Все игры
Запись

Дополнение к житию св. прав. Симеона Богоприимца 16.02.





Св. прав. Симеон Богоприимец Память 3/16 февраля

Дополнение к известным жизнеописанием о Симеоне Богоприимце и сакральная связь его памяти с его учеником св. ап. Матфием, со св. блаж. Ксенией Петербуржской, с игуменьей Таисиией.

Особо духовно связаны храмы:
1. Храм св. ап. Матфия (Покровская церковь) (Б.Пушкарская, 35.), 2. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище. 3. Леушинское подворье (ул Некрасова д. 31).


Подробно описано:

1). По благословение прот. Геннадия Беловолова «Святой апостол Матфий» ( все об святом апостоле Матфии – 3 издание СПб,2009г. 200 с.
2). «Первая святая г.Санкт-Петербурга: св. блаж. Ксения Петербургская, прихожанка утраченного храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» СПб 2007 г. 1000 экз, 184 с.
3). По благословению высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского «История храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» 6 издание, СПб, 2009 200 с.


1 Св. прав. Симеон Богоприимец жил 270 лет (по др. 360 лет) до рождения Господа нашего Иисуса Христа, затем почил ( от 40 дня -до «избиения вифлиемских младенцев» (Ирод не позволил похоронить его по обычаям). ). Апокрифы указывают на воскресение св. прав. Симеона Богоприимца, по Воскресении Господа (когда воскресли многие святые и пророки..), об этом упоминает предание. Возможно, затем жил еще много лет (всего 360 лет, даты необходимо уточнить). Сведения о смерти неясны у многих авторов, как и скрыто место погребения. Мощи св. прав. Симеона Богоприимца видели многие святые… (В VI в. святые мощи его были перенесены в Константинополь.)
2. Кроме иконографии св. прав. Симеона Богоприимца есть икона Пресвятой Богородицы «Симеоново проречение»
3. По апокрифам Никодима, два сына Симеона Богоприимца (которые также воскресли) были вызваны в синедрион и проповедовали с начертанием креста на лбу о чудесах воскресения в аду и свидетельствах иных пророков,
4. Единственный акафист Симеону Богоприимцу написала игумения Таисия с Леушинского монастыря, по благословению старицы Людмилы. Игуменья Таисия была духовным чадом св. Иоанна Кронштадского.
5. Особое почитание игумении Таисии на Леушинском подворье СПб ( ул.Некрасова 31), где чудесным образом была освящена икона св. блаж. Ксении Петербуржской. с грошиком 6 февраля 2005 г.,
св. блаж. Ксения Петербуржская была прихожанкой храма св. ап.Матфия. в СПб ( ул.Б.Пушкарская д.35),
а ап. Матфий был учеником св. прав. Симеона Богоприимца, причем ап. Матфий самый старший из апостолов, старше приблизительно лет на 20).(«Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца…» из житии св. ап. Матфия).
8. 15 лет назад в СПб был освящен первый придел посвященный св. блаж. Ксении Петербуржской в день памяти св. прав. Симеона Богоприимца 16 февраля.
9. Из почитаемых святых в СПб, отметим посвящение в священый сан св. святителя Луки 16 февраля, который огласил через 30 лет после посвящения в сан специальное Слова дню памяти св. Симеона Богоприимца

---------------------------------------------------------------------------------
Все ссылки в документах приводятся


П Р Е Д И С Л О В И Е

Самая полная книга на русском языке о Празднике Сретения Господня и
Самое полное и подробное жизнеописание св. прав. Симеона Богоприимца содержится в книге Ю. Рубина «Сретение Господне» (опыт историко-литургического исследования) Из-во «Ноах» СПб 1994 г. 224 с.
Канон св. прав. Симеону Богоприимцу содержится в минеях,
Литургическая практика праздника есть в требниках и в «Православном богослужебном сборнике» (например, изд. Даниловского благовестника,2000 г. 400 с. (литургические молитвословия праздника на с. 204-209, для регентов, певчих и более углубленного изучения службы мирянами.).
Не повторяясь, я прикоснусь только к «новому» материалу, конечно известному, но труднодоступному, и извлеченному из интернета, с православных сайтов (их около 1000).

-------------------------------------------------------------------------------------------------.

.


В. Шебуев. Симеон Богоприимец. 1847

«Но вот Симеон Богоприимец, сохраненный Духом Святым после предвозвещения ему на 65 году его жизни тайны приснодевственного от Пречистой Приснодевы Марии Его зачатия и рождения, проживши по благодати Всесвятого Духа Божиего 300 лет, потом, на 365 году жизни своей сказал ясно в храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа Святого, что это и есть Он Самый, Тот Христос, Спаситель мира, о вышеестественном зачатии и рождении Коего от Духа Святого ему было предвозвещено триста лет тому назад от Ангела»
Св. Серафим Саровский. Из беседы с Мотовиловым. http://anafemat.narod.ru/bo...
-----------------------------------------------------------------------------


Документы и материалы;
------------------------------------------------------------------------------
«11 января - память 14 тысяч младенцев, убиенных за Христа в Вифлееме
«Когда пришло время родиться на земле Сыну Божиему, восточные волхвы, вычислившие время и место рождения Спасителя по явившейся на небосклоне яркой звезде, отправились к Богомладенцу. Перед этим они зашли к царю Ироду и сказали ему о рождении великого Царя. После поклонения Родившемуся они не вернулись в Иерусалим к Ироду, а ушли в свою страну другим путем. Когда царь понял, что его замысел найти Младенца через волхвов не удался, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет Богомладенец, в Котором он, по человеческому разумению, видел лишь своего соперника - претендента на царский престол. Погубленные младенцы считаются первыми мучениками за Христа. Гнев Ирода обрушился и на Симеона-Богоприимца (царь не допустил достойного погребения старца после его кончины).
После избиения младенцев Ирод совершил еще множество злодеяний: убил брата, сестру и ее мужа, свою жену, трех сыновей, а также 70 мудрейших членов Синедриона. Умер Ирод от лютой болезни, заживо съеденный червями.»
http://www.mega.kemerovo.su...


. «Гнев Ирода обратился и на Симеона Богоприимца, который всенародно свидетельствовал в храме о Родившемся Мессии. Когда старец скончался, Ирод не допустил его достойного погребения». http://www.petrozavodsk.ru/...




О Воскрешении

Из апокрифа Никодима: «…1-я - по типу Лазаря Четверодневного и Симеона Богоприимца (он был воскрешен, согласно Преданию, среди многих святых, которые вышли из гробов в Иерусалим по воскресении Господнем). Они были воскрешены в старых своих телах и еще были епископами Церкви.» http://www.omolenko.com/

Из работ Никодима; «…Третья часть (главы 17—27) называется «Сошествие Христа во ад» (Descensus Christi ad inferos): в ней излагается свидетельство двух сыновей Симеона Богоприимца, воскрешенных Христом и рассказавших синедриону о том, что происходило в аду, когда туда сошел Спаситель мира»
. http://www.az.ru/ofen/theol...


Напомним из Евангелия, что воскресение мертвых произошло в момент разрыва завесы в храме, отделявшую святая святых от святилища.: Еванг от Матфея: « 51 «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля затряслась и камни разсълись; 52. и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли; 53. и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим». Толкование можно посмотреть у А.П.Лопухина в Толковой Библии, т. 3 СПб1911-1913., изд Стокгольм 1987 с.462 - 463).
Но дополнительный сакральный смысл («…раздраилась завеса…») кратко и четко дан у игумении Таисии для нас, что это не только осуществление разделения Ветхого и Нового завета:

«Хорошо помню, что наконец он спросил меня: "А знаешь ли ты, что значит раздрание церковной завесы надвое в Иерусалимском храме, во время крестной смерти Спасителя?" Я отвечала ему, как училась из Священного Писания, что это означало разделение Ветхого и Нового Заветов. "Хорошо, — отвечал он, — это верно по-книжному; а ты сама подумай, не относится ли это как-либо к нашей монашеской жизни?" Я стала вдумываться, и, сама не будучи уверена в точности и справедливости моего мнения, отвечала: "Думаю, что это означает вот что: раздирается душа человека, стремящегося к Богу и к Богоугождению, раздирается надвое, делаясь духовной, не переставая принадлежать и живущему в нем плотяному человеку, раздирается она, отсекая, отдирая от себя сладкую, но падкую на грех волю внешнего своего человека; раздирается бедное сердце его, само себя раздирая пополам, на куски; одни из них, как негодные, тем не менее, сродные ему, отдирает, бросает в миру, а другие несет, несет, как фимиам чистый, Христу своему. О, как тяжко бывает иногда бедному сердцу, как рвется оно и страдает, буквально раздираясь пополам!" игумения Таисия http://www.pravbeseda.ru/li... (или по книге «Записки игумении Таисии» М 1994 г. с.с116.)

А начала разделения Ветхого и Нового Завета, их Встречу (слав. Сретение) положил св. прав. Симеон Богоприимец.




-------------------------------------------------------------------------


О жизнеописании и праздновании памяти св. прав. Симеона Богоприимца:

«Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Утр. - Лк., 8 зач., II, 25-32. Лит. - Евр., 316 зач., VII, 7-17. Лк., 7 зач., II, 22-40.
На утрени величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень". Вместо "Честнейшую" поем припевы праздника. 1-й припев: "Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих".
На литургии изобразительны, входный стих: "Сказа' Господь спасение Свое, пред язы'ки откры' правду Свою". Вместо "Достойно" - "Богородице Дево, упование христианом... В законе сени и писаний..." (до отдания).
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22-40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон (сведения о нем помещены в день памяти - 3 февраля). Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушени свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35). В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фану'илова (память 3 февраля), "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37-38). До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский († 312), Кирилл Иерусалимский († 386), Григорий Богослов († 389), Амфилохий Иконийский († 394), Григорий Нисский († 400), Иоанн Златоуст († 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IХ веке - святитель Иосиф Студит,
архиепископ Солунский.
С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная" (13 августа).
Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).
Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших утешения Израилева, и Дух Святой пребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему было возведено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир не придет обещанный Мессия - Христос Господь.»

-------------------------------------------------------------

Жизнеописание:

«Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II Филадельф (285-247 до рождества Христова) пожелал пополнить свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила название "Перевод 72-х толковников". Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.)
Праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7,14), он решил, что слово "Дева" здесь употреблено ошибочно, вместо слова "Жена", и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы". С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.
И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева Мария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял на свои руки Младенца Христа и произнес и свои пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих Израиля". Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и, обращаясь к Богородице, сказал: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 22-35). Далее святой евангелист повествует: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 36-38).
О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212-1220; † 1232; память 8 октября). http://212.188.13.168/izdat/

Подробно о местах возможного погребения и о нахождении мощей св. прав. Симеона Богоприимца св. в указ. кн. Рубина Ю. «Сретение Господне», начиная со с.104 до с. 118.

---------------------------------------------------------------------


О написании акафиста св. Симеону Богоприимцу.

Процитирую записки игумении Таисии, которые опубликованы по благословению св. преп. Иоанна Кроншадтского.
« Благословляю печатать эту книгу, как достойную печати,
на память будущим родам и во славу Божию.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский «ЗАПИСКИ ИГУМЕНИИ ТАИСИИ НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ ПЕРВОКЛАССНОГОЛЕУШИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ 1 издание Леушинского монастыря 1916 г.




Св. Иоанн Кронштадский и его духовная дочь - игумения Таисия в Леушино. Снимок начала XX в.
В своих письмах Дорогой Батюшка называл леушинскую Игумению "избранницей Царицы Небесной".










История написания Акафиста Игумении Таисии

Цитирую 22 главу Записок игумении Таисии:

«XXII В бытность мою в сем Зверином-Покровском монастыре случилось немаловажное для моей скромной и убогой жизни событие. В этом монастыре, как известно, находится чудотворная икона св. праведного Симеона Богоприимца, спасшая весь Новгород от моровой язвы. Я уже упоминала, что находилась с первого времени моего поступления сюда под ближайшим покровительством старицы-ризничей, матушки Людмилы. Она-то и поручила мне заняться составлением акафиста св. праведному Симеону Богоприимцу. Впрочем, дала она это поручение, думаю, на основании моего ей признания в том, что мне приходилось уже и раньше заниматься подобными работами. За святое послушание Господь помог мне сделать это, насколько сумела я при полнейшем старании, конечно, надеясь лишь на помощь свыше молитвами св. праведного Симеона. Чтобы не быть узнанной по руке писания, я написала его славянским шрифтом и для полнейшего сокрытия тайны, сложив тетрадку в восьмую долю листа, запечатала в конверт печатью моего деда с гербами и титлами, и опустила в почтовый ящик, рано утром. В тот же день почтальон принес его, как адресованный на имя нашей матушки-игумении Лидии вместе с другой корреспонденцией.
Каково же было мое положение, когда часов около одиннадцати, то есть перед временем трапезы, меня позвали к матушке-игумении, которая и стала показывать мне этот акафист, вся будучи объята радостью о получении такового великого, по ее отзыву, дара для нашей обители. Она всем показывала его, и не только его, но и самый конверт с его загадочной печатью, причем не было конца догадкам и вопросам, и суждениям о том, кто бы мог быть написавший и доставивший его. Чтобы не выдать себя, и я высказывала различные предположения. Кто-то назвал имя Николая Васильевича Елагина, как известного составителя акафистов; на этом предположении и остановились. На следующий день матушка-игумения поехала к Владыке, коим был в то время в Новгороде (то есть викарием) Преосвященный Серафим, впоследствии епископ Самарский. Владыка оставил рукопись у себя, чтобы посмотреть ее, после чего обещал дать ответ. Можно себе представить, как интересовал исход этого дела всю нашу обитель, не исключая и священников. Конечно, для меня этот вопрос имел двойной интерес; с замиранием сердца я ждала решения Владыки, как произнесения приговора на мою затею.
Наконец этот день наступил; Владыка прислал к матушке-игумении, чтобы она на следующий день прибыла к нему. Не знаю, по какой причине, матушка-игумения нa этот раз вместо своей келейной взяла с собой к Владыке меня, так что мне и пришлось узнать прежде всех участь своего акафиста.
"Прекрасно и тепло составлен акафист, — сказал Владыка, — только нелогично, непоследовательно приведены события, перепутаны позднейшие раньше первых и наоборот. Очевидно, составитель не знал о необходимости держаться порядка во времени событий." (Я и в самом деле впервые слышала об этой непременной принадлежности акафиста.) Датушка-игумения с тревогой спросила: "Что же, Владыко, значит он и не годится?"—"Как не годится, вполне пригоден, но надобно над ним поработать, то есть переставить некоторые икосы и кондаки один на место другого. Эта нетрудно — составлен он довольно хорошо; но потребуется немало времени, а у меня-то его и слишком даже мало. Если пустить его так в цензуру, — возвратят, только лишняя проволочка выйдет. Если хотите, возьмите его назад, перепишите мне уже не церковным шрифтом, а обычным, притом пореже строки, чтобы свободнее было поправки делать; я, когда удосужусь, буду понемногу заниматься им. А если хотите, можете пока и так читать его келейно, пожалуй, и в церкви, но не во время богослужения, а вот во время чтения вашего монашеского правила." Нельзя и высказать, как мы были рады обе с матушкой, — просто на крыльях полетели мы сообщить скорее эту радостную весть своей обители. "Вот, — думала я, — наконец и наш великий угодник Божий, стоящий на рубеже Ветхого и Нового Заветов, будет иметь свой отдельный акафист!" Мне же и поручила матушка-игумения переписывать акафист именно так, как приказал Владыка, что, конечно, я и исполнила с великой радостью. Между тем стали и почитывать его за нашим монашеским правилом, для чего собирались чуть ли не все сестры, всем им он нравился, особенно, когда матушка-игумения поручила мне, как регентше, положить на ноты припев, то есть последние слова икоса: "Радуйся, Симеоне Преблаженне, Богоприимче Праведный."
Долго пришлось, однако, ожидать нам от Владыки акафиста в исправленном виде. Затем еще дольше проходил он все инстанции цензуры, пока, наконец, не добился разрешения и по напечатании сделался всеобщим достоянием. Но мне не суждено было дождаться этого в своей обители. В то время вообще с большим затруднением и как бы неохотно разрешались подобного рода печатания; да и Преосвященного Серафима переместили из викария Новгородского на самостоятельную кафедру в Самару, так что дело акафиста еще и от этого обстоятельства замедлилось. Между тем и меня, бывшую еще рясофорной, перевели в Званский-Знаменский монастырь в должность казначеи, а вместе и помощницы начальницы Державинского женского епархиального училища.
Кажется, через год, или около этого, вызвали Пр. Серафима в Санкт-Петербург для присутствия в Св. Синоде, каковое обстоятельство и послужило к скорейшему напечатанию акафиста св. праведному Симеону Богоприимцу. По исправлении его, как следует по правилам, он сам же и представил его в цензуру, да и похлопотал о беспрепятственном разрешении скорейшего напечатания. Я, находясь далеко, не была извещена о том вожделенном дне, когда в первый раз был прочитан, при полной торжественности, этот уже напечатанный акафист, на день памяти св. Симеона 3 февраля. Тем не менее, великий, милостивый угодник Божий не забыл в этот день утешить и меня, убогую, потрудившуюся для него по мере своих слабых сил, и сам явился мне во сне дивным образом, обещая свое заступничество.
Будто бы пришла я к какому-то настоятелю на благословение. Прошед прихожую, взошла в довольно просторную комнату, как бы зал, оттуда в небольшую, неширокую, угловую комнату, которую я сочла или гостиной, или же кабинетом хозяина. Обстановка этой комнаты была необыкновенна, и я хорошо ее запомнила: прямо против входа из зала были два окна, и третье окно — по левую сторону; все эти окна были во все пространство от пола и до потолка, так что не было ни подоконников, ни рам, а сплошное стекло. Обе эти стены были сплошь уставлены растениями, зеленеющими роскошной зеленью; стояли ли они в горшках, или вели начало с земли, я не знаю, только верхушкам их как бы и конца не виделось, да и потолка, как помнится мне, в этой комнате не было. Хотя и все окна едва виднелись из-за сплошной зелени, но в комнате было очень светло. Особенно светились две лампады, горевшие перед двумя иконами, помещавшимися: в правом углу — икона Спасителя, а в левом — Богоматери; обе иконы в золотых ризах. В простенке между двух окон против входа из зала стоял как бы диван, перед ним продолговатый стол, а по обеим сторонам стола, с боков от дивана стояло по одному креслу. Больше мебели я не видела. По правую сторону была еще дверь, как бы во внутренние покои хозяина, откуда он и вышел. Прежде всего, обратясь к иконе Спасителя, он сказал: "Нине отпущаеши раба Твоего" и проч. Окончив молитву, он благословил меня и пригласил сесть на кресло, стоявшее по правую сторону дивана, к столу, а сам сел на диване. Вид его внешний был чуден! Лицо белое, как бы прозрачное, окаймленное седыми, как снег, волосами; одежда, помню, была зеленого цвета, но ряса ли, или что другое — не поняла я. Взгляд его был полон милости и любви ко мне, точно я была ему близкая, своя, а не так, как грешница перед праведником. Во всей комнате слышалось необыкновенное благоухание, как бы от многих душистых цветов, так что я неоднократно думала, откуда оно могло истекать, когда везде была лишь зелень, хотя и чудная зелень, но все же цветов не было.
Когда мы сели, у нас началась беседа, но привести ее не могу; помню только, что смысл ее был тот, что он обещал мне свое покровительство и утешал меня, еще говорил и о блаженстве праведных, начинающемся еще в сей жизни. Я помню, что я почти все время молчала, потому что так сильно переполнена была сладостным чувством, что уста мои как бы запечатались. Долго ли продолжалась эта таинственная беседа, я не могу определить. Но вот по тому же направлению, откуда пришла и л, показалась монахиня, высокая, тонкая, стройная, бледная, с чрезвычайно скромным симпатичным лицом; она была в мантии, в куколе на голове, с которого креп был несколько спущен на лицо ее. На груди ее был наперсный крест. Когда она, прошед первую комнату (зал), вступила в дверь той, где мы сидели, то св. Симеон встал, и мы все трое стали опять молиться на иконы. Потом он подошел к ней и, поздоровавшись, как уже со знакомой ему, отрекомендовал нас друг другу так: "Это — само смирение и кротость", а указывая ей на меня, произнес: "Это...", — назвав добродетели, коих я вовсе не имею. Мы поклонились друг другу и снова сели на свои прежние места, а вошедшая — на другое кресло, по ту сторону против меня. Что говорили мы, или даже говорили ли, я не помню; знаю только и достоверно помню, что я вкушала сладость, небесную сладость, мало-помалу наполнявшую мою душу все больше и больше. Но вот св. Симеон Богоприимец сказал: "Надо же и угостить гостей моих!" Хотя никого, кроме нас, не было во всем доме, то есть где мы проходили и сидели, но вот со словом праведника явились перед нами на столе три прибора, то есть перед каждым из нас; а затем, хорошо помню, что как бы сверху спустилось блюдо, на котором лежало кушанье; еще когда спускалось оно, то, по мере его приближения, аромат его усиливался, а когда оно совсем стало на место посреди стола, то благоухание наполнило всю комнату, так что я едва выдерживала производимую им сладость души. Вид явившегося кушанья был похож на большие ломти белого хлеба, уложенные рядом один возле другого и облитые чем-то густым, белым и горячим, потому что от него шел как бы пар, издававший это благоухание. Когда все это совершилось, св. Симеон встал, возвел очи к небу, и, прочитав молитву, благословил, сказав обычные слова: "Христе Боже, благослови рабом Твоим." Помню хорошо, что все мы взяли по куску из лежащего на блюде кушанья и положили на свои тарелки. О других не знаю, вкусили ли они этой пищи, о себе же помню хорошо, что я не смела до нее дотронуться, хотя и положила к себе на тарелку. Я вкушала, и вкушала с избытком, но не вещественно лежавшую передо мной пищу, а какую-то необычную сладость сердца, которая, как у пресыщающегося пищей тленной, все более и более насыщала мою душу, и, если бы не кончилось это видение, если бы не проснулась я, то не знаю, осталась ли бы душа моя во мне.
Пробудившись, я была всецело объята этим сладким восторгом; образ св. Симеона Богоприимца живо стоял передо мной, и я чувствовала какую-то близость к нему, любовь сильнее прежней, и с той поры моя вера и любовь к нему стали еще сильнее. Весь следующий день и далее меня не покидало это сладостное чувство, пока наконец не сгладилось обычной жизненной суетой. Но и до сего времени, хотя прошло уже немало лет, во дни памяти его предстательства, и мне бывает очень легко и отрадно. На следующий день, 4 февраля, меня известили телеграммой из Зверина монастыря о совершившемся там торжестве. При сем мне стало яснее, почему сам праведник, по великой своей милости, не презрел и меня, и я от всего сердца возблагодарила Бога.
http://www.pravbeseda.ru/li...
см.также : http://www.leushino.ru/news...



СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ

«Слово в день Сретения Господня о готовности к смерти
Сегодняшний светлый праздник Сретения Господня вдвойне велик для меня, ибо это день принятия мною священного сана. Это было тридцать лет тому назад. Уже тогда профессор хирургии, я вышел в подряснике после чтения часов к архиерею, который меня посвятил в чтеца и в иподиакона, а затем на литургии и во диакона.»
Святитель Лука принял священническиий сан 16 февраля
……………..

СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ
Слово в день Сретения Господня о готовности к смерти

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей – свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля".
В этот светлый день Сретения Господня впервые воспел праведный Симеон Богоприимец эту чудную песнь, а с тех пор каждый вечер слышите вы чтение или пение этой песни.
Что же это значит? Почему каждый день она поется, как никакая другая молитва и песнь святая?
Почему это, зачем? Для того, чтобы вы прониклись значением и смыслом этой молитвы, чтобы всегда помнили ее, чтобы напоминала она вам о вечной жизни, о смертном часе, когда придется вам что-нибудь произнести холодеющими устами в последний раз.
О, как надо было бы, чтобы всякий из вас, чтобы все христиане могли бы, смели бы, имели бы право, отходя от жизни сей, воспевать эту песнь и вместе со святым Симеоном Богоприимцем воскликнуть: "Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром"!
О, как важно, чтобы с миром отошли мы в жизнь вечную!
О, как страшно отойти туда со смятенной душой, с совестью нечистой, которая не смеет произнести этих святых слов, которая трепещет пред исходом из тела.
Боятся, боятся, почти все люди боятся смерти.
Не верующие ни во что, кроме материальной природы, говорят, что им смерть не страшна, что смерть есть абсолютное уничтожение: умрем – и все кончится, сгниет тело – и конец всему.
Мы так не думаем, мы думаем даже, что те, кто так говорит, смерти боятся, но только не признаются в этом, ибо действительно смерть страшна.
Чтобы так ни говорили, как бы ни утверждали, что нет ничего духовного, а все-таки содрогнутся в последний момент, а еще более содрогнутся, когда предстанут пред Вечным Судией.
Но оставим их, не о них буду я говорить, а о нас, христианах, которые веруют всем сердцем в Бога и веруют в загробную жизнь и вечное воздаяние.
Нам, христианам, всего важнее умереть с чистой совестью, со спокойной совестью и с дерзновением повторить молитву Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром".
Симеон далее говорит: "Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля".
Он, бесконечно долго ждавший смерти, он, который не мог умереть, по слову ангела, пока не увидит своими глазами родившегося от Девы Спасителя, – он взял на руки Младенца Иисуса, он ощутил Его, он обнял Его и сказал то, что имел право сказать – что он видел, видел, на руках держал Спасение Израиля.
А мы имеем ли право так сказать, когда не видели телесными очами Господа Иисуса?
Имеем, имеем, такое же право имеем, как святой Симеон, потому что духовными очами всегда зрим Господа Иисуса, потому что верим и утверждаем мы, что видим и знаем Господа Иисуса, потому что те из нас, кто жил святой и чистой жизнью, вспомнят те слова, которые слышали от Господа Иисуса, и смогут сказать, что еще при жизни пришел к ним Сам Господь со Отцем Своим и вечерю в сердце их сотворил.
Так можем и смеем и мы сказать.
Но все ли смеем? Все ли отойдем в глубоком мире? О нет, о нет! Далеко не все.
Полный мир духовный дается от Бога только тем, которые стяжали любовь, которые не запятнали совесть свою греховными и скверными делами.
Полный мир душевный есть удел святых; они все сердцем дерзновенным могли воскликнуть: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром". В глубоком мире, даже стоя на коленях пред образом, умирали они.
А мало ли среди нас таких, которые не посмеют произнести с открытым сердцем эту молитву? Мало тех, чья совесть тяжко запятнана прелюбодеянием и блудом, пьянством, распутством, ложью, клеветой, запятнана ненавистью к братьям своим, черной завистью; чьи уста всегда полны лжи; кто даже убивал – убивал не раз, хотя убийство его не считалось и не считается убийством, ибо и среди вас, христианок, есть множество убивавших детей своих во чреве. Они посмеют ли сказать: "Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром"?
О нет, о нет: со смятенной душой и со страхом встретят они смерть.
Надо в жизни сей заслужить право на то, чтобы при исходе души повторить молитву Симеона Богоприимца; надо иметь чистые уста, иметь чистое сердце, сердце, в котором жи-вет любовь ко всем, которое полно ми-лосердия, в котором нет места себялюбию, в котором нет места скверным страстям и похотям.
Надо жить так, чтобы в жизни своей не угождать телу своему, похотям своим, а жить, всегда стремясь к вечной правде и к Источнику всякой правды, к Солнцу Духовному Господу нашему Иисусу Христу.
Вот те, вот те, которые всем сердцем возлюбили Господа Иисуса, пред глазами которых всегда стоит страшная картина Его крестной смерти – вот те, стяжавшие смирение, лишенные всякой гордости, стяжавшие любовь, и милосердие, и сострадание, вот они, только они уже в жизни сей обрели мир. Они будут жить в глубоком мире, – мире со своей совестью и в мире со всеми людьми.
Вот для того и потому каждый день на вечерне читается эта молитва Симеона Богоприимца. Чтобы запечатлели мы ее в сердцах своих, чтобы постоянно напоминала она нам о смерти, чтобы в мире, а не в смятении совести могла душа наша отойти ко Господу.
Окончив эту свою удивительную молитву, святой Симеон благословил Деву Марию и мужа Ее Иосифа и сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий да откроются помышления многих сердец" (Лк. 3, 34, 35).
Непосредственно и прямо слова эти были обращены к тогдашнему Израилю, часть которого уверовала в Господа Иисуса, как Мессию, а большинство отвергло Его.
Но с тех пор, как народ израильский отверг своего Мессию, своего Спасителя, он перестал быть избранным Божиим народом.
Избранным народом стал весь род христианский, а следовательно, можем и должны мы отнести эти слова Симеона Богоприимца к себе и вникнуть в них глубоко: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий".
Разве не видим этого теперь везде и всюду вокруг нас? Разве не видите, как о имени Христовом ведутся пререкания, о которых сказал Симеон Богоприимец? Как отвергают Его, как не веруют в Него, как ни во что ставят Его слова, Его заповеди?
О, Господи, Господи! Да не будет ни с кем из нас этого ужаса, чтобы кто-нибудь, раз уверовав во Христа, перешел на сторону тех, которые ведут пререкания о Нем. Ибо пред Богом открыты и сокровенные помышления неверных Ему сердец.
Бог видит сердца тех, кто возлюбил всецело Господа Иисуса и благословляет их; видит и сердца тех, которые во вражде с Ним, и оставляет их.
Откройте сердца ваши, покажите их Господу и скажите: Господи, Господи! Посмотри: на сердце моем начертан крест Господа Иисуса Христа!
***
Сегодняшний светлый праздник Сретения Господня вдвойне велик для меня, ибо это день принятия мною священного сана.
Это было тридцать лет тому назад. Уже тогда профессор хирургии, я вышел в подряснике после чтения часов к архиерею, который меня посвятил в чтеца и в иподиакона, а затем на литургии и во диакона.
Это вызвало чрезвычайную сенсацию и даже смятение во всем Ташкенте. Весь город изумился, как это так – профессор, и вдруг диакон.
Не вмещалось это в их сознании, не вмещается и доныне в сознание весьма многих людей, весьма многих. Не понимают, как это возможно.
А объяснение весьма просто: меня призвал Сам Бог. Это во-первых.
А во-вторых, когда увидел я кощунственные карнавалы на улицах Ташкента, то сердце мое закричало: "Не могу молчать!"
И с тех пор я не молчу, а проповедую слово Божие.
Тяжел и тернист был мой путь тридцатилетний. Но вместе с тем он был и удивительно благим путем: благодать Божия сопровождала меня на этом пути, а свет Христов озарял его. И радость у меня, великая радость в том, что я прошел этот путь. Это было великое Божие благодеяние ко мне.
Трудные годы священства своего, а вскоре и архиерейского служения, я считаю не тяжкими, а самыми благими, самыми лучшими, самыми счастливыми годами моей жизни.
Последние почти восемь лет моего служения проходят на ваших глазах. Вы сами узнали меня, вы поняли, зачем и почему профессор хирургии стал архиереем. Объяснять вам это не надо.
И только прошу я вас о том, чтобы в этот великий для меня день вознесли вы вместе со мною Богу благодарственные молитвы за то, что Он направил меня на путь служения Ему»






Апокрифы:

САЙТ "ORTHODOXIA" БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ ЕПИСКОПА ИЛАРИОНА

ХРИСТОС - ПОБЕДИТЕЛЬ АДА

Наиболее развернутое повествование о сошествии Христа во ад содержится в «Евангелии Никодима», оказавшем решающее влияние на формирование церковного учения по данному вопросу. «Евангелие Никодима» сохранилось во многих редакциях на греческом, сирийском, армянском, коптском, арабском и латинском языках [1]. Первая часть памятника (главы 1—11), которая называется «Деяния Пилата», повествует о смерти и погребении Иисуса Христа. Во второй части (главы 12—16) описывается обсуждение вопроса о Воскресении Христа, якобы имевшее место в синедрионе. Третья часть (главы 17—27) называется «Сошествие Христа во ад» (Descensus Christi ad inferos): в ней излагается свидетельство двух сыновей Симеона Богоприимца, воскрешенных Христом и рассказавших синедриону о том, что происходило в аду, когда туда сошел Спаситель мира.
Дошедший до нас текст «Евангелия Никодима» восходит приблизительно к началу V века [2] (а наиболее ранняя рукопись греческого текста, известная науке, датируется XII веком) [3]. В то же время очевидно, что «Евангелие Никодима» содержат материал, восходящий — по крайней мере, частично — к апостольским временам [4]. Во всяком случае, о «Деяниях Пилата» знали уже Иустин Философ (II в.) и Тертуллиан (III в.) [5]. Что же касается «Сошествия Христа во ад», то оно содержит многие идеи, которые мы находим у таких раннехристианских авторов, как Ерм, Иустин Философ, Ириней Лионский, Феофил Антиохийский [6]. Каковы бы ни были заключения относительно датировки «Сошествия Христа во ад», очевидно, что этот памятник отражает весьма древнюю традицию, в основных чертах сформировавшуюся не позднее середины III века.
Интересующая нас часть «Евангелия Никодима», посвященная сошествию Христа во ад, начинается рассказом о том, как во время заседания синедриона Иосиф Аримафейский объявляет о двух сыновьях Симеона Богоприимца, воскрешенных Христом, после чего архиереи Анна и Каиафа, а также Иосиф с Никодимом и Гамалиил [7] отправляются в Аримафею на поиски воскресших братьев. Приведенные в Иерусалимскую синагогу, сыновья Симеона, «сделав на лицах своих изображение креста» [8], взяли чернила и трость и написали следующее:
Господи Иисусе Христе, воскресение и жизнь мира, даруй нам благодать поведать Твое воскресение и Твои чудеса, которые Ты совершил во аде. Мы были во аде со всеми почившими от века. В час же полуночи проник в те мрачные места и воссиял свет как бы солнца, и все мы осветились и увидели друг друга. И тотчас отец наш Авраам, соединившись с патриархами и пророками и все исполнившись радости, сказали друг другу: этот свет от великого Света. Пророк Исаия, бывший там, сказал: этот свет — от Отца и Сына и Святого Духа, о котором я прорек еще во время своей [земной] жизни, говоря: земля Завулонова и земля Неффалимова, народ сидящий во тьме увидел великий свет [9]. Потом вышел на среду другой, подвижник пустыни. И спросили его патриархи: кто ты такой? Он отвечал: я Иоанн, конец пророков, который приготовил пути для Сына Божия [10] и проповедал народу покаяние во оставление грехов [11]... И Он послал меня к вам возвестить, что идет сюда Единородный Сын Божий, дабы, кто уверует в Него, был спасен, а неверующий в Него был осужден... [12]
http://www.az.ru/ofen/theol...




«Сошествие во ад»
Сошествие во ад, в христианских преданиях посещение Иисусом Христом преисподней после смерти на кресте и погребения, знаменующее его торжество над смертью и силами сатаны. В новозаветном каноне есть лишь отдельные указания на С. в. а. (1 Петр. 3, 18-20; ср. Матф. 12, 40; Деян. 2, 23-28; Рим. 10, 7; Ефес. 4, 8-10). Более подробно С. в. а. описывается в апокрифах. Так, «Евангелие от Никодима» содержит рассказ Карина и Левкия (двух воскресших сыновей Симеона Богоприимца), «очевидцев» чудес, совершённых Христом в аду. Согласно преданию, "облистанный" ярким сиянием («се луч от источника света вечного») Христос, сокрушив «врата медные» и «вереи железные», появляется в преисподней, откуда он, повергнув сатану и поправ смерть, изводит ветхозаветных праведников; в раю эту процессию встречают архангел Михаил, Енох и Илия. У райских врат ожидает и «благоразумный разбойник» Pax со знамением креста, данным ему Иисусом в знак истинности своих слов: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23, 43).
О. Е. Нестерова.
Источники: Мифологический словарь /Гл. ред. Е. М. Мелетинский - М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с.





Икона Сретения.

Развернутое описание.
Инок Григорий (Круг)
Сретение - это встреча человечества с Богом в лице старца Симеона. Весь Ветхий Завет увидел исполнение чаяния "своего моления". Симеон, старец, удержанный в жизни, доживший до глубокой старости, увидел наконец день посещения своего, принял на руки Бога своего, отчего и назван Богоприимцем. Дождался исполнения чаяния своего, понес на руках своих утеху Израиля - Эммануила Христа.
Старец Симеон, по преданию священник Иерусалимского храма, за свое неверие обреченный дожить до глубочайшей старости, чтобы удостовериться в пришествии' Христовом, дождаться и увидеть, и держать на руках Христа. И праздник Сретения, как и икона праздника, выражает радость исполнения ветхозаветных обетований о пришествии Спасителя. В Симеоне как бы сосредоточилось ветхозаветное благочестие и вся неутолимая жажда иудейского мира встретить Спасителя. Ему одному было дано предсказание, что он доживет и своими глазами увидит Христа. И он дождался этого и был в Сретении сорокадневному Господу, принесенному Матерью и Иосифом Обручником в храм для совершения закона.
На иконе старец Симеон изображен держащим Спасителя на руках. Все очертания старца как бы выражают исполнение в этом держании Господа на своих руках всех ветхозаветных чаяний. Он весь склонен над Богомладенцем, все линии тела Симеона обращены к Спасителю, как бы вогнуты, образуют вогнутым движением сосуд, принимающий благодать, а руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю.
Спаситель изображен сидящим на руках Симеона не как обычный младенец, но как сорокадневный Царь, сидящий на престоле. Правая рука Христа благословляет склонившегося над ним Симеона, левая держит свиток, дающий разрешение грехов.
Глава Спасителя на иконе Сретения обращена не к Матери, но к Симеону, и в этом движении головы Христа определяются черты Его служения, те черты, которые повторились, когда двенадцатилетний Христос в Преполовение Пасхи беседовал со священниками Иерусалимского храма и как бы забыл о Матери. И это отдаление от своей семьи подчеркивается всей композицией иконы, всем распределением изображений на ней.
Середину иконы занимает не какое-либо человеческое изображение, но престол с возвышающимся над ним киворием, утвержденным на столбах. И престол и столбы, на которых покоится киворий, как бы разделяют икону пополам. По одну сторону иконы изображены Матерь Божия и Иосиф Обручник, по другую сторону изображены вышедшие в Сретение Христа Симеон и пророчица Анна. Иосиф Обручник несет на руках двух голубей - жертву, приносимую в храм при совершении закона. Эти два птенца голубиных символически понимаются Церковью как прообраз иудейского и языческого мира. Матерь Божия изображается склоненной, с руками как бы несущими Спасителя, но Спасителя на Ее руках уже нет. Его держит Симеон Богоприимец, и престол, изображенный в самой середине иконы, между Матерью Божией и Христом на руках Симеона, образует как бы непроходимую преграду. Матерь Божия изображена как бы лишившейся Сына, во всем облике Ее, в поднятых руках, еще как бы несущих Спасителя, неизъяснимая скорбь. В этом предзнаменование материнского страдания Божией Матери, прореченного Симеоном: "И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец". В движении рук и всего стана Матери Божией предчувствие утраты Сына, утраты, которую понесла Матерь Божия, стоя при кресте.
Сретение относится к числу Господских праздников, посвященных непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своем возникновении, рассматривалось как праздник, посвященный Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь - отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своем построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, - пророческий смысл слов старца: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий". (Лк. 2, 34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времен и чаяния грядущего Суда и Будущего Века.
http://www.portal-slovo.ru/...





По народному верованию, Симеону Богоприимцу в особенности молятся о здоровье младенцев.» http://tropinka.orthodoxy.r...
Примеров обращения и исцеления множества,
Например ,при Донецком региональном центре «Охраны материнства и детства» открыта молебная комната Симеона Богоприимца. http://medicine-in.dsmu.edu...



------------------------------------------------------------------



Последние слова в этой жизни некоторых святых были слова св. Симеона Богоприимца.

Святая Мария Египетская: см. житие.
…После этого преподобная просила его прочитать "Верую" и "Отче наш". По окончании молитвы она, причастившись Святых Страшных Христовых Таин, простерла руки к небу и со слезами и трепетом произнесла молитву святого Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое". http://www.icona.ru/lib/hg/...

-------------------------------------------------------------------------------

О иконе Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение»24 мая/ 6 июня
Св. старец Симеон Богоприимец, по внушению Духа Божьего, увидел во Христе, принесенном Девою Мариею в Иерусалимский храм в 40-й день после рождения, не просто младенца, а ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя. Провидя также прозорливыми очами, что пред ним предстоит безмужняя Матерь, старец обратился к Богоматери и сказал: — Вот лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. И будет Он предметом пререканий: одни будут говорить, что Он благ, другие, напротив, что Он обманывает народ. И сделают Его, по слову пророка Иеремии, как мишень, в которую стреляют, повесивши Его на древе крестном и, как стрелами, пронзив Его гвоздями и копием. В то время и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь Ты Сына Твоего пригвожденным на кресте и когда Его будешь провожать из мира с великой скорбью и рыданиями.

Это пророчество Симеона изображено видимыми символическими знаками на некоторых иконах Божией Матери. Обыкновенно в качестве символа берется следующий образ: на иконе изображается Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами — по три справа и слева, и один снизу. Число 7 в Св. Писании вообще означает “полноту” чего-либо, а в данном случае полноту того горя, “печали и болезни сердечной”, которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. Указанный образ иногда еще дополняется изображением на коленах Богоматери умершего Младенца Христа.

В дореволюционном издании “Чудотворные иконы Божией Матери” указывается на различие между иконами “Умягчение злых сердец” (называемой также “Симеоново проречение”) и “Семистрельная”, которое состоит в том что мечи, пронзившие сердце Богоматери расположены по-разному: на иконе “Умягчение злых сердец” (“Симеоново проречение”) — по три справа и слева, а один (седьмой) снизу, а на иконе “Семистрельной” — три с одной и четыре с другой стороны. Здесь также указывается на разные дни празднования: иконе “Умягчение злых сердец” — в неделю Всех Святых; иконе “Семистрельной” — 13 августа.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования — 13 августа и в неделю Всех Святых.
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ "УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ", ИЛИ "СИМЕОНОВО ПРОРЕЧЕНИЕ"
Молитвы находятся по адресу:
http://hram-vlad-butovo.ru/...


-------------------------------------------------------------------------------



Сретение как светоявление.

«СВЕТОСРЕТЕНИЕ
15 февраля святая Православная Церковь празднует Сретение Господне. Этот праздник установлен в память того, что Спаситель мира Богомладенец Иисус на сороковой день после Рождества принесен был в храм Матерью Своей Пречистой Девой Богородицей и сретен там праведным Симеоном и пророчицей Анной.
Итак, мы празднуем Сретенье или иными словами Встречу. Встреча в Иерусалимском храме была не просто встречей нескольких лиц. То была долгожданная встреча человечества со Спасителем, встреча человечества с вочеловечившимся Богом лицом к лицу. В те дни Слово уже стало плотью, Свет уже пришел в мир, Спаситель уже пребывал на земле, но сокровенно. И вот Сретенье сделалось началом открытого Светоявления. Старец Симеон Богоприимец, согласно Священному Преданию, исповедовал сие следующими словами: "Видели очи мои, Господи, спасение Твое, всем людям уготованное; видели очи мои Свет, уготованный во отгнание тьмы, в просвещение народов, во откровение неведомых Божественных таинств, Свет возсиявший для прославления людей Твоих…"
Вот радость неувядающая — Свет воссиял в мире, Свет пришел, дабы просветить нашу тьму, Свет снизошел соделать нас светоподобными.
Бог пришел не только ко всему человечеству в целом, но и к каждому человеку в отдельности. Что же это значит? — То, что встреча с Богом непременно должна состояться в жизни каждого человека. И горе, если такая встреча не состоится. Горе вдвойне, если встреча со Христом не состоится в жизни православного христианина, а это, увы, возможно, если христианин во все дни жизни своей будет оставаться христианином только по имени, а не по делам и не по вере.
В жизни праведного Симеона Богоприимца встреча со Христом состоялась. Дабы таковая встреча состоялась и в нашей жизни, мы должны подражать праведному Симеону. О святом Симеоне говорится в минейном сказании: "Он же, веровав словесем ангельским и пророческим, ожидаше желательнаго пришествия в мир Христов; и был житием праведен и непорочен, отгребаясь от всякаго зла, приседя церкви и моляся Богу, да помилует мир Свой, и избавит человеки от вселукавого диавола".
Святой Симеон не знал точного дня посещения храма Господом, но он смиренно и молитвенно ожидал встречи с обетованным Мессией, ожидал изо дня в день, из года в год. Посмотрите, какое терпение, какая вера!.. Мы тоже не знаем часа чаемой встречи душ наших с Господом, не знаем и срока Второго Славного и Всехвального Пришествия Христова, и потому нам должно, подражая праведному Богоприимцу, быть верными чадами святой Матери нашей Православной Церкви, исполнять наставления и заветы святых Отцов и учителей церковных, не участвовать во зле, молиться Богу, да помилует мир Свой и избавит нас от сетей диавола в эти лукавые времена.
Если будем стремиться так жить, то сподобимся стать Богоприимцами, встретимся с Живым Богом, сретим истинный Свет, "Который просвещает всякого человека" (Ин.1,9), Который пожигает зло и разгоняет тьму.
Этот Свет уже пришел к людям, Он уже в мире, но мир Его не познал. Познаем ли Его мы? Встретимся ли с Ним? Не пройдем ли мимо? Не предадим ли? Не оттолкнем ли? Когда Он придет и постучит в нашу дверь, и пожелает войти в наше сердце, быть может, завтра или сегодня?
Свет пришел в мир. Встречайте!
Инок Всеволод (ФИЛИПЬЕВ), г.Джорданвилль, США
http://piter.orthodoxy.ru/p...

----------------------------------------------------------------------------------



« 26.11.03 В ИЕРУСАЛИМЕ НАЙДЕН СТИХ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ, ВЫСЕЧЕННЫЙ НА ГРОБНИЦЕ, ПРИПИСЫВАЕМОЙ СИМЕОНУ БОГОПРИИМЦУ» из новостей.

«Археологические находки, подтверждающие библейское повествование или называющие каких-нибудь библейских лиц, чрезвычайно редки. Новая находка стала пока первым случаем обнаружения стиха из Нового Завета на древней гробнице в Святой Земле, утверждает американский археолог Эмиль Пуэх, который расшифровывал надпись.
Едва различимое имя Симеон, написанное греческими буквами, сохранилось на выщербленном погодой фасаде похоронного монумента. Замеченное двумя исследователями из Иерусалима, оно позволило разобрать ранее невидимые строчки надписи — стих из Евангелия от Луки (2:25).
Высказано предположение, что монумент считался в византийский период истории Палестины могилой св. Симеона Богоприимца, который, согласно Евангелию, принял на свои руки младенца Иисуса в Храме Иерусалимском и признал в нем Мессию. Однако Симеон вряд ли похоронен на этом месте: памятник, подобно другим, скорее всего был поставлен на могиле кого-либо из иерусалимских аристократов, живших во времена пришествия Иисуса Христа. Лишь позднее его приписали Симеону.
Однако найденная надпись подтверждает распространенное в Византии поверье о том, что три библейских фигуры — Симеон Богоприимец, Захария (отец Иоанна-Крестителя) и Иаков, брат Иисуса — были похоронены вместе. Ранее на том же фасаде была найдена надпись, посвященная Захарии.
Надписи были сделаны около IV века, в то время, когда византийские христиане искали в Святой Земле священные места, основываясь по преимуществу на местных преданиях. Памятник находится в Кедронской долине, к востоку от обнесенного стеной Старого города Иерусалима, к западу от Масличной горы.
Шесть строк стиха расположены сверху вниз. Буквы следуют друг за другом, отличаются размером, они слегка изогнуты и относительно неглубоко вырезаны. Скорее всего, они были высечены неспециалистами — людьми, плохо знающими особенности обращения с камнем. Надпись на гробнице идентична стиху 25 главы второй Евангелия от Луки по тексту знаменитого Синайского кодекса.
Надпись высечена на памятнике, который также иногда называют "гробницей Авессалома", хотя очевидно, что в этом позднейшем мавзолее никогда не мог быть захоронен один из сыновей царя Давида.
Надпись, посвященная Захарии, ранее была обнаружена совершенно случайно — когда памятник сфотографировали перед заходом солнца».
Седмица.Ru http://arc.mlist.biz/200311...




Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.