Все игры
Запись

Александр Збруев - парень с Арбата (история №5).


И новое поколение с восторгом приняло обаятельного актера в «Бедной Саше» Тиграна Кеосаяна, где он сыграл гениального взломщика сейфов с улыбкой Деда-Мороза.

У нас инфантильный кинематограф – он не рождает мужественных героев. Нет такого проявления мощного мужского начала, сильного. Сегодня самые большие мужские проявления на экране – это бесконечные картины о ментах. Ну что это такое? Милиционеры, которые выдают себя за мужчин. Это же глупость…

ТЕАТР.

Своеобразно складывалась судьба актера в театре. Он оказался здесь странным однолюбом, что особенно удивительно в эпоху, когда артисты меняют драматические коллективы как перчатки, а чаще и вовсе обходятся антрепризой. 

Поначалу Збруев работал в Московском театре им. Ленинского комсомола под руководством Анатолия Эфроса, очень успешно сыграл Марата Евстигнеева в спектакле по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Запомнился и в других спектаклях. Когда Эфрос вынужден был уйти в театр на Малой Бронной, вслед за режиссером туда отправились многие ведущие актеры — Ольга Яковлева, Лев Дуров, Валентин Смирнитский…  

Почему Збруев остался, не ушел — загадка. Он остался и пережил с единственным своим театром все этапы его развития, превращение в суперпопулярнейший Ленком и многое другое. К началу 80-х годов Ленком стал "культовым" театром, и попасть в него было делом не простым. А после окончания каждого спектакля толпы поклонников поджидали своих кумиров у служебного входа. И особенно сильно донимали они тогда нескольких актеров: А. Збруева, О. Янковского, Н. Караченцова и А. Абдулова. Говорят, что первым не выдержал такого ажиотажа именно Збруев. В один из дней он собрал у служебного входа наиболее ретивых своих воздыхательниц, выстроил их по росту и сказал стоявшему рядом администратору театра: "Посмотрите на них внимательно и запомните каждую. И чтобы с этого дня ни одна из них здесь больше не появлялась!"

И все-таки эта мера мало повлияла на ситуацию: поклонники продолжали осаждать своего кумира. Поэтому пешие прогулки Збруева от Ленкома до его дома на улице Горького (там располагается магазин "Наташа") доставляли ему массу неудобств.

Легко ли было чувствовать артисту, что Марк Захаров, уважая его, все равно расценивал Александра как человека из другого, прошлого театра, который был до Захарова. Збруев играл (Клавдия в «Гамлете», например), но в основном у других режиссеров, Марк Анатольевич не ставил спектакли на него, он ставил на Абдулова, на Караченцова, на Янковского. Ни в одной из шлягерных постановок Захарова Збруев не занимал ведущее место. Если играл, то не первостепенные роли — в «Иванове», «Оптимистической трагедии», «Мудреце». 


Он терпел. Он ждал. Некоторые зрители даже думали, что он покинул Ленком. Но потом, позднее все стало меняться. Вот Збруев получил заметную роль в спектакле Захарова «Ва-банк» (по «Последней жертве» А.Островского), вот засветился в «Шуте Балакиреве», вот вместе с другими «народными» Ленкома блеснул в гоголевской «Женитьбе». Смерть Александра Абдулова и болезнь Николая Караченцова обнажили необходимость такого актера, как Александр Збруев.В околотеатральных кругах довелось слышать историю о том, что Глеб Панфилов, задумав постановку «Гамлета», предложил Збруеву сыграть главную роль. Янковский предполагался на роль Клавдия. Когда же Збруев позвонил коллеге, чтобы обсудить этот проект и возможность пробить его постановку на ленкомовской сцене, Янковский тут же стал выяснять, кто будет играть главную роль, давая понять, что поддержит идею, если эта роль достанется ему. И Збруев не задумываясь подарил Янковскому Гамлета, оставив себе Клавдия!..

 Еще одна такая роль – Николай Второй в некоммерческом антрепризном спектакле «Последняя ночь последнего царя» по пьесе Радзинского в постановке Фокина, где вместе со мной играют Михаил Ульянов, Ирина Купченко, Евгений Миронов и детская балетная труппа Михаила Лавровского. И хотя я очень настороженно отношусь к антрепризе, участие в этом спектакле было очень важным для меня. Хотя я даже не отдавал себе в этом отчета. Я только понимал, что должен сыграть. Перекрестился и пошел на сцену. Но на одной из репетиций свалился с декорации и довольно сильно разбил голову. После чего помолился в церкви, еще раз перекрестился и попросил у Всевышнего разрешения играть эту роль. И сыграл. 

Сейчас я играю в спектакле «Варвар и еретик». Для меня это больше знак, чем роль. Остается огромное количество неиспользованной энергии. Я не жалуюсь, просто так сложилось…


"ВАРВАР И ЕРЕТИК" аншлаговый спектакль с участием звезд: Александра Абдулова, Инны Чуриковой, Александры Захаровой, Леонида Броневого, Марии Мироновой, Андрея Соколова, Сергея Чонишвили.

НЕВЫЕЗДНОЙ.

Несмотря на огромную популярность Збруева у зрителей, официальные власти относились к нему с недоверием. Характер он имел достаточно резкий, непреклонный, что чиновниками от искусства никогда не поощрялось.
Например, в 1980 году, когда Збруев снимался в главной роли в фильме "Кольцо из Амстердама", съемочная группа должна была лететь в Голландию для съемок нескольких эпизодов. Однако режиссеру внезапно заявили, что все актеры лететь могут, а вот Збруев... "Но он же главный герой!" - попытался было возразить режиссер, но этот довод на чиновников не произвел никакого впечатления. Пришлось Голландию забыть и все "западные" эпизоды снимать в Прибалтике. Благо что в эти края актеру съездить разрешили.

В силу внутренней интеллигентности он никогда не ходил к начальству и не бил себя кулаком в грудь. Оттого и звания все получал гораздо позже, чем его коллеги, и в
зарубежные поездки его очень долго не выпускали.

В ту пору очень многие были невыездными. Меня не выпускали с моими фильмами во Францию на фестиваль Авиньон, в Португалию, на киносъемки в Голландию, Колумбию... И выпустили совершенно неожиданно. На фестиваль в Венецию ехала очень большая делегация кинематографистов, в их числе и я. Возможно, сыграло свою роль то, что я очень конкретно повел себя в довольно скользкой ситуации... 
 Поняв, что это за звонок, я стал «прикалываться»: мол, какая еще служба? Тот убеждал, что встретиться надо обязательно, например, по дороге в театр. А узнаю я его безо всяких проблем. Тем более ему известно, на какой машине я подъеду... Пришлось согласиться. И уже на Кузнецком мосту этот человек прямым текстом – разве что интеллигентно и с милой улыбкой – стал предлагать мне поработать на эту самую организацию, мотивируя предложение моей общительностью, обаятельностью и отношением ко мне окружающих. Пытался заинтересовать ссудой для посещения ресторанов, для более беспечной жизни... Едва сдержался, чтобы не обложить его и не послать слишком далеко. Категорично и резко отрезал, что из этой затеи у них ничего не получится – обратились не по адресу. Быстренько распрощался, мол, тороплюсь на репетицию. По всей видимости, и в глазах моих что-то еще происходило в этот момент, потому что «товарищ» буквально выскочил из машины. Но что самое удивительное, буквально через несколько дней я выехал за границу! А когда вернулся, снова раздался звонок. И в трубке – тот же голос, мол, вот вы уже и в Венецию съездили... Что-нибудь интересного там было?.. И я, прикинувшись, что непонимаю вопроса, стал рассказывать, какой потрясающий город Венеция...
Однажды утром в моей  квартире раздался телефонный звонок. Незнакомец, назвавшись представителем службы, о которой по телефону особенно не говорят, предложил встретиться. 

РОМАН С ПРОДОЛЖЕНИЕМ.

В  80-х годах у Збруева случился роман с Еленой Шаниной, трепетной Кончитой из культового ленкомовского спектакля «Юнона и Авось».   Эта связь оказалась настолько  длительной и серьезной, что в 1993 году у сорокалетней Елены Шаниной на свет появилась дочка Таня, названая в честь мамы Збруева.   Збруев признал Танечку своим ребенком и стал часто появляться с ней на людях. Александру Викторовичу на тот момент исполнилось 55 лет. Он сам рассказал жене о внебрачном ребенке. Говорят, тогда он не ушел из семьи из-за старшей дочери Натальи.  Долгое время актер жил на два дома. Дни проводил с Шаниной, а ночевал с законной супругой..

Да, отец моей дочки Тани — Александр,признается Шанина.Папа у нас — приходящий. Но я в этом не вижу ничего страшного. Наша Танечка получает ровно столько родительской любви, сколько ей нужно. Александр Викторович всегда помогает мне с дочерью. В детстве нянчил Таню, давая мне таким образом отдохнуть маленько. Да и теперь нас не забывает!.. Я всегда была с дочерью  предельно искренней, ничего не придумывала, не врала. Таня в этой жизни понимает больше, чем я, она удивительно мудрый человек. Благодаря тому, что ей никогда не морочили голову, она любит и папу, и меня, она выросла в любви.Да и как можно бороться за любовь? Предъявлять претензии? Ты должен меня любить! Нужно так относиться к любимому, чтобы ему было с тобой хорошо. Если действительно любишь, а он с тобой несчастлив - отпусти его. Ты встречаешь человека, со временем понимаешь, что без него не сможешь жить, но есть границы, через которые невозможно перешагнуть, как бы ни любил. Я никогда не была собственницей, уважаю независимость - и свою, и другого человека. Но  если бы, тьфу-тьфу, подобная жизненная ситуация сложилась у Танечки я  бы сказала: категорически рвать.


Для  дочери от первого брака Наташи  это был страшный удар. Она сердилась на Людмилу Михайловну, постоянно твердила: «Мама, почему ты с ним не разведешься? Ты же знаешь, что у него другая женщина!» Заявила, что не будет поступать ни в какие вузы. И действительно - после школы пошла работать продавщицей в магазин «Наташа», который располагался в доме, где жили Збруевы.Людмила Савельева,супруга Збруева,  на все отвечает кратко:

Мы с Сашей живем вместе уже более 40 лет и разводиться не собираемся! Что касается его дочери Татьяны, то... спрашивайте об этом Сашу самого! У нас со Збруевым только одна дочь — Наташенька! И мы все счастливы!

Александр Збруев все разговоры  на  тему личной жизни   предпочитает  не комментировать...

Я довольно часто получаю письма от людей, которые просят, умоляют помочь их детям сделать какие-то операции. И каждый раз чувствую себя безумно несчастным от того, что не располагаю такими возможностями. Ведь посмотрите – на Западе актеры не только благотворительностью занимаются, но и могут позволить себе иметь по пять-шесть детей, у того же Андрона Кончаловского – пятеро... Как бы я хотел иметь столько же! Но не могу позволить себе в наших условиях это безрассудство, а значит, уже не могу быть в полной мере счастливым. И не могу снять с себя всю меру ответственности перед близкими людьми... Наша страна не дает нам возможности ощущать себя счастливыми. Так что все очень и очень грустно. 

В РОЛИ БИЗНЕСМЕНА.

Многое было в жизни Александра Збруева. Он падал с лошади, ломал руку, был невыездным, попадал в автомобильную аварию. Наконец, стал бизнесменом — в конце 1995 открыл в Ленкоме ресторан ТРАМ (расшифровывается как «театральный ресторан актеров Москвы»). Блюда там названы в честь коллег — актеров Ленкома. Олег Янковский даже обиделся, что с ним не посоветовались, назвав одно из блюд «Барон Мюнхгаузен». 

Идея пришла просто - жизнь подсказала. Актеры много времени проводят в театре. Собираются, как правило, в буфете. Он у нас неплохой вроде бы, но с какими-то тараканчиками и мышками. И вот сидим мы как-то с товарищем (он не имеет отношения к театру), смотрим - одежда на столах навалена, стулья сломаны. В общем, проходной двор. Товарищ мой и говорит: "Давай сделаем ресторан". Вложил деньги. И пожалуйста - "ТРАМ" существует. Это наш Ленком раньше так назывался, мы

Меню в «ТРАМе» придумал ленкомовский драматург и известный писатель Дима Липскеров: только в нашем ресторане можно попробовать блюда «Трофей Мюнхгаузена», «Третий акт», «На дне», «Монтировщик Вася», «Захаров-фиш»...только расшифровывать стали по-другому: "Театральный ресторан актеров Москвы… Но это не совсем мой ресторан. Там мое имя. Скорее я человек из Ленкома, который здесь "на хозяйстве". И эта роль для меня пока необычна.


В 1999 году вместе с другими известными артистами принял участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко "Поют звёзды театра и кино", где с успехом выступил как исполнитель песен. Итогом проекта стали концерты и музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный "Радио МПС.

И ЕЩЕ...

Александр Збруев  любит  ночные прогулки.  Он  садится в машину, катается по Москве, подвозит  случайных людей.

Я вообще люблю ездить ночью, когда мало машин, дорога свободная. Включишь радио, поставишь какую-то музыку... Обычно я никого не подвожу, потому что прекрасно чувствую себя в одиночестве — мне нравится спокойно смотреть на притихшую Москву, заезжать в переулки, но как-то, увидев вдоль трассы девочек-проституток, остановился...  Просто любопытно было. Я долго ездил, часа полтора-два, а они все стоят. Попросил «мамку»: «Девчонку посадите со мной», — буквально так. «А вам какую?». — «Да мне неважно — какую дадите». 
Первый вопрос был: «Ты Збруев?». Туда-сюда, перебросились несколькими фразами, и я начал потихоньку расспрашивать ее о жизни: почему, откуда? Час мы по Москве колесили, а она все недоумевала: куда это я? Повезу ее куда-нибудь или нет? Потом я вернул пассажирку на то место, откуда взял. «Сколько?» — спросил «мамку». Она сумму назвала, я отдал деньги и дальше поехал. 

Ну и еще случай был.
Как-то вижу — стоят девочки. Одну подозвал: «Садись, рассказывай». Сначала она стеснялась, а потом такие подробности выдавать начала: о парне, с которым
встречается, о том, почему стала собой торговать... Об этом можно запросто написать книгу, причем история не будет банальной...кликнули, и она плюхнулась на сиденье рядом.

Последнее время в прессе все чаще стали появляться статьи о пошатнувшемся здоровье 72-летнего Александра Збруева.  Он даже прошел обследование в одной из клиник. Сначала медики подозревали, что у Збруева онкологическое заболевание, но, к счастью, диагноз не подтвердился. Несмотря на опасения врачей, сам Збруев не намерен отдыхать и продолжает выходить на «ленкомовскую» сцену.

Особенной радости, задора – этого во мне нет. Правда,  внешне я произвожу впечатление совершенно другого человека. Меня устраивает мое публичное одиночество, мне в нем удобно, хорошо, уютно. Я смотрю вокруг не то,  чтобы с прищуром…  Просто стараюсь не подключаться к тому, что меня раздражает, к тому, что против моей структуры вообще.

Сайт Александра Збруева http://alexandrzbruev.ru/
По материалам прессы Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Нравится

Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Irina GeRda      26-05-2011 00:59 (ссылка)
Re: Время Александра Збруева______5
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
1962 — Мой младший брат — Димка Денисов
1962 — Путешествие в апрель — Костик
1964 — Пядь земли — лейтенант Мотовилов
1965 — Чистые пруды — Сергей Ракитин
1966 — Два билета на дневной сеанс — Александр Алёшин
1968 — От снега до снега — Игорь
1969 — Где 042? — Дончак Константин Семенович
1969 — Сотвори бой — Владимир
1970 — Опекун — тунеядец Миша Короедов
1971 — Антрацит — Юрий Купцов
1971 — Марат, Лика, Леонидик (фильм-спектакль) — Марат
1972 — Круг — Александр Алёшин
1973 — Большая перемена — Григорий Ганжа
1974 — Романс о влюблённых — Волгин
1975 — Победитель — Спиридонов
1975 — Повесть о человеческом сердце — Чумаков
1976 — Мелодии белой ночи — Фёдор
1976 — Меня это не касается — Сергей Шубников
1979 — Выстрел в спину — Перов Олег
1980 — История кавалера де Грие и Манон Леско (телеспектакль) — маркиз-«брат»
1980 — Такие же, как мы! — Алексей Крылов
1981 — Именем Земли и Солнца. Хория. (фильм-спектакль) — Хория
1981 — Кольцо из Амстердама — Фастов Юрий Викторович
1981 — Тайна записной книжки — Алексей Шапенский
1982 — Наследница по прямой — Влад
1982 — Предисловие к битве — Самарин
1982 — Дом, который построил Свифт — лилипут Рельб
1983 — Семь часов до гибели — Кусаков, пилот вертолёта
1983 — У опасной черты — Сергей Громов
1983 — Шёл четвёртый год войны — Александр Михайлович Спирин
1984 — Тайна виллы «Грета» — Трани
1984 — Успех — Олег Зуев
1985 — Батальоны просят огня — капитан Борис Ермаков
1986 — Зина-Зинуля — инженер Кузьмин
1986 — Одинокая женщина желает познакомиться — Валентин Спиридонов
1986 — Попутчик — Жилин
1986 — Храни меня, мой талисман — Толя
1987 — Свободное падение — врач
1987 — Филёр — Яков Пяткин
1987 — Автопортрет неизвестного — Белов
1988 — Убить дракона — Фридрихсен
1989 — Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви — Илья
1991 — Ближний круг — Сталин
1992 — Дом на Рождественском бульваре — Он
1993 — Желание любви — Александр Аларин
1993 — Золото — Беллоцио
1993 — Ты у меня одна — Евгений Тимошин
1994 — Кофе с лимоном — друг Островского
1994 — Маэстро вор — Владимир Белецкий
1995 — Всё будет хорошо — Константин Петрович Смирнов
1997 — Бедная Саша — Володя Берёзкин
1997 — Мы дети твои, Москва
1997 — Шизофрения — Александр Викторович, психолог
2000 — Бременские музыканты — отец Кота
2001 — Северное сияние — Сергей Анатольевич
2002 — О любви — Николай Трофимович, доктор
2002 — Шут Балакирев (фильм-спектакль) — Ягужинский
2004 — Кожа саламандры — Вадим Ершов
2004 — Ва-банк (фильм-спектакль) — Флор Федулыч Прибытков
2007 — Лузер — камео (нет в титрах)
2011 — Не спать — (в производстве)
     15-06-2011 16:15 (ссылка)
Re: Время Александра Збруева______5
Очень очень люблю фильм *Все будет хорошо!*
     15-06-2011 22:37 (ссылка)
Re: Время Александра Збруева______5
а мне все что связано с фильмом и Збруевым!!!
     15-06-2011 22:38 (ссылка)
Re: Время Александра Збруева______5
Мой любимый фильм все будет хорошо