Сергей Терских,
19-02-2015 11:57
(ссылка)
МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ
МАЛОИЗВЕСТНЫЕ
ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ
- 7 из 12 советских малых подводных лодок типа
"М" ("малютка") серии VI-бис участия в ВОВ так и не
приняли, пребывая на консервации в Кронштадте. Остальные 5 лодок были потоплены
своими экипажами в 1941г в прибалтийских портах, где и были затем подняты
немцами и сданы для разделки на лом (Прим.26*)
- почти все (7 из 9) советские малые подводные
лодки типа "М" ("малютка") серии ХII были утрачены в 1941г,
одна лодка принимала участие в боевых походах, а еще одна лодка всю ВОВ
находилась в консервации (Прим.26*)
- 1935г стал началом постройки и организации
фашистского подводного флота (Прим.25*)
- с января до март 1945г немецкой
промышленностью кригсмарине было поставлено 53 подводные лодки (Прим.22*)
- в годы 2МВ по “ошибке” было уничтожено
своими же 3 советские подводные лодки (Щ-201, Щ-402, Щ-206), 2 английские
(“Атмоуст”, “Оксли”), 2 американские (“Дорадо” и “Сивульф”). Также по “ошибке”
союзниками-англичанами потоплены: французская “Проте”, советская В-1 (ех
”Санфиш”) и польская “Ястреб” (Прим.24*)
- если прежде, непосредственно на верфи
немецкая подводная лодка строилась в среднем за 11 месяцев, то, благодаря
сборке лодки из отдельных секций, с конца 1943г время постройки сократилось до
2 месяцев (Прим.22*)
- на май 1945г в различной стадии
строительства находилось почти 224 немецких подводных лодок (Прим.8*)
- немецкие подводные лодки 21 и 23 серии -
океанского и прибрежного назначения соответственно (Прим.8*)
- немецкие подводные танкеры XIV серии (всего
построено за 2МВ 10 единиц) (в просторечии «milchkuh» — «дойные коровы») при
собственном водоизмещении в 1932 тонны принимали на борт до семисот тонн
дизельного топлива для заправки боевых подлодок и могли уходить от базы более
чем на четырнадцать тысяч миль
- советские подводники за годы ВОВ потопили
463 судна противника всех типов (Прим.34)
- на начало 2МВ кригсмарине состояли из 57
подводных лодок, в то время как подводный флот Англии и Франции имел 120
подводных лодок (Прим.8*)
- в 1МВ из 351 воевавшей немецкой подводной
лодки 178 было уничтожено вместе с почти 5000 подводников, 106 лодок получила
Англия, 40 - Франция (Прим.8*)
- 251 японская подводная лодка принимала
участие во 2МВ (потери - 130 лодок или 50%) потопили 150 судов противника
(Прим.8*)
- в годы ВОВ погибло 3636 советских
подводников (Прим.8*)
- 136 итальянских подводных лодок принимало
участие во 2МВ (собственноые потери - 79 лодок или 60%) потопили 135 судов
противника (Прим.8*)
- из числа трофейных немецких подводных лодок,
30 было поделено поровну между Англией, СССР и США (Прим.8* и 23*)
- на одну немецкую подводную лодку времен ВОВ
приходилось 25 противолодочных кораблей и 100 самолетов антигитлеровской
коалиции, на каждого немецкого подводника в море - не менее 100 англичан и
французов (Прим.18*)
- к концу 2МВ американские подводные лодки
потопили 201 японский военный корабль (и
предположительно еще 13), 1113 торговых судов
(и предположительно еще 65). Свои потери: 52 из 288 подводных лодок ВМС США не
возвратились из боевых походов, 374 офицера и 3131 матрос погибли (Прим.17*).
По другим данным, 258 американских подводных лодок принимало участие во 2МВ
(потери - 52 лодки или 18%) потопили 1314 судов противника (Прим.8*)
- к сентябрю 1940г (за год после начала ВОВ)
было потоплено 28 немецких подводных лодок или 46% всего подводного флота
Германии (Прим.16*)
- немцы согласно плану 1939г по развитию
кригсмарине намеревались иметь к 1944г 229 подводных лодок различных типов
(Прим.16*)
- всю 2МВ набор в немецкие подводники
производился исключительно на добровольной основе
- за всю ВОВ на Балтике советской авиации не
удалось уничтожить ни одной немецкой подводной лодки (Прим.19*)
- на начало войны с Германией СССР уже имел
218 подводных лодок (Прим.4*), еще 40 достраивались (Прим.8*)
- в боевых действиях ВОВ принимало участие 130
советских подводных лодок, из которых 108 подводных лодок было потеряно (98 -
от воздействия противника или 90% от всех погибших, или 76% от приминимавших
участие в боевых действиях) (Прим.8*) По другим данным, потери ВМФ СССР в ВОВ -
102 подводные лодки
- с осени 1939г по 22.06.1941г в СССР было
введено в строй 54 подводных лодки (Прим.15*)
- операция "Дэдлайт" ("Мертвый
свет") - затопление в 1945г 121 трофейных немецких подлодок в Северной
Атлантике (119 затопили англичане и 2 - американцы у своего побережья)
(Прим.14*)
- по условному сигналу "Радуга" в
начале мая 1945г немцы успели затопить более 200 своих подлодок (Прим.14*)
- из 250 запланированных к постройке самых
современных немецких подводных лодок "21 серии" было построено всего
80 - ни одна из них не принимала участие в боевых действиях (Прим.13*)
- по состоянию на 01.09.39г подводный флот
Германии насчитывал 57 подводных лодок. В период между 01.09.39-08.05.45гг было
принято в эксплуатацию еще 1113 подводных лодок. Из них 1099 единиц были
построены в Германии, 4 – на верфях других стран и 10 захвачены у противника
(Прим.12*)
- на май 1943г приходился пик численности
немецкого подводного флота - 423 лодки, из них 116 проходили испытания, 67 были
учебными, 240 были в строю (Прим.12*)
- из общего количества 1170 немецких подводных
лодок 863 участвовали в боевых действиях (Прим.12*)
- потери кригсмарине в море: от действий
противника – 603, по неизвестным причинам – 20, случайно – 7, в порту из-за
атак с воздуха и мин – 81, по прочим причинам – 42. Всего – 753 (Прим.12*)
- после эвакуации иностранных баз и в конце
войны 215 подводных лодок были взорваны или потоплены своими экипажами
(некоторые – союзниками) (Прим.12*)
- во время войны 38 устаревших или серьезно поврежденных
подводных лодок было отправлено на переработку, 11 подлодок передано
иностранным флотам или интернировано в нейтральных портах после повреждения. В
конце войны 153 немецкие подводные лодки были сданы в британских и других
портах союзников (Прим.12*)
- серийное производство первых боевых
подводных лодок в фашистской Германии началось только в 1935-1936 годах
(Прим.8* и 11*)
- на май 1943г приходится пик численности
немецкого подводного флота - 423 подлодки, из них 116 проходили испытания, 67
были учебными, 240 были в строю (Прим.21*)
- в немецком подводном флоте служило более
39000 человек, 32000 из которых погибло. По другим данным 28751 немецкий
военный моряк погиб в годы ВОВ (Прим.10*) Есть также данные, что погибли 24
тыс. подводников, а 5 тыс. попали в плен (Прим.9*)
- в годы 2 МВ попало в плен 5000
военнослужащих кригсмарине, из них - 4103 подводника (Прим.8*)
- в период 2 мировой войны было уничтожено 77
английских подводных лодок (не считая подводных минилодок) (Прим.7*)
- на Северном флоте 1942г было 15 подлодок, в
1944г - 23 подлодки. Потери - 23 (Прим.4*)
- на Черном море погибло 27 советских
подлодок, 51 получили повреждения, из них 19 вышли из строя на длительное время
(Прим.6*)
- на Черном море было потоплено советскими
подлодками 13 транспортов (42 тыс.т водоизмещением), 2 буксира, 4 баржи, 1
минзаг, 9 быстроходных десантных барж, паром "Зибель", 19 болгарских
и турецких шхун. Повредили: 5 транспортов, паром, быстроходную десантную баржу
(Прим.6*)
- на 01.09.1939г 10 стран, имевших наибольшее
количество подводных лодок: СССР - 165, Италия - 107, США - 100, Франция - 77,
Великобритания - 69, Япония - 63, Германия - 57, Нидерланды - 24, Швеция - 24,
Дания - 11 (Прим.3* и 2*)
- всего в ВОВ СССР уничтожил 25 немецких
подлодок: 10 - ВВС, 8 - надводными кораблями, 6 - подорвались на минах, 1 -
торпедирована советской подводной лодкой (Прим.4* и 5*)
- всего за годы войны было потоплено подводных
лодок "оси": 995 - немецких, 129 - японских, 85 - итальянских.
(Прим.3*)
- на 01.09.1939г у немцев в строю было 56
подводных лодок, из них в боеготовом состоянии – 46. И только 22 лодки были
готовы к действиям в Атлантике. В феврале 1941г в строю оставалось 22 подводные
лодки (Прим.2*)
- в годы войны на Черном море действовали 3
немецких подводных лодки – одна была потоплена в бою, а две другие затоплены
экипажами у берегов Болгарии в 1944г ввиду невозможности продолжать боевые
действия. В 1941г эти лодки из г.Киль в разобранном виде на баржах по Дунаю
были перевезены в Констанцу (Румыния) для последующей сборки.
- каждая советская подводная лодка в 1940г
имела по два подготовленных экипажа на случай войны (Прим.7*)
- 20 из 24 немецких подводных лодок последнего
проекта 614 были зачислены в списки ВМФ СССР, но не достраивались, а были или
разделаны на лом, или утоплены в море (Прим.20*)
- накануне захвата Польша имела 5 подводных
лодок - "Ожел", "Рыш", "Сеп", "Жбик",
"Вилк"
- всего за годы 2МВ только немецкие подводные
лодки потопили около 3000 союзнических суден водоизмещением около 14,5
миллионов тонн, а также 178 военных кораблей и 11 вспомогательных крейсеров
(Прим.9*)
ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - И.Бунич "Гроза" Кровавые
игры диктаторов"
(Прим.2*) - К.Денниц «Немецкие подводные лодки
во второй мировой войне»
(Прим.3*) - А.Тарас "Подводные лодки
второй мировой войны 1939-1945гг".
(Прим.4*) - М. Морозов "Библиотека
"Фронтовые иллюстрации 2003 ч.3 "Северный флот"
(Прим.5*) - Г.Смирнов "Крах подводной
армады" Моделист-конструктор №9-1973г.
(Прим.6*) - А.Широкорад "Бог войны
третьего рейха"
(Прим.7*) - А.Перегонцев "Корабли второй
мировой войны 1939-1945гг, часть 1 "Корабли военно-морских флотов стран
антигитлеровской коалиции"
(Прим.8*) - Г.Дрожжин "Асы и пропаганда.
Мифы подводной войны"
(Прим.9*) - Б.Соколов "Мифическая война.
Миражи второй мировой"
(Прим.10*) - "Дас Марине-Эхренмал",
1997
(Прим.11*) - М.Солонин "Бочка и обручи
или когда началась ВОВ"
(Прим.12*) - K.Дениц "Десять лет и
двадцать дней"
(Прим.13*) - В.Балабин "Подводные лодки
зарубежных проектов в отечественном флоте"
(Прим.14*) - К.Стрельбицкий "Последний
акт "Битвы за Атлантику" - сборник "Тайны подводной войны -
выпуск №2
(Прим.15*) - Л.Семененко, В.Радченко
"Великая Отечественная война. Как это было"
(Прим.16*) - Дж.Э.Кауфман "Фортификация
Второй мировой войны 1939-1945. Третий рейх"
(Прим.17*) - Д.Инрайт "Синано" -
потопление японского секретного суперавианосца"
(Прим.18*) - С.Роскилл "Флот и
война"
(Прим.19*) - А.Смирнов "Соколы, умытые
кровью"
(Прим.20*) - С.Бережной "Трофеи и
репарации ВМФ СССР (справочник)
(Прим.21*) - Х.Хенриксен "Мурманские
конвои" (Военная драма в Арктике и её участники)
(Прим.22*) - В.Галин "Политэкономия
войны. Заговор Европы"
(Прим.23*) - И.Боечин “Флот по жребию из
фуражки Майлса“ журнал ”Техника - молодежи” №07\2000
(Прим.24*) - И.Боечин “Неизбежность непоправимого”
журнал “Техника-молодежи” №3\2001
(Прим.25*) - Г.Дрожжин "Асы и пропаганда.
Мифы подводной войны"
http://appodu.org.ua/forum/...
ФАКТЫ О ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ




- 7 из 12 советских малых подводных лодок типа
"М" ("малютка") серии VI-бис участия в ВОВ так и не
приняли, пребывая на консервации в Кронштадте. Остальные 5 лодок были потоплены
своими экипажами в 1941г в прибалтийских портах, где и были затем подняты
немцами и сданы для разделки на лом (Прим.26*)
- почти все (7 из 9) советские малые подводные
лодки типа "М" ("малютка") серии ХII были утрачены в 1941г,
одна лодка принимала участие в боевых походах, а еще одна лодка всю ВОВ
находилась в консервации (Прим.26*)
- 1935г стал началом постройки и организации
фашистского подводного флота (Прим.25*)
- с января до март 1945г немецкой
промышленностью кригсмарине было поставлено 53 подводные лодки (Прим.22*)
- в годы 2МВ по “ошибке” было уничтожено
своими же 3 советские подводные лодки (Щ-201, Щ-402, Щ-206), 2 английские
(“Атмоуст”, “Оксли”), 2 американские (“Дорадо” и “Сивульф”). Также по “ошибке”
союзниками-англичанами потоплены: французская “Проте”, советская В-1 (ех
”Санфиш”) и польская “Ястреб” (Прим.24*)
- если прежде, непосредственно на верфи
немецкая подводная лодка строилась в среднем за 11 месяцев, то, благодаря
сборке лодки из отдельных секций, с конца 1943г время постройки сократилось до
2 месяцев (Прим.22*)
- на май 1945г в различной стадии
строительства находилось почти 224 немецких подводных лодок (Прим.8*)
- немецкие подводные лодки 21 и 23 серии -
океанского и прибрежного назначения соответственно (Прим.8*)
- немецкие подводные танкеры XIV серии (всего
построено за 2МВ 10 единиц) (в просторечии «milchkuh» — «дойные коровы») при
собственном водоизмещении в 1932 тонны принимали на борт до семисот тонн
дизельного топлива для заправки боевых подлодок и могли уходить от базы более
чем на четырнадцать тысяч миль
- советские подводники за годы ВОВ потопили
463 судна противника всех типов (Прим.34)
- на начало 2МВ кригсмарине состояли из 57
подводных лодок, в то время как подводный флот Англии и Франции имел 120
подводных лодок (Прим.8*)
- в 1МВ из 351 воевавшей немецкой подводной
лодки 178 было уничтожено вместе с почти 5000 подводников, 106 лодок получила
Англия, 40 - Франция (Прим.8*)
- 251 японская подводная лодка принимала
участие во 2МВ (потери - 130 лодок или 50%) потопили 150 судов противника
(Прим.8*)
- в годы ВОВ погибло 3636 советских
подводников (Прим.8*)
- 136 итальянских подводных лодок принимало
участие во 2МВ (собственноые потери - 79 лодок или 60%) потопили 135 судов
противника (Прим.8*)
- из числа трофейных немецких подводных лодок,
30 было поделено поровну между Англией, СССР и США (Прим.8* и 23*)
- на одну немецкую подводную лодку времен ВОВ
приходилось 25 противолодочных кораблей и 100 самолетов антигитлеровской
коалиции, на каждого немецкого подводника в море - не менее 100 англичан и
французов (Прим.18*)
- к концу 2МВ американские подводные лодки
потопили 201 японский военный корабль (и
предположительно еще 13), 1113 торговых судов
(и предположительно еще 65). Свои потери: 52 из 288 подводных лодок ВМС США не
возвратились из боевых походов, 374 офицера и 3131 матрос погибли (Прим.17*).
По другим данным, 258 американских подводных лодок принимало участие во 2МВ
(потери - 52 лодки или 18%) потопили 1314 судов противника (Прим.8*)
- к сентябрю 1940г (за год после начала ВОВ)
было потоплено 28 немецких подводных лодок или 46% всего подводного флота
Германии (Прим.16*)
- немцы согласно плану 1939г по развитию
кригсмарине намеревались иметь к 1944г 229 подводных лодок различных типов
(Прим.16*)
- всю 2МВ набор в немецкие подводники
производился исключительно на добровольной основе
- за всю ВОВ на Балтике советской авиации не
удалось уничтожить ни одной немецкой подводной лодки (Прим.19*)
- на начало войны с Германией СССР уже имел
218 подводных лодок (Прим.4*), еще 40 достраивались (Прим.8*)
- в боевых действиях ВОВ принимало участие 130
советских подводных лодок, из которых 108 подводных лодок было потеряно (98 -
от воздействия противника или 90% от всех погибших, или 76% от приминимавших
участие в боевых действиях) (Прим.8*) По другим данным, потери ВМФ СССР в ВОВ -
102 подводные лодки
- с осени 1939г по 22.06.1941г в СССР было
введено в строй 54 подводных лодки (Прим.15*)
- операция "Дэдлайт" ("Мертвый
свет") - затопление в 1945г 121 трофейных немецких подлодок в Северной
Атлантике (119 затопили англичане и 2 - американцы у своего побережья)
(Прим.14*)
- по условному сигналу "Радуга" в
начале мая 1945г немцы успели затопить более 200 своих подлодок (Прим.14*)
- из 250 запланированных к постройке самых
современных немецких подводных лодок "21 серии" было построено всего
80 - ни одна из них не принимала участие в боевых действиях (Прим.13*)
- по состоянию на 01.09.39г подводный флот
Германии насчитывал 57 подводных лодок. В период между 01.09.39-08.05.45гг было
принято в эксплуатацию еще 1113 подводных лодок. Из них 1099 единиц были
построены в Германии, 4 – на верфях других стран и 10 захвачены у противника
(Прим.12*)
- на май 1943г приходился пик численности
немецкого подводного флота - 423 лодки, из них 116 проходили испытания, 67 были
учебными, 240 были в строю (Прим.12*)
- из общего количества 1170 немецких подводных
лодок 863 участвовали в боевых действиях (Прим.12*)
- потери кригсмарине в море: от действий
противника – 603, по неизвестным причинам – 20, случайно – 7, в порту из-за
атак с воздуха и мин – 81, по прочим причинам – 42. Всего – 753 (Прим.12*)
- после эвакуации иностранных баз и в конце
войны 215 подводных лодок были взорваны или потоплены своими экипажами
(некоторые – союзниками) (Прим.12*)
- во время войны 38 устаревших или серьезно поврежденных
подводных лодок было отправлено на переработку, 11 подлодок передано
иностранным флотам или интернировано в нейтральных портах после повреждения. В
конце войны 153 немецкие подводные лодки были сданы в британских и других
портах союзников (Прим.12*)
- серийное производство первых боевых
подводных лодок в фашистской Германии началось только в 1935-1936 годах
(Прим.8* и 11*)
- на май 1943г приходится пик численности
немецкого подводного флота - 423 подлодки, из них 116 проходили испытания, 67
были учебными, 240 были в строю (Прим.21*)
- в немецком подводном флоте служило более
39000 человек, 32000 из которых погибло. По другим данным 28751 немецкий
военный моряк погиб в годы ВОВ (Прим.10*) Есть также данные, что погибли 24
тыс. подводников, а 5 тыс. попали в плен (Прим.9*)
- в годы 2 МВ попало в плен 5000
военнослужащих кригсмарине, из них - 4103 подводника (Прим.8*)
- в период 2 мировой войны было уничтожено 77
английских подводных лодок (не считая подводных минилодок) (Прим.7*)
- на Северном флоте 1942г было 15 подлодок, в
1944г - 23 подлодки. Потери - 23 (Прим.4*)
- на Черном море погибло 27 советских
подлодок, 51 получили повреждения, из них 19 вышли из строя на длительное время
(Прим.6*)
- на Черном море было потоплено советскими
подлодками 13 транспортов (42 тыс.т водоизмещением), 2 буксира, 4 баржи, 1
минзаг, 9 быстроходных десантных барж, паром "Зибель", 19 болгарских
и турецких шхун. Повредили: 5 транспортов, паром, быстроходную десантную баржу
(Прим.6*)
- на 01.09.1939г 10 стран, имевших наибольшее
количество подводных лодок: СССР - 165, Италия - 107, США - 100, Франция - 77,
Великобритания - 69, Япония - 63, Германия - 57, Нидерланды - 24, Швеция - 24,
Дания - 11 (Прим.3* и 2*)
- всего в ВОВ СССР уничтожил 25 немецких
подлодок: 10 - ВВС, 8 - надводными кораблями, 6 - подорвались на минах, 1 -
торпедирована советской подводной лодкой (Прим.4* и 5*)
- всего за годы войны было потоплено подводных
лодок "оси": 995 - немецких, 129 - японских, 85 - итальянских.
(Прим.3*)
- на 01.09.1939г у немцев в строю было 56
подводных лодок, из них в боеготовом состоянии – 46. И только 22 лодки были
готовы к действиям в Атлантике. В феврале 1941г в строю оставалось 22 подводные
лодки (Прим.2*)
- в годы войны на Черном море действовали 3
немецких подводных лодки – одна была потоплена в бою, а две другие затоплены
экипажами у берегов Болгарии в 1944г ввиду невозможности продолжать боевые
действия. В 1941г эти лодки из г.Киль в разобранном виде на баржах по Дунаю
были перевезены в Констанцу (Румыния) для последующей сборки.
- каждая советская подводная лодка в 1940г
имела по два подготовленных экипажа на случай войны (Прим.7*)
- 20 из 24 немецких подводных лодок последнего
проекта 614 были зачислены в списки ВМФ СССР, но не достраивались, а были или
разделаны на лом, или утоплены в море (Прим.20*)
- накануне захвата Польша имела 5 подводных
лодок - "Ожел", "Рыш", "Сеп", "Жбик",
"Вилк"
- всего за годы 2МВ только немецкие подводные
лодки потопили около 3000 союзнических суден водоизмещением около 14,5
миллионов тонн, а также 178 военных кораблей и 11 вспомогательных крейсеров
(Прим.9*)
ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - И.Бунич "Гроза" Кровавые
игры диктаторов"
(Прим.2*) - К.Денниц «Немецкие подводные лодки
во второй мировой войне»
(Прим.3*) - А.Тарас "Подводные лодки
второй мировой войны 1939-1945гг".
(Прим.4*) - М. Морозов "Библиотека
"Фронтовые иллюстрации 2003 ч.3 "Северный флот"
(Прим.5*) - Г.Смирнов "Крах подводной
армады" Моделист-конструктор №9-1973г.
(Прим.6*) - А.Широкорад "Бог войны
третьего рейха"
(Прим.7*) - А.Перегонцев "Корабли второй
мировой войны 1939-1945гг, часть 1 "Корабли военно-морских флотов стран
антигитлеровской коалиции"
(Прим.8*) - Г.Дрожжин "Асы и пропаганда.
Мифы подводной войны"
(Прим.9*) - Б.Соколов "Мифическая война.
Миражи второй мировой"
(Прим.10*) - "Дас Марине-Эхренмал",
1997
(Прим.11*) - М.Солонин "Бочка и обручи
или когда началась ВОВ"
(Прим.12*) - K.Дениц "Десять лет и
двадцать дней"
(Прим.13*) - В.Балабин "Подводные лодки
зарубежных проектов в отечественном флоте"
(Прим.14*) - К.Стрельбицкий "Последний
акт "Битвы за Атлантику" - сборник "Тайны подводной войны -
выпуск №2
(Прим.15*) - Л.Семененко, В.Радченко
"Великая Отечественная война. Как это было"
(Прим.16*) - Дж.Э.Кауфман "Фортификация
Второй мировой войны 1939-1945. Третий рейх"
(Прим.17*) - Д.Инрайт "Синано" -
потопление японского секретного суперавианосца"
(Прим.18*) - С.Роскилл "Флот и
война"
(Прим.19*) - А.Смирнов "Соколы, умытые
кровью"
(Прим.20*) - С.Бережной "Трофеи и
репарации ВМФ СССР (справочник)
(Прим.21*) - Х.Хенриксен "Мурманские
конвои" (Военная драма в Арктике и её участники)
(Прим.22*) - В.Галин "Политэкономия
войны. Заговор Европы"
(Прим.23*) - И.Боечин “Флот по жребию из
фуражки Майлса“ журнал ”Техника - молодежи” №07\2000
(Прим.24*) - И.Боечин “Неизбежность непоправимого”
журнал “Техника-молодежи” №3\2001
(Прим.25*) - Г.Дрожжин "Асы и пропаганда.
Мифы подводной войны"
http://appodu.org.ua/forum/...
Сергей Терских,
21-11-2014 13:51
(ссылка)
ЧАЖМА. ОСКОЛКИ КРИВОГО ЗЕРКАЛА

Они хотели быть с реактором “на ты”
Август по странному стечению обстоятельств напомнит нам о многом,
что хотелось бы вычеркнуть из истории Отечества. 29 августа исполняется 50 лет
со дня проведения испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне первой атомной
бомбы. Так называемый ядерный щит для Советского Союза был острой
необходимостью, продиктованной суровыми реалиями послевоенного времени. В 1947
году США подготовили около 300 ядерных изделий для нанесения превентивного
атомного удара по военно-промышленным объектам СССР, Москве предназначалось 28
авиабомб, Ленинграду - 10, Свердловску - 14. Началась эпоха ядерной войны без
противника, последствия воздействия которой на человеческий организм до сих пор
не изучены в достаточной мере. Десятки мелких катастроф и крупных аварий,
связанных с ядерными реакторами, унесли до срока многие сотни человеческих
жизней.
В печально известных теперь тоцких войсковых учениях с применением
ядерного оружия 14 сентября 1954
г. участвовали 45 тысяч военнослужащих, за 10 лет
поисков во всей России найдено живыми чуть более 5 тысяч из них, по
семипалатинскому десанту, сброшенному на площадку в 800 метрах от эпицентра
взрыва, - 9 человек.
10 августа 1985 года в бухте Чажма произошла авария ядерной
энергетической установки на одном из атомоходов Тихоокеанского флота. До сих
пор масштабы этой маленькой ядерной катастрофы официально никем не определены,
до сих пор все, что связано с чажминской трагедией, окутано завесой тайны,
замалчивается на всех уровнях военных и гражданских властных структур.
Атомная подлодка, а АПЛ этого проекта военные моряки называли
“раскладушками”, прибыла на судоремонтный завод в Чажму для замены ядерного
топлива. К утру 10 августа 1985 года все основные работы были успешно
завершены. Оставалось лишь установить на место массивную крышку ядерного
реактора и герметично ее закрепить.
Существует единственное объяснение тому, почему не удалось
добиться полной герметичности: при сварочных работах в заводе под крышку попал
обломок электрода. Тогда было принято решение подцепить крышку краном. Вместе с
верхней плоскостью энергетической установки подалась вверх и компенсационная
решетка, и защитные графитовые стержни оказались вынутыми. Начался быстрый
подъем температуры - и взрыв!
Вспоминает бывший начальник штаба соединения подводных лодок
капитан 1-го ранга запаса Анатолий Крашенинин, который в то злосчастное утро,
сдав дежурство на КПП, отправился на остров Путятина собирать грибы. “Была
суббота, и потенциально опасные ядерные работы проводились только с письменного
разрешения командующего флотом. Около 11 часов пошел дождь. Мы укрылись в
палатке. Затем один из матросов доложил, что в нашу сторону движется катер.
Перед этим я слышал взрыв, но значения этому не придал, решив, что это взрывают
скальную породу в карьере. Оказалось, произошел взрыв ядерного реактора на
лодке капитана 2-го ранга Федчика. Погибли люди. Страшная картина ждала нас на
пирсе: повсюду валялись окровавленные изуродованные фрагменты человеческих
тел... Отброшенная мощным взрывом многотонная крышка реактора рухнула в море.
Из аварийного отсека валил сначала желтый, а потом черный густой дым.
Единственное благо - из реактора аварийной подлодки было выгружено отработанное
топливо, загрязнение могло быть куда сильнее... Из 10 погибших было двое
матросов, остальные - офицеры, все высококлассные специалисты-физики, равных им
по уровню профессиональной подготовки не было. Это их и сгубило... Они решили
разговаривать с ядерным реактором “на ты”... Недаром говорят, что все
инструкции написаны кровью тех, кто рискует их нарушать... Останки погибших
кремировали, поместили в капсулу и захоронили на могильнике, куда потом было
свезено все, что представляло опасность.
Я был бессменным начальником штаба по ликвидации последствий этой
ядерной аварии. Работы по дезактивации закончились поздней осенью с
наступлением заморозков. Формированием аварийных партий, а их было около 30,
занимались я и капитан 2-го ранга Василий Барчан. Личный состав
аварийно-спасательных партий исчезал в чреве израненного атомохода. Тушением
пожара руководил зам. командира соединения по электромеханической части капитан
2-го ранга Александр Воронько. Было слишком мало техники и людских ресурсов,
киркой и лопатой дезактивацию не проводят. То, что мы по сути беззащитными шагнули
в радиационный пламень, было грубым нарушением, но предотвратило
распространение загрязнения. Никто из нас тогда не думал о радиации, о дозах,
мы выполняли воинский долг. Да и видимого противника не было, а значит, некого
было и опасаться. Это позднее стало ясно, что средств защиты не было
практически никаких, мы работали как с обыкновенным пожаром. Я сменил больше
тысячи костюмов... Флагманский врач, которому задавали иногда вопрос о дозах
облучения, отмалчивался и отшучивался. Был приказ молчать...”
О погибших говорили шепотом. Их фамилии было приказано не
упоминать. Более чем скромный обелиск, установленный на месте захоронения
останков, хранит их имена: капитан 3-го ранга Анатолий Дедушкин, капитан 3-го
ранга Владимир Комаров, капитан 2-го ранга Виктор Целуйко, капитан
3-го ранга Александр Лазарев, капитан-лейтенант Валерий Коргин,
старшие лейтенанты Герман Филиппов, Александр Ганза, Сергей Винник, матросы
Николай Хохлюк, Игорь Прохоров.
Разницы нет никакой между правдой и ложью...
Если, конечно, и ту, и
другую раздеть...
Розе ветров было угодно так, что радиоактивное облако,
образовавшееся после взрыва, затронув незначительную территорию завода, легло в
лесу между Дунаем и Тихоокеанским. Расстояние от эпицентра до границы зоны
поражения составило около 20
километров. После тщательной радиохимической разведки
выяснилось, что, кроме соседних с аварийной субмариной плавединичек, больше в
бухте Чажма и в заливе Стрелок кораблей не пострадало.
Официальная версия о банальном “взрыве баллона ВВД” и “пожаре
регенерации” была откорректирована в сторону “самопроизвольного пуска реактора
при его проверке”. А это означало, что ничего страшного не произошло. Завеса
секретности не позволяла опровергнуть или подтвердить выводы различных
спецкомиссий. Запрещалось писать письма, телеграммы, вести разговоры на эту
тему. К запретной зоне стягивались все новые и новые подразделения военных
моряков. Все радиоактивные отходы захоронили в огромной яме тут же в зоне. С
дезактивацией дорог сильно возиться не стали, покрыв их 6-сантиметровым слоем
асфальта, что, по мнению специалистов, не более чем на 20 проц. ослабило
действие радиации.
Кроме тех, кто сгорел в радиоактивном пламени в первые минуты
после взрыва, кто занимался ликвидацией последствий в аварийных партиях, были
люди, чей труд в чажминской преисподней остался воистину незамеченным. Это
медики. Военные фельдшера, офицеры медслужбы, кто оказывал первую помощь
пострадавшим, медицинские сестры в спецотделении военного госпиталя, через руки
которых прошли 114 человек. Следует отметить, что искать истории болезни этих
пациентов бесполезно, они уничтожены, как и специальный статжурнал, отдельно
заведенный на эту категорию больных. И сегодня в военно-морском госпитале в
Фокино продолжают работать медицинские сестры Алла Самородина, Тамара Кочубей,
Людмила Мельникова, Алла Усольцева, Валентина Федейкина, работница столовой
Любовь Захарова, которые выхаживали и боролись за жизнь пострадавших в те
страшные дни после аварии. На пенсии - Александра Самоха, в других организациях
города работают Ирина Кожухова, Ирина Вяткина. Все работницы банно-прачечного
комбината госпиталя, где мыли поступавших из зоны поражения людей и где, по
свидетельству медицинских сестер, в резиновых мешках находились останки
погибших, ушли из жизни, последним - прошлой весной водитель госпитальной
“скорой”, перевозивший пострадавших. Перечисленные медсестры наблюдаются у
онколога, все имеют опухоли, некоторые уже прооперированы. Ирина Вяткина
передвигается с помощью костылей. Но добиться признания связи их заболеваний с
аварией на подлодке никто из этих женщин не сумел, а следовательно - никаких
льгот. В госпитале в связи с аварией работала группа врачей из Киргизии, но
никто сегодня не расскажет о результатах этой работы, об опыте. Многие из
медиков, не принимавшие непосредственного участия в лечении больных и
ликвидации последствий, однако, получили удостоверения ветеранов подразделений
особого риска, в их числе и бывший тогда начальником спецотделения Николай
Одинцов. Получается, что он пострадал неизмеримо больше, нежели его
подчиненные, которые лечили и обследовали 114 зараженных радиацией, некоторых
из которых санитарная авиация не довозила живыми до главного госпиталя.
Впрочем...
У нас
героем становится любой
По данным, предоставленным корреспонденту “В” председателем
комитета подразделений особого риска, кавалером ордена Мужества Владимиром
Бенциановым, удостоверения ветеранов ПОР по состоянию на конец прошлого года в
России имели 18 тысяч человек, из них уже 4 тысячи ушли в мир иной. Орденами
Мужества награждены 2 200 ликвидаторов.
Около 300 ветеранов ПОР и на административной территории ЗАТО
Фокино, сколько выехало - подсчитать трудно. По какому принципу составлялись
списки ликвидаторов первоначально, сказать сложно. Но в них, без сомнения,
попали все военные руководители высоких рангов, некоторые только за то, что
обеспечивали по долгу службы аварийные бригады рабочей силой, техникой, горючим
и другими материалами. Не забыли себя и чиновники... А вот Анатолий Крашенинин,
бессменно руководивший всеми работами по ликвидации последствий аварии, получил
удостоверение ликвидатора спустя 4,5 года после взрыва, после двух обращений к
президенту, многочисленных звонков премьеру Черномырдину, в приемные
кремлевских кабинетов.
Статусы ликвидаторов получило большое количество приближенных к
власти. Анатолию Крашенинину в беседе с корреспондентом “В” вспомнился случай,
когда сразу после аварии какой-то капитан 1-го ранга требовал письменного
приказа командующего, а иначе отказывался тушить огонь. Вызвали прокурора, и
этого каперанга больше никто не видел...
И сегодня было бы честнее пересмотреть существующие списки и
определить роль каждого, кто был в то время причастен к описываемым событиям.
Так, рядом с заводом находился в то время авианесущий крейсер “Минск”, и 40
членов его экипажа добиваются и по сей день признания их пострадавшими. А
сколько таких, кто, оценив силы в предстоящей борьбе за положенные льготы,
капитулировал, так и не вступив в борьбу с бюрократами?
Это сейчас сильные задним умом понимают, что с самого начала нужно
было брать под строжайшее медицинское наблюдение всех, кого опалил радиационный
огонь, чтобы сегодня делать правильные выводы об экологической ситуации в этом
регионе. Но в нашей стране писались диссертации о влиянии радиации на мышей и
крупный рогатый скот и даже насекомых, отслеживалась ситуация с момента
поражения до самой смерти, причем на клеточном уровне... Не до человека все
как-то было.
Просачивается информация, что рост онкозаболеваний на
административной территории ЗАТО Фокино немалый, свыше 30 проц. детского
населения страдают анемией, практически нет ни одного по-настоящему здорового
ребенка. Самая распространенная операция - удаление матки, причем в основном у
женщин детородного возраста. Диагноз “миома матки” скоро сместит на второе и
третье места ОРЗ и остеохондроз. Привести учтенную статистику невозможно, так
как только малая часть пациенток решается на бесплатную операцию в местной
больнице, большинство предпочитают делать платные в краевых клиниках.
Не отбирайте
у нищего котомку
Все льготы, что положены ветеранам подразделений особого риска,
закреплены постановлениями правительства на долготерпеливой бумаге, и,
поверьте, они были бы немалыми, если бы их платили по совести. Государство наше
не привыкло платить по векселям, даже если эти векселя подписаны кровью его
граждан. Вот и сейчас идет нешуточная борьба в Государственной думе за лишение
ликвидаторов положенных льгот. А их и так ветераны получают, как правило, через
суд. Комитет ветеранов ПОР влачит жалкое существование, не имея возможности
завершить кампанию награждения орденами тех, кто стал живым щитом в ядерных
катаклизмах...
В июне 1997 года в “Российской газете” была опубликована статья
депутата Госдумы Олега Шенкарева “Сказание о привилегиях-3”, где в лживой, тенденциозной,
оскорбительной форме слуга народный дал оценку не только деятельности комитета
ветеранов ПОР, но и поставил под сомнение законность льгот, получаемых едва ли
не каждым ветераном, в том числе и чернобыльцами. Он проталкивает в думе свой
законопроект, который по сути лишает льгот всех участников локальных событий,
связанных с радиацией. Ветераны подразделений особого риска вынуждены были
обратиться в суд с исковым заявлением о защите своих прав, чести и достоинства.
Опровержение было опубликовано в “Российской газете” в марте 1999 года, а суд
дал правильную оценку публицистической деятельности народного избранника.
В думе же в первом чтении закон не принят, за него проголосовали
44,7 проц., против 19,8 проц., 158 - не голосовали вовсе. А это значит, что
наступление на законные права ветеранов ПОР не закончилось.
Город
живых мертвецов
Авария в бухте Чажма была своего рода предтечей самой страшной в
истории человечества ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Если бы чажминская
трагедия сразу получила верную оценку, если бы масштабы ее и последствия не
замалчивались, а опыт ликвидации последствий получил бы обобщение, многих
непоправимых ошибок удалось бы избежать, когда грянул Чернобыль.
Нет ничего случайного в этом хрупком мире. Нынешней весной за
многие тысячи километров от маленькой Чажмы американцы бомбили Югославию.
Бомбы, по данным независимых экспертов, содержащие уран, падали в голубые воды
полноводного Дуная - далекого западного побратима мелкой речушки с таким же
названием, что несет свои мутные воды в печально теперь известную бухту на юге
Приморья. В Югославии еще не остыли воронки от сброшенных бомб, а уже
общественность потребовала экологической экспертизы. Сопредседателем
международной экспертной экологической группы “Фокус” является наш
соотечественник Владимир Пучков. Выступая на днях в программе “Время”, он
назвал городами живых мертвецов отдельные населенные пункты Сербии и Югославии.
Только выбросы металлической ртути на поверхность земли составили здесь свыше
восьми тонн, а были еще и нефть, тяжелые металлы, другие смертоносные элементы
таблицы Менделеева. “Если не принять действенных мер сейчас, то загрязнение
Балкан, акватории Черного, а затем и Средиземного морей неизбежно. А это -
экологическая катастрофа”.
Надежды на то, что в ближайшее время будут обнародованы данные о
степени загрязнения в Чажме, о последствиях аварии для населения, об
экологической ситуации на территории ЗАТО, практически нет. А значит, и у
Фокино есть реальная возможность получить когда-нибудь статус города живых
мертвецов.
Татьяна МОТОРИНА, Евгений Устинов "Владивосток-новости"
Роман Стрельников,
18-01-2014 14:56
(ссылка)
Полярный 4 бригада ПЛ
Братки кто служил на Б-290 отзовитесь
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу