Написать комментарий | |
Арислава х'Арийская
14-04-2010 10:00 (ссылка)
01-05-2010 17:48 (ссылка)
Re: Александр Михайлович Кошурников – легендарная личность
Никаких предварительных вложений и никакого мошенничества. Никаких
продаж и серфинга по сайтам. Заработок минимум $75 и выше (до $2500). Вакансии
на частичную/полную занятость (работа на дому по обработке электронной
корреспонденции). Бесплатное предварительное обучение. Для получения
дополнительной информации обращайтесь по адресу: nikawork@mail.ru . В теме письма обязательно напишите "РАБОТА"!
продаж и серфинга по сайтам. Заработок минимум $75 и выше (до $2500). Вакансии
на частичную/полную занятость (работа на дому по обработке электронной
корреспонденции). Бесплатное предварительное обучение. Для получения
дополнительной информации обращайтесь по адресу: nikawork@mail.ru . В теме письма обязательно напишите "РАБОТА"!
Написать комментарий | ||
Изумительно красивое место этот порог! Вчера мы видели только его начало. Дальше, через небольшой промежуток, всего метров 600–700, река снова входит в узкие щели и течет почти на протяжении целого километра по извилистому узкому коридору. Ширина коридора местами достигает вряд ли более 10 метров.
Очень интересно здесь во время паводка, когда вода заполняет этот коридор до самого верха, а он в некоторых местах достигает глубины 20 и более метров. В таком высоком подъеме воды я убедился по наносам, которые лежат на верху скал, ограждающих коридор.
По левому берегу есть разрубленная дорога, которой пользовались для перетаскивания лодок волоком, в обход порога. Сюда заходили минусинские охотники–соболятники лет 20 назад. Сейчас тропой никто не пользуется, и она местами завалена и заросла. Тянется эта дорога только в пределах самого порога, а дальше нет, и вот здесь с вещами идти очень плохо. В конце порога с левого берега вплотную к реке спускается скала – единственное препятствие для трассирования линии левым берегом. Здесь на протяжении метров 70 нужно или рубить полку, или идти в тоннель той же длины, или выше в пазухе класть линию на подпорную стенку длиной тоже 70 м при высоте 8 м. В этом отношении правый берег здесь лучше.
В пределах порога на всем протяжении имеется терраса, по которой можно легко уложить трассу.
В полной гармонии с красотой природы и геологическое строение образующих порог скал. Я здесь собрал очень интересные образцы горных пород. Имеются граниты, серые крупно– и мелкозернистые, исключительно красивые розовые граниты и гранит–порфиры, зеленые серпентины и змеевики.
Ночуем ниже порога Щеки. За целый день только и сделали, что перетащили свои манатки на 3 км.
С плотом пришлось проститься. Как будто получается то, чего я больше всего боялся. В пороге в двух узких тихих коридорах река стала. Забило шугой, и вряд ли до весны растает. Если так будет дальше, то перспектива у нас не особенно завидная..."
"22 октября. Четверг.
Неудачный день. Утром с Алешей пошли смотреть реку. Оказалось, что выше Мастки река замерзла на протяжении свыше 200 м. Мастку перейти не могли. Речка большая, вся зашугована, перейти можно только по пояс в воде, на что мы, разумеется, не рискнули. Нужно делать мост, но у нас с собой не было топора, да и поблизости нет подходящего дерева, чтобы перебросить сразу с берега на берег.
Решили перейти на правый берег и там делать плот, что чуть не стоило жизни Журавлеву, который провалился под лед и едва выцарапался на берег. Главное, плохо то, что был он один, и если бы не вылез сам, то мы со Стофато хватились бы его не раньше, чем часа через два. Однако все обошлось благополучно, если не считать того, что он подмочил пленку и, вероятно, пропала пленка со съемкой порога Щеки.
На правом берегу опять неудача. Нет сухостойной пихты. Придется плот делать кедровый, а он гораздо хуже пихтового.
Ходил вниз по реке ниже Малой Мастки. В одном месте река почти насквозь промерзла, остался узенький проливчик. Если будет мерзнуть таким темпом дальше, то не может быть и речи о дальнейшем путешествии на плоту. Делаю последнюю попытку с плотом".
"23 октября. Пятница.
Весь день делали плот. Леса под руками нет, приходится рубить далеко от берега и на себе таскать бревна, а кедровые бревна очень тяжелые. Не знаю, как будет плот держаться на воде. Если будет сидеть глубоко, вероятно, придется сделать новый там, где есть пихта.
Погода сегодня исключительно хорошая. Тепло, как летом. Работали в одних рубашках. Лед на реке немного подтаивает. Шуги утром не было. Если такая погода простоит дней 5–6, то поспеем проплыть на плотах, если же опять заморозит, то плоты придется оставить и идти пешком.
Всего по Казыру на сегодняшний день пройдено 100 км, из которых 64 на плоту и 36 на оленях. Эти расстояния, конечно, по трассе. В натуре нужно считать с коэффициентом 1,5. Очень короткий день. Всего светлого времени 10 часов, а за это время много не сделаешь.
Сегодня вечером починка одежды. У всех что–нибудь да надо починить – у кого обувь, у кого одежду. Рвется очень сильно да вдобавок у костра горит ночью. Почти каждую ночь погорельцы. В частности, вчера ночью прогорели у Алеши ватные брюки, а у меня стеганка. Чувствуется общее утомление у ребят, да и у меня тоже. Правда, никто об этом не говорит, однако заметно. Я тоже что–то начал сдавать, нет уже той неутомимой энергии, которая была раньше. Очевидно, сказываются годы".
"24 октября. Суббота.
Ночевка на правом берегу Казыра, на устье ручья, что впадает в Казыр на 1918–м пикете. Опять не повезло сегодня. Отплыли хорошо. Хорошо, даже очень хорошо прошли порог ниже устья Малой Мастки. Благополучно прошли еще 4 шиверы, и на повороте реки нас постигла неудача.
Река замерзла на протяжении около 200 м. Сначала думали бросить плот, но потом осмотрел место, посмотрел лед и решил прорубаться. Прошли сквозь лед метров 150–170. Выручили два теплых дня – вчера и сегодня. Лед подтаял и довольно легко долбился. Очень хотелось сегодня пройти Китатский порог, но ничего не поделаешь, против природы не попрешь. Сейчас идет дождь – это хорошо. Поднимется температура воды, и растают перехваты, которые, вероятно, ожидают нас еще впереди. Плохо только то, что вместе с этим растает и наше мясо, которое за последнее время так хорошо замерзло.
Ниже впадения Малой Мастки опять пошла живая тайга по обоим берегам. Ехать приятнее. Уж очень безотрадное впечатление производит этот погибший лес.
Против впадения Большой Мастки на правом берегу взял образцы гранит–порфира и жилы, которая прорезает его.
Ребятки намаялись на льду и спят. Я готовлю ужин. Завтра при благоприятных условиях пройдем километров 20".
"25 октября. Воскресенье.
Опять неудача. Ночуем ниже Китатского порога, примерно на пикете 1895. До порога дошли очень скоро и благополучно. Примерно в 800 м выше порога имеется крутой слив, однако к нему хороший заход и посредине только два камня, которых легко избежать. Этот слив прошли хорошо, хотя вал довольно значительный, на плот плещет почти по колено.
Кроме этого слива, от пикета 1918 до Китатского порога имеются еще три переката, которые легко проходимы.
Выше порога пристали к берегу, и я пошел посмотреть порог. Посредине реки скалистый остров, основное русло идет слева, где и находится, собственно, Китатский порог, а справа небольшая протока, загроможденная камнями. В большую воду протокой можно спустить плот, а при теперешнем уровне это почти немыслимо. Кроме того, ниже порога река замерзла шугой, так что пройти с плотом совершенно невозможно. Сам порог непроходим при любой воде.
Вещи пронесли по правому берегу и на правом же берегу в рекордно короткий срок – за 5 часов – срубили новый пихтовый плот. На утро работы осталось максимум на 1–1,5 часа, и поплывем дальше.
На берегу около порога выступают скалы серого мелкозернистого гранита. Обращает на себя внимание его монолитность. Имеются массивы, совершенно не расчлененные трещинами, объемом в несколько сот кубометров.
В 50 м ниже нашей ночевки, в гранитной скале, у ее подошвы, есть пещера глубиной 5 м, шириной 2,5 м, при высоте около 1,5 м. В пещере остатки костра, очевидно, кто–то в ней ночевал. Интересно, ниже пещеры метрах в 10–15 (по течению реки) из–под скалы бьет родник. Кругом много пней срубленных деревьев. В пределах самого порога, на протяжении метров 400–500, гарь по обоим берегам реки. Ниже порога живая тайга.
Как по тому, так и по другому берегу легко можно Трассировать линию при небольшом количестве скальных работ на разработке отдельных выдающихся скал. В том и другом случае трасса ляжет по надпойменной террасе. Есть камень, песок, лес.
Завтра дальше в путь. Мало продуктов. Сегодня доели хлеб, сухарей осталось дня на четыре, табаку на два дня. Имеем килограммов 30 мяса и соль. С этим еще можно жить. До жилья остается 90 км, если раньше не встретим рыбаков артемовского Золотопродснаба. Нужно торопиться. Если река со своими ледяными перехватами не подведет, то все кончится вполне благополучно, в противном случае придется немного поголодать, вернее, посидеть без хлеба. Неприятно, что опаздываю. Вероятно, обо мне уже по–настоящему беспокоятся".
"...Уже пять дней лишних в тайге. Наверное, друзья в Новосибирске шум подняли – я всегда был точен в своих расчетах. Но кто же мог знать, что эта река такая работная? Кто же предполагал, что зима нас застанет здесь? Рацию вот не дали нам с собой, а то бы все упростилось. Хотя какая тут рация! Мы бы давно ее угробили на плоту. А как теперь? Если река встала выше заставы, то рыбаки уже не пройдут сюда и пограничный катер не пробьется. А охотники будут ждать крепкого снега – без лыж сюда не суйся. Самое противное время в году. Только самолет, конечно. Друзья могут учудить – нанять "кукурузника". Но это будет слишком дорого, и я всыплю им за расходование денег экспедиции, когда отсюда выйду. Ведь все равно нас будет трудно найти – пикета своего я же не могу им сообщить. Впрочем, пролетит один раз – костер будем палить. Хотя бы хлеба буханок пять сбросили да сапоги..."
"26 октября. Понедельник.
Изменили способ передвижения, бросили плот и пошли пешком. Утром доделали плот, спустили его на воду. Отплыли в 13 часов. Прошли две шиверы, и после второй река оказалась опять замерзшей на протяжении примерно 300 м при толстом льде. Сходил посмотреть, вернулся и решил дальше не плыть. Если делать новый плот, то это займет целый день, и нет гарантии, что через 2–3 км его снова не придется оставить. Пересортировали свое имущество, взяли на человека килограммов по 15 груза, а остальной сложили в три мешка и подвесили на видном месте над рекой – на утесе, на корне выворота.
Рассчитываю зимой послать охотника с нартами и имущество привезти. Остались наши личные вещи, собранные образцы камней, мяса килограммов 20, соль, охотничьи принадлежности, острога, веревка и пр. и пр. Взяли с собой одну заднюю ногу оленя, килограммов 15, оставшиеся сухари 4–4,5 килограмма, соли килограмма 3 – вот и все наше продовольствие.
Надеюсь через 5–6 дней дойти до погранзаставы, а оттуда уж доберемся домой. Из одежды взял каждый по полушубку и плащу. Телогрейки оставили. Я иду в сапогах. Журавлеву дал свои валенки. Кроме того, у него есть ботинки, которые требуют ремонта. Стофато идет в валенках, сапоги у него совершенно развалились, валенки требуют ремонта – протерты пятки.
На первых же шагах досталось идти по очень трудному месту – гарь по скалам. Продвигаться исключительно тяжело, особенно с грузом. Пошли левым берегом, почти наугад, так как судить о преимуществах и недостатках по нашей карте нельзя. Руководствовался тем, что Базыбай нужно обходить по левому берегу, с левого берега меньше притоков и как будто короче путь. Возможно, если будут благоприятные условия, ниже Базыбая поплывем снова. Для этого взяли с собой пилу и топор.
Погода исправилась. Вчера всю ночь шел снег, днем было переменно, а сейчас прояснилось, очень холодно, и светит луна".
"27 октября. Вторник.
Осматривал первую надпойменную террасу левого берега. Она местами достигает ширины более одного километра. Под тонким замшелым дерновым слоем залегают легкие суглинки, безусловно пригодные для распашки и засева любыми культурами. Лес по–прежнему частью погиб, частью стоит зеленый. Больше пошло лиственных. Из хвойных – пихта, ель, кедр. Лиственница с Петровского порога исчезла совершенно.
Дошли до пикета 1762. Утром перешли речку Воскресенку. Речка маленькая. Положили одну тонкую пихту и по ней перешли. С правого берега встретили Верхний Китат и на правом его берегу при устье избушку.
Верхний Китат в противоположность остальным притокам впадает в Казыр в одном уровне. Подобно Верхнему Китату, имеем еще притоки: Малую Кишту, Верхнюю Кишту, Прямой Казыр, Левый Казыр и Прорву. Все эти притоки первого порядка, жизнь которых идет параллельно реке Казыру".
...Но мостов потребуется меньше, думал Кошурников, только через левобережные притоки. Мелкие речушки надо будет в трубы взять. Лишь бы каменные наносы не забивали отверстий. Хотя с Тазарамы речки быстрые, в Казыр потащат галечник...
"Левый берег для трассирования лучше правого".
...Весной тут с техническими изысканиями пойдут. Записка моя поэтому будет представлять особый интерес. Люди тоже пойдут на плотах да пешком. Правда, в тайге тогда зверья полно будет, ягод. Но Казыр их тоже покрутит, крепкие тут есть орешки...
"...Бачуринская шивера – легкий порог, проходимый в любую воду на плотах и на лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив без камней".
...Геология этих мест, конечно, очень интересна. Молодые горы, сильные. Жалко все–таки, что нет с нами геолога. Но Громов как будто надежный человек – пришлет что надо...
"От речки Воскресенки до Верхнего Китата выходят обнажения коренных пород – граниты, гнейсо–граниты, серпентины, порфириты и базальты. Осадочных нет".
"28 октября. Среда.
Левый берег Казыра, пикет 1666. Исключительно тяжелый в смысле ходьбы день. С 6 часов утра пошел снег и шел хлопьями весь день и сейчас идет (23 часа). Навалило сантиметров 15, а главное – все это повисло на деревьях и падает при малейшем прикосновении. В результате к вечеру все были мокрые до нитки. Журавлев шел без плаща и промок насквозь. Меня несколько спас плащ. За день прошли всего 10 км по трассе. В натуре это километров 12–15.
Завтра пройдем Базыбай, а там, если река не имеет тенденции замерзнуть, сделаем плот и поплывем. У меня сегодня за день пропали сапоги. Или я их сжег во время сушки, или на подошвах была гнилая кожа, но в результате подошвы на обоих сапогах пропали.
Утром перешли речку Бачуринку по льду на устье, днем прошли мимо реки Соболинки, впадающей с правого берега. Около устья Соболинки на правом берегу зимовье. Соболинка впадает в Казыр на одном уровне.
По левому берегу все время тянется широкая терраса. От пикета 1660 до пикета 1690 горизонтали изображены неверно, здесь ровная терраса шириной 1–1,5 км, а на карте указан довольно крутой подъем от реки. При трассировании не следует идти берегом, а излучину Казыра нужно срезать, что даст сокращение длины километра на 2,5 при минимальных работах.
Продовольствия осталось мало, хлеба на два дня при экономном расходовании. Табаку на один день. Полагаемся на мясо".
"29 октября. Четверг.
Пикет 1585. Порог Базыбай. Дом рыбака. За день пройдено по трассе 8 км, что составляет километров 12 в натуре. Порог проходили уже в потемках, так что видел его плохо. Обратило на себя внимание, что вся река здесь собирается в сливе шириной не более 7–10 м. Шуму много. Собственно, порог состоит из одного главного слива, совершенно непроходимого ни на плотах, ни на лодках. Выше этого слива имеются несколько шивер и перекатов, которые при малой воде легко проходимы.
Перешли реку Сиетку. Речка маленькая, и в самое половодье, вероятно, ее можно перейти бродом. Начиная со Спиридоновской шиверы по левому берегу большие заросли малины. В нынешнем году было очень много ягод, и все они посохли и висят почерневшие и никуда не годные. Начал попадаться крупный березняк и осинник. Встречаются экземпляры диаметром до 70 см. Из хвойных преимущественно пихта и кедр, меньше ель, лиственницы совсем нет.
Зверя мало. Медведь лег, его следов давно уже не видно, сохатый и изюбр, вероятно, подались на зиму на северные склоны Саян, так как здесь очень много снегу. Кстати, снег продолжает валить. Выпало уже очень много, что очень мешает идти. Мы буквально за собой с Саян тянем зиму. Снег нас просто преследует и не дает убежать. Однако надеюсь, что в районе Курагино – Минусинск снега еще нет и я застану осень, очень позднюю, но все–таки без снега".
"До жилья осталось 58 км, а может быть, и меньше, если встретим рыбаков, охотников или пограничников. И то, и другое, и третье очень желательно, так как с продуктами дело обстоит очень плохо. Сухарей, собственно сухарных крошек, осталось на один день. Мяса в той норме, как мы его потребляем, – на четыре дня. Табак сегодня кончился. Это портит настроение. Идти очень тяжело, несмотря на небольшой груз, который несет каждый из нас. Хуже всех чувствует себя Стофато, он идет очень плохо, все время падает и сильно устает. Стал раздражительным, а это уже плохой признак. Лучше всех чувствует себя Журавлев, а я средний. Правда, мне идти значительно тяжелее, так как я в сапогах, а Алеша в пимах".
"С сегодняшнего дня установили трехсменное ночное дежурство: с 21 до 24, 0–3, 3–6; это в отношении присмотра за костром и приготовления завтрака, а то до сего времени я был штатным кочегаром – топил всю ночь, а ребята спали, как суслики.
Завтра день еще пойдем пешком – хочу посмотреть, как ведет себя река. Во всяком случае, пока ничего радостного не предвидится, так как выше порога есть перехват и ниже порога река тоже замерзла, на большом протяжении или нет – не знаю. Ниже порога долина Казыра расширяется, горы отступают, и вообще такое впечатление, что горная часть кончилась, и началось предгорье.
Как–то мы его одолеем, почти без продовольствия и без дороги?"
"31 октября. Суббота.
Ночуем на пикете 1516. Дело плохо, очень плохо, даже скверно, можно сказать. Продовольствие кончилось, осталось мяса каких–то два жалких кусочка – сварить два раза, и все.
Идти нельзя. По бурелому, по колоднику, без дороги и при наличии слоя снега в 70–80 см, да вдобавок еще мокрого, идти – безумие. Единственный выход – плыть по реке от перехвата, пока она еще не замерзла совсем.
Так вчера и сделали. Прошли пешком от Базыбая три километра, потом сделали плот и проплыли сегодня на нем до пикета 1520. Здесь, на перехвате, по колено забило снегом, и... плот пришлось бросить. Это уже пятый наш плот! Завтра будем делать новый. Какая–то просто насмешка – осталось до жилья всего 52 км, и настолько они непреодолимы, что не исключена возможность, что совсем не выйдем.
Заметно слабеем. Это выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности.
Сейчас пишу, руку жжет от костра до волдырей, а на листе вода. Но самое страшное наступит тогда, когда мы не в состоянии будем заготовить себе дров".
"1 ноября. Воскресенье.
Перенесли лагерь к месту постройки плота на пикет 1512, против впадения реки Базыбай. Все ослабели настолько, что за день не смогли сделать плот. Я совсем не работал. Утром не мог встать, тошнило, и кружилась голова. Встал в 12 часов и к двум дошел до товарищей. Заготовили лес на плот и таскали его к реке. Заготовили на ночь дров – вот и вся работа двух человек за день. Я расчистил в снегу место под лагерь площадью 18 квадратных метров и поставил балаган – тоже все, что сделал за день.
Все погорели. Буквально нет ни одной несожженной одежды, и все равно все мокрые до нитки.
Снег не перестает, идет все время, однако тепло, летит мокрый, садится, на него падает новый, и таким образом поддерживается ровный слой сантиметров 80 мокрого тяжелого снега.
У всех опухли лица, руки и, главное, ноги. Я с громадным трудом утром надел сапоги и решил их больше не снимать, так как еще раз мне их уже не надеть".
"Продовольствие кончилось, остался маленький кусочек мяса, от которого понемногу отрезаем и варим два раза в день. Табаку нет, курим древесный мох".
"Базыбай – большая река, впадает в Казыр справа в одном уровне. Воды несет много"
"...Алешка, Алешка! Спасибо тебе, что про отца напомнил. Отец помогал мне весь этот трудный поход, и сейчас он будто бы со мной рядом шагает. Он учил меня не распускать нюни, когда я был мальчишкой, и рано выпустил из гнезда. Через тернии... Отец – человек дела и знает цену словам. Как он еще говорил? "Мысль – драгоценное цветение материи. Нет мысли – и человек становится скотом". Через тернии... Без обуви и без хлеба. Выдюжу! Война идет, многим еще тяжелее. Сколько сейчас людей без хлеба и без крова! И как жалки те, что позалезали в щели, в теплые комнаты. Я счастлив, что не задерживался никогда в щелях, что всю жизнь топтал сапогами земной шар... Через тернии..."
Плот все–таки соорудили, уже шестой. Журавлев и Стофато плыли на нем через шугу, Кошурников шел по берегу, следя за рекой. Река разогнала плот, он нырнул под лед, а вместе с ним Костя Стофато. На берегу Казыра замерз А. Журавлев, не дошел несколько километров до жилья Кошурников. Последняя запись в дневнике – 3 ноября:
"3 ноября. Вторник.
Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, скоро замерзну".
Когда Кошурников не вышел в положенное время. Начались поиски. Пропавшую экспедицию искали с помощью самолета, снаряжали лыжные поисковые отряды. Поиски продолжались всю зиму, но всё было безрезультатно. Лишь 4 октября 1943 года на берегу горной реки Казыр, сразу после быстрины под названием «Баня» в районе острова Кедровый в 4 км. выше устья реки «Нижний Китат», рыбак Иннокентий Степанов нашёл тело начальника экспедиции Александра Кошурникова, в 48 километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка на территории Имисской волости. В останках на теле Кошурникова был найден Дневник, который он тщательно упаковал и тем самым, сберёг бесценные по зафиксированным в нём данным, так необходимыми при проектировании будущей железной дороги.
Дело, начатое героями–изыскателями, завершили другие. Изыскания продолжил помощник и ученик Кошурникова – Евгений Павлович Алексеев, Новицкий, Поллер. В их числе был и сын Константина Стофато — Владимир Константинович Стофато.
Учитывая большую важность линии Абакан — Тайшет, ЦК ВЛКСМ объявил эту стройку Всесоюзной ударной комсомольской. В 1959 году были уложены первые рельсы, а спустя шесть лет был сдан в эксплуатацию участок дороги Абакан–Тайшет длиной 646 км., являющий собой часть Южно–Сибирской магистрали и дающий второй выход из Восточной Сибири в Кузбасс, Казахстан и Среднюю Азию. Она пересекает огромные пространства вековой тайги, непроходимые болота и буреломы, реки и ущелья, высокие отроги Саянских гор. Особенно сложный центральный участок трассы, пролегавший по наиболее трудной горно–таежной местности, пересекавший хребет Восточных Саян. По сложности исполненных работ стройка в то время не знала себе равных. В народе ее так и назвали «Трассой мужества».
Опыт, приобретённый при строительстве трассы Абакан – Тайшет был использован при строительстве Байкало–Амурской магистрали.
Имена отважных первопроходцев, разведчиков–изыскателей увековечены в названиях новых железнодорожных станций линии: Абакан–…–Кошурниково–Журавлево–Стофато–…–Тайшет. В честь участников этой трагической экспедиции названы улицы в Октябрьском районе г. Новосибирска: А.М.Кошурникова, А.Д.Журавлева и А. Д. Стофато.
12 декабря 1963 года был основан народный музей имени А.М. Кошурникова ОАО «Сибгипротранс» (первоначальное название – Музей истории трудовой деятельности СИБГИПРОТРАНСА имени А.М. Кошурникова). Организатором работы музея был начальник технического отдела Михаил Федорович Коковихин, общественный директор музея на протяжении 20-ти лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 года были посмертно награждены: А. М. Кошурников – орденом Ленина, К.А. Стофато и А.Д. Журавлев – орденами Трудового Красного Знамени.
7 сентября 1972 года на заимке деревни Нижняя Тридцатка, выше Жаровска по Казыру на 25 км. в Курагинском районе, Красноярского края был открыт памятник – мемориал на месте гибели А.М. Кошурникова, памятник был создан по инициативе М.Ф. Коковихина и сотрудников института ОАО "Сибгипротранс". Памятник изготовлен по эскизам А.Х. Алиджанова и художника Г.А. Фролова.
В посёлке Кошурниково возведён мемориал А. М. Кошурникову и памятник А.Д. Стофато и К.Д. Журавлёву. В средней школе № 22 того же посёлка создан музей имени А.М. Кошурникова.
Литература:
1. Дневник начальника экспедиции А.М. Кошурникова // Сибирь. – Новосибирск, 1981.
2. Информационный сборник железнодорожных войск Архив в/ ч 25967. — 1968. № 24–25. — С. 46.
3. Крюков А. М. Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника. — Петрозаводск:
4. Карелия, 1979. — 267 с. с ил. / Литературная запись С. С. Косовина. // Тираж 60000 экз
5. Коковихин, М. Ф. Изыскатель Кошурников / М. Ф. Коковихин – Красноярск, 1996. – 96 с.
6. Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып. 3. – Красноярск, 1995. – С. 126–129.
7. Чивилихин, В. Серебряные рельсы. – М., 1960. – 205 с. : ил. – Избранное в двух томах. М., "Молодая гвардия", 1978. http://lib.ru/PROZA/CHIWILI...
8. Тишков, Ю. Бесприютные скитальцы / Юрий Тишков // Аргументы и факты на Енисее. – 2003. – Нояб. (№ 47). – С. 13.
9. Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства: 1945—1991./Под ред. Г. И. Когатько. — М.: ООО «Русь–Стиль XXI век», 2002. — 352 с. Тираж 5000 экз.
10. Щербакова, Е. Сильные духом / Ектерина Щербакова // Краснояр. железнодорожник. – 2003. – Нояб. (№ 44) – С. 13.
11. Лещева, Г. Он верил – дорога будет / Галина Лещева // Краснояр. рабочий. – 2002. – 14 нояб.
12. Подготовлено по материалам сайтов:
http://www.kraslib.ru/kray/...
http://nikava.narod.ru/edge... http://www.rospedclub.ru/in...
13. Институт ОАО СИБГИПРОТРАНС
14. Красноярское общество "Мемориал" Человек и малая Родина. Г.Н.Боголюбов и его роль в истории Красноярского края Работа Завгородней Натальи Юрьевны, ученицы 10 «Б» класса средней школы № 91