Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Проект «Ту?ан жерім алтын бесігім»

Проголосуйте пожалуйста за проект «Ту?ан жерім алтын бесігім». ("Родная земля - моя золотая колыбель") Он расположен под номером 36. Будем вам премного благодарны. Вот ссылка:http://zhascamp.kz/contest/1

Кто есть Иисус?

от Марка 15:34 " В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? --что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Если Иисус - Бог, то к кому он тогда обращается?

от Марка 16:19 Итак Господь(по гречески "кириос" "господин"), после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога". - Отсюда я делаю вывод, что Иисус - не Бог. Здесь не написано: "одесную Отца" здесь именно написано: "одесную Бога"!!

Почему же Иисуса называют "сын Божий"
Сынами Божьими был назван еврейский народ:
"И в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих"(Второзаконие 32:19)
Но сыны божьи по Библии - это не просто еврейский народ - сыны божии по Библии - это праведные люди.
Такой вывод мы можем сделать из стиха: "но они развратились пред ним - они не дети Его по порокам своим":(Второзаконие 32:5) Тоесть развратные люди не являются детьми Божьими по пятикнижью Моисея. Иисус был праведным человеком, поэтому его и называли "сыном Божьим".
Иисус же предрекает, что сынами божьими будут названы миротворрцы(творящие мир).(Евангелие от Матфея 5:9)
А Отец - это обращение не только Иисуса. И в пятикнижье Моисея мы находим: "Не он ли Отец твой - усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя" (Второзаконие 32:6)

Когда же Иисус увидел, что обращение "сын Божий" может привести к обожествлению, он стал называть себя "Сын Человеческий"

И в заключение хочется сказать словами Иисуса:
"Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Евангелие от Луки 4:8)
"Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить"(Евангелие от Марка 10:45)



Тимур Джумагалиев


Источник:http://blogs.mail.ru/mail/timjum/1B90D80CA4A1868D.html

3-е Вдохновение Кораном.

СУРА 68 ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(34) Истинно, набожным у Господа блаженные сады.

(35) Поступим ли Мы с Подчиненными как с теми, что грешны?
(36) Что с вами и каково суждение?
(37) Или у вас писание, а в нём учение
(38) Что вам, поистине, любое предпочтение?
(39) Или у вас Наши клятвы вплоть до Дня Предстояния о том, что вам – плод вашего суждения?
(40) Спроси их, кем будут клятвы подтверждены?
(41) Или у них – святые? Пускай же приведут своих святых, если правдивы они.
(42) В тот день, когда откроются все тайны, и призовут земной поклон вершить, они не смогут сделать преклонение –
(43) Опущены их взоры и их постиг позор, а ведь могли они пасть ниц, (когда спустилось повеление).
(44) Оставь Меня с теми, кто ложью считает этот рассказ – когда они не будут знать, их жизнь постигнет завершение –
(45) Я дам отсрочку им, ведь замыслы Мои прочны.
(46) Или ты просишь награды и у них от платы отягощение?
(47) Или, быть может, пишут они тайное откровение?
(48) Ты дотерпи! Господь решит! Не будь подобен спутнику кита. Вот он воззвал, когда его постигло заточение.
(49) И если б не Господня милость, то был бы выброшен он на пустырь, его постигло б унижение.
(50) Избрал его Господь и сделал человеком правоты.
(51) А те, кто отвергает, своими взорами тебя готовы опрокинуть, и, слушая Упоминание, говорят: «Его коснулось бесов проникновение»
(52) Но это - не что иное, как Упоминание для народов, (ниспосланное с Божьей высоты).


Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.


Источник: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/62F437EA42AA03A5.html

sdaf afd, 20-08-2012 16:44 (ссылка)

Имя АЛЛАХ облаками - Альфа и Омега - Знамения!!!

2Кто-то взломал почту и удалил предыдущий ролик "Альфа и Омега - знамения Аллаха", поэтому видео было загружено заново. Это видео дополнено сведениями из древнейшей Библии, названной "Синайским кодексом".
Смотрите, удивляйтесь, делитесь с другими! Можете оставлять комментарии на странице ролика.



Для тех, у кого медленный интернет лучше выключить высокое разрешение (HD) внизу плеера для более быстрой загрузки видео, еще можно нажать на паузу, чтобы ролик загрузился полностью.


2-ое Вдохновение Кораном

СУРА 68 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

(1) Нун-буква. И записью и тем, что пишут клятва!
(2) Не ты охвачен бесом по милости Господней (необъятной)!
(3) И не иссякнет для тебя награда (и как она приятна)!
(4) Великим нравом обладаешь ты.
(5) Ты увидишь и они, (и станет понятно),
(6) В ком из вас безумие (было вероятно).
(7) Истинно Господь твой знает сбившихся, и знает идущих по Его пути.
(8) Тому, кто не поверил, не поддавайся ты.
(9) Они бы хотели, чтоб ты не противился, и они бы отнеслись халатно.
(10) И не поддавайся ничтожному, чьи клятвы пусты,
(11) Клеветнику, разносящему сплетни (для вражды),
(12) Препятствующему Добру, беззаконнику, тому, чьи поступки дурны,
(13) Тому, чьи действия грубы, а после этого низки,
(14) Хоть у него сторонники, а карманы деньгами полны.
(15) Когда ему читают знаки Наши, он говорит: «Благодаря сказаниям древних они сочинены»
(16)Мы поставим ему клеймо на рыло его (за слова, адекватно).
(17)Мы испытали их, подобно испытанию владельцев сада, когда те поклялись, что утром соберут плоды,
(18) Не захотев воздать хвалу, (что было б благодатно).
(19) Когда же спали - налетел на сад от Господа тайфун (внезапно).
(20) Наутро сад стал землею пустоты.
(21) И утром звали, (не зная постигшей беды):
(22) «Ступайте на участок, если хотите собрать плоды»
(23) Они отправились, шепча между собой (отвратно):
(24) «Пускай сегодня не входит к вам туда достигший бедноты».
(25) И стали сердиться они.
(26) Когда ж увидели свой сад, сказали: «Ведь, что мы сбились - (нам понятно).
(27) Напротив! Мы лишены плодов - (невероятно)!»
(28) Лучший средь них промолвил: "Что Бога восхвалить должны - не я ли говорил вам внятно?"
(29) Они сказали: "Господу хвала! Деяния наши злом омрачены".
(30) И стали упрек бросать друг другу (безрезультатно).
(31) Они сказали: "Горе нам! Произвол вершили мы
.
(32) Возможно, Господь наш заменит сад лучшим, чем он
. Ведь с просьбой к Господу мы возвращаемся обратно".
(33) Таково страдание. Страдание ж Последнего мира больше, если б знали они (знатно)!


Тимур Джумагалиев - ответственный за перевод.

Прошу вас, пишите свои комментарии в этот блог: http://blogs.mail.ru/mail/timjum/369691C599B070A7.html

Постановление Совмина Казахской ССР об заповедной зоне

Постановление Совета Министров Казахской ССР
от 30 апреля 1974 года N 252
 
Об объявлении заповедной зоны в северной части Каспийского моря
(с изменениями от 13.07.78 г. N 284; от 15.09.89 г. N 290;
от 23.09.93 г. N 936)
 
В целях сохранения и воспроизводства рыбных запасов в Каспийском бассейне, во исполнение постановления Верховного Совета СССР от 20 сентября 1972 года "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов" и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 сентября 1968 года N 759 "О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря" Совет Министров Казахской ССР постановляет:
1. Объявить акваторию восточной части Северного Каспия с дельтами рек Волги, в пределах территории Казахской ССР, и Урала заповедной зоной, с допущением в этой зоне развития в дальнейшем только рыбного хозяйства и водного транспорта.
2. Установить границу заповедной зоны по береговой охранной полосе с отметкой минус 28.
3. Утвердить прилагаемое Положение о заповедной зоне в северной части Каспийского моря.
4. Уралкаспрыбводу по согласованию с Гурьевским и Мангышлакским облисполкомами обозначить в натуре специальными знаками и аншлагами границы заповедной зоны и охранной полосы.
5. Контроль за соблюдением установленного режима в заповедной зоне и охраной водных ресурсов этой зоны возложить на органы рыбоохраны и органы по регулированию использования и охране вод.
 
Председатель Совета Министров Казахской ССР
Б. Ашимов
Управляющий Делами Совета Министров Казахской ССР
К. Ахметов
 
 Утверждено
постановлением Совета Министров Казахской ССР
от 30 апреля 1974 года N 252
 
Положение
о заповедной зоне в северной части Каспийского моря
1. Заповедная зона в северной части Каспийского моря вводится в целях сохранения рыбных запасов и обеспечения оптимальных условий обитания и естественного воспроизводства осетровых и других ценных видов рыб.
Пункт 2 дополнен в соответствии с постановлением Совета Министров Казахской ССР от 13.07.78 г. N 284
2. В состав заповедной зоны входят:
а) акватория восточной части Северного Каспия, ограниченная с запада прямой линией, проходящей от точки на побережье, находящейся на окончании сухопутной границы РСФСР и Казахской ССР, до точки с координатами 44 градуса 12 минут с. ш. и 49 градусов 24 минуты в. д., с юга - прямой линией, проходящей от точки с вышеуказанными координатами до мыса Тюб-Караган;
б) восточная часть дельты реки Волги в границах Казахской ССР и дельта реки Урала (от разветвления реки Урал на рукава Зарослый и Яицкий);
в) береговая охранная полоса заповедной зоны по морскому побережью устанавливается отметкой минус 28 и обозначается в натуре специальными знаками и аншлагами;
г) акватория и пойма реки Урала (от разветвления реки Урала на рукава Зарослый и Яицкий до устья реки Барбастау).
3. Режим заповедной зоны определяется настоящим Положением, действующими Правилами рыболовства и добычи морского зверя, растений и беспозвоночных, Положением об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР.
4. В заповедной зоне запрещается:
а) сброс загрязненных сточных вод промышленными и коммунальными предприятиями, балластных, льяльных вод, других отходов с судов, а также все виды загрязнения и засорения моря, рек и других водоемов, берегов и пойм;
б) проведение геологоразведочных и сейсморазведочных работ со взрывными источниками вызова упругих колебаний и разработка минерального сырья, в том числе бурение нефтяных, газовых скважин и их эксплуатация, а также проведение других работ, изменяющих естественный биологический, гидрогеологический режим водоемов;
в) проведение взрывных работ, разработка гальки, гравия и иных грунтов со дна моря, рек и других водоемов;
г) перегораживание проток дамбами, а также устройство по берегам водоемов всякого рода отвалов и свалок, кроме отвалов грунта, вынутого со дна водоемов при производстве дноуглубительных работ для судоходства;
д) забор воды из водных источников действующими предприятиями, хозяйствами и другими водопотребителями без осуществления согласованных с органами по регулированию использования и охраны вод и рыбоохраны эффективных мероприятий для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения и защиты водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения;
е) размещение новых и расширение действующих предприятий и других промышленных объектов, связанных с забором воды и сбросом сточных вод в водоемы заповедной зоны;
ж) проведение работ, нарушающих растительный покров на заливных землях в весенний период до наступления паводка, за исключением площадей, занимаемых под посадку леса;
з) применение лотовых цепей, служащих для стабилизации движения судов;
и) проведение лесосплава, выжигание камыша и производство заготовок леса по берегам, за исключением рубок ухода за лесом, санитарных, лесовосстановительных рубок и мероприятий по охране и защите лесов;
к) строительство гидротехнических сооружений, за исключением сооружений, необходимых для рыбохозяйственных целей, нужд водного транспорта, мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения, размещение которых и производство работ по ним в каждом конкретном случае должны согласоваться с органами государственного контроля (надзора) в установленном порядке;
л) обвалование и восстановление разрушенных валов на полойных участках дельт и пойм рек;
м) установка и использование моторов общей мощностью свыше 20 л. с. на плавучих средствах, принадлежащих гражданам на правах личной собственности;
н) применение в сельском и лесном хозяйстве вредных для наземных и водных животных ядохимикатов и минеральных удобрений, а также препаратов и средств для борьбы с кровососущими переносчиками заболеваний и других целей без согласования с соответствующими органами государственного контроля (надзора)";
В пункт 5 внесены изменения в соответствии с постановлением Кабинета Министров РК от 23.09.93 г. N 936
5. В заповедной зоне разрешается:
а) проведение дноуглубительных работ для улучшения условий прохода рыб и судоходства;
б) проведение грузовых операций на рейдах и забор балласта;
в) сенокошение, заготовка тростника и чакана, выпас и водопой скота;
г) использование совхозами и колхозами под расширение сельскохозяйственного производства земель на площадях, не являющихся нерестилищами, по согласованию с органами рыбоохраны;
д) производство геофизических исследований, геологоразведки и добычи углеводородного сырья с учетом особых экологических условий.
6. Колхозы, совхозы и другие государственные предприятия и организации, осуществляющие в заповедной зоне заготовки древесины в порядке, предусмотренном подпунктом "и" пункта 4 настоящего Положения, а также сенокошение, заготовки тростника и чакана, выпас и водопой скота, обязаны строго соблюдать режим, установленный настоящим Положением.
Пункт 7 изложен в редакции постановления Совета Министров Казахской ССР от 13.07.78 г. N 284
7. На территории заповедной зоны:
а) режим судоходства устанавливается по согласованию с органами рыбоохраны и органами по регулированию использования и охране вод;
б) добыча в дельте реки Урала и на островах "Шалыга" ракуши, используемой в животноводстве и комбикормовой промышленности, допускается только по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод;
в) лов рыбы, добыча водных животных и растений допускается на строго ограниченных участках в соответствии с действующими правилами рыболовства и добычи водных животных и растений;
г) спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления разрешается на специально отведенных органами рыбоохраны участках с соблюдением действующих привил рыболовства и охраны вод.
Места стоянок плавучих средств, находящихся в личной собственности граждан, определяются соответствующими исполкомами местных Советов народных депутатов по представлению органов рыбоохраны.
8. Лица, виновные в нарушении установленного в заповедной зоне режима, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством об охране рыбных запасов и водных ресурсов.

Об утверждении Специальных экологических требований в государств



Об утверждении Специальных экологических требований в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря

Постановление Правительства Республики Казахстан
от 31 июля 1999 года N 1087
Об утверждении Специальных экологических требований в государственной
заповедной зоне в северной части Каспийского моря
В соответствии со статьей 48 Закона Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Специальные экологические требования в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря (далее - Специальные требования).
2. Установить, что Специальные требования являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря.
3. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды и другим специально уполномоченным органам, осуществляющим государственный контроль за охраной окружающей среды, а также за охраной и использованием природных ресурсов обеспечить контроль за соблюдением норм Специальных требований.
4. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить проведение уточненного зонирования территории государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря и в срок не позднее 1 июля 2000 года внести в Правительство Республики Казахстан предложения по их утверждению.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 
 Премьер-министр Республики Казахстан
Н. Балгимбаев
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан
от "31" июля 1999 года N 1087
Специальные экологические требования
в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря
1. Общие положения
1. Специальные экологические требования в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря (далее -Специальные требования) разработаны в соответствии со cтатьей 48 Закона Республики Казахстан "Об особо охраняемых природных территориях".
2. Специальные требования распространяются на территории государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря в границах, определенных постановлениями Совета Министров Казахской ССР от 30 апреля 1974 года N 252 "Об объявлении заповедной зоны в северной части Каспийского моря" и от 13 июля 1978 года N 284 "О включении в заповедную зону северной части Каспийского моря акватории и поймы р. Урала".
Режим территории государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Специальные требования распространяются на весь комплекс морских поисково-разведочных работ, в том числе на:
1) проектирование и строительство буровых оснований, установок и морской инфраструктуры;
2) бурение, испытание, консервацию или ликвидацию скважин и буровых оснований;
3) материально - техническое обеспечение, транспортировку и обращение с отходами;
4) проектирование, строительство, эксплуатацию и вывод из эксплуатации береговой инфраструктуры.
4. Проведению морского поисково-разведочного бурения должна предшествовать подготовка проекта работ с учетом мирового опыта, включая оценку воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС), предусматривающую экологическое картирование района работ с проведением фоновых исследований и выявление экологически особо чувствительных зон.
5. Указанные в пункте 4 настоящих Специальных требований проектные документы должны пройти государственную экологическую экспертизу и быть согласованы с специально уполномоченными органами Республики Казахстан, осуществляющими государственный контроль за охраной окружающей среды, а также за охраной и использованием природных ресурсов (далее - Уполномоченные органы).
6. Обязательным элементом ОВОС является анализ альтернатив, включая отказ от морского поисково-разведочного бурения, на особо уязвимых биочувствительных участках акватории моря и прибрежной зоны.
ОВОС должен выполняться с обязательным учетом одновременно проводимых нефтяных операций на примыкающих участках акватории с целью определения их совокупного воздействия на окружающую среду.
В ОВОС следует предусматривать прогноз экологических последствий морского поисково-разведочного бурения при нормальном ведении работ и при аварийных ситуациях.
7. Под Операторами в Специальных требованиях понимаются лица, имеющие право согласно законодательству Республики Казахстан на проведение соответствующего вида деятельности.
Под Компетентным органом в Специальных требованиях понимается государственный орган по вопросам недропользования, определенный в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Организация и проведение работ
8. Обязательным условием для начала морского поисково-разведочного бурения является:
1) наличие у Оператора документов по процедуре и планам действий по обеспечению экологической безопасности работ, в том числе в аварийных ситуациях, согласованных с Уполномоченными органами;
2) полная готовность Оператора, подтвержденная соответствующими актами Уполномоченных органов, материальной базы и обученных кадров для предотвращения и ликвидации последствий любых внештатных ситуаций, в том числе разливов нефти и ее производных.
9. Технология работ, согласованная с Уполномоченными органами может корректироваться в установленном порядке по результатам сопутствующего мониторинга.
10. Проведение буровых работ допускается в течение года за исключением ограничений, указанных в Специальных требованиях.
11. Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, должно обеспечиваться постоянным присутствием корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива углеводородов до момента доставки специальных средств с береговых баз и обеспечения открытого водного пространства у буровой в размерах, достаточных для осуществления мероприятий по ликвидации углеводородных разливов.
Требование, указанное в настоящем пункте, не распространяется на бурение, ведущееся с искусственных островов.
12. Вскрытие продуктивного горизонта подсолевой толщи и испытание скважин с предполагаемым экстремальным давлением и высоким содержанием сероводорода не рекомендуется проводить в тяжелых ледовых условиях на море.
13. Во избежание возможного загрязнения моря строительство буровых оснований и проведение морского поисково-разведочного бурения вблизи от пробуренных ранее скважин, подводных трубопроводов, мест размещения промышленных отходов осуществляется только по специальному разрешению Уполномоченных органов на основании материалов предварительного экологического картирования.
14. При обнаружении в пределах лицензионной территории ранее пробуренных скважин, Оператор должен определить точные координаты оголовки скважины и в установленном порядке передать их Компетентному органу.
15. Строительство буровых оснований в мелководной и переходной зонах на глубинах от 0 м до 2 м недоступных для морских судов и для сухопутных средств доставки строительных материалов должно производиться на основании индивидуального проекта или отдельной части общего проекта и ОВОС, минимизирующих нарушения морского дна и нанесение ущерба биосистеме.
16. Бурение скважин должно осуществляться на основе передовых апробированных технологий, обеспечивающих экологическую безопасность проводимых работ.
17. В случае консервации скважин после завершения испытаний Оператор обязан провести работы по консервации, обеспечить сохранность бурового основания и надежную герметизацию скважины до момента возобновления работ.
18. При ликвидации скважин, пробуренных с насыпного основания (подводной бермы или острова), Оператор обязан обеспечить их герметизацию и контроль за состоянием искусственного основания, предварительно проведя его очистку от возможного загрязнения углеводородами и иными химическими веществами.
В случае размыва острова или бермы Оператор обязан обозначить его вехой или бакеном до его (основания) окончательной нивелировки с общим уровнем рельефа дна и передать их координаты Уполномоченным органам для нанесения на морские карты в целях обеспечения безопасности судоходства.
19. При ликвидации скважин, пробуренных с платформ любого типа, их конструкции должны быть полностью демонтированы и удалены, а оголовки герметизированных скважин срезаны на уровне дна во избежание помех рыболовству и судоходству.
20. Также должны быть всемерно ограничены и сведены до минимума сжигание углеводородов и газа на факеле при испытании скважин.
В случае признания итогами экологической экспертизой метода указанного в настоящем пункте, как наиболее безопасного для окружающей среды, применять его необходимо только при погодных условиях, способствующих рассеиванию дымового шлейфа.
21. При проведении любых видов строительных и иных работ запрещается использование взрывных методов в толще воды и на морском дне, за исключением случаев демонтажа бурового оборудования при ликвидации скважин по специальному разрешению Уполномоченных органов.
22. Строительство береговых баз, в том числе: складов горюче -смазочных материалов, станций техобслуживания транспортных средств и т.д. должно осуществляться вне заповедной зоны с максимальным использованием существующей инфраструктуры.
23. По завершению функционирования объектов береговой инфраструктуры рекультивация земель должна быть проведена в соответствии с проектом, согласованным с Уполномоченными органами.
3. Обращение с отходами
24. Запрещается на весь период морского поисково-разведочного бурения сброс в море или складирование на его дне жидких и твердых отходов производства и потребления, образующихся в процессе всех видов деятельности (строительстве, бурении, транспортных операциях), включая буровые шламы и растворы.
25. По разрешению Уполномоченных органов допускается сброс в море ограниченного перечня незагрязненных или очищенных сточных вод.
26. Закачка отходов бурения (в том числе солесодержащие буровые шламы) в недра осуществляется согласно проекту по специальному разрешению Компетентного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
27. Все операции по обезвреживанию и хранению отходов бурения (шламы и растворы), не вовлекаемых в оборот и не закачиваемых в недра, должны осуществляться на суше, на специально оборудованном полигоне, вне заповедной зоны.
Указанные операции должны осуществляться по согласованию с Уполномоченными органами и должны обеспечивать завершение строительства к моменту начала буровых работ.
28. Запрещается размещение полигонов промышленных и бытовых отходов, токсичных и других вредных и загрязняющих веществ, в пределах зоны максимальных нагонных волн.
29. Буровая платформа (баржа) и обслуживающие ее суда должны быть оборудованы установкой для очистки и обеззараживания сточных вод или устройством для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства.
Для сбора или обработки мусора (измельчение или прессование) должны быть предусмотрены устройства, либо установка для сжигания мусора.
4. Передвижение
30. Во избежание отрицательного воздействия на особо чувствительные экологические районы, курсирование судов, привлекаемых к операциям, связанных с морским поисково-разведочным бурением, к площадкам морского поисково-разведочного бурения и береговым базам должно осуществляться в соответствии с режимом судоходства, согласованных с Уполномоченным органом.
31. Строительство и использование дорог в прибрежной полосе государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря должно предусматриваться проектом работ, согласованных с Уполномоченными органами.
Любое перемещение транспортных средств, за исключением экстренных (аварийных или медицинских случаев) вне дорог, определенных указанным в настоящем пункте проектом, и существующей административной сети дорог запрещается.
32. На увлажненных участках побережья (подтапливаемых территориях) и на прибрежном мелководье в случае необходимости допускается использование специальных транспортных средств (на шинах низкого давления, на воздушной подушке и т. п.) в минимальной степени нарушающих целостность почвенно-растительного покрова и существующих биоценозов.
5. Опасные материалы
33. Использование и хранение в процессе морского поисково-разведочного бурения и сопровождающих его операций (в том числе и при ликвидации аварий) любых потенциально токсичных веществ допускается только при наличии сертификата токсичности и предварительного согласования с Уполномоченными органами, согласно законодательству Республики Казахстан.
34. Все операции по заправке, хранению, использованию, транспортировке горючих и смазочных материалов, растворителей и прочих вредных материалов должны проходить под контролем с соответствующим занесением их в специальные журналы, являющиеся документами строгой отчетности.
35. Заправка судов в море не должна допускать разливы и утечки углеводородов.
36. Причалы и базы должны планироваться так, чтобы операции по снабжению, техобслуживанию и заправке судов осуществлялись безопасным образом.
6. Специальные мероприятия по охране биоресурсов
37. Запрещается использовать оборудование и аппаратуру, а также транспортные и производственные суда и средства, ранее работавшие в иных водных бассейнах, без санитарного и экологического контроля.
38. Проведение морского поисково-разведочного бурения на территории с заповедным режимом не допускается.
39. Для обеспечения нормального нерестового хода рыб и ската молоди в море запрещается в период с 1 апреля по 15 июля строительство буровых оснований, испытание скважин и судоходство в приустьевых районах рек Урал и Волга в радиусе 50 км от наиболее выдвинутых в сторону моря частей дельт и в полосе шириной 15 км от береговой линии на 1 января 1994 года между границами запретных дельтовых пространств и далее на Восток, включая дельту реки Эмба.
В указанный период процесс бурения должен быть переведен на автономное обеспечение оборудованием, химическими реагентами, горюче - смазочными и другими материалами, продовольствием.
Также, должны быть приняты все меры, обеспечивающие накопление и хранение отходов бурения, для их последующего вывоза по окончании периода запрета.
С этой же целью в указанных зонах, в период с 1 по 30 октября запрещаются дноуглубительные и строительные работы.
В целях сохранения птиц в местах гнездования: тростниковых зарослях, песчаных прибрежных косах и островах, запрещается проведение в период с 1 апреля по 15 июля работ по строительству буровых оснований и установок, а также испытание скважин.
40. Проведение работ в пределах тростниковых зарослей (естественный биологический фильтр) на границе суша - море регулируется специальными решениями Уполномоченных органов с учетом сезона года.
41. Для сохранения популяции каспийского тюленя строительство буровых оснований и установок, проведение иных беспокоящих тюленей операций, с октября по май месяцы должна осуществляться на расстоянии, не влияющем на места концентрации каспийского тюленя на лежбищах.
Учитывая смену лежбищ, должна предусматриваться предварительная разведка для выявления мест концентрации указанных видов тюленей.
42. Во избежание беспокоящих воздействий на птиц и каспийских тюленей запрещается пролет воздушного транспорта над установленными местами их обитания и размножения на высотах ниже 1 км, кроме случаев проведения специальных наблюдений.
43. Уровень шума и вибрации используемого оборудования и транспортных средств не должен превышать установленных нормативов.
7. Экологический мониторинг
44. Проектной документацией на морское поисково -разведочное бурение и материалами ОВОС должно быть предусмотрено проведение полноценного мониторинга окружающей среды для всего комплекса работ, включая предварительные фоновые исследования до их начала, наблюдения во время производства работ (включая источники антропогенного воздействия) и после их завершения, а также мониторинга в случае чрезвычайной ситуации.
45. Программа мониторинга должна быть одобрена центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и обеспечивать сопоставимость и преемственность результатов, полученных Операторами на их участках.
Для всех станций мониторинга должна быть обеспечена спутниковая привязка в системе GPS.
46. Результаты мониторинга передаются для депонирования, обобщения результатов и составления каталога станций в центральный исполнительный орган республики Казахстан в области охраны окружающей среды и должны быть открыты и доступны для всех пользователей с разрешения Операторов при условии сохранения авторских прав.
47. При проведении мониторинга Оператор должен использовать, кроме собственных, станции и материалы станций наблюдения предыдущих исследований, расположенные на площади работ (в пределах лицензионного блока) и в ее окружении с целью продолжения долгосрочного ряда наблюдений.
48. Наличие на площади лицензионного блока станций наблюдений прошлых лет не исключает необходимость проведения Оператором собственных фоновых и мониторинговых исследований при разрыве в сроках наблюдений более 1 года.
8. Мероприятия и гарантии при разливах углеводородов
49. Каждый Оператор обязан иметь согласованный и утвержденный с Уполномоченными органами план действий в случае разлива углеводородов (при непредвиденных обстоятельствах), в котором устанавливаются конкретные процедуры, используемые при применении ответных мер и смягчении последствий, вызванных разливом углеводородов или иных загрязнителей в море или на береговой линии.
В указанном плане действий на случай разлива углеводородов должны содержаться все необходимые сведения, включая:
1) анализ ситуаций возможного разлива углеводородов с указанием площади и вероятного распространения разлива на основе компьютерного моделирования;
2) карту размещения населенных центров, чувствительных природных объектов, доков и заправочных станций на берегу, мест хранения и удаления добытых углеводородов и углеводородных отходов;
3) перечень оборудования морских транспортных средств и наличие обученного персонала для ликвидации разлива углеводородов, как в случае фонтанирования, так и в случае утечки.
50. Оператор обязан иметь на морском сооружении и/или на постоянно присутствующем судне все необходимые материалы и оборудование для ликвидации разливов первого уровня, на береговой базе или в других местах - материалы и оборудование для ликвидации разливов второго уровня, а также заключенные договора с поставщиками, гарантирующих своевременную поставку оборудования и материалов, необходимых для ликвидации разливов третьего уровня.
51. Оператор обязан провести обучение собственного производственного персонала и персонала береговых служб, с привлечением представителей Уполномоченных органов посредством проведения теоретических занятий и практических учений, максимально приближенным к реальным условиям.
52. Оператор должен иметь заранее согласованный с Уполномоченными органами перечень потенциально применяемых в борьбе с разливами углеводородов веществ и материалов, указанием данных по их токсичности и прогнозом эффективности в различных случаях применения при разливе углеводородов.
53. Использование диспергирующих веществ может осуществляться Оператором по согласованию с Уполномоченными органами.
54. В целях оперативного реагирования на разливы углеводородов должны быть определены процедуры уведомления Уполномоченных органов.
55. При обнаружении разлива углеводородов Оператор должен немедленно начать действия по ликвидации разлива углеводородов.
56. На случай небольших разливов углеводородов или его продуктов или иных веществ непосредственно с судов или буровой установки на борту всегда должен иметься адсорбирующий (поглощающий) материал в упаковке, обеспечивающей полную его сохранность и пригодность.
57. Оператор несет ответственность по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде и здоровью населения, в результате возникновения непредвиденных ситуаций, в том числе разливов углеводородов.
9. Экологическая экспертиза и участие общественности
58. Технико-экономическая документация по проектам морского поисково-разведочного бурения, включающая ОВОС, подлежит государственной экологической экспертизе.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы служит основанием для выдачи разрешения на проведение морского поисково-разведочного бурения.
59. В процессе подготовки документа по ОВОС должны быть проведены общественные слушания в целях изучения мнения местных жителей.
60. Слушания организуются инициаторами проекта.
Результаты общественного обсуждения освещаются в средствах массовой информации и принимаются во внимание при разработке проекта и принятия решений Уполномоченными органами.
61. Оператор обеспечивает своевременное освещение в средствах массовой информации всех случаев возникновения аварийных ситуаций и действий по их ликвидации, в том числе разливов углеводородов.
10. Контроль и ответственность
62. Выдача разрешений на природопользование и осуществление контроля за проведением морского поисково-разведочного бурения в границах государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря возлагается на центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и другие Уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией.
63. Участие общественности в осуществлении контроля регулируются нормативными актами Республики Казахстан.
64. Нарушение Специальных требований влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
65. Оператор обязан приостановить работы, представляющие реальную угрозу экологической безопасности, до устранения ее причин.
66. Работы, наносящие ущерб экосистеме государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря, должны быть остановлены в установленном законодательством Республики Казахстан до их устранения Уполномоченными органами.
67. В случае распространения негативного воздействия за пределы территориальных вод Республики Казахстан ущерб взыскивается с виновных лиц в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
68. Ущерб, нанесенный флоре и фауне государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря, от проводимых буровых работ взыскивается с виновных лиц в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Разработка месторождения Кашаган снова откладывается

Дата: 27.05.2011 в 17:23Обзор прессыРазработка месторождения Кашаган снова откладывается Шельф Каспийского моря. Остров Д на месторождении Кашаган.
27.05.2011 Кенжалы ЕСБЕРГЕНКомпания «Шелл» в конце мая закроет свой офис в Атырау, открытый для руководства проектом по разработке месторождения Кашаган, пишет «Дейли телеграф». Это решение приведет к отсрочке начала реализации проекта по крайней мере на два года.
ЗАКРЫТИЕ ОФИСА «ШЕЛЛ»
 Англо-голландский концерн «Шелл», штаб-квартира которого расположена в Гааге, объединяет энергетические и нефтехимические компании, работающие в более чем 90 странах мира. «Шелл» является одним из крупнейших иностранных инвесторов Казахстана. До нынешнего времени концерн направил в экономику Казахстана несколько миллиардов долларов США прямых инвестиций, сообщается на официальном сайте «Шелл».


Основным проектом концерна в Казахстане является Северо-Каспийский проект, в котором доля «Шелл» составляет 16,81 процента. Этот проект включает разработку месторождения нефти Кашаган на шельфе Каспия, самого крупного в Казахстане. Его запасы оцениваются в 35 миллиардов баррелей нефти, что делает его одним из крупнейших в мире. 


«Шелл» отвечает за разработку и эксплуатацию месторождения Кашаган в рамках второго этапа его освоения. Начало добычи нефти в рамках первого этапа намечено на конец 2012 года. Максимальный стабильный уровень добычи нефти на этапе полномасштабного освоения месторождения Кашаган составит 1,5 миллиона баррелей нефти в сутки. Этот уровень должен быть достигнут в конце следующего десятилетия.


Англо-голландский концерн «Шелл» в конце мая закроет свой Каспийский офис, открытый для руководства проектом по разработке Кашагана, фактически отсрочивая по крайней мере на два года реализацию этого очень важного проекта стоимостью в 50 миллиардов долларов, пишет Ричард Орандж в статье «„Шелл“ закрывает Каспийский офис», опубликованной 24 мая  в газете «Дейли телеграф».


Об этом стало известно после того, как правительство Казахстана отклонило новый проект основного этапа разработки Кашагана, который был меньшей стоимости, чем предыдущий.


Штат сотрудников в офисе Shell Development Kashagan в Атырау, порту на Каспийском побережье Казахстана, был сокращен, а часть штата – передислоцирована за прошедшие несколько недель. Офис будет окончательно закрыт 30 мая, пишет «Дейли Телеграф».


Главный офис Shell Development Kashagan, подразделения «Шелл», в Нидерландах также закрывается, и весь штат будет передислоцирован в другие офисы концерна к 30 июня.


Концерн принял такое решение после предупреждения Карима Масимова, премьер-министра Казахстана, что проект не будет реализован, если не будут преодолены разногласия по стоимости проекта между правительством Казахстана и основными участниками Кашагана.


«Это спор о стоимости», – заявил премьер-министр Казахстана в интервью газете «Файнэншл таймс» в понедельник, 23 мая.


Shell Development Kashagan отвечает за управление работами в рамках решающей второй фазы освоения Кашагана, и закрытие его офиса означает, что руководство Северо-Каспийского проекта убеждено, что начало проекта будет отсрочено по крайней мере на два года, пишет «Дейли телеграф».


Эти меры могут стать причиной отсрочки начала работ по освоению месторождения до следующего десятилетия. Это означает, что для концерна «Шелл» и его партнеров получение приемлемой прибыли в рамках проекта прежде, чем сроки контракта истекут в 2037 году, становится невозможным. 

БУДУЩЕЕ ПРОЕКТА КАШАГАН


Месторождение Кашаган, обнаруженное в 2000 году, стало самым большим по запасам нефтяным месторождением, открытым за последние 30 лет. Его коммерческие ресурсы находятся в пределах примерно от 9–13 миллиардов баррелей нефти, отмечает «Дейли телеграф».


В прошлом, под управлением итальянской компании «Эни», выбранной оператором проекта, объем предусмотренных затрат достиг 136 миллиардов долларов, что сделало этот проект самым дорогостоящим в мире.


В конце прошлого года министерству нефти и газа Казахстана со стороны компаний – партнеров по освоению Кашагана были представлены новые варианты проекта разработки месторождения, составленные подразделением по снижению издержек компании Shell Development Kashagan. В соответствии с одним из них затраты по реализации второй фазы освоения месторождения снижаются с 68 миллиардов до 50 миллиардов долларов.


Но министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев в январе отклонил новые проекты разработки Кашагана как «неэффективные с экономической точки зрения».


Подразделение Shell Development Kashagan разработало проект по снижению стоимости освоения месторождения Кашаган, который будет представлен министерству нефти и газа Казахстана во второй половине 2011 года.  


Задержки по осуществлению проекта Кашаган также делают трудно осуществимым достижение в срок первоначально планируемой максимальной добычи нефти на Кашагане на уровне 1,5 миллиона баррелей в день.


Акционерами консорциума, разрабатывающего месторождение Кашаган, являются компании «Шелл», «Эксон Мобил» (США), «Эни» (Италия), «КазМунайГаз», «Тотал» (Франция), каждой из которой принадлежит доля в 16,81 процента. Также доли в проекте имеют ConocoPhillips (США) и Inpex (Япония), каждой из которой принадлежит по 8 процентов акций.  


Задержка разработки месторождения Кашаган делает достижение производственных целей труднодостижимым, сообщило агентство Юнайтед Пресс Интернэшнл 25 мая. Консалтинговая компания Wood Mackenzie заявила, что отсрочка может лишить правительство Казахстана миллиарды долларов возможных доходов, отмечает агентство Юнайтед Пресс Интернэшнл. Распечатать Послать другу Послать другу: x DiggFacebookGoogle BookmarksMister WongMySpaceRedditTechnoratiTwitterYahoo Bookmarks Как послать эту информацию другим Tweet
Mojmir
 

http://i-news.kz/news/2011/05/27/5652565.html 

Краткий анализ об экологической ситуации на Каспий

Краткий анализ об экологической ситуации на Каспий
 
         В условиях перехода экономики Казахстана от сырьевого сектора к высокотехнологической модели развития, важным фактором является обеспечение норм экологической безопасности страны. В этой связи, необходимо решить две крайне важные задачи охраны окружающей среды. Во-первых, выявить экологические проблемы, возникшие в ходе интенсивного хозяйственного освоения природных ресурсов за длительный исторический период и принять действенные меры по их ликвидации. Во-вторых, максимально уменьшить степень экологического риска при освоении перспективных месторождении полезных ископаемых. Обе задачи имеют непосредственные отношения к Каспийскому морю.
С каждым годом вопросы экологии Каспия становиться более острым и вызывают большую обеспокоенность общественности, ученых, специалистов, руководства прикаспийских государств и других стран.
Известно, что основными факторами, оказывающие пагубные воздействия на экосистему Каспий являются: природные и антропогенные процессы.
1.Естественные или природные.
1.1. Извержение грязевых вулканов и газовых грифонов из дна моря.
По оценкам специалистов, поступление нефти и газа в море из подводных вулканов-грифонов могут достигнуть сотен тонн в сутки.
В начале апреля 2001 года в Каспийском море произошло невиданное ранее событие - погибло очень много анчоусовой и большеглазой кильки, обитающей на относительно больших глубинах. Больше всего мертвых рыб скопилось у мыса «Ракушечный» вдоль восточного побережья. При вскрытии ученые убедились, что никакими болезнями кильки не болели, однако их насторожило то, что в их жабрах и мышцах были газообразные включения. Оказалось, что основной причиной является природные процессы. Земная кора под дном Среднего Каспия, судя по данным морской геофизики, рассечена множеством активных разломов, особенно опасны из них те, что примыкают к Апшеронскому полуострову. Вдоль одного из таких разломов в начале 2001 года начались сейсмические толчки средней силы. Вслед за этим "сработали" подводные грязевые вулканы, взорвавшиеся мощными потоками токсичных газов - сероводорода и метана, затем усилилась разгрузка подземных вод и газов по весьма коварному разлому, рассекающему дно и осадочные толщи в районе Казахского залива, что в восточной части Среднего Каспия. Море, принявшее в себя огромные объемы газа, бурлило, его воды охладились, погибло много кильки.
Геологи уже давно следят за районом Каспийского моря - там усиливается сейсмическая активность, и вся морская впадина поднимается над окружающей территорией, причем со скоростью большей, чем растут Альпы, Карпаты или Балканы - молодые горные страны. Учитывая, что многокилометровые осадки Каспия полны газов, вырывающихся на свободу, чуть только потрясет, можно ожидать неприятностей и в дальнейшем.
1.2. Изменение естественных биогеохимических циклов.
Массированное гидростроительство на Волге (а затем на Куре и других реках) лишает рыб естественных местообитаний, и приводит к другим проблемам, например заиливание русла. Такое положение наблюдается и в дельте реки Урала, где за последние годы не предпринимались комплексные меры ее по очистке.
2. Антропогенные.
2.1. Загрязнения речными стоками.
Вынос с речным стоком (материковый сток) в море неочищенных промышленных и сельскохозяйственных стоков, коммунально-бытовых сточных вод городов и поселков побережья.
Места поступления загрязняющих  веществ  с речными стоками на 90% сосредоточены в Северном Каспии, промышленные  стоки приурочены, как правило, к району Апшеронского  полуострова. В 2000 году Московским государственным океанографическим институтом исследованы воды каналов Киров и Белинский на реке Волга и результаты анализа показывают, что в воде превышение нефтепродуктов 1,6-3,2 ПДК (предельно допустимая концентрация) в донных отложениях их концентрация достиг от 1,8 до 3,2 ПДК. Исследования на северном Каспии показали концентрацию азота аммония в воде 3 ПДК, в донных отложениях до 4,3 ПДК,  наблюдался дефицит кислорода (ниже 2 мг/л).
В 2004 году по наблюдением Казгидромета на дельте Урала максимальная концентрация нефтепродуктов достиг до 1,7 ПДК и фенолов - до 5 ПДК. Средняя концентрации тяжелых металлов достиг: железо - 3,7 ПДК, мед, цинк - 3,0 ПДК, шестивалентный хром до 15 ПДК, мышьяк до 5 ПДК, свинец до 6,4 ПДК. В Морской части некоторые элементы имели аномально высокие концентрации, например шестивалентный хром достиг до 23 ПДК (12,2 мг/л). Индекс загрязняющих веществ относиться к классу «сильно загрязненный».
В устье реки Кура обнаружены высокие концентрации гексахлорциклогексан, альдрина, полиароматические углеводороды, эндосульфана, хлордана, суммарного углеводорода, ДДТ и гексахлорбензол.
По данным Минприроды Дагестана в Каспийское море из территории республики стекают 1,5 км куб сточных вод, причем 90% из них через каналы и оросительные системы. Реками Сулак и Самур в море стекают 70 млн. куб. метр сточные воды, из них только 6% нормативно чистые. В среднем реками Терек, Сулак и Самур в море впадают 425 тонн нефтепродуктов, 60 тонн фенолов и 15 тонн СПАВ.
2.2. Эвтрофикация.
            Эвтрофикацией называется процесс ухудшения качества воды из-за избыточного поступления в водоем так называемых «биогенных элементов», в первую очередь соединений азота и фосфора. Эвтрофикация — нормальный природный процесс, связанный с постоянным смывом в водоемы биогенных элементов с территории водосборного бассейна. Однако в последнее время на территориях с высокой плотностью населения или с интенсивно ведущимся сельским хозяйством интенсивность этого процесса увеличилась многократно из-за сброса в водоемы коммунально-бытовых стоков, стоков с животноводческих ферм и предприятий пищевой промышленности, а также из-за смыва избыточно внесенных удобрений с полей.
            Механизм воздействия эвтрофикации на экосистемы водоемов следующий.
            А. Повышение содержания биогенных элементов в верхних горизонтах воды вызывает бурное развитие растений в этой зоне (в первую очередь фитопланктона, а также водорослей-обрастателей) и увеличение численности питающегося фитопланктоном зоопланктона. В результате прозрачность воды редко снижается, глубина проникновения солнечных лучей уменьшается, и это ведет к гибели донных растений от недостатка света. После отмирания донных водных растений наступает черед гибели прочих организмов, которым эти растения создают места обитания или для которых они являются вышерасположенным звеном пищевой цепи.
            Б. Сильно размножившиеся в верхних горизонтах воды растения (особенно водоросли) имеют намного большую суммарную поверхность тела и биомассу. В ночные часы фотосинтез в этих растениях не идет, тогда как процесс дыхания продолжается. В результате в предутренние часы теплых дней кислород в верхних горизонтах воды оказывается практически исчерпанным, и наблюдается гибель обитающих в этих горизонтах и требовательных к содержанию кислорода организмов (происходит так называемый «летний замор»).
            В. Отмершие организмы рано или поздно опускаются на дно водоема, где происходит их разложение. Однако, как отмечено в пункте А, донная растительность из-за эвтрофикации погибает, и производство кислорода здесь практически отсутствует. Если же учесть, что общая продукция водоема при эвтрофикации увеличивается (см. пункт Б), между производством и потреблением кислорода в придонных горизонтах наблюдается дисбаланс, кислород здесь стремительно расходуется, и все это ведет к гибели требовательной к кислороду донной и придонной фауны. Аналогичное явление, наблюдающееся во второй половине зимы в замкнутых мелководных водоемах, называется «зимним замором».
            Д. В донном грунте, лишенном кислорода, идет анаэробный распад отмерших организмов с образованием таких сильных ядов, как фенолы и сероводород, и столь мощного «парникового газа» (по своему эффекту в этом плане превосходящего углекислый газ в 120 раз), как метан. В результате процесс эвтрофикации уничтожает большую часть видов флоры и фауны водоема, практически полностью разрушая или очень сильно трансформируя его экосистемы, и сильно ухудшает санитарно-гигиенические качества его воды, вплоть до ее полной непригодности для купания и питьевого водоснабжения.
Высокий уровень загрязнения моря и впадающих в него рек уже давно вызывали опасения формирования безкислородных зон в Каспии, особенно для районов южнее Туркменского залива, хотя эта проблема не числилась в наиболее приоритетных. Между тем, существенное нарушение баланса синтеза и распада органического вещества может привести к серьезным и даже катастрофическим изменениям.
Исследования этого явления практически не ведутся в нашей стране, и пока неизвестно какие зоны в казахстанском секторе подвержены процессу эвтрофикации. 
2.3. Болезни живых организмов в море.
То есть загрязнение моря приводит к болезни и гибель живых организмов в море. Например, по данным казахстанских ученых, проводившие исследования в рамках ОВОС по Западному и Восточному Кашагану в 2000 году, показали однотипные нарушения мышцах (миоцитолиз) практически у всех исследованных рыб (осетровые, бычковые, карповые – вобла, сельдевые – тюлька). Кроме того, у всех видов рыб наблюдались фокальные некрозы в печени и лизис половых клеток. Только весной 2000 года на казахстанском побережье число выброшенных на берег трупов тюленей достигло 50 тысяч. Ежегодно наблюдается массовая гибель тюленей.
Масштабные и комплексные научные или другие исследования рыб и тюленей в РК не проводились. Есть отдельные исследования локального характера. По вопросу причин гибели тюленей пока изучению подвергаются разложившиеся трупы их особей. На сегодняшний день ни кто не представил обоснованные и доказательных факты и результаты причин гибели этого млекопитающего.
2.4. Проникновение чужеродных организмов.
Угроза проникновения чужеродных видов до недавнего прошлого не считалась серьезной. Наоборот, Каспийское море использовалось в качестве полигона для вселения новых видов, предназначенных для увеличения рыбопродуктивности бассейна. События приняли драматический характер, когда на Каспии началось проникновения чужеродных организмов из других морей и озёр. Например, настоящей бедой для Каспийского моря стало массовое размножение гребневика мнемиопсиса. Гребневик впервые появился в Азовском море лет десять назад, и в течение 1985-1990 гг. буквально опустошил Азовское и Черное моря. Его, по всей вероятности, завезли вместе с балластными водами на судах от берегов Северной Америки; дальнейшее проникновение в Каспий не составило большого труда. Гребневик питается в основном зоопланктоном, потребляя ежесуточно пищи примерно 40% от собственного веса, уничтожая, таким образом, пищевую базу каспийских рыб. Быстрое размножение и отсутствие естественных врагов ставят его вне конкуренции с другими потребителями планктона. Поедая также планктонные формы бентосных организмов, гребневик представляет угрозу и для наиболее ценных рыб, например таких, как осетровые. Воздействие на хозяйственно ценные виды рыб проявляется не только косвенно, через уменьшение кормовой базы, но и в прямом их уничтожении. Если ситуация на Каспии будет развиваться так же как в Азовском и Черном морях, то полная потеря рыбохозяйственного значения моря может произойти между 2012-2015 г.г.
2.5. Перелов и браконьерство.
            Большая часть мировых запасов осетровых располагается на Каспии, поэтому море можно считать мировым генетическим фондом этого вида. На сегодня существует реальная угроза для выживания этих видов. В настоящее время улов осетровых на Каспии снизился с 25000 тонн до 1000 тонн в год. Сейчас браконьерство является основной угрозой выживанию осетровых. Российские специалисты считают, что нелегальное рыболовство превышает официальный вылов в 11 раз, то есть в 8 раз в море и в 3 раза на реках. Проблема браконьерства крайне ощутима вдоль побережий Казахстана, Азербайджана, Дагестана и Калмыкии. Проблема перелова актуальна и для других видов. Перелов в Иране каспийской форели, леща и судака вместе с ущербом, наносимым их ареалам обитания и нерестилищам, привел к полному исчезновению этих видов. Судак исчез из-за громадных отловов его в Азербайджане и Туркменистане. В настоящее время наблюдается снижение популяций и кильки. эта ситуация возникла под воздействием других стресс-факторов, таких, как конкуренция с гребневиком Mnemiopsis Leidyi.
Браконьерство вызвано, в основном, нехваткой работы в прибрежных районах и наличием нелегальной сети экспорта икры. Это может привести к полной потере важного промыслового вида (осетровых) и катастрофе для жителей береговых районов, которые зависят от официального и теневого экспорта икры.
В СМИ широко распространялись слухи об «икорной мафии», контролирующей якобы не только рыболовство, но и правоохранительные органы в прикаспийских регионах.
2.6. Судоходство, крупные морские порт. 
Судоходства и морские порты сильно загрязняют акваторию Каспийского моря. Например, на акватории Актауского Морского Порта среднее значение по нефтепродуктам составляло 2,3 ПДК, фенолам – 17,9 ПДК, СПАВ – 7,2 ПДК при максимальных значениях по единичным пробам, соответственно, 21,2 ПДК, 60 ПДК и 8,6 ПДК.  Из металлов превышения ПДК выявлены по общему железу - 4,1 ПДК и меди - 3,85 ПДК, при максимальных значениях 19,4 ПДК и 7,6 ПДК, соответственно. Эти данные получены Казгидрометом.
На побережье России можно привести следующие данные, содержание нефтепродуктов и фенолов: г. Махачкала до 2,4 ПДК и 6 ПДК соответственно. г. Дербент – 2 ПДК и 4 ПДК. г. Каспийск и г. Изербаш фенолы 4 ПДК и 3 ПДК соответственно. Данные регионального центра «Мониторинг Арктики» г. Санкт-Петербург.
2.7. Затопленные нефтяные месторождения и скважины.
Особое беспокойство вызывают загрязнения нефтепродуктами Каспийского моря, затопленными нефтяными месторождениями. В казахстанской части серьезные проблемы на месторождениях Западная и Центрально-Восточная Прорва, Терень-Узек, Тажигали, Кокарна, Восточная Кокарна, Кара-Арна, Морское, Пустынное, Прибрежное, Юго-Западное Тажигали, Ботахан, Карсак, Мартыши, Юго-Восточное и Юго-Западное Камышитовые, Забурунье, Жанаталап. Например, месторождение Тажигали, введенное в промышленную разработку еще в 1960 году, неоднократно затапливалось. В 1989 году после очередного затопления законсервировано. Здесь пробурены 102 скважины, из которых 28 ликвидированы, 74 находятся в консервации. Скважины не подготовлены к длительному нахождению в агрессивной морской среде и могут быть источником поступления нефти в акваторию моря.
            На территории Мангистауской области насчитывается всего 23 затопленные скважины: из них 11 скважин находится на территории месторождения Каражанбас, 9 на территории месторождения Арман и 3 на территории Прорва и месторождении Каламкас.
            По некоторым оценкам на Казахстанской части прибрежной зоне Каспийского моря находятся более 1300 нефтяных скважин. На сегодня только 24 скважины ликвидированы. О них много говорили и писали, принимали на уровне Правительства решения, но эта проблема не нашла своего окончательного решения. Это требует организацию и привлечение серьезной специализированной ликвидационной бригады и финансирования.
Загрязнения нефтью наблюдается и в других частях Каспийского моря. Бакинская бухта — одна из самых грязных на Каспии и биологически мертва. На российском побережье концентрация нефтяных углеводородов в низовьях Терека также в сотни раз превышает допустимую норму, что связано с боевыми действиями в Чечне.
2.8. Нефтяные операции в море.
В Северном Каспии загрязнение от разработок нефти до последних лет было незначительным; этому способствовала слабая степень поисковых работ и специальный заповедный режим этой части моря. Ситуация поменялась с началом работ по освоению месторождения Тенгиз, а затем с обнаружением второго гиганта – Кашаган. Были внесены изменения в заповедный статус Северного Каспия, допускающие разведку и добычу нефти (постановление СМ РК за № 936 от 23 сентября 1993 г. и постановление Правительства РФ за № 317 от 14 марта 1998 г.). Однако именно здесь риск загрязнения максимален из-за мелководья, высоких пластовых давлений и т.д. Напомним, что только одна авария 1985 г. на тенгизской скв. 37 привела к выбросу 3 млн. т. нефти, выпадению 900 тонн сажи и гибели около 200 тыс. птиц.
Подсолевые месторождения Тенгиз, Королевское, Кашаган (в будущем и другие) представляют собой гигантскую пороховую емкость с естественным давлением нефтеносной залежи 850-1200 атмосфер, мощностью свыше 1000 м, температурой 120-140°С и с содержанием сернистого газа до 25%.
Авария 1985 г. на скв. 37 Тенгизского месторождения (на суше) ликвидировалась в течение 398 дней. В атмосфере сгорело около 3 млн. т нефти. Температура воздуха у устья скважины доходила до 1100°С, земли - 440°С. Радиус заметного влияния - 300-400 км. Заболело около 50% населения Атырауской области, погибло около 200 тыс. птиц.
Если аналогичная авария произойдет на акватории Каспийского моря, для ликвидации ее потребуется в лучшем случае не менее полгода. За это время выльется в море колоссальное количество нефти с содержанием сернистых соединений. Кроме того, из-за высокой температуры горения вокруг источника аварий произойдет испарение морской  воды, которая соединяясь оксидами серы и азота в продуктах сгорания, образуют кислотные вещества. В обширном районе резко повыситься кислотность морской воды, выпадение кислотных дождей можно ожидать по всему побережью прикаспийского региона.
Горение сырой нефти вместе с попутным газом будут сопровождаться выделением огромного количества продуктов неполного горения (сажа, окись углерода, углеводороды и т.д.), в том числе бензапирина, являющиеся канцерогенным веществом.
Нарушиться тепловой режим северной части моря, особенно, в зимнее время место естественного обитания тюленей подвергнется большим изменениям.
Все вышеприведенные факторы окажут серьезные перемены в экосистеме Каспия, нарушиться биологическое равновесие всей биоты моря, возможно живые организмы моря погибнет в считанные месяцы.
В зону заметного влияния аварий попадут почти все населенные пункты Мангистауской и Атырауской областей, а также пострадает Астраханская область, Дагестанская и Калмыцкая Республики Российской Федерации.
Последствия катастрофы могут ощутить Туркменистан, Азербайджан и Иран за счет трансграничных переносов токсичных веществ в атмосфере и с течениями моря. Под жестким экологическим прессом окажется более 2 млн. населения прикаспийских государств, в том числе (в Казахстане около 1,1 млн. чел., в России около 1,3 млн. чел.).
Такой риск сохранится в течение многих десятилетий по мере эксплуатации всех подсолевых месторождений.
Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, без крупных аварий,  и с учетом снижения выбросов до международного уровня, ожидаемое загрязнение моря превысит все, с чем мы сталкивались ранее. Согласно общепринятым расчетам, на каждый миллион тонн добытой в мире нефти приходится в среднем 131.4 тонны потерь. Исходя из ожидаемой добычи  в 70-100 млн. т., в целом по Каспию будем иметь не менее 13 тыс. т в год, причем большая часть придется на Северный Каспий. По оценкам Росгидромета, среднегодовое содержание нефтяных углеводородов в северокаспийской воде к 2020 г. поднимется вдвое-втрое и достигнет 200 мкг/л (4 ПДК), без учета аварийных разливов.
Нельзя забывать и о судьбе жителей Актау, для которых море является единственным источником питьевого водоснабжения. Население употребляет опресненную морскую воду. Специалисты утверждают, что при планируемой значительной (100 млн. тонн ежегодно) добычи нефти, вполне логично, что стремительно будет расти концентрация углеводородов в морской воде на северном шельфе Каспия. А это означает, что уже при концентрации 1 мг/л ни одна установка по опреснению и производству воды не будет работать нормально. Это касается и технологии получения воды методом "обратного осмоса" ОАО "Мангистаумунайгаз", и метода дистилляции ТОО "МАЭК-Казатомпром". Следует уже сегодня подумать над созданием альтернативного (резервного) источника водоснабжения. На это, по предварительным оценкам, потребуется около 8 млрд. тенге.
Таким образом, вышеназванные проблемы не только осложнить экологическую ситуацию в регионе, но и разразиться крупный международный скандал с соответствующими политическими и  экономическими последствиями. Необходимо ожидать гуманитарную катастрофу.
Пострадавшие страны будут предъявлять много миллиардные иски нефтяным компаниям или государству, разрабатывающие месторождения углеводородного сырья, в зависимости кто берет на себя всю ответственность экологического ущерба. До сих пор вопросы страхования экологических последствий на Северном Каспии не решены.
Большое сомнения вызывают заявление транснациональных компаний о применении надежных технологий при разработке нефти и газа на шельфе, обеспечивающие высокие стандарты по охране окружающей среды. Множество фактов серьезных нарушений экологии на шельфе доказывают обратное. На Северном море и Мексиканском заливе, где применяются самые передовые технологии по добыче нефти и газа, отвечающие самым жестким экологическим требованиям и промышленной безопасности произошли около 1000 аварии.
Так, в 1979 году мексиканский залив во время аварии буровой платформы Ixtoc-1, разлито 2 млн. тонн нефти.
            Экологическими проблемами в Нигерии, США и на Сахалине столкнулась нефтяная компания «Шелл», в Аляске «Эксон».
В 20 апреля 2010 году на платформе Deepwater Horizon компании «Бритиш Петролеум» произошла авария. Из разрушенной буровой платформы в Мексиканский залив попадает около 5 тысяч баррелей нефти в сутки, а по другим оценкам более 70 тыс. баррелей. Расходы British Petroleum в связи с разливом нефти из разрушенной взрывом вышки за 20 дней достигли 350 млн. долларов. Как отмечает ВР, в общую сумму затрат включены расходы на ликвидацию последствий аварии, ограничение распространения пятна, выплату компенсаций штатам на побережье Мексиканского залива.
Российский эколог, глава общественной организации "Совет по морским млекопитающим" Алексей Яблоков оценил ущерб от разлива нефти в Мексиканском заливе приблизительно в 20 миллиардов долларов.
В ликвидации пятна принимают участия около 750 кораблей разных классов — от барж до буксиров. Такой мощный потенциал для ликвидации, в настоящее время, в прикаспийском регионе не имеется. Кроме того, большие суда не могут находиться в зоне морских операций, так как эти работы ведутся на мелководье. На сегодняшний день в республике не организована база реагирования на нефтяные разливы в шельфе. Давно пора организовать специализированную организацию по ликвидации аварий на шельфе, оснащенная всеми необходимыми средствами и оборудованием, в том числе по борьбе с химическими и токсическими соединениями.  Местом дислокации могут быть  территория Мангистауской области, например,  в районе местности Сарытас, в географическом и экономическом плане подходящая для организации переброски сил реагирования. 
Экологические проблемы с нефтяными операциями можно привести и по нашей части моря: март  2000 г. – буровая платформа «Сункар», разлив нефти; апрель 2000 г. – буровая платформа «Сункар», в Кашагане  разлив нефти во время испытания скважин; апрель 2001 г. - буровая платформа «Сункар», Западный Кашаган, выбросы сероводорода, разлив нефти во время испытания скважин; май 2001 г. –  разлив нефтепродуктов из неизвестного танкера.
Сжигание пластовых флюидов во время испытания скважин наносит существенный ущерб на экологию моря. Огромное количество продуктов неполного горения, оксидов азота и серы и других токсичных веществ выбрасываются в атмосферу. Нефтяные компании заверяют общественность о безопасности процесса сжигания флюидов, но документального доказательства они не представили.
Надежность искусственных островов тоже вызывает беспокойство. Так, при их строительстве были использованы ракушечные камни, твердость, а особенно, стойкость к морской среде «неспелых ракушек» не долговечна. Исследования ученых показывают, даже железо через 20-30 лет не выдержать соленую морскую воду. Очевидцы рассказывают, проявление «молочной суспензии» вокруг этих искусственных сооружений. Это выпадение песчаных частиц на донные растительность моря, являющейся кормовой базой осетровых рыб.
В будущем, возможно, появиться еще один потенциально опасный источник загрязнения – это нефтяные трубопроводы через Каспийское море.
            На сегодняшний день крупномасштабная операция, проводимая на шельфе Каспия, осуществляется без соответствующих систем экологического мониторинга и природоохранных нормативно-правовых документов. Органы экологического контроля зачастую не имеют ресурсов для проведения необходимого мониторинга и проверки исполнения законодательства по охране окружающей среды региона.
 До сих пор не разработаны следующие методики:
- определения оценки ущерба, нанесенного окружающей природной среде при разливах нефти и нефтепродуктов на акватории Каспийского моря;
- определения объемов разлитой нефти и нефтепродуктов на акватории Каспийского моря;
- определения оценки ущерба при проведении нефтяных операций (сейсморазведка, разведочное и эксплуатационное бурение, разработка нефтегазовых месторождений)  на акватории Каспийского моря;
- определения ущерба при судоходстве на казахстанском секторе Каспийского моря.
         Не определена экологическая емкость казахстанской части Каспийского моря, т.е. до начала разработки на северном шельфе произвести определение научно-обоснованной величины допустимой техногенной нагрузки при проведении нефтяных операций, содержащей следующие сведения ойходимо можно добыть за годагодмероприятия, направленные на восстановление биоресурсов Каспия.ий на море и на сумму аспийског: о годовом количестве нефтяных скважин, бурение которых возможно без ощутимого ущерба биоресурсам моря и в целом по всему северному шельфу; об объеме углеводородного сырья, которое может быть добыто в течение года с учетом ограниченной экологической емкости северного шельфа Каспийского моря.
Не имея экологических стандартов и документов, не организовав непрерывный контроль потенциальных источников загрязнения, невозможно определить загрязнителя и сумму эколого-экономического ущерба, т.е. некому предъявлять претензии. Это напрямую угрожает безопасности государства.
В последние годы активность общественность по вопросам экологии Каспия (и не только) несколько стих, хотя отдельные ученые и НПО время от времени высказывают свои мнение в СМИ. Основные причины:
- основные операторы, работающие в данном секторе, ежегодно оказывают финансовую поддержку региональным властям в решении социальных вопросов региона. Поэтому, стороны не всегда заинтересованы в широком освещении существующих проблем в СМИ, и требования госорганов от нефтяных компаний законодательных норм носит не системных характер;
- основная масса населения чувствует необратимость процесса освоения шельфа Каспия, и как бы смирилась с этим;
- все общественные слушания последних лет проходят формально, без детального обсуждения проектов с предсказуемыми решениями и с участием ветеранов и других пенсионеров-нефтяников;
- НПО и другие общественные организации Мангистауской области практически не ведут активную позицию, они не имеют в своем составе ученых-экологов или специалистов, знающих проблемы Каспия, возможно, опасаются преследования со стороны власти.
            - НПО  недостает финансирования и организованности для решения, в числе прочих, вопросов охраны окружающей среды.
            - неправительственные и общественные организации не способны поддерживать тесную связь с населением, которое они представляют, и с региональной властью, которая относится к ним с недоверием, если не с презрением.
            - слабо развитое гражданское общество затрудняет поддержание диалога с населением региона.
 
 
Все эти проблемы, в конечном итоге, снижают активное участие населения в вопросах сохранения природной среды, ослабляют общественный контроль со стороны населения нефтяных компаний, и в итоге они чувствуют себя хозяином положения. Не доступно населению деятельность инвесторов, экологические факты скрывается и т.д.  
2.9. Ядерные объекты и радиоактивные отходы. 
            Особую опасность представляют ядерные объекты, расположенные в прикаспийском регионе: Армения (Мадзамор), Иран (Тегеран, Исфаган), Казахстан (Актау), Россия (Нововоронеж, Ростов, Балаково, Дмитровоград). На туркменском берегу Каспия расположены два химических завода, в промышленных процессах которых применяется активированный уголь, сбрасывающих радиоактивные отходы на месте, на участке химического завода в Челекене и йодо-бромного завода в Небит-Даге.
            Радиоактивные отходы атомных станций, отходы радиобаритов нефтяных и газовых скважин, находящихся в зоне затопления и подтопления являются потенциальными источниками загрязнения Каспийского моря.
            Не исключено вероятность нападения на промышленные объекты, расположенные в прикаспийском регионе (атомные станций, нефтегазоперерабатывающие заводы, базы поддержки, трубопроводные магистрали, водные транспорты, порты и т.д.) «религиозных» террористических движений и экстремистов для достижения своих целей. В последнее время свою активную деятельность разворачивают среди молодежи западных областей Казахстана ваххабиты, движения "Хизб-ут-Тахрир" и  "Салафия" и другие псевдо религиозные течения.
 
 
Автор:
доктор технических наук,
член корреспондент Академии естественных наук РК
Жанбуршин Едил Терекбаевичв

Метки: Краткий анализ об экологической

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу