Радхаштами — 15 сентября. Явление Шримати Радхарани.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ра́дха (санскр. राधा; Rādhā?) также Радхара́ни или Радхи́ка — одна из женских ипостасей Бога в индуизме. В пуранических текстах описывается как вечная возлюбленная Кришны, воплотившаяся вместе с ним на земле более 5000 лет назад. В одних течениях вайшнавизма Радху почитают как воплощение Лакшми, а в других, являющихся частью кришнаизма, ей поклоняются как источнику Лакшми и всех остальных женских проявлений Бога. Радха является основным объектом поклонения в таких вайшнавских традициях, как гаудия-вайшнавизм и Нимбарка-сампрадая.
В искусстве, иконографии и индуистских мурти, Радху практически всегда изображают вместе с Кришной.

В «Бхагавата-пуране» даётся детальное описание детства Кришны, проведённого в обществе Радхи и других девочек-пастушек (гопи) в деревне под названием Вриндавана. Любовные игры Радхи и Кришны обстоятельно описаны в «Брахма-вайварта-пуране», «Гарга-самхите» и «Гита-Говинде».[1]
В Пуранах говорится, что Радха появилась на свет в маленькой деревне Варшана в восьми километрах от Вриндавана в Индии. Её отцом был царь-пастух по имени Вришабхану, а её мать звали Киртида.
Радхаштами — день явления Радхи, который пышно празднуется последователями различных течений вайшнавизма.

Радха и Кришна (картина около 1770 года)
Содержание
- 1 Роль Радхи в различных течениях индуизма
- 2 Чайтанья как совместная аватара Радхи и Кришны
- 3 Имена Радхи
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
В традициях бхакти индуизма, основанных на поклонении Кришне, Радху почитают как вечную возлюбленную Кришны. В таких течениях, как Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм, Радха рассматривается как изначальная шакти —
источник всех женских ипостасей Бога и потенция наслаждения Кришны,
которая называется «хладини-шакти». Поклонение Радхе в этих традициях
имеет бо́льшее значение, чем поклонение самому Кришне. Другие гопи считаются её экспансиями — помощницами или служанками, в то время как Радха занимает особое положение самой любимой пасту́шки Кришны.
«Падма-пурана» описывает 18 000 пастушек (гопи) среди которых 108 являются самыми главными. Среди этих 108 гопи, восемь являются ещё более важными и среди этих восьми пастушек, две занимают особо возвышенное положение — Чандравали и Радхарани. Из этих двух, Радха считается самой главной.

Существует два вида любовных отношений Радхи и Кришны: свакия-раса (законные отношения в браке) и паракия-раса (незаконные отношения наперекор религиозным и моральным устоям).
В Нимбарка-сампрадае взаимоотношения Радхи и Кришны рассматриваются на уровне свакия-расы. Последователи Нимбарки ссылаются на описание свадьбы Радхи и Кришны в «Брахма-вайварта-пуране» и «Гарга-самхите».
В гаудия-вайшнавизме
самой возвышенной формой любви считается паракия-раса — любовь
состоящей замужем за другим Радхи к пастушку Кришне, причём эта любовь
Радхи постоянно усиливается из-за страха разлуки со своим возлюбленным.
Любовь остальных пастушек к Кришне описывается в таком же богословском
контексте и объявляется самым возвышенным уровнем спонтанной любви к Богу, родом любви, не имеющей ни малейшего отношения к мирским сексуальным отношениям.
Радха особенно почитается во Вриндаване, где поклонение ей считается более важным, чем поклонение самому Кришне.
Чайтанья как совместная аватара Радхи и Кришны
В гаудия-вайшнавизме, также известном как кришнаизм, основатель традиции Чайтанья Махапрабху рассматривается как совместное воплощение Радхи и Кришны в одном лице.
В его биографиях утверждается, что в ряде случаев он проявлял свою божественную форму ближайшему кругу своих последователей:
Господь Шри Кришна является источником всех наслаждений и Шримати Радхарани является воплощением экстатической любви к Богу. Эти две формы слились в одну в Шри Чайтанье Махапрабху. Господь Шри Чайтанья Махапрабху показал Свою настоящую форму Рамананде Рою.[2]
Также в биографии Чайтаньи под названием «Чайтанья-чаритамрита» существует много утверждений о том, что Чайтанья был самим Кришной в умонастроении Радхарани:
Шри Радха — это полная энергия, а Господь Кришна — обладатель этой полной энергии. Они неотличны друг от друга, что подтверждается богооткровенными писаниями. Итак, Радха и Кришна суть одно, хотя и принимают два разных тела, чтобы вкушать сладость Своих игр. Принимая настроение и цвет тела Радхарани, Кришна является в образе Шри Кришна Чайтаньи. Чайтанья Госани не кто иной, как Сам Кришна, сын Нанды Махараджи, вополощение всех рас и олицетворение страстной любви.[3]
Имена Радхи

У Радхи есть много имён, описывающих её качества:
- Говинда-нандини — Та, кто приносит наслаждение Говинде
- Говинда-мохини — Та, кто может привлечь Говинду
- Говинда-сарвасва — Та, кто значит всё для Говинды
- Широмани Сарваканта — Главное сокровище среди спутниц Кришны
- Кришнамайи — Та, кто видит Кришну как внутри так и во вне
- Радхика — Та, чьё служение Кришне состоит в выполнении Его желаний
- Мадана-мохана-мохини — В гаудия-вайшнавизме Кришна (как Верховный Господь) считается всепривлекающим для всех живых существ, включая Купидона, или как его называют на санскрите Камадеву — бога любви. Но так как Радха очаровывает даже самого Кришну, её поэтому называют Мадана-мохана-мохини: Та, кто зачаровывает Того кто очаровал Купидона.
- Сарва-лакшми — Изначальный источник всех богинь процветания
- Вришабхану-нандини — Дочь царя Вришабхану
- Вриндаванешвари — Царица Вриндавана
- Лалита-сакхи — Подружка пастушки Лалиты
- Гокула-таруни — Та, кому поклоняются все девушки Гокулы
- Дамодара-рати — Та, кто красиво одевается, чтобы доставить удовольствие Дамодаре
- Радхарани — Радха-царица Вриндавана
![]() |
|