Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки
Владимир Я, 22-03-2015 08:13 (ссылка)

КРУ Сенявин и побратимые Крейсера пр. 68-бис

КРУ Сенявин и
побратимые Крейсера пр. 68-бис


1. Кр. "
Свердлов"вступил в строй 1952 г., списан 1989 г.(37 лет)


 2. Кр. " Жданов"ступил в строй 1952
г., списан 1990 г.(38 лет) Переоборудован в КУ.


3.
Кр."Орджоникидзе" вступил в строй 1952 г., списан 1963 г. (11 лет)
Передан Индонезии.


 4. Кр. "Дзержинский" вступил в строй
1952 г., списан 1988 г. (36 лет) Переоборудован в пр. 70-Э.


 5. Кр. " Александр Невский" вступил
в строй 1952г., списан 1989 г. (37лет). 6. Кр. "Александр
Суворов"" вступил в строй 1953 г., списан 1989 г. (36 лет) Передан с
БФ на ТОФ.


 7. Кр. " Адмирал Лазарев" вступил в
строй 1953г., списан 1986 г. (33 года) Переведен с БФ на ТОФ.


8. Кр. " Адмирал
Ушаков""вступил в строй 1953 г., списан 1987 г. (34 года) Передан с
БФ на СФ.


9. Кр. " Адмирал
Нахимов" вступил в строй 1953г., списан 1961 г. (11 лет) Разобран после
переоборудования.


 10. Кр. "Молотовск" вступил в строй
1954г., списан 1989 г. (35 лет) Переименован в "Октябрьскую
Революцию"


11. Кр. "
Адмирал Сенявин" вступил в строй 1954г., списан 1989 г. (35 лет)
Переоборудован в КУ.


12. Кр. "
Дмитрий Пожарский" вступил в строй 1954 г., списан 1987 г. (33 года)
Переведен с БФ на ТОФ.


 13. Кр. " Михаил Кутузов" вступил в
строй 1954г., списан 2002 г. (48 лет) Превращен в музей ВМФ. В настоящее врем
Кр. "Михаил Кутузов" находится "на вечной стоянке" в
качестве корабля-музея в Новороссийске


14. Кр. "
Мурманск" вступил в строй 1955 г., списан 1992 г. (37 лет) один из
крейсеров находиться Норвежских берегах , власти Норвегии потратили 50 миллионов евро чтобы поднять
крейсер !!!!

Боевой путь корабля.

«Адмирал Сенявин»
(заводской № С-437)
Назван в честь известного русского фло­товодца адмирала Д.Н. Сенявина(1763— 1831 гг.). Последним кораблем Российско­го Императорского флота,носившим это название, был броненосец береговой обо­роны (1896—1905 гг.),сдавшийся японцам после Цусимского сражения 15 мая 1905 г.
КРЛ «Адмирал Сенявин» был зачислен в списки кораблей ВМФ 31 августа 1951 г.и 31 октября 1951 г. заложен на стапеле ле­
нинградского ССЗ № 189, спущен на во­ду 22 декабря 1952 г., флаг ВМФ поднял11 июля 1954 г. Он вступил в строй 30 нояб­ря 1954 г. (подписан приемный акт),пос­ле чего вошел в состав 4-го (Северо-Бал­тийского) ВМФ. Первый командиркораб­ля, назначенный 27 марта 1952 г. — капи­тан 1 ранга К.Д. Старицын,которого 27 декабря 1952 г. сменил капитан 2 ранга И.Г. Степаньян.
24 февраля 1955 г. крейсер перечислили в состав СФ, и он вместе с КРЛ «ДмитрийПожарский» с 12 по 18 мая перешел вокруг Скандинавии в Североморск, где до кон­цаиюля занимался подготовкой к перехо­ду на ТОФ.
7 июля 1955 г. в составе большого отряда кораблей (КРЛ «Дмитрий Пожарский»,ПЛ Б-62, Б-63 и Б-66, дивизион БТЩ и диви­зион БО)перешел Северным морским пу­тем на ТОФ (переход начался 12 мая в Бал­тийскеи завершился 10 сентября 1955 г. во Владивостоке). С 7 сентября того же годакорабль перечислен в состав ТОФ.
27мая 1956 г. новым командиром «Адми­рала Сенявина» (бортовой № 51) был на­значенкапитан 2 ранга И.И. Ильяшевич.С 28 августа 1957 г. «Адмирал Сенявин» базировался на залив Стрелок.
В 1958 г. на палубу крейсера (бортовой № 138) в порядке экспериментасовершил посадку вертолет Ка-15, пилотировавший­ся лейтенантом В.Е. Поздеевым.Посадка и последующий взлет выполнялись, ввиду отсутствия в то время накрейсере штатной взлетно-посадочной площадки (ВПП), на палубу в кормовой части,между одним из кнехтов и люком.
17—22 ноября 1959 г. КРЛ «Адмирал Се­нявин» под флагомкомандующего ТОФ адмирала В.А. Фокина в сопровождении эсминцев «Выдержанный» и«Возбужден­ный» посетил с дружественным визитом порт Сурабайя (Индонезия). Напереходе кораблям пришлось преодолеть сильный шторм. Адмирал Фокин нанес визитыпре­зиденту Индонезии Сукарно, первому ми­нистру, министрам обороны и иностран­ныхдел, властям Джакарты. По итогам боевой и политической под­готовки в 1959 г. крейсер был объявленлучшим кораблем флота. Правда, в том же году при выполнении стрельбы ГК по не­видимойбереговой цели с использовани­ем прибора 99А, из-за ошибки личного со­става былобстрелян маяк.
Аналогичный случай имел место в 1960 г. в районе Посьета — попаданиемснаряда был повален телеграфный столб, упавший на железнодорожное полотно. Ксчастью, все обошлось без серьезных последствий.
24 января 1960 г. командование крейсе­ром принял капитан 2 ранга М.П. Кожан.
С мая 1960 г. по февраль 1961 г. крейсер на­ходился на консервации в б.Новик в соста­ве 82-й БРК, после чего был вновь введен в строй и входил всостав 14-й ДИКР, а после ее расформирования 31 марта 1961
27 г. г. — в со­став 9-й дивизии кораблей ПЛО. С 9 октября крейсеромкомандовал капитан 2 ран­га П.В. Савенко.В 1964 г. «Адмирал Сенявин» (бортовой № 825) занял первое место в ВМФ СССРпо артиллерийской подготовке. С 5 ок­тября 1964 г. по 18 августа 1966 г. крейсе­ромкомандовал капитан 2 ранга В.Ф. Вар­ганов, которого сменил капитан 2 ранга Ю.Ф.Карпов, назначенный на эту долж­ность 10 ноября 1966 г.
В период с 27 декабря 1966 г. по 31 мая 1972 г. КРЛ «Адмирал Сенявин»проходил на Владивостокском «Дальзаводе» капи­тальный ремонт и переоборудованиепо пр.68У2.
Приказом ГК ВМФ от 28 июля 1967 г. с 1 февраля 1968 г. корабль был включенв пер­вый состав вновь сформированной 10-й ОПЭСК ТОФ (КРЛ «Дмитрий Пожарс­кий»,РКР «Варяг», «Адмирал Фокин», БРК «Гордый», «Упорный», «Неудержимый», БПК«Одаренный» и «Стерегущий»).
13 марта 1973 г. корабль переклассифи­цировали в крейсер управления (КРУ).
После модернизации из двух оставшихся на борту башен ГК носовой группы дейс­твующейоставлась только носовая башня, вторая была законсервирована и ее лич­ныйсостав списан. В дивизионе ГК из 7 офицеров осталось только 2 — один ко­мандирбашни ГК и один командир груп­пы управления артогнем.
По завершении модернизации КРУ «Ад­мирал Сенявин» получил бортовой № 052. Воктябре 1973 г. командование кораблем принял капитан 2 ранга В.П. Затула.
В 1973—1974 гг. КРУ «АдмиралСенявин» (флаг командира 10-й ОПЭСК контр-адми­рала B.C. Круглякова) в составе ОБК ТОФвыполнил две БС в Индийском океане об-щей продолжительностью 10 месяцев. 7—19января 1973 г. «Адмирал Сенявин» в составе ОБКТОФ (БПК «Способный», ЭМ "Скрыт­ный"Скрыт­ный» и ПЛ пр. 641) заходил с визитом в Бом­бей.А 15—21 марта 1973 г. корабль в сопро­вождении морского тральщика посетил софициальным визитом Могадишо (Сома­ли). Во время этого визита 16 марта на бортукрейсера побывали 1-й заместитель коман­дующего сомалийской национальной арми­ейбригадный генерал Абдулла Мохамед Фа- дил и командующий ВМС Сомали подпол­ковникМохамед Геле Юсуф.
24 марта 1973 г. «Адмирал Сенявин» (бортовой № 832) вместе с СКР и танкером«Владимир Колечицкий» (флаг капитана 1 ранга В.В. Никифорова) заходил с офици­альнымвизитом в порт Умм-Каср (Ирак). Корабли отряда посетил находившийся с визитом вэтой стране в составе советской делегации главком ВМФ СССР адмирал флотаСоветского Союза С.Г. Горшков.
17—24 декабря 1973 г. ОБК ТОФ в соста­ве КРУ «Адмирал Сенявин» (бортовой №838), БПК «Способный» и ПЛ пр;641 под флагом первого заместителя командующе­гоТОФ контр-адмирала В.П. Маслова за­ходил с официальным визитом в Порт-Луи(Маврикий), а 9—15 февраля 1974 г. в том же составе, но уже без ПЛ — в Бомбей.
Принято считать, что главным итогом двух БС было успешное решение зада­чипо нейтрализации группировки ВМС США в зоне Индийского океана и норма­лизациявоенно-политической обстанов­ки вокруг Индии. Крейсер получил отлич­ную оценкуи был награжден переходя­щим Красным Знаменем Военного совета ТОФ. В декабре1974 г. «Адмирал Сенявин» был занесен на доску почета ВМФ СССР и награжденвымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», проявленные вдальних морских походах.С октября 1975 г. новым командиром «Адмирала Сенявина» стал капитан 2 рангаФ.Н. Громов, а по итогам года крейсер за­нял первое место среди надводныхкораб-
27 лей ВМФ.
Приказом командующего ТОФ от 1 ян­варя 1976 г. крейсер зачислен в составсил постоянной готовности с базированием на бухту Абрек. В октябре 1976 г.коман­диром КРУ назначили капитана 3 ранга В.М. Плахова.
Согласно приказу командующего ТОФ на 1 января 1977 г. местом базирования«Ад­мирала Сенявина» определялась б. Золотой Рог (Владивосток), бортовой номерпо со­стоянию на 1 мая 1977 г. — 833. В том же го­ду корабль прошел на«Дальзаводе» ремонт и модернизацию, включая установку комп­лексов «Кристалл-К»и «Карат-М».
24 7 апреля 1978 г. КРУ «Адмирал Сенявин» посетил находившийся на Дальнем Вос­токеГенеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, которого сопровождали ми­нистробороны СССР маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов и главком ВМФ СССР адмиралфлота Советского Союза С.Г. Гор­шков. Они выходили на крейсере в море инаблюдали за двухстороннииюня 1978 г. «Адмирал Сенявин» (бор­товой № 472) вышелдля выполнения за­четных стрельб главным калибром на по­лигон боевой подготовкиТОФ. На бор­ту корабля находилась группа писателей, поэтов и творческихработников из Моск­вы и Ленинграда. В кильватер «Сенявину» следовал КРЛ«Дмитрий Пожарский».
Огонь вела первая башня, при стрельбе использовались практические снаряды(без взрывчатого вещества) и пониженно-боевые заряды. «Сенявин» открыл огонь,постепен­но пристреливаясь. 8 залпов были успешны­ми, но на 9-м произошлатрагедия.Официальная версия проводившей рас­следование комиссии звучит так: «при по­дачеэлекгросигнала на производство 9-го залпа правое орудие башни № 1 не выстре­лило.Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате про­изошловоспламенение заряда в каморе ору­дия. От вылетевшей внутрь башни струи га­зовмгновенно воспламенились приготов­ленные к стрельбе заряды, в башне возникпожар, быстротечно перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение».
Можно предположить, что расчет по ко­манде своего командиравыключил обе предусмотренные на такой случай блоки­ровки, исключавшие открытиезатвора, открыл его и установил лоток со следую­щим зарядом в положение длязаряжания. Тут же автоматически включился привод прибойника и дослал новыйснаряд в ка­мору орудия, раздавив находившийся в ней заряд предыдущего выстрела— тот сразу воспламенился. Струя пламени и га­зов рванулась в боевое отделениеорудия, где находились «раздетые» (без пеналов) пороховые заряды. Всего в трехбоевых от­делениях башни имелось более 20 таких «раздетых» зарядов, заранее, внаруше­ние правил, заготовленных на стрельбу, то есть где-то 280 кгартиллерийского поро­ха. Сравнимая со взрывом вспышка поро­ховых зарядов вбашне вызвала форс пла­мени вниз, в перегрузочное отделение и к погребу.Сработали крышки противодав­ления (т.н. «вышибные стаканы»). Взрыв погребовпредотвратили их затоплением, причем команду затопить погреба обеих башен ГКотдал вступивший в управлениеми учениями сил флота. кораблем контр-адмирал В.Ф. Варганов, в пропілом самкомандир этого крейсера.Нельзя исключить и несколько иную версию. Когда в правом орудии произо­шелзатяжной выстрел, командир ору­дия, вместо того, чтобы выполнить пра­вилоосечек, либо, не желая нарушать схе­му стрельбы, либо чисто машинально при­казалоткрыть замок, отключив блокиров­ки — и в этот момент произошел выстрел. Струяраскаленных газов через зазор про­рвалась в боевое отделение, где вспыхнулипороховые заряды.
Пожар потушили штатными средствами, однако в результате этой катастрофы по­гибло37 человек, включая находившегося в башне корреспондента газеты «Краснаязвезда» капитана 2 ранга Л. Климченко. Все погибшие моряки были с воинскимипочестями похоронены на мемориальном комплексе в бухте Абрек залива Стрелок.
Следует принять во внимание, что крей­сер, будучи инициатором социалистичес­когосоревнования на флоте, выполнял со­стязательную стрельбу. Расчет башни былзатренирован до автоматизма с целью вы­полнить эту стрельбу только на«отлично», с сокращением нормативов. Отработка ве­лась по схеме «снаряд — заряд— затвор — выстрел...».Приказом министра обороны командира крейсера и его заместителя по политичес­койчасти сняли с должностей и назначили с понижением.* Так же поступили и с ко­мандиромартиллерийской боевой части ка­питан-лейтенантом А. Шубиным. Коман­дирсоединения контр-адмирал В.Ф. Вар­ганов был предупрежден министром обо­роны онеполном служебном соответс­твии, получили взыскания и другие долж­ностныелица.
Основные повреждения башни были следующими: вышел из строя лоток по­дачи направом орудии; сбиты оптичес­кие оси на башенном дальномере; в огне поврежденаэлектропроводка и электро­оборудование башни. Через месяц башня №1 была введенав строй и вскоре испыта­на стрельбой. Единственной не устранен­нойнеисправностью (во всяком случае, до
24 г.) оставалась рассогласованность оп­тического дальномера башни. Скорее все­го,до вывода КРУ «Адмирал Сенявин» из боевого состава он так и не был заменен.Стволы орудий не менялись, так как не были повреждены или изношены до пре­дела,требующего замены.
В ходе очередного ремонта на «Дальзаво- де» на «Сенявине» были проведенытакже работы по перестановке антенн комплек­са «Кристалл-К» на более высокиефунда­менты — их подняли до уровня второй ды­мовой трубы (на ЧФ то же самоевыполни­ли на КРУ «Жданов»).
В 1979 г. в связи с обострением отноше­ний Китая сВьетнамом и началом факти­ческих военных действий на всем протя­жении границы врайон конфликта выхо­дили корабли ТОФ с задачей обеспечения безопасностимореплавания, сопровожде­ния советских транспортов с вооружени­ем и техникой вовьетнамские порты. В их числе были КРУ «Адмирал Сенявин», РКР«Адмирал Фокин»,БПК «Василий Чапа­ев», «Способный», «Строгий», ЭМ «Воз­бужденный», СКР«Разящий». В период с
25 по 10 ноября 1979 г. «Адмирал Сенявин» с кораблями 8-й ОПЭСК посетилХайфон.
Очередная боевая служба крейсера в со­ставе 8-й ОПЭСК пришлась на 1981 г. —в Южно-Китайском море, включая почти 6 месяцев стоянки на якоре с периодически­мизаходами в Камрань (например, в июле 1981 г. КРУ осуществил деловой заход тудав сопровождении СКР «Разящий»).
С мая 1983 г. крейсером командовал ка­питан 2 ранга Л.М. Ковальчук.
В июле 1983 г. «Адмирал Сенявин» обес­печивал в бухте Саранная (Камчатка)про­ведение силами АСС ТОФ операции по подъему аварийной АЛЛ К-429 (пр. 670А),затонувшей 24 июня на глубине 45 м во время дифферентовки.На 1 января 1985 г. приказом командую­щего ТОФ«Адмирал Сенявин» находил­ся в боевом составе 10-й ОПЭСК в непо­средственномподчинении штабу эскадры. «Адмирал Сеня вин» с установленными АПсистемы космической связи «Кристалл-К», 1980-е гг.
С мая 1986 г. новым и, как оказалось, последним командиром КРУ «АдмиралСенявин» стал капитан 2 ранга А. А. Чуев.
В период 7—10 октября 1988 г. «Адми­рал Сенявин» совместно с РКР «Варяг» иКПУГ в составе ВПК «Маршал Вороши­лов», СКР «Горделивый», «Рьяный» ус­пешноучаствовали в ОТУ ТОФ по обозна­чению ОБК «западных».
Приказом командующего ТОФ от 26 ию­ня 1989 г., в соответствии с приказом МОСССР от 30 мая 1989 г. ввиду неудовлетво­рительного технического состояния и не­возможностьюдальнейшего использова­ния по прямому назначению, КРУ «Адми­рал Сенявин»исключался из боевого со­става флота с последующей сдачей в ОФИ на слом. Всоответствии с директивой ГШ ВМФ от 1 марта 1989 г., директивой НШ ТОФ от 31марта того же года было пред­писано расформировать экипаж КРУ «Ад­миралСенявин» до 1 октября 1990 г.
В мае 1989 г. крейсерразоружили и исклю­чили из состава ВМФ. 7 сентября 1989 г. на корабле состоялсяпоследний спуск флага, а 15 декабря того же года экипаж корабля рас­формировали.К вечеру 7 ноября 1991 г. после целого дня возни перегонной команды сошварто­выми цепями бывший КРУ «Адмирал Се­нявин» в последний раз отошел отпирса №1 б. Абрек и под буксирами убыл в Ин­дию на разборку.
В разное время на корабле служили буду­щие адмиралы:М.Хронопуло, Н.Ховрин, Ф.Громов, В. Варганов.

Последние годы службы корабля.

После прохождения дока в Дальзаводе в 1986 году,корабль стал на ремонт.Рядом с КРЛ "Дмитрий Пожарский".Ремонт плановый перерос постепенно в средний.В котлах поменяли все трубки,в машинных отделениях насосыотремонтировали,поменяли много паропроводов.Во многих местах ,на верхнейпалубе, был заменен деревянный настил .Планировалось прийти в Шкотовов декабре1987.Пришли в базу 4 марта 1988 года.
14 июня 1988г,погрузкабоезапаса.(Аврал).Шкотово.залив Стрелок,б.Абрек.
21 июня 1988гСБР Шкотово залив Стрелок,б.Абрек.(рейд,на бочке)
28 июня 1988 гстенкаШкотово.залив Стрелок,б.Абрек.
18 июля 1988г артиллерийскиестрельбы Японское море.
19 июля 1988грейд б.Восток
21 июля1988г Амурский залив.Подготовка к днюВМФ(покраска корабля,аврал)
31 июля 1988гучастие в параде Амурский залив.Владивосток.
1 августа 1988гприём топлива Голдобино.
2августа 1988гАртилерийские стрельбы.Японское море.
4августа 1988гСтенка, Шкотово.залив Стрелок,б.Абрек.
9августа 1988грейд(бочка) Шкотово.залив Стрелок,б.Абрек.
10 августа 1988гвыход в пролив Лаперуза.
13 августа 1988г Шкотово.залив Стрелок,б.Абрек.
16 августа1988г Встреча эскадры ВМС США во главе сэсминцем «Мидуей»
17 августа 1988гШкотово.залив Стрелок,б.Абрек.
11 Сентября1988г Артиллерийские стрельбы
14 сентября 1988г Шкотово.залив Стрелок,б.Абрек.
7 октября 1988г участие вучениях «Океан-88»(Отдельная бригада кораблей «Западных»)
10 октября 1988г Шкотово.залив Стрелок,б.Абрек
4 ноября 1988г сдачабоезапаса. Шкотово.залив Стрелок,б.Абрек.
2 декабря 1988г рейд б.Восток(чистка цистерн,сдача топлива).
4 декабря 1988г плавдок.б.Золотой рог
20 марта 1989г Шкотово.залив Стрелок,б.Абрек.
25 марта1989г Подгтовка в поход на Камчатку.
20 апреля 1989г Втораямашина не смогла провернуть винт,по причине выдода из строя клапана главного пара.на турбины.Открыть не смогли.

Взрыв башни главного калибра.


13 июня 1978 года флагманской крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" в заливе Петра Великого выполнял артиллерийские стрельбы главным калибром. На девятом залпе корабль содрогнулся от мощного внутреннего взрыва. Из носовой башни повалил густой дым.Как позже выяснилось, огонь вела лишь одна башня (№ I), другая была законсервирована и внутри нее не было личного состава. Использовались прак­тические снаряды (то есть без взрывча­того вещества) и понижено-боевые за­ряды. После восьми успешных залпов, на девятом, правое орудие не выстрелило. Такой случай был предусмотрен его конструкцией: авто­матически включились две блокировки, не позволявшие открыть затвор. Однако моряки расчета орудия, стремясь как можно быстрее исправить ситуацию, выключили блокировки, открыли затвор, и лоток со следующим зарядом установили в положение для заряжания. В результате автоматического включения привода прибойник до­слал новый снаряд в камору ору­дия, раздавив находившийся в ней заряд, и тот воспламенился.Струя раскаленных газов через зазор между досланным снарядом и каморой орудия прорвалась в боевое отделение. Старый снаряд вылетел из ствола и упал в воду в 50 метрах от корабля, а новый снаряд отскочил назад в боевое отделение. В башне вспыхнул пожар. По приказу командира корабля капитана 2 ранга Владимира Плахова были затоплены погреба I и II башен. Огонь погасили штатными средствами пожаротушения, но погибли все, кто на­ходился в первой башне, включая кор­респондента газеты «Красная звезда» капитана 2 ранга Леонида Климченко. Из 37 погибших 31 человек отравился окисью углерода, трое утонули при затоплении погребов и трое получили смертельные травмы.
Рассказ очевидца
Мой давний знакомый капитан 1 ранга запаса Леонид Мрочко в то время служил на крейсере "Адмирал Сенявин". Вот что он рассказал мне:- Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей - журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель. Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" капитана 2 ранга Леонида Климченко. Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю: носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было.Внутри этой страшной башни стены были черные, в копоти, все, что могло сгореть или обгореть, - сгорело и обгорело. До самой ночи моряки выносили останки товарищей и складывали на юте. Под утро крейсер пришел в залив Стрелок, пришвартовался к новому пирсу. Журналистам передали “командирские” часы Лени Климченко с обгоревшим ремешком, оплавленным корпусом и совсем расплавленным стеклом, чтобы кто-либо передал их его жене.
В Стрелке крейсер уже ждало командование флота. Кто-то из военачальников сказал гостям, мол, вам всем просто повезло. Это один из тех редких случаев в истории флота, когда после взрыва в башне главного калибра не рванули артпогребаАжиотаж вокруг крейсера
Почему же учебно-боевая стрельба проходила при столь большом скоплении посторонних? Все дело в том, что вокруг крейсера тогда был поднят нездоровый ажиотаж. Незадолго до ЧП корабль посетил Леонид Брежнев, осуществлявший помпезную поездку по Дальнему Востоку. Генсек даже вышел в море. Присутствовал вместе с министром обороны Дмитрием Устиновым и главкомом ВМФ Сергеем Горшковым на артиллерийской стрельбе. За ее успешное выполнение командир крейсера капитан 2 ранга Владимир Плахов и замполит капитан 3 ранга Игорь Спицын получили из рук генсека часы с лаконичной надписью: "От Л.И. Брежнева. 1978 г.После того, как на корабле побывал генсек, экипаж стали постоянно отвлекать от его главных учебно-боевых задач. На крейсер одна за другой зачастили делегации. Морякам некогда стало по-настоящему заниматься боевой подготовкой. Снизилась требовательность к "звездному" экипажу и со стороны вышестоящего командования. Возможно, в какой-то степени и из-за этого через два месяца и шесть дней после визита Брежнева на крейсере произошло тяжелейшее ЧП.В акте комиссии по расследованию его причина сформулирована так: "При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни N 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в каморе - части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе... Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля". В акте также отмечалось, что накануне стрельбы уволились в запас многие опытные моряки из боевого расчета башни. Натренировать и обучить молодежь они в достаточной степени не успели. Вот та и растерялась в нештатной ситуации, допустила роковые ошибки.
ЧП решили замять.Реакция Москвы на это тяжелое происшествие оказалась поразительно неадекватной. По итогам расследования причастные к трагедии должностные лица были наказаны в административном порядке. Приказом министра обороны командира и замполита сняли с должностей и назначили с понижением. Командир соединения контр-адмирал Варганов был предупрежден министром обороны о неполном служебном соответствии. Даже сегодня, по прошествии более трех десятилейтий, удивляют "ножницы" между тяжестью происшествия (37 загубленных жизней!) и мягкостью взысканий. Даже уголовное дело не было возбуждено. Вполне возможно, по чьему-то указанию трагедию решили замять. Эту версию подтверждает и то, что в 1979 году на флоте были уничтожены все документы, относящиеся к взрыву на "Адмирале Сенявине". Случай в своем роде уникальный. А мотив такого решения нормальной логикой объяснить невозможно. Разве только тем, что окружение Брежнева решило сделать так, чтобы до него не дошли никакие слухи о ЧП на корабле, который незадолго посетил генсек. Ведь уже к тому времени престарелому Брежневу о дурных новостях старались не сообщать. С тех пор до самой смерти Брежнева название крейсера "Адмирал Сенявин" напрочь исчезло со страниц газет.Дубль «Айовы»
Почти через 11 лет точно такая же трагедия произошла на американском линейном корабле «Айова» в Карибском море. 19 апреля 1989 года во время учебно-боевых стрельб возле острова Пуэрто-Рико произошёл взрыв боеприпасов в боевом отделении центрального 16-дюймового орудия второй артиллерийской башни. Погибли все моряки, находившиеся в башне и на нижних палубах под ней, - 47 матросов и офицеров. Никому не удалось спастись.
И хотя на линкоре был произведён ремонт, в строй он больше не вступил.
Будем помнить!Наш крейсер служил еще 12 лет после трагедии. Лишь в сентябре 1990 года в СМИ прошла коротенькая тассовка о том, что "в соответствии с планом сокращения состава флота во Владивостоке произведен ритуал спуска Государственного и Военно-морского флагов СССР на крейсере "Адмирал Сенявин", выслужившем установленные сроки". Позже прошла информация о том, что он в 1992 году был продан частной фирме Индии для разделки на металл.
Решением высшего военного руководства местом захоронения наших воинов, погибших при исполнении служебного долга, был определен уступ сопки над бухтой Абрек залива Стрелок (ныне город Фокино). Отсюда крейсер вышел в свой трагический поход. Вот имена погибших :кап. 2 ранга Климченко Леонид Леонидович
матрос Гилазиев Фарид Гариевич
матрос Архипенко Валерий Николаевич
ст. лейтенант Пономарев Александр Васильевич
матрос Галкин Геннадий Николаевич
матрос Ануфриев Александр Николаевич
л-т Белюга Александр Владимирович
матрос Бородин Алексей Васильевич
матрос Шутов Леонид Семенович
л-т Марданов Валерий Ясавиевич
матрос Болдырев Александр Евгеньевич
матрос Пинчук Александр Степанович
ст. 1 ст. Бикбов Рашид Кутузович
матрос Юдин Анатолий Борисович
матрос Ломаев Николай Александрович
ст. 2 ст. Аникин Иван Иосифович
ст. 2 ст. Дадонов Александр Федорович
матрос Костылев Виктор Антонович
ст. 2 ст. Шигабутдинов Рамиль Саматович
матрос Золотарев Виктор Васильевич
матрос Матренин Анатолий Михайлович
ст. 2 ст. Подолько Сергей Николаевич
ст. 2 ст. Виноградов Виктор Михайлович
матрос Носков Владимир Васильевич
ст. 1 ст. Курочкин Анатолий Ильич
матрос Ортиков Махамадали Абдуллаевич
матрос Проничев Николай Павлович
ст. 2 ст. Пономарев Виктор Федорович
ст. 2 ст. Будаков Александр Петрович
матрос Прудников Иван Васильевич
ст. 2 ст. Акуличев Виктор Сергеевич
матрос Свинин Александр Романович
матрос Скоробогатов Сергей Дмитриевич
ст. матрос Кулунов Виктор Васильевич
матрос Сулейманов Наиль Мансурович
матрос Столяров Сергей Николаевич
матрос Чернушевич Юрий Михайлович

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу