Один из самых эффективнейших приёмов - ритмичное чтение

Для чего необходимо такое чтение?
- при нарушении звукопроизношения - помогает более легко оперировать "свежепоставленными" звуками при чтении текста, также, благодаря психологическим аспектам, автоматизация звука происходит в разы быстрее...
- при логоневрозе - координирует работу дыхания и артикуляционных мышц, благодаря психологическим аспектам, происходит снижение уровня тревожности, убираются лавинообразные панические атаки, ребёнок учится справляться самостоятельно с единичными паническими атаками, при этом приобретается опыт преодоления (опыт новый и яркий, а значит очень мощный, который остаётся "заякорённым" на всю последующую жизнь)...
- при дисграфии (нарушении письма) - является первоначальным базовым элементом, без которого невозможно создать письменную грамотность - НЕВОЗМОЖНО!!!...
- при нарушении (либо истощении) концентрации внимания - является мощным тренером не только общей концентрации внимания, но и, что самое главное, концентрации внимания речевых областей (фонетико-фонематический анализ и синтез)...
- при астматическом компоненте - те же аспекты, что и при логоневрозе...
- при ММД (минимальной мозговой дисфункции), связанной с речевыми расстройствами - помогает поднять и наработать ресурсы работы головного мозга...
- для детей с нормальным уровнем развития - улучшает качество чтения, чёткость и грамотность речи, позволяет довести чтение до автоматизма, способствует улучшению работы и координации отделов головного мозга...
Методика в следующей публикации...
Начинающийся логоневроз у школьников - как отследить?

Начинающийся логоневроз (именно как логоневроз) опознаётся крайне редко, ведь многие специалисты - логопеды, неврологи и психиатры принимают решение поставить данный диагноз только на фоне ярко выраженных симптомов...
Давайте поговорим о том, во что перетекает начинающийся логоневроз... Наверное, вы думаете, что в крайнюю форму, в заикание... А вот и нет... В большинстве своём он перетекает в другие формы неврозов...
Начинающийся логоневроз - это подарок для логопедов и психологов... Знаете почему, потому что он никуда не "спрятался" - его можно легко отследить: выявить и скорректировать поверхностные причины (логопед), а затем "по следам" поработать с внутренними (психолог)...
"Спрятавшийся" логоневроз может в последующем спровоцировать, на физиологическом уровне, сильные аллергические проявления, развитие вегето-сосудистой дистонии, астматический компонент и многое другое...
Начинаем распознавать. УВАЖАЕМЫЕ ЛОГОПЕДЫ - БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА - найдите в вашем городе специалистов по НЛП (нейролингвистическому программированию) возьмите 3-4 занятия по ПСИХОТЕХНИКЕ "подстройка к дыханию" и вы сможете опознать начинающийся логоневроз за три минуты...
Проявления начинающегося логоневроза:
Попросите ребёнка почитать, обратите внимание на:
- лёгкие спазмы в области грудной клетки - поставьте подушечки пальцев в эту область, спазмы будут легко ощутимы, возможно это будет выглядеть как "неровная" вибрация, на всякий случай ставим подушечки на ту же зону в области спины, если спазмов и вибрации не ощущается, это хорошо (просто логоневроз), а если эти проявления присутствуют в области спины - плохо, задумываемся об ОРВИ, бронхите или того хуже - астматическом компоненте...
- нарушение дыхания: читает с остановками дыхания (вообще не дышит) -вот здесь НЛП поможет, сразу услышите; "захлёбывается", искусственно затягивает выдох; "спотыкается" на вдохе - ломает его паузой, а затем опять начинает вдыхать... ВНИМАНИЕ: ПРИ ПОЛНОЙ ПОДСТРОЙКЕ К ДЫХАНИЮ У ВАС МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ ИСТЕРИКА, КОТОРУЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ БУДЕТ КРАЙНЕ СЛОЖНО, ПОДСТРОЙКУ ВЫПОЛНЯЙТЕ КУСОЧКАМИ (ИНОГДА НА ВДОХЕ, ИНОГДА НА ВЫДОХЕ - С ПЕРЕРЫВАМИ, ИНАЧЕ ВЫ ИСПУГАЕТЕ РОДИТЕЛЕЙ И РЕБЁНКА)...
- наличие кислородного голодания, даже у детей-спортсменов после пятиминутного чтения оно начинается - ребёнок почитал, заберите книгу и попросите его сделать 7-8 вдохов и выдохов через нос, затем быстро поставьте его на ноги, отодвиньте стул, пусть ребёнок поставит ноги вместе, руки вытянет вдоль туловища, глаза закроет и расслабится (обязательно), скажите ему, что вы рядом, что всё хорошо и пусть постоит - расставьте руки вокруг него, некоторые дети могут упасть... Ждём: ребёнок начинает шататься (смотрим амплитуду - круг, восьмёрка, левая или правая половина восьмёрки), чем сильнее кислородное голодание, тем больше амплитуда (если только одна половина восьмёрки - то тут ещё вылезает проблема работы полушарий, но об этом в другой раз), ребёнок ведёт себя как пьяный (глупо улыбается, начинает хохотать и т.д.) или начинает плакать, даже рыдать - СРАЗУ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО ОБЕ РЕАКЦИИ АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНЫЕ, если истерика (хохот или слёзы) сильная просим маму умыть ребёнка прохладной водой и дать ему попить, пусть выпьет воды побольше, ну а в очень крайнем случае две таблетки обыкновенного глицина под язык (только не ФОРТЕ - он для взрослых)...
- качество чтения может быть и крайне ужасным, но важнее смотреть на ритм/темп чтения, как правило, слушать это невозможно... Вариаций такого чтения множество и повторения, и паузы, и резкое ускорение, и многое другое...
- смотрим на осанку, прощупываем мышцы шеи - обычно по бокам шеи происходят зажимы, но у детей-спортсменов и детей с миотоническим синдромом мышц их может и не быть...
- при кратковременной беседе отследить логоневроз не всегда можно, а вот чтение сдаст его "с потрохами"...
Проблемы с позвоночником и сосудами - какой доктор нужен?
Давайте разберёмся чем чреваты проблемы с позвоночником и сосудами при логопедических нарушениях... 
Представьте себе такую ситуацию.... Вы очень кропотливо трудитесь над речевым нарушением, прикладываете много сил... И вот работа начинает давать результаты и на первом этапе эти результаты могут быть очень ощутимыми, но... дальше происходит странная вещь - прогресс останавливается или, ещё хуже, результаты начинают ухудшаться... Что это?.. И первая мысль, которая приходит в голову - собственная некомпетентность... Можно поставить несколько звуков ребёнку, но компенсировать нарушение посложнее без медицинского вмешательства - НЕ СОВЕТУЮ... Тем более это не в интересах самого ребёнка, ведь школьное обучение не терпит никаких отклонений от нормы... Да и в интересах родителей сделать своё чадо успешным, любознательным учеником... Рано или поздно все нарушения ДОГОНЯЮТ... Что делать?
Первое, это объяснить родителям "ЗАЧЕМ" нужно медицинское обследование (с некоторыми родителями, при тяжёлых случаях, у меня на это уходил год, а то и два)..
Второе, собираем базу информации обо всех неврологах, даже о тех, о ком случайно услышали... Отправляем родителей к хорошему, грамотному неврологу...
ДА ПРОСТЯТ МЕНЯ НЕВРОЛОГИ, НО СРЕДИ НИХ МНОГО НЕКОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ... И ЭТО СТРАШНО...
Проследите, чтобы вашего подопечного отправили на электроэнцефалограмму головного мозга (ЭЭГ), спрашивайте родителей о том, как проходило обследование, как осматривал доктор, что спрашивал у них и у ребёнка... Третье, настаиваем на проведении триплексного сканирования сосудов шеи и головного мозга... Неврологи не любят отправлять на триплекс, потому что, в отличие от ЭЭГ, он делается платно и в частной клинике, "берегут деньги родителей".... Даже "платные" неврологи не отправляют... Хотя это не такая уж дорогостоящая процедура (в г. Калининграде около 1,5 тыс руб)... Но если бы вы знали, какие вещи иногда находят благодаря ему.... Многие мамы, чьи старшие дети прошли через всё это, младшим детям БЕГУТ делать его на всякий случай...
ВНИМАНИЕ: ТРИПЛЕКС СЧИТАЕТСЯ НЕДОСТОВЕРНЫМ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ В СОСТОЯНИИ СПОКОЙНО ЛЕЖАТЬ ВО ВРЕМЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПЛАКАЛ ВО ВРЕМЯ НЕГО (КАСАЕТСЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ)!!! Некоторых детей отправлять бесполезно - вот здесь, как раз, можно поберечь время и деньги...
Четвёртое, берём триплекс и идём к вертебрологу, информацию о них мы также собираем, как и о неврологах, ЗАПОМНИТЕ - НАСТОЯЩИЙ ВЕРТЕБРОЛОГ РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИЕ ТРИПЛЕКСА (можно старый триплекс, если есть)... При необходимости он может послать дополнительно на рентгеновские снимки, но это бывает не так часто...
Что за "зверь" такой - вертебролог? Вертебролог - специалист по болезням позвоночника (с познаниями в области ортопедии, неврологии и т.д.)...
После лечения у вертебролога понадобятся занятия лечебной физкультурой (ЛФК), так как вертебролог поставит всё на свои места, но мышцы, которые были сформированы по старым параметрам позвоночника, будут "растаскивать" всё обратно... Чтобы этого не произошло - необходима ЛФК.... Редко родители возят детей на эту процедуру, тем более в клиниках она проводится раз десять, а затем родителей информируют о том, что детям дома надо продолжать упражнения.... Обычно предлагают прийти один раз, записать на камеру занятия и проводить их дома... Максимум через месяц родители сдаются и забывают о занятиях ЛФК....
ВАЖНО: ПРИ ОТСУТСТВИИ ЛФК МЫШЦЫ ВОЗВРАЩАЮТ ПОЗВОНОЧНИК К ПРЕЖНЕМУ СОСТОЯНИЮ, У КОГО-ТО РАНЬШЕ, У КОГО-ТО ПОЗЖЕ ----- НО ОНИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО СДЕЛАЮТ!!!
Из всего этого ясно, что вертебролога нужно будет посещать раз в полгода или раз в год, он сам вам скажет об этом....

Представьте себе такую ситуацию.... Вы очень кропотливо трудитесь над речевым нарушением, прикладываете много сил... И вот работа начинает давать результаты и на первом этапе эти результаты могут быть очень ощутимыми, но... дальше происходит странная вещь - прогресс останавливается или, ещё хуже, результаты начинают ухудшаться... Что это?.. И первая мысль, которая приходит в голову - собственная некомпетентность... Можно поставить несколько звуков ребёнку, но компенсировать нарушение посложнее без медицинского вмешательства - НЕ СОВЕТУЮ... Тем более это не в интересах самого ребёнка, ведь школьное обучение не терпит никаких отклонений от нормы... Да и в интересах родителей сделать своё чадо успешным, любознательным учеником... Рано или поздно все нарушения ДОГОНЯЮТ... Что делать?
Первое, это объяснить родителям "ЗАЧЕМ" нужно медицинское обследование (с некоторыми родителями, при тяжёлых случаях, у меня на это уходил год, а то и два)..
Второе, собираем базу информации обо всех неврологах, даже о тех, о ком случайно услышали... Отправляем родителей к хорошему, грамотному неврологу...
ДА ПРОСТЯТ МЕНЯ НЕВРОЛОГИ, НО СРЕДИ НИХ МНОГО НЕКОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ... И ЭТО СТРАШНО...
Проследите, чтобы вашего подопечного отправили на электроэнцефалограмму головного мозга (ЭЭГ), спрашивайте родителей о том, как проходило обследование, как осматривал доктор, что спрашивал у них и у ребёнка... Третье, настаиваем на проведении триплексного сканирования сосудов шеи и головного мозга... Неврологи не любят отправлять на триплекс, потому что, в отличие от ЭЭГ, он делается платно и в частной клинике, "берегут деньги родителей".... Даже "платные" неврологи не отправляют... Хотя это не такая уж дорогостоящая процедура (в г. Калининграде около 1,5 тыс руб)... Но если бы вы знали, какие вещи иногда находят благодаря ему.... Многие мамы, чьи старшие дети прошли через всё это, младшим детям БЕГУТ делать его на всякий случай...

ВНИМАНИЕ: ТРИПЛЕКС СЧИТАЕТСЯ НЕДОСТОВЕРНЫМ, ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ В СОСТОЯНИИ СПОКОЙНО ЛЕЖАТЬ ВО ВРЕМЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПЛАКАЛ ВО ВРЕМЯ НЕГО (КАСАЕТСЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ)!!! Некоторых детей отправлять бесполезно - вот здесь, как раз, можно поберечь время и деньги...

Четвёртое, берём триплекс и идём к вертебрологу, информацию о них мы также собираем, как и о неврологах, ЗАПОМНИТЕ - НАСТОЯЩИЙ ВЕРТЕБРОЛОГ РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИЕ ТРИПЛЕКСА (можно старый триплекс, если есть)... При необходимости он может послать дополнительно на рентгеновские снимки, но это бывает не так часто...
Что за "зверь" такой - вертебролог? Вертебролог - специалист по болезням позвоночника (с познаниями в области ортопедии, неврологии и т.д.)...
После лечения у вертебролога понадобятся занятия лечебной физкультурой (ЛФК), так как вертебролог поставит всё на свои места, но мышцы, которые были сформированы по старым параметрам позвоночника, будут "растаскивать" всё обратно... Чтобы этого не произошло - необходима ЛФК.... Редко родители возят детей на эту процедуру, тем более в клиниках она проводится раз десять, а затем родителей информируют о том, что детям дома надо продолжать упражнения.... Обычно предлагают прийти один раз, записать на камеру занятия и проводить их дома... Максимум через месяц родители сдаются и забывают о занятиях ЛФК....
ВАЖНО: ПРИ ОТСУТСТВИИ ЛФК МЫШЦЫ ВОЗВРАЩАЮТ ПОЗВОНОЧНИК К ПРЕЖНЕМУ СОСТОЯНИЮ, У КОГО-ТО РАНЬШЕ, У КОГО-ТО ПОЗЖЕ ----- НО ОНИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО СДЕЛАЮТ!!!
Из всего этого ясно, что вертебролога нужно будет посещать раз в полгода или раз в год, он сам вам скажет об этом....

Наиболее эффективная комбинация упражнений
Данная комбинация упражнений для мышц лица и артикуляционного аппарата подобрана после долгих проб на индивидуальных занятиях и в группах. Выполнять её могут дети с 2,5 лет (в данном возрасте опускаете сложные упражнения, либо упрощаете их - постепенно дети учатся выполнять их достаточно виртуозно). Занятия должны проводиться периодично - минимум 2 раза в неделю, а лучше 3. После нескольких занятий, когда ребёнок знает чего от него хотят, можно самые элементарные дать в виде домашнего задания, показав их маме. В начале уходит много сил на обучение ребёнка курсу упражнений, но не стоит жалеть на это времени, так как многие звуки сами начинают подтягиваться и без вашей помощи, а вы только оттачиваете их точность и доводите до автоматизма. Ребёнок 4,5-5 лет выполняет комплекс за 9-16 минут, но естественно не сразу. Если упражнения выполняются добросовестно, то через месяц окружающие замечают ощутимые перемены в речи. ПРИ ПЕРЕМЕНЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ ЭФФЕКТ УХОДИТ - УЖЕ ПРОВЕРЕНО. Для специфических нарушений можно добавлять ещё упражнения, но данный комплекс обязателен. Обратите внимание в какой последовательности поочерёдно разрабатываются мышцы.
БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
(как можно чаще облизываем губы, чтобы они не треснули)
1. "Улыбочка" - сильно улыбаемся, уголки губ вверх (ОБЯЗАТЕЛЬНО),
улыбнулись-отпустили-улыбнулись-отпустили и т.д...
2. "Часики" - язык высунули, дотянулись до одной щеки, затем до другой и опять..,
губ касаться нельзя
3. "Носик" - сильно подняли вверх и отпустили, затем опять и т.д...,
должны появиться складочки над крыльями носа (ОБЯЗАТЕЛЬНО)
4. "Качели" - простой уровень - язык высунули, дотянулись до кожи над верхней губой, затем до кожи под нижней губой (ВАЖНО: до верхней зоны многие не достают, но до нижней надо достать обязательно, ПРОКОНТРОЛИРУЙТЕ), вверх-вниз-вверх-вниз и т.д... Сложный уровень - вниз как обычно, а вверх язык двигается "чашечкой" (проблемы здесь возникают при узком языке, тогда можно несколько раз сделать "катушечку" и потихоньку, медленно язык будет принимать нужную форму)...
5. "Бровки-удивляемся" - высоко поднимаем брови вверх - отпускаем - поднимаем и т.д...
смотрите, чтобы мышцы над переносицей были расслаблены --- иначе делать упражнение нельзя...
6. "Бровки-злые" - сводим брови вместе - отпускаем - сводим и т.д...
если после того, как брови отпустили, мышцы не расслабляются --- упражнение делать нельзя
Если мышцы не расслабляются, тогда обратите внимание на боковые зоны шеи ребёнка, скорее всего вы найдёте там сильные зажимы, а значит проблемы с шейными позвонками, тогда замените это упражнение массажем лобных мышц, родителям нужно порекомендовать медицинское обследование ребёнка (на эту тему статья появится в ближайшем будущем)
7. "Бровки" - чередуем "злые"/"удивляемся" - чередуем два предыдущих упражнения
8. "Нижняя губа" - оттягиваем уголки губ вниз, губы раскрыты - оттянули-отпустили-оттянули т.д.
это упражнение нельзя делать долго, 5-6 раз вполне достаточно, получается оно, как правило, не сразу...
ВАЖНО: обратите внимание на боковые зоны шеи, при достаточной нагрузке там должны появиться два продольных бугорка, сравните их - в норме они должны быть более-менее одинаковыми. ПРИ ЭТОМ УПРАЖНЕНИИ НЕЛЬЗЯ ВЕРТЕТЬ ГОЛОВОЙ, РЕБЁНОК СИДИТ РОВНО И СПОКОЙНО - ПРОКОНТРОЛИРУЙТЕ...
9. "Змейка вниз" - вытаскиваем язык, дотрагиваемся до кожи под нижней губой - прячем язык в рот - вытаскиваем и т.д...
10. "Змейка вверх" - простой уровень - вытаскиваем язык, дотрагиваемся до кожи над верхней губой - прячем язык в рот и т.д... сложный уровень - делаем язык чашечкой, тянемся в нужную зону, сколько можем - прячем и т.д...
11. "Дворники по губе" - простой уровень - вытаскиваем язык, с открытым ртом (!) облизываем верхнюю губу влево - вправо -влево и т.д... сложный уровень - делаем тоже самое чашечкой...
Внимание: это упражнение сложное (чашечкой), не торопитесь, для детей с ярко выраженной дизартрией это упражнение одно из ключевых...
12. "Дворники по зубам" - делаем тоже самое, только по верхним зубам, уровни сложности те же,
это упражнение тоже ключевое... Внимание: максимально ведём язык до самых дальних зубов, дети здесь очень сильно хитрят, поэтому "Улыбка" и рот приоткрыт, (!) уголки губ вверх, иначе упражнение будет малоэффективно...
13. "Блинчик" - распластанный язык лежит на нижней губе, не высовываясь дальше..
14. "Катушечка" - заворачиваем язык вверх, закусываем зубами, чтобы было немного больно, подержали - отпустили, делаем несколько раз...
15. "Трубочка" ("Хоботок") - сворачиваем язык продольной трубочкой, при помощи верхней губы... свернули-отпустили-свернули и т.д... не у всех детей получается, многие не могут понять принцип упражнения, поэтому потихоньку тренируемся...
16. Чередуем "Катушечка"/"Трубочка" - чередуем предыдущие упражнения...
17. "Горочка" - рот открыт, заводим язык на нижние зубы, а лучше за нижние зубы (во внутрь), язык прижат к зубам в любом варианте, нижняя челюсть неподвижна (!), прокатываем язык вперёд-назад-вперёд и т.д...
18. "Чистим нижние зубки" - рот открыт, заводим язык за нижние зубы (во внутрь) и начинаем водить до крайних зубов влево-вправо-влево и т.д... Внимание: дети хитрят, если кончик языка чуть белеет, значит ребёнок с правильным нажимом делает упражнение, если нет, то оно бесполезно...
Есть хорошее упражнение на тот случай, если язык в тонусе - его можно включить в базу при необходимости:
Делаем "Горочку", вытаскиваем её вперёд и закусываем зубами, чтобы стало чуть-чуть больно и держим, необходимо повторить несколько раз.
БАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
(как можно чаще облизываем губы, чтобы они не треснули)
1. "Улыбочка" - сильно улыбаемся, уголки губ вверх (ОБЯЗАТЕЛЬНО),
улыбнулись-отпустили-улыбнулись-отпустили и т.д...
2. "Часики" - язык высунули, дотянулись до одной щеки, затем до другой и опять..,
губ касаться нельзя
3. "Носик" - сильно подняли вверх и отпустили, затем опять и т.д...,
должны появиться складочки над крыльями носа (ОБЯЗАТЕЛЬНО)
4. "Качели" - простой уровень - язык высунули, дотянулись до кожи над верхней губой, затем до кожи под нижней губой (ВАЖНО: до верхней зоны многие не достают, но до нижней надо достать обязательно, ПРОКОНТРОЛИРУЙТЕ), вверх-вниз-вверх-вниз и т.д... Сложный уровень - вниз как обычно, а вверх язык двигается "чашечкой" (проблемы здесь возникают при узком языке, тогда можно несколько раз сделать "катушечку" и потихоньку, медленно язык будет принимать нужную форму)...
5. "Бровки-удивляемся" - высоко поднимаем брови вверх - отпускаем - поднимаем и т.д...
смотрите, чтобы мышцы над переносицей были расслаблены --- иначе делать упражнение нельзя...
6. "Бровки-злые" - сводим брови вместе - отпускаем - сводим и т.д...
если после того, как брови отпустили, мышцы не расслабляются --- упражнение делать нельзя
Если мышцы не расслабляются, тогда обратите внимание на боковые зоны шеи ребёнка, скорее всего вы найдёте там сильные зажимы, а значит проблемы с шейными позвонками, тогда замените это упражнение массажем лобных мышц, родителям нужно порекомендовать медицинское обследование ребёнка (на эту тему статья появится в ближайшем будущем)
7. "Бровки" - чередуем "злые"/"удивляемся" - чередуем два предыдущих упражнения
8. "Нижняя губа" - оттягиваем уголки губ вниз, губы раскрыты - оттянули-отпустили-оттянули т.д.
это упражнение нельзя делать долго, 5-6 раз вполне достаточно, получается оно, как правило, не сразу...
ВАЖНО: обратите внимание на боковые зоны шеи, при достаточной нагрузке там должны появиться два продольных бугорка, сравните их - в норме они должны быть более-менее одинаковыми. ПРИ ЭТОМ УПРАЖНЕНИИ НЕЛЬЗЯ ВЕРТЕТЬ ГОЛОВОЙ, РЕБЁНОК СИДИТ РОВНО И СПОКОЙНО - ПРОКОНТРОЛИРУЙТЕ...
9. "Змейка вниз" - вытаскиваем язык, дотрагиваемся до кожи под нижней губой - прячем язык в рот - вытаскиваем и т.д...
10. "Змейка вверх" - простой уровень - вытаскиваем язык, дотрагиваемся до кожи над верхней губой - прячем язык в рот и т.д... сложный уровень - делаем язык чашечкой, тянемся в нужную зону, сколько можем - прячем и т.д...
11. "Дворники по губе" - простой уровень - вытаскиваем язык, с открытым ртом (!) облизываем верхнюю губу влево - вправо -влево и т.д... сложный уровень - делаем тоже самое чашечкой...
Внимание: это упражнение сложное (чашечкой), не торопитесь, для детей с ярко выраженной дизартрией это упражнение одно из ключевых...
12. "Дворники по зубам" - делаем тоже самое, только по верхним зубам, уровни сложности те же,
это упражнение тоже ключевое... Внимание: максимально ведём язык до самых дальних зубов, дети здесь очень сильно хитрят, поэтому "Улыбка" и рот приоткрыт, (!) уголки губ вверх, иначе упражнение будет малоэффективно...
13. "Блинчик" - распластанный язык лежит на нижней губе, не высовываясь дальше..
14. "Катушечка" - заворачиваем язык вверх, закусываем зубами, чтобы было немного больно, подержали - отпустили, делаем несколько раз...
15. "Трубочка" ("Хоботок") - сворачиваем язык продольной трубочкой, при помощи верхней губы... свернули-отпустили-свернули и т.д... не у всех детей получается, многие не могут понять принцип упражнения, поэтому потихоньку тренируемся...
16. Чередуем "Катушечка"/"Трубочка" - чередуем предыдущие упражнения...
17. "Горочка" - рот открыт, заводим язык на нижние зубы, а лучше за нижние зубы (во внутрь), язык прижат к зубам в любом варианте, нижняя челюсть неподвижна (!), прокатываем язык вперёд-назад-вперёд и т.д...
18. "Чистим нижние зубки" - рот открыт, заводим язык за нижние зубы (во внутрь) и начинаем водить до крайних зубов влево-вправо-влево и т.д... Внимание: дети хитрят, если кончик языка чуть белеет, значит ребёнок с правильным нажимом делает упражнение, если нет, то оно бесполезно...
Есть хорошее упражнение на тот случай, если язык в тонусе - его можно включить в базу при необходимости:
Делаем "Горочку", вытаскиваем её вперёд и закусываем зубами, чтобы стало чуть-чуть больно и держим, необходимо повторить несколько раз.
Как по мышечному корсету лица узнать о проблемах позвоночника
Мышечный корсет лица ребёнка может очень многое рассказать при первом осмотре. Малое количество логопедов работает полностью со всем корсетом лица, на самом деле это допустимо только в том случае, если ребёнку нужно подтянуть пару звуков и при отсутствии ярко выраженной дизартрии, в других случаях все мышцы лица и артикуляционного аппарата должны быть задействованы. Проводим простые первичные пробы работы мышц лица: 1. Улыбка (гипертрофировано сильно 5-6 раз); 2. Поднимаем нос (гипертрофировано сильно 10-12 раз); 3. Поднимаем брови "Удивляемся" (гипертрофировано сильно 10-12 раз).
Смотрим на результат (бывают случаи, когда ребёнок не понял задания, либо испугался - можете повторить пробы позже):
Вариант 1: при поднятии носа складка образуется между глаз - параллельно губам, складки над крыльями носа не образуются - в 95%-тах это проблемы с шейными позвонками, при серьёзных случаях - с грудными позвонками;
Вариант 2: при понятии носа складки над крыльями носа образуются с ярко выраженной асимметрией (с одной стороны есть, с другой нет, либо намного короче) - в 90%-тах смещение шейных позвонков и проблема с кровоснабжением головного мозга, вплоть до гипоксии;
Вариант 3: при поднятии бровей ничего не получается (если ребёнок неговорящий - возможна атрофия мышц, в этом случае в течении месяца делаем это упражнение каждый день и смотрим поднялись ли брови, если нет...) в 80%-тах проблема с шейными позвонками, а в 20%-тах случаев - с интеллектом. Если складки на коже лба появляются равномерно от бровей до линии роста волос и при внимательном рассмотрении мышцы верхней части лба напрягаются при попытке поднять брови, то скорее всего дело в позвоночнике. Но если складки образуются только от бровей до середины лба, тогда ищем ММД (минимальную мозговую дисфункцию) или ещё хуже..
Важное дополнение: есть дети с генетическими нарушениями в развитии, в том числе связанные с мышцами (миопатия), при лёгкой форме течения родители могут не знать об этом, либо списывают симптомы на другие диагнозы. К тому же, чтобы пройти обследование нужно пройти множество врачей и часто эти врачи находятся в других городах. Так что многие родители предпочитают не думать о плохом...
Смотрим на результат (бывают случаи, когда ребёнок не понял задания, либо испугался - можете повторить пробы позже):
Вариант 1: при поднятии носа складка образуется между глаз - параллельно губам, складки над крыльями носа не образуются - в 95%-тах это проблемы с шейными позвонками, при серьёзных случаях - с грудными позвонками;
Вариант 2: при понятии носа складки над крыльями носа образуются с ярко выраженной асимметрией (с одной стороны есть, с другой нет, либо намного короче) - в 90%-тах смещение шейных позвонков и проблема с кровоснабжением головного мозга, вплоть до гипоксии;
Вариант 3: при поднятии бровей ничего не получается (если ребёнок неговорящий - возможна атрофия мышц, в этом случае в течении месяца делаем это упражнение каждый день и смотрим поднялись ли брови, если нет...) в 80%-тах проблема с шейными позвонками, а в 20%-тах случаев - с интеллектом. Если складки на коже лба появляются равномерно от бровей до линии роста волос и при внимательном рассмотрении мышцы верхней части лба напрягаются при попытке поднять брови, то скорее всего дело в позвоночнике. Но если складки образуются только от бровей до середины лба, тогда ищем ММД (минимальную мозговую дисфункцию) или ещё хуже..

Важное дополнение: есть дети с генетическими нарушениями в развитии, в том числе связанные с мышцами (миопатия), при лёгкой форме течения родители могут не знать об этом, либо списывают симптомы на другие диагнозы. К тому же, чтобы пройти обследование нужно пройти множество врачей и часто эти врачи находятся в других городах. Так что многие родители предпочитают не думать о плохом...
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу