Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Черный год пограничников

Над «зелеными фуражками» в Казахстане тяготеет злой рок


Этот год для погранслужбы Казахстана стал просто роковым. В
мае произошло громкое ЧП на погранзаставе «Арканкерген»: летний пост был
уничтожен вместе с 14 находившимися на нем пограничниками. А 25 декабря
недалеко от Шымкента (административный центр Южно-Казахстанской
области) потерпел крушение военный самолет «Ан-72», на котором летела
уже новая верхушка погранслужбы страны. Погибли все 27 человек,
находившиеся на борту.







казахстан чп крушение вертолёта погранслужба








фото: РИА Новости






Среди тех, кто находился на борту, были директор погранслужбы
КНБ РК полковник Турганбек Стамбеков, исполняющий обязанности начальника
главного управления погранслужбы полковник Ергали Нурлашев, начальник
управления пограничных войск «Онтустик» (Юг) Павел Доценко и
руководители погранотрядов «Кордай», «Сарыагаш», а также супруга
Тургамбека Стамбекова Сауле. Кроме того, погибли семь членов экипажа
самолета. Самолет не дотянул до пункта назначения — аэропорта Шымкент —
всего пару десятков километров. Летел он из Астаны в Шымкент для
проведения военного совета в региональном управлении «Онтустик» по
подведению итогов прошедшего года.
Примерно в 18.40 во вторник
самолет стал снижаться, пролетая над одним из аулов, а потом в какой-то
момент накренился и упал в карьер местного цементного завода. Выжить не
удалось никому. Очевидцы крушения, работники карьера, рассказывают, что
самолет упал с высоты 800 метров «во время посадки, при четвертом
развороте». «Я домой только хотел зайти, руки мою, и самолет очень низко
пролетел, — рассказал местный житель Бауржан Досов. — А через 4 секунды
взрыв, как бомба взорвалась. Там фуражки валяются везде, останки людей.
Прямо мясо».
— Самолет «Ан-72» один из самых надежных, —
прокомментировал «МК» эксперт по безопасности полетов. — Катастрофы с
ним из-за отказа техники случаются крайне редко. Его вместимость 30
человек, так что он не был перегружен. Топливо у него, очевидно, не
могло закончиться — перелет совершал на короткое расстояние, а емкость
топливных баков приличная. Но этот самолет имеет не реактивный
двигатель, а винтовой. И самое опасное для него — обледенение винтов. На
то, чтобы избавить судно от ледового покрова и обработать специальным
составом, требуется не меньше получаса. Руководитель мог поторопить
пилотов. Такое часто бывает. Совсем недавно (в прошлом году) во
Владивостоке командир и пилот перед вылетом сами не проверили самолет на
обледенение и поплатились за это жизнью своей и пассажиров. Не
исключено, что в этом случае в Южно-Казахстанской области один из винтов
обледенел уже в полете. И это привело к быстрому падению. Дело
усугубилось тем, что был вечер, видимость плохая.
Председатель
комитета национальной безопасности Казахстана Нуртай Абыкаев назвал три
возможные версии крушения: погодные условия, может быть, человеческий
фактор, может быть, техническое состояние самолета. Однако некоторые
эксперты склонны утверждать, что трагедия могла быть подстроена.

Маловероятно, чтобы самолет, принадлежащий Комитету по национальной
безопасности, с руководителем такого уровня на борту, не проверили на
предмет обледенения, — говорят они. — А подстроить ЧП было проще
простого. Достаточно подложить под сиденье взрывчатое вещество в
коробочке.
По некоторым данным, с приходом Турганбека Стамбекова порядки на границе ужесточились, что могло кому-то не понравиться.
В
то же время КНБ версию теракта не рассматривает. Поскольку, прежде чем
упасть, самолет сделал три круга над аэродромом, причиной падения скорее
всего стали погодные условия.
Глава КНБ отметил, что экипаж самолета состоял из высокопрофессиональных специалистов.
— Экипаж — профессионалы. У командира налет свыше 5 тысяч часов, у штурмана — свыше 6 тысяч.


что могло привести к падению АН-72 под Шымкентом?

Почему в Казахстане падают самолёты и вертолёты?
НА АН-72 ГЕНЕРАЛЫ НЕ «ГРЕШАТ»


Среди трех основных версий крушения самолета АН-72 погранслужбы близ Шымкента, в результате которого погибли 27 человек, генерал Нуртай Абыкаев, председатель КНБ Казахстана, назвал человеческий фактор, технические неполадки и плохие погодные условия.

Генерал Мухтар Алтынбаев, депутат сената парламента, дважды побывавший министром обороны Казахстана, командовавший до этого военно-воздушными силами, в качестве версий причин крушения самолета Ан-72 назвал возможные ошибки экипажа, метеоусловия, отказ техники, столкновение с птицей или инородным телом.


Алтынбаев, сам в бывшем профессиональный военный летчик, в интервью «7 каналу» дает высокую оценку техническим характеристикам самолета АН-72: «Это
Самолет АН-72, потерпевший крушение, был сфотографирован в Алматы журналистом Григорием Беденко. 25 ноября 2012 года.

​​реактивный самолёт, его в народе называют "Чебурашкой", двигатели над крылом стоят, современная машина, кстати. Она на грунт садится, и для экипажа
достаточно удобная машина. Я пилотировал этот самолёт, мне он очень
нравился, потому что достаточно управляемая машина и хорошо
оборудованная в навигационном плане. Для сложных метеоусловий, для
дальних полётов машина удобная, хорошая».


Генерал Бахытжан Ертаев, депутат мажилиса, бывший начальник генерального штаба минобороны, делает акцент на человеческом факторе.


«Все-таки
должна быть дисциплина. У меня было и раньше предложение: все летающие
военные аппараты подчинить одному ведомству - министерству обороны, которое способно управлять и руководить авиацией. Возможно, тогда был бы порядок и дисциплина при взлете, посадке самолетов и в сложных метеоусловиях», - цитирует Ертаева агентство «Тенгриньюс».



КАЧЕСТВО РЕМОНТА

Генералы в отставке, не состоящие на госслужбе, с которыми удалось поговорить корреспонденту Азаттыка, критично высказались в отношении качества ремонта военно-воздушной техники.

Генерал Валерий Сапсай, бывший заместитель министра обороны Казахстана по вооружению, положительно отзывается о тактико-технических характеристиках самолета АН-72 украинского производства. Он все же говорит, что этот самолет эксплуатировался больше двадцати лет.

- За это время у него могли исчерпаться не только моторесурсы. Конечно, он побывал на капремонте, его там подшаманили. Однако я не уверен, что качество ремонта было на должном уровне, и что приёмка отремонтированного самолета

За это время у него могли исчерпаться не только моторесурсы. Конечно, он побывал на капремонте, его там подшаманили.

тоже прошла так, как это было при Советском Союзе. Раньше экипаж самолета в полном составе выезжал вместе с самолетом, который отправлялся в ремонт. На месте экипаж контролировал ход ремонта, проверял каждую деталь, каждый проводок, - говорит Валерий Сапсай.



Еще один генерал, служивший в военно-воздушных силах Казахстана, попросивший не называть его, также говорит о проблемах с ремонтом состарившейся военно-воздушной техники. По его словам, требования к качеству и при приемке отремонтированной техники раньше были очень жесткими, нежели сегодня.

- Капремонт украинских самолетов АН-72, которые состоят у нас на вооружении, производится в российском городе Таганрог. Трения между этими двумя государствами отрицательно сказываются на качестве их ремонта. Многие бюллетени не выполняются. Головное конструкторское бюро Антонова в Украине давно прекратило авторское отслеживание этих бюллетеней, требования которых должны быть выполнены при капремонте. С другой стороны из Украины почти не поступают в Россию комплектующие, и в Таганроге практически нет ремфонда, - говорит отставной генерал.


ДЕФИЦИТНАЯ ЖИДКОСТЬ

Генерал Валерий Сапсай говорит, что в авиации есть еще одна проблема, связанная с дефицитом специальных жидкостей.

- Для самолетов и вертолетов в зимнее время также необходима жидкость, которая применяется как антиобледенитель. На самолете без антиобледенителя может образоваться несколько тонн льда. И это может привести к его крушению. Эта жидкость не производится в Казахстане. Она, мало того, что дорогая, но еще и
Обломки военно-транспортного самолета Ан-72 погранслужбы Казахстана на месте авиакатастрофы вблизи Шымкента. 25 декабря 2012 года.



​​дефицитная, - говорит Сапсай.



Генерал из бывших ВВС Казахстана, пожелавший остаться неназванным, также говорит об опасности несвоевременного включения механизма антиобледенения.



- Поверхность летательных аппаратов необходимо покрывать перед полетом в условиях низких температур специальной жидкостью, которая называется «Арктика». Иначе это может привести к крушению. Особенно это важно для вертолетов, и особенно для их лопастей. И если даже при взлете пилоты не успели включить антиобледенитель, то лопасти реагируют в первую очередь. Для их обледенения достаточно нескольких секунд, лопасти начинают тут же вибрировать, и вертолет потом падает, - говорит генерал.



По его словам, более вероятной версией крушения самолета Ан-72 под Шымкентом может быть отсутствие или недостаток специальной жидкости в топливе.



- При низких температурах в топливо самолета необходимо добавлять специальную жидкость «И», которая препятствует образованию кристалликов льда в топливе. При температуре воздуха ниже плюс пяти градусов и до минус 10 градусов этой жидкости
должно быть один процент от объема топлива, при температуре ниже минус
10 градусов – два процента, ниже минус 20 градусов – три процента. Если
этой жидкости нет или ее недостаточно, то кристаллики льда обволакивают топливные фильтры ледяной коркой и подача топлива в двигатели прекращается. Если «черный ящик» покажет, что двигатели обрубились - записи в нем сразу обнулятся, – то причиной этого как раз может быть то, что в топливо ТС-1 не заправили жидкость «И», - говорит неназванный генерал.



По его словам, на постсоветском пространстве уже было несколько авиакатастроф именно по этой причине. Как говорит генерал, жидкость «И» и антиобледенитель «Арктика» - не производятся в Казахстане, являются дефицитом.



Неназванный генерал также говорит, что по взрыву с последующим пожаром при


Но самолет – достаточно надежный. И тот факт, что он начал падать на четвертом развороте, показывает на то, что что-то произошло с движками.





падении самолета АН-72 близ Шымкента, можно сделать вывод, что топлива в баках самолета было достаточно много.



- У него дальность полета где-то 4700 километров. Он пролетел из Астаны в Шымкент – это примерно 1500-1800 километров. У него еще две трети топлива в запасе было. А при ударе – свыше эксплуатационного – произошло возгорание. Вот вам и взрыв. Но самолет – достаточно надежный. И тот факт, что он начал падать на четвертом развороте, показывает на то, что что-то произошло с движками, - говорит генерал. 



Генерал Алексей Тимчук, бывший заместитель директора пограничной службы КНБ по вооружению, в телефонном разговоре с корреспондентом Азаттыка говорит, что не имел дела с летательными аппаратами. Но он добавил, что в погранвойсках, когда он служил, таких чрезвычайных происшествий с летательными аппаратами не было.



НЕОБХОДИМА НЕЗАВИСИМАЯ КОМИССИЯ



Генералы в комментариях Азаттыку говорят, чтобы установить истинные причины авиакатастроф в Казахстане и не допускать их в будущем, необходима международная независимая комиссия.



- Рухнувшие вертолеты российского производства. «Черные ящики» вывозятся туда. Российская сторона в случаях катастроф, как правило, придерживается политики, что ее техника настолько надежна, что не может быть причиной


Российская сторона в случаях катастроф, как правило, придерживается политики, что ее техника настолько надежна, что не может быть причиной катастрофы.





катастрофы. И потом легко доказывает это, поскольку все специалисты российские, - говорит Валерий Сапсай.



По его словам, политический фактор, как правило, присущ и казахской стороне, которая еще до расследования причин катастрофы может объявить лётные экипажи высокопрофессиональными, действовавшими грамотно и героически в экстремальной ситуации.



Как говорит генерал Сапсай, стороны, как правило, сходятся на том, что причиной катастрофы был какой-то необъяснимый несчастный случай.



Некоторые генералы говорят, что прозрачному расследованию истинных причин таких происшествий мешает еще закрытость силовых ведомств, чьи самолеты и вертолеты терпели крушение.



ХРОНИКА ВОЗДУШНЫХ КАТАСТРОФ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА



За последние четыре года из-за падения воздушных судов в Казахстане погибли 62 человека.



В феврале 2008 года в Кызылординской области упал вертолет министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), совершавший облет с целью проверки паводковых районов. На борту было 15 человек, журналисты, чиновники, включая Мухтара Кул-Мухаммеда, который в то время работал акимом этой области. Погибли пять человек, в том числе журналисты. Среди основных версий причины падения вертолета - остановка двигателей в результате прекращения подачи топлива.



В июне 2009 года в Алматинской области при взлете упал вертолет Ми-24 министерства обороны. Трое членов экипажа выжили, получив травмы. Причиной аварии назвали самопроизвольный разворот вертолета со снижением влево.



В сентябре 2009 года в Южно-Казахстанской области разбился вертолет Ми-8 пограничной службы КНБ. На борту было 13 военнослужащих, они направлялись на спецоперацию по поимке нарушителей границы. В катастрофе уцелели три человека, остальные десять - погибли. Позже сообщили, что вертолет упал из-за того, что задел хвостом скалу.



В марте 2010 года в Восточно-Казахстанской области потерпел крушение вертолет МЧС, погибли все восемь человек, находившиеся на борту. Спасатели летели, чтобы в областной центр доставить больных из отдаленных населенных пунктов. Причина падения — неблагоприятные метеоусловия.



22 августа 2012 года недалеко от аэропорта Астаны рухнул военный вертолет Ми-17, на котором экипаж из четырех военнослужащих совершал тренировочный полет. После падения вертолет развалился на части и загорелся. Экипаж погиб на месте. Тогда главнокомандующий сил воздушной обороны генерал Александр Сорокин сообщил, что рухнувший вертолет был новым, а экипаж подготовленным. Названы несколько возможных версий крушения вертолета.



29 ноября 2012 года в Алматинской области были обнаружены обломки вертолета Ми-8 с бортовым номером 829, принадлежащий компании «Евро-Азия Эйр». Вертолет совершал облет нефтепровода Атасу - Алашанькоу и пропал 24 ноября в районе Коктума - Достык, близ границы с Китаем. Все восемь человек, находившихся на борту вертолета, погибли. Причины крушения вертолета пока не называются, бортовой самописец вертолета направлен для расшифровки в Россию.



25 декабря 2012 года близ города Шымкент, административного цента Южно-Казахстанской области, потерпел крушение военно-транспортный самолет Ан-72. Все 27 человек, в том числе и.о. директора пограничной службы КНБ Турганбек Стамбеков, находившиеся на борту самолета, погибли.


В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу