Как заработать 32 805 евро?
Не нужно мечтать о богатстве - просто сделайте шаг к нему!!!!
Спрячьте подозрения и недоверие в карман всего на 15 минут и вы сможете лично убедиться в простоте и надежности достижения комфортной жизни! Узнать подробности можно здесь: http://biznes-kolco.ucoz.ru/
:-((((
Своё мненине оставляем здесь
хочется: знать мнение каждого
C НОВЫМ ГОДОМ!

настроение: Празднечное
это для тех кто случайно заглянул в наше сообщество.
Устройство лодки.

Тактика ведения гонки
Тактические варианты ведения гонок.
1.Прохождение дистанции по отрезкам.
Молодые по возрасту спортсмены и не опытные команды обычно проходят дистанцию неравномерно. Это зачастую вызвано не только физической неподготовленностью, по и простым неумением сохранить постоянный темп гребли. Избавиться от этого недостатка можно при прохождении дистанции отрезками. Именно с этого тактического варианта можно начинать обучать новичков прохождению дистанции. На берегу устанавливаются искусственные ориентиры или используются естественные. Команда перед соревнованием проходит дистанцию несколько раз не в полную силу, с небольшими ускорениями, отмечая каждый отрезок. В процессе гонки ускорения должны быть неожиданными для противника: это деморализует его, заставляет изменить усилия и темп гребли и в конечном итоге дает преимущество команде, применившей такой тактический план.
2.Прохождение дистанции "на отрыв".
Этот тактический вариант подходит для команд, обладающих хорошими скоростными качествами. Используя преимущество, необходимо максимально оторваться от противников на первой половине дистанции, а затем, продолжая движение по дистанции с меньшей затратой сил, но удерживая преимущество, финишировать. Величину отрыва определяют с учетом возможности дальнейшего ведения гонки. К тактическому варианту прохождения дистанции "на отрыв" прибегают: а) при умении строить гонку по сзади идущему противнику, б) молодые, а также опытные команды, которые в данной момент недостаточно подготовлены, в) в соревнованиях с противником, слабо идущим со старта, но имеющим затяжной финиш, г) команды, обладающие хорошими скоростными показателями, д) команды, которые заранее знают свое преимущество над противником, с целью минимальной затраты сил.
3.Прохождение дистанции с использованием спуртов.
В настоящее время большинство команд применяют при прохождении дистанции спурты. Но одни команды прибегают к спуртам по заранее намеченному плану, а другие подсознательно, пытаясь увеличить затухающий темп. Прохождение дистанции с использованием спуртов очень сложно как по технике выполнения, так и по физической нагрузке: резкие изменения скорости на дистанции приводят к более низкой скорости, чем при других тактических вариантах. Однако продуманное, с предварительной подготовкой, прохождение дистанции спуртами сильно изматывает противника физически и морально. Очень часто команда, применившая внезапный спурт, выигрывает гонку. Поэтому умение пользоваться спуртом – ценное качество команды. Уход со старта с целью отрыва используется, когда силы противника неизвестны. Перед гребцом или командой ставится задача: создать преимущество в начале дистанции, а затем строить гонку с учетом силы противника. Со старта гребец идет в полную силу и независимо от положения противника на дистанции прибегает к спурту, т. е. Как бы удлиняет старт (если, например, старт выполняется за 20 – 25 гребков, то спортсмен к этим гребкам добавляет еще дополнительно 20 – 25 гребков). Если команда добилась преимущества, то дальнейшее прохождение дистанции строится согласно предварительно разработанному плану; если же преимущества добиться не удалось используются различные тактические приемы, например повторный спурт. Создание преимущества на дистанции. Когда команда начинает проигрывать гонку со старта или на дистанции, необходимо сократить разрыв до минимума. Продолжительность спурта определяется возможностями команды, если ей удается хоть незначительно вырваться вперёд. Если же в результате спурта обгоняющая команда только поравняется с противником, то небольшой спурт со стороны противника может свести на нет проделанную работу. Тогда нужно повторить спурт, но он должен быть более длительным. Отрыв от противника по ходу дистанции. Этот тактический вариант применяется в том случае, если соперники неоднократно встречались в соревнованиях и знают возможности друг друга. На дистанции такие команды идут вровень. Необходимо создать преимущество, которое будет иметь большое моральное значение, а в некоторых случаях и решит исход гонки. Начало спурта должно быть неожиданным для команды противника. Необходимо использовать её малейшие замешательство, оплошность, отдельные ошибки для захвата инициативы. К такому отрыву необходимо прибегнуть до того, когда команды начнут финишировать. Изучение противника. К такому тактическому приему прибегают в гонке, когда приход к финишу впереди изучаемой команды не обязателен, так как встреча с этим противником предстоит в последующих заездах – в полуфинале, финале. Изучение ведется в процессе сравнения хода своей лодки с ходом лодки противника. Принимаются во внимание количество гребков при ускорении, соотношение скоростей движения лодки, реакция противника на спурты и ускорения и т. д.
4.Равномерное прохождение дистанции.
Xарактерно для гребцов с хорошей общефизической подготовленностью, стабильностью в работе, уравновешенной психикой, уверенностью в себе. Все эти качества вырабатываются у команды в процессе целенаправленной подготовки и регулярного выступления в соревнованиях в течение не менее 3- 5 лет. Воспитание этих качеств – очень сложная задача, но решение её гарантирует стабильность в выступлении спортсменов. Равномерное прохождение дистанции обеспечивает наиболее продуктивное использование возможностей команды. Такой тактический план гонки может применяться в любых соревнованиях. Команда, сохраняя свой темп, должны вторую половину дистанции пройти почти так же, как первую (разница во времени должна быть минимальной).
Тактика гонок на длинные дистанции.
Особенности гонок на длинные дистанции заключается в том что спортсмены принимают старт одновременно со всеми возможными противниками и ведут борьбу на дистанции значительное время. Все названные особенности создают определенные трудности и вместе с тем открывают широкие возможности для проявления тактического мастерства спортсменов. Один из основных тактических приемов гонок на длинные дистанции – гребля на волне, или лидирование. Спортсмен заранее определяет команды – лидеры. После принятия старта он должен проявить максимальные скоростные качества с целью войти в ведущую группу и найти заранее намеченного лидера. Если удается использовать волну от лидера, то лучше занять место сбоку, на боковой волне, что в дальнейшем позволит ему прибегнуть к различным приемам. Если же удается занять положение вблизи кормы лидера, то дальнейшие тактические действия будет диктовать лидер.
Планирование тактической подготовки.
План тактической подготовки составляется задолго до основных соревнований, как правило, в начале периода базовой подготовки с учетом: календаря соревнований, характера дистанции и погодных условий в районе планируемых соревнований, сведений о соперниках. По мере приближения главных соревнований план тактических действий коррегируется на основе: уточненных данных об особенностях акватории, метеоусловий, системы учета собственной подготовленности. За 2 – 3 дня до гонки необходимо определить план тактических действий и смоделировать их на макете дистанции с мысленным решением тактических задач. Затем 1 – 2 раза пройти дистанцию по намеченному плану. Этот прием можно повторить накануне или в день соревнований (во время разминки и не с полной выкладкой) с учетом результатов жеребьевки. Действия гребца в ходе гонки (вне зависимости от её исхода) должны быть предметом детального анализа после окончания соревнований. Тактика-это совокупность форм и способов борьбы за победу на соревнованиях. Используя свои физические и технические возможности, а также слабые стороны противника, спортсмен решает основную задачу-достижение победы. Выбор тактического варианта ведения гонки зависит от акватории соревнований и будущих противников Даже общее знакомство с местом соревнований: разметкой дистанции, берегом, местом старта и финиша – позволит спортсмену ориентироваться на дистанции и предварительно разучить отдельные варианты тактики ведения гонки. Выбирая тот или иной вариант, необходимо учитывать: степень подготовленности команды (физическую и тактическую); индивидуальные данные гребцов и команды в целом (вес, рост, опыт участия в соревнованиях); знание противника; особенность прохождения дистанции противником; задачу, стоящую в данных соревнованиях и в заезде; величину дистанции. Среди всех тактических вариантов ведения гонок, используемых в гребном спорте, можно выделить следующие разновидности: прохождение дистанции по отрезкам; прохождение дистанции "на отрыв"; прохождение дистанции спуртами; равномерное прохождение дистанции.
Без заголовка
После победы в гонке рулевого бросают в воду озера или гребного канала (где гонка была выиграна). Если экипаж без рулевого, то после победы гребцы одновременно прыгают в воду, взявшись за руки.
Как вам?
Вот ещё инфа:
Терминогогия:
Правильный термин позволяет сократить или полностью заменить описание движения, создать ясное представление об этом движении. Краткий и удобный термин легко запоминается.
В гребном спорте употребляются два вида терминов - собирательные и конкретные. Собирательный термин, как правило, обозначает целостное движение или комплекс движений (гребок), конкретный - отдельное движение или положение гребца (подъезд, занос, проводка). Мы предлагаем придерживаться следующей терминологии в гребном спорте:
1. Академическая гребля - наиболее совершенный вид уключинной гребли.
2. Академические лодки - спортивные гребные суда с уключинами.
3. Акватория - часть водоема, ограниченная естественными или искусственными ориентирами.
4. Амплитуда движений гребца - максимальное отклонение оси туловища от вертикали к носу и корме лодки.
5. Баковая сторона лодки (баковый борт)- расположенная справа по направлению движения лодки.
6. Баковый гребец - сидящий с правой стороны по направлению движения лодки (весло расположено слева от гребца).
7. Баланс - элемент техники гребли. Владеть балансом - способность гребца не реагировать на факторы, выводящие лодку из устойчивого состояния. Владеть балансом - в совершенстве управлять веслом и лодкой.
8. Банка - место сидения гребца в лодке.
9. Барашек - гайка специальной конструкции на уключине.
10. Бассейн (гребной) - специальное сооружение, предназначенное для имитации гребли на суше в условиях, близких к естественным.
11. Безопорная фаза гребка - часть цикла гребка, во время которой гребец не прилагает усилий для продвижения лодки.
12. Бимсы - поперечные крепления лодки, опирающиеся на привальные брусья.
13. Бон - плавучее сооружение, используемое для причаливания, посадки и выхода команды лодки.
14. Борт - боковая стенка судна.
15. Бортовая уключина - уключина, закрепленная на борту лодки.
16. Валек весла - часть весла от места установки каблука до его окончания с внутренней стороны.
17. Ватерлиния - условная линия, до которой судно погружается в воду при расчетной загрузке.
18. Верхняя рука - рука, расположенная над другой рукой при заносе парных весел на подготовке.
19.Ведение валька - перемещение весла во время подготовки, выполняемое гребцом.
20. Вид лодки - классификация лодок по их назначению: гоночные, учебные.
21. Внешние силы, действующие на гребца, - реакция рукоятки весла, реакция банки, реакция подножки, сила сопротивления воздуха, сила тяжести тела гребца.
22. Внешние силы, действующие на механическую гребную систему (лодка - гребец - весло):
- сила сопротивления воды продвижению корпуса лодки;
- сила давления воды на лопасть весла;
- сила сопротивления воздуха;
- сила тяжести системы.
23. Внешний рычаг весла - расстояние от оси вращения уключины (каблука) до средней точки опоры на лопасти.
24. Внутренние силы, действующие на гребца, - мышечные усилия, усилия в связках, реакция в суставах, силы инерции отдельных звеньев тела.
25.Внутренние силы, действующие на механическую гребную систему (лодка - гребец - весло):
- сила тяги гребца (приложенная к рукоятке весла);
- сила инерции тела гребца (приложена к рукоятке весла или к подножке);
- сила веса отдельных звеньев системы.
26. Внутренний борт - борт лодки, со стороны которого гребец прилагает усилия к веслу.
27. Внутренняя рука - рука, расположенная на рукоятке распашного весла ближе к уключине; внешняя - дальше от уключины.
28. Внутренняя нога - нога гребца, расположенная ближе к уключине в распашной лодке; наружная - дальше от уключины.
29. Внутренний киль - продольное соединение внутри лодки, служащее для связи и крепления внутренних приспособлений в лодке.
30. Водонепроницаемая переборка - непроницаемая для воды перегородка внутри лодки.
31. Водяная работа весла - форма движений лопасти весла в воде при выполнении гребка.
32. Водоизмещение - расчетная величина допустимой нагрузки для судна. Теоретически равна весу вытесненной судном воды.
33. Волноотбойник - защитное приспособление для предохранения от попадания воды а лодку.
34. Волновое сопротивление - величина сопротивления движущемуся судну.
35. Восьмерка - многоместная спортивная лодка.
36. Вращающаяся уключина - конструкция уключины с вертикальной осью вращения (в настоящее время общепринята).
37. Всплеск весла - касание лопастью весла воды при заносе.
38. Встречный курс - лодки, движущиеся навстречу друг другу.
39. Всплывание весла - изменение величины погружения лопасти весла в воду из-за нарушения горизонтальности приложения усилий к рукоятке весла.
40. Выносная уключина - уключина, закрепленная на вынесенном за пределы лодки кронштейне.
41. Высота уключины - расстояние от горизонтальной плоскости уключины до воды или до самого низкого места на банке.
42. Гидротормозитель - специальное приспособление для увеличения сопротивления движению лодки.
43. Глубина погружения лодки - расстояние от верхней плоскости воды до нижнего края лодки; глубина погружения весла - расстояние от верхней плоскости воды до верхнего края лопасти.
44. Гребок - цикл движений, выполняемых гребцом в лодке и обеспечивающий передвижение лодки в заданном направлении.
45. Гребной аппарат - устройство, позволяющее выполнять имитацию движений гребка.
46. Гребля народная - гребля в судах произвольной конструкции.
47. Гребля спортивная - вид спорта, в котором спортсмены соревнуются в специальных судах на определенное расстояние.
48. Гребной цикл - завершенный комплекс движений гребца, состоящий из фаз подготовки и проводки.
49. Гребной эргометр - прибор для измерения физической работы гребца на суше в условиях, близких к естественным.
50. Движитель лодки - устройство, создающее тягу {упор) за счет обратной реакции воды (в гребной лодке - весла, в моторной лодке - лопасти винта).
51. Двойка - двухместная спортивная академическая лодка.
52. Двойная уключина - уключина для парной и распашной гребли, устанавливаемая на одной оси вращения. Используется в учебных лодках и гребных аппаратах.
53. Дека - водонепроницаемое надводное покрытие лодки из дерева, пластика или специального материала.
54.Длина гребка - путь, который проходит лодка во время опорной фазы гребка (проводки).
55. Длина проводки - величина пути перемещения лопасти весла относительно лодки.
56. Дифферент - разница высоты бортов над водой или между срединой с одной стороны и носом и кормой с другой у лодки, находящейся на плаву.
57. Дистанционная скорость - отношение длины пройденной дистанции к времени прохождения командой (лодкой).
58. Длина заноса весла - величина смещения лопасти весла от оси уключины в сторону носа лодки.
59. Дрейф лодки - смещение лодки с курса под влиянием бокового ветра.
60. Жесткий старт - неподвижно закрепленное устройство для установки лодки перед принятием старта.
61. Загребной - гребец, задающий темп и ритм гребли всей команде, сидящий ближе всех к корме лодки.
62. Заезд:
- одновременное принятие старта несколькими командами;
- очередность принятия старта командами на соревнованиях.
63. Заруливание - непроизвольное изменение направления движения лодки.
64- Заднее положение гребца - конечное положение гребца (туловище, ноги, руки) при, выполнении проводки.
65. Захват:
- движения гребца, обеспечивающие перемещение лопасти весла к воде и сообщающие ей необходимую скорость для получения опоры о воду;
- движение лопасти весла от момента соприкосновения с водой до ее полного погружения.
66. Занос весла - перемещение гребцом весла в направлении кормы лодки во время подготовки.
67. Защелка уключины - фиксируемый затвор на уключине, обеспечивающий удержание весла во время гребли.
68. Изгиб лопасти - кривизна лопасти весла.
69. Исходное положение гребца - положение гребца в лодке, из которого он может продолжить выполнение гребка.
70. Итальянская рассадка - произвольная расстановка кронштейнов в академической лодке с учетом индивидуальных данных гребцов и особенностей класса лодок.
71. Каблук весла - приспособление для удержания весла в уключине.
72. Кантовать лодку - переворачивать лодку на бок, вверх днищем.
73. Киль - продольное соединение (брус) по всей длине лодки, служащее ее основанием.
74. Клинкерная обшивка - конструкция покрытия лодки, при которой планки накладываются краями одна на другую.
75. Каретка - подвижная часть банки.
76. Килевой руль - киль лодки, используемый в качестве руля.
77. Кильватер - след на воде, оставленный лодкой после своего движения.
78. Кильсон - внутренний дополнительный брус для усиления киля.
79. Классы лодок - подразделяются по числу мест и способу гребли.
80. Козелки - приспособление для установки лодки на суше в различных положениях.
81. Команда - коллектив спортсменов, гребущих в одной лодке.
82. Конституция гребца - телосложение наследственное или приобретенное в результате физических упражнений.
83. Конец гребка - заключительная часть проводки до полного извлечения лопасти весла из воды.
84. Конец проводки - комплекс движений гребца, обеспечивающий сохранение опоры лопасти весла о воду до извлечения ее из воды.
85. Коренной шпангоут - усиленный шпангоут в лодке, рассчитанный на укрепление на нем кронштейна.
86. Корпус лодки - конструкция для размещения в ней гребцов и оборудования, необходимого для сообщения ей движения.
87. Корма - задняя часть лодки.
88. Кормовой руль - руль, расположенный на корме лодки.
89. Кронштейн в лодке - металлическая конструкция для установки уключины, вынесенной за борт лодки.
90. Кронштейн - приспособление в эллинге для постановки и удержания лодки в положении вверх килем.
91. Кроссинг - положение, когда одна из лодок во время соревнований помешала прохождению дистанции другой лодкой. При умышленном создании такого положения виновная команда дисквалифицируется.
92. Критическая глубина - глубина водоема, при которой величина сопротивления движению лодки достигает максимальной величины.
93. Курс судна - направление движения лодки.
94. Левый борт - сторона лодки справа по направлению движения (баковый борт).
95. Лопасть весла - расширенная часть весла в его окончании. Во время гребли погружается в воду (рабочая часть весла). Лопасть весла имеет следующие измерения: ширину, длину, форму, кривизну, а также конец лопасти и наружный край.
96. Манжета - кожаное или искусственное покрытие той части весла, которая находится в уключине.
97. Мерные отрезки дистанции - измеренные части дистанции, используемые для тренировки.
98. Место гребца в лодке - рабочее место гребца в лодке, оборудованное для гребли.
99. Механическая гребная система - совокупность материальных тел (гребцы, весла, лодка), находящихся во взаимосвязи и взаимодействующих с окружающей средой - водой и воздухом.
100. Металлический шпангоут - металлическая часть на деревянной или синтетической поверхности шпангоута, предназначенная для его усиления.
101. Мореходность судна (ходовые качества судна) - способность лодки выдерживать курс, сохранять равновесие и управляемость в сложных условиях движения.
102. Накрытие лопасти - величина угла лопасти к плоскости воды во время проводки. Накрыть весло - увеличить угол; раскрыть весло - уменьшить угол накрытия.
103. Начало проводки - часть цикла гребка от момента полного погружения лопасти до получения опоры о воду.
104. Неподвижная уключина - уключина без подвижных частей (встречается в народной гребле).
105. Неподвижное сиденье (банка) - местонахождение гребца в лодке (шлюпка, ял).
106. Непотопляемость лодки - способность лодки всплывать и держаться на поверхности после ее переворачивания.
107. Нижняя рука - рука, расположенная под другой рукой при заносе парных весел на подготовке.
108. Ножной руль - подвижная площадка подножки в лодке без рулевого, при помощи которой можно изменить направление движения лодки.
109. Нос лодки - передняя часть лодки.
110. Носовая волна - волна, возникающая у носа лодки и идущая сбоку по диагонали.
111. Нырок лодки - вертикальные колебания лодки во время движения.
112. Обувь гребца - вмонтированные на подножку туфли, используемые для закрепления ног гребца.
113. Одиночка - спортивная академическая лодка с одним гребцом.
114. Опорная площадка - площадка для постановки ноги при посадке в лодку. Расположена между полозьями.
115. Опорная растяжка - опора для весла па уключине в виде дополнительной растяжки кронштейна.
116. Опорная стойка - основание для крепления кронштейнов в эллинге для лодок, несущая основную нагрузку.
117. Ортодоксальная гребля - техника выполнения гребка, обусловленная формой выполнения движений туловищем и руками, а не качеством работы весла в воде. Существовала до появления естественной гребли.
118. Оснащение лодки - совокупность оборудования и приспособлений, предназначенных для создания усилий и передачи их гребцом лодке для ее передвижения.
119. Остойчивость - способность лодки сохранять устойчивое равновесие и возвращаться к нему после прекращения действия сил, стремящихся вывести лодку из этого состояния.
120. Основное положение гребца - расположение гребца в лодке, определяемое его способностью находиться в ней в расслабленном положении при отсутствии движений веслом (веслами).
121. Отвал туловища - конечное положение туловища гребца при выполнении гребка, когда его верхняя часть отклоняется к носу лодки далеко за перпендикуляр.
122. Палуба - верхнее перекрытие лодки.
123. Парная лодка - класс лодки, оснащенной парными веслами.
124.Парное весло - весло, используемое в парных лодках при гребле одной рукой.
125. Передача на весле - отношение расстояния между внутренним и внешним рычагами весла.
126. Переборка - водонепроницаемая перегородка в лодке.
127. Первый номер - гребец, занимающий первое рабочее место в лодке (по направлению движения). По международным, правилам - загребной.
128. Плавник - подвижная часть киля.
129. Площадка уключины - специальная площадка на кронштейне, используемая для изменения угла накрытия лопасти весла.
130. Плюмаж - движение лопасти весла а заносе с касанием воды.
131. Подвижный старт (скользящий старт) - расположение лодок на стартовой линии без жесткого закрепления (летучий старт).
132. Подворот лопасти - ошибка, возникающая при раннем раскручивании весла в конце проводки.
133. Подножка - приспособление для постановки и упора ног в лодке.
134. Подготовка - безопорная фаза гребка. Движение, выполняемое спортсменом, которое обеспечивает перемещение гребца и лопасти весла в направлении от носа лодки к корме.
135. Подгонка лодки - приспособление оборудования лодки к индивидуальным данным гребцов.
136. Подвижное сиденье (банка) - рабочее место гребца в академической лодке.
137. Подпятник- приспособление на подножке, предназначенное для удержания стопы.
138. Подъезд - перемещение гребца от носа к корме в фазе подготовки гребка.
139. Полики - деревянный настил в лодке для предохранения днища от повреждений.
140. Полозки - конструкция из металла, пластмассы или дерева, приспособленная для перемещения банки.
141. Полозья - металлический усилитель для полозков.
142. Полое весло - трубообразная конструкция стержня весла.
143. Понтон - деревянная часть перекрытия лодки между декой и рабочим отсеком лодки. Место крепления носового фальшборта.
144. Поперечное сечение лодки - условный разрез лодки.
145. Правый борт - сторона лодки слева по направлению движения (загребной борт).
146. Предохранительный шарик - резиновый шар на носу лодки, смягчающий удар при возможном столкновении.
147. Прострел банки - передвижение банки в начале проводки без перенесения усилий гребцом на весло.
148. Протяжка лодки - специальное измерение величины сопротивления движущейся лодки, выполняемое на буксировочном тросе за катером.
149. Привальный брус - продольное соединение на фальшборте для укрепления обшивки и поперечных опор в лодке.
150. Причаливание - подход лодки к плоту.
151. Проводка:
- рабочая фаза гребного цикла;
- часть гребка от момента погружения лопасти весла в воду до извлечения ее из воды;
- движение, выполняемое гребцом, которое обеспечивает опору лопасти о воду и перемещение лодки в нужном направлении.
152. Разворот на свой борт (разворот туловища) - поворот туловища гребца во время подготовки (подъезда) в сторону весла (распашного).
153. Разворот лопасти - поворот лопасти весла из горизонтального положения в вертикальное и наоборот при выполнении захвата и конца проводки.
154. Размах уключины - расстояние от оси уключины до средины вертикальной плоскости лодки. Для лодок в парной гребле дается двойное расстояние между осями уключин с различных сторон лодки.
155. Распорка - промежуточная опора, применяемая для увеличения жесткости кронштейна.
156. Распашное весло - весло, которое приводится в движение гребцом (баковым или загребным), выполняющим гребок с одной из сторон лодки.
157. Регулировочная прокладка - специальная шайба, применяемая для установки высоты кронштейна.
158. Регулируемая уключина - приспособление на уключине, позволяющее изменять величину накрытия лопасти весла.
159. Ремень подножки - ремень, служащий для крепления ног к подножке.
160. Ритм гребли - временные соотношения отдельных частей гребкового цикла.
161. Ритм гребка - соотношение во времени между проводкой и подготовкой в цикле гребка.
162. Рулевой - член гребного экипажа, в обязанности которого входит управление лодкой при помощи руля.
163. Руль - приспособление для изменения направления движения лодки.
164. Румпель - поперечная деталь на руле для прикрепления рулевого троса.
165. Рывок весла - начало проводки, выполняемое с чрезмерным усилием.
166. Рукоятка весла - место удержания весла руками.
167. Рулевая подножка - подножка с поворачивающимся упором, соединенным при помощи троса с рулем.
168. Рулевой трос, - мягкое подвижное соединение рулевого устройства с рулем.
169. Сениор - гребец старше 19 лет, выступающий по международным правилам по разряду взрослых.
170. Серп - устройство на кронштейне для удержания уключины.
171. Сиденье в лодке - место расположения гребца в лодке (сиденье рулевого).
172. Система Альбано - разделение дорожек для каждой из лодок на дистанции соревнований.
173. Скиф - гоночная лодка-одиночка.
174. Скольжение лодки - передвижение лодки после выполнения проводки (в безопорной фазе гребка).
175. Сплывание лопасти весла - смещение лопасти в воде во время проводки из-за потери опоры о воду.
176. Средняя скорость лодки - отношение пути, пройденного лодкой на дистанции, к времени ее прохождения.
177. Средняя скорость в цикле гребка - отношение пути, пройденного лодкой в цикле, к продолжительности цикла.
178. Старт:
- комплекс специальных движений, выполняемых гребцом в лодке, направленных на стра-гивание лодки с места и сообщение ей необходимой скорости;
- начало гонки;
- место начала гоночной дистанции.
179. Стартер - судья, дающий сигнал начала гонки на старте.
180. Стрингер - поперечная деталь лодки, прикрепляемая к привальному брусу или шпангоуту, на которые крепятся полозки.
181. Стык - место соединений деревянных конструкций в лодке; соединение двух частей лодки.
182. Стержень весла - часть весла, расположенная между лопастью и вальком.
183. Стиль гребли - индивидуальные особенности выполнения техники гребка.
184. Табанить - выполнять движение для остановки лодки.
185- Темп гребли - количество гребков, выполняемых за определенное время (чаще 1 мин.).
186. Угол накрытия весла - угол, образуемый опорной плоскостью лопасти весла с поверхностью воды.
187. Уключина - приспособление для размещения весла и передачи усилий на лодку.
188. Усики на банке - специальной формы изгибы, удерживающие банку от выпадания из лодки при опрокидывании.
189. Фаза гребка - часть гребка, выделенная во времени.
190. Фартшпиль - форма тренировки в лодках, при которой чередуются в определенной закономерности темп и количество гребков.
191. Фальшборт - возвышающаяся продольная часть лодки, используемая для крепления кронштейнов.
192. Финиш - завершение гонки.
193. Форма лопасти - установленные размеры лопасти весла: ширина, длина.
194. Хват весла - способ держания весла.
195. Ходкость лодки - качество лодки, характеризующее ее ходовые качества.
196. Шейка весла - место перехода стержня весла в лопасть.
197. Ширина хвата - расстояние между кистями рук гребца на рукоятке весла.
198. Шлепок - след в воде от лопасти весла.
199. Шпангоут - внутренняя часть конструкции лодки, связывающая киль, обшивку с кронштейнами.
200. Шпон - специальное покрытие для лодки, состоящее из двух и более склеенных слоев дерева.
201. Штевень - внутренняя часть киля лодки в носовой и кормовой ее части.
202. Штырь уключины - вертикальная ось вращения уключины.
203. Цикл гребка - комплекс движений, выполняемый гребцом в лодке в определенной последовательности и обеспечивающий ее продвижение.
Без заголовка
Самые древние на земле лодки — байдарки и каноэ. Люди, жившие по берегам рек, озер и морей, научились передвигаться по воде очень давно. Сначала плавали на бревнах, гребли руками. Прошли столетия, прежде чем появились настоящие лодки и весла.
Теперь проводятся соревнования на одноместных и двухместных каноэ. Стоя на одном колене, гребец держит в руках однолопастное весло, похожее на деревянную лопату, которым он гребет и рулит одновременно. Байдарка совсем другое судно — узкая легкая лодка без уключин с неподвижно закрепленным сиденьем. Гребец сидит на дне байдарки лицом вперед. В руках у него весло с лопастями на обоих концах. Байдарки бывают одноместные, а также для двух и четырех гребцов.
Мы обычно катаемся на простых прогулочных лодках. В них неподвижное сиденье, а весла держатся в уключинах.
В 70-х гг. прошлого века остроумную попытку увеличить скорость лодки предпринял английский гребец Роберт Тейлор. Он смазал кожаные брюки жиром, что позволило ему. используя силу ног, увеличить длину гребка. Окружающие потешались над елозившим по сиденью человеком, но когда к финишу он пришел первым, остроты в его адрес поутихли.
Так «открытие» Тейлора стало своего рода прообразом современной техники в академической гребле, где лодки-скифы строятся с движущимися сиденьями. Гонки на скифах — самых быстрых и легких гребных лодках, похожих на большие сигары, называют академической греблей. Соревнования по этой гребле проводятся с 20-х гг. прошлого века.
Чтобы сделать эти лодки еще более быстрыми, их все время совершенствовали. Сначала на тонких трубках вынесли за борта уключины, так как эти лодки очень узкие. Потом сделали подвижным сиденье. Оно катается взад-вперед по специальным рельсам. Теперь скифы могут плыть со скоростью 20 км в час, а то и быстрее. На академических судах можно грести в одиночку, вдвоем, вчетвером и даже ввосьмером.
Кстати энциклопедическое определение гребли звучит следующим образом:
Гребля — способ перемещения судна по поверхности воды с помощью вёсел, приводимых в движение мускульными усилиями человека.
Анеки про греблю
--------------------------------------------------------------------------------
Кубок мира по академической гребле. Победила наша "восьмерка". Корреспондент спрашивает загребного:
- Скажите, а чем вы объясните вашу технику гребли - с захватом весел ниже спины?
- А у нас все через это место делается...
--------------------------------------------------------------------------------
Загребной тренеру:
- Уберите этого сруля!
Рулевой возмущенно:
- Я не сруль. Я РУЛЕВОЙ!
--------------------------------------------------------------------------------
Распорядок дня женской сборной по академической гребле:
8:00. Подъем
9:00. Подъе-е-ом!
10-00. Подъем, я сказал! Завтрак и на тренировку!
--------------------------------------------------------------------------------
Гонка уже близится к концу, а наш гребец все не догоняет. Не догоняет... что надо двигаться в другую сторону.
--------------------------------------------------------------------------------
Матвеевский залив. Гонка восьмерок. До финиша 200 м. У первой восьмерки происходит сбой. В итоге - 6 место (последние в финале). Тренер проводит "разбор полетов" и спрашивает:
- Что случилось?
Первый номер объясняет:
- Смотрю - догоняют! А наш загребной "держит" 36 гребков в минуту. Вот я решил добавить и пошел темпом 44...
--------------------------------------------------------------------------------
На станции проката лодок смотритель смотрит в бинокль и кричит:
- 99-я лодка, возвращайтесь, ваше время вышло!!!
99-я лодка, возвращайтесь, ваше время закончилось!!!
Так продолжается несколько минут.
Наконец, подходит его помощник и говорит:
- Слушай, а у нас в прокате всего 70 лодок?!
Смотритель думает, а затем кричит:
- 66-я, вашу мать, у вас что, какие-то проблемы?!
--------------------------------------------------------------------------------
Гребля академическая: 8 гребцов и 1 рулевой.
Гребля русская: 1 гребец и 8 рулевых.
--------------------------------------------------------------------------------
Японская и американская компании решили устроить соревнование по академической гребле на реке Миссури. Обе команды долго и упорно тренировались, чтобы достичь пика формы к моменту соревнования. Заплыв закончился: японцы победили с разницей в одну милю. Американская команда была обескуражена и морально раздавлена.
Руководство американской компании решило, что причины, которые привели к такому серьезному поражению, должны быть выяснены. Был организован Комитет, состоящий из представителей высшего руководящего звена компании для разбирательства в причинах поражения и вынесения рекомендаций по корректировке действий. Окончательный вывод Комитета был следующим - в японской команде 8 гребцов и один рулевой, в то время как в американской команде - 8 рулевых и 1 гребец.
Руководство американской компании пригласило Консалтинговую компанию и заплатило им крупную сумму денег. Консалтинговая компания проинформировала Руководство, что слишком много людей рулят, в то время как на веслах людей не хватает.
Чтобы не проиграть японцам в следующем году, структура американской гребной команды была полностью реорганизована и стала насчитывать 4 рулевых диспетчера, 3 региональных рулевых управляющих и 1 ассистента рулевого менеджера. Была внедрена специальная программа, направленная на стимулирование 1-го человека работать еще интенсивнее. Ее назвали Первая Командная Программа Качества Гребли, со всеми вытекающими встречами, митингами, обедами, рекламной компанией и бесплатными ручками для гребца. «Мы должны дать гребцу уверенность в своих силах и обогатить его внутренне посредством программы качественного роста!»
На следующий год японцы выиграли с разницей в 2 мили. Опозоренное, американское руководство первым делом уволило гребца за несоответствие, приостановило разработку нового каноэ и продало весла. Вырученные средства были распределены в качестве бонусов между Руководством компании.
--------------------------------------------------------------------------------
У гребца спрашивают:
- Вы не победили, но как вам понравилась сама гонка?
- Самогонка нам очень понравилась, потому и не победили.
--------------------------------------------------------------------------------
Вовочка приходит как-то домой и гордо сообщает родителям, что он записался в секцию гребли.
Мама (довольная такая): - Молодец Вовочка! Ну иди теперь учи уроки. Вовочка уходит в другую комнату.
Папа: - Интересно все же, что означает приставка "гр"? Групповой?..
--------------------------------------------------------------------------------
Последние исследования в области гребли установили, что в двойке, обычно, находятся два загадочных существа, называющихся Гребибля и Гребубля...
--------------------------------------------------------------------------------
Знакомый рассказывал о соревнованиях (вроде под Брестом)...
Резко на секунду на канале стало тихо и в тишине голос тренера "Ебани! Ебани ему веслом!"
Екатерина Ходотович
Екатерина Ходотович. Это имя стало известно всему миру 27 июля 1996 года. В этот день на Олимп 26-х Олимпийских игр взошла белорусская спортсменка. С тех пор Екатерина Ходотович в поле внимания телевидения, прессы, специалистов, мировой общественности.
Как ни странно, этот интерес вполне обоснован ее нынешними результатами в спорте, и не только... Двенадцать лет назад между тренерами столицы развернулась борьба за девушку из деревни Осечино Крупского района Минской области.
-- Вначале в школу приехали из Минска тренеры по легкой атлетике, -- вспоминает Екатерина, -- затем по гребле академической, которую я вовсе не знала. После восьмилетки, я, как многие сверстники, задумалась о выборе самостоятельного пути. Нас у родителей шестеро -- три мальчика и три девочки. Оказывается, в школу пришло письмо из Минска о наборе девушек в группу гребли. Наш учитель Леонид Силицкий назвал мою фамилию. Сначала мне предстояло пройти контрольное тестирование по легкой атлетике, а затем по гребле. Но тренер А.Санько, который приезжал в деревню, уговорил меня не показывать хороших результатов по легкой атлетике. Так я оказалась в гребле. Первый спортивный сбор прошел в Лиде, меня посадили в восьмерку, потому что первые мои гребки в одиночке были удручающими, -- села в одиночку и перевернулась. Слышу, тренеры говорят, что ничего из меня не получится. Как мне было неприятно, но это еще больше подзадоривало, я сердилась и шла на очередную тренировку.
Несмотря на то, что первые гребки деревенской девушки огорчили тренеров "академистов", расставаться с нею они не спешили. Так начинался ее путь к Олимпу. -- Катюша в этот период была похожа на гадкого утенка, -- рассказывает заслуженный тренер Беларуси Анатолий Квятковский. -- Пожалуй, ее характер явился основным обнадеживающим фактором. Терпеливость, выдержка, умение выслушать все наставления тренера, интерес к тренировкам и огромное трудолюбие. В день она проходила до 40--50 километров. По физическим данным и самобытному отношению к гребле она заметно отличалась от других воспитанниц. Результаты подтверждали рост ее специальной подготовки. Нам стало ясно, что упускать такую спортсменку нельзя. Мы посадили ее в одиночку. И на чемпионате мира среди юниоров в 1990 году во Франции Катя одержала победу и выполнила норматив мастера спорта. В следующем году уже в составе сборной команды СССР на очередном чемпионате мира Катюша в двойке с С.Закировой завоевала бронзовую медаль. 1990 год остался в памяти олимпийской чемпионки как особая, значимая веха в ее спортивной карьере.
-- Мои воспитатели решили: пора мне посоперничать в гонках со взрослыми. В Москве предстоял очередной чемпионат Союза, мне еще нет восемнадцати лет. Долго что-то утрясали тренеры, в конце концов, мне разрешили стартовать. В борьбе с украинкой Ириной Фроловой я завоевала второе место. Почувствовала себя окрыленной, ведь смогла среди взрослых войти в элиту сильнейших. В этом же году после окончания РУОРа поступила в институт физкультуры. Сразу же после экзаменов -- сборы и постоянные поездки. Мама была против моего занятия, просила бросить спорт. Папа был не против.
В спортивной жизни переход из одной возрастной группы в другую, как правило, проходит долго. А чтобы вот так заявить о себе и потеснить на пьедестале сильнейших -- это редчайший случай. В предолимпийском 1991 году в двойке парной Екатерина Ходотович с белоруской Еленой Хлопцевой выиграли заезд на Спартакиаде народов СССР, а затем с С.Закировой на чемпионате мира в Австрии завоевали бронзовые медали. Следующий год белорусская двойка вновь была сильнейшей, да и в составе четверки наши девчата стали чемпионками Союза. На 25-х Олимпийских играх советская четверка парная -- Е.Хлопцева, Е.Ходотович, Т.Устюжина и А.Зеликович (Махина) -- завоевала бронзовые медали. Это был единственный экипаж гребцов-академистов стран СНГ среди призеров. После Олимпиады белорусский дуэт Е.Хлопцева--Е.Ходотович выступал на международной арене лишь по инерции, так как ни сборов, ни новых лодок не было. Они стали седьмыми на чемпионате мира 1993 года в Чехии, в 1994 году в США -- пятыми. Потом россияне решили прибрать их себе. Здесь и вмешался Валерий Гайдук -- гостренер национальной команды Беларуси по академической гребле.
-- Мы много обсуждали в федерации вопросы, как сохранить кадры, обеспечить необходимым инвентарем спортсменов, -- рассказывает Валерий Петрович. -- Помню, было это в обеденное время, зашли Е.Ходотович, А.Квятковский и сообщили, что Катя собралась в Россию. Я тут же звоню председателю Госкомспорта республики Владимиру Николаевичу Рыженкову. Беседа прошла удачно, были намечены конкретные условия подготовки Е.Ходотович к Олимпийским играм. В 1995 году приобрели для нее новую лодку, совместно с московским профессором С.М.Гордоном разработали учебно-тренировочный план. И результаты Атланты подтвердили, что все наши старания оказались не напрасными.
Ходотович не подвела ни руководство, ни тренеров. Она упорно трудилась под руководством бессменного, преданного тренера Анатолия Квятковского. На чемпионате мира 1995 года Ходотович заняла седьмое место и завоевала путевку на 26-е Олимпийские игры. В олимпийском 1996-м году Екатерина участвовала во всех международных регатах.
-- Катюша была в отличной форме в тот год, -- рассказывает А.Квятковский. -- Из девяти стартов престижных регат она семь раз выходила победительницей. В К„льне она выиграла у чемпионки мира`95 шведки Брандин. Но почему-то Кате не удавалось встретиться с сильнейшими спортсменками -- канадкой Силкен Лауман и датчанкой Трине Хансен. Они готовились к Олимпиаде по особым планам и в других условиях. Накануне поездки в Атланту в Министерстве спорта и туризма республики у Е.Ходотович спросили:
-- Как думаете выступить на Олимпиаде?
-- Мне бы только в финал попасть, -- скромно ответила она.
Этот исторический момент состоялся 27 июля 1996 года. Перед финальным стартом в Атланте фотокорреспонденты стремились запечатлеть каждое движение канадки Силкен Лауман -- сильнейшей спортсменки того времени. На Ходотович не обращали особого внимания. Принципиальная, напряженная борьба развернулась на дистанции. Вот когда публика устремила взгляд на белоруску. Ходотович шла ровно, уверенно, строго по графику. Тридцатидвухлетняя канадка вела тактическую борьбу с соперницами, два раза ускоряла темп, однако ничего не удалось поделать с непредсказуемой белоруской. Екатерина Ходотович первой пересекла заветную линию финиша с результатом 7 минут 32,21 секунды. Силкен Лауман досталась серебряная медаль. Таким образом, имя белорусской спортсменки вошло в историю Олимпийских игр, а в нашем спорте зажглась звезда мировой величины.
1997 год олимпийская чемпионка провела в своем привычном стиле: кропотливая работа, поездки по странам мира, совершенствование спортивного мастерства, старты и финиши. Она вышла победителем всех трех этапов Кубка мира и стала обладательницей этого почетного приза. Титул чемпионки мира-97 также принадлежит Екатерине Ходотович. В течение последующего года королева гребли не появлялась на спортивной арене. Как оказалось, по уважительной причине: Екатерина Карстен (Ходотович) стала матерью, родила в Германии дочку Александру.
-- Мне с детства нравились дети, возможно, потому, что я сама из многодетной семьи, -- поделилась Екатерина. -- Еще до появления ребенка на свет мы с мужем знали, что будет девочка, поэтому придумали дочурке интернациональное имя Александра. К тому же она родилась 9 мая. Девочка начинает говорить по-русски, больше понимает меня, чем мужа.
В настоящее время, загрузив необходимые вещи и спортивный инвентарь -- весла и лодку -- в личный микроавтобус, семья Карстен ездит с регаты на регату, из Беларуси в Германию и наоборот всей тройкой -- Вильфрид, Екатерина и Александра. Как же так случилось, что наши мужчины упустили такую славную, с покладистым характером девушку?
-- Встретились с Вильфридом в 1995 году в Бресте, когда национальная команда готовилась там к чемпионату мира. По дороге в Люцерн сломалась наша конструкция, на которой перевозят лодки. Чисто случайно Вильфрид проезжал в тот момент, он помог нашим сделать ремонт. С тех пор между нами установились деловые связи. Как-то Вильфрид заявился ко мне с цветами и попросил показать Брест. Потом стали встречаться чаще, он пообещал подарить автомобиль, если я стану первой на чемпионате мира. Ему пришлось прикатить мне домой "Мерседес", правда, не новый. Вот так я стала фрау Карстен. Живем мы в Потсдаме, но чаще в разъездах. -- Как себя чувствуешь в новом качестве?
-- Сегодня для меня важна семья, она на первом месте. У семейной жизни свои правила. Раньше после поездки я стремилась домой в Осечино, теперь все свободное время уделяю семье.
-- Каково теперь у тебя спортивное настроение?
-- Думаю принять участие в Олимпийских играх, которые пройдут в Австралии. Иначе бы я не возобновляла тренировок. Все-таки почти год не работала, зиму проспала и сдала в силовой подготовке. Сегодня спорт для меня является основным источником материального существования.
-- Однако уже на этапах Кубка мира ты вновь заявила о себе, хотя многие специалисты были удивлены твоими результатами. Как объяснить твое быстрое возвращение в большой спорт?
-- Видимо, от природы я такая, мой вес после родов не изменился. Много помогает муж, он постоянно возится с ребенком. Тренируюсь по-прежнему шесть дней по две тренировки. Встаю в семь утра, основательная разминка на берегу, затем прохожу в лодке 15--20 километров, после чего -- отдых, обед, а затем вновь тренировка на полтора часа. Тренируюсь в Мюнхене в спортзале, гребной тренажер "Концепт" хорошо помогает.
Огромную роль сыграл мой тренер Анатолий Квятковский. Мне было очень трудно вернуться в когорту сильнейших. Он настоял. Квятковский очень любит свое дело, я бы сказала, жадный в спорте. Он все не удовлетворен, сильно переживает, нервничает перед ответственным стартом. Иногда это мешает. У нас сложились свои деловые взаимоотношения, понимаем иногда друг друга без слов.
Вот что говорит Анатолий Квятковский о возвращении Екатерины в элиту сильнейших гребцов.
-- Признаюсь, этот сезон был тяжелым после такого перерыва. Но и в практике не припомню примеров столь быстрого восстановления спортивной формы спортсменки после родов. Возникало много проблем социального характера -- место жительства, семья, маленький ребенок. Уже в июле на третьем этапе Кубка мира Катюша продемонстрировала хорошую подготовку. В Канаде она выступила блестяще, показав такой высочайший результат (7 м 11,68), который не скоро будет обновлен.
-- Катя, ты в числе сильнейших гребцов страны, мира без малого десять лет. Какие изменения произошли, на твой взгляд?
-- В сборной Союза была высокая конкуренция, было больше белорусских гребцов, сейчас слабее стали. У нас хорошая женская четверка парная, а среди молодежи что-то нет ярких спортсменов.
-- Скажи, пожалуйста, как стать олимпийской чемпионкой?
-- Чтобы чего-то достичь, нужно многим жертвовать и много трудиться. Вот, например, летом люди загорают, едят мороженое, идут на дискотеку. Мне тоже иногда хочется этого, но не могу, так как поддерживаю спортивную форму, оберегаюсь от заболеваний.
Когда Екатерина появляется на соревнованиях, то ее дочурка становится любимицей наших девушек.
Мира, счастья, благополучия тебе и твоей семье, Екатерина Карстен, и дальнейших успехов в спорте.

История гребли
Причины возникновения гребли
Известный норвежский этнограф и исследователь Тур Хейердал писал: "Человек плавал по рекам с шестом и веслами... раньше, чем стал ездить на колесах по дорогам." Хотелось бы дополнить высказывание известного путешественника собственным предположением, что с точки зрения психологии и физиологии, передвижение человека по воде с помощью подручных средств (предтеча гребного спорта) является по древности шестым видом спорта после бега, метания, борьбы, прыжков, гимнастики. Седьмым видом, как нам представляется, после передвижения по воде с помощью посторонней опоры — является плавание. Хотя некоторым это утверждение, вероятнее всего, покажется спорным. Поначалу люди охотились и рыбачили со связок тростника, потом стали плавать на рухнувших в воду деревьях. Первые лодки представляли собой деревянные суда, выдолбленные или выжженные из стволов деревьев, - челноки, пироги из кусков коры, ялики из шкур зверей, тростника и папируса. Если колесо, по мнению археологов и историков культуры, было изобретено на Древнем Востоке в четвертом тысячелетии до н.э. , то есть шесть тысяч лет тому назад, то лодка, была изобретена еще раньше. Совсем недавно, в Швеции, в ходе раскопок в местечке Хусебю на западном побережье страны археологами были обнаружены затвердевшие кусочки смолы, которой люди неолита, или нового каменного века, заделывали щели и дыры в своих лодках, выдолбленных из бревен. Это остатки самых древних в мире лодок. Сами лодки давно сгнили, а вот затвердевшая смола сохранилась. На кусочках смолы остались хорошо сохранившиеся отпечатки пальцев человека и каменных ножей. Возраст находки, по оценкам руководителя раскопок Бенгта Нурдквиста, составляет 9.700 лет. В Ираке при раскопках могилы древнего шумерского царя обнаружили серебряную лодку - каноэ, изготовленную 6 тысячелетий назад. В России на берегу озера Ладога, недалеко от Санкт-Петербурга, при земляных работах по переустройству Мариинской системы в начале 90-х годов, был найден выдолбленный из дуба челн, возраст которого, по оценкам археологов, превышает 5 тысяч лет. В Воронежской области на берегу Дона был найден челн, сделанный древними славянами 4 тысячи лет назад. Не вызывает сомнений, что параллельно с развитием гребного судоходства осуществлялась массовая подготовка гребцов для этого самого популярного в древности вида близкой и дальней транспортировки грузов, товаров и людей. Помимо обыкновенных тренировочных занятий, вероятно немалое время отводилось на состязательно-игровой способ обучения, давно являющийся средством усвоения человеком знаний и умений. Игра, зачастую в форме спортивных состязаний, используется в качестве особого средства обучения и воспитания, имеющего специфическое содержание и целевую направленность в зависимости от психолого-возрастных особенностей человека. Давнюю историю имеют военные, спортивные и другие виды игр.
Гребля в древней Греции и Римской империи
Общеафинские игры проводились каждый год, а каждый четвертый год они отмечались с необычайной пышностью. Эти так называемые Великие "Панафинеи" длились шесть дней. В их программу входили состязания на колесницах, скачки, состязания гребцов и другие соревнования. Для участия в состязании выбирались юноши (эфебы) в таком составе, чтобы каждый из них представлял определенную территориальную единицу в Аттике - филу. В программу общеафинских игр входили также состязания триер. Корабли с гребцами представляли различные соперничающие между собой филы. Гонки триер, по существу, являлись морским парадом, демонстрировавшим могущество и силу Афин. Поэты воспевали победителей состязаний и прославляли их родной край. Сюжеты, связанные с физической культурой, в VI в. до н.э. становятся главным содержанием произведений изобразительного искусства. Не только в росписи ваз, но и в изображениях на монетах и в скульптуре излюбленными темами становятся физические упражнения и состязания атлетов, в том числе гребцов. В Римской империи наряду с состязаниями в цирке огромную популярность имели игры, проводимые в амфитеатре. Амфитеатр представлял строение в форме эллипса, окаймленное трибунами в несколько рядов. Вместе с банями и цирком амфитеатр составлял неотъемлемую часть каждого более или менее крупного римского города. Техническое устройство арены позволяло превращать ее в бассейн. Крупные рыбы, в том числе акулы и различные морские животные (тюлени, морские львы и др.) сами по себе представляли любопытное зрелище. Однако гвоздем программы были битвы на воде - наумахии. В них участвовало несколько сотен и даже тысяч гребцов и солдат. Для зрителей время, отданное цирку, арене или театру, было приятным досугом, действительно игрой. Оценивалась прежде всего драматичность представления, напряженность - все то, что удовлетворяло страсти зрителей. Для участников римских игр - возниц, гладиаторов, борцов с хищниками, гребцов - игры представляли возможность добыть средства существования. В большинстве своем участники готовились к выступлениям с помощью специальной физической подготовки. Для них это были не игры, а тяжелая обязанность. Благодаря Гомеру (900 г. до н.э.), который описывал еще более древние, изустно переданные события, мы знаем, что герои "Одиссеи" — аргонавты были не только прекрасными гребцами, умело управлявшими и парусами, но и воинами, мастерски владевшими луком, мечом и копьем. То есть в современном понимании, их вполне можно было бы назвать спортсменами-многоборцами. Можно с большой долей уверенности предполагать, что состязания по гребле в той или иной стране шли бок о бок и развивались одновременно с развитием речного, озерного или морского судоходства, как лодочно-весельного, так и парусно-весельного.
История гребли в России
Судя по археологическим и эпическим данным, истоки судоходства и мореходства на территории России можно искать в древние времена: наскальные изображения судов, находки вместительных долбленок эпохи неолита у Дона и Ладоги, деталей и принадлежностей более крупных судов. На южных рубежах Скифии в VII-VI вв. до н.э. возникают города Борисфениды (Березань), Ольвия, Тира, Пантикапей, Феодосия, Мирмекий и др. Морем они поддерживали связи с Афинами, Милетом, Критом и другими центрами античности. На верфях Пантикапея (Керчи) могло одновременно строиться около 30 судов, а гавань Феодосии вмещала до 100 кораблей. Страны и народы Причерноморья полностью контролировали свои водоемы. Масштабы судостроения на Руси в середине X века при Игоре и Ольге прекрасно показал византийский император Константин Багрянородный . Почти вся страна всю зиму работала на создание флота, что наблюдали и позднеантичные авторы при строительстве флота Скифии в 269 г. до н.э. Даже основной регион окончательного комплектования флота, у низовий Днепра, сохранился. Можно, конечно, вбивать условный клин между Скифией и Россией (хотя русские летописи, повествуя о походе 907 г. Олега на Царьград, прямо используют название "Великая Скифь"), игнорировать неолитические челны и рисунки, аргонавтов и скифов-судоходов эпохи Трои, флоты Левкона I и Евмела, других приазовских царей. Но русские морские походы IX-XI вв. забыть никак невозможно: 813 г. (Эгина), 842 г. (Амастрида), 844 г. (Севилья), 860 г. (Царьград)... Вероятно, Аскольд и Дир бросили на захват Царьграда всего 200 крупных ладей. А византийцы от страха еще прочнее приладили к Скифии образ страшного "князя Роша", который за восемь веков до них связывали со Скифией Иосиф Флавий и другие авторы . Русский боевой и торговый флот IX-XI вв. - явная и яркая историческая реальность, которую при объективном подходе к отечественной истории никому нельзя забывать. Свод данных по истории русского флота примерно с VII в. есть в книгах разных авторов, хотя бы начиная с А.Висковатова и завершая Г.А.Аммоном. Русское средневековье дает по этой истории десятки памятных дат. Тем более, не уступает "новое время", которое все чаще начинают с открытия Нового Света Колумбом. Во время плаваний 1556 г. в Белом море англичанин Бурро отметил, что при попутном ветре русские ладьи опережают английские суда, имеют лучшие мореходные качества. По приказу царя Михаила в 1636 г. в Нижнем Новгороде иноземные мастера с помощью русских построили корабль "Фредерик" - 120 на 40 футов при посадке в воду на 7 футов. На каждой стороне было по 12 весел (почти вдвое меньше, чем у лучших казацких судов). Корабль вмещал до 150 человек, включая 12 офицеров и матросов, 78 пассажиров. В 1647 г. была подготовлена к изданию книга "О корабельной ратной науке". Строительство новых судов поручалось "Приказу Новгородской Чети", которому приписывались города русских корабельщиков - Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Архангельск, Вологда. Стали налаживать судостроение в Дединове, дворцовом селе у реки Оки. Привлекли пять голландских мастеров. В 1668 г. был построен трехмачтовый корабль "Орел" - до 300 м длины, 8 - ширины, 22 пушки. Английский историк Ф.Джейн в прошлом веке писал: "Распространено мнение, что русский флот основан лишь Петром Великим. Но он по праву считается более древним, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред построил первые английские корабли, русские уже бились в жестоких морских битвах. И тысячу лет назад лучшими моряками своего времени были русские". Первые крупные петровские суда в конце века мало отличались от "Орла" и "Фредерика", а петровский флот Приазовья - от "флотов Скифии". Петр I первоначально, с 1696 г. делал ставку на галеры (40-50 м длины, 6 - ширины, 16-25 весел по борту, таран), подобия которых были широко известны и до нашей эры. Не вызывает сомнений, что развитие торгового и военного флотов в России сопровождалось, как и в других странах, обучением многих поколений российских моряков гребному искусству, в том числе посредством спортивно-игровых состязаний. В 1718 году, указом царя Петра I был основан первый в мире яхт-клуб, которому было присвоено название "Невский флот". А уже в 1723 году Петр I создает чертежи и инструкции по постройке для "Невского флота" однотипных гребных судов, на которых гребли и наемные гребцы. После Петра I регулярные обязательные занятия на гребных судах перестали существовать, но гребля прочно вошла в деловую жизнь молодой столицы. Большой популярностью стали пользоваться прогулки по Неве и поездки для отдыха на острова. Ежегодно в период с 1742 по 1752г. Городская управа проводила на Неве соревнования профессиональных перевозчиков сначала на судах типа ялик, потом и на других лодках. В 1858г. из среды городского населения прибрежной полосы Невы возникает первый кружок любителей гребли - "Моряк на все руки", члены которого стали совершать регулярные водные прогулки. В дальнейшем клуб зарегистрировал свой устав, и 21 марта 1860г. впервые был поднят флаг Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, который стал родоначальником гребного спорта сначала в Петербурге, потом и в России. Были разработаны Правила гребли и управления гичками, и 31 июля 1860г. на реке Средней Невке состоялась первая гребная гонка, в которой участвовали на различных шлюпках перевозчики, матросы и любители гребли. В первом соревновании участвовали также и любители водных лыж, на которых гребли, сидя, байдарочным веслом. В 1861г. была организована на Большой Охте мастерская для постройки народных судов и байдарок, а в дальнейшем и академических судов. Первой спортивной организацией в России со своим "Уставом и командором" стал Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, открытый 21 мая 1860 года. Именно здесь были разработаны первые правила ведения гонок, установлена длина соревновательной дистанции, появились протокольные записи результатов гонок. В 1867 году такой же клуб открылся в Москве: Московский речной яхт-клуб, который существует и поныне, располагаясь у развилки реки Москвы и обводного канала. Называется он "Гребная база "Стрелка". В 1892 году проводится первое первенство России, победителем которого стал москвич Сергей Шустов. На дистанции 690 саженей - 1140 м, он показал результат 6 мин 30 сек. Всего было проведено 22 чемпионата, в которых на одиночках участвовали гребцы только из Москвы и Петербурга. 7 раз побеждали москвичи, 15 раз - гребцы северной столицы. С 1909 году российские гребцы стали встречаться с зарубежными спортсменами. Петербуржец Михаил Кузик дважды выиграл открытый чемпионат Нидерландов и принял участие в Играх V Олимпиады в 1912 году, в Стокгольме, где вышел в полуфинал. В эти же годы москвич Анатолий Переселенцев на одиночке выиграл первенство Франции, где он тогда работал, и в двойке парной - чемпионат Европы. В 1922 году было проведено первое первенство РСФСР по гребле и плаванию, а в 1925 году, в Ленинграде - первое первенство СССР, в котором все призовые места достались представителям Москвы и Ленинграда. В 1928 году в Москве состоялась I Всесоюзная Спартакиада, собравшая более 7 тыс участников. В ее программу были включены заезды и по академической гребле. С 1945 года проведение чемпионатов Советского Союза стало ежегодным. В 1950 году на Москве-реке были проведены первые международные соревнования со спортсменами из Чехословакии, входившими тогда в элиту мировой гребли. И несмотря на это, все заезды были выиграны советскими гребцами. В 1951 году советские гребцы впервые выехали за рубеж, в Берлин, для участия в I Всемирных студенческих играх и, завоевав 6 золотых медалей, заняли первое место в общекомандном зачете. Академическая гребля входит в программу олимпийских соревнований, начиная с 1900 года. До 1976 года в олимпийских регатах участвовали только мужчины. В Монреале на Играх XXI Олимпиады впервые стартовали женщины. За время существования Международной федерации гребных обществ было проведено 50 чемпионатов Европы, 23 чемпионата мира и все Олимпийские регаты, начиная с 1900. Федерация гребли СССР вступила в Международную ассоциацию гребных обществ в 1952. В 1999 в Федерацию входило 105 региональных федераций. С 1993 официальные чемпионаты мира проводятся по следующей программе: одиночка (мужчины и женщины), двойка парная (мужчины и женщины), двойка распашная без рулевого (мужчины и женщины), двойка распашная с рулевым (мужчины), четверка парная (мужчины и женщины), четверка распашная без рулевого (мужчины и женщины), четверка распашная с рулевыым (мужчины), восьмерка (мужчины и женщины). Программа Олимпийской регаты включает те же самые классы лодок, кроме двойки и четверки распашных с рулевым. "Абсолютным" олимпийским чемпионом среди гребцов является англичанин Стив Редгрейв. Он пять раз (в 1984, 1988, 1992, 1996, 2000) побеждал на Олимпийских играх и 7 раз становился чемпионом мира.
История гребли в Европе
К сожалению, из скупых литературных источников мало что известно о развитии гребли и подготовки гребцов в странах Европы в исторический промежуток между античностью и ранним средневековьем. Первые сведения о новом периоде в развитии гребного спорта доходят до нас с конца XII века. В средневековых городах Англии существовали игры состязательного характера, в которых городское население принимало активное участие. К этому периоду, а именно к 1175г., относится обширное повествование о Лондоне и о жизни горожан, позволяющее нам познакомиться и с состязательными играми того времени. Оно принадлежит перу священнослужителя Уильяма Фитца Стивена. В своем произведении, посвященном жизни архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета, Фитц Стивен приближает к нам Лондон того времени. Излюбленным развлечением лондонской молодежи были игры на воде, которые обычно устраивались на пасху. Посреди реки на шесте закреплялся щит. На корме стремительно несущейся лодки с несколькими гребцами стоял юноша, который должен был попасть копьем в щит. Победителем становился тот, кто, нанеся сильный удар, ломал копье о щит и при этом крепко стоял на ногах. Однако часто случалось так, что юноша промахивался и, потеряв равновесие, падал в воду, лодка переворачивалась. Чтобы подобрать оказавшихся в воде, на реке дежурили спасательные лодки. С моста и берега за состязаниями наблюдали многочисленные зрители, всегда готовые чествовать победителя и посмеяться над неудачником. Наибольшее количество сведений об этой игре относится к XIVв. Она проводилась на воде и на суше, с подвижным и закрепленным кэнтэном различных размеров и форм. В Италии значительное место в народных празднествах ряда городов занимали состязания по гребле. Праздниками на воде и состязаниями гребцов прославилась Венеция. Первые сообщения об их проведении в Венеции относятся к 1300г., однако история их возникновения, несомненно, относится к более древним временам. Самые крупные соревнования по гребле устраивались 1 мая, они включали элементы античной традиции и языческих обычаев. Соревнования гребцов являлись частью боевых игр. Существует ряд документов, свидетельствующих о том, что в XIVв. они входили в программу военной выучки, которую контролировала городская управа. В соответствии с рядом постановлений все юноши города с 15 лет, независимо от сословия, обязаны были в установленные дни заниматься стрельбой из арбалетов на одном из островов Венеции, куда молодые люди должны были добираться, соревнуясь, на крупных челнах. Таким образом, молодежь упражнялась не только в стрельбе, но и в гребле. В соревнованиях по гребле принимали участие гондолы и двухвесельные баркасы, а также крупные галеры с экипажем в 50 человек. В течение дня проводилось около одиннадцати состязаний. Старт давался выстрелом, дистанция гонки равнялась 4 венецианским милям (примерно 7,5 км). У финиша сооружалась большая плавучая трибуна, предназначенная для именитых людей города, здесь же вручались награды победителям: разноцветные ленты и денежные суммы. Тот, кто приходил к финишу последним, получал в насмешку поросенка. Особой популярностью пользовались регаты женщин. В них принимали участие девушки и женщины из окрестных деревень, которые каждую неделю приплывали на своих лодках в Венецию на рынок. Соревнования по гребле проводились и в других итальянских городах, а также на Сицилии. Там, где соревнования по гребле были частью народных празднеств, устраивались различные состязания по плаванию или нырянию. Известно, что они проводились в Венеции, Генуе, Болонье, Риме и на Сардинии. Самюэл Пепис был очевидцем одного фехтовального поединка, который состоялся 27 мая 1667г. Перед большим числом зрителей фехтовали на мечах мясник и лодочник. В разгар жестокой схватки меч выпал из руки лодочника, а мясник, будто не замечая, что его противник безоружен, нанес лодочнику сильный удар по запястью, после которого тот уже не смог продолжать поединок. Это явное нарушение неписаных правил вызвало острую реакцию публики. В считанные минуты сцена заполнилась лодочниками, которые хотели отомстить мяснику за нечестные действия. В последовавшей за этим драке многие получили ранения. Из этих дошедших до нас описаний можно судить хотя бы о том, что люди, отбиравшиеся в лодочники, или сделавшие это занятие своей профессией, обладали, говоря современным языком, хорошей физической формой и спортивным духом. Популярными спортивными зрелищами в городах того времени были состязания по гребле. Профессиональные гребцы, перевозившие горожан на лодках с одного берега Темзы на другой, демонстрировали свое искусство в состязаниях, за которыми наблюдали зрители с обоих берегов реки. В конце XVIII и начале XIXв. в них стали формироваться первые клубы для тех, кто активно увлекался каким-либо видом спорта. У истоков этого процесса стоял аристократический клуб стрелков из лука "Токсофил", основанный в 20-е годы XVIIIв. Он продолжал традиции средневековых городов в стрельбе из лука, ставшей основным развлечением дворянства. В конце XVIIIв. стали возникать первые яхт-клубы, клубы гребцов и игроков в крикет. Создание спортивных клубов сыграло важную роль в привлечении к спорту высших слоев английского общества. Однако из-за их ограниченного количества и социальной замкнутости клубы не могли послужить основой для распространения спорта среди широких народных масс. Эта задача была позднее решена благодаря коренному преобразованию системы образования в Великобритании. В начале XIXв. в английских школах начали осваивать и греблю. Соревнования по гребле также проводились сначала в одной школе, а затем - между командами разных школ. Проникновение английского спорта во Францию началось в 30-е годы XIXв. В 1834г. на канале де ла Вийет были организованы первые состязания по парусному спорту, а с 1850г. регаты стали устраиваться во Франции систематически. В 70-е годы XIXв. был проведен чемпионат Франции по гребле. Развитие парусного спорта сопровождалось возникновением спортивных клубов и обществ. В конце 80-х годов бег стал видом спорта, признанным Союзом французских атлетических обществ, объединявшим к тому времени греблю, велосипедный спорт, фехтование, плавание и игры в мяч. Постепенно эта организация распалась на отдельные специализированные союзы. В конце XIXв. английские виды спорта стали активно проникать в Германию. Еще в середине 30-х годов XIXв. сотрудники английского торгового представительства организовали в Гамбурге клуб любителей гребли. Он послужил образцом для создания немецких клубов по гребле в других городах Германии. В 80-е годы в стране насчитывалось уже 66 таких клубов. Они объединились в единую централизованную организацию, взявшую на себя обязанности устроителей соревнований по гребле. Основанная в 1892 году Международная федерация гребли - ФИСА - стала одним из учредителей олимпийского движения. В апреле 1895г. Международный олимпийский комитет провозгласил программу олимпийских игр, состоящую из семи основных дисциплин: легкой атлетики, гимнастики, фехтования и борьбы, стрельбы, водных видов спорта, велогонок, спортивных игр. Из водных видов спорта в программу соревнований вошли соревнования на яхтах в соответствии с правилами Французского общества парусного спорта, соревнования на каноэ-одиночках согласно правилам Английского яхт-клуба, академическая гребля по правилам Итальянского клуба по гребле. Согласно установкам Парижского конгресса принимать участие в играх могли только спортсмены-любители. Исключение было сделано для фехтования: в фехтовальных поединках могли выступать учителя фехтования. В начале апреля 1896г. все подготовительные работы были завершены. 6-14 апреля 1896г. в Афинах состоялись первые современные Олимпийские игры. К большому сожалению прибывших на них гребцов-академистов, сильный ветер и дождь вынудили судейскую коллегию отменить гребные состязания, чтобы не омрачить проведение Первой олимпиады возможной гибелью гребцов, желавших соревноваться несмотря на непогоду. Представляется совершенно не справедливым, что гребной спорт не фигурирует в качестве участника Первой олимпиады даже в справочниках FISA, хотя прибывшие спортсмены не участвовали в состязаниях не по своей вине и принимали участие во всех других официальных мероприятиях Олимпиады. Однако на следующих Олимпийских играх 1900 года в Париже гребные соревнования были проведены, и лишь с этого времени идет, к сожалению, официальный отсчет хроники участия гребного спорта в Олимпийском движении. В 1901 году в Берлине создается первый женский гребной клуб, в котором женщины, вопреки сложившимся традициям, что гребля не для женщин, доказали что они являются полноправными участниками этого вида спорта.
Длина гоночной дистанции для всех категорий лодок - 2000 м.

Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу