Геннадий Вараксин,
05-10-2014 18:39
(ссылка)
Содержание и организация обучения информатике в школе
Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Фундаментальное ядро содержания общего образования в соответствии с проектом нового образовательного стандарта ориентировано не только на обязательные элементы научного знания, но и на овладение школьниками универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными).
Приоритетной целью общего образования становится развитие способности учащихся самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения (умения учиться). Это умение выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования их компетенций, целостного образа мира и ценностно - смысловых ориентаций.
Умение учиться формируется на основе системы универсальных учебных действий, которые являются метапредметными результатами образовательной деятельности, применимыми для решения проблем в
реальных жизненных ситуациях.
Универсальные учебные действия (УУД) - это способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность посредством оптимальных средств и способов, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для развития личности и ее самореализации путем расширения компетентности;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков для формирования целостной картины мира и решения практических задач.
Формирование универсальных учебных действий может происходить в процессе усвоения конкретных предметных дисциплин. Умение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные мотивы, учебные цель, задачи, действия).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Виды, содержание и функции УУД должны стать основой целостного
учебно-воспитательного процесса. При отборе и структурировании содержания образования, выборе методов и форм обучения необходимо ориентироваться на формирование конкретных видов УУД. Для этого
необходимо изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы
организации обучения, новые образовательные технологии, создать эффективную
информационно-образовательную среду. Этим требованиям полностью соответствует модульная технология обучения, которая может быть реализована в очном или дистанционном варианте. Оптимальным и самым эффективным вариантом является очно-заочная форма обучения в интерактивной образовательной среде, построенная на активных учебных действиях учащихся, а не пассивном восприятии информации.
Модульная система обучения является полной противоположностью и альтернативой фронтальному обучению, имеет необходимый потенциал для вывода из кризиса системы общего образования и способна обеспечить реализацию задач, сформулированных в ФГОС. Традиционная классно-урочная система фронтального обучения уже давно исчерпала свой ресурс и является тормозом для апробации и перехода к ФГОС. Мы сейчас живем в информационном обществе в условиях колоссальной информационной перегрузки, поэтому в сфере образования должен быть сформирован системный подход к организации учебного процесса через модульную технологию обучения, которая полностью совместима с информационно-коммуникационными технологиями.
В данном учебном курсе по программе повышения квалификации учителям информатики предлагается авторский вариант концепции модульного обучения, обеспеченный системными электронными образовательными ресурсами. Именно учителя информатики
наиболее подготовлены для апробации и внедрения инноваций в сфере образования, так как они уже являются специалистами в предметной области информационно-коммуникационных технологий.
Модульное обучение – это такая инструментальная форма организации учебного процесса, когда учащиеся работают с учебной программой, составленной из обучающих модулей, в режиме активного самообразования по вариативным образовательным маршрутам. Технология модульного обучения является
одним из направлений индивидуализированного обучения и позволяет организовать процесс саморазвития и самообучения, регулировать темп обучения и содержание учебного материала.
Информационный учебный материал организован в виде четкой иерархической структуры и предоставляется учащимся во всех возможных кодах: графическом, числовом, символическом и словесном. На этом фундаменте формируется целостное системное восприятие учебной информации. В модульном курсе должна быть организована инструментальная обучающая среда,
включающая в себя набор информационно-методических материалов и интерактивных учебных моделей для организации самостоятельных учебных действий. При этом информационное обучающее гиперпространство является посредником между преподавателем и учеником. Такая учебная среда моделирует деятельность педагога и при этом обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации. Навыки самообразования и самостоятельной работы
с различными источниками информации в интерактивной учебной среде являются
основой для развития способностей к обучению. Такое обучение построено на
самомотивации, является развивающим и формирует у учащегося навыки
самоуправления учебной деятельностью. Поэтому универсальные учебные действия максимально эффективно и быстро формируются у учащихся именно в модульной образовательной среде.
В цикле модульного обучения учащиеся организуют учебную деятельность в соответствии с поставленными личными целями, используя для этого необходимое информационно-методическое обеспечение и рекомендуемые алгоритмы учебных
действий. Выходные результаты после изучения очередного модуля становятся входными при переходе к следующему циклу учебной деятельности. При этом
производится корректировка личных учебных целей.
Понятие обратной связи является фундаментальным в кибернетике. От качества обратной связи зависит эффективность управления учебным процессом. В каждом обучающем модуле каналы обратной связи
могут быть построены в кибернетических системах «ученик – знания» и «преподаватель – учащиеся». Функция обратной связи может быть встроена в электронную рейтинговую таблицу.
При этом учащиеся в учебном процессе по программе модульного курса имеют
возможность самостоятельно измерять объем учебных действий и учитывать результаты самоконтроля на этапах восприятия, обработки информации и в процессе выполнения упражнений в режиме тренировки. На основе этих записей появляется возможность системного анализа структуры учебных действий.
При этом учащиеся учатся использовать канал обратной связи, формируют у себя навыки самоуправления учебным процессом и эти навыки управления автоматически переносятся на другие сферы жизни (управление своим здоровьем, эмоциональным состоянием, временем, денежными потоками, ресурсами, другими людьми и пр.).
В рейтинговой таблице также должна быть предусмотрена возможность ввода данных о результатах выполнения контрольных заданий для определения
уровня усвоения знаний и умений обучаемых. Это уже канал обратной связи
для преподавателя.
Системный анализ учебной деятельности производится на основе данных самомониторинга самостоятельных учебных действий и измерения учебных достижений по результатам выполнения контрольных заданий. На этом этапе
используется специальный бланк «Матрица системного анализа» (в печатном или
электронном виде). В результате системного анализа учащиеся могут получить
следующую информацию:
Фактические данные о структуре и объеме самостоятельных учебных действий
Данные о структуре затрат учебного времени
Рейтинговые данные об учебных достижениях по результатам выполнения контрольных заданий
Причинно-следственные связи (учебная деятельность ® учебные результаты)
Графическое отображение данных системного анализа в виде графиков, диаграмм
Такой подход к организации учебного процесса, построенный на основе организации самостоятельных учебных действий учащихся, обеспечивает возможность формирования и развития у них системы универсальных
учебных действий.
В соответствии с принципами и требованиями ФГОС в учебном курсе по программе повышения квалификации учителей информатики предлагаются следующие базовые направления развития и
совершенствования электронных образовательных ресурсов, совместимых с модульным и дистанционным обучением:
• В модульном курсе должна быть организована системная инструментальная обучающая среда, включающая в себя набор информационно-методических материалов и интерактивных учебных моделей для организации самостоятельных учебных действий. Такое информационное обучающее пространство является посредником между преподавателем и учеником, моделирующим деятельность педагога, что обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации.
• Реализация принципа системности означает, что обучающие модули в составе учебного курса должны включать в себя цифровые образовательные ресурсы в различных форматах и интерактивные управляющие инструментальные средства, обеспечивающие возможность организации полного учебного цикла, реализации всех самостоятельных учебных действий, необходимых для достижения учебного результата. В этом учебном цикле обязательно должно быть предусмотрено следующее:
1. восприятие и обработка информации,
2. тренировка с целью формирования умений
3. контроль учебных результатов,
4. возможность самоанализа и самоуправления учебной деятельностью
• В качестве системного фундамента, на котором может быть построено интерактивное обучающее мультимедийное гиперпространство, выступает иерархическая структура обучающего модуля, представленная в виде пакета взаимосвязанных иерархических графов — логических схем основных тем и понятий курса (дерева понятий). Листья этого дерева связаны гиперссылками с другими базовыми компонентами системы: библиотекой декларативных и процедурных цифровых образовательных ресурсов (справочники, демонстрации, домашние задания, лабораторные работы, исполнители алгоритмов и пр.) интерактивными программами — тренажерами, контрольными материалами (в т.ч.
системой тестирования), встроенной системой управления учебными действиями
учащегося.
• Интерфейс интерактивной обучающей
программы должен быть построен таким образом, чтобы в поле зрения ученика
постоянно находилась системная картина курса, место в этой системе очередной
изучаемой темы, ее ближайшие и дальние связи с другими фрагментами учебного
материала.
• Компьютерные обучающие средства,
организованные на описанных принципах, обеспечивают системное восприятие
учащимися содержания учебного курса и способствуют развитию системного мышления учащихся, что является важной развивающей целью в цикле обучения. На основе применения подобных интерактивных программ можно построить учебный процесс в режиме активного самообразования, саморазвития, самоуправления на основе внедрения элементов модульного и дистанционного обучения.
В инструментальную учебную среду должны быть встроены интерактивные или печатные формы для мониторинга и системного анализа учебного процесса
• В интерактивной учебной среде могут быть предложены три способа управления образовательными ресурсами и учебными действиями:
1. Универсальный визуальный интерфейс – интерактивный структурированный конспект на основе использования опорных когнитивных карт знаний
2. Интерактивная системная матрица учебных действий и ресурсов
3. Алгоритмы самостоятельных учебных действий с функциями мониторинга учебного процесса и индивидуальных образовательных маршрутов
• Необходимо, чтобы интерактивная учебная среда имела открытую модульную структуру и обеспечивала возможность изменения интерфейсов, модификации всех компонентов системы, расширения функций, проектирования различных вариантов образовательных маршрутов и пр. Открытость структуры и интерфейса инструментальной среды позволяет организовать коллективное творчество преподавателей и учащихся. Это инновационный подход к внедрению метода проектов в учебный процесс в школе.
К настоящему времени разработано большое количество профессиональных обучающих программ и инструментальных средств обучения для поддержки уроков и организации учебного процесса по всем школьным предметам, в том числе и для школьного курса информатики. При этом школьные учителя, как правило, плохо представляют возможности цифровых образовательных ресурсов, либо пытаются применять их в учебном процессе и получают при этом негативный опыт. Дело в том, что большинство обучающих средств, которые поставляются в школы, являются жесткими программами и не дают возможности учителю вносить изменения, подстраивать под свои потребности и личный опыт преподавания дисциплины. Учителя являются при этом пассивными потребителями программных продуктов, что снижает их мотивацию на применение обучающих средств в учебном процессе. При этом дополнительным негативным фактором является то, что многие из обучающих программ не используют мультимедийных возможностей вычислительной техники и часто мы видим текстовые печатные
материалы, переложенные на экран компьютера. Как правило, программные
педагогические средства поддерживает только технологии фронтального и
программированного обучения. Для обеспечения системы модульного обучения трудно найти эффективные обучающие программы, совместимые с этой образовательной технологией.
В данном учебном курсе по программе повышения квалификации учителей информатики предлагается авторская концепция системного подхода к созданию интерактивных модульных компьютерных обучающих средств на основе использования доступных офисных приложений Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint). Совокупность этих программ в сочетании с необходимыми шаблонами, фреймами, учетными формами, учебными моделями, связанными между собой гиперссылками в файловую структуру, предлагается использовать, как открытую инструментальную среду педагогического назначения.
В процессе проектирования модульных обучающих средств в такой инструментальной среде педагоги получают возможность непрерывного накопления методического опыта, формирования системного мышления и развития навыков организации учебного процесса на основе внедрения информационно–коммуникационных технологий.
Реализация полного учебного цикла на принципах системности и модульности обеспечивает создание полноценного интерактивного учебно–методического продукта, как инструментального обучающего средства, на основе применения которого возможно внедрение элементов модульного обучения в образовательный процесс.
Компьютерные обучающие средства, организованные на описанных принципах, обеспечивают системное восприятие учащимися содержания учебного курса и способствуют развитию системного мышления учащихся, что является важной развивающей целью в цикле обучения. На основе применения подобных интерактивных программ можно построить учебный процесс в режиме активного
самообразования, саморазвития, самоуправления.
Такой учебный цикл обеспечивает возможность обеспечить внедрение принципов ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО в систему образования на уроках информатики. Постепенно модульные принципы организации учебного процесса можно
внедрять и в другие предметные области ООО и С(П)ОО на основе результатов
апробации инноваций на уроках информатики, так как эти принципы являются
универсальными и их можно адаптировать ко всем школьным предметам.
В программе повышения квалификации учителей информатики представлен один из вариантов интерфейса универсального инструментального шаблона – конструктора, разработанного с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Кроме этого дополнительно могут быть использованы учебные модели, разработанные в приложениях Microsoft Office Word и Excel в контексте цикла проектирования цифровых образовательных ресурсов. Программа Microsoft Office
PowerPoint традиционно используется, как инструментальная среда для подготовки презентаций. В курсах начальной переподготовки руководителей ОУ и учителей-предметников по программе «Базовая ИКТ-компетентность» в качестве зачетного задания слушателям предлагается разработать сценарий учебного занятия или мероприятия и реализовать учебный проект на основе использования программы MS PowerPoint. На этом этапе программа PowerPoint используется, как правило, на примитивном начальном уровне для создания простейших презентаций, в которых по щелчку кнопки мыши происходит смена слайдов с визуальными учебными материалами в соответствии со сценарием урока.
Такие электронные плакаты не меняют радикально технологию обучения, которая при этом также построена на пассивном восприятии информации.
Можно построить более эффективный учебный процесс, если компьютерная обучающая программа будет непосредственно взаимодействовать с учащимся и выполнять функции интерактивного тренажера.
На основе применения интерактивных учебных программ можно организовать учебный процесс в режиме активного самообразования, саморазвития, самоуправления. Возможности пакета MS Office позволяют создавать подобные цифровые образовательные ресурсы и интерактивные обучающие среды. В программе повышения квалификации представлены примеры системных интерфейсов, разработанных с помощью программы PowerPoint. В состав конструктора входят следующие базовые модули – учебные модели, на основе которых можно достаточно быстро создавать интерактивные обучающие средства по любому учебному предмету:
Модульный подход к построению обучающей среды дает возможность организовать коллективную творческую деятельность учащихся и с их помощью постепенно наполнять образовательными ресурсами
структуру обучающего модуля. При этом в модульном учебном процессе автоматически реализуется возможность внедрения метода проектов в учебный процесс. После разработки иерархического графа - структуры обучающего модуля в среде PowerPoint учитель информатики на этой основе имеет возможность подготовить большое количество технических заданий на разработку мини-проектов и представить их в форме учебных задач различного уровня сложности. Метод проектов – это развивающая образовательная технология, построенная на активных учебных действиях учащихся, а не на пассивном восприятии информации, которое пока преобладает в традиционном классно-урочном обучении. Проектирование учебных ресурсов организовано на восприятии и самостоятельной обработке учебной информации, именно поэтому метод проектов способствует формированию у учащихся системы универсальных учебных действий, так как только в этой образовательной технологии обеспечен
творческий системный подход к организации самостоятельных учебных действий.
Для организации работ в цикле проектирования интерактивной модульной учебной среды слушателям учебного курса по программе повышения квалификации предлагается Конструктор Учебных Кейсов (КУК), выполняющий функции универсальной инструментальной среды педагогического назначения. КУК подготовлен на основе использования пакета прикладных программ MS Office и бесплатно распространяемого ПО (генераторов и редакторов тестовых заданий, средств для работы с графикой и анимацией). Для проектирования учебных материалов в этой среде не требуется углубленных знаний информационно-коммуникационных технологий и основ программирования.
В конструкторе предусмотрено необходимое количество электронных шаблонов, фреймов, бланков, интерактивных учебных информационных и тестовых
моделей, учетных форм. Инструментальная среда организована таким образом, что обеспечивает возможность организации совместного коллективного творчества учащихся и преподавателей и позволяет тем самым реализовать метод проектов в образовании. Конструктор Учебных Кейсов построен на принципах системности, модульности, вариативности и интерактивности, что дает возможность создания полноценного учебного гиперпространства, совместимого с технологией модульного
обучения.
В программе повышения квалификации учителям информатики также предлагается комплект структурированных опорных конспектов по
всему школьному курсу информатики (более 300 когнитивных карт знаний). Это
структурированное информационное пространство данной предметной области,
подготовленное автором учебного курса. На основе карт знаний можно строить
модульные единицы с помощью инструментальной среды КУК, обеспечивающие полный учебный цикл. Из модульных единиц появляется возможность проектировать интерактивные обучающие модули. К этому творческому процессу можно подключать учащихся. Это и есть реализация метода проектов в системе модульного обучения.
Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации и методического обеспечения учебного процесса в школьном курсе информатики в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения
Приоритетной целью общего образования становится развитие способности учащихся самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения (умения учиться). Это умение выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования их компетенций, целостного образа мира и ценностно - смысловых ориентаций.
Умение учиться формируется на основе системы универсальных учебных действий, которые являются метапредметными результатами образовательной деятельности, применимыми для решения проблем в
реальных жизненных ситуациях.
Универсальные учебные действия (УУД) - это способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность посредством оптимальных средств и способов, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для развития личности и ее самореализации путем расширения компетентности;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков для формирования целостной картины мира и решения практических задач.
Формирование универсальных учебных действий может происходить в процессе усвоения конкретных предметных дисциплин. Умение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные мотивы, учебные цель, задачи, действия).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Виды, содержание и функции УУД должны стать основой целостного
учебно-воспитательного процесса. При отборе и структурировании содержания образования, выборе методов и форм обучения необходимо ориентироваться на формирование конкретных видов УУД. Для этого
необходимо изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы
организации обучения, новые образовательные технологии, создать эффективную
информационно-образовательную среду. Этим требованиям полностью соответствует модульная технология обучения, которая может быть реализована в очном или дистанционном варианте. Оптимальным и самым эффективным вариантом является очно-заочная форма обучения в интерактивной образовательной среде, построенная на активных учебных действиях учащихся, а не пассивном восприятии информации.
Модульная система обучения является полной противоположностью и альтернативой фронтальному обучению, имеет необходимый потенциал для вывода из кризиса системы общего образования и способна обеспечить реализацию задач, сформулированных в ФГОС. Традиционная классно-урочная система фронтального обучения уже давно исчерпала свой ресурс и является тормозом для апробации и перехода к ФГОС. Мы сейчас живем в информационном обществе в условиях колоссальной информационной перегрузки, поэтому в сфере образования должен быть сформирован системный подход к организации учебного процесса через модульную технологию обучения, которая полностью совместима с информационно-коммуникационными технологиями.
В данном учебном курсе по программе повышения квалификации учителям информатики предлагается авторский вариант концепции модульного обучения, обеспеченный системными электронными образовательными ресурсами. Именно учителя информатики
наиболее подготовлены для апробации и внедрения инноваций в сфере образования, так как они уже являются специалистами в предметной области информационно-коммуникационных технологий.
Модульное обучение – это такая инструментальная форма организации учебного процесса, когда учащиеся работают с учебной программой, составленной из обучающих модулей, в режиме активного самообразования по вариативным образовательным маршрутам. Технология модульного обучения является
одним из направлений индивидуализированного обучения и позволяет организовать процесс саморазвития и самообучения, регулировать темп обучения и содержание учебного материала.
Информационный учебный материал организован в виде четкой иерархической структуры и предоставляется учащимся во всех возможных кодах: графическом, числовом, символическом и словесном. На этом фундаменте формируется целостное системное восприятие учебной информации. В модульном курсе должна быть организована инструментальная обучающая среда,
включающая в себя набор информационно-методических материалов и интерактивных учебных моделей для организации самостоятельных учебных действий. При этом информационное обучающее гиперпространство является посредником между преподавателем и учеником. Такая учебная среда моделирует деятельность педагога и при этом обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации. Навыки самообразования и самостоятельной работы
с различными источниками информации в интерактивной учебной среде являются
основой для развития способностей к обучению. Такое обучение построено на
самомотивации, является развивающим и формирует у учащегося навыки
самоуправления учебной деятельностью. Поэтому универсальные учебные действия максимально эффективно и быстро формируются у учащихся именно в модульной образовательной среде.
В цикле модульного обучения учащиеся организуют учебную деятельность в соответствии с поставленными личными целями, используя для этого необходимое информационно-методическое обеспечение и рекомендуемые алгоритмы учебных
действий. Выходные результаты после изучения очередного модуля становятся входными при переходе к следующему циклу учебной деятельности. При этом
производится корректировка личных учебных целей.
Понятие обратной связи является фундаментальным в кибернетике. От качества обратной связи зависит эффективность управления учебным процессом. В каждом обучающем модуле каналы обратной связи
могут быть построены в кибернетических системах «ученик – знания» и «преподаватель – учащиеся». Функция обратной связи может быть встроена в электронную рейтинговую таблицу.
При этом учащиеся в учебном процессе по программе модульного курса имеют
возможность самостоятельно измерять объем учебных действий и учитывать результаты самоконтроля на этапах восприятия, обработки информации и в процессе выполнения упражнений в режиме тренировки. На основе этих записей появляется возможность системного анализа структуры учебных действий.
При этом учащиеся учатся использовать канал обратной связи, формируют у себя навыки самоуправления учебным процессом и эти навыки управления автоматически переносятся на другие сферы жизни (управление своим здоровьем, эмоциональным состоянием, временем, денежными потоками, ресурсами, другими людьми и пр.).
В рейтинговой таблице также должна быть предусмотрена возможность ввода данных о результатах выполнения контрольных заданий для определения
уровня усвоения знаний и умений обучаемых. Это уже канал обратной связи
для преподавателя.
Системный анализ учебной деятельности производится на основе данных самомониторинга самостоятельных учебных действий и измерения учебных достижений по результатам выполнения контрольных заданий. На этом этапе
используется специальный бланк «Матрица системного анализа» (в печатном или
электронном виде). В результате системного анализа учащиеся могут получить
следующую информацию:
Фактические данные о структуре и объеме самостоятельных учебных действий
Данные о структуре затрат учебного времени
Рейтинговые данные об учебных достижениях по результатам выполнения контрольных заданий
Причинно-следственные связи (учебная деятельность ® учебные результаты)
Графическое отображение данных системного анализа в виде графиков, диаграмм
Такой подход к организации учебного процесса, построенный на основе организации самостоятельных учебных действий учащихся, обеспечивает возможность формирования и развития у них системы универсальных
учебных действий.
В соответствии с принципами и требованиями ФГОС в учебном курсе по программе повышения квалификации учителей информатики предлагаются следующие базовые направления развития и
совершенствования электронных образовательных ресурсов, совместимых с модульным и дистанционным обучением:
• В модульном курсе должна быть организована системная инструментальная обучающая среда, включающая в себя набор информационно-методических материалов и интерактивных учебных моделей для организации самостоятельных учебных действий. Такое информационное обучающее пространство является посредником между преподавателем и учеником, моделирующим деятельность педагога, что обеспечивает возможность организации учебного процесса в режиме самообучения, саморазвития, самоорганизации.
• Реализация принципа системности означает, что обучающие модули в составе учебного курса должны включать в себя цифровые образовательные ресурсы в различных форматах и интерактивные управляющие инструментальные средства, обеспечивающие возможность организации полного учебного цикла, реализации всех самостоятельных учебных действий, необходимых для достижения учебного результата. В этом учебном цикле обязательно должно быть предусмотрено следующее:
1. восприятие и обработка информации,
2. тренировка с целью формирования умений
3. контроль учебных результатов,
4. возможность самоанализа и самоуправления учебной деятельностью
• В качестве системного фундамента, на котором может быть построено интерактивное обучающее мультимедийное гиперпространство, выступает иерархическая структура обучающего модуля, представленная в виде пакета взаимосвязанных иерархических графов — логических схем основных тем и понятий курса (дерева понятий). Листья этого дерева связаны гиперссылками с другими базовыми компонентами системы: библиотекой декларативных и процедурных цифровых образовательных ресурсов (справочники, демонстрации, домашние задания, лабораторные работы, исполнители алгоритмов и пр.) интерактивными программами — тренажерами, контрольными материалами (в т.ч.
системой тестирования), встроенной системой управления учебными действиями
учащегося.
• Интерфейс интерактивной обучающей
программы должен быть построен таким образом, чтобы в поле зрения ученика
постоянно находилась системная картина курса, место в этой системе очередной
изучаемой темы, ее ближайшие и дальние связи с другими фрагментами учебного
материала.
• Компьютерные обучающие средства,
организованные на описанных принципах, обеспечивают системное восприятие
учащимися содержания учебного курса и способствуют развитию системного мышления учащихся, что является важной развивающей целью в цикле обучения. На основе применения подобных интерактивных программ можно построить учебный процесс в режиме активного самообразования, саморазвития, самоуправления на основе внедрения элементов модульного и дистанционного обучения.
В инструментальную учебную среду должны быть встроены интерактивные или печатные формы для мониторинга и системного анализа учебного процесса
• В интерактивной учебной среде могут быть предложены три способа управления образовательными ресурсами и учебными действиями:
1. Универсальный визуальный интерфейс – интерактивный структурированный конспект на основе использования опорных когнитивных карт знаний
2. Интерактивная системная матрица учебных действий и ресурсов
3. Алгоритмы самостоятельных учебных действий с функциями мониторинга учебного процесса и индивидуальных образовательных маршрутов
• Необходимо, чтобы интерактивная учебная среда имела открытую модульную структуру и обеспечивала возможность изменения интерфейсов, модификации всех компонентов системы, расширения функций, проектирования различных вариантов образовательных маршрутов и пр. Открытость структуры и интерфейса инструментальной среды позволяет организовать коллективное творчество преподавателей и учащихся. Это инновационный подход к внедрению метода проектов в учебный процесс в школе.
К настоящему времени разработано большое количество профессиональных обучающих программ и инструментальных средств обучения для поддержки уроков и организации учебного процесса по всем школьным предметам, в том числе и для школьного курса информатики. При этом школьные учителя, как правило, плохо представляют возможности цифровых образовательных ресурсов, либо пытаются применять их в учебном процессе и получают при этом негативный опыт. Дело в том, что большинство обучающих средств, которые поставляются в школы, являются жесткими программами и не дают возможности учителю вносить изменения, подстраивать под свои потребности и личный опыт преподавания дисциплины. Учителя являются при этом пассивными потребителями программных продуктов, что снижает их мотивацию на применение обучающих средств в учебном процессе. При этом дополнительным негативным фактором является то, что многие из обучающих программ не используют мультимедийных возможностей вычислительной техники и часто мы видим текстовые печатные
материалы, переложенные на экран компьютера. Как правило, программные
педагогические средства поддерживает только технологии фронтального и
программированного обучения. Для обеспечения системы модульного обучения трудно найти эффективные обучающие программы, совместимые с этой образовательной технологией.
В данном учебном курсе по программе повышения квалификации учителей информатики предлагается авторская концепция системного подхода к созданию интерактивных модульных компьютерных обучающих средств на основе использования доступных офисных приложений Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint). Совокупность этих программ в сочетании с необходимыми шаблонами, фреймами, учетными формами, учебными моделями, связанными между собой гиперссылками в файловую структуру, предлагается использовать, как открытую инструментальную среду педагогического назначения.
В процессе проектирования модульных обучающих средств в такой инструментальной среде педагоги получают возможность непрерывного накопления методического опыта, формирования системного мышления и развития навыков организации учебного процесса на основе внедрения информационно–коммуникационных технологий.
Реализация полного учебного цикла на принципах системности и модульности обеспечивает создание полноценного интерактивного учебно–методического продукта, как инструментального обучающего средства, на основе применения которого возможно внедрение элементов модульного обучения в образовательный процесс.
Компьютерные обучающие средства, организованные на описанных принципах, обеспечивают системное восприятие учащимися содержания учебного курса и способствуют развитию системного мышления учащихся, что является важной развивающей целью в цикле обучения. На основе применения подобных интерактивных программ можно построить учебный процесс в режиме активного
самообразования, саморазвития, самоуправления.
Такой учебный цикл обеспечивает возможность обеспечить внедрение принципов ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО в систему образования на уроках информатики. Постепенно модульные принципы организации учебного процесса можно
внедрять и в другие предметные области ООО и С(П)ОО на основе результатов
апробации инноваций на уроках информатики, так как эти принципы являются
универсальными и их можно адаптировать ко всем школьным предметам.
В программе повышения квалификации учителей информатики представлен один из вариантов интерфейса универсального инструментального шаблона – конструктора, разработанного с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Кроме этого дополнительно могут быть использованы учебные модели, разработанные в приложениях Microsoft Office Word и Excel в контексте цикла проектирования цифровых образовательных ресурсов. Программа Microsoft Office
PowerPoint традиционно используется, как инструментальная среда для подготовки презентаций. В курсах начальной переподготовки руководителей ОУ и учителей-предметников по программе «Базовая ИКТ-компетентность» в качестве зачетного задания слушателям предлагается разработать сценарий учебного занятия или мероприятия и реализовать учебный проект на основе использования программы MS PowerPoint. На этом этапе программа PowerPoint используется, как правило, на примитивном начальном уровне для создания простейших презентаций, в которых по щелчку кнопки мыши происходит смена слайдов с визуальными учебными материалами в соответствии со сценарием урока.
Такие электронные плакаты не меняют радикально технологию обучения, которая при этом также построена на пассивном восприятии информации.
Можно построить более эффективный учебный процесс, если компьютерная обучающая программа будет непосредственно взаимодействовать с учащимся и выполнять функции интерактивного тренажера.
На основе применения интерактивных учебных программ можно организовать учебный процесс в режиме активного самообразования, саморазвития, самоуправления. Возможности пакета MS Office позволяют создавать подобные цифровые образовательные ресурсы и интерактивные обучающие среды. В программе повышения квалификации представлены примеры системных интерфейсов, разработанных с помощью программы PowerPoint. В состав конструктора входят следующие базовые модули – учебные модели, на основе которых можно достаточно быстро создавать интерактивные обучающие средства по любому учебному предмету:
Модульный подход к построению обучающей среды дает возможность организовать коллективную творческую деятельность учащихся и с их помощью постепенно наполнять образовательными ресурсами
структуру обучающего модуля. При этом в модульном учебном процессе автоматически реализуется возможность внедрения метода проектов в учебный процесс. После разработки иерархического графа - структуры обучающего модуля в среде PowerPoint учитель информатики на этой основе имеет возможность подготовить большое количество технических заданий на разработку мини-проектов и представить их в форме учебных задач различного уровня сложности. Метод проектов – это развивающая образовательная технология, построенная на активных учебных действиях учащихся, а не на пассивном восприятии информации, которое пока преобладает в традиционном классно-урочном обучении. Проектирование учебных ресурсов организовано на восприятии и самостоятельной обработке учебной информации, именно поэтому метод проектов способствует формированию у учащихся системы универсальных учебных действий, так как только в этой образовательной технологии обеспечен
творческий системный подход к организации самостоятельных учебных действий.
Для организации работ в цикле проектирования интерактивной модульной учебной среды слушателям учебного курса по программе повышения квалификации предлагается Конструктор Учебных Кейсов (КУК), выполняющий функции универсальной инструментальной среды педагогического назначения. КУК подготовлен на основе использования пакета прикладных программ MS Office и бесплатно распространяемого ПО (генераторов и редакторов тестовых заданий, средств для работы с графикой и анимацией). Для проектирования учебных материалов в этой среде не требуется углубленных знаний информационно-коммуникационных технологий и основ программирования.
В конструкторе предусмотрено необходимое количество электронных шаблонов, фреймов, бланков, интерактивных учебных информационных и тестовых
моделей, учетных форм. Инструментальная среда организована таким образом, что обеспечивает возможность организации совместного коллективного творчества учащихся и преподавателей и позволяет тем самым реализовать метод проектов в образовании. Конструктор Учебных Кейсов построен на принципах системности, модульности, вариативности и интерактивности, что дает возможность создания полноценного учебного гиперпространства, совместимого с технологией модульного
обучения.
В программе повышения квалификации учителям информатики также предлагается комплект структурированных опорных конспектов по
всему школьному курсу информатики (более 300 когнитивных карт знаний). Это
структурированное информационное пространство данной предметной области,
подготовленное автором учебного курса. На основе карт знаний можно строить
модульные единицы с помощью инструментальной среды КУК, обеспечивающие полный учебный цикл. Из модульных единиц появляется возможность проектировать интерактивные обучающие модули. К этому творческому процессу можно подключать учащихся. Это и есть реализация метода проектов в системе модульного обучения.
Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации и методического обеспечения учебного процесса в школьном курсе информатики в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения
Классический Частотный Резонатор НАСТРОЙЩИК
Это тонкая пластина, на которую нанесён уникальнейший набор частот живой материи, который автоматически настраивает и восстанавливает любой процесс в соответствии с природным!
Применяется для настройки и восстановления любых биологических, физических и технических процессов!
Радиус действия:
- КЧР Настройщик – 10 м.
- КЧР Настройщик. Картина – 25 м.
Применение: располагать в необходимых местах, находиться в радиусе действия, иметь при себе, носить с собой.
Меры предосторожности: не нарушать целостность пластины КЧР.
Противопоказания и побочные действия: отсутствуют.
КЧР Настройщик быстро, профессионально и качественно, надёжно и безопасно настраивает и восстанавливает любые биологические, физические и технические процессы в соответствие с природными!
Разработано С. А. Носко. Днепропетровск, Украина. 2014 г.
noskosa@yandex.ua

Метки: КЧР Настройщик, Настройщик, Классический Частотный Резонатор
Геннадий Вараксин,
01-03-2012 02:42
(ссылка)
Избыточный комплекс вины
Избыточный комплекс вины - это смертельно опасный комплекс. Это мощное средство для психологического давления на нас со стороны манипуляторов. Мы знаем, как нужно, можно и должно вести себя, когда нас что-то не устраивает. Но внутренний «родитель» (установки
родителей, родительский наказ) говорит: «Нельзя. Примирись. Смирись. Уступи». Чем сильнее раздражение, тем сильнее комплекс внутренней вины и хочется что-то
сделать, чтобы загладить ее, сделать, за свой счет, разумеется, что-то хорошее. Занять для него «под себя» большие деньги, купить дочери четвертые джинсы, сыну — дорогущее «Лего» и пр. Вполне закономерный итог: накопление внутреннего раздражения и эмоциональный взрыв. Взорвавшись, мы обнаруживаем, что ничего не изменилось: вина внутри осталась, но к ней прибавилась
еще одна — за свое «неправильное» поведение. Это порочный круг, в которым мы изматываем свою нервную систему и теряем здоровье. Мы боимся быть «нехорошими». Нехорошими в глазах других людей: плохая мать, негодная работница, нерадивый покупатель, бестолковый клиент в сберкассе, нерадивая жена, непочтительная невестка... Ведь «хорошая» невестка должна оказывать знаки внимания старой и много повидавшей женщине; «хорошая» жена должна угождать мужу, быть нарядной, веселой, беззаботной, здоровой, жизнерадостной... Поэтому, когда нам предлагают
что-то неприятное, неприемлемое, нежелательное, нам проще считать, что это Урок, воспитание в виде испытания нашего отношения к тому, кто его навязал. «Если ты меня любишь, тогда...» — вот нехитрая фраза, выключающая защитные механизмы.
Как понять, что вы стали жертвой манипуляции
Конечно же, не стоит думать, что если человек вас о чем-то
просит или рассказывает о своих проблемах, значит, он непременно пытается вами манипулировать. Вы стали
жертвой манипуляции, если:
• уступив мужу, маме, папе, подруге, вы долго и складно
объясняете себе, почему это было единственным из всех возможных решений;
• в момент уступки у вас возникает чувство бессилия, вплоть до физической слабости;
• есть ощущение, что это с вами уже было, было неоднократно и тягостно;
• появляется масса фантазий на тему: «Как было бы здорово отказать и все сделать по-своему»;
• появляются мысли о том, что если вы откажете, то будет
«то-то, то-то и то-то»;
• выполняя желания близких и родных, вы злитесь на себя, на них и на всех вообще.
родителей, родительский наказ) говорит: «Нельзя. Примирись. Смирись. Уступи». Чем сильнее раздражение, тем сильнее комплекс внутренней вины и хочется что-то
сделать, чтобы загладить ее, сделать, за свой счет, разумеется, что-то хорошее. Занять для него «под себя» большие деньги, купить дочери четвертые джинсы, сыну — дорогущее «Лего» и пр. Вполне закономерный итог: накопление внутреннего раздражения и эмоциональный взрыв. Взорвавшись, мы обнаруживаем, что ничего не изменилось: вина внутри осталась, но к ней прибавилась
еще одна — за свое «неправильное» поведение. Это порочный круг, в которым мы изматываем свою нервную систему и теряем здоровье. Мы боимся быть «нехорошими». Нехорошими в глазах других людей: плохая мать, негодная работница, нерадивый покупатель, бестолковый клиент в сберкассе, нерадивая жена, непочтительная невестка... Ведь «хорошая» невестка должна оказывать знаки внимания старой и много повидавшей женщине; «хорошая» жена должна угождать мужу, быть нарядной, веселой, беззаботной, здоровой, жизнерадостной... Поэтому, когда нам предлагают
что-то неприятное, неприемлемое, нежелательное, нам проще считать, что это Урок, воспитание в виде испытания нашего отношения к тому, кто его навязал. «Если ты меня любишь, тогда...» — вот нехитрая фраза, выключающая защитные механизмы.
Как понять, что вы стали жертвой манипуляции
Конечно же, не стоит думать, что если человек вас о чем-то
просит или рассказывает о своих проблемах, значит, он непременно пытается вами манипулировать. Вы стали
жертвой манипуляции, если:
• уступив мужу, маме, папе, подруге, вы долго и складно
объясняете себе, почему это было единственным из всех возможных решений;
• в момент уступки у вас возникает чувство бессилия, вплоть до физической слабости;
• есть ощущение, что это с вами уже было, было неоднократно и тягостно;
• появляется масса фантазий на тему: «Как было бы здорово отказать и все сделать по-своему»;
• появляются мысли о том, что если вы откажете, то будет
«то-то, то-то и то-то»;
• выполняя желания близких и родных, вы злитесь на себя, на них и на всех вообще.
Геннадий Вараксин,
28-02-2012 13:15
(ссылка)
Нарушение динамического стереотипа - одна из причин болезней
Геннадий Вараксин,
28-02-2012 11:50
(ссылка)
Распыление сил - одна из причин психосоматических болезней
Геннадий Вараксин,
28-02-2012 11:20
(ссылка)
Хронические проблемы - причины психосоматических болезней
Геннадий Вараксин,
27-02-2012 22:24
(ссылка)
Горе, утраты, потери, не достижение целей - причины болезней
Геннадий Вараксин,
27-02-2012 22:13
(ссылка)
Подавление и контроль негативных эмоций - причина болезней
В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу