![]() |
|
01-02-2009 13:14 (ссылка)
Сергей Кудрявцев
22-02-2009 14:11 (ссылка)
Re: Православное понимание смысла жизни.
Трудно поверить, что человек сможет сам себя заставит быть лучше, необходимы условия бытия для изменения и пополнения духовности, своего внутреннего Я. По моему мнению такие условия может дать только жизнь, которая и является смыслом жизни. Это необходимо для занятия душой соответственного уровня на небесах, чем легче карма, тем выше полет.
Комментарии запрещены
Светлана Мацуй
24-02-2009 20:23 (ссылка)
Re: Православное понимание смысла жизни.
духовное целительство
Размышляя о себе, о сознании, человек, в особенности из научного мира, рано или поздно задумывается о Боге. И хотя основная часть современных ученых воспитывалась на идеях материализма, пытливый ум современных математиков, физиков, биологов невольно приходит к мысли о существовании некоего Абсолюта, Высшего Разума, Бога. Поиск истины приводит их к изучению религиозных писаний, исторических документов, анализу накопленных наукой фактов. Новая неожиданная информация о прошлом, настоящем и будущем нашей планеты и человечества, волновавшая на протяжении тысячелетий умы людей, становилась доступной большому числу живущих на Земле. Пришла пора, и многие вековые тайны перестают быть таковыми, подчиняясь велению времени.
Сегодня многие люди стремятся к преобразованию этого мира страданий в лучший мир счастья, мир богатства и любви для всех людей земли, мир без болезней, мир счастья.
Цель жизни любого нравственно-образованного человека - самосовершенствование себя, как личности. Но каковы методы для того, чтобы стать совершенным, здоровым, счастливым? Человек не может быть счастливым, если нет счастья вокруг него. Как улучшить этот мир? Большинству людей преобразование кажется невозможным.
Оказывается, не надо много и тяжело трудиться, чтобы разрешать любые проблемы, задачи и разгадывать ребусы жизни. Все что требуется от человека - прикладывать собственные усилия, гармонизируя и преобразуя себя.
Земная жизнь просматривается как Театр, на Сцене которого разыгрывается Беспредельная Пьеса человеческой жизни. Все мы - актеры, играющие свою неповторимую роль на Сцене Этого Театра. Режиссером Спектакля является Бог.
Какая же роль Бога в этой Мировой Драме?
Он никогда не проявляет насилие, имея все, что необходимо каждому из нас. Он терпеливо ждет, когда каждый своим интеллектом и сердцем повернется к Нему. Даже Бог не исцеляет касанием, вдохновением. Он даёт методы для самоизлечения, Он даёт видение своей изначальной, совершенной сущности. Он даёт силу и свою поддержку для обретения изначальных утраченных сил.
Он напоминает о родстве с Ним через добродетели, положительные мысли, являющиеся витаминами для души, средствами освобождения от всех болезней. Мы не только должны знать их, мы должны осознавать, практиковать и вдохновлять на это других.
Болеет весь мир. Наше здоровье - дело каждого из нас. Помочь другим мы можем, только став Его инструментом.
Что нужно каждому из нас, чтобы установить связь с Богом - истинным Целителем, истинным Хирургом?
Играя свои ограниченные роли в этой жизни, мы должны всегда руководствоваться своей изначальной природой - основанной на чистоте, покое и любви. Покой - это способность видеть суть, понимать свою роль и принимать правильные решения. Из покоя проистекает чистота, чистота наших мыслей, взгляда, слов, действий, взаимоотношений. Из покоя и чистоты рождается любовь. Истинная любовь - это бескорыстная любовь, которая возвышает, предостерегает от неправильных действий. Исцеление, то есть освобождение от всех (явных и тонких) форм болезней невозможно без истинной любви.
Бога называют Очищающим. Он постоянен, чист и любящий. Как Он очищает? Для этого нужно спросить себя "Что Он очищает: тело или душу?". Чтобы осуществить исцеление в полном смысле этого слова, нужно исцелить душу. Бог очищает душу от привнесенных ею порочных склонностей, привычек, слабостей. Чтобы стать вновь здоровым, нам нужно отречься от пороков и проявлять божественные качества, добродетели. Нам надо осознать своё родство с Ним, возвратить утраченные качества, силы, вернуться к своей изначальной природе, к близости с Богом. Осознать - значит обрести чувство самоуважения, обрести качества возвышенной души, вернуться к своей истинной роли заботливого властелина природы, любящего хозяина мира.
Человек имеет двойственную природу физическую и метафизическую. И, как правило, мы видим болезни на физическом уровне, но формируются они скрытым образом, когда наше сознание становиться неистинным. Что это значит?
1. Двойственность это не значит "я и то и другое, и физическое и духовное начало". Физическое управляется духовным, сознательной сущностью (душой). Это сознание утрачено в каждом из нас. Такая утрата и является семенем болезни. Каждый может сказать - сколько в его мыслях ограниченного, преходящего, материального и сколько изначального, безграничного, вечного - духовного. Даже если мы мыслим категориями вечного, безграничного, духовного, не переходим ли мы затем в ограниченное? Ведь тогда мы теряем обретенную силу - ощущение своего истинного "Я".
2. Насколько долговременно мы прибываем в осознании своего истинного "Я"? Долговременность и постоянство такого осознания необходимо. Оно исцеляет. Оно питает здоровой энергией каждую клетку нашего физического тела, являющейся силой души. Такое долговременное состояние осознания и ощущения изначального "Я" даёт медитация, положительное мышление.
3. Наша связь с истинным Хирургом, Целителем способна разорвать круг нашей зависимости от болезней, вернуть ментальное, психологическое и физическое здоровье. Как обрести этот метод исцеления от Бога? Постижением Его, осознанием своего вечного родства с Ним. Оно не приобретенное и не может быть утраченным, оно и есть жизненная энергия, прана, дающая здоровую и процветающую жизнь без болезней - счастливую жизнь.
Бог - Всеведающий. Он знает всё. Он - Истина. Он - Вечный. Души тоже вечные. Но, принимая рождение за рождением, они утрачивают свои изначальные качества: чистоту, покой, любовь. Именно осознание человеком своего духовного начала, своего истинного "Я" определяет величие и здоровье личности. Формирует систему высоких нравственных принципов её поведения.
Каждый должен осознавать, что он является неповторимой личностью, познавать своё истинное начало и находить истинный смысл жизни. Однако многие из нас в настоящий момент не осознают всего значения происходящих перемен, и не осознают, в какое уникальное и великое время мы живем.
Мир вечен, но в нём постоянно происходят перемены. Сегодня мы видим мир утратившим изначальную гармонию покой, любовь. Мир стал миром болезней, распрей, страданий.
Покой, Любовь, Счастье эти качества Бога постоянны. Осознание Бога как Отца, Полного Любви к своим детям, как Учителя Полного Знания, позволяет восстановить свои изначальные качества и избавиться от всех болезней и страданий.
Его задача - наделить душу такой силой, чтобы она смогла победить соих врагов - пороки (похоть, гнев, привязанность, жадность, эго), являющихся источником всех человеческих бед, страданий и болезней.
Только Он способен освободить душу от всех пут и оков. Самые большие путы человека - это - пустые мысли. Мысли это тонкая энергия. Ежедневно, ежеминутно растрачивая её, мы становимся усталыми, тяжелыми. Освободиться от пустых трат мы сможем лишь научившись управлять своим умом. Научить душу быть властелином самого себя - еще одна задача Бога.
Существуют три вечные реалии: Бог, душа и материя. Они вечные, потому что никогда и никем не создавались и поэтому не могут быть разрушены. Бог не создаёт ни людей (души и тела), ни окружающий мир. Он их преобразует, обновляет, воссоздает. Как?
Передавая Душам Знания, наполняя Силой их интеллект, делая его божественным, мудрым. Он приближает души к Себе, и через обновленные души создает Новый Мир, полный покоя, любви, гармонии и процветания. Это и есть Творение Бога - мир счастья, рай, в котором будут жить чистые возвышенные души.
Добродетели - это истинное украшение души, её бесценные сокровища, витамины жизни. Добродетельный человек покоряет сердце каждого, его любят, уважают и принимают все. Он ни на кого и ни на что не жалуется. Обретая покой, чистоту, любовь мы обретаем все другие добродетели: *покой *любовь *чистота *милосердие *счастье *великодушие *искренность *терпимость *смирение *мягкость *зрелость *интровертность *честность *бесстрашие *бескорыстие *ответственность *приятие *простота *уважительность *самоуважение *царственность (возвышенное достоинство) *самоотверженность *удовлетворенность *аккуратность *чистоплотность *всепрощение *мужество *энтузиазм *решительность *стабильность *отрешенность *дружелюбие *гибкость *лёгкость *терпение *сотрудничество.
Такие знания и практические уроки жизни, которые позволяют обрести позитивное отношение к миру, эмоциональное равновесие, силу воли, творческие способности ума и установить улучшенные отношения с окружающими, учат быть настолько самостоятельным и не попадать под влияние других. Зависимость это слабость, болезнь. Духовные знания освобождают ум от всяких предрассудков, зависимости, депрессий, стресса.
Глобальное решение проблем, кроются в самой природе человечества. Поэтому это дело каждого. Сегодня это очевидно, что здоровье возможно только благодаря индивидуальной трансформации самого человека. Мир преображается через преображение нас самих.
Спасибо за внимание и вашу сердечность. Светлана, мой Email: invling@mail.ru, тел.8-916-707-35-73, (495) 361-67-38
настроение: спокойное
Написать комментарий Рейтинг записи 3
18-02-2009 13:57 (ссылка)
Во время сеанса духовного целительства которые я провожу, я четко вижу как протекает процесс восстановления организма у человека.
Несколько случаев из моей практики:
Во время сеанса, я вижу как открываются и высвобождаются (распускаются как цветы в весеннем лесу) все клеточки, сосудики, капилярчики в больном органе, как отделяется всё ненужное и уходит по выводящим органам, как меняются и омолаживаются новые клеточки в организме, как в целом изменяется биохимический состав крови. А когда течет новая кровь по органам, восстанавливается весь организм последовательно, постепенно.
Мои пациенты уже после первого сеанса чувствуют себя значительно лучше.
А после многократно проведенных сеансов происходит полное исцеление всего организма.
А с этим новым обновленным телом происходят новые удивительно прекрасные перемены и в семейной личной жизни и в карьере и во всей жизни человека в целом.
Уже очень многие смотрят на жизнь совершенно другими глазами, жизнь для людей приобретает другие ценности, Мир и вся вселенная откликается на их жизнь совсем другими удивительными голосами. И музыка жизни звучит по другому.
Только начинаю описывать свой 20 летний опыт в духовном целительстве. Продолжение следует... Жду Вас : Вы можете написать мне по электронной почте: invling@mail.ru и если необходима срочная помощь или совет позвоните по телефону: 8-916-707-35-73 или (495) 361-67-38.
Всем здоровья, добра, любви, процветания, счастья и радостей в этом чудесном мире,который называется мир!
Размышляя о себе, о сознании, человек, в особенности из научного мира, рано или поздно задумывается о Боге. И хотя основная часть современных ученых воспитывалась на идеях материализма, пытливый ум современных математиков, физиков, биологов невольно приходит к мысли о существовании некоего Абсолюта, Высшего Разума, Бога. Поиск истины приводит их к изучению религиозных писаний, исторических документов, анализу накопленных наукой фактов. Новая неожиданная информация о прошлом, настоящем и будущем нашей планеты и человечества, волновавшая на протяжении тысячелетий умы людей, становилась доступной большому числу живущих на Земле. Пришла пора, и многие вековые тайны перестают быть таковыми, подчиняясь велению времени.
Сегодня многие люди стремятся к преобразованию этого мира страданий в лучший мир счастья, мир богатства и любви для всех людей земли, мир без болезней, мир счастья.
Цель жизни любого нравственно-образованного человека - самосовершенствование себя, как личности. Но каковы методы для того, чтобы стать совершенным, здоровым, счастливым? Человек не может быть счастливым, если нет счастья вокруг него. Как улучшить этот мир? Большинству людей преобразование кажется невозможным.
Оказывается, не надо много и тяжело трудиться, чтобы разрешать любые проблемы, задачи и разгадывать ребусы жизни. Все что требуется от человека - прикладывать собственные усилия, гармонизируя и преобразуя себя.
Земная жизнь просматривается как Театр, на Сцене которого разыгрывается Беспредельная Пьеса человеческой жизни. Все мы - актеры, играющие свою неповторимую роль на Сцене Этого Театра. Режиссером Спектакля является Бог.
Какая же роль Бога в этой Мировой Драме?
Он никогда не проявляет насилие, имея все, что необходимо каждому из нас. Он терпеливо ждет, когда каждый своим интеллектом и сердцем повернется к Нему. Даже Бог не исцеляет касанием, вдохновением. Он даёт методы для самоизлечения, Он даёт видение своей изначальной, совершенной сущности. Он даёт силу и свою поддержку для обретения изначальных утраченных сил.
Он напоминает о родстве с Ним через добродетели, положительные мысли, являющиеся витаминами для души, средствами освобождения от всех болезней. Мы не только должны знать их, мы должны осознавать, практиковать и вдохновлять на это других.
Болеет весь мир. Наше здоровье - дело каждого из нас. Помочь другим мы можем, только став Его инструментом.
Что нужно каждому из нас, чтобы установить связь с Богом - истинным Целителем, истинным Хирургом?
Играя свои ограниченные роли в этой жизни, мы должны всегда руководствоваться своей изначальной природой - основанной на чистоте, покое и любви. Покой - это способность видеть суть, понимать свою роль и принимать правильные решения. Из покоя проистекает чистота, чистота наших мыслей, взгляда, слов, действий, взаимоотношений. Из покоя и чистоты рождается любовь. Истинная любовь - это бескорыстная любовь, которая возвышает, предостерегает от неправильных действий. Исцеление, то есть освобождение от всех (явных и тонких) форм болезней невозможно без истинной любви.
Бога называют Очищающим. Он постоянен, чист и любящий. Как Он очищает? Для этого нужно спросить себя "Что Он очищает: тело или душу?". Чтобы осуществить исцеление в полном смысле этого слова, нужно исцелить душу. Бог очищает душу от привнесенных ею порочных склонностей, привычек, слабостей. Чтобы стать вновь здоровым, нам нужно отречься от пороков и проявлять божественные качества, добродетели. Нам надо осознать своё родство с Ним, возвратить утраченные качества, силы, вернуться к своей изначальной природе, к близости с Богом. Осознать - значит обрести чувство самоуважения, обрести качества возвышенной души, вернуться к своей истинной роли заботливого властелина природы, любящего хозяина мира.
Человек имеет двойственную природу физическую и метафизическую. И, как правило, мы видим болезни на физическом уровне, но формируются они скрытым образом, когда наше сознание становиться неистинным. Что это значит?
1. Двойственность это не значит "я и то и другое, и физическое и духовное начало". Физическое управляется духовным, сознательной сущностью (душой). Это сознание утрачено в каждом из нас. Такая утрата и является семенем болезни. Каждый может сказать - сколько в его мыслях ограниченного, преходящего, материального и сколько изначального, безграничного, вечного - духовного. Даже если мы мыслим категориями вечного, безграничного, духовного, не переходим ли мы затем в ограниченное? Ведь тогда мы теряем обретенную силу - ощущение своего истинного "Я".
2. Насколько долговременно мы прибываем в осознании своего истинного "Я"? Долговременность и постоянство такого осознания необходимо. Оно исцеляет. Оно питает здоровой энергией каждую клетку нашего физического тела, являющейся силой души. Такое долговременное состояние осознания и ощущения изначального "Я" даёт медитация, положительное мышление.
3. Наша связь с истинным Хирургом, Целителем способна разорвать круг нашей зависимости от болезней, вернуть ментальное, психологическое и физическое здоровье. Как обрести этот метод исцеления от Бога? Постижением Его, осознанием своего вечного родства с Ним. Оно не приобретенное и не может быть утраченным, оно и есть жизненная энергия, прана, дающая здоровую и процветающую жизнь без болезней - счастливую жизнь.
Бог - Всеведающий. Он знает всё. Он - Истина. Он - Вечный. Души тоже вечные. Но, принимая рождение за рождением, они утрачивают свои изначальные качества: чистоту, покой, любовь. Именно осознание человеком своего духовного начала, своего истинного "Я" определяет величие и здоровье личности. Формирует систему высоких нравственных принципов её поведения.
Каждый должен осознавать, что он является неповторимой личностью, познавать своё истинное начало и находить истинный смысл жизни. Однако многие из нас в настоящий момент не осознают всего значения происходящих перемен, и не осознают, в какое уникальное и великое время мы живем.
Мир вечен, но в нём постоянно происходят перемены. Сегодня мы видим мир утратившим изначальную гармонию покой, любовь. Мир стал миром болезней, распрей, страданий.
Покой, Любовь, Счастье эти качества Бога постоянны. Осознание Бога как Отца, Полного Любви к своим детям, как Учителя Полного Знания, позволяет восстановить свои изначальные качества и избавиться от всех болезней и страданий.
Его задача - наделить душу такой силой, чтобы она смогла победить соих врагов - пороки (похоть, гнев, привязанность, жадность, эго), являющихся источником всех человеческих бед, страданий и болезней.
Только Он способен освободить душу от всех пут и оков. Самые большие путы человека - это - пустые мысли. Мысли это тонкая энергия. Ежедневно, ежеминутно растрачивая её, мы становимся усталыми, тяжелыми. Освободиться от пустых трат мы сможем лишь научившись управлять своим умом. Научить душу быть властелином самого себя - еще одна задача Бога.
Существуют три вечные реалии: Бог, душа и материя. Они вечные, потому что никогда и никем не создавались и поэтому не могут быть разрушены. Бог не создаёт ни людей (души и тела), ни окружающий мир. Он их преобразует, обновляет, воссоздает. Как?
Передавая Душам Знания, наполняя Силой их интеллект, делая его божественным, мудрым. Он приближает души к Себе, и через обновленные души создает Новый Мир, полный покоя, любви, гармонии и процветания. Это и есть Творение Бога - мир счастья, рай, в котором будут жить чистые возвышенные души.
Добродетели - это истинное украшение души, её бесценные сокровища, витамины жизни. Добродетельный человек покоряет сердце каждого, его любят, уважают и принимают все. Он ни на кого и ни на что не жалуется. Обретая покой, чистоту, любовь мы обретаем все другие добродетели: *покой *любовь *чистота *милосердие *счастье *великодушие *искренность *терпимость *смирение *мягкость *зрелость *интровертность *честность *бесстрашие *бескорыстие *ответственность *приятие *простота *уважительность *самоуважение *царственность (возвышенное достоинство) *самоотверженность *удовлетворенность *аккуратность *чистоплотность *всепрощение *мужество *энтузиазм *решительность *стабильность *отрешенность *дружелюбие *гибкость *лёгкость *терпение *сотрудничество.
Такие знания и практические уроки жизни, которые позволяют обрести позитивное отношение к миру, эмоциональное равновесие, силу воли, творческие способности ума и установить улучшенные отношения с окружающими, учат быть настолько самостоятельным и не попадать под влияние других. Зависимость это слабость, болезнь. Духовные знания освобождают ум от всяких предрассудков, зависимости, депрессий, стресса.
Глобальное решение проблем, кроются в самой природе человечества. Поэтому это дело каждого. Сегодня это очевидно, что здоровье возможно только благодаря индивидуальной трансформации самого человека. Мир преображается через преображение нас самих.
Спасибо за внимание и вашу сердечность. Светлана, мой Email: invling@mail.ru, тел.8-916-707-35-73, (495) 361-67-38
настроение: спокойное
Написать комментарий Рейтинг записи 3
18-02-2009 13:57 (ссылка)
Во время сеанса духовного целительства которые я провожу, я четко вижу как протекает процесс восстановления организма у человека.
Несколько случаев из моей практики:
Во время сеанса, я вижу как открываются и высвобождаются (распускаются как цветы в весеннем лесу) все клеточки, сосудики, капилярчики в больном органе, как отделяется всё ненужное и уходит по выводящим органам, как меняются и омолаживаются новые клеточки в организме, как в целом изменяется биохимический состав крови. А когда течет новая кровь по органам, восстанавливается весь организм последовательно, постепенно.
Мои пациенты уже после первого сеанса чувствуют себя значительно лучше.
А после многократно проведенных сеансов происходит полное исцеление всего организма.
А с этим новым обновленным телом происходят новые удивительно прекрасные перемены и в семейной личной жизни и в карьере и во всей жизни человека в целом.
Уже очень многие смотрят на жизнь совершенно другими глазами, жизнь для людей приобретает другие ценности, Мир и вся вселенная откликается на их жизнь совсем другими удивительными голосами. И музыка жизни звучит по другому.
Только начинаю описывать свой 20 летний опыт в духовном целительстве. Продолжение следует... Жду Вас : Вы можете написать мне по электронной почте: invling@mail.ru и если необходима срочная помощь или совет позвоните по телефону: 8-916-707-35-73 или (495) 361-67-38.
Всем здоровья, добра, любви, процветания, счастья и радостей в этом чудесном мире,который называется мир!
Комментарии запрещены
Сергей Кудрявцев
25-02-2009 23:30 (ссылка)
Re: Православное понимание смысла жизни.
Человек не должен знать божественную тайну смысла жизни на земле, это его отвлекает, а жизнь становится неестественной и не соответствующей своему предназначению. Притно-ли кушать представляя всю систему пищеворения. Здесь уместно напомнить фразу: «Знающий не говорит, говорящий не знает».- Дао Дэ Дзин &56. Сколько человек, столько и мнений, а истина одна. А существует ли она вообще?
Комментарии запрещены
Отец Сергий сказал, что я прочту лекции. Не верьте – забыл очки. Придется говорить!
Вы знаете, наш век такого рода, что, когда мы с чем-то соприкасаемся или что-то нам предлагают, то мы, иногда сознательно, иногда подсознательно, но спрашиваем себя – а что нам это даст? Нас немножко так уже Запад приучает смотреть на вещи прагматически. Хватит витать в облаках.
Так вот, точно с таким же подходом нередко можно встретиться и, когда мы говорим о Православии. А действительно, а что оно может мне дать? А что оно дает человеку? Существует же много мировоззрений. И, вы знаете, мы на них смотрим, как на что-то прикладное. Вот есть жизнь – это наша жизнь. Это наши заботы, это наши беды, если хотите, скорби, радости. Это наша жизнь. Мы знаем нашу работу, знаем, чем живем, к чему стремимся. А мировоззрение и религия – это некоторый только придаток. Я пытаюсь говорить о том, что, как мне кажется, чувствуется очень многими людьми. Религия стала придатком к жизни! Жизнь – одно, религия – другое! Самое большее, на что подвизается современный человек, – это в воскресенье или на праздники сходить к обедне. В Академии я довольно часто говорю, что за богослужением священники совершают службы, профессора присутствуют за богослужением, студенты поют за богослужением, а кто молится – не знаю. А вообще что это такое? И зачем это – молиться?
Дело в том, что мировоззрение любое, мировоззрение по существу и религия в особенности – это не есть придаток к нашей практической жизни, а это есть, оказывается, то, что определяет нашу жизнь, определяет ее в самых важных вещах. А что самое важное для нас – это, наверное, все мы знаем. Самое важное для нас – чтобы на душе было хорошо. Вы знаете, в шалаше – да по душе! А можно жить во дворцах и быть несчастным человеком.
Мне рассказывал историю из своей жизни игумен Никон (Воробьев), о котором, может быть, вы слышали. Он сам был из православной семьи, верующий человек, но потом пошел в школу, из школы – в реальное училище. Там он убедился совершенно, что никакого Бога нет, что это просто пустые фантазии, ничего не значащие. И что смысл жизни как раз заключается именно в том, чтобы познавать этот мир. Максимально, насколько это возможно. Достигать господства в этом мире и приобретать все те блага, которые может дать этот мир. Все мы были, говорил он, заражены материализмом.
И однажды, говорил он, все мы были глубоко потрясены. Вдруг в газетах прошло сообщение, крупным шрифтом, что называется, «с восклицательными знаками»: «Покончил жизнью самоубийством миллионер»! – мы были все потрясены. «Мы уже были, – он говорит, – воспитаны в материалистическом мировоззрении». Да-да, это было до революции, учтите, до революции! Не думайте, что это сейчас, там где-то, в советское время. Нет, это были 1900-е годы. «Мы все были материалистами». «Я помню, – говорит, – захожу в столовую и не снимаю шапки, как это положено по православному обычаю, демонстрирую свое атеистическое убеждение». Миллионер покончил жизнь самоубийством.… Так что же самое главное в жизни? Все он имел! Оказывается, неудавшаяся любовь – и все пропало.
Есть очень интересный миф у греков, у них вообще очень много интересных мифов. Глубокие мифы, которые раскрывают, действительно очень сильно подчас, те или иные стороны человеческой жизни, психологии, иногда затрагивают даже само существо человека. Миф о Дамокловом мече. Помните, как один их вельмож завидовал царю, что тот живет в роскоши. Царь это заметил и решил устроить пир. Посадил вельможу на свое место, но над его головой на тонком волосе повесил меч. А потом спрашивал: «Ну, как ты себя чувствуешь? Ты почему ни ешь, ни пьешь? Почему ты такой грустный? Что ты такой грустный?» Вот эта идея Дамоклова меча – это же великая идея, я вам скажу. Каждый человек, который зародился, я уж не говорю – родился, он уже сидит под Дамокловым мечем. Когда оборвется этот волос – никто не знает. То есть, мы слышим, конечно, слышим – над тем-то оборвался, над другим, над третьим, над десятым. Войны так начинаются – над миллионами обрывается этот тонкий волосок.
И вот невольно человек задается вопросом, если он хочет оторваться хотя бы немного от повседневной жизни, от суеты, которые, кстати, больше всего захламляют, знаете, вот как пыль в глазах что ли: для чего я живу?. Человек же видит, зрение вроде бы есть, но пыль настолько может закрыть глаза, что он ничего не увидит, все, кажется, есть – а ничего не видит. Так вот, эта наша повседневная жизнь, эти наши эти заботы, проблемы, терзания, недоумения, споры и т.д. настолько закрывают нашу жизнь подчас, что мы даже не имеем времени что называется подумать: зачем я живу? Для чего я живу? Какой смысл в этой моей жизни? Какой смысл, в этой всей моей деятельности? Какой смысл? Ну хорошо, все я сделал, а дальше что? Сделал. Ну, сделал. А дальше что? Правда, есть разные попытки ответить на этот вопрос. Но на самом деле – это полумеры. «Я делаю это для того, чтобы жить!» – но очень часто мы многое делаем вовсе не для того, чтобы жить. Для того, чтобы жить, намного меньше нам нужно. «Делаем для других!» – а надо подумать: что мы можем сделать для других? Вообще вопрос о ценности того, что мы делаем, – один из важнейших. Смысл и ценность – содержание всей нашей деятельности. Этот и смысл, и ценность могут быть оценены только с точки зрения того или иного мировоззрения. Только мировоззрение может мне ответить на вопрос – хорошо это или плохо? Занимаюсь я деятельностью, которая действительно принесет пользу мне и другим людям?! Или это просто ничего не даст, я занимаюсь, как белка в колесе: одной рукой делаю, а другой разоряю!
Итак, первый вопрос, который, как мне кажется, должен встать перед человеком, и действительно он стоит, сколько б мы иногда ни заглушали его. Это, в конце концов, вопрос о том: «Я как личность живу сколько-то лет – и все? Или я как личность продолжаю жить, буду жить?» Вот, если хотите, два утверждения, которые никак невозможно согласовать между собой и примирить. Это альтернатива. Или: верь, человек, тебя ожидает вечная смерть – так говорит атеизм. Или: верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь. И эта [земная] жизнь является только, если хотите, экзаменом, возможностью раскрытия себя как личности, как существа нравственного и устремленного к тому или к другому.
Кто такой человек? Человек – это его вера! К чему он стремится, что он хочет, чего он ищет. Вера в то, что нет Бога, нет вечности, нет души, великолепно показана у Достоевского в «Братьях Карамазовых». Я помню, когда посмотрел фильм, то просто в сердцах, даже в восторге сказал: «Теперь апологетам делать нечего!» Там есть замечательная беседа Ивана Карамазова с приживальщиком, т.е. бесом: «А ведь если нет Бога, так тогда все позволено?! Если нет Бога, так тогда зачем и жить?» Хорошо может рассуждать человек здоровый, у него все прекрасно, все сейчас хорошо. А человек заболел? А у него неполадки начались? А в семье не то?! И т.д. Каков там смысл жизни, скажите? Только с точки зрения именно мировоззрения может правильно оцениваться вся наша деятельность и вся наша жизнь. Так вот, в связи с этим встает очень важный вопрос, с которого я и начал: «А что дает человеку Православие? Что дает нам христианская вера как таковая?» Я сейчас не затрагиваю вопроса о соотношении Православия и других религий, о соотношении Православия с другими конфессиями. Эти вопросы, сами понимаете, очень интересные же. Я сейчас хочу сказать буквально об основном – что действительно Православие дает человеку.
Вот мы сейчас заговорили о том, что наше положение, положение каждого из нас – это действительно положение под висячим мечом. Мы никогда не знаем – здоровы мы или уже больны, кто знает? Как у нас завтра сложатся дела, что у нас будет в семье, что у нас будет на работе, что у нас будет в государстве, что у нас будет в мире? Ничего не знаем! Все наши предположения большей частью носят очень приблизительный характер, и потом, это же предположения и больше ничего. А что мы знаем? Мы ничего не знаем.
И вот, обратите внимание: человек верит, я особенно подчеркиваю это слово – верит, что никакого Бога нет. Потому, что знать же невозможно, вы же сами понимаете. Знать невозможно, что Бога нет. С точки зрения науки, наша познавательная деятельность какова? Познаваемый мир бесконечен, и, следовательно, все наши знания в любой момент времени являются только капелькой из океана, поэтому с точки зрения даже науки никогда, ни в каком будущем нельзя будет сказать, что Бога нет, даже если бы Его и в самом деле не было. Наука никогда не сможет этого сказать. Самое большее, что она может сказать: да, пожалуй, Он есть! Посмотрите, какова вероятность этого.
Но об этом, может быть, мы поговорим потом. Сейчас поговорим о другом. О том, что при отсутствии веры в Бога, при убеждении в том, что наша жизнь является только жизнью земной, связанной исключительно только с телом, и никакой души у человека нет, сознание человека исчезает, личность исчезает, Бога нет, – тогда вся наша жизнь на чем строится? Рассчитать все, это каждый из нас знает, мы ничего не можем. Мы рассчитываем совсем небольшой круг вопросов, которые можем рассчитывать. Я еще раз говорю: ни о каких глобальных, государственных, общественных, природных потрясениях – ничего не можем знать! И ничего не можем сделать, даже если бы мы что-то знали.
Или здоровье, семейные дела…. Человек, который не верит в Бога, всегда находится в состоянии: «Как бы чего не случилось!..». Как бы то лицо, от которого я завишу, не изменило свое отношение ко мне. Как бы кто на меня что-то такое не накапал. Как бы где меня не подставили и т.д. Такой человек не имеет никакой твердой почвы под ногами. Мы же видим, как совершаются перевороты: во мгновение ока. Кто-то был КЕМ, стал НИКЕМ и т.д.
Что дает Православие? Вера православная и убежденность человека, что Бог есть и что Бог есть Любовь, а не что-нибудь другое, совершенно меняет восприятие человеком всего того, что происходит в его жизни. Как переживал тот миллионер, который покончил жизнь самоубийством! А сколько людей кончает с жизнью по другим причинам – лишили поста, лишили должности… Сколько у нас стрессов, инсультов, инфарктов, сколько отчаяния. Откуда? Оттуда, что мы не имеем под ногами твердой почвы. Этой твердой почвой и является вера в Бога, Который есть Любовь. Я знаю, что со мной ничего не случится , ничего не произойдет без воли Божьей! Только инопланетянин может посмотреть и сказать: «О… этот человек, в белом халате режет его скальпелем. Какие ужасы, что с ним творится, что с ним делают?» Потому, что он ничего не знает. А человек, который знает, скажет: «Так это же хирург, лучший хирург мира, который спасает человека от ракового заболевания». То, что со мной случается, при христианской вере воспринимается как любвеобильный и премудрый Промысл Божий по отношению ко мне. Это я точно знаю, поскольку верю. Верю, что это не есть случайное явление. Что это не есть заговор каких-то людей, что это не есть ненависть какого-то человека. Никто и ничто не может прикоснуться ко мне, если Бог не позволит. Я обращаю внимание на это, как самое главное, что касается нашей жизни.
Вера в Бога дает необычайное мужество в отношении ко всем скорбям, которые случаются с человеком. Люди, которые делают мне зло – и я вижу, как они это делают, – с христианской точки зрения являются только слепыми – слышите, слепыми! – орудиями в руках Божьих. Скальпель ничего не понимает! Со стороны можно подумать, что он терзает мою кожу, мои органы. На самом деле, что совершается? Любвеобильная и премудрая операция, без которой я жить не смогу. Вы подумайте, что говорит христианство! Вера в Бога дает мне твердую основу именно в этой жизни. Дает мне именно мужество, я повторяю еще раз, дает мне возможность совершенно иного отношения к другим людям. Не надо мне заискивать – надо относиться по истине к человеку. Не надо мне ненавидеть – надо мне по истине относиться к человеку, так, как я хочу, чтобы относились ко мне. Христианство устанавливает высший принцип, центральный принцип, при котором только человек и может действительно иметь счастье здесь, на земле.
Я сейчас ничего не говорю о будущности, потому, что очень часто приходится и слышать, и читать о том, что христианство будто бы обещает только лишь журавля в небе. Что лишь после смерти вы что-то получите, там вам будут вечные блага. А здесь ничего. Ничего подобного. Ничего подобного!!! Именно здесь христианство дает человеку то, что ничто иное не может дать. Смотрите, сейчас бегут к психологам, экстрасенсам, колдунам, я не знаю, к кому только не бегут, чтобы как-то снять этот груз. «Я больше так не могу, что мне делать, у меня тоска...». Вы себе представить не можете, на одном из заседаний в Финляндии привели статистику: сейчас более половины людей – это западных, обеспеченных людей – более половины людей потеряло смысл жизни и обращается к психиатрам. Причиной самоубийств, страшных стрессов является потеря смысла жизни. Не знают, что дальше. Вот все есть – а дальше-то что? Что дальше? Христианство дает человеку перспективу жизни, не замыкает его в этом узком кругу, в этих десятках лет. Говорит – нет, ты не животное, ты – человек. Твоя личность неуничтожима. Вот я обращаю на это внимание. Как важно человеку избрать мировоззрение! Человек должен быть разумным. Должен уметь разумно подойти к тому, где же она, правильная вера. Вера ли это в вечную жизнь личности – или это вера в вечную смерть личности, исчезновение ее. От этого зависит, я вам скажу, вся наша дальнейшая жизнь.
Паскаль – известный физик, как физика мы его все знаем, а не знаем другого – что это человек, который практически всю свою сознательную жизнь пробыл в монастыре. Он оставил нам замечательные мысли. Книгу, которую он задумал написать как ответ атеизму, он написать не успел, он умер очень рано. Но остались его записки. Их издали после смерти Паскаля, когда нашли. Его «Мысли о религии» до сих пор не потеряли своей актуальности. Кто заинтересуется, можете почитать. И вот, в частности, там у него есть одна интересная мысль, которая осталась в истории человеческой мысли как «пари Паскаля», пари – то есть, спор. Так в чем же заключается это пари? Он говорит, что человек, который не верит в Бога, ничего здесь не выигрывает, абсолютно ничего здесь не выигрывает, но если есть Бог – он все проиграет там. Человек, который верит в Бога, ничего не теряет здесь, у него же не два желудка и не десять плеч, но зато все выигрывает там – если есть Бог. Первый вопрос поэтому – есть Бог или нет? Без этого мировоззрение человека – это не мировоззрение. Конечно, можно ничего не искать, можно скатиться на уровень такой жизни, когда человеку ничего на свете не надо. Ну, мы знаем, что это за уровень жизни, – так сказать, животный, биологический, растительный, как хотите, по крайней мере, не человеческий. Человек не может отказаться от вопроса – зачем я живу и какой смысл имеет моя деятельность? Христианство отвечает, какой смысл имеет эта деятельность, любая: хозяйственная, экономическая, творческая, государственная – неважно. Какой она смысл имеет? Если Бог есть Любовь, а я вам еще раз хочу сказать, что Бог – это не существо, которое находится где-то в созвездии Альфа Центавра, сидит там и оттуда управляет, нажимает на рычаги или на кнопки. Бог – это есть Дух. То есть, это не материальное что-то. Это не закон тяготения, это не эфир какой-нибудь, который пронизывает, это нечто нематериальное совершенно, то, что мы, естественно, описать не можем, но важно другое: Бог принципиально отличен от всего материального.
Если Бог есть Любовь, то есть, сущность всего нашего бытия, наше все существование, бытие, и космическое, и человеческое, то христианская вера своим средоточием имеет принцип или, скажем так, «закон номер один», на котором строятся все прочие законы, из которого проистекают все прочие законы. Это закон любви, понимаете, вот он, принцип вечный. Потому что Бог есть то вечное Существо, Которое пронизывает Собой все наше бытие и человека, прежде всего. Это принцип любви. Христианство отсюда говорит, что всей основной мыслью, всем основным содержанием человеческой деятельности должна быть деятельность, соответствующая этому принципу. Все то, что не соответствует этому принципу любви, – это деятельность неверная. А что значит неверная? Мы знаем, что такое неверное делание в любом деле: сделаем что-либо не так, а потом чешем затылок – а что теперь делать? Неверная деятельность – это то, что в христианстве называется грехом, а на производстве называется ошибкой.
Что такое грех? Христианство говорит об одной удивительной вещи, которая, к сожалению, мало известна людям. Оно говорит примерно следующее: Ты украл? У себя украл ты! А не у него. Ты причинил ему зло? Ты себе сделал зло! А не ему. Ты что-то имеешь? Ты имеешь только то, что ты дал другому! Грехом в христианстве называется все то, что вредит душе человека. Вот это очень важное положение. Вред, кому бы я его ни приносил: себе ли, другому ли, природе ли, является грехом. И отсюда каждый грех – это рана, наносимая мне. Каждый грех, который я совершаю. Только для самого близорукого взора грехом называется убийство, великая кража, страшное предательство, и т.д. А христианство смотрит немножко поглубже и призывает людей надеть очки. Да нет же, все эти великие грехи являются следствием, а не самостоятельным актом. Следствием того, что совершается в душе человека. Никто никогда не убивал сразу. Он возненавидел этого человека, он тысячу раз в душе своей прокрутил эту катушку, он тысячу раз совершил в своей душе убийство, прежде, чем он это сделал на самом деле. Поэтому христианство и говорит, что грех первый и важнейший совершается в душе человека. Вы знаете, когда человек на горе находится, а там сани стоят, – с горки очень интересно спуститься. Но ему говорят, что там, на каком-то этапе, пропасть. Говорят, лучше не садись в сани. Если ты сел, на середине не остановишься. Христианство поэтому и обращает внимание на так называемую духовную сторону человека. Вот мы говорим очень много – духовное, духовное! Скоро себя начинаешь трогать – уж не дух ли я?! Что такое духовное? А вот что духовное! Это то, что совершается во мне, внутри, то, что никто не видит и не слышит. Я внутри могу возненавидеть человека, и эта ненависть затем может привести к страшным последствиям, и эти последствия, поскольку они уже совершаются не только в душе, но и в материальном плане, они оказываются тяжелейшими ранами для меня.
Вот мы говорим о Божественном Откровении, говорим, что Новый Завет – это есть откровение. Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие – откровение Кого? Откровение Того, Кого мы называем Богом. Кто это – Бог? – Любовь, Что Он открывает? Человек! не вреди себе! Как? А вот так! Сначала были грубые заповеди, если вы возьмете Ветхий Завет, то там были самые грубейшие заповеди. Знаете, не убивай, не кради, и т.д. Самые грубые заповеди, которые вот в глаза лезут. Христос же пришел и указал на причину этих вещей и сказал, что человек вредит себе, расстраивает свою жизнь, раскурочивает свою жизнь, разврат начинается в мыслях! Никогда он сразу не совершается! Так вот Христос как раз предупреждает об этом: человек, обрати внимание на свою душу! На свои мысли, на свои чувства, на свои желания. Вы подумайте, о какой чистоте человека говорит Христианство. О самой душе его говорит. К какой святыне его призывает! Вы подумайте, насколько это прекрасно. Это то прекрасное, о чем говорил Чехов: В человеке все должно быть прекрасно – и душа, и тело, и руки, и лицо. Человек призван быть существом царственным. В каком смысле? В святом смысле. Кстати, только тот и может хорошо управлять другими, кто умеет управлять собой. Не умеющий управлять собой никогда не сможет должным образом управлять другими. Это закон. Это закон, о котором говорили еще древние мудрецы, дохристианские. Христианство это только подтверждает. И говорит, что самый тяжелый бой, который приходится человеку вести, – это бой с самим собой. И победа из побед – победа над собой!
Вы обратите внимание: в Христианстве кто наиболее прославляется? Подвижники. Что они там делают в пустыне, скажете, спасаются?! Ну, эгоисты и больше ничего. Забрался в пустыню куда-нибудь и сидит там, спасает себя. Можно ведь и так подумать! На самом деле, о чем идет речь: никто еще никогда и ничего не добивался, не отказавшись от всего того, что мешает ему. Говорят, что кто-то писал этимологический словарь, так он вообще отказался от друзей, знакомых, от всего. В полный затвор ушел, буквально. На очень долгое время, чуть ли не на несколько лет. Зато потом выдал действительно то, что надо. Какой это был словарь! И подвижники-пустынники чем заняты? Самым главным! Попыткой очистить себя от всего того, что нас ранит, что уязвляет, что убивает. Вот потому мы их и прославляем так. Это действительно люди, чистые душой.
Об этом, к сожалению, мы очень и очень мало говорим. В нашей жизни об этом совсем, конечно, мало говориться. Сейчас жизнь все более и более приобретает материалистический характер. Материализм, которым Запад жил или которым сейчас живет и для которого материализм есть единственная цель в жизни, буквально господствует там. Сейчас он поражает, конечно, и наше сознание. Но у нас все еще жива, я бы сказал, душа. Вообще в России – это поразительное явление, после стольких лет атеизма, где столько, кажется, воспитанных в духе атеизма людей, которым только что дали свободу, – вы посмотрите, какой взрыв произошел! Откуда?! Вообще это феномен, которым наверняка бы занялись ученые, если бы человечество еще просуществовало долго, а оно, к сожалению, будет еще совсем недолго, потому как так говорят те же самые ученые. Это потрясающий факт: только сняли запрет – и люди потянулись к храму. Причем, что самое интересное, вы, наверное, замечали: родителей приводят дети, причем в прямом даже смысле слова дети. Дети – десяти, пятнадцати, двадцати лет – приводят родителей в церковь. В нашей душе еще есть голос, этот огонек искания истины, ощущение святыни, понимание того, что я же не просто животное, я же человек, и не могу я поверить в то, что меня никогда не будет, что со смертью моего тела я перестану существовать.
Кстати, я не знаю, интересно это для вас или нет, но хочу сказать, что атеизм как мировоззрение не выдерживает критики не только с точки зрения того научного взгляда, о котором я говорил: что наука никогда не может сказать, что нет Бога. Атеизм, он не выдерживает критики и с другой стороны. Он не может ответить на самый главный вопрос. А самый главный для него вопрос: что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет. Он же утверждает, что Бога нет. Я хочу в этом убедиться. Вы хотите заставить меня верить? Извините. Я хочу убедиться, а не верить. Скажите, что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет? Заняться наукой? Вам сколько ученых пересчитать? Величайших ученых, которые верили и верят в Бога. Заняться искусством, литературой, философией? Ясно, что эти сферы не говорят, что Бога нет. Так что же я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет, что души нет, что вечности для меня нет? Атеизм молчит. Нет ответа. Нет ответа на этот вопрос. Христианство только и знает, напротив, что говорит: ради Бога, ради всего святого, попробуйте вот так жить, попробуйте, и вы увидите, что Бог есть. Указывает прямо конкретный путь. Кстати, множество людей самых разных эпох, разного социального положения, разного образовательного уровня, даже разного интеллекта – от низшего до высочайшего, – когда становились на путь, указанный Христианством, то приходили к этой вере, а лучше сказать, к непосредственному, личному познанию Божества. Оказывается, Христианство указывает этот практический путь каждому, кто действительно искренно хочет убедиться в этом. Я уж не говорю о том, что Христианство имеет целый ряд аргументов, как отрицательных в отношении атеизма, так и положительных, подтверждающих его истинность. Ведь каждая если хотите теория чем подтверждается? Помните, нейтрино: когда его открыли, открыли теоретически, то потом тридцать лет гадали, а на самом деле есть оно или нет. Все данные, что нейтрино должно быть, – есть, а на самом деле – есть или нет? В Христианстве невероятное множество людей, которые верят не просто потому, что они оказались воспитаны в христианской среде. Эта вера недорого стоит, я вам скажу. Этак многое количество людей, которые воспитаны в мусульманской вере, были бы мусульманами, а те, кто воспитан в буддийской вере, были бы буддистами. Я не об этих людях говорил. Я не хочу об этих людях говорить, таких людей всюду много. В любой религии. Я говорю о других людях, я говорю о тех людях, которые, образно выражаясь, «с луком и мечем» прошли эту жизнь, действительно искали Бога и нашли Его.
Если мы обратим внимание хотя бы только на одно, только на один факт: на историю происхождения и становления Христианства, то мы наверняка убедимся, что это за религия. Как вы знаете, Христа распяли, т.е. предали жесточайшей казни того времени. Его ученики апостолы в страхе сидели, как написано: «страха ради иудейска», запершись в комнате. Почему? Потому, что знали: стоит им только обнаружиться, их тут же казнят. Также распнут или побьют камнями. Вот с чего началось Христианство, Вы подумайте! Синедрион иудейский отдал приказ – всех, кто будет проповедовать об этом имени, приводить к нему. И многие из учеников Христовых, как мы знаем, пострадали. Стефан, первомучеником зовется, был побит камнями, Иакова сбросили с храма. Начались жесточайшие преследования и настоящий террор. Вот слово, которое сейчас нам очень пригодится. Вот эпоха, в которую начало свою жизнь Христианство. Мало этого оказалось. Оказались очень хорошие связи с Римом, с царским домом и мы видим, что уже в 60-х, может быть, даже в конце 50-х годов первого века издается закон, по которому каждый, кто будет признан Христианином, сам ли он скажет, донесут ли на него, должен быть казнен. Христиан – ко львам. Вы представляете, в какой ситуации зародилось Христианство. Вот если бы мы так реально себе представили, реально, в жизни, мы бы тогда поняли, что Христианство не должно было существовать. Оно должно быть уничтожено в самом корне, в самом начале, именно на это и был расчет. Потому убили Христа, потому убили Его учеников. Кстати всех до одного, кроме Иоанна Богослова. Все были казнены. Все их последователи. Казнь за казнью. Христиан ко львам. Цирки были наполнены зрелищами. В Нероновских садах христиан связывали, осмаливали и поджигали с наступлением темноты в качестве факелов. Скажите, какая религия здесь могла бы существовать? И все это продолжалось до 317 года, с некоторыми перерывами. Я задаюсь вопросом: как же Христианство могло быть, как же оно могло просуществовать, как вообще оно могло остаться?
Я указываю на этот факт как на один из поразительных аргументов, свидетельствующих о том, что Христианство – это не просто, знаете ли, какая-то философия религиозная или какая-то секта, которая возникла и никак от нее не избавишься. Сект возникает очень много, и так они и остаются этими сектами. И потом исчезают. А это религия, которая потом распространилась по всему миру. В каких условиях!!! Мне кажется, одного этого факта достаточно, чтобы поверить в Бога. Только признав это, можно понять существование Христианства до настоящего времени. И уничтожено оно могло бы быть по причине какой? По причине отступления от Бога. Только по этой причине.
Вот это, по крайней мере, соображение, этот исторический факт говорит уже об очень многом. Что Христианство – это не есть изобретение какого-нибудь фантазера, мечтателя и т.д. И потом, когда мы читаем Евангелие, мы же видим образ Христа. Он же удивительно трезвый, скажем так, Человек. Трезвый. Там нет мечтаний. Более того, Человек, Который не рвется ни к власти, ни к славе, это не честолюбец. Воскресив двенадцатилетнюю дочь Иаира, первое, что Он делает, – приказывает никому об этом не рассказывать. Исцеляет одного прокаженного, другого – и об этом приказывает никому не рассказывать. Человек не стремился ни к чему земному. Ни власть, ни богатство, ни слава Его не интересовали.
Так вот, я хочу сказать, что Христианство, оно же имеет под собой очень сильные аргументы, подтверждающие то, что действительно Бог есть и этим Богом является именно то представление, которое дает Христианство. В данном случае, мы с вами входим в сферу «Христианство и другие религии». Каждая религия представляет Бога по-своему. Так же, как вон Иван Петрович. Вам кажется, он кто? «Негодный человек». А вам? – «О, прекрасный человек». Вам кажется, как? – «Ой, слабоумненький». А вам? – «Так это ж гений!» Десять человек спросите о другом человеке, и подчас мы услышим десять мнений. Люди чувствовали, что Бог есть. Все народы верили. Кстати, это очень интересный факт: что все народы всегда верили в Бога. И до сих пор не найдено ни одного атеистического племени среди так называемых диких народов. Ни одного. Никогда. Это любопытнейшая вещь. Все верили. Но одно дело – верить, что Он есть, а другое дело – кто Он! Находились, в разных народах, сильные личности, или мыслители, или сильные «харизматики», которые говорили: «Вот кто Он есть. Он есть такой-то и такой-то». Так формировалось Учение о Боге, снизу вверх. Есть чувство Бога, есть идея Бога, а кто Он есть, уже предлагал тот или иной «активный творец религии».
Так возникло множество представлений о Боге, так возникло множество религий. Дошло до того, что уже появились религии, которые утверждали, что множество Богов существует. Не один Бог, а множество. И возникло это, кстати, очень просто. Я думаю, мы с вами тоже скоро придем к этому. По крайней мере, тенденция к этому есть. Вы знаете, что у греков были Бог Торговли, Бог Войны, Бог Любви. Как это возникло? Ну, конечно, Бог один. Но потом стало в сознании возникать, что есть те, которые особенно покровительствуют тому или иному виду человеческой деятельности. Так началась деградация: из «осознания единого Бога» появилось осознание множества тех, кто заведует каждой своей областью. Началось в католицизме, а потом это стало переходить к нам и, я думаю, очень и очень приживется. Тот или иной святой заведует той или иной областью. В церквях вы сейчас сплошь и рядом к вам подходит кто-нибудь и спрашивает, кому молиться, чтобы…. И все, уже ни Господь Бог, ни какой другой святой – только к этому святому и больше никого не надо. Если, например, у мужа пьянство, то кому нужно молиться? Не кому! А нужно обязательно перед иконой «Неупиваемая Чаша». Если вы будете молиться просто Богородице, то это ничего не даст. Нужна обязательно икона «Неупиваемая Чаша». Этот образ Богородицы, тогда это поможет. Саму Богородицу разделили! Я помню, однажды, еще в 70-х годах, приезжали к нам кремлевские врачи, и мы водили их по нашему музею. И там, в частности, есть икона Божьей Матери «Прибавление ума». Так , вы знаете, какая была дискуссия. Один врач завопил: «У меня сын учится, дайте мне такую икону!» А второй: «А у меня дочь. И мне дайте». Вы чувствуете? Сейчас это у нас на уровне такой легкой мысли, чуть ли даже не анекдотичной. Но на самом деле это совсем не анекдот. Очень редкое явление, когда придут к священнику и попросят отслужить молебен Божьей Матери, чтобы избавиться от недуга пьянства. Скорее придут и попросят отслужить молебен именно перед иконой «Неупиваемая Чаша», и таких – очереди. Слышите, что происходит. Уже не Богоматерь, а икона. Я вам просто рисую психологически, как может происходить, что люди, когда-то веря в единого Бога, стали верить во множество богов. Мы даже еще и превосходим в этом: веря в Богоматерь, иконами Ее разделяем. Помню, одна старушка на мое заявление, что Божья Матерь одна, всыпала мне очень крепко. «Как одна Божья Матерь? А Владимирская? А Иверская? А Казанская? Это вас учат такому в семинарии?» И мне досталось на орехи! Я, конечно, тут же сдался, тут ничего не скажешь. Вот каков был процесс, по которому вера в единого Бога рассыпалась, даже на множество богов.
Так вот, представления о Боге как созидались в людях? Каждая религия верит в своего Бога, то есть, в свой образ Бога. Вот, оказывается, чем отличаются религии. На самом деле, Бог, конечно же, один. И эти представления о Боге подчас достигали таких искажений, что просто страшно становилось. До полного разврата. До полного сатанизма. И здесь боги были. Так вот, Христианство чем отличается от таких религий? Давайте просто подумаем. Если есть Бог, если Он есть Любовь, Он не может, в конце концов, не открыться людям. Он не может не открыться. Он открывается. То есть, есть путь не только снизу вверх, а есть путь сверху вниз. Вот это мы и называем Божественным откровением. Христианство, в отличие от других религий, претендует на то, что оно является религией откровения. В этом смысле религией истинной. Я Вам привел только один аргумент, исторический аргумент, показал, в каких условиях развивалось Христианство, каким подвергались страшным гонениям, пыткам и истязаниям и казням первые христиане. Но религия осталась, распространилась и приобрела всемирный характер. Уже одно это говорит о том, что Христианство – это не просто порождение наших фантазий. А это есть та религия, которая постоянно, постоянно поддерживалась силою Божьею. Вы объяснений не найдете, стоит только объективно поговорить с историками – нет никаких человеческих причин объяснить факт сохранения Христианства в истории. На этом хотелось бы закончить лекцию. Теперь давайте разговаривать.