К истории "диалектической логики" в России
Метки: диалектическая логика
Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.
|
|
Михаил Грачев
01-04-2013 10:08 (ссылка)
Михаил Грачев
02-04-2013 14:10 (ссылка)
Нет, не в прикладном, а важна субъектность элементарной диалектической логики именно в фундаментальном теоретическом аспекте по отношению к принципиальной бессубъектности традиционной формальной логики (ТФЛ).
Обе логики: ТФЛ и ЭДЛ, - это две самостоятельные теоретические модели правильного рассуждения, прототипом которого является эмпирическое естественное рассуждение людей. Последнее (фактическое рассуждение) в общем случае может быть как правильным, так и неправильным (рациональным и иррациональным, схематичным или ассоциативным, формальным или диалектическим).
Можно долго препираться по поводу эмпирических рассуждений - проще, сразу перейти к теоретической части.
Что имеем? В ТФЛ - основные формы мысли: понятия, суждения, умозаключения. Это раз.
Бессубъектность традиционной формальной логики - это два. Подчеркиваю; "традиционной", - поскольку в неклассической формальной логике субъект высказывания (веры, знания, речи) уже учитывается.
Суждение - это исходная в ТФЛ позиция, из которой развёртывается вся структура (теоретическое строение) формальной логики.
Из суждения в теоретическом плане развертывается и структура элементарной диалектической логики. В точке "суждение" структуры ТФЛ и ЭДЛ ветвятся:
Структура высказывания в традиционной формальной логике (ТФЛ):
Структура высказывания в элементарной диалектической логике (ЭДЛ):
где
А - высказывание;
S(прописное) - субъект высказывания (тот, от лица которого высказано мнение);
s(строчное) - логический субъект;
p - предикат.
Добавление субъекта рассуждений в качестве теоретического структурного элемента влечёт радикальные последствия для "противоречия высказывания" в описании его функционирования в логической системе. Возникает возможность проследить роль противоречия как в отдельно взятых локальных логических системах
так и действие противоречия в объединенной логической системе
Именно в системе S возникает новое качество: диалектическое движение мысли.
--
Re: К истории "диалектической логики" в России
31.03.2013 17:18 Re[6]: Недоразумения в отношении диалектической логики (ссылка)
Михаил П. Грачёв:
Важное замечание. Спасибо. Оно так и есть, но не в формальной логике, а в элементарной диалектической логике (ЭДЛ). Поскольку вносите некоторую содержательность в характеристику суждения, а именно, добавляете в структуру высказывания субъектность (мнение).
Валерий Мир:
Наверное, субъектность высказываний также важна, Вы правы. Но уже в прикладных логических дисциплинах, неважно, как они называются. Однако всё это лишь дополняет, но никак не опровергает формально-логических правил и законов, согласитесь
Нет, не в прикладном, а важна субъектность элементарной диалектической логики именно в фундаментальном теоретическом аспекте по отношению к принципиальной бессубъектности традиционной формальной логики (ТФЛ).
Обе логики: ТФЛ и ЭДЛ, - это две самостоятельные теоретические модели правильного рассуждения, прототипом которого является эмпирическое естественное рассуждение людей. Последнее (фактическое рассуждение) в общем случае может быть как правильным, так и неправильным (рациональным и иррациональным, схематичным или ассоциативным, формальным или диалектическим).
Можно долго препираться по поводу эмпирических рассуждений - проще, сразу перейти к теоретической части.
Что имеем? В ТФЛ - основные формы мысли: понятия, суждения, умозаключения. Это раз.
Бессубъектность традиционной формальной логики - это два. Подчеркиваю; "традиционной", - поскольку в неклассической формальной логике субъект высказывания (веры, знания, речи) уже учитывается.
Суждение - это исходная в ТФЛ позиция, из которой развёртывается вся структура (теоретическое строение) формальной логики.
Из суждения в теоретическом плане развертывается и структура элементарной диалектической логики. В точке "суждение" структуры ТФЛ и ЭДЛ ветвятся:
Структура высказывания в традиционной формальной логике (ТФЛ):
А: (s - p) (1)
Структура высказывания в элементарной диалектической логике (ЭДЛ):
А: S(s - p), (2)
где
А - высказывание;
S(прописное) - субъект высказывания (тот, от лица которого высказано мнение);
s(строчное) - логический субъект;
p - предикат.
Добавление субъекта рассуждений в качестве теоретического структурного элемента влечёт радикальные последствия для "противоречия высказывания" в описании его функционирования в логической системе. Возникает возможность проследить роль противоречия как в отдельно взятых локальных логических системах
S1 и S2,
так и действие противоречия в объединенной логической системе
S = S1 + S2.
Именно в системе S возникает новое качество: диалектическое движение мысли.
--
Комментарии запрещены
Прошло более 110-ти лет с момента написания Житловским работы "Материализм и диалектическая логика", а его доводы против диалектики, понимаемой как логики, остаются в силе. Что свидетельствует о значимости аргументов Житловского и желательного рассмотрения их по существу
:К сожалению, простое соображение, что при всей значимости противоречия, противоречить себе в рассуждениях не вправе никто из совместно рассуждающих, воспринимается как отказ диалектика последовательно излагать свою теорию. Воспроизведу здесь реплику, которая прошла незамеченной в ходе дискуссии на тему: "Недоразумения в отношении диалектической логики":
Отсюда видно, что имеет смысл различить противоречия в суждениях отдельного собеседника и противоречиями в высказываниях самостоятельных участников какой-либо научной дискуссии, политических или парламентских дебатов. И это не частное, а фундаментальное различие, которое обусловлено принципиальным характером внеличностной формальной логики и субъектностью элементарной диалектической логики.
Формальная логика принципиально бессубъектна. Апелляция к абстрактным внеличностным законам формальной логики правомерна, поскольку это правила внеличностного социума. Тем не менее, в обыденной жизни действуют конкретные лица. У них могут быть свои интересы, втупающие в противоречие с интересами и желаниями других людей (научными, политическими, коммерческими, бытовыми). Противоречие опредмечивается в речи, языке и оно - противоречие - в этом случае реально.
Возвращаясь к логике, эмпирическое противоречие в речи людей и мышлении отображается теоретико-логическим противоречием элементарной диалектической логики, которая принципиально субъектна.
--
Михаил П. Грачёв.