Юлия Мышка,
11-12-2019 19:19
(ссылка)
сознание
Аномальный феномен
Проблема соотношения тела и сознания до сих пор не решена. Существуют разные теории сознания — теория глобального нейронного рабочего пространства (Global workspace theory, или GWT. — Прим. T&P), квантовая теория Хамероффа — Пенроуза, теория аттендированной среднеуровневой реализации сознания Принца или теория интегрированной информации. Но все это только гипотезы, в которых недостаточно разработан концептуальный аппарат. А кроме того, нам не хватает экспериментальных средств для изучения мозга и поведения человека — например, применение постулатов теории интегрированной информации на живых организмах пока невозможно из-за вычислительных и аппаратных ограничений.
Сознание — аномальный феномен, непохожий на остальные феномены естественного мира. В то время как последние интерсубъективны, то есть доступны всем, к сознанию мы всегда имеем только внутренний доступ и не можем его непосредственным образом наблюдать. Одновременно с этим мы знаем, что сознание — естественное явление. Впрочем, если мы станем думать об устройстве Вселенной как о фундаментальных физических взаимодействиях, то это будет работать ровно до тех пор, пока мы не вспомним о сознании: непонятно, как в такое представление мира втискивается феномен со столь непохожими на все остальное характеристиками.
Одно из лучших определений сознания — остенсивное (определение предмета путем непосредственного показа. — Прим. T&P): все мы с вами чувствуем ментальные образы и ощущения — это и есть сознание. Когда я смотрю на какой-то предмет, в моей голове есть его образ, и этот образ тоже является моим сознанием. Важно, чтобы остенсивное определение сознания коррелировало с итоговым объяснением: когда в исследовании сознания мы получаем определения вроде «Сознание — это квантовый эффект в микротрубочках нейронов», то сложно понять, как этот эффект может стать ментальными образами.
Функции есть, а сознания нет
Существует когнитивное понятие сознания. Примерами когнитивных задач, которые мы выполняем как сознательные субъекты, могут быть речь, мышление, интеграция информации в мозге и т. д. Но это определение слишком широкое: получается, если есть мышление, речь, запоминание, значит, есть и сознание; и наоборот: если нет возможности говорить, значит, и сознания нет. Часто это определение не работает. Например, у пациентов в вегетативном состоянии (которое наступает, как правило, после инсульта) есть фазы сна, они открывают глаза, у них бывает блуждающий взгляд, и родственники часто принимают это за проявление сознания, что на самом деле не так. А бывает, что когнитивных операций нет, а сознание есть.
Если в МРТ-аппарат поместить обычного человека и попросить представить, как он играет в теннис, у него произойдет возбуждение в премоторной коре. Эту же задачу поставили перед пациенткой, которая не откликалась вообще ни на что, — и увидели на МРТ такое же возбуждение в коре. Тогда женщину попросили представить, что она находится в доме и ориентируется внутри него. Потом ее начали спрашивать: «Вашего мужа зовут Чарли? Если нет, представляйте, что вы ориентируетесь в доме, если да — что вы играете в теннис». Реакция на вопросы действительно была, но ее можно было отследить только по внутренней активности мозга. Таким образом,
поведенческий тест не позволяет нам удостовериться в наличии сознания. Жесткой связи между поведением и сознанием нет.
Между сознанием и когнитивными функциями тоже нет прямой связи. В 1987 году в Канаде произошла страшная трагедия: лунатик Кеннет Паркс заснул перед телевизором, а потом «проснулся», завел машину, проехал несколько миль до дома родителей своей жены, взял монтировку и пошел убивать. Затем уехал и только на обратном пути обнаружил, что у него все руки в крови. Он позвонил в полицию и сказал: «Мне кажется, я кого-то убил». И хотя многие подозревали, что он гениальный лжец, на самом деле Кеннет Паркс — удивительный потомственный лунатик. У него не было мотива для убийства, а еще он сжимал нож за лезвие, отчего на руке у него были глубокие раны, но он ничего не чувствовал. Следствие показало, что Паркс не находился в сознании в момент убийства.
Я сегодня видел у кого-то в руках книгу Николаса Хамфри «Пыльца души». В 1970-х Николас Хамфри, будучи аспирантом и работая в лаборатории Лоуренса Вайскранца, открыл «слепое зрение». Он наблюдал за обезьяной по имени Хелен, у которой была корковая слепота — не функционировали зрительные отделы коры головного мозга. Обезьяна всегда вела себя как слепая, но в ответ на некоторые тесты вдруг начала демонстрировать «зрячее» поведение — каким-то образом распознавала простые объекты.
Обычно нам кажется, что зрение — сознательная функция: если я вижу, значит, я осознаю. В случае «слепого зрения» пациент отрицает, что он что-то видит, однако, если его попросить угадать, чтó находится перед ним, он угадывает. Все дело в том, что у нас есть два зрительных пути: один — «сознательный» — ведет в затылочные зоны коры головного мозга, другой — более короткий — в верхний отдел коры. Если у боксера будет работать только сознательный зрительный путь, он вряд ли сможет уворачиваться от ударов — он не пропускает удары как раз благодаря этому короткому, древнему пути.
Зрительное восприятие — это когда вы можете сказать, «что» и «где», а зрительное ощущение — это когда при этом вы еще имеете ментальную картинку. Выполняется примерно одна и та же когнитивная функция распознавания объекта, но в одном случае это распознавание сознательно, а другом — нет. «Слепое зрение» — это зрительное восприятие без сознания.
Чтобы какая-то функция в мозге была сознательной, нужно, чтобы выполнение определенной когнитивной задачи сопровождалось внутренним субъективным опытом.
Именно наличие приватного опыта является ключевым компонентом, позволяющим сказать, есть сознание или нет. Это более узкое понятие называется феноменальным сознанием (phenomenal consciousness).
Трудная проблема
Если бы мне без анестезии вырывали зуб мудрости, скорее всего, я бы кричал и пытался двигать конечностями — но по этому описанию трудно сказать, чтó со мной происходит, если не знать, что я при этом испытываю жуткую боль. То есть когда я нахожусь в сознании и происходит что-то с моим телом, важно подчеркнуть: чтобы сказать, что я нахожусь в сознании, я добавляю в историю своего организма какие-то внутренние приватные характеристики.
Это подводит нас к так называемой трудной проблеме сознания (hard problem of consciousness, термин ввел Дэвид Чалмерс). Она заключается в следующем:
почему функционирование мозга сопровождается субъективными и приватными состояниями? Почему оно не происходит «в темноте»?
Нейроученому неважно, есть ли у сознательных состояний субъективная, приватная сторона: он ищет неврологическое выражение этих процессов. Однако даже если это неврологическое выражение найдено, оно все равно каким-то образом испытывается. Таким образом, неврологическое описание или описание сознания через мозговые, поведенческие процессы и когнитивное функционирование всегда будет неполным. Мы не можем объяснить сознание, используя стандартные методы естественных наук.
© davestrick / Giphy
© davestrick / Giphy
Безошибочность иллюзии
Можно выделить некоторые характеристики феноменального сознания или сознания вообще: квалитативность, интенциональность, субъективность, приватность, отсутствие пространственного протяжения, невыразимость, простота, безошибочность, прямое знакомство и внутренняя природа. Таково рабочее определение сознания.
Квалитативность (качественность) — это то, каким образом вы испытываете свой внутренний субъективный опыт. Обычно это сенсорные характеристики: цвета, тактильные, вкусовые ощущения и т. д., а также эмоции.
Приватность сознательного опыта означает, что вы не видите то, как я вижу вас. Даже если в будущем изобретут средство увидеть то, чтό другой человек наблюдает в своем мозге, то все равно нельзя будет увидеть его сознание, ведь увиденное будет вашим собственным сознанием. Нейроны в мозгу можно увидеть хирургическим путем, но с сознанием это не сработает, потому что это абсолютная приватность.
Отсутствие пространственного притяжения свидетельствует о том, что, когда я смотрю на белую колонну, моя голова не увеличивается на объем этой колонны. У ментальной белой колонны нет физических параметров.
Невыразимость ведет к понятию простоты и неразложимости на другие характеристики. Некоторые понятия невозможно объяснить через более простые. Например, как объяснить, что значит «красное»? Никак. Объяснение через длину волны не считается, потому что, если начать подставлять его вместо слова «красное», значение высказываний изменится. Некоторые понятия можно выразить через другие, но в первом приближении они все кажутся невыразимыми.
Безошибочность означает: вы не можете ошибаться насчет того, что находитесь в сознании. Вы можете заблуждаться в суждениях о вещах и явлениях, вы можете не знать, чтó стоит за ментальным образом, но если вы с этим образом сталкиваетесь, значит, он существует, даже если это галлюцинация.
И хотя не все исследователи согласны с таким рабочим определением, любой, кто занимается сознанием, так или иначе интерпретирует эти характеристики. Ведь эмпирически ответить на вопрос, что такое сознание, не получается из-за того, что мы не имеем к нему такого же доступа, как ко всем феноменам естественного мира. А от выстроенной нами эмпирической теории зависит, как мы будем работать с пациентами в тяжелом состоянии.
Сознания нет, а слово есть
Проблема сознания появилась в Новое время усилиями Рене Декарта, который разделил тело и душу по этическим основаниям: тело омрачает нас, а душа как разумное начало борется с телесными аффектами. С тех пор противопоставление души и тела как бы раскалывает мир на две независимые области.
Но ведь они взаимодействуют: когда я говорю, у меня сокращаются мышцы, двигается язык и т. д. Все это физические события, у каждого моего движения есть физическая причина. Проблема в том, что нам непонятно, как то, что не находится в пространстве, влияет на физические процессы. Таким образом, в наших представлениях о мире есть фундаментальный раскол, который нужно устранить. Самый лучший способ — «уничтожить» сознание: показать, что оно существует, но является производной физических процессов.
Проблема сознания тела связана с другими большими проблемами. Это вопрос тождества личности: что делает личность одной и той же на протяжении всей жизни, несмотря на физиологические и психологические изменения организма и психики? Проблема свободы воли: являются ли наше ментальное и сознательное состояния причинами физических событий или поведения? Биоэтические вопросы и проблема искусственного интеллекта: люди мечтают о бессмертии и возможности перенести сознание на другой носитель.
Проблема сознания связана с тем, как мы понимаем причинность. В естественном мире все причинные взаимодействия носят физическую природу. Но есть один кандидат на нефизический тип причинности — это причинность от ментального к физическому, и от физического — к поведению. Нужно понять, есть ли такой вид процессов.
Нас также интересует вопрос о критериях существования. Когда я хочу понять, существует ли какой-то предмет, я могу это верифицировать: взять его в руки, например. Но в отношении сознания критерий существования не работает. Значит ли это, что сознания не существует?
Представьте, что вы видите, как бьет молния, и вы знаете, что физическая причина удара молнии — столкновение холодного и теплого погодных фронтов. Но потом вдруг добавляете, что другой причиной молнии могут быть семейные неурядицы бородатого седого мужчины атлетического телосложения, его зовут Зевс. Или, например, я могу утверждать, что за моей спиной находится синий дракон, просто вы его не видите. Ни Зевс, ни синий дракон не существуют для естественной онтологии, так как их допущение или отсутствие ничего не меняет в естественной истории. Наше сознание сильно похоже на такого синего дракона или на Зевса, поэтому мы должны объявить его несуществующим.
Почему мы этого не делаем? Человеческий язык переполнен ментальными терминами, у нас неимоверно развит аппарат для выражения внутренних состояний. И вдруг оказывается, что внутренних состояний нет, хотя их выражение есть. Странная ситуация. Без проблем можно отказаться от утверждения о существовании Зевса (что и было сделано), но Зевс и синий дракон тем отличаются от сознания, что последнее играет важную роль в нашей жизни. Если вернуться к примеру, когда мне выдирают зубы, то сколько меня ни убеждай, что я не испытываю боль, я все равно буду ее испытывать. Это состояние сознания, и оно достоверно. Выходит,
для сознания нет места в естественном мире, но мы не можем отказаться от его существования. Это ключевая драма в проблеме сознания тела.
Впрочем, поскольку с точки зрения естественной онтологии мы должны объявить сознание несуществующим, многие исследователи предпочитают утверждать, что сознание — это физический процесс в мозге. Можно ли тогда сказать, что сознание — это и есть мозг? Нет. Потому что, во-первых, для этого нужно продемонстрировать идеальную замену ментальных терминов на неврологические. А во-вторых, нейронные процессы невозможно верифицировать.
Проблема соотношения тела и сознания до сих пор не решена. Существуют разные теории сознания — теория глобального нейронного рабочего пространства (Global workspace theory, или GWT. — Прим. T&P), квантовая теория Хамероффа — Пенроуза, теория аттендированной среднеуровневой реализации сознания Принца или теория интегрированной информации. Но все это только гипотезы, в которых недостаточно разработан концептуальный аппарат. А кроме того, нам не хватает экспериментальных средств для изучения мозга и поведения человека — например, применение постулатов теории интегрированной информации на живых организмах пока невозможно из-за вычислительных и аппаратных ограничений.
Сознание — аномальный феномен, непохожий на остальные феномены естественного мира. В то время как последние интерсубъективны, то есть доступны всем, к сознанию мы всегда имеем только внутренний доступ и не можем его непосредственным образом наблюдать. Одновременно с этим мы знаем, что сознание — естественное явление. Впрочем, если мы станем думать об устройстве Вселенной как о фундаментальных физических взаимодействиях, то это будет работать ровно до тех пор, пока мы не вспомним о сознании: непонятно, как в такое представление мира втискивается феномен со столь непохожими на все остальное характеристиками.
Одно из лучших определений сознания — остенсивное (определение предмета путем непосредственного показа. — Прим. T&P): все мы с вами чувствуем ментальные образы и ощущения — это и есть сознание. Когда я смотрю на какой-то предмет, в моей голове есть его образ, и этот образ тоже является моим сознанием. Важно, чтобы остенсивное определение сознания коррелировало с итоговым объяснением: когда в исследовании сознания мы получаем определения вроде «Сознание — это квантовый эффект в микротрубочках нейронов», то сложно понять, как этот эффект может стать ментальными образами.
Функции есть, а сознания нет
Существует когнитивное понятие сознания. Примерами когнитивных задач, которые мы выполняем как сознательные субъекты, могут быть речь, мышление, интеграция информации в мозге и т. д. Но это определение слишком широкое: получается, если есть мышление, речь, запоминание, значит, есть и сознание; и наоборот: если нет возможности говорить, значит, и сознания нет. Часто это определение не работает. Например, у пациентов в вегетативном состоянии (которое наступает, как правило, после инсульта) есть фазы сна, они открывают глаза, у них бывает блуждающий взгляд, и родственники часто принимают это за проявление сознания, что на самом деле не так. А бывает, что когнитивных операций нет, а сознание есть.
Если в МРТ-аппарат поместить обычного человека и попросить представить, как он играет в теннис, у него произойдет возбуждение в премоторной коре. Эту же задачу поставили перед пациенткой, которая не откликалась вообще ни на что, — и увидели на МРТ такое же возбуждение в коре. Тогда женщину попросили представить, что она находится в доме и ориентируется внутри него. Потом ее начали спрашивать: «Вашего мужа зовут Чарли? Если нет, представляйте, что вы ориентируетесь в доме, если да — что вы играете в теннис». Реакция на вопросы действительно была, но ее можно было отследить только по внутренней активности мозга. Таким образом,
поведенческий тест не позволяет нам удостовериться в наличии сознания. Жесткой связи между поведением и сознанием нет.
Между сознанием и когнитивными функциями тоже нет прямой связи. В 1987 году в Канаде произошла страшная трагедия: лунатик Кеннет Паркс заснул перед телевизором, а потом «проснулся», завел машину, проехал несколько миль до дома родителей своей жены, взял монтировку и пошел убивать. Затем уехал и только на обратном пути обнаружил, что у него все руки в крови. Он позвонил в полицию и сказал: «Мне кажется, я кого-то убил». И хотя многие подозревали, что он гениальный лжец, на самом деле Кеннет Паркс — удивительный потомственный лунатик. У него не было мотива для убийства, а еще он сжимал нож за лезвие, отчего на руке у него были глубокие раны, но он ничего не чувствовал. Следствие показало, что Паркс не находился в сознании в момент убийства.
Я сегодня видел у кого-то в руках книгу Николаса Хамфри «Пыльца души». В 1970-х Николас Хамфри, будучи аспирантом и работая в лаборатории Лоуренса Вайскранца, открыл «слепое зрение». Он наблюдал за обезьяной по имени Хелен, у которой была корковая слепота — не функционировали зрительные отделы коры головного мозга. Обезьяна всегда вела себя как слепая, но в ответ на некоторые тесты вдруг начала демонстрировать «зрячее» поведение — каким-то образом распознавала простые объекты.
Обычно нам кажется, что зрение — сознательная функция: если я вижу, значит, я осознаю. В случае «слепого зрения» пациент отрицает, что он что-то видит, однако, если его попросить угадать, чтó находится перед ним, он угадывает. Все дело в том, что у нас есть два зрительных пути: один — «сознательный» — ведет в затылочные зоны коры головного мозга, другой — более короткий — в верхний отдел коры. Если у боксера будет работать только сознательный зрительный путь, он вряд ли сможет уворачиваться от ударов — он не пропускает удары как раз благодаря этому короткому, древнему пути.
Зрительное восприятие — это когда вы можете сказать, «что» и «где», а зрительное ощущение — это когда при этом вы еще имеете ментальную картинку. Выполняется примерно одна и та же когнитивная функция распознавания объекта, но в одном случае это распознавание сознательно, а другом — нет. «Слепое зрение» — это зрительное восприятие без сознания.
Чтобы какая-то функция в мозге была сознательной, нужно, чтобы выполнение определенной когнитивной задачи сопровождалось внутренним субъективным опытом.
Именно наличие приватного опыта является ключевым компонентом, позволяющим сказать, есть сознание или нет. Это более узкое понятие называется феноменальным сознанием (phenomenal consciousness).
Трудная проблема
Если бы мне без анестезии вырывали зуб мудрости, скорее всего, я бы кричал и пытался двигать конечностями — но по этому описанию трудно сказать, чтó со мной происходит, если не знать, что я при этом испытываю жуткую боль. То есть когда я нахожусь в сознании и происходит что-то с моим телом, важно подчеркнуть: чтобы сказать, что я нахожусь в сознании, я добавляю в историю своего организма какие-то внутренние приватные характеристики.
Это подводит нас к так называемой трудной проблеме сознания (hard problem of consciousness, термин ввел Дэвид Чалмерс). Она заключается в следующем:
почему функционирование мозга сопровождается субъективными и приватными состояниями? Почему оно не происходит «в темноте»?
Нейроученому неважно, есть ли у сознательных состояний субъективная, приватная сторона: он ищет неврологическое выражение этих процессов. Однако даже если это неврологическое выражение найдено, оно все равно каким-то образом испытывается. Таким образом, неврологическое описание или описание сознания через мозговые, поведенческие процессы и когнитивное функционирование всегда будет неполным. Мы не можем объяснить сознание, используя стандартные методы естественных наук.
© davestrick / Giphy
© davestrick / Giphy
Безошибочность иллюзии
Можно выделить некоторые характеристики феноменального сознания или сознания вообще: квалитативность, интенциональность, субъективность, приватность, отсутствие пространственного протяжения, невыразимость, простота, безошибочность, прямое знакомство и внутренняя природа. Таково рабочее определение сознания.
Квалитативность (качественность) — это то, каким образом вы испытываете свой внутренний субъективный опыт. Обычно это сенсорные характеристики: цвета, тактильные, вкусовые ощущения и т. д., а также эмоции.
Приватность сознательного опыта означает, что вы не видите то, как я вижу вас. Даже если в будущем изобретут средство увидеть то, чтό другой человек наблюдает в своем мозге, то все равно нельзя будет увидеть его сознание, ведь увиденное будет вашим собственным сознанием. Нейроны в мозгу можно увидеть хирургическим путем, но с сознанием это не сработает, потому что это абсолютная приватность.
Отсутствие пространственного притяжения свидетельствует о том, что, когда я смотрю на белую колонну, моя голова не увеличивается на объем этой колонны. У ментальной белой колонны нет физических параметров.
Невыразимость ведет к понятию простоты и неразложимости на другие характеристики. Некоторые понятия невозможно объяснить через более простые. Например, как объяснить, что значит «красное»? Никак. Объяснение через длину волны не считается, потому что, если начать подставлять его вместо слова «красное», значение высказываний изменится. Некоторые понятия можно выразить через другие, но в первом приближении они все кажутся невыразимыми.
Безошибочность означает: вы не можете ошибаться насчет того, что находитесь в сознании. Вы можете заблуждаться в суждениях о вещах и явлениях, вы можете не знать, чтó стоит за ментальным образом, но если вы с этим образом сталкиваетесь, значит, он существует, даже если это галлюцинация.
И хотя не все исследователи согласны с таким рабочим определением, любой, кто занимается сознанием, так или иначе интерпретирует эти характеристики. Ведь эмпирически ответить на вопрос, что такое сознание, не получается из-за того, что мы не имеем к нему такого же доступа, как ко всем феноменам естественного мира. А от выстроенной нами эмпирической теории зависит, как мы будем работать с пациентами в тяжелом состоянии.
Сознания нет, а слово есть
Проблема сознания появилась в Новое время усилиями Рене Декарта, который разделил тело и душу по этическим основаниям: тело омрачает нас, а душа как разумное начало борется с телесными аффектами. С тех пор противопоставление души и тела как бы раскалывает мир на две независимые области.
Но ведь они взаимодействуют: когда я говорю, у меня сокращаются мышцы, двигается язык и т. д. Все это физические события, у каждого моего движения есть физическая причина. Проблема в том, что нам непонятно, как то, что не находится в пространстве, влияет на физические процессы. Таким образом, в наших представлениях о мире есть фундаментальный раскол, который нужно устранить. Самый лучший способ — «уничтожить» сознание: показать, что оно существует, но является производной физических процессов.
Проблема сознания тела связана с другими большими проблемами. Это вопрос тождества личности: что делает личность одной и той же на протяжении всей жизни, несмотря на физиологические и психологические изменения организма и психики? Проблема свободы воли: являются ли наше ментальное и сознательное состояния причинами физических событий или поведения? Биоэтические вопросы и проблема искусственного интеллекта: люди мечтают о бессмертии и возможности перенести сознание на другой носитель.
Проблема сознания связана с тем, как мы понимаем причинность. В естественном мире все причинные взаимодействия носят физическую природу. Но есть один кандидат на нефизический тип причинности — это причинность от ментального к физическому, и от физического — к поведению. Нужно понять, есть ли такой вид процессов.
Нас также интересует вопрос о критериях существования. Когда я хочу понять, существует ли какой-то предмет, я могу это верифицировать: взять его в руки, например. Но в отношении сознания критерий существования не работает. Значит ли это, что сознания не существует?
Представьте, что вы видите, как бьет молния, и вы знаете, что физическая причина удара молнии — столкновение холодного и теплого погодных фронтов. Но потом вдруг добавляете, что другой причиной молнии могут быть семейные неурядицы бородатого седого мужчины атлетического телосложения, его зовут Зевс. Или, например, я могу утверждать, что за моей спиной находится синий дракон, просто вы его не видите. Ни Зевс, ни синий дракон не существуют для естественной онтологии, так как их допущение или отсутствие ничего не меняет в естественной истории. Наше сознание сильно похоже на такого синего дракона или на Зевса, поэтому мы должны объявить его несуществующим.
Почему мы этого не делаем? Человеческий язык переполнен ментальными терминами, у нас неимоверно развит аппарат для выражения внутренних состояний. И вдруг оказывается, что внутренних состояний нет, хотя их выражение есть. Странная ситуация. Без проблем можно отказаться от утверждения о существовании Зевса (что и было сделано), но Зевс и синий дракон тем отличаются от сознания, что последнее играет важную роль в нашей жизни. Если вернуться к примеру, когда мне выдирают зубы, то сколько меня ни убеждай, что я не испытываю боль, я все равно буду ее испытывать. Это состояние сознания, и оно достоверно. Выходит,
для сознания нет места в естественном мире, но мы не можем отказаться от его существования. Это ключевая драма в проблеме сознания тела.
Впрочем, поскольку с точки зрения естественной онтологии мы должны объявить сознание несуществующим, многие исследователи предпочитают утверждать, что сознание — это физический процесс в мозге. Можно ли тогда сказать, что сознание — это и есть мозг? Нет. Потому что, во-первых, для этого нужно продемонстрировать идеальную замену ментальных терминов на неврологические. А во-вторых, нейронные процессы невозможно верифицировать.
Юлия Мышка,
13-04-2017 19:09
(ссылка)
Без заголовка
Через тысячу лет, на пустынной планете,
Среди льдин и ночной пустоты,
Где в сомненьях гуляет бродяга лишь ветер,
Повстречаемся вновь, у черты.
Попытаешься вспомнить, что встречу однажды
Подарила нам жизнь, как весну.
Только в реку одну не войти больше дважды,
Мы у памяти вечной в плену.
Расставания тоже бывают наградой,-
Оценить, что теряешь порой.
Я с тобою незримо всегда буду рядом,
И любовь не считаю игрой.
Я с тобой научилась прощать и терпенью,
Отпускать без обиды и слёз,
Наша встреча теней, как былого мгновенье,
Сладкий миг средь фантазий и грёз...
Среди льдин и ночной пустоты,
Где в сомненьях гуляет бродяга лишь ветер,
Повстречаемся вновь, у черты.
Попытаешься вспомнить, что встречу однажды
Подарила нам жизнь, как весну.
Только в реку одну не войти больше дважды,
Мы у памяти вечной в плену.
Расставания тоже бывают наградой,-
Оценить, что теряешь порой.
Я с тобою незримо всегда буду рядом,
И любовь не считаю игрой.
Я с тобой научилась прощать и терпенью,
Отпускать без обиды и слёз,
Наша встреча теней, как былого мгновенье,
Сладкий миг средь фантазий и грёз...
Юлия Мышка,
16-05-2016 12:25
(ссылка)
Без заголовка
Умей прощать того, кого ты любишь,
Того, кто без тебя не может жить,
А если не простишь, себя ты ненавидеть будешь,
Ведь больше ты не сможешь так любить!
Ведь в жизни может ошибиться каждый,
Но и не каждому дано это понять,
А если человек просит прощенья,
Пойми, прости, и шанс попробуй дать!
Не будь горда, не будь ты бессердечна,
И не держи ни на кого ты зла,
Ведь жизнь, она у нас не бесконечна,
Быть может, за тобою тоже есть вина.
И каждый человек достоин быть прощен,
А уж тем более тот, кто в тебя влюблен!
Того, кто без тебя не может жить,
А если не простишь, себя ты ненавидеть будешь,
Ведь больше ты не сможешь так любить!
Ведь в жизни может ошибиться каждый,
Но и не каждому дано это понять,
А если человек просит прощенья,
Пойми, прости, и шанс попробуй дать!
Не будь горда, не будь ты бессердечна,
И не держи ни на кого ты зла,
Ведь жизнь, она у нас не бесконечна,
Быть может, за тобою тоже есть вина.
И каждый человек достоин быть прощен,
А уж тем более тот, кто в тебя влюблен!
Зайцева Екатерина,
09-05-2016 21:27
(ссылка)
С Днем победы!
С праздником, с Днем Победы!
***
Сердцами и жизнью героев добыто мирное небо,
И в каждой частичке Победы память о них живет!
Пусть сердце тех, кто там не был – полнится памятью этой,
Пусть каждый, кто жив сегодня – Мир вокруг бережет!
Пускай единит народы общая эта память
О Дедах и Бабушках наших, что вместе к Победе шли,
И пусть же и дальше также едины мы будем сердцами,
Ведь нам не войну завещали – хранить завещали Мир!
***
Сердцами и жизнью героев добыто мирное небо,
И в каждой частичке Победы память о них живет!
Пусть сердце тех, кто там не был – полнится памятью этой,
Пусть каждый, кто жив сегодня – Мир вокруг бережет!
Пускай единит народы общая эта память
О Дедах и Бабушках наших, что вместе к Победе шли,
И пусть же и дальше также едины мы будем сердцами,
Ведь нам не войну завещали – хранить завещали Мир!
настроение: Благодарное
Метки: стихи, День Победы, Мир
Юлия Мышка,
30-04-2016 09:38
(ссылка)
материнский инстинкт
никто не будет спорить, что связь между матерью и ребенком имеет
особенные неповторимые качества. В них входит и безусловная любовь
матери, и грандиозное представление том, что ребенок – главное творение в
жизни женщины, и осознавание, что он часть ее тела, часть ее самой.
Материнский
инстинкт является одним из самых ярких сохранившихся инстинктов у
человека, у женщины. Наша эпоха глобализации, урбанизации, уравнивания
прав мужчин и женщин вытравливает последнее из нашего природного
естественного склада психики. Женщины, боясь потерять работу,
возможности карьерного роста, должность, финансовую обеспеченность,
самоценность, откладывают рождение детей, доводя до крайних пределов
возрастных рамок, либо, не успев стать мамой, спешат восстановить свой
социальный статус, который был до беременности. Но становление женщины
матерью не состоит в том, чтобы отбегать 9 месяцев, родить и бах – ты
уже мама, твоя работа на этом окончена!
Но что же
происходит сейчас – детей перекладывают на бабушек, как возможно быстро
отдают в ясли или на попечение нянечки. А мамы и след простыл – убежала
на работу, уехала в командировку и ничего в ней не колыхнется, что
ребенку может быть от этого плохо, что это как-то может негативно
отразиться на его дальнейшей жизни. А у маленькой личности образуется
психотравма «брошенного ребенка», с которой он живет потом, борется и
страдает.
Таким образом, у ребенка теряется «базовое доверие к
миру», он будет думать и ждать в последующей жизни от окружающих и
близких ему людей, что его бросят, что его недостаточно любят, что он
плохой, недостойный любви. И тогда он либо будет отчаянно хвататься за
людей, либо будет заранее недоверчиво к ним относиться, будет избегать
близких отношений.
И в последующем поколении, если этот ребенок –
девочка, материнский инстинкт не проявится, со своим ребенком она
поступит, скорее всего, абсолютно так же. От потери материнского
инстинкта мы уж точно человечнее не становимся, а становимся похожи на
«мать-кукушку».
Иногда я вижу странные примеры материнского
поведения: мамы – фрилансеры (как замужние, так и незамужние), которые
имеют возможность самостоятельно построить себе график работы,
достаточное количество свободного времени не стремятся проводить это
время с детьми. Ребенок похож на вынужденного сопровождающего своей
матери, является обузой для нее либо опять же едет к бабушке. Мама
занимается всем чем угодно: ищет себе новые увлечения, с головой
окунается в отношения с новым мужем, любовником, все что-то бегает,
делает – но не хочет быть со своим ребенком.
Другая ситуация,
когда мать не хочет замечать способности у своего ребенка. Мамы, не
бойтесь хвалить своих детей! Если дети растут творческими, если у них
есть таланты, им нужны внимание и поддержка матери в этом. И не просто
стоит отдать ребенка в «музыкалку» или «художку», а наблюдать за
развитием этих способностей, обсуждать, давать им качественную оценку.
Быть
матерью – одна из главных женских ролей, ведущая партия в жизни каждой
из нас. Наши дети достойны нашей любви, нашего внимания и заботы, никто
другой не сможет дать этого вашему ребенку, потому что любовь матери –
она неповторима.
Звездный Странник,
09-11-2015 18:50
(ссылка)
САХАРНАЯ ДЕВОЧКА И ОКЕАН
САХАРНАЯ ДЕВОЧКА И ОКЕАН
В одном пестром городе, стоящем на берегу Тихого океана, жила сахарная девочка. Звали ее Саша. Она была сложной девочкой, считала себя очень умной и счастливой, потому что много говорила. Ведь люди, которые сильно молчат, не считают себя умными. Однажды Саша пришла на берег океана. «Ты кто?» — спросила девочка океан. — «Я океан» — донесся голос из глубины. — «А как это, океан? Почему океан? Какой ты? Я все про всех знаю, а тебя не знаю. Значит, тебя нет. Ты, наверное, мне снишься, да?» — тараторила Саша. — «А ты войди в меня, тогда ты меня узнаешь», — выдохнул океан и замолчал навсегда.
Девочка еще долго спрашивала океан, но в ответ — тишина. Делать нечего, решилась Саша войти в воду, чтобы узнать правду об океане. Окунула девочка ножку в набежавшую волну, подрыгала ею: «Ой, как хорошо, как приятно-то!» Вытащила радостно ступню из воды, глянула — а пальчиков на ноге и нету, растворились пальчики. Заплакала сахарная девочка, замахала липкими ручками на океан: «Отдай мои пальчики, противный обманщик!» Кричала, кричала — а океан молчал.
Наконец, она устала кричать. Саше захотелось еще раз почувствовать то сладкое дуновение счастья, которое она испытала, прикасаясь к океану. Она осторожно стала входить в зеленую воду — сначала по колени, потом по пояс. Глядит — а ножек у нее уже и нет, растворились. Но ей было так хорошо, так приятно, что она не обратила на это внимания и поплыла дальше от берега. И вот уже в синей воде растворились у нее руки, туловище, все тело. Одна голова осталась на поверхности. И прежде, чем исчезнуть в безмолвном океане, голова сахарной девочки залилась счастливым детским смехом: «Так вот оно какое — настоящее счастье! Теперь я знаю, что такое океан! Океан — это я!»
Григорий Бореев
В одном пестром городе, стоящем на берегу Тихого океана, жила сахарная девочка. Звали ее Саша. Она была сложной девочкой, считала себя очень умной и счастливой, потому что много говорила. Ведь люди, которые сильно молчат, не считают себя умными. Однажды Саша пришла на берег океана. «Ты кто?» — спросила девочка океан. — «Я океан» — донесся голос из глубины. — «А как это, океан? Почему океан? Какой ты? Я все про всех знаю, а тебя не знаю. Значит, тебя нет. Ты, наверное, мне снишься, да?» — тараторила Саша. — «А ты войди в меня, тогда ты меня узнаешь», — выдохнул океан и замолчал навсегда.
Девочка еще долго спрашивала океан, но в ответ — тишина. Делать нечего, решилась Саша войти в воду, чтобы узнать правду об океане. Окунула девочка ножку в набежавшую волну, подрыгала ею: «Ой, как хорошо, как приятно-то!» Вытащила радостно ступню из воды, глянула — а пальчиков на ноге и нету, растворились пальчики. Заплакала сахарная девочка, замахала липкими ручками на океан: «Отдай мои пальчики, противный обманщик!» Кричала, кричала — а океан молчал.
Наконец, она устала кричать. Саше захотелось еще раз почувствовать то сладкое дуновение счастья, которое она испытала, прикасаясь к океану. Она осторожно стала входить в зеленую воду — сначала по колени, потом по пояс. Глядит — а ножек у нее уже и нет, растворились. Но ей было так хорошо, так приятно, что она не обратила на это внимания и поплыла дальше от берега. И вот уже в синей воде растворились у нее руки, туловище, все тело. Одна голова осталась на поверхности. И прежде, чем исчезнуть в безмолвном океане, голова сахарной девочки залилась счастливым детским смехом: «Так вот оно какое — настоящее счастье! Теперь я знаю, что такое океан! Океан — это я!»

Григорий Бореев
Звездный Странник,
05-11-2015 18:01
(ссылка)
Письма к Луцилию - » Письмо 41 « (Сенека)
Сенека приветствует тебя Луцилия!
Ты пишешь, что по прежнему упорно стремишься к совершенствованию духа; дело это прекрасное и для тебя спасительное, ибо глупо молить о том, чего можно добиться от себя самого. Незачем ни простирать руки к небесам, ни просить прислужника в храме, чтобы он допустил нас к самому уху кумира, как будто тот лучше услышить нас: ведь бог близ тебя, с тобою, в тебе!
Говорю тебе, Луцилий, что в нас заключен некий божественный дух, наблюдатель и страж, всего хорошего и дурного, - и как мы с ним обращаемся, так и он с нами. Всякий истинный человек добра причастен к божеству. Кто без помощи бога может возвысится над фортуной? Он дает нам благородные и правдивые советы. В каждом человеке добра
"обитает один - но не ведаем кто - из бессмертных."
Сенека ( Кордова, 4 до н.э- Рим, 65 н.э.)- знаменитый римский философ-стоик.
Ты пишешь, что по прежнему упорно стремишься к совершенствованию духа; дело это прекрасное и для тебя спасительное, ибо глупо молить о том, чего можно добиться от себя самого. Незачем ни простирать руки к небесам, ни просить прислужника в храме, чтобы он допустил нас к самому уху кумира, как будто тот лучше услышить нас: ведь бог близ тебя, с тобою, в тебе!
Говорю тебе, Луцилий, что в нас заключен некий божественный дух, наблюдатель и страж, всего хорошего и дурного, - и как мы с ним обращаемся, так и он с нами. Всякий истинный человек добра причастен к божеству. Кто без помощи бога может возвысится над фортуной? Он дает нам благородные и правдивые советы. В каждом человеке добра
"обитает один - но не ведаем кто - из бессмертных."


Сенека ( Кордова, 4 до н.э- Рим, 65 н.э.)- знаменитый римский философ-стоик.
Изабелл Вахтомина,
25-09-2015 06:22
(ссылка)
Чистота
Солнце, воздух и вода
Помогают нам всегда.
А любовь к другим и радость,
Пусть пребудут навсегда!
Чисты мысли и душа,
И легко всегда дышать
В чистоте наш дом и тело
будем чаще содержать.
Словом, верой и молитвой,
Духом Божьим все омыты,
Любовь - милость дарит нам,
Мы Творцом не позабыты.
Помогают нам всегда.
А любовь к другим и радость,
Пусть пребудут навсегда!
Чисты мысли и душа,
И легко всегда дышать
В чистоте наш дом и тело
будем чаще содержать.
Словом, верой и молитвой,
Духом Божьим все омыты,
Любовь - милость дарит нам,
Мы Творцом не позабыты.

Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
23-09-2015 11:13
(ссылка)
Свобода воли
Парализовало волю человека
Душе так пусто, жизни в глазах нет,
И не бегут потоком мысли - реки,
И не горит его духовный свет.
[ Читать далее... → ]
Душе так пусто, жизни в глазах нет,
И не бегут потоком мысли - реки,
И не горит его духовный свет.
[ Читать далее... → ]
Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
17-09-2015 22:52
(ссылка)
Наши дети
Знаешь, в жизни всякое бывает
Жизнь прожить - не поле перейти
Дети наши быстро вырастают,
Хочется от мамки им уйти.
[ Читать далее... → ]
Жизнь прожить - не поле перейти
Дети наши быстро вырастают,
Хочется от мамки им уйти.
[ Читать далее... → ]
Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
07-09-2015 19:30
(ссылка)
Всегда они свежи
Пусть в двадцать расцветает наше тело,
Но в пятьдесят цветёт вовсю душа,
Как у дерев, когда плоды созрели
Всё мудро, точно, пусть и не спеша.
Цветут и в шестьдесят и даже старше...
Любви приятен Богу аромат!
Когда она без злобы и без фальши
Собою украшает Божий сад.
Вкушайте от плодов таких деревьев,
Ведь ими всё даётся для души.
Полезен их настрой - души цветение,
И в семьдесят и в сто они свежи!
Но в пятьдесят цветёт вовсю душа,
Как у дерев, когда плоды созрели
Всё мудро, точно, пусть и не спеша.
Цветут и в шестьдесят и даже старше...
Любви приятен Богу аромат!
Когда она без злобы и без фальши
Собою украшает Божий сад.
Вкушайте от плодов таких деревьев,
Ведь ими всё даётся для души.
Полезен их настрой - души цветение,
И в семьдесят и в сто они свежи!

Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
04-09-2015 15:06
(ссылка)
Река от Бога
Дают дожди нам облака,
На землю ровно поливают,
От Бога к нам течёт река,
Деревья, всё вокруг питает.
И от живой воды растут,
Сады, луга там расцветают.
Плоды и семена дают
Для жизни вновь благоухают.
Придите люди, жаждет кто?
Кто о духовном помышляет.
И станет на душе светло,
Вас Бог для жизни пробуждает.
Вкушайте от плодов Его,
И души обретут спасение.
Для каждого есть там письмо,
Прощение есть, и освежение.
Вот исцелится там душа,
А вместе с нею - ваше тело.
Идея Бога хороша,
От Духа Бога пейте смело.
На землю ровно поливают,
От Бога к нам течёт река,
Деревья, всё вокруг питает.
И от живой воды растут,
Сады, луга там расцветают.
Плоды и семена дают
Для жизни вновь благоухают.
Придите люди, жаждет кто?
Кто о духовном помышляет.
И станет на душе светло,
Вас Бог для жизни пробуждает.
Вкушайте от плодов Его,
И души обретут спасение.
Для каждого есть там письмо,
Прощение есть, и освежение.
Вот исцелится там душа,
А вместе с нею - ваше тело.
Идея Бога хороша,
От Духа Бога пейте смело.

Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
25-08-2015 15:29
(ссылка)
Мысли...
- Я хочу, что бы ты был для меня -
СТРАСТНЫМ ВЛЮБЛЁННЫМ, что бы
голова кружилась только от одного твоего взгляда.
ВЕРНЫМ И ЛЮБЯЩИМ ДРУГОМ, что бы в минуты
[ Читать далее... → ]
СТРАСТНЫМ ВЛЮБЛЁННЫМ, что бы
голова кружилась только от одного твоего взгляда.
ВЕРНЫМ И ЛЮБЯЩИМ ДРУГОМ, что бы в минуты
[ Читать далее... → ]
Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
20-08-2015 12:11
(ссылка)
Чудеса
"Умные" не верят в чудеса,
И всему у них есть объяснение.
Что им вера в Бога? Небеса?
Не услышат ангельское пение.
А с насмешкой крутят у виска,
"Мол у этих сдвиг идёт по фазе."
Истина от них так далека
И бревна не видят в своём глазе.
Истина пришла же к нам с небес,
В Слове Бога сказано о том,
Умер Иисус, потом воскрес!
Он наш ходатай пред Отцом.
Много в жизни делал он чудес,
Исцелял людей и воскрешал...
Кто-то говорил - в Иисусе бес -
Дух святой хулил и отвергал.
И всему у них есть объяснение.
Что им вера в Бога? Небеса?
Не услышат ангельское пение.
А с насмешкой крутят у виска,
"Мол у этих сдвиг идёт по фазе."
Истина от них так далека
И бревна не видят в своём глазе.
Истина пришла же к нам с небес,
В Слове Бога сказано о том,
Умер Иисус, потом воскрес!
Он наш ходатай пред Отцом.
Много в жизни делал он чудес,
Исцелял людей и воскрешал...
Кто-то говорил - в Иисусе бес -
Дух святой хулил и отвергал.

Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
15-08-2015 14:05
(ссылка)
Главные ценности и богатства для жизни
Я радуюсь! - Вы веруете в Бога.
Как счастлива! - Вы ищите Его.
И доброго у вас в душе так много
Конечно это Богом нам дано.
И так приятно - люди Бога любят!
Вновь цениться духовное у них.
И Дух Твой пусть людей таких не судит,
Ведь ищут они благости Твои!
Я радуюсь! И этим вдохновляюсь!
Единство наше в вере и любви.
И пред Тобой Всевышний я склоняюсь
Ты Землю всю на мир благослови!
Как счастлива! - Вы ищите Его.
И доброго у вас в душе так много
Конечно это Богом нам дано.
И так приятно - люди Бога любят!
Вновь цениться духовное у них.
И Дух Твой пусть людей таких не судит,
Ведь ищут они благости Твои!
Я радуюсь! И этим вдохновляюсь!
Единство наше в вере и любви.
И пред Тобой Всевышний я склоняюсь
Ты Землю всю на мир благослови!

Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
13-08-2015 09:09
(ссылка)
Прощение
Сколько раз на дню прощаешь сына?
Сестру, брата, и жену свою?
В чём же у прощений наших сила?
Просто скажешь - Я их всех люблю.
[ Читать далее... → ]
Сестру, брата, и жену свою?
В чём же у прощений наших сила?
Просто скажешь - Я их всех люблю.
[ Читать далее... → ]
Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
12-08-2015 23:02
(ссылка)
Учителя
Как много людей я в жизни встречала
И с лёгкостью вновь выбирала друзей.
Не замечала - конец и начала
Тогда немудрёной дружбы своей.
Сегодня смотрю я на дружбу иначе,
Мне хочется радости больше дарить
Конечно хочу благодарной отдачи,
Но главное чтоб, научились любить.
И я улыбаюсь, свой мир открывая,
Ведь письма летят на почту ко мне.
И вот я руками по "клаве" летаю...
Как много друзей у меня на земле...
Я всех вас люблю! Вы мне дороги очень,
За вас всех молюсь частенько Творцу.
Дай Духа святого, Ты праведный Отче!
Пошли всех учиться к Сыну - Христу.
И Дух оживает, и действует в жизни...
Нас учит Иисус прощать, не судить.
Он посылает нам сны, людей, мысли,
Чтоб мы научились друг друга любить.

Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
04-08-2015 12:18
(ссылка)
Мудрость от Бога

- Мне говорить об этом уж неловко -
Бесплатный сыр бывает в мышеловке.
И чирей не соскочит просто так,
Пойми ты мой доверчивый чудак.
- Ну всё не так у Бога, понимаешь,
Он любит бескорыстно, нас прощает.
И если мы к нему идём как дети...
В объятия свои примет, когда встретит.
- Но люди то, пойми, они не боги,
и делают плохого ой как много,
Как часто предают, и развращают,
А то и унижают, угрожают.
- Но у Отца небесного есть дети,
Они живут и ходят в Его свете.
Ты по любви узнаешь их однажды,
Любовь и доброта для них так важна.
Они живут по истине, не судят,
Добро стремятся делать они людям.
Прощают от души и правду ценят,
В любовь и силу Божью они верят!
А искренность души их так прекрасна,
Мне с ними находиться не опасно.
И радость среди них вновь созидает,
Мир Божий в этих людях пребывает.
Я знаю, что мы все не совершенны,
Но нужно быть готовым к переменам.
И в истине Христа иметь надежду,
Вновь верой убелять свои одежды.
И мудрость ищем снова мы у Бога,
Даёт он всем, кто просит её - много.
Мы различать людей уже умеем,
Друзьями в своей жизни богатеем.

Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
31-07-2015 22:40
(ссылка)
Речь
"От избытка сердца говорят уста."
Обычно, что человека волнует, о том он зачастую
и говорит.
Речь - это дар Бога, это самовыражение человека.
При помощи её мы делимся чувствами, знаниями,
эмоциями... мы общаемся, мы утешаем, ободряем
других ... созидаем, творим...
Разум и символическое сердце влияют на нашу речь.
Потому то мы говорим осмысленно скрашивая свою
речь эмоциями, чувствами, жестами, мимикой лица,
взглядами и внутренней энергией, которая несёт в
себе дух разговора.
Обычно, что человека волнует, о том он зачастую
и говорит.
Речь - это дар Бога, это самовыражение человека.
При помощи её мы делимся чувствами, знаниями,
эмоциями... мы общаемся, мы утешаем, ободряем
других ... созидаем, творим...
Разум и символическое сердце влияют на нашу речь.
Потому то мы говорим осмысленно скрашивая свою
речь эмоциями, чувствами, жестами, мимикой лица,
взглядами и внутренней энергией, которая несёт в
себе дух разговора.

Метки: Вахтомина Изабелл
Изабелл Вахтомина,
29-07-2015 08:50
(ссылка)
Как мы видим?
Как смотрим мы на мир и на людей?
На зрение влияет наше сердце.
Душой своей не нужно быть младенцем,
И слепо верить в множество идей.
Но в будущее смотрим мы с надеждой,
И верим в Бога, не оставит нас.
Даст Дух святой и мудрости сейчас,
Он истиной омоет наши вежды.
А истина в любви, она поможет
Иллюзию от правды отличить.
Любовь в сердцах и жизни будет жить,
С Отцом небесным многое мы сможем...
На зрение влияет наше сердце.
Душой своей не нужно быть младенцем,
И слепо верить в множество идей.
Но в будущее смотрим мы с надеждой,
И верим в Бога, не оставит нас.
Даст Дух святой и мудрости сейчас,
Он истиной омоет наши вежды.
А истина в любви, она поможет
Иллюзию от правды отличить.
Любовь в сердцах и жизни будет жить,
С Отцом небесным многое мы сможем...

Метки: Вахтомина Изабелл
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу