Все игры
Запись

24 мая - день в нашей истории и в моей памяти


Читаю статью дальше. 1969 — The Beatles на пять недель заняли первое место в американском хит-параде с песней «Get Back».

2008 — Россия впервые победила на конкурсе песни «Евровидение». Ищем это выступление Димы Билана.

1905 — родился Михаил Шолохов (ум. 1984), русский советский писатель, лауреат Нобелевской премии (1965). Кадры из фильма "Тихий Дон".

1940 — родился Иосиф Бродский (ум. 1996), русский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987).

1947 — родилась Светлана Тома, актриса театра и кино, заслуженная артистка России. Сразу же на ум приходит очень красивый фильм с зажигательной музыкой, где Светлана Тома сыграла одну из главных ролей.

Вот как об этом вспоминает сейчас сама актриса:
Светлана Тома в марте 2020 года в интервью журналу "Караван историй" вспоминала о съёмках фильма "Табор уходит в небо":

Когда и почему ему (режиссёру Эмилю Лотяну) пришла в голову мысль экранизировать ранние романтические рассказы Горького, я не знаю. Вернулся он к ней через пять лет. Количество актрис, профессиональных, звездных и никому не известных, пробовавшихся на роль Рады, не поддается исчислению. Много лет спустя мне показали на «Мосфильме» множество альбомов с фотопробами разных артисток. На одной известной актрисе категорически настаивал худсовет. Меня вызывали на пробы три раза, играла разные сцены. Впоследствии один из членов худсовета поведал, что когда пришло время принимать окончательное решение, Лотяну сказал: «Если на роль Рады не будет утверждена Светлана Тома, я картину снимать отказываюсь». Когда он понимал, что актриса или актер безоговорочно подходят для роли в его фильме, никакой худсовет не мог заставить его изменить решение. А определяющим для него было совпадение в мироощущении.

Меня утвердили. Эмиль Владимирович был убежден, что я смогу это сделать. Но я была в себе не уверена.
Когда он впервые дал почитать сценарий, не сказал, что рассматривает меня на роль Рады. Я поначалу пребывала в полной уверенности, что буду играть хорошую правильную героиню второго плана. Узнав, что он прочит меня на Раду, растерялась Это не мое! Но на кинопробах Лотяну смог меня переубедить, внушил уверенность, что все получится.

«Табор...» стал моей десятой картиной. Снимали фильм в Карпатах — месте силы Лотяну, его энергии. Сам он был родом оттуда. Съемки шли под открытым небом. Все трюки я делала сама, как и все актеры в этом фильме. Сниматься было достаточно сложно. В моей роли текста совсем немного. Основной упор делался на пластику, которая рождала определенные энергии. Пришлось это осваивать: и походку особенную, и пластику рук особенную, и взгляд особенный, и тело мое должно было подчиняться не мне — Светлане, а Раде. Постепенно этот образ проникал в меня из моих наблюдений за таборными цыганами и режиссерских фантазий...

Цыгане — народ ревнивый. Это я знала. А таборные цыгане, предупредил меня Эмиль Владимирович, — неуправляемые. И чтобы у них не возникло никаких сомнений в том, что Рада — настоящая цыганка, надо произвести на них первое впечатление, иначе не сработаемся. Какой же психологический ход придумал Лотяну, чтобы они сразу приняли за свою? Меня одели в костюм Рады, довезли машиной почти до места съемок и пересадили в игровую бричку. На площадке пустили слух, что сейчас приедет «главная». Когда я подъехала, Эмиль Владимирович объявил: «Это ваша королева». И все! С того момента я стала абсолютным авторитетом для всех цыган, которые снимались в нашем фильме. Они не сомневались, что перед ними — настоящая цыганка.

Для образа мне купили старинные золотые серьги. Во время съемки одну сережку я случайно обронила на поляне. Найти не надеялась и иллюзий не питала: даже если серьга будет найдена, мне ее не отдадут. Я ошиблась. Все цыгане от мала до велика перебрали каждую травинку, серьгу нашли и передали мне. Вот такие у нас сложились отношения.

Ко мне приходили гадать из окрестных сел. В округе все прослышали, что снимается кино про цыган и там есть одна «самая главная цыганка», которая хорошо гадает и предсказывает будущее. Стали приезжать желающие. Я гаданием никогда не занималась, но тут пришлось. Вначале брала оторопь: люди приходили погадать, неся в дар яйца, кур, овощи, фрукты... Потом сказала себе: «Ты же актриса, будь убедительной. Это тоже работа над ролью». Предсказывала девушкам по руке. Что им хотелось узнать? Тут и к гадалке ходить не надо — про любовь!

Эта роль требовала огромной психической и физической энергии. Многие сцены рождались импровизационно, и это создавало дополнительную сложность. Но Лотяну, как всегда, требовал максимальной отдачи. Он никогда не говорил мне: «Молодец, хорошо!» Как бы я ни играла, его оценка была: «Плохо, очень плохо, ты можешь лучше». В какой-то момент у меня сдали нервы, я не выдержала. После очередного съемочного дня, никому ничего не сказав, уехала, исчезла... А тут телеграмма, что в Болгарии премьера моего фильма «Братушка». Не планировала туда лететь, но тут решилась!

Меня хватились на следующий день. Когда я не появилась на площадке, Эмиль Владимирович испугался, что со мной что-то случилось. Но получив в тот же день мою телеграмму, что нахожусь на премьере в Софии, он, естественно, рассвирепел. Разразился скандал. Разбираться приехал директор мосфильмовского объединения, в котором снималась картина, Леонид Григорьевич Мурса, и даже худрука Григория Наумовича Чухрая поставили в известность, что актриса уехала в неизвестном направлении. Лотяну, как мне рассказали потом, грозился, что снимет меня с роли, хотя мы успели снять полфильма. Я не представляла, что все это примет такие масштабы. Чухрай затребовал материал. Посмотрел и позвонил Лотяну: «А ты уверен, что нужна другая актриса? Я против. Прекрасный материал».

Я отсутствовала четыре дня. В группе объявили выходные. Вернувшись и увидев состояние Эмиля Владимировича, пыталась объяснить причину моего отъезда, но он был в ярости, всячески игнорируя меня, общался только через второго режиссера. Я вела себя тише воды ниже травы. Через пару дней Лотяну успокоился, мы помирились и все вернулось на круги своя. Но стыд за тот непрофессиональный поступок меня преследует по сегодняшний день. Актерская профессия требует огромной воли, внутренней силы, терпения и смирения. Вероятно, это как в вере — либо принимаешь и смиренно служишь, либо уходи. Правда, со мною впредь он вел себя поосторожнее.

Когда приезжаю куда-то со спектаклями или с концертами, с творческими вечерами, многие задают вопрос: как снималась сцена с раздеванием? И непременно находятся поклонники, которые вспоминают этот момент и признаются: «Вы — моя первая любовь».

В сценарии эта сцена не была прописана, но тот день настал. Нужно было психологически настроиться, и это далось, скажем прямо, непросто. Но мое доверие к Лотяну как к художнику было безгранично. К тому же я понимала, что сцена раздевания оправдана в контексте предыдущего эпизода. Эмиль Владимирович оставил на площадке минимум людей: оператора Сергея Вронского, его ассистента и костюмера с гримером. Снимали глубокой осенью, было очень холодно. К тому же Тисса — горная река, там вода ледяная даже в жаркий полдень. Дно заранее промерили палками, но, как потом выяснилось, просчитались. Сцена особая, такое не отрепетируешь. Снимали двумя камерами. Лотяну боялся, что мы с Гришей переохладимся и заболеем. Нас обмазали гусиным жиром, чтоб хоть как-то защитить от ледяной воды. И все равно когда мы в нее вошли, она обожгла. Никто не подумал про надетые на меня восемь юбок, они тут же намокли, потянули вниз, а дна под ногами вообще не оказалось, сильное течение стало нас сносить. У меня началась истерика. Помню только Гришины испуганные глаза. Его тоже несло по воде. Тем не менее он смог меня ухватить. А Лотяну все это время кричал с берега в мегафон: «Играйте, играйте!» Наконец группа поняла, что мы тонем, кое-как вытащили нас на берег. Одна камера не сработала, получился единственный дубль, который и вошел в картину. Второй сделать было невозможно. Дальше снимали мой крупный план, где я полуобнаженная выжимаю волосы. И перед тем как снять его, на меня дополнительно вылили ведро ледяной воды.

Эмиль Владимирович в работе был человеком одержимым. Любое свое впечатление мог превратить в поэтический этюд. Например, едем на натуру, вдруг он замечает куст или дерево, просит остановиться: «Мы будем снимать здесь» — сцена уже родилась, он уже все придумал. Именно так в «Таборе...» появился наш с Гришей эпизод с лошадьми у дерева с красными ягодами. Правда, на лошадях мы к нему только подъезжали. Снять, как мы на них сидим, было невозможно. Лошади — существа беспокойные. Меня поместили на какую-то лесенку, Гриша еле держался на железных ящиках для аппаратуры. Так, на полной импровизации, и сыграли сцену, где Рада сплевывает ягодные косточки, завораживая Лойко Зобара.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/k...

Если хоть что-то из подобранного мною материала об этом дне, 24 мая, в истории вам понравилось, с удовольствием прочитаю ваши отзывы или новые факты в комментарии к посту.
Ваша Эмма


настроение:Благодарное
слушаю:музыку

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Любовь Королёва      25-05-2020 08:11 (ссылка)
Re: 24 мая - день в нашей истории и в моей памяти
Сколько замечательных историй, оказывается, произошло 24 мая.
А у меня эта дата связана с плохим событием, поэтому не буду
вспоминать это здесь. Очень люблю фильм "Табор уходит в небо" и Светлану Тома.
Спасибо, Эмма!
Ольга ...      25-05-2020 21:50 (ссылка)
Re: 24 мая - день в нашей истории и в моей памяти
Эмма, очень интересно, правда. Рада твоим заметкам. Умеешь ты увлеь, дорогая. Браво!