение и самосохранение.
Историческая
справка
Гагаузы –
потомки средневековых
тюркских кочевых племен (печенегов, тюрок-огузов,
половцев) и других
исчезнувших народов, волнами накатывающихся на
юго-восточную Европу
из южно-сибирских, среднеазиатских и прикаспийских
степей.
В процессе миграции, особенно после
татарско-монгольского
нашествия на Восточную Европу, предки гагаузов
откочевали через
северно-причерноморские степи в равнинные районы
Северо-восточной
Болгарии и нижнего Подунавья. Гагаузы относятся к
индоевропейской
семье народов. По языку гагаузы причисляются к
огузо-булгарской
группе юго-западного ареала распространения тюркских
языков.
Гагаузы – тюркский народ
христианского
вероисповедания, основная часть которого проживает в
северной части
центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные
пределы
Республики Молдова. По переписи 1989 года в республике Молдова
насчитывалось
152 тысячи гагаузов. Около 40 тыс. буджакских гагаузов
проживает в
сопредельных районах Одесской области Украины. Отдельные
селения
гагаузов есть в Запорожской области Украины, в
Кабардино-Балкарии,
Казахстане и в странах Европы (Болгарии,
Румынии, Греции, Турции).
История
гагаузского
народа до настоящего времени мало изучена.
Историческому гагаузоведению
достоверно известны следующие факты по
истории народа.
Гагаузы, как
самостоятельный
этнос, окончательно сложились к XIII в. в регионе
северо-восточной
Болгарии, преимущественно на территории Добруджи и
Делиормана. Это
оказалось в свое время возможным, так как в этом регионе
присутствие
тюркского элемента было вековой традицией (гунны – IV-V в.,
печенеги - IХ в., узы – Х-ХI в., половцы (куманы) – ХI-ХII в).
На территории Добруджи в
ХIII в. известно
государственное образование Узиэйлет, которое
большинство ученых
квалифицирует, как первое государство гагаузского
народа. После
того, как это государство пало под ударами османских
завоевателей,
история гагаузского этноса во весь период Средневековья
остается по
сей день неизвестной. Только в ХVIII в. в области Варны
упоминается о
существовавшей якобы гагаузской республике Вистер. Но это,
как и
другие исторические факты, связанные с историей гагаузов, требуют
дополнительных исследований.
В
конце ХVIII в. история
фиксирует гагаузов, как самобытный этнос,
упоминая о них в составе
переселенцев Буджака из Северо-Восточной
Болгарии.
В результате этих
миграционных
процессов, усилившихся очередной русско-турецкой войной
1806-1812
гг., генофонд гагаузского народа оказался разделенным на две
части:
одна часть (меньшая) осталась в Болгарии, большая же часть
обосновалась
в Бессарабии, в рамках Российской державы. Борьба гагаузов
за свою
свободу от притязаний молдавских бояр сразу же после переселения
завершилась в декабре 1819 года Указом правительствующего сената России
о предоставлении центральному Буджаку статуса иностранных колоний. Это
фактически
означало автономию для живущего здесь населения, значительную
часть
которого составили компактно расселенные гагаузы.
В середине XIX в.
гагаузы Буджака претерпели
очередное деление их окончательно сложившейся
в Южной Бессарабии
этнической территории. В результате войны 1856 года
(называемой
Крымской) Юго-Западная оконечность Буджака (южное Попрутье и
селения
нынешнего Вулканештского района, а также Болград, считавшийся
центром
бессарабских колоний) отошла к княжеству Молдова. Это повлекло
за
собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние
пределы
Запорожской области Украины. В результате последней
русско-турецкой
войны 1878 года эти территории вернулись к России в
обмен на земли
нынешней румынской Добруджи.
Гагаузы
Буджака в XIX-XX
в. разделили судьбу населения Российской империи и
не оставались
пассивными в вихре политических и социальных
потрясений, имевших место в
этой державе. В ходе революции 1905-1907
гг. население главного
населенного пункта гагаузов – Комрата,
восстав за свое национальное и
социальное избавление, провозгласило
свою Комратскую республику. Но
восстание было жестоко подавлено
властями.
События 1917-1918
гг.
отразились на жизни гагаузов Буджака стремлением к реализации
своей
автономии, но начатая в этом направлении работа в январе 1918
года была
сорвана румынской оккупацией Бесарабии. По этой же
причине, кстати, была
сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года
в Бессарабии
государственность молдавского народа.
В условиях жесточайшей
националистической
дискриминации местного населения, и, прежде всего,
гагаузов,
румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло
быть и
речи о восстановлении гагаузами своего права называться
самобытным
народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право
на
самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной
культуры.
Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда
2
августа была образована Молдавская ССР. Одним росчерком пера
сталинские
власти, без выявления на то воли гагаузов и болгар, разделили
на
две неравновеликие части их этнические территории. В результате
около
80 процентов гагаузов оказалось в составе Молдавской ССР, 20 % -
на
территории сопредельной по Буджаку Украины.
Трагические последствия
этого выразились в
том, что на многие десятилетия компактно расселенный
гагаузский
народ оказался на своей же этнической территории
рассредоточенным по
различным административным районам и фактически
затерянным в
многонациональной массе населения Буджака. Разведенный
границей двух
национальных республик, распятый по
административно-территориальным
весям, народ на своей этнической
территории оказался лишенным
возможности консолидироваться для решения
проблем своего выживания и
национального возрождения. И это в условиях
усиливающихся процессов
денационализации.
После 1985
года, как и
все народы СССР, гагаузы воспряли к очередному этапу
борьбы за свое
национальное возрождение и самосохранение.
Метки: моя родина
АНА ТАРАФЫМ
Моя РОДИНА!!!!
я не стану писать о истории,так как моя история в народе,в нашей культуре.
Только слова благодарности создателям
ИММАНУИЛ ШЕТТЛЕ
ДАНИЕЛ ШАЙБЛЕ
ХРИСТИАН ХЕФЕЛЬ
АДАМ КОЛЬБАХ
ЙОГАНН ЗАЙТЦ
ХРИСТИАН ГЕТЦ...
ДОБРОВ ЛЕОНИД ФЕДОРОВИЧ(активист гагаузского движения,бывший политзаключенный,основатель ГНУ)
ТОПАЛ СТЕПАН МИХАЙЛОВИЧ(НАШ первый ПРЕЗИДЕНТ)
МАРУНЕВИЧ МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА(ум.2004)
БУЮКЛЫ АНДРЕЙ СЕМЕНОВИЧ(ум.2001)
я не стану писать о истории,так как моя история в народе,в нашей культуре.
Только слова благодарности создателям
ИММАНУИЛ ШЕТТЛЕ
ДАНИЕЛ ШАЙБЛЕ
ХРИСТИАН ХЕФЕЛЬ
АДАМ КОЛЬБАХ
ЙОГАНН ЗАЙТЦ
ХРИСТИАН ГЕТЦ...
ДОБРОВ ЛЕОНИД ФЕДОРОВИЧ(активист гагаузского движения,бывший политзаключенный,основатель ГНУ)
ТОПАЛ СТЕПАН МИХАЙЛОВИЧ(НАШ первый ПРЕЗИДЕНТ)
МАРУНЕВИЧ МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА(ум.2004)
БУЮКЛЫ АНДРЕЙ СЕМЕНОВИЧ(ум.2001)
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу