Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Пейсах





С Б-жьей помощью



 


Песах

PASSOVER

Published and ©
Copyrighted 1980 by



FRIENDS OF REFUGEES OF
EASTERN EUROPE



1383 President Street,
Brooklyn, N. Y. 11213



Telephone: (212) 467-0860; (212) 467-0861


В канун наступающего Песах – праздника нашего освобождения – мы с
любовью шлем Вам и Вашей семье традиционные пожелания кошерного и радостного
торжества.


И мы и Вы удостоились огромного счастья: подобно тому как в давние времена
наши предки вышли из Египта, мы с Вами ушли из-за «железного занавеса» закрытой
страны, через который десятки лет нельзя было вырваться. Мы покинули советское
изгнание, чтобы иметь наконец возможность жить свободной и чистой жизнью в духе
тысячелетних еврейских традиций, передаваемых из поколения в поколение.


Кто-то из Вас будет отмечать в этом году Песах впервые в жизни, и мы
хотели бы напомнить, что Песах, как и все еврейские праздники, имеет не
только религиозное, но и национальное значение. Многовековая история нашего
народа свидетельствует, что для нас национальное и религиозное – понятия
единые, ибо нет и не может быть еврея и еврейской жизни вне Торы и ее
заповедей.


Исход евреев из Египта был первым шагом к принятию Торы. За ним последовало
Синайское Откровение, и народ ступил на дорогу в вечность. «Не единожды
пытались уничтожить нас, – говорится в «Агада Шел Песах». – В каждом
поколении восстают против нас, пытаясь истребить. И Пресвятой, благословен Он,
спасает нас от них».


Каждый еврей должен знать историю Исхода и передать ее детям, потому что
Освобождение из Египта – величайшее событие нашего прошлого. С глубоким
чувством благодарности и особой радостью благодарим мы Б-га в праздничную ночь Песах
и провозглашаем столь подходящие к событиям нашей жизни канонические слова Сейдера;
«... мы обязаны благодарить, восхвалять... Того, кто сотворил все эти чудеса
с предками нашими и с нами: вывел нас из рабства – к свободе, от грусти – к
радости, от скорби – к празднику, из мрака – к великому свету, от закрепощения
– к избавлению, и провозгласим перед Ним новый гимн».


В канун праздника Песах мы не должны ограничиться поисками хлебных
крошек – «хамец» – в уголках квартиры. Каждый из нас должен очистить
душу от самомнения и эгоизма, беспристрастно проверить свое отношение к
людям...


Мы надеемся и верим, что Вы и Ваша семья, присоединившись к миллионам
евреев, радостно и торжественно встретите Песах – один из самых светлых
наших праздников.


Сказание о Песах

"...И сказал Б-г Аврааму: знай, что пришельцами будут потомки твои в
земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над
народом, которому они служить будут, произведу Я суд, и после этого они выйдут
с большим имуществом»
(Брейшит 15:13,14).


Мы, евреи, ведем свой род от патриарха Авраама, который еще за несколько
веков до египетского порабощения услышал слова Б-га о будущем еврейского народа.
Прежде чем стать хозяевами на своей земле, евреям предстояло перенести
тягчайшие испытания и через рабство прийти к свободе, к национальному единству.


Предсказанное – сбылось!


Несколько поколений спустя потомки Авраама продали брата своего – Иосифа – в
рабство египтянам. История Иосифа – одна из самых поэтических и драматичных в
Торе: бесправный раб поднялся до высокой должности первого советника Фараона,
стал вторым после царя правителем земли Египетской.


Прошли годы, и братья Иосифа были вынуждены прийти в Египет. В стране
Ханаанской случился жестокий голод, а в Египте, благодаря разумной
предусмотрительности Иосифа, скопились большие запасы зерна.


Встреча братьев закончилась всепрощением: Иосиф со слезами радости пригласил
их перебраться в благополучный тогда Египет с семьями. Их было 70 человек –
первых евреев, поселившихся в стране фараонов.


Иосиф и его братья умерли. Сменялись поколения, и сыны Израиля «расплодились
и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля
та». Давным-давно были забыты другими фараонами заслуги Иосифа перед землей
Египетской, а многочисленное потомство еврейское, чуждое Египту своими
обычаями, укладом и языком было обращено в рабство. Евреев заставляли выполнять
самую тяжелую работу: они дробили камни в каменоломнях, обжигали кирпичи и
черепицу, прокладывали дороги в песках и возводили монументальные памятники.
Колоссальные пирамиды фараонов, сохранившиеся и до наших дней, были сооружены
руками наших предков – гением еврейского мастерства и смекалки.


Удел раба – покорность! И как бельмо в глазу, раздражал египетских
правителей категорический отказ евреев ассимилироваться.


Гонения на них достигли предела: по приказу Фараона должны были убивать при
рождении всех еврейских младенцев мужского пола... Чаша терпения еврейского
народа переполнилась. Наступил пред-указанный Б-гом конец 400-летних бедствий.


Многовековое рабство – из поколения в поколение – приглушило в еврейском
народе стремление к свободе. Но Б-жий промысел дал им силы, они сплотились, и
по велению Всевышнего Б-жественная миссия освобождения своего народа была
возложена на Моисея. «Освободи народ мой!» – сказал он тирану. Но владыка
Египта ответил на это еще более жестокими притеснениями, отчего застонал весь
народ еврейский – от мала до велика.


Тогда Б-г ниспослал на Египет десять небесных казней: вода превращалась в
кровь, стада диких зверей вытаптывали посевы, а оставшееся –


обгладывала саранча, ураганы и град обрушивались на землю Египетскую...
Десять казней были посланы на Египет, прежде чем воскликнул в ужасе Фараон:
«Уходите!»


И поистине одиннадцатым чудом было, что все казни, обрушившиеся на египтян,
обходили стороной угнетенных евреев.


И заповедал тогда Б-г евреям: «Семь дней ешьте пресный хлеб, с самого
первого дня уничтожив квасное в домах ваших... И когда спросят вас дети ваши:
что это за служение? скажите им: это пасхальная жертва Б-гу, который прошел
мимо домов сынов Израиля, когда поражал египтян, и дома наши избавил».


Ранним утром пятнадцатого ниссана, ровно через 400 лет (как было
предсказанно), весь народ Израиля навсегда покинул Египет. Из горстки людей –
70 первопоселенцев – родилось могучее многомиллионное племя. Тора
свидетельствует, что среди них было 600 тысяч одних только мужчин старше
двадцати лет.


«И сказал Моисей народу: «Помните день сей, когда мы вышли из рабства
Египетского...» (Шемот 13, 3).


Тираны не любят, когда их покидают миллионы подданных. Опомнившись от ужаса
небесных казней, Фараон возглавил огромную армию,


ринулся вдогонку за непокорным народом и настиг евреев у самого берега
Красного моря. При виде могучей армии кто-то из безоружных евреев взроптал и
стал укорять Моисея: «Зачем ты увел нас – умереть в пустыне? Лучше б мы
остались живыми в рабстве!»


Но ответил Моисей: «Не бойтесь, стойте – и вы увидите спасение Б-жье!» И
свершилось новое чудо. Подул необычной силы ветер и раздвинул воды Красного
моря, осушив морское дно. Сыны Израиля перешли на другой берег, а волны
сомкнулись над теми, кто их преследовал...


Под покровом Б-га свободным пришел народ Израиля к горе Синай, где Всевышний
явился им и дал десять заповедей как начало и основу Великого Учения.


«Я Б-г, Всемогущий твой, что вывел тебя из земли Египетской, из дома
рабства...», – так начинается первая из десяти заповедей. И напоминание об
Исходе из Египта повторяется почти в каждой заповеди Торы, ежедневно
повторяется в молитвах. Значение Исхода из Египта много шире, чем просто
освобождение от физического угнетения: это символ начала становления нации.


Песах – символ нашей свободы

Из Посланий к празднику Песах Любавичского Ребе Рабби Менахем М. Шнеерсона

Накануне праздника Песах, символизирующего рождение и начало еврейского
народа, само собой приходит раздумье: какой жизненный путь должен предпочесть
этот народ, чтобы быстрее и успешнее достигнуть конечной цели своего бытия?
Должен ли он стремиться к такому существованию, чтобы в нем был минимум усилий
и максимум удовольствий, или к жизни, исполненной напряженного труда и
максимальных свершений?


Этот же вопрос относится и к индивидуальной жизни каждого!


Проблема эта – не абстрактна. На том или ином ее разрешении основывается
отношение человека к своей жизни, его реакция на все, что происходит с ним и
вокруг него.


С первого взгляда может показаться, что наивысшая добродетель Всевышнего
состоит в получении человеком максимума наслаждений – истинных наслаждений –
безо всяких трудностей и мук: ведь при этом желание Творца сеять добро,
казалось бы, проявляется в полной мере.


Однако натура человека такова, что подлинное наслаждение он получает лишь
при личном участии в происходящем деянии, когда результат достигнут и выстрадан
собственным трудом. Если же человек получает благо как подарок, это унижает его
достоинство, и подобный подарок называется «нахма дэ-хсуфа» (постыдный
хлеб). Именно потому, что Б-г желает, чтобы человек получил полную меру добра,
в созданном Им мире человек может получить благо, лишь добиваясь цели своими
силами. И чем больше было приложено труда, тем сладостнее добытые плоды.


Так было и при рождении еврейского народа. Хотя сам выход из Египта,
исполненный удивительных чудес, носил характер явного небесного дара, он вместе
с тем с самого начала был связан с «таавдун» (напряженным служением)
Всевышнему.


Это была заслуга народа, его участие в Б-жественом акте Исхода.


В той же мере, в какой это относится ко всему еврейскому народу, это верно и
по отношению к любому его представителю. «Вершить и совершать!» – таким должно
быть устремление каждого. И не просто выполнять определенную работу, а в поте
лица и вдохновенно выполнить свой труд, который Тора называет «Амал» (Созидание).
Только тогда человек отрывается от стати «праха земного» и возвышается до
степени «Человек богоподобный».


Рождение и жизнь отдельного человека также преисполнены чудес, даже когда
кажется, что все происходящее с ним «в природе вещей». Но ведь учили наши
благословенной памяти Мудрецы: «Человек не сознает происходящего с ним чуда».
Поэтому благодарим мы Всемогущего трижды в день: «За чудеса Твои, происходящие
с нами ежедневно».


Жизнь человека и всего еврейского народа от самого их рождения является
свидетельством постоянных, хотя и не всегда очевидных чудес, вплоть до Великого
Чуда окончательного избавления каждого еврея и всего народа Израильского...


Праздник Песах занимает центральное место в жизни еврейского народа. Это
торжественное событие имеет принципиальный и назидательный характер, одинаково
вечный для всех исторических периодов, как и все заповеданное Торой. Отсюда
следует, что каждый оттенок, каждая деталь этого праздника призваны служить
серьезным наставлением.


Такой подход особенно справедлив в отношении сокровенной сущности праздника:
Песах – символ нашей свободы. В самом Избавлении и Освобождении из Египта
кроются многие поучения, и мы остановимся более подробно на одном из них. Речь
пойдет о характере Избавления – великого чуда освобождения еврейского народа
из-под ига египетского рабства, что особенно выделено в Торе: «Пыталось ли
божество взять племя из среды племени испытаниями, знамениями и чудесами. . .
как все, что сделал для вас перед глазами твоими Б-г Всесильный ваш».


В период, предшествовавший Избавлению, евреи были «племя в среде племени».
Этими словами подчеркивается следующее:


1) Еще до Избавления из Египта евреи уже сложились в «народ», в нацию, со
всеми ее отличительными особенностями – общностью языка и территории (область
Гошен), где они жили и работали.


2) Вместе с тем они были народом в среде другого народа или, по образному
выражению наших Мудрецов, напоминали плод в материнском чреве, который есть
живой, цельный и развивающийся организм со всеми присущими человеку органами.
Однако он лишен реальной самостоятельности: ни его мозг, ни органы чувств еще
не функционируют, местонахождение – автоматически меняется с перемещением
матери, питательные вещества поступают из материнского организма и так далее.


Таким был и еврейский народ в Египте до Избавления. Он действительно мог
считаться «народом» и даже владел отдельной территорией – областью Гошен; сыны
Израилевы отличались от египтян языком, одеждой и многим другим, но вместе с
тем были настолько порабощены и ассимилированы египетской средой, что казалось
они служат египетскому божеству – овце.


Тогда-то и случилось то, что Тора называет «взять племя из среды племени».
Заключалось это в следующем: евреи бесстрашно взяли овец, которые были
божеством египтян, и доказали, что это отнюдь не божество, а всего лишь
съедобное мясо, упо-ляемое в жареном виде в пищу...


Из этого следует нравоучение.


Человек может тешить себя мыслью и с гордостью заявлять окружающим, что он,
дескать, самостоятелен, независим, не лишен разума, чувств и т. п. А если
кто-нибудь скажет, что он порабощен, что он пленник и раб фетишей и
условностей, возведенных в культ окружающей его нееврейской средой и народом,
он страстно начнет доказывать, что свободен и независим.


Как можно дойти до такого тяжкого заблуждения? Объясняется это добровольным
закабалением, тем, что человек сам себя продает в рабство. Он стремится
«угнаться» за мировоззренческими концепциями, настроениями и взглядами
окружающей среды; он снедаем честолюбием или иными эгоистическими побуждениями,
либо им движут еще более низкие инстинкты, или даже обуревают все вместе взятые
вышеперечисленные страсти – настолько, что он не более как «плод в материнском
чреве». Все его помыслы направлены на удовлетворение низменных инстинктов до такой
степени, что он и не в состоянии ощутить весь ужас своего положения «раба
рабов». Преклоняясь перед им же созданными идеалами и миром вещей, он полагает
себя свободным человеком.


Наступает Песах, который учит нас следующему. Даже человек, подобный вышеуказанному,
если только осмыслит все, если только вспомнит слова «И сказал Б-г Моисею...» и
закон Моисеев, – он может, он в состоянии осуществить «И зарежьте его...». Речь
идет о заклании ложного божества – идеалов, чуждых еврейскому духу, о сожжении
их на огне священной любви, о которой говорится: «И люби Б-га Всесильного
твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей твоей сокровенной
сущностью...» – до такой степени, чтобы и душа, и тело всегда стремились к
безраздельному служению Всевышнему.


Тогда и наступит «...взять племя из среды племени», и Б-г перевернет его
душу, весь его внутренний мир и поднимет от самой низшей нравственной ступени
до полного освобождения, о котором говорят слова: «Когда ты выведешь народ из
Египта, они будут служить Б-гу на этой горе».


Исход из Египта и истинная свобода нерасторжимо связаны со служением Б-гу,
как об этом сказано нашими Мудрецами: «Сыны Израиля – Мои рабы, но не рабы
рабов».



Тора предписывает повторять все дни года слова об Исходе из Египта и делать
все зависящее, чтобы эти слова были не только девизом, но и наполняли жизненной
силой повседневные дела еврея. Тогда он сможет – и Превечный поддержит его в
этом – освободиться от комплекса самозакабаления,


стряхнуть иго внутреннего рабства и достичь свободы и самостоятельности
истинной – не сдерживаемой более человеческой косностью и озаренной необычайным
светом Б-жественной Воли...


Да благословит Всевышний, чтобы преддверие торжественного события –
праздника Песах – побудило каждого из нас правильно и бесстрастно оценить свой
нравственный облик. Такая оценка должна быть обращена и на внутренний мир, и на
взаимоотношения с окружающими, то есть рассматривать человека и как личность, и
как члена человеческого общества.


Пусть воспоминание об Исходе из Египта станет стимулом к беспрерывному
самосовершенствованию и освобождению каждого отдельного человека, что приблизит
общее Избавление всего еврейского народа с приходом Мошиаха в ближайшем
будущем.


С благословением и пожеланием кошерного и веселого праздника Песах.


Законы и обычаи Песах

Мы пожелали Вам по традиции «кошерного и радостного праздника». Почему
радостного – Вы уже знаете, а кошерный – означает соблюдение обычаев
Песах, с которыми мы Вас вкратце познакомим.


Вот основные требования праздника.


Необходимо убрать из дома все квасное (хомец) и в память о прошлом
есть на Песах пресную мацу – «хлеб скудости» по-древнееврейски.


Нужно подготовить свой дом и посуду к празднику и во время Сейдера
соблюдать его порядок.


А теперь – немного подробнее о каждом из этих законов.


Маца и хомец

Почему на Песах едят мацу, а накануне Песах сжигают хомец? В
чем идея этой главной заповеди праздника? Рабби Шнеур-Залман – первый Ребе
Любавнчского Движения – дает следующее объяснение. Хомец – квашеное
тесто, которое подымается и всходит, – как бы символизирует эгоистические
начала в человеке. Его чванство, спесь, непомерные претензии, самомнение и
пренебрежительное отношение к окружающим. В противоположность этому тесто мацы,
приготовленное из муки и воды, без дрожжей, не всходят – напоминая нам о
скромности и непритязательности, чуткости и заботе о ближнем.


Пресный хлеб, упомянутый в «Сказании», – это и есть маца, которую по
обычаю делают из пшеничной муки. Когда во время Сейдера начинают рассказ
об Исходе из Египта, поднимают кеару, на которой находится маца, и
произносят: «Вот скудный хлеб, который ели наши предки на земле Египетской...».


Bee, что подверглось брожению, вроде заквашенного теста, – хомец, который
запрещено не только употреблять, но и хранить в своих владениях. Есть хомец в
дни Песах – один из тяжких грехов.


Запрет на употребление хомец наступает утром,


еще накануне праздника.


По закону хомец в дни Песах запрещен в любом количестве, поэтому
нельзя употреблять никакие продукты, смеси и напитки, если они содержат хотя бы
частичку хомец. Нельзя не только есть, но и пользоваться продуктами,
содержащими хомец, например, мучным клейстером.


Самый надежный способ избежать невольного нарушения запрета – приобретать в
дни Песах продукты с надписью «кошер лпесах» (kosher for passover) и
печатью раввина.


Ограничения в еде отнюдь не велики. В дни праздника можно купить вино,
коньяк и напитки из винограда, любые мясные и молочные продукты, многочисленные
приправы и безалкогольные напитки при условии, что на них стоит печать раввина
и отметка «кошер лпесах» (kosher for passover).


Водка, виски и пиво категорически запрещены. Также запрещены в эти дни
мороженое в вафельных стаканчиках, вафли, хлебец, галеты и тому подобное, без
чего совсем не трудно обойтись.


Закон о хомец в дни Песах весьма строг и одновременно вполне разумен.
Например, опасность для жизни человека исключает все правила, и тяжело больному
можно давать любые лекарства, выписанные врачом, независимо от их состава.


О посуде

Посуда, обычно употребляемая весь год, в той или иной мере впитывает хомец,
и, естественно, ее нельзя использовать на Песах без специальной очистки.


Если у Вас нет специальной посуды для Песах, Вы можете очистить повседневную
по особому предписанию. Чтобы избежать ошибки, обратитесь к раввину.


Следует, однако, помнить, что очищение (кашерн) лучше провести за
несколько дней до Песах, а не в самый канун его.


Как избавиться от хомец

Задолго до праздника хозяйки начинают очищать дом от остатков хомец. Но
случается, что уничтожение запрещенных продуктов по какой-то причине
нежелательно. В этом случае можно продать запас хомец нееврею.


Перед Песах уполномочивают местного раввина продать нееврею запасы
продуктов, которые запрещено хранить в дни Песах, но уничтожение которых
нежелательно, а также и посуду, которой пользуются в течение всего года. Раввин
записывает имя, отчество и адрес каждого, желающего продать свои продукты
нееврею. Продающий подписывает документ, уполномачивающий раввина совершить
продажу. На основании этого документа раввин продает нееврею все означенные
продукты и предметы.


После восьми дней Песах раввин откупает все проданное и возвращает его
хозяевам. Только в этом случае они могут снова пользоваться после Песах
продуктами и посудой, которые были проданы на дни праздника.


Единственное требование – закончить продажу утром, еще накануне Песах.


Поиски хомец

Сразу же с наступлением последней предпраздничной ночи – после вечерней молитвы
– глава семьи собирает все остатки хомец в одно место. Это и есть поиск
(иначе – проверка) хомец. Процедуру поиска по традиции осуществляют с
зажженной восковой свечкой, а для того чтобы проникнуть во все щели, пользуются
пером птицы, которым подбираются всякие завалявшиеся крошки.


Обычно к этому времени уже весь хомец собран, а все необходимое для
еды в этот вечер и на следующее утро (канун праздника) убрано в специальное
место. Поэтому в разных, заранее известных местах обычно оставляют десять твердых
крошек хомец (каждая завернута в бумагу) с тем, чтобы поиск хомец оказался
небезуспешным.


Перед началом поиска хозяин произносит специальное благословение:


(Транслитерация): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер
Кидшону Бмицвойсов Вцивону Ал Биур Хомэйц.



(Перевод): Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, освятивший
нас Своими законами и заповедавший нам уничтожить хомец.


Должны быть обследованы все жилые помещения, куда в течение года мог быть
внесен хомец. Обыскивают также кладовки, балконы, погреба, чердаки,
склады, сараи и автомашины. Нужно также осмотреть посуду, в которой хранят хомец.
Следует тщательно проверить все потаенные места: дыры, трещины, промежутки
между тяжелой мебелью, стенами и полом, щели в полу и стенах, а также карманы
одежды, сумки, портфели и т.п.


Сразу после окончания «поиска» необходимо отречься в сердце своем от
оставшихся ( возможно)


не найденных частиц хомец, прочувствовать всем сердцем, что весь хомец,
который, быть может, сохранился где-либо в доме, как бы не существует, не
имеет никакой ценности и значения. Это же необходимо выразить, произнеся
традиционную фразу на арамейском языке:


Если же говорящий не знает арамейского языка, он может произнести ее на
любом понятном ему языке. По-русски эта фраза произносится так:


«Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне
месте, чего я не приметил и не устранил, и неизвестное мне, пусть будет
считаться, как ничто, и никому не принадлежащее, как земная пыль».



Найденный во время поиска хомец (вместе с пером и остатком свечки)
следует положить в деревянную ложку, завернуть в бумагу, завязать и положить в
надежном месте и на виду так, чтобы, с одной стороны, он не был утерян, а с
другой – не был забыт и сожжен назавтра утром.


Сжигание хомец

В канун Песах, примерно через час после окончания срока, до которого
разрешено есть хомец, – остатки завтрака и пакетик с крошками,
припрятанный со вчерашнего вечера, сжигаются на специально утроенном для этого
огне вне квартиры. При этом хозяин мысленно полностью отказывается от
каких-либо прав на хомец, который может найтись после обряда уничтожения
хомец, и произносит следующую фразу на иврите:


Или по-русски:


«Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне
месте, видимое мною и невидимое, замеченное мною и незамеченное, устраненное
мною и неустраненное, пусть будет считаться, как ничто, к никому не
принадлежащее, как земная пыль».



Пост первенцев

По традиции первенцы-мужчины постятся в канун праздника. Если старший сын не
достиг еще совершеннолетия, пост исполняет отец. Т.к. этот пост носит лишь
характер памятного, то участие в благочестивой трапезе, посвященной какому-то
религиозному торжеству, освобождает первенцев от поста. Обычно в синагогах
приурочивают к этому дню торжества, посвященные окончанию какого-либо трактата
Талмуда, и приглашают первенцев принять в них участие.


 Рекомендуется в этот день есть поменьше, а мацу вообще нельзя
есть – для того чтобы во время Сейдера есть с большим аппетитом. Обычно
едят фрукты, овощи, мясо, рыбу.


Эйрув тавшиллин

В субботу запрещено зажигать огонь и готовить пищу, а в праздники можно
готовить пищу, но только для употребления в самый день праздника, запасов же на
другие дни праздника готовить нельзя. Однако на субботу, следующую
непосредственно за праздником, можно заготовить пищу, но лишь с тем условием,
чтобы приготовление пищи было начато не в дни самого праздника, а накануне его.


Если первый день праздника выпадает на четверг, то в среду приготавливают
хотя бы одно блюдо на ближайшую субботу. (Кушанье это носит название «эйрув
тавшиллин».)
И тогда можно варить и во второй день праздника, в пятницу, и
для субботы.


Хозяин или хозяйка дома перед самым наступлением праздника берут мацу с каким-нибудь
вареным продуктом (кусок рыбы, мяса, вареное яйцо или другое блюдо) и,
предназначая мацу и кушанье для субботы, произносят следующее:


(Транслитерация): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер
Кидшону Бмицвойсов Вцивону Ал Мицвас Эйрув.



Бдэйн Эйруво Йхэй Шоро Лоно Лаафуей Улвашулэй Улъатмунэй Ульадлукей Шраго
Улсаконо Улмеэвад Кол Цорхоно Мийомо Тово Лшабато Лоно Улхол Исроэйл Хадорим
Боир Хазойс.



(Перевод): Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, освятивший
нас Своими законами и заповедавший нам закон об Эйрув.


Через Эйрув этот пусть будет нам разрешено печь, варить, содержать
пищу в тепле, зажигать свечи и приготовлять в праздничный день все нужное для
субботы – нам и всем евреям, живущим в этом городе.


Зажигание праздничных свечей

До начала Сейдера хозяйка зажигает свечи и произносит следующие
благословения:


(Транслитерация): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер
Кидшону Бмицвойсов Вцивону Лехадлик Нейр Шел Йойм Тойв.



Перевод: Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, освятивший
нас Своими законами и заповедавший нам зажигать праздничные свечи.


(Транслитерации): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Шеэхейону
Вкиймону Вхигиону Лизман Хазе.



(Перевод): Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной,
сохранивший нас в живых, обеспечивший наше существование и доведший нас до сего
времени.


Если праздник совпадает с субботним днем, то в пятницу, после зажигания
свечей, первое благословение произносят в следующем варианте:


(Транслитерация): Борух АтоА-дой-ной Э-лой-хейну Мелех Хоойлом Ашер
Кидшону Бмицвойсов Вцивону Лехадлик Нейр Шел Шабос Вшел Йойм Топе.



(Перевод): Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король вселенной, освятивший
нас Своими законами и заповедавший нам зажигать субботние и праздничные свечи.


Подготовка Сейдера

Древнееврейское слово «Сейдер» означает «порядок». Сейдер – это
особо установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным
столом.


Существует много различных заповедей, талмудических указаний, раввинских
постановлений и освященных веками и традицией обычаев, которые необходимо
выполнять в этот праздничный вечер. Наши законоучители установили четкий,
постоянный и обязательный порядок: что следует за чем и как выполнять ту или
иную заповедь.


Обычаи Сейдера содержат в себе глубокий смысл. Каждый еврей должен
осознавать, что обычаи эти священны, и выполнять их нужно, не пренебрегая
никакими, даже мельчайшими деталями, причем надлежит делать все с радостью и
весельем, с ощущением особой близости к Б-гу.


В этот вечер на каждого возлагаются четыре обязанности: есть мацу, рассказывать
об Исходе из Египта, пить четыре бокала вина и есть марор. Все эти
обязанности должны выполнять как мужчины, так и женщины: следовательно, читать
«Агаду» обязаны все, а кто не может читать, должен слушать и не отвлекаться.


Следует все приготовить заранее, чтобы по возвращении из синагоги – после
вечерней праздничной молитвы – можно было сразу расположить кеару (см.
ниже) и начать Сейдер, дабы дети не уснули, ибо особо важная цель Сейдера
показать и рассказать детям об освобождении народа еврейского из Египта.


Комнату, в которой проводится Сейдер, и стол, за которым сидят во
время его проведения, следует по возможности украсить, чтобы еще раз
подчеркнуть особый характер праздника, во время которого каждый из нас как бы
отмечает свое освобождение из рабства.


На кресло главы семьи кладут подушки – он должен возлежать, опираясь на
левую руку, демонстрируя этим свободу, полученную народом по выходе из Египта.


Для проведения Сейдера необходимо иметь:


1) Мацу – три целые мацы (предпочтительно круглые,
изготовленные вручную, т. н. «шмура»).


2) Вино – по четыре бокала для каждого члена семьи. О величине бокала
существуют разные мнения: одни считают, что в нем должно быть не менее 86 г., другие считают
минимальной дозой 150 г.
Каждый бокал следует стараться выпить полностью, по крайней мере – более
половины.


Вино рекомендуется выбрать по возможности наилучшее и предпочтительно
красное – в память о крови еврейских младенцев, зарезанных фараоном.


3) Мясо ("зроа") небольшой кусок мяса с
костью (обычно кусочек куриного горлышка), пропеченный на огне. Он
символизирует Пасхальное жертвоприношение.


4) Яйцо – сваренное вкрутую. Оно символизирует второе праздничное
жертвоприношение, совершавшееся в каждый из трех основных праздников. Обычно
заготовляют несколько яиц, но для обряда достаточно одного.


5) «Марор» растертый хрен и салат. Салат нужно
наитщательнейшим образом проверить, нет ли между листьями червячков салатного
цвета.


6) «Харосет" смесь из тертых яблок и молотых
орехов, перемешанных с вином до тестообразного состояния, внешне напоминающая
глину, – в память о порабощении евреев, которых заставляли работать, изготовляя
кирпичи из глины.


7) «Карпас" лук или очищенная вареная
картофелина.


8) «Хазерет" растертый хрен и салат.


Чистое белое полотенце складывается втрое, а в складках закладываются все
три мацы (каждая маца отдельно) или же маца прокладывается
и прикрывается салфетками.


Последние 6 предметов располагаются поверх мацы в виде двух
треугольников, обращенных вершинами к сидящему за столом хозяину дома.


Вершинами верхнего треугольника являются зроа, яйцо и марор, в
нижнем треугольнике – харосет, карпас и хазерет.


Это называется кеара.


Отдельно следует приготовить в блюдце или
специальном сосуде соленую воду.


А теперь – о порядке. Отмечаются 15 этапов Сейдера, которые обычно
провозглашаются ведущим Сейдер:


1. «Кадеш» (освяти) – приказание произнести молитву Кидуш, освящающую
праздник и состоящую из трех благословений: на вино, на праздник и шеэхейону
(традиционное благословение на новые события, новые плоды и т. п.). После
этого выпивают первый из четырех бокалов вина. Каждый участник Сейдера пьет
свой бокал вина полулежа, опираясь на левую руку.


2. «Урхац» (умой) – все участники Сейдера моют руки, но не произносят
при этом обычного при омовении рук благословения и снова садятся за стол. Глава
семьи (ведущий Сейдер) не встает: все необходимое для мытья рук ему
подносят.


3. «Карпас» – кусочек лука или картофелины, который лежит на кеара, едят,
предварительно обмакнув в соленую воду и произнеся соответствующее
благословение для овощей.


4. «Яхац» (раздели) – из кеара извлекается средняя маца, она
делится на две части, после чего меньшую часть возвращают на место, а большую
заворачивают в полотенце (или салфетку) и припрятывают для Афикоман, который
съедают в конце трапезы.


5. «Магид» (рассказывай) – начинается сказание об Исходе из Египта. Ведущий Сейдер
приоткрывает мацу и провозглашает: «Это скудный хлеб, который ели
наши предки, выходя из Египта...». И тут же вновь наполняют бокалы. Затем слово
предоставляется младшему, который задает традиционные четыре вопроса.
Дальнейший рассказ – ответ на эти вопросы. В конце «магид» все выпивают
второй бокал вина, опять же полулежа, опираясь на левую руку.


6. «Рахца» (омовение) – снова все моют руки, но теперь произносят обычное в
таких случаях благословение.


7–8. «Моци» – «Маца» – взяв в руки три мацы, включая сломанную между
двумя целыми, произносят благословение на хлеб – «хамоци». Затем,
положив нижнюю мацу обратно на блюдо и держа верхнюю и сломанную, произносят
специальное благословение на мацу. Затем, отломив от верхней и средней мацы
куски по меньшей мере величиною с казаит (половина круглой мацы или
одна квадратная маца), нужно полулежа, опираясь на левый бок, съесть оба
куска вместе.


9. «Марор» (горькое) – все участники Сейдера берут комок растертого
хрена с салатом (размером по меньшей мере с треть яйца), обмакивают в «харосет»,
затем его стряхивают и произносят специальное благословение. Едят, ни на
что не опираясь.


10. «Корех» (сверни) – все участники Сейдера делают
своеобразный сандвич из двух кусков мацы (для этого берется нижняя маца),
прокладывая между ними хазерет (хрен и салат). Хазерет обмакивают
в хоросет и произносят памятные слова о мудреце Хиллеле – «Кен осо
Хиллел...».
Едят, опираясь на левую руку.


11. «Шулхан орех» (накрой на стол) – это, собственно, трапеза, в
которой каждая хозяйка может продемонстрировать свою изобретательность. За едой
можно пить вино, но это не засчитывается в число четырех бокалов.


12. «Цафун» – после того как еда закончена, должен быть съеден
Афикоман – припрятанный кусок мацы. Каждый съедает кусок размером
по меньшей мере с казаит, полулежа, опершись на левую руку. В первую
ночь Сейдера Афикоман необходимо съесть до полуночи. После Афикомана ничего
нельзя ни есть, ни пить (за исключением двух оставшихся бокалов вина).


13. «Берах» (благословение) – наполняют третий из четырех бокалов
вина и произносят застольную молитву, после чего вино выпивают.


14. «Халлел» (Хвала) – после наполнения четвертого бокала вина
произносят при открытой двери короткую молитву «Шефох», а затем
специальную хвалебную молитву «Халлел». В конце Сейдера пьют
четвертый бокал вина, не забыв произнести благословение до и благодарность
после питья (брохо ахройно).


15. «Нирца» (удовлетворение) – после окончания правильно проведенного
Сейдера можно быть уверенным, что он был одобрен Всевышним.


В будущем году – в Иерусалиме!



Праздник Пурим





ЧТО ДЕЛАТЬ?



Рав Бенцион
Зильбер



Когда был
издан указ об уничтожении евреев всего Персидского государства, Мордехай
передал Эстер копию царского указа и повеление: явиться к царю и умолять о
милости для своего народа. Ответила Эстер: «Все служители царя и народ областей
царских знают, что для каждого мужчины или женщины, которые придут незваными во
внутренний двор к царю, один закон для них — смертная кара; только тот, кому
протянет царь свой золотой скипетр, тот останется в живых. А я не звана была к
царю вот уже тридцать дней» (Эстер 4, 11).


Иными
словами, Эстер говорит Мордехаю: идти к Ахашверошу смертельно опасно, да и
бесполезно. Если он протянет мне скипетр, значит, он спас мне жизнь. Как смогу
я просить ещё о чём-то? Кроме того: меня не звали к царю уже тридцать дней.
По-видимому, в ближайшие дни царь меня пригласит во дворец, и тогда я скажу ему
всё, что надо, об этом вопросе. А если он меня не зовёт потому, что потерял ко
мне интерес, то мои слова будут для него как прошлогодний снег и ничего не
смогут изменить.


Кажется,
позиция Эстер очень логична и обоснованна.


Что на это
отвечает Мордехай? — «Не полагай в душе своей, что спасёшься в доме царском
(одна) из всех евреев. Ибо если ты промолчишь в такое время, спасение и
избавление придут к евреям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете; и
кто знает, будешь ли ты к тому времени (ко времени исполнения указа) у царства»
(4, 13-14).


Совершенно
непонятно, почему Мордехай требует от неё идти к царю немедленно, посылает, в
сущности, на верную гибель, когда тех же целей можно достичь иным путём, а до
исполнения указа остаётся почти год (11 месяцев). Почему Мордехай требует от
неё этого, и в чём он её подозревает?


Эстер
соглашается поступить так, как велит Мордехай, но просит, чтобы весь народ
постился и молился за неё три дня. Почему Мордехай принял подобное решение?


Постараемся
понять это.


Указ был уже
подписан и разослан. А Персия была государством закона, не анархии. Указ,
утверждённый царём и разосланный, не мог отменить даже сам царь. По законам
Персидского государства царь становился «заложником» своего же указа: «…потому
что того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя
отменить» (8, 8).


Поэтому
Мордехай хорошо представлял себе, что будет, когда Ахашверош позовёт Эстер и та
станет просить его за евреев. Царь скажет ей: «А что я могу сделать? Не будем
разглашать, что ты еврейка, и ты останешься в живых. А что касается прочих
евреев — это не в моих руках. По закону указ отменить уже невозможно. Может
быть, создадим комиссию? Она рассмотрит проблему и, может быть, найдёт какой-то
выход?».


Мордехай
понимал: единственный способ «переломить ситуацию» — идти на прорыв. Если
любимая царица идёт на верную смерть, определённо, у неё на это веская причина.
Вряд ли она просто хочет сказать царю «доброе утро», из-за этого на смерть не
идут.


Поэтому
царь, протянув ей скипетр, сразу спрашивает: «Что у тебя, царица Эстер, и в чём
просьба твоя? Хоть полцарства (проси) — и будет тебе дано» (5, 3). Эстер видит,
что время для просьбы ещё не пришло, и просит царя пожаловать к ней на пир.
Царь понимает, что не ради этого царица рискует жизнью. Видимо, ей удобнее
будет изложить свою просьбу на пиру.


Во время
пира царь вновь спрашивает её: «И в чём просьба твоя? Хоть полцарства (проси) —
и выполнено будет» (5, 7). Эстер отвечает: пусть придёт царь с Аманом и завтра
на пир (5, 8). Теперь царь уже испытывает напряжение: что-то тут не гладко.
Непонятны действия Эстер, непонятно, зачем она приглашает его на пир и, тем
более, вместе с Аманом. Это пробуждает ревность царя к Аману. Ночью царь не
может заснуть. Не готовят ли против него бунт?..


И когда
после всего этого Эстер сообщает ему, что злобный Аман уготовил гибель ей и её
народу, Ахашверош чувствует облегчение. И решает: пусть летит голова с плеч
Амана, лишь бы моя осталась на плечах! А как же указ? Царь издаст новый указ
(не отменяя первого, лишь «дополняя» его): евреям всех городов царства
Персидского разрешено собраться и защищать свою жизнь! Истреблять всех
вооружившихся из народа и из области, кто готов напасть на них! Новый указ царю
издать разрешено…


А в чём
Мордехай подозревал Эстер, говоря ей: «Не полагай в душе своей, что спасёшься в
доме царском (одна) из всех евреев…»?


Часто
человек очень логично и убедительно защищает свою позицию, а в действительности
под логикой лежат личные желания и интересы. Мордехай говорит Эстер: ты не
хочешь подвергнуть свою жизнь опасности ради спасения еврейского народа, потому
что чувствуешь — ты в безопасности. В опасности только еврейский народ. Зачем
тебе рисковать собой ради их спасения? На самом же деле всё наоборот. Ты в
такой же опасности, как и каждый из евреев. Будешь ли ты к тому времени у
царства? Но еврейскому народу гарантирована вечность. А вот лично тебе
Всевышний ничего не гарантировал. Ты и дом отца твоего можете пропасть. Иди,
умоляй царя, пока у тебя есть такая возможность!


Эстер
послушалась слов Мордехая. И спасение еврейскому народу пришло через неё.



Недельная глава Торы.



ПЕРСТ Б-ЖИЙ


 


В недельной главе Ваэра рассказываетсяо том, как Аарон
демонстрировал чудеса перед фараоном. Одним из таких чудес было превращение
посоха в змею.


 


Как отреагировал на это фараон? "Большое дело! -
говорит он. - В Египте полно колдунов!" И фараон зовет малолетних детей,
которые оказываются способными повторить чудо с посохом.


 


Всевышний, естественно, знал о передовых знаниях египтян в
области магии.Почему же Творец повелел Аарону показать чудо, которое так легко
повторить?


 


Дело в том, что Всевышний хотел вовлечь египтян в состязание
с Аароном и Моше, дав им иллюзию того, что они способны действовать с ними на
равных, чтобы потом, когда начнутся настоящие чудеса, египтяне смогли в полной
мере оценить силу Творца.


 


Именно это и происходит. После третьей казни (вшами) фараон
призвал своих магов и приказал им повторить то, что сделали Моше и Аарон. Но
маги были не в состоянии это сделать. Они признали безграничность и силу
Всевышнего, заявив фараону, что "это перст Б-жий".


 


Талмуд объясняет, что вши были слишком малы для магических
манипуляций. В некотором смысле это похоже на наш сегодняшний мир. Современная
наука создала множество чудес: атомная энергетика, космические полеты, генная
инженерия. Но все эти открытия основываются на использовании уже существующих
ресурсов и энергии. Откуда же появились все эти ресурсы?!


 


И здесь появляется Всевышний. Создать нечто из ничего - даже
крохотный элемент - был, есть и будет способен только Творец. Встреча Фараона и
Аарона в очередной раз напоминает нам об этом.

Без заголовка


настроение: Боевое
хочется: покоя
слушаю: воду

Недельная глава торы.


============================================================
Уважаемый
.




Вы ощущали когда-нибудь, что в нашей жизни
существует нечто "выходящее за рамки", то, что нельзя потрогать или понюхать?
Что существует нечто, неподвластное ни одному из наших пяти чувств. Но это нечто
столь же реально, сколь и ваше чувство, когда вы держите руку любимого человека.
Думали ли вы когда-нибудь о душе, о нематериальной сердцевине вашего существа,
невидимой даже под лучами рентгена? Верите ли вы в Б-га?

Если вы ответили положительно хотя бы на один из вышеперечисленных вопросов,
Ханука - ваш праздник.

И вот почему.

Мир был сотворен за семь дней. В музыкальной грамоте семь нот, в неделе -
семь дней. Число семь соответствует физическому миру, миру, который мы можем
потрогать и почувствовать.

Число восемь выходит за рамки этого мира. Вот почему чудесных ханукальных
дней восемь.

ЗАПРЕТ БРИТ-МИЛЫ.

Греки издали указ, запрещающий делать брит-милу (обрезание младенцу на
восьмой день его жизни). Брит-мила превратилась в государственное преступление.
Почему грекам так не нравилось обрезание?

Во-первых, брит-мила противоречила греческой идее о совершенстве
человеческого тела. В Греции было принято публичное обножение, так как тело
воспринималось как произведение искусства. Греческие атлеты выступали
обнаженными. Для греков обрезание было надругательством над шедевром, словно
граффити на картине Ренуара.

Для евреев брит-мила - один из самых важных признаков еврейской
идентифткации. Человек может достичь истинной красоты только в союзе с Творцом.
Прекрасное человеческое тело заключает в себе трансцендентную душу.

ВОСЕМЬ ДНЕЙ.

"И сыны Мудрости установили восемь дней для пения и ликования" (Пиют "Маоз
Цур").

Когда евреи освободили Храм, первое, что они сделали - зажгли золотую Менору.
У них было масла только на один день, а изготовление нового занимало семь дней.
Но произошло чудо. Вместо того, чтобы гореть один день, Менора горела восемь
дней. Сегодня мы зажигаем наши ханукии восемь дней в память об этом чуде.

На более глубоком уровне, восемь дней Хануки - это восемь дней
трансцендентности (преодоления границ). Дни, когда мы можем выйти за рамки
повседневной жизни и почувствовать, что в этом мире много того, что материальный
мир не может вместить.

Греки запретили брит-милу потому, что ее делали на восьмой день, потому, что
она из области трансцендентности. Чудо с маслом длилось восемь дней, как
напоминание о том, что еврейская жизнь высечена из камня трансцендентности.

недельная глава торы







============================================================

Уважаемый .


ВАЕШЕВ. УВАЖАЙ И БУТЬ УВАЖАЕМ

И ПРИСНИЛСЯ ЙОСЕФУ СОН, И РАССКАЗАЛ ОН БРАТЬЯМ СВОИМ, И ОНИ ЕЩЕ БОЛЕЕ
ВОЗНЕНАВИДЕЛИ ЕГО. И СКАЗАЛ ОН ИМ: "ВЫСЛУШАЙТЕ СОН ЭТОТ, КОТОРЫЙ МНЕ
ПРИСНИЛСЯ: ВОТ МЫ ВЯЖЕМ СНОПЫ ПОСРЕДИ ПОЛЯ, И ВОТ ПОДНЯЛСЯ МОЙ СНОП И СТАЛ, И
ВОТ КРУГОМ СТАЛИ ВАШИ СНОПЫ И ПОКЛОНИЛИСЬ МОЕМУ СНОПУ" (БЕРЕШИТ, 37:5-7).


В
жизни каждого из нас есть человек, которому мы так или иначе должны отвечать,
будь то инспектор на работе, учитель в школе или родитель дома. Иногда этим
"боссам" доставляет удовольствие напоминать нам о своей власти и
разговаривать с нами сверху вниз. А иногда они общаются с нами с уважением и
добротой.


Интересно, что мы сами оказываемся в роле "босса" бессчетное
количество раз ежедневно. Есть множество людей, по отношению к которым, если мы
захотим, мы сможем занять доминантную, контролирующую позицию. Мы можем
общаться с такими людьми так, как считаем нужным, обычно не предавая им
большого значения. Например, это происходит, когда мы общаемся с официантом,
продавцом или любым наемным помощником. Так как эти люди "должны" нас
слушать, у нас есть возможность обращаться к ним с неправомерной грубостью и
неуважением.


Причина, по которой люди так себя иногда ведут, заключается в том, что они
хотят таким образом поддержать собственное эго, почувствовав себя чьим-то
"боссом". Все мы хотим на каком-либо уровне находиться в позиции
власти в бизнесе, политике или обществе. Поэтому в неосознанной попытке
удовлетворить эту потребность, некоторые просто общаются с другими людьми,
словно они ими правят, словно "поднялся их сноп и стоит". Эту ошибку
допустил Йосеф в общении со своими братьями, и именно поэтому они его не любили.



Есть хороший способ проверить, как вы относитесь к другим людям. Как вы
общаетесь с людьми, с которыми вы не должны быть хорошими?


К сожалению, многие люди совершенно по-разному общаются с боссом и с людьми,
на которых им не надо произвести впечатление, с последними они становятся
требовательными или грубыми.


Ирония заключается в том, что вы максимально повысите собственную
сомооценку, если будите обращаться с другими людьми, в независимости от того,
кто они, с предельным уважением. Такое поведение свидетельствует о высокой
самооценке, такому человеку нет надобности унижать другого, чтобы почуствовать
себя выше. Чем лучше чувствует себя человек после общения с вами, тем выше
поднимается уровень вашей самооценки. Это закон природы. В то время, как вам
кажется, что вы больше себя уважаете, когда вам кланяются другие, на самом деле
происходит обратное. Так давайте следовать настоящему золотому правилу и
обращаться с каждым человеком как с чистым золотом.








настроение: Занятое
хочется: покоя

Мы свет мира!!!!

"Дело в том, что пятый день Хануки никогда не приходится на субботу.
Это олицетворяет великую тьму. Пятая свеча означает, что свет Хануки
может пересилить даже ее. Долг каждого еврея, где бы он ни находился
(будь то Варшава или Лондон), заключается в том, чтобы осветить эту
самую тьму".

Борода





БОРОДА 


Боже праведный, я ужасно хочу бороду отрастить.
Да только как же решить:
То ли ее сотворить из вспышки
Пламени и дыма,
То ли растить ее потихоньку 
С терпением человеков.
И оттого никогда, никогда
Не отрастет у меня борода.
Из этого сомненья вечного
Вырастают сезоны и города.


ЕСЛИ ЗАХОТИТЕ 


Если вы захотите спагетти булонез,
Получите все спагетти булонез что есть на свете.
Если вы захотите все спагетти что есть на свете,
Получите разве только конверт с запиской:
"Посылка булонеза утеряна по дороге
Из Марселя в Хайфу
То ли утопла в море,
То ли похищена разнузданными узбеками,
То ли взорвана по ошибке".

Если вы захотите любви,
Получите разве только пустой конверт,
Без ничего.
Отрыдав и выспавшись, вы поймете,
Что можно
Использовать пустой конверт:
Что-то в него вложить:
То ли осколок стекла
То ли сломанное кольцо
То ли прядь волос. Что-то.

Если вы попросите пустой конверт,
Получите любовь.
Всю любовь, что есть на свете.

Без заголовка

 МАЛЕНЬКИЕ ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ

След от выполненной заповеди

Карлинский рабби Шломо вопреки традиции считал, что восковые свечи больше всего подходят для ханукальной Меноры. "Их дым, - говорил он, - оставляет след на стенах, тогда как от оливкового масла не остается никаких следов".

Однажды, когда он зажигал фитили в светильниках своей Меноры, вспыхнул пожар, и часть стены его дома сгорела. Рабби Шломо был очень доволен: заповедь зажигать ханукальные свечи оставила след в его доме!


Смертельная опасность


Сын рабби Ицхака из Жидачева, женившись на дочери стретинского рабби Авраама, поселился в доме своего тестя. Когда наступила Ханука, он заметил, что тесть каждый вечер, после того, как зажжет ханукальные свечи, начинает петь - и поет, не переставая, много часов подряд.

Посетив отчий дом, молодой человек спросил рабби Ицхака:

- Как это ты ухитряешься зажечь Менору за четверть часа?
- Когда я читаю благословение над огнями Хануки, - ответил отец сыну, - уже то чудо, что я при этом не вспыхиваю пламенем, а ты хотел бы, чтобы я часами стоял рядом с ними и пел?


Один и тот же человек


Гурский Ребе Ицхак-Меир, автор "Хидушей Гарим", рассказал однажды, что в дни Хануки группа хасидов отправилась в Люблин к Провидцу, которому они вручили листок для благословения с именем своего отсутствующего друга. Тот взглянул на имя в листке и помрачнел. В тот же вечер, позднее, хасиды снова вручили листок праведнику. На этот раз он сказал им: "Ваш друг освещает все миры". Затем добавил: "Первый раз, когда я увидел листок, этот человек играл в карты, а сейчас он зажигает ханукальные свечи".

 

По материалам журнала "Лехаим"

http://www.chanuka.ru/stori...

ответы нужны нам всем

настроение: Бодрое
хочется: умиротворение

Без заголовка

 

Царь Шломо (Соломон), самый мудрый из людей, сказал (Экклезиаст, 12:1), "И помни о своём Создателе с юных дней, пока не пришли худые дни, и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку». Что он подразумевал? Гемара в трактате Шаббат (151 b) объясняет, что "ничего не стоящие дни" являются днями Мессианских времен, когда у людей не будет ни награды, ни наказания за их дела, потому что все будут автоматически вести себя согласно законам Всевышнего.. Без свободы выбора и влияния злого начала награда и наказание бессмысленны, как футбольная команда, забившая десять голов в пустые ворота ещё не прибывших соперников.

 

Один из мудрецов нашего времени, Мелицер Ребе, говорит, что Всевышний создал мир уже ради того только, чтобы услышать, как один еврей говорит: «Барух у вебарух шмо» («Благословен Он и благословенно имя Его»). Ребе добавляет, что каждый «Амен» стоит в сто раз больше, чем «Барух у вебарух шмо». Один «Игье Шмей раба» в Кадише стоит сто раз «Амен». Это не все: одно слово изучения Гемары стоит сто раз «Игье Шмей раба». Поэтому отдельное слово изучения Гемары стоит миллион «Барух у вебарух шмо», это означает, что Творец готов создать миллион вселенных, только чтобы услышать одно слово изучения Гемары.. Теперь, если человек, скажем, учится медленно - 90 слов в минуту, то через один час он накапливает 5400 миллионов причин для Творца продолжать поддерживать вселенную. Вы можете видеть, награда за изучение Торы ошеломляющая.

 

Теперь вообразите награду человека, который посвящает всю жизнь изучению и помогает другим изучать Тору и выполнять ее заповеди. К его собственным заслугам прибавляются ещё проценты от заслуг тех, кого он обучал и наставлял, а также всего их потомства до самого прихода Машиаха. Накопленная ценность всех этих заповедей человека, приведшего к заповедям многих других – величина её вне человеческого понимания.

 

Поэтому можно было бы думать, что такие лидеры, возвращающие людей к Творцу, как рав Амнон Ицхак, рав Шалом Аруш, рав Ури Зоар, ежедневно приумножающие свои заслуги, приводя множество людей к исполнению заповедей – они-то не должны хотеть прихода Машиаха (Мессии)! Да, мы живём в трудные времена, о которых святые мудрецы прошлого говорили, что не хотели бы жить в эти времена. Да, война духовности и бездуховности жестока, но ведь и награда велика, и войско Всевышнего многочисленно и растёт с каждым днём! Кому же и зачем в таком случае нужен Машиах?

 

Нам всем. Он нужен для того, чтобы:

 

1. Остановить хилуль а-Шем – клевету и поношение Святого Имени: каждый день приносит какую-нибудь новую гадость, сказанную журналистом или политиком о мире Торы, о честных людях мира Торы. На хилуль а-Шем есть запрет в Торе, наши мудрецы утверждают, что поток клеветы и враждебности необходимо остановить, но только Машиах может положить конец этому.

 

2. Покончить с невежеством, поскольку в одном только Израиле 1.5 миллиона детей не имеют представления об иудаизме и не знают, что такое Шма Исраэль. Движение Тшува, при всей его энергии, может пока решить не более 7 % проблемы. На скудные ресурсы, в большой степени состоящие из пожертвований, религиозное образование получают 100 000 детей, но ведь это капля в море! Только Машиах может спасти всех этих детей от мрачного духовного будущего.

 

3. Смягчить суровые приговоры небес. Никогда, начиная с Холокоста, нам не грозило столько бед. Здесь, на нашей земле мы вместе с нашими домами и полями - постоянные заложники, разменная монета в грязной торговле между нашими ненасытными врагами и нашими продажными политиками. Если это недостаточно, то смертельный мексиканский вирус уже достиг берегов Святой земли. Каждый день мы слышим ужасные истории о прекрасных молодых людях со смертельными болезнями, о замечательных семьях, которые потеряли свой источник дохода. Только Всевышний знает то, что готовит будущее. Для будущего наших людей мы нуждаемся в Машиахе сейчас!

 

4. Спасти еврейский народ. Несмотря на Боро-Парк и Стамфордский Холм, число евреев в Диаспоре быстро уменьшается из-за ассимиляции и смешанных браков, которые вместе являются духовным Холокостом. Только Машиах может это предотвратить.

 

Как может набожный еврей спокойно и с комфортом учить Тору в своём Вильямсбурге или на Стамфордском Холме, как может он прийти домой и сказать: "Что мне другие, свой будущий мир я заработал"? Жаль его, не понимает он простой истины – еврейский народ, Община Израиля, подобен большому кораблю, на котором плывем мы все, все евреи без исключения. И пускай даже у этого умника билет в самый дорогой люкс на самой роскошной палубе, но если в трюме кто-то сверлит дно, то наш благочестивый умник потонет со всеми вместе…

 

Подсчитывать свои вероятные заслуги - чистый эгоизм. Каждый должен ощущать душевную боль, услышав хилуль а-Шем, каждый должен излить своё сердце в молитве за то, чтобы другой еврей не лишился своего дома - пускай его дом далеко, особенно, если дом его в Эрэц Исраэль. Каждый из нас должен сделать все возможное, чтобы поддержать другого еврея, помочь распространению веры в Творца, чтобы каждый еврейский ребёнок нёс на устах "Шма Исраэль". Каждый из нас должен просить Всевышнего послать нам Машиаха сейчас, чтобы остановить духовный Холокост, и поднять Шехину (Божественное Присутствие) из пыли изгнания как можно скорее, в наши дни, амен.

настроение: Влюбленное

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу