Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Выставка в музее ИЗО "Сохраняя розу" 10,08,2011 года.

10 августа, как и планировалось, в музее изобразительного искусства открылась выставка подносов "Сохраняя розу". Это вторая выставка проекта музея, призванная показать положение дел в промысле. Первая часть проекта была посвящена пейзажу, копиям и трафарету, вторая непосредственно традиционной росписи.
Многие собравшиеся гости давно знакомы и общаются вне конкурсных программ и выставок, однако появляются новые имена, новые художники, что не может не радовать.

Открыла выставку Лидия Александровна-автор этого проекта. Она выразила общую озабоченность тем, что традиционная роспись сдает свои позиции и уступает свое место пейзажу. Это не может не тревожить, потому что наш промысел уникален и самобытен, и сохранить его традии наша задача на данный момент.

На открытии так же выступали представитель министерства культуры и директор музея изобразительных искусств.
Экспозиция состоит из 2 частей. В одном зале выставлены подносы 70-х, 80-х и 90=х годов. Особое место уделено работам Агриппины Васильевны Афанавьевой.  Многие замечательные мастера были ее учениками и с огромной теплотой и благодарностью вспоминают тетю Грушу. Благодаря ее таланту тагильская роспись была возрождена и существует по сей день.










Во втором зале выставлены современные работы, радует тот факт, что появляются новые имена.  Рядом с работами уже именитых художников выставлены произведения молодых начинающих художников.


Работы Ирины Решетовой как пейзажные, так и цветочные отличает утонченность и изысканность.








Новокшонова Евгения не только пишет пейзажи но и замечательные цветы. Ее эксперименты по сведению воедино пейзажа и традиционной тагильской росписи произвели впечатление не только на гостей выставки, но и на художников.



Одним из таких новых художников стала Светлана Контур, хотя училище она закончила еще в 1991 году, но практически нигде не выставлялась. Премьера стала очень удачной.


Творчество Ольги Матуковой уже широко известно, но не стало от этого менее востребованным.


Обмен впечатлениями и обсуждение увиденного проходило в не пренужденной дружеской обстановке за кружечкой чая, который любезно организовали сотрудники музея.


В обсуждении приняли участие не только мастера, но и гости выставки.


Шаповалова Ирина приехала на выставку из Старого оскола и привезла несколько работ, она продолжает работать и в дали от дома.



Нина Чистякова так же представила несколько своих работ.



Покупатели подсказывают темы для росписи подносов

Я - Чистякова Нина, индивидуальный предприниматель по производству тагильских подносов. На выставке народных промыслов в Москве "Ладья весенняя" в марте 2011 года. Один из посетителей спросил: "А подсоснухи не рисуете?" Подумалось: "Как же сама-то я не догодалась. Ведь на садовом участке я их успешно выращиваю. Очень красивое растение. Соседи не налюбуются. Какие солнышки в огороде! " После выставки в Тагиле попробовала изобразить подсолнухи. Вот, что получилось.

И такие подсолнухи

ещё подсолнухи от Нины Чистяковой

Закрытие выставки "Сохраняя розу" 7.10.2011г.

         Вот и закрылась выставка "Сохраняя розу". Устроители выставки приготовили для всех нас большой сюрприз в виде выступления театра моды в расписных костюмах. Автором этой коллекции стала Вардугина Елена. Хочу заранее попросить прощения за низкое качество видеозаписи, так как снималось это на фотоаппарат, к сожалению СМИ проигнорировали приглашение музея...


Замечательные костюмы уже не в первый раз демонстрируются публике и неизменно вызывают интерес и восхищение у зрителей. Данный проект прекрасно работает на популяризацию промысла и возрождение интереса к тагильской росписи.






Так ака выставка была еще и конкурсом, то были и лауреаты в нескольких наминациях...


После награждения лауреатов состоялось обсуждение итогов выставки, были обозначены проблемные участки, говорили о новшествах и экспериментах, о том, над чем нам необходимо работать. В общем полезный и нужный разговор состоялся с мастерами, музейными работниками, преподавателями и критиками.

Порадовало то, что это не конец, что планируется еще 2 выставки, ближайшая из которых будет посвящена фруктам, ягодам и орнаменту...


В гостях у Ирины Бордовской.

В этом году я снова поехала в отпуск в Нижний Тагил. Что бы не говорили те, кого в летний период тянет на юг. Меня с неизменным постоянством тянет севернее - на Урал. Здесь моя родина, здесь живут мои родственники и друзья юности. С этими местами связаны мои воспоминания детства и юности.
Я переполнена эмоциями и пожалуй, в таком коротком изложении не возможно все рассказать. Поэтому я показываю несколько фото моей поездки.
Это я с девчонками в гостях у коллекционера тагильских подносов Ирины Бордовской. Когда я все это увидела, то была в "культурном шоке".




А это несколько подносов выполненных в традиционной тагильской росписи.
Я сделала очень много фото выкладываю всего лишь несколько.



http://content.foto.mail.ru...





Метки: Тагильская роспись, Коллекционеры, Искусство

Чем жостовский поднос отличается от тагильского

источник http://www.gudok.ru/newspap...



Тагильский поднос старше жостовского. Именно Нижний Тагил считается родиной российской росписи по металлу, которая возникла здесь ещё в начале XVIII века.
Читать далее...  ]
В Тагиле роспись по металлу сразу поставили на поток – на демидовских металлургических заводах для выращивания мастеров-живописцев была даже открыта школа, куда приглашались известные зарубежные мастера.

…На проходной фабрики «Эмальпосуда» меня отправили к серому зданию, стоящему в сторонке.
– Там ищите подносы, – сказал охранник.

Внутри здания темнели коридоры, капала вода с потолка, я одиноко бродила, не встречая ни души. Правда, в одном из помещений нашла подносы. Они сиротливо стояли рядком, прислонённые один к другому. На спинке крайнего висел ярлычок: «Метальная лавка. Тагильский поднос». Я развернула поднос. На лицевой стороне яркими пятнами сверкали гроздья рябины. На втором подносе цвели розы. На третьем зеленела берёзовая роща.
– Берите! – неожиданно рядом со мной возникла какая-то женщина. – Маленький – всего двести рублей, большой – четыреста! Ручная работа!

Когда-то такой поднос стоил десять советских рублей. Десятая часть маминой зарплаты. Огромные деньги! Поэтому подноса в нашей семье никогда не было.
– В другой комнате тоже есть хороший выбор! Хотите посмотреть? – предложила женщина, оказавшаяся старшим мастером Лилией Абросимовой.

Мы снова нырнули в темноту, прошли пару коридоров и наконец очутились в мастерской. Здесь сидела одна-единственная художница, зато заслуженная, – Лариса Шевченко. Она аккуратно рисовала кистью по чёрной глади подноса.

Вначале Лариса нарисовала круги – обозначила места будущих цветов. Затем я увидела знаменитую двойную уральскую роспись: художница макала кисточку сначала в белую краску, потом в красную, проводила кистью по подносу, и на чёрном металле заалел лепесток с белым оттенком.
– Жостовская роспись славится объёмом, но объём – это проще, чем двойная уральская роспись! – рассказала мне Лариса Шевченко.


Вот такую красоту делает Лариса Шевченко

Она пришла на предприятие двадцать лет назад. Тогда, чтобы устроиться на фабрику, мало было иметь художественное образование. Нужно было сдать экзамен. Ларисе Якимовне выдали два подноса. Один надо было сделать «жостовским», второй – «тагильским». Жостовский узор она нарисовала быстро. А вот тагильский не смогла.
– Ни у кого не получалось изобразить уральскую роспись с ходу. Уральской росписи учиться надо!

Кто-то из художников овладевал подобной техникой за полгода, кто-то – за год, кто-то – за три.
– А где же сейчас ваши художники? – спрашиваю, оглядывая помещение, где не было никого, кроме меня, Ларисы Шевченко и главного мастера Лилии Галимовны.

Выяснилось, что художники рисуют в основном дома, потому как в здании ни воды, ни света давно нет.
– Выживаем, как можем, – вздохнула Лариса Шевченко. – Одна завхозом в детском саду работает, другая – уборщицей на фабрике, третья – грузчиком на комбинате. Словом, устроились.

А начались их беды с того, что мастера кисти сами ушли от «Эмальпосуды». Не захотели предприятие на себе тянуть. В 90-е годы посуда стала никому не нужна, а популярность подносов, наоборот, набирала обороты. Советский человек, который раньше только мечтал о подносе, вдруг захотел его приобрести. Коробейники приезжали со всех концов страны, «Метальная лавка» богатела, художники разбегались – открывали свои кооперативы. Они, кстати, моментально разорились, когда к концу 90-х спрос упал. Серое здание «Метальной лавки» продали с молотка. Производство тагильских подносов сократилось с нескольких тысяч в месяц до пятисот штук.

– Жостово повезло больше, – с завистью говорит Лариса Шевченко. – Ещё Ельцин подписал указ о признании Жостовской фабрики национальным достоянием. Сегодня экскурсия для одной группы на Жостовскую фабрику стоит двадцать тысяч рублей. А у нас поднос – двести. Где же справедливость?!

И вот тогда я купила тагильский поднос. Пусть немного, но помогла народному промыслу.

Аделаида Сигида
Нижний Тагил
Фото автора

Метки: Тагильская роспись

Назад... в прошлое

24.12.2009 в Нижнетагильском Краеведческом музее открылась 11 выставка-конкурс «Мастер года» им. Худояровых посвященная лаковой росписи по металлу.


















Метки: Тагильская роспись, тагильский поднос

«Музыка ветра» Ирины Решетовой

Персональная выставка Ирины Решетовой открылась в музее истории подносного промысла. Но почему же мастер, известный в городе своими «тагильскими розами», трафаретными орнаментами и сюжетными композициями, объединила два десятка любимых работ названием «Музыка ветра»? Эту загадку вы обязательно разгадаете, посетив музей.



Ирина Васильевна - лауреат многих творческих конкурсов, в том числе и конкурса имени Худояровых «Мастер года по декоративно-прикладному искусству» в номинации «Роспись по металлу». В 2011 году она стала членом Союза художников России, отметив 25 лет творческой деятельности. И, по мнению автора выставки, научного сотрудника этнографического комплекса Нижнетагильского музея-заповедника Марии Ковальчук, «Ирина Решетова, опираясь на традиции уникальной маховой росписи, сумела создать свою легко узнаваемую манеру письма, одинаково виртуозно владеет основными направлениями тагильской росписи».

Выставка «Музыка ветров» будет интересна и ценителям традиционного тагильского подноса, и тем, кто только знакомится с промыслом. А для младших школьников, пришедших сюда на экскурсию, педагоги могут организовать конкурс на внимательность: на многих пейзажах Решетовой есть «спрятавшиеся» в листве и в траве совы, уточки, зайчики.

В музее истории подносного промысла собрана богатейшая коллекция произведений прошлых веков и работ современных мастеров. Есть здесь и подносы Ирины Решетовой. А после окончания выставки их станет еще больше, потому что художница обещала подарить музею один из экспонатов, представленных «Музыкой ветра». Возможно, это будет «Урал», а может, «Озеро надежды», или «Золотая осень», или «Малахитница»… Или все-таки «Тагильская роза»? Узнаем летом, когда закончится эта выставка, а на суд зрителей свои произведения представит другой известный тагильский мастер Елена Отмахова
Людмила ПОГОДИНА.

Фото Николая АНТОНОВА.

источник

От себя хочу добавить, что мне всегда нравилось творчество этой художницы. Она, с первым своим появлением в промысле, сразу обратила на себя внимание. ЕЕ работы всегда выполнены безупречно, колорит надолго остается в памяти, букеты отличаются оригинальностью построения. У художника есть большой вкус и она все это дает почувствовать нам зрителям. Я думаю, что обладатели подносов И. Решетовой счастливые люди, ведь рядом с ними находится такая красота... жаль что лично не знакома с художниокм...

Метки: Тагильская роспись, Художники, выставки, Искусство

Статья обо мне в газете "Тагильский вариант"

http://www.tagilvariant.ru/?p=8096 Это ссылка на саму статью. В ней в частности и о новом направлении, которое не факт, что приживется, но я буду стараться... Я говорю о гибридах... Это попытка свести на одном подносе многослойную живопись (пейзаж) и традиционную тагильскую роспись. Вот несколько примеров: Это "Городские цветы". В нем я пыталась вписать букет, как часть архитектурной композиции, отсюда и цветовая гамма букета. Такое расширенное изображение лепнины возможно. Мысли были именно об этом....
Эта работа называется "Звонкая песня лета". В ней мне хотелось гармонично вплести декоративный букет в естественную картину летнего леса. Звонкий ручей, заросли деревьев и трав и луговые цветы.
"Осень в Тагиле"... В первую очередь в данном случае важно настроение. Не секрет, что Уральская осень часто уныла и дождлива, однако яркие гроздья рябины призваны подчеркнуть уральский характер, оптимизм и огонь в сердце...
"Розовый рассвет"... Размытые линии предрассветного неба, не ясные тени и блики пейзажа и яркие розы, которые вторят первым лучам восходящего солнца... В гибридах вообще важна идея, лейтмотив... 
"С Днем рождения, любимый город!". Этот поднос и композиционно похож на "Осень в Тагиле", и пейзаж использован один и тот же, однако по настроению они абсолютно разные... 
       В гибриде очень ограничен выбор композиции, но вложенная идея в каждую работу, делает их интересными, притягивает, их хочется рассматривать.

ТАГИЛЬСКАЯ роспись - история возникновения

ТАГИЛЬСКАЯ роспись - история возникновения


Тагильская роспись основана благодаря мастеру Демидову и его потомкам в 18 веке.Основанная на самобытном народном творчестве роспись называлась - горнозаводская.В то время существовала техника письма, которой расписывали шкатулки и подносы, столы и сундуки. Это и послужила своеобразным толчком для развития промысла. Тагильская живопись - это необыкновенный подносный промысел. Зародился промысел во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия.



Мастерами становились крестьяне-самоучки - Яков Журавлев, Андрей Худояров с сыновьями, эти художники внесли большой вклад в развитие живописно-лакировального мастерства в Нижнем Тагиле. Также в 18 веке Демидовы основали школу художественной росписи по материалу, где преподавали лучшие в России художники - педагоги.

Бытовая утварь оформлялась яркими сочными красками в реалистической жизнеутверждающей манере. Юмор, меткая выдумка, оригинальность сделали тагильскую роспись. Широко известной в пору расцвета в национальном искусстве декоративной живописи.



Художественно - стилевые направления:

1) народные "маховоё" письмо в один мазок ;
2) многослойная роспись.

Основные мастера: Худояровы, Перезолов и Дубасниковы.
Краски: травяные в отличие от минеральных слабо держали роспись на металле.
Разноцветные каменья изменились в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению.



ЛАКИ - родина лаков - Япония, Китай, Копал - общая название реликтовых смол ныне почти и исчезнувших деревьев тропического пояса. Он придавал лаковой плёнке прочность, влагостойкость. Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масло, терпентина местных хвойных пород, растворяемых скипидаром и оптимальный температурной росписи. На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.

СЮЖЕТЫ РОСПИСИ - от простеньких букетов цветов к пейзажам, бытовым сценам, до античных сюжетов. Темы для письма черпались из известных картин, гравюр, народного лубка, житейских буден, праздников и окружающей природы. Своеобразие уральской росписи заключается в том, что художник берёт на кисть сразу несколько оттенков краски. С первого раза набрасывается эскиз. Затем, чтобы головки бутонов выглядели объёмными, делятся "оживка" и бликовка.почти и исчезнувших деревьев тропического пояса. Он придавал лаковой плёнке прочность, влагостойкость. Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масло, терпентина местных хвойных пород, растворяемых скипидаром и оптимальный температурной росписи. На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.



источник http://artorbita.ru/tipy_ro...

Метки: подносы, Тагильская роспись

"Природы вечной круговерть..." Тагильский сюжетный поднос

"Природы вечной круговерть..." Тагильский сюжетный поднос.

c 6 декабря 2010 по 26 января 2011 Свердловская область


В Нижнетагильском музее изобразительных искусств открылась выставка «Природы вечной круговерть», посвященной современной сюжетной росписи и трафаретному орнаменту в тагильском подносном промысле. Тагильский подносный промысел известен с XVIII века как один из центров цветочной маховой росписи. Однако не менее известен была и сюжетная живопись на подносах, которая в последние годы заняла одно из ведущих мест в тагильском лаковом искусстве. Выставка посвящена проблемному вопросу – что есть сюжетная композиция в системе промысла? какое место ей отводится? Как развивается промысел в данном направлении? В экспозицию вошло 70 работ известных тагильских мастеров, большинство из которых являются выпускниками художественных заведений Нижнего Тагила. Почти треть произведений выставки - это работы известных мастеров сюжетной росписи Надежды Петуховой, Любови Никитиной, Светланы Поповой, Марины Пальцевой, Аллы Астровидовой, Ольги Ивановой. Творческий коллектив участка декоративной росписи подносов Отдела проектных и оформительских работ ООО РСК НТМК, существующий с 1991 года, отличается новаторскими идеями в области разработки новых тем в сюжетной росписи подносов. В выставке также приняли участия преподаватели Уральского училища прикладного искусства (техникума) - Жанна Овчинникова, Алевтина Сидорова, Екатерины Семячкова и педагог Детской художественной школы № 1 - Татьяна Бинас. Кроме того на выставке представлены работы художников Ирины Решетовой, Марии Маркиной, Евгении Новокшоновой, Андрея Шепилова, Сергея Веселкова, Андрея Пономарёва и Ирина Смыковой.

В экспозиции выставки представлены различные жанры - пейзаж, натюрморт, бытовой, а также подносы с трафаретным орнаментом. Особый раздел посвящен копийным произведениям, занимающим важное место в тагильском подносном промысле.

Практика копийной работы на подносах ведет свое начало от демидовской школы, основанной еще в начале ХIX века. И сегодня копийные работы в пейзажном жанре популярны среди художников тагильского подносного промысла, предпочитающих обращаться к произведениям русских художников – передвижников, воспевших величие и красоту родной природы – это работы Е.Вардугиной «Рыбаки» (копия с работы А.А.Гине), Е.Новокшоновой «Дворик» (копия с работы В.Д.Поленова), Ж.Овчинниковой «Пейзаж с прудом» (копия с работы Е.Е.Волкова), А. Шепилова «Три царевны подземного царства» (копия с работы В.М.Васнецова). Особым успехом у тагильских художников пользуются произведения голландских мастеров XVI-XVII веков, привлекающие строгим отбором предметов, разнообразием фактур предметного мира (работа Татьяны Бинас).

Превалирующее место в экспозиции занимает жанр пейзажа, раскрывающий тему выставки. Представленные на выставке пейзажные работы художников являются как исполненными по мотивам произведений великих русских художников-пейзажистов И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, А.И.Мещерского (работы Л.Никитиной, А.Шепилова, Ж.Овчинниковой), так и сочиненными авторскими композициями - А. Сидоровой, Е.Вардугиной, А.Пономарева и др. В произведении известной художницы И.Решетовой «Лесная песня», выполненном на старинной форме кованого подноса XIX века, сочетаются многие традиционные приемы тагильского промысла - копчение, трафаретный узор, живописные вставки – миниатюры с изображением птиц, которые удачно раскрывают художественный замысел произведения.

Жанр натюрморта представлен на выставке авторскими произведениями Л. Никитиной, С. Поповой и М. Пальцевой. Один из них - большой поднос «Фруктовый дар» Л.Никитиной, получивший приз зрительских симпатий в прошлом году на выставке в Екатеринбурге «Не мертвая натура».


ТАТЬЯНА БИНАС Голландский натюрморт. 2010
Источник: museum.ru

В жанровых композициях художники обращаются к сценкам из жизни прошлых столетий, с большим вниманием выписывая отдельные детали крестьянского костюма, с особым настроением передают забавные детские образы, стараясь вписать композицию в форму подноса, заключая её в золотой орнамент, словно картину в «раму». Таковы произведения О. Ивановой «Встреча», С.Поповой «Свидание», А.Астровидовой «Рыбаки», Н.Петуховой «Рождественский сувенир». В наборе «Природы вечной круговерть» И.Смыкова - известная мастерица промысла, попыталась объединить традиционное уральское маховое письмо с многослойной миниатюрной живописью на малых подносах, отражающих бытовые сценки из народной жизни.

Одним из интересных направлений в тагильском подносном промысле остается трафаретный орнамент, часто сочетающийся с орнаментом, написанным от руки, или с раскрашенным узором с применением масляных красок, золотной пасты и фольги. Таковы работы М.Маркиной, С.Веселкова и Е.Семячковой.

Запоминающиеся, выразительные и яркие произведения мастеров, представленные на выставке «Природы вечной круговерть», говорят о большом творческом потенциале художников, работающих в сюжетном направлении. И думается, что традиции уникального тагильского подносного промысла, ставшего неотъемлемой частью духовной культуры России, будут сохранены и продолжены.

Лидия Хайдукова

www.museum.ru/N41725
Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств
Адрес: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7
Проезд: Трамвай №№ 1, 3, 9 до ост. "Музей"; маршрутное такси №№ 4, 22
Телефоны:(3435) 25-2801, 25-2429
URL: www.ntagil.ru/culture/mii/
EMail: artmnt@list.ru

Метки: Тагильская роспись, выставки, Искусство

Художник Григорьева-Климова Ольга Вячеславовна



Родилась 1 ноября 1984 года. В 2001- 2006 училась в Крымском художественном
училище им. Самокиша. Закончила с красным дипломом.
В настоящее время учится в Киевской академии изобразительного искусства и архитектуры.


Натюрморт с медным самоваром

Читать далее...  ]

источник
еще источник

Метки: Художники, живопись

Загляните в «Литу»

В центре города, по улице Карла Маркса, открылся Центр тагильского сувенира «Лита», что можно перевести как лаковое искусство Тагила. Идея создания этого центра принадлежит Нине Викторовне Чистяковой. Она сама мастер по росписи и ей понятны проблемы художников. Прежде всего, это, конечно, реализация работ, так как в специализированных магазинах и салонах под них просто не хватает места, а в центре они представлены в большом количестве. Здесь можно полюбоваться росписью многих мастеров, заказать авторам поднос с понравившимся сюжетом.



Задачу Н. В. Чистякова видит в том, чтобы по максимуму представить тагильчанам и гостям города авторов-художников декоративной росписи по металлу. А самим художникам — помочь с заготовками, реализацией, покрытием лаком и другими услугами. У нас в городе много уникальных мастеров. Тагильский подносный промысел возник более двухсот пятидесяти лет назад. Всего в России два места подносного промысла: Жостово и Нижний Тагил. Тагильские подносы знают и в Екатеринбурге, и в Москве, и за границей.

В марте и в апреле этого года в Москве состоялись две выставки народных промыслов «Ладья весенняя» и «Жар-птица», где именно подносы пользовались большим успехом, и в итоге Нина Викторовна привезла в центр около сотни заказов на них. Больше всех заказов у Н.Л. Прудниковой Ее холодная фиолетово-синяя гамма пришлась по душе москвичам и гостям столицы. Хороши и подносы С.С. Орловой: они нарядные, как будто новенький ситцевый платочек. С благодарностью говорит Н.В. Чистякова и о Т. Д. Бинас, показывая мне ее замечательные работы. Татьяна Дмитриевна поддерживает начинание с центром «Лита» и помогает, чем может, Нине Викторовне.

На сюжетных работах А. Т. Сидоровой, выставленных в Центре тагильского сувенира, невольно задерживается взгляд. Утонченные, деликатные цветы в работах Н. Н. Кошкиной, кажется, источают аромат. И подносы самой хозяйки центра хороши, особенно ее подсолнухи. Пришла в «Литу» художница Р. Р. Смотрина, и ее «Райские птицы», что она принесла лакировать, навеяли сказку.

Пока я увлеченно рассматривала авторские работы, заходили люди и с интересом тоже присоединялись к моему занятию – любованию искусством.

В этом году исполняется 265 лет уральской росписи, и к этому событию приурочена выставка «Возрождая розу» в нижнетагильском музее изобразительных искусств. Хочется, чтобы центр, где так много внимания уделяют подносному промыслу, работал и развивался.

Инна ЛЕОНОВА

источник

Метки: Искусство, тагильский поднос, Тагильская роспись

Юбилей отмечает знаменитая тагильская роспись в 2011 г.

В этом году фирменным уральским розам на подносах исполняется 265 лет. Это ремесло даже по закону закреплено за тагильчанами.



Ирина Решетова выводит на подносе знаменитую «тагильскую розу». Пальцем намечает контуры бутона, широким мазком рисует лепестки. Старинный промысел росписи на подносах на годы был забыт, однако сегодня возрождается вновь. Вместе с Ириной это ремесло освоили ещё два десятка тагильских художников.

Особых условий работы не требуется, в распоряжении достаточно иметь только кисти и краски. Но если одни работают дома, то здесь производство поставлено на поток. На этом предприятии пять мастериц за месяц успевают написать 60 подносов, и все – на заказ. Затем покрывают лаком и отправляют в сушильную печь. Эта работа хоть и напоминает конвейер, однако почти полностью ручная, за что её так любят иностранцы.

Копии этого подноса – на нём изображена картина Буве – с удовольствием забрали французы, – рассказывают в музее колледжа прикладного искусства. Чтобы сохранить ремесло, которое даже в законе закреплено за Нижним Тагилом, в местном колледже открыли целый курс. Преподаватели уверены: были бы силы и желание – тагильская роспись могла бы стать по-настоящему популярной. Однако пока вместо фирменной розы, рассказывает Ирина Решетова, тагильчане просят художников нарисовать более современные изображения.

источник http://tagil09.ru/news/arti...

Метки: Искусство, тагильская роспись.

Продолжатели традиции

Уральская лаковая живопись по металлу возникла в восемнадцатом веке при нижнетагильских заводах. Демидовы, будучи главными и взыскательными заказчиками расписных изделий, всячески поощряли и поддерживали развитие лакового промысла. В Нижнем Тагиле с годами складывались целые художественные династии, бережно передающие из поколения в поколение секреты живописного и лакировального мастерства. Наиболее известные из них Худояровы, чье имя носит музей подносного промысла, Дубасниковы, коллекция трафаретных орнаментов которых стала школой для современных художников. Тагильские подносы в конце XVIII - середине XIX века - это подносы-картины, когда в центре зеркала подноса располагалось цветочное, пейзажное изображение, а края зеркала обрамлялись широкой полосой геометрического или стилизованного растительного орнамента.







Сегодня мы с гордостью говорим, что руками тагильских мастеров-художников восстановлены цветочная и ягодная росписи, трафаретные орнаменты, совершенствуется сюжетная роспись. Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов, законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за двухсотпятидесятилетний период ее существования.







Продолжатели традиций художников работают на Нижнетагильском металлургическом комбинате и сейчас. Сегодня мы предлагаем вам фоторепортаж из этого творческого подразделения художников по металлу. Мазок за мазком ложится краска... и на тагильских подносах оживают пейзажи.



Фото Виталия Майшева.

Газета "Новости "Евраза" от 11.01.2007.

источник http://history.ntagil.ru/10...

Метки: Роспись, Тагильская роспись

Что должен знать каждый художник? 100 советов на заметку

удь вы начинающий художник, или профессионал, возьмите эти советы себе на заметку.

Пишите каждый день.

Читать далее...  ]
источник

Метки: Искусство, Художники

Хранители и первооткрыватели


Уральская земля богата талантами. На прошедшей неделе состоялись торжества, посвященные знаменательной дате - 260 лет уральской лаковой живописи по металлу.

Вообще точка отсчета этой даты принята довольно условно. Именно тогда демидовские крепостные, свезенные на Урал со всей России, стали расписывать изделия местного производства - на железе, меди, бересте...

Александр Максяшин, профессор Российского профессионально-педагогического университета:

- Много говорится о подносной живописи, о том, что на Урале родоначальником этой живописи является Нижний Тагил. Как ни в одном другом городе Урала, здесь присутствует дух, аура преемственности мастеров.

Торжества начались с большого мастер-класса. Любой новичок мог попробовать свои силы, а умельцы - перенять мастерство друг у друга, Вели классы мэтры Палеха и Нижнего Тагила, а также начинающие ювелиры и мастера росписи подносов из Качканара и Тагила.

Кроме того, администрация Нижнего Тагила, Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал" совместно с училищем прикладного искусства провели Третьи Худояровские чтения, в рамках которых состоялись научные конференции, пресс-конференция, выставки и мастер-классы.



Альфия Фахретденова, заместитель директора по научной работе МУК "Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал":

- Конечно, не хватает хорошего предприятия, которое бы занималось производством предметов народного промысла. Но тем не менее промыслы будут жить, в этом нет сомнения. В городе более 800 мастеров. Училище искусств готовит прекрасные молодые кадры.


Шкатулки мастеров города Холуй

Пожалуй, одним из самых ярких мероприятий стало открытие выставки "Шесть цветов русской души" в музее изобразительных искусств. На ней собраны работы мастеров со всей России: Палех, Холуй, Федоскино, Мстера и, конечно же, Нижний Тагил. Выставка проходит при поддержке губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, который преподнес в дар музею 15 иллюстраций к сказам Бажова, выполненных художниками екатеринбургской творческой мастерской "Палешане".


Поднос Т. Бинас "Элегия"

Елена Ильина, заместитель директора по научной работе музея изобразительных искусств:

- Коллекция собиралась долго - представлено более четырехсот экспонатов. Затрачено много сил и душевных, и физических.

Работники музея объехали многие уголки нашей родины, чтобы привезти произведения искусств миниатюрной и лаковой живописи. Здесь также представлены экспонаты нашего музея и музея ювелирного и камнерезного дела.

Открывая пресс-конференцию, начальник управления культуры Владимир Капкан заметил, что, несмотря на экономическую нестабильность и упадок последних лет, нижнетагильские мастера сумели сохранить творческие традиции, мастерство. Тому подтверждение - проходящие торжества.

Андрей Петров, председатель палехского союза художников:

- Я рад, что смог побывать здесь. Понравилась идея проведения подобной выставки. Как она получилась, это, конечно, другой вопрос. Например, федоскинские мастера могли бы быть представлены шире. Но я думаю, что следующая экспозиция будет еще лучше. Вообще замечательно, что в Тагиле помнят свою историю, знают истоки культуры, живы народные промыслы, готовят мастеров.

О том, что торжества не просто удались, но вышли на новый - всероссийский уровень, говорили многие участники.

Петр Григорьевич Зеленцов, директор холуйских художественных мастерских:

- Прекрасная выставка. Нам ничего другого не остается, как устроить подобную выставку в Холуе. И обязательно пригласить в гости тагильских мастеров. Кстати, подобная выставка раньше ни разу не проводилась. Нижний Тагил е этом смысле первооткрыватель.

Подготовила Оксана ЧЕРНАВИНА.

фото М. Бинас и О. Чернавиной.

Литература: Газета "Телекон Weekly" от 22.11.2006.
источник http://history.ntagil.ru/10...

Метки: Роспись

<strong>Микроскульптуры Dalton Ghetti, из грифеля карандаша</str

Микроскульптуры Dalton Ghetti, из грифеля карандаша

Dalton Ghetti (Далтон Гетти) — 45-летний житель Бриджпорта (США, штат Коннектикут), который изготавливает миниатюрные скульптуры из грифелей карандашей вот уже 25 лет. Среди работ автора можно увидеть ботинок, церковь, бюст Элвиса. Не так давно Далтон создал серию из 26 скульптур, где на кончике каждого карандаша вырезал букву английского алфавита.

 (551x621, 76Kb)


Dalton Ghetti работает очень медленно. Он не использует никаких специальных приспособлений: для работы ему нужно только лезвие, швейная игла и очень яркий свет. Чтобы защитить свое зрение, автор работает не более полутора часов день. Одна крошечная скульптура может занять несколько месяцев, а на создание уже упоминавшегося алфавита у Далтона ушло 2,5 года.

Читать далее...  ]
источник

Метки: Искусство

Легенде тагильской росписи подносов 100 лет

Легенде тагильской росписи подносов 100 лет 07.10.2010



Ираиде Аревьевой, чье имя неразрывно связано с историей тагильской техники росписи подносов, 6-го октября исполнилось бы 100 лет.

В 1931 году Ираида Агеевна пришла в артель «Металлист», когда мастера с тагильской техники росписи подносов перешли на жостовскую. Как рассказала корреспонденам Радио «Маяк» Елена Устюгова, научный сотрудник музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Ираида Агеевна внесла большой в клад в подготовку художников, которые в дальнейшем возрождали тагильскую роспись. 40 лет Ираида Аревьева была наставницей для тагильских мастеров. Сейчас в музее истории подносного промысла сохранился один поднос, расписанный Ираидой Агеевной, и четыре эскиза.

© Новости предоставлены Радио «Маяк - Нижний Тагил» 104,7 FM
источник http://tagilcity.ru/news/ta...

Метки: Тагильская роспись, подносы, Имена

Хрустальный лак

Хрустальный лак


Наши старики по Тагилу* да по Невьянску** тайну одну знали.

* ( (Нижний) Тагил - город на Среднем Урале, на реке Тагил, где развиты местные промыслы: роспись по металлу, резьба по камню, по дереву и некоторые другие. )

** (Невьянск - небольшой старинный уральский город, основанный в начале XVIII века. )

Для красоты они рисунки в железо вгоняли (painted on metal surfaces). Ремесло занятное и себе не в убыток (profitable). Поделка из дешёвых, спрос (demand) на неё большой, а знающих ту хитрость мало. Семей десять по Тагилу и столько же по Невьянску. Они и кормились от этого (earned their living by this craft) ремесла. И неплохо кормились.

Дело по видимости (at first sight) простое. Нарисуют что-либо на железном подносе, либо того проще - вырежут картину, наклеят её и покроют лаком. А лак такой, что через него всё до капельки видно (the minutest details), и станет та картинка как влитая в железо. Глядишь и не поймёшь, как она туда попала. И держится крепко. Ни жаром, ни морозом её не берёт.

Сила мастерства, значит, в этом лаке и состояла.

Такой лак, понятно, не в лавках (in shops) покупали, а сами варили. А как да из чего, про то одни главные мастера знали и тайну эту крепко держали.

Назывался этот лак, глядя по месту, либо тагильским, либо невьянским, а больше того - хрустальным.

Слух об этом хрустальном лаке далеко прошёл и до чужих краёв, видно, докатился (had reached).

И вот объявился в здешних местах проезжий барин*. Стал он будто заводы да рудники осматривать, а сам допытывался, как лак варят. Ну а мастера местные начальство сердить не хотели, ему отвечали: "Варим на постном масле, берём столько-то того, столько-то этого ... А время замечать надо, а то ничего не получится". С тем и уехал... а про время мало любопытствовал.

* (Проезжий барин - здесь имеется в виду человек благородного происхождения, который на некоторое время приехал из далёких мест.)

Современные подносы из Нижнего Тагила
Современные подносы из Нижнего Тагила


А вскоре объявился в Тагиле новый приезжий по прозванью Фёдор Фёдорович, но из таких, с коими один на один спать остерегайся (be careful not to).

Дел у него нет, а всё про подносы у мастеров расспрашивает, ну всё до тонкости узнаёт. И нашёл он подход (gained the confidence of) к мастеру Артюхе Сергачу, который тайну с лаком не хуже других знал, а был мужик задорный (cunning). И вот сговорились они с барином, что Артюха сварит на глазах у барина лак и покроет двенадцать подносов... В свидетели они взяли деда Мирона, барин и деньги ему отдал, на которые они спорили...

И повёл Артюха барина в баню, сказал, что там будет подносы лаком покрывать. Баня жарко натоплена (heated) была. Барин не выдержал, выбежал, а вскоре и Артюха вышел и говорит: "Шесть часов для просушки". Когда время пришло, сдал Артюха при деде Мироне барину подносы, а тот ему деньги отдал и уехал.

Сергач собрал всех мастеров тагильских да невьянских, отдал им деньги со словами: "Вот разделите без обиды". И рассказал он мастерам, как он с барином в баню ходил и как лак тогда в бороде прятал.

По сказу П. Бажова

источник http://artyx.ru/books/item/...

Метки: Тагильская роспись, лаковая роспись, тагильский поднос

Весенняя верба

Уроки рисования гуашью

Ну вот, наконец, зима близится к концу, а впереди весна. Настроение чаще бывает почти весенним, поэтому попробуем нарисовать первый весенний натюрморт — веточки вербы.
смотреть далее

Метки: рисование

Внимание - "На севере диком"

С картиной И. Шишкина " На севере диком" знакомы многие. Этот мотив нашел свое продолжение на подносах тагильских художников.
Михаил Лермонтов
"На севере диком стоит одиноко..."

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.



Картина «На севере диком» написана И. И. Шишкиным в 1890 году по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Полотно носит отпечаток романтической живописи Куинджи, с которым Шишкин в тот период своей жизни был очень дружен.

Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом.

Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

Гордо, с достоинством стоит могучая сосна. Как богатая риза на плечах священника, тяжелые хлопья сверкающего снега лежат на могучих ее ветвях. На макушке сосны шапка снега как будто сливается с бегущими по грозовому небу облаками. Мы ощущаем царящее вокруг безмолвие и сгущающийся мрак.

О чем мечтает, о чем грезит сосна? Может быть, о далекой родной душе, такой же одинокой и возвышенной? Мы не знаем этого, но чувствуем, что нет в мире такой силы, которая сможет сломать сосну, подчинить ее себе.

Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Картина «На севере диком» - один из самых ярких примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Мы видим, что суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передает и состояние зимнего оцепенения, и чувство гнетущего одиночества.

Полотно «На севере диком» передает те же чувства, что и стихотворение великого поэта, но другими средствами – с помощью живописи. Наверное, автор стихотворения по достоинству оценил бы великий талант Шишкина.


выполнила С. Соседкова


выполнила А. Сидорова (Радыгина)


фарфоровая тарелка

колокольчик


источник
источник

Метки: Роспись, Художники, пейзаж

Керамика солнечной Сицилии

Мне было интересно рассматривать эти тарелочки, плитки, фигурки. Думаю, что это будет интересно посмотреть всем.
Фото сделано в городах Эриче и Монреале (Сицилия. Италия) в сентябре 2011 года.







смотреть далее...  ]

Метки: роспись по керамике

И - март! И - свет!

И - март! И - свет! И в окнах - птичьи стаи,
на тротуарах - талая вода,
мимозы пух. И женщины вздыхают:
Ах, если б так любили нас всегда!

Мужчины, словно в позднем неолите,
несут добычу. Всё же, каждый час
мы любим вас!
И вы себя любите.
И это будет - общее у нас.
A Silver



Berit Kruget Johnsen


Berit Kruget Johnsen


Berit Kruget Johnsen

Снова начинается весна!
Календарь улыбками расцвечен.
Мартовская почта принесла
Поздравленья для любимых женщин.

Мы без них не значим ничего!
Не пытайтесь даже спорить с этим.
Женщины прекраснее всего
И главней всего на белом свете!

И от нас вниманья ждут опять
В милом настроении весеннем.
Их желанья надо исполнять.
Месяц март: сюрпризы и веселье!

Пётр Давыдов

источник благодарю http://e.mail.ru/cgi-bin/li...

Метки: праздники

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу