Все игры
Обсуждения
Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

Частный мастер тату

Качественные Художественные,авторские татуировки,все виды ,сложности,цвета,перекрытие старых работ,коррекция ,неоновые тату.недорого.выезд на дом бесплатно ..строго проф.оборудование.опыт работ 8 лет.фото работ предоставляется.цены от 1000 рублей.пишите:alexander.tattoo@yandex.ru ,звоните,акции и скидки к новому году до 80% москва 89150438177

Случай в tattoo-салоне

Секреты японской татуировки


 
В чем неповторимость и оригинальность японского стиля татуировки?
Сегодня никто не оспаривает непревзойденность старых японских мастеров в высоком искусстве использования пучка иголок и красителей. До наших дней выдающиеся современные специалисты хори-моно отказываются использовать электрическую машинку нанесения татуировок. Hаиболее бросающаяся в глаза черта японской татуировки – это ее обширность. Татуировка, которая последовательно на протяжении нескольких лет выполнялась человеку, могла привести к возникновению композиции в форме «кимоно» или «распахнутого плаща». Такая татуировка носит название полной и плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней заканчивается на бедрах.
Мотивы и принципы композиции в японской татуировке сформировались в середине XIX столетия. Татуирование лица, ладоней и подошв – наиболее открытых частей тела – издавна использовалось только для нанесения клейма преступникам.
Выделим характерные черты японской татуировки:
–асимметрия в отличие от классической татуировки маори с Новой Зеландии и часто бессмысленно разбросанных мотивов в европейской татуировке преступников;
–четкое выявление ведущих мотивов;
–введение мелких мотивов, которые иногда оплетают ведущие мотивы и плотно заполняют поверхность тела;
–повторение мелких мотивов;
–фигурность ведущих мотивов, а второплановые мотивы, как и в племенных сообществах, геометрические;
–обведение большинства мотивов декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их;
–заполнение поверхности мотивов интенсивным цветом;
–богатое колористическое разнообразие;
–использование для выразительности татуировки знаний пластической анатомии человека. Мышцы во время напряжения и расслабления как бы придают композиции движение, делая ее очень экспрессивной. Соски и пупок издавна использовались не для выражения иронии или сексуальности, что было характерно европейской татуировке у преступников, а как элементы мотивов -в качестве глаза дракона и т.п.
–динамичность некоторых композиций и в то же время статичная трактовка других;
–разработка деталей большинства композиций и мотивов перед началом работы либо копирование их, хотя сегодня допускают и реализацию одеи клиента;
–завершение композиции путем заполнения мест на кромках геометрическим орнаментом либо надписями.
Особенностью японской татуировки является применяемая исключительно женской половиной населения так называемая негативная татуировка. Она выполнялась посредством втирания в ранки рисовой пудры или окиси цинка. Эта татуировка в обычных условиях незаметна и проявляется в виде побелений на коже после употребления алкоголя, купания и во время близости. Такая татуировка называется «какуси-бори», что в переводе означает «скрытая».
Hельзя обойти вниманием тематику японской татуировки. Она изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев. Среди растительных мотивов необходимо прежде всего выделить: хризантему, некогда атрибут микадо, позже – символ настойчивости и решительности; пион – символ богатства и успеха в жизни; цветок сакуры, у которой лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина; это символ времени и непрочности бытия; лист клена, несущий тоже значение, что красная роза в Европе.
Чрезвычайно эффектно представлен животный мир. Это -дракон, символизирующий власть и силу, но одновременно объединяющий огонь и воду; карп, символизирующий мужество, отвагу, стоицизм; тигр – символ бесстрашия. Особое место занимают разнообразные морские и вообще водные мотивы, что объясняется просто: жизнь многих японцев тесно связана с морем. По этой причине в японской татуировке часто рядом с водными созданиями появляется мотив волны, служащий в качестве фона и выявления фактуры тела. Иногда он диктует стилистическое своеобразие.
Религиозными темами служат фигуры второстепенных буддийских богов. Что касается самого Будды, то в японской татуировке он никогда не появлялся. В японской татуировке можно встретить неизвестных европейцам мифологических фигур. Это обстоятельство, как утверждают некоторые знатоки, сыграло свою роль в ограничении диапазона воздействия японской татуировки на культуру Запада.
В японской татуировке нашла себе место также многочисленная группа народных героев, святых, самураев и монахов, куртизанок, гейш, актеров театра кабуки, борцов сумо и т.д. Причем воплощаются портреты личностей всегда под углом «три четверти» и никогда – фронтально. Значительное число мотивов японской татуировки по происхождению китайское, в том числе дракон, тигр, хризантема и пион. Это позволило некоторым исследователям утверждать, что татуировка была перенята японцами у великого народа-соседа и что это произошло в период царствования рода Токугава при посредничестве китайцев либо корейцев, большое количество которых в те годы осело в районе Нагасаки.
Категоричность этого мнения уводит от истины, сила воздействия китайской татуировки на японскую несравненно слабее. Как отмечалось в начале главы, куда большее влияние на татуировку произвела техника японской гравюры на дереве.
 В древности для нанесения татуировки использовались примитивные приспособления, чаще всего это шипы растений, куски раковин, кости животных. Красителем служила сажа. Начиная с периода Эдо, в практику вошли металлические иглы и сохраняются у японских татуировщиков-традиционалистов до сих пор. (Электрическая машинка, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение высокого класса.) Во время работы татуировщики пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка -комплект из тридцати иголок в форме пучка. Эта связка иголок называется «хари».
Процедура татуирования основана на накалывании кожи при помощи связки иголок со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Считается, что одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Особенно большие композиции выполняются в несколько этапов, что объясняется ограниченной возможностью клиента переносить боль, а также значительным психологическим напряжением татуировщика, которое сопровождается и большими физическими усилиями. Сложная и обширная татуировка выполняется без использования электрической машинки на протяжении нескольких недель. Торопиться при этом нельзя, поскольку клиент может заболеть. Болезнь сопровождается симптомами, характерными для отравления.
В процессе выполнения японской татуировки выделяют пять фаз.  Первая фаза («судзи»), основана на нанесении на кожу эскиза мотива и всей композиции при помощи черной туши или же специального красителя, который прочно удерживается на коже. Для выполнения этой работы достаточно одного сеанса.
Вторая фаза – выделение и закрепление контура инструментом с закрепленным на нем от одной до четырех иголок, которые погружают в очень густую черную тушь.
Третья фаза основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это позволяет достичь нужного наполнения композиции цветом и тона.
Четвертая фаза, называемая «тсуки-хари» («тсуки» – пробивать и «хари» – связка иголок), состоит в неглубоком накалывании небольшим количеством иголок значительных фрагментов поверхности тела без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются в тело.
Пятая фаза заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение этой техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании поверхности композиции. Эта процедура наименее болезненная, поскольку тщательно контролируется, и в то же время наиболее сложная технически.
Японские татуировщики используют преимущественно черный и красный пигменты, реже – бронзовый и совсем редко – зеленый и желтый. После каждой процедуры нанесения татуировки клиент обязан принять ванну. Это улучшает самочувствие и делает татуировку более эффектной. Людей с только что сделанной татуировкой предостерегают от употребления алкоголя, поскольку алкоголь в сочетании с только что проведенным накалыванием кожи может привести к отравлению организма. Татуирование проводится при соблюдении элементарных гигиенических требований. Перед каждой процедурой иглы стерилизуются, а та часть тела, на которую наносится татуировка, дезинфицируется спиртом либо отваром из трав. Иногдапопросьбевосприимчивогокболиклиентаприменяюткокаин.

Xори-моно в сравнении с татуировкой европейской имеет свои специфические отличия. В чем они?
Татуировка в Японии воспринимается как искусство и форма украшения тела, а обладатели татуировки – как объекты искусства.
В японской татуировке большое внимание придается форме, а содержание имеет второстепенное значение.
Вся композиция имеет основное значение, а отдельные мотивы вне всей композиции стоят на втором плане.
Предпочтение отдается темам, символизирующим такие добродетели, как лояльность, преданность, обязательность, которые отсутствуют в европейской татуировке, демонстрирующей склонность к грязным и морально неблаговидным сценам. Изящество японской татуировки, зародившиеся в эпоху Эдо, представляет неповторимую красоту в богатстве красок и мотивах, восходящих к древним народным традициям.
Итак, художественная японская татуировка была вызвана к жизни мещанами. Они принадлежали к низким слоям общества и по распоряжению властей не могли носить бижутерию и богатые одежды. В этой ситуации мещане начали демонстрировать свой достаток посредством приобретения обширных и эффектных татуировок. Татуировка стала приобретать в японской культуре все большее значение. Ее популярность росла благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней не только артистические достоинства, но и новый способ достижения экспрессии на сцене. Постепенно мода на красивые татуировки начала овладевать и кругами японской аристократии.
Hачало XIX века можно назвать золотым в истории японской татуировки. Художественная татуировка, возведенная в то время в ранг изысканного искусства, стала одновременно своеобразным признаком красоты тела и предметом размышлений. Татуировку можно было публично демонстрировать во время купаний, на фестивалях и конкурсах. Попала она и в литературу. Вот некоторые письменные свидетельства.
Сообщается, что в 1804 году побит рекорд на самый большой рисунок татуировки на человеческой коже. Это был громадный дракон, выполненный на спинах 20 мужчин. Во всей своей полноте он мог быть показан только тогда, когда все эти мужчины становились в ряд. К недоумению зрителей, судьи выше оценили другой мотив, представлявший тонко выполненную пчелу, помещенную на деликатном органе мужчины.
Главный герой рассказа Танидзаки (1886-1965) «Татуировка» Сеикичи, молодой и талантливый художник, изменяет материал творчества и переносит свои поиски красоты с бумаги и холста на человеческую кожу. Это поразительное изменение было вызвано тем приятным удовольствием, которое получал Сеикичи, погружая иглы в опухшее и окровавленное человеческое тело. Чем громче стонали жертвы Сеикичи, тем большее наслаждение испытывал герой.
Действие приобретает особые драматические акценты, когда Сеикичи случайно встречается с молодой красивой женщиной, которая через какое-то мгновение исчезает из поля его зрения. С этого времени им овладевает навязчивое желание создать шедевр на спине этой незнакомой ему красавицы. После пяти лет безуспешных поисков он неожиданно встречается с этой женщиной и удовлетворяет свое желание, татуируя на спине возлюбленной огромного паука. Этим творческим актом Сеикичи выносит себе смертельный приговор, о чем поначалу не догадывается. Закончив работу, художник с ужасом понимает, что создал чудовище, которое через мгновение соскочит со спины возлюбленной, чтобы проглотить своего создателя.
И японская татуировка, как все другте, прошла в своей истории периоды взлетов и падений. Король Меидзи, придя к власти в 1868 году, одним из первых своих указов запретил выполнение татуировки. Он считал, что всякая форма обезображивания тела противоречит учению Конфуция и принижает национальное достоинство японцев в глазах жителей Старого Света, цивилизацию которого Меидзи решил перенести на почву Японии. Это был сильный удар для так прекрасно развивавшегося искусства и для многих хори. Hа помощь японской татуировке пришли европейцы. При посредничестве наследника трона английского принца Эдварда, на теле которого во время визита в Страну цветущей сакуры в 1881 году знаменитый Хори Чио вытатуировал дракона, об этом виде необычного творчества узнают английские аристократы.
О японской татуировке заговорила падкая на сенсации лондонская пресса, позже – газеты других западноевропейских стран. Известный французский писатель Пьер Лоти высказывает свое восхищение японской культурой и описывает процедуры, сопровождающие татуировку, которые он сам испытал на себе во время посещения Нагасаки. Почва для моды на художественную татуировку была подготовлена. Это были последние годы столетия, то есть период увлечения японским искусством, которое оказало огромное влияние на формирование различных направлений в европейском искусстве на рубеже XIX и XX столетий. Слава японской гравюры на дереве обошла художественные круги практически всей Европы и Америки, в ней нашли источник вдохновения и убежище от надоевшего и скучного академического искусства.
Такой поворот событий предопределил смягчение санкций по отношению к татуировщикам в самой Японии, а изданный новый закон позволил официально татуировать заграничных путешественников и моряков. Тем не менее развитие японской татуировки было заторможено и она уже никогда не восстановила того величия, которого достигла в период Эдо. Английский журналист Гамбье Болтона, посетивший Японию в конце XIX столетия, писал, что в то время как о японских татуировщиках постоянно говорят практически во всем мире, в их собственной стране царит заговор молчания. Болтон отметил творчество двух выдающихся хори: Чио из Иокогамы и Ясу из Киото. У Хори Чио определенное время ходил в учениках Джордж Барчетт, один из самых выдающихся английских татуировщиков первой половины XX века. Болтон навестил мастерскую Кио, где наблюдал учеников, ожидавших мастера с иглами и тушью в руках. Их тела были разукрашены творениями мастера, из числа которых, по мнению Болтона, особого внимания заслуживал мотив в форме ящерицы в натуральную величину. Болтон с восторгом отметил: «Помещенный на лобной части головы одного из учеников с таким реализмом, что ни одна муха не отваживалась опуститься на его лоб».
Хори Чио прожил недолго. Любовное разочарование привело его в 1900 году к самоубийству. Достойным преемником легендарного хори стал его сын. После смерти выдающегося татуировщика нью-йорская газета назвала его «Шекспиром татуировки».
Да, для японцев время татуировки уже прошло, в прошлом остались вместе с ней наивысшие достижения гравюры на дереве, театра кабуки и богатой народной культуры. В отличие от драмы полинезийской татуировки, с которой боролись и добились своего европейцы, в Японии татуировка была подорвана собственной властью.
Hо искусство татуировки по-прежнему было известно, техника ее выполнения не потеряна. Английский путешественник Э. Арнольд, посетивший Японию в 1890 году, вспоминает, что в этой стране можно было выполнить татуировку на тех частях тела, которые ежедневно не выставлялись на всеобщее обозрение. Татуировка ушла «под платье». Один токийский репортер в 1910 году, желая выяснить, имеет ли везущий его рикша скрытую под одеждой татуировку, попросил его за определенную плату продемонстрировать свои украшения. Оказалось, что на теле рикши было так много драконов, звезд и сцен, описывающих события частной жизни и национальной истории, что на протяжении долгого времени можно было разглядывать это богатство.
В начале периода Сиоуа, продолжавшегося с 1926 по 1989 год, выполнение татуировки было категорически запрещено, японские мастера этого искусства работали в условиях полной конспирации.
Американская оккупация Японии в 1946 году и проведение серьезных политических реформ привели к либерализации общественной жизни Японии. Сложилась и более благоприятная атмосфера для деятельности хори. Однако свобода пришла слишком поздно. Искусство татуировки постепенно впадало в забвение. Причиной этого был тот факт, что мастера, знакомые с традиционными техниками нанесения татуировки, умирали. На сегодняшний день их число ограничивается буквально несколькими, работающими в Токио. Поскольку у них нет учеников, хори-моно осуждено на вымирание. В Осаке работают несколько молодых художников, замечает наблюдатель, но это не делает погоды, хотя бы потому что они пользуются электрическими машинками для татуировки, а их творчество находится под влиянием культуры Запада.
Самые знаменитые хори работают в столице Японии. Наиболее известным в Западной Европе и Америке на конец прошлого является Хори Казуо Огури, на первых ролях Хори Бун, Хори Носи и Хори Йоси III. После войны в Японии возродились клубы, объединяющие обладателей татуировки, которые раз в месяц организуют встречи в частных жилищах либо в специально выбранных мужских банях. Организуются также съезды с участием татуированных, иногда с представительством со всего мира.
Самым важным событием в японском мире татуировки является Сандзиа Матсури – буддийские торжества по случаю прихода весны и осени. Торжества проходят в старом квартале Асакуса, где сохранилось многое от атмосферы старого Эдо. Здесь организуется большое шоу с участием обладателей татуировки.
Будущее японской татуировки, по мнению специалистов, не выглядит слишком оптимистичным. Познакомимся с типичным на этот счет взглядом одного из исследователей: «В современной Японии обладание татуировкой в целом оценивается негативно; в сознании рядового японца татуировка является символом принадлежности к преступному миру, представителей которого в Японии называют якудза. Обладание татуировкой может помешать, например, сделать профессиональную карьеру, наиболее показательной в этом смысле является среда врачей. Татуированного врача не примет на работу ни одна клиника. Татуировка может вызвать дискриминацию ее обладателя и во многих иных ситуациях. В этом можно убедиться, когда вы пожелаете воспользоваться услугами общественной бани. На некоторых из них, особенно на тех, которые находятся в более старых кварталах городов, можно увидеть надпись: «Татуированным вход воспрещен». В самом Токио салоны татуировки законспирированы и лишь посвященные в состоянии найти к ним дорогу». Пропал интерес и к традиционной народной татуировке, которая для жителей городов становится просто непонятной. Японцы конца прошлого столетия находят удовольствие в европейских и американских мотивах татуировки середины века. В этом отношении можно обвинить и некоторых американских татуировщиков, которые таким образом причастны к кризису знаменитого хори-моно.
Более стабильна татуировка преступного мира. Преступники якудза, организованные в банды, используют татуировку, у них она выполняет двойную функцию. Функцию идентификации: представитель якудзы узнает другого участника банды по татуировке, помещенной, например, на бицепсе или на спине. И функцию солидарности, укрепляя связи в рамках преступной группировки.
Обратим внимание читателя на ритуал, который связывает членов якудзы с татуировкой. После нанесения татуировки они подвергаются церемонии исключения из числа участников нормального общества и автоматического присоединения к замкнутой общественной группе. Подобные группы иногда называются на Западе «самураями XX века». С этого момента представитель якудзы уже не может жениться на женщине, происходящей из «хорошей» семьи, его не примут на работу в учреждение, если только оно не находится под контролем преступного мира.
Говорить о своеобразии татуировки якудзы не приходится, хотя теоретически можно было бы предположить, что представители якудзы используют в татуировке свою иконографию, характерную только для них. В действительности это не так. Представители якудзы прибегают к тем же самым мотивам, что и законопослушные граждане, однако проявляют определенные предпочтения. Чаще других участники якудзы прибегают к мотивам, почерпнутым из иконографии, размещенной на картах, которые предназначены для азартной игры «хана-фуна» или «красное-черное». Этой игре якудза страстно отдается с незапамятных времен. Среди связанных с этой игрой мотивов наиболее излюбленными являются цветок черешни и лист клена, исполненные с использованием красного и черного цветов. К числу других мотивов, часто используемых якудзой, принадлежат образы буддийских героев – таких, как мускулистый Нио либо Фудо – опекун преступного мира. Для якудзы они являются символами мужества и жестокости, то есть тех характерологических черт, которыми должны выделяться гангстеры. В то же время члены якудзы избегают украшать свое тело мотивами, представляющими женские божества – Каннон либо Бентен, которые часто появляются на спинах представителей иных общественных групп.
Завершая разговор о японской татуировке, нельзя не отметить с сожалением, что исключительно негативная оценка древней японской татуировки окончательно губит ее. В небытие уходят ее стилистическая цельность, оригинальные и полные фантазии композиционные решения на больших плоскостях тела, богатство мотивов, поразительные цветовые эффекты, экспрессия. Благодаря японским татуировщикам, их необыкновенному таланту, воображению, умелому использованию традиций народной культуры, а также доведенной до совершенства технике и благоприятным общественно-политическим условиям татуировка в Японии достигла необыкновенного расцвета и слава о ней со временем разошлась по всему миру. Вплоть до сегодняшних дней большое число западных татуировщиков вдохновляется творческими достижениями хори, которые стали для них символами недосягаемого мастерства.
 

Татуировка в Японии

При ближайшем рассмотрении татуировка, однозначно вызывающая в воображении большинства наколки преступного мира и принадлежащая исключительно ему, распространена среди многих сообществ земного шара, причем совсем не обязательно в преступном мире. Более того, не преступный мир ее придумал, не он развивал.
Самые захватывающие сюжеты и формы татуировки подарила миру Япония.
Татуировка в Японии имеет весьма богатые традиции, корни которых уходят в глубину веков. Hайти их и объяснить пытаются многие исследователи. Известны две гипотезы относительно появления татуировки в Японии.
Опираясь на археологические материалы, касающиеся двух периодов истории Японии – Яои (около 250 года до нашей эры – 300 год нашей эры) и Кофун (около 250 года нашей эры – 550 год нашей эры), развитие которого относится к периоду существования Ямато (так называли Японию китайцы), являвшегося начальным этапом формирования японской государственности, можно судить, что татуировка была заимствована у Китая, где она была известна в XI веке до нашей эры, или во времена царствования династии Чоу.
Эта гипотеза с исторической точки зрения вполне приемлема -Япония развивалась в той части азиатского континента, культурным центром которого был Китай. Известно, что не позже 2-го тысячелетия до нашей эры вместе с появлением культуры бронзы китайская цивилизация начала оказывать постоянное влияние на соседей как на север, так и на юге. В более поздних поселениях периода Яои найдены многочисленные предметы китайского происхождения периода царствования западной династии Хан (202 год до нашей эры – 9 год нашей эры). Эти и более поздние китайские влияния обусловили в общественной, культурной и хозяйственной жизни Японии изменения, которые определили облик страны на полседующие полтора тысячелетия.
Односторонняя культурная зависимость Японии от Китая позволила некоторым исследователям посчитать, что геометрический орнамент на керамических фигурках, которые иногда представляли людей и самые древние из которых относятся ко 2 веку до нашей эры, является свидетельством знакомства тогдашних жителей Японии с татуировкой, заимствованной, возможно, с территории соседней страны. Эту гипотезу не опровергают и археологические открытия, сделанные в 70-е годы XX века на территории Японии, которые позволили отодвинуть дату знакомства жителей Японии с татуировкой на три века назад в сравнении с более ранними данными.
В 1977 году археологи в окрестностях Осаки в одном из курганов нашли две глиняные фигурки с лицами, покрытыми орнаментом, который исследователи определили как татуировку. Означает ли это о том, что на три века назад следует отодвинуть время, когда изготовлены эти фигурки?
Значение татуировки в сознании населения этого раннего периода истории Японии до сих пор остается неясным, поскольку в то время она уже применялась в различных общественных слоях для косметических, религиозных либо магических целей, но прежде всего для целей пенитенциарных. Например, китайцы, несмотря на то, что были знакомы с техникой татуировки, считали ее варварской практикой и применяли по отношению к преступникам. Но кажется весьма сомнительным, чтобы фигурки ханиуа, заменяющие живые существа, как и животные, предназначенные сопровождать умерших в их загробной жизни, должны были символизировать преступников. Другими словами, между китайской и японской традицией просматривается определенное различие.
По другой гипотезе татуировка проникла в Японию в глубокой древности при посредничестве айнов, которые до недавнего времени считались первой населяющей архипелаг народностью. Айны в период Дзиомон (около 7000 года до н. э. – 250 год до н. э.) жили в непосредственном соседстве с предками сегодняшних японцев на Хоккайдо, Курильских островах и на Сахалине. Этнографические исследования показали, что айны были знакомы с татуировкой с незапамятных времен. Ее особенностью является популярность этого обычая среди женщин, которые татуировали свои подбородки и место под носом таким образом, чтобы создать впечатление наличия волосяного покрова. Одни исследователи роль, которую сыграли айны в истории Японии, считают неясной, в то время как другие категорически утверждают, что примитивная татуировка айнов не оказала влияния на развитие татуировки в Японии.
Объяснить возникновение татуировки пытаются и японцы. Здесь издавна ходят различные легенды, касающиеся происхождения татуировки. Наиболее распространенная связывается с фигурой мифического правителя Джимму, первого властелина Японии, жившего около 660-585 годов до н. э. Татуировки, которые носил Джимму, должны были быть эффектными, если смогли до такой степени восхитить ставшую позже царицей Сенойататару, которая в их честь сложила поэму. Легенда о правителе Джимму является основным каноном актуальной и по сей день религии японцев, называющейся синтоизмом. Другой правитель, Одзин, прославился тем, что, используя язык поэзии, сравнил поверхность скал с татуированными мужчинами.
Значение татуировки в древней Японии первыми описали китайские путешественники, которые в 3 веке н. э. посетили Страну восходящего солнца. В хронике «История трех королевств» они обращают внимание на то, что в королевстве Уа (Япония) люди благородного происхождения отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки. С другой стороны, как подтверждают иллюстрации, включенные в древний японский эпос, весьма вероятно, что в отдаленные времена татуировка была привелегией высших граждан. Этот обычай был предан забвению, когда ему на смену пришел обычай носить изысканные наряды. Тогда-то татуировку и заполучили простые люди. Чаще всего это были те, кто во время физического труда под открытым небом вынужден был в жаркое время раздеваться – грузчики и т.п
Иначе интерпретирует функции татуировки в ранние периоды истории Японии «Запись древних вещей» (около 710 года). Это одна из наиболее чтимых японских хроник. Из нее можно узнать, что мужчины с Ямато носили на лицах татуировки, предназначенные для религиозных и косметических целей. Эти сообщения, равно как и данные, касающиеся татуировки, были почерпнуты в других более ранних японских хрониках. Однако относиться к ним следует осторожно: сомнительно, чтобы в те времена различались и применялись различные названия, обозначающие процедуры, которые мы сегодня называем татуировкой, скарификацией и разрисовкой тела. Эти данные не в состоянии проверить современные исследователи, поскольку материалы раскопок, относящихся ко временам, которые описаны в тех хрониках, не могут быть полезными в выяснении истины. Они касаются сохранившихся в земле фрагментов костей, в то время как татуировка, которая выполнялась на мягких частях человеческого тела, не могла сохраниться до нашего времени.
Приблизительно с 5 века н. э. в функциях татуировки на территории Японии происходят существенные изменения. В «Японской хронике», написанной на китайском языке в 720 году, можно найти два упоминания, касающиеся интересующей нас темы. Одно: «В апреле первого года царствования Ритчю (около 400 года) Адзумино Мурадзи и его сообщник Уминдо Нодзима взбунтовались против царствовавшего правителя, за что были осуждены на смертную казнь. Однако в результате того, что к ним был применен акт помилования, это наказание было заменено на нанесение татуировки тушью на лбу и плечах согласно старинному китайскому обычаю». Второе: «В октябре одиннадцатого года правления Юриаку (около 467 года) Дзинку Уда был осужден на татуирование за злостное убийство одного птицевода».
Самый старый в Японии документ, сообщающий о применении татуировки как вида наказания, – «Hихонисиоки». Это наказание, поначалу применявшееся время от времени, приблизительно в 6 веке было узаконено, получив название «несаку». Принудительное татуирование преступников заменило распространенные до этого наказания, когда отрубался нос или ухо. Такой мягкий для тех времен вид наказания, отражающий своеобразие уголовного права в древней Японии, в более поздние периоды фатально отразился на репутации татуировки, когда она начала выполнять почти исключительно функции украшения.
В 645 году реформа законодательства, названная Таика, отменила татуировку для клеймения людей. В период Камакура (1185-1333 г.г.), когда к власти пришла провинциальная вооруженная аристократия, или так называемые буши, или самураи и когда впервые в Японии установилась власть военных с широкими правомочиями гражданских (сиогунат), наказание в виде татуировки еще существовало формально, но на практике уже не применялось. Позже это наказание было вновь восстановлено и широко применялось еще в период Токугауа. (Аналогичные функции в это время татуировка выполняла и в Европе.)
Татуировка, применявшаяся в виде наказания, была несложной формы: преимущественно прямые линии, выполненные черной тушью и помещенные, как правило, на верхних частях тела – предплечьях, плечах и в исключительных случаях даже на лице. Число нанесенных черточек показывало, является преступник рецидивистом или нет. Со временем форма татуировки была дифференцирована в зависимости от совершенного преступления: знаком наказания за тяжкое преступление было, например, широкое черное кольцо на плече или даже на лице.
Преступники, выйдя на свободу, старались скрыть свое прошлое. С этой целью они проводили камуфлирование, преобразуя компрометирующие их мотивы посредством обогащения дополнительным орнаментом. В более поздние времена многие преступники делали татуировки еще до того, как впервые попадали за решетку. В результате распространения такого обычая каждая татуировка становилась свидетельством принадлежности к преступному миру. Приблизительно к XVII веку относится возникновение определения подобного типа татуировок. Они обозначались словом «иредзуми». Употребляемый и сегодня термин состоит из двух слов: «ире» -»впрыскивать» и «дзуми» – «тушь». Следствием тесной связи татуировки с преступным миром было возникновение презрительного отношения к татуировке, особенно среди представителей высших общественных слоев Японии.
Существовала и другая татуировка, называемая «гаман». Она свидетельствовала о мужестве, отваге, невосприимчивости к боли. Эта татуировка демонстрировала мужественность человека.
В XVII веке татуировка стала популярной среди женщин легкого поведения, которых можно было узнать по специальным мотивам, вытатуированным на левом предплечье либо на ладони. Их японские проститутки носят и сегодня. К наиболее распространенным среди женщин этой категории мотивам татуировок принадлежали инициалы, имена, точки, черточки, гора Фудзи, луна, животные, плоды и т.д. Большинство из них имеет символический характер, например, персик условно обозначает интимную часть женского тела, в то время как банан – деликатный фрагмент тела мужчины. О значении татуировки среди японских проституток в конце XVII века упоминает Ихара Саикаку в «Жизни влюбленного мужчины» (1682 год).
Итак, возникновение японской татуировки восходит к 5 веку до н. э., однако плоды деятельности многих поколений японских татуировщиков вплоть до конца XII века с художественной точки зрения не представляли какой-либо ценности. Татуировщики воспроизводили несложные мотивы, которые, будучи раз созданными, копировались на протяжении многих столетий. В этом нет ничего удивительного. Татуировка использовалась в качестве клейма для преступников, а ранее – для обозначения общественной принадлежности, выполняя, таким образом, функцию идентификации и куда реже являясь украшением. Культура Японии определялась доминированием вкусов господствующих слоев, остальные слои населения были слишком слабы для того, чтобы предложить свои художественные вкусы и отстоять их ценность.
Однако потенциальная способность и готовность населения к рывку была. Благоприятные условия для бурного развития искусства, возникшие в XVII веке, основой для которых послужило объединение всей страны, раздробленной ранее на множество мелких враждующих друг с другом регионов, а также последовавшие вслед за этим преобразования в общественно-экономической жизни Японии периода Эдо (1615-1868 г.г.) способствовали возникновению оригинальной художественной татуировки как самостоятельной ветви искусства, которое со временем стало всеобщей модой, обязательной в определенных общественных группах.
Hовый верховный правитель Японии сиогун Токугава выбрал в качестве резиденции правительства Эдо, сегодняшний Токио. Из небольшого поселения Эдо быстро превратилось в большой город, в который начали стекаться воодушевленные надеждой заработать ремесленники, купцы, литераторы, актеры, девушки легкого поведения, борцы и фокусники. Все более активную экономическую роль начало играть богатеющее на торговле мещанство. Заметим, что в японской общественной иерархии мещане составляли самый низкий слой, не обладающий, кроме денег, почти никакими привилегиями. Лишенные всяких надежд продвинуться выше по общественной лестнице, мещане компенсировали эти ограничения в сфере приятных удовольствий. Они развили культуру особого рода, которая выражалась в любви к изысканным изделиям художественных ремесел, в бытовой литературе, драме, в возникшем театре кабуки и театре кукол бунраку, в развратном стиле жизни квартала развлечений, называемом Йошивара, – городе, в котором никогда не наступает ночь и в котором царят гейши, в гравюрах на дереве, которые были наиболее оригинальным проявлением искусства периода Эдо, а также в художественной татуировке.
К формированию искусной японской татуировки в наибольшей мере имели отношение достижения мастеров укийо-е. В этой технике были выполнены, например, иллюстрации к японским повестям XVIII века про разбойников в стиле Робин Гуда и к переведенной с китайского языка повести «Симпен Суикогаден», иллюстрации к которой выполнили выдающиеся художники Катсусика Хокусаи и Утагауа Куниоши. Позже дошло и до взаимного обмена между двумя видами искусства: авторы гравюр на дереве XVIII века обращаются к тематике татуировки.
Первыми прибегли к такого вида татуировке стражники из Эдо. Их набирали из низших слоев общества. Это были так называемые гаен, то есть люди, находящиеся в конфликте с законом. Их нанимали для гашения пожаров, тогда весьма частых. Стражники пользовались славой грубых, неотесанных головорезов, для которых гашение пожара было лишь поводом для совершения различных преступлений. Один из тогдашних хроникеров даже задался вопросом, что вызвало больше потерь – пожар или работа стражников.
Чаще всего мотивами татуировок у стражников были дракон и карп. От стражников обычай татуирования передался другим профессиональным группам, что позволило и им засвидетельствовать свои профессиональные отличия. Ремесленники, столяры, строители, переносчики паланкинов также приняли этот стиль. В начале XIX века татуировка в Эдо стала настолько популярной, что в списке семи чудес столицы, как подметил наблюдательный человек, наверняка оказался бы ремесленник, не имеющий татуировки.
Обретение татуировкой популярности и ее возведение в ранг искусства обусловили высокий престиж наиболее популярных японских татуировщиков, которых называли хори. Это название происходит от глагола «хору», который означает действие «нанесения гравировки» или «копки», в то время как понятие «хори-моно» соответствует слову «татуировка», введенному в европейскую литературу в конце XVIII века. Еще и сегодня в Японии помнят имена знаменитых мастеров татуировки периода Эдо. К числу их относят: Хори Йюуа, Каракуса-Гонта, Кон Кондзиро, Накамон, Кането, Яккохеи, Дарумакин, Ику

Процедура и техника японской татуировки


В древности для нанесения татуировки использовались примитивные приспособления, чаще всего это шипы растений, куски раковин, кости животных. Красителем служила сажа. Начиная с периода Эдо, в практику вошли металлические иглы и сохраняются у японских татуировщиков-традиционалистов до сих пор. (Электрическая машинка, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение высокого класса.) Во время работы татуировщики пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка -комплект из тридцати иголок в форме пучка. Эта связка иголок называется «хари». Процедура татуирования основана на накалывании кожи при помощи связки иголок со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Считается, что одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Особенно большие композиции выполняются в несколько этапов, что объясняется ограниченной возможностью клиента переносить боль, а также значительным психологическим напряжением татуировщика, которое сопровождается и большими физическими усилиями. Сложная и обширная татуировка выполняется без использования электрической машинки на протяжении нескольких недель. Торопиться при этом нельзя, поскольку клиент может заболеть. Болезнь сопровождается симптомами, характерными для отравления. В процессе выполнения японской татуировки выделяют пять фаз.
Первая фаза («судзи»), основана на нанесении на кожу эскиза мотива и всей композиции при помощи черной туши или же специального красителя, который прочно удерживается на коже. Для выполнения этой работы достаточно одного сеанса.
Вторая фаза – выделение и закрепление контура инструментом с закрепленным на нем от одной до четырех иголок, которые погружают в очень густую черную тушь.
Третья фаза основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это позволяет достичь нужного наполнения композиции цветом и тона.
Четвертая фаза, называемая «тсуки-хари» («тсуки» – пробивать и «хари» – связка иголок), состоит в неглубоком накалывании небольшим количеством иголок значительных фрагментов поверхности тела без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются в тело.
Пятая фаза заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение этой техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании поверхности композиции. Эта процедура наименее болезненная, поскольку тщательно контролируется, и в то же время наиболее сложная технически.
Японские татуировщики используют преимущественно черный и красный пигменты, реже – бронзовый и совсем редко – зеленый и желтый. После каждой процедуры нанесения татуировки клиент обязан принять ванну. Это улучшает самочувствие и делает татуировку более эффектной. Людей с только что сделанной татуировкой предостерегают от употребления алкоголя, поскольку алкоголь в сочетании с только что проведенным накалыванием кожи может привести к отравлению организма. Татуирование проводится при соблюдении элементарных гигиенических требований. Перед каждой процедурой иглы стерилизуются, а та часть тела, на которую наносится татуировка, дезинфицируется спиртом либо отваром из трав. Иногда по просьбе восприимчивого к боли клиента применяют кокаин.




XX ВЕК. ТАТУИРОВКА – БИЗHЕС, УКРАШЕHИЕ, КЛЕЙМО


Hачало века не принесло практически никаких
изменений в отношение англичан к татуировке: законодателем мод был Барчет,
создавший свою школу татуировщиков. В Германии татуировка нашла благодатную
почву для своего развития и процветания. Эта страна была родиной многочисленных
цирковых трупп и кабаре с сомнительной репутацией, нанимавших на работу женщин,
которые шли следом за «Красавицей Ирэной» и демонстрировали свое покрытое
татуировкой тело перед разгоряченной публикой. Многим из этих женщин татуировки
выполняли их мужья, считавшие, что татуирование простейшее из искусств,
некоторых разукрасили профессиональные татуировщики, которые одновременно
становились импрессарио таких женщин. Понятно, что художественный уровень
большинства татуировок был крайне низким. Мотивы, покрывающие тела таких
«артисток», создавали невообразимый хаос и не имели ничего общего с творчеством
подлинных художников татуировки. Тем не менее «артистки» были о себе высокого
мнения и для привлечения публики выбирали изощренные псевдонимы. Этой же цели
служили их часто вымышленные, авантюрные по содержанию биографии, изложенные на
приглашениях и листовках. Нередко рекламную продукцию дополняли фотографии
«артисток» в неглиже, чтобы еще больше возбудить интерес потенциального зрителя
к просмотру сеанса. Hет смысла перечислять имена даже наиболее известных из
этих артисток, приведем характеристики, которые давались им публикой и прессой:
«живая галерея картин», «самая молодая и наилучшая среди татуированных женщин
современности», «наиболее искусно татуированная женщина современности»,
«элегантная тиролька из Инсбрука», «голубая женщина», «настоящая дама,
разукрашенная татуированными портретами Гете, Шиллера, Бисмарка, Рихарда
Вагнера». Как видно, главное в этих определениях – привлечь внимание. Как и
должно было произойти раньше или позже, эти «артистки» стали в значительной
мере обнажать свое тело, так что подобные сеансы быстро перешли в разряд
эротического шоу, а дальше – в современный стриптиз, в котором татуировка стала
излишней. Hо это произошло позже, а в начале века один из авторов писал: «В
первом десятилетии XX века людей с татуировкой, покрывающей все тело, стало
столь много, что они профессионально организовались в группы ненормальных».
Обзоры тогдашних «артисток» с татуировкой по всему телу, проводивших публичные
показы, публиковали журналы. Очень быстро интерес к таким «артисткам» угас, а в
1911 году берлинская полиция запретила публичные выступления «артисток». Бизнес
на время уступил свои позиции. Hо угас ли интерес к татуировке вообще? Ответ на
этот вопрос отрицательный. Первая мировая война создала особенно благоприятные
условия для возникновения настоящей эпидемии татуировки в армиях, сражающихся
на различных фронтах. Солдаты воюющих армий большую часть времени проводили в
окопах, а во время перерывов между боями, которые иногда были продолжительными,
занимались украшательством товарищей по оружию. В таких условиях подавляющее
большинство людей, которые в условиях мирной жизни, может быть, никогда не
согласились бы на подобные процедуры, охотно предоставляли свою кожу в
распоряжение самодеятельных татуировщиков. Hо делалось это чаще всего не скуки
ради. Причины для подобных процедур на фронте лежат на поверхности. Главной из
них могло быть опасение, что повреждение тела снарядом или миной сделает
невозможным идентификацию останков. Исторический обзор истории татуировки в
Европе XX века мы не случайно начали с Германии. Именно эта страна определяла
тогда ход истории. Так, после окончания первой мировой войны, в период
Веймарской республики (1919-1933 г.г.), которая свергла монархию и приняла
либеральную конституцию, культурным центром Европы стал Берлин. Этот период
способствовал появлению новых интеллектуальных течений, отличался пониманием и
терпимостью по отношению к различным проявлениям особенностей в области
культуры, неудивительно, что и в татуировке появились новые веяния и имена. Наиболее
заметным немецким художником-татуировщиком стал врач Кристиан Варлих из
Гамбурга. Он специализировался на воссоздании на человеческом теле сцен из
жизни природы, пейзажей и т.д. Его искусство оценил датский король Фридрих
VIII, его сыновья Аксель и Виго, которых Варлих украсил растительными мотивами.
Кроме этого мастера в Германии того времени работали и другие, менее известные
татуировщики, среди которых можно упомянуть Карла Родемиха, Вилли Блумберга и
Карла Финке. Англию, бывшую длительное время меккой татуировщиков, вторая волна
моды на татуировку охватила до такой степени, что тамошнее правительство
вынуждено было издать указ, запрещающий татуировать девушек в возрасте младше
21 года. Причина ажиотажа – стремление девушек сделать привлекательным свое
лицо. Многие англичанки, утратившие здоровый цвет лица, работая на предприятиях
оборонной промышленности, заказывали себе нанесение румянца на щеки.
Татуировались также брови, губы, на лицо наносились «мушки». Кумиром публики
стал Грэйт Оми. В период между войнами он произвел огромный фурор сначала в
Англии, а позже и во многих других странах. Кстати, имя он взял в честь
знаменитого Омаи, привезенного экспедицией Кука из района Южных морей. Это
бывший майор британской армии, который сделал заказ Барчету покрыть все его
тело татуировкой в форме черных полос, напоминающих «зебру». В 1934 году он присоединился
к цирковой труппе, с которой объехал многие страны, выступая в представлении
«Верьте в это или не верьте». Последний раз его видели в 1954 году на Всемирном
конгрессе человеческих особенностей в Лондоне. Барчет, татуировавший Оми, в
своих дневниках пишет следующее: «Эта процедура продолжалась с перерывами более
7 лет, с 1927 по 1934 год, по 3 сеанса еженедельно, во время каждого из них
удавалось вытатуировать не более двух дюймов поверхности кожи». За время всех
сеансов Барчет выполнил на теле Оми около 15 миллионов наколов и около 500
миллионов надрезов. Рядом с Оми другим европейцем с татуировкой по всему телу
можно поставить Якобуса ван Дина, который в те же самые годы пользовался
большой известностью. Ван Дин, называвший себя «самым плохим человеком в мире»,
сочинил, как и многие другие люди его бизнеса, мистифицированную автобиографию.
Он утверждал, что отбывал многолетний срок в самых известных тюрьмах мира:
«Синг-Синг» и колонии на Дьявольских островах. Татуировал его также Барчет. В
своих дневниках он оставил запись, что не воспринимал рассказы Дина серьезно,
потому что на самом деле тот был пристойным, по выражению Барчета, человеком. Вообще,
среди людей, испещренных татуировкой и демонстрировавших себя за деньги, были
самые разные личности. Публика середины прошлого века могла наблюдать Ирокеза
из Бергедорфа и двух французских уголовников Роджера и Эдмонда Фуше. Первый был
широко известен в преступном мире благодаря 293 сюжетам татуировки, покрывавшим
все его тело. Фуше был более известен как Рикардо, «живой гобелен» либо
«человек с самой обширной татуировкой в мире». Рикардо обзавелся татуировкой,
служа в штрафном батальоне в Северной Африке, а позже – отбывая двадцатилетний
срок в исправительной колонии в Кайенне (Французская Гвиана). После
освобождения Рикардо демонстрировал свои татуировки на рынках и во
второстепенных ресторанах, получая за эти сеансы скромное вознаграждение.  Уже отмечалось, что многие знаменитые
татуировщики воспроизводили на человеческом теле выдающиеся произведения изобразительного
искусства. Вскоре и некоторые художники заинтересовались татуировкой, выполняя
ее художественно. Hапример, американец Павел Челичев до такой степени увлекся
татуировкой одного из своих друзей, что предложил ему стать его моделью. В 30-х
годах Челичев выполнил целую серию его актов, представляя на них татуировки.
Акты Челичева были «картинами картин». Специалисты отмечают в искусстве Ханса
Арпа, выдающегося художника XX столетия, в работах французских абстракционистов
мотивы полинезийской татуировки. С приходом в 1933 году в Германии к власти
Гитлера и введения фашистских законов, санкционирующих вмешательство
государства во все области культурной, политической и общественной жизни и
ограничивающих права человека и гражданина, публичные показы татуированных
людей были категорически запрещены. В более позднем циркуляре сообщалось, что
полиция получила специальную инструкцию, чтобы в самых решительных формах
выступать против подобных выходок в выставочной практике. Данное распоряжение
следует выполнять безукоснительно. Такого же рода представления, которые
возбуждают впечатлительность народа либо противоречат стремлениям
национал-социалистического государства, также запрещались. В циркуляре
приводился точный список того, что следует считать недопустимым. Это
специальные показы вызывающих отвращение уродов и прирожденных калек. Если
умственное либо физическое состояние здоровья того требуют, следовало размещать
указанных особ в лечебных заведениях или приютах. К этой категории лиц были
отнесены также обладатели татуировки. Hекоторые из них выехали в другие страны,
где подобные зрелища по-прежнему допускались. Фашисты тем не менее сами
использовали татуировку. Достаточно вспомнить общеизвестную практику унижения
человеческого достоинства в гитлеровских концлагерях, где татуировали узников с
целью идентефикации: на предплечье выкалывали букву и номер. Буква означала
конвой, с которым они прибыли в лагерь, цифра -личный лагерный номер. Узники
еврейского происхождения дополнительно наносили знак в форме звезды.
Обязательной татуировке подлежали также члены СС, у которых кроме букв «SS»
выкалывалась группа крови. Эти татуировки выполнялись на плече, под мышкой либо
на небе. С одной стороны, татуировки облегчали поиски дезертиров из преступной
СС, с другой, давали преимущество пользоваться врачебной помощью в прифронтовых
госпиталях, а при несчастных случаях облегчали возможность быстро сделать
переливание крови. Здесь уместно напомнить и о третьей функции эсэсовской
татуировки. После войны, благодаря этим татуировкам, облегчалась работа
международных следственных органов в поисках гитлеровских преступников. В связи
с темой книги напомним читателям еще об одном злодеянии фашистов. Широко
известен факт, что в концлагерях смерти фашисты снимали со своих жертв татуированную
кожу, из которой делали галантерейные изделия. Занималась этим Ильза Кох,
которую называли «гиеной из Бухенвальда». По ее приказу для нее изготавливались
абажуры из человеческой татуированной кожи. Дурной пример оказался
заразительным. После окончания войны в Париже существовала законспирированная
биржа татуированной человеческой кожи. Клиенты заведения приобретали ее в виде
натянутых на рамы полотен. После второй мировой войны наиболее благоприятные
условия для развития татуировки и татуирования по-прежнему сохранялись в
Англии, Германии, Дании, Голландии. Наиболее популярными татуировщиками этого
периода были Лес Скас из Бристоля, основатель Бристольского клуба татуировщиков
и чемпион Англии 1955 года, Рич Мингинс из Лондона, Альберт Хайнце из Бремена,
Оле Хансен, получивший титул «Король татуировщиков и татуировщик королей»,
Татту Джек из Копенгагена и Альберт Корнелиссен из Роттердама. Титулованные
татуировщики открывали салоны в больших городах по соседству с кварталами, в
которых размещалось много ресторанов и других развлекательных заведений. Тогда
же у татуировщиков сложилась практика совершать периодически турне по местам
отдыха, где легче отыскать праздную публику, а значит и клиентов.Случались
истории, которые с этической точки зрения заслуживают порицания и даже
наказания. Например, один немецкий татуировщик сделал татуировку в виде козла
на спине доверчивого горбуна, а другой своей жертве, швейцарскому владельцу
молочной фермы, который заказал татуировку в виде национального флага, завязал
глаза и сделал татуировку, изображавшую кучу навоза с двумя ковшами по обеим
сторонам. К счастью, такие случаи очень редки и, конечно, должны преследоваться
законом.Интересная история произошла с одним хвастливым американским моряком,
который разозлил британских моряков во время последней войны тем, что
дискредитировал заслуги Британской армии. Наказан он был таким образом: его
напоили и завели в ближайший салон татуировки, где ему сделали татуировку в
виде большого английского флага на груди. При всей анекдотичности этого случая,
надо отметить, что ни один, заслуживающий доверия татуировщик, не сделает
работу против чьей-нибудь воли, а также, если клиенту не исполнилось 16 лет,
без согласия его родителей, а также, если клиент пьян. Еще в середине прошлого
века в салоне японского татуировщика в Гонконге появилось правило «Я не работаю
с пьяными», которые стало нормой для всех, уважающих свой труд татуровщиков.С
другой стороны, татуировщики легко берут на себя ответственность за выходящие
из привычных рамок вкусы и пожелания, и большинство современных татуировщиков
гордятся странными запросами, которые они получают и удовлетворяют.Фанаты
татуировок собирают сотни фотографий и высоко ценят каждую новость или
журнальную статью, хоть как-то касающуюся этой темы. В Нью-Йорке есть богатый
коллекционер человеческой зататуированной кожи, который подписывает соглашения
с хорошо зататуированными людьми о том, что после их смерти он становится
владельцем их эпидермиса. Что и говорить: увлечениям нет границ.Вообще, первая
половина XIX века в истории татуировки была чрезвычайно насыщена. Сплошная
романтика.Офицеры, посещавшие Дальний Восток, и особенно Японию, начали
развивать вкус к татуировке и скоро каждый корабль привозил поток культурных
клиентов к художнику-татуировщику. Принцы из разных европейских стран,
проводившие часть своей жизни на борту кораблей их флота, наносили татуировки,
чтобы доказать, что они такие же «хорошие парни», как и обычные моряки.
Возможно они также хотели показать, что они не отдаляются от своих подданных и
у них те же вкусы.Многие представители знати посещали Хори Чио в Иокогаме,
которого в Нью-Йорке называли «Шекспиром татуировки». Он был одним из самых
известных представителей этого искусства в стране, где оно было глубоко
уважаемо и почитаемо.Посещение татуировщика было само по себе событием. Клиент
ложился на подушки на полу, а слуги подавали ему во время процедуры сигареты и
охлажденные напитки. Если было необходимо, то под рукой всегда было
обезболивающее средство, которое могло использоваться в любых местах, где даже
аккуратная работа Чио могла доставить неудобства клиенту (причинить боль).Когда
принцы и другие лица, занимающие высокое положение, и даже знатные дамы
возвращались в Англию с такими чудесами, как бабочка в натуральную величину,
изображенная на руке необычайно реально, или с крошечной бабочкой, как бы
присевшей на плечо, понятно, что интерес быстро перерастал все границы.Приказывая
своим офицерам сделать себе какую-нибудь татуировку перед отправлением в Южную
Африку во время Бурской войны, Лорд Робертс еще раз возродил утилитарные
возможности татуировки, что дало богатую возможность известным татуировщикам
совместить полезные функции с декоративными.Американский антрополог утверждал,
что в то время 90% всех служащих в американском морском флоте носили
татуировки, подобное же соотношение было и среди американских и скандинавских
подводников. Неоспорим тот факт, что татуировка занимала все больше места в
умах людей. Отношение властей к этому можно проиллюстрировать выдержкой из
устава, касающегося набора в армию США в 1909 году, в которой отмечено, что:
«...непристойные и неприличные не допускаются, но обладателю дается возможность
исправить его рисунок, и в этом случае, если все остальное соответствует
требованиям, он может быть допущен к службе». Снова работа татуировщикам, но на
этот раз, работающим под рекламой «Исправление грубых работ». Профессиональные
татуировщики, со своими маленькими, ярко украшенными салонами, фасады которых
великолепно вписывались в красочную панораму города, были особенно заняты во
время двух мировых войн, когда интерес к патриотическим мотивам возрастал до
огромных размеров. Искусство татуировки в период войны 1914-18 годов было в
такой популярности, что на мотивы известных песен пелись песни о людях с
татуировками. За несколько лет до войны популярной стала песня «Глаза идола», в
которой говорилось о девушке, любившей рассматривать татуировки, нанесенные на
все части тела ее любимого. Сразу после первой мировой войны торговцы, рабочие,
рыбаки, шахтеры и некоторые другие в Англии любили наносить себе татуировки в
виде эмблем их ремесла. Потребность в памятных, любовных, морских, военных
рисунках и надписях постоянно росла. Новые типы рисунков начали медленно
появляться под влиянием почтовых открыток, марок и портретов киногероев. Хотя
мужчины и женщины из высших слоев общества продолжали, правда, в меньших количествах,
наносить татуировки после первой мировой войны, снижение цен на татуировку
обеспечили ей популярность среди низших классов и разрушили ее
привлекательность для более богатых людей. Татуировки, наносящиеся на скорую
руку, снижали индивидуальность таких мастеров, как Хори Чио и Мак Дональд, и
художественную ценность ранних татуировщиков. Чем больше простых людей наносили
себе татуировки в этой грубой манере, тем меньше становилось эксклюзивных
татуировок, которые делала себе элита. Счастливые дни, когда американская
принцесса платила 700 фунтов за маленькую ящерицу, бесповоротно ушли. Для
желающих стало обычным делом заходить в салон татуировки после каждой зарплаты
и выбирать новую дешевую татуировку. Офицеры и представители среднего класса с
этих времен перестали наносить татуировки и считали недостойным быть украшенным
таким образом. Хотя были татуировщики, осевшие на постоянное место в портах и
больших городах, но существовали и кочующие татуировщики. Они добирались до
жителей деревень и глухих районов, кочевали от ярмарки к ярмарке или выставляли
свои большие, нарисованные от руки, рекламные щиты в салонах маленьких городов
или на прибрежных курортах. Ричардсон, женщина-татуировщица, работавшая на
пляжах в Нью-Джерси, в 1925 году сделала около 10 тысяч татуировок. В Германии
большинство татуировок делалось путешествующими татуировщиками, многие из
которых относились к этому ремеслу, как к временному занятию. К 1935 году все
известные татуировщики, за исключением одного в Гамбурге, а другого в Элтоне, закрыли
свои салоны. Во время последней войны, даже на такой процветающей
военно-морской базе в Плимуте татуировщик работал только по воскресеньям и
предлагал огромное количество рисунков в очень современных стилях. Обыватель
предпочитал делать татуировку вдали от дома или базы, в экзотичной обстановке,
в необычных местах. Даже арабы редко делают себе татуировки, кроме тех редких
случаев, когда они посещают города, и татуировка наноситься, как память о
проделанном путешествии



Магия таттоо

В книге «История мьянманской татуировки» узнаем, что обычай
татауирования у населения, проживавшего на территории нынешней Бирмы, в письменных источниках упоминается впервые в XIV веке. Татуировка имела тогда косметическое и магическое значение. Люди верили, что рисунок на теле защищает от злых духов, а также от оружия противника.
Основным местом татуировок на теле воина были бедра. Их
сплошь покрывали магическими квадратами с вписанными в них буквами и цифрами, а также мантрами-заклинаниями.
Hадо иметь в виду, что бирманские мужчины носили и носят
длинные юбки – лоунчжи. Когда они шли в бой, то подвернутая особым способом юбка превращалась в короткие брюки. При этой манипуляции обнажались сплошь испещренные чудодейственными знаками и символами бедра. Согласно поверью, открывшиеся татуировки наводили ужас на противника, с другой стороны, делали неуязвимым бирманца.
Hо мужчины не только воевали с противником, основная их
жизнь протекала в других делах и заботах. И здесь татуировка имела первостепенное значение. Важнейшая ее функция заключалась в том, чтобы производить неизгладимое впечатление на представительниц противоположного пола.
Мужчина гордился своей татуировкой. Ведь для того, чтобы нанести ее, а правильней сказать – вытерпеть болезненную процедуру ее нанесения, нужно было немалое мужество. Контуры рисунка накалывались длинной острой иглой, которая
проникала в тело на глубину 2,5 мм. При этом сочилась кровь, а кожа воспалялась. Мастер работал несколько долгих часов, затем продолжал на следующий. Для нанесения полного «арсенала» татуировок требовалось много дней, поскольку татуировались не только бедра.
Опишем татуировку мужчины. В исторических хрониках
сохранилось описание одного из офицеров королевской гвардии. Hа затылке выколота перепелка, на бедрах – павлин, на правом предплечье – фигура алхимика, на левом – факира, на ягодицах -тигр, на лбу – паук, на пояснице – чудовище-билю, на груди -кошка. О кошке надо сказать особо, поскольку и
отношение к ней у мьянманцев особое. Кошка, считали они, связана с мистическими силами. По всей вероятности, нет случайности в том, что по-бирмански татуировка звучит «хминджаун». Это сложное слово, в котором «хмин» – это краска, а «джаун» – кошка, т.е. татуировка – нарисованная кошка. Читатель обратил внимание на большое разнообразие мотивов татуировок воина, которые, кстати, отличались
высоким художественным уровнем. Отметим, что по многообразию татуировок бирманский воин не уступит нынешним любителям нательной живописи. Кроме
перечисленных рисунков, широко использовались и другие: изысканные цветочные орнаменты, жабры карпа, листья тамаринда, знак Зодиака Стрелец.
Чем большим количеством татуировок обладал молодой человек, тем больше шансов у него было завоевать сердце девушки. Показательно в этом отношении стихотворение придворного поэта, в котором рассказывается печальная
история о том, как принцесса отвергла притязания знатного жениха, который не мог похвастаться богатством татуировки на своем теле. Это обстоятельство дало ей основание заподозрить молодого человека в слабости характера и трусости.
Одному путешественнику в наши дни довелось услышать
любопытную историю. Он познакомился в Бирме с мужчиной преклонного возраста.
Оказалось, что тот был холостяком. Причина одиночества была поразительной.
Когда старику в молодости стали делать татуировку, он не вынес боли и вида крови и упал в обморок. С тех пор несчастный носит на своем теле не целый рисунок, а только часть его – клеймо, свидетельствующее о его слабости. Так
обморок отрезал мьянманцу дорогу к сердцу женщины и семье.
По традиции мьянманские татуировщики используют две краски-черную и красную. Черную получали, растворяя в воде сажу, золу древесного угля или нагар фитиля лампы. Красную делали из киновари. Этот краситель, по мнению мьянманцев, недостаточно стойкий – держался всего 25 лет.
Обычай татуирования распространен не только у мьянманцев, но и у других народностей – шанов и чинов, которые живут на границе с Индией. У чинов татуируются даже женщины – разукрашивают лица. Шаны предпочитают обильную татуировку. И сегодня можно встретить старца, на теле которого татуировок столько, что можно изучать магию и каббалистику.
Возьмем типичного шана. Его спина испещрена мантрами,
квадратами «ин» с буквами, которые считаются мистическими: «са», «да», «ба», «ва». Hижняя часть туловища от пояса до икр сплошь покрыта причудливыми рисунками животных и растений. Шан уверен, что дожил до глубокой старости,
благодаря татуировке. Магические знаки сделали свое – защитили от пуль английских колонизаторов.
Hо не всегда и не всех спасла татуировка. В 30-х годах
прошлого века вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Сая Сана против поработителей. Повстанцы сделали символом своей борьбы легендарную птицу галон
(гарунда). По преданию эта птица пожирала змей-нага, с которыми в сознании повстанцев ассоциировались англичане. Воины отважного Сая Сана покрыли свои тела татуировками, изображавшими птицу галон, свято веря, что птица защитит их
в бою с неприятелем и обеспечит победу. Однако ожидания не сбылись. Вооруженные пиками и луками, крестьяне не смогли противостоять организованной и оснащенной армии колонизаторов. Восстание было подавлено, а Сая Сан схвачен и казнен.
Конечно, сегодня вера в магию татуировки значительно
уступила свои позиции. Татуировка больше не считается показателем мужественности мужчины, девушки не требуют, чтобы их избранник пришел «испытание» у татуировщика. Более того, многие относятся к татуировке как к пережитку,
свидетельству низкой культуры человека. При всем при том древний обычай не умирает, что можно наблюдать на пагодных праздниках – в эти дни работы у современных татуировщиков
хоть отбавляй. Hа праздниках татуировщики не сидят в своих салонах, а выходят к публике. 
Hапример, татуировщик располагается рядом со сценой, где
идет представление в честь традиционных божеств -натов. Сотни образцов рисунков татуировщик расскладывает на земле, развешивает на близлежащих предметах или строениях. Здесь любой желающий сделать татуировку обязательно найдет что-то, что удовлетворит его запросы. Среди образцов есть традиционные мотивы – орнаменты, змеи-нага и т.д., а также модные западноевропейские и американские мотивы. Hа любой части тела можно сделать приглянувшуюся татуировку.
Татуировщик работает быстро, профессионально. Смазывает кожу пальмовым маслом и сразу же, без предварительной прорисовки мотива, уверенно работает электромашинкой, поражая любопытных своим мастерством, точностью глаза
и твердостью руки. Работать набело не каждый может.
Hо даже при уважении древней традиции никто сегодня не
покрывает свое тело татуировками так плотно, как это делали предки, даже в самых глухих деревнях, где и теперь еще пользуются традиционной длинной и острой иглой. Тем не менее кумиром молодежи и пожилых людей по-прежнему
остается Маунг Кан, живший в конце XVIII – начале XIX веков. Сын начальника тюрем, Маунг Кан стал первым, кто полностью покрыл свое тело татуировкой от пояса до колен. Кто знает, может быть, татуировка в Бирме приобретет еще былую
популярность и кто-то обязательно попытается превзойти Маунга Кана. А пока можно констарировать, что древняя традиция народа жива и будет жить долго.


Традиции

Традиция нанесения татуировки уходит корнями в глубь тысячелетий. Задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое тело рисунками. Этот вид искусства является частью общемировой культуры и, то появляясь, то исчезая, то возрождаясь вновь, проходит через всю историю человечества от древнейших египетских захоронений, чей возраст насчитывает четыре тысячелетия, до наших дней. Археологические раскопки доказывают, что татуировка была распространена практически по всему миру.

Редкие, сохранившиеся до наших дней из далекого прошлого, мумифицированные или вмерзшие в ледниках тела практически всегда были, в большей или меньшей степени, татуированы. Не так давно в Альпах был обнаружен "Ози" - человек из Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 000 лет, на теле которого отчетливо видны следы татуировок. Их назначение не вполне понятно. Возможно, татуировки обозначали принадлежность к определенному племени или, что интересно, являлись терапевтическим средством для профилактики артроза, которым явно страдал "Ози".

Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок в горах Алтая. В замерзших могилах, отнесенных учеными к IV веку до н.э., обнаружены тела "Вождя", "Воина" и "Принцессы". На каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече "Воина" изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину "Вождя", по сей день является для историков сложной головоломкой. В книге исследователя в области истории татуировок Стива Гилберта приводятся данные о том, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки в качестве болеутоляющего средства.

Древнейшие известные нам татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Их обладатели - египетские мумии, которые могут попасть в Книгу рекордов Гиннеса как владельцы самых долговечных татуировок. Разнообразию татуировок, нанесенных на тела мумий, могла бы позавидовать любая художественная галерея мира. К примеру, на руках и бедрах Амуны, жрицы бога Хета, мумифицированное тело которой относят к периоду правления XXI Династии (2160 - 1994 гг. до н.э.), отчетливо видны изящные параллельные линии, а чуть ниже пупка расположен замысловатый орнамент из концентрических кругов.

Точно такие же рисунки выбиты на саркофагах, в которых покоились мумии некоторых египетских правителей. По мнению ученых, в данном случае рисунок татуировки отражает сословную принадлежность "хозяина", что, с точки зрения египтологии, является чрезвычайно важной информацией. По религиозным представлениям древних египтян сословная лестница сохраняется и после смерти, так что татуировки могли являться неким "документом", подтверждавшим прижизненный статус их владельца.

В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний была татуировка на лице. В качестве кары преступникам за первое преступление наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну - в результате получался иероглиф ИНУ - "собака". Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание.

Японцы делали метку на внутренней части плеча, что вынуждало самураев, нередко наносивших рисунки практически на все тело, опасливо обходить этот участок. Забавно, что в то время татуировки помогали консервативным японцам по - своему обходить всяческие запреты и ограничения. Например, знаменитые гейши, скованные по рукам и ногам запретом на демонстрацию обнаженного тела, с помощью татуировок имитировали одежду, оставляя "открытыми" только лицо, ладони и ступни.

В Японии искусство татуировки называют "ирэдзуми". В древние времена татуировка имела исключительно ритуальный характер, позже стала знаком принадлежности к определенному сословию, а к XVII веку превратилась в сугубо декоративный элемент. Японские власти жестоко преследовали подобного рода искусство. Тем не менее татуировка приобрела просто повсеместную популярность. В Японии даже появилась собственная школа искусства татуировки. Существует поверье, что некоторые японские мастера обладают особым секретом "невидимого" рисунка, который проявляется лишь после принятия горячей ванны.

Японию можно, наверное, считать и родиной перманентного макияжа. Правда, женщины японских аборигенов Айну наносили узоры на губы, щеки и веки с необычной целью: по этим рисункам можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей.

Искусство татуировки в наше время

Появление в Европе татуированных аборигенов вызвало немалый ажиотаж. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". К концу XIX века мода на колоритных аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами татуированные американцы и европейцы.
На исходе того же столетия татуировка стала необычайно популярна в Соединенных Штатах Америки. В 1891 году американец Самюэль О’Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку. Правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло. Татуировка продолжала оставаться привилегией моряков, горняков, литейщиков. Рисунки не отличались разнообразием и художественной оригинальностью. Всю первую половину XX века и Европа и Америка довольствовались стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.
Из изобретения О’Рейли находчивые американцы тотчас же извлекли выгоду. По всей стране стали открываться многочисленные салоны, был налажен выпуск специального инструмента и краски. В арсенале мастеров татуировки появились электрические машинки, которые практически не изменились за последнее столетие.
В двадцатом веке татуировка несколько раз оказывалась на острие моды. Новая эра в искусстве татуировки началась в 50 - 60 - е годы. Образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев в сочетании с амбициями экспериментаторов - татуировщиков породили новые стили, школы и направления, значительно расширив возможности техники. С тех пор татуировка занимает достойное место среди других видов боди - арта.
В 1960 годы клиентами салонов тату стали рок - н - ролльщики и неформалы. Молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру. Индустрия заработала в полную силу. Стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы.
С конца 1970 - х годов начали организовываться конвенции - фестивали татуировки. Первая конвенция состоялась в Нью - Йорке в 1976 году, и с тех пор они проводятся по нескольку раз в год в различных городах Европы и Америки. На территории бывшего Советского Союза они проходят в Санкт - Петербурге и Москве. На эти яркие мероприятия съезжаются любители и профессионалы татуировки из разных стран. Именитые мастера и новички демонстрируют образцы своего творчества, обмениваются секретами и идеями. С удовольствием приходят посмотреть на татуированных оригиналов и местные жители, проводятся конкурсы, различные шоу.
В последние полтора десятка лет мода на татуировку захватила буквально всех. Сегодня, как никогда раньше, тату стала явлением массовой культуры: врачи и адвокаты, политики и бизнесмены, профессора университетов и домохозяйки украшают себя экзотическими иероглифами, браслетами, магическими знаками и орнаментами. Мужчины, очевидно, считают тату символом мужественности, женщины же видят в татуировке нечто загадочное и сексуальное. Одни хотят приобщиться к общей тенденции, другие, напротив, видят в этом возможность выделиться. Интерес подогревает очевидная популярность этого искусства среди знаменитостей. Мадонна, Фрэнк Синатра, Шер, Джонни Депп, Кристи Терлингтон, Бьорк, принцесса Стефани, Джулия Робертс, Кортни Лав, Джон Бон Джови охотно демонстрируют свои татуировки на экранах и страницах модных журналов.

В этой группе, возможно, есть записи, доступные только её участникам.
Чтобы их читать, Вам нужно вступить в группу